Что такое маршрут на жд транспорте. Виды отправительских маршрутов и их организация. Классификация грузовых поездов

Предисловие

Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами (далее - Инструкция) разработана в связи с принятием Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ и Приказом Минтранса России от 10 июня 2009 г. N 94 "О внесении изменений в Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 10Ц".

Маршрутизация перевозок грузов является одной из форм организации вагонопотоков в поезда, способствует сокращению сроков, повышению надежности и ритмичности доставки грузов, ускорению оборота вагонов, уменьшению объема их переработки на станциях, экономии материальных средств, созданию условий обеспечения сохранности грузов при перевозках.

Настоящая Инструкция регламентирует:

Порядок разработки технологии маршрутных перевозок;

Организацию погрузки, формирования и продвижения маршрутов;

Порядок оформления перевозочных документов и информационное сопровождение перевозок грузов маршрутами;

Порядок контроля, учета и анализа маршрутных перевозок.

Инструкция предназначена для работников Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД", Управления анализа и статистики ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, собственных и арендованных порожних вагонов маршрутами.

Инструкция разработана специалистами Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" и Отделения взаимодействия транспортных систем ОАО "НИИАС".

1. Определения и классификация

1.1. Под отправительским маршрутом в Правилах перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте понимается состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.

1.2. Маршруты классифицируются по условиям организации; назначениям и порядку расстановки включаемых в них вагонов; условиям и полигонам обращения; принадлежности подвижного состава.

1.3. По условиям организации маршруты с мест погрузки, организуемые с участием грузоотправителей на основе заявок на перевозку грузов, подразделяются на:

отправительские маршруты, полностью сформированные на железнодорожном пути необщего пользования грузоотправителем либо владельцем железнодорожного пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, либо на путях общего пользования железнодорожной станции по договору между грузоотправителем и перевозчиком. Отправительский маршрут может состоять из вагонов, оформленных одной маршрутной отправкой или несколькими групповыми или повагонными отправками;

станционные маршруты, сформированные на путях общего пользования железнодорожной станции средствами перевозчика из вагонов, предъявленных одним грузоотправителем, при отсутствии с ним договора на формирование маршрута;

ступенчатые маршруты, сформированные из вагонов, предъявленных разными грузоотправителями на местах общего или необщего пользования, примыкающих к одной железнодорожной станции (станционный ступенчатый маршрут), одним грузоотправителем (владельцем железнодорожных путей необщего пользования) или разными грузоотправителями (владельцами железнодорожных путей необщего пользования) на нескольких железнодорожных станциях участка или железнодорожного узла (участковый или узловой ступенчатый маршрут).

1.4. По назначениям включаемых вагонов маршруты подразделяются на:

прямые маршруты - на одну железнодорожную станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой);

маршруты в распыление - маршруты назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей) по согласованию с владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка вагонов (указание станции назначения и грузополучателя) до станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей;

маршруты назначением на станцию расформирования при оформлении перевозочных документов до конечной станции (станции выгрузки груза) с расформированием такого поезда на попутной технической станции по плану формирования поездов либо назначением на станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов группами по станциям назначения.

1.5. По условиям обращения выделяются:

кольцевые маршруты с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию, участок, узел под повторную погрузку;

технологические маршруты, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями-отправителями и получателями с технологическими процессами основного производства, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов;

отдельно выделяются сложные кольцевые маршруты, курсирующие по определенной перевозчиком технологической схеме, предусматривающей обратную загрузку вагонов на станциях, лежащих в пределах порожнего рейса состава, определенного перевозчиком (в случае нахождения вагонов в управлении перевозчика) либо оператором (владельцем) подвижного состава.

Схемы курсирования внутридорожных кольцевых маршрутов для перевозки грузов между разными станциями одной железной дороги устанавливаются по согласованию с начальником Региональной дирекции управления движением, а междудорожных - по согласованию с начальником Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД".

