Дохиар, монастырь, святая гора, афон. Монастырь дохиар История и современность

. Монашеский постриг он принял от старца Амфилохия Патмосского, известного подвижника благочестия. Возродил пришедший в запустение монастырь Дохиар, игуменом которого был избран . В последние годы без ропота переносил муки тяжелой неизлечимой болезни. Говоря о себе, старец смиренно просил молиться о «разбойнике Григории».

Максим Клименко – историк, сценарист, переводчик с греческого, православный публицист, лично знал геронду Григория, в течение 30 лет неоднократно ездил к нему на Афон.

– По великой Божией милости мне посчастливилось знать старца Григория из монастыря Дохиар в течение почти 30 лет. Общение с ним на всех производило неизгладимое впечатление: и на тех, кто был близок монастырю Дохиар и с полным правом может считать себя чадами новопреставленного геронды Григория, и на тех, кто хотя бы однажды встречался с ним. Я это наблюдал очень много раз.

Сам я впервые увидел геронду Григория так. В 1989-м или 1990-м году подхожу, помню, к монастырю Дохиар. Я тогда был иподиаконом, и у меня было благословение на ношение подрясника, который, разумеется, у меня был относительно новеньким и опрятным. И вдруг вижу человека в совершенно затрапезном виде: вся его ряса состояла из одних заплаток (я не преувеличиваю), а поверх этого, можно сказать, тряпья надет еще и черный фартук, тоже совершенно истлевший. Этот странного вида человек был очень занят: начищал специальным средством бронзовый подсвечник.

На Афоне все монастыри стараются перед большими праздниками начищать до блеска церковную утварь, чтобы храм встречал праздник, особенно если это престольное торжество, во всем великолепии. На этих отполированных поверхностях особенно красиво играют блики от огоньков свеч и лампад. Но, как правило, этой тяжелой и утомительной работой по наведению блеска занимаются послушники да младшая братия, в коих в Дохиаре при игумене Григории никогда не было недостатка...

– Благословите! – обращаюсь к труждающемуся (на Афоне благословение просят у всех монахов, не только у священников).

– Бог тебя благословит, – отвечает мне тот, не отрываясь от своего занятия.

– Я вот хотел бы, если возможно, отца игумена увидеть, – говорю.

– А зачем тебе игумен? – все также усердно трудясь, уточняет он.

– А сам ты кто такой будешь? – спрашивает меня и заводит беседу, которая больше походит на допрос...

И когда он все его интересующее выяснил, то, все так же не откладывая своей работы, вдруг озадачивает меня:

– Ну, я игумен. Давай, вставай помогай.

Все мы помним жития преподобного Сергия, помним нечто подобное и из примеров древних патериков. Но здесь это не было, что называется, «повторением приема». Все было как-то очень буднично, обыденно, естественно. Не наигранно и не театрально. Вот таким я впервые и увидел старца.

Все отмечают его простоту и доступность, но при всем при этом он не был простецом

Все, конечно, отмечают его простоту и доступность, но при всем при этом он не был простецом! Вот в чем дело. Он, как мы знаем, блестяще закончил богословский факультет Афинского университета. Учился и в течение всей своей жизни потом, общался и близко дружил с людьми, которые составили цвет и гордость православного богословия не только в Греции, но и во всем православном мире. К нему приезжали люди весьма ученые, со многими степенями и регалиями, опять же издалека, и каждый находил интересным общение с ним. Это не был такой малограмотный «мужичок в рясе». Нет.

Однажды мы беседовали, и зашел разговор об истолковании какого-то вопроса у античных философов Платона, Евтиха и Аристотеля... И тут вдруг старец начал настолько энциклопедически широко и по смыслу глубоко освещать эту тему именно с точки зрения мистического опыта Церкви и православной духовности, что все, кто участвовал в этом разговоре, были просто поражены его рассуждениями. Можно быть начетчиком, а можно осмыслить корпус знаний, – и вот это, конечно, в нем изумляло тех, кто настроен был видеть в этом старом монахе такого «простачка-дурачка». Он действительно происходил из большой бедной семьи, но сам внутренне стяжал очень многое. В числе афонских настоятелей старец Григорий весьма авторитетен. Не каждый игумен на Афоне имеет такой вес. И дело не только в каких-то «табелях о рангах»...

Расскажу историю, которая произошла лично со мной. Я это называю чудом. Потому что каких-то иных объяснений у меня произошедшему нет. Какое-то время назад, зная, что я регулярно бываю на Святой Горе Афон, наместник Ионинского монастыря в Киеве, тогда еще не епископ, а архимандрит, позвонил мне и сказал:

– Если ты вскорости будешь на Афоне и у тебя с собой не очень много вещей, то не мог бы ты передать небольшую посылочку для отца Григория в монастырь Дохиар?

На вопрос:

– Что это?

– Да, так, ерунда, – ответил он. – Старец кое-что заказал, мы заказ выполнили, но надо срочно передать, потому что у них сейчас будет большой праздник, и это к празднику... Надо спешить. Мы ищем возможность поскорее передать это на Афон.

