Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Описание Свято-Троицкого кафедрального собора в г. Чернигов Троицкий собор чернигов

Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря и являлся его главным храмом. Построен в стиле украинского барокко на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. К концу XVII в. в связи с почитанием чудотворной иконы Ильинской Богоматери число братии и паломников увеличилось, и Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при Лазаре (Барановиче) архиепископе Черниговском по проекту виленского архитектора И. Баптиста-Зауера к западу от Ильинской церкви заложен собор во имя Св. Троицы. Однако строительство не велось из-за отсутствия средств. В 1688 году, после избрания на гетманство, Иван Мазепа выступил ктитором собора. Он выделил для строительства собора из личных средств 10000 золотых монет, а 8 мая 1688 года гетман Мазепа издает Универсал, которым закрепляет для обеспечения строительства собора все мельницы на реке Рети.

Собор был освящён 20 июля 1695 года, и ему была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери. В пятиглавом храме было 3 престола: главный - во имя Св. Троицы, правый - во имя вмц. Варвары, левый - во имя праведных Иоакима и Анны. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Архитектор собора - талантливый вильнюсский зодчий Иоганн-Баптист Зауэр (Иван Баптист). На соборе была выгравирована надпись, что собор возведен "коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского". В 1805 году эта надпись была стерта. На входе в собор был нарисован портрет Ивана Мазепы в образе святого Иоанна Предтечи. В XVII в. собор был расписан, однако почти вся роспись, кроме центрального купола, уничтожена пожарами. В XVIII в. были произведены новые барочные росписи, позднее также поврежденные, а в конце XIX в. обновленные. Главной художественной доминантой интерьера был огромный пятиярусный барочный иконостас, но до нашего времени он не сохранился. Существующий сейчас сделан в первые послевоенный года в упрощенной форме. В подвале, размещенным под собором, находятся пять больших помещений, разделенные стенами-сводами. Со второй половины XVIII ст. здесь хоронили черниговских архиереев, из которых самым выдающимся является преосвященнейший Филарет (Гумилевский). В одной из камер семейный склеп графов Милорадовичей. В 1808 г. при пожаре пострадали Троицкий собор, трапезная Введенская церковь и кельи, вскоре восстановленные.

В конце 1920 гг. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Позже вокруг преподобного Лаврентия Черниговского сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова немецкими войсками, монастырь был открыт как женский. Первое богослужение состоялось 21 ноября в пещерной церкви прп. Феодосия. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в монастырь. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сентябре 1962 г. монастырь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М.М. Говденко собор отреставрирован. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. Сейчас Свято-Троицкий Собор является кафедральным, в нем находятся мощи черниговских угодников Святителя Феодосия, преподобного Лаврентия (обретены в августе 1993 года), святителя Филарета (Гумилевского) (обретены в 2009 г.), частицы мощей Михаила и Феодора и многих Печерских святых. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского района, в котором в январе 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского женский монастырь.

http://www.orthodox.com.ua/index.php?go=Pages&in=view&id=36; http://www.pravenc.ru/text/149679.html



В 1658 году монах вновь восстановленного Болдинского Ильинского монастыря Геннадий (Дубенский) пишет икону Божией Матери названную Ильинской, спустя несколько лет прославившуюся чудотворениями. Почитание нового образа Пресвятой Богородицы росло день ото дня, многие исцелялись после молитвы перед ним, и вскоре небольшая Ильинская церковь уже не могла вместить всех тех, кто нёс свои скорби Пресвятой Богородице. В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром "наземного" монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от Болдинских пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места - недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10 000 золотых монет. Кроме того, он отписал на нужды строящегося собора все доходы с мельниц на реке Рети.

