Дивеево серафимо дивеевский монастырь. Лучшие достопримечательности дивеева с фото и описанием. Что посетить в Дивеево? Достопримечательности Дивеево и окрестностей

Троицкий Собор. В 1848 году епископ Нижегородский Иаков/Вечерков/ своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма.Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет.Строительство велось по проекту архитектора А.И.Рязанова. Храм был освящен в 28 июля/9 августа/1875 г. епископом Нижегородским Иоанникием /Рудневым/

Источник Серафима Саровского

Источник Серафима Саровского находится в Дивеево, Нижегородской области в России. Наибольшей известностью среди Дивеевских источников, в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис, около хутора Хитрый. Строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима.

История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом. Его спросили: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" Старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих месту.

Поток паломников на этот источник с каждым годом растет. Православные приезжают сюда молиться об исцелении болезней душевных и телесных. Вода в источнике очень холодная, но народ самозабвенно плещется в купальне не по одному разу. Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского укрепляют веру народа и привлекают еще большее число страждущих.

А какие достопримечательности Дивеево вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Святая Канавка

Одной из многих святынь Дивеева является Святая Канавка Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Настоятель обители утверждает, что сама Царица Небесная пояском измерила это место и ежедневно прогуливается по Канавке, обходя Свои Уделы и благословляя всех в округе. Именно поэтому, приехав в Дивеево, обязательно нужно остаться на ночь, что бы получить благословение Богоматери.

После закрытия монастыря Святая Канавка была подвержена актам вандализма и потерпела значительные повреждения. Частично она была засыпана, ее вал сровняли с землей, а в некоторых местах перерезали различные коммуникации. Восстанавливать святыню начали только в 1997 году. Можно сказать, что она почти с нуля была вырыта руками сестер, ее глубина и ширина составляют около 2,5 метров.

За три дня до празднования столетия со дня рождения преподобного Серафима Святую Канавку вырыли и почти полностью благоустроили. Последний участок Канавки передали монастырю осенью 2006 года, и 31 июля официально закончили ее восстановление. С октября 1995 года существует традиция - после литургии в течение всей Пасхальной недели ежедневно проходить по Святой Канавке крестным ходом.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь - это православный монастырь, входящий в Нижегородскую епархию Русской православной церкви, расположенный в селе Дивеево. Поместными Православными Церквями он почитается как четвёртый после Афона, Иверии и Киево-Печерской лавры.

Около 1758 года в Киев прибыла Агафья Семёновна Мельгунова - богатая рязанская помещица, которая стала насельницей во Флоровском монастыре и вскоре начала странствовать по России, чтобы подобрать место для основания новой обители. В 1760 году она оказалась в деревне Осиновка около Дивеева. Именно здесь во второй половине XVIII века возник Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Одной из главных здешних святынь является Святая Канавка. Копать ее начал сам великий отец Серафим перед праздником Святой Троицы в 1829 году. Высота и глубина канавки должны были получиться по 3 аршина. Работы продолжались до самой смерти Серафима и были завершены в 1833 году перед праздником Рождества Христова. Эта святыня привлекает к себе множество паломников и туристов.

Троицкий Собор Серафимо-Дивеевского монастяря

Троицкий Собор. В 1848 году епископ Нижегородский Иаков /Вечерков/своими руками заложил первый камень в основание Троицкого храма.Огромный Троицкий Собор сооружался 27 лет.Строительство велось по проекту архитектора А.И.Рязанова.Храм был освящен в 28 июля/9 августа/1875 года епископом Нижегородским Иоанникием/Рудневым/

Преображенский собор Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Преображенский собор Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря построен в неорусском стиле, спроектирован архитектором А.Е.Антоновым. Он строился на пожертвования братьев Арцыбушевых, Ф.В.Долгинцева и других. Собор был заложен в 1907 году, в основном был достроен в 1916 году. Изнутри стены были украшены росписью. Освятить собор до революции не успели, после ее начала освятить собор не удалось.

В советское время собор был заброшен. В 1991 году его передали возрожденному монастырю, несколько лет продолжалось восстановление собора. В 1998 году был освящен главный престол собора, затем освятили правый придел в честь собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных и левый придел в честь Всех святых.

Источник Пресвятой Богородицы

Это самый старинный из всех святых источников Дивеева, был известен еще в XVIII веке, при матушке Александре. Источник имеет название в честь одной из самых почитаемых в русском народе икон - Казанской иконы Божией Матери.

Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был сруб-колодец - сам источник. Из-под стены наружу тек ручеек, из него брали воду. Когда часовню сломали, дивеевский житель обрел подо льдом замерзшего источника икону Казанской Божией Матери очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе. На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник матушки Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освящать воду.

Самые популярные достопримечательности в Дивеево с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Дивеево на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые


Официальный сайт Дивеевского монастыря: Современные чудеса Дивеевских святых


Много свидетельств благодатной помощи Дивеевских святых содержит Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря .


Свидетельство Ирины из Самары


«Осенью 2009 года начала неметь левая нога и в итоге онемела левая половина тела. На МРТ врачи обнаружили три межпозвоночные грыжи и одну в грудном отделе, она как раз была защемлена. Врач, делавший снимок, сразу предупредил, что предложат резать, но мне соглашаться не следует, так как если заденут нерв, то останусь лежачей в 30 лет. В воскресенье я заказала молебен преп.Серафиму Саровскому и Божьей Матери «Скоропослушнице». И вот что произошло дальше. Ранее, летом 2009 года, я записывалась в паломническую поездку в Дивеево , но она не состоялась, а у организаторов остался мой телефон. И тут раздался звонок из паломнической службы (сразу после заказанного в воскресенье молебна), и мне предложили съездить в Дивеево . В дороге спина очень болела, на одной остановке я вышла из автобуса, чтобы потянуть позвоночник, боль была сильная. Одна паломница мне говорит, что после того как к батюшке Серафиму приложусь и искупаюсь в источнике, у меня все пройдет. Я ей ответила, что знаю, верю и жду от него помощи. Утром на искупались, набрали воду и поехали в монастырь. Очередь к мощам была небольшая, пока стояла – молилась батюшке Серафиму , подходя ближе, почувствовала какую-то такую атмосферу, что хотелось плакать и не отходить от батюшки Серафима. На вечернем богослужении я стояла около одного подсвечника, за которым никто не присматривал. Подняла голову – увидела икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», тут же вспомнила заказанный молебен и дивилась милости Божьей ко мне, что привел меня в дивное Дивеево ! После вечернего богослужения у мощей батюшки Серафима один священник мотыжкой батюшки стучал по больным местам прихожан, со слезами подошла и я к священнику и просила его по позвоночнику постучать т.к. я не хочу на операцию идти, он крестообразно постучал по моей спине, и я отошла, рыдая, еще раз приложиться к батюшке Серафиму, от него почему-то не хочется отходить... Путь обратно домой был легок, и я даже забыла про свои проблемы, с которыми приехала. Дома и на работе все дивились тому, что у меня все прошло. А как изумился врач! Он спросил, как это у меня получилось за выходные разнеметь… Я ему говорю, что это я в Дивеево ездила и

Описание:

История

Монастырь был основан во второй половине XVIII в. прп. Александрой Дивеевской (Агафьей Семеновной Мельгуновой), поселившейся ок. 1760 г. в деревне недалеко от Дивеева.

Ее усердием в 1773-1780 гг. в Дивееве была сооружена каменная Казанская церковь, при которой была устроена Казанская женская община, существовавшая под духовным руководством старцев близлежащей Саровской пустыни.

9/22 декабря 1826 г. по благословению прп. Серафима Саровского рядом с Казанской была устроена Мельничная община. В 1842 г., через девять лет после преставления прп. Серафима, они были объединены в Серафимо-Дивеевскую общину.

В январе 1861 г. указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904). За годы управления игумении Марии обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. В начале XX в. в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало более полутора тысяч насельниц. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского Назария (Кириллова), «обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя».

19 июля / 1 августа 1903 г. в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых прп. Серафима Саровского. 20 июля / 2 августа Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами царской фамилии.

После смерти игумении Марии в 1904 г. в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская), ставшая последней настоятельницей перед закрытием обители.

После революции в 1919 г. монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие. В сентябре 1927 г. монастырь был закрыт, в 1937 г. была закрыта Казанская церковь. В годы советской власти многие монастырские здания и святыни были разрушены.

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.

17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой).

В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь считается четвёртым и единственным в России (после Иверии (современная Грузия), Святой горы Афон (на севере Восточной Греции) и Киево-Печерской лавры (Украина)) «земным Уделом Пресвятой Богородицы».

Место туристически-популярно по нескольким причинам:
1) Красота самого монастыря
2) Мощи преподобного Серафима Саровского
3) Канавка Божией Матери
4) Святые источники

Основательницей Дивеевской монашеской общины была матушка Александра (в миру — Агафья Семёновна Мельгунова)

Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Её отец рано умер, и мать выдала свою ещё юную дочь за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Но судьба распорядилась так, что Агафья недолго была замужем, супруг её скончался, и она осталась одна с маленькой дочкой и обширным поместьем в 700 душ крестьян. По примеру жены родного дяди её мужа Агафья со своей дочерью отправилась в Киев, где приняла монашество в Киево-Флоровском монастыре и взяла имя Александра.

Как-то во время ночной молитвы к Александре явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все Великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, в путь твой, и благодать Божия, непрестанно да будут с тобою !» (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

Посоветовавшись со старцами, монахиня отправилась в путь из Киева на север России. И вот, не доходя 12 верст до г. Сарова, она решает отдохнуть в селе Дивеево. Усевшись на лужайке у западной стены небольшой деревянной Стефановской церкви, Александра задремала, и снова ей явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это. » (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

С тех пор произошло много событий: Александра похоронила свою 10-летнюю дочь, продала все свои Рязанские имения и переехала в Дивеевское село. В 1767 г. она начала строительство Казанской каменной церкви в том самом месте, где явилась ей Пресвятая Богородица. Строительство шло в трудное для России время и заняло более 10-ти лет — вплоть до 1780 г. Изначально Казанская церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что в будущем она станет монастырским собором. В 1829 г. к Казанской церкви был пристроен храм Рождества Христова так, что алтарь Рождественской церкви оказался на паперти (на крыльце) Казанской. Теперь этот белокаменный собор каждый посетитель видит самым первым при посещении монастыря.

В 1788 г. матушка Александра получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажень земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Через год в 1789-ом матушки Александры не стало, и шествие над общиной взял иеродиакон (монах в чине диакона) Серафим , ранее служивший тут послушником и монахом. Великая старица мать Александра с особенным уважением обращалась к Серафиму, провидя в нем исполнителя начатого ею Божьего дела. Именно ему Пресвятая Дева Мария указала создать особую общину из восьми девиц, которых сама выбрала и назвала по именам. Так, в 1826 г. рядом с Казанской , была устроена Мельничная община , а в 1829 г., как было написано ранее, к Казанской церкви пристроили Храм Рождества Христова. Земля, на которой располагалась новая община, принадлежала Баташёвым, но в 1830 г. одна из наследниц этой земли уступает 400 кв. сажень Дивеевской общине. В 1842 г. обе общины объединились в Серафимо-Дивеевскую . А в 1861 г. община получила статус монастыря, коим является по сей день.

В монастыре действуют свои несложные правила, о которых лучше знать заранее. Первое правило: мужчина всегда и везде первый. При входе на территорию монастыря (в ворота) первыми проходят мужчины, за ними заходят женщины. Стоя у мощей Серафима Саровского женщины безоговорочно пропускают вперед любого подошедшего без очереди мужчину, даже незнакомого. Если вы пришли парой, то в храме женщина стоит за плечом мужчины (за мужем). Это нам объяснили тем, что в Иисус в каждом мужчине, а все женщины — жены Божьи.

Второе правило: дересскод. Как и в любом подобном месте следует заранее позаботиться о соответствующей одежде, особенно в наши дни это касается девушек, которые в холодное время предпочтут платью брюки, а в теплую погоду не берут с собой шарфики и платки. За неподобающий вид вас могут попросить покинуть территорию храма или даже всего монастыря. Но не отчаивайтесь, у входа стоит множество палаток, где недорого продаются и платочки, и юбочки, и пустые банки для набора воды из источника, и свечи, и сувениры.

Проходим вглубь монастыря через арку в колокольне.

Колокольню начали строить в 1893 г., а первые колокола подняли в 1901 г. Колокольня состоит из 5-ти ярусов, по бокам примыкают трехэтажные корпуса для проживания сестёр обители.

Сразу напротив колокольни расположился Троицкий собор, первый камень которого был заложен в 1848 г. К началу XX в. нём проживало 270 монахинь и 1474 послушницы при населении села Дивеево 520 человек.


На воротах золотые изображения Божией Матери и Серафима Саровского.

Сейчас в Троицком соборе находятся мощи преподобного Серафима Саровского, ради чего люди отстаивают огромную очередь, начинающуюся еще на улице с левой стороны от собора.

Рядом находится ларек, где продают свечи и прочую атрибутику, но все это лучше купить за воротами монастыря, по более приемлемым ценам.

Соборная площадь украшена обильной клумбой с кустами всевозможных роз, прогуливаясь вокруг которой можно наблюдать почти все постройки монастыря.


Красиво! И даже не верится, что в настоящий момент находишься в самом обычном Русском селе с покосившимися от старости деревянными домами. Помимо цветов клумба украшена маленькими ангелочками.

В 2012-ом году на этом месте для всех гостей монастыря была поставлена Водосвятная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь каждый желающий может попить или набрать с собой воды.


Сразу за Водосвятной часовней виднеется Трапезный Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1907 г. Строительство закончилось через 9 лет. Внутри собора бесплатно разливают масло из лампады преподобного Серафима Саровского, там же можно купить пустой бутылёчек.

Благовещенский собор — самый молодой из всей тройки соборов. Его строительство началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки. Строительство началось в 2012 г. и вот-вот должна закончиться отделка.

Габариты храма измеряются не в метрах, а в поясах Пресвятой Богородицы, длина которого составляет 1,2 м. Так, высота храма 50 поясов, а ширина — 20. Можете пересчитать. 😉 Благовещенский собор действительно отличается от всех остальных, за его основу взят храм московского Заиконоспасского монастыря по стилю близкому к барокко.

Маленький садик с фигурками — ещё одно украшение монастыря, где каждый турист норовит залезть на камушек и сфотографироваться.

У сестёр же есть своё укромное местечко для уединения и отдыха, скрытое от посторонних ног за высоким забором.


Напротив Благовещенского собора стоит небольшой фонтанчик с тремя ангелами, который так и называется «Ангелы». Одна девочка спросила: «Мама, а в центре наша Земля?» Очень прозорливый ребёнок. 🙂


Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре

Ещё одна особенность Дивеевского монастыре — Канавка Божией Матери . Когда Пресвятая Богородица явилась к преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, она указала обнести это место канавой в 3 аршина (2 м. 15 см.) глубиной и валом такой же высоты. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли лишь помогать носить землю и насыпать вал. Сёстры медлили начать наказ батюшки, до тех пор, пока как-то ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сёстры и упали к нему в ноги, а когда подняли свой взор, батюшки уже не было. Именно с этого места, где батюшка Серафим выкопал аршин земли, и считается начало Канавки. Как говорил он сам: «Канавка – это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит! »

Работы завершились уже после смерти преподобного Серафима. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. Хоть батюшка Серафим и говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила » (напомню — 1,2 м.), всего сёстры прокопали 777 метров из общей длины, при этом сделали лишь 6 из 7 сторон многоугольника, так что в реальности он оказался не замкнутым.

По рассказам сестер Канавку нужно пройти 3 раза, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз. 15 десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым трехлетняя Богородица Мария взошла во Святая святых Иерусалимского храма.

Начало Святой Канавки.

Тут же возникает третье правило: тишина на Канавке. Если вы не читаете молитву, то ходите по Канавке молча (хотя бы ради того, чтобы не мешать другим), наслаждайтесь великолепными видами или подумайте о чем-нибудь — столь длинный путь позволяет это сделать.

Внизу Канавки сёстры сделали красивый садик цветов и переплетённых дорожек.


В монастыре есть свой яблоневый сад. Ветви деревьев ломаются под весом яблок!



Больничная церковь в честь иконы божией матери «Целительница»


У сестёр не только яблоневый сад, но и маленькие парнички.

И вновь дорога поднялась к Канавке, где видно последний поворот.

Маленькая желтая деревянная часовенка — часовня во имя преподобного Серафима, где бесплатно можно взять сухариков, которые кушал сам батюшка Серафим в дни своего отшельничества и кормил ими приходящих к нему зверей.

Справа на фотографии девушка в красной куртке набирает землю, как написано, из Святой Канавки. Нам рассказали, что эту землю потом используют как оберег, хранят дома в мешочке или на работе.

Небольшие мешочки и для сухариков, и для земельки можно тут же купить в ларьке.

«Не отходя от кассы» расскажу о четвёртом правиле: с экскурсоводом вход запрещён. На территории монастыря есть свои экскурсоводы, разумеется, за некоторую плату. За соблюдением этого правила пристально следят и, как рычажок управления толпой, используют фразы типа: «Этот грех останется на вас.» К сожалению, такая «мода» начала распространяться во многих туристических местах России.

Святой целебный источник в честь преподобного Серафима Саровского.

После посещения Серафимо-Дивеевского монастыря, можно съездить к святым источникам. Всего их в Дивеево 6 штук, но мы побывали лишь на одном.

Источник находится в 12 км. от Дивеево на берегу реки Сатис. Самый большой среди всех остальных, с несколькими купелями, раздельными раздевалками и каменными лестницами, ведущими с берега в воду.

Существует несколько историй происхождения родника. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец. Пограничники рассказали ему, что им очень хочется пить, в ответ старичок ударил посохом, и с того места забила вода.

По другой истории мимо реки шел солдат с оторванными миной руками, он очень хотел пить, но крутые берега не позволяли ему подойти к воде. И тогда перед ним явился старец и спросил: «Что ты бегаешь тут, как белка?» Солдат ответил: «Очень хочу пить, а рук нет. Может, ты меня напоишь?» На что старец сказал: «Ты эту землю защищал, вот пусть она тебя сама и поит.» Ударил посохом о землю и оттуда пошла вода.

Перед источником стоит небольшая часовенка.

Температура воды в источнике круглый год колеблется от +3 до +5 градусов. В закрытых купелях окунаются нагишом (будьте осторожны, там скользкие ступеньки), а с берега заходят в х/б сорочках. Сорочки можно купить на подъезде к источнику. Окунаются в три подхода по три раза, погружаясь в воду с головой.

Нам очень повезло, весь день небо было хмурое, а к приезду на источник выглянуло долгожданное солнышко и ветер даже ветер стих!

Для боязливых малышей поставлены горки. По личному опыту скажу — купание очень бодрит, приводит в тонус и поднимает настроение на весь оставшийся путь домой. Всем приятных купаний 🙂




Недалеко от Арзамаса находится знаменитый женский Дивеевский монастырь (один из крупных в России - в начале века здесь было около тысячи монахинь). Это центр православного благовестия. Окружает его славящаяся чудесами Канавка Божьей Матери - невидимая граница монастыря.


Считается, что игуменьей здесь является сама Царица Небесная, и каждые сутки она обходит по Канавке монастырь. По преданию, Божья Матерь взяла эту территорию себе в четвертый удел (первые три ее удела находятся в Иверии, Киеве и Афоне), и никогда сюда не ступит нога Антихриста.


Спасо-Преображенский собор монастыря.

Преображенский собор был заложен в 1907 году. В годы советской власти в нем был гараж, затем тир. В 1991 собор был передан возрожденному монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. В соборе покоятся мощи дивеевских святых.


Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Альпинарий.







Свято-Троицкий Серафимо- Дивеевский женский монастырь основан около 1780 г. В 1927 году закрыт, возобновлен в 1991 г. Святыни: мощи прп. Серафима Саровского, прп. жен Дивеевских. В обители около 400 насельниц. Почитается как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы.


Троицкий собор был построен в 1848-1865 годах. Первоначально предполагалось назвать собор в честь иконы Божьей матери "Умиление". Но при воздвижении Креста в 1874 году в небе над собором вились три голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги. Это было изволение Божие, и собор назвали во славу Живоначальной и Животворящей Троицы.
В соборе пребывают святые мощи Серафима Саровского. а также некоторые его вещи: нательный железный крест, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и епитрахиль.


Троицкий собор.

Закладка собора состоялась 5/17 июня 1848 года. Освящение собора состоялось 28 июля/9 августа 1875 года в день празднования иконе Умиление Серафимо- Дивеевской. В честь этой иконы 2/14 июня 1880 года освящён нижний южный придел. 3/15 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день - левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи.


Нижний северный придел игумения монастыря Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым в течение 28 лет, ожидая прославления батюшки Серафима Саровского. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён.





В Преображенском соборе.Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.


В Троицком соборе.



Рака со святыми мощами преподобного Серафима.

30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена главная святыня Дивеевской обители - рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни.


Рака со святыми мощами преподобного Серафима.



Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.


Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года


Фото Б.Поварова

И считается эта канавка не только преградой на пути Антихриста, но и тропой, по которой обходит свой удел сама Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева.
Преподобный Серафим говорил, что Царица Небесная сама своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя свой удел и благословляя всех. Поэтому нужно остаться в Дивеево на ночь, чтобы получить благославение самой Царицы. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». Значит, можно сделать вывод, что более святого и чудесного места, чем эти 800 метров Канавки в Дивеево у нас нет.

В Серафимо-Дивеевском монастыре совершен чин погребения Божией Матери.

Фото Б.Поварова









Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых русских святых.

В Троицком соборе, заложенном в 1848 году хранятся мощи Преподобного Серафима. Они были возвращены туда в 1991 году.

Серафим Саровский прозорливец с поразительной точностью предрек грядущую судьбу России: «Произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются… Будет такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут успевать принимать души… Я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима». «Когда же будет самое страшное время?» - однажды спросил преподобного один из его почитателей. «Немного позже, чем через сто лет после моей смерти», - отвечал старец Серафим Саровский».


Старинные корпуса монастыря.
Дом Галактионовых. Построен на рубеже 19-20веков. В нем проживали благотворители монастыря.
Принадлежал сестрам Галактионовым — Екатерине Ивановне и дивеевской монахине Михаиле.


Дом Долгинцевой был построен в начале ХХ века рядом с домом Галактионовых. В нем жила схимонахиня Серафима (Долгинцева), которая была духовницей дивеевских сестер, принимала их в монашеском постриге.Ее очень почитали в монастыре и называли украшением Дивеевской обители. Здесь же жил в последние годы жизни ее отец — благотворитель Серафимо-Дивеевс кого монастыря Федор Васильевич Долгинцев.
Сейчас здесь монастырские кельи и сад с теплицами.



Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского.




Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе.

В 1885 году в Дивеевском монастыре построили игуменский, или как называл его Батюшка — начальнический, корпус. В 1902 году для болевшей игумении Марии (Ушаковой) в восточной части начальнического корпуса была устроена домовая церковь, вмещавшая не более 50 человек. Храм освятили в честь небесной покровительницы игумении Марии — св. равноапостольной Марии Магдалины.



В 1903 году в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыня Императрица и особы Царствующего дома, посетившие Дивеевский монастырь после торжественного прославления прп. Серафима в Сарове. Посещение Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией воспринимается как исключительно важное событие в истории монастыря. В память о нем в обновленной церкви в иконостасе помещена икона Царственных мучеников.








Колокольня Свято-Троицкого собора с флигелями, построена в 1893 году. Проект епархиального архитектора А.К. Никитина. Высота с кровлей и крестом - 70,3 метра.


Троицкий собор, колокольня и Храм иконы Казанской Божьей матери Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря


Храм иконы Казанской Божьей матери (1779 г.) Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Храм, давший начало Дивеевскому монастырю, заложен в честь иконы Казанской Божией Матери в 1773 году на месте деревянной церкви. Строительство велось на личные средства матушки Александры и завершилось в 1779 году. Основательница обители сама участвовала во всех работах по возведению храма. Для рабочих матушка собственноручно выкопала источник.



В церкви Казанской иконы Божией Матери покоятся мощи блаженных матушек.


Фрески трапезного храма.



Святой источник во имя иконы Божией Матери «Умиление» (местными жителями именуется: источник Умиление или источник Умиление Божьей Матери) расположен в Голубином овраге на берегу маленького ручья, носящего название - река Лубинка.На источнике установлена часовня и просторные купальни. Рядом с ними установлен поклонный камень.


Дивеево, Нижегородской области.

Святой источник посвящён одной из самых почитаемых Серафимом Саровским икон, в молении перед которой старец проводил долгие часы, и в конце своей земной жизни коленопреклоненн


Источник преп.Серафима вблизи Цыгановки, температура воды круглогодично +4, надо погрузиться с головой три раза...Купаются даже малые дети! Тут же колодец со святой водой.




Источник преподобной Александры.


Источник Святого Пантелеймона Целителя

Источник Святого Пантелеймона, прозванного «исцелителем» - расположен в всего нескольких метров от Казанского источника. Купальня над источником существенно больше, чем купальня Казанского источника.Источник этот существовал всегда. Но из-за крутого берега и топкой поймы речки доступ к нему был ограничен. В Православной церкви св. Пантелеимон почитается как покровитель воинов (его языческое имя Пантолеон переводится как «лев во всём»), а также как целитель, что связано с его вторым, христианским, именем Пантелеимон — «всемилостивый».



Вид на Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны пруда.