28 трамвай лиссабон график работы. Автобусы и трамваи лиссабона. Протяженность маршрута, режим работы

Трамваи в Лиссабоне - это не только один из самых полезных видов транспортных средств, чтобы осмотреть город, но и одна из его самых популярных туристических достопримечательностей.

В столице Португалии в настоящее время действует пять маршрутов и 58 трамваев, из которых 40 - старинные. Трамваи Лиссабона небольшие и ностальгические, именно они являются негласным символом города. Из пяти маршрутов туристам особенно интересны будут два: 15 и 28 трамвай. В Лиссабоне наиболее популярен первый, так как он соединяет центр города и район Белем. Но этот трамвай не так романтичен, как второй, о котором и пойдет речь в статье.

Чем знаменит трамвай № 28 в Лиссабоне

Его заслуженно называют ностальгическим. Этот небольшой деревянный трамвай перенесет вас в другую эпоху. Ему больше 80 лет, передвигаясь на его борту, вы сможете осмотреть все главные достопримечательности города и одновременно почувствуете, что попали в прошлое, поскольку звук скрипучих тормозов и пронзительных колоколов обеспечивает ностальгический фоновый шум. № 28 в Лиссабоне проходит по крутым склонам и узким улочкам. Вагончик виртуозно маневрирует, совершая резкие повороты и предупреждая рассеянных пешеходов звонким сигналом. Тысячи туристов выбирают этот трамвай, чтобы осмотреть город.

Восхитительные трамваи Remodelado относятся к 1930 годам, и в любом другом городе они наверняка уже стояли бы в музее, но в Лиссабоне они являются неотъемлемой частью сети общественного транспорта. Почему их не заменят на новые, спросите вы. Для 28 маршрут в Лиссабоне совершенно непригоден из-за его многочисленных крутых поворотов и особенностей городского рельефа. Ну а закрыть его у властей не поднимается рука, ведь он давно стал своеобразной достопримечательностью столицы.

Билеты

Билеты можно приобрести на борту либо заранее на любой станции метро или в киосках, расположенных по всему городу. В этом случае он обойдется вам в 2,90 €. Более выгодный вариант - купить 24-часовой билет на общественный транспорт. С ним вы можете беспрепятственно в течение суток ездить на метро, трамваях и автобусах. К тому же вы сможете выходить на любой остановке, а осмотрев достопримечательности, вновь продолжить путь по маршруту, не покупая новый билет. Это существенная экономия. Такой билет стоит 6,15 евро. Имейте в виду, что приобрести его можно только в билетных автоматах на станциях метро.

Можно также воспользоваться туристической картой Lisboa Card, которая предоставляет различные льготы на посещение музеев, исторических достопримечательностей и бесплатный проезд на любом общественном транспорте в течение определенного периода времени.

Маршрут

Где находится № 28 в Лиссабоне? Пожалуй, это один из первых вопросов туристов, прибывших в столицу Португалии. В принципе вы можете войти в трамвай на любой остановке маршрута и продолжить путь. Однако если вы желаете проехать на нем, чтобы осмотреть город, то начать стоит с первой остановки.

Маршрут трамвая № 28 в Лиссабоне пролегает от станции метро Martim Moniz до Campo Ourique (Prazeres). Добраться до пункта отправления не составит особого труда, если ваша цель - именно экскурсионная поездка на трамвае. Имейте в виду, что если вы закончите путешествие в районе Празереш, вам нужно будет вернуться на автобусе или на том же трамвае (в противоположном направлении).

На станции Martim Moniz всегда длинная очередь, и ожидание может занять не менее часа, а иногда и больше. Однако люди стоят в очереди, чтобы занять сидячие места в трамвае, поэтому, если вы готовы ехать стоя, можно не ждать.

Расписание трамвая № 28 в Лиссабоне

Первый трамвай отправляется в 5:40 по будням, 5:45 - по субботам и 6:45 - по воскресеньям. Интервал между рейсами очень небольшой - около 15 минут. Самый последний трамвай с остановки Martim Moniz отправляется в 21:15 в будние дни и 22:30 - по выходным дням.