Строил собор Иоганн Баптист Зауэр - уроженец Кракова, архитектурной карьерой обязанный в основном Вильне, куда его пригласил великий гетман литовский Михаил Казимир Пац. Почему решено было вызвать для строительства храма в убеждённо-православном Чернигове носителя католической архитектурной культуры - не очень понятно. Однако Зауэр очевидным образом старался потрафить вкусам заказчика - владыки Лазаря, - и результатом этого старания стал синтез западноевропейской, древнерусской и украинско-барочной традиций. Завершилось строительство Троицкого собора в 1695 году. 20 июля преемник почившего владыки Лазаря архиепископ Феодосий (Углицкий) освятил собор. Торжественно перенесли в него Ильинскую икону Божией Матери, ради которой во многом и было предпринято это многолетнее строительство. Западная стена собора украсилась надписью о том, что храм возведён "коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского". Любопытно, что надпись эта сохранялась на своём месте в продолжении всего ХVIII столетия, хотя в 1708 году бывший гетман был анафематствован. Только в 1805 году её удалили в связи с поновлением собора, предпринятым при архиепископе Михаиле (Десницком). Освящение Троицкого собора, так долго и трудно строившегося, стало настоящим событием для Чернигова.

Монастырь, именовавшийся теперь Троице-Ильинским, получил новый центр. Хотя в Ильинском храме ещё совершались богослужения, но уже главная святыня обители Ильинская икона Пресвятой Богородицы, переместилась в новый храм, уведя за собой потоки богомольцев. Здесь, в Троицком соборе, она заняла самое почётное место. В соборе всех восхищал пятиярусный барочный иконостас, имевший более 20 метров в высоту и покрытый изысканной золочёной резьбой. К сожалению, до наших дней он не сохранился, сейчас в соборе установлен весьма скромный иконостас, изготовленный в послевоенные годы. В 1731 году в монастыре случился пожар, серьёзно повредивший купола и кровлю Троицкого собора. После пожара, монастырское руководство, "наскребя" немного денег, всего лищь покрыли главный купол да главки, венчающие башни по бокам главного фасада. Остальные купола "упразднили". А спустя некоторое время упразднили и сам монастырь. Произошло это в 1786 году, когда до Черниговщины докатилась общеимперская секуляризационная реформа. Здания монастырские планировалось передать под обустройство университета. Этой идеей загорелся светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический, не раз бывавший в Чернигове. Ходили слухи, что смерть постигла светлейшего будто бы за то, что он велел снять с соборной звонницы самый большой колокол и отправить в свой екатеринославский дворец. Стать университетом Троице-Ильинскому монастырю так и не пришлось. Из Троицкого храма была перенесена чудотворная икона Черниговской Илиинской Божией Матери временно в Черниговский Елецкий монастырь, а для сохранения церковного достояния был учреждён военный караул. который существовал до 11 ноября 1790 г. В этом году сюда. в упразднённый монастырь переселился владыка. За четыре года "пустования" Троице-Ильинской обители её здания успели прийти в упадок. На их починку и приспособление под архирейские нужды ушло 5 000 рублей, полученных из казны по ходатайству генерал-аншефа М.Н. Кречетникова. Только в ноябре 1796 года тогдашний архиепископ Черниговский Иерофей (Малицкий) "переместился на новое место". В качестве кафедрального собора Троицкий храм просуществовал более ста лет. Мирное существование Троицкого собора продолжалось вплоть до революции. Затем вокруг него постепенно стало сжиматься кольцо враждебной действительности.

Здания бывшего архирейского дома постепенно отобрали в пользу советских учреждений (основную часть их занимал до войны черниговский зоотехникум). Сам собор оставался действующим до 1929 года. В 1941 году при оккупантах, из пропагандистских соображений проявлявших снисходительность к религиозным нуждам "аборигенов", Троицкий храм открылся вновь. Более того, вокруг него сложилась женская монашеская община, окормляемая прп. Лаврентием Черниговским. Интерьеры церкви пришлось "собирать" заново, поскольку ни прекрасного иконостаса, ни иных элементов былого богатства убранства в ней не сбереглось. Впрочем, основные ремонтные работы производили уже в послевоенное время (монастырские здания сильно пострадали во время бомбардировок в 1941 и 1943 годах). Следующее закрытие храма падает на хрущёвскую эпоху (1961). А в 1967 году комплекс Троицкого монастыря вошёл в состав Черниговского музея-заповедника, под опекой которого и пребывал до 1988 года, когда, после соответствующей реставрации, был передан Черниговской епархии и вновь стал архирейским домом. Богослужебная жизнь в Троицком соборе возродилась в год празднования 1000-летия Крещения Руси. Незадолго до того, в 1974-1985 годах, собор был реставрирован в первоначальных формах по проекту архитектора М.М. Говденко. В соответствии с первоначальным обликом храма восстановили его многолавое завершение, а также барочные фронтоны, венчающие западный, южный и северный фасады. С передачей собора Церкви он вернул себе значение главного храма епархии.



