Фонтан марии медичи. Люксембургский сад в Париже: Фото, скульптуры, что посмотреть. Фонтан Марии Медичи

Как в этом замкнутом пространстве
Вмещаются все радости земли?
Фонтаны, клумбы и дворец в убранстве,
Где некогда бывали короли.
Мирошникова Ирина



Левый берег Парижа славится волшебным обаянием истинно французского колорита. Здесь каждый кирпич старинных особняков пропитан тонкими нотками парижского настроения, которое сквозь века проносится романтичными волнами сквозь маленькие кафе, величественные соборы, пленительные розы садов и улыбчивые глаза шумных горожан.



И центром этого прекрасного района, который носит название «Латинский квартал», является роскошный парк в самом конце бульвара Сан-Мишель - Люксембургский сад. Это место не только пронизано нежными строками Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Дидро, Руссо, Эрнста Хемингуэя, и привлекает оно не только тем, что является одним из главных культурных наследий французской столицы, но в первую очередь тем, что Люксембургский сад пропитан той самой неповторимой энергетикой левого берега.



Фонтан Леда

Добраться Люксембургского сада можно как двигаясь пешком вдоль по бульвару Сан-Мишель до самого конца, так и доехав на метро до станции «Люксембург». За высокой кованной оградой, которую вы сразу же приметите, приближаясь к нужному месту, скрывается сад, занимающий площадь в двадцать шесть гектаров

Люксембургский сад с севера ограничен одноимённым дворцом и «Малым дворцом» (Petit Palais), который является официальной резиденцией президента Сената,оранжереей и Люксембургским музеем (Musée du Luxembourg), а с востока — Парижской высшей национальной школой горного дела (Ecole des Mines).




Сад можно условно разделить на две части: вокруг дворца расположены разбитые ещё в XVII в. в строго геометрическом порядке и в классическом французском стиле клумбы и террасы, в восточной и юго-восточной части возникла более поздняя парковая зона в английском стиле.



Сад был разбит в 1611 либо 1612 гг. по заказу итальянки Марии Медичи, вдовы короля Генриха IV, вокруг загородного замка, возводившегося в то время далеко за пределами города. Сад был заложен на землях, принадлежавших монастырю картезианцев, построенному на месте средневековой крепости Шато Вовер.


Крепость была огромной и пользовалась зловещей славой, похожей на репутацию замки Синей Бороды. До наших дней во французском языке сохранилось выражение «aller au diable Vauver», что означает «опасное путешествие». В XIII веке Людовик XI передал эти земли картезианцам, суровому монашескому ордену, основанному святым Бруно (ок. 1030-1101). Прообразом замка послужил Палаццо Питти во Флоренции, в котором выросла Мария Медичи.

Мария скучала по пейзажам любимой Тосканы, поэтому распорядилась посадить вокруг нового королевского замка большое количество деревьев и создать обширные террасированные партеры с эффектными цветниками. По замыслам королевы, разросшиеся деревья со временем должны были образовать настоящий густой лес, для питания которого влагой был спланирован специальный акведук.

Две тысячи вязов, высаженных на территории, сформировали перспективу, которая на юге заканчивалась стеной монастыря картезианских монахов. Медичи хотела расширить территорию сада, но монахи отказывались отдать хоть пядь своей земли, поэтому этим планам суждено было осуществиться лишь в конце 18-го века, после разрушения монастыря во время Великой французской революции.

Сад был изменен в соответствии с замыслами архитектора Жана-Франсуа Шальгрена (Jean-Francois Chalgrin, 1739-1811), который не только расширил и продлил центральную перспективу, но и благоустроил пустовавшую территорию в юго-западной части сада. В этот же период в саду появились балюстрады, которые нависали над центральным цветочным партером и большим прудом (Le Grand Bassin).
В начале 19-го века, прилегающие улочки и дороги превратились в бульвары, но это не оказало какого-либо влияния на общую планировку сада.
Княжеский сад, в котором основоположник стиля рококо Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684-1721) уединенно работал и искал вдохновение, был открыт для публики в 1778 году. Детскую карусель и театр, героем представлений которого был Гиньоль (Петрушка), создал в 1881 году архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (Jean-Louis-Charles Garnier, 1825-1898). Примерно в эти же годы в саду появились многие укромные уголки и площадки для игр и отдыха.



Оранжерея

Лианы, шалфей, георгины... Цветение растений в клумбах не прекращается в течение всего теплого периода года. Для достижения максимальной декоративности, три раза за год садовники меняют ассортимент растений в каждом цветнике.
В летние месяцы добавляются кадочные растения - апельсиновые деревья, финиковые пальмы, гранатовые деревья, олеандры, некоторым из которых уже более двух столетий. Эти и другие декоративные растения можно увидеть и в оранжерее, построенной в 1839 году и расширенной спустя 50 лет.



