Как и где евреи перешли красное море. Ученые выяснили, как перед евреями и моисеем расступилось море Смотреть что такое "Чермное море" в других словарях

Перед евреями и Моисеем действительно могла расступиться вода, как описано в Ветхом завете. Но событие имело место не на Красном море, а на озере в дельте Нила.

Американские ученые нашли объяснение феномену, описанному в , когда перед Моисеем и народом Израилевым расступилось море.

Специалисты из американского Национального центру атмосферных исследований и Колорадского университета в Боулдере провели компьютерное моделирование, которое доказало, что такое событие, как разделение моря, вполне возможно.

Однако, по мнению ученых, если это и произошло на самом деле, то вовсе не на Красном море, как повествует Библия, а на озере Мензала в дельте Нила. Не исключено, что "Красное море" было ошибкой переводчиков.

Одна из книг Старого завета, да и часть Пятикнижия, повествует об освобождении из египетского рабства и странствиях евреев под руководством пророка Моисея.

В одном из наиболее драматичных моментов рассказа говорится, как Красное море по взмаху руки Моисея расступилось перед беглецами и они перебрались на другой берег, а египтяне, которые гнались за ними, утонули в волнах моря, которое опять сомкнулось.

"И протянул Моисей руку свою на море, и Господь гнал море сильным восточным ветром целую ночь, и сделал море сушей, и расступилась вода", - сказано в Священной книге.

Применив метод компьютерного моделирования, ученые установили, что мощный ветер действительно мог разделить воду. Однако восточный ветер вряд ли мог помочь евреям, которые шли из Египта, перейти Красное море, которое вытянуто с северо-запада на юго-восток.

По мнению историков, в тексте Пятикнижия на иврите идет речь о море камышей, а не о Красном море. Это предположение не ново: в Библии море, которое переходили евреи, на церковнословянском языке переводится как Красное море, которое значит не только красное, но и "море камышей", и на английском языке названия весьма созвучные: Red Sea (Красное море) и Sea of Reeds (Море камышей).

Но у берегов Красного моря камыши не растут. Зато они есть на берегах озер, расположенных в дельте Нила.

Изучив старинные карты Египта, ученые предположили, что в Библии речь шла об озере, расположенном вблизи древнего города Танис (Джанет) в восточной части дельты Нила (неподалеку от современного Порт-Саида). В настоящий момент это озеро называется Мензала.

По данным ученых, стойкий ветер со скоростью 100 км/час (27,7 м/с) над вытянутым с запада на восток озером Манзала, был бы способен отогнать воды озера к западному берегу и на юг, к реке.

Моделирование показало, что в результате образовался бы широкий сухой мост, способный продержаться в течение четырех часов.

, Суд.11:16 , 3Цар.9:26 , Неем.9:9 , Идф. 5:13, Пс.105:7 ,9, Пс.135:13 ,15, Сол. 10:18,19, Деян.7:36 , Евр.11:29) - длинный узкий залив Индейского моря, отделяющий Аравию от Египта и Азию от Африки, идущий от Аравийского Адена чрез пролив Бабельмандебский на северо-запад до Синайского полуострова и здесь на южной конечности полуострова разделяющийся на два рукава: один простирающийся на северо-восток до Акабы, другой на северо-запад до Суэца. Название этого моря Красным объясняют различно. Одни производят сие название от морской травы, сообщающей будто бы воде красный цвет, хотя вода этого залива на самом деле светлая, но не красная. Иные производят от имени Идумеев, живших подле этого моря, так как Идумеи происходят от Эдома, как назывался Исав, родоначальник их, а Эдом значит в переводе красный . Другие наконец производят название Красного моря от красных кораллов, которых в этом море издавна было много, и они были очень ценны (Иов.28:18), и были предметом торговли Финикиян (Иез.27:16). На восточном рукаве Чермного моря и на северной его оконечности, примыкающей к Елафу, был приморский порт, не раз упоминаемый и Библии - Ецион Гавер .

Особенное значение в св. Писании представляет Чермное море по чудесному переходу Израильтян по выходе их из Египта. Со бытие это в Библии передается в следующем виде: "Когда Фараон отпустил народ (Израильский), Бог не повел его по дороге земли Филистимской, а обвел дорогою пустынною к Чермному морю. Царю Египетскому возвестили, что народ бежал, Фараон взял шесть сот колесниц отборных и все колесницы Египетские, всадников и войско и начальников над всеми ими, и погнался за Израильтянами и уже настиг их у моря, при Пи-гахирофе пред Ваал-Цефоном. Погоня была уже в виду Израильтян, - и гибель их неизбежна. Но Господь особенным чудом спас их. Он сказал Моисею: подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. Простер Моисей руку свою на море, и расступились воды; воды были стеною по правую и по левую стороны, и сделалось море сушею. Когда Израильтяне достигли уже противоположного берега, за ними по дну морскому погнались Египтяне. Моисей по повелению Божию снова простер руку свою на море, и вода к утру возвратилась на свое место и покрыла колесницы и всадников всего войска Фараонова, так что не осталось ни одного из них. Это чудесное событие, так подробно описанное св. бытописателем, многократно помянутое во всей ветхозаветной истории и в Н.З. (что видно из приведенных выше цитат), некоторые желают объяснить естественным путем, а именно - обыкновенным морским отливом и песчаною мелью, чрез которую Израильтяне могли перейти в брод. Но известно, что прилив воды в море продолжается 6 часов и отлив тоже, переход же возможен только во время самого сильного понижения воды и следовательно не более как два или три часа. Возможно ли допустить, чтоб в столь короткое время такое множество людей, 600,000 мужей, кроме жен и детей, а всего от 2 до 3 миллионов, с множеством навьюченных животных и другого крупного и мелкого скота, перешли море не по гладкой дороге, а по дну морскому, в брод? С другой стороны, Египтяне знали без сомнения время и продолжительность приливов и отливов: как же они решились вступить в море, зная, что после отлива вода должна идти на прибыль? Трудно объяснить естественным путем и то, что из всей многочисленной погони Египетской с царем Фараоном во главе, вступившей в море за Израильтянами никто не спасся, а все погибли под водой, хотя по длине занятой линии одни должны были уже переправиться на противоположный берег, а другие, задние, имели еще только вступить на дно морское. При том, переход через море был в конце залива, и для Израильтян, незнакомых с местом, был вынужден натиском погони, но Египтяне, знакомые с местом, удобно и без всякого риска обходом могли догнать их на другой стороне. Ясно, что спасение Израильтян от Египтян в переходе через Чермное море совершилось по особенному действию Промысла Божия, как сказали и Египтяне, когда вступили на дно морское: "побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян ". Естественным же путем переход этот необъясним.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Чермное море" в других словарях:

    Чермное море - – Чермное море есть длинный узкий залив Индийского моря, отделяющий Аравию от Египта и Азию от Африки, идущий от Аравийского Адена чрез пролив Баб эль Мандебский на северо запад до Синайского полуострова и здесь на южной оконечности… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - (евр. ям суф) это геогр. название в Библии применяется к Суэцкому заливу (Чис 33:10 и след.), заливу Акаба (3Цар 9:26), а также к озеру, располож. на Суэцком перешейке (Исх 13:18; 15:4,22; см. Исход, V,5): Горьким озерам и оз. Тимсах, к рые в то… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Гибель армии фараона в водах Чермного моря Чермное море (в еврейском оригинале Ветхого Завета: ивр. יַם סוּף‎ … Википедия

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Чермное\ море - Ч’ермное м’оре нынешние Суэцкий и Акабский заливы Красного моря, омывающие Синайский полуостров соответственно с западной и восточной сторон (Акабский залив имеется в виду в Исх.23:31 ; Чис.14:25 ; Чис.21:4 ; Втор.1:40 ; 3Цар.9:26 ; Иер.49:21)… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    См. Красное море … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Чермное море - Красное море или Аравийский залив … Краткий церковнославянский словарь

    Чермное море - См. Красное море … Подробный словарь библейских имен

    Чермное море - Красное море … Православная энциклопедия

    Чермное море или Красное море - евр. Ям Суф Чермное море или Красное море, через которое израильтяне были переведены Моисеем, представляет залив Индийского океана к востоку от Египта. Евреи называли его Суфским морем, т.е. Тростниковым морем, по причине обильно растущего у его… … Словарь библейских имен

Быт 12:6 ...до места Сихема, до дубравы Море ...
Быт 14:3 ...Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое...
Исх 10:19 ...и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море :..
Исх 14:16 ...и простри руку твою на море , и раздели его,..
Исх 14:21 ...И простер Моисей руку свою на море ,..
Исх 14:21 ...и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь...
Исх 14:21 ...и сделал море сушею, и расступились воды...
Исх 14:26 ...И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море ,..
Исх 14:27 ...И простер Моисей руку свою на море ,..
Исх 14:28 ...вошедших за ними в море ;..
Исх 15:1 ...коня и всадника его ввергнул в море ...
Исх 15:4 ...Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море ,..
Исх 15:4 ...и избранные военачальники его потонули в Чермном море ...
Исх 15:10 ...Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море :..
Исх 15:19 ...в море ,..
Исх 15:21 ...коня и всадника его ввергнул в море ...
Исх 20:11 ...создал Господь небо и землю, море и все, что в них,..
Чис 13:30 ...Хананеи же живут при море и на берегу Иордана...
Чис 34:6 ...а границею западною будет у вас великое море :..
Втор 11:30 ...против Галгала, близ дубравы Море ...
Втор 30:13 ...кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам,..
Втор 33:23 ...море и юг во владении его ...
Нав 3:16 ...а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла...
Нав 5:1 ...и все цари Ханаанские, которые при море ,..
Нав 15:4 ...так что конец сего предела есть море ...
Нав 15:5 ...Пределом же к востоку [все] море Соленое, до устья Иордана;..
Нав 15:11 ...Западный предел составляет великое море ...
Нав 17:10 ...море же было пределом их;..
Нав 24:7 ...и навел на них море , которое их и покрыло...
Суд 7:1 ...Мадиамский же стан был от него к северу у холма Море в долине...
2Цар 17:11 ...во множестве, как песок при море ,..
3Цар 7:23 ...И сделал литое из меди море , –..
3Цар 7:24 ...окружали море со всех сторон в два ряда;..
3Цар 7:25 ...море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него...
3Цар 7:39 ...а море поставил на правой стороне храма,..
3Цар 7:44 ...одно море и двенадцать волов под морем;..
3Цар 9:27 ...своих подданных корабельщиков, знающих море ,..
3Цар 10:22 ...ибо у царя был на море Фарсисский корабль...
3Цар 22:48 ...[Царь] Иосафат сделал корабли на море ,..
4Цар 16:17 ...и море снял с медных волов, которые были под ним,..
4Цар 25:13 ...и подставы, и море медное, которое в доме Господнем,..
4Цар 25:16 ...столбы числом два, море одно, и подставы,..
1Пар 16:32 ...Да плещет море и что наполняет его,..
1Пар 18:8 ...Из нее Соломон сделал медное море и столбы и медные сосуды...
2Пар 4:2 ...И сделал море литое, –..
2Пар 4:3 ...на десять локтей окружали море кругом два ряда волов,..
2Пар 4:4 ...и море на них сверху;..
2Пар 4:6 ...море же – для священников, чтоб они омывались в нем...
2Пар 4:10 ...Море поставил на правой стороне, к юго-востоку...
2Пар 4:15 ...одно море , и двенадцать волов под ним,..
2Пар 8:18 ...и рабов, знающих море ,..
Неем 9:11 ...Ты рассек пред ними море ,..
Иов 7:12 ...Разве я море или морское чудовище,..
Иов 26:12 ...Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость...
Иов 28:14 ...и море говорит: не у меня...
Иов 38:8 ...Кто затворил море воротами,..
Иов 41:23 ...и море претворяет в кипящую мазь;..
Пс 64:6 ...упование всех концов земли и находящихся в море далеко,..
Пс 65:6 ...Он превратил море в сушу;..
Пс 73:13 ...Ты расторг силою Твоею море ,..
Пс 76:20 ...Путь Твой в море , и стезя Твоя в водах великих,..
Пс 77:13 ...разделил море , и провел их чрез него, и поставил воды стеною;..
Пс 77:53 ...вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море ;..
Пс 88:26 ...И положу на море руку его, и на реки – десницу его...
Пс 94:5 ...Его – море , и Он создал его,..
Пс 95:11 ...да шумит море и что наполняет его;..
Пс 97:7 ...Да шумит море и что наполняет его,..
Пс 103:25 ...Это – море великое и пространное:..
Пс 106:23 ...Отправляющиеся на кораблях в море ,..
Пс 113:3 ...Море увидело и побежало;..
Пс 113:5 ...Что с тобою, море , что ты побежало,..
Пс 135:13 ...разделил Чермное море ,..
Пс 135:15 ...и низверг фараона и войско его в море Чермное,..
Пс 145:6 ...сотворившего небо и землю, море и все, что в них,..
Еккл 1:7 ...Все реки текут в море , но море не переполняется:..
Ис 10:26 ...или как простер на море жезл,..
Ис 11:9 ...как воды наполняют море ...
Ис 16:8 ...побеги их расширялись, переходили за море ...
Ис 17:12 ...Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море ...
Ис 19:5 ...И истощатся воды в море ...
Ис 23:4 ...ибо вот что говорит море , крепость морская:..
Ис 23:11 ...Он простер руку Свою на море , потряс царства;..
Ис 43:16 ...Так говорит Господь, открывший в море дорогу,..
Ис 50:2 ...Вот, прещением Моим Я иссушаю море ,..
Ис 51:10 ...Не ты ли иссушила море , воды великой бездны,..
Ис 51:15 ...возмущающий море , так что волны его ревут:..
Ис 57:20 ...А нечестивые – как море взволнованное,..
Иер 6:23 ...голос их шумит, как море ,..
Иер 15:8 ...Вдов их у Меня более, нежели песку в море ;..
Иер 27:19 ...о столбах и о медном море и о подножиях...
Иер 31:35 ...Который возмущает море , так что волны его ревут;..
Иер 46:18 ...как Фавор среди гор и как Кармил при море ,..
Иер 48:32 ...отрасли твои простирались за море , достигали до озера Иазера;..
Иер 49:23 ...тревога на море , успокоиться не могут...
Иер 50:42 ...голос их шумен, как море ;..
Иер 51:36 ...и осушу море его, и иссушу каналы его...
Иер 51:42 ...Устремилось на Вавилон море ;..
Иер 52:17 ...и подставы, и медное море , которое в доме Господнем,..
Иер 52:20 ...также два столба, одно море ...
Плач 2:13 ...ибо рана твоя велика, как море ;..
Иез 26:3 ...как море поднимает волны свои...
Иез 26:17 ...город знаменитый, который был силен на море ,..
Иез 26:18 ...острова на море приведены в смятение погибелью твоею...
Иез 27:3 ...и скажи Тиру, поселившемуся на выступах в море ,..
Иез 47:8 ...сойдет на равнину и войдет в море ;..
Иез 47:10 ...и, как в большом море , рыбы будет весьма много...
Иез 47:20 ...Западный же предел – великое море ,..
Дан 7:2 ...и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море ,..
Иоиль 2:20 ...переднее полчище его – в море восточное,..
Иоиль 2:20 ...а заднее – в море западное,..
Иона 1:4 ...Но Господь воздвиг на море крепкий ветер,..
Иона 1:4 ...и сделалась на море великая буря,..
Иона 1:5 ...и стали бросать в море кладь с корабля,..
Иона 1:9 ...сотворившего море и сушу...
Иона 1:11 ...чтобы море утихло для нас?..
Иона 1:11 ...Ибо море не переставало волноваться...
Иона 1:12 ...Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море ,..
Иона 1:12 ...и море утихнет для вас,..
Иона 1:13 ...потому что море все продолжало бушевать против них...
Иона 1:15 ...И взяли Иону и бросили его в море ,..
Иона 1:15 ...и утихло море от ярости своей...
Наум 3:8 ...которого вал было море , и море служило стеною его?..
Авв 1:14 ...и оставляешь людей как рыбу в море ,..
Авв 2:14 ...как воды наполняют море ...
Авв 3:8 ...или на море – ярость Твоя,..
Агг 2:6 ...Я потрясу небо и землю, море и сушу,..
Зах 9:4 ...и поразит силу его в море ,..