На территории украинского Левобережья во второй половине ХVII века сложился особый архитектурный стиль, именуемый украинским барокко. Ещё одно название, менее распространённое, - казацкое барокко. Распространение украинского барокко сделалось возможным вследствие того национально-религиозного подъёма, который в Малороссии родился буквально на остриях казачьих пик. Освободившаяся от польского гнёта Левобережная Украина обратилась к осмыслению оставшихся у неё образцов древнерусской архитектуры (прежде всего потому, что эти образцы следовало ремонтировать). В то же время она так долго жила под воздействием польской (всецело западноевропейской) визуальной культуры, что, разумеется, это не могло не сказаться на том "образе красоты", который существовал в народном сознании. И, наконец, существенное влияние на формирование украинского барокко оказали местные памятники деревянного зодчества.

Как мы видим, Троицкий собор - величественное каменное сооружение, ориентированное как и Екатерининская церковь Чернигова, в значительной степени на деревянные прообразы, несущее уже в самой композиционной структуре мощное западноевропейское влияние. Башни, фланкирующие главный фасад, фронтоны, расположение и форма окон - во всём этом сказалось равнение на европейские барочные костёлы. Собственно говоря, для чего иного был приглашён в Чернигов Иоганн Баптист Зауэр, как не для того, чтобы, перефразируя Ходасевича, привить виленскую барочную розу "к малороссийскому дичку"? Результат получился весьма торжественным. Как изящны стройные барочные башенки, увенчанные бутонами-куполами! Обратим внимание на окраску (зелёный - фирменный цвет украинского барокко) и форму купольных крестов - четырёхконечную. В Сибири, куда украинское барокко проникло, вместе с архиреями-малороссами, кресты на подобных грушевидных или бутоновидных куполах всё же восьмиконечные. Плоскость главного фасада отчётливо делится карнизом на два яруса, оформление нижнего и верхнего ярусов сходно - пилястры и эскедры. Центральным элементом нижнего яруса служит входной портал, верхнего - крестообразное окно (ещё одна характерная для украинского барокко деталь). Горизонтальное членение не менее отчётливо выражено и на боковых фасадах. Здесь в более разреженном виде задействованы те же декоративные элементы, что и на главном фасаде. Очень живописно выглядит восточный фасад собора. Это впечатление достигается за счёт комбинации разновысотных объёмов. Высокая гранёная центральная апсида сочетается с небольшими полукруглыми боковыми апсидами и остроугольными контрфорсами. Внутреннее убранство Троицкого собора "не дотягивает" до его внешности. Здесь сказались переделки послевоенных лет.

После десяти с лишним лет разрухи требовалось сделать храм пригодным для совершения богослужений. И - сделали. Установили иконостас, перестелили пол, "немарко" покрасили стены. В русле этой тенденции интерьеры собора соблюдались и в последующие годы. В итоге получилось странное смешение: торжественная глубина и высота пространства обрамлена столь безыскусно, что диву даёшься. Чего стоит только один пол, без затей выкрашенной коричневой краской и сообщающий собору сходство с деревенской церковью - правда очень вместительной. Троицкий собор представляет собой семикупольный шестистолпный храм с тремя выраженными нефами и развитым трансептом. Собор вытянут по оси "восток-запад", центральный фасад фланкирован двумя башнями, что сообщает храму сходство с костёлом. Это впечатление усиливают рокайльные фронтоны западного, южного и северного фасадов (интересно, что в ХVIII веке, после пожара, эти фронтоны были убраны; восстановили их только в ХХ столетии). Высота собора составляет 35 м, ширина - 26 м, длина - 38 м.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №84, 2014 г.



Собор построен построен по проекту и под руководством архитектора И. Баптиста. В литературе существует мнение, что автором проекта является А. Зерникау. После пожара 1731 г. архитектура собора была упрощена: были встроены участки северной и южной стен в пределах второго яруса, были разобраны четыре главы, собор вместо семиглавого стал трехглавым. Пожар 1808 г. вызвал новые разрушения. При восстановительных работах деревянные конструкции центральной главы были заменены металлическими, но сохранены барочные формы купола, а внешнему облику собора приданы черты классицизма. В 1849 г. чугунный пол был заменен на деревянный.