В отдалении красуются белые каштаны. В скрытом за кулисами из растений месте расположились лавры, аукубы и бирючина. Здесь также сохранились деревья, выращенные картезианскими монахами в своем собственном питомнике при монастыре, - это, прежде всего, почти две тысячи сортовых яблоневых и грушевых деревьев, посаженные вблизи стен.





Люксембургский сад в полной мере соответствует главному требованию, которое предъявляется сегодня к парижским паркам. Растущие здесь деревья и кустарники хорошо переносят регулярную обрезку, а также толерантны к атмосферным загрязнением и заболеваниями.



Каштаны, липы и клены представляют собой прекрасные убежища для городских птиц. Подавляющее большинство пернатых наиболее активны и наполняют сад звуками весной, но некоторые больше привлекают посетителей в зимнее время, - такие как большой пестрый дятел, воробей, или королек - самая маленькая из европейских птиц



Несмотря на то, что в XIX в. южное крыло дворца и прилегающий к нему сад подверглись значительным изменениям,



Кто послужил моделью для многих статуй по большейчасти относящихся к XIX в., легко понять. Статуи королев и знаменитых дам Франции выстроились вдоль аллей парка. Среди них св. Женевьева, Мария Стюарт, Анна Бретонская, Клотильда Французская.

Анна Австрийская



Возлюбленная Петрарки-Лаура


Св.Батильда


Мария Стюарт


Мария-Луиза Орлеанская


Мария Медичи


Королева марго

Кроме королев можно увидеть и другие скульптуры в парке, в их числе памятник художнику Делакруа скульптора Жюля Далу, а также довольно своеобразная скульптура - дань памяти поэту-сюрреалисту Полю Элюару работы Осипа Цадкина (с произведениями последнего подробнее можно ознакомиться в находящемся неподалёку Музее Цадкина).


Статуя Свободы в Люксембургском саду



В оригинале сад предусматривал большие территории лесных насаждений, цветочных клумб и водоёмы, для снабжения водой которых в 1613—1624 гг. был построен акведук. И даже подковообразный пандус с высокими террасами со стороны сада, огибающий центральный фонтан, существовал в такой форме ещё в начале XVII в





В 1617 г. территория сада была увеличена за счёт части земли картезианского монастыря, по приказу Людовика XIV, внука Марии Медичи, подковообразный пандус дополнила грандиозная перспектива авеню де ль’Обсерватуар, которая ведёт через проложенный здесь парижский нулевой меридиан до парижской обсерватории.





Уже в XVII в. парк пользовался большой популярностью. В XVIII в. Люксембургский сад стал излюбленным местом прогулок литераторов: здесь прохаживались и Руссо, и Дени Дидро.




В последующие годы территория сада испытала много изменений: в 1782 г. его владелец, граф Прованский, брат Людовика XVI и будущий король Людовик XVIII поступился шестью гектарами сада, чтобы провести реставрацию дворца. Во время революции после секуляризациик артезианского монастыря территория Люксембургского сада увеличилась до его нынешних размеров.


В 1865 г. при Наполеоне III была разрезана проложенной рю Огюст Комт (rue Auguste Comte) и зданиями в восточной и южной части. Эти работы затронули в том числе особо любимые Ги де Мопассаном древесный питомник (Pépinière) и ботанический сад. Протесты граждан и пять петиций, одна из которых собрала рекордные для того времени 12 000 подписей, не возымели успеха. Фонтаны



Фонтан Медичи





Фонтан Медичи (1624 г., выполнен в модном тогда итальянском стиле) считается самым романтичным фонтаном Парижа и находится в одном из самых притягательных уголков Люксембургского сада.

Во времена королевы это был типичный итальянский фонтан-грот.



Однако в 1866 году мастер О. Оттен переместил фонтан и дополнил его скульптурной группой, дидактически толкующей миф о Полифеме. Бронзовый прообраз (Ришелье) вот-вот набросится на Галатею (Мария Медичи), ни о чем не подозревающую, лежащую в объятиях пастуха Акида.

Более тихая, скорее похожая на лес юго-западная часть парка заканчивается небольшим фруктовым садом из выращенных на шпалерах грушевых деревьев. Их плода попадают на стол к сенаторам, или же, при наличии большого урожая, отдаются бездомным.







Большой пруд


С пруда открывается перспектива на обсерваторию

Она начала формироваться в 1790 году, когда снесли монастырь, примыкавший к саду. Вдоль проспекта, почти до пересечения с бульваром Montparnasse, тянется сквер. Кроны деревьев, растущих по обеим его сторонам, столь пышны, что образуют плотную лиственную крышу.



В конце сквера установлен фонтан Обсерватории (Fontaine de l’Observatoire), который чаще называют фонтан «Четыре части света». В центре фонтана её автор, скульптор Давиу, расположил скульптурную группу работы Ж.-Б. Карпо. Четыре обнажённые девушки олицетворяют четыре материка - Евразию, Северную Америку, Южную Америка и Африку.







