Ансамбль капитолия. Римский Капитолий для туриста — от хижины Ромула и Рема до творений Микеланджело. Сокровища Капитолия - руины, площадь, музеи и церкви

Площадь Капитолия в прошлом — центр политической жизни Древнего Рима. Сегодня она является одной из самых целостных и гармоничных римских площадей. Спроектировал ее гениальный Микеланджело Буонаротти.

Вглубь веков

Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio) находится на вершине холма . Во времена Древнего Рима здесь стоял Капитолийский храм. В нем заседал сенат и находился архив, а рядом на площади проходили народные собрания. В XII веке на руинах древнеримского государственного архива – Табулария, семья Корси построила замок, который позже стал дворцом, где заседали сенаторы. В XV веке рядом был построен дворец Консерваторов.

Палаццо Сенатори находится в глубине площади. Его реконструкция была закончена в 1605 г. учениками Микеланджело — Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди. Нижний ярус дворца выполнен из рустикального камня; верхний — разделён пилястрами с классическими коринфскими капителями. Венчает здание ренессансная Капитолийская башня с фигурой Минервы. Она была построена в 1579 году — автором проекта стал Мартино Лонги-старший. В звоннице башни находится колокол, созданный в XVIII веке.

Во дворце Сенаторов сейчас помещается мэрия города. К этому зданию поднимаются по широкой монументальной лестнице, в центральной нише которой обустроен фонтан «Ликующий Рим». Возле ступеней можно увидеть древнеримские статуи, обозначающие реки Тибр и Нил.

Дворец консерваторов

Напротив дворца Консерватории, по другую сторону площади, стоитНовый дворец (Palazzo Nuovo). Дворец строился по проекту Микеланджело с 1571 по 1654 гг. Он изначально предназначался для художественного музея. Экспозиция постепенно так разрослась, что заняла все окрестные здания.

Статуя Марка Аврелия

В центре площади высится мощный монумент Марка Аврелия – работа неизвестного скульптора, которую относят ко II веку н.э. По указанию Папы эту конную статую установили XVI веке вопреки воле Микеланджело, который не предусматривал её в своём архитектурном ансамбле.

Кордоната

На площадь Капитолия ведёт широкая пологая лестница — Кордоната (Cordonata). Вход на ступени охраняют фигуры двух египетских львов из храма Изиды. Посредине подъёма с левой стороны стоит статуя римского политического деятеля — Кола ди Риенцо, изображённого в плаще и с мечом в руке.

На самой верхней площадке лестницы установлены статуи братьев Диоскуров – Кастора и Поллукса. Скульптуры античных героев были найдены в театре Помпея, при раскопках XVI века.

Ещё одна античная статуя была приспособлена архитектором делла Порта под фонтан – это статуя Марфорио (I в. н.э.). Сначала фонтан был установлен перед дворцом Консерватори, но в XVIII веке перенесён во двор Палаццо Нуово.

Как добраться

Капитолийская площадь находятся в пешей доступности от Колизея, Римского Форума и Венецианской площади.
Доехать можно на метро линии В до станции Colosseo;
на автобусе: 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 - до Ara Coeli-Piazza Venezia;
на трамвае 8 до конечной остановки Venezia.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Капитолийский холм – один из семи священных холмов, где был заложен Древний Рим и откуда началась его история. Здесь молились античным богам, принимали законы, строили замки патриции и творили мастера Возрождения. Увидеть Капитолий и прикоснуться к тысячелетней истории ежегодно съезжаются в Рим сотни тысяч туристов со всего мира. Не мог обойти его вниманием и BlogoItaliano.

…История римского Капитолия началась с того самого момента, когда близнецов Ромула и Рема нашла волчица, и, пожалев младенцев, выкормила их своим молоком.

История и древние храмы Капитолия

То ли в память о своем спасении, то ли была другая причина, но именно это место выбрал Ромул для строительства нового города, назвав его Римом.

В начале V веке до н.э. на этом месте был возведен Капитолийский храм в честь древнеримских богов – Юпитера, Минервы и Юноны. Здесь собирался сенат, приносились жертвы и писались законы. Храм был для римлян не просто центром религии, но воплощением силы и власти, символом мощи Римской Республики, а позже – Империи.

