Дворец императрицы. Любимые дворцы русских императриц. Китайский дворец в Ораниенбауме

В мае 2009 года я уже писала про этот дворец. У меня тогда была серия постов про Покровское-Рубцово.
Вчера поздно вечером с Зиной и Лешой мимо ехали и я поняла, что они про него не помнят.
Так что пост повторяю.
Дворец расположен на ул. Гастелло 44 http://maps.yandex.ru/-/CZHEbkC
А во времена прекрасной Елисавет и раньше это было царское село Покровское-Рубцово.


В Покровском в молодости жила дочь Петра 1 Елизавета. Удаленная от двора Анной Иоанновной, она выстроила в усадьбе новомодный дворец, предавалась здесь беззаботным увеселениям, устраивая праздники с друзьями, заставляя танцевать на них покровских крестьян. Московский историк, писатель И. К. Кондратьев пишет, что, "будучи от природы веселого характера, княжна участвовала здесь в праздничных хороводах, составленных из Покровских девиц и молодиц, одеваясь в их красивый костюм: в цветной атласный сарафан и кокошник, или в парчовую кику с дробницами из жемчуга и с позументом, или просто по девичьи, вплетая в трубчатую косу свою ярославскую ленту... С тех пор, надо думать, и пели песню:

Во селе, селе Покровском,
Среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась
Красна девица душа".

Хотя после восшествия на престол Елизавета Петровна не забывала любезное ее сердцу Покровское, она приказала архитектору Бартоломео Растрелли сделать дворец еще более пышным - но все-таки уже не так часто бывает там.

Село затихает, однако иногда еще здесь устраивались праздники: на каруселях и качелях развлекались посетители, а с огромной, длиной почти 400 метров катальной горы скатывались сани или коляски. Эта гора была нарочно сделана к приезду Екатерины II в 1763 г., но и в свое отсутствие она дозволяла "кататца летом и зимою дворянству и купечеству и всякого чина людем, кроме подлых". Посетителей ждали также "трактир и в нем кушанье, чай, чека-лад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды". Примерно со второй половины XVIII в. село становится обычным предместьем города, а потом и частью его, в которой начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.
Ну а теперь по-порядку.

Ул. Гастелло 44. Бывший Покровский дворец "прекрасной Елисавет" имеет долгую и во многом еще не выясненную историю. Известно, что здесь на берегу большого пруда стояли деревянные хоромы, предназначенные для пребывания царской семьи. Так, в 1713 г. в них жила царевна Мария Алексеевна, позднее будущая императрица Елизавета Петровна вместе с родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Возможно, что в середине 1730-х г. вместо деревянных хором выстроили каменные палаты, арх. М.Г. Земцов.

В большой московский пожар в мае 1737 г. дворец сгорел полностью.
В 1742 - 1743 гг. он перестроен в нарядный барочный дворец по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.
Это по данный С.К. Романюка.
А И.Кондратьев в 1893 году в своей "Седой старине Москвы" писал, что в 1742 году тут построен деревянный дворец, который значится во всех старинных московских путеводителях. Он сгорел и в 1753 году на его месте построен каменный.

В мезонине центральной части был домовый храм, его главу стоящую до сих пор без креста мы сегодня принимаем за бельведер.

Дворец стоит на пригорке, перед ним был небольшой курденер, который спускался к пруду, который был образован из запруженной реки Рыбинки, которая недалеков от дворца впадала в Яузу. От дворца на середину пруда, где был остров и стояла деревянная Воскресенская церковь был проложен красивый деревянный мост.
Теперь на месте пруда и всей этой красоты выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, Рыбинку заключили в трубу... а дворец сотрясается от поездов, которые проходят прямо перед ним по линии Курской железной дороги, которую построил промышленник П.фон Дервиз.

Но о нем, вернее о его следах в Покровской-Рубцове будет уже следующий пост.

В 1741 году в результате очередного дворцового переворота русской императрицей стала младшая дочь Петра I Елизавета. Многие современники восприняли восшествие на русский престол Елизаветы Петровны как гарантию возвращения к традициям внутренней и внешней политики ее отца. В стране начался новый этап развития культуры, науки, искусства.