1.6. По полигонам обращения маршруты подразделяются на:

межгосударственные маршруты, следующие от станций отправления (погрузки или формирования) до станций назначения (выгрузки или распыления) по железным дорогам двух и более государств (железнодорожных администраций);

сетевые маршруты, следующие в пределах двух и более железных дорог России;

внутридорожные маршруты, следующие в пределах одной железной дороги.

1.7. По расстановке включаемых вагонов маршруты подразделяются на:

групповые маршруты с подборкой вагонов по станциям, участкам или получателям;

одногруппные маршруты без указанной подборки.

(в ред. приказа Минтранса России от 10.06.2009 N 94, от 03.10.2011 № 258)

1. Настоящие Правила определяют порядок перевозок грузов и порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее - собственные порожние вагоны) железнодорожным транспортом отправительскими маршрутами.

(абзац дан в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258)

В целях ускорения доставки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов и собственных породних вагонов могут осуществляться отправительскими маршрутами.

2. Под отправительским маршрутом (далее - маршрут) в настоящих Правилах понимается состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции (далее - станция) с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.

3. Маршруты могут организовываться:

прямые, при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой);

в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.

(в ред. Приказа Минтранса России от 10.06.2009 № 94)

Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленного веса или длины под выгрузку.
Маршрутами могут осуществляться перевозки грузов в контейнерах.

(абзац введен приказом Минтранса России от 10.06.2009 № 94)

4. Пункт исключен Приказом Минтранса России от 10.06.2009 № 94.

5. Вес и длина маршрутов устанавливаются перевозчиком по согласованию с владельцем инфраструктуры и объявляются грузоотправителю.

(в ред. приказа Минтранса России от 10.06.2009 № 94)

При наличии на направлении следования маршрутов станций изменения веса поезда (пунктов перелома) в сторону уменьшения, маршруты организуются из ядра (основная часть отправительского маршрута установленного веса, которая следует без переформирования до железнодорожной станции назначения в случае изменения веса поезда в пути следования) и прицепной части, следующей в составе маршрута до пунктов перелома веса.

Вес и длина ядра маршрута устанавливается тем же порядком, как для маршрутов в целом.

Длина маршрута или ядра маршрута, состоящего из собственных порожних вагонов, устанавливается перевозчиком по согласованию с владельцем инфраструктуры и объявляется отправителю собственных порожних вагонов.

(Абзац введен Приказом Минтранса России от 03.10.2011 № 258)

6. Грузоотправители, наряду с заявкой на перевозку грузов представляют заявку на перевозку грузов маршрутами в трех экземплярах по форме согласно приложению к настоящим Правилам. При перевозках собственных порожних вагонов маршрутными отправками отправитель представляет перевозчику только заявку на перевозку грузов маршрутами в трех экземплярах по форме согласно приложению к настоящим Правилам. При этом в заявке в графе "наименование номенклатурной группы грузов" указывается "собственные порожние вагоны.

(в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258)

Представление и рассмотрение заявок грузоотправителя на перевозку грузов осуществляются в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616), Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 16 июня 2003 г. N 21 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4763) с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25 ноября 2008 г. N 195 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2008 г., регистрационный N 12936). При этом проверяется соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов установленным нормам веса или длины маршрута.

Один экземпляр принятой заявки на перевозку грузов маршрутами направляется грузоотправителю или отправителю собственных порожних вагонов, второй экземпляр остается у перевозчика, а третий экземпляр - владельцу инфраструктуры.

7. Порядок подачи вагонов под погрузку (выгрузку) маршрутов, их формирования до установленных веса или длины, возврата после погрузки (выгрузки) и технологические нормы на погрузку (выгрузку) таких маршрутов устанавливаются в договорах на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4764) с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 15 февраля 2008 г. N 28 (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2008 г., регистрационный N 11283).

(В ред. Приказа Минтранса России от 10.06.2009 N 94)

8. Железнодорожная станция отправления маршрута в перевозочных документах на собственные порожние вагоны, следующие в составе маршрута или ядра маршрута на одну железнодорожную станцию назначения, делает отметку штемпелем "Отправительский маршрут N ______ прямой", назначением на железнодорожной станции распыления или в пункты распыления - штемпелем "Отправительский маршрут N _____ с распылением на железнодорожной станции.

(Абзац дан в ред. Приказа Минтранса РФ от 03.10.2011 N 258)

Оформление перевозочных документов на перевозку грузов в вагонах и собственных порожних вагонов, следующих в составе маршрута, производится в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный N 4819) с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 г. N 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный N 10971) и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный N 4815) с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 10 июня 2007 г. N 76 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2007 г., регистрационный N 9779).

(В ред. Приказа Минтранса России от 03.10.2011 N 258)

Перевозка грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, может оформляться одним либо несколькими перевозочными документами.

(Абзац добавлен Приказом Минтранса России от 10.06.2009 N 94)

9. Заадресовка вагонов, прибывших в составе маршрута на станции распыления до станции назначения, находящихся в регионе действия станции распыления, производится грузоотправителями, грузополучателями, отправителями собственных грузовых вагонов либо их уполномоченными представителями в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами.

В железнодорожном сообщении на территории России действует три основных подхода к классификации маршрутов: по протяженности, по административно-территориальному делению территории и по внутреннему районированию Российских Железных Дорог (по ).

По протяженности маршруты подразделяются на:

Пригородные - действующие в радиусе 200 километров (Петрозаводск - Токари, Кемь - Идель, Беломорск - Маленга и др.) и имеющие остановки на всех станциях, разъездах, блокпостах, платформах и остановочных пунктах по пути следования. Пригородные поезда имеют четырехзначную нумерацию с № 6000 по 6999 (например № 6635/6636) и обслуживаются только вагонами пригородного или общего типа.

Поезда дальнего следования работают на расстоянии более 200 километров (Мурманск - Москва, Мурманск - Вологда, Костомукша - Санкт-Петербург) с трехзначной нумерацией от 001 до 699. В остальном - как местные поезда.

Поезда дальнего следования, в свою очередь, имеют несколько типов.

Скорые - поезда, следующие с остановками только на крупных, чаще всего, узловых станциях и имеют номера с 001 по 299. Скорые поезда, как правило, действуют между крупными городами на трассах с очень плотным пассажиропотоком и при наличии других видов сообщений (местное и пригородное сообщение или почтово-багажные поезда). Среди скорых выделяют Фирменные поезда, отличающиеся более высоким уровнем обслуживания пассажиров и служащие «визитной карточкой» того или иного региона и отделения железной дороги (поезд «Карелия» № 17/18 сообщением Петрозаводск - Москва).

Скоростные - поезда, отличающиеся высокой скоростью сообщения и следующие без остановок между конечными пунктами. В России такие поезда работают только по линии Москва - Санкт-Петербург.

Пассажирские - поезда, следующие с остановками не только в крупных и узловых пунктах, но и других. В случае отсутствия в данной местности пригородного железнодорожного сообщения, пассажирские поезда останавливаются во всех остановочных пунктах. Такая категория поездов может обслуживаться вагонами различного класса, но чаще всего используются общие, плацкартные и купейные, реже - «СВ». Нумерация поездов следует с № 300 по 599 (например: поезд № 381/382 Мурманск - Москва).

Среди пассажирских поездов выделяются местные - действующие в радиусе от 200 до 700 километров (Петрозаводск - Санкт-Петербург, Петрозаводск - Костомукша) имеющие остановки только на крупных станциях, а при отсутствии пригородного сообщения - на всех платформах, разъездах, блокпостах и остановочных пунктах. Местные поезда имеют трехзначную нумерацию с 600 по 900 (например № 657/658) и могут использовать различные типы вагонов.

Почтово-багажные поезда используются главным образом на протяженных участках между крупными городами для доставки почтовой корреспонденции, при этом, как правило, в составе следуют 1 - 2 пассажирских вагона общего типа.

Грузопассажирские поезда используются главным образом на небольших участках железнодорожной сети Республики для доставки почтовой корреспонденции и пассажиров до узловых станций генеральных направлений, где происходит перецепление вагонов к другим поездам. Нумерация данного класса поездов, как и почтово-багажных, следует в пределах 900 - 999 (например № 961/962 Юшкозеро - Ледмозеро, № 955/956 Лендеры - Суккозеро, № 959/960 Питкяранта - Лодейное Поле, № 961/962 Янисьярви - Питкяранта и др.).

По административно-территориальному признаку железнодорожные маршруты подразделяются на внутрироссийские и международные (Мурманск - Минск и Мурманск - Кишинев). Главными признаками, отличающими такие поезда, являются уровень обслуживания и тарифная политика на данных направлениях. Например, поезд 325/326 сообщением Мурманск - Минск имеет отличные от остальных поездов Октябрьской Железной Дороги тарифы (без сезонных коэффициентов и т.п.), поскольку обслуживается составами Белорусского формирования.

По внутреннему районированию РЖД маршруты классифицируются относительно их формирования, т.е. какое отделение какой дороги обслуживает данный поезд. В целом, ОАО «Российские Железные Дороги» имеет в своем составе 17 дорог: Октябрьская (ОЖД), Московская, Калининградская, Юго-Восточная, Приволжская, Северо-Кавказская, Куйбышевская, Горьковская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Кемеровская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Сахалинская и Дальневосточная. Каждая из дорог, в свою очередь, подразделяется на отделения, например: Октябрьская ж/д - Мурманское, Петрозаводское, Псковское, Новгородское и Петербургское отделения. Основная часть поездов, проходящих по Республике Карелия, формирования Мурманского отделения, только поезда 657/658 Петрозаводск - Санкт-Петербург, 17/18 Петрозаводск - Москва и 349/350 Костомукша - Петербург формируются Петрозаводским отделением ОЖД.

Маршруты с мест погрузки классифицируются по следующим признакам:

1. по способу организации

· Отправительские - погруженные и сформированные на одной станции или одном ЖДПНОП одним или несколькими грузоотправителями

· Ступенчатые - погруженные несколькими грузоотправителями на ЖДПНОП с объединением групп вагонов на станции примыкания или погруженные на нескольких станциях узла или участка с объединением на опорной станции

· Кольцевые - постоянные составы поездов, обращающиеся между одной станции погрузки и одной станции выгрузки по принципу челночного движения

2. По назначению

· Прямые – составленные из вагонов на одну станцию назначения

· Прямые участковые – на станции одного участка

· В распыление – составленные из вагонов на несколько станции назначения и подлежащие расформированию на ближайшей к району выгрузки технической (сортировочной) станции

2. По дальности следования

· Сетевые – следующие в пределах нескольких дорог

· Внутридорожные – в пределах одной дороги

Планирование маршрутов.

ГО отправитель представляет заявку на перевозку грузов маршрутами в необходимом количестве экземпляров. В заявке указывается:

· наименование груза;

· станция отправления;

· грузоотправитель;

· даты подачи вагонов;

· дорога назначения маршрута;

· станция выгрузки или распыления;

· количество маршрутов и вагонов по дням погрузки.

Технико-экономическая эффективность
маршрутизации перевозок грузов.

Эффективность маршрутизации перевозок грузов с мест погрузки определяется ускорением продвижения маршрутов, т.е. сокращением срока доставки груза за счет уменьшения времени нахождения вагонов на попутных технических станциях по сравнению со способом доставки грузов Повагонными отправками в сквозных поездах (3-4 раза)

В общем случае экономию времени доставки грузов маршрутами будут составлять:

1. Ускорение продвижения вагонов на участке погрузки от станции погрузки до ближайшей технической станции.

2. Сокращение простоя вагонов на попутных технических станциях

3. Ускорение продвижения вагонов на участке выгрузки от последней технической станции (распыления) до станции выгрузки

t ув эк = t 2 сб – t 2 м час/ваг

Общая экономия времени продвижения маршрутами составит

T общ эк = t уп эк + Т тех эк + t ув эк ваг/час

Однако необходимо учесть и дополнительные затраты времени при организации (накоплении) маршрутов на станцию погрузки t погр доп и при выгрузке t выгр доп на станцию назначения.

Эти затраты вызваны тем, что длина маршрута значительно превышает размеры погрузочно-разгрузочных фронтов.

Целесообразность организации маршрутов с мест погрузки определяется соблюдением условия


T общ эк ≥ t погр доп + t выгр доп час/ваг

Фактическая экономия времени доставки грузов маршрутами

Т факт = T общ эк – (t погр доп + t выгр доп) час/ваг

Экономическая эффективность внедрения маршрутизации на определенном направлении может быть определена по формуле:

Э мар = T общ эк m N мар e в-ч руб

T общ эк – экономия времени

m – состав маршрута

N мар – количество маршрутов за рассматриваемый период

E в-ч – стоимость 1 ваг-часа (расходная ставка)

МАРШРУТИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК, организация перевозок грузов в маршрутных поездах, к-рые про­ходят большое количество участковых и сортиро­вочных станций без переработки составов. Марш­рутные поезда подразделяются на отправительские и техн. маршруты. Отправительским маршрутом наз. состав установленного веса, загруженный с одного или нескольких пунктов погрузки одним или несколькими отправителями, назначением на одну станцию выгрузки или на устанавливаемую дорогой станцию распыления (расформирования) маршрут Отправительский маршрут, загруженный на не­скольких станциях одного или нескольких участ­ков, наз. ступенчатым. Инициатором сту­пенчатой маршрутизации на дор. Белорусской, им. Куйбышева, Казанской и др. является Герой социа­листического труда В. Т. Осипов. Ступенчатые марш­руты формируются на основе календарного плани­рования погрузки. Планом перевозок предусматри­вается, что станции участка в установленный день производят погрузку грузов одного назна­чения или следующих в одном направлении. Затем группы вагонов, загруженных на промежуточ­ных станциях собираются сборным поездом; вагоны при этом размещаются в составе в соответствии с правилами формирования поездов, и поезд прибывает на участковую (или сорти­ровочную) станцию готовым маршрутом. При формировании ступенчатого маршрута из погрузки нескольких станций, расположенных на нескольких участках, гружёные вагоны к установленному часу по твёрдому расписанию подводятся на распоряди­тельную станцию, где из них формируется состав маршрутного поезда. К отправительским относятся и замкнутые маршруты, обращающиеся постоян­но между определёнными пунктами погрузки и выгрузки. Вагоны, включённые в составы кольцевых маршрутов, закрепляются за ними. Замкнутые маршруты, обращающиеся на неболь­ших расстояниях, обычно наз. вертушками. Отпра­вительские маршруты, в том числе и ступенчатые, подразделяются на две группы: а) общесетевые маршруты и б) местные маршруты. Общесетевым наз. маршрут, следующий более 500 км от станции формирования до станции назначения (или распы­ления); местным наз. маршрут, следующий на рас­стояние 500 км и менее. Отправительская маршру­тизация имеет на ж. д. СССР такие большие возмож­ности развития, каких нет и не м. б. ни в одной дру­гой стране. Восемь основных массовых грузов I (уголь, нефть, лес, хлеб, руда, строительные мате- " риалы, металлы, дрова) составляют свыше трёх четвертей всех перевозок. Все эти грузы распреде­ляются по потребностям заранее и перевозятся по плану. Это даёт возможность отправлять указан­ные грузы со станций погрузки целыми маршру­тами. Маршрутом техническим наз. установленного веса (или длины) состав, сформированный на техн. станции и имеющий назначение на одну станцию расформирования с расстоянием" следования более 500 км. К техн. маршрутам относятся также поезда, сформированные из порожних вагонов, к-рые на­правляются на дороги массовой погрузки хлеба, леса, угля, металла и т. п. Эти маршруты наз. по­рожняковыми маршрутами. Техн. маршрут, так же как и отправительский, проходит до станции на­значения все попутные участковые и сортировочные станции без переработки. М. и. обеспечивает бы­стрейшее продвижение грузов из пунктов произ­водства в пункты потребления, сокращает работу участковых и сортировочных станций по перера­ботке составов поездов, ускоряет оборот вагонов п способствует снижению себестоимости перевозок.