Буддийские монастыри в бурятии. Буддийские храмы в Бурятии — азиатский колорит в России. Что необходимо сделать в Иволгинском дацане

Самое большое влияние в Бурятии имеет направление буддизма махаяны, известного как ” Великая Колесница ” и так же ” Широкий путь спасения “, названая Гелугпа – школа добродетели, это связано с тем что ы издревле имеет тесные связи с другими народностями Азии. Школа на особом положении в духовной культуре всех народностей Центральной Азии, проповедующих буддизм – монголов, тибетцев, тувинцев и других, исходя из этого основатель школы, великий духовный реформатор Цзонхава (1357-1419) (имя может читаться как – Цонкапа, Дже Цонкапла) своими учениками признан Буддой и почитается наравне с Буддой Шакьямуни.

Цзонхава – реформатор в буддизме Тибета, предложивший идеи, повлиявшие на все учение в целом. Он объединил в своей школе достижения многих философов, школ буддизма Индии, сущест­вовавших до него. И совместил практики духовного совершенствования людей, трех направлений буддиз­ма
– хинаяна, известная как “Малая Колесница”, махаяна, “Великая Колесница”, ваджраяна, “Алмазная Колесница”. Цзонхава так же исповедовал стро­гие правила поведения и морали, созданные при жизни Шакьямуни, для монахов в кодексе правил Виная, и пришедших в упадок в то время. Символом возврата к строгим нормам стал желтый цвет, в одеждах и на головах монахов гелугпа. Это связано с тем, что в древней Индии, идущие путем совершенствования и просветления, одевали выгоревшее на солнце и поэтому пожелтевшее тряпье. Поэтому школу часто называют – “желтошапочной школой”, “желтой верой” (бур. шара шажин).

Ламаизм

Дид Хамбо Лама (заместитель Хамбо Ламы) по республике . Иволгинский дацан, .

“Ламаизм” определение не точное и в может даже оскорбительное для последователей буддизма, о чем неоднократно говорил Далай лама XIV. Термин часто оправдывался тем, что в школе гелугпа имеет место почитание учителя-наставника (лама), наравне с 3 главными драгоценностями буддизма – Будда, Дхарма (Учение) и Сангха (монашеская община), являющиеся ценностью, помогающей обуздать страсти, достичь просветления. Но стоит учитывать тот факт что религии пришедшие с Востока, в большинстве базировались на почитании духовного учителя-наставника, гуру. “Лама­изм” как термин, определенный немецкими учеными отделяет «Желтую веру» в противовес другим школам буддизма, что в корне не верно. Несомненно, гелугпа неотъемлемая составная часть всей традиции Буддизма, поэтому жители Бурятии применяют название “учение Будды”. Под влиянием местных религиозных учений, культов , чистый буддизм претерпевал изменения. Но это носило внешний характер и отражалось на формах проповеди учения, методов практики и обрядов проводимых ами. Религиозная система тибетского буддизма интегрировала некоторые ские обряды и ритуалы, связанные с культом гор, почитанием духов () земли, озер, деревьев и других природных объектов. Но это скорее следствие популярности религии в Бурятии.



Распространение школы

Распространение школы, связано с поддержкой монгольских ханов, благодаря этому гелугпа заняла ведущую роль Тибете, а в Монголии стала основной школой. Во второй половине XVI в. Монгольские ханы – халхасский Абатай-хан, Алтан-хан тумэтский, Чахарский Лэгдэн-хан, Сэ-цэн-хан ордосский и ойратские князья приняли буддизм школы гелугпа. Она бытро распространяется среди всех монголов, а так же племен в будущем названных « ы». В 70-х годах XVI в. Алтан-хан завоевывает Тибет, а в 1576 г. около оз. Куку-нур созывается большой сейм различных родов и племен Внутренней и Внешней Монголии, на котором присутствовал верховный лама Тибета Содном-Чжамцо, позднее ставший Далай ламой, именно там буддизм школы гелугпа был провозглашен официальной религией всех монголов.

В начале XVII в. буддизм распространяется на территории современной Бурятии в этнических группах , подданных ханов Монголии. Свидетельством этого является отчет-донесение казака К. Москвитина, который в 1646 г. посетил мобильный дуган в ставке Турухай-Табунана на излучине Чикой и Селенги, куда тот откочевал от монгольских междоусобиц. Постепенно мобильные молельные юрты, сменяются храмами из камня и дерева, потом появляются и целые комплексы с различными культовыми, учебными, жилыми и другими постройками. До революции в Бурятии монастырей было более 40. При дацанах организовывались факультеты по философии, логике, астрологии, медицине и т.д. Печатались религиозные, научные и художественные тексты, популярная дидактическая литература. Существовали собственные мастерские, в которых работали живописцы, резчики по дереву, скульпторы, переписчики и т.д. До революции 1917 года, буддийские монастыри были духовными и культурными центрами ского общества и оказывали влияние на все сферы жизни .


