Город-спутник Южный уничтожает старинный поселок? Проект города-спутника «Южный Город спутник южный начало стройки

Захар Смушкин, председатель совета директоров «СТАРТ Девелопмент», отметил: это первый случай за последние десять лет, когда город предоставляет гарантии под частный инвестиционный проект.

Одна из возможных причин - строительство аналога «Сколково», Хайпарка, который займет 100 га на территории города-спутника. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в октябре прошлого подписал распоряжение правительства о создании АО «Хайпарк Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики» - 100-процентной дочерней структуры федерального правительства. Однако проект создания Хайпарка предусматривает в том числе частные инвестиции в размере 35%.

Смушкин подчеркнул важность договоренностей. По его словам, благодаря участию РФПИ есть возможность привлечь средства частных инвесторов, в том числе иностранных. И, безусловно, поручительство города имеет для инвесторов большое значение. А активность города в этом вопросе говорит о его заинтересованности в реализации проекта, добавил он.

«Капитал стоит дорого, длинных денег нет. Если бы не энтузиазм и поддержка конкретных чиновников, сдвинуть с места такой проект было бы крайне тяжело. Создание инфраструктуры - социальных объектов, дорог и магистралей, инженерных сетей - это сложный и затратный процесс, освоить который бизнесу самостоятельно практически невозможно. Однако в случае с городом-спутником Южный бизнесу и власти удается найти необходимый баланс интересов», - заявил Смушкин.

«Развивая сегодня инфраструктурные проекты, поддерживая передовые отрасли, которые завтра будут находиться в авангарде мировой экономики, мы даем четкий сигнал всем участникам рынка. Сегодня мы создаем Петербург будущего, в котором будут реализованы самые смелые и современные идеи инвесторов - как российских, так и зарубежных», - в свою очередь отметил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Под город-спутник Южный отведена территория в 400 га. Планируется построить 4,3 млн кв. м жилья и более 1 млн кв. м коммерческих площадей. Объем инвестиций, по расчетам, превысит 200 млрд рублей.

Строительство жилья на территории Южного, по словам Смушкина, начнется в 2019 году.


ул. Заставская, д. 31, корпус 2 196084 Санкт-Петербург ,
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Также по теме


10.01.2019 11:14

Новый спутник Петербурга - город Южный должен стать самым масштабным девелоперским проектом в России и одним из альтернативных центров Петербурга, способным обеспечить работой более 100 тысяч горожан. Концепцию его развития 13 июня презентовал стратегический инвестор - компания «Старт Девелопмент» Захара Смушкина. На реализацию проекта предполагается затратить около 180 миллиардов рублей и 15 лет. Замысел удастся, если администрация Петербурга сможет создать разумные правила игры для застройщиков и обеспечить своевременные инвестиции в инфраструктуру. Как оказалось, контролировать ход строительства инвестор не будет - инженерно подготовленные участки выставят на продажу.

Новый спутник Петербурга - город Южный должен стать самым масштабным девелоперским проектом в России и одним из альтернативных центров Петербурга, способным обеспечить работой более 100 тысяч горожан. Концепцию его развития 13 июня презентовал стратегический инвестор - компания «Старт Девелопмент» Захара Смушкина. На реализацию проекта предполагается затратить около 180 миллиардов рублей и 15 лет. Замысел удастся, если администрация Петербурга сможет создать разумные правила игры для застройщиков и обеспечить своевременные инвестиции в инфраструктуру. Как оказалось, контролировать ход строительства инвестор не будет - инженерно подготовленные участки выставят на продажу.

ООО «УК Старт Девелопмент» презентовало концепцию развития города-спутника Южный, который должен будет появиться на границе Пушкинского района Петербурга и Ленобласти к 2028 году. Документ разработала рабочая группа экспертов центра прикладных исследований Европейского университета. Новое поселение должно оттянуть в южном направлении, где на границе города и области есть пригодные для комплексного развития территории, часть функций исторического центра Петербурга и стать агломерационным центром наряду с "Лахта-центром", Пулково-3 и проектом «Экспофорум». Город-спутник должен добавлять мегаполису 0,4% к валовому региональному продукту, добавил генеральный директор компании «Старт Девелопмент» Андрей Назаров.

