Антониев монастырь (Новгород). Антониев монастырь В каком городе находится антониев монастырь

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

Всякого, кто посещает новгородский Антониев монастырь, не оставит равнодушным главный храм — собор Рождества Богородицы .

Это один из старейших каменных храмов, сохранившихся в пределах Новгорода. При этом, это был первый храм, построенный не князем и не епископом, а «всего лишь» местным игуменом. Этим человеком был знаменитый Антоний Римлянин . Его позднее житие, написанное в XVI в., повествует, что он был иноземцем по происхождению и в Новгород прибыл из самого Рима, по воде на камне. Камень уткнулся в правый берег реки, ниже тогдашнего города, где потом и возникла обитель. Но в более ранних источниках такой информации не содержится. Не исключено, что это все поздние легенды.

При этом, как сообщает Новгородская I летопись, «В то же лЂто игуменъ АнтонЂи заложи церковь камену святыя Богородица манастырь ». Это известие помещено между сообщением о мартовском посажении в Новгороде князем Всеволода Мстиславича и известии о произошедшей в декабре смерти посадника. При этом, формулировка летописи позволяет допустить, что и монастырь был тоже заложен тогда же, одновременно со строительством его первого и главного храма.

В 1119 году храм был окончен. Это было большое для Руси того времени каменное сооружение, хотя он несколько уступал по объему прочим каменным храмам города и предместий тех лет — Николо-дворищенской церкви, Геогриевскому собору Юрьева монастыря и Благовещенской городищенской церкви. Между 1119 и 1122 г, как предполагают искусствоведы, - был второй этап строительства собора — пристройка предела западной стороны и лестничной башни с северо-западного угла. Этим и объяснятся наличие у собора трех асимметрично расположенных глав — центральной и две угловых по углам главного, обращенного к реке, фасада. На одной из площадок лестничной башни находится маленькая ниша — келья, в которой монахи, воодушевленные суровыми идеями пришедшего из Византийской империи течения столпничества — часами сидели скорчившись, презрев комфорт и молились Богу. Путь к Богу, по мнению стопников, лежал через лишения и отрешенность от обычного бытия.

В 1125 году собор был расписан. Некоторые фрагменты росписей, посвященных Рождению Христа, и изображающих Свв. целителей Флора и Лавра, сохранились до нашего времени.

В 1136 г. один из монастырских иноков — Кирик-новгородец — составил свой знаменитый научный труд о числах и в нем указал, что он «Антоновъ Кикик диакон, деместник церкви стыя Бца » - то есть, диакон и регент хора главного монастырского храма Рождества Богородицы.

В 1147 г. Антоний Римлянин умер, передав игуменство Андрею. Могила Антония находится в храме. В этом же храме можно увидеть и камень, на котором по преданию приплыл святой. Камень был обретен лишь в середине XVI в тогдашним игуменом Вениамином и торжественно вставлен в наружную стену собора. Тогда же было написано похвальное слово Антонию, которого к концу столетия и вовсе официально в Москве признали святым. Это заставляет поставить вопрос о подлинности реликвии — а имел ли он вообще отношение к основателю монастыря и не был был ли он «найден» лишь 400 лет спустя, чтобы прославить обитель и ее основателя.

На Руси бывали более чем странные "чудеса", возможно, уступающие Туринской плащанице, но тоже преследовавшие определенные цели. В XV в., когда жестко присоединялось к Москве Ярославское княжество, там стали происходить чудеса мощей местных святых князей, уже тогда вызвавшие полемику среди русского высокого духовенства. А в том же Новгороде практически в те же годы, когда новгородские шильники-бандиты напали на людей гостившего в городе великого князя Василия Темного, произошло чудо мощей новгородского святого Варлаама Хутынского, якобы исцеливших умершего княжеского слугу. Лишь после того, как новгородцы преподнесли князю и его людям богатые дары, князь «уцеломудрился» в вере и согласился чудо это признать. Не был ли нарочитой подделкой и камень Антония?

Тем не менее, Антоний, кем бы он не был по происхождению, и откуда бы и на чем не приплыл — был, несомненно, яркой личностью. Построенный Антонием каменный Рождественский храм — первая новгородская церковь, заложенная не князем и не епископом, на мой взгляд, является наиболее важным памятником своему основателю.

Ныне не действующий упраздненный был основан в первые годы XII века (1106 г.) в северных окрестностях Новгорода на правом берегу реки Волхов. Основателем монастыря стал преподобный Антоний Римлянин, появление в Новгороде и вся жизнь которого окутана легендами.

Житие св. Антония (составленное через несколько столетий после его смерти) рассказывает, что он родился в Риме единственным наследником богатой православной семьи. Оставшись рано сиротой, он раздал свое богатство нищим, а оставшиеся драгоценности, золотые и серебряные вещи и церковные предметы закупорил в бочку и пустил ее в море. Сам уединился на скале на берегу моря и прожил там год и три месяца в молитве. Но однажды камень, на котором он молился, оторвался и чудесно приплыл в Волхов. Так Антоний и очутился в Новгороде.

Обжившись на новом месте, он попросил рыбаков закинуть сети в Волхов, и чудесным образом сеть вытащила на берег бочку с сокровищами Антония, брошенную им в море в Италии. Так говорит легенда, но в соборе монастыря над мощами Антония висят шесть Эмалевых икон с латинскими надписями. Такие иконы не встречаются в Новгороде и вообще в России, и предание говорит, что они принадлежат к сокровищам Антония, приплывшим к нему в бочке по морю.

Существует и более правдоподобная версия появления св. Антония в Новгороде. Возможно, он был монахом одного из греческих монастырей, выходцем из Киево-Печерского монастыря, монашеская жизнь в котором была принята по греческому обычаю.

В 1117 - 1119 гг. в Антониевом монастыре был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы , на сегодняшний день третье по древности здание в Великом Новгороде.

Изначально собор был трехнефным одноглавым с круглой лестничной башней. Со временем оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Фрагменты этой первой росписи сохранились до наших дней, не смотря на то, что собор несколько раз обновляли, а в XIX веке старые фрески за ветхостью были почти полностью сбиты со стен и заменены новой росписью.

До наших дней в монастыре сохранилась каменная церковь Сретения с трапезной палатой. Она была построена в 1533 - 1536 гг.

В течение многих столетий Антониев монастырь был заметным духовным и культурным центром Новгородчины. В XII в. здесь трудился Кирик - первый русский математик, создатель «Учения о числах». В 1740 г. стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоановны при монастыре учредили семинарию. В семинарии постепенно сформировалась фундаментальная библиотека, основу которой составляло уникальное собрание книг новгородского архиепископа Феофана Прокоповича.

После Революции в 1918 году семинария была ликвидирована, в 1919 году в ее помещениях открыли Новгородский институт народного образования, позднее педагогический техникум, педагогический, учительский институты. В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года.

Был основан в начале XII в. (1106 г.) в северных окрестностях Новгорода (сейчас он находится на расстоянии примерно 0,9 км от вала Окольного города).

Сейчас здесь располагается Гуманитарный институт, где мы, собственно говоря, и работаем. В этом году мы, наконец, решили обратить к нему наши археологические интересы и планируем заложить несколько шурфов на территории монастыря. А место это довольно примечательное и интересное.

Согласно духовной грамоте преподобного Антония Римлянина (известна в двух списках: 2-й пол. XVI и XVII в.), а также сведениям Новгородской первой летописи, монастырь был основан при жизни епископа Никиты, т. е. не позднее 1109 г.

Согласно житию (составленному, правда, через несколько столетий после его смерти, в XVI в.), Антоний родился в Риме и был единственным наследником богатой православной семьи (в это время уже произошёл раскол между церквями). Рано обратившись к вере и постригшись в монахи, Антоний половину имущества раздал бедным, а вторую половину вложил в бочку, которую бросил в море. Когда начались гонения на православных, он удалился к морю и долго молился на скале. В итоге скала раскололась и камень, на котором он стоял, поплыл по морю и через 2 дня доставил его в Новгород (8 сентября 1106 г.). Поначалу он общался с новгородцами через переводчика, но потом бог "открыл ему русский язык". Обосновавшись на новом месте, он попросил рыбаков забросить в Волхов сеть, и те вытащили бочку с его имуществом. Его хватило на то, чтобы выкупить участок земли с располагавшимся на нём "сельцом" и основать монастырь.

Несмотря на легендарность описываемых событий, Антоний был реальным историческим персонажем. Его существование подтверждают сообщения летописи и духовная грамота. Однако, насколько я знаю, до XVI века его "римское" происхождение в источниках не упоминается.

В 1117-1119 гг. был возведен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы . Кстати, третье по древности здание в Новгороде.

Несмотря но множество перестроек, храм неплохо сохранился.

Внутри сохранились росписи. В основном, поздние, но сохранились и фрагменты фресок XII в.

История монастыря была довольно насыщенной.
В 1386 г., при подходе войск Дмитрия Донского к Новгороду, монастырь был сожжен. О пожарах в монастыре летопись также сообщает в 1378, 1396, 1467 гг.

В 1533-1536 гг. возведена церковь Сретения с трапезной палатой.

Сейчас в ней располагается университетский храм и музей истории письменности.

В середине XVI в. к югу от Рождественского собора была построена столпообразная колокольня с церковью Антония Великого, разобранная после обрушения в 1804 г.

В ходе разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 г. были казнены все 20 жителей монастыря во главе с настоятелем, и монастырь запустел.

Позже царь снял опалу, и в 1580 г. из Москвы прибыл новый настоятель, и монастырь был восстановлен.

В период шведской оккупации Новгорода 1611-1617 гг. монастырь был разорен вторично.

В конце XVII и начале XVIII века в монастыре идёт каменное строительство. В 70-х гг. XVII в. в трапезной палате деревянные перекрытия были заменены каменными сводами, надстроена столпообразная колокольня, а над южными вратами возводится церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (разобрана в 1805). В 1670-1690 гг. вокруг Рождественского собора строятся приделы и паперть.
В 1698 г. к северу от надвратной церкви Иоанна Лествичника построено одноэтажное каменное здание больницы с церковью Александра Невского (разобрана в начале XIX в.). В 1699-1701 гг. к западу от собора Рождества были возведены казначейские кельи. В 1715-1722 гг. отстраивают южную линию корпусов (кельи, квасоварня, баня и др.) с оградой. В 1718 г. между трапезной палатой со Сретенской церковью и казначейскими кельями построена келарская палата.

30 окт. 1740 г. по инициативе архиепископа Амвросия (Юшкевича) указом императрицы Анны Иоанновны при Антониевом монастыре была учреждена семинария по образцу Киевской духовной академии. В 1745 г. число учащихся превышало 300 чел.

В 1741 г. к северу от Рождественского собора (на месте современного здания семинарии) для семинарии были возведены два двухэтажных каменных корпуса. Кроме того, в это же время было построено несколько деревянных зданий для семинаристов.

К 1764 г. завершается строительство двухэтажного каменного здания библиотеки.

В 1801 г. построено здание больницы новгородской духовной семинарии. Сейчас оно используется как жилой дом.

В начале XIX в. в монастыре были сооружены настоятельский корпус, примыкающий к казначейским кельям, и южные святые врата с надвратной колокольней (1806-1807 гг.) (колокольня утрачена в 30-е гг.), главный семинарский корпус (закончен в 1890 г., автор проекта - епархиальный архит. А. И. Борщов).

Среди других сохранившихся зданий.

Каретный сарай -

В 1918 г. семинария была закрыта, а в ее помещениях открылся педагогический техникум, 1 окт. 1919 г. преобразованный в Новгородский практический институт народного образования, который в 1932 г. был включен в Новгородский государственный университет.

Сам Антониев монастырь был окончательно упразднен 3 марта 1920 г. Вскоре после закрытия в помещениях монастыря поместили коммуну для бывших беспризорников. Собор Рождества некоторое время действовал как приходской храм, но тоже был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны монастырский комплекс подвергся сильным разрушениям, особенно пострадала западная часть (казначейские кельи и настоятельский корпус).

В XX веке монастырь привлекал внимание археологов. При реставрационных работах в храмах и корпусах закладывались шурфы.

Но обширные раскопки здесь начались в 1973 г. Они были связаны со строительством новых корпусов Педагогического института.

В 1970-е – 1980-е гг. С.Н. Орловым было раскопано около 2000 кв. м. В раскопах были обнаружены остатки поселения, существовавшего до основания монастыря (сельцо, упоминаемое в купчей грамоте), железоделательные и ювелирные комплексы. Но материалы опубликованы не были. С.Н. Орлов ограничился несколькими краткими статьями, и материалов явно недостаточно. В настоящий момент требуется новые данные и, чтобы получить их, мы заложим несколько шурфов.

Источники:
Гордиенко Э. А., Сарабьянов В. Д., Секретарь Л. А.. Антония Римлянина в честь рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 2, С. 691-695
Секретарь Л. А. Новгородская духовная семинария. История в лицах. Великий Новгород. 2014. С. 61.
Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М. 2011. С. 241-277.

Антониев монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одним из ключевых центров религиозной жизни древнего Новгорода считался Антониев монастырь. Обитель, основанная еще в 12 веке на северной стороне города, помимо духовной помощи, выполняла еще и образовательные функции. Кстати, учебный статус сохранился в Антоново и по сей день. В отличие от религиозного: как и многие культовые сооружения, монастырь у реки Волхов прекратил свое существование в 1920 г. К счастью, обошлось без разорения и уничтожения комплекса исторических зданий.

Согласно легенде, Антониев монастырь основал в 1106 г. миссионер Антоний Римлянин, прибывший в Новгород из Италии . Посвятивший себя служению православной вере, он быстро сделал новую обитель важнейшим центром духовной культуры. В 16 веке монастырь начал разрастаться: были возведены храм Антония Великого и Сретенская церковь. В 1740 г. открылась Новгородская духовная семинария, которая действовала до 1918 г. Сам монастырь закрыли в 1920 г.

Что посмотреть

Старейшая постройка монастырского комплекса - каменный собор Рождества Богородицы 1119 г. В настоящее время здесь располагается музей, а также проводятся концерты церковной музыки.

Главными сокровищами храма считаются удивительной красоты фрески. По стилю написания и расположения фигур они очень отличаются от принятых в то время канонов. Святые и их лики выполнены максимально реалистично: скорее всего художники черпали вдохновение из окружающей их жизни города.

Еще больше фресок, хоть и не таких старых, как в соборе Рождества Богородицы, можно увидеть и во многих других зданиях бывшего монастыря, которые сегодня заняты учебными корпусами Новгородского государственного университета.

Практическая информация

Адрес: Великий Новгород, ул. Антоново, 3. Веб-сайт .

Как добраться: автобус №№ 2 и 5, остановка «Улица Студенческая, 1». Стоимость проезда: 27 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Время работы: среда-воскресенье: 10:00-17:00. Понедельник, вторник - выходные. Вход: 100 RUB, студентам и учащимся: 50 RUB, детям до 16 лет - бесплатно.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции.

Новое движение начинается в Новгороде с построением Богородице-Рождественского собора Антониева монастыря . Его облик настолько гипнотизировал исследователей принципиальной схожестью с остальными постройками, что уже много десятилетий держится гипотеза о создании его тем же мастером Петром (Каргер М. К. Указ. соч .) Лишь в последнее время начали отдавать себе отчет в том, как много нового в этом памятнике (Гладенко Г. В., Красноречъев Л. Е., Штендер Г. М., Шульяк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований. - В кн.: Новгород К 1100-летию города. М., 1964, с. 189-191 .), причем того нового, которому принадлежит будущее.

История возведения здания сама по себе не совсем обычна. Это монастырский собор, и заложен он игуменом; по существу он является первой некняжеской постройкой Новгорода (правда, мы все же ничего не знаем точного о церкви Федора 1115 г.).

Новгородским епископом Антоний признан был игуменом своего монастыря лишь в 1131 г., и этим епископом был Нифонт, Очевидно, Антония не признавал игуменом Иоанн, бывший епископом с 1108 по 1130 г. Построить каменный собор в Новгороде при неприязни епископа можно было бы только с помощью князя.

В самом деле, общая композиция настолько сближает собор с княжескими памятниками, что участие в его создании тех же зодчих становится весьма вероятным. Если же дать себе отчет в том, что иных строительных артелей, кроме княжеской, в Новгороде в начале XII в. просто не было, то предположение превращается почти в уверенность. Правда, техника кладки стен и сводов здесь грубее и примитивнее, плинфа - менее регулярных размеров, встречаются ее утолщенные половинки, напоминающие брусковые кирпичи, больше применяется булыжный камень. Характер изменений таков, что вряд ли можно говорить о работе тех же каменщиков и о равных прежним материальных ресурсах. Скорее всего, лишь часть мастеров княжеской артели подвизалась на строительстве монастырского собора, остальные рабочие, очевидно, более низкой квалификации, были привлечены монастырем. Огрубление техники можно связать и с недостатком средств у заказчика.

Однако те же затруднительные обстоятельства могли освободить зодчих от точного следования выработанному типу, вкусы заказчиков получили возможность обнаружения. Это был выход за пределы прежнего социально-культурного круга, и новые идеи определили поиски зодчими новых форм.

Собор напоминает княжеские постройки пропорциями плана, лестничной башней, примыкающей к северо-западному углу, трехглавием, высотой устройства хор и общей преувеличенной высотой, делающей все новгородские памятники грандиозными независимо от их плановых размеров. Трудно поверить, что Рождественский собор на 2,5 м уже Дмитровского собора во Владимире.

Основные изменения композиции связаны с разделением внутреннего пространства и взаимной ориентацией частей. Приданная западным столбам восьмигранная форма объединила все пространство западной части храма. Сами столбы толще стен, они как бы включают в себя вынос лопаток, и основания подпружных арок вверху почти не выходят за их очертания (такой способ определения толщины столбов сохранится в Новгороде и во второй половине XII в.). Массивные опоры из-за замкнутости формы никак не ориентируют ни отдельные ячейки, ни все предназначенное для молящихся пространство. Эта однородность имеет не только художественный смысл. Молящиеся уже не делились на различные в своей социальной иерархии группы.

Хоры, хотя и сохраняющиеся здесь, своей полузакрытостью, сокращенностью приобретают совсем иной характер, превратившись из части основного пространства в помещение рядом с ним (Ковалева В. М., Штендер Г. М. О формировании древнего архитектурного облика собора Антониева монастыря в Новгороде.- КСИА, М., 1982, 171, с. 54-60 .). Нартекс и хоры над ним обособлены и своей мерой, они не в два (как малые нефы), а в три раза шире толщины стены.

Основное пространство храма не только объединено, оно еще и вытянуто в направлении север - юг. Это совсем новая черта в крестово-купольных храмах Новгорода. Она образована с помощью форм, вызывающих невольные ассоциации с романской архитектурой. Конечно, прежде всего речь идет о модных восьмигранных столбах, но не менее интересно использование каменных плит. Плит в пятах арок не было ни в Никольском, ни в Георгиевском соборах. Здесь они появились, причем двух размеров: тонкие - в лопатках стен и значительно более толстые крестчатые - в четырех центральных столбах. Утолщение плит своей основной причиной могло иметь неполное совпадение столбов с основаниями подпружных арок, из-за чего последние нуждались в некоторой дополнительной опоре. Столь толстые плиты зрительно становятся похожими на капители, от которых расходятся арки. Очень соблазнительно связать подобные формы с влиянием романского искусства, привнесенным самим Антонием - «Римлянином». Однако объединение внутри общей системы крестово-купольного храма пространства для молящихся с его противопоставлением алтарным помещениям было найдено в византийской архитектуре с появлением в качестве опор круглых полированных колонн с настоящими капителями. Приемы организации пространства и их смысл в Рождественском соборе оказываются скорее византийскими, а вот «облачения» приемов — как бы романскими.

Все здание разделено на поперечные зоны - нартекс, наос и алтарную часть. Для устройства алтарной преграды — сплошной и довольно высокой (роспись на столбах начинается на уровне 6 м) - в восточной паре столбов не сделаны западные, обращенные в сторону подкупольного квадрата лопатки. Подпружные арки здесь повисают, обрываются, опираясь на сильно вынесенные плиты - капители столбов (позже плиты здесь были стесаны). Отсутствие лопаток приводит к образованию широких, стенных по характеру плоскостей, за которыми теряется вертикальная столпообразная природа восточных опор. Возникает ощущение единой стены, отделяющей алтарь от наоса и прорезанной высокими арками примыкающих к ней апсид.

Единство и торжественность поперечной алтарной композиции подчеркивается росписью — «Благовещением» наверху и полуфигурами святителей, помещенными не по одной (что выявляло бы вертикаль), а по две, что создает как бы пояса росписи. Быть может, это явное противостояние наоса и алтаря повлияло на чуть проявившуюся особенность восточной части Георгиевского собора (см. выше). Цельность расположенного перед алтарем и ориентированного на алтарь пространства приводит к гораздо большему ощущению предстояния и ожидания, чем в других храмах. Властно привлекающая, несколько «шумная» зрелищность княжеских построек «стихает». Лопатки как бы вовсе отсутствуют в стоящих посреди храма опорах и не затесняют, не динамизируют интерьер в целом. Своды с их подпружными арками не совсем адекватны по структуре нижней зоне храма. Отнесенные к тому же очень высоко, они как бы отдаляются, и интенсивность их зрительного восприятия ослабевает. Разница верха и низа появляется впервые, а ведь она существенна для всей последующей архитектуры города. Движение и структурность верха теряют динамическую связь с зоной пребывания человека, которая оказывается гораздо более спокойной и созерцательной по своей эмоциональной выразительности.

Новый вкус проявился и во внешнем облике здания, с первого взгляда, правда, подкупающе похожего на Никольский и Георгиевский соборы. Здесь впервые в верхней зоне средних прясел появляется одно, а не два окна (Наблюдение Г. М. Штендера.), вместе с парой нижних окон создается группа из трех окон, обязательная в новгородском зодчестве до середины XIV в. Зодчие отказываются от ниш, расчленявших стену и пронизывающих каменный инертный массив ритмической активностью очертаний. Мастеров привлекает трактовка стены как ровной и спокойной оболочки пространства, интенсивность формирования наружного облика ослабевает. И хотя лопатки еще служат общей для всех памятников начала XII в. основой разработки фасадов, стилистическое изменение весьма заметно. И опять-таки именно такому пониманию архитектурной формы суждено утвердиться в дальнейшем.

Главным качеством применения новых элементов и соотношений в Рождественском соборе является осознанность извлекаемо-то из них художественного эффекта. Не существовало непреодолимых конструктивных или связанных с организацией строительства преград, которые могли бы помешать копированию предшествующих образцов. И если зодчие не пошли по этому пути, то мы должны объяснить их выбор волей новых заказчиков. Некняжеский монастырь с его бытом и культурой, чуткостью к духовному, созерцательному, сакральному определил новые идейные и художественные задачи для зодчих. В монастырской жизни не было места для той увлеченной демонстрации мирского могущества, социальной избранности и богатства, которая всегда ощутима в произведениях княжеского круга.

Комеч А.И.

Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции.