1 крокодилы были сухопутными рептилиями. Крокодилы. Самый спокойный аллигатор
В песках Сахары встречаются окаменелости крокодилов, которые совсем не похожи на знакомых нам пресмыкающихся. С 1997 года группа ученых под руководством американского палеонтолога Пола Серено тщательно изучала найденные кости, и он с трудом справляется с волнением, рассказывая о сделанных открытиях: «Эти существа невероятно приспособлены к условиям жизни!» Впечатляющая коллекция окаменелостей включает в себя крокодилов, живших в период от 110 до 95 млн лет назад, когда этот район был покрыт болотами и реками. Многие виды насчитывают всего несколько экземпляров, поэтому трудно сказать, насколько они были распространены, хотя вполне могли доминировать среди животных того времени. Самые крупные и внешне устрашающие виды находились во главе пищевой цепочки, а те, что поменьше, были чем-то вроде современных грызунов, обитающих в недрах лесов.
Сначала был дробящий укус
Первые примитивные крокодилы произошли от более древних рептилий - архозавров, предков динозавров и современных птиц. Эти небольшие пресмыкающиеся обитали на суше, но уже на раннем этапе у них развились мощные челюстные мышцы и массивные черепа, служащие для мощного дробящего укуса: не будь череп таким твердым и жестким, он бы согнулся под давлением, возникающим в результате сжатия челюстей. В 2001 году в Китае американский ученый обнаружил окаменелость Junggarsuchus sloani, возраст которой насчитывает 175 млн лет. Длина Junggarsuchus составляла всего метр, но кости черепа представляли единый массив, выдерживающий давление крупных челюстных мышц. Эта небольшая рептилия была способна на очень сильный укус. Возможно, ей удавалось, вцепившись в крупных животных, отрывать от них куски мяса.
7,75 млн лет назад у крокодилов сильно развились челюсти, о чем свидетельствуют следы мышц на черепе Junggarsuchus.
Через 220 млн лет, претерпев катаклизмы эволюционного развития, современные крокодилы выглядят поразительно однообразно. Все они - хищники, проводящие большую часть времени в воде в ожидании добычи. Но как крокодилам удалось выжить, когда многие другие виды вымерли?
Первые крокодилы были сухопутными, но у части рептилий развилась способность обитать в воде. Возможно, это помогло им выжить во время массового вымирания животных 65 млн лет назад. Но не исключено, что решающим оказался другой фактор.
По словам Пола Серены, важную роль сыграло устройство пищеварительной системы. «Биология крокодилов позволяет им обходиться без пропитания до года. Вот почему им удалось пережить многие виды, которые вымерли», - рассказывает он.
Третья особенность - необычайно эффективное устройство дыхательной системы крокодилов, позволяющее им расходовать кислород лучше многих других животных. Иногда на Земле поступление кислорода в атмосферу не достигало и двух третей того количества, которым мы располагаем сегодня. В такие периоды крокодилы имели больше шансов выжить по сравнению с конкурентами.
Новые исследования по анатомии аллигатора показали удивительно большое сходство между аллигаторами и птицами. И тех и других отличает высокая эффективность дыхательной системы. Благодаря сложной системе воздушных мешков внутри организма воздух проходит через легкие птиц только в одном направлении, что отличает их от млекопитающих. Поэтому птицы могут запасать за один вдох почти в 2,5 раза больше кислорода по сравнению с животными.
Но теперь выяснилось, что это присуще не только птицам. Птицы и крокодилы - единственные из ныне живущих представителей отряда архозавров, господствовавших на суше 250 млн лет назад, когда в воздухе содержалось очень мало кислорода. Поэтому некоторые ученые считают, что архозавры и, следовательно, крокодилы изначально были активными и теплокровными.
Таким образом, выживание крокодилов произошло благодаря комплексу факторов. Единственная угроза их существованию сегодня - человек. Погоня за крокодильей кожей привела к тому, что несколько популяций рептилий находятся под угрозой вымирания. Но, похоже, всем крокодилам исчезновение не грозит.