Тем, кто не хочет стоять в длинной очереди, но при этом мечтает осмотреть все достопримечательности маршрута, удобно расположившись на сиденьях трамвая, рекомендуем воспользоваться самым ранним его рейсом либо, наоборот, самым поздним. В это время туристов и горожан очень мало.

Лучшие остановки

Количество остановок трамвая № 28 в Лиссабоне отличается в зависимости от того в каком направлении вы едете. Так, если вы отправляетесь со станции Martim Moniz, их будет 34, а протяженность маршрута - 7,02 км. В обратном направлении трамвай преодолевает чуть больше расстояние (7,51 км) и совершает 36 остановок.

Ниже вы можете найти список лучших остановок маршрута.

Это - то место, где маврам было разрешено жить после христианского завоевания Лиссабона в 1147 году, прежде чем их вместе с евреями изгнали в 1497. Мало что сохранилось с того периода, за исключением остатков средневековой стены. Любопытно, что Моурария по-прежнему самый многонациональный район города. Он также известен как место рождения фаду - музыкально-танцевального жанра.

Квартал Алфама

Один из самых старых районов Лиссабона, восхитительный лабиринт узких мощеных улиц и старинных домов, которые ведут на крутой холм от устья Тежу до замка. В этом колоритном районе находятся многочисленные исторические здания.

Первоначально Альфама находился за пределами городских стен и ассоциировался с нищетой и убогостью, в нем проживали только бедные и обездоленные. Поскольку Лиссабон превратился в важный порт, район сохранил свой скромный статус, в нем жили матросы и доковые рабочие. Сегодня Альфама отказался от своей мрачной репутации, превратившись в фешенебельный район, но сохранив при этом свой характер и обветшалый шарм.

Лабиринт улиц Альфамы лучше всего изучать, просто гуляя, так как на каждом углу или крутом подъеме вы найдете восхитительную крошечную площадь, уникальный магазин, кафе или прекрасную смотровую площадку.

Красивейшая и уникальная церковь, являющаяся местом захоронения многих известных португальцев. Церковь расположена в районе Альфама, а массивный белый купол является характерной чертой городского пейзажа.

У церкви сложная история. С момента основания в XVI веке она пережила разрушение и бесчисленные финансовые трудности, но, в конце концов, была открыта в 1966 году.

Историческое ядро города - крепость, расположенная на высоком холме. Ее можно увидеть практически из любой точки Лиссабона. Первоначально была резиденцией мавританского эмира, после ее захватил первый король Португалии - Афонсу Энрикеш.

Одна из главных достопримечательностей в Лиссабоне на маршруте трамвая №28. Строительство Собора датируется двенадцатым веком, его стиль определяется преимущественно как романский. Официальное название - Санта-Мария-Майор.

Удивительно, но собор пережил несколько стихийных бедствий, таких как великое землетрясение 1755 года, которое оставило часть здания в руинах. На протяжении веков собор реконструировали и перестраивали не единожды.

Район Байша Помбалино

Один из популярных районов города с туристической точки зрения. Он является одним из первых и самых безупречных сейсмоустойчивых городских проектов планирования и строительства в Европе.

Район Байша был полностью отремонтирован после катастрофического землетрясения 1755 года, сопровождавшегося цунами и пожаром. Своим нынешним благополучием он обязан главным образом первому маркизу Помбала (откуда и происходит название «Помбалина»). Район изобилует архитектурными чудесами.

Торговая площадь

Одна из значимых площадей Лиссабона, которую стоит осмотреть. Она является одной из крупнейших в Европе. Являясь символом города, площадь открывает глазам туристов разные достопримечательности, которые нельзя упускать: особняк Патио да Гале, Cais das Colunas и инновационный центр истории Лиссабона. Поднимитесь на арку Арко-да-Руа Аугуста, чтобы полюбоваться переплетением улиц и видом на море. Отдохните у ног короля Хосе I и его лошади Джентиль - статуи, выполненной Мачадо де Кастро, которая так хорошо иллюстрирует королевскую власть и благородство породы лузитано. Площадь - это отличная отправная точка для знакомства с городом.