Население спутника площадью 1910 га составит 134 тысячи человек. Для сравнения: в соседней Гатчине проживают около 140 тысяч, а в Пушкине и Павловске - совокупно около 220 тысяч. В реализацию инвестпроекта, нашедшего поддержку и на федеральном уровне, будет вложено около 180 млрд рублей, из которых примерно 150 млрд - инвестиции компании «Старт Девелопмент», банков и застройщиков. Региональные и федеральные инвестиции предварительно оцениваются в 33 млрд рублей. Они пойдут на создание необходимой транспортной и социальной инфраструктуры не только города-спутника, но и всего южного пригорода. Соответствующее инвестиционное соглашение Петербурга с «УК Старт Девелопмент» было подписано в прошлом июле.

На работу из Петербурга в Южный

Концепция развития Южного основывается на идее «сначала рабочие места - затем жилье». Такая модель уже показала эффективность при создании городов-спутников в Англии, США, Южной Корее и других странах. По плану Европейского университета, в городе должно быть создано около 116 тысяч рабочих мест, на которые устроятся почти 29 тысяч жителей Южного, или 45% трудоспособного населения города-спутника. Оставшиеся 87 тысяч рабочих мест будут заполняться жителями юга Петербурга и Ленобласти. Однако процесс маятниковой миграции из нового поселения в Петербург и обратно неизбежен, считает Олег Паченков. По его расчетам, на работу в мегаполис будут ездить 35,5 тысячи человек, проживающих в городе-спутнике.

Второй пункт - качество создаваемых рабочих мест. В соответствии с директивой Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева, на территории города-спутника планируется развивать инновационные, научно-исследовательские предприятия и опытные производства. Более половины рабочих мест должны быть рассчитаны на высококвалифицированный труд. По словам Андрея Назарова, переговоры о привлечении первых работодателей уже близки к финальной стадии, и скоро, возможно, будет объявлено о первых контрактах.

Также "южане" будут работать и в промышленной зоне «Дони-Верево» площадью 183 га, которую также развивает «Старт Девелопмент». Там планируется расположить склады и производства низкого класса вредности: сборочные, обрабатывающие предприятия, предприятия фармацевтической отрасли, пищевой промышленности, производства строительных материалов. Сейчас компания ведет работы по инженерному обеспечению территории. Проект ее планировки уже утвержден, рассказал Андрей Назаров.

Всего под жилье будет отдано 56% строящихся площадей, или 4,1 млн кв. м застройки. Остальные 3,1 млн кв. м - коммерческая недвижимость. Львиную долю, 1,3 млн квадратов, - займут паркинги. Площадь офисной недвижимости и технопарков составит 475 тыс. кв. м, торговой - 200 тыс. кв. м. На 10 га Кондакопшинского леса должен будет разместиться тематический парк. Также в городе-спутнике запланированы гостиницы, спортивные объекты и инфраструктура общепита.

Ответственность ляжет на город

К строительству и инфраструктуры, и самих зданий в Южном намерены приступить в середине 2015 года, рассказал Андрей Назаров. До этого времени должны быть готовы все разрешительные документы - утверждены ЗакСом поправки в Генплан и Правила землепользования и застройки и . Наброски к этим документам компания сейчас разрабатывает.

Первым, по словам Назарова, будет осваиваться участок площадью 209 га. По мнению авторов концепции, единомоментный ввод недвижимости должен составлять как минимум около 150 - 200 тыс. кв. м жилья, рассчитанного на проживание 5 - 7 тысяч человек, и 200 - 300 тыс. кв. м нежилых площадей, включающих здания предприятий, создающих рабочие места, торговую недвижимость, развлекательную и гостевую инфраструктуру.

Возводить весь объем планирующейся застройки - 7,2 млн кв. м самостоятельно компания не намерена. Земля будет распродаваться застройщикам в соответствии с их «аппетитами». Инвестор рассчитывает привлекать не только крупные строительные холдинги, в большинстве уже сформировавшие свои земельные банки, но и средние и даже небольшие компании. Как именно будут выставляться на продажу участки, пока неизвестно.

Архитектурный облик, а также периодичность ввода жилья, деловой застройки, коммерческих площадей и всей необходимой инфраструктуры должны регулировать город и рынок. Схожие механизмы и сейчас контролируют застройку в Шушарах, на юге города и в Приморском районе. Как показывает практика, строительство социальной и транспортной инфраструктуры в этих районах существенно отстает от темпов жилищного строительства, а качество городской среды и облик кварталов зачастую оставляют желать лучшего.

От города же зависит и создание транспортной связи Южного с Петербургом. Если не развивать существующую инфраструктуру, не только покупатели жилья в новом городе, но и жители из Гатчины, Пушкина и Павловска встанут в пробках на Киевском и Пулковском шоссе. Город неизбежно будет развивать транспортную инфраструктуру в южном направлении в связи с развитием крупных проектов в Гатчине, надеется Андрей Назаров.

Планы по развитию общественного транспорта от Петербурга и Пушкина к Южному также только разрабатываются. «Самый дешевый вариант - пустить по выделенной полосе скоростной автобус до Пулково, откуда до города можно будет добраться на метро или аэроэкспрессе», - рассказал Олег Паченков. Однако оптимальным считает вариант продлить ветку аэроэкспресса до Южного и Гатчины.

Местные жители высказывали обеспокоенность будущим Кондакопшинского леса. В собственности «Старт Девелопмент» находится около 130 га зеленых насаждений, из которых около 30 га планируется застроить малоэтажными домами. В ответ на претензии в компании-инвесторе отвечают, что зеленые зоны занимают около четверти площади города-спутника - более 500 га. К тому же массовой вырубки не планируется - коттеджи будут строиться прямо в лесу, на удалении друг от друга.

В аналогичной полемике вокруг влияния проекта на будущее реки Кузьминки, питающей пруды парков Пушкина и Павловска, и по поводу сохранения Таицкого и Орловского водоводов компания заявляет о сохранении водных объектов.

Что касается части проекта, расположенной на территории Ленобласти, а это еще около 1,5 тысячи га, планов ее застройки у компании пока нет. «О жилищной застройке на этой части территории, говорить рано», - заявил Андрей Назаров. Глава «Старт Девелопмент» ограничился словами о том, что решение инфраструктурных, инженерных вопросов и создание планов застройки необходимо между регионами согласовывать.

Город-спутник «Южный» - это проект застройки территории площадью около 2 тыс. гектаров, расположенной в Пушкинском районе Санкт-Петербурга. В планах застройщика «Старт Девелопмент» строительство 4,3 млн кв. м жилья в трех частях: северной, южной и центральной. Здесь будут жить 134 тысячи человек. Реализация проекта займет 19 лет.

В северной части проекта расположатся разные типы жилья: от индивидуальных домов до квартир в домах средней этажности. Район будет иметь прямой доступ к автомагистрали М20 (Киевскому шоссе) и железнодорожному транспорту пригородного сообщения.

В южном районе будут построены несколько микрорайонов, которые будут соединены бульварами с зелеными насаждениями. Также будут построены несколько школ и детских садов.

В центральном районе вдоль жилых микрорайонов будут располагаться магазины, рестораны и офисы. Здесь же будет построена городская площадь с видом на парк и озеро.

Большое количество вопросов и сомнений со стороны специалистов и общественности непременно сопровождают любой девелоперский проект, особенно в Петербурге. Если же речь идет об освоении крупных территорий, то количество неясных моментов растет пропорционально масштабу замысла, а отсутствие достаточного количества информации приводит к тому, что проекты обрастают слухами и домыслами.