Мф 4:18 ...закидывающих сети в море ,..
Мф 8:24 ...И вот, сделалось великое волнение на море ,..
Мф 8:27 ...что и ветры и море повинуются Ему?..
Мф 8:32 ...И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море ...
Мф 13:47 ...Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море ...
Мф 17:27 ...пойди на море , брось уду,..
Мф 21:21 ...но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море , –..
Мф 23:15 ...что обходите море и сушу,..
Мк 1:16 ...увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море ,..
Мк 4:1 ...И опять начал учить при море ;..
Мк 4:1 ...так что Он вошел в лодку и сидел на море ,..
Мк 4:41 ...что и ветер и море повинуются Ему?..
Мк 5:13 ...и устремилось стадо с крутизны в море ,..
Мк 5:13 ...и потонули в море ...
Мк 9:42 ...и бросили его в море ...
Мк 11:23 ...если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море ,..
Лк 17:2 ...и бросили его в море ,..
Лк 17:6 ...и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море ,..
Лк 21:25 ...и море восшумит и возмутится;..
Ин 6:18 ...Дул сильный ветер, и море волновалось...
Ин 21:1 ...опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском...
Ин 21:7 ...и бросился в море ...
Деян 4:24 ...Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!..
Деян 7:36 ...и в Чермном море , и в пустыне в продолжение сорока лет...
Деян 10:6 ...которого дом находится при море ;..
Деян 10:32 ...он гостит в доме кожевника Симона при море ;..
Деян 14:15 ...Который сотворил небо и землю, и море , и все, что в них,..
Деян 27:5 ...и, переплыв море против Киликии и Памфилии,..
Деян 27:27 ...В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море ,..
Деян 27:30 ...и спускали на море лодку,..
Деян 27:38 ...пшеницу в море ...
1Кор 10:1 ...что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море ;..
1Кор 10:2 ...и все крестились в Моисея в облаке и в море ;..
2Кор 11:26 ...в опасностях в пустыне, в опасностях на море ,..
Евр 11:29 ...Верою перешли они Чермное море , как по суше, –..
Откр 4:6 ...и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу;..
Откр 5:13 ...и на море , и все, что в них,..
Откр 7:1 ...ни на землю, ни на море , ни на какое дерево...
Откр 8:8 ...и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море ;..
Откр 8:9 ...и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море ,..
Откр 10:2 ...И поставил он правую ногу свою на море , а левую на землю,..
Откр 10:5 ...И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле,..
Откр 10:6 ...и море и все, что в нем,..
Откр 10:8 ...из руки Ангела, стоящего на море и на земле...
Откр 12:12 ...Горе живущим на земле и на море !..
Откр 14:7 ...и море и источники вод...
Откр 15:2 ...И видел я как бы стеклянное море , смешанное с огнем;..
Откр 15:2 ...стоят на этом стеклянном море , держа гусли Божии,..
Откр 16:3 ...Второй Ангел вылил чашу свою в море :..
Откр 16:3 ...и все одушевленное умерло в море ...
Откр 18:17 ...и все торгующие на море стали вдали...
Откр 18:19 ...обогатились все, имеющие корабли на море ,..
Откр 18:21 ...и поверг в море , говоря:..
Откр 20:13 ...Тогда отдало море мертвых, бывших в нем,..

1Мак 4:9 ...Вспомните, как спасены были отцы наши в Чермном море ,..
1Мак 8:23 ...на море и на суше на веки,..
1Мак 8:32 ...и будем воевать против тебя на море и на суше...
1Мак 14:34 ...Также укрепил Иоппию при море и Газару на пределах Азота,..
1Мак 15:11 ...и он убежал в Дору, которая при море ;..
2Мак 5:21 ...сделать землю судоходною и море сухопутным...
3Мак 6:3 ...погубил с гордым его войском, потопив в море ,..
3Езд 1:13 ...именно Я провел вас через море ...
3Езд 4:21 ...Ибо как земля дана лесу, а море волнам его,..
3Езд 5:7 ...Море Содомское извергнет рыб,..
3Езд 7:3 ...И он сказал мне: море расположено в пространном месте,..
3Езд 7:5 ...Кто пожелал бы войти в море и видеть его,..
3Езд 9:34 ...или море корабль, или какой-либо сосуд пищу или питье,..
3Езд 16:12 ...море волнуется со дна, и волны его возмущаются и рыбы его...
3Езд 16:58 ...измерил море и что в нем...
3Езд 16:59 ...Словом Своим Он заключил море среди вод...
Иудф 2:24 ...и разрушил все высокие города при потоке Авроне до входа в море ...
Иудф 5:13 ...Бог иссушил перед ними Чермное море ...
Прем 10:18 ...Она перевела их чрез Чермное море ...
Прем 14:3 ...ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах,..
Сир 40:11 ...и что из воды, возвращается в море .

Всем известны названия этих двух городов описанных еще в библейских сюжетах. Напомним что эти два города известны тем, что они были уничтожены христианским богом за то, что их жители не исполняли заповедей. В городах царил разврат люди совокуплялись беспорядочным греховным образом. Только одна семья нашлась, которую Господь пощадил – это бы праведник Лот. Бог спустился к нему и приказал бежать со своей семьей не оглядываясь, однако жена Лота оглянулась и тут же превратилась в соляной столб.

Это краткий пересказ библейской легенды. Теперь ближе к сути. Многие исследователи искали остатки погрязших в грехах городов, и было установлено по многим признакам, что они находились на побережье мертвого моря. Сейчас почти никто не сомневается, что эти города были затоплены мертвым морем. И это одна из версий того, посему мертвое море нызывают мертвым.

Известно, что в мертвом море самая соленая вода и из-за этого большая плотность. Которая не позволяет даже утонуть но тем не менее мертвое море содержит в себе утопленников больше, чем какое-либо другое. И все смерти происходили при весьма странных обстоятельствах.

На месте смытых волною Содома и Гоморры образовалась пустыня. Обычно, если море и затапливает часть суши, то через некоторое время вода отходит и та почва становиться более плодородной. Однако на месте затопленных городов не осталось никакого намека на жизнь. Земля стала безжизненной и пустынной. Ни люди ни животные не могут там жить. И даже растения не способны прорасти на этой территории.

Многих ученых волнует другой вопрос: что послужило причиной образования гигантской волны, которая смыла два довольно крупных города. Сейсмологи пытаются найти следы вулканов или подводных землетрясений, но сведений недостаточно.

По легенде города были сожжены. Так может быть все дело в гигантском метеорите? Но тогда где следы самого метеорита? На эти вопросы нет ответов. На указанной приморской безжизненной территории единственное что модно найти – это кристаллы соли, по форме напоминающие людей. Не зря и в библии говориться, что женщина превратилась в «соляной столб». Все указывает на то, что библия дает более точные сведения чем мы можем предположить. Однако ученые по прежнему пытаются опровергнуть возможность превращения людей в соляные столбцы. И найти другое объяснение всему происходящему и произошедшему.

Интересная версия необъяснимой солености мертвого моря – применение неизвестного доселе химического оружия. Но это стало бы возможным только в случае вмешательства инопланетного разума, поскольку на том момент такого оружия у землян быть не могло, как собственно нет его и сейчас.

Таким образом можно бы было объяснить и исчезновение двух крупных городов под землей. Существуют опасения. Что если такое могло случиться ранее то подобная участь может ожидать и современные города.

Но это все домыслы правду к сожалению мы не знаем. Но как знать, возможно разгадка не за горами?

No related links found

Моисей родился у одного еврея, происходившего из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А сестра младенца Мариам, стала издали наблюдать, что дальше будет.

Дочь фараона, со служанками, пришла купаться на это место. Заметив корзинку, она велела достать ее. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его. Она сказала: "это из еврейских детей".

Мариам подошла к ней и спросила: "не поискать ли для него среди евреек кормилицу?"

Царевна сказала: "Да, пойди и поищи".

Мариам пошла и привела мать. Царевна сказала ей: "возьми этого младенца и вскорми его мне; я дам тебе плату". Та с великою радостью согласилась.

Когда младенец подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, и он был у нее вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит: вынутый из воды .

Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Другой раз, Моисей увидел, как еврей бьет другого еврея. Он хотел остановить его, но тот дерзко ответил: "не хочешь ли ты и меня убить, как убил египтянина?!" Моисей испугался, видя, что об его поступке стало известно. Тогда Моисей убежал из Египта, от фараона в другую страну, в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери Сепфоре, и пас его стада.

Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорива. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал, то есть был объят пламенем, а сам не горел.

Неопалимая купина

Моисей решил подойти ближе и посмотреть, отчего куст не сгорает. Тут он услышал голос из средины куста: "Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова".

Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.

Господь сказал ему: "Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта". При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.

Не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название: "Неопалимая Купина ". Он изображал собою состоите избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери , Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с неба на землю, родившись от Нее.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Исход": гл. 2; 3; 4 , 1-28.

Пасха и исход евреев из Египта

Моисей пришел в Египет. В это время там уже царствовал другой фараон. Поговорив со старейшинами еврейского народа, Моисей и Аарон пошли к царю египетскому и от имени Божия потребовали от него, чтобы он отпустил евреев из Египта.

Моисей и Аарон перед фараоном

Фараон ответил: "Я вашего Бога не знаю и народа еврейского не отпущу", и приказал еще больше угнетать евреев.

Тогда Моисей, по повелению Божию, навел на Египет, последовательно, десять казней , то есть великих бедствий, чтобы фараон согласился отпустить еврейский народ из земли египетской. Так, по слову Моисея, вода в реках, озерах и колодцах превращалась в кровь; град и саранча истребляли растительность; наступила трехдневная тьма по всему Египту и т. п. Но, несмотря на такие бедствия, фараон все же не отпускал евреев. Он, начиная со второй казни, каждый раз призывал Моисея, просил его помолиться Господу и прекратить бедствие и обещал отпустить евреев; но как только казнь прекращалась, фараон снова ожесточался и отказывался отпустить их. Тогда наступила последняя, десятая, самая страшная казнь.

Перед десятою казнью Господь повелел евреям выбрать для каждого семейства однолетнего агнца (ягненка), заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая (не ломая) костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали.

Исход евреев из Египта. Заклание агнца

В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью. (Первенцем назывался первый, то есть старший сын). По всему Египту поднялся плач. Фараон призвал тогда Моисея и велел ему скорее уходить с народом еврейским из Египта.

С Моисеем вышло до шестисот тысяч человек, не считая жен и детей. Моисей взял с собою и кости Иосифа, как о том заповедал сам Иосиф перед своею смертью. Как только евреи выступили из Египта, перед ними явился столп, который днем был облачным, а ночью огненным. Он указывал им путь.

День избавления евреев от египетского рабства остался навсегда памятным для них. Господь установил в этот день главный ветхозаветный праздник, который Он назвал Пасхою . Слово "Пасха" означает: прохождение мимо , или избавление от беды (губитель прошел мимо еврейских жилищ). Каждый год вечером этого дня евреи закалывали и приготовляли пасхального агнца и ели его с пресным хлебом. Праздник этот продолжался семь дней.

Агнец пасхальный, кровью которого избавлены были первенцы еврейские от смерти, прообразовал собою Самого Спасителя Иисуса Христа, Агнца Божия, берущего на себя грехи мира, кровь Которого избавляет всех верующих от вечной погибели.

Сама же ветхозаветная еврейская Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово , смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, и воскрес непосредственно после еврейской Пасхи; вот почему воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Исход" 4 , 29-31; с гл. 5 по 13 гл.

Переход евреев через Чермное море и другие чудеса

Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: "возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его". Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный втер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.

Тогда израильский народ (евреи) с великою радостью, воспели благодарственную песнь Господу Богу, своему Помощнику и Покровителю .

Мариам же пророчица, сестра Ааронова, взяла в руки тимпан, а за нею вышли и все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: "Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море".

Песнь Мариамы

Переход евреев через Чермное море

Воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение , через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху.

Во время путешествия евреев из Египта в землю обетованную Господь сотворил много и других чудес. Однажды евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли ее пить и роптали на Моисея. Господь указал Моисею на дерево. Как только он положил его в воду, вода сделалась сладкою.

Это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова , отнимающего горечь жизни - грех.

Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта Господь послал им хлеб с неба - манну. Она была похожа на белые маленькие крупинки, или на мелкий град, и имела вкус хлеба с медом. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?), Моисей ответил: "это хлеб, который Господь дал вам в пищу". Евреи и прозвали этот хлеб манною . Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы.

А когда евреи в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию, Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода.

В пустыне и вода , истекшая из каменной скалы, спасшая израильтян от смерти, прообразовали собою истинные для нас пищу и питие , то есть Тело и Кровь Христовы , который дает нам Господь в святом причащении, спасающая нас от вечной смерти.

В Рефидиме на евреев напали жители пустыни, Амаликитяне. Моисей послал против них Иисуса Навина с войском, а сам с братом своим Аароном и Ором взошел на ближайшую гору и начал молиться, поднявши обе руки к небу (образовав собою крест).

Аарон заметил, что когда Моисей держал свои руки вверх, то евреи побеждали врагов, а когда от усталости опускал, то тогда амаликитяне побеждали евреев. Поэтому Аарон с Ором посадили Моисея на камень, а руки его держали простертыми. И евреи победили амаликитян.

Моисей, молившийся с поднятыми руками, прообразовал собою победный крест Христов, силою которого теперь верующие христиане побеждают видимых и невидимых врагов.

В Рефидиме же посетил Моисея тесть его Иофор и привел к нему жену и сыновей его.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию: кн. "Исход": гл. 14-18 .

Синайское законодательство

От Чермного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синая (Синай и Хорив - две вершины одной и той же горы). Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: "Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом".

Когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны".

Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвою готовились к этому дню.

На третий день, который был пятидесятым от еврейской Пасхи, то есть от исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синая. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И изрек (то есть, сказал) Господь Свой закон в десяти заповедях .

По повелению Божию Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали , или каменные доски , на которых были написаны десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и граждански. Повелел Он также устроить скинию , то есть переносный храм Божий.

Сойдя с горы, Моисей все эти законы и все, что открыл ему Господь на горе Синае, записал в книги. Так появилось у нас Священное Писание , или Закон Божий .

Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних. Вот эти заповеди:

2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.

Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает.

4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой - день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.

Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.

5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь.

7. Не прелюбодействуй.

Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью.

9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно.

10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний - и все недобрые злые дела.

Закон Божий каждый должен знать и исполнять. Соблюдающий заповеди создает себе, кроме временного благополучия, вечное спасение.

В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздник пятидесятницы .

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. "Исход", главы: 19, 20, 24, 32-34 и в кн. "Второзаконие" гл. 5 .

Скиния

Евреи стояли станом у горы Синая целый год. В это время Моисей, по повелению Божию, устроил скинию, или переносный, в виде палатки, храм. Скиния была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам. Она имела три отделения: двор, святилище и святое святых .

Во двор входил народ для молитвы; там стоял жертвенник , на котором приносили жертвы, стояла медная умывальница .

Во святилище входили священники; здесь находился стол с двенадцатью хлебами , золотой семисвечник , или светильник с семью лампадами, и алтарь кадильный , то есть жертвенник, на котором священники воскуряли фимиам.

Во святое святых , которое отделялось от святилища завесой , мог входить только первосвященник (архиерей), да и то только один раз в год. Во святом святых стоял ковчег завета . Ковчегом, или кивотом завета назывался ящик, сделанный из дерева и обложенный внутри и снаружи золотом, с золотою крышкою и золотыми на ней изображениями двух херувимов. В ковчеге завета хранились скрижали с заповедями (скрижали завета), чаша с манною, жезл Ааронов, а впоследствии и священные книги. На двух сторонах ковчега было по два золотых кольца, куда вкладывались позолоченные шесты, чтобы носить его.

Когда скиния была готова, Моисей освятил ее, со всеми ее принадлежностями, священным миром. При этом слава Господня, в виде облака, сопровождавшего евреев в пути, покрыла скинию, и с того времени всегда находилась над нею.

Для служения при скинии, Моисей, по повелению Божию, назначил колено Левиино и определил к скинии первосвященника, священников и левитов , то есть прислужников.

Священник. Первосвященник. Левит

Первосвященником был поставлен Аарон, брат Моисеев, священниками - четыре сына Аарона, а прочие потомки Левия - левитами. Первосвященник соответствовал нашим епископам (архиереям), священники - иереям, а левиты - диаконам и прислужникам. Бог положил, чтобы на будущее время старший из рода Ааронова был первосвященником, а прочие из его рода были священниками.

Скиния прообразовала собою Церковь Христову, а также и Божию Матерь, Которая, вместив в Себя Бога, была как бы Домом Божиим.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. "Исход": гл. 25-34 ; в кн. "Второзаконие" гл. 10, 13, 16 ; в кн. "Левит" гл. 1-7, 16, 23.

Сорокалетнее странствование евреев. Медный змий

От горы Синая евреи двинулись к земле обетованной (Ханаанской). В пути евреи не один раз поднимали ропот (недовольство и обиду) на свое путешествие. Господь за это наказывал их, но по молитвам Моисея миловал их.

Даже сестра Мариам и Аарон упрекали Моисея за то, что он женился на ефиоплянке, и при этом унижали его достоинство, как посланника Божия. Моисей был самый кроткий из всех людей и терпеливо переносил упреки.

Господь наказал Мариам проказою.

Аарон, увидев проказу на своей сестре, сказал Моисею: "не поставь нам во грех, что мы поступили глупо и согрешили".

Тогда Моисей горячо молил Бога об исцелении сестры. И Господь послал ей исцеление, но только после того, как она пробыла семь дней в заключении вне стана.

Когда же евреи подошли к границе обетованной земли, в пустыне Фаран, то по повелению Божию послал Моисей послов (соглядатаев) осмотреть землю обетованную. Избраны были двенадцать человек, по одному из каждого калена. В числе избранных были Халев , от колена Иудина, и Иисус Навин , от колена Ефремова.

Посланные прошли всю землю и осмотревши ее возвратились через сорок дней. Они принесли с собою срезанную там виноградную ветвь с одною кистью ягод, которая была такая большая, что ее пришлось нести на шесте двум человекам. Они принесли также гранатовых яблок и смокв. Все они хвалили плодородие земли. Но десять человек, из двенадцати посланных (кроме Халева и Иисуса Навина) смутили народ, они говорили: "народ, живущий в той земле, силен и города велики и сильно укреплены... не можем мы идти против народа того, он сильнее нас. Там мы видели таких исполинов, что перед ними мы не более, как саранча".

Тогда евреи подняли вопль и стали роптать на Моисея и Аарона, и говорить: "Для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?"

Иисус Навин и Халев уговаривали народ не восставать против воли Господа, ибо Сам Господь поможет завладеть землей, обетованной (обещанной) Богом отцам их.

Но евреи сговорились побить камнями Моисея, Аарона, Иисуса Навина и Халева; поставить нового начальника и возвратиться назад.

Тогда слава Господня в виде облака явилась в скинии, перед всем народом. И сказал Господь Моисею: "доколе этот народ будет не верить Мне при всех знамениях, которые Я ему сделал? Скажи им от имени Моего: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам. В пустыне сей падут тела ваши, и все вы, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я клялся поселить вас, кроме Халева и Иисуса Навина. Завтра же поверните и идите в пустыню к Чермному морю. Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, а ваши тела падут в этой пустыне. По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, чтобы вы узнали, что значит быть оставленным Мною".

Десять соглядатаев, которые своими худыми рассказами о земле возмутили народ, тотчас же были поражены смертью перед Скиниею.

Но израильтяне, выслушав обличение греха своего, не хотели подчиниться повелению Господню и идти по указанному пути, они стали говорить: "вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили" - т. е. этими словами они говорили как бы так: "теперь же пойдем и возьмем землю. Каемся в своем грехе, зачем нас наказывать 40 лет". Моисей сказал им: "Для чего вы преступаете повеление Господне? Это будет безуспешно". И оставался с Ковчегом Завета Господня в стане.

Израильтяне же, вопреки воле Божией дерзнули подняться на вершину горы, где жили амаликитяне и хананеи, - и были разбиты и бежали.

И пошли они кочевать 40 лет в пустынях Аравии. Но и за это время милосердный Господь не оставлял их Своею милостью и посылал им много чудес.

Вскоре после осуждения на сорокалетнее странствование, между евреями возникло новое возмущение. Некоторые евреи (предводителем которых был старшина одного племени, Корей) были недовольны тем, что священство предоставлено только племени Аарона. Но Господь наказал их - земля, разверзшись, поглотила бунтовщиков.

Чтобы прекратить между евреями споры, кому принадлежит священство, Моисей, по повелению Божию, приказал всем старейшинам принести свои жезлы и положить на ночь в скинию. На другой день все увидели, что жезл Аарона расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. Тогда все признали Аарона первосвященником.

По повелению Божию, жезл Ааронов был положен пред ковчегом завета.

Однажды, за свой ропот на Бога, евреи были наказаны появлением множества ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Евреи раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею сделать медного змия и повесить его на знамя. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змия, тот оставался жив.

Этот медный змий служил прообразом Христа, Спасителя . Христос распял с Собою на кресте все наши грехи и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от грехов своих и спасаемся от вечной смерти.

За время сорокалетнего странствования все евреи вышедшие взрослыми из Египта, вымерли, кроме Иисуса Навина и Халева. Народилось новое поколение, которому суждено было вступить в землю обетованную. В последний год странствования умер и Моисей. Перед своею смертью он поставил вождем вместо себя Иисуса Навина.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. "Числа": гл. 11-14 ; гл. 16-17 ; гл. 21 , 4-9; и в кн. "Второзаконие" 1 , 19-46.

Вступление евреев в землю обетованную

Господь помог Иисусу Навину ввести народ еврейский в землю обетованную. При вступлении в эту землю, евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел священникам внести ковчег завета в реку. И лишь только они омочили ноги в воде, как река расступилась, вода, текущая от верховья реки, остановилась стеною, а нижняя часть реки стекла в море, и весь народ перешел по сухому дну.

По переходе через реку Иордан, нужно было взять город Иерихон, у которого были очень высокие и крепкие стены. Иисус Навин, по повелению Божию, велел священникам, в предшествии воинов и в сопровождении народа с ковчегом завета, обходить город вокруг в течение семи дней: шесть дней - по одному разу, а в седьмой день обнести ковчег семь раз. После этого стены иерихонские обрушились до основания, при трубном звуке священников и громком восклицании всего народа. И евреи взяли город.

Разрушение стен Иерихонских

При городе Гаваоне была большая битва с народами земли Ханаанской. Евреи победили врагов и обратили их в бегство, а Бог послал с неба каменный град на бегущих, так что больше их погибло от града, чем от меча евреев. День склонялся к вечеру, а евреи еще не окончили поражения врагов. Тогда Иисус Навин, помолившись Богу, громко воскликнул пред народом: "остановись, солнце, и не движись, луна!" И солнце остановилось, и не наступала ночь, пока евреи не поразили врагов.

При помощи Божией Иисус Навин в шесть лет завоевал всю землю обетованную и разделил ее по жребию между двенадцатью коленами народа еврейского (израильского).

Вместо Левия и Иосифа получили участки два сына Иосифовы: Манассия и Ефрем. Левиино колено служило при скинии и содержалось сбором десятины (десятой части) с доходов всего народа.

Перед смертью своей Иисус Навин завещал евреям строго хранить веру в истинного Бога и служить Ему в чистоте и искренности.

Так была распределена Обетованная земля
между двенадцатью коленами Израиля

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, "Книга Иисуса Навина" и кн. "Второзаконие" гл. 27 .

Беседа о чуде Иисуса Навина

Повествование св. Библии об Иисусе Навине, "остановившем солнце", является одним из излюбленных мест нападок и возражений со стороны безбожников. Но новейшие исследования и открыли науки, а также археологические работы, производимые в Месопотамии, с несомненностью подтверждают историческую достоверность всех библейских событий.

Известный английский ученый, археолог Артур Гук (ум. в 1952 г.), касаясь вопроса о чуде Иисуса Навина, говорит: "Прежде всего уясним себе: нет места для постановки вопроса - мог ли Бог совершить такое чудо; вопрос скоре в том - совершил ли его Бог... если кто-нибудь говорит мне, что чудеса невозможны, то он предлагает мне принять теорию, будто создавший вселенную не имеет силы приспособить впоследствии часть созданного для Его, собственных целей; иначе говоря - создавший целое будто не может изменить часть его.

Ведь это же абсурдно!

При тщательном исследовании текста, мы обнаружим, что в нем есть несколько важных мыслей, которыми можно воспользоваться, как данными с астрономической точки зрения. Дело в следующем. В то время, когда для человека, стоящего на дороге, ведущей к горе Вефоронской, солнце было видно над Гаваоном, а луна над долиной Аиалонскою , то дождь "больших камней" падал с небес между Вефоронской дорогой и Азеком , и сутки были удлинены почти на 24 часа.

Теперь обратим внимание на слова Иисуса Навина в его молитве; в ней мы находим, что просьба его была буквально следующей: "Будь, солнце, безмолвно (тихо, спокойно) над Гаваоном". Здесь приведено еврейское слово "дамам ", обозначающее - "быть безмолвным, или бездейственным". Так, например, в псалме 29, 13 читаем: "Да славит Тебя душа моя и да не умолкает " - "дамам ". Именно это слово употреблено в еврейском оригинале, во всех трех случаях вышеприведенной записи Иисуса Навина, где мы читаем: "стой", "остановилось", или "стояло".

Наука доказала, что свет имеет вокальное свойство; иначе говоря, быстрое колебание или дрожание в эфирных волнах, что и представляет собою свет, - вызывает особенный звук, хотя наши уши не имеют достаточной чувствительности, чтобы расслышать его. Существует мнение многих ученых, что действие солнца на землю заставляет последнюю вращаться вокруг ее оси.

Чтобы день мог быть продлен, по желанию Иисуса Навина, вращение земли вокруг ее оси - если принять эту теорию за правильную - должно было бы, до некоторой степени, задержаться. Причем явление это могло бы иметь место в результате нейтрализации уменьшения или, в некотором роде, противодействия в процессе влияния солнца на землю.

Отсюда явствует, что слова Иисуса Навина находятся в точном согласии с открытиями современной науки: "солнце, будь безмолвно, или бездейственно".

Если, поэтому, влияние солнца временно было уменьшено, земля должна была вращаться намного медленнее, и день должен был быть длиннее.

Великий астроном Ньютон доказал, как легко вращение земли могло бы быть замедлено совершенно незаметно для обитателей ее".

Затем А. Гук сообщает, что один опытный ученый в. Копенгагене сообщил ему, что имел некоторую догадку, насчет падавших с неба "больших камней", приведших в замешательство амореян. Он предполагал под камнями хвост или известную часть большой планеты, которая подошла на соответствующее расстояние к земле. Этот ученый высказал свое убеждение, что, если бы было предпринято исследование на указанном месте, то были бы обнаружены камни метеорного происхождения.

Мы имеем здесь, пожалуй, объяснение всего чудесного события.

Известно, что небесные тела обнаруживают свойство взаимного магнитного притяжения, и не будет безосновательно предполагать, что приближение большой кометы в сфере влияния земли могло, в значительной степени, быть препятствием к воздействию солнца на землю.

Могло ли здесь иметь место контр-притяжение? - думаю, - говорит А. Гук, - ни один ученый сказать нам этого не может. Но, во всяком случае, замечательно то, что этот дождь метеорных камней, - которые отлично могли бы быть хвостом какой-нибудь огромной кометы, - должен был совпасть с нарушением в процессе вращения земли вокруг ее оси.

Ученый Мануил Великовский также не без основания утверждает, что прошедшая вблизи Земли комета, стала планетой Венерой. Он свидетельствует, что древние индусские документы, а также египетская письменность, знавшие о существовании планет и относящиеся к четвертому тысячелетию до Рождества Христова, не упоминают о Венере. С другой стороны, вавилонские записи, относящиеся к тысячному году до Р. X., говорят о появлении новой планеты, как о "ярком светиле, присоединившемся к другим светилам". С этого времени в астрономических трудах начинает фигурировать планета Венера.

Все же для таких вещей, какие описаны в книге Иисуса Навина, астрономия требует фактов, и история подтверждает, что это действительно, имело место.

Проф. Тоттен в Америке очень тщательно исследовал этот предмет, с астрономической точки зрения, и результаты опубликовал в математическом вычислении. Оказывается, что не больше, чем, однажды , солнце, луна и земля находились в положениях, подобных описанным в книге Иисуса Навина. Работая над своими вычислениями, обхватывающими время от наших дней до времени Иисуса Навина, профессор находит, что невозможно не придти к заключению, что целые сутки, в двадцать четыре часа, были прибавлены к мировой истории.

Е. Мандер, ученый при Королевской Обсерватории в Гринвиче - этом замечательном центре астрономической науки и исследований, также опубликовал работу на этот предмет. Он определил время дня, когда это чудесное явление имело место, обнаружив точное место, на котором Иисус Навин должен был тогда находиться.

Но это еще не все! Нужно обратить внимание на построение библейского текста: "стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день ". Вычисления профессора Тоттена устанавливают, что, хотя к мировой истории как-то прибавились точно двадцать четыре часа, однако, ко времени Иисуса Навина может быть отнесено только двадцать три часа и двадцать минут , как и сказано в Писании - "почти целый день".

Следовательно, для, требуемых астрономическими вычислениями, упомянутых двадцати четырех часов не хватает еще сорока минут. Тут мы опять имеем образец точности свящ. страниц Библии. В 4-й книге Царств, гл. 20, 8-11 , мы читаем, что по просьбе царя Езекии Господь дал знамение через пророка Исаию, - тень на солнечных часах возвратилась назад на десять ступеней. "Десять ступеней" равняются как раз сорока минутам . Эти то сорок минут и пополняют с точностью до минуты, таинственно наросшие в истории нашей планеты двадцать четыре часа, о которых говорит профессор Тоттен.

Посмотрим теперь, что говорить история об удлиненных сутках Иисуса Навина, - говорит ученый А. Гук.

Есть три древних восточных народа, которые сохранили их исторические данные, - это: греки, египтяне и китайцы. Все они имеют сказания об одном необыкновенном длинном дне. Грек Геродот, который назван "отцом истории", за 480 лет до Рождества Христова рассказывал, что некоторые египетские жрецы показывали ему записи об удлинении суток на много больше, чем двадцать четыре часа. В древних китайских записях прямо утверждается, что это событие произошло в царствование императора Ио, и в китайских родословных списках указано, что этот император царствовал в Китае> во время Иисуса Навина.

Лорд Кингсбороу, предпринявший специальное обследование первобытных индейцев в Америке, устанавливает, что мексиканцы, которые достигли высокой степени цивилизации, задолго до того, как Америка была открыта европейцами, - имеют сказание, что солнце "стояло неподвижно" целый день, и это было в том году, который они называют "семь кроликов". Год же "сими кроликов" соответствует точно тому времени, когда Иисус Навин с израильтянами завоевывал Палестину.

Таким образом, мы имеем независимые друг от друга доказательства истинности библейского повествования, не подлежащие никакому сомнению, - от греков, египтян, китайцев и мексиканцев. Утверждение такого хора свидетелей нельзя не принять за абсолютно последнее слово.

Это же подтверждают, - говорит ученый М. Великовский, - финляндские, японские, перуанские и другие легенды.

"Однажды, - сообщает А. Гук, - одно лицо сказало мне, после моей лекции об этом предмете: "что касается этого феномена, я должен подчиниться приговору науки, но я не могу допустить, что все это случилось только по молитве одного человека ".

Пожалуй, это может смущать и других. Поэтому, я пользуюсь случаем, чтобы отметить, что чудо это проливает свой замечательный свет на тайну действующей молитвы.

Бог, конечно, знал от начала, что это событие должно было произойти, но Он также знал и то, что Иисус Навин должен был молиться. Иисус Навин будучи в общении с Богом, как "споспешник" Его (2 Кор. 6, 1) был побужден молиться так, что его планы оказались согласованными с предначертаниями Бога. Молитва была звеном между Иисусом Навином и величественным явлением, которому Бог только что намеревался дать место. Если бы Иисус Навин не был в связи с Богом, он, возможно, приготовил бы свои войска для ночной атаки, и, в этом случае, удлиненный день был бы для него гибельным.

Вокруг нас совершаются дела Божии, и одно какое-либо из Его бесчисленных средств Он всегда может приспособить к любой нашей нужде (Филип. 4, 19). Бог совершает это не путем изменения Его премудрых планов, а посредством побуждения нас (если мы "водимы Духом Божиим" - Рим. 8, 14) к тому, чтобы мы приспособляли наше заблуждающееся "я" и изменяли наши неразумные действия, соответственно предопределенным и Божественно-совершенным намерениям Творца. Тогда мы получаем ответы на наши молитвы. Опыты доказали, что люди, наиболее полно отдающиеся Богу и с живой готовностью отказывающиеся от своих планов, ради планов Божиих , - всегда получают ответы на свои молитвы, и ответы эти почти граничат с чудом". - Так говорит большой ученый, археолог, профессор Артур Гук.

(Составлено гл. образ. по кн.
"Достоверность Библейских чудес" А. Гука и др.).


Страница сгенерирована за 0.07 секунд!