Новый период расцвета переживала и столица России. Город быстро строился, появлялись новые официальные резиденции, дворцы, соборы, театры. Время царствования Елизаветы - период господства в европейской архитектуре стиля барокко, для которого характерны пышность и причудливость архитектурных форм, роскошь отделки с использованием лепных деталей, позолоты, скульптуры, живописи. В Петербурге в это время работает талантливейший архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, и именно ему принадлежит создание шедевров русского барокко, отражающего идею торжества и могущества страны, которая стала одной из крупнейших мировых держав.

Заказ на сооружение первой постройки для Елизаветы Растрелли получил, когда она еще не была императрицей. Цесаревна приказала построить для нее Летний дворец на территории третьего Летнего сада (современная территория, ограниченная Фонтанкой, Мойкой, Итальянской улицей и Екатерининским каналом).

Благодаря сохранившимся гравюрам и рисункам, мы сегодня можем представить, как выглядело это творение Растрелли. Первый этаж дворца был сделан из камня, второй - деревянный. Дворец выкрасили в светло-розовый цвет, цокольный этаж был серым. Дворец имел два фасада: один был обращен в сторону Невской першпективы, другой - главный - к Мойке, в сторону Летнего сада. От Невской першпективы вдоль Фонтанки проложили широкую дорогу, вдоль нее тянулись оранжереи, росли фруктовые деревья, здесь же был Слоновый двор, при этом его обитатели летом могли купаться в Фонтанке.

На территорию дворца можно было попасть через широкие ворота с ажурной решеткой, украшенной позолоченными орлами. Перед главным фасадом, обращенным к Мойке, устроили огромные фигурные цветники, высадили аккуратно подстриженные деревья - получился настоящий регулярный парк. Сам Растрелли писал: "Здание имело более ста шестидесяти апартаментов, включая церковь, зал и галереи. Все было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно, как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами…". В 1745 году построили крытую галерею для перехода из дворца в Летний сад через Мойку.

Царица очень любила свой роскошный Летний дворец. Ежегодно в конце апреля она вместе со всем двором переезжала из Зимнего дворца в Летний. Переезд превращался в целую церемонию с оркестровой музыкой и артиллерийской пальбой. В конце сентября Елизавета снова возвращалась в Зимний дворец.

В сентябре 1754 году в летней резиденции Елизаветы родился будущий император Павел I. Судьба распорядилась так, что именно он в самом начале своего царствования снес обветшавший Летний дворец и приказал построить на его месте замок, который мы сегодня знаем как Михайловский. И именно здесь жизнь Павла I трагически оборвалась.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997
2. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт - Петербурга. СПб., 2000
3. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000

И, безусловно, символом Летнего сада и одним из символов Санкт-Петербурга является ограда, выходящая на набережную Невы, построенная в 1770-1784 годах архитектором Ю.М.Фельтоном. Но мало кто знает, что на этом самом месте некогда стоял Летний дворец Анны Иоанновны , удивлявший современников своим великолепием.

Набережная Невы у Летнего сада. Именно здесь некогда стоял Летний дворец Анны Иоанновны

История строительства дворца Анны Иоанновны

Первоначально, при императрице Екатерине I здесь была построена «Зала для славных торжествований», представлявшая собой деревянную галерею и зал, насчитывающие 11 окон по фасаду. 21 мая 1725 года в ней состоялось бракосочетание великой княжны Анны Петровны (1708-1728) с герцогом Голштинским (Карл Фридрих Шлезвиг-Гольштейн-Готторпский, 1700-1738). От этого брака родился Карл Петер Ульрих, будущий российский император Петр III (1728-1762).

В 1731 году по приказу императрицы Анны Иоанновны (1693-1740, годы правления 1730-1740) «Зала» была сломана, и всего за 6 недель в 1732 году был возведен роскошный деревянный дворец. Его архитектором был Франческо Растрелли, в работах также принимал участие его отец, Бартоломео Растрелли. 1 июня 1732 года императрица торжественно въехала в новый Летний дворец. Последующие годы она жила здесь с начала мая по конец сентября.