Их лицам приданы черты народов, населяющих континенты, а на плечах они держат земную сферу, окруженную сферой небесной. В плоскости эклиптики небесной сферы расположено кольцо с символами зодиакальных созвездий. Автор, конечно, знал, что материков на планете пять, но Австралия рушила всю композицию, и её пришлось убрать. Из вод фонтанного бассейна рвутся к небесам бьющие копытами кони.




Люксембургский сад - самый «французский» из всех парков города, потому что только здесь можно увидеть истинное предназначение зеленых местечек в Париже, как именно проводят свое свободное время парижане, и, наконец, стать одним из них, уютно усевшись на креслице у фонтана, вдыхая аромат роз и наслаждаясь свежестью зелени, скрывающей от такого с одной стороны далекого и одновременно неизмеримо близкого центра города.
Люксембургский дворец




Мария Медичи

Palais du Luxembourg — дворец, построенный для Марии Медичи по проекту Саломона де Бросса в 1615-31 гг. в Люксембургском саду в Париже, на месте усадьбы покойного герцога Пине из родаЛюксембургов (отсюда и название).



Стиль — переходный от ренессанса к барокко. По заказу Марии Медичи художник Рубенс написал для этого дворцадвадцать четыре холста со сценами из жизни королевы.



Через несколько месяцев после окончания строительстваЛюдовик XIII удалил её из Парижа. После смерти Марии здесь жили её сын Гастон Орлеанский и внучка, «Великая Мадемуазель».




Во время нацистской оккупации во дворце размещалась штаб-квартира люфтваффе во Франции, в нём периодически останавливался Герман Геринг, а генерал-фельдмаршал авиации Гуго Шперле довольно долго в нём жил. В настоящее время здесь заседает Сенат Франции.









































Где находится : Париж, 6й округ, Сен-Жермен,
Как добраться: RER Luxembourg / м.Odeon / St-Sulpice
На что посмотреть : сад, который парижане называют «Люко», разбит перед южным фасадом Люксембургского дворца. Это, пожалуй, самый романтичный из парижских парков. Здесь находят уединение влюбленные, ведут научные споры профессора, старушки кормят с рук птиц, которые давно перестали бояться людей.

Люксембургский сад (Париж, Франция): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg) - дворцово-парковый ансамбль, одна из главных достопримечательностей Латинского квартала Парижа. Сад находится в конце красивого бульвара Сан-Мишель, по которому до него можно добраться. Также можно доехать до Люксембургского сада на метро, выйдя на станции «Люксембург».

В саду стоит Люксембургский дворец - один из лучших архитектурных памятников всей Франции. Перед дворцом располагается огромный прекраснейший фонтан, по водам которого можно даже запустить модель парусника. Чуть в стороне - атмосферный фонтан Медичи 17 века, мраморный, заросший мхом.

Люксембургский сад

Недалеко от центрального входа в Люксембургский сад располагается музыкальный павильон - открытая сцена, на которой постоянно устраиваются концерты, выступают любители и профессионалы. В саду есть множество аттракционов, игровых и спортивных площадок. Что неудивительно, ведь его общая площадь достигает 26 гектаров, есть где развернуться.

Столицы Франции. Упоминая о нем, сами французы говорят в превосходной степени: он самый большой, красивый, романтичный, французский, изумительный. Список эпитетов бесконечен.

Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg) появился в 17 веке благодаря Марии Медичи. Скучая по родной Италии, она задумала построить загородную резиденцию, обрамленную насаждениями, похожую на ту, где выросла.

С момента отрятия для публики стал любимым местом парижан, творческой интеллигенции со всего мира и туристов. По тенистым аллеям с неповторимыми по красоте клумбами, цветочными композициями, переходами, лужайками, водоемами и многочисленными лавочками прогуливались Дидро, Гюго, Э. Хемингуэй, Ахматова, Бродский, другие известные личности.

До сих пор жители французской столицы устремляются сюда, чтобы побродить по аллеям и перевести дух, созерцая природную красоту, полюбоваться фонтанами на особых стульях, похожих на шезлонги, перекусить в многочисленных кафе, поиграть с детьми, встретиться с возлюбленными. Здесь каждому находится занятие. Знайте, что прогулка может затянуться на целый день.

Что представляет собой Сад Люксембург?

Территория самого французского по духу парка огромна. Зеленая зона разрослась до почти 23 гектаров. Она условно поделена на три части:

В центре перед великолепным Люксембургским дворцом, возводимым 16 лет, ставшим местом заседания Сената, раскинулась огромная площадь с великолепным прудом (Le Grand Bassin) и многочисленными скульптурами королевских особ, выдающихся деятелей.