Чтобы увидеть Капитолий в Рим ежегодно съезжаются сотни тысяч туристов

Падение империи привело к упадку и разорению Капитолийского храма. На античных руинах возводились другие строения, а было время, когда на холме и вовсе паслись козы.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Вернуть Капитолию былое величие решил Папа Римский Павел III (1534 – 1549) – большой почитатель искусства и науки. При нем Микеланджело начал возведение в Ватикане, писал «Страшный суд» в , а в 1537 году, по поручению понтифика, занялся реконструкцией зданий и переустройством Капитолийской Площади.

И хотя смерть мастера (1564г.) не позволила довести задуманное до конца (реставрацию закончили ученики), ансамбль Капитолийской площади, созданный Микеланджело, – самый целостный и гармоничный из всех .

Переустройством Капитолийской площади Микеланджело занялся в 1537 году

В центре трапециевидной площади - конная статуя императора Марка Аврелия, чудом сохранившаяся с античных времен. А по трем ее сторонам разместились: Дворец Сенаторов (сегодня здесь городская мэрия), Дворец Консерваторов и его брат-близнец Палаццо Нуово, возведенный в XVII веке. В обоих зданиях располагаются Капитолийские музеи, где можно увидеть знаменитые полотна художников, античные скульптуры, фарфор, монеты, старинные одежды, и др.

С четвертой – открытой стороны площади – можно спуститься к жилым кварталам по знаменитой лестнице Кордоната. Внизу, у основания, ее «охраняют» мраморные скульптуры египетских львов, а вверху установлены статуи братьев-близнецов Кастора и Поллукса, найденные при раскопках в Помпеях в 1583 году. За Диоскурами вдоль балюстрады расположены еще несколько статуй: императора Константина, его сына Константина II, верстовые столбы с Аппиевой дороги и скульптуры с античного фонтана «Трофеи Марио».

Инсула и Мамертинская тюрьма

При том, что от античных строений на Капитолии мало что осталось, по своей исторической ценности эти два сооружения способны дать фору десятку других. И одно из них – древнеримская инсула – многоэтажка, квартиры в которой сдавались в наем.

Руины древнеримской инсулы можно увидеть у подножия Капитолийского холма

Руины такой инсулы (II в. н.э.) можно увидеть у подножия Капитолийского холма, слева от лестницы, ведущей к базилике Санта Мария ин Арачели. Из предполагаемых пяти этажей хорошо сохранились четыре, но и по ним можно представить себе, как выглядело здание в прошлом. Как утверждают источники, первые этажи обычно занимали лавки ремесленников и мастерские. Квартиры на втором этаже с туалетом и, очень редко, водопроводом, могли позволить себе только состоятельные граждане. Ну а на верхних этажах, не имевших удобств, размещались бедняки. На каждый этаж вела своя лестница, каменная или деревянная.

Мамертинская тюрьма – самая древняя достопримечательность Капитолия, возведенная по разным источникам то ли в VI то ли в IV вв. до н.э. В двухэтажном подземном сооружении ждали казни и государственные деятели и обычные преступники.

Мамертинская тюрьма – самая древняя достопримечательность Капитолия

По преданию, именно здесь провели свои последние дни апостолы Петр и Павел, в честь которых в подземелье был установлен небольшой алтарь с фресками святых. После закрытия тюрьмы (конец IV века) сюда, поклониться святым, потянулись паломники, а в XVI веке над бывшим узилищем была построена церковь св. Иосифа Плотника (San Giuseppe dei Falegnami).

Каждый желающий может прийти сюда и поклониться лику святых, вход в подземелья бывшей тюрьмы, а сегодня музея, абсолютно бесплатный.

Адрес: Via Clivo Argentario 1. Добраться можно на метро, выйти на станции Colosseo.

Время работы: ежедневно с 9.00 до 18.30. Небольшой перерыв с 12.30 до 14.00.

По преданию, именно здесь провели свои последние дни апостолы Петр и Павел

Базилика Девы Марии (Santa Maria in Aracoeli)

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели возведена на месте античного храма Юноны Монеты, что в переводе с латыни означает «советница». Кстати, римские деньги называли по имени богини – монетами – и чеканили на территории храма. Именно отсюда берут свое начало известные всем слова: «монета» и “money”.