Императрица Анна Иоанновна, с гравюры И.Соколова, 1740

Дворец представлял собой одноэтажное, вытянутое в длину помещение. Центральная часть фасада была выделена, от боковых крыльев отходили спуски к Неве. Вдоль кровли шла балюстрада, украшенная резными деталями и скульптурой. Частые окна были зеркальные – редкость для того времени; через них можно было увидеть внутреннее убранство. Во дворце насчитывалось 28 комнат, 10 из которых занимал Бирон. Когда Анна Иоанновна жила в Летнем дворце, на Неве были пришвартованы четыре яхты, которые во время празднеств и застолий давали салют.

Чертежи Летнего дворца Анны Иоанновны, выполненные Ф.-Б. Растрелли

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Загадочная смерть императрицы

В Летнем дворце императрица скончалась, здесь же проходила церемония прощания. Ее кончине предшествовали странные события. Еще 5 (16) октября 1740 года во время обеда с Бироном Анна Иоанновна потеряла сознание. Врачи признали болезнь смертельной. М.И.Пыляев в книге «Старый Петербург», ссылаясь фрейлину Блудову, пишет следующее (сохранены грамматика и пунктуация):

За несколько дней до смерти Анны Иоанновны, караул стоял в комнате, возле тронной залы, часовой был у открытых дверей. Императрица уже удалилась во внутренние покои; было уже за полночь, и офицер уселся, чтобы вздремнуть. Вдруг часовой зовет на караул, солдаты выстроились, офицер вынул шпагу, чтобы отдать честь. Все видят – императрица ходит по тронной зале взад и вперед, склоня задумчиво голову, ни на кого не обращая внимания. Весь взвод стоит в ожидании, но, наконец, странность ночной прогулки по тронной зале начинает всех смущать. Офицер, видя, что государыня не желает идти из залы, решается, наконец, пройдти другим ходом и спросить, не знает ли кто намерений императрицы. Тут он встречает Бирона и рапортует ему. – Не может быть, — говорит Бирон: — я сейчас от государыни, она ушла в спальню ложиться. – Взгляните сами, она в тронной зале. – Бирон идет и тоже видит ее. – Это что нибудь не так, здесь или заговор, или обман, чтобы действовать на солдат, — говорит он, бежит к императрице и уговаривает ее выйдти, чтобы в глазах караула изобличить самозванку, пользующуюся некоторым сходством с ней, чтобы морочить людей. Императрица решается выйдти, как была в пудермантеле. Бирон идет с нею. Они видят женщину, поразительно похожую на императрицу, которая нимало не смущается. – Дерзкая! – говорит Бирон, и вызывает весь караул; солдаты и все присутствующие видят «две Анны Иоанновны», из которых настоящую и призрак можно было отличить только по наряду и по тому, что она пришла с Бироном. Императрица, постояв минуту в удивлении, подходит к ней, говоря: «Кто ты? Зачем ты пришла?» Не отвечая ни слова, привидение пятится, не сводя глаз с императрицы, к трону, всходит на него, и на ступенях, обращая глаза еще раз на императрицу, исчезает. Императрица обращается к Бирону и произносит: Это моя смерть, — и уходит к себе.

В этой истории много непонятного. Еще в детстве Анне Иоанновне некий юродивый предсказал, что она умрет после того, как увидит свое отражение без зеркала. В 1721 году, во время пира по случаю провозглашения Петра I императором, шутиха заявила, что женщин царского дома будет поджидать смерть в женском обличии. Можно было бы поверить в мистику, но… На следующий день после смерти Анны Иоанновны, близ Зеленого моста у реки Мойки был обнаружен труп женщины, поразительно похожий на покойную императрицу. Была ли она тем самым призраком?

По завещанию Анны Иоанновны, подписанному на следующий день после явления двойника, престол переходил к 10-месячному Иоанну Антоновичу, регентом при котором был Бирон. Однако ему недолго пришлось править. В ночь на 8 ноября Бирон был арестован Минихом и сослан в . Младенца-императора из Летнего дворца увезли в Зимний дворец, а оттуда – тоже в Шлиссельбург.

