Храм на озере севан армения. Церковь Сурб Аствацацин (Севан, Армения). Любуемся шедевром древнего зодчества

Монастырь Айраванк, основанный в IX веке, находится в селе Айраванк, в Армении. В комплекс монастыря входят церковь, часовня, построенная в X веке, и притвор, пристроенный к церкви в XII веке. Постепенно в восточной части церкви были выстроены приделы. Вокруг монастыря можно увидеть множество надгробий и хачкаров, являющихся частью кладбища.

Церковь построена из грубоотесанного камня. Главный вход обрамлен полукруглой широкой полосой. В архитектуре свода церкви можно заметить черты сталактитового сводчатого перекрытия, что помогает достичь чередования света и тени благодаря движению лучей солнца.

Монастырь расположен на скалистом берегу великолепного озера Севан, одного из самых известных высокогорных озер мира. От монастыря открывается прекрасный вид на озеро и прилегающие к нему окрестности. В северо-западном направлении от монастыря можно увидеть крепость бронзового века.

Монастырь Севанаванк

Монастырь Севанаванк находится в Армении, на полуострове Севан. Строительство монастыря было начато монахами в VIII веке. Сначала были построены монастырские стены и часовня, позже были возведены стены, сторожевая башня с воротами, три церкви, постройки хозяйственного назначения и кельи. В конце IX столетия в монастыре какое-то время проживал царь Армении Ашот Железный. Под стенами монастыря произошла битва с арабами, которую он возглавил. Участие в битве приняли и монахи Севанаванка.

В XVI-XVII столетиях монастырь лишился своих стен, которые были разрушены, а в 1930 году монастырь был закрыт. До наших дней сохранились две церкви из трех - Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. В настоящее время монастырь снова является действующим. При нем расположена духовная семинария имени Вазгена I.

Дополните информацию об организации

История

Гегаркуник

Две церкви на полуострове озера Севан

На расстоянии около 3 километров от берега, в пустынной тогда северо-западной оконечности Гегамского моря, подле истока реки Раздан, одиноко возвышался небольшой скалистый остров, едва достигавший пятисот шагов в поперечнике. Остров был необитаем, лишь изредка на него высаживались, карабкаясь по скалам, рыбаки, да иногда скрывались бежавшие от правосудия.

В самом конце VIII века здесь обосновались несколько монахов, построивших часовенку и несколько келий. Положение острова было столь удобно - обособлено, с богатыми рыбой водами, неподалеку от торгового пути, что увеличившаяся монашеская братия начала возводить на острове монастырь. Постройку повели от стен укреплений, вырубив для этого в скале вокруг острова уступ и уложив на него большие каменные блоки. Стена опоясала остров, над нею была выстроена сторожевая башня с небольшими воротами.

После этого были возведены три церкви, кельи и хозяйственные постройки. Церкви Сурб Аракелоц и Аствацацин дошли от тех времён до наших дней. Это небольшие крестово-купольные сооружения с тремя апсидами и прямоугольным западным приделом. Отличает их характер кладки, выполненной в церкви Аствацацин из чисто тёсаных и хорошо пригнанных в швах камней. Можно предположить, что кладка стен из грубо обработанных камней была в то время в ходу в районе озера Севан, она использована в большинстве построек монастыря, в церквях её сочетали с чисто тёсаной облицовкой барабанов и такими же карнизами и арками; пример тому сохранившаяся церковь Сурб Араке ло ц. Жизнь этого монастыря не особенно богата событиями; самое яркое относится к концу IX века, когда в нём некоторое время обитал армячский царь Ашот Железный. Отсюда им было дано сражение арабам, вышедшим к берегу Севана. В этом сражении, кроме малочисленного отряда армянского царя, участвовала и монашеская братия. Победа над арабами была полной, монахи отнесли её к воле провидения, Ашот - к своей доблести, история их ещё не рассудила.

Арабы, орды Тамерлана, а затем и персы часто беспокоили и разоряли побережье. Случалось им добираться и до монастыря. Монашеская братия оборонялась, отбивая набеги, и монастырь жил, утратив, правда, со временем свои стены, что, по всей вероятности, случилось в XVI- XVII веках. Своё существование эта церковная обитель прекратила в 1930 году, когда последний монах покинул остров. Монахи Гегаркуника были искусными врачевателями. Некоторые их рецепты и спустя века используют местные жители. Вот только два из них, записанные собирателями фольклора.

Сегодня покажу вам не только еще одну одну древнюю христианскую святыню - монастырь СеванавАнк 9 века, но и красоту, окружающую его. Сюда наша небольшая группа, побывавшая в Армении на форуме "Все едут в Ереван" (предыдущие репортажи - по одноименному тегу), наведалась в июне. СеванавАнк (в переводе - Севанский монастырь) находится сейчас на скалистом полуострове, который еще в начале прошлого века отделял от суши двухкилометровый пролив. Но в советское время, в результате неудачного проекта по орошению земель и строительства каскада ГЭС на вытекающей из озера реке Раздан, Севан обмелел почти на 20 метров. Потом, правда, построили 50-километровый подземный тоннель из реки Арпа, чтобы предотвратить падение уровня воды...

1.

Все последние годы Севан (в длину - 70 км и в ширину - 35), которому примерно 25 тысяч лет, поднимается. Находится это бирюзового цвета озеро в окружении горных хребтов в 60 км от Еревана. Трасса - отличная, практически прямая, которая поднимается постепенно до отметки в 1900 метров над уровнем моря. Именно на этой высоте и находится Севан - второе по запасам пресной воды высокогорное озеро в мире после озера Титикака, что в Андах, в Южной Америке... Климат в окрестностях Севана сопоставим с... южно-финским! Зимы подчас суровые и затяжные, снег лежит по пять месяцев...

2.


дорогу нашему автомобилю у самого Севана на короткое время преградило стадо коров. Обратите внимание, как тепло одет юный пастушок на нижнем снимке, хотя на дворе середина июня...
3.

4.


Наша цель - две церкви монастыря на вершине горы, которые сохранились с самого 9 века (871-874 гг.). Пройти надо вверх метров двести по каменным ступеням. И тогда перед вами предстанут эти две церкви - Сурб АствацацИн (Св.Богоматери - на переднем плане) и Сурб АракелОц (Св.Апостолов).

5.


Внутри церковь Богородицы очень небольшая, вот алтарная часть. Зажигаю свечи чуть поодаль...
6.

7.


а так выглядит купол этой незатейливой (вроде бы) церквушки изнутри. Обратите внимание, что купол тоже сложен из камней, преимущественно из туфа темного цвета, вулканических пород. Ведь и само озеро Севан вулканического происхождения. Вначале даже полагали, что название озеро получило от наименования монастыря Сев - (черный), Ванк (монастырь). Потому что лишь спустя век озеро стали называть Севан. Прежде, как и сейчас в некоторых селениях, его величают ГехАма Цов - ГехАмское море или Гегамское, по имени Гегама АйказунИ (Գեղամ Հայկազունի) — 5-й легендарный царь Армении, правивший в 1909—1859 гг. до н. э. из династии ХайкИдов...

8.


а по мнению некоторых ученых, расшифровавших найденную урартийскую клинопись, название озера имеет более древние истоки, происходя от урартских слов "сиунна" и "шанна", означавших — «озерная страна».

9.


такие ажурные хачкАры (крест-камни) встретились нам еще на подходе к вершине. Во дворе церкви Апостолов - целый музей хачкаров под открытым небом, который я вам покажу чуть ниже...

10.


лоток с сувенирами по дорожке наверх:
11.

12.


наверху - импровизированный вернисаж...

13.


но все, конечно, затмевают церкви... Вот вторая - Святых Апостолов (Сурб АракелОц), рядом с нею - остатки притвора и монастырских помещений... Обратите внимание, что основная часть храма сложена из гладкотесаных и идеально пригнанных друг к другу камней, без какого-либо раствора!

Чуть ниже вершины монастырь окружали и возведенные каменные стены. Это была не только обитель монахов, но и неприступная крепость на протяжении веков.

Основал монастырь 49-й Католикос Армении (занимал этот пост в 897-898 гг.) Маштоц I. В 863-895 гг. он сам служил священником здесь (напомню, Армения приняла христианство в 301 г). При поддержке сюникской (СюнИк - область Армении) княгини МариАм будущий Католикос построил две церкви на острове, одну из которых мы сейчас и видим...

14.


это - высшая точка полуострова. Отсюда хорошо видно, что скала была еще сравнительно недавно островом. Вот еще панорама на 15-м снимке: до подножия противоположной горы всё внизу было дном озера. На 16-м снимке - взгляд левее:
15.


16.

В 921 армянский царь Ашот II ЕркАт (Железный), укрывшийся на острове с небольшим отрядом, внезапной высадкой вместе с монахами-ополченцами на берег, где расположилась арабская армия в 2 тысячи сабель, разбил ее наголову. Победе способствовала полная неожиданность и успокоенность арабов, которые в виду своего полного численного превосходства ожидали сдачи, а получили вместо этого массированный обстрел со стороны семидесяти лучников с лодок, подошедших к берегу. На помощь дружине царя пришли и жители окрестных сел. Битва вошла в историю и литературу, как Севанское сражение, ставшее решающим в 7-летней войне, с которого началось освобождение Армении от арабских захватчиков...

17.

Ашот Еркат (ru.hayazg.info)

18.


горные маки рядом в траве...

19.

местный художник за работой...

20.


не верится, что прошло уже гораздо больше тысячи лет, а в этой церкви по-прежнему молятся люди. И монастырь возобновил свою работу, прерванную лишь однажды, в 1930-м году.

21

У подножия горы, слева, находится и духовная семинария - филиал духовной академии Святого ЭчмиадзИна, где расположен самый древний и главный храм всех армян, который я вам показывал вместе с его сокровищницей в этом посте еще в июне - "Чаша мира" и сокровища Эчмиадзина... . О семинарии и семинаристах (обучение, их быт), в которой нам посчастливилось побывать только благодаря настоятелю армянсой церкви в Балтии отцу Хосрову, я расскажу в ближайшее время...

22.

а вот и внутренний двор церкви Святых Апостолов, заставленный весь хачкарами, многие из которых гораздо старше самой церкви! Такие, как здесь, больше нигде не встречаются. И не только потому, что сделаны они из местных пород камня - есть даже зеленые! - и узоры на хачкарах не повторяются. А еще и потому, что здешние хачкары противоречат, а может, и наоборот - подчеркивают своими витиеватыми и жизнерадостными узорами аскетизм монашеской жизни.
23.


24.

25.


чудо ведь чудное!
26.

27.

заходим во внутрь церкви Апостолов. Об отношении к иконам я уже вам рассказывал. Повторю. Армянские священники говорят так: мы иконы не почитаем, но уважаем. Почитаемы у нас Крест и Святое Евангелие.

28.


вот тоже относительно современный алтарь...

29.

а здесь - внимание! И не столько из-за картины с двенадцатью апостолами, чьи имена написаны в армянской традиции - Тадеос - Фаддей, Петрос - Петр, Маттеос - Матфей... - а из-за необычного хачкара внизу. Я таких никогда не встречал! Это - истинная редкость, чтобы на хачкаре изображали сцены из жизни и смерти Христа...

Вот ближе:
30.

31.


здесь - восьмигранный барабан верхней части зала церкви, который поддерживается арками, идущими от прямоугольного основания. И наверху - маленькое оконце-бойница, через которое проникает свет...

32.


взгляд - вниз: прогулочные кораблики и катера катают туристов, в многочисленных сувенирных лавках-палатках идет бойкая торговля...
33.

34.


когда мы спускались вниз, слева от ступенек я увидел такую красоту... Не знаю, правда, как называются эти душистые желтые цветочки, ютящиеся прямо в расщелинах камней...

35.


а на выступе скалы - настоящий саркофаг конкретному капитану Севанского судоходства, как выбито в камне, - Гаспаряну Ерванду Оганесовичу... Этот капитан прожил долгую и, по всей видимости, достойную жизнь. Так что и в сухопутной, на первый взгляд, Армении были и есть свои капитаны. И даже - адмиралы! Например, Адмирал флота Советского Союза Исаков (Ованес Исаакян), Герой Советского Союза...

36.


а это взгляд снизу - на скалы и местных армянских чаек (без шуток - отдельный вид!))

37.


еще красота - маки!..

38.


и почти добравшись до низа, мы присели рядом с местным музыкантом, который наяривал что-то от души, по всей видимости, на уде (ударение на первом слоге)...

Хорошего завершения рабочей недели и до следующей встречи с Арменией, друзья!

Когда в 301 году Армения приняла христианство, в ней активно стали строиться церкви и монастыри, и сам Григор Лусаворич (см. Хор Вирап) основал здесь две первые церкви - Св. Арутюн и Св. Карапет. Расширение монастыря связывают с именем принцессы Мариам, дочери основателя династии Багратуни, Ашота Багратуни, которая покровительствовала монастырю, отсюда же и второе название монастыря - Мариамашен, "построенный Мариам". В 874 г. на средства принцессы строится церковь Сурб Аствацацин.

Утром этого дня (день 3 нашей поездки) мы успели съездить в горы в Дилижан и монастырь Гошаванк, и вернуться к озеру Севан, мимо которого утром проскочили, лишь из машины любуясь синей гладью воды. Это одно из самых больших озер а мире (в Средние века его даже называли морем) и второе по величине горное озеро в мире по объемам пресной воды (после озера Титикака). Красоты озеро необычайной - мы провели на его берегах несколько часов, и из каждой точки нашего маршрута оно казалось нам совершенно другим...

