Храмы древнего рима. Церкви и храмы Рима или объять необъятное! Храмы рима с описанием

Сегодня, слово «форум» у нас ассоциируется со всевозможными дискуссиями, что витают во всемирной паутине. На форуме можно обсудить тему, что интересует, высказать своё мнение, найти единомышленников и т.д. Но многие даже не задумываются об истинном значении и происхождении этого слова, корни которого как, оказывается, берут своё начало из древнего Рима.

Форум Римский - был известен на всю Италию, в его стенах решались судьбы людей, городов и стран. Здесь выносились на обсуждение важные вопросы и задачи древней империи, менялись деньги, выступали политики, провозглашались и принимались законы. Ни одно важное решение не могло вступить в силу, если оно не было провозглашено на Форуме Древнего Рима. На площади проводили состязания гладиаторы, одни из них награждались почестями, а других могли казнить на глазах у большого столпотворения народа. Здесь было построено множество храмов Древнего Рима, дворцов, каждый из которых был уникален и отражал культуру того времени.

Сам по себе Форум представляет огромную площадь размерами 500 метров квадратных, которая имеет интереснейшую историю и целый комплекс памятников архитектуры римской империи. Большая часть храмов Древнего Рима была разрушена людьми и течением времени, но есть и те, что можно лицезреть и сейчас. Его ещё и называют музеем под открытым небом, посетить который стремятся миллионы туристов.

История возникновения

Форум древнего Рима как таковой, возник во времена, когда правил великий Тарквиний Древний. Он приказал осушить низину, которая располагалась меж четырёх холмов. С северной стороны - это был холм Квиринал, с южной - Палатин, восток представлял ‒ Эсквилин, а западный холм назывался ‒ Капитолий. Для осушения территории, что была насыщена родниками, была сооружена первая в мире канализационная система. Рабочие установили стоки для отвода воды и Большую Клоаку, что была соединена с дренажным приспособлением. Римляне и поныне используют античную Большую Клоаку для отвода ливневой воды.

Когда территория была высушена, принялись за строительство. Изначально Форум Римский был предназначен для торговли и ярмарок. Поэтому первыми соорудили торговые ряды с множеством лавок, а немного позже трибуны для выступления политиков и влиятельных римлян, а также места для торжеств и казни, которая всегда происходила публично. С каждым годом Форум Романума разрастался, на большом базаре можно было купить всё что угодно, сюда съезжались жители со всех ближайших регионов. На протяжении столетий Форум переживал рассветы и падения, его уничтожали и возрождали вновь. Сегодня большая часть его территории находится в руинах, но есть и уцелевшие здания и сооружения, что дышат историей и возвращают нас в античный мир.

\

Храмы Древнего Рима

Наряду с помостами для ораторов принялись за возведение соборов, храмов и дорог ведущих к центру Вечного города. У подножья холмов создавалась царская резиденция, строились усадьбы для аристократов и вельмож города. Архитектура римской империи, что создавалась древними мастерами, не может оставить никого равнодушным. Даже по наполовину разрушенным зданиям и руинам, можно судить о великой культуре древнего народа.

Храм Венеры-Очистительницы

По мнению ученых, одним из первых был построен Храм Венеры-Очистительницы. Это была Великая святыня для античных воинов, которые проходили здесь таинство очищения. В храме очищались и благословлялись не только мужчины, но и пленницы сабиянки, которых привозили с собой римляне в качестве трофея. Само здание не уцелело до нашего времени, о его внешних данных можно судить только по некоторым обломкам, что удалось отыскать при археологических раскопках.

Храм Диоскуров

Параллельно с развитием города (5-2 век до н.э.) не стихали войны, что наносили большой отпечаток на внешний вид и культуру столицы. Финикийские и римские правители ни как не могли договориться между собой, вследствие чего велись ожесточенные бои. Многие сооружения были разрушены и на их месте строились новые. Именно в этот период возвели Храм Диоскуров. Это было место для поклонения двум сыновьям Юпитера, их звали Кастор и Поллукс. Сегодня, Храм Диоскуров больше известен по оставшимся трём колоннам, что величественно стоят в древнем городе. Их ещё называют «Три сестры», которые всегда неразлучны.

Храм Сатурна

Большая Святыня была построена в 4 веке до н.э. римлянами, в честь памятного события, а именно уничтожения власти этрусского предводителя Тарквиния. Храм находится в юго-западной части Форума Древнего Рима, и имеет интересную историю. Изначально в здании хранились сокровища со всей Империи. Ежегодно здесь проводилось торжество под названием Сатурналий. В этот день исчезали границы между рабами и царями, все были равны между собой. Кроме того господин мог даже прислуживать рабу и выполнять его пожелания. Люди дарили друг другу подарки, пировали и веселились. Позже, в нём подсчитывали бюджет казначеи и собирались налоги. Строение несколько раз подвергалось большим разрушениям и пожарам, но его снова отстраивали и приводили в порядок. Несмотря на стойкость Храма Сатурна, полностью сооружение сегодня увидеть нельзя. Но стоит посмотреть только на одни колонны, что остались до нынешнего времени и понять - что это было грандиозное сооружение.

Храм Конкордии

Нередко между рабами и знатными вельможами происходили склоки и раздоры. Очень часто споры перерастали в ненависть и вражду. Но, несмотря на это, им приходилось сосуществовать, так они зависели друг от друга. Именно в честь примирения знати и бедняков был сооружен Храм Конкордии, которая почиталась у римлян как Богиня Согласия. Он был построен в 4 веке до н.э. в западной части центра столицы.

Храм Веспасиана

В этот же период был возведён ещё один Храм Древнего Рима - Святыня Веспасиана. Его соорудили в честь императора, что правил в те времена и его сына. После их смерти в храме находились статуи двух императоров. Здание было достаточно просторным и имело прямоугольную форму. Сегодня можно увидеть не только руины здания, но и 15-метровые колонны, что каким-то образом уцелели.