Сохранилась живопись XVII и XVIII в.в. Сооружение кирпичное, оштукатуренное, побеленное, трехнефное, шестистолпное, трехапсидное. Плановое решение памятника своеобразно. Как показали исследования, оно различно для первого и второго ярусов, что дало необычайную выразительность объемной структуре собора. Если в решении плана по первому ярусу отразилась древняя традиция трехнефных, трехапсидных храмов, то во втором план приобретает форму креста. Для большей выразительности возведены ризалиты, отвечающие трансепту. Собор семиглавый. Пять глав над основным объемом и две над угловыми башнями, фланкирующими главный западный фасад, свидетельствуют о влиянии западного барокко и древнерусской традиции постановки лестничных башен. В северо-западной башне размещена лестница, ведущая на П-образные в плане хоры. Конструкции всех глав, кроме башенных, металлические. Под зданием - глубокие подвалы с шестикамерным склепом.

Перекрытия над подвалом, хорами и основным объемом - кирпичные своды. Крестовые своды перекрывают боковые нефы под хорами, хоры и восточные предапсидные объемы. Полуциркульные своды - над центральным нефом, южной и северной частями трансепта, купол - над барабаном центральной главы.

Фасады членены пилястрами, ярусность подчеркнута развитым карнизом, раскрепованным на пилястрах, как и венчающий карниз. Прямоугольные, квадратные и полуциркульные окна и ниши обрамлены наличниками, треугольные и лучковые сандрики оформляют проемы, по центру южного, северного и западного фасадов - порталы с колонками и разомкнутыми фронтончиками, над ними огромные окна, а над венчающим карнизом - щиты барочных фронтонов. Своеобразен и насыщен декор центральной главы. В интерьере - скромные лепные украшения, ленты лепного орнамента подчеркивают ребра сводов, арки и т. д. Настенная живопись в основном XIX в. (масло), только несколько композиций XVIII в.

В настоящее время памятник реставрируется в первоначальных формах (проект реставрации архит. М. М. Говденко). Памятник является выдающимся произведением каменного зодчества Левобережья Украины периода барокко.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_494.html

    Троицкий собор - Содержание 1 Россия 1.1 Архангельская область 1.2 … Википедия

    Троицкий собор (Глухов) - Православный храм Троицкий собор Троїцький собор … Википедия

    Борисоглебский собор (Чернигов) - У этого термина существуют и другие значения, см. Борисоглебский собор. Православная церковь Борисоглебский собор … Википедия

    Спасо-Преображенский собор (Чернигов) - У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо Преображенский собор. Православная церковь Спасо Преображенский собор … Википедия

    Чернигов - У этого термина существуют и другие значения, см. Чернигов (значения). Город Чернигов укр. Чернігів … Википедия

    Чернигов - (Чернегов) губ. гор., на прав. возвышенном берегу р.Десны. Древнее поселение, по догадкам археологов, какого то князяЧернеги или Черного. Когда киевский князь Олег в конце IX в. покорилстрану северян, живших по течению Десны, этот город очевидно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Чернигов - (Чернегов) губернский город, на правом возвышенном берегу реки Десны. Древнее поселение, по догадкам археологов, какого то князя Чернеги или Черного. Когда киевский князь Олег в конце IX в. покорил страну северян, живших по течению Десны, этот… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Успенский собор Елецкого монастыря - У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор. Православная церковь Успенский собор … Википедия

Одной из главных достопримечательностей города Чернигов является Троицкий собор, который привлекает многих гостей города своей неординарной архитектурой. Само зхдание - это памятник архитектуры государственного значения.

В западной части города, на высоком холме располагается один из наиболее интересных и живописных архитектурных комплексов Украины – Троицко – Ильинский монастырь, построенный в конце XVII – в первой половине XVIII веков. Он и сейчас привлекает многочисленных туристов своей неповторимой красотой, а паломников – великими святынями – мощами небесных заступников черниговской земли – святителя Феодосия Черниговского (Углицкого) и преподобного старца Лаврентия.