Как только я согласился, со мной сразу же встретился молодой человек (впоследствии я узнал, это очень талантливый ювелир, мастер золотых дел). Тогда же он мне передал некий пакет, ничего не объясняя. Когда уже дома я его развернул, то пришел в ужас! Там, в специальном кофре, был комплект богослужебных сосудов. Но не просто богослужебных сосудов – это были довольно внушительных размеров точные копии византийской чаши и дискоса, которые находятся у нас в Оружейной палате! Сделаны они были из серебра с позолотой и украшены драгоценными и полудрагоценными камнями! А я уже знал, что на вывоз таких вещей нужно собирать огромный пакет документов в Министерстве культуры и т. д. Это тебе не крестик серебряный или золотой на шею повесить и пройти таможню... Я был в шоке. Не знал, что делать! Лететь мне надо было на следующий день. Билеты на руках. Чемоданы собраны. Мысленно прокручивая, в какой пренеприятнейшей ситуации я могу оказаться, набираю номер монастыря Дохиар. Трубку поднимает сам старец Григорий. Путаясь в словах, пытаюсь ему объяснить, что меня ожидает... И тут он вдруг властно и резко перебивает меня:

«Ничего не бойся – бери и вези!»

– Что ты несешь?!! Это же полная ахинея! Бред! У нас праздник. Праздник Матери Божией. Матерь Божия ждет эти сосуды! Матерь Божия ждет их к празднику. Ничего не бойся – бери и вези!!

Друзья мне посоветовали:

– Слушай, у тебя есть что-то такое совершенно неприглядного вида, старая сумка или древний чемодан?

Я нашел с детских времен такой матерчатый чемоданчик на молнии, с которыми раньше, в далеком советском прошлом, детей отправляли в пионерские лагеря. Слава Богу, корф туда вошел так, как будто для него и был создан. Все-таки, если честно, я не без некоторого трепета поехал в аэропорт. «Старец благословил, надо везти», – только и повторял я, чтобы себя успокоить. И что же произошло?

Каким-то удивительным образом таможенники в Москве ничего не увидели. То же самое повторилось и в Греции. Кладу чемоданчик на ленту, и как будто им в этот момент кто-то глаза закрывает. Я уже понимаю, что это что-то невероятное, разве что только по молитвам старца, происходит. Как на крыльях, лечу в Дохиар. Отдаю эту передачу старцу Григорию. Он тут же заводит меня в алтарь, показывает храм, который уже весь готов к праздничному богослужению, и, поставив эти необходимейшие богослужебные атрибуты на престол, удовлетворенно произносит:

– Все! Последний штрих. Дождались!

И тут же, поворачиваясь ко мне:

– За твою смелость, за твое дерзновение, что ты послушал моего благословения, ты будешь вписан на вечное поминовение в нашем монастыре! Каждый день, когда у нас будет служиться литургия, мы будем тебя поминать.

Большей радости себе, конечно, и представить невозможно! И тут же, чтобы как-то спустить меня с небес на землю, старец в свойственной ему шутливой манере уточняет один момент:

– Только, пожалуйста, когда будешь помирать, не забудь нам сообщить, чтобы мы тебя уже поминали за упокой!

Вся эта история очень точно характеризует старца.

В последнее время сам отец Григорий уже был очень болен: сахарный диабет, инсулиновая зависимость... А недавно мы еще с ужасом узнали, что при реставрационных работах старец, оказавшись вдруг один, упал в строительную яму. Он просто каким-то чудом остался жив, получив, конечно, переломы и ушибы. Мы думали, старец, в таком преклонном возрасте, с букетом тяжелейших заболеваний, этого уже не переживет. Но Господь явил Свое чудо и вернул нам старца еще на какое-то время.

Геронда невероятно спешил закончить все работы по благоукрашению обители. Люди, которые бывали в Дохиаре, поражались быстроте, с которой там происходят удивительные изменения:

– Как?! За такое короткое время монастырь мог буквально из руин восстать и так преобразиться?!! – могло вырваться даже у весьма сдержанных джентльменов.

Кроме самого монастыря, старец заботился о благоукрашении монастырской территории, строил там какие-то отдельно стоящие, как их называют на Афоне, кафисмы и исихастерии, – это келлии, где монахи могут молитвенно уединяться на какое-то время. На вопросы: «Зачем вы это делаете? У вас же не так много братий, а монастырь огромный... Для кого вы все это строите?» – старец в свойственной ему манере, с хитроватым прищуром, отвечал: «Вы еще не знаете, что меня уже не будет, а Афон наполнится монахами. Придет время, когда будет просто не хватать монастырей, чтобы принять всех желающих здесь подвизаться». Видимо, что-то было ему открыто.