Легенда о том, как гуси спасли Рим, также связана с храмом Юноны. Эта птица, считавшаяся в храме священной, среди ночи, почуяв «чужих», гоготом разбудила охрану, а та, в свою очередь, защитила Рим от нападения галлов.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели возведена на месте античного храма Юноны Монеты

Капитолийская Базилика Девы Марии также имеет свою легенду, заключенную в ее названии. По преданию, императору Октавиану Августу было пророческое видение – святая дева с сыном Бога на руках. Видение настолько потрясло императора, что он решил на вершине холма устроить жертвенник, назвав его «Aracoeli» (Алтарь небес). Найденные артефакты и надписи своим присутствием фактически подтверждают эту легенду. А алтарь, заложенный в честь Иисуса еще до его рождения, из всех христианских алтарей считается самым древним.

Сегодня в базилике хранятся мощи св. Елены и чудотворная икона Мадонны Арачели (X век), усыпальницы известных римских семей с надгробиями, выполненными знаменитыми мастерами Эпохи Возрождения.

Где находится и как добраться до Капитолия и музеев:

Адрес: Piazza del Campidoglio

Добраться до Капитолийской площади можно на метро: от станции «Colosseo»(линия В) до Капитолия – 10-15 минут ходьбы. Идти нужно по Виа Деи Фори Империали в направлении Площади Венеции вдоль , который будет от Вас по левую руку.

Автобусами: №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Выйти на остановке Ara Coeli-Piazza Venezia.

Наконец, Капитолийский Холм входит в ТОП-лист нашего маршрута .

Экскурсионный автобус на площади Венеции

Часы работы и выходные

Капитолийская площадь и античные памятники на ней открыты для публики круглосуточно.

  • Часы работы Базилики Девы Марии: с 8.00 до 19.00, ежедневная служба проходит с 8:00 до 12:00. Вход свободный.
  • Время работы Капитолийских музеев: ежедневно с 9:30 до 19:30, за час до закрытия музеев доступ публики прекращается.
  • 24 декабря и 31 декабря музеи работают: с 9:30 до 14:00.
  • Выходные: 25 декабря, 1 января, 1 мая

Билеты

Билеты в музеи Капитолия комбинированные, в них объединены сразу несколько экспозиций. Стоимость одного билета – 15 евро, но за один день основательно осмотреть сразу все нереально.

Тем, кто готов посвятить осмотру музеев несколько дней, выгоднее сразу приобрести «Карту Капитолия» стоимостью 16 евро. Она дает право на посещение всех экспозиций в Капитолийских музеях в течение недели.

Photos by: Dominique BARRIER, Daryl Chan, Blog Espaço Aberto, Armel Gaulme, Juan Salmoral, David McKelvey, Eric Nelson.

Капитолийский холм — самый невысокий из семи холмов, на которых возник Рим. По площади он также небольшой, но является самым важным и значимым, и непосредственно связан с основанием Рима в 753 году до нашей эры. Капитолийский холм возвышается над долиной, в которой расположен Форум.
В античные времена Капитолийский холм представлял собой неприступный утес, на вершине которого находилось два храма — Юпитера Капитолийского , посвященный Юноне, Маневре и Юпитеру, а также храм Юноны Монеты . В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива — Табулария. Некоторые из этих сооружений были разграблены, сожжены или разрушены, другие — перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.
1. Так выглядел Капитолийский холм в античные времена (гравюра XIX века).

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить Микеланджело Буонаротти , самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.
2. Так выглядел Капитолийский холм на гравюре Джованни Пиранези

На подходе к холму со стороны театра Марцелла слева стоит Женская монашеская община облатов св. Францески Римской .
3.

4.

С противоположной стороны мы видим Тарпейскую скалу , откуда в Древнем Риме сбрасывали осужденных на смерть преступников.
5.

В настоящее время подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам — первая ведет к церкви, вторая — центральная из белого мрамора с бордюром, созданная Микеланджело и третья совсем неприметная лестница расположена справа. Чтобы подняться наверх и при этом избежать толп туристов, надо пройти немного правее и отыскать пологую лестницу, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени. По этой лестнице можно выйти к смотровой площадке на площади Каффарелли, находящейся перед одноименным палаццо. Также можно подняться на холм и по двум дорогам, огибающим холм со стороны Форума. Но эти дороги на мой взгляд не так красивы и интересны для туриста.
6.

7.

8.

С этой площадки открывается вид на центральную часть Рима.
9.

10.

Кордоната
Лестница Кордоната — так называется широкая пологая лестница, ведущая на Капитолий. Она была спроектирована великим Микеланджело. Ее название происходит от итальянского слова «кордони» — полоса, граница. Пологий подъем лестницы на всем ее протяжении подчеркнут полосами, выложенными из камня. Огромные марши создают ощущение бесконечного подъема, его подчеркивает мерный ритм широких ступеней, величественно и неторопливо ведущих вверх. Кордоната предваряет торжественный ансамбль Капитолийской площади.
11.

12.

Скульптуры львов
У основания Кордонаты находятся две мраморные скульптуры древнеегипетских львов, по совместительству выполняющих роль фонтанов.
13.

Памятник Кола ди Риенцо
Поднимаясь, обратите внимание на статую человека в капюшоне с мечом в руке, находящуюся слева. Скульптура Кола ди Риенцо работы Джироламо Мазини была установлена в 1887 г. В 1347 г. он возглавил народное восстание, в результате которого на несколько месяцев в Риме была установлена республика. Кола ди Риенцо провозгласил Рим столицей мира, а себя «трибуном свободы, мира и справедливости». Его смелый план создания объединенной Италии, сплоченной вокруг Рима, как столицы, оказался утопией. Города-республики, не желавшие терять свою независимость, начали борьбу против вновь созданной республики. Кола ди Риенцо вынужден был бежать. В 1354 г. он снова появился в Риме уже как посланец папы Иннокентия VI, который хотел использовать его популярность для восстановления папской власти в Риме. Горожане приветствовали Колу ди Риенцо как победителя, в городе вновь была провозглашена республика. Любовь народа, как это часто бывает, вскоре сменилась ненавистью — в том же году жители Рима восстали против своего бывшего лидера, в ходе этого восстания Кола ди Риенцо был убит толпой на Капитолийском холме.
14.

Диоскуры: Кастор и Поллукс
Завершают торжественный марш Кордонаты конные статуи Диоскуров , также найденные на раскопках в театре Помпея в 1583 г. Это римские копии с греческих скульптурных образцов. Легендарные близнецы Кастор и Поллукс были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецов часто изображали усмиряющими коней — они считались покровителями лошадей.
15.

16.

Трофеи Марио
Вдоль балюстрады (слева и справа от Диоскуров) установлены статуи императора Константина, его третьего сына императора Констанция II, два верстовых столба с Апиевой дороги и две скульптуры из фонтана «Trofei di Mario» (сооружён в честь Гая Мария, древнеримского полководца и политического деятеля).
Вдоль балюстрады помещены так называемые «трофеи Мария» — статуи императора Константина и его сына Константа.
17.

18.

Капитолийская площадь
Капитолийская площадь — архитектурный ансамбль на Капитолийском холме. В 1536 г. воплощать желание Павла III по созданию нового облика площади было поручено Микеланджело Буонарроти. Один из лучших мастеров эпохи Возрождения составил подробный план реконструкции уже существующих зданий, создал проект строительства Палаццо Нуово и разработал дизайн обновлённой Капитолийской площади. Сама площадь небольшая по размеру, но Микеланджело удалось зрительно ее увеличить за счет эллиптических лучей.
Работа продвигалась крайне медленно, и на момент смерти Микеланджело в 1564 году не было завершено даже половины запланированного. Продолжил дело его ученик Джакомо Делла Порта , а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди вместе со своим сыном Карлом Райнальди. Окончательно Капитолийская площадь была готова только в 1654 году.
19. Так выглядела площадь в XVIII в. на гравюре Паоло да Реджио

Площадь интересна лестницей Кордоната, копией конной статуи императора Марка Аврелия и тремя великолепными дворцами, в которых выставлены экспозиции Капитолийского музея. Согласно плану Микеланджело Буонарроти, площадь приняла трапециевидную форму, ограниченную с трёх сторон дворцовыми зданиями. Центральное место отводилось Дворцу Сенаторов. Колонны протяжённостью в два яруса, установлены по всему периметру фасада дворца. Цокольный этаж украшен пилястрами, между которыми размещены по два наличника. Возвышающаяся над зданием колокольня стала центральной вертикальной осью всей Капитолийской площади.
20.

Конная статуя Марка Аврелия
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного». В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Сейчас на площади стоит копия, а оригинал, спасенный от влаги и голубей, хранится в отдельном зале Дворца Консерваторов.
21.

Дворец Сенаторов
Построенный в I веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом (Табуларием), но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Знатная семья Корси, воспользовавшись его расположением на гребне холма, возвела над ним свой замок. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий — музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.
22.

Микеланджело также придумал двухмаршевую лестницу, ведущую ко Дворцу Сенаторов. В нише под лестницей находится порфировая статуя «Ликующий Рим», перед которой расположен фонтан. Богиня Рима держит шар — символ господства Рима. Некоторые ученые считают, что это статуя Минервы.
23.

24.

25.

По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют великие реки Нил и Тибр. Лежащая фигура со сфинксом является олицетворением Нила и символизирует Восточную империю. Лежащая фигура с волчицей является олицетворением реки Тибр и символизирует Западную империю.
26.

27.

Если обойти Дворец Сенаторов справа и пройти под старинной аркой, то можно выйти на смотровую площадку , откуда открывается один из лучших (и, наверное, самых популярных) видов на Римский Форум.
28.

29.

30.

31.

32.

Два других исторических здания — это палаццо Консерватори и палаццо Нуово , в которых расположен Капитолийский музей, где хранятся скульптура и живопись. Этим дворцам будут посвящены отдельные фотоотчеты.

Инсула Арачели
У подножия Капитолия сохранились руины инсулы — многоквартирного дома. Ещё Тацит упоминал это строение в северной оконечности Капитолия, которое, по его словам, имело такую же высоту что и сам холм, и, таким образом, достигало в высоту до 30 метров
33.


Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — церковь девы Марии, находящаяся на вершине Капитолийского холма. В силу своего центрального местоположения всегда играла исключительную роль в жизни средневекового Рима. Название «Арачели» может быть переведено как «алтарь небес», или «жертвенник небесный». На месте сегодняшней базилики в античные времена стоял храм богини Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). Здесь жили пресловутые гуси, предупредившие спящих жителей Рима об опасности. На территории храма чеканились римские деньги, которые и стали называть по имени Юноны Монеты — монетами. Из латыни это слово было заимствовано многими языками. Базилике будет посвящен отдельный отчет.
34.

Витториано
Витториано — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник невыгодно выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка», «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.
35.

36.

Перед строением устроены два фонтана. Правый фонтан (работы Пьетро Каноника) посвящён Тирренскому морю, омывающему полуостров с запада, и его символы — волчица, эмблема Рима, и сирена Парфенопа, символ Неаполя. Левый (работы Эмилио Квадрелли) символизирует Адриатическое море, расположенное к востоку от Италии, которое олицетворяет венецианский лев святого Марка. Возле левого фонтана можно увидеть захоронение Гая Публиция Бибуло — одна из немногих публичных могил в Риме. Памятник датируется первым веком до н.э.
37.

38.

39.

40.

41.

Основную часть Витториано образует монументальный неоклассический портик с колоннами коринфского ордера. По бокам к нему примыкают два пронаоса, тоже коринфского ордена, напоминающие храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Пронаосы увенчаны бронзовыми статуями, изображающими квадригу Виктории, богини победы. Левая символизирует Единство и выполнена скульптором Карло Фонтана. Правая квадрига — это Свобода работы Паоло Бартолини. На втором ярусе, непосредственно перед пронаосами, в 1911 г. установили четыре триумфальных колонны с бронзовыми статуями Викторий, стоящих на шаре; первоначально эти статуи были позолоченными, высота каждой вместе с шаром составляет 3,7 м. Слева направо, если смотреть на фасад памятника, расположены Виктории работы Н. Канталамесса Папотти (с пальмовой ветвью и змеей), А. Аполлони (с мечом), М. Рутелли и А. Дзокки — обе держат лавровые венки.
42.

Алтарь Отечества
Выступающая передняя часть, к которой ведет лестница и наверху которой стоит памятник Виктору Эммануилу II, — Алтарь Отечества; иногда так называют и весь монумент. Его создал скульптор Анджело Дзанелли, выигравший конкурс в 1906 г. В середине выступа стоит статуя богини Ромы на золотом фоне. Сюжеты барельефов по сторонам от неё навеяны «Буколиками» и «Георгиками» Вергилия. Левый барельеф олицетворяет Труд; справа налево размещены аллегорические изображения Земледелия, Скотоводства, Жатвы, Сбора винограда и Орошения, потом крылатый гений Труда восходит на большой триумфальный плуг, а за ним следует Промышленность. Правый барельеф символизирует Любовь к отечеству; на нём слева направо изображены три женщины, несущие почётные венки Рима, за ними несут лабарумы (штандарты легионов), далее следует триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя и, наконец, появляется священный огонь Отечества. Внутри Алтаря Отечества находится Могила неизвестного солдата, погибшего на первой мировой войне. Перед могилой постоянно стоит почётный караул.
43.