Это лифт XIX века, который перевозит пассажиров на крутой холм от района Байша до Ларго-ду-Кармо и руин церкви Кармо. Подъемник относится к эпохе, когда кованое железо было не просто строительным материалом, но и художественной формой. Лифт украшен красивыми неоготическими арками и геометрическими узорами, а внутри - два роскошных полированных деревянных вагона.

Исторически лифт исключил крутой поворот на холм Кармо и облегчил жизнь горожан, но сегодня это, прежде всего, туристическая достопримечательность, одна из самых уникальных в городе. На вершине подъемника находится открытая недавно смотровая площадка, с которой открывается прекрасный панорамный вид на исторический центр Лиссабона.

Район Шиаду

Это традиционный торговый район, в котором сочетаются старые и современные коммерческие заведения, в основном расположенные на улицах Кармо и Гаррет. Самое известное кафе - Brasileira, именно в нем часто бывал поэт Фернандо Пессоа.

В 1988 году в районе был сильный пожар, 18 зданий было частично или полностью уничтожено. С тех пор, благодаря проекту реконструкции, который координировал архитектор А. С. Виейра на протяжении 10 лет, пострадавший район восстановлен и имеет самые высокие цены на недвижимость в Португалии.

Как и в любом путешествии на общественном транспорте в незнакомом городе, будьте осторожны с карманниками, которые, как известно, встречаются часто и в трамваях. Сохраняйте бдительность и надежно прячьте кошельки и телефоны.

Поверите, или нет, но дважды побывав в Лиссабоне, я так и не прокатился на его знаменитых старинных трамваях. Это упущение исправил в третий приезд, то есть в эти дни. Вы знаете, это не просто трамвай, это настоящая машина времени, на которой за скромные 1,45 евро за билет вы погружаетесь в Лиссабон начала XX века. Маленький вагончик уверенно и резво петляет по городу, взбираясь вверх и вниз по таким узким и кривым подъемам, где и пешком гулять утомительно. Не сомневаюсь, что португальцы следят за своими историческим трамваями и у "веселого" вагончика не сорвет тормоза на спуске, но подспудно все равно вздрагиваешь. Одним словом, решил я не мудрить планируя что еще посмотреть в Лиссабоне, а просто следовал маршруту 28 трамвая. И вот что из этого получилось -

Не послушался я советов путешественников, рекомендовавших не лениться и поймать трамвай в его исходной точке на площади Martim Moniz. Дело в том, что про 28 трамвай знаем не только мы с вами, но и несколько тысяч других туристов.И все они попытаются на первоначальной остановке взять трамвай штурмом, чтобы занять козырные места возле окон. Чем дальше вы едете, тем людей больше и уже через 3-5 остановок он вообще перестает принимать новых пассажиров из-за переполненности вагона. Я конечно влез в вагон, кое-как протолкнувшись (опыт поездок в московском метро не пропьешь!), но фотографировать и даже просто смотреть в окно будучи сжатым как селедка в банке - нереально.

Посему, поступил следующим хитрым образом: выдержал кое-как поездку вверх на гору и сошел на горе, близ смотровой площадки Miradouro Sophia De Mello, это рядом с одноименной церковью. На противоположной горе видна городская крепость Castelo de S.Jorge, имейте в виду, это не Святой Джордж, а Хорхе. Тут, понимаете ли, Португалия.

Оттуда трамваи начинаются долгий спуск в направлении центра Лиссабона, безбожно и опасно петляя по фантастически узким улочкам -

Даже машины и вот этот трехколесный драндулет еле-еле карабкаются в гору, а трамвайчик берет подъему штурмом на ура!

Не знаю, как вас, а меня этии узкие мощеные улочки с рельсами просто восторгают. Первый трамвай был запущен в 1873 году и конечно же был гужевым, то бишь с лошадками. Трамваи в обычном их виде начали курсировать по городу в 1901 году, а конкретно на этих улочках трамваи пошли немного позже, в 1915 году. Трамвай стал настоящим спасением для тысяч жителей "верхнего" Лиссабона, особенно для пожилых, которые теперь могли спускаться и подниматься в центр за покупками.