Бац! – и скальпелем без наркоза вырезается раковая опухоль в твоей душе

Еще хотя бы коснусь главного, о чем, считаю, необходимо сказать. Сейчас многие вспоминают жертвенную любовь геронды, его пламенную веру и т. д. Я бы хотел особо подчеркнуть то качество, которое самого меня поражало в нем больше всего. Он своей жизнью воплотил слова апостола Павла из его послания Коринфянам: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1, 19–20). Старец юродствовал. Об этом могут свидетельствовать все, кто его знал и хотя бы раз с ним общался. Но это было не показушное юродство, – как любят у нас некоторые клирики или монахи поиграть в старчика, этакого юродивого, чтобы прибавить себе некоего «духовного» флера. Нет, это было юродство, что называется, по гамбургскому счету. Это юродство сродни «юродству проповеди» (1 Кор. 1, 21) древних блаженных, которые прямо обличали власть имущих и, невзирая на чины, могли устроить ту еще взбучку. Такие почти патериковые сеансы шоковой терапии в Дохиаре его игуменом практиковались непрестанно. Это были очень внезапные виражи духовного опыта для тех, кто благодушно созерцал только лишь минуту назад этого доброго улыбающегося дедушку, бредущего, казалось бы, с распростертыми объятиями к ним навстречу, а по пути ласкового и обходительного даже с животными... И тут: бац! – и скальпелем без наркоза вырезается раковая опухоль в твоей, как ты полагал, распрекрасной душе. Я много раз наблюдал эти виртуозные операции!

Чтобы не быть голословным, расскажу пару случаев. Это далеко не самые эксцентричные уврачевания (иные из них я вообще не решусь предавать огласке). Однажды я привез на Афон одного очень близкого мне человека. До этого он уже успел побывать, как говорят светские люди, в «центрах духовной силы»: в Тибете, в каком-то ашраме в Индии и т. д. «И вот, мол, в эту нашу копилочку почему бы еще не добавить и Афон...» – так, наверно, он мог рассуждать, но тут началось...

Он, кстати, не сразу и согласился-то поехать на Святую Гору Афон, точно догадывался, что таким, каким ты был раньше, отсюда уже не вернешься... Провожу его к старцу Григорию. А этот человек, скажу сразу, курил чуть ли не с подросткового возраста, причем много и достаточно крепкие и дорогие сигареты. Я это знал, как знал и то, что старец Григорий был непримиримым борцом с этой страстью – табакокурением, – но о том, что произойдет, сведи я их, я еще не успел подумать... Как вдруг вижу – старец уже твердым шагом идет по направлению к моему другу...

– У тебя есть сигареты? – спросил он его.

Тот тут же послушно вытащил из кармана начатую пачку сигарет, протянул интересующемуся. Паломники Дохиара знают, сколько там, прямо в храме, у иконы Божией Матери «Скоропослушница», бывает оставленных теми, кто исцелился от этой зависимости, пачек. «Вот, – думаю, – и старец пополнил свою коллекцию», – но не успел я еще доформулировать эту мысль до конца, как до моего слуха внезапно донесся звук смачной оплеухи!

– Все, больше у тебя сигарет не будет, – объявил старец тому, кого так нежданно «отблагодарил» за початую пачку.

«Чудит дедушка», – внутренне только и усмехнулся тот, у кого в его сибаритском шикарном чемоданчике был еще припрятан блок изысканных сигарет... Вновь оказавшись с ними потом наедине, он достал одну сигарету, попробовал ее закурить и не понял, что происходит: голова у него закружилась, началась какая-то противная тошнота. Он выкинул эту сигарету и взялся за другую – то же самое! Он стал упорствовать, и его вырвало! Больше он даже и не пробовал закурить. Хотя до этого был заядлым курильщиком более 30 лет!

Геронда бывал резок, но это были вынужденные меры опытного врача, который видит всю пагубность болезни

Да, геронда бывал резок, но это были вынужденные меры опытного врача, который видит всю пагубность снедающей человека болезни и понимает, что по-другому здесь действовать нельзя.

Причем нелицеприятен старец был не только в отношении приезжих. Однажды прославленный Ватопедский монастырь сделал нечто неслыханное для Святой Горы Афон – установил на полпути в обитель что-то вроде блокпоста. Это был шлагбаум, и при нем охранники, которые проверяли наличие бронирования, то есть разрешения на посещение именно Ватопеда (при том, что там вообще-то выдается еще и общий допуск на вход во все монастыри). Понятно, что Ватопед предпринял эту меру вынужденно, желая как-то урегулировать потоки приезжающих, чтобы всем было где разместиться да все были накормлены... Но ни один святогорский монастырь никогда ничего подобного все же себе не позволял... Так что, когда об этом сообщили геронде Григорию, он иронически переспросил:

– Значит, шлагбаум поставили? Ага... И кассу, конечно, установили, да? Что же, они и чеки выдают?

Большего издевательства, в контексте всей святогорской традиции и противостояния афонитов навязываемым Евросоюзом нормам, себе и представить невозможно.

Так он одной хлесткой фразой дал понять, что не всегда нужно внедрять на Афоне то, что принято в «прогрессивном» сервильно настроенном миру. Это может послужить соблазном, что, собственно, и произошло. В итоге Ватопед и сам был не рад этому своему нововведению. Голос геронды – это данный нашему времени голос обличения, которым ранее, как бичом, отряхивали общество от скверн разве что избранные пророки.

Старец Григорий имел дар прозорливости. Какие-то вещи он прикровенно предсказал. У меня нет в этом никакого сомнения. По-человечески мы все, кто знал старца и считает себя его почитателями, скорбим о его уходе, но в тоже время знаем, что у Господа на Небесах появился новый молитвенник, ходатай за всех нас.

Будем же и мы, особенно в эти дни, когда душа его еще прощается с этим миром, молиться о новопреставленном схиархимандрите Григории.

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023245
  • Факс - (+30) 2377023271
  • Телефонный центр -
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023271
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310262276
  • Факс –
  • Престольный праздник – Собор Святых Архангелов
  • Дата основания – 1038 год (Дафни), сегодняшнее место – 1044 год
  • Иерархическое место – 10/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонд, Есфигмен.
  • Общежительный строй монастыря с – 1980 года, Благословение Патриарха Димитрия Α′
  • Игумен – отец Амфилохий (с декабря 2018 года)
  • Количество монахов – 20 монастырских, 2 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 1 Келий, 0 Кафисм

История и современность

Византийский период

Дохиар, расположенный на юго-западной стороне Афона, впервые упоминается в 1013 году, когда на одном из документов появляется подпись его игумена – Феодулоса. Этот же Феодулос в 1015 году подписывается как «монах Дохиара», а в 1020 как «игумен Дафни». В первом указе Дохиара от 1037 года содержится полная информация о названии монастыря: «на Святой Горе, в честь Святого Николая основанный монастырь, называемый Дафни и прозванный Дохиаром».

По преданию, основателем монастыря считается святой Евфимий, ученик Афанасия Афонского, подписавший Типикон Цимисхия как «Евфимий – монах и игумен». Первое название монастыря происходит, очевидно, от местоположения Дафни. Второе название происходит из должности самого Евфимия в Лавре, на которую он был назначен Афанасием – келарь, что по-гречески звучит как «дохиар».

Между 1037 и 1083 гг. Дохиар для большей безопасности был перенесен на северо-запад и, таким образом, потерял свое второе название «Дафни».

Первыми благодетелями монастыря стали Михаил VII Дука вместе со своей матерью Евдокией (1071-1078) и Никифор Вотаниат (1078-1081). Последний упоминается также как ктитор, так как внес значительный вклад в завершение архитектурного ансамбля монастырского комплекса.

Документы в архивах Великой Лавры, датируемые концом XI и началом XII века, упоминают игумена Дохиара Неофита. Как писал сам Неофит в своем завещании, с обретением должности игумена, он построил ряд зданий, посадил виноградники, соорудил несколько кораблей и всячески украсил монастырь. Он был патрицием и другом императора Никифора. С его слов известно, что должность игумена перешла Неофиту от его дяди Евфимия, удалившегося на остров Кос. Позднее Неофит был избран протом Святого Афона.

В то время как Неофит служил игуменом монастыря Дохиар на территории, принадлежащей монастырю на полуострове Ситония, некий молодой человек по имени Василий нашел клад. Василий принял решение передать сокровища монастырю, но его попутчики, обуреваемые алчностью и желающие завладеть кладом, бросили несчастного в море. Василий был спасен таксиархами и перенесен в келью монастыря на берегу, в место прямо у подножия самого Дохиара, куда впоследствии переместился и весь монастырь. Василий обосновался в обители и сменил свое имя. Монах Варнава стал приемником Неофита и сменил его на посту игумена Дохиара.

В истории монастыря было множество взлетов и падений. По-видимому, первые два века с момента его основания можно считать временем подъема и расцвета благодаря щедрым пожертвованиям и многочисленным обретенным землям. Затем следовал период спада, когда обитель не единожды была разграблена, подвергалась набегам болгар, арабов и турок и даже разрушена Каталонцами. Помощь от императора Иоанна V Палеолога и Стефана Душана помогла монастырю восстановить свои силы, но в XV веке его ожидал новый спад.

Турецкое владычество

После долгого периода упадка к середине XVI века монастырю удается поправить свое положение благодаря благодетелям, как местным, так и иноземным. Щедрыми пожертвованиями были построены главный храм и трапезная, а также отреставрированы другие здания. Несмотря на то, что турки отобрали земли, принадлежавшие Дохиару на полуострове Халкидики и на острове Тасос, монахам удалось вернуть право их владения. Перепись 1808 года относит к Дохиару 79 монахов, из которых 46 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь находится на юго-западной стороне Святой Горы Афон, на небольшом расстоянии от монастыря Ксенофонт. Это первая обитель, которую встречают путники, прибывающие на Афон из Урануполи.

Здания монастыря датируются различными периодами истории, начиная с XI века. Южное крыло окружающей монастырь крепостной стены было построено в XVII веке, также как и четыре последних этажа старый башни; в XVIII веке было завершено строительство северо-восточного крыла и колокольни.

Главный храм, расположенный в центральном дворе, был построен в конце XI века и посвящён Архангелам, хотя изначально он был назван в честь Святого Николая. Строительство сегодняшнего здания завершилось в 1568 году. Несмотря на то, что храм построен в соответствии со святогорским архитектурным типом главных храмов, он обладает некой особенностью за счёт своей высоты. Центральный купол берет свое начало в точке находящейся на высоте 15 м от земли. Возможно, эта особенность обуславливается влиянием румынских архитектурных достижений этой эпохи, а также желанием улучшить освещение храма.

Войдя в храм, чувствуется сильное влияние критской школы, вероятно, самое явное на всей Святой Горе. Неизвестный художник трудился над фресками сразу по окончании строительства храма и завершил свою работу 1568 году, согласно соответствующей памятной надписи. К сожалению, эти фрески были покрыты новыми изображениями в 1855 году. Несмотря на это, всё же прослеживается попытка художника подражать искусству великих критских иконописцев, вследствие чего, можно сделать вывод, что он сам относился к ним. Речь может идти о великом Джорджи или об одном из его учеников. Удивительной работы резной иконостас был создан 1783 году.

