Церковь в красном селе деревянная. Панорама Церковь Александра Невского в Красном Селе. Виртуальный тур Церковь Александра Невского в Красном Селе. Достопримечательности, карта, фото, видео. Архитектура, внутреннее убранство

06.2015.

Церковь Святого благоверного князя Александра Невского

Красное Село, пер. Щуппа, 10

Пам. арх. (федеральн.)

1890 - воен. инж. Колянковский Владимир Аркадьевич (по данным Михаила Мещанинова)

арх. Косяков Владимир А. ()

В 1885 г. по инициативе главнокомандующего войсками Гвардии и Петербургского военного округа вел. кн. Владимира Александровича и на средства частных благотворителей недалеко от военного госпиталя по проекту военного инженера Владимира Аркадьевича Колянковского была построена небольшая деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, освященная 2 октября 1885 г. благочинным Гвардейского духовенства протеиреем Александром Желобовским. К сожалению, описания этого храма не сохранилось, известно лишь, что снаружи его находилась мраморная доска с памятной надписью об освящении.

По всей видимости, церковь особой прочностью не отличалась, поскольку уже спустя пять лет пришла в ветхость и встал вопрос о её капитальном ремонте, на что из казны была выделена некоторая часть средств. Однако, благодаря тщанию петербургского купца 2-й гильдии А. Ф. Черепенникова решено было на месте этой, совершенно обветшавшей церкви, построить новый храм. Постройка новой деревянной церкви в "летней воинской столице" Императорской Русской армии, проект которой, как и прежней, был разработан военным инженером В. А. Колянковским, была начата 16 апреля 1890 г. и продолжалась в течение всего четырех месяцев. Строительство велось на средства, выделенные Военным ведомством и военно-полевым госпиталем, при котором она числилась до революции 1917 г.

Уже 16 июля 1890 г. протопресвитером А. А. Желобовским в присутствии вел. кн. Владимира Александровича и его супруги вел. кн. Марии Павловны было совершено освящение новопостроенной церкви. Церковь, построенная в русском стиле, могла вместить до 500 человек. На ее колокольне находились семь колоколов, самый большой из которых весил 486 кг. Прихожанами этого храма являлись чины Красносельского военного госпиталя и Красносельского гарнизона, а также местные жители близлежащих Коломенской и Фабричной слобод. В 1906 г. распоряжением Духовного Правления к храму была приписана церковь свт. Николая Чудотворца в Авангардном лагере. В ведении церкви находилась небольшая каменная часовня на Красносельском военном кладбище, построенная в 1895 г. В 1907 г. усердием церковного старосты И. Г. Холенкова в храме был установлен новый престол из белого мрамора. С началом Первой Мировой войны в Красносельский госпиталь стало поступать большое количество раненых, для которых на участке церковной земли, примыкавшем к госпиталю, в сентябре 1914 г. был построен деревянный барак.

В 1865 году в Красном Селе был построен комплекс зданий Красносельского военного госпиталя. В 1885 году по инициативе главнокомандующего войсками гвардии и столичного военного округа Великого Князя Владимира Александровича было начато строительство госпитальной церкви. Проект церкви был создан военным инженером Владимиром Аркадьевичем Колянковским. Строилась церковь на частные пожертвования.

Храм был освящен 2 октября 1885 года благочинным гвардейского духовенства, протоиереем Александром (Желобовским), впоследствии протопресвитером военного духовенства.

Через пять лет здание церкви стало разрушаться и на её ремонт были выделены казённые средства, однако петербургский купец II-й гильдии А.Ф. Черепенников пожертвовал капитал на постройку нового деревянного храма по проекту того же архитектора. В строительство были вложены и средства, выделенные Военным ведомством и военно-полевым госпиталем, т.к. госпитальный храм принадлежал военному ведомству. Производителем работ был потомственный почетный гражданин Павел Давыдов, купец Василий Антонович Юдаков и заведующий госпиталем полковник Всеволод Никанорович Смельский.
Строительство нового храма происходило очень быстро: с апреля по август 1890 года.

16 июля 1890 года храм был освящен протопресвитером Александром (Желобовским) в сослужении благочинного армейских храмов Петербурга протоиерея Алексия (Ставровского) в присутствии Великого Князя Владимира Александровича и его супруги, Великой Княгини Марии Павловны.

Церковь построена "в русском стиле". Храм рассчитан на 500 человек. Прихожанами этого храма являлись чины Красносельского военного госпиталя и Красносельского гарнизона, а также местные жители близлежащих Коломенской и Фабричной слобод. В 1907 году усердием старосты Ивана Григорьевича Холенкова в храме был установлен новый беломраморный престол. На колокольне находились семь колоколов, самый большой из которых весил 29 пудов, 27,5 фунтов (486 кг).

С началом Первой Мировой войны на церковной земле в сентябре 1914 года построили деревянный барак для постоянно прибывающих раненых.
В 1906 году к церкви приписали церковь свт. Николая Чудотворца в Авангардном лагере и каменную часовню на Красносельском военном кладбище (1895).
С 1915 года настоятелем храма был священник о. Николай (Андреев).

После революции 1917 года церковь стала приходской. С 1928 по 1930 год церковь была иосифлянской (настоятель протоиерей Николай (Телятников) - арестован и выслан в августе 1930 г.). По постановлению Леноблисполкома от 21 ноября 1932 года Александро-Невскую церковь закрыли. Через год передали соседней воинской части под подсобное помещение.

Во время Великой Отечественной войны Красное Село находилось на оккупированной территории. По просьбам местных жителей немецкое командование разрешило открыть храм. С начала 1942 года в нем служил священник Псковской миссии о. Иоанн (Пиркин). После наступления Красной армии храм опять был закрыт, однако в 1946 году прихожанам удалось добиться повторного открытия храма. 2 июля 1947 года после ремонта церковь была освящена настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального собора протоиереем Павелом (Тарасовым). 3 апреля был назначен первый настоятель - протоиерей Николай (Ильяшенко).

Деревянный трехъярусный иконостас с золочеными Царскими Вратами привезен после войны из разрушенной Александро-Невской церкви в Тайцах (дерев. Александровка). В 1960-е годы с южной стороны храма была сделана пристройка веранды.

Чтимой иконой храма является икона святого праведного Симеона Богоприимца. Она небольшого размера, находится на правом клиросе, ранее икона находилась в Краскносельской Троицкой церкви.

В нашу редакцию поступило обращение прихожан храма Святого благоверного Князя Александра Невского в Красном Селе (Санкт-Петербург) Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в связи с тем, что настоятель храма протоиерей Александр Дягилев проводит совместные экуменические богослужения с инославными .

«Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Обращаются к Вам прихожане храма во имя Святого благоверного Князя Александра Невского в Красном Селе, Красносельского благочиния Санкт-Петербургской Епархии. Обратиться к Вам нас заставило глубокое духовное смущение, вызванное действиями настоятеля протоиерея Александра Дягилева, назначенного на эту должность в январе 2011 года. 30 сентября 2012 года прот. Александр Дягилев, устно сославшись на благословение священноначалия РПЦ МП, позволил клирику церкви Англии участвовать в православном воскресном богослужении в храме Св. Александра Невского. Во время воскресной Литургии, после чтения Апостольских посланий на церковно-славянском языке, с благословения прот. Александра, англиканский диакон читал Апостольские послания на английском языке для 12-и граждан Великобритании англиканского вероисповедания, присутствовавших в храме во время Литургии, за которой также молились и православные христиане. Англиканский пастор и диакон с благословения клирика Дягилева присутствовали в алтаре храма до окончания Евхаристического канона и далее - в храме, до окончания Литургии. Некоторые ектении и молитвы Литургии, а точнее - Трисвятое, по благословению настоятеля специально были произнесены хором на английском языке. Англикане крестились и целовали иконы на аналое», - говорится в обращении, текст которого поступил в нашу редакцию.

Подобные действия прихожане храма расценивают как сослужение и совместное моление православных христиан и англикан. «Поскольку Англиканская церковь не является православной и не состоит в евхаристическом и молитвенном общении с РПЦ МП, и ее члены не признают Вас, Святейшего Патриарха Кирилла своим Господином и Отцом - своими действиями прот. Александр Дягилев нарушил 45-е правило Свв. Апостол, которое гласит: "Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен". Информация об этом была выложена в сети Интернет и вызвала широкую дискуссию, в которой приняли участие представители духовенства и миряне из разных регионов России и зарубежья», - отмечается в документе.

При этом, говорится далее, «несмотря на многочисленные увещевания как в личных беседах так и в сети Интернет - прот. Александр Дягилев не покаялся в своем поступке и не отступил от противных учению Свв. Апостолов взглядов. Он продолжает приглашать инославных граждан иностранных государств присутствовать на православной Литургии, в его проповедях звучат слова о важности для нас их духовно-социального опыта и призывы к любви к ним. Православные христиане привыкают к виду молящихся в православном храме англикан и католиков, не отрекшихся от своих еретических заблуждений. Это происходит под прикрытием фраз настоятеля об абсурдной "необходимости усиления нашего влияния на инославных приходах заграницей". Объявляя такую установку, прот. Александр превращает Святое Православие в обыкновенную политику, т.к. не о каком духовном влиянии не может идти и речи, ведь упомянутые англикане не присоединены к Церкви и не выражали в храме перед Церковью даже устного желания принять Православие. Говоря с амвона о истинности Православной веры и о необходимости обращения инославных, отец Александр в то же время утверждает, что англикане - такие же христиане как и мы, не беря во внимание вероучительную ересь и мерзости, творящиеся в т.н. "Церкви Англии", члены которой принимаются в Православие через Миропомазание, в котором дается благодать Святаго Духа».

Прихожане храма считают, что то, что делает настоятель храма Св. Александра Невского, не может называться миссионерской работой среди англикан: «он проводит для них экскурсии по городу, показывает достопримечательности и православные храмы и ради их "интереса к Православию" позволяет им участвовать в православной Литургии, тем самым делая из нее зрелище для инославных». «Все это не имеет в плане обращения англикан никакого смысла, - полагают подписанты обращения. - Если они не веруют в спасительность Православной Церкви и Ее таинства, тогда все происходящее в храме для них - спектакль, тогда они присутствуют за Литургией из праздного любопытства и хулят Церковь и Бога, участвуя в службе. Если же они веруют в истинность Православной Церкви, Ее догматов и учения - то, следовательно, сознательно не хотят отречься от своей ереси и принять Православие, оскверняя своим присутствием алтарь храма. Следуя логике, согласно которой пребывающие в ереси допускаются священником до алтаря православного храма, можно дойти до абсурдной мысли: почему тогда нельзя участвовать в службе, скажем, и извращенцам, если они станут испытывать интерес к вере? В отличие от англикан, они не грешат против догматов Церкви - вдруг их коснется благодать, и они оставят свои извращения? Если учесть, что нам не известно, не являются ли извращенцами упоминаемые англиканские клирики - ведь в церкви Англии такие явления встречаются - действия прот. Александра Дягилева дискредитируют Православную Церковь».

Допуская совместное служение и молитву с инославными, поминая на молебне имя англиканского епископа (во время визита англикано-православной делегации 11 сентября 2012 г.), протоиерей Александр Дягилев «вводит в заблуждение и свою паству и самих англикан, на деле показывая полное свое безразличие к их обращению в Православие».

В связи с тем, что «отец Александр не слышит и не хочет слышать своих прихожан, опирающихся в своем мнении на авторитет Святых Апостолов и свою христианскую совесть», а напротив, «убежден в своей непогрешимости и не считается со смущением, непониманием и неприятием происходящего со стороны православных христиан», авторы обращения предполагают, что протоиерей Александр Дягилев является тайным приверженцем «теории ветвей», появившейся в Англиканской церкви и «провозглашающей спасительность не исключительно одного, но многих христианских сообществ, ошибочно называющих себя церквами».

«Многие постоянные прихожане перестали посещать богослужения, возглавляемые настоятелем. Духовное единство прихода разрушено. Мы не согласны с действиями прот. Александра Дягилева, как с несоответствующими учению и опыту Церкви, видя в них насаждение среди православных христиан толерантности к западным еретическим сообществам, размывание границ церковной ограды в глазах православных христиан и попрание церковных канонов, а не обращение еретиков к Православной Церкви. Мы хотим сохранить на нашем приходе дух православной веры! Скорбя о происходящем в нашем храме, просим Вас, Святейший Владыко:

1. Провести проверку изложенных фактов и деятельности прот. Александра Дягилева (настоятеля храма Св. Александра Невского) а также наличия у него письменного благословения правящего архиерея на вход в алтарь и чтение Апостольских посланий англиканскими клириками;
2. в случае выявления нарушений канонических правил - наложить на клирика Дягилева каноническое прещение и убрать его с должности настоятеля;
3. предоставить в письменной форме мотивированный ответ на настоящее обращение.

Просим Вашего Первосвятительского благословения и поддержки! Защититы души православных христиан от насаждаемого соблазна молитвенного общения и духовного единения с еретиками!» - заключают авторы обращения.

Обращение к Предстоятелю подписали Поповский Константин Сергеевич, Громов Александр Васильевич, Балахонский Алексей Владимирович, Васильева Светлана Юрьевна, Иванова Галина Матвеевна, Пономарев Андрей Сергеевич, Полозов Сергей Вячеславович, Васильева Татьяна Григорьевна, Петров Сергей Валентинович, Панина Елена Карловна, Гордеев Сергей Александрович, Липина Ольга Евгеньевна и еще 50 человек.

памятник архитектуры (федеральный) Хра́м свято́го благове́рного кня́зя Алекса́ндра Не́вского в Красном Селе - православный храм в Санкт-Петербурге. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель - протоиерей Александр Викторович Дягилев

Первый храм

В 1865 году в Красном Селе был построен комплекс зданий Красносельского военного госпиталя, при котором в 1885 году по инициативе главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа великого князя Владимира Александровича по проекту военного инженера В. А. Колянковского была построена небольшая деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм был освящён 2 (14) октября 1885 года благочинным гвардейского духовенства протоиереем Александром Желобовским. Через пять лет церковь обветшала, и встал вопрос о её капитальном ремонте. Для этого из казны была выделена некоторая часть средств.

Современный храм

Несмотря на то, что средства на ремонт храма были выделены, было решено построить новую церковь. Основными жертвователями были купец А. Ф. Черепенников, потомственный почетный гражданин П. Давыдов, купец В. А. Юдаков и заведующий военным госпиталем полковник В. Н. Смельский Проект новой деревянной церкви был также разработан В. А. Колянковским. Строительство было начато в апреле 1890 года Новопостроенный храм был торжественно освящён 16 (28) июля 1890 года протопресвитером военного и морского духовенства Александром Желобовским в сослужении благочинного армейских храмов Санкт-Петербурга священномученика протоиерея Алексия Ставровского и местного красносельского духовенства в присутствии великого князя Владимира Александровича и его супруги великой княгини Марии Павловны. Госпитальный храм принадлежал военному ведомству до 1917 года. Прихожанами этого храма являлись чины Красносельского военного госпиталя и Красносельского гарнизона, а также местные жители близлежащих Коломенской и Фабричной слобод. В 1906 году к храму была приписана церковь святителя Николая Чудотворца в Авангардном лагере. Кроме того, к госпитальной церкви относилась каменная часовня на Красносельском военном кладбище, построенная в 1895 году. В декабре 1927 года приход храма примкнул к Иосифлянскому движению. Церковь закрыли 21 ноября 1932 года, через год храм был передан под подсобное помещение воинской части. Во время Великой Отечественной войны Красное Село находилось в зоне немецкой оккупации. По просьбе местных жителей немецкое командование в начале 1942 года разрешило открыть храм. Он действовал год. После войны Александро-Невская церковь оставалась единственным в Красном Селе неразрушенным храмом. В 1946 году местные жители направили ходатайство об открытии церкви, на что было получено согласие. В 1947 году были начаты работы по ремонту уцелевшего храма, освящение которого 2 июля 1947 году совершил настоятель Николо-Богоявленского морского…

В 1865 году в Красном Селе был построен комплекс зданий Красносельского военного госпиталя. В 1885 году по инициативе главнокомандующего войсками гвардии и столичного военного округа Великого Князя Владимира Александровича было начато строительство госпитальной церкви. Проект церкви был создан военным инженером Владимиром Аркадьевичем Колянковским. Строилась церковь на частные пожертвования.

Храм был освящен 2 октября 1885 года благочинным гвардейского духовенства, протоиереем Александром (Желобовским), впоследствии протопресвитером военного духовенства.

Через пять лет здание церкви стало разрушаться и на её ремонт были выделены казённые средства, однако петербургский купец II-й гильдии А.Ф. Черепенников пожертвовал капитал на постройку нового деревянного храма по проекту того же архитектора. В строительство были вложены и средства, выделенные Военным ведомством и военно-полевым госпиталем, т.к. госпитальный храм принадлежал военному ведомству. Производителем работ был потомственный почетный гражданин Павел Давыдов, купец Василий Антонович Юдаков и заведующий госпиталем полковник Всеволод Никанорович Смельский.
Строительство нового храма происходило очень быстро: с апреля по август 1890 года.

16 июля 1890 года храм был освящен протопресвитером Александром (Желобовским) в сослужении благочинного армейских храмов Петербурга протоиерея Алексия (Ставровского) в присутствии Великого Князя Владимира Александровича и его супруги, Великой Княгини Марии Павловны.

Церковь построена "в русском стиле". Храм рассчитан на 500 человек. Прихожанами этого храма являлись чины Красносельского военного госпиталя и Красносельского гарнизона, а также местные жители близлежащих Коломенской и Фабричной слобод. В 1907 году усердием старосты Ивана Григорьевича Холенкова в храме был установлен новый беломраморный престол. На колокольне находились семь колоколов, самый большой из которых весил 29 пудов, 27,5 фунтов (486 кг).

С началом Первой Мировой войны на церковной земле в сентябре 1914 года построили деревянный барак для постоянно прибывающих раненых.
В 1906 году к церкви приписали церковь свт. Николая Чудотворца в Авангардном лагере и каменную часовню на Красносельском военном кладбище (1895).
С 1915 года настоятелем храма был священник о. Николай (Андреев).

После революции 1917 года церковь стала приходской. С 1928 по 1930 год церковь была иосифлянской (настоятель протоиерей Николай (Телятников) - арестован и выслан в августе 1930 г.). По постановлению Леноблисполкома от 21 ноября 1932 года Александро-Невскую церковь закрыли. Через год передали соседней воинской части под подсобное помещение.

Во время Великой Отечественной войны Красное Село находилось на оккупированной территории. По просьбам местных жителей немецкое командование разрешило открыть храм. С начала 1942 года в нем служил священник Псковской миссии о. Иоанн (Пиркин). После наступления Красной армии храм опять был закрыт, однако в 1946 году прихожанам удалось добиться повторного открытия храма. 2 июля 1947 года после ремонта церковь была освящена настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального собора протоиереем Павелом (Тарасовым). 3 апреля был назначен первый настоятель - протоиерей Николай (Ильяшенко).

Деревянный трехъярусный иконостас с золочеными Царскими Вратами привезен после войны из разрушенной Александро-Невской церкви в Тайцах (дерев. Александровка). В 1960-е годы с южной стороны храма была сделана пристройка веранды.

Чтимой иконой храма является икона святого праведного Симеона Богоприимца. Она небольшого размера, находится на правом клиросе, ранее икона находилась в Краскносельской Троицкой церкви.

С 1991 года настоятелем Александро-Невской церкви является старейший по хиротонии клира епархии протоиерей Евгений Ефимов. Священник о. Роман из Александро-Невской церкви служит в новых храмах св. Иоанна Богослова в пос. Аннино Ломоносовского района (2002) и в церкви св. Анастасии Узорешительницы при следственном изоляторе № 6 в пос. Горелово (2005 - 2006).
В настоящее время при храме действует детская воскресная школа.

Указом Президента РФ от 20 марта 1995 года № 176 церковь была вновь включена в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. (По другим источникам - постановлением Правительства Российской Федерации № 527 от 10 июля 2001 г. церковь св. Александра Невского является объектом культурного наследия федерального значения).

В будние дни начало литургии в 9.00.
В воскресные и праздничные дни: ранняя литургия - 7.00; поздняя - 10.00.
Начало вечернего богослужения - 17.00.
Четверг и воскресение - чтение акафиста.

Адрес: Санкт-Петербург, Красное Село, ул. Щуппа, 10.