Буддийские храмы (пагоды, ступы),насыщенность интерьеров, пещерные храмы, особенность расположения храмовых комплексов и их уникальность. Что такое пагода: красивое архитектурное строение или нечто большее? В каких странах строят священные пагоды

Во Вьетнаме свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. Однако еще до недавнего времени государственные органы власти активно вмешивались в эту сферу жизни. Возможно, поэтому по официальным данным больше 80% граждан Вьетнама считаются неверующими. Мировая общественность активно критиковала существующее положение в стране, касающееся религии. И сейчас ситуация изменилась: по данным социологических опросов международных организаций большинство вьетнамцев считают себя приверженцами какой-либо веры. Интересен факт, что в стране нет «главенствующей» религии, а достаточно много самых разных верований. Еще интересней, что некоторые жители Вьетнама загадочным образом умудряются верить сразу в несколько богов.

Традиционные религии

Этим термином принято объединять разные верования, связанные с обожествлением предков и духов. Например, во Вьетнаме верят в Богиню-мать, а также существует культ предков. Традиционные религии – самые древние, их отголоски можно найти в разных странах мира. Например, в России принято отдавать часть поминального угощения умершему (рюмка водки, накрытая кусочком хлеба или конфеты на могилу). Это древняя традиция, связанная с почитанием души предков. А Богиня-мать существовала во многих ранних религиях мира, например, в греческой мифологии ей стала Гея, богиня Земли и всего, что рождается на ней.

В домах вьетнамцев распространены обычаи задавать вопросы, советоваться с умершими. Есть так называемые домашние алтари, связанные с почитанием покойных. Вьетнамцы верят, что если не проявлять уважение к прародителям, они могут обидеться и начать мстить. Интересно, что традиционные верования могут сочетаться с другими. Например, житель Вьетнама может считать себя буддистом и при этом воздавать дань памяти умершим родственникам по традициям культа предков. По некоторым данным, традиционные религии практикуют больше половины вьетнамцев.

Буддизм

Эта религия во Вьетнаме самая древняя и самая распространенная, после традиционных верований. Даже впервые посещающий страну турист поймет это по наличию статуй Будды, которые можно встретить практически везде. Сейчас во Вьетнаме, как, впрочем, и во всем мире, существует несколько направлений этой религии. Самая распространенная – буддизм Махаяны. Возникло это направление в Индии, и оттуда попало на территорию современного Вьетнама еще в 1 веке до н.э.

Туристам будет интересно посмотреть на буддийские храмы и статуи Будды. Многие из этих религиозных сооружений впечатляют своей величиной, красотой или оригинальностью. Самые знаменитые статуи и храмы:


Христианство

Во Вьетнаме религия христианская, в основном, представлена католичеством. В подтверждение этому можно увидеть католические церкви в разных городах страны. Но и православные христиане во Вьетнаме есть, в том числе выходцы из России. Католицизм в страну принесли французы, ведь эта территория находилась под их колониальным гнетом. У католиков сложные отношения с руководством страны: их, вроде бы, никто не притесняет, но они постоянно выдвигают властям новые требования. В основном претензии касаются передачи культурных объектов из государственной собственности в руки церкви. Протесты иногда доходят до столкновений с силовыми структурами.

Ислам

Исламисты Вьетнама всегда жили несколько обособлено от остального мира. И хотя они соблюдают религиозные традиции, ходят в мечети и чтут Коран, некоторые ритуалы проходят здесь своеобразно. Например, Рамадан длится у вьетнамских исламистов три дня, а не месяц, как у мусульман всего мира. Мечетей в стране мало, поэтому обычные туристы могут и не побывать там.

Остальные религии


Какая религия во Вьетнаме есть еще? Их много: есть в стране и иудаизм, и конфуцианство, и новые течения, такие как Каодай и Хоахао. Два последних культа возникли из смеси разных религий: христианства, буддизма и прочих. Считается, что Каодай проповедует больше 2 млн.человек, но это неофициальная информация.

Кем бы вы ни являлись по вероисповеданию, побывав во Вьетнаме, обязательно посетите храмы со статуями Будды. Это – одна из главных достопримечательностей страны. И не отказывайтесь от экскурсии, ведь вы можете узнать много интересного об особенностях буддизма во Вьетнаме. Даже если вы совсем не интересуетесь религией, старинные пагоды с величественными статуями произведут на вас впечатление!

Пещерные храмы. Ступа. Буддийские монастыри. Пагоды. Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. Постепенное увеличение храмов. Географическая классификация различных типов храмов Древней Индии. Искусство и социальный строй Древней Индии.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнй Индии: Ступа в Санчи. Пещерные храмы Аджанты и Карли. Пагоды в Шрирангаме и Бхуванешваре. Храмы Элоры. Храм в Будгайе. Пагода в Мамалапурам. Пагода Мон Абу. Пагода в Чидамбарале.

В Индии, где каста поглощает личность, частная архитектура не могла расти и развиваться, а брахманские взгляды на переселение душ не благоприятствовали созданию надгробных памятников. Частная архитектура осталась в зачаточном состоянии и не пошла дальше хижины, покрытой террасой. Мы обладаем свидетельством Мегасфена о том, что во II в. до н. э. тоже не существовало надмогильных построек.

ДВОРЕЦ

Все сведения о дворце в Паталипутре носят чисто апокрифический характер. Единственные памятники, дающие нам представление о дворцовой индийской архитектуре, датируются временем после XV в. н. э. Дворец представляет собой либо большой приемный зал (Мадура, Дели), либо комплекс помещений, расположенных вокруг двора с портиками наподобие келий в монастыре. Иногда здание имеет много этажей, фасад, украшенный балконами, декорированными изразцами, и увенчанный башнями (Гвалиор). В общем, стиль этих строений мало чем отличается от стиля храмов. Подлинная индийская архитектура - культовая, и она хранит следы всех превратностей, перенесенных религиями Индии.

ХРАМ И ЕГО ПРИСТРОЙКИ

История религий Индии делится на три периода:

1. Брахманский период, ранее III в. до н. э.

2. Буддийский период, начинающийся с III в. до н. э.- эпохи завоеваний Ашоки - и продолжающийся до V в. н. э.

3. Второй брахманский период; приблизительно с начала V в. намечается частичное возвращение к первоначальным вероуче­ниям, которые, претерпев некоторые изменения, вроде джайнской реформы в VIII в. н. э., окончательно вытесняют буддизм и живут в Индии до настоящего времени.

Рассмотрим строение храмов в различные эпохи.

Рис. 117

Буддийский период

Культовыми памятниками буддийского периода являются тумулярные строения и пещерные храмы.

Ступа - тумулярного типа строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Шуази опустил целый ряд конструктивных элементов в ступа. В верхней части полушария находилась квадратная в плане ограда, внутри которой помещался реликварий с останками того лица, в честь которого воздвигнут памятник. Трупосожжение позволяло складыватьпрах в небольшие сосуды. Над реликварием на высоком шпиле высились, убывая величиной кверху, зонты (металлические или каменные) - индийский символ величия и знатности.

В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так (рисунок 117), что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

В плане вход в ограду ступа в Санчи приближается к свастике. Сомнительно, чтобы ворота - торана - были расположены так, «что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения». Очень скоро ограда в ступа исчезает (со II - III вв. н. э.), хотя культовые процессии продолжают совершаться так же, как и раньше. Гораздо важнее учесть, что ворота - торана - в ступа ориентированы по странам света.

Пещеры - Рисунки 118 и 119 дают изображения пещерных храмов, современных буддийским ступа. План их имеет форму базилики с тремя кораблями; фасад (рисунок 118, В ), высеченный, как и весь храм; в массиве скалы, украшен колоннами и носит следы прикрепления деревянных декоративных ферм (рисунок 105 ).


Рис. 118

Рис. 119

Внутри (рисунок 119, С ) мы различаем то нервюры, высеченные из самой скалы, то сохранившиеся в разных местах шипы, служившие для укрепления деревянных ребер, далее - выемки, в которые были вделаны эти ребра, и связывавшие их горизонтальные брусья. В некоторых местах сохранились брусья этих деревянных декораций.

Стены покрыты рельефами и живописью, а в глубине храма в полуциркульной нише возвышается реликварий в форме ступа. Главные представители храмов этого типа - храмы Аджанты (рисунки 118 и 119, С ) и Карли (рисунок 119, D ).

Буддийские монастыри - Вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи - пещеры, а фасад - портик, колонны которого вырублены также из камня.

В Аджанте весь склон горы усеян такими кельями, портики которых в величественном беспорядке перемешиваются с фронтонами храмов.

Период возврата к брахманизму

Приблизительно в VI в., когда брахманские учения снова начинают приобретать влияние и примешиваются к буддийским верованиям, мы видим распространение нового типа храма, не­известного в первые века буддийской архитектуры: это пагода, которая то приобретает форму двухэтажного дома, то имеет вид многоэтажной башни.

Слово «пагода » есть испорченное дагоба (по-тамильски), как на Цейлоне называют ступа. В русский язык слово «пагода» попало из французского, где слово pagode было включено в лексикон, очевидно, миссионерами. Пагодой называют на европейских языках обычно храм, а никак не ступа. В дальнейшем мы не вносим соответствующих поправок в терминологию культовых индийских зданий, применяемую Шуази: это привело бы к слишком большому изменению текста. Классификация культовой индийской архитектуры дается нами в прилагаемом сжатом очерке по истории индийского искусства.

Пагода - Почти все пагоды в форме башен подходят к одному из двух типов, показанных на рисунке 120 . Тип В в виде башни с выгнутыми ребрами кажется вольной передачей конструкции, описанной нами выше; тип А соответствует конструкции уступами. Пилон А происходит из Шрирангама , В - из Бхуванешвары .

Одним из древнейших датированных памятников такого рода храмов-пилонов является храм в Будгайе , описанный в VII в. Сюань Цзаном; первоначальная конструкция этого храма угадывается за позднейшими достройками.

Сюань Цзан - знаменитый китайский паломник, в VII в. н. э. прошедший пешком в Индию через Центральную Азию, Туркестан и Афганистан; оставил «Описание стран Запада» - один из главнейших источников истории Среднего Востока.

В период постепенного возврата к брахманизму, подготовившему поглощение буддийской религии старой религией, эмблемы обоих культов часто встречаются вместе, как мы это видим в Элоре (IХ и Хвв.).

Брахманизм (или брахманство) никогда не умирал в Индии. В известной мере ошибочно разделять обе религии, т. е. брахманизм и буддизм. В определенные моменты первый брал верх над вторым. В эпоху своего расцвета буддизм был лишь своеобразной философско-религиозной системой, развившейся на фоне общеиндийских верований, к которой приложимо название брахманизм. Отсюда та удивительная толерантность, которую мы наблюдаем в Эллоре и других местах, где рядом с брахманскими памятниками находятся буддийские и джайнские.

Окончательное торжество брахманизма знаменуется преобладанием храма в виде усеченной пирамиды, схожим по форме с подвижной пагодой Вишну. Можно ли считать ступы и пещерные храмы выразителями буддийской религии, а в пагоде-пилоне усматривать символ возврата к стародавним верованиям? Ограничимся лишь указанием на эти факты. Храмы Камбоджи, памятники кмерского искусства, представляют собой лишь варианты пирамидального типа пагоды.


Рис. 120

Рис. 121

Очевидно, здесь имеется в виду колесница с изображением божества (в данном случае Вишну), которая фигурирует на религиозных индийских праздниках того или иного культа. По мифологическим представлениям индуса, бог передвигается по небу в колеснице (вахана), которая является одним из небесных обиталищ божества. Отсюда многие храмы Индии (например, знаменитый храм в Конарке) имеют у фундамента колеса, т. е. как бы являются большими воспроизведениями колесниц. Вполне естественно, что форма культовых колесниц, применяемых при празднествах, и форма индийского храма совпадают.

Рисунок 121 (Элора) дает нам представление о пагоде в виде двухэтажного дома. Храмы Элоры и кмерские памятники отмечают в истории индийского искусства период чрезмерной роскоши, когда архитектурные линии исчезают под скульптурной декорацией. Это пышное искусство относится к VII, VIII и IX вв.

В следующие века одновременно с пагодами в форме башен встречаются пагоды, подражающие зданиям, увенчанным куполами; такова высеченная из массива скалы пагода (рисунок 122 ) в Мамалапурам , датируемая обычно VI в.

Наконец в X в. появляются джайнские пагоды (Мон Абу ) с гипостильными залами - тип, находимый также в брахманской архитектуре Южной Индии. Несколько гробниц, воздвигнутых в подражание этим пагодам, представляются в виде павильонов на колоннах, увенчанных луковичными куполами.

Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. - Почти необходимой принадлежностью всякого буддийского храма был монастырь; жизнь монастырей угасла вместе с буддизмом. Возле брахманских храмов находятся пропилеи и колонные залы, служащие пристанищем для странников, и священные озера, окруженные портиками. Необходимо отметить довольно интересные перемещения форм, которые здесь наблюдаются: то пилон представляет собой башню с уступами, и через него открывается вход в храм, имеющий форму колонного зала, то, наоборот, колонный зал представляет собой пропилеи, а уступчатая башня играет роль храма.

Рис. 122 Рис. 123

На рисунке 123 показан гипостильный зал в одном из южных храмов (пагода в Чидамбарале ). Иногда храм и все примыкающие к нему помещения высечены в массиве скалы. Как пример приведем группы строений Элоры: пагоды, портики, статуи, столбы - все высечено из гранита скалы. Галереи храмов и портиков соединяются мостами, выдолбленными тоже в скале. Надземные памятники здесь выполнены теми же методами, что и пещерные храмы.

Постепенное увеличение храмов - Подобно храмам Египта, главнейшие храмы Индии создавались постепенно, путем добавления святилищ и оград к первоначальной части. Сановное святилище составляет ядро, перед которым возводится второе святилище; общая ограда охватывает эти строения; потом появляется новый храм, новая ограда и т. д. Рисунок 124 , взятый из книги Рам-Раза об архитектуре Индии, показывает общее расположение таких концентрических оград, по форме и плану расположения пилонов напоминающих ансамбль храма в Карнаке.

В этих комплексах, где одно здание нагромождается на другое, напрасно было бы искать изысканности египетских храмов, но по выразительности масс и по силе воздействия они могут быть сравнены лишь с памятниками египетской архитектуры. К этому прибавляется еще обилие и нагромождение пластических украшений, символизирующих впечатление подавляющего величия.

Географическая классификация

На прилагаемой карте Индии (рис. 125) показано географическое распределение различных типов храмов.

Ступа - единственный вид культового строения, не имеющий определенной локализация: он встречается от прилегающей к Гималаям Индии до Цейлона и всюду является признаком существования здесь буддизма, бывшего в течение по крайней мере пяти веков господствующей религией в Индии. Буква S отмечает местонахождение наиболее замечательных памятников ступа в Санчи.

Пещерные храмы, не принадлежа специально какой-нибудь определенной местности, заметным образом преобладают к югу от Нербудды (область К): здесь находятся гроты Аджанты и Карли. К северу от Нарбудды (область А) гора Абу - очаг джайнизма - является местом распространения каменной архитектуры, подражающей треугольным деревянным конструкциям. Тут мы находим самые яркие примеры храмов с покрытиями, выполненными горизонтальной кладкой плит (рисунок 111,5).

Пагода в форме башни со слегка выгнутыми ребрами наиболее распространена в провинции Орисса, область О.

Храм с пропилеями в виде пилонов и с гипостильным залом преобладает на юге полуострова, в М, в провинции Мадраса. Наконец, в долине Ганга, в области Бенареса (В), являющейся религиозным центром Индии и местом паломничества, распространены все эти типы храмов.


ИСКУССТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ВЛИЯНИЯ

Возвратимся к истокам индийской архитектуры. Мы видели, что в Индии за три века до нашей эры существовало большое искусство, покоившееся на навыках деревянного зодчества и обнаруживавшее исключительную живость воображения, которой совершенно лишено население современной Индии.

Без сомнения, вторжение каких-то народностей, какие-то смены рас отделяют время создания этой системы от тех бессознательных подражаний, следы которых мы различаем в искусстве последующих эпох.

Искусство гротов Карли и Аджанты продолжает существовать созданными традициями, утеряв, однако, всякую связь с приемами конструкции, или же заимствует формы из иноземных искусств: персидские формы при Ашоке, греческие детали, китайские и, наконец, широко почерпнутые у сасанидов,- из всех этих элементов складывается перегруженный стиль, который старается достичь эффекта скорее пышностью, чем отвлеченной красотой. Вызываемое им представление грандиозного есть результат удивления перед количеством затраченного труда.

Кастовый строй давал возможность необычайно расточительно пользоваться трудом. Противоположный принципам буддизма, он не был чужд брахманизму, и если величественные памятники эпохи брахманизма - создание рук угнетенных каст, то позволительно усомниться в том, что свободный труд был бы использован так же расточительно, как мы это видим в буддийских пещерах Аджанты.

Кастовый строй окончательно устанавливается с возвратом к брахманизму; с этих пор мастер от отца к сыну наследует ремесло и оказывается прикрепленным к местности, в которой он родился. Локализация типов индийских архитектурных памятников и их постоянство отражают эту организацию рабочих сил Индии.

Влияние индийского искусства до начала нашей эры почти не переходит за пределы самой Индии. Примерно в I в. н. э. из Индии в Китай попадает буддизм, а вместе с ним вся символическая тектоника и внутреннее устройство храмов этого культа.

Именно с этих пор Китай, примитивное искусство которого было бедно фантастическими элементами, воспринимает из Индии целый мир химер, которые оживят его архитектуру своими странными силуэтами. Буддизм исчезает в Индии, начиная с VIII в., но продолжает существовать в Китае, и основная линия развития культовой архитектуры Индии как бы продолжается в буддийском Китае.

С началом буддийской пропаганды Индия получает из Китая некоторые образцы, совершенно чуждые местному искусству: архитекторы Санчи выполняют в камне чисто китайские портики. Позже, в джайнскую эпоху, архитекторы строений на горе Абу воспроизводят конструкции китайского типа; они в камне подражают этой экзотической резьбе, как их предшественники, высекая из массива скалы, подражали формам древнего туземного зодчества.

Поздние периоды индийского искусства связаны с историей мусульманской архитектуры и носят на себе снова следы персидского влияния - занесенные в район Агры различные типы мусульманских мечетей.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Буддийская архитектура сформировалась в Южной Азии начиная с третьего века до н. э. С ранним буддизмом ассоциируются два вида сооружений: вихары и ступы.

Сту́па - буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.

Уже ранние ступы имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд,Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай).

Обычная техника сооружения ступы - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота.

В процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды Шакьямуни, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определёнными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды:

1) Ступа Лотоса .

2) Ступа Просветления .

3) Ступа Мудрости



4) Ступа Чудес .

5) Ступа Схождения с небес Тушита

6) Ступа Примирения

7) Ступа Совершенной победы .

8) Ступа Паринирваны .

У всех восьми ступ нижняя часть до Львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае Ступы Лотоса, например, она состоит из лотосов.

Помимо приведённой выше, наиболее распространённой классификации, с развитием буддизма стали выделяться и другие виды ступ. Так, выделяют мемориальные (уддешика) и реликварные ступы

Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям.

Реликварные ступы бывают двух видов:

· Шарирака - ступы, построенные над телесными останками,

· Парибходжика - те, где реликвиями служат предметы, которыми просветлённые пользовались при жизни .

К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы.

Пагода является развитием идеи индийской ступы, она характеризуется многоуровневой башней с несколькими карнизами Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды

Для того, чтобы усилить впечатление в интерьере храма, был разработан особый архитектурный стиль.

Интерьер здания обычно состоит из одного большого помещения в центре, от которого иногда отходят другие менее важные пространства, например, коридоры.



Внутренний интерьер разграничивает ряд колонн вдоль всего прямоугольного периметра. Эта жесткая геометрическая форма служит как бы определением божественного, потому что человек, находясь в этом прямоугольнике, был лицом к лицу с самим Буддой, его физическим присутствием. Кроме того форма прямоугольника была символом конфуцианского космического порядка, символом устойчивости.

тонкими как бумага (часто буквально), и несли они более функцию ширмы. Они могли свободно перемещаться и сдвигаться.

Для того, чтобы сохранить геометрический баланс с окружающей природой, была придумана "параметрическая" крыша с фигурными скатами, сильно напоминающими кривые Безье, и декоративным карнизом. Крутой угол ската начинается в самой верхней части крыши, но сужается с более пологим наклоном к карнизу. Такой легко текучий ритм кровли хорошо гармонирует с задним планом пейзажа гор, лесов.

Черезстрочные перекладины были в свое время инновационным приемом поддержания скатов кровли и своего рода концепцией дизайна интерьера храма, призванного некоторым образом влиять на сознание верующего своей грандиозностью. Оригинальная задача заключалась в зрительном увеличении остроты верхних ярусов внутри помещения. А чисто конструктивная задача заключалась в поддержании кровли без устройства дополнительных рядов опорных колонн. Специальная укладка обрешетки и стропил позволяли увеличить площадь опорной поверхности. Так в свое время для Восточной Азии изобретение технологии черезстрочных опор кровли было таким же достижением, как и контрфорсы в европейских готических соборах.

Крыша является наиболее впечатляющим компонентом в японской архитектуре. Часто она занимает половину размера всего здания. Криволинейные декоративные карнизы далеко выходят за границы стен, так что образуют своего рода крытые веранды. Они всегда отбрасывают тень, потому в интерьере всегда царит характерный полумрак, вносящий свой вклад в атмосферу храма.

В качестве украшения кровли использовалась в основном глиняная черепица. Ее прямое назначение было перенаправлять потоки воды во время дождя и предотвращать эрозию. Черепичные ряды выстраивались волнообразно, а на больших крышах чередуются с контурами деревянных досок. Ну и в отличие от своих китайских соседей, японцы редко когда использовали декоративные элементы (фигуры драконов, например) и черепицу не красили. Они отдавали предпочтение естественной простоте.

Искусство планировки храмовых комплексов в Японии развивалось на протяжении нескольких веков. Оригинальная композиция планировки эпохи Тан с ее симметрией и центральной осью постепенно были заменены на асимметричный дизайн с большим вниманием к естественному ландшафту. Этому в большей степени способствовали буддийские секты Дзен и Сингон, чьи доктрины получили в Японии наибольшее распространение. Тем не менее сама архитектура храмов не претерпела изменений вплоть до наших дней

Храмы разных религий Подготовила Васильева Лиана Витальевна ученица 4б класса.

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом- гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор например Мечеть Аль- Харам. Флигелем к мечети пристраиваются башни- минареты числом от одного до девяти. Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра- минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы- медресе. Мечеть Ислам Знак ислама

Микдаш культовое сооружение, которое являлось центром религиозной жизни еврейского народа. Согласно Библии, временным храмом после Исхода евреев из Египта и до строительства Храма в Иерусалиме служила переносная Скиния собрания. Иерусалимский храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама). В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священно служения. Наиболее важными предметами храмовой утвари являются: Большой жертвенник всесожжения, на котором приносились в жертву животные, посвящённые Богу, а также совершались хлебные приношения и возлияния вина. Золотой жертвенник воскурения, на котором воскурялся фимиам. Золотая Менора, которая своим светом освещала Храм. Золотой Стол хлебов предложения, на котором помещались священные «хлебы предложения». Микдаш Иудаизм Знак иудаизма

Башня сокровищ» - буддийское или индуистское сооружение культового характера. В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений. В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы. Считается, что первые пагоды такого рода появились в Непале, после чего непальские архитекторы распространили пагоды по всему Дальнему Востоку. Прототипом непальской пагоды является буддийская ступа, которая в странах буддизма тхеравады до сих пор называется пагодой, в других странах пагоды и ступы отличают друг от друга. В Непале в форме пагоды строят индуистские храмы. Па́года Буддизм Пагода в храме Киёмидзу-дэра в Киото (Япония) Пагода Якусидзи около города Нара (Япония) Знак буддизма

Главная церковь города или монастыря обычно называется собором собором принято называть храм, где находится кафедра правящего епископа (архиерея). Православная или католическая церковь состоят как минимум из алтарной части и примыкающего к нему помещения для молящихся. У каждой церкви есть золотые кресты и золотые купола в форме луковицы. А на стенах разнообразные иконы и золотые узоры. Конечно церковь не обходиться без свечек и по этому практически в церквях нет люстр или ламп. И потолки не обходятся без внимания на них может быть нарисованы ангелы или Дева Мария. Церковь Православие Знак православия

Буддизм Ислам Иудаизм Православие

Спасибо за внимание.

Восток совсем не похож на Запад. Можно даже сказать, что он является полной его противоположностью. Многое в азиатских странах для туристов является диковинкой: начиная от ингредиентов в блюдах и заканчивая архитектурными приемами.
Одна из таких диковинок – пагода. Что это за сооружение? Какую функцию выполняет? И почему их так много в самом населенном и крупном городе Вьетнама – Хошимине?
Пагода – это культовое сооружение в буддистской и индуистской религиях. В разных странах Азии под «пагодой» понимают функционально различные сооружения. Например, в Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Лаосе под пагодами имеются ввиду ступы, то есть монументальные памятники, мемориальные комплексы, хранилища священных предметов.
В таких странах, как Индия, Вьетнам, Корея, Китай, Япония, пагода – это буддистский храм, который имеет характерную форму – многоярусной башни. В основу восточной философии лег принцип цикличности, повторяемости, развитию по спирали, который и был отражен в таком архитектурном сооружении, как пагода.
Насладиться неповторимостью линий и точностью симметрии вьетнамских пагод можно в городе Хошимин.
Самой древней по праву считается Пагода Жак Лам (Giác Lâm Pagoda). Она была построена еще в XIX веке, а именно в 1774 году. Кроме своей древности, она привлекательна для туристов еще и огромным количеством деревянных, бронзовых и цементных статуй, горильефов, настенных украшений. Состоит из трех залов: главного актового зала, зала для проповедей дхарсы и зала для приема пищи.

Последняя ее реконструкция была произведена в период с 1970 по 1993 год. Ее затяжной характер объясняется войной, принесшей множество бедствий вьетнамскому народу.


Пагоде Нефритового императора присуща контрастность, которая проявляется в противопоставлении яркого и нарядного внешнего убранства пагоды и мрачности внутренних помещений.


Строительство этой пагоды посвятили богу небес Нгок Хоанга – Нефритовому правителю, статуя которого размещена в центральной зале. Завершилось оно в 1909 году. Места, которые представляют интерес для экскурсионных групп, — это адская комната и алтарь матери пяти будд.


Изображение десяти кругов ада украшает стены адской комнаты. В центре ее стоит статуя Дьявола.


Пагода Винь Нгьем (Vin Ngem) являет собою целый храмовый комплекс с сорокаметровой башней – Гуань-Инь, в которой висит колокол, молельней, башней для урн с прахом, озером и прочими постройками. За ее основу была взята модель пагоды Винь Нгьем Бак, которая находилась в провинции Жанг в 11 веке.


Строительство современной пагоды было окончено немного более 40 лет назад — в 1971 году. В ее архитектуре соединились японские и вьетнамские мотивы. Гармоничное соединение современных и традиционных элементов придает этой пагоде неподражаемый вид.