Большое количество вопросов и сомнений со стороны специалистов и общественности непременно сопровождают любой девелоперский проект, особенно в Петербурге. Если же речь идет об освоении крупных территорий, то количество неясных моментов растет пропорционально масштабу замысла, а отсутствие достаточного количества информации приводит к тому, что проекты обрастают слухами и домыслами. В рамках специального проекта "Недвижимость" РБК открывает новую рубрику - "Проект десятилетия". В этом разделе мы будем ежемесячно рассказывать о самых резонансных проектах освоения территорий в Петербурге и ближайших районах Ленинградской области и постараемся максимально точно раскрыть суть каждого из проектов и подробно прорисовать его детали.

Первым в списке станет проект города-спутника "Южный", который реализует в Пушкинском районе Петербурга компания "Старт Девелопмент". Сейчас инвестор проходит одну из важных стадий реализации замысла - общественные слушания по изменениям в Генеральный план развития города, по итогам которых будут вноситься корректировки в этот документ и станет окончательно понятен "портрет" города-спутника. Расскажем подробнее о том, что такое города-спутники, кто и на какие деньги будет строить на огромной территории дороги и инженерные сети, а также каково мнение экспертов - специалистов по недвижимости, урбанистов - о перспективах данного замысла, в чем они видят его плюсы и потенциальные "болевые точки".

"Южный" в цифрах:

Площадь земельного участка - 2012 га
площадь жилья - 4,9 млн кв. м
площадь коммерческой и промышленной недвижимости - 1,5 млн кв. м
количество жителей - 134 тыс. человек
количество рабочих мест - около 21 тыс.
объем инвестиций - 176 млрд руб.
срок реализации - 19 лет

Хронология событий:

2009 год - приобретение компанией "Старт Девелопмент" земельного участка под "Южный"
7 апреля 2011 года - проект "Южный" получил статус стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга
7 февраля 2012 года - проект "Южный" вошел в перечень утвержденных правительством РФ приоритетных инвестпроектов
25 июля 2012 года - подписано соглашение между "Старт Девелопмент" и администрацией Петербурга о реализации стратегического инвестпроекта создания города-спутника "Южный"
18 октября 2012 года - комиссия по поправкам в Генеральный план развития Петербурга одобрила предложения о внесении корректировок в документ в связи с реализацией проекта города-спутника "Южный" и рекомендовала их к вынесению на общественные слушания
28 марта - 2 апреля 2013 года - во всех районах Петербурга состоялись общественные слушания по внесению изменений в Генплан Петербурга, связанные с реализацией проекта города-спутника "Южный"
май-июнь 2013 года (ориентировочно) - после внесения поправок и утверждения проекта города-спутника Комиссией по Генплану Санкт-Петербурга корректировки должны быть утверждены Законодательным собранием и подписаны губернатором Петербурга.

Что такое город-спутник?

Под городом-спутником обычно принято понимать населенный пункт, расположенный неподалеку от другого мегаполиса. По логике названия спутники являются единым целым с тем объектом, который они "сопровождают", находятся в его административных границах, но при этом могут существовать и независимо от него. Формирование городов-спутников - практически неизбежное будущее для любого большого города, в котором рано или поздно закончатся земельные участки и под жилую застройку, и территории, на которых можно было бы размещать новые производственные мощности для дальнейшего развития городской экономики.

В случае с проектом "Южный" изначальный замысел возник именно исходя из данных факторов. Освоение южных территорий Петербурга значилось в стратегии "Старт Девелопмент", так как именно здесь возможно создание основного для компании продукта - развитие земель под комфортное и доступное жилье. В 2009 году по итогам мониторинга рынка был приобретен подходящий под эти цели участок - большой площади (2012 га), без обременений, без необходимости что-либо разрушать или намывать, рядом с Петербургом, по дороге в Москву и вблизи от развивающихся промышленных площадок.


Кто будет строить город-спутник "Южный"?

Генеральным девелопером территории будет собственник земли - управляющая компания "Старт Девелопмент". Имея достаточный опыт в сфере недвижимости, в данном проекте компания будет отвечать за вопросы подготовки концепции города-спутника, согласование ее с властями (в том числе речь идет и о поправках в Генеральный план), развитие инфраструктуры. Непосредственно вести застройку на территории будут другие девелоперские компании - они будут получать под реализацию своих проектов под единой концепцией уже подготовленные инженерно земельные участки, но возможно, что до 30% обшей площади "Старт Девелопмент" будет застраивать самостоятельно.

Справка о девелопере:

УК "Старт Девелопмент" работает на рынке недвижимости с 2007 года. В портфеле проектов - малоэтажный район "Золотые ключи", участки под дачное строительство в проекте "Тайберри", земельные участки в Гатчинском районе Ленобласти и Пушкинском районе города под строительство жилья, проект индустриального парка "Дони-Верево" и другие объекты коммерческой недвижимости. Общий объем земельного банка компании - более 40 млн кв. м.

Откуда в "Южном" вода, электричество и дороги?

В соответствии с соглашением, которое "Старт Девелопмент" подписал с администрацией Петербурга в июне прошлого года, вопросы обеспечения территории инфраструктурой будут решаться совместно. Инвестор будет отвечать за создание сетей водоснабжения, канализования, тепло- и электроснабжения, а также улиц и дорог местного значения, а город будет стоить магистральные общегородские и районные дороги и объекты социальной инфраструктуры (предполагается возвести в "Южном" 37 детских садов, 16 школ, 21 спортивно-досугового центра, 9 медицинских центров). Общий объем затрат на инфраструктуру оценивается примерно в 30 млрд руб. Например, предполагается расширение Киевского и ремонт Старогатчинского шоссе.

Один из вопросов, а именно с водоснабжением и канализованием, "Старт Девелопментом" по сути решен: в августе 2011 года "Старт Девелопмент" стал владельцем 75% минус 1 акция компании "Ленинградские областные коммунальные системы" (ЛОКС) и чуть более чем за год осуществил работы по реструктуризации компании и вывода ее из кризиса. Сейчас, подготовив договорную базу для Южного, девелопер выставил ЛОКС на торги, чтобы найти профильную компанию, которая будет дальше заниматься эксплуатацией сетей. Не исключено, что ряд проектов по строительству инфраструктурных объектов будет решен в "Южном" на основе государственно-частного партнерства.


Закончена реконструкция автодороги М-20 на участке от дороги на Пушкин до Дони, а также автодороги М-10 на участке от КАД до пос. Ям-Ижора в административных границах города
Перспективной автодорогой является проектируемая кольцевая скоростная магистраль КАД-2.
Планируется строительство широтной магистрали по направлению Волхонское шоссе – Петрозаводское шоссе, а также первая очередь строительства продолжения Витебского проспекта
Генпланом Петербурга предусмотрено строительство линии легкорельсового транспорта от ст. метро "Звездная" по Пулковскому и Киевскому шоссе до города-спутника "Южный" (проект пока не утвержден)

Малоэтажная или многоэтажная застройка предусмотрена в "Южном"?

На территории проекта предполагается коттеджная, малоэтажная и среднеэтажная застройка. В центральной части участка в основном разместятся здания высотой до 30 метров, во внешнем поясе - до 15 метров. Девелопер будет предлагать строительным компаниям разные варианты участков: от 10 га, которые могут быть интересны крупным строительным компаниям, 1-5 га для средних и мелких застройщиков.

Кто будет жить и работать в "Южном"?

На территории "Южного" предусмотрено 126 га под размещение производств. Еще примерно столько же находится на территории Ленинградской области, примыкая к Южному со стороны поселка Дони. Возможность размещения своих мощностей в "Южном" рассматривают несколько крупных компаний сферы телекоммуникаций и радиоэлектроники, а также автопроизводители. Главное, что должно привлечь в спутник производства - наличие подготовленных площадок в удачной локации (близко к аэропорту, основным магистралям, порту). Потенциальными покупателями жилья в "Южном" станут как петербуржцы, которые хотят улучшить свои жилищные условия, а также покупатели из регионов.

Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН: Размер проекта - основная "болевая точка" и одновременно - главное преимущество


В чем, на Ваш взгляд, основные "болевые точки" проекта?

Основная болевая точка и одновременно основное преимущество – это размер проекта. Традиционно у нас нет хорошей российской и советской школы урбанистики, подходящей для решения задачи подобного уровня. В советское время мы решали более прикладные задачи, степень детерминированности была выше. Государство в качестве единого заказчика говорило нам, что будет, где будет и когда будет. Сегодня уровень неопределенности и скорость изменений выше. Поэтому при разработке подобных проектов мы должны создавать среду, а не проектировать исключительно конкретику. То есть, с одной стороны, должно быть столько конкретики, чтобы проект был узнаваем, а с другой - в этой конкретике должна быть определенная степень свободы. Нужно продумывать решение во всем множестве его вариантов. Однако у нас такого подхода в настоящее время нет. Что касается инфраструктуры – транспортной, социальной, инженерной и т.д. – это тоже проблемные точки. Они должны быть подчинены требованиям среды.

Как можно решить или предотвратить возможное превращение этих болевых точек в проблему?

Чтобы решить эти проблемы нужно две вещи. Во-первых, качество концептуальной идеи самого проекта развития территории и привязка его к конкретным деталям: территории, локации, инженерии и т.д. Во-вторых, вовлечение в создание новой среды как можно большего количества человек. Своего рода образование "группы фанатов" проекта, обеспечение их участия в диалоге, общественных слушаниях. Это крайне важная часть формирования городской среды, и этим нужно заниматься уже сейчас. Однако сегодня налицо лишь обычные строительные процессы – так решается задача только в один дом. В то же время такой размер проекта дает возможность создать жилую среду XXI века, возможность создать рядом с Петербургом один из самых престижных городов-спутников. Это задача-вызов, в которой речь идет не том, чтобы просто пустить новые трамваи.

Директор института территориального планирования "Урбаника" Антон Финогенов: Основной риск для проекта - невыполнение государством своих обязательств по инфраструктуре


Какие условия важно учесть, чтобы проект города-спутника "Южный" был реализован успешно?

На мой взгляд, девелопер проекта осознает, что для успешной реализации города-спутника "Южный" ему необходимо будет превратить имеющиеся ограничения для строительства города, в возможности для его динамичного развития. Во-первых, на территории проекта сейчас мало точек притяжения -- практически нет мест приложения труда, ни крупных населенных пунктов. Такие аттракторы девелопер готовится формировать самостоятельно – не только за счет развиваемой промзоны Дони-Верево, но и за счет целевого приглашения ряда крупных инновационных компаний на территорию. Во-вторых, застройка "Южного" должна будет задать новый территориальный тренд масштабной застройки в Петербургской агломерации, поскольку проект находится южнее уже существующих зон массового строительства. В-третьих, на территории, конечно, недостаточно развита инженерная инфраструктура, и девелоперу придется с нуля решать многие вопросы -- по прокладке сетей, дорог, обеспечивая параллельно не только свои нужды, но и нужды соседних поселков и деревень.

Конечно. Так, некоторая удаленность от кольцевой автодороги создает более благоприятную экологическую ситуацию. Наличие на территории проекта железнодорожной ветки и двух станций уже сейчас позволяет добираться до центра Петербурга – Балтийского вокзала -- менее, чем за 30 минут. Кроме того, в пределах 15-20 км от "Южного" проживает около 800 тыс. людей -- и именно они могут сформировать и первичный спрос на жилье, и стать пользователями всех тех объектов притяжения, которые будут созданы в "Южном". Соответственно, чтобы "сыграли" плюсы, нужно грамотно разобраться с имеющимися "минусами" и не на словах, а на деле создать и места приложения труда, качественную жилую среду, объекты сервисного обслуживания населения, общественный транспорт.

Какие основные риски для реализации проекта Вы можете назвать?

Основным риском для реализации проекта может стать тот же самый фактор, который превратил многие другие проекты городов-спутников в просто очередные районы массовой жилой застройки -- невыполнение государством своих обязательств по созданию базовой транспортной и инженерной инфраструктуры. Нигде в мире нет успешных проектов не только массового, но и качественного жилого строительства, где девелопер абсолютно все вопросы решит самостоятельно.

Директор Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, социолог - урбанист Олег Паченков: Опыт неуспешных проектов городов-спутников в России и за рубежом поможет избежать похожих ошибок

В чем Вы видите основные опасности при реализации столь крупного проекта?

Важно понимать, что проект будет реализовываться в долгосрочной перспективе. Отсутствие успешного опыта подобных проектов (городов-спутников) в России – да, потенциально проблема. С другой стороны, опыт неуспешных или относительно успешных проектов у нас позволяет понять, каких ошибок не нужно делать, и к чему следует стремиться. Поможет и опыт таких проектов, реализованных за рубежом – тоже с разной степенью успешности.

Основные опасности для проекта я вижу в следующем. Например, если государство пообещает поддержку и бросит проект. Аналоги мы видим в других проектах в России и даже в Петербурге, например, не сдержанные обещания по транспортной инфраструктуре сильно подвели город-спутник "Академический" в Екатеринбурге и проект "Балтийская Жемчужина" в Петербурге, снизив их качество и создав проблемы инвесторам. Также опасно, если концепция города-спутника будет пущена "на самотек" и не будет соблюдена при реализации – до того, как проект начнет функционировать и самостоятельно воспроизводиться. Опасность заключается и в ситуации, если какой-то из ключевых аспектов развития и роста города-спутника (занятость, инфраструктура и среда) будут принесены в жертву и реализованы в низком качестве. Как показывает опыт проектов городов-спутников в России и в мире, это потянет за собой деградацию остальных аспектов и постепенно – всего проекта в целом: низкокачественная занятость плохо повлияет на среду, плохая городская среда или инфраструктура, в том числе транспорт, оттолкнет потенциальных работников качественных и престижных рабочих мест, не позволит активно заселять город, что повлечет его финансовый не успех, и так далее. Крайне важно, чтобы проект города-спутника ориентировался на потребности и потенциал Петербурга и агломерации, на их концепцию и стратегию – а их-то как раз, фактически нет. И если они не будут созданы, если город сам четко не зафиксирует свои приоритеты, то винить в том, что город-спутник не работает на развитие стратегически важных для города направлений надо будет не авторов города-спутника…

Руководитель проектного направления Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Дмитрий Санатов: Главное, чтобы планы девелопера были воплощены в строгом соответствии с имеющейся концепцией

С какой главной проблемой модет столкнуться девелопер при реализации проекта на такой крупной территории?

Главная проблема, с которой может столкнуться проект, это качество воплощения намеченных планов. Дело в том, что проект в концептуальной части разработан достойно. Имеются решения возможных транспортных проблем, реализуется проект индустриального парка, в котором смогут работать жители "Южного", заявлены решения в сфере зеленых и энергоэффективных технологий и многое другое. Но мы должны понимать, что реализация многих из этих решений выходит за рамки компетенции компании - девелопера. Много зависит от политики городских властей. Вероятно, для успешной реализации компании придется решать сложные вопросы поиска эффективных подрядных организации и организации контроля за их деятельностью. Необходимо будет удерживать проект в канве изначально заявленных целей, даже если будут меняться конъюнктурные условия рынка.

Есть содержательные вопросы к самим новациям проекта "Южный". Например, расположенный рядом промпарк "Дони-Верево" - какого уровня заработные платы могут быть в нем предложены, чтобы жители района смогли оплатить жилье на "зеленых технологиях"? Или легкорельсовый транспорт - найдутся ли средства в бюджете города на этот проект? Заявленное строительство КАД-2, которое должно стать серьезным подспорьем в решении вероятных транспортных проблем города, - будет ли оно реализовано к 2025 году, когда "Южный" выйдет на полную мощность? Имеется ли дорожная карта ввода социальных объектов или полный комплект заявленных социальных объектов будт создан только к 2025 году?

Сильной стороной проекта является финансовая обеспеченность компании - девелопера, а также при всей критике - неплохая попытка реализовать проект комплексно в полном смысле этого слова. Например, есть решение по созданию рабочих мест, идущее впереди строительства жилья. Важно чтобы проект не разрастался спонтанным образом и не способствовал расползанию города. Чтобы не воспроизводились давно устаревшие советские типовые планировки и однообразные архитектурные решения, превращающие жизнь в других строительных комплексах Петербурга в унылое существование. Серость и монотонность комплексных проектов способна не столько отпугнуть будущих жителей (при дефиците жилья спрос наверняка будет высоким), сколько задаст тренд на появление ряда социальных проблем в будущем, с чем сталкиваются все масштабные стройки. Важно, чтобы этого не произошло.

Город-спутник «Южный» - инвестиционный проект комплексного развития территории, один из крупнейших девелоперских проектов, реализуемых в России, и по площади сопоставимый с историческими центрами многих европейских городов, 2000 га в южной части Санкт-Петербурга, между федеральными трассами М20 и М10. Концепция проекта разработана и реализуется компанией «Старт Девелопмент», к работе над проектом были привлечены ведущие архитектурные бюро «Urban Design Associates» (США) и «Gillespies» (Шотландия).

В рамках формирования новой городской среды в совокупности с природоохранными мероприятиями планируется создание крупного городского проекта смешанного типа. Строительство жилья будет сопровождаться масштабным развитием социальной и коммунальной инфраструктуры, что позволит сформировать полноценное жизненное пространство в непосредственной близости от места проживания. На территории будущего города-спутника «Южный» будут создаваться объекты социальной и инженерной инфраструктур: 58 детских садов, 27 школ, 10 спортивно-досуговых центров, 12 медицинских центров, а также предприятия сферы обслуживания, жизнеобеспечения и всего, что гарантирует нормальное существование людей. Общий объем инвестиций на реализацию проекта составит не менее 179 млрд рублей, что, по словам представителей пресс-службы ООО «УК «Старт Девелопмент» , обеспечит поступление налоговых платежей в бюджет города в размере 5,4 млрд рублей.

Будущий город спутник расположен на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга. Площадь возводимого жилья - 4,5 млн кв. м. В 15 км по Киевскому шоссе от будущего жилого района «Южный» располагается аэропорт Пулково, КАД. На личном автотранспорте дорога до КАД займет около 10 минут, а до центра города жители смогут добраться меньше, чем за час, используя личный либо общественный транспорт.

Примерное количество жителей, которые поселятся в новой жилой недвижимости города-спутника, составит около 171,5 тыс. человек.

Конечная цель проекта «Южный» - улучшение жилищных условий семей эконом и среднего класса путем строительства качественного, экологичного и при этом доступного жилья. Результатом реализации проекта прогнозируется значительное улучшение социальных и демографических показателей Санкт-Петербурга за счет трудовой миграции и повышения уровня рождаемости, а также обеспечение трудовыми ресурсами бурно развивающегося третьего промышленно-логистического пояса Санкт-Петербурга.

7 апреля 2011 года вышло Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 438 о стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Создание города-спутника Южный в Пушкинском районе Санкт-Петербурга ». Компания «СТАРТ Девелопмент» планирует начать строительство в 2014 году, а завершить проект в 2028 году.

«Южный» - это не поселок с жестко спланированным количеством построек, поэтому руководство «СТАРТ Девелопмент» надеется, что город будет развиваться и расти не одно столетие вместе с Петербургом. Масштабное строительство начнется в 2014 году, а границы инвестиционного проекта ограничены 2028 годом. К этому времени на его площади будет построена недвижимость различных видов, в том числе таунхаусы и коттеджи.

Концепция проекта подразумевает кластерное развитие территории, что является основой эффективного экономического развития и Пушкинского района, так как позволяет повышать конкурентоспособность региона путём обеспечения его магазинами, больницами, школами, местами приложения труда, а также объектами досуга и отдыха.