Дальнейшая судьба дворца

В 1748 году, уже в царствование Елизаветы Петровны, Летний дворец был разобран и перевезен в Екатерингоф, послужив строительным материалом для двух флигелей, расширивших главный дворец. А уже после революции, в 1926 году, после нескольких пожаров, Екатерингофский дворец разобрали окончательно. Так прекратил свое существование Летний дворец Анны Иоанновны.

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.


В XVIII веке у власти в России часто оказывались женщины, и в их жизни, естественно, были фавориты. Они безмерно одаривались титулами и поместьями, зачастую имели огромное политическое влияние. Некоторые получали в подарок настоящие дворцы. Кто же удостоился такой чести, и какие из этих дворцов сохранились в Санкт-Петербурге до нашего времени?

Аничков дворец (Невский пр., 39)


Аничков дворец - первый дворец, появившийся на Невском проспекте. Так его назвали уже через несколько лет, когда рядом с ним появился знаменитый Аничков мост.
Елизавета Петровна, дочь Петра I, взойдя на престол в 1741 году в результате дворцового переворота, в честь своего триумфа приказала выстроить дворец.


Хотя официально было объявлено, что дворец строится для новой императрицы, все понимали, что на самом деле он предназначен для графа Алексея Григорьевича Разумовского, на тот момент являющегося ее фаворитом. Разумовский славился своей красотой и добродушием, и хотя обладал при дворе большой властью, особо этим никогда не пользовался.

К строительству дворца приступили сразу после коронации, начинал его строить архитектор Михаил Земцов, а завершал уже Бартоломео Растрелли. Здание было расположено так, что его парадный вход и главный фасад были обращены на набережную Фонтанки, а не на Невский проспект. В то время Невский проспект еще не был центральной улицей города и, кроме того, многие гости добирались до этого дворца по Фонтанке, по ней тогда проходила граница Санкт-Петербурга.


В 1771 году Разумовский умер, и Екатерина II, выкупив дворец у семейства Разумовских, передарила его своему новому фавориту, Григорию Потемкину. Он решил перестроить дворец в более классическом стиле, что и было сделано. В дальнейшем дворец еще не раз менял своих хозяев, и не раз серьезно перестраивался.

Шуваловский дворец (Итальянская ул.,25)




Принадлежал особняк молодому фавориту Елизаветы Петровны Ивану Шувалову, человеку весьма разностороннему, интересовавшемуся политикой, искусством. Во многом благодаря его стараниям были открыты Московский Университет и Академия Художеств.


Вместо того, чтобы строить новый особняк "с нуля", было решено, взяв за основу одно из имеющихся зданий, основательно его перестроить по своему вкусу. К строительству особняка привлекли архитектора Савву Чевакинского, выбравшего для него стиль елизаветинского барокко. Особняк построили очень быстро – всего за два года, и туда переехал Шувалов со своей женой.
Однако в дальнейшем, при императрице Екатерине II, Шувалов был отлучен от двора и вынужден был уехать из России. По распоряжению одного из последующих владельцев дворца, генерал-прокурора Александра Вяземского, дворец перестроили уже в классическом стиле.

Мраморный дворец (Миллионная улица, 5/1)

Этот дворец был построен для очередного фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Столь щедрый подарок графу императрица сделала за его отвагу и смелость, проявленные во время дворцового переворота, благодаря которому Екатерина взошла на российский трон.
Для украшения фасадов и интерьеров этого дворца был использован мрамор, причем, самый разный – 32 сортов. Поэтому этот дворец так и стали называть – Мраморным. А еще его называли – Дворец для фаворита.
Однако строительство дворца затянулось на целых 17 лет и, к сожалению, граф Орлов, так и не дождавшись завершения работы, умер. Сейчас Мраморный дворец передан в распоряжение Русского музея.











Гатчинский дворец


Гатчинский дворец тоже принадлежал Григорию Орлову. Он был выстроен в необычном для России стиле – английского охотничьего замка. Проект выполнил итальянец Антонио Ринальди. Этот дворец тоже строили очень долго – 15 лет, и Орлову пожить в нем довелось весьма недолго – всего два года.





Таврический дворец (Шпалерная улица, дом 47)


Этот дворец, один из самых больших в Европе, Екатерина Великая выстроила для князя Потемкина. Именно под его управлением русская армия, победив в русско-турецкой войне, присоединила Крымский полуостров, называемый тогда "Тавридой". После этого и Потемкина стали называть Таврическим. Но Потемкин уже через год продал этот дворец за ненадобностью и отбыл по делам на юг. Екатерина же выкупила этот дворец и опять ему подарила – на сей раз за взятие турецкой крепости Измаил.

Большое количество дворцовых построек, богатство и роскошь их отделки преображают архитектурный облик Санкт-Петербурга на протяжении многих лет. Ведь именно этот город славится уникальными дворцами крупных чиновников, аристократов и других знатных персон. Достоин огромного внимания Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Более подробно о нем вы узнаете, прочитав эту статью.

Культурная жизнь столицы во времена правления Елизаветы Петровны

С восшествием на престол новой императрицы в государстве стартовал очередной этап становления культурных сфер. Этот период расцвета оказал влияние и на столицу. Город значительно преображался. В эпоху культурного развития Петербурга предпочтение отдавалось возведению архитектурных памятников. Заслуживает особого внимания Летний Санкт-Петербурга по сегодняшний день радуют взор жителей города и туристов.

Во времена правления Елизаветы Петровны (1741 - 1761) сооружение дворцов имело особое значение. Тогда воздвижением настоящих шедевров занимался Франческо один из лучших архитекторов в истории государства. К числу его работ относится и Летний дворец Елизаветы Петровны. Его нельзя не отметить как лучшую работу архитектора.

Общая характеристика сооружения

Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге возведен Б. Ф. Растрелли в период с 1741 по 1744. По словам зодчего, здание включало около 160 апартаментов, среди которых была церковь и галереи. Дворец украшали многочисленные скульптуры, фонтаны и сад. Со временем резиденция ощутила на себе целый ряд изменений, связанных с неудовлетворенностью архитектора своей работой. На протяжении нескольких лет здесь продолжались строительные мероприятия.

Летний дворец Елизаветы Петровны: история строительства

Территория, на которой расположен Михайловский замок, в первой половине XVIII века относилась к Летнему саду - царской усадьбе Петра I. На этом участке императрицей Анной Иоанновной было велено начать сооружение дворца. Строительство поручили архитектору Растрелли-младшему. Но зодчий так и не успел приступить к работе при жизни императрицы.

В 1740 году власть перешла к которая решила реализовать проект, основанный ее предшественницей. Но через некоторое время происходит в результате которого императорская власть переходит к младшей дочери Петра I, Елизавете. Цесаревна отдает Ф. Б. Растрелли приказ на возведение Летнего дворца. Императрице настолько понравился результат работы архитектора, что она повысила его жалование в два раза.

Точная дата закладки строения до сих пор остается спорной. По мнению некоторых историков, данное событие припадает на 24 июля 1741. Причем начало закладки происходило в присутствии императрицы Анны, её мужа, а также некоторых придворных и членов гвардии.

Особенности архитектурного стиля

Летний дворец Елизаветы Петровны относится к стилю русское барокко. Так называлась совокупность архитектурных направлений, сформировавшихся на территории Российской империи и Русского государства в XII - XIII столетиях. Сооружения этого периода характеризовались:

  • пышностью и затейливостью архитектурных форм;
  • роскошной отделкой;
  • использованием лепки;
  • применением живописи и позолоты.

Среди стилей данной эпохи выделяют которое возникло благодаря строениям не только соотечественников, но и архитекторов из Западной Европы. Они были приглашены Петром I, чтобы облагородить новую столицу, Санкт-Петербург.

Наиболее характерными чертами Петровского барокко были:

  • отказ от византийской манеры;
  • простота и практичность;
  • фасады в красно-белых оттенках;
  • наличие симметрии форм;
  • мансардные крыши;
  • арочные проемы окон.

Как выглядел Летний дворец

Многие из гравюр и рисунков, сохранившиеся с той эпохи, практически в точности отображают внешний вид дворца. Основой для первого этажа был выбран камень, для второго - дерево. Сооружение было окрашено в светло-розовые оттенки, что примечательно для стиля барокко. Цокольный этаж сделали из гранита в серо-зеленом цвете. Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны имел два фасада: главный фасад выходил на Мойку, в сторону Летнего сада, а другой - на Невскую перспективу.

По всему периметру располагались служебные постройки, что имитировало своеобразную замкнутость.

Вдоль Фонтанки была проложена широкая дорога, которая сопровождалась оранжереями и фруктовыми деревьями. Часть этой территории была занята Слоновым двором, обитатели которого при желании купались в Фонтанке.

Вход к дворцу был огражден широкими воротами, на которых переливались позолоченные двуглавые орлы. Ворота украшала ажурная решетка. За ограждением находился большой парадный двор.

Вид главного фасада загораживали большие цветники и деревья, из которых получился своеобразный парк.

Центральный корпус занимал Большой парадный зал. Его украшали богемские зеркала, скульптуры из мрамора и произведения живописи, написанные знаменитыми художниками. У западной стороны зала возвышался царский трон. Гостиные, украшенные резьбой из позолоты, вели прямо в парадный зал. Снаружи к помещению подходили фигурные лестницы.

По направлению к Мойке красовались цветочные партеры. Здесь также располагались три фонтанных бассейна, имеющие сложные очертания.

Дальнейшие преображения дворца

В течение года была достроена крытая галерея, через которую можно было совершить прогулку к Летнему саду. На стенах такой галереи были развешаны картины известных живописцев. Здесь же была спроектирована терраса с висячим садом, пролегающим на уровне бельэтажа, где находился Эрмитаж и фонтан. Контур террасы был огражден золоченой решеткой. Позже к этому участку была пристроена дворцовая церковь.

Спустя некоторое время возле дворца был высажен декоративный парк. Через него проходил огромный лабиринт, боскеты и беседки. В центр парка были помещены качели и карусели.

На территории, прилегающей к дворцу, был построен комплекс водонапорных башен, так как прежнее водоснабжение фонтанов не имело необходимого напора. Подобные водонапорные башни были облагорожены с помощью дворцовой росписи.

Архитектора Растрелли не удовлетворяла его работа. По этой причине спустя десятилетие он доводил деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны до настоящего шедевра. Растрелли регулярно переделывал некоторые части здания. Так, позже стены преобразились с помощью фигурных наличников окон и атлантов. В качестве их украшения также служили львиные маски и маскароны.

Предназначение

Летняя резиденция - это первый собственный дом Елизаветы. До императрицы в этом здании никто не проживал. Цесаревна занимала восточное крыло резиденции. Западное крыло выделялось для придворных.

Царица Елизавета восхищалась роскошью Летнего дворца. Каждый год, в апреле, императрица уезжала из Зимнего дворца, чтобы на время поселиться в летнем. С ней переселялся и весь двор. Это событие превратилось в настоящую церемонию, которую сопровождал оркестр и артиллерийская пальба. В сентябре Елизавета переезжала обратно.

Дальнейшая судьба летней резиденции

В 1754 Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге стал местом рождения Павла I, в скором времени пришедшего к власти.

В 1762 здесь проводились пиршества по случаю мирного соглашения с Пруссией.

Как только новый император Павел I пришел к власти, он тут же отдал приказ о сносе сооружения. На его месте был возведен замок, известный на сегодняшний день как Михайловский. Именно в этой резиденции закончилась жизнь Павла I.

Согласно одной из легенд, Михайловский замок был возведен не случайно на месте Летнего дворца. Император пожелал провести остаток своей жизни в том месте, где был рожден. Другая же легенда гласит, что караульному явился архангел Михаил и приказал построить храм на территории, где располагался Летний дворец Елизаветы Петровны. После этого случая император велел начать сооружение нового дворца и церкви во имя архистратига Михаила. Таким образом, Михайловский замок получил свое название по аналогии с храмом Михаила Архангела.