Храм Цезаря

Великий император Юлий Цезарь - известен всему миру как первый правитель Римской империи, что до 27 года до нашей эры считалась республикой. Он вместе со своим приемником Октавианом Августом внесли большой вклад в развитие культуры не только столицы, но и всей империи. Римский Форум расцвел за время их правления и ещё больше укрепился как место, где вершатся судьбы и главные политические и религиозные события. После смерти Цезаря, его тело было подвержено погребению, а на этом месте создали храм в честь великого императора. Неподалёку от храма была сооружена арка Августа. На ней отображались все победоносные события, что произошли за время их царствования. На сегодняшний день от храма остались только громоздкие глыбы, что сохранили в себе тайны того времени.

Храм Венеры и Ромы

Немалый вклад в архитектуру Древнего Рима внёс и другой правитель империи Адриан. Он приказал соорудить большой дворец в восточной части Римского Форума, посвященный покровительницам столицы. Ими являлись богини Венера и Рома. Для постройки был выбран большой участок, что граничит с Колизеем. Само здание выглядит достаточно необычным и непохожим на другие строения. Внешне оно представляло собой два громадных купола, по задумке архитектора символизирующих богинь храма, что стояли друг напротив друга. Охраняли храм большие колонны, которые были четко выстроены вокруг здания. Эту достопримечательность очень хорошо можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо сохранилась одна часть здания, которая во времена христианства, была переделана на церковь Santa Francesca Romana.

Храм Весты

На юго-востоке Форума Древнего Рима, находится территория, которая посвящена богине Весте. Это был непосредственно сам храм и дом весталок. Сама богиня считалась хранительницей домашнего очага, поэтому в храме должен был всегда гореть огонь. Изначально его поддерживали дочери царя, а немного позже девушки, которых назывались весталками. Честь стать весталкой и поддерживать огонь домашнего очага, выпадала не каждой. Девушки выбирались только из благородных семей, до того как им исполнялось 15 лет. Им нельзя было вступать ни в какие отношения с мужчинами вплоть до 30 лет. Если какая из девушек ослушивалась, её тут же закапывали в землю заживо. Весталки выделялись из толпы особыми нарядами и очень почитались у древних римлян. Для осуждённого, которого вели на смертную казнь, встреча с весталкой означала отмену приговора и освобождение.

От дома весталок остался лишь атриум и несколько статуй верховных жриц. Во время недавних археологических раскопок были обнаружены и фрагменты самого храма.

Храм Антония и Фаустины

Храмы Древнего Рима всегда создавались в честь великих событий, свершений и подвигов. Любовь во все времена творила чудеса и побуждала к подвигам всех влюбленных. Ярким таким примером является храм Антония и Фаустины построенный в 141 году. Его соорудил Антоний Пий, который сильно тосковал по своей умершей жене. Красивое здание очень хорошо сохранилось до нашего времени благодаря тому, что в 11 веке было использовано в качестве храма Святого Лаврентия. Древнюю базилику отреставрировали и поддерживали в первозданном виде ещё долгое время. Сегодня прямоугольное здание с рядом колонн невольно возвращает нас в древние времена и завораживает своим превосходством.

Базилика Максенция и Константина

Огромное по своим размерам сооружение могло бы затмить даже самые известные современные постройки. Использование мрамора, драгоценных камней и металлов при возведении и оснащении здания не может не впечатлять. Первый камень в строительство храма заложил император Максенций в 308 году. Во время его правительства базилика была полностью отстроена. Её длина составляла 100, а ширина 65 метров. Это было самое большое сооружение в древнем городе. Изначально храм украшала скульптура Максенция, а после его снятия с престола ‒ Константина, в честь которых и названа базилика.

Помимо храмов, на территории Форума Римского есть большое количество арок и историческим мест, по которым можно читать историю римской империи. Изображения повествуют о войнах и перемириях, победах и поражениях, жизни и смерти древнего народа. Неповторимая архитектура римской империи ‒ это как летопись, что отображает культуру, устрой, правила и жизненные принципы древней эпохи.

Для посещения уникального музея под открытым небом, достаточно приобрести единый билет, который предназначен для посещения таких мест как Колизей, холм Палатин и сам Форум Древнего Рима. Если вы планируете досконально изучить все исторические сооружения, тогда без помощи квалифицированного гида вам просто не обойтись.

Посетить Вечный город, и насладится увлекательной экскурсией, предлагает компания сайт. Только у нас вы найдете лучшие путешествия и приемлемые цены. Тур подбирается индивидуально под ваши предпочтения. Заходите на наш сайт и убедитесь в этом сами. Мы сделаем все, чтобы путешествие оставило самые яркие эмоции и положительные впечатления!


В Риме более 900 церквей. Туристу, конечно, невозможно посетить их все, но есть те, которые входят в обязательную «классическую» программу: собор Святого Петра, Пантеон (церковь Святой Марии и мучеников), паломнические базилики, некоторые церкви мастеров барокко. Даже если вы не религиозный человек, церкви Рима определенно достойны вашего внимания, ведь многие из них – шедевры архитектуры и одновременно музеи, где хранятся бесценные сокровища мирового искусства.

В этой статье мы расскажем о тех римских церквях, которые выделяются на общем фоне – своим архитектурным стилем, историей или наличием необычного музея.

1. Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва – церковь доминиканского ордена, построенная между 1280-1453 гг. по образу флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Довольно невзрачный фасад базилики скрывает настоящую жемчужину – великолепный интерьер в готическом стиле с синими заостренными арочными сводами, украшенными золотыми звездами. Это единственный оригинальный пример средневекового готического стиля в Риме (в римских церквях преобладает стиль барокко).

Свое необычное название «Святая Мария над Минервой» церковь получила из-за того, что на ее месте когда-то находился храм египетской богини Исиды, ошибочно принятый в Средние века за храм Минервы. Главные сокровища церкви – статуя Иисуса Христа с крестом работы Микеланджело (слева от алтаря) и гробница с мощами покровительницы Италии Екатерины Сиенской. Также в церкви похоронен выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения Фра Анджелико.

В доминиканском монастыре (в здании по левую руку от базилики) находился штаб инквизиции. Именно в этих стенах Джордано Бруно зачитали смертный приговор, и состоялся знаменитый процесс над Галилео Галилеем , в ходе которого ему пришлось отречься от своих взглядов о гелиоцентрической системе мира.

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва находится в паре минут ходьбы от Пантеона в районе, который известен как Марсово поле (Campo Marzio). Маяком местонахождения церкви служит египетский обелиск , установленный на спину слоненка, созданного по проекту гения барокко Джованни Лоренцо Бернини.

Удобнее всего добраться до церкви, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес базилики: Piazza della Minerva, 42.

2. Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати / Chiesa del Sacro Cuore del Suffragio in Prati

Если Санта-Мария-сопра-Минерва – это пример средневекового готического стиля, то церковь Святого Сердца Иисуса в Прати – это уже неоготика, что тоже весьма необычно для Рима. Церковь небольшая, но выделяется на набережной Тибра своим внешним видом, который был вдохновлен архитектурой Северной Италии, в частности миланским Дуомо.

Уникальность церкви не только в ее внешнем виде. В ризнице находится довольно необычный музей, единственный в своем роде – музей Душ в Чистилище (museo delle Anime del Purgatorio). В первом здании церкви случился пожар, во время которого священник Виктор Жуэ заметил, что за алтарем проступило грустное человеческое лицо. Священник решил, что так душа, заточенная в чистилище, пытается выйти на связь с кем-то из живущих. По представлениям католиков, если за душу будут усердно молиться на Земле, это облегчает ее попадание в рай.

Виктор Жуэ стал собирать свидетельства и факты этого явления – попыток мертвых связаться с живыми. Так появился необычный музей, где собраны такие экспонаты, как, например, книга со следом, как будто оставленным обожжённой рукой, или наволочка с проступающим ликом монахини. Так душа из Чистилища пыталась отправить весточку своим сестрам с просьбой усерднее за нее молиться.


Где находится и как добраться

Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати находится на набережной Тибра Lungotevere, в 10 минутах ходьбы от замка . Ближайшие станции метро: Lepanto (линия A), Spagna (линия А). Адрес церкви: Lungotevere Prati, 12.

3. Церковь Святого Игнатия / Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola in Campo Marzio

Церковь Святого Игнатия – типичный пример архитектуры барокко, это самый распространенный архитектурный стиль в Риме. Церковь построена между 1626-1650 гг. и посвящена Игнатию Лойоле, основателю ордену иезуитов.

Чем же примечательна церковь Святого Игнатия? Помимо богатого барочного интерьера, внимание привлекает потолок, украшенный великолепной фреской «Триумф Святого Игнатия» Андреа Поццо. Это одна из самых больших потолочных фресок в мире. Чтобы посетителям было удобнее разглядывать ее детали, перед входом установлено большое зеркало, направленное на потолок.

Еще более удивителен «фальшивый купол» церкви – это плоскость перед алтарем, на который нанесена роспись, создающая иллюзию объема. Причина появления псевдо-купола прозаична: средств на возведение настоящего не хватило. Но гениальный Андреа Поццо нашел выход из положения и создал 3D-графику, которая в XVII в. произвела большое впечатление на современников.


«Фальшивый купол» церкви Святого Игнатия

Где находится и как добраться

Церковь Святого Игнатия находится в паре минут ходьбы от и церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в районе Кампо-Марцио. Удобнее всего добраться, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес церкви: Via del Caravita, 8a.

4. Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане / Chiesa di San Carlino alle Quattro Fontane

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, называемая также Сан-Карлино, спроектирована Франческо Борромини – гением барокко, чье соперничество с Джованни Лоренцо Бернини напоминало противостояние Моцарта и Сальери. Интересно, что совсем рядом с церковью Сан-Карлино находится Сант-Андреа-аль-Квиринале – церковь, спроектированная Бернини, которую сам мастер считал самым совершенным своим творением и часто приходил сюда в старости на мессу.

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане построена по заказу ордена тринитариев, занимавшегося выкупом пленных христианских рабов. Финансовую поддержку строительству оказал кардинал Франческо Барберини, чей дворец находился через дорогу.

Церковь очень маленькая и компактная, но считается эталоном стиля барокко и его первой полноценной «ласточкой». В плане церковь имеет необычную овальную форму, а волнообразные линии интерьера создают ощущение постоянного потока и движения. За этими волнистыми линиями кроются сложные математические расчеты: в свое время казавшаяся невозможной архитектура церкви произвела настоящий фурор.

Интересно и то, где находится церковь – на перекрестке, по углам которого расположены 4 фонтана, символизирующие реки Тибр и Арно, богинь Диану и Юнону.

Где находится и как добраться

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане находится неподалеку от Квиринальского дворца и дворца Барберини. Ближайшие станции метро: Barberini (линия А), Repubblica (линия А). Адрес церкви: Via del Quirinale, 23.

B asilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана, бывших самыми масштабными в Риме. Поэтому ее внешний вид значительно отличается от церквей, построенных «с нуля». Она посвящена Деве Марии, «королеве ангелов», как ее часто называют, и заступнице христианских рабов-мучеников, погибших при строительстве терм. Проект перестройки был доверен самому Микеланджело , и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

За не слишком примечательным, почти аскетичным фасадом базилики очень трудно угадать величественный и пышный интерьер, украшенный скульптурами, фресками мраморными колоннами. Но самое интересное находится не на стенах и потолке, а на полу базилики.



Не все знают, что именно римские Папы стояли у истоков календаря, которым мы пользуемся сегодня, и занимались финансированием астрономических проектов. Так на полу базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири по заказу Папы Климента XI в 1702 г. появилась линия-меридиан (Linea Clementina) длиной 44 м, созданная философом, математиком и астрономом Франческо Бьянкини.

Линия была нужна, чтобы развеять сомнения в точности нового григорианского календаря, на который католический мир перешел веком ранее. Это солнечные часы и календарь, по которому можно было определить (с помощью солнечного луча, падающего на пол из отверстия в стене) дни солнцестояния и равноденствия. По всей линии меридиана размещены различные зодиакальные созвездия, выполненные из мрамора. На правой стороне линии расположены летние и осенние созвездия, слева – весенние и зимние. Вдоль меридиана также можно увидеть желтые звезды, обозначающие положение ряда самых важных звезд, и их имена.

Где находится и как добраться

Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири находится на площади Республики. Ближайшая станция метро: Repubblica (линия А). Адрес церкви: Piazza della Repubblica, 00185.

6. Церковь Святых Петра и Павла в квартале EUR / Basilica dei Santi Pietro e Paolo

Базилика Святых Петра и Павла, посвященная апостолам-покровителям Вечного города, – один из наиболее значительных примеров современной архитектуры в Риме. История у этой церкви необычная, потому что она была построена в составе комплекса зданий нового квартала EUR (Esposizione Universale Roma) – архитектурного проекта фашистского режима, вдохновленного наследием имперского Рима с его возвеличиванием роли государства и правителей.

Базилика Святых Петра и Павла получилась весьма монументальной, этаким переосмыслением собора Святого Петра (проект Микеланджело действительно был взят на вооружение архитекторами), как Дворец итальянской цивилизации («квадратный» Колизей) стал переосмыслением Колизея. Она находится на холме, возвышаясь над Тибром, из-за чего, как шутят местные, некоторые неосведомленные туристы по пути из Фьюмичино в центр даже принимают ее за оригинальный собор Святого Петра.

К базилике ведет ступенчатый пандус, который венчают гигантские статуи святых Петра и Павла (как и у собора Святого Петра). Фасад церкви облицован травертином – самым популярным материалом в Риме, который использовался, например, и при строительстве Колизея.

Где находится и как добраться

Базилика Святых Петра и Павла находится в квартале EUR на юго-западе Рима. Неподалеку от церкви находится самый знаменитый образчик архитектуры режима Бенито Муссолини – «квадратный» Колизей. Ближайшая станция метро: EUR Palasport (линия B). Адрес церкви: Piazzale dei Santi Pietro e Paolo, 8.

Великая Римская империя в свое время позаимствовала религиозную модель у цивилизации Древних Греков. Целая плеяда божеств, их помощников и отпрысков перекочевала из античной Греции прямиком на римский Олимп, сменив лишь имена. По прошествии 8 столетий, философы и знать утратила веру в своих богов. К концу I века нашей эры в недрах процветающей империи зародилось христианство.


Представители еврейского народа, преподнесли многонациональному государству новую религию, основанную на вере в Бога единого. Постепенно христианство стало распространяться среди других народов империи. К III веку новая вера, охватившая умы подданных цезаря, была запрещена. Однако уже в 313 году Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозглашающий терпимость к христианской вере. Вскоре был заложен первый камень Латеранской базилики – наистарейшего христианского храма, дожившего до наших дней.

Термины

К концу IV столетия язычество было предано забвению, официальной религией стало христианство. Храмы и святилища античных божеств в срочном порядке разрушались или перестраивались для нужд новой веры. Продолжая веками утвердившиеся традиции, служители церкви получили в свое распоряжение базилики (др.греч. βασιλική) – «царские дома». Для такого типа сооружений характерна форма вытянутого прямоугольника, имеющего нечетное количество нефов (обычно – 3, реже — 5). Еще одна отличительная черта базилики – отсутствие явно выраженного купола.

Помимо чисто архитектурного термина, в католической церкви «базилика» — это еще и особый титул. Наиболее старые и значимые для католиков храмы и соборы удостаиваются чести получить от Папы Римского звание базилики одной из пяти степеней (архибазилика, великая, папская, патриархальная и малая).


С момента становления христианства существовало негласное разделение на Западную и Восточную ветви. Первая представляла собой католическую церковь с главенством Римских пап, а вторая – православие с патриархатом в Константинополе. Многовековые разногласия между латинской и православной церквями по ряду церковных догматов, привели к тому, что в 1054 году папа Римский Лев IX и патриарх Михаил Керуларий предали друг друга взаимной анафеме.

Великая схизма, не только навсегда разделила христиан на православных и католиков, но и оказала влияние на все сферы, в том числе и на внешний облик церковных построек. Так, образ базилик в большей степени стала наследовать католическая архитектура. В средние века романский стиль эволюционировал в готику, а позднее — в и рококо. В общем же смысле «храм» (правосл. chormъ) – это дом, в котором существует алтарь и совершаются церковные обряды.


Православная архитектура обрела собственную модель церкви -«собор» (др.слав. сборъ). Произошедшее от старославянского «сбор», то есть, место для сбора, собор представляет собой главную церковь поселения, где происходят служения и обряды. Именно соборы характеризуются византийской купольной манерой построения и ярко выраженной крестообразной формой строений.

Католические церкви Рима

Поскольку в Риме зародилась и окрепла католическая вера (лат. Catholicismus – «всеобщий», «единый»), то большую часть церквей города составляют католические храмы и соборы. Наиболее старые и титулованные церкви Рима расположены на территории столицы и города-государства Ватикан. На их отделку, реставрацию и содержание понтификат не жалел средств, поэтому столичные храмы представляют собой захватывающее зрелище.

Латеранская базилика

Главный собор Рима – (Basilica di San Giovanni in Laterano) была заложена еще в IV веке. Один из первых христианских храмов является «архибазиликой», в которой расположены папский трон и кафедра. Во внешнем и внутреннем оформлении данный кафедральный собор сохранил множество элементов раннехристианской эпохи. Средневековое оформление фасада заботливо скрывает старинные мозаики от осадков и прямых солнечных лучей.

Интерьер Сан-Джованни ин Латерано изобилует росписями на тему Бытия, а также деяний апостолов Павла и Петра. Внутри храма находятся богато убранные часовни, хранящие гробницы понтификов и знаменитых граждан Рима.

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4

Латеранский дворец (Palazzo del Laterano)

Обитель понтификов, расположенная рядом с Латеранской базиликой, была возведена в IV столетии. До начала XIV палаццо неизменно исполнял свою роль, пока понтификат не был перемещен во французский Авиньон. После нескольких реконструкций имеет типичный для дворцов вид.
В современное время Латеранский дворец вмещает в себя один из музеев Ватикана.

Особый пиетет у посетителей вызывает католическая Святая Святых или же Капелла Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum). Часовня, посвященная Святому Лаврентию, содержит гробницы Римских пап. Многие реликвии были перемещены из Святая Святых в Латеранскую базилику. Из оставшихся в капелле ценностей ценится нерукотворная икона VI века с ликом Иисуса. Также сохранились фрески XIII столетия и священные дары, присланные в VIII веке из Константинополя.

Адрес: Piazza San Giovanni in Laterano

Базилика Святого Климента (Basilica di San Clemente)

В первую очередь интересна как настоящий памятник истории и археологии. Основание здания было заложено еще в I веке н.э. консулом Титом Флавием Климентом, бывшем в родстве с цезарями. Во времена гонения христиан, знатный римлянин тайно укрывал у себя приверженцев веры, в том числе и Святого Петра. В IV столетии имение было превращено в древний христианский храм. Современный фасад церкви – это яркий образчик романской архитектуры, характерной для XII века.

Из реликвий, хранящихся в базилике, особо почитаются: мощи Святого Климента, одного из первых христианских епископов, священномученика Игнатия Богоносца. Старинная католическая церковь расположена неподалеку Латеранской базилики и Колизея (Colosseo).

Адрес: Via Labicana, 95

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)

Папская базилика, основанная в V веке н.э. на Эсквилинском холме Рима. Католическая церковь посвящена святой Деве Марии. Внешний стиль – соединение строгого романского и более роскошного рококо. Над церковью возвышается высокая колокольная башня.

В интерьере большое впечатление производят раннехристианские мозаики, богатое украшение нефов, а также роскошные часовни, в которых покоятся понтифики и знаменитые итальянцы.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Входит в число четырех патриарших базилик вечного города, обладает солидными размерами и торжественным убранством. Официально заложенный в первой половине XVII века, кафедральный собор находится на том месте, где по старинным преданиям, в I столетии н.э. был захоронен святой Петр. К созданию грандиозного храма приложили руку выдающие средневековые архитекторы: Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), (Giovanni Lorenzo Bernini) и (Michelangelo Buonarroti).

Перед роскошным белоснежным фасадом собора раскинулась обширная площадь круглой формы. В дни больших церковных праздников, а также в особенных случаях, в стенах собора происходят церемонии при участии папы Римского. Собор и площадь совместно способны принять до 460 тысяч прихожан.

Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Великая папская базилика, по меркам императора Аврелиана (III век н.э.) расположена за . Церковь была построена Константином Великим на месте предполагаемого захоронения Святого Павла. Обширное здание украшено античными колоннами. Большой интерес представляет галерея, наполненная портретами понтификов.

За прошедшие века храм неоднократно подвергался разграблениям и пожарам. До наших дней дошли: мозаика V века и некоторые элементы внутреннего декора. Большая часть интерьера была воссоздана в ходе масштабной реконструкции в XIX столетии. Во время раскопок под главным алтарем был обнаружена древняя каменная гробница, в которой якобы покоятся мощи апостола Павла.

Адрес: Piazzale San Paolo, 1

Церковь святого имени Иисуса (Иль-Джезу) (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu)

Главный храм ордена Иезуитов посвящен имени сына Божьего, а посему его короткое название звучит как Церковь Джезу (Иисуса). Небольшое белое здание уютно устроилось в историческом центре Рима. Храм был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), приверженцем вычурного маньеризма.

Особое впечатление на посетителей производят расписные потолки нефа и купола церкви. Персонажи из Библии и святого писания выполнены настолько искусно, что выглядят объемными.

Адрес: Via degli Astalli, 16

Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)

Средневековая церковь, построенная архитектором (Francesco Borromini) для канонизации кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo). Силуэт храма, как и его внешняя отделка наполнены изящными линиями и витиеватыми росчерками барочного стиля. Здание увенчано высоким овальным куполом, украшенным изнутри лепниной с геометрическим рисунком. В интерьере преобладает белый цвет и барочная лепнина.

Интересно, что церковь Сан-Карло расположена возле улицы четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane), украшенной 4-я ренессансными фонтанами XVI столетия.

Адрес: Via del Quirinale, 23

Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)


Храм был построен в XVII веке для того, чтобы быть освященным в честь Святого Иво Бретонского, заступника ордена Иезуитов. Автором проекта являлся Борромини, который придал зданию пышный барочный дизайн. Церковь имеет необычный для католических храмов вид шестиугольника с закругленными краями. Сант-Иво представляет единый архитектурный ансамбль с арочной аркадой университета Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza).

Внутри церкви царят характерные для Борромини белый цвет и изысканная отделка. Высокий купол храма покрыт затейливой лепниной.

Адрес: Corso del Rinascimento

Сант-Аньезе-ин-Агоне (Basilica Sant’Agnese in Agone)

Церковь, освященная во имя Святой Агнессы Римской была построена в XVII веке Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Окончательный вид храму придал Борромео, поэтому фасад здания сочетает в себе маньеризм и барокко. Интерьер храма изобилует мраморными барельефами. Особую атмосферу создает расписной купол. В часовне хранится саркофаг папы Римского Иннокентия X.

Базилика св. Агнессы стоит на площади Навона (Piazza Navona ), богатой другими достопримечательностями Рима.

Адрес: Piazza Navona / Via S. Maria dell’Anima 30/A

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)


Католическая церковь XVII столетия, принадлежащая ордену Капуцинов, имеет скромные размеры и простой внешний вид. Внутри церкви можно полюбоваться полотнами Караваджо (Michelangelo da Caravaggio), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) и Доменикино (Domenichino).

Особый трепет у посетителей вызываю крипты церкви Капуцинов. Шесть подземных помещений содержат украшения, выполненные из останков монахов. Около 4 тысяч служителей Божьих, умерших с XVI по XIX столетие, были перемещены с римского кладбища в крипту. Леденящий душу декор из черепов и костяков, был исполнен служителями ордена.

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27

Санти-Апостоли (Santi Apostoli)

Католическая церковь, основанная в VI веке н.э., в которой изначально почитали апостолов Иакова и Филиппа. В течении прошедших веков, название церкви сменилось на Святых Апостолов или же 12 Апостолов. Трехнефная романская базилика существенно обновила свой облик в XVIII веке. Ученик великого Бернини, Карло Фонтана (Carlo Fontana), превратил скромный храм в величественное барочное здание.

Во внутреннем интерьере выделяются гробницы: папы Климента XIV работы Каннова и кардинала Пьетро Риарио. А также фреска Доменико Муратори (Domenico Muratori) «Мученичество св. Филиппа и Якова».

Адрес: Piazza dei Santi Apostoli, 51

Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano)

Скромная церковь была возведена в V веке на месте мученической смерти святой Сусанны Римской. Здание храма несколько раз было перестроено. Примечательно, что нынешний фасад церкви считается одним из первых образцов барочного стиля. Изнутри церковь богато украшена декоративными панелями и скульптурами. Главный алтарь, украшен росписями, на которых изображена св. Сусанна.

На данный момент Санта-Сусанна является главным католическим храмом для граждан США.

Адрес: Via 20 Settembre, 14

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

– это древний исторически памятник, обладающий замысловатой судьбой. Приземистый монумент округлой формы возник на берегу Тибра во II веке н.э. Император Адриан задумал использовать строение в качестве семейного мавзолея. В VI столетии усыпальница обрела свое нынешнее имя, по воле папы Григория I, увидевшего ангела, снисходящего к куполу мавзолея.

В средние века понтификат активно использовал мавзолей для своих нужд, в том числе и для тайного перемещения между Ватиканом и Римом. К XVI столетию замок был переоборудован в настоящую крепость, в которой папа Климент VII скрывался от испанских войск. Впоследствии Замок Святого Ангела стал темницей для защитников столицы.


В настоящее время памятник сохранил в себе часть древних строений мавзолея, которые в XV-XVI века были реконструированы Ватиканом. Современные реликвии замка: древние урны с прахом цезарей, дворик Ангела (XV в.), лоджии, залы и апартаменты, принадлежавшие папам средневековой эпохи. Помимо всего прочего, с террасы замка открывается великолепный вид на Вечный город.

Адрес: Lungotevere Castello, 50

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio di Costantino)

Или Новая базилика некогда представляла собой крупнейший христианский храм Рима. Идея строительством базилики в 312 году посетила императора Максенция, который вскоре пал от руки своего приемника – Константина. Здание имело беспрецедентную высоту – около 40 м и внушительную площадь – 4 тысячи м2.

Главным украшением базилики являлась большая статуя императора Константина. В настоящее время церковь является частью полуразрушенных развалин Римского форума (лат. Forum Romanum).

Адрес: Clivo di Venere Felice, Foro Romano

Православные церкви Рима

Храм Святой Великомученицы Екатерины (Chiesa di Santa Caterina Martire)


, расположенная в стенах виллы Абамелек (Villa Abamelek), являющейся посольством РФ в Италии. Этот православный храм был построен в 2009 году, хотя средства на его создания начали собирать еще во времена царской России. Начало строительства было положено в 2001 году, а в мае 2009 состоялось его освещение в честь великомученицы Екатерины.

Внутри храма выделяются фрески и резной иконостас, выполненные представителями Московской духовной семинарии. Православная церковь богата ценными реликвиями: мощи святых, в частности Екатерины, частица Животворящего Креста Господнего. Храм великомученицы Екатерины находится в подчинении Московского патриархата.

Адрес: Via del Lago Terrione, 77

Николаевская церковь (Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo)


Один из наиболее старых православных храмов в Риме, да и во всей Италии. Церковь была запланирована к постройке еще в начале XIX столетия, однако обрела постоянный адрес лиши в 1931 году. Для нужд русских верующих был выделен дворец, ранее принадлежавший Чернышевой, который со временем освятили в честь чудотворца Николая.

Убранство церкви составляет позолоченный иконостас XIX века, украшенный ликами великомученицы Екатерины и святой царицы Елены. Особенно ценные святыни: икона Божьей Матери, написанная монахами со святой горы Афон. Иконы святителя Николая Чудотворца и Александра Невского, лик Спасителя и Богоматери. Крест, с заключенными в него святыми мощами, подаренный королевичем Христофором Гергиевичем.

Адрес: via Palestro, 69/71

Сентябрь 22, 2018

Столицу Италии по праву можно назвать одним из самых религиозных городов мира – количество грандиозных соборов и храмов просто поражает, не говоря уже о небольших церквушках и часовнях, прячущихся за невзрачными фасадами, казалось бы, обыкновенных зданий. Прогуливаясь по городу и рассматривая архитектурные изыски столицы, можно просто не заметить скромные потускневшие здания, украшенные парочкой каких-нибудь обветшалых скульптур и пыльных барельефов. В этой статье мы хотим представить некоторые самые красивые церкви Рима , спрятанных от глаз большинства туристов, которые обязательно стоит увидеть.

Церковь Санта Мария делла Виттория — Santa Maria della Vittoria

Церковь Санта Мария делла Виттория

Церковь Санта Мария делла Виттория расположена в относительной отдаленности от основных туристических троп и именно поэтому, видимо, не пользуется особой популярностью среди туристов. На самом деле, это к лучшему! Ведь данный факт позволяет сполна насладиться роскошью внутреннего убранства одной из самых красивых церквей Рима . Стоит только переступить порог храма, как начинает кружиться голова от позолоты, изящества скульптур и превосходства художественного оформления, не говоря уже о великолепной фреске, украшающей свод главного нефа церкви! Это работа талантливого Джованни Доменико Черрини, реализованная во второй половине XVII века.

Помимо этого, в церкви Санта Мария делла Виттория можно полюбоваться картинами Гвидо Рени, Доминикино, а также знаменитой скульптурной группой «Экстаз Святой Терезы» выдающегося .

Время работы церкви Санта Мария делла Виттория: 7.00 – 19.15

Перерыв: 12.00 – 15.30

Церковь Сант Иньяцио ди Лойола — Sant’Ignazio di Loyola

Церковь Сант Иньяцио ди Лойола

Церковь Сант Иньяцио расположена в самом центре города, недалеко от Пантеона и фонтана Треви, но ее тоже часто проходят мимо, а зря. Именно здесь можно увидеть настоящую 3D фреску Эпохи Возрождения! Художественная роспись потолка, выполненная Андреа Поццо во второй половине XVII века, поражает своей реалистичностью: правильная перспектива, пропорции и детали притягивают взгляд зрителя и уносят его «прямо в небо».

Время работы церкви Сант Иньяцио: 7.30 – 19.20

Перерыв: 12.20 – 15.00

Церковь Джезу — Сhiesa del Gesù

Буквально в двух шагах от Площади Венеции и знаменитого находится еще одно «незаметное» сокровище – церковь иль Джезу, представляющая собой не только одну из самых красивых церквей Вечного Города, но и являющая ценнейшим экземпляром архитектуры Эпохи Возрождения.
Проект церкви был разработан флорентийцем Нанни ди Баччо Биджо, доработан Микеланджело и закончен Виньолой, а строительными работами руководил Джаккомо делла Порта – ученик тех же Микеланджело и Виньолы.

Церковь Джезу

Интерьер выполнен в стиле маньеризма. Внутреннее пространство, имеющее всего один неф, украшено фресками, лепниной и позолотой. Каждый элемент декоративного оформления привлекает внимание качеством исполнения и деталировкой. Особого внимания заслуживают объемные художественные росписи.

Время работы церкви Джезу: 7.00 – 19.45

Перерыв: 12.30 – 16.00

Церковь Сант Аньезе ин Агоне — Chiesa di Sant Agnese in Agone

Церковь Сант’Аньезе ин Агоне

Церковь, освященная в честь Святой Агнессы, бесспорно является одной из самых заметных церквей из нашего списка, поскольку располагается она на любимой всеми площади Навона у всех на виду! Наверняка у многих найдется парочку фото с видами ее изящного фасада и расположенным напротив — легендарным фонтаном Четырех рек. Однако далеко не каждый видел этот шедевр изнутри. Построенная в качестве приватной часовни Папы Иннокентия X, церковь Сант Аньезе отличается особой роскошью и шармом. Создателями этого сокровища стали известные мастера Эпохи Возрождения: Джироламо и Карло Раинальди, Франческо Барромини, Бачиччо и некоторые другие.

Время работы церкви Сант Аньезе: 7.30 – 19.00

Перерыв: 12.30 – 15.30

Санта Мария ин Валичелла — Chiesa di Santa Maria in Vallicella

Церковь Санта Мария ин Валичелла

Церковь Санта Мария ин Валичелла, более известная как Кьеза Нуова, очаровывает с первого взгляда. Это неотразимый образец архитектуры божественного храма, обладающий особой завораживающей силой. В ее внутреннем пространстве прекрасно буквально все: от роскошных росписей талантливых художников XVII-XVIII веков и изящных скульптур до самых мелких деталей гипсовых элементов декора. Особенно прелестны фрески, украшающие абсиду и внутреннюю поверхность купола.

Время работы церкви Санта Мария ин Валичелла: 7.30 – 19.00

Перерыв: 12.00 – 16.30

Церковь San Luigi dei Francesi

Построенная в период с 1518 по 1589 год, она была посвящена королю Франции Людовику IX (1214 — 1270 гг) и предназначалась для многочисленной франкоговорящей христианской общины Рима. Здесь можно видеть три подлинника картин Караваджо, написанных им в период 1599 — 1602 годов по заказу покойного кардинала Маттео Контрелли, и размещенных в его капелле слева от главного алтаря церкви — Святой Матфей и Ангел, Мучиничество Святого Матфея и Призвание апостола Матфея.


Конечно же, это далеко не полный список самых красивых церквей Рима, тем более для каждого найдется в Риме своя, особенная и неповторимая, полюбившаяся с первого взгляда, церковь. Мы будем рады услышать в комментариях ваши рассказы о красивых церквях Рима. Поделитесь своими впечатлениями!

Самые красивые церкви Рима, от которых кружится голова


В прошлом церкви были главной целью большинства посетителей Рима. Верующие со всех концов Европы совершали долгое и трудное путешествие в Рим, чтобы поклониться семи холмам, на которых располагались паломнические церкви. Среди них были четыре патриархальных базилики (Сан Джованни ин Латерано, Собор Святого Петра в Ватикане, Сан Паоло Фуори ле Мура и Санта-Мария Маджиоре), а также три других церкви: Санта Кроче, Сан Лоренцо Фуори ле Мура и Сан Себастиано. Среди сегодняшних туристов все еще есть паломники, но намного больше церквей Рима посещаются в качестве достопримечательностей. Путешественники восхищаются их архитектурой и шедеврами искусства внутри. Здесь Вы найдете работы самых великих живописцев - Микеланджело, Рафаэля, Бернини, Караваджо, Сансовино, Филиппо Липпи и многих мастеров мозаичного искусства, наряду с фресками и каменной кладкой со времен Средневековья и более ранних эр.

Базилика Святого Петра

Самая знаменитая церковь Рима - базилика Святого Петра в Ватикане посвящена Апостолу, который, как полагают, был первым Епископом Рима и первым Папой Римским. Оригинальная церковь Св. Петра была посвящена в 326 и создана под патронажем императора Константина. В 1452 Папа Римский Николай V решил создать совершенно новую церковь, которая строилась до конца 18-го века. Непосредственно у входа в базилику находится известная Пьета Микеланджело, законченная в 1500 и защищенная укрепленной стеклянной панелью. Другие достопримечательности собора Св. Петра - богато украшенная Часовня Причастия с работами Бернини (шатер) и Борромини (бронзовая решетка), большой купол Микеланджело, легендарная бронзовая статуя Восхождения на престол Св. Петра, гробница Св. Петра, Папский алтарь с бронзовым балдахином Бернини. Мастер создал этот навес, когда ему было всего 25 лет, как истинный шедевр барочной скульптуры. В левом проходе находятся могилы известных Пап Римских, созданные ведущими мастерами, включая Бернини. Еще больше гробниц находятся в склепе самой знаменитой церкви Европы.

Сан Джованни ин Латерано

Санта-Мария-ин-Космедин

В южной части площади Бокка делла Верита расположена Санта-Мария ин Космедин - один из самых прекрасных примеров средневековой церковной архитектуры в Риме. Церковь была начата в 772 и закончена в 1124. У этого архитектурного драгоценного камня особая семиэтажная колокольня и широкий двухэтажный подъезд с навесом. Интерьер украшен созданной семьей Романа Космати мраморной инкрустацией, включая пол, мраморные стены святилища, мраморные кафедры проповедника и трон епископа. Проходы украшены фресками, а несколько колонн доставлены от древних достопримечательностей Рима . В склепе находятся ранние христианские могилы и фундамент языческого храма.


Но известность этой римской церкви обеспечена не её великолепной внутренней отделкой, или гармоничной архитектурой. Причиной всему стала большая мраморная плита в подъезде, известная как Бокка делла Верита, или Уста Правды. Туристические автобусы занимают всю прилегающую улицу, а многочисленные посетители выстраиваются в очередь к церкви. Гиды утверждают, что именно в этом месте римляне давали клятвы (по легенде, рот откусывал руку любого, кто говорит неправду). Намного более вероятно, что это был стенной фонтан, или плита, скрывающая оракула. Площадь Бокка делла Верита открывает один из самых прекрасных видов Рима, с её комплексом древних зданий и барочного фонтана.

Санта Мария ин Травестере

Санта-Мария ин Трастевере (плотно населенный район на правом берегу Тибра) является первым местом в Риме, где христиане смогли проводить свои службы на публике. Здание было начато в 221 и достроено в 340, затем восстановлено в 12-м веке и реставрировано в период Барокко. У церкви есть романская колокольня, фасад, украшенный мозаиками и ранние христианские саркофаги. Внутри посетителя ждет множество чудес, включая красивую мраморную инкрустацию на полу, позолоченный деревянный потолок, или мозаики в апсиде - настоящие шедевры средневекового искусства. Они изображают Христа, Деву Марию и многочисленных святых.

Церковь Санта Сабина

Церковь Санта Сабины была создана Петром Иллирием в 425-432 годах. Она сохраняет статус ранней христианской базилики, даже при том, что была украшена в 824. На стене над входом расположена одна из самых старых мозаик в Риме с двумя женскими фигурами, а в центральном дверном проеме установлены старейшие деревянные двери в христианском искусстве, датирующиеся 432 годом. Вырезанный неизвестным мастером из африканского кедра тонкий и выразительный рельеф иллюстрирует сцены Ветхого и Нового Завета. Восемнадцать из оригинальных 28 панелей сохранились до наших дней. Церковный неф расположен между 20 коринфскими колоннами из Паросского мрамора, как и украшенный мрамором хор. К церкви примыкает доминиканский монастырь, в котором Св. Фома Аквинский был монахом, а также красивый романский монастырь. Терраса рядом с церковью открывает великолепный вид на реку Тибр, площадь Венеции и Ватикан.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Оригинальная базилика была создана здесь в 4-5 веках и посвящена Св. Павлу. До восстановления собора Св. Петра это была крупнейшая церковь в мире. Собор был восстановлен, будучи полностью разрушенным пожаром в 1823 и снова завоевал славу одной из четырех патриархальных католических церквей, а также одной из семи паломнических церквей Рима. Часть оригинального внутреннего убранства была сохранена и украшает новую церковь. Мозаики на фасаде были добавлены в 19-м веке, но на внутренней стороне Святой Двери Вы увидите элементы старой бронзовой двери из Константинополя (11 век). Обширный неф размерами 12 на 60 метров разделен на пять проходов с 80 колоннами, которые ведут посетителя к триумфальной арке с мозаиками пятого века, алтарю и апсиде. Высоко на стенах размещены 265 медальонов с портретами всех Пап.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

В любом другом городе этот шедевр Бернини был бы заполнен туристами, но в Риме его часто пропускают среди изобилия церквей. Интерьер являет собой обильное выражение стиля барокко, где искусство, архитектура и дизайн беспрепятственно объединяются воедино. Неудивительно, что церковь была фаворитом Бернини среди всех его работ, даже при том, что кардинал никогда не платил ему за работу. Овальный план здания с восемью боковыми часовнями создает ощущение пространства и движения, плавно переходя от эллиптического плана к круглому золотому куполу наверху. Структурный дизайн барокко прослеживается буквально везде - от щедрого художественного оформления пилястров и бордюров к аркам, карнизам и окнам.

Церковь Святой Пракседы

Церковь Святой Пракседы сохранила черты ранней христианской базилики, пройде через множество этапов преобразования. Её высокий неф переходит в пресвитерию, где мозаики девятого века покрывают красивейшую в Риме триумфальную арку и апсиду. Многочисленные мозаики и фрески были созданы не как художественное оформление для прославления библейских событий и святых, а как иллюстрированные книги для просвещения преимущественно неграмотных Средневековых прихожан в доктринах веры. Часовня Сан-Дзено похожа на средневековую иллюстрированную книгу, где каждый уголок покрыт мозаиками с изображением святых и библейских символов.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта раннее-христианская базилика является одной из семи католических паломнических церквей. Она была основана Константином Великим и несмотря на многочисленные разрушения и реконструкции сохранила свою оригинальную форму базилики, с высоким нефом с узкими боковыми проходами, алтарем на более высоком уровне и массивными колоннами. Здесь стоит обратить внимание на прекрасную инкрустацию цветных камней и мрамора на двух кафедрах проповедника, которую считают самым прекрасным образцом в Риме. Мозаики на триумфальной арке изображают Христа в окружении святых. Ниже, на уровне первой базилики, расположена могила Папы Римского Пия IX, который умер в 1878.

Церковь Санта Констанца

Одной из самых красивых церквей Рима считается Санта Костанца, построенная в начале четвертого века как мавзолей для дочери Константина. Этот небольшой архитектурный шедевр составляет лишь 22.5 метра в диаметре и довольно прост в дизайне, с непретенциозной кирпичной внешностью. Но внешний вид крайне обманчив, в чем вы сможете убедиться во внутренней части церкви. Внутреннее убранство Санта Констанца оформлено из редких и дорогостоящих материалов. Тонкие настенные мозаики включают священные христианские и языческие фигуры с детализированными животными и птицами, порхающими среди виноградных лоз. В церкви преобладает римская архитектура с 12 двойными колоннами с капиталами, ранними христианскими символами и мозаичным искусством.