Северо-восточная часть отмечена фонтаном Марии Медичи, напоминающим по форме итальянский грот, окруженный массивными платанами. Около него всегда многолюдно. Напротив, в тени деревьев спрятано уютное кафе, где можно отведать истинно французский завтрак: ароматный кофе с таящими во рту круасанами. Поблизости находятся теннисные корты, площадки для игры в баскетбол и «в мяч» (гольф по-французски), городок для активных детских игр (вход платный).

Сад Люксембург идеален для семейных прогулок. Дети могут попускать в центральном пруду парусники, взятые напрокат, покататься на старинной карусели, прокатиться на лошадках, осликах, вместе с родителями в старинной карете. По давней традиции посмотреть представление в театре марионеток Guignol, где главный персонаж напоминает русского Петрушку. Оно проводится обычно три раза в неделю: по средам и выходным дням.

Юго-западная часть парка самая тихая, похожая на лес. Она заканчивается садом с фруктовыми деревьями, плоды которых попадают к сенаторам на стол, при богатом урожае раздаются нуждающимся.

Достопримечательности сада Люксембург

Из памятников архитектуры интерес вызывают:

Оранжерея (вход с улицы Вожирар), где периодически свои произведения выставляют художники, проводятся концерты, в конце сентября организуется выставка «экспо - осень».

Люксембургский дворец (Palais du Luxembourg), где заседает Сенат. Увидеть шикарное внутреннее убранство удается редкому туристу. Свободный доступ возможен раз в год. В Дни национального достояния, в третье воскресенье сентября дворец открывают для всех желающих. В остальное время экскурсии проводятся в один из субботних дней каждого месяца по предварительной договоренности.

Когда посещать, как доехать?

В любое время года сад Люксембург прекрасен и открыт для свободного посещения: в летние месяцы с полдевятого до восьми часов вечера, зимой с 8.00 до 17.00 часов. Если, будучи в Париже, Вы намерены увидеть все своими глазами, выбирайте , следующее до станции Odeon или поезд RER B «Luxembourg».

Ориентиром служит высокая кованая ограда и поток людей, непрестанно спешащий окунуться в особую атмосферу Сада Люксембург.

Каждый раз, бывая в Париже, я стараюсь заглянуть в Люксембургский сад.
Ну, как не наведаться сюда хоть на несколько минут! Усесться на стул, вытянуть ноги и почувствовать, что ты пришел домой. Смотреть на таких же, как ты, посетителей: кто-то приходит сюда каждый день, кто-то попал в Париж на несколько часов. И все мы единодушно погружаемся в умиротворенное созерцание, когда не хочется ни разговаривать, ни думать, ни спешить, а в душе поселяется безмятежность.

Кто-то, впрочем, бегает или играет в теннис и петанк, но это там, в глубине. Сад разделен на зону активности, аллеи мирных прогулок и партер сидения перед Люксембургским дворцом.

Бродский писал: «Сад выглядит, как помесь Пантеона со знаменитой «Завтрак на траве».
Пантеон, действительно, проглядывает в глубине аллеи – от него до Люксембургского сада минут 5 пешего хода.

Однако в данном случае поэт имел ввиду большое количество скульптур королевских особ и прочих французских знаменитостей, расставленных по саду, одной из которых – Марии Стюарт – он и посвятил свое стихотворение.

Помимо исторических персонажей, присутствуют и мифологические

и животные

Фонтан Марии Медичи

Для меня главный «магнит» Люксембургского сада – фонтан Марии Медичи, тенистое, укромное место под сенью платанов, где долгая лента водной глади тянется к портику-гроту, а вдоль воды повисли зеленые гирлянды плюща.

Обратите внимание – высота бортов бассейна при приближении к портику увеличивается, создается иллюзия уклона.
Вокруг, разумеется, стулья с сидящими людьми. Невозможно не притянуться к этому месту. Вроде и занят своим делом, но в любой момент можно окунуть свой взгляд в красоту – и опять за дело.

Вот такие здесь платаны!

Фонтан в итальянском стиле был построен в 1624 году для королевы-регентши Марии Медичи. Правда, фигурами Галатеи в объятиях Акида и угрожающего им циклопа Полифема фонтан украсился уже в 19-м веке (скульптор Оттен). Сюжет выбран не случайно, а с намеком на сложные отношения Марии Медичи с кардиналом Ришелье.
Сначала они были в одном стане и даже вместе отправились в ссылку в замок Блуа (куда их отправил подросший сынок Марии — Людовик 13-й). Потом Людовик помирился с матерью, и та замолвила словечко за Ришелье.

Благодаря королеве-матери Ришелье получил сан кардинала, а вскоре после этого стал интриговать против своей протеже. В итоге многолетний любовник Марии Медичи, Кончино Кончини, был убит, королева вынуждена была бежать из Франции и закончила свою жизнь в Кельне. Впрочем, одержавший победу Ришелье пережил ее всего на полгода.