Улочки местами настолько узкие, что реально можно попасть под трамвай, если не вжаться в стену -

А еще подумалось, что у лиссабонцев очень хорошее здоровье. Прикиньте, каково каждый день бегать туда-сюда. Я вам скажу из личного опыта, что даже при относительно неплохом здоровье и без лишнего веса, я взбирался снизу вверх к нашему отелю где-то минут за сорок. Это быстрым шагом, в спортивных кроссовках и без вещей. И неизбежно по пути пару раз останавливался, чтобы отдышаться.

Кстати, красные трамваи они туристические, ходят каким-то своим маршрутом, специально подобранным, чтобы захватить максимум интересного. Была мысль поехать с ними, а не обычным 28 номером, но как-то не сложилось. И грех жаловаться, и без них получил огромное удовольствие.

Лиссабон - город поразительно фотогеничный и следуя по маршруту трамвая, я то и дело оказывался на тех, или иных смотровых площадках.

Предупреждения беречь свои денежки (если, конечно, они у вас есть) повсюду, на каждом доме, или перекрестке. Полагаю, что город на столь безопасен, как можно подумать. Здесь невероятно много гостей из солнечной Африки. Одни пытаются честно работать, упаковывая продукты на кассах в супермаркетах, или даже просто продавая сувениры на улицах. Другие воруют. Впрочем, немало совмещают работу в магазина с воровством в вечернюю смену. Я так думаю.

Вот ничего не могу с собой поделать - стараюсь на улицах еду не покупать. Прикидываю, что во-первых куча людей вокруг, кашляют-чихают, во-вторых дорога в двух метрах - опять же выхлоп автомобилей. Но выглядит фотогенично -

А это уже не совсем трамвай, а скорее полноценный фуникулер. Но все равно выглядит, как тот же трамвай 28 номер. Маршрут этого агрегата короткий, всего 265 метров, но он карабкается по такой отвесной горке, что дух захватывает. И курсирует он с 1885 года, правда раньше вагончик был другой, гораздо проще ().

А вот любителям граффити надо ручонки оторвать, так старинную машину изгадить...

Португалия, Португалия... а между прочим Бразилия она больше португальская, чем сама Португалия. И экономический и политический вес значительно больше. Я уж не говорю про территорию, большую в 85 раз и население большее в 15 раз.

Это вроде как и не трамвай вовсе, а лифт Санта-Хуста (Santa Justa), но зато трамвай проезжает рядом это раз и дневной проездной за 6,30 евро действителен и на этом подъемнике тоже. Если дневного проездного нет, то придется заплатить 5 евро за подъем вверх и спуск обратно. Это своего рода альтернатива трамваю, построенная в 1902 году и имевшая 45 метров в высоту. Вначале лифтовую кабинку вверх тянули лошади, крутившие здоровенный круг. Полагаю, кони были капризными и пассажиры нередко в лифте застревали. Затем установили электромотор.

Не знаю, насколько лифтовая кабинка старая, возможно сделана под старинку. Но выглядит прикольно -

Сверху открывается хороший вид на центральную часть Лиссабона -

Очередной красавчик-трамвай на фоне знаменитого монастыря Св.Иеронима (Mosteiro dos Jerónimos) -

Сам монастырь достоин отдельной статьи - удивительно интересное место. Если дойдут руки, обязательно про него расскажу отдельно.

А вот это наш человек, путешественник и летчик. То есть я конечно не летчик, но отслужил 3 года в авиации пожарным, а значит, как шутили в передаче "Городок" - я авиацию не брошу -

Но этот парень он, что называется, настоящий летчик. В 1917 году вот на этом самом самолетике пересек Атлантику, долетев из Лиссабона в Бразилию всего с 4 остановками в пути: на Канарских островах, Кабо Верде и на бразильском острове Фернандо де Норонья.

Вечерело, пора возвращаться в отель. А завтра перелет в Севилью, где путешествие будет продолжено в его испанской части.

В Лиссабоне трамваи являются не только средством передвижения, но и очень популярным туристическим аттракционом. Дело в том что португальской столице удалось сохранить две линии на которых ходят старинные вагоны из 30-х годов прошлого века. Кто бы мог подумать, что деревянные трамваи, передвигающиеся с изрядным грохотом по узеньким улочкам старого города, станут модным развлечением для туристов. Торопитесь пока португальские власти не превратили маршруты №28 и №12 в чисто туристический аттракцион с повышением цен разумеется. Узенькие улочки Алфамы и маленький деревянный старинный трамвай будто созданы друг для друга, современные трехвагонные монстры там просто не пройдут, застрянут между стенами домов.

Трамвай №28 у библиотеки Камоэнса в районе Байрру-Алту

Сейчас можно покататься на раритетном трамвае всего по цене одной поездки на общественном транспорте. В Вене предприимчивые городские чиновники уже давно отменили самый привлекательный для туристов трамвайный маршрут, превратив его экскурсию на трамвае по знаменитой Рингштрассе, стоимость проезда подскочила в разы.

Оплатить проезд в трамвае №28, как и в любом другом виде общественного транспорта, можно любым проездным документом типа zaping card или Lisbon card, а если вы не собираетесь больше пользоваться общественным транспортом в Лиссабоне, то можно просто купить разовый билет у водителя за 2,90€, это самый дорогой способ. Стоимость проезда с использованием zaping card всего 1,30€. Входить нужно в переднюю дверь, а выходить из задней, в трамвае №28 всё по старому. Свою zaping card нужно провалидировать при посадке о специальное устройство, расположенное рядом с вагоновожатым, только после этого проезд считается оплаченным. Штрафы за безбилетный проезд огромны.

Протяженность маршрута, режим работы

Время работы по будним дням: с 05:40 до 23:25
Время работы по субботам: с 05:45 до 23:10
Время работы по воскресеньям и праздничным дням: с 06:45 до 23:10

Трамваи следуют по маршруту с интервалом 10-20 минут.

Общая протяженность маршрута 7,02 км от площади Мартим Мониж (Martim Moniz) до Кампо де Орике (Campo de Ourique (Prazeres)), в обратном направлении протяженность маршрута 7,51 км. Дело в том, что в разных направлениях трамвай следует по разным улицам и переулкам, местами улочки настолько узкие, что там возможно проложить рельсы только в одном направлении, в обратном направлении трамвай следует по соседним улицам. Поездка займет около 40-50 минут в зависимости от времени стоянок на остановках.


Трамвай №28 на площади Камоэнса

На площади Мартим Мониж (Martim Moniz) можно посетить панорамный бар, расположенный на крыше Hotel Mundial. А на противоположной конечной остановке Кампо де Орике (Campo de Ourique (Prazeres)) можно зайти на рынок Mercado de Campo de Ourique. По сравнению с центральным рынком Рибейра, Mercado de Campo de Ourique более дешевое место, это не только место торговли фруктами, рыбой и зеленью, на рынке вы найдете большой фуд корт, где можно серьезно подкрепиться.

Если вы приезжаете в Лиссабон в высокий туристический сезон, не тешьте себя надеждой, что вам удастся использовать трамвай в качестве общественного транспорта. Мы были в низкий сезон в декабре и вынуждены констатировать то, что все трамваи 28 маршрута были очень плотно набиты. Удовольствия от поездки при таких обстоятельствах испытать очень сложно. Лучше прогуляться вдоль маршрута пешком, самые лучшие кадры получаются снаружи.


В салоне старинного трамвая

Если вы приехали в Лиссабон в высокий туристический сезон и очень хотите прокатиться на легендарном трамвае, стоит придти на площадь Мартим Мониз (Martim Moniz) рано утром, когда большинство туристов еще спят. На конечной остановке собирается очередь, днем вполне возможно простоять в ней от 30 минут до часа. Лучше всего подождать трамвай в котором найдется сидячее место для вас, так вам будет удобнее осматривать город. В старинном вагоне довольно низкие окна и осматривать город стоя не совсем удобно, придется все время наклоняться. Как видите на фотографии выше вагоновожатый сидит прямо в салоне без какой либо перегородки.

Маршрут трамвая №28 на карте

Красными звездочками я пометила самые интересные остановки, при нажатии на звездочку вы сможете увидеть фотографию места и прочитать легкое описание. Остановки расположены довольно близко друг от друга, не составит труда пройти пешком от первой звездочки до четвертой (если считать от площади Мартим Мониз), на этом участке пути концентрация достопримечательностей настолько высока, что жаль смотреть на всё это великолепие только из окна трамвая.

Вы увидите большую часть всех достопримечательностей Лиссабона — кафедеральный собор Се, замок Святого Георгия, площадь Коммерции, площадь Камоэнса, базилику-да-Эштрела, проедите мимо нескольких смотровых площадок.

Всего в Лиссабоне существует всего 5 трамвайных маршрутов — 12, 15, 18, 25, 28. Двенадцатый маршрут частично повторяет маршрут №28 по центру города и это единственный уцелевший круговой маршрут. Старинные же вагоны работают на всех маршрутах кроме 15. Маршрут №15 следует от площади Фигейра в очень туристический район , он укомплектован только современными вагонами, рассчитанными на перевозку большого количества пассажиров. Как вариант можно прокатиться на трамвае №12, он частично повторяет маршрут 28 трамвая, там меньше народа.


Карта маршрутов №28 (красный) и №12 (фиолетовый)

Самые интересные фотографии можно сделать на улицах с односторонним движением. Там где маршрут туда и обратно пролегает по соседним переулкам. Прямо из окна вагона фотографии получаются не очень хорошие.


Улица с односторонним движением, фото из окна в Алфаме

Рельсы расположены всего в 90 см друг от друга. Вообще трамвай в Лиссабоне впервые появился в 1873 году. Поначалу он работал на конной тяге, как и в других городах мира, только в 1901 году все трамвайные линии перешли на электрическую тягу. К слову сказать в Санкт-Петербурге первая конка появилась на 13 лет раньше Лиссабона, а вот электрификация трамваев догнала мой родной город только в 1907 году. В такой задержке были виноваты собственники конно-трамвайных линий, не понимали они всей прогрессивности использования электричества вместо конной тяги.

Наибольшего развития трамвайная сеть Лиссабона достигла к 1959 году, в те времена в городе существовало 27 трамвайных маршрутов, 6 из них было кольцевыми. Потом последовало сокращение трамвайной сети Лиссабона всего до 5 маршрутов. Хорошо, что не успели полностью уничтожить трамваи, лишили бы столицу такого туристического аттракциона.

Нам повезло в последний день нашего пребывания в Лиссабоне мы смогли проехаться на трамвае №28 по полному маршруту. Было довольно свободно. Трамвай со скрипом вскарабкивался на горки и довольно резво катился с них вниз. В одном узком месте прохожий чуть не упал под колеса, между стеной дома и трамваем там было буквально не больше 1,5 метров. Вагоновожатый сразу же остановился и побежал посмотреть, как чувствует себя этот человек, только убедившись, что с ним всё хорошо, он повез нас дальше по холмам Лиссабона. На площади Мартим Мониз мы ждали посадки всего 10 минут, а на противоположной конечной станции мы сели на этот же трамвай и поехали обратно. Так, что посещать Лиссабон в низкий туристический сезон очень приятно.

Хотите поехать в Лиссабон самостоятельно? Читайте в одной статье краткий . Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, узнаете в какие из музеев стоит зайти, а какие пропустить.

В Лиссабон мы приезжаем из города Лагуш на автобусе (). Автобус приходит на автовокзал Sete Rios , который находится на площади Marechal Humberto Delgato. Рядом же находятся и одноименная железнодорожная станция, и станция метро Jardin Zoologico. Неподалеку зоопарк Лиссабона. Так как мы едем с багажом, то нам лучше доехать до наших апартаментов на такси.

В Лиссабоне мы забронировали апартаменты с кухней и 2-мя спальнями в Alfama Yellow House . Как вы уже, наверное, догадались из названия, они находятся в старом городе, в самом атмосферном районе — Алфама (Alfama). В 200-х метрах от апартаментов — остановка трамвая №28. Рядом железнодорожная станция Санта-Аполония. Можно заказать трансфер из аэропорта. Стоимость этих апартаментов 63 евро/сутки.

Лиссабон – столица и главный порт Португалии. Это один из старейших городов мира, превосходящий по возрасту такие города как Лондон, Париж или Рим. Дата основания – 719 год. Лиссабон находится недалеко от побережья Атлантического океана. Река Тежу омывает город, образуя широкий залив, который называют Соломенным морем. Два моста – Мост 25 апреля и Мост Васко де Гама – соединяют Лиссабон с другим берегом реки и городами Монтижу и Алмада.

Немного отдохнув от дороги, можно отправляться на прогулку по старинным улочкам Алфамы. Название Alfama произошло от арабского «Аль-хама» — это означает «теплый источник». Благодаря тому, что район расположен на скальном грунте, он не так сильно пострадал во время землетрясения 1775 года. Здесь сохранилась мавританская планировка узких улочек. Район Alfama расположен на крутом склоне, между замком Святого Георгия и рекой Тежу, поэтому многие улочки и переулки переходят в лестницы.

В районе Alfama расположены две смотровые площадки – miradouro Santa Luzia (около одноименной церкви) и miradouro Postas de So (у солнечных ворот). Можно полюбоваться красивыми видами на город и реку. Особенно красиво на закате.

А у смотровой площадки miradouro Santa Luzia можно сесть на знаменитый трамвайчик №28 , маршрут которого описывается в каждом путеводителе. Этот маршрут пользуется популярностью не только у туристов, но и у местных жителей, так как проходит через весь центр города и старые районы Лиссабона. Из окон этого трамвайчика можно увидеть многие из достопримечательностей города: замок Святого Георгия, Кафедральный Собор Лиссабона, Площадь Коммерции, улицу Августа с Триумфальной аркой, здание португальского Парламента и другие.

По городу ходят и современные трамваи, но по старым узким улочкам могут проехать только вот такие трамвайчики. Их, конечно, модернизировали, но интерьер с деревянными панелями и сиденьями внутри остался прежним. Время движения по маршруту №28 около 45 минут. Маршрут движения можно посмотреть на карте.

Стоимость проезда в трамвае №28 такая же, как и в обычных трамваях Лиссабона – от 1,25 евро по предварительно заправленной карте и 2,85 евро, если покупаете билет у водителя. Лучше оплатить дневной проездной билет (24 часа) за 6 евро на все виды общественного транспорта. Тогда можно сколько угодно кататься, выходить у достопримечательностей, а потом садиться и ехать дальше. Если хотите сэкономить время и деньги, то лучше позаботиться о проезде в общественном транспорте заранее. Для этого нужно за 0,5 евро приобрести карту Viva viagem (Вива виажень) зеленого цвета и пополнить ее (зарядить). Можно зарядить поездками (до 20 поездок) или деньгами – система Zapping (от 5 до 15 евро). Поездки немного дороже. Стоимость таких предоплаченных билетов на автобусе, трамвае, лифте Santa Justa и фуникулерах: поездка – 1,4 евро, Zapping – 1,25 евро. При оплате проезда водителю: автобус – 1,8 евро, трамвай – 2,85 евро, лифт Santa Justa (2 поездки) – 5 евро и фуникулеры – 3,6 евро (туда-обратно). Приобрести и зарядить такую карту можно в автоматах или в кассе на любой станции метро, а также в киосках и книжных магазинах, где есть надписи PAYSHOP, Ponto MOB, Quiosque MOB, и где есть логотип компании Carris.

Карточку, заряженную по системе Zapping можно использовать также для проезда в метро, на паромах и электричках. Важная деталь – при входе в общественный транспорт нужно приложить карточку к специальному аппарату желтого цвета. Карточку прикладываете к красному (или черному) кружку, справа сверху загорается зеленая лампочка, а на мониторе вы видите оставшуюся сумму или оставшееся кол-во поездок. Если этого не сделать, то проезд считается неоплаченным, и вас может оштрафовать контролер на очень кругленькую сумму, превышающую в 100-150 раз сумму проезда.

Также следует знать, что оплаченная поездка на общественном транспорте действует в течение часа (если ваша карта заряжена поездками), то есть в течение часа вы можете пересаживаться на другие маршруты или вид транспорта, лифты и фуникулеры. Но обязательно прикладывайте карточку к желтому аппарату при входе в транспорт. В течение часа с карточки спишется только одна поездка. И не нужно паниковать, если что-то не получается, всегда можно попросить помощи, все пишут о том, что португальцы очень отзывчивые и всегда готовы прийти на помощь:)

Еще один вариант – это оплатить дневной билет Carris Metro за 6 евро. Для этого нужно зарядить пустую карточку. Это также можно сделать на любой станции метро в автомате или в кассе, в пунктах продажи карт. Можно купить несколько таких билетов. Также нужно знать, что карточка для проезда должна быть у каждого своя. Для детей до 4 лет – проезд на общественном транспорте бесплатный, с 4 лет – как для взрослых.

На трамвайчике №28 можно доехать до площади Коммерции (Placa do Comercio) – это центральная площадь Лиссабона. По выходным здесь проводятся различные мероприятия. Отсюда можно отправиться на экскурсию по городу на двухэтажном туристическом автобусе. На этой площади находится одно из старейших кафе Лиссабона (работает с 1782 года) – café-restaurante Martinho da Arcada . Работает с 7 до 23 часов, цены туристические.

Здесь же находится один из туристических центров Ask me Lisboa , адрес: Rua do Arsenal, 15. Работает с 9 до 20 часов. Здесь можно взять карту города, купить билеты для посещения достопримечательностей, а также приобрести туристическую карту Licboa Card . Это карта дает множество преимуществ:

— бесплатный проезд на общественном транспорте города;

— бесплатный проезд на поездах по линиям Синтра и Кашкайш;

— бесплатный вход в более чем 25 музеев города;

— скидки для посещения многих достопримечательностей;

— скидки 5-10% в некоторых ресторанах и магазинах.

Стоимость карты: на 24 часа – 18,5 евро, на 48 часов – 31,5 евро, на 72 часа- 39 евро.

Заказать и оплатить карту можно на сайте http://www.golisbon.com/Lisboa-Card/

Оплаченный ваучер можно обменять на карту в туристическом центре. Карта начинает действовать с момента активации – первого проезда в транспорте или прохода в музей.

С площади открывается прекрасная панорама на реку Тежу и мост 25 апреля. Отсюда можно продолжить знакомство с городом на трамвайчике. Проехать по всему маршруту, а на обратном пути выйти, где нужно.

Вечером можно поужинать в уютном кафе в районе Alfama, а потом послушать фаду. Фаду – это португальский песенный жанр, название от латинского fatum – рок, судьба. Исполнителя фаду называют фадишта (fadista), независимо от пола. Профессиональные fadista вкладывают душу в исполнение, поэтому мне лично как-то неудобно при этом сидеть и поедать ужин. Поэтому лучше поужинать до начала выступления, а потом с бокалом вина насладиться представлением. В районе Alfama много заведений, где можно и поужинать, и фаду послушать. Вот некоторые из них:

— A Baiuca , на Rua de Sao Miguel, 20. Работает с 19-30 до 24 часов, вторник-выходной;

— Patio de Alfama , на Rua Saojoao da Praca,18. Работает каждый день с 20 до 02 часов;

— Sr. Fado de Alfama , на Rua Remedios, 176. Работает каждый день. Можно пристроиться во внутреннем дворике у фонтана.

Затем можно прогуляться по атмосферным вечерним улочкам Алфамы и отправиться отдыхать.

На следующий день у нас по плану поездка в Синтру и к мысу Рока. Но об этом читайте в продолжении:)