В конце XVII – первой половине XVIII столетия на забайкальской (восточной) части этнической Бурятии распространяется буддизм. В 1741 г. буддийская вера получает официальное признание российского правительства в лице императрицы Елизаветы, подписавшей указ о кодификации юридического статуса религии. Правительство разрешало монахам проповеди среди , освободив их от повинностей. В 1764 г. главный лама Цонгольского дацана был признан Верховным ламой Забай­калья, с титулом Пандито Хамбо Лама – “Ученый Первосвященник”, что закрепляло административную независимость Бурятской церкви от Тибета и Монголии, но авторитет тибетских Далай лам в Бурятии непоколебим. В конце XIX в. началось проникновение буддизма в западную (предбайкальскую) Бурятию, не смотря на некоторое сопротивле­ние со стороны шаманов и православного духовенства. В начале XX в. буддизм распростра­няется и в европейской части Российской империи, особенно в кругах русской интеллигенции и в Прибалтике. Важным событием для тибетского буддизма в России, является постройка да­цана в 1909-1915 гг. в Санкт-Петербурге усилиями русских, ских и калмыцких верующих, при финансовой и моральной поддержке Ти­бета.

XIX-XX вв. в Бурятии движение подвергается модернизации силами буд­дистов-мирян и духовенства, некоторые стороны вероучения и обрядности изменяются в соответствии с новыми условиями в соответствии с новейшими достижениями европейской науки и культуры. Это было поддержано русскими и калмыцкими буддистами, но его дальнейшему развитию помешали политические катаклизмы (первая мировая война, революции 1905 и 1917 гг., гражданская война в России и др.). Активным деятелем и лидером выступил знаменитый Агван Лопсан Доржиев – Хамбо Лама, лхарамба, совет­ник Далай ламы XIII, основатель Санкт-Петербургского буддийского монастыря, организатор журнала “Наран”. После установления в Бурятии советской власти движение подверглось гонениям со стороны властей, как и остальные “консервативные” буддисты Бурятии и в ходе репрессий последователей всех религий, в конце 1930-х годов завершились фактическим уничтожением буддийской церкви.


После 1945 г. была восстановлена часть буддийской церковной организации, находившейся под административным и идеологическим контролем. На территории Бурятской АССР и Читинской области с 1946 г. вплоть до перестройки действовали всего два дацана – Иволгинский и Агинский, возглавлявшиеся Центральным Духовным Управлением буддистов (ЦДУБ).


Настоящее время

В последние годы наблюдается духовное и культурное возрождение народов России, возрождение утраченных этнокультурных и религиозных традиций. Восстанавливаются старые и строятся новые храмы. В настоящее время на территории Респуб­лики открыто около 50 дацанов, а при Иволгинском дацане открыт институт, в преподавании различных дисциплин принимают участие не только ские и монгольские, но и тибетские ламы. Расширяются связи Буддийской тради­ционной сангхи России (БТСР) и других буддийских организаций. И все большее количество буддистов-мирян и монахов мо­жет посещать зарубежные культурно-религиозные центры, совершать палом­ничество, обучаться в странах традиционного распростране­ния буддизма. Процесс возрождения буддизма в Бурятии носит достаточно конструктивный характер и способствует установлению здоровых межэтниче­ских отношений в республике, укреплению международных связей, что в конечном итоге содействует дальнейшему развитию толерантных межрегиональных отношений в республике.

Фотографии Иркипедия.ру

Иволгинский дацан находится в Бурятии, в 30 км западней города Улан-Удэ. Здесь, на пяти гектарах долины, комплекс буддийских храмов (дуганов), монастырь, с 1991 года — буддийский университет “Даши Чойнхорлин”.

Учащиеся в нём юноши живут вместе с ламами в избах. Всюду печи, быт аскетичен, одежды лам и студентов отличаются лишь шапками.

2

3. Избы лам

По мнению буддийских монахов, три чуть ли не самых страшных вещи, которые могут произойти с человеком, — это красота, слава и богатство.

Итигэлов говорил, что буддизм — это не религия, не наука и не философия. Это — свобода. Вот они и рвутся из нашего мира страданий и вещей.

4

С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга Республики Бурятия. Дацану было дано называние «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд» (Монастырь, основанный в месте, где вращается Колесо Учения, приносящее Счастье и преисполненное Радости). С той поры Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.

Заходя в дацан, вы обходите его по движению Солнца (по часовой стрелке, если угодно), крутите барабаны с начертаными на них мантрами, кладёте мелкие монетки. Обход совершается 3, 7, 21, 108 раз. Это так называемые "круглые" ритуальные числа.

5

6 Молитвенные барабаны "хурдэ"

7 Знать бы ещё, что тут начертано...

8

9

Ступы. Считается, что они способствуют сохранению мира и оказывают положительное влияние на пространство. Люди, принимающие участие в их строительстве, а так же живущие по близости воспринимают их позитивное воздействие.

9

10

11

Внутри дугана вы движетесь так же. Вокруг очищающего костра, который как раз жгли. И, как в детской игре, нельзя оборачиваться на костер.

12

Главный храм Иволгинского дацана - Сокшон дуган.

13

14

Главный дуган Иволгинского дацана вообще напоминает внутри большую детскую комнату — манерами местного иконописания, ликами божеств, их особой пластикой. Орнаментами, сочными красками. Если это зеленая — то насыщенная, живая зеленая, если синяя — то теплая, глубокая.

15

16


Дворец Хамбо Ламы Итигелова


18

19

20

21 Загадаю желание, чего уж там...)

22

23

24


25 Недалеко от дацана есть источник с холодной и очень вкусной водой. Ничего такого необычного с ним не связано (а может, просто мне не рассказали, монетки-то и в него набросаны щедро), а выпить свежей водицы приятно.

26

Возвращение ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова

27

Самое совершенное в людях то, что они однажды умирают. Самое главное достижение человечества — осознание смертности человека...
И вот является Итигэлов. Со своими, шокирующими нас, отношениями со смертью. Похоронен в 1927 году. В 2002-м его откопали. За 75 лет его тело даже не тронул тлен. В этом году будет десять лет, как Итигэлов с нами. Здесь. Он не меняется. У него не по-старчески теплые руки, многодневная щетина. Он потеет. В его теле протекают физиологические процессы. Он сидит ничем и никем не поддерживаемый и, вопреки всем законам биологии и физики, физиологии и гравитации, с прямой спиной, в позе лотоса.

28

Ученые свидетельствуют: по многим параметрам оно производит впечатление тела живого человека. Объяснения этому нет, его существование взрывает основы современной науки. Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое - мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние - жиро-воска. Ученые называют феномен Итигэлова «четвертым состоянием смерти». Чудо не истолковать. На то оно и чудо.

29

Дело в том, что Итигэлов находился 75 лет на глубине 2,5 м в деревянном коробе (кедровом ящике), окруженном солью.

Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело, прекрасно сохранились. Причем патологоанатомы были уверены в том, что после подъема тела оно через три-четыре часа превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как человек, находившись в соли 75 лет, сохранился неизменным?

Сейчас Итигэлов в течение почти пяти лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он находился 75 лет в кедровом коробе, после извлечения из него сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Доступа света, искусственного освещения в помещении нет, - проникает лишь тусклый свет с первого этажа.

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет.

15 июня 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов не только в России, но и за её пределами. Он ведь делал это осознанно, специально — о том, что происходит с ним сегодня, он написал, уходя, 85 лет назад.

В дни встреч Итигэлова с народом он покрывается потом и прибавляет в весе на 100 граммов.

В 2002-м к Итигэлову пришли 3 тыс людей, в 2003-м — 20 тыс, на следующий год снова на порядок больше — 200 тыс, в 2005-м — 350 тыс, в 2006 году их было уже больше полумиллиона. Очередь растягивается в долину на километр.

В связи с большим количеством паломников, Итигэлова решили прикрыть стеклом, и люди, ища благословения, притрагиваются уже не к телу, а к хадакам из его рук, выпущенным за стекло.

30

Дни поклонения 2012г. - 21 февраля; 31 марта; 6 мая; 4 июня; 23 июля; 19 сентября; 6 ноября; 8 декабря

У Итигэлова есть внучатая племянница — Янжима Васильева. Ее прабабушка была старшей сестрой ламы. Янжима в 2002 году создала информационный центр “Вместе с Итигэловым”, а в 2004-м — Институт Итигэлова. Улыбчивая и энергичная, рассказывая о своем родственнике, говорит, что больше всего “боится зомбировать людей”, поэтому принципиально ни на чем не настаивает. Она пугается того, что Итигэлов превращается в бренд. Но, понятно, отсутствие пиара этого бренда — самый лучший пиар. Ответ, кем она считает Хамбо ламу Итигэлова: “Мы в силу своей скромности не говорим, что Будда пришел”. Что до иволгинских лам — молчат, как партизаны. Или меняют тему…

31

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане - крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины. Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Поскольку Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Годы учебы Итигэлова пришлись на сложное время для иноверцев. Это был период принудительного крещения бурят и других народов Сибири и Дальнего Востока, что сопровождалось и подкупом (за крещение платили немалые деньги, освобождали от налогов и пр.), и ограничением духовных связей с Монголией и Тибетом. Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском дацане.

В 1898 г. Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы.

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков.

В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян. За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д.Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой. Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел. 19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь. Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбе Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамба Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Д.Д.Итигэлов был Председателем II Общебурятского сьезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой. Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

Не могу обойти вниманием ещё один посещенный мной совсем ещё новый дацан, находящийся в Улан-Удэ:

32

33

34

35

36

37 Вовсю идёт строительство.

38 Колокол Четырёх Печатей. Первый в России буддийский колокол таких размеров. Отлит на заводе под Екатеринбургом, вес 700 кг. Звук колокола разноситься очень далеко. Красиво!

39

В этом дацане разрешили фотографировать внутри, когда небыло службы.

Статуя золотого Будды. Высота 6 метров, выполнен по спецзаказу дацана в Китае из бронзы и покрыт сусальным золотом.

40

Статуя заполнена священными реликвиями, специально переданными Его Святейшеством Далай Ламой.

41

43

44

Иволгинский дацан является современным центром буддизма в России и резиденцией Хамбо-ламы Пандито. Известен также как «монастырь Колеса учения», дарящего радость и блаженство, Гандан Даши Чойнхорлин и под другими именами. Выделяют и другие известные буддийские храмовые комплексы в России — это дацан Диважин Дуган в Улан-Удэ, иркутский дацан Рибо Гэжэй Намжал Чойдублин, и дацан Гунзэчойнэй в Спб. Но самый знаменитый из них — Иволгинский.

Расположен данный комплекс на бурятских степных просторах в окрестностях населенного пункта под названием Верхняя Иволга. Именно здесь хранится нетленное тело знаменитого ламы Итигэлова, которое заводит в тупик представителей мирового научного сообщества.

Иволгинский дацан, официальный сайт комплекса и другую полезную информацию для туристов можно узнать из нижеследующего текста.

Вконтакте

История буддийского монастыря

Из Монголии в Забайкалье буддизм проник в семнадцатом веке. До этого местное население практиковало шаманизм и поклонялось духу Великого Байкала, огня, дерева, камня и различных животных, тотемные изваяния которых были найдены в больших количествах в окрестностях озера.

До социалистической революции на территории страны находилось несколько десятков дацанов, однако в рамках борьбы с «опиумом для народа» к 1937 г. абсолютное большинство культовых заведений в независимости от конфессии было закрыто или снесено.

История началась довольно странно, а именно – в годы Великой Отечественной Войны. Говорят, что тогда местная буддистская община во главе с ламами, вернувшимися из ссылок и лагерей, сумела собрать рекордную по тем временам сумму в несколько сотен тысяч советских рублей, после чего передала ее на нужды красной армии.

И уже в мае 1945 г., незадолго до окончательной победы, народный комиссариат Бурят-Монгольской АССР издал постановление о строительстве в месте под названием Ошор-Булаг. По слухам, дал добро на это сам Иосиф Сталин.

Начали строить буквально посреди чистого поля. Изначально он имел вид обыкновенного деревянного дома, однако, благодаря усердию общины, уже к 1948 г. был возведено главное здание будущего храмового комплекса, а спустя еще 3 года построена масса сооружений служебного и хозяйственного назначения, а также жилье для монахов и учителей. С 1970 по 1976 г. возникли Цогчен-Дуган, имеющий целых 8 стен, и величественный Деважин Сумэ (третий соборный храм).

Это интересно: главный храм данного комплекса создан по проекту Янгажинского дацана, который был разработан и построен при личном участии учителя Хамбо еще в 1906 г. Однако во время социалистической революции 1917 г. храм был бесследно уничтожен, как и большинство информации, касающейся монастыря.

Сразу после развала Советского Союза (в 1991 г.) на базе данного объекта появилось первое высшее учебное заведение (университет), созданное специально для хувараков (студентов-буддистов, изучающих медицину, иконографию, тантрические практики и философию). 2002 г. стал особо знаменательным для храмового комплекса, поскольку он смог обрести тело ушедшего в нирвану ламы Хамбо Итигэлова. Для максимальной сохранности этой весьма необычной реликвии было возведено отдельное здание.

Что посмотреть

В отличие от тибетских культовых сооружений, возведенных из камня, в Монголии и Бурятии основным строительным материалом является дерево. Подобные архитектурные решения выглядят несколько непривычно для тех, кто уже посещал буддистские храмы в теплых азиатских странах, однако ничем им не уступают по красоте и обилию ярких красок.

Остальные элементы, такие как загнутые вверх углы крыш, многочисленные изображения, статуи и изваяния, являются вполне типичными для подобных построек. В главном дворце комплекса находится тело нетленного ламы Хамбо Итигэлова, а сам дуган назван в его честь, для поклонения ему в дацане выделяются специальные дни.

Будучи 15-летним подростком, Хамбо остался без родителей и решил присоединиться к одной из буддистских общин, расположенной в Анинском дацане. Для этого мальчику пришлось проделать огромный путь пешком в несколько сотен километров. Чтобы постичь премудрости философских и духовных истин, будущий учитель провел в стенах монастыря более 20 лет, и только после этого принялся за самостоятельное распространение учения.

Вскоре он стал наиболее авторитетным учителем среди всех религиозных деятелей Сибири. Появившись на свет в средине девятнадцатого века, учитель Доржо Даша Итигэлов в 1927 г. принял решение покинуть этот мир посредством ухода в нирвану.

Важно знать: приняв позу лотоса, старец велел своим последователям и ученикам похоронить его тело в коробе из кедра, а спустя семь десятков лет достать его обратно.

В точности выполнив наставление своего гуру, удивлению монахов, извлекших ламу, не было предела: мало того, что у тела учителя отсутствовали какие-либо признаки разложения, идеально сохранился эпителий, глазные яблоки, суставы и хрящевые ткани.

Коллектив врачей, которые с 2002 г. ведет постоянное наблюдение за состоянием данного феномена, утверждает, что тело ламы поддерживает постоянную температуру, способно потеть и даже периодически набирать и сбрасывать вес. Создаётся впечатление, что учитель является спящим. Далай лама сказал, что состояния Будды Итигэлов еще не достиг, но на пути к этому.

Интересный факт : биохимические анализы подтверждают тот факт, что состав тканей кожного покрова и внутренних органов полностью идентичен составу, который присущ абсолютно здоровому человеческому организму. При этом судмедэксперты отрицают какое-либо вмешательство извне вроде мумифицирования или бальзамирования.

Чойра Дуган

Помимо главного дворца, в котором до сих пор находится нетленное тело учителя, на территории присутствует немало интересного. Чойра Дуган предназначен специально для коллективных молебнов, которые начинаются ежедневно с 9:00 утра. Посвящен шестирукому Белому Махакале, в буддистской традиции считающимся одним из центровых божеств процветания и богатства. Махакала является обладателем трех глаз и носит яркую одежду, с которой свисает множество украшений. Участие в подобном молебне будет полезно тем, кто хочет улучшить свое материальное положение и «поймать за хвосту птицу удачи».

Храм Зеленой Тары

Храм Зеленой Тары, которая считается прародительницей всех Будд, называется Ногоон Дара Эхын. Великая богиня имеет 108 обличий и является одной из главных защитниц всего человечества. Согласно мифологии, именно Зеленой Таре первой среди всех женщин удалось достичь просветления и совершенства, однако она отказалась от вечной нирваны для того, чтобы помогать людям. Посетить данный храм стоит всем тем, кто желает обрести божественное покровительство и воздать почести матери богов.

Обратите внимание: на территории храмового комплекса присутствует волшебный камень, к которому, согласно древним преданиям, однажды прикоснулась сама Зеленая Тара. Говорят, что данная реликвия обладает колоссальной силой и способна исполнять любые желания. Причем можно сразу проверить: сбудется оно либо нет. Для этого потребуется отойти от камня на 8-10 шагов, закрыть глаза и пойти с вытянутой рукой навстречу артефакту. Если рука попала точно в область камня, не столкнувшись при этом с какими-либо другими препятствиями, то загаданное непременно произойдет.

Дэважин представляет собой небольшое двухэтажное строение из глины, посвященное божествам, охраняющим буддийское учение в целом и всех его адептов в отдельности. Майдарин Сумэ возведен из дерева в 1970-х годах двадцатого века в честь Будды-Майтреи. Можно посетить также тантрический дуган Жуд, Маанин, Сахюусан и другие храмы, каждый из которых обладает собственным предназначением и отличительными особенностями.

Посещение

Перед тем как нанести визит в Иволгинский дацан, стоит знать, что он является не только музейным комплексом, но и действующим буддийским монастырем.

Поэтому посещение данного места предполагает соблюдение ряда требований, таких как запрет на курение и употребление алкогольных напитков на территории, а также на нецензурную речь и неуважительное поведение по отношению к другим обитателям и гостям.

Запрет на видео и фотосъемку распространяется исключительно на внутренние помещения, на улице же фиксировать наиболее понравившиеся места в памяти своего фотоаппарата не возбраняется.

Осматривать территорию принято по часовой стрелке, то есть слева направо. Центральные ворота в датсан открываются обыкновенно несколько раз в год по большим праздникам, поэтому в будние дни посетители входят на территорию через калитку, расположенную слева от основного входа.

Возьмите на заметку: обход храмового комплекса (Горос) построен аналогично траектории движения солнечного диска, представляет собой своеобразный очищающий обряд и позволяет максимально подробно ознакомиться со всеми экспонатами. Туристы, не располагающие подобной информацией, обычно начинают хаотично метаться между домами лам, ступами и дуганами, упуская тем самым из виду массу интересных деталей.

Можно самостоятельно крутить хурдэ (вращающиеся барабаны для молитв) и вешать на кусты и деревья лоскутки цветной ткани с текстом определенной мантры, именем человека или особым пожеланием, которое непременно должны услышать божества. На специальные алтари (хадаки) многие туристы кладут ритуальные шарфы синего цвета, символизирующие бескорыстие и гостеприимство.

Нетленное тело ламы Итигэлова выносится на обозрение посетителей не чаще 8 раз в году. Поэтому желающим лично взглянуть на этот феномен стоит заранее узнать дату ближайшего выноса.

Информация для посетителей

Как добраться

Проще всего добраться до Иволгинска из Улан-Удэ, откуда регулярно ходит маршрутное такси. Отсюда можно без труда уехать прямым рейсом. Весь путь от столицы Бурятской республики до объекта занимает порядка 1-1,5 часов. Тем, кто добирается на собственном автомобиле, стоит придерживаться трассы федерального значения А165, по которой вполне реально доехать до объекта за 30-50 минут.

Стоимость билетов

Стоимость проезда от Улан-Удэ составляет ориентировочно 65-70 рублей. Работа экскурсовода оплачивается отдельно.

Для тех, кто желает остановиться на пару дней в окрестностях этого уникального культурного памятника, есть возможность арендовать часть либо целый дом непосредственно у местных жителей.

Ближайший отель, который можно забронировать при помощи сети интернет, находится в 15 километрах от дацана. Официальную информацию, расписание служб (хуралов) и другую полезную информацию можно найти на сайте .

Имейте в виду: посещение абсолютно бесплатное!

Правила поведения

Буддистское сообщество, в отличие от последователей некоторых монотеистических религиозных культов, отличается высокой лояльностью к представителям любых конфессий. Поэтому правила поведения на территории весьма немногочисленны.

Для женщин отсутствует необходимость покрывать голову перед тем, как войти в один из храмов (как в православных церквях). Гостям не стоит поворачиваться спиной к изображениям Будды и отвлекать внимание присутствующих во время молитвы.

Почему стоит обязательно посетить монастырь

Посещение объекта позволяет ознакомиться с историей возникновения и развития одной из древнейших религий мира – буддизма. Несмотря на довольно молодой возраст, его посещение является запоминающимся и ярким событием, позволяющим обрести гармонию, получить ответы на ряд волнующих вопросов и просто отдохнуть от мирской суеты.

Помимо внушительного количества буддийских реликвий и образцов аутентичной архитектуры, на территории монастыря можно найти вольеры для косуль, музей памятников, библиотеку, ступы и различные скульптуры. Также здесь можно посетить монахов-астрологов, провидцев или научиться стрелять из лука.

Обзорную экскурсию по Иволгинскому дацану вы можете посмотреть в следующем видео:

«Монастырь, где вращается Колесо Учения, полное радости и приносящее счастье» – так переводится бурятское название Иволгинского дацана. И ведь действительно, после посещения этого священного места человека переполняет радость и счастье, наступает душевное спокойствие.

Здесь каждому рады. Монахи с удовольствием проведут экскурсию по дацану. Расскажут о своих традициях и святынях, дадут совет нуждающемуся.

Дацаном считается монастырь, который кроме храмов включает в себя ещё и университет, где готовят священнослужителей – Лам.

Чтобы приобрести свой сегодняшний образ Иволгинскому дацану потребовалось пройти путь более 70 лет.

Всё началось с небольшого деревянного дома в чистом поле в 1945 году. Сегодня же дацан в республике Бурятия считается крупнейшим с России.

Почётный обход святых мест

По традиции, посещение дацана начинается с Гороо – почётного обхода святых места. Специально для этих целей по периметру территории монастыря есть дорожка.

Гороо возможен как самостоятельно, так и в сопровождении одного из Лам.

Правила Гороо:

  • Ход необходимо совершать обязательно по часовой стрелке. Вообще, обходить любые святыни в буддизме принято по часовой стрелке;
  • Гороо необходимо совершать нечётное количество раз;
  • Нельзя поворачиваться спиной к статуе Будды;
  • Гороо нужно совершать не спеша, осмысливая всё увиденное.

Произносим 100 000 молитв за одну минуту

Во время Гороо гостям будут встречаться множество святынь. Например, хурдэ (молитвенные барабаны), которые нужно покрутить. Опять же, по часовой стрелке!

В хурде расположен свитки с мантрами, а в одном их аж 100 000! И каждый оборот барабана будто 100 000 прочитанных молитв.

Загадываем желание у камня богини Зелёная Тара

Возле камня, на котором оставила след ладони богиня Зелёная Тара можно загадать желание.

По преданию, нужно отойти от него на несколько шагов, закрыть глаза рукой, подойти и положить руку на камень. Если промахнётесь, желание не сбудется.

Интересные места Ивалгинского дацана

Храмы Иволгинского Дацана

На территории Иволгинского дацана расположено 10 храмов (Дуганы), построенных в китайско-тибетском стиле. Загнутые к верху крыши, яркие цвета строений.

Основные отличия бурятских от тибетских дуганов это материал изготовления. В Бурятии строят из дерева на Тибете из камня.

Также, из за суровых зим бурятские храмы имеют «прихожую», которая защищает помещение от холода.

Нетленное тело Великого Учителя

В Иволгинском дацане находится нетленное тело хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.

В 1927 году главный учитель всех буддистов Восточной Сибири собрал своих учеников, чтобы те прочитали молитву за упокой его души. Итигэлов сел в позу лотоса и во время молитвы жизнь покинула его. Великий учитель завещал, чтобы его тело достали через 30 лет. Так и поступили послушники, оказалось, что тело не подверглось разложению.

В 2002 году учёными был проведён анализы тканей нетленного тела, структура которых соответствовали живому человеку. Ламы, которые ухаживают за ламе Даши-Доржо Итигэлове утверждают что у него меняется температура тела и даже проступает пот.

8 раз в год проходят Дни поклонения Великому учителю (даты ежегодно меняются). В эти дни каждый может увидеть святыню.

Буддистский университет

В 1991 году на территории монастыря был открыт буддистский университет, где подготавливают будущих Лам (монахов). Более 100 хувараков (послушников) обучаются тибетскому языку, логике, истории. восточной медицине, иконографии, философии.

Курс обучения хуварака занимает 5 лет. Каждый день будущий Лама встаёт в 6 утра и с 7 до 21:00 проводит на занятиях. В перерывах между которыми участвует в богослужениях и хозяйственных делах дацана.

Кстати, по субботам и воскресениям в университете проводятся лекции для всех желающих.

Священное дерево Бодхи

Обязательно посетите оранжерею Ивалгинского дацана. Здесь растёт священное дерево Бодхи.

По преданию несколько тысяч лет назад, медитируя возле Бодхи Будда достиг просветления.

Мирские радости Ивалгинского дацана

На территории дацана работают летняя гостиница, музей буддистского искусства, библиотека. Также, торговые лавки, где гость может приобрести сувениры. А так же кафе, где подают национальные бурятские блюда.

На днях в Буддийской традиционной сангхе России произошло новое важное кадровое назначение. На должность дид Хамбо ламы (заместителя Хамбо ламы) по Республике Бурятия назначен Дагба Очиров, ширээтэ лама Иволгинского дацана. Если провести аналогии со светской властью, то он назначен главой региона. Новый руководитель буддистов республики о Сангхе, вере и перерождениях

— Досточтимый дид Хамбо лама, в чем отличие развития буддизма в республике от других регионов России?

— В этом году институту Хамбо ламы исполняется 247 лет. В 1764 году императрица Екатерина II официально утвердила институт Пандито Хамбо ламы, главы ламаистской церкви Восточной Сибири и Забайкалья, и тем самым автокефальность буддийской церкви России. Сделано это было с целью ограждения российских буддистов от влияния Тибета и Китая. В начале прошлого века коммунисты нанесли мощный удар по религии, но традиции и преемственность сохранились. В 1945 году уцелевшие от репрессий ламы вместе с верующими буддистами всей страны, в том числе калмыками и тувинцами, открыли рядом с Улан-Удэ Иволгинский дацан, который и стал центром буддизма в СССР. В нем находилась резиденция Хамбо ламы — руководителя Центрального духовного управления буддистов страны (ЦДУБ), куда с 1946 года входили представители Тувы, а затем и Калмыкии. Во внешнем мире Управление представляло буддистов СССР, поддерживало контакты с единоверцами, в том числе неоднократно принимало Его Святейшество Далай-ламу XIV. Иволгинский дацан не был единственным действующим буддийским монастырем в стране. В Агинском округе в Читинской области, ныне Забайкальском крае, действовал Агинский дацан.

Поэтому Бурятии и Аге во многом удалось сохранить наши традиции, в отличие от буддистов Иркутской области, Тувы и Калмыкии, где не осталось ни одного действующего монастыря и храма. В советский период уцелевшие тувинские ламы жили в Иволгинском дацане и участвовали в его молебнах, а из восстановленной Калмыкии приезжали верующие. По сей день Иволгинский дацан является центром буддизма России, посещаем множеством верующих, паломников и туристов со всех концов света. А возвращение XII Пандито Хамбо ламы Итигэлова и вовсе сделало его центром притяжения международного масштаба.

— И, наверное, буддисты Бурятии помогли своим единоверцам из других регионов в трудный постсоветский период в возрождении религии?

— Возрождение веры началось лишь в 1990 году, после принятия Закона о свободе вероисповедания.

Началось восстановление дацанов, особенно активно наши ламы работали и работают в Иркутской области. Отдельный разговор — возвращение и восстановление дацана в Санкт-Петербурге. Многочисленный отряд наших лам: Базарсада Ламажапов, Туван Доржи Цымпилов, Мунко-Жаргал Чимитов, Солбон Бальжинимаев и другие — служил в Калмыкии в конце 80-х — начале 90-х годов.

А с конца 90-х первоочередной задачей Сангхи стало не только строительство храмов, но и подготовка нового поколения российских лам. Не одна сотня из разных регионов России получила образование в буддийском университете в Иволгинском дацане и в буддийской академии в Аге и теперь возглавляет свои дацаны на местах. В итоге буддисты трех республик получили огромный совместный практический опыт в проведении массовых буддийских церемоний, занятий медитацией и в изучении философии.

— Досточтимый дид Хамбо лама, кем исторически утверждался Хамбо лама?

— Единственный из буддийских иерархов России он утверждался императором — высшей светской властью Российской империи. В отличие, скажем, от Восточно-Сибирского и Астраханского генерал-губернаторств, где высшие ламы Алари, Тунки и Калмыкии назначались губернаторами. Тува, напомню, официально только в 1944 году вошла в состав СССР.

— То есть институт Хамбо ламы во все времена имел прямой выход на высшую светскую власть Российского государства?

— Конечно. Институт Пандито Хамбо ламы остается неизменным, как бы он ни назывался. Сначала Хамбо лама Восточной Сибири и Забайкалья, затем Хамбо лама ЦДУБ, а сейчас Хамбо лама Буддийской традиционной сангхи России (БТСР), поскольку БТСР — официальный правопреемник ЦДУБ.

— Какие регионы охватывает ныне Сангха?

— Помимо собственно Бурятии, это Забайкальский край, Иркутская область, Горный Алтай, Якутия, Хакасия, Новосибирск, Санкт-Петербург и Москва. В этих регионах мы располагаем крупными религиозными объединениями, а помимо того, к Сангхе примыкают и отдельные общины. Всего порядка 50 объединений.

У меня, как главы буддистов Бурятии, немало сложных задач. Они есть и у духовенства других регионов. Но мы всегда решали их вместе, нашему взаимному сотрудничеству ничто не препятствует. Об этом говорит вся история взаимоотношений буддистов Бурятии с буддистами Забайкальского края, Иркутской области, Алтая, Тувы, Калмыкии, Санкт-Петербурга и других регионов нашей необъятной России.

— Насколько плодотворно вы сотрудничаете со светской властью Бурятии?

— К сожалению, президент республики Вячеслав Наговицын до сих пор не совсем понимает тот факт, что Его Святейшество Пандито Хамбо лама является духовным лидером не только собственно Бурятии, но и подавляющего большинства традиционных буддистов России. Тем не менее мы находим точки соприкосновения.

Я встречаюсь с Вячеславом Владимировичем на регулярной основе.

— На днях Его Святейшество Далай-лама вновь предупредил, что его следующее воплощение появится на свет в эмиграции, но ни в коем случае не в Тибете, входящем в состав КНР. Пекин, в свою очередь, заявил, что очередной Далай-лама появится на территории Тибета в соответствии с традицией. Похоже, что в мире будет двое Далай-лам, так же как сейчас есть двое Панчен-лам и двое Кармап — других высших тибетских иерархов?

— Я не исключаю такой возможности, так же как и вообще ликвидации института Далай-ламы. Ведь Его Святейшество неоднократно говорил о вероятности завершения на нем цепи перерождений Далай-лам во избежание китайских интриг.

— Кстати, будучи ширээтэ-ламой Иволгинского дацана, вы принимали одного из Кармап. Приняли, потому что он был истинный Кармапа?

— Он и его ученик лама Оле Нидал пришли к нам как гости. Было бы невежливо отказывать в приеме нашим единоверцам, тем более, выражать сомнение в чьей-то истинности.

— Но, согласитесь, досточтимый Дагба-лама, только тибетский буддизм, в отличие от тайского, японского и других направлений, имеет институты перерожденцев, и сейчас китайцы ловко довели эту ситуацию до абсурда. По сути, Китай дискредитирует и разрушает изнутри всю иерархическую тибетскую систему. В России ведь тоже есть немало Ринпоче — перерожденцев, и, если в мире есть прецеденты с наличием иерархов-двойников, как в таком случае верующим убедиться в истинности остальных?

— Потому то у нас в Бурятии традиционно нет признанных перерожденцев, по-бурятски хубилганов, и не возникают подобные ситуации. Первый Хамбо лама Дамба Доржа Заяев был перерожденцем и вел свою линию преемственности от Будды Кашьяпы. Но публично это не афишировалось и даже держалось под запретом. Лишь уходя из той жизни, великий бурятский лама признался в этом и сказал: «Почитать человека нужно не за его прошлые заслуги, а за его реальные дела сегодня».