Очень удачно падал свет, озаряя нежную Галатею, лежащую в руках Атиса, а нависший над ними грозный циклоп оставался в тени.

Циклоп Полифем

По легенде, в последнюю секунду нереида Галатея увидела Полифема и успела соскользнуть в воду. А в Атиса разгневанный Полифем метнул кусок скалы, но юноша не умер бесповоротно, а превратился в реку.

Скульптура наверху фонтана:

С другой стороны фонтана — барельеф, изображающий Леду и Лебедя


Люксембургский дворец

В двух шагах от фонтана – Люксембургский дворец, основное здание, относительно которого выстраивается вся композиция сада. Перед дворцом — большое ступенчатое пространство восьмиугольного фонтана.

От фонтана отходит авеню Обсерватории, которое завершается еще одним фонтаном, изображающим 4 стороны света.

Мария Медичи выросла во Флоренции в палаццо Питти и пожелала, чтобы возводимый для нее дворец был похож на ее флорентийский дом.
Всякий бывавший во Флоренции человек, наверно, с трудом признает в совершенно французском по духу Люксембургском дворце монументальный, как стена, и непоколебимый, как крепость, последний и самый пышный из трех дворцов, принадлежащих клану Медичи во Флоренции.

В таких случаях говорят – «по мотивам».

Для намечавшегося строительства была приобретена усадьба у герцога Люксембургского. Имя прежнего владельца и дало название дворцу и саду.

Строился Люксембургский дворец 16 лет, с 1615 по 1631 год архитектором Саломоном де Бросс (он же – автор фонтана Медичи).
Для украшения дворца в Париж был приглашен гремевший в ту пору антверпенский художник Питер Пауль Рубенс, который и вправду постарался на славу и, помимо обустройства интерьеров, в течение двух лет (1622-1624) написал для Люксембургского дворца 21 картину на тему «Жизнь Марии Медичи» и 3 портрета. Все они сейчас в Лувре.

Самой Марии Медичи пожить в построенном для нее дворце пришлось недолго — в июле 1531 года она бежала из Парижа.
Дворец за несколько веков своего существования много всего повидал. Во время Великой Французской революции его превратили в тюрьму для именитых пленников. Здесь содержались как зачинатели революции Дантон, Демулен, так и менее известные в ту пору личности, как, скажем, Жозефина Богарне. Жозефине повезло избежать гильотины и стать впоследствии женой Наполеона. Который, придя к власти, выбрал для своего проживания Люксембургский дворец. Вот такие неожиданные повороты.

В годы Второй мировой войны во дворце размещался генштаб люфтваффе, и здесь, будучи в Париже, останавливался Геринг.
Сейчас в дворце заседает французский Сенат, и попасть туда сложно, если вы не сенатор.
Зато можно посетить Люксембургский музей, который находится слева от дворца (если считать, что фонтан Медичи – справа).

Карта Люксембургского сада

Парковая зона

Регулярный «французский» парк сменяется естественным «английским», у которого – свои приверженцы.

Но все же «французская» часть сада выглядит эффектней

Гармонию нарушает черный «зуб» башни Монпарнаса — вечно он высовывается некстати

и стен Сорбонны, на 26-и га земли, что на левом берегу размеренно текущей Сены, раскинулся роскошный Люксембургский сад. В свое время им любовались многие великие сыны Французской Республики, увековечивая в живописных полотнах и серенадах. Невольно вспоминаются лирические строки Джо Дассена «Люксембургский сад»:

Люксембургский сад…
Я уже давно сюда не приходил…
Здесь бегают дети и падают листья,
Здесь студенты мечтают о том времени, когда закончится их учеба,
А учителя мечтают вернуть те дни, когда она начиналась…
Влюбленные неспешно приподнимают
Рыжий ковер, который расстелила перед ними осень…

Этот парк и сейчас остается любимым местом отдыха парижан, которые чувствуют себя в нем уютно и спокойно. Тут они готовятся к экзаменам, удобно разместившись на лавочках, стульях или просто на траве, и наслаждаются теплыми солнечными деньками, прогуливаясь парочками по тенистым аллеям, по которым когда-то ступала сама Екатерина Медичи.

Jardin du Luxembourg – осуществившаяся мечта Медичи

Своим возникновением Люксембургский сад в Париже обязан королеве, которая оставила яркий след в истории Франции. Ее имя связывали с колдовством, террорами и заговорами. Весьма подозрительно выглядит смерть ее супруга – Генриха IV от руки Ревальяка, который неожиданно из школьного учителя превратился в ярого религиозного фанатика. Усугубляет ситуацию тот факт, что всего за день до этого Генрих поддался на уговоры Марии и согласился короновать ее.

Став вдовой и регентшей своего несовершеннолетнего сына – Людовика XIII, она прочно удерживала бразды правления страной. Но не только власть и политические интриги интересовали монархиню. Благодаря ей появился бульвар Cours la Reine (бульвар Королевы), прекрасная система водопроводов, коллекция картин Рубенса, ныне выставленная , и Люксембургский сад вокруг дворца Медичи.

Отдав приказ о начале работ в 1611 году, Мария тем самым проявила ностальгические метания души. Дворцово-парковый ансамбль во многом перекликался с Палаццо Питти и садом Боболи во Флоренции, где она провела свои лучшие годы, а также венчалась с Генрихом IV, хотя на торжественную церемонию вместо себя жених прислал доверенное лицо.

Решив построить в сердце Франции собственную маленькую Италию, королева выбрала место, где когда-то стояла усадьба герцога Пине, принадлежавшего роду Люксембургов, к тому времени давно покинувшего мир живых. По задумке большие лесистые участки перемежались множеством цветочных клумб, озер и фонтанов, а чтобы обеспечить доступ к воде, был построен большой акведук Аркей.

Хотя с XVII века сад не раз перестраивался, мы еще можем любоваться многим из того, что в свое время построили при великой женщине, например, подковообразным пандусом и высокими террасами, огибающими роскошный центральный фонтан.

Когда Мария Медичи была выставлена своим обожаемым, но достаточно оперившимся для собственных интриг, сыном Людовиком из дворца, ее детище не осталось на произвол судьбы. Люксембургский сад был слишком прекрасен, чтобы о нем перестали заботиться. За счет земель картезианского монастыря его территорию увеличили, а позже от пандуса до парижской обсерватории пролегла авеню де л’Обсерватуар, что положило начало популярности великолепного парка.

В XVIII веке сюда любили приходить за вдохновением философы, драматурги, мыслители и писатели – Дени Дудро и Жан-Жак Руссо, влекомые незримыми тайнами, облаченными в зеленые, геометрически правильные ландшафты.

Люксембургский дворец

С 1615 года в саду началось строительство замка, продлившееся до 1631 года, а занимался проектом Саломон де Бросс – маньерист, потомственный архитектор, имеющий большое влияние во Франции XVII столетия. А вот для внутреннего оформления палат Мария пригласила своего любимого живописца – Питера Паула Рубенса.


Ее завораживала кисть мастера – то, как неподражаемо реалистично фламандец передавал на своих полотнах движение, создавал нежные и чувственные женские образы. С одинаковым мастерством ему удавались портреты, пейзажи, масштабные произведения на религиозную и мифологическую тематику.

По просьбе королевы Рубенс написал для галереи Люксембургского дворца, расположенной на втором этаже (сейчас тут заседает Сенат), 24 картины. Этот большой цикл занял временной промежуток с 1622 по 1625 года, и в нем отображены все главные вехи жизни его венценосной покровительницы, начиная от благословения богов ее родителей на рождение желанного дитя, до примирения Марии с Людовиком после нескольких лет недопонимания.

Тогда еще никто не знал, что облаченная безграничной властью монархиня после долгих лет скитаний будет вынуждена доживать свой век в бедности и одиночестве, найдя последний приют в доме Рубенса на Цветочном переулке в Кёльне.

Сейчас картины гениального художника выставляются на 2-м этаже Лувра в зале №18 в галерее Ришелье.

Время шло, действующие лица менялись. В 1782 году Людовик XVIII решил расширить Люксембургский дворец, пожертвовав шестью гектарами земли, но когда грянула революция, изъятие прилегающих церковных владений позволило вернуть саду его былые просторы.

Статус королевской резиденцией замок сохранял вплоть до 1789 года, но уже в 1791-м был объявлен Государственным дворцом, где вскоре поселилось революционное правительство – Директория. В 1794 году довелось палаццо побывать и тюрьмой, в которой содержалось 800 заключенных. Среди них оказался и Жорж Дантон – один из основателей Первой французской республики.

В 1815 году тут обосновалась палата пэров, ну а в 1879-м здание занял сенат, пребывая там и поныне.

С приходом Наполеона III в 1865 году произошли очередные перемены – целостность территории была нарушена появившимися строениями в южной и восточной частях зеленого оазиса, а также улицей Огюста Конта. При этом был нанесен урон древесному питомнику, который когда-то вдохновлял Ги де Мопассана, и ботаническому садику. Хотя парижане пытались протестовать против вандализма в подаваемой петиции, которую подписали свыше 12 000 человек, положительного результат это не принесло.

Королевская аллея среди лип

Прогуливаясь извилистыми дорожками, хочется свернуть в укромный уголок, чтобы из тени ветвистых деревьев помечтать о прошлом. В фантазиях оживают романтические летние вечера, когда королева любовалась прекрасными фонтанами, вдыхала аромат цветущих лип. Или наблюдала осенью за увядающей природой, одновременно обдумывая очередной монарший указ.


Сегодня в саду нас окружает множество мраморных скульптур и памятников, но это относительно новая декорация – появились они в XIX столетии при короле Луи-Филиппе. Тут есть сцены из мифологии и изваяния венценосных женщин, причем их характеры читаются в камне явно и безошибочно.

Хотя Мария Медичи и была первой, кто обживал палаты Люксембургского дворца, среди венценосных статуй мы увидим первую жену короля Генриха IV, с которой тот вынужден был развестись из-за отсутствия наследников. Маргарита де Валуа, известная как королева Марго, о чем-то задумалась, и немного напоминает древнегреческую богиню.

А вот вторая, она же последняя супруга Генриха, полная ей противоположность. Будучи дамой весьма серьезной, даже теперь Мария выглядит основательной, без малейшего намека на жеманство – суровый взгляд сверху вниз, в руке жезл, как символ власти.

Повстречаете вы и Марию Стюарт, узнав по горделивой осанке и уверенному взору. Хотя она недолго пробыла королевой, будучи супругой болезненного короля Франциска II (1559-1560 года), и после его смерти вернулась в Шотландию, тоже удостоилась чести быть в компании остальных 20-и статуй знаменитых дам Франции.

Другие французские королевы: Бертрада Лаонская, Анна Австрийская, Святая Батильда, Маргарита Прованская, Анна Бретонская, Бланка Кастильская, Клотильда Бургундская.

  • Королевы Наварры: Маргарита де Валуа и Жанна д’Альбре.
  • Королева-консорт Испании – Мария Луиза Орлеанская.
  • Королевы Англии – Матильда Фландрская и Мария Анжуйская, занявшая место скульптуры Жанны д’Арк.
  • Регенты Франции – Луиза Савойская и Анна де Божё.
  • Герцогиня Орлеанская Валентина Висконти.
  • Святая Женевьева Парижская.
  • Легендарный символ Тулузы – Клеманс Изор.
  • Воспетая Петраркой во многих сонетах возлюбленная им Лаура де Нов.

О чем шепчутся скульптуры

Разбавляют сон горделивых королев статуи Люксембургского сада, изображающие сцены «обыденной жизни» античных дев и богов, а также скульптуры и монументы от классики до сюрреализма.


Рядом со зданием дворца красуется обнаженная «Женщина с яблоками», созданная Жаном Терзиеффом. Есть тут и миниатюрная копия Статуя Свободы («Свобода, освещающая мир») Огюста Бартольди. В отличие от своей 46-метровой и 30-тонной сестры, подаренной Америке на ее сотый год независимости, эта не превышает 2-х метров.

В 2011 году кто-то ночью нанес ей ущерб, отбив держащую факел руку, а потому после двухлетней реставрации статую переместили в более охраняемую зону.

Маленьких Свобод в Париже осталось целых четыре, и остальные три находятся на Лебедином острове посреди Сены, на пришвартованной близ барже и в Музее искусств и ремесел.


Люксембургский сад украшают и монументы с памятниками таким знаменитым людям, как: поет и критик Шарль Бодлер, поэт и литературный импрессионист Поль Верлен, основоположник психологического романа – Стендаль, прозаик-реалист Гюстав Флобер.

Уделите внимание создателю биографического метода в литературе – Шарлю-Огюстену Сент-Бёву, живописцу в стиле рококо – Антуану Ватто, живописцу романтического направления – Энжену Делакруа и композитору, автору многочисленных опер – Жюлю Массне. Необычный вид имеет памятник поэту-сюрреалисту Полю Элюару, выполненный в соответствующей манере авангардистом-скульптором Осипом Цадкиным.

Вас порадует встреча с Шопеном и Бетховеном, Полем Верленом, Анри Мюрже и писательницей Жорж Санд. Есть тут и памятники политическим деятелям: Пьеру Гийому и Мендесу-Франса, а также инженеру-изобретателю и физику Эдуарду Бранли.

Прогуливаясь лазурными полями, создается впечатление, что постоянно перемещаешься из одной эпохи в другую, словно путешествуешь по мирам. Такое ощущение появляется отчасти благодаря скульптурам из древнегреческих мифологий.

Это и Тесей в момент сражения с минотавром, и сатир Силен. Неожиданно перед зрителями предстает Геркулес, пытающийся повернуть русло реки Альфей и Арио с дельфином. Немало в парке и изваяний животных, застывших в грациозных позах, принадлежащих авторству скульптора Огюста Кэна.

Фонтаны Люксембургского сада

Многочисленных туристов и местных жителей привлекает в столь изысканное место с открытыми просторами и укромными закоулками возможность посидеть у одного из фонтанов с водоемами.


С запада от дворца можно найти один из них, посвященный графику и живописцу Эжену Делакруа с его бюстом посреди композиции с аллегорическими статуями. Изваял его в бронзе Жюль Дало в 1890 году.

Отправившись в южном направлении, увидите сад Обсерватории с фонтаном, где основной композицией является Земля, удерживаемая четырьмя женскими фигурами, символизирующими Америку, Африку, Азию и Европу. Произведение так и называется: «Четыре стороны света». Наша планета находится внутри полой воздушной сферы, опоясанной кольцом, на котором друг за другом расположены знаки зодиака.


Под каждой девушкой из водной стихии вырывается пара морских скакунов Нептуна, а рядом с ними рыбы, выпускающие струи воды в ответ на те, что направляют в их сторону черепахи, расположенные на противоположном конце бассейна.

Над фонтаном работало четыре скульптора: Луи Вийемо, Пьер Легрэн, Эммануель Фреми и Жан-Батис Карпо.

В центре парка привлекает большой восьмиугольный пруд Гран Басен (Grand Bassin). Особенно интересен он детворе, которая любит пускать по воде кораблики.


Кстати, если нет своего, рядом есть выбор моделей, которые можно взять напрокат.


Об этом развлечении не забыл упомянуть в своей песне и Джо Дассен, продолжая страдать от любви:

Там, где идет этот ребенок, я проходил когда-то…
Он идет почти по следам, оставленным мной…
Мои кораблики еще колышутся на волнах бассейна…
Хотя годы умерли,
Воспоминания живы…

Еще один день без любви,
Еще один день жизни…
Дождливый день, который уходит,
Дождливый день вдали от тебя…

Но самый известный, это Фонтан Медичи в Люксембургском саду. Таким, каким видим его мы, он стал в 1862 году. Причем его пришлось сдвинуть на 30 м, чтобы протянуть авеню Медичи.


Появился прилегающий к нему пруд, протяженностью в 50 м, куда запустили несколько видов рыб, и теперь там есть даже сомы. Водная гладь, словно зеркало, отражает свисающие гирлянды плюща.

Именно сюда приходят посетители, желая скрыться от летней жары в прохладе каштановых аллей, а заодно полюбоваться скульптурным эскизом, запечатлевшим трогательный момент встречи нимфы Галатеи со своим возлюбленным пастухом Атисом, над которыми нависает ревнивец циклоп Полифем. Эта архитектоника тоже появилась позже, а авторство принадлежит скульптору Оттэну.

Однажды снесенные, вернулись на свои места статуи Сены и Роны, а также восстановлены гербы Франции и рода Медичи. А если обойти этот фонтан, можно увидеть еще один – «Леда и лебедь», где центральную часть занимает прекрасный барельеф.

Музей, в который был влюблен Хемингуэй

Со стороны оранжереи в крыле Люксембургского дворца в 1750 году открылся первый общественный музей, где каждый мог посмотреть выставку королевских полотен. А в 1818 году он стал первым европейским музеем современного искусства, куда художники подавали свои произведения на суд зрителей.

В 1871 году управляющим в нем назначили Андре Жилля – того самого иллюстратора, который прославился карикатурами, часто публикуемыми в парижских газетах, а также афишей для кабачка на Монмартре «Проворный кролик». Под его руководством тут стали выставлять собственные работы наиболее талантливые художники и скульпторы, что послужило поводом присуждения заведению звания Государственного музея новейшего искусства в 1937 году.

Эрнест Хемингуэй, живший неподалеку в 1920-х годах, не в силах был пройти мимо вернисажа. В своей книге «Праздник, который всегда с тобой» он упоминает, что старался так выбирать дорогу, дабы пройтись по Люксембургскому саду и свернуть в музей ради полотен импрессионистов Моне и Мане, а также постимпрессиониста Сезана.

В 1986 году большинство собраний передали в , освободив пространство под тематические выставки, которые периодически меняются. Увидеть их можно ежедневно, кроме 25 декабря, в понедельник и пятницу: 10:00-21:30, а в остальные дни до 19:00.

Досуг на территории зоны отдыха

Помимо пускания корабликов в этом райском уголке имеются и другие развлечения. Например, можно прокатиться на старинной карусели, поиграть на детской площадке с множеством горок и качелей, прокатиться на пони или в экипаже. Тут есть даже площадки для игры в баскетбол, бочче, большой теннис и его предшественника – жё-де-пом. Те, кто предпочитает проводить время более спокойно, могут устроить состязание в шахматы с местными гроссмейстерами.


Посетите музыкальный павильон, где частенько играет живая музыка. Внешняя стена постройки использует для размещения работ фотографов, так что в одном месте можно наслаждаться как прекрасными музыкальными произведениями, так и получать созерцательно-эстетическое удовольствие.

Обязательно посетите театр кукол «Гиньоль» с Петрушкой в главной роли. Работает он с 11 до 15:30, правда не ежедневно, а потому предварительно посмотрите расписание спектаклей. Вход стоит 6 евро.

Растения вокруг дворца Медичи

Люксембургский сад (фото)

Фотогалерея Люксембургский сад в Париже

1 of 14