Аллигаторы вдыхают воздух через одни дыхательные пути (синий, красный и желтый цвет, в кровь поступает кислород). Выдыхают через другие дыхательные пути (зеленый цвет, выделяется углекислый газ)
55.
В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является: а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.
56.
Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает: а) митохондрии;
б) хлоропласты; +
в) ядро;
г) вакуоли.
57.
Из названных белков ферментом является: а) инсулин;
б) кератин;
в) тромбин; +
г) миоглобин.
58.
В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов; +
г) в строме.
59.
Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление: а) 1:1;
б) 3:1;
в) 5:1;
г) 9:7. +
60.
При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с: а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи; +
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.
Бактерии вызывают заболевания
: I.
возвратный тиф. + II. сыпной тиф. + III. малярия. IV. туляремия. + V. гепатит. а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV; +
г) II, III, IV, V.
2.
Корни могут выполнять функции: I.
образования почек. + II. образования листьев. III. вегетативного размножения. + IV. поглощения воды и минеральных веществ. + V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов . + а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V; +
г) I, II, III, IV.
3.
Если оборвать (обрезать) кончик главного корня: I.
корень погибнет. II. все растение погибнет. III. рост корня в длину прекратится. + IV. растение выживет, но будет слабым. V. начнут расти боковые и придаточные корни. + а) III, IV, V;
б) III, V; +
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.
4.
Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для
: I.
пауков. II. клещей. + III. сольпуг. IV. сенокосцев. V. скорпионов. а) II; +
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.
5.
Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются: I.
кораллы. + II. губки. + III. асцидии. + IV. коловратки. V. усоногие раки. + а) I, II, III, IV;
б) I, II, III, V; +
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V.
6.
Хорда сохраняется в течение всей жизни у
: I.
окуня. II. осетра. + III. акулы. IV. миноги. + V. ланцетника. + а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. +
7.
Нерестится только один раз в жизни
: I.
севрюга. II. сардина. III. горбуша. + IV. красноперка. V. речной угорь. + а) II, III, V;
б) III, V; +
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
8.
Аллантоис выполняет у амниот функцию
: I.
газообмена. + II. терморегуляции. III. запасания воды. IV. накопления мочи. + V. пищеварения. а) I, III, IV;
б) I, IV; +
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV.
9.
В почечном клубочке в норме практически не фильтруются: I.
вода. II. глюкоза. III. мочевина. IV. гемоглобин. + V. альбумин плазмы. + а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. +
10.
Каждая популяция характеризуется
: I.
плотностью. + II. численностью. + III. степенью изоляции. IV. независимой эволюционной судьбой. V. характером пространственного распределения. + а) I, II, V; +
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.
11.
К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся
: I.
волк. II. рысь. + III. ягуар. + IV. гепард. V. медведь. + а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V. +
12.
Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят
: I.
белка. II. хорек. III. песец. + IV. лемминг. + V. зеленая жаба. а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV; +
г) III, IV, V.
13.
Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции: I.
жабры рыбы и жабры рака. + II. крылья бабочки и крылья птицы. + III. усики гороха и усики винограда . + IV. волосы млекопитающих и перья птицы. V. колючки кактуса и колючки боярышника .
+ а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V; +
г) I, II, III, IV.
14.
Из названных полимеров к неразветвленным относятся
: I.
хитин. + II. амилоза. + III. гликоген. IV. целлюлоза. + V. амилопектин. а) I, II, IV; +
б) I, II, III, IV;
в) II, IV, V;
г) III, IV, V.
15.
В организме человека гормональные функции выполняют соединения
: I.
белки и пептиды. + II. производные нуклеотидов. III. производные холестерина. + IV. производные аминокислот. + V. производные жирных кислот. + а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V; +
в) III, V;
г) II.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25.
1. Печеночные мхи – низшие растения.
2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +
4. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
6. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
7. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
8. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
9. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +
10. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
11. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
12. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
13. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов . +
14. Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
15. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +
16. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков .
18. Суккуленты легко переносят обезвоживание.
19. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии. +
20. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +
21. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.
22. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
23. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте. +
24. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК. +
25. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите красящие реактивы (1 – глицерин; 2 – гематоксилин; 3– фуксин; 4 – хлор–цинк–йод; 5 – раствор Люголя) с эффектами от их применения в процессе приготовления микропрепаратов: А – окрашивание ядер клеток; Б – окрашивание цитоплазмы; В – окрашивание зерен крахмала в клетках; Г – просветление препарата; Д – окрашивание целлюлозных оболочек клеток.
Красящие реактивы | |||||
Эффект применения |
2.
Известно, что высокое содержание солей в почве создает в ней резко отрицательный водный потенциал, что ведет к нарушению поступления воды в клетки корня растения, а иногда и к повреждению клеточных мембран. Выберите приспособления, встречающиеся у растений, произрастающих на засоленных почвах. 01. Клетки корня солеустойчивых растений способны поглощать соли и выделять их через секретирующие клетки на листьях и стебле;
02. Содержимое клеток солеустойчивых растений обладает более отрицательным водным потенциалом, по сравнению с клетками других растений;
03. Клетки характеризуются высоким содержанием солей;
04. Цитоплазма клеток этих растений обладает низкой гидрофильностью;
05. Цитоплазма клеток солеустойчивых растений обладает большой гидрофильностью;
06. Клетки солеустойчивых растений характеризуются менее отрицательным водным потенциалом, нежели в окружающем их почвенном растворе;
07. Интенсивность фотосинтеза у растений, произрастающих на засоленных почвах, низкая;
08. Интенсивность фотосинтеза у этих растений высокая.
Ответ: | 01, 02, 03, 05, 08. |
3.
На рисунке изображен поперечный срез проводящего пучка картофеля (Solanum
tuberosum
). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д) с их обозначениями на рисунке.
А – основная паренхима;
Б – наружная флоэма;
В – камбий;
Г – ксилема;
Д – внутренняя флоэма.
| |||||
Структура |
4. Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.
раскручивание спирали молекулы |
|
воздействие ферментов на молекулу |
|
отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК |
|
присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов |
|
образование двух молекул ДНК из одной |
Последовательность | |||||
Процессы |
5.
Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
Функции | |||||
Соединение |
Образец матрицы ответов на задания теоретического тура
Фамилия ________________________ Шифр _____________
Имя ________________________
Класс ________________________
Шифр ________________________
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 201
1-1
2 уч. год. ______ класс
Задание 1.
41-50 |
Из всех рептилий, живущих сегодня, крокодилы и аллигаторы, возможно, наименее изменились по сравнению с их доисторическими предками позднего мелового периода, которые вымерли более 65 миллионов лет назад.
Наряду с птерозаврами и динозаврами, древние крокодилы были ответвлением Архозавров, «правящих ящеров» раннего и среднего триасового периода (самые ранние крокодилы напоминали друг друга гораздо больше, чем напоминали первые птерозавры, которые также эволюционировали от архозавров). Отличительной чертой первых крокодилов от динозавров была форма и мускулатура их челюстей, которые, как правило, были более смертоносными, а так же конечности, которые располагались по бокам туловища.
В мезозойскую эпоху крокодилы в результате эволюции развивали три основные черты, которые унаследовали их современные потомки:
1. короткие конечности, расположенные по бокам туловища;
2. гладкие, бронированные тела;
3. водный образ жизни.
Первые крокодилы триасового периода
Прародителями крокодилов на доисторической сцене были фитозавры («цветочные ящеры»): архозавры, которые очень походили на современных крокодилов, за исключением того, что их ноздри располагались на верху головы, а не по бокам.
По их названию можно догадаться, что фитозавры были вегетарианцами, но на самом деле эти рептилии охотились на рыбу и других подводных организмов в пресноводных озерах и реках по всему миру. Среди наиболее заметных фитозавров были Рутиодон и Мистриосух.
Как ни странно, за исключением особенного расположения ноздрей, фитозавры больше походили на современных крокодилов, чем первых доисторических крокодилов.
Самые ранние крокодилы были маленькими, сухопутными, двуногими спринтерами, а некоторые из них были даже вегетарианцами (предположительно потому, что их двоюродные братья динозавры были лучше приспособлены к охоте на живую добычу). Эрпетосух и Досвеллия являются двумя ведущими кандидатами на почетное звание «первого крокодила», хотя точные эволюционные отношения этих ранних архозавров все еще неясны. Именно до начала юрского периода динозавры начали развиваться по отличительному пути от своих двоюродных братьев-крокодилов и постепенно установили господство над миром.
Крокодилы мезозойской и кайнозойской эпох
К началу юрского периода (около 200 миллионов лет назад) крокодилы в основном отказались от земного образа жизни, вероятно, их вытеснили динозавры. Именно тогда они обзавелись приспособления тела, которые характерны для современных крокодилов и аллигаторов: длинные тела, вывернутыми конечностями, и узкие, плоские, шипастые морды с мощными челюстями (необходимым эволюционным новшеством, поскольку крокодилы охотились на динозавров и других животных, которые рискнув подходили слишком близко к воде). Тем не менее, до сих пор остается пространство для споров: например, некоторые палеонтологи считают, древние крокодилы поедали планктон и криль, как современный серый кит.
Около 100 миллионов лет назад, к середине мелового периода, некоторые южноамериканские крокодилы начали имитировать своих братьев динозавров, эволюционировав до огромных размеров.
Королём крокодилов мелового периода стал огромный Саркозух, получившей название «SuperCroc». Это животное вырастало около 13 метров в длину от головы до хвоста и весил в районе 10 тонн. Его пасть была просто ужасающей около 2-х метров в длину. Но давайте не забывать о немного меньшем Дейнозухе, в «Персей» в его названии означает то же понятие, как «Дино» в динозавры: «ужасный» или «страшный.
На ряду с такими гигантскими крокодилами, вероятно, существовали столь же огромные змеи и черепахи; южноамериканская экосистема того времени, в целом, имела сходство с фентезийным островом Черепа из фильма Кинг-Конг.
Это звучит фантастически, но только группа древних крокодилов смогла пережить К/Т событие (глобальное вымирание почти всех живых существ на планете), которое стерло динозавров с лица земли 65 миллионов лет назад (почему это вымирание произошло так и остается тайной) Так и не понятно каким способом крокодилы смогли пережить динозавров. Сегодняшние крокодилы и аллигаторы внешне мало отличаются от своих доисторических предков, подсказывая, что эти рептилии были (и остаются) чрезвычайно хорошо приспособлены к изменениям окружающей среды.
Данный материал может быть использован для проведения олимпиады по биологии в 7 - 11 классах. Разработаны задания разного типа с системой оценивания результатов. В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олимпиада школьников по биологии 7 класс (школьный тур)
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Часть II.
I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V.
I. образования почек.
II. образования листьев.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV.
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V- Корень может:
I. поглощать воду с растворенными веществами. +
II. закреплять растения в почве. +
III. расти за счет вставочной меристемы.
IV. синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды. +
V. образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.
а) I, II, III;
б) I, II, IV; +
в) II, IV, V;
г) I, III, V. - Надземный тип прорастания семян характерен для:
I. фасоли. +
II. гороха.
III. липы. +
IV. клена. +
V. овса.
а) I, II, IV;
б) II, III, V;
в) I, III, IV; +
г) II, IV, V.
Часть III.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +
- Одно и то же растение может жить в любой среде жизни.
- Водоросли обитают только в водной среде жизни.
- Растения способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.
- Одуванчик – название вида растений.
- Фотосинтезом называют образование из углекислого газа и воды органических веществ и кислорода на свету.
- В мякоти листа многих растений можно выделить столбчатую и губчатую ткани.
Часть IV.
- [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):
Олимпиада школьников по биологии 8 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
- Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.
I. пауков.
II. клещей.
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.
I. кораллы.
II. губки.
III. асцидии.
IV. коловратки.
V. усоногие раки.
а) I, II, III, IV;
б) I, II, III, V;
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V.
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V.
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
- Печеночные мхи – низшие растения.
- Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
- После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально.
1. [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):
1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.
2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.
3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.
4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.
Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо и Г – бор.
- мах. 4 балла] Биолог поставил эксперимент. В 7 пробирок он налил раствор сахарозы разной концентрации: 0,2 М; 0,3М; 0,4М; 0,5М; 0,6М; 0,7М и 1М. В каждую из пробирок поместил по брусочку, вырезанному из клубня картофеля. Изначальная длина всех брусочков равнялась 40 мм. Через 30 минут брусочки были извлечены и измерены. По данным измерений исследователь построил гистограмму, где С – концентрация раствора сахарозы в пробирках 1-7, а l – изменение длины брусочков картофеля в зависимости от концентрации раствора. Затем, используя гистограмму, он определил концентрацию изотонического раствора.
Номер пробирки | |||||||
Изотонический р-р |
Олимпиада школьников по биологии 9 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
-
а) эвглена зеленая;
б) инфузория-туфелька;
в) амеба;
г) стафилококк.
- Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:
а) такой же, как у человека;
б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;
в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра;
г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра. - Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
б) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;
в) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2 , в течение недели;
г) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации О 2 , в течение двух недель. - а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система. - а) груди и брюшка;
б) груди;
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди. - Рабочие пчелы являются:
- а) с мочой;
б) через солевые железы;
в) через поры в коже;
г) с экскрементами. - а) только самка;
б) только самец;
в) по очереди оба родителя; - а) орлы;
б) пеликаны;
в) страусы;
г) африканские ткачики. - Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба;
б) дождевой червь;
в) гидра;
г) вольвокс. - Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака. - Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
а) на коралловых рифах;
б) в открытом океане в тропиках;
в) в приполярных областях;
г) в глубоководных впадинах. - Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти в долговременную теряется информации:
а) 5%;
б) 10%;
в) 50%;
г) более 90%. - а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная;
г) щелочная. - а) белков;
б) аминокислот;
в) липидов;
г) углеводов. - а) глицерола;
б) жирных кислот;
в) моносахаридов;
г) аминокислот.
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;
г) фолиевой кислоты.
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
г) колба Краузе.- а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. - Пищевая цепь – это:
- а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
г) агроценозов. -
а) птицы;
б) грызуны;
в) копытные;
г) человек. -
Часть II.
- Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V. - Корни могут выполнять функции:
I. образования почек.
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения.
IV. поглощения воды и минеральных веществ.
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV. - Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V. - Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
I. пауков.
II. клещей.
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V. - Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются:
I. кораллы.
II. губки.
III. асцидии.
IV. коловратки.
V. усоногие раки.
а) I, II, III, IV;
б) I, II, III, V;
в) I, III, IV;
г) I, II, III, IV, V. - Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. - Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
I. газообмена.
II. терморегуляции.
III. запасания воды.
IV. накопления мочи.
V. пищеварения.
а) I, III, IV;
б) I, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV.
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.
I. белки и пептиды.
II. производные нуклеотидов.
IV. производные аминокислот.
а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V;
в) III, V;
г) II
Часть III.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
- После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
- У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
- Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
Часть IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать указано для каждого задания индивидуально. Конкурсанты должны заполнить матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
- [ мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):
1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.
2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.
3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.
4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.
Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо и Г – бор.
- (мах. 4 балла) Биолог поставил эксперимент. В 7 пробирок он налил раствор сахарозы разной концентрации: 0,2 М; 0,3М; 0,4М; 0,5М; 0,6М; 0,7М и 1М. В каждую из пробирок поместил по брусочку, вырезанному из клубня картофеля. Изначальная длина всех брусочков равнялась 40 мм. Через 30 минут брусочки были извлечены и измерены. По данным измерений исследователь построил гистограмму, где С – концентрация раствора сахарозы в пробирках 1-7, а l – изменение длины брусочков картофеля в зависимости от концентрации раствора. Затем, используя гистограмму, он определил концентрацию изотонического раствора.
Укажите в матрице знаком «Х» номер пробирки с изотоническим раствором.
Номер пробирки | |||||||
Изотонический р-р |
Олимпиада школьников по биологии 10 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- а) ландыша;
б) сирени;
в) ржи;
г) подорожника. - Семена без эндосперма у:
а) клещевины;
б) липы;
в) томата;
г) частухи подорожниковой. - а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни. - Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса;
в) банана;
г) айвы. - а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую; - В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система. - Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди;
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди. - Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц. - Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
а) с мочой;
б) через солевые железы;
в) через поры в коже;
г) с экскрементами. - У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
а) только самка;
б) только самец;
в) по очереди оба родителя;
г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца. - Самые большие гнезда среди птиц строят:
а) орлы;
б) пеликаны;
в) страусы;
г) африканские ткачики. - Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике;
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой. - Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная;
г) щелочная. - Не известны гормоны, которые являются производными:
а) белков;
б) аминокислот;
в) липидов;
г) углеводов. - В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
а) глицерола;
б) жирных кислот;
в) моносахаридов;
г) аминокислот. - Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;
г) фолиевой кислоты. - Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе. - К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. - Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме. - Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. -
- а) систематика;
б) история;
в) палеонтология;
г) эволюция. - а) лучеперых;
б) кистеперых;
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих. -
а) дивергенции;
б) конверген ции;
в) параллелизма;
г) случай ного совпадения. - а) митоза;
б) мейоза;
в) оплодотворения;
г) опыления. - а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки; - а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК. - Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений. - а) хроматография;
б) центрифугирование;
в) электрофорез;
г) авторадиографи
Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
- Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. - Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V. - Аллантоис выполняет у амниот функцию:
I. газообмена.
II. терморегуляции.
III. запасания воды.
IV. накопления мочи.
V. пищеварения.
а) I, III, IV;
б) I, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV. - В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.
I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.
I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V.
I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V.
I. жабры рыбы и жабры рака.
а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV.
I. хитин.
II. амилоза.
III. гликоген.
IV. целлюлоза.
V. амилопектин.
а) I, II, IV;
б) I, II, III, IV;
в) II, IV, V;
г) III, IV, V.- В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
I. белки и пептиды.
II. производные нуклеотидов.
III. производные холестерина.
IV. производные аминокислот.
V. производные жирных кислот.
а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V;
в) III, V;
г) II.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.
- Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
- В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
- Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
- Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
- При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
- С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
- Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
Часть IV.
Функции | |||||
Соединение |
3.
|
Олимпиада школьников по биологии 11 класс (школьный тур)
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В тестовых заданиях частей I и III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. В тестовых заданиях части II за каждый правильный ответ участник получает по 2 балла. В тестовых заданиях части IV вам необходимо заполнить матрицы в соответствии с требованиями, описанными в условиях. Особенности оценивания описаны в тексте для каждого задания индивидуально. Результаты по каждому заданию суммируются. Длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
- Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
а) токоферола;
б) пиридоксина;
в) рибофлавина;
г) фолиевой кислоты. - Рецептор кожи, реагирующий на холод:
а) тельце Пчини;
б) тельце Мейснера;
в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;
г) колба Краузе. - К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. - Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме. - Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. - В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны;
в) копытные;
г) человек. - В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус. - Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:
а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой;
б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;
в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами;
г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды. - Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая;
б) инфузория-туфелька;
в) амеба;
г) стафилококк. - Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды. - Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика;
б) история;
в) палеонтология;
г) эволюция. - Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых;
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих. - Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конверген ции;
в) параллелизма;
г) случай ного совпадения. - Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза;
в) оплодотворения;
г) опыления. - Одно из положений клеточной теории гласит:
а) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;
б) новые клетки образуются при делении исходных клеток;
в) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;
г) клетки способны к росту и обмену веществ. - При партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки. - Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК. - Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений. - Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода:
а) хроматография;
б) центрифугирование;
в) электрофорез;
г) авторадиография. - Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания;
б) нуклеозиды;
в) нуклеотиды;
г) динуклеотиды. - Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли;
б) аминокислот;
в) хлорофилла;
г) цитоплазмы. - В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода;
г) углекислый газ. - Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии;
б) хлоропласты;
в) ядро;
г) вакуоли. - Из названных белков ферментом является:
а) инсулин;
б) кератин;
в) тромбин;
г) миоглобин. - В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов;
г) в строме. - Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может дать во втором поколении расщепление:
а) 1:1;
б) 3:1;
в) 5:1;
г) 9:7. - Соцветие колос характерно для:
а) ландыша;
б) сирени;
в) ржи;
г) подорожника. - Семена без эндосперма у:
а) клещевины;
б) липы;
в) томата;
г) частухи подорожниковой. - Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни. - Соплодие характерно для:
а) груши;
б) ананаса;
в) банана;
г) айвы. - К корнеотпрысковым растениям относят:
а) облепиху крушиновидную;
б) осот полевой;
в) осину дрожащую;
г) все перечисленные растения. - В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система. - Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди;
в) головогруди и брюшка;
г) головогруди. - Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых на развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц. - Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
а) с мочой;
б) через солевые железы;
в) через поры в коже;
г) с экскрементами
Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
- Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V. - Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V. - Аллантоис выполняет у амниот функцию:
I. газообмена.
II. терморегуляции.
III. запасания воды.
IV. накопления мочи.
V. пищеварения.
а) I, III, IV;
б) I, IV;
в) I, II, IV, V;
г) I, II, III, IV. - В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V. - Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV. - К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V. - Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V. - Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
I. жабры рыбы и жабры рака.
II. крылья бабочки и крылья птицы.
III. усики гороха и усики винограда.
IV. волосы млекопитающих и перья птицы.
V. колючки кактуса и колючки боярышника.
а) I, III, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV. - Из названных полимеров к неразветвленным относятся:
I. хитин.
II. амилоза.
III. гликоген.
IV. целлюлоза.
V. амилопектин.
а) I, II, IV;
б) I, II, III, IV;
в) II, IV, V;
г) III, IV, V. - В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
I. белки и пептиды.
II. производные нуклеотидов.
III. производные холестерина.
IV. производные аминокислот.
V. производные жирных кислот.
а) III, IV, V;
б) I, III, IV, V;
в) III, V;
г) II.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.
1. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
- В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
- Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
- Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
- При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
- С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
- Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
- Суккуленты легко переносят обезвоживание.
- Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
- Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.
- Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.
- Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
- У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.
- Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.
- Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
- Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.
-
Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).
Функции | |||||
Соединение |
3.
Известно, что высокое содержание солей в почве создает в ней резко отрицательный водный потенциал, что ведет к нарушению поступления воды в клетки корня растения, а иногда и к повреждению клеточных мембран. Выберите приспособления, встречающиеся у растений, произрастающих на засоленных почвах.
01. Клетки корня солеустойчивых растений способны поглощать соли и выделять их через секретирующие клетки на листьях и стебле;
02. Содержимое клеток солеустойчивых растений обладает более отрицательным водным потенциалом, по сравнению с клетками других растений;
03. Клетки характеризуются высоким содержанием солей;
04. Цитоплазма клеток этих растений обладает низкой гидрофильностью;
05. Цитоплазма клеток солеустойчивых растений обладает большой гидрофильностью;
06. Клетки солеустойчивых растений характеризуются менее отрицательным водным потенциалом, нежели в окружающем их почвенном растворе;
07. Интенсивность фотосинтеза у растений, произрастающих на засоленных почвах, низкая;
08. Интенсивность фотосинтеза у этих растений высокая.
|
Матрица ответов
по биологии (школьный тур)
2011-12 уч. год. __7____ класс
Задание 1.
1-10 | ||||||||||
11-15 |
Задание 2.
Задание 3.
прав. "ДА" | ||||||||||
неправ "нет" |
Задание 4. (4 балла)
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2011-12 уч. год. __8____ класс
Задание 1.
1-10 | ||||||||||
11-20 |
Задание 2.
1-10 |
Задание 3.
прав. "ДА" | ||||||||||
неправ "нет" |
Задание 4. 1. (4 балла)
Номер пробирки | ||||||||||||||||
Изотонический раствор |
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2011-12 уч. год. ____9__ класс
Задание 1.
1-10 | ||||||||||
11-20 | ||||||||||
21-25 |
Задание 2.
1-10 |
Задание 3.
прав. "ДА" | |||||||||||||||
неправ "нет" |
Задание 4. 1. (4 балла)
Номер пробирки | ||||||||||||||||
Изотонический раствор |
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2011-12 уч. год. ___10___ класс
Задание 1.
1-10 | ||||||||||
11-20 | ||||||||||
21-30 |
Задание 2.
1-10 |
Задание 3.
прав. "ДА" | |||||||||||||||
неправ "нет" |
Задание 4. 1. (5 баллов)
- (5 балов)
Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2011-12 уч. год. ___11___ класс
Задание 1.
1-10 | ||||||||||
11-20 | ||||||||||
21-30 | ||||||||||
31-35 |
Задание 2.
1-10 |
Задание 3.
прав. "ДА" | |||||||||||||||
неправ "нет" | |||||||||||||||
прав. "ДА" | |||||||||||||||
неправ "нет" |
Задание 4. 1. (5 баллов)
Последовательность | |||||
Крокодил - полуводное позвоночное дикое животное, относится к типу хордовые, классу пресмыкающиеся, отряду крокодилы (лат. Crocodilia). Свое русское название хищник получил благодаря греческому слову “крокодилос”, буквально означающему “галечный червь”. Вероятнее всего, так греки называли рептилию, бугристая кожа которой с виду напоминает гальку, а длинное туловище и характерные телодвижения - червя. В морской воде крокодил питается рыбой, пилорылыми скатами и даже , в том числе белыми, размер которых не уступает, а чаще превосходит по длине нападающего крокодила. Особенно разнообразно меню, состоящее из млекопитающих. Удачная охота приносит крокодилу на обед , варана, кабана, буйвола или . Нередко добычей крокодила становятся , и . Также крокодилы едят обезьян, енотов, куниц и . При возможности перекусить не откажутся от нападения на любых домашних животных, будь то , или крупный рогатый скот. Некоторые крокодилы едят друг друга, то есть не гнушаются нападать на себе подобных. Как охотится крокодил?Большую часть суток крокодилы проводят в воде, а охотятся только с наступлением темноты. Мелкую добычу рептилия заглатывает целиком. В поединке с крупной жертвой оружие крокодила - грубая сила. Больших сухопутных животных, например, оленей и буйволов, крокодил караулит у водопоя, атакует внезапно и утаскивает в воду, где жертва не в силах оказать сопротивления. Крупную рыбу, наоборот, тащит на мелководье, где с добычей легче расправиться. Массивные челюсти крокодила с легкостью дробят череп буйвола, а сильные рывки головой и особый прием “смертельного вращения” мгновенно разрывают добычу на части. Жевать крокодилы не умеют, поэтому, умертвив жертву, мощными челюстями выкручивают куски подходящей плоти и глотают целиком. Едят крокодилы достаточно много: один обед может составлять до 23% от массы самого хищника. Нередко крокодилы прячут часть добычи, но не всегда запас остается в сохранности, и часто употребляется другими хищниками.
Чем отличается крокодил от гавиала?
Чем отличается крокодил от каймана?
Виды крокодилов: названия, описание, список и фото.Современная классификация подразделяет отряд крокодилов на 3 семейства, 8 родов и 24 вида. Семейство настоящие крокодилы (лат. Crocodylidae). Некоторые из его разновидностей представляют особый интерес:
Семейство аллигаторовые (лат. Alligatoridae), в котором выделяются подсемейство аллигаторы и подсемейство кайманы. К данному семейству относятся следующие разновидности:
Белый крокодил (альбинос)
|