В нижней части внешней стены под окнами встроены древние барельефы, изображающие сцену Вознесения Александра Великого на колеснице, запряженной двумя грифонами.

К монастырю относятся 8 часовен. Стоит отметить часовню Богородицы Горгоэпикоос, получившую свое название от одноимённой иконы, которая здесь хранится. Святой источник архангелов Михаила и Гавриила также украшен примечательными фресками. За территорией монастыря находятся ещё четыре часовни.

Трапезная пристроена к западному крылу и была расписана фресками в 1700 году. Ее длина составляет 26 м, что делает ее одной из самых просторных трапезных на Святой Горе. Среди прочих изображений здесь присутствуют сцены из Откровения.

К монастырю относятся также 2 кельи в Карьесе, одна из которых, Всех Святых, используется как представительство.

Реликвии: Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей.

Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (греч. Γοργοϋπηκόος), написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления. Чудесным образом возникший колодец (1299 год), называемый «священным».

В монастыре хранятся: частица Животворящего Креста Господня, и глава свщм. Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского (I век), глава св. Митрофана патриарха Константинопольского (IV век), плат с кровью вмч. Димитрия Солунского, и глава новомуч. Георгия Ефесского, и рука мч. Марины, пмч. Параскевы, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свщм. Ермолая, свщм. Харалампия, св. Иоанна Русского, вмч. Никиты и другие.

Путеводитель по монастырю

Поднимаясь по левой дороге от причала, посетитель оказывается у часовни Святого Николая на кладбище, построенной в 1894 году на месте ранее здесь существовавшего, разрушенного храма. От первого храма сохранилась костница, расположенная под нартексом. Храм представляет собой четырехугольник с куполом в форме полусферы. Голубая маковка, похожая на земной шар, который венчает крест, - явное влияние соседнего русского монастыря Святого Пантелеймона. Колокольня, построенная в островном стиле с двумя арками, была построена позднее.

Пройдя под навесом, посетитель оказывается перед проскинитарием с большим деревянным крестом и фреской, изображающей Архангела Михаила, изгоняющего пиратов. Здесь уже совсем недалеко от главного входа в сам монастырь.

Слева и справа от врат находятся крупные изображения архангелов Михаила и Гавриила в полный рост. Недалеко от врат, слева, расположен источник, в украшение которого был включён фрагмент древнего барельефа. Надпись на этом барельефе очень похожа на продолжение надписи на источнике рядом с проскинитарием и крестом. Вместе эти два фрагмента напоминают барельеф, инкрустированный в внешний притвор главного храма монастыря . Полное изображение можно увидеть на саркофаге, выставленном на центральной площади в Иериссосе.

Башня над центральным входом была построена в начале XVII века; она венчает часовню Успения Богородицы и Благовещения Богородицы. Напротив врат располагается беседка, из которой открывается отличный вид, а также часовня Святых Петра, Онуфрия и Макария. На куполе прохода изображается Христос Вседержитель. Другие фрески изображают святого Дионисия Ареопагита, святого Романа, Дионисия Олимпийского и основателей: святого Евфимия и святого Неофита. Это работа иконописца монаха Макария из деревни Галатиста на полуострове Халкидики, 1788 год. На левой стене существует набросок, изображающий пирата с обнаженным мечом.

Внутренний двор монастыря не обладает крупными размерами и вымощен камнем. На мраморной колонне справа от входа виднеется небольшая фреска с изображением Христа. Между лимонными и другими деревьями во дворе можно различить большое количество капителей колонн и других архитектурных деталей. Повсюду стоят горшки с базиликом, цветами и другими растениями. В южной стороне главного храма, рядом с нишей, располагается беседка.

Главенствующее место во дворе занимает главный храм: просторное и высокое здание; основание центрального купола находится на высоте 15 м от земли. Этот храм был сооружён в XVI веке на месте предыдущего храма, построенного в одиннадцатом столетии. Некоторые исследователи считают, что по своим архитектурным особенностям он напоминает храмы Молдавии.

Перед входом в главный храм находится внешний притвор (экзонартекс), пол которого выложен небольшими камушками, а потолок обшит деревом и украшен геометрическим мотивом. Стены притвора расписаны фресками XVIII века, следующими главным прототипам македонской школы, в рамках течения возвращения к традициям Палеологов.

Среди других изображаются: святой Георгий, Архангел Михаил, святой Николай, святой Дмитрий, Богородица Умиление, святой Луп, святой Трифон, святой Феофан. Наверху колонн, у входа, изображается святой Симеон Столпник. Святой Герасим изображается, проявляющим заботу о раненом. В изображении распятого монаха, сражающегося с соблазнами, различимо изображение самого здания. На северной стене в полный рост перед нами предстаёт Архангел Михаил. Именно перед этим изображением упал замертво пират, который собирался ему навредить.

Недалеко у входа находится деревянный трон проигумена, сохранившийся с тех пор, когда этот монастырь был особножительный.

Внешний притвор относительно небольшой. Фреска восточной стены изображает день великого суда. У северной стены находится гробница епископа Молдовлахии Феофана, перед которой всегда горит свеча.

Фреска западной стены повествует о чуде спасения молодого Василия, что привело к посвящению главного храма монастыря архангелам, несмотря на то, что ранее храм был посвящен святому Николаю.

Притвор храма необычно большой и весь украшен фресками. Эти фрески, датируемые 1568 годом, как и фрески главного храма, следуют канонам и относятся руке великого Джорджи. На южной стене изображаются правители Молдовлахии. На северной стене главенствует изображение крупных масштабов и великолепной техники "корень Иессеев", а также изображение Адама, дающего имена животным. Здесь же присутствует довольно редкая сцена жертвы Каина и Авеля.

В юго-восточном углу присутствует изображение Богородицы и девочки. Эту сцену можно также встретить на фресках Феофана в главном храме монастыря . Большая икона Архангела Михаила происходит из старого иконостаса главного храма, переданного монастырю и пострадавшего от многочисленных пожаров.

Главный храм также украшен многочисленными фресками. В сцене Рождества Христова особенно поражает живость и пластичность в передаче фигур пастухов.

Позолоченный деревянный резной иконостас был создан в 1783 году. Над всеми другими изображениями главенствуют фигура Вседержителя на куполе.

В проскинитарии справа - икона Архангелов, а слева . Слева же располагается икона Собор Всех Святых Бесплотных Сил, а справа находится икона святого Николая.

В самом центре храма на полу существует инкрустированный камень округлой формы, в том месте, где был найден Василий.

В северной стороне главного храма пристроена часовня Святых 40 Мучеников, 1636 год. Напротив находится купель. Ее купол поддерживается восьмью колоннами и украшен сценами, имеющими отношение к воде. Неподалеку расположился святой источник Архангелов. Колодец имеет глубину около 20 м. Памятная надпись сообщает, что вода появилась здесь при правлении императора Андроника Палеолога, 1300 год. Вода появилась очень вовремя, так как монахи заболели, употребляя загрязненную воду, спустившуюся с гор. Реконструкция источника была произведена в 1765 году при правлении султана Мустафы.

Также внутри монастыря находятся часовни Святого Георгия, Трех Иерархов, Святых Бессребреников и Святого Николая. За стенами монастыря находится часовня Преображения.

Напротив входа в главный храм обители существует тропа, ведущая в трапезную. По правую руку от тропы, рядом с трапезной, находится проскинитарий Богородице Скоропослушнице. В 1873 году монастырю был подарен серебряный позолоченный оклад, открытая часть которого, предназначенная для лица, не совпадала с изображением. Пришлось написать новые лики, подходящие под отверстия оклада.

Сама фреска находится на западной стене; в 1723 году была построена отдельная часовня Богородице Скоропослушнице на противоположной стороне от тропы, таким образом, чтобы алтарная часть смотрела на восток. Часовня также украшена фресками, 1744 год. Иконостас был создан в 1760 году монахом Рафаилом из монастыря Симонопетра.

Сегодняшняя трапезная была сооружена в 1547 году на месте более ранней, построенной в двенадцатом веке. Трапезная построена в форме буквы Т, и это одна из самых крупных трапезных на всей Святой Горе Афон. Здесь также присутствует большое количество фресок. Фрески конхи (элемент византийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола) (Платитера, Иерархи) датируются 1676 годом, а остальные были созданы в 1700 году. Фрески нижней зоны изображают сцены Апокалипсиса. В верхней зоне изображаются святые и мученики, а также сцены из Акафиста. На северной стене изображаются чудеса святого Николая и Святых Архангелов. Особо стоит отметить фреску Рождества на восточной стене, поперечные перекладины буквы Т: пастух преклоняется перед божественным младенцем. Его голова настолько задрана наверх, что окончание его шляпы дотрагивается до плеч. Эта неестественная поза подразумевает преобразования физического мира, произошедшее благодаря воплощению Спасителя. Такие художественные приемы можно часто наблюдать в работах византийского искусства, но они довольно-таки редки для такого позднего периода.

Между главным храмом и трапезной возвышается колокольня. Согласно соответствующей надписи, она была построена в 1704 году.

В середине восточного крыла возвышается башня, построенная как оборонительное сооружение, но, вследствие особого ландшафта, была наиболее уязвимым для захватчиков местом. Размеры башни составляют 8,5х8,8 м., а ее высота - 20,7 м., 7 этажей. В башне находится часовня Великих Таксиархов и библиотека, где хранятся 395 каталогизированных рукописей, из которых 60 написаны на пергаменте. Здесь же хранится великолепный месяцеслов XII века, украшенный миниатюрами из жизни святых. В архиве монастыря хранятся 60 рукописей Византийской эпохи, с XI по XV век, около 100 документов периода XVI и XVII века, а также большое количество румынских и оттоманских рукописей.

У монастыря Дохиар есть всего одна келья, келья Всех Святых в Карьесе, которая используется как представительство.

Частицы Мощей

Частица Честного и Животворящего Креста Господня, Святого Харалампия и Меркурия, Иоанна Златоуста, Нила Мироточивого, Петра Афонского, Дионисия Олимпийского (Гора Олимп), Мины Калликеладского, Евпла, Якова Перса, Давида Солунского, Марины, Феодоры Солунской, Частица 20 тысяч убиенных в Никомедии, глава новомученика Георгия, глава Святого Филофея. Также храниться платок пропитанный кровью Святого Романа.

Монастырь расположен у моря, на юго-западном низменном склоне Святой Горы. Это последняя по направлению к материку обитель на побережье, от которой до Карей четыре часа ходу.

Дохиар основан в X веке преподобным Евфимием. В миру был он византийским вельможей, современником и другом св. Афанасия, на Афоне же стал его постриженником в иночество и верным учеником. Живя с Афанасием довольно долго, еще до основания Великой Лавры, Евфимий наблюдал, как устроял преподобный священную киновию. За примерное братолюбие, кротость и скромность, за особенное рвение к ангелоподобной подвижнической жизни прп. Евфимий был назначен св. Афанасием дохиаром, на котором лежала забота о всем продовольствии и вещественных нуждах братства. Но душа святого дохиара горела желанием безмолвия.

По благословению св. Афанасия Евфимий, оставив Лавру, вместе с несколькими братиями основал монастырек в Дафни. Но сарацинские набеги заставили его уйти дальше на север. Промыслом Божиим подвижнику было указано для безмолвия место, где ныне стоит Дохиар. Здесь к Евфимию присоединился его племянник Николай, оставивший место советника императора Никифора Фоки. На деньги Николая, в иночестве Неофита, и стала сооружаться – с разрешения Прота Святой Горы – новая пространная обитель, которую Евфимий назвал Дохиаром в память своего лаврского послушания.

После его смерти игуменом Дохиара стал прп. Неофит. Строительство обители прекратилось из-за отсутствия средств. Но Царица Небесная, с материнской заботливостью пекущаяся о насельниках Своего земного жребия, благоволила доставить необходимые деньги. Одному юному послушнику Она указала, где зарыт клад. Место это находилось на противоположной Афону части полуострова Халкидии, на монастырском подворье. Посланные туда вместе с мальчиком три монаха, отыскав клад, решили завладеть им. Ради этого они привязали на шею свидетеля камень и бросили его в море. Когда несчастный стал тонуть, пред ним предстал Архистратиг Божий Михаил вместе с Ангелом Хранителем. Ангел с мольбой обратился к Михаилу-Архангелу: «Если угодно тебе, избавь от потопления этого отрока». И тотчас мальчик оказался в храме Дохиара. Преступные монахи были уличены в обмане. Им пришлось вернуть сокровища, ибо чудесным образом спасенный послушник в присутствии игумена и всей братии рассказал, как Небесные Силы избавили его от верной смерти.

В ознаменование чуда монастырь решили посвятить свв. Архангелам. Мальчик, выросши, принял в Дохиаре монашеский постриг с именем Варнавы и стал следующим после Неофита игуменом монастыря. Три неверных монаха были отлучены от Св. Причастия и посланы на пять лет в келлию Всех Святых оплакивать свой смертный грех. Впоследствии игумен Неофит снова принял их в монастырь. Келлия Всех Святых находится между Дохиарской обителью и пристанью обители Костамонит и принадлежит Дохиару.

Найденные сокровища расточили на довершение строительства и украшение монастыря, который процветал в течение двух веков, но в дальнейшем не избежал типичного для монастырей Святой Горы развития событий. Благосостояние обители сменялось периодами упадка, но никогда на протяжении своей многовековой истории Дохиар не оставался заброшенным. В XIV веке монастырю, испытавшему трудные годы, помогали выжить византийский император Иоанн V Палеолог (1341–1376) и сербский деспот Стефан Душан (1345–1355). Однако, несмотря на все их усилия, упадок монастыря продолжался. В XVI веке в монастырь пришел монах Георгий, страдавший тяжелой болезнью. Излечившись святой водой обители, он до конца жизни подвизался в Дохиаре, завещав ему все свое большое состояние. Значительный вклад в возрождение монастыря внесли валахские господари, в частности Александр и его супруга Роксандра.

В 1568 году они выкупили у турок ранее конфискованные ими угодья Дохиара и передали их истинному владельцу. Во время греческой национально-освободительной революции 1821 года Дохиар потерял большую часть своей общины, были уничтожены почти все его реликвии. Не пострадала великая святыня монастыря – чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на внешней стене перед братской трапезой. Изображение этой иконы относится к X веку, ко времени игуменства упомянутого Неофита, вошедшего вместе с основателем Евфимием в сонм афонских святых. Краски древней иконы не потеряли своего колорита. Промысел Божий хранил ее в течение веков неповрежденной, чтобы в свое время могла источать чудеса и исцеления...

Перед этой чудотворной иконой были двери, которыми отцы входили в трапезу. Трапезарь же по своей должности не только днем, но и ночью хаживал мимо образа с зажженной лучиной. Однажды, в 1664 году, трапезарь по имени Нил, по обыкновению проходя мимо иконы с пылающим факелом, услышал от нее такие слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиной и не копти Моего образа». Нил поначалу испугался человеческого голоса в необычное время, ибо был в трапезе один, однако на слова внимания не обратил и по-прежнему ходил мимо иконы с зажженной лучиной в руках. Через некоторое время Нил снова услышал голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» После этих слов трапезарь ослеп. Тогда только припомнил он в первый раз слышанный голос, почувствовал всю тяжесть своего греха и признал себя достойным наказания за невнимательность к словам Пресвятой Девы. Так, распростершись ниц пред иконой, Нил оставался до утра.

Утром пришли монахи и, выслушав рассказ трапезаря, в благоговейном трепете пали перед образом Богоматери, затеплили перед Нею неугасимую лампаду. Нил решил оставаться здесь до тех пор, пока не вымолит себе прощения и не исцелится. День и ночь плакал он пред ликом Богородицы слезами искреннего раскаяния и наконец был извещен: «Нил, услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и православные христиане обращаются ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого неуслышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним. Отныне сия икона будет именоваться «Скоропослушница», потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений». Нил прозрел, слух же об этом чудесном событии быстро разнесся по Святой Горе, и монашествующие с тех пор часто стали ходить к «Скоропослушнице». Приходят и поныне в Дохиар для поклонения чудотворному образу и молитвы о помощи. Неугасимых лампад перед «Скоропослушницей» более двадцати, все они приложены христианами в память чудотворений...

Собор Дохиара, освященный во имя Архангелов Михаила и Гавриила, построен в XVI веке. Храм высокий, обширный, светлый. Фрески его – прекрасный образец критской школы живописи. У юго-западного угла собора есть колодец, называемый священным. Источник воды в нем был чудесно изведен из земли свв. Архангелами в царствование императора Андроника (1299) и с тех пор не иссякает.

Архитектурный ансамбль Дохиара сложился в основном к XVIII веку. Кроме главных построек в него входят девять параклисов и маленькая церковь Святителя Николая, возведенная первыми ктиторами монастыря. В обители хранятся частицы мощей многих святых, в том числе Марии Магдалины, Дионисия Ареопагита. В библиотеке много старинных книг. В братстве монастыря 40 монахов.

Монастырь Дохиар (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грецию
  • Туры на Новый год по всему миру

Расположенный на береговой линии величественный монастырь Дохиар первой из обителей Святой горы предстает взору паломников и путешественников, прибывающих на полуостров из «материкового» Уранополиса. Дохиар занимает 10-е место в иерархии монастырей Афона, но по площади и числу строений является одним из самых крупных. Обитель была основана в 10 веке святым Евфимием Афонским, и ее главный храм освятили в честь архангела Михаила. Здесь же хранится одна из наиболее почитаемых икон Богоматери - чудотворная «Скоропослушница», писаная в первые годы жизни монастыря. Среди других реликвий частица Животворящего Креста, плащаница с кровью святого Димитрия Солунского и частицы мощей многочисленных святых.

До Дохиара легко добраться пешком от близлежащего Ксенофонта : путь лежит среди фруктовых садов и оливковых рощ и занимает около четверти часа.

Немного истории

Основание Дохиара датируется 2-й половиной 10 века. Тогда келарь Великой Лавры , ученик святого Афанасия, игумен Евфимий удалился из обители и на морском берегу недалеко от порта Дафни заложил небольшой монастырь в честь святителя Николая. Постоянные набеги пиратов вынудили братию переместиться выше по склону холма - там был основан главный храм обители в честь архангела Михаила. В 14 веке монастырь при щедрой помощи византийских и сербских правителей пережил расцвет, столетием позже пришел в упадок, однако вновь возродился в 16 веке. В 17 столетии Дохиар получил статус ставропигиального.

Из 12 церквей Дохиара наибольшее внимание паломников привлекает сооруженная в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница», к которой обращаются с просьбами об исцелении от слепоты и хромоты.

Панорама монастыря Дохиар

Что посмотреть

Монастырь Дохиар - величественное и весьма живописное сооружение, подобно средневековому рыцарскому замку поднимающееся во всей своей суровой красе прямо от кромки моря и обрамленное густой зеленью склонов святой горы Афон. Разновысотные здания обители - крепостные стены, увенчанные деревянными ярусами келий, дозорная башня, храм и целых 12 церквей - создают впечатление упорядоченной, хорошо организованной структуры, словно каменным щитом защищающей главный собор монастыря, который легко узнать по насыщенно-красному цвету купола, увенчанного крестом.

Кафоликон Дохиара был построен в 10 веке и освящен в честь архангела Михаила и Всех сил бесплотных, однако нынешний храм ведет свою историю с 16 века. Его купол самый высокий среди прочих афонских соборов, внутри же стоит обратить внимание на тщательно выписанные фрески критской школы и богато украшенный иконостас, датируемый 1783 г.

Из 12 церквей Дохиара наибольшее внимание паломников привлекает сооруженная в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница», которая находится справа от трапезной монастыря. К ней обращаются с просьбами об исцелении от слепоты и хромоты, а также прочих физических и психических заболеваний. В монастырском дворе обязательно стоит увидеть Священный колодец: по преданию, он возник здесь чудесным образом, по молитвам братии.

В числе православных реликвий Дохиара частица Животворящего Креста Господня, честные главы Дионисия Ареопагита и Константинопольского патриарха Митрофана, плащаница с кровью святого Димитрия Солунского и частицы мощей многочисленных святых, в том числе Иоанна Крестителя и Пантелеймона.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице