Борисоглебский монастырь в торжке. Новоторжский борисоглебский монастырь и панорамы торжка Монастырь в XX веке

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

О Торжке можно говорить бесконечно. Древний город, живописно раскинувшийся вдоль берегов Тверцы, он славится своей интересной историей и красивой архитектурой. Доминанта города — расположенный на высоком холме над рекой древний Новоторжский Борисоглебский монастырь. Севернее него в прошлом находился Новоторжский кремль, сгоревший в 1742 году.

Мне несколько раз приходилось бывать в Торжке. Последний — в июле 2017 года.

Если двигаться по Кузнечной улице, то на некотором расстоянии вдоль дороги можно увидеть Земляные валы бывшего Новоторжского кремля. В прошлом он был обнесен 1,5-километровой стеной с 11 башнями, некоторые из которых, по мнению ряда исследователей, были каменными.

Во время большого пожара 1742 года все деревянные постройки кремля сгорели и больше не восстанавливались. Сейчас на части территории создан комплекс «Новоторжский кремль» , экспозицию которого составляют реконструкции древнего оружия и оборонительных средств времен осады города войсками хана Батыя.

С.М.Прокудин-Горский. Крепостной вал около Борисоглебского монастыря. [Торжок.] Лето 1910 года

Центр территории бывшего Новоторжского кремля обозначен Соборным комплексом на Вечевой площади. Здесь расположены холодный пятиглавый , построенный в 1814-1822 годах по проекту Карла Росси и теплая Входоиерусалимская церковь 1841-1842 годов. В годы советской власти внутреннее убранство храмов было практически полностью утрачено.

С.М.Прокудин-Горский. Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь в Торжке с левого берега р. Тверцы. 1910 год

Святой преподобный Ефрем Новоторжский

Почти напротив бывшего кремля, рядом с Михайло-Архангельской (Благовещенской) церковью стоит памятник новоторжскому святому преподобному Ефрему Новоторжскому (скульптор Евгений Антонов, 2015).

Согласно житию святого, боярин Ефрем служил конюшим у Бориса и Глеба. После их мученической гибели в 1015 году, он решил удалиться от мирской жизни, и из Киева отправился в Торжок. Там он вместе со своим учеником Аркадием в 1038 году основал Борисоглебский монастырь в память об убиенных князьях и поставил в нём каменный храм. Ефрем умер в 1053 году и был похоронен в им построенном храме. Его мощи и мощи Аркадия почитались как святыни Борисоглебского монастыря, но в 30-х годах XX века были утрачены.

Памятник новоторжскому святому преподобному Ефрему Новоторжскому

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь был основан в 1038 году Ефремом Новоторжским. Первые письменные свидетельства о Новоторжском Борисоглебском монастыре относятся к XII веку, это один из древнейших монастырей России.

С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь [от] моста. [Торжок.] Лето 1910 года

Монастырь сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка поляками и в 1742 году от большого пожара. Постройки, дошедшие до нашего времени, датируются XVII-XIX веками.

В 1925 году Новоторжский Борисоглебский монастырь был закрыт, в его стенах почти 50 лет функционировала тюрьма строгого режима, после неё — лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В конце 1980-х годов бывший монастырь передали под экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея, работники которого приложили немало сил, чтобы восстановить изуродованные за годы советской власти постройки.

Реставрационные работы, правда очень медленные, продолжаются и в наши дни. Монастырь возвращен церкви, часть территории закрыта для посещения, поскольку там живут монахи.

Архитектурные памятники Борисоглебского монастыря, схема

Построен по проекту архитектора Николая Александровича Львова в 1785-1796 годах на месте древнего каменного собора. В церемонии торжественной закладки принимала участие императрица Екатерина II. В 1931 году собор закрыли. Его внутреннее убранство утрачено, в том числе и 37 икон работы В.Л.Боровиковского. До наших дней сохранилась лишь одна из них, которая хранится в Тверской картинной галерее.

Братский корпус (1818–1819 года)

За Борисоглебским собором виднеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы , самый старый сохранившийся каменный храм во всем Торжке. Она была построена в XVII веке на месте старой деревянной церкви, сгоревшей в 1609 году.

Борисоглебский собор и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы за ним

Главное украшение Борисоглебского монастыря — трехъярусная колокольня с надвратной церковью во имя Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1804-1811 годах. Одна из её загадок — имя архитектора. По одной из версий, им был Николай Александрович Львов. По другой — местный архитектор-самоучка Федор Ананьин. Высота колокольни со шпилем — более 50 метров, это самая высокая постройка Торжка.

С территории монастыря, стоящего на возвышенности, открываются красивые виды на Торжок. Неподалеку виднеется Воскресенская церковь, построенная в 1749 году и до сих пор пустующая.

Еще одна интересная постройка монастыря — Свечная башня , возведенная в псевдорусском стиле в 1860-70 годах по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова.

С высокого откоса видны жилые дома и храмы на противоположном берегу Тверцы.

Церковь Николая Чудотворца, 1778-1784 годы

Обращают на себя внимание постройки бывшего Воскресенского девичьего монастыря , первое письменное упоминание о котором относится к 1625 году. Основные монастырские постройки датируются XVIII-XIX веками. За ним виднеется уже упоминавшаяся церковь Ильи Пророка .

За деревьями просматривается , построенная в 1750-1753 годах, в дальнейшем несколько раз достраивалась.

Панорамы Торжка с колокольни Новоторжского Борисоглебского монастыря

Сейчас колокольня Борисоглебского монастыря открыта для посещения, и всего за 100 рублей можно подняться на самый верх! Разумеется, я не могла упустить такую возможность!

В колокольне идут вялотекущие реставрационные работы. До революции она была выкрашена теплой бежевой краской «под мрамор», что придавало ей особую нарядность и подчеркивало конструктивные детали.

С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь. [Торжок.] Лето 1910 года

Внутри колокольни сохранились остатки росписей, выполненных в 1809 году художником М.Л.Ротокановым.

Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного Образа

Наверх ведет временная, весьма крутая деревянная лестница. Несколько раз встречаются широкие деревянные площадки, где можно отдохнуть. Шутка ли — подняться на высоту более 40 метров!

По мере того, как поднимаешься выше и выше, открываются все более широкие панорамы Торжка. В очередной раз поражаешься красоте этого древнего города. Еще бы отреставрировать все его здания… Вот, виднеется территория бывшего Новоторжского кремля и древнего Посада, многочисленные храмы, подвесной пешеходный и автомобильный мосты, переброшенные через Тверцу.

А вот , построенная в середине XVIII века на месте сгоревших в 1742 году церквей Благовещения и Михаила Архангела XVII века. В 1849-1864 годах храм был перестроен в псевдорусском стиле. Колокольня возведена в 1864 году, надстроена в 1887 году. С 1931 по 1936 год здесь хранились мощи святых Ефрема и Аркадия. В советские годы церковь была переоборудована под пекарню.

Необычайно живописен уже упоминавшийся Соборный комплекс. За ним виднеется церковь Климента, папы Римского 1835 года постройки.

Входоиерусалимская церковь, Спасо-Преображенский собор и церковь Климента, папы Римского

С высоты вдали видна живописная Тверецкая набережная , ограниченная подвесным пешеходным и автомобильным мостами. Это одно из самых красивых мест в городе.

За Тверецкой набережной виднеется шпиль колокольни и купол церкви Ильи Пророка , построенной в 1822 году. К её приходу относился Императорский Путевой дворец в Торжке. 13 февраля (по старому стилю) 1826 года в ней на ночь был установлен гроб с телом императора Александра I, а 31 мая — императрицы Елизаветы Алексеевны.

С противоположной стороны за деревьями видна изящная деревянная Вознесенская (Тихвинская) церковь , поставленная в 1717 году на месте более древней деревянной церкви клетского типа.

Необычайно интересен восьмигранный ярус звона . К началу XX века здесь насчитывалось 11 колоколов, самый большой из которых, отлитый на московском заводе А.Д.Самгина, весил чуть более 500 пудов. Над ярусом звона находился часовой механизм, который функционировал в течение длительного времени даже после закрытия Борисоглебского монастыря.

Ярус звона колокольни и купол Борисоглебского собора

И снова путь наверх по узкой лестнице.

И вот, наконец я на самом верху колокольни, в огромной беседке-бельведере со сквозной колоннадой. Отсюда открываются самые широкие панорамы Торжка и окрестностей. От красоты пейзажа захватывает дух.

Экспозиции «Монастыри и храмы Торжка» и «Гений вкуса»

В Борисоглебском монастыре в здании бывшего Духовного правления и странноприимного дома ныне размещены размещены экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея . Одна часть музейной экспозиции — «Монастыри и храмы Торжка» , знакомит с историей Новоторжского Борисоглебского монастыря и других храмов и монастырей города. Здесь можно увидеть археологические находки из Борисоглебского монастыря, древний новоторжский змеевик, церковную утварь и др.

Келья, реконструкция

Келья, реконструкция

Реконструкция Борисоглебского собора в Торжке на конец XVI века

Экспозиция, посвященная колокольне Борисоглебского монастыря и портрет архитектора Федора Ананьина

Новоторжский змеевик (амулет-оберег)

Другая, «Гений вкуса» , посвящена творчеству «русского Леонардо-да-Винчи» — архитектору Николаю Александровичу Львову (1753-1803/1804 по новому стилю), который проектировал многие здания, дворцы и церкви Москвы, Тверской губернии, Санкт-Петербурга и его пригородов. Кроме того, здесь представлены старые фотографии Торжка.

Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей.

Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех.

Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев).

Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Новоторжский Борисоглебский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Неизменно сильное впечатление на гостей Торжка производит территория Новоторжского Борисоглебского монастыря - одного из древнейших российских православных монастырей, основанного около 1038 года во времена княжения Ярослава I Владимировича почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Храм был заложен в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба, невинно убиенных своим братом Святополком.

Живописные виды с высоких берегов Тверцы в купе с величественной кладкой монастырских стен и богатым архитектурным ансамблем Новоторжского Борисоглебского монастыря - ради этого зрелища стоит побывать в Торжке!

Первый каменный собор ансамбля сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка польскими войсками. В конце 18 века был построен новый собор по проекту архитектора Львова Н. А.

Драматический факт: с 1925 по 1970 годы на территории монастыря размещалась тюрьма строгого режима, а затем до 90-х годов - лечебно-трудовой профилакторий, что изрядно поспособствовало разрушению ныне восстанавливаемого памятника.

Адрес: ул. Старицкая, 7, Торжок

Борисоглебский монастырь в Торжке основан в 1038 г. бывшим конюшим киевского князя Владимира боярином Ефремом. Трагическая гибель Бориса и Глеба, убитых их названым братом князем Святополком, настолько потрясла Ефрема, что он удалился навсегда от светской жизни, воздвигнув каменный храм на высоком берегу Тверцы и основав здесь монастырь. Первый каменный собор простоял около 700 лет. В 1577 г., при Иване Грозном, были пристроены два придела. Собор сильно пострадал в 1607 г. при взятии Торжка поляками. Пожар 1742 г. уничтожил деревянные стены Торжка.

Возрождение монастыря началось во второй половине XVIII в. На месте древнего был в 1785-1796 гг. построен новый Борисоглебский собор по проекту архитектора Н.А. Львова. Большой и величественный собор классически ясен. Фасады обработаны дорическими портиками. Широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малые купола по углам придают собору некоторую грузность. Декоративные детали обработки нарядны и торжественны. На снимке - южный фасад собора.

Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря заложена в 1804 г., через год после смерти Н.А. Львова, как предполагают исследователи, по его проекту. Строительство вел местный архитектор Ананьин. Многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта. В нижнем ярусе был арочный проем - главный вход в монастырь. Во втором ярусе размещалась церковь, в третьем расположены арки звона. Верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки. Башня в углу монастырской стены, противоположном колокольне, в XIX в. В башне разместилась монастырская библиотека. Сооружение необычно по своим формам. Верхняя часть башни была восстановлена в ходе реставрации в 1970-х - 1980-х гг. и с тех пор не ремонтировалась. Входо-Иерусалимская церковь построена в 1717 г. между настоятельскими корпусами примерно того же времени. Реставрировалась в 1980-х гг. Введенская церковь - самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVIIв. на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIX в. было пристроено крыльцо. Колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью.

Для описаний использована литература: Балдина О.Д., От Валдая до Старицы, М.: Искусство, 1968, с.31-59. Торжок - город древний и вечно молодой, Внешторгиздат, 1989



Борисоглебский-Новоторжский монастырь, 2 класса, в городе Торжке. Основан в 1038 году преподобным Ефремом (см. 28 января), святые мощи которого и почивают здесь, в соборном Борисоглебском храме, на вскрытии, в серебряной устроенной в 1874 году раке, под великолепной бронзовой сенью; при них глава брата его Георгия, положенная в его гроб согласно завещанию преподобного Ефрема. Здесь же под серебряной гробницей почивают под спудом мощи преподобного Аркадия (см. 14 августа). Соборный монастырский храм заложен был (на месте древнего) в 1785 году самою императрицей Екатериной II. Возобновленный в последнее время, он был освящен в 1895 году. В монастыре хранятся священные сосуды и вещи преподобного Ефрема, а также многие церковные предметы древности, книги и царские грамоты XVII века. Ежегодно 28 января совершается в монастырь крестный ход из всех городских церквей, а 11 июня вокруг монастыря, с обнесением мощей препо¬добного Ефрема. При монастыре школа и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Судьба мощей основателей Борисоглебского монастыря. Мощи почитаемых как основатели монастыря Ефрема и Аркадия Новоторжских находились в монастыре, на протяжении практически всей его истории. Согласно церковным источником, Ефрем Новоторжский умер 28 января (10 февраля) 1053 г. (Дата называется иеромонахом Илидором и скорее всего является церковным преданием). По преданию, перед смертью, собрав всю братию, Ефрем завещал им, чтобы вместе с ним в гроб положили голову его брата Георгия, которую он тайно хранил при себе столько лет. Тело его было погребено в созданной им каменной церкви, на правой стороне, в паперти. Гроб со священными останками Ефрема и головой его брата Георгия был открыт в 1572 г. Ефрем практически сразу был канонизирован. Празднование преподобному Ефрему установлено Русской Православной Церковью (далее РПЦ) в день его кончины и в воспоминание обретения мощей 11 (24) июня. В Борисоглебском монастыре они почитались как святыня и хранились открыто.

Примерно через 100 лет, 11 (24) июля 1677 г., были обретены мощи преподобного Аркадия, по сообщению архиепископа Дмитрия (Самбикина), первоначально погребенного у западной стены Борисоглебской церкви. Они были перенесены в склеп, устроенный сначала под приделом Иоакима и Анны, а затем под северной стороной Борисоглебского собора. 11 (24) июня в связи с переложением мощей Ефрема Новоторжского из каменного гроба в новую деревянную раку с серебряными позлащенными клеймами, пожертвованную Петром I, был установлен крестный ход. Он совершался ежегодно с участием священно- и церковнослужителей всех городских церквей и мирян. Эта величественная процессия сопровождалась огромной массой народа и простиралась более чем на два километра. Безусловно, мощи основателей Борисоглебского монастыря являлись главной городской святыней на протяжении многих веков. Не удивительно, что после революции 1917 г. антицерковная кампания в Торжке началась с такого события, как публичное вскрытие мощей. Оно было проведено в монастыре в феврале 1919 г. В течение недели (5-12 февраля) мощи святых находились на всеобщем обозрении. После окончательного закрытия монастыря в 1931 году мощи святых были переданы в Михайловскую церковь, а впоследствии изъяты, видимо, органами НКВД и увезены в неизвестном направлении. В настоящее время их местонахождение неизвестно.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-29 гг., когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза. В начале июня 1931 г. прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт. Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу им. Молотова. В нем в 1931-1934 гг. находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 г. располагалась воинская часть, в конце 30-х гг. - воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 г. - тюрьма, а в 1985-88 гг. - ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий). В 1989 г., после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей, в связи с чем начались исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло), отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей. В 1994 было принято решение о возвращении обители РПЦ и возрождении в ней монашеского служения.

В настоящее время монастырь действующий. В нем подвизаются 6 человек братии. Настоятель монастыря Вассиан (Кураев) проживает в Твери. Все монахи имеют священнический сан и служат в храме Иоанна Богослова, приписанном к обители, и во Введенской церкви, действующей с 1998 г. Пока она единственная в монастыре.

Использованная литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. - Тверь, 1861. Лопатина Н.А. Краеведческий альманах № 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. - Тверь, 2004. Чичкина И.В. Вскрытие мощей новоторжских святых в 1919 г.// Сборник научных трудов ВИЭМ: Вып. 1. - Торжок, 1997. С. 25-28.



Борисоглебский мужской монастырь - старейший не только на Верхней Волге, но и во всей стране. Он был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, который был родом из Венгрии. Вместе со своми братьями Моисеем и Георгием он покинул родину и поступил на службу к святому князю Борису, сыну равноапостольного князя Владимира. В 1015 году на реке Альте святой князь Борис был убит, а вместе с ним погиб и брат Ефрема - Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять с него золотую цепь. Моисею удалось спастись. Впоследствии он принял монашество и стал насельником Киево-Печёрского монастыря. Прибывший на место трагедии Ефрем нашёл голову брата и взял её с собой. Вскоре Ефрем оставил службу при княжеском дворе и по благословению киевского митрополита уединился на реке Тверце. Там он построил небольшой храм во имя князей Бориса и Глеба, который положил начало Борисоглебскому монастырю. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости. В гроб вместе с ним, по завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. В 1925 году монастырь был закрыт, рака с мощами преподобного Ефрема вскрыта. Присутствующие при этом члены комиссии были немало удивлены, увидев в гробу две головы... После закрытия монастыря в его стенах разместилась тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет.

В 1993 году в монастырь вернулись монахи. В настоящее время здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Службы проходят в Введенской церкви, самой древней на территории обители. Здесь же находится рака с частицами мощей преподобного Ефрема Новоторжского.



Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 г., в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 г. всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп. Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 г.г. В 1237 г. подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 г., когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 г., в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV в.в. в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех. Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 г. В 1919 г. уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 г. братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.

В 1993 г. было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев). Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 г. поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни.

Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 г. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 г. в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Информация с сайта монастыря, http://новоторжский-борисоглебский-монастырь.рф/istoriya.html?start=2



Первая и древнейшая церковь в Нововоторжском Борисоглебском монастыре была каменная, с одним престолом. Сооружена она была в 1038 г. во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба преподобным Ефремом и трудами ученика его преподобного Аркадия. В ней они оба были погребены после кончины.

В 1577 г., вскоре после открытия св. мощей преподобного Ефрема, архимандритом монастыря Мисаилом в церкви, построенной преподобным, с правой стороны, построена была придельная церковь во имя новоявленного Новоторожского чудотворца, преподобного Ефрема; а в 1589 г. с левой стороны - другая, во имя св. богоотец Иоакима и Анны.

В 1784 г. при преосвященном Иоасафе, епископе Тверском, и архимандрите монастыря Макарии постановили старую каменную церковь, построенную преподобным Ефремом, разобрать и построить новую. Древний иконостас каменной церкви частью помещен был в 1786 г. в новоосвященной Входоиерусалимской церкви.

При заложении нового храма, соборной трёхпрестольной Борисоглебской церкви, присутствовала лично Императрица Екатерина II, своими руками 9 июня 1785 г. положила она первый краеугольный камень. Построение всего собора, сооружение иконостаса и живопись святых икон производились под смотрением сведущего в архитектуре действительного статского советника и кавалера Николая Александровича Львова и ново-торжского архитектора Франса Ивановича.

Все местные большие и малые иконы были писаны в 1795 г. известным художником Российской Императорской Академии поручиком Боровиковским. Иконостас был сделан деревянный, резной, покрыт червонным золотом. Храм устроили с тремя престолами в одну линию. Придел Иоакима и Анны переименован в новом храме в придел Великомученицы Екатерины, в честь императрицы Екатерины.

В 1839-40-х г.г. храм был обновлён, переделан и освящен Преосвященнейшим Григорием на новом антиминсе 1 июня 1841 г., при архимандрите Сергии III. Купол храма - шарообразный, наподобие храма Христа Спасителя в Иерусалиме. Среди храма, на правой стороне, между колоннами, на довольно возвышенном пьедестале были поставлены мощи преподобного Ефрема в серебряной раке, под бронзовой сенью, украшенной венецианским бархатом с золотою бахромою и кистями, а на левой стороне, на таком же пьедестале и под такой же сенью, помещена была серебряная рака с мощами преподобного Аркадия. Внутренние стены и колоны были сделаны под мрамор. Престолов сооружено три: средний - во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба, на правой стороне - во имя преподобного Ефрема, а на левой - во имя преподобного Аркадия. Главный престол был сделан из серебра, с колоннами и карнизами и местами позлащён. До революции внутреннее убранство собора оставалось таким же. До наших дней сохранялось только здание пятикупольного собора в стиле классицизма с безупречностью пропорций, но иконы, писанные А. Боровиковским, почти все погибли.

Теплая Введенская каменная церковь с колокольней воздвигнута была в 1620 г. на месте древней деревянной церкви, истреблённой поляками в начале XVII в. В ней был сожжён архимандрит Константин с братией. В 1879 г. при архимандрите Антонии усердием купца И.К. Штанковского на левой стороне сей церкви устроен придел во имя св. праведных Богоотец Иоакима и Анны, который был освящен в том же году.

Между Введенской церковью и настоятельскими кельями стоит небольшая каменная, вероятно, построенная в 1717 г., церковь, бывшая долгое время без иконостаса и освящения. После того как разобрали древнюю Борисоглебскую церковь, она была снабжена старым иконостасом и образами. В 1786 г. освящена архимандритом Макарием II по благословению Тверского Архиепископа Иоасафа во имя Христа Спасителя, в воспоминание Входа Его в Иерусалим.

На месте бывшей каменной церкви Воздвижения Честного Креста Господня в 1804-1811 г.г. построена церковь над святыми вратами во имя Спаса Нерукотворённого Образа с колокольней в три яруса. Колокольня своей стройностью и красотой придаёт величественный вид всей обители.

Последним сооружением Борисоглебского монастыря стала Свечная башня, построенная в 1809 г. Она завершила комплекс монастырских башен и стен, строившихся с 1734 г. В ней располагалась монастырская библиотека, в которой по преданию Карамзин работал над своей "Историей государства Российского".

При монастыре были построены две каменные часовни: первая, сооружённая в 1811 г., находилась непосредственно при монастыре; другая, уступленная Городской думой в 1807 г., располагалась у реки Тверцы.

В 1717 г. был построен настоятельский корпус, каменный, в два этажа. Другой корпус, совершенно отдельный, тоже каменный, двухэтажный, состоял из одних братских келий и устроен был в 1818-19 г.г. В ряду монастырской стены, рядом с колокольней, в 1811 г. выстроен двухэтажный флигель. В нижнем этаже помещались странники и приходящие богомольцы. Кроме того, внутри монастыря имелся одноэтажный каменный флигель, примыкавший к настоятельским келиям, где помещались разные монастырские службы.

Информация с сайта монастыря, http://новоторжский-борисоглебский-монастырь.рф/xramy-i-svyatyni/4-xramy.html

Он, наверное, по праву считается одним из красивейших городов Тверской области и здесь (во всяком случае, в старой его части) , на мой взгляд, воочию можно ощутить на себе обстановку той классической провинции русских уездных городов (XVIII - XIX веков) , так хорошо знакомых нам по произведениям А.Н. Островского, А.П.Чехова.

Этот город является настоящим «музеем под открытым небом» екатерининского классицизма и многочисленных храмовых сооружений, по количеству которых он мог бы, наверное, посоперничать с широко известным для туристов Суздалем… Хотя, нельзя и не отметить, что часть зданий и сооружений из сохранившегося почти полностью архитектурного ансамбля, к сожалению, покрывает уже определенный «налет» бесхозности и безденежья последних десятилетий…

А еще этот город подкупает своими восхитительными панорамами, которые так и просятся в объектив фотокамеры…

Сегодня же я расскажу только об одной из достопримечательностей этого города - Борисоглебском монастыре .


Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь является одним из древнейших в России (основан почти в одно время с Киево-Печерской лаврой и считается третьим монастырём со времени их появления в России) и иерархически подчинен Тверской епархии .

Обитель расположена на западном (высоком) берегу реки Тверца и была основана в 1038 году (в княжение великого князя Киевского Ярослава Мудрого) старцем Ефремом , братья которого погибли, защищая князя Бориса от людей Святополка Окаянного .

Построенный в тот же год храм, получивший название Борисоглебского (в честь Бориса и Глеба) и дал название всему монастырю.

Обитель со времени своего существования претерпел неоднократные опустошения и разорения:

● трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах;

● в 1237 году подвергся нападению монголо-татар;

● дважды пострадала обитель от Литвы и поляков.
Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию.
Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми.

При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Этап от завершения Смутного времени и до революционных событий начала XX века стал для монастыря периодом его благоустройства, процветания и возвышения, когда он приобрел свой нынешний вид.

После 1917 года обитель разделила участь большинства других православных монастырей того времени.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-1929 годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза.

В начале июня 1931 года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в 1931-1934 годах находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов - воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 года - тюрьма, а в 1985-1988 годах - лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) для алкоголиков.

И только в 1989 году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП, в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей , в связи с чем, начались системные исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло) , отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей.

В 1993 году по ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и решению Священного Синода РПЦ на фондах бывшей обители вновь был воссоздан монастырь, инфраструктура которого стала использоваться совместно с музеем.

С приездом сюда первых пяти монахов (1995) сразу же начались работы по активному восстановлению сооружений монастыря, а в 1998 году, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского (24 июня) , во Введенском храме была совершена первая литургия и с тех пор непрестанные молитвы в обители не прерываются…

В настоящее время здесь проживают и несут службу под руководством игумена монастыря иеромонаха Арсения (Леонова) более 11 насельников.

Обитель имеет своё подворье - Иоанна Богослова (на одноименном кладбище г. Торжка) , расположенное на месте бывшего Иоанно-Богословского мужского монастыря, разоренного и сожженного в 1604 году во время литовского набега.

Кроме того к монастырю приписаны и часть городских храмов -
Воздвижения Креста Господня

и Климента, папы Римского .


Наиболее эффектно монастырь смотрится с противоположного берега реки Тверца, завораживая своей красотой, гармонично встроенной в местный ландшафт.

Причем сразу бросается в глаза, что в его архитектурном ансамбле сплелись воедино стили и веяния различных эпох, как срезы на стволе дерева… Очень часто разность стилей делает его аляповатым, но не в данном случае - всё здесь гармонично и оттеняя творения различных эпох, открывает человеческому взгляду их лучшие черты. В этом, пожалуй, и заключается мастерство и профессионализм зодчих, создававших это творение. А одним из главных архитекторов, сформировавших нынешний вид обители является Н.А. Львов .

И хотя реставрационные и восстановительные работы ведутся здесь уже в течение не одного десятилетия (обитель, несмотря на свою старину и красоту, не является ставропигией и поэтому темпы работ во многом зависят от пожертвований прихожан и паломников) , но всё равно тихим сапом (от одного объекта к другому) они идут по нарастающей и есть надежда, что будут успешно завершены.

Архитектурный ансамбль включает в себя:
собор Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) - главный храм обители, расположенный в ее центре и построенный Н.А. Львовым в 1785-1796 годы. На этом месте первоначально (с XI века) стояла небольшая белокаменная церковь, заложенная вместе с монастырем.

Фасады большого и величественного собора (построенного в стиле классицизма) обработаны дорическими портиками, а широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малые купола по углам придают храму некоторую грузность. Декоративные детали обработки нарядны и торжественны.

Данный храм, по мнению самого Н.А. Львова, является лучшим из построенных им культовых сооружений. По старой фотографии, размещенной выше, вы и сами можете оценить красоту храма.

В настоящее время храм закрыт и в нём проводятся восстановительные и реконструкционные работы;

Рядом с собором сохранились остатки фундамента предела преподобного Ефрема Новоторжского (XVI - XVII вв.) . Кто знает, может, со временем он будет вновь воссоздан?…;
храм во имя Спаса Нерукотворного (1811) , построенный по проекту всё того же Н.А.Львова местным архитектором Ананьиным, является композиционной основой не только самого монастыря, но и старой части города.

Сооружение представляет собой встроенную в монастырскую стену надвратную церковь с многоярусной колокольней , увенчанной шпилем, которая возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта.

В нижнем ярусе имеется арочный проём - Святые врата (главный вход в обитель) , во втором ярусе размещалась сама церковь, в третьем - расположены арки звона, а верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки.

В настоящее время храм закрыт - находится на полной реставрации, как и закрыт проход через Святые врата. Но при этом можно подняться на колокольню, откуда с высоты птичьего полета открывается красивый обзор

как на сам монастырь,
так и на весь город, где можно разглядеть близлежащие:
собор Преображения Господня ;

и церковь Михаила Архангела , с ослепительно-синими главами. Возведенный в 1742 году, храм был полностью перестроен в 1850 году, и представляет собой хрестоматийный образец русско-византийского стиля, близкий по архитектуре к Храму Христа Спасителя в Москве.

В монастыре имеется сложный ансамбль, состоящий из двух церквей:
церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1620) - образца московской архитектуры.

Несмотря на свою скромность, внутри Введенский храм светел и просторен. Он является постоянно действующим и здесь хранится главная святыня обители - рака, частью мощей прп. Ефрема, древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема, власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца.
В 1879 году здесь же был устроен придел Святых Праведных Иоакима и Анны , а под храмом находится трапезная ;
церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (1717) , расположенной при настоятельских покоях (которые, как и она в настоящее время реконструируются) и являющейся образцом русского барокко. К настоятельскому корпусу примыкал одноэтажный каменный флигель , где помещались разные монастырские службы;

● а также шатровой восьмигранной колокольни , исполненной в традициях церковного зодчества XVI - XVII веков.

Все три постройки слились в одну, и не имеют четких границ между собой, однако Введенская церковь является самой старой в городе;
часовню Успения Пресвятой Богородицы (1811), расположенная в двухэтажном странноприимном доме , где в нижнем этаже размещались странники и приходящие богомольцы, а также находилось Духовное правление .

Кроме того в архитектурный ансамбль обители входят:
братский корпус (1818 -1819) ;
погреб-ледник , для хранения скоропортящихся монастырских продуктов, где в качества холода используют «ледяные кирпичи», вырезанные из зимнего льда реки Тверца, опоясывающий монастырь;
монастырские постройки , для хранения инвентаря и других продуктов.

По периметру обители окружают монастырские стены :

где - сохранившиеся полностью,

где - частично или полностью разрушенные.

По углам стен сооружены башни (всего их четыре) :

- Юго-западная ;

- Юго-восточная ;

- Восточная

и известная многим историкам Свечная (Библиотечная) башня (1809) - обращенная на север и названная так, поскольку к ней примыкал, когда имевшийся при монастыре, свечной завод.
Эта исключительно красивая, с множеством декоративных форм, башня знаменита прежде всего тем, что в ней располагалась обширная монастырская библиотека, где, по преданию, Н.М. Карамзин работал над своей «Историей государства Российского» (от того за ней закрепилось и второе название башни) .
Верхняя часть этого сооружения была восстановлена в ходе реставрации в 1970 - 1980-х годов и с тех пор башня больше не ремонтировалась.

Вблизи у стены, примыкающей к башне, сохранились остатки монастырского погоста , который был разрушен в богоборческие времена первой половины прошлого века…

С западной стороны обители (между странноприимным домом и стеной) расположены Входные (Экономические) ворота , которые нынче связывают монастырь с внешним миром.

Здесь же при входе имеется временная постройка - церковная лавка

и очень часто (в теплое время года) прихожан и посетителей обители встречают местные старожилы - монастырские коты…

Добраться до монастыря, если ехать туда на машине, совсем не сложно. Город Торжок расположен невдалеке от автодороги «Россия» (связывающей Москву и Санкт-Петербург) . Въехав в город (подъезжая к автомобильному мосту через Тверцу) , Ваш глаз обязательно «зацепится» за очертания обители (расположена она по адресу: г. Торжок, ул. Старицкая, д.7)

Начинать осмотр Борисоглебского монастыря лично я бы посоветовал вам с его панорамных видов, которые более живописно открываются с автомобильного моста или, как уже говорил, восточной набережной реки Тверца (от частных домов, что расположены напротив обители)

Впервые увидев монастырь на фотографии, он впечатлил меня своими формами, а посмотрев на него воочию - вместе с внешней красотой (которая на порядок привлекательнее, что называется «вживую») возникло щемящее чувство боли и стыда: как всё же варварски относились к нему Власть предержащие многие десятилетия советского периода нашей истории и как медленно, после этого, возрождается он к жизни - вдалеке от финансовых потоков меценатов и, создалось такое впечатление, от членов Священного Синода, которые могли бы, наверное, лично поспособствовать быстрейшему восстановлению одной из древнейших обителей Русского Православия и одной из «жемчужин», лежащей подле Золотого кольца России .