Создание этого величественного монастырского ансамбля связано с древним Ильинским монастырем и относится к тому времени, когда Украина переживала переломный момент в своем историческом развитии после национально – освободительной войны 1648 – 1654гг. В центре монастырского двора расположено главное сооружение этого ансамбля – Троицкий собор. Он был заложен в 1679г. при непосредственном участии архиепископа Лазаря Барановича и финансовой поддержке гетмана Ивана Мазепы по проекту архитектора Иоанна Баптиста Зауера. Строительство храма продолжалось 10 лет, а работы по украшению – до 1695г. В этом же году собор был освящен преемником Лазаря Барановича, архиепископом черниговским Феодосием Углицким.

Своеобразие архитектуры Троицкого собора в том, что он построен с использованием объемно – пространственной композиции древнерусского храма в сочетании с элементами украинского барокко и раннего классицизма. По внешнему виду собор в общих чертах напоминает католический костел с обязательными квадратными в плане башнями по углам западного фасада.

Собор трехнефный, шестистолпный, трехапсидный, с четко выделенным трансептом и семью главами: две из них над угловыми башнями западного фасада. Перекрытия собора представляют собой систему коробовых и крестообразных сводов. Троицкий собор принадлежит к уникальной типологической группе соборов так называемого державного или гетманского жанра, в которой возрождены планировочно–пространственные структуры каменных храмов Княжеской эпохи и заметно влияние западного (литовского и польского) барокко. Эти храмы известны в Украине только в каменном строительстве и не имеют ни прототипов, ни подражаний в народной деревянной архитектуре. Эту типологическую группу основал Спасо–Преображенский собор Максаковского монастыря на Черниговщине (1646г.). Троицкий собор обладает еще несколькими характерными особенностями, сыгравшими важную роль в дальнейшем развитии этого архитектурного типа. В экстерьере – это активность силуэта, в котором семь глав композиционно поддерживаются фронтонами вычурных очертаний, а также фасадная пластика, являющаяся свободной композицией символически трактованных ренессансно – барочных ордерных форм с применением пилястр, полуколонн, сандриков и проч. Троицкий собор послужил образцом для строительства Спасо – Преображенского собора Мгарского монастыря под Лубнами. Декоративное убранство собора, решенное в барочном стиле, подчеркивает торжественный вид центральной части храма. Глубокие полуциркульные ниши, расположенные в обоих ярусах, усиливают динамизм и контрастность архитектурных форм собора. В таких нишах в католических храмах размещаются скульптуры святых, а в православном Троицком соборе ниши были лишь элементами декора, в них изображены местные и общеконфессиональные святые. Живопись относится к началу ХХ века. За время существования собор неоднократно горел, перестраивался, но в ходе реставрации в 80-тые годы ХХ века был восстановлен первоначальный вид собора в формах XVII века. Автор проекта реставрации – киевский архитектор М.М Говденко. Величественен и торжественен интерьер храма. Его украшением является иконостас 1942 – 1949гг, созданный местным художником Пименом Портным, а также целый комплекс настенной живописи XVII– XХвеков. В настоящее время в соборе находятся мощи черниговского святого Феодосия Углицкого и преподобного Лаврентия. В нижней части собора, под полом, расположен склеп, свидетельствующий о том, что собор был усыпальницей духовных иерархов и феодальной знати XVIII – начала ХХ века. С 1988 года Троицкий собор – действующий храм Украинской Православной Церкви. А на территории Троицкого монастыря расположено Духовное училище регентов – псаломщиков. Обязательно посетите Троицкий собор в Чернигове, ведь это уникальное строение и уникальная архитектурная достопримечательность не только Чернигова, но и всей Украины.

Борисоглебский собор находится в украинском городе Чернигове. Собор, построенный в 1120-1123 годах на фундаменте более древней каменной постройки XI столетия, изначально задумывался, как домовая церковь и усыпальница сыновей великого князя Владимира Бориса и Глеба, убитых по приказу их брата Святополка "Окаянного" во время междоусобицы. По типу Борисоглебский собор является крестово-купольным, одноверхим, шестистолбным.

Собор почти полностью сохранил особенности архитектуры XII столетия. Собор неоднократно разрушался и перестраивался, каждый раз менялась его архитектура. Был восстановлен в XIIII веке после монголо-татарского нашествия, существенно перестроен в XVII веке, пострадал во время Второй Мировой войны. В XX веке под руководством выдающегося реставратора и археолога Н. Христенко была проведена реставрация храма, ему возвратили древнерусский облик.

В интерьере почти не сохранились старинные фрески, но восстановлен инкрустированный мозаикой и майоликовыми плитками пол. В соборе также можно увидеть серебряные с позолотой царские врата XVIII века.

С 1972 года в помещении храма функционирует музей архитектуры, который входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника "Чернигов древний".

Свято-Троицкий кафедральный собор

Свято-Троицкий православный кафедральный собор входит в Черниговскую епархию Украинской Церкви и является историческим архитектурным памятником. Стиль постройки – украинское барокко.

Возведением храма руководил гетман Иван Мазепа, который выделил для этих целей из личной казны 10 тысяч золотых монет. На входе в кафедральный собор имеется портрет украинского гетмана, изображенного в образе Иоанна Предтечи.

Освящение храма состоялось в 1695 году вместе с передачей ему чудотворной иконы Ильинской Божьей матери.

Собор был возведен по проекту вильнюсского архитектора Ивана Баптиста. Крестовокупольный храм имеет 2 башни, увенчанные высоким верхом. Стены содержат большие фигурные окна, полциркулярные и треугольные сандрики.

После пожаров роспись осталась лишь на центральном куполе собора.

Внутри размещены мощи черниговских святителей: Феодосия Черниговского, Лаврентия, Михаила и Феодора, а также некоторых святых Киево-Печеры.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор, расположенный в Чернигове, является старейшим из сохранившихся памятников древнерусского зодчества. Храм, ставший впоследствии главным в городе и княжестве, заложил князь Мстислав Владимирович примерно в 1030-34 годах. Здесь похоронены легендарный князь Игорь Северский, а также Игорь Черниговский и другие исторические личности.

Собор, перестроенный после пожара середины 18 века, сохранился довольно неплохо до настоящего времени.

Фасад пятиглавого восьмистолпного храма облицован нарядной кладкой из кирпича и оформлен пилястрами. Интерьер собора отличают строгость и торжественность. О богатом его убранстве говорят остатки фресок, колонны, резные плиты пола, хоров.

Данный ценный образец византийско-киевской зодческой школы 1-й половины 11 века сыграл важную роль в становлении храмового строительства домонгольской эпохи.

Строительство Троицкого собора в Чернигове благословил архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), но работы растянулись более чем на пятнадцать лет, и освящал его уже преемник владыки Лазаря, свт. Феодосий (Углицкий). Постройка Троицкого собора связана с именами архиепископа Лазаря (Барановича) и гетмана Ивана Мазепы.

Строительство Свято-Троицкого собора в Чернигове

В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром «наземного» монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места — недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10000 золотых монет.

Строил собор Иоганн Баптист Зауэр — уроженец Кракова, архитектурной карьерой обязанный в основном Вильне. Зауэр очевидным образом старался потрафить вкусам заказчика — владыки Лазаря, — и результатом этого старания стал синтез западноевропейской, древнерусской и украинско-барочной традиций.

Завершилось строительство Троицкого собора в 1695 году. 20 июля преемник почившего владыки Аазаря архиепископ Феодосий (Углицкий) освятил собор. Торжественно перенесли в него Ильинскую икону Божией Матери, ради которой во многом и было предпринято это многолетнее строительство.


Саша Митрахович 06.09.2017 07:10


Большую часть своей несколько вековой истории Троицкий собор Чернигова существовал в качестве кафедрального собора Черниговской епархии, хотя строился совершенно в иных целях.

Освящение Троицкого собора стало настоящим событием для Чернигова. Хотя в Ильинском храме еще совершались богослужения, но уже главная святыня обители, Ильинская икона Пресвятой Богородицы, переместилась в новый храм, уведя за собой потоки богомольцев. Здесь, в Троицком соборе, она заняла самое почетное место.

Внутреннее убранство собора было богато. В особенности восхищал пятиярусный барочный иконостас, имевший более 20 метров в высоту и покрытый изысканной золоченой резьбой. К сожалению, до наших дней он не сохранился, сейчас в соборе установлен весьма смиренный иконостас, изготовленный в послевоенные годы.

В 1731 году в монастыре случился пожар, серьезно повредивший купола и кровлю Троицкого собора. А спустя некоторое время упразднили и сам монастырь. Произошло это в 1786 году, когда до Черниговщины докатилась общеимперская секуляризационная реформа. Здания монастырские планировалось передать под обустройство... университета. Этой идеей загорелся светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический, не раз бывавший в Чернигове. Монастырь обладал богатой библиотекой, насчитывавшей более 11000 томов, а также имел свою типографию, заведенную еще при архиепископе Лазаре (Барановиче). И матушка-императрица подписала соответствующий указ.

Но Потемкин в 1791 году умер и стать университетом Троице-Ильинскому монастырю так и не пришлось.

В качестве кафедрального собора Троицкий храм просуществовал более ста лет.

Мирное существование Троицкого собора продолжалось вплоть до революции. Затем вокруг него постепенно стало сжиматься кольцо враждебной действительности. Здания бывшего архиерейского дома постепенно отобрали в пользу советских учреждений.

Сам собор оставался действующим до 1929 года. В 1941 году, при оккупантах, Троицкий храм открылся вновь. Более того, вокруг него сложилась женская монашеская община, окормляемая прп. Лаврентием Черниговским. Интерьеры церкви пришлось «собирать» заново, поскольку ни прекрасного иконостаса, ни иных элементов былого богатого убранства в ней не сбереглось. Впрочем, основные ремонтные работы производили уже в послевоенное время (монастырские здания сильно пострадали во время бомбардировок в 1941 и 1943 годах).

Следующее закрытие монастыря и его главного храма пришлось на хрущевскую эпоху. Действительно, в 1961 году «антисоветской деятельности» черниц власти положили конец. А в 1967 году комплекс Троицкого монастыря вошел в состав Черниговского музея-заповедника, под опекой которого и пребывал до 1988 года, когда, после соответствующей реставрации, был передан Черниговской епархии и вновь стал архиерейским домом.


Саша Митрахович 06.09.2017 07:25


Троицкий собор в Чернигове интересен своим некрополем, частью расположенным внутри него, в подвальных помещениях, частью — вокруг. В подвале собора находятся преимущественно погребения черниговских архиереев, однако в одной из камер сохранился также семейный склеп графов Милорадовичей.

Большим разнообразием отличается некрополь «наружный», обозреть который может любой посетитель бывшего Троицкого монастыря. Среди безвестных могил здесь можно увидеть и весьма примечательные. Например, у южной стены Троицкого собора похоронен Л. И. Глебов (литературный псевдоним — Глибов), известный поэт-баснописец, издатель и педагог. Писал он как на украинском, так и на русском языке, а наиболее активную часть своей жизни провел именно в Чернигове, где сначала преподавал в мужской гимназии, затем редактировал и издавал газету «Черниговский листок», а с 1867 года управлял земской типографией.


С другой стороны собора — усыпальница, где покоится прах Григория Степановича Щербины, русского консула в Косовской Митровице, убитого в 1903 году албанским, как сказали бы сейчас, боевиком. Уроженец Чернигова, сын столяра, Григорий Щербина блестяще (с серебряной медалью) окончил черниговскую гимназию, затем Лазаревский институт в Москве и поступил на дипломатическую службу.

В Митровице он успел прослужить недолго, но и до этого имел опыт работы на Балканах, будучи с 1897 года консулом в Скутари (нынешний Шкодер в Албании). Здесь он оставил по себе добрую память среди православного населения,интересы которого отстаивал дипломатически-корректно, однако весьма последовательно.

Лето 1902 года Щербина провел на родине, в Чернигове. Повидался с родными, составил завещание. В нем он просил похоронить его рядом с Троицким собором. Возможно, какие-то предчувствия владели им. О переводе в Митровицу он уже знал, знал и то, что албанцы-магометане настроены к нему очень недружелюбно.

К новому месту службы Щербина прибыл в январе 1903 года. «Я водворяюсь в Митровице с большими трудностями, — писал он в одном из частных писем. — Отношение ко мне албанского населения продолжает быть открыто враждебным, и меня предупредили из Посольства о готовящемся против меня заговоре». 18 марта Г.С. Щербина был застрелен солдатом-албанцем. Еще десять дней он страдал от полученной раны, все чаще впадая в забытье. 12 апреля гроб с его телом привезли в Чернигов и торжественно захоронили возле Троицкого собора, согласно завещанию. А в Митровице Щербине в 1928 году поставили памятник, средства на который собрали местные жители. Этот памятник пережил многое, но в современном Косове места ему не нашлось.


Саша Митрахович 06.09.2017 07:32


На территории украинского Левобережья во второй половине XVII века сложился особый архитектурный стиль, именуемый украинским барокко. Еще одно название, менее распространенное, — казацкое (или казачье) барокко. Распространение украинского барокко сделалось возможным вследствие того национально-религиозного подъема, который в Малороссии родился буквально на остриях казачьих пик.

Освободившаяся от польского гнета Левобережная Украина обратилась к осмыслению оставшихся у нее образцов древнерусской архитектуры (прежде всего потому, что эти образцы следовало ремонтировать). В то же время она так долго жила под воздействием польской (всецело западноевропейской) визуальной культуры, что, разумеется, это не могло не сказаться на том «образе красоты», который существовал в народном сознании. И, наконец, существенное влияние на формирование украинского барокко оказали местные памятники деревянного зодчества.

Три источника — три основных течения в границах большого архитектурного стиля. В самом Чернигове мы видим яркие образцы этих течений.

Успенский собор Елецкого монастыря — древний храм, «переработанный» в барочном духе. Естественно, что в данном случае поновителям оставалась лишь внешняя декорация, проявившаяся главным образом в завершении барабанов.

Екатерининская церковь — памятник, ориентированный в значительной степени на деревянные прообразы.

И, наконец, Троицкий собор — величественное сооружение, несущее уже в самой композиционной структуре мощное западноевропейское влияние. Башни, фланкирующие главный фасад, фронтоны, расположение и форма окон — во всем этом сказалось равнение на европейские барочные костелы. Собственно говоря, для чего иного был приглашен в Чернигов Иоганн Баптист Зауэр, как не для того, чтобы, перефразируя Ходасевича, привить виленскую барочную розу «к малороссийскому дичку»? Результат получился весьма торжественным.


Саша Митрахович 06.09.2017 07:39


«не дотягивает» до его внешности. Здесь сказались переделки послевоенных лет. После десяти с лишним лет разрухи требовалось сделать храм пригодным для совершения богослужений. И — сделали. Установили иконостас, перестелили пол, «немарко» покрасили стены. В русле этой тенденции интерьеры собора соблюдались и в последующие годы (во всяком случае, в те годы, когда он был действующим).

В итоге получилось странное смешение: торжественная глубина и высота пространства обрамлена столь безыскусно, что диву даешься. Чего стоит только один пол, без затей выкрашенный коричневой краской и сообщающий собору сходство с деревенской церковью — правда, очень вместительной.

Не найти здесь и большого числа хороших икон — есть несколько старых, есть и по-настоящему старинные, но тон задают не они, а, опять-таки, концентрированно-безыскуственные образа иконостаса, о которых, по существу, сказать можно лишь, что они есть. Говорится это, понятно, не в упрек кому бы то ни было. Ремонт храма проводился в трудные годы, а в новейшее время средств на обновление не сыскалось. Есть и еще один, весьма тонкий, момент: теперешнее убранство кафедрального собора «помнит» преподобного Лаврентия. Многое делалось здесь по его благословению. И как расстаться с этим?

Положа руку на сердце, признаем: сегодня, с нашими негодными средствами, все равно не получится восстановить первоначальные интерьеры во всем их великолепии. Работать над этим должны высококвалифицированные реставраторы, да и на одни только материалы ушло бы сколько денег. Нет, непосильно. А испортить можно легко, подтверждения чему видим на каждом шагу. Так что уж лучше такое убранство — оно уже в некотором смысле историческое.

Контакты

  • Адрес: 14014, Украина, г. Чернигов, ул. Л. Толстого, д. 92
  • Официальный сайт Черниговской епархии: www.orthodox.com.ua

Как добраться самостоятельно

Комплекс бывшего Троице-Ильинского монастыря находится почти на окраине города, но пешая прогулка до него от детинца займет не более получаса. Можно и доехать на общественном транспорте — от остановки «Аллея Героев» (напротив детинца) до остановки «Болдина гора». Вам подойдет 8-й маршрут троллейбуса или автобусы №№30 и 36 (шесть остановок).

Расположение собора на карте Чернигова


Саша Митрахович 06.09.2017 07:51