44.

45.

Памятник Виктору Эммануилу II
В 1889 г. скульптору Энрико Кьярадиа было поручено изготовление конной статуи Виктора Эммануила II ; после смерти скульптора в 1901 г. её завершил Эмилио Галлори, и в 1911 г. её установили на место.
46.

47.

48.

Вокруг памятника стоят шесть статуй высотой по 6 м, олицетворяющих «Ценности итальянцев». Перед памятником — две отдельных бронзовых: слева — «Мысль» работы Джулио Монтеверде, справа — «Действие» работы Франческо Джераче. Остальные четыре статуи — из боттичинского мрамора: слева ближе к центру — «Согласие» работы Лудовико Польяги, дальше от центра — «Сила работы» Аугусто Ривальта; симметрично им справа расположены «Жертвенность» работы Леонардо Бистольфи (ближе к центру) и «Право» работы Этторе Хименеса (дальше от центра).
49.

50.

51.

В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота. Особо времени на посещение музеев не было, поэтому что успел увидеть, тому и радуюсь. Также не было времени на посещение смотровой площадки на крыше Витториано, да и погода не особо способствовала съемке.
52.

53.

54.

55.

Несколько объектов поблизости от Капитолийского холма.
Одна из «говорящих статуй» — Мадам Лукреция . Трехметровый римский бюст в плохом состоянии, вероятно изображает египетскую богиню Исиду, её жрицу либо императрицу Фаустину. Бюст был подарен Лукреции д’Аланья, любовнице Альфонса Арагонского, короля Неаполя. Она переехала в Рим после смерти Альфонсо в 1458 году. Единственная женская «говорящая» статуя в Риме.
56.

Внутренний двор Дворца Венеция
Дворец Венеция — бывшее представительство Венецианской республики в папском Риме. Дворец был построен вокруг средневековой башни в 1455 году и считается одним из первых памятников Возрождения в Риме. Камень для строительства выламывали прямо из Колизея. Первым обитателем палаццо был венецианский кардинал Пьетро Барбо (впоследствии папа Павел II). После перехода Венеции к Габсбургам во дворце находилась резиденция австрийского посла в Италии. В 1930-е гг. дворец стал резиденцией партии Муссолини; с балкона палаццо нередко выступал дуче.
57.

58.

59.

60.

Скульптуры перед зданием Администрации провинции Рим
61.

62.

Колонна Траяна
Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, установленная Аполлодором Дамасским в 113 году н.э. в честь побед Траяна над даками.
Марк Ульпий Нерва Траян , больше известный как Траян, — римский император, правивший в 98-117 годах н.э. Колонна выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. В 1162 году был издан указ о том, что любой, кто повредит колонну Траяна, будет предан смертной казни.
63. Так выглядела колонна на гравюре Джованни Пиранези.


64.

65.

66.

Традиционное небольшое видео о Капитолийском холме:

Монашеская община облатов св. Францески Римской 41.8930573N 12.4808791E
Площадь Каффарелли 41.8929375N 12.4817535E
Кордоната 41.8936344N 12.4822766E
Скульптуры львов 41.8938031N 12.4820016E
Памятник Кола ди Риенцо 41.8937242N 12.4823248E
Диоскуры 41.8935645N 12.4825823E
Трофео Марио 41.8933758N 12.4824938E
Капитолийская площадь 41.893275N 12.4830651E
Скульптура Марка Аврелия 41.8933269N 12.4829364E
Дворец сенаторов 41.8930513N 12.4835935E
Фонтан богини Рима 41.8931492N 12.4832904E
Смотровая площадка на Римский Форум 41.8924733N 12.4836364E
Новый дворец 41.8935864N 12.4831778E
Дворец консерваторов 41.8931072N 12.4827352E
Инсула Арачели 41.8940916N 12.4822792E
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели 41.8939578N 12.4828747E
Витториано 41.8945268N 12.4831241E
Алтарь Отечества 41.8949421N 12.4829176E
Памятник королю Виктору Эммануилу II 41.8947924N 12.4830008E
Фонтан Тирренского моря 41.894982N 12.4823275E
Фонтан Адриатического моря 41.8952096N 12.4833816E
Мадам Лукреция 41.8957128N 12.4813136E
Дворец Венеция 41.8962139N 12.4817804E
Администрация провинции Рим 41.896735N 12.4836606E
Колонна Траяна 41.8958286N 12.4842802E

На итальянском Капитолий звучит как Monte Capitolino - капитолийская гора. Это самый пологий из , на которых был построен Рим. Высота холма — 46 м.

На его вершине находится Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio), посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия. По периметру пощади находятся Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio), Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), Палаццо Нуово или Новый Дворец (Palazzo Nuovo) и базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Araceli).

В на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива - Табулария.

В V веке до н.э тут был построен Капитолийский храм в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, и Минервы . Некоторые из этих сооружений были сожжены и разграблены, другие - перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело, реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.


Архитектура

Если посмотреть с высоты птичьего полета, площадь имеет форму трапеции. Таким образом, Микеланджело сделал ее визуально открытой городу и посетителям.

В главе находится Дворец Сенаторов, по бокам - Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек и Нила. Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания. Возможно, одно из них получится разгадать и вам, побывав в Риме.

Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio)


Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.

Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori)


Возведенное в XV веке здание Дворца Консерваторов служило залом заседаний сенаторов и судей, называемых консерватори, что и дало ему такое название. Сейчас в нём находится музей мраморных бюстов эпохи Древнего Рима, фрески и Пинакотека, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо .

Отдельный зал посвящен знаменитой , ставшей символом Рима.

В зале Кастеллани выставлены этрусские и греческие артефакты, а в Капитолийском музее монет - коллекции монет и ювелирных украшений.

Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)


Как можно понять по названию Палаццо Нуово – это самое новое сооружение во всем архитектурном ансамбле. Возведенный в XVII веке, он стал копией Дворца Консерваторов и изначально должен был стать музеем. В длинных галереях и атриуме можно посмотреть античные греческие и римские скульптуры.

Три вышеперечисленных дворца входят в состав Капитолийского музея. Экспозиции имеют одинаковое часы работы и доступны для посещения по единому билету.

  • Время работы : со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00.
  • Цена билета : комплексный билет - 15 евро, льготный - 13 евро.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli)


Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте языческого храма Юноны Монеты. Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам - бенедиктийцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок, икону Богоматери XIII века на алтаре базилика, и скульптуру младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами.

  • Время работы : ежедневно с 9:00 до 17:30.
  • Цена билета : бесплатно.

Статую Марка Аврелия чудом удалось спасти во время христианской борьбы с язычеством, да и то только потому, что лицо Марка Аврелия оказалось похожим на лицо Константина . Сам постамент статуи сделан из колонны храма Кастора и Поллукса. Венеру Капитолийскую в Новом Дворце тоже чуть не постигла печальная участь, если бы ее не укрыли от расправы жители Рима. Увидела освобожденная статуя свет только в XVII веке.

На территории храма Юноны Монеты когда-то чеканили серебро . Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».


По легенде, статуя Капитолийской волчицы была отлита еще этрусками в V веке до н.э., но, начав ее реставрировать в 2010 году, специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья.

Как добраться?

  • Адрес : Piazza del Campidoglio
  • Капитолийский холм находится в двадцати минутах ходьбы от , недалеко от (Roman Forum) и Венецианской площади (Piazza Venezia).
  • Добраться на : линия В, станция Colosseo.
  • На автобусе: № 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia.
  • На трамвае: №8 до остановки Venezia (конечная).


  • Пешим туристам : подняться можно по лестнице Лоренцио ди Симоне Андреоцци, но будьте готовы к крутому подъему. Главная лестница комплекса Кордоната (Cordonata) гораздо удобней, так как сделана в виде ступенчатого пандуса. Чтобы избежать толп туристов - надо пройти немного правее и отыскать неприметную пологую лестницу с перголой, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени.
  • Официальный сайт : www.comune.roma.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Капитолийский холм — историческое и значимое место. Две знаменитые лестницы, Капитолийская площадь с дворцами, фонтаном и памятниками, почитаемая базилика Санта-Мария-ин-Арачели – все это находится здесь. Ну и, конечно, отличные виды на Форум и окрестности.

В античные времена (IV в. до н.э.), здесь стоял Капитолийский храм, в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, Юноны и Минервы. Его еще называли просто — Капитолий. В нем заседал сенат и проходили народные собрания. Падение Римской империи привело к разорению и упадку Капитолийского храма. Многие сооружения на холме были разграблены или сожжены, другие - перестраивались. В V веке тут даже пасли коз.

Благодаря визиту испанского короля Карла V, Капитолийский холм в 1536 году был перестроен по указу Папы Павла III. Разработать новый проект поручили Микеланджело Буонарроти. До конца осуществить задуманное мастер не успел. Дело продолжили его ученики. В 1654 году площадь приобрела окончательный вид, который сохранился до наших дней.

Достопримечательности Капитолийского холма

Лестницы

Сегодня подняться на холм можно по 3 лестницам. Широкая Кордоната (Cordonata) располагается в центре и ведет к Капитолийской площади. Снизу ее «охраняют» мраморные египетские львы, а вверху — 2-е большие статуи сыновей Зевса, Поллукса и Кастора. На середине маршрута сбоку от балюстрады стоит бронзовая фигура на кирпичном постаменте в плаще с капюшоном, закрывающим лицо, с посохом. Это статуя народного трибуна Кола ди Риенцо. Вдоль балюстрады установлены статуи императора Константина и его сына, скульптуры с фонтана «Трофеи Марио» и верстовые столбы с Аппиевой дороги.

Крутая лестница слева (если смотреть снизу) от центральной из 124 ступенек была создана по проекту Лоренцо Симоне ди Андреоццо в XIV веке. Она ведёт к храму Санта-Мария ин Арачели. С этим маршрутом связано удивительное поверье – считается, что если пройти его полностью на коленях и подняться таким образом до самой церкви – непременно выиграешь в лотерею.

А если отойти немного правее от Кордонаты, то увидите неприметную пологую лестницу. Ей пользуются местные жители.

Наверху простирается В центре высится мощный монумент Марка Аврелия – работа неизвестного скульптора, которую относят ко II веку н.э. В XVI веке по указанию Папы эту конную статую установили на площади, вопреки воле Микеланджело, который не предусматривал её в своём архитектурном ансамбле.

Возле дворца установлена легендарная Lupa Capitolina – Капитолийская волчица (копия скульптуры, оригинал помещен в ). Во дворце Сенаторов располагается мэрия Рима.

По двум сторонам площади мы видим одинаковые величественные фасады. Это дворцы и , в которых размещаются Капитолийские музеи.

Дворец Кафарелли

Дворец Кафарелли (Palazzo Caffarelli) (XVI века) занимает самое высокое место на Капитолии. Сегодня он относится к Капитолийским музеям, и в нем размещены экспозиция монет, старинные фрески и коллекция Сантарелли. Построен дворец на месте храма Юпитера Капитолийского. Когда-то здесь хранились все ценности мира, добытые римскими легионерами. Военные трофеи приносили в дар Юпитеру Величайшему. Сюда на золотой колеснице приезжали полководцы. К культовой статуе Юпитера они возлагали золотые венки. Во внутреннем дворе нынешнего здания, в павильоне за стеклом, видна кирпичная кладка – это всё, что осталось от великого строения. Внизу, на площадке (вход туристам туда, к сожалению, запрещён), видны фрагменты колонн, несколько скульптур и остатки рельефов, некогда украшавших Капитолийский храм.

Базилика Девы Марии

Инсула Арачели, фото Lalupa

На Капитолии от античных строений осталась Инсула (II в. н.э.) – древнеримская многоэтажка, где квартиры сдавались в наем. Ее руины находятся рядом с лестницей, ведущей к базилике, у подножия холма.

Мамертинская тюрьма

Помещение тюрьмы и алтарь в честь апостолов, фото Chris 73

Мамертинская тюрьма (Carcere Mamertino) (VI-IV вв. до н.э.) — тюрьма древнего Рима, 2-этажное подземное сооружение в северной части холма, где ждали казни преступники. По легенде именно здесь провели свои последние дни апостол Павел и Петр. В подземелье был установлен небольшой алтарь с фресками святых. В IV веке тюрьму закрыли, и сюда потянулись паломники поклониться святым. А в XVI веке над этим местом построили церковь св. Иосифа Плотника. Сегодня вход в подземелья бывшей тюрьмы свободный и бесплатный.

Как добраться

До Капитолийского холма можно дойти пешком минут за 10-20 от Колизея, Римского Форума или Венецианской площади;
доехать на метро линии В — станция Colosseo;
на автобусе 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 130F, 160, 170, 628, С3, №9 — до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia;
на трамвае 8 до остановки Venezia.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.