Одна из основных и, пожалуй, самых посещаемых достопримечательностей озера - монастырь Севанаванк (название монастыря предположительно возникло от словосочетания "сев" - «черный» и "ванк" - «монастырь» стены монастырских строений имеют черный цвет). Когда-то гора, на которой высится монастырь, была скалистым безлюдным островком примерно в трех километрах от берега, на котором жили разве что рыбаки, и только около ста лет назад озеро стало мелеть и островок стал полуостровом.

Когда в 301 году Армения приняла христианство, в ней активно стали строиться церкви и монастыри, и сам Григор Лусаворич (см. Хор Вирап) основал здесь две первые церкви - Св. Арутюн и Св. Карапет. Расширение монастыря связывают с именем принцессы Мариам, дочери основателя династии Багратуни, Ашота Багратуни, которая покровительствовала монастырю, отсюда же и второе название монастыря - Мариамашен, "построенный Мариам". В 874 г. на средства принцессы строится церковь Сурб Аствацацин. Жил монастырь как на пожертвования правителей, так и на доходы от рыбной торговли. В X в. гостем монастыря был царь Ашот Железный, который одержал решающую победу в Севанской битве 924-925 гг., восстановив царство рода Багратуни. После нашествия монголов монастырь пришел в упадок и стал возрождаться в начале XV века, когда здесь была основана школа, учебная программа которой повторяла программу Татевского монастыря. В XVI-XVII вв. были разрушены монастырские стены, служившие верой и правдой обители многие века, а в 1930 году с острова уехал последний монах. В 1931 г. была разрушена церковь Сурб Аствацацин, а ее материал использовали для строительства дома отдыха поблизости. В 1936 г. монастырь сильно пострадал от землетрясения. Сейчас все выглядит гораздо веселее: стены и разрушенная церковь восстановлены, и в монастыре нет отбоя от гостей, особенно в выходные и в солнечную погоду.

Как утверждает стенд на входе (а не доверять ему у меня нет оснований), сейчас монастырский комплекс состоит из церквей Св. Аракелоц (справа) и Св. Карапет (слева),

руин притвора, частично восстановленных монашеских келий и остатков фундамента церкви Св. Арутюн. Церковь Сурб Аствацацин и ее притвор больше не существуют. Тем не менее, в википедии (не только в русской, в английской и немецкой тоже) утверждают, что то, что на месте называется церковью Св. Карапет, является церковью Сурб Аствацацин. Я все-таки буду придерживаться наименований, которые указаны на стендах.

Маленькая церковь Св. Карапет представляет собой сооружение с тремя апсидами и куполом. Конструкция из трех апсид позаимствована из готической архитектуры.

Церковь Св. Аракелоц была построена примерно в одно время с разрушенной церковью Сурб Аствацацин, в конце IX в. на средства принцессы Мариам, которая дала обет построить 30 церквей в память об умершем муже.

Рядом - руины притвора церкви, по сути, тоже полноценной постройки, которая до нашего времени не сохранилась, но видны фундаменты 6 колонн.

Севанаванк имеет большую коллекцию хачкаров, особенно ценятся те, что сделаны из светло-зеленого камня (андезита), добытого в районе Севана. Замысловатая вязь этих узоров несколько диссонирует с общей аскетичностью монастыря.

Внутри церкви

В верхней части монастыря - руины самой старой церкви - Св. Арутюн . Ее заложил в 305 г. сам Григор Лусаворич. Она являлась одной из уникальных в Армении центральнокупольных базилик, которые стали позднее характерной частью армянских трехнефных церквей. У церкви был большой впечатляющий купол, который обрушился во время одного из землетрясений (купола такого типа вообще долго не стояли, но на другой стороне озера в деревне Содк купол таки уцелел и его можно посмотреть).

Если подниматься на самый верх острова, то народу там практически уже нет - разве что кто-то забредет случайно, вроде нас. Как водится, пощелкали во все стороны.

На одном из склонов, ближе к монастырю,то ли чьи-то дачи, то ли бывший дом отдыха, напоминающий архитектурой рояль.

С другого конца островка наткнулись на ограду, а за ней - дача президента Армении.

Я уже упоминала, что приехали мы сюда в воскресенье, поэтому, кроме туристов, в монастыре было еще и несколько свадеб.

Вернувшись к монастырю, мы направились в деревню Норадуз, смотреть хачкары.

Озеро Севан – самое большое озеро на Кавказе. Его площадь составляет 1240 км² . Именно поэтому раньше Севан именовали «Гегамским морем». Это чудо природы расположено на высоте 1900 м в огромной горной чаше, которую окружают живописные склоны, поросшие лесом, каменные обрывы, степи, альпийские луга и галечные пляжи. А проплывающие облака будто цепляют снежные вершины гор. Территория вокруг озера Севан является Национальным заповедным парком. На берегах Севана всегда очень комфортная температура и чистейший воздух.

Хор Вирап

Монастырь был воздвигнут в период с VI по XVII века, над подземельем, где томился креститель Армении – Святой Григорий Просветитель за распространение христианства, пока царь Трдат III не решил принять эту религию в качестве государственной в 301 году.

В подземелье сейчас можно спуститься, помолиться, поставить свечку или просто побыть наедине с Богом. Каменный мешок с высоким закопченным сводом, маленьким как щель окошком высоко вверху и небольшим алтарем в нише страшен даже сейчас, несмотря на прочную лестницу, ведущую к выходу, и яркую лампочку посередине свода.

Храмовый ансамбль состоит из двух церквей. Первая церковь - Сурб Геворга (справа), которую построил католикос Нерсес III в 642 г. В этой церкви находится яма, где томился Григорий Просветитель. Подземелье, где страдал святой старец, было царской темницей («Хор Вирап» - «глубокая яма»). Сюда в яму, кишащую ядовитыми змеями и скорпионами, опускали заключенных.

Вторая постройка главная церковь Сурб Аствацацин, которая была построена в конце XVII века. Это купольная постройка со смежной колокольней.

А какие достопримечательности Севана вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Монастырь Севанаванк

Монастырь Севанаванк находится в Армении, на полуострове Севан. Строительство монастыря было начато монахами в VIII веке. Сначала были построены монастырские стены и часовня, позже были возведены стены, сторожевая башня с воротами, три церкви, постройки хозяйственного назначения и кельи. В конце IX столетия в монастыре какое-то время проживал царь Армении Ашот Железный. Под стенами монастыря произошла битва с арабами, которую он возглавил. Участие в битве приняли и монахи Севанаванка.

В XVI-XVII столетиях монастырь лишился своих стен, которые были разрушены, а в 1930 году монастырь был закрыт. До наших дней сохранились две церкви из трех - Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. В настоящее время монастырь снова является действующим. При нем расположена духовная семинария имени Вазгена I.

Монастырь Айраванк, основанный в IX веке, находится в селе Айраванк, в Армении. В комплекс монастыря входят церковь, часовня, построенная в X веке, и притвор, пристроенный к церкви в XII веке. Постепенно в восточной части церкви были выстроены приделы. Вокруг монастыря можно увидеть множество надгробий и хачкаров, являющихся частью кладбища.

Церковь построена из грубоотесанного камня. Главный вход обрамлен полукруглой широкой полосой. В архитектуре свода церкви можно заметить черты сталактитового сводчатого перекрытия, что помогает достичь чередования света и тени благодаря движению лучей солнца.

Монастырь расположен на скалистом берегу великолепного озера Севан, одного из самых известных высокогорных озер мира. От монастыря открывается прекрасный вид на озеро и прилегающие к нему окрестности. В северо-западном направлении от монастыря можно увидеть крепость бронзового века.

Семинария Вазгенян

Духовная семинария "Вазгенян" расположена на Севанском полуострове, на берегу озера Севан, в Армении. Она была названа в память Католикоса всех армян Вазгена I. Семинария готовит будущих служителей для Армянской апостольской церкви. В начале своего существования семинария размещалась во вспомогательном здании, построенном в 1897 году. Повторное открытие семинарии состоялось в 1990 году. Комплекс семинарии включает в себя также 2 церкви.

Между двумя зданиями была построена столовая. В 2002 году было построено новое здание семинарии, в которое входят отдельные учебное и спальное здания и библиотека. В учебном корпусе расположены офисы и аудитории. На территории комплекса академии была построена часовня. В наши дни в академии может обучаться до 80 человек.

Семинария организует встречи с деятелями искусства и представителями науки и проводит научные конференции. В 2008 году вышел в свет первый номер духовно-культурного периодического издания "Семинария Вазгенян". С 2010 года в семинарии действует русский лингафонный кабинет, который был создан в знак сотрудничества семинарии "Вазгенян" с Санкт-Петербургской православной академией имени святого Александра Невского.

Самые популярные достопримечательности в Севане с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Севана на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые