Как немецкий летчик «снял» верхушку Советской Армии. Четверть века назад у стен Кремля приземлился небольшой немецкий самолёт Немецкий самолет приземлился на красной площади

28 мая 1987 года в День пограничника спортивный самолет американской компании-производителя «Сессна» нарушил воздушное пространство Советского союза. Он выполнил посадку в столице недалеко на Васильевском спуске в самой близи Красной площади. А именно он совершил посадку на Большом Москворецком мосту и доехал накатом до Собора Василия Блаженного. Огромное количество видеокамер и фотоаппаратов туристов зафиксировало этот момент, когда летчик выбрался из кабины, его окружили желающие взять автограф. Его арестовали через десять минут. Нарушителем оказался Матиас Руст, девятнадцатилетний спортсмен-пилот. Его отец занимается продажей самолетов в Германии. В 14:20 самолет Рута пересек воздушную границу СССР на высоте 600 м над Финском заливом недалеко от г. Кохтла-Ярве (Эстония). Это зафиксировали локаторы ПВО, в результате чего ракетные дивизионы были приведены в полную боевую готовность. Истребитель был выслан на перехват самолета «Сессна». Он его быстро обнаружил, но сбивать его не отдали команды. Поэтому самолет нарушителя «вели» почти до самой Москвы. С 1984 г. в Советском Союзе действовал приказ, который запрещал открывать огонь по спортивным/гражданским самолетам.

Вряд ли Руст знал, что около 15:00, когда он будет пролетать в районе города Псков, там местный авиаполк будет проходить учебные полеты. Одни самолеты заходили на посадку, другие взлетали. Равно в три часа выполнили замену кода системы госпознавания, что подразумевало одновременную смену кода всеми летчиками. Однако многие неопытные летчики не произвели эту операцию: подвело отсутствие опыта или забывчивость. Как бы там ни было, система распознала их как «чужие». В сложившейся ситуации, один из командиров не смог разобраться и присвоил всем воздушным судам признак «я-свой», в том числе и спортивному самолету Руста. Дальнейший полет он совершил уже с местной воздушной пропиской. Но была и вторичная легализация вблизи Торжка, где проходили спасательные работы в результате столкновения наших самолетов – тихоходную немецкую «Сессну» приняли за советский поисковый вертолет.

Газеты того времени пестрили заголовками: «Страна в шоке! Немецкий пилот-спортсмен обесславил серьезный громадный оборонный арсенал СССР в День пограничника». Также Мировые СМИ выдвигали более «романтичные» версии – парень пытался выиграть пари или произвести впечатление на избранницу. Говорили и о том, что полет Матиаса Руста – это не что иное, как маркетинговый ход. Так как его отец продавал самолеты «Сессна» в Западной Европе, а темп продаж на этот период как раз сократился. Понятно, что такой пиар-ход стал толчком к продажам воздушных судов. Ведь по сути это единственный самолет, которому удалось «победить» систему ПВО СССР. Советские же военные были уверены, что такая акция является происками иностранных спецслужб.

После этого невероятного происшествия многие люди стали выдумывать разные шутки на эту тему. Например, именовать Красную площадь как «Шереметьво-3». Не менее популярной была шутка о том, что трасса Москва-Ленинград является самой мягкой, так как была устелена папахами генералов и полковниками. После того как у русского народа прошло шоковое состояние, он начал веселиться со свойственным ему энтузиазмом. Родился анекдот о двух летчиках, встретившихся на Красной площади, один из которых попросил закурить, на что другой ответил: «Ты что?! Нельзя курить на аэродромах!». И еще один: собралась на Красной площади толпа народа с вещами. Их прохожие спрашивают: «Что вы здесь делаете?», на что они отвечают: «Ожидаем посадки самолета из Гамбурга». Была еще одна байка о том, что рядом с фонтаном Большого театра патрулировала милиция. «Зачем?». «А вдруг оттуда всплывет американская подводная лодка?».

Наказание Матиаса Руста

2 сентября 1987 г. судебная коллегия Верховного суда СССР по уголовным делам начала слушание дела Руста. Его обвинили в хулиганстве. По мнению суда, его посадка угрожала жизни людей, находившихся на площади. Он незаконным путем пересек границу и нарушил авиационное законодательство. Дело проходило на открытом заседании. Своих должностей лишились: Александр Колдунов (глава войск ПВО), Сергей Соколов (министр обороны) и еще около трехсот офицеров.

Сам Матиас Руст на суде заявил, что его полет являлся «призывом к миру». 04.09.1987 году его осудили на четыре года лишения свободы за нарушение правил полетов, незаконное пересечение границы и злостное хулиганство. В общей сложности он провел в предварительном заключении в тюрьме 432 дня, и президиум Верховного Совета его помиловал, но он был выдворен за пределы СССР.

Руст вернулся в Германию, но на родине его запомнили как сумасшедшего, который поставил мир под угрозу. Его навсегда лишили прав пилотирования. Он работал медбратом в больнице города Риссен. Во время своего очередного дежурства в ноябре 1989 г. Руст набросился с ножом на медсестру, которая отказала ему в поцелуе, за что суд принял решение посадить его на четыре года, но продержав в тюремном заключении пять месяцев, его отпустили.

В средине 1994 года Руст сообщил, что вновь собирается жить в России. После чего он пропал на 2 года. Одни говорили, что он торговал в Москве обувью, другие распространяли слухи о его гибели. На самом деле Руст много путешествовал. Посмотрев мир, по возвращении на родину он заявил, что собирается жениться на дочке богатого торговца чаем. Церемония бракосочетания проходила в Индии по местному обряду. После свадьбы он вместе с женой возвратился в Германию. В 2001 году он снова предстал перед судом. В этот раз его обвиняли в краже в универмаге, где он собирался утянуть кашемировый пуловер. В результате суд приговорил его к штрафу в 5 000 евро. Что касается его личной жизни, то здесь тоже не все сложилось – он разведен. По его словам, он хотел иметь семью, много детей, но только не мог найти ту единственную, которая бы его понимала. Он зарабатывает на жизнь как профессиональный игрок в покер. В то же время он восстановил свои документы в ЮАР и вновь собирается летать.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Сегодня — 25 лет со дня приземления немецкого летчика-«любителя» под стенами Кремля

Сегодня - 25-летие приземления немецкого летчика Матиаса Руста в самом сердце Москвы, под стенами Кремля. Его демонстративно-наглый перелет 28 мая 1987 года из Финляндии в Москву, так и не пресеченный нашими средствами ПВО, стал одной из этапных вех в развале великой державы - Советского Союза. Мощную, совершенную по тем временам систему ПВО сумел «одолеть» маленький одномоторный самолетик, пилотируемый к тому же «любителем».

Как такое могло произойти? К сожалению, многие обстоятельства случившегося четверть века назад до сих пор кем-то тщательно скрываются. Тем не менее с годами удается найти все больше подтверждений того, что тот «прорыв» советской системы ПВО, свидетельствовавший якобы о развале всего советского строя, на самом деле был кем-то тщательно спланированной тайной операцией, которая была успешно реализована прежде всего с помощью предателей из высших эшелонов советского руководства. А предатели эти затем использовали данный инцидент для дискредитации советской армии и почти полной замены ее командования. Об этом повествует сегодня на страницах «Свободной прессы» военный журналист Евгений Кириченко.

Руст: «Я ждал команду на посадку. Но ее не последовало».

На самом деле самолет Руста, не отвечавший на запрос «Свой - чужой», был сразу же обнаружен нашими радиолокационными средствами. Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Потом отметку от «Сессны» Руста засек оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский, и сообщил оперативному дежурному, что наблюдает неопознанную цель. Однако на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на 15, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит - нарушитель госраницы или нарушитель режима полетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории - разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет.

Но ведь информация, хотя и с запозданием, была выдана по команде дальше. На перехват Руста взлетел истребитель, который пилотировал старший лейтенант Пучнин. Он дважды облетел «Сессну» и доложил на землю, что перед ним - «легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета вдоль фюзеляжа». Получи он тогда с земли команду уничтожить нарушителя границы, легко бы это сделал. По словам Руста, занесенным в протокол допроса, он только однажды видел советский перехватчик и даже различил в кабине оранжевые комбинезоны и кислородные маски советских летчиков, которые сидели в один ряд.

- Я ждал команду на посадку, - утверждал Руст. - Но ее не последовало. Поэтому я сохранил курс 117, двигаясь на высоте 600.

Руст лукавил. Он не собирался садиться, потому что в его задачу входило во что бы то ни стало долететь до Красной площади. И нарушителя облетывали не однажды. Чтобы избежать дальнейших встреч с истребителями, Руст потом уйдет на малую высоту. Такое решение мог принять только летчик, который был хорошо осведомлен о способах противодействия нашей системе ПВО.

Хотя Руста в тот день могли бы легко сбить. Такое решение уже было принято генералом Кроминым - командующим Ленинградской отдельной армией ПВО. Мешала инструкция, появившаяся на свет после сентябрьских событий 1983 года, когда на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский «Боинг», как бы по ошибке нарушивший советскую границу. Инструкция запрещала сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты спортивного типа, и генерал мучительно искал решение, сохранив тем самым жизнь немецкому парню. Вот выдержка из стенограммы его переговоров на КП армии:

- Ну что, сбивать будем? Летчик докладывает: типа Як-12 (советский легкомоторный самолет спортивного типа, похожий на «Сессну»).

Именно схожесть самолета Руста с Як-12 и ввела в заблуждение нашего летчика, а за ним - и всех остальных. Генерал решил, что имеет дело с нарушителем режима полетов, который забыл включить на борту режим опознавания или вылетел с неисправным оборудованием. Цель передали для сопровождения подразделениям Московского округа, которые исправно «вели» ее, пока отметка от «Сессны» не исчезла с экранов индикаторов.

Руст садился на дозаправку под Новгородом, где его и «переодели»?

Как известно, из Хельсинки «Сессна-172», пилотируемая Рустом, вылетела в 13:15 по московскому времени, а села на Красной площади в 19:30. Т. е. она находилась в воздухе 6 часов 15 минут, покрыв расстояние примерно в 880 км. Это значит, что «Сессна» шла со средней скоростью около 140 км/ч, которая гораздо ниже крейсерской скорости данного типа самолета, составляющей 220 км/ч.

К тому же над большей частью территории, где пролетал нарушитель советской границы, дул попутный для него ветер. Т. е. по всем расчетам Руст должен был оказаться в Москве часа на два раньше реального времени приземления. Следовательно, «Сессна» либо значительно отклонялась от маршрута (неизвестно, с какой целью), либо совершала где-то промежуточную посадку.

Неудивительно, что любознательные люди, в т. ч. и корреспондент западногерманского журнала Вunde М.Тимм, произведя аналогичные вычисления, задались вопросами: где же «присаживался» летчик-«любитель» и кто мог его переодеть? «Ведь из Хельсинки, - недоумевал корреспондент, - Матиас Руст вылетел в джинсах и зеленой гимнастерке, а после приземления в Москве вышел из самолета в красном комбинезоне». В Хельсинки же, как утверждает Тимм, на хвостовом стабилизаторе «Сессны» не было изображения атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Откуда тогда оно взялось на самолете после его посадки на Красной площади?

В пользу версии промежуточной посадки Руста свидетельствует и тот факт, что вскоре после облета нарушителя советскими перехватчиками средства разведки ПВО стали выдавать на вышестоящий КП информацию о снижении цели, затем около 15:32 ее потеряли. По всей видимости, «Сессна», встретившись с истребителями, решила не искушать судьбу и, выбрав подходящую площадку, приземлилась.

Кстати, в районе Старой Руссы, где мог совершить предполагаемую вынужденную (а может, запланированную) посадку Руст, в то время находилось до полусотни аэродромов и более 60 площадок, принадлежащих различным ведомствам. Ни одна из этих площадок в том районе не имела связи с органами, контролирующими порядок и правила использования воздушного пространства. Словом, даже при желании свидетели посадки заморского гостя не смогли бы позвонить куда следует. Просто идеальное место для того, чтобы «нырнуть» от всевидящих локаторов советской ПВО. И если Руст случайно выбрал такую посадочную площадку, то эта случайность под стать выигрышу всех главных призов в одной лотерее.

И все же - могла ли потребоваться немецкому летчику-любителю промежуточная посадка? Судя по тому, как умело, с резкой потерей высоты он ушел от финских истребителей ПВО, можно сделать вывод, что перехватчиков Руст не боялся. Мастерски сымитировав падение в залив, он пересек нашу границу, а финские летчики, обнаружив с воздуха радужное пятно на волнах, вернулись успокоенные на базу.

Вот, кстати, очередная загадка: как могло само по себе появиться масляное пятно в месте «падения» Руста? Техническая экспертиза, проводившаяся позднее, показала, что подделать такое пятно с помощью канистры или бочки, сброшенной в залив с самолета, невозможно. Подобную маскировочную поддержку немецкому летчику могла оказать разве что подводная лодка или катер.

Еще одна загадка. Почему не только наши истребители, отправленные на перехват Руста, но и локаторы сразу нескольких радиотехнических подразделений потеряли воздушного нарушителя? Произошло это где-то на середине маршрута.

- Скорее всего, - как объяснял автору публикации в «СП» тогда подполковник В.Петренко, старший штурман управления авиацией Московского округа ПВО, - будучи опытным летчиком, в чем сомневаться не приходится, Руст хорошо представлял, чего можно ожидать от встречи с истребителями. Достаточно было перехватчику пройти над «Сессной» на форсаже, и ту разнесло бы в щепки. Поэтому вполне возможно, что Руст резко спикировал, уйдя на малую высоту, где его не то что истребитель - ни один локатор не зацепит. Либо вообще взял да и приземлился...

Бывший заместитель начальника отдела боевой подготовки радиотехнических войск Московского округа ПВО подполковник Е.Суховеров считает, что немецкий летчик сознательно пошел на промежуточную посадку, чтобы запутать наших локаторщиков. Т. е. из нарушителя границы, каким его идентифицировали в районе Финского залива, стать просто нарушителем режима полетов, по которому никто стрелять уже не будет.

Те, кто готовил его авантюру с приземлением в Москве, резюмирует автор публикации, не могли не знать о том, как дежурные силы советской ПВО в сентябре 1983 года на Дальнем Востоке сбили южнокорейский «Боинг», который якобы по ошибке залетел на советскую территорию и не отвечал на запросы с земли. Этот печальный опыт помог Русту обмануть советских ракетчиков, потому что при повторном обнаружении «Сессны» локаторщики вели ее на своих экранах не как «воздушного противника», а уже как «самолет без сигнала опознавания», т. е. нарушителя режима полетов. Со стороны ПВО это подразумевало уже другие, более лояльные действия. Впрочем, как известно, точно идентифицировать Руста наши войска не могли с самого начала…

Если события развивались именно так, продолжает автор, то называть полет «голубя мира», севшего на Красную площадь, просто шалостью как-то язык не поворачивается. Похоже, Руст и те, кто его готовил, слишком хорошо представляли себе систему сбора и обработки радиолокационной информации советской системы ПВО.

Опять-таки лишь странным стечением обстоятельств можно объяснить то, что маршрут нарушителя государственной границы пролегал через район, где накануне потерпели катастрофу истребитель МиГ-25 и бомбардировщик Ту-22м. В зоне предполагаемого падения самолетов шли активные поисково-спасательные работы, в воздухе крутилось несколько «вертушек». Естественно, в такой мешанине можно было пропустить и «воздушного противника», который, подчеркну, был в это время уже идентифицирован как «нарушитель режима полетов». Причем Руст вел свой самолетик на той же высоте и с той же скоростью, что и поисково-спасательные вертолеты, которые крутились на его маршруте.

Не менее странным выглядит появление сразу шести неопознанных целей в районе Осташкова, Кувшиново и Селища. Дежурная смена радиотехнического батальона, наблюдая эти отметки на экранах своих РЛС, стала выдавать координаты целей в 16:39. Сопровождение их длилось где-то около получаса. Потом, убедившись, что цели движутся с курсом и скоростью, соизмеримыми с направлением и скоростью ветра, на них перестали обращать внимание, решив, что видят на своих индикаторах отметки от облаков.

Впрочем, тогдашний начальник радиотехнических войск полковник А.Рудак, который после этих событий был снят с должности новым министром обороны СССР Дмитрием Язовым (хотя в тот злополучный день 28 мая 1987 года Рудак находился в отпуске), до сих пор считает, что локаторщики наблюдали не метеообразования, а т. н. МРШ (малоразмерные шары). Они были запущены кем-то в районе озера Селигер. По словам офицера, конфигурация отметок на индикаторах РЛС более всего совпадала с конфигурацией МРШ. Да и «кучное» их расположение на экране локатора говорит само за себя: значит, запускались они в одном месте.

Причем шары появились в зоне ответственности радиотехнического батальона как раз в то время, когда через нее пролетала «Сессна». Оператор РЛС мог легко потерять отметку воздушного нарушителя среди отметок МРШ, двигавшихся тем же направлением-курсом попутного ветра, дувшего, как назло, в сторону Первопрестольной. Позже выяснилось, что в районе озера Селигер 28 мая находилась группа западногерманских туристов. А запустить подобный шар, как объяснили знающие люди, проще простого. Достаточно газовой зажигалки или аэрозольного баллончика.

Специалисты не исключают, что в момент перелета Руста шары запускались для перегрузки информационных каналов ПВО: эту тактику не раз практиковали на северных и северо-западных направлениях наши скандинавские соседи. Однако проверять эту версию эксперты из органов почему-то не стали.

Кстати, именно в то время, когда операторы РЛС пытались разобраться в мишуре всевозможных отметок, засыпавших экраны индикаторов, оперативный дежурный командного пункта Московского округа ПВО генерал-майор В.Резниченко дал команду на выключение АСУ для проведения внеплановых регламентных работ. Это генеральское решение во время сложной поисково-спасательной операции, когда в воздухе находилось сразу несколько важных воздушных объектов, выглядело довольно странным.

- Я думаю, в этом нет никакой военной тайны, если я скажу, что во время боевого дежурства аппаратуру АСУ никогда не выключают, - вспоминал потом Владимир Борисович. - Даже если внезапно пропадет электричество, АСУ переведут на резервное электропитание. Поэтому когда ко мне подошли неизвестные лица в штатском и попросили выключить АСУ, я даже опешил. В воздухе - несколько неопознанных целей, и среди них - то ли «воздушный противник», то ли «нарушитель режима полетов», а я возьму и аппаратуру отключу?! Кроме того, в войсках работала группа проверяющих из Генштаба, которая в любой момент могла «запустить» контрольную цель. Я у них напрямую спросил: «Вы кто?» И тогда они сказали, что технари, т. е. представители промышленности. Я наотрез отказался выключать АСУ...

«Промышленники» стали настаивать, и генерал-майор Резниченко потребовал от них официальную бумагу с подписью как минимум Главнокомандующего войсками ПВО. Оперативный дежурный был уверен, что такой документ ему вряд ли покажут. И очень удивился, когда «представители завода» буквально в считаные минуты принесли бумагу, подписанную главкомом...

- Я ведь и после этого не собирался выключать АСУ, - волновался от нахлынувших воспоминаний Владимир Борисович, - но мне стали угрожать: дескать, позвоним куда надо, и неприятностей не оберетесь. Эх, если бы знать только, во что это потом выльется...

Владимир Борисович признался, что его с самого начала насторожила нелепая просьба «представителей завода», затеявших профилактические работы в неурочный час. Раньше в подобных случаях всегда считались с мнением оперативного дежурного. Почему им пренебрегли на этот раз?

«Западу удалось привлечь к осуществлению проекта лиц из ближайшего окружения Горбачева»

Советские газеты того времени, пишет Кириченко, словно сговорившись, окрестили беспрецедентный перелет Руста мальчишеской шалостью, хулиганской выходкой, за которую вроде бы и наказывать нельзя. При этом «воздушное хулиганство» Руста привело к отставкам высших армейских чинов и дало повод Михаилу Горбачеву приступить к радикальному сокращению вооруженных сил. Далее последовали разрушение Варшавского пакта, падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы и вывод советских войск из Афганистана, чему так препятствовал тогдашний министр обороны СССР маршал Соколов.

Когда задумываешься об этом, то выходка немецкого летчика-любителя кажется далеко не безобидной. Вся эта история очень сильно похожа на спектакль, разыгранный по тщательно продуманному сценарию, в котором наверняка были замешаны западные спецслужбы и многочисленные агенты влияния, внедренные в наши эшелоны власти.

Автор публикации приводит в подтверждение слова американского специалиста по национальной безопасности Вильяма Е.Одома, который считает, что после пролета Руста в Советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году.

«С момента прихода Горбачева к власти, - пишет Одом, - на своей должности удержался лишь заместитель министра обороны по вооружению. В числе замененных должностных лиц были министр обороны, все другие его заместители, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя. Главнокомандующий ОВС Варшавского договора и начальник штаба ОВС, все четверо «верховных командующих», все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами, все командующие военными округами. В некоторых случаях (особенно это касается командования военных округов) командующие заменялись по три раза... Трудно сказать, насколько далеко вниз по должностной лестнице прокатилась волна чистки, но, вероятно, она достигла по меньшей мере уровня командования дивизий, а возможно, пошла и еще ниже»...

С учетом столь сокрушительных последствий можно предположить, что полет западногерманского летчика-любителя был вовсе не мальчишеской шалостью, а искусно замаскированной шпионской миссией по изучению ракетоопасных направлений и графика дежурства радиолокационных средств советской ПВО.

- Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб, - приводит автор слова генерала армии Петра Дейнекина, главнокомандующего ВВС РФ в 1991-1997 гг. - И, что самое важное, проведена эта спецоперация с согласия и ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На эту печальную мысль о внутреннем предательстве наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода.

- Я в ту пору был командующим зенитно-ракетными войсками ПВО СССР и оказался, что называется, на острие событий, - вспоминает еще один непосредственный участник тех событий - генерал-полковник Расим Акчурин, брат известного кардиолога Рената Акчурина. - В тот самый роковой момент я проверял в Прибалтике Ленинградскую армию ПВО. Если бы Руста сбили, уверяю вас, даже его фрагментов собрать бы не удалось. Но мы не имели права его обстреливать, могли только принудить к посадке. Посадить его, однако не получилось, потому что у истребителей и у самолетика Руста были слишком разные скорости. Но Руста сопровождали, и наши машины пролетали над ним.

- Я считаю, что это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами, - считает Игорь Морозов, бывший полковник КГБ, участник войны в Афганистане. - Спустя 25 лет становится очевидным, что Западу (и это уже ни для кого не является секретом) удалось привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна - обезглавить Вооруженные Силы СССР.

Вот такие грустные факты привел в своей публикации военный журналист Евгений Кириченко.

4 сентября 1987 года, ровно тридцать лет назад, обвинительным приговором завершился судебный процесс по скандальному делу Матиаса Руста – молодого немецкого пилота-любителя, который несколькими месяцами ранее, 28 мая 1987 года, приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы.

Самолет «Сессна-172», который пилотировал 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, приземлился прямо у храма Св. Василия Блаженного в центре Москвы. Советское руководство было в настоящем шоке. Ведь мало того, что самолет простого немецкого парня преодолел расстояние от советской границы до столицы страны и не был сбит системами противовоздушной обороны, так еще и произошло это событие, что очень символично, 28 мая – в День пограничника. Это был настоящий плевок в лицо всей советской системе. Естественно, что Матиас Руст был сразу же после посадки самолета арестован.

Практически сразу же после посадки самолета Руста на Красной площади генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение об отправке в отставку целого ряда высших военных руководителей, в первую очередь тех, кто отвечал за противовоздушную оборону советского государства. Самым высокопоставленным «отставником» оказался министр обороны Советского Союза 72-летний маршал Сергей Соколов. Он занимал эту должность с 1984 года, сменив на посту умершего маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 гг., на протяжении семнадцати лет, был первым заместителем министра обороны СССР. Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. В частности, с 1980 по 1985 гг. он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан. Однако полет немецкого юноши стоил уважаемому маршалу карьеры. Конечно, «на улицу» заслуженного военачальника выкинуть не могли – уже в июне 1987 года он занял пост генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кроме маршала Соколова, в отставку сразу же после полета Матиаса Руста был отправлен главный маршал авиации Александр Колдунов, занимавший пост главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны Советского Союза и непосредственно отвечавший за безопасность воздушного пространства советской страны. Дважды Герой Советского Союза, Александр Колдунов прошел Великую Отечественную войну летчиком-истребителем, после войны служил в истребительной авиации ВВС, а затем в ПВО. Должность главкома Войск ПВО он занял в 1978 году, за девять лет до полета Матиаса Руста. Но не только высшие военачальники потеряли свои должности. Со службы были уволены около 300 старших офицеров. По кадровому составу советских вооруженных сил был нанесен мощнейший удар. Нашли и «козлов отпущения» - два офицера Войск Противовоздушной обороны получили реальные сроки лишения свободы. Это были подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день полета Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот злополучный день дежурным по радиотехнической бригаде.

Что касается самого Руста, то после задержания на Красной площади он был арестован. 1 июня, через несколько дней после полета, Матиасу Русту исполнилось девятнадцать лет. Свой день рождения молодой немец встретил в тюрьме. Весь мир следил за судьбой парня, продемонстрировавшего, что система обороны Советского Союза отнюдь не «железная». И это действительно было так – с откровенными предателями, проникшими в высшее руководство советского государства, железной она быть просто не могла. Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен. Его бы сбили в худшем случае еще в небе над Эстонией. Однако Русту буквально дали зеленый свет на полет до самой советской столицы. Происходить это могло только с санкции самых высших советских руководителей. Не очень понятно, кто конкретно дал добро на приземление Руста на Красной площади, да и вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем. Но очевидно, что это был человек или люди, входившие в самую высшую группу советской элиты.

Смещенные военачальники находились в оппозиции к тому курсу, который к этому времени стало проводить советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Нанесение удара по командованию вооруженных сил было одной из главных задач тех людей, кто стоял за методичным и планомерным разрушением советского государства. Ведь прославленные маршалы и генералы, прошедшие Великую Отечественную войну и бывшие настоящими патриотами советского государства, могли просто не позволить произвести все те манипуляции со страной, которые привели к катастрофе 1991 года. Впоследствии американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937-1938 гг. Интересно, что после каждой такой чистки через года три–четыре наступала катастрофа. В 1941 году началась ужасная Великая Отечественная война, а в 1991 году распался Советский Союз, и этот процесс также сопровождался реками крови в бывших союзных республиках, многочисленными военными конфликтами, массовыми беспорядками, небывалой волной преступности и насилия.

Поэтому вряд ли стоит оценивать поступок Матиаса Руста как «безобидную шалость» юного романтика–авиатора. Скорее всего, здесь имела место тщательно продуманная и организованная провокация, в которой могли участвовать и западные спецслужбы, и внушительное прикрытие с советской стороны. По крайней мере, в этом мнении сходятся многие видные советские и российские военачальники, которые считают, что без «кремлевской крыши» полет Матиаса Руста закончился бы для него трагически. Целью организации такого полета было ослабление советского государства посредством решения следующих задач: 1) создания повода для масштабной «чистки» неугодных высших военачальников, 2) дискредитации советской системы обороны в глазах граждан СССР и мировой общественности, 3) укрепления антисоветских настроений в обществе. Именно после полета Матиаса Руста и увольнения министра обороны СССР маршала Сергея Соколова Михаил Горбачев приступил к стремительному сокращению Вооруженных сил Советского Союза. Полет Руста в этом контексте был еще одним аргументом – зачем нам «такая армия», да еще в «таком количестве», которая пропустила полет и приземление на Красной площади спортивного самолета какого-то немецкого юноши.

Примечательно, что незадолго до полета Матиаса Руста министр обороны СССР маршал Соколов докладывал лично Михаилу Горбачеву о том, как организована и как работает система противовоздушной обороны советского государства. Выходя от генсека, Соколов забыл у него некоторые документы, включая очень секретную карту. Но на следующий день, когда он попытался документы вернуть назад, Горбачев сказал, что не помнит, где они находятся. Эту версию озвучивал впоследствии, согласно ряду публикаций в российских СМИ, генерал-полковник Леонид Ивашов. Как бы там ни было, но в одном большинство военачальников сходятся – акция с полетом Руста была продуманной и спланированной. Есть и еще одна очень интересная версия, согласно которой Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории. И делать это могли только непосредственно под контролем «всесильного» советского КГБ.

Суд над Матиасом Рустом был назначен на 2 сентября 1987 года. Матиасу Русту предъявили обвинение по трем статьям УК РСФСР - незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. В определении УК РСФСР хулиганство трактовалось как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, тогда как под злостным хулиганством понимались те же действия, но сопровождавшиеся «исключительным цинизмом или особой дерзостью». Посадка самолета на Красной площади, где гуляло множество советских людей, была расценена именно так. За злостное хулиганство в УК РСФСР предусматривалась ответственность в виде лишения свободы сроком до пяти лет или исправительных работ сроком до двух лет. Нарушение правил международных полетов предусматривало еще более широкий диапазон наказания – от одного года до десяти лет лишения свободы, правда, по этой же статье можно было отделаться и без реального срока – выплатив крупный штраф.

На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Однако обвинение этим аргументам молодого немца не вняло. Прокурор просил для Матиаса Руста по трем статьям УК РСФСР десять лет лишения свободы. Но суд оказался куда более мягким, чем обвинение.

4 сентября 1987 года Матиасу Русту огласили приговор. Он был осужден на четыре года лишения свободы. С одной стороны, антисоветские элементы в самом Советском Союзе и мировая общественность сразу же выразили возмущение такой, с их точки зрения, жестокой расправой над «посланцем мира». С другой стороны, наоборот, сегодня возникает много вопросов по поводу приговора, который кажется некоторым чрезмерно либеральным. Во-первых, к Матиасу Русту применили те статьи Уголовного кодекса РСФСР, которые не были жесткими и не могли повлечь за собой таких серьезных мер как, скажем, смертная казнь. Во-вторых, все же четыре года лишения свободы за такой поступок государственного значения выглядели весьма странно, особенно по сравнению с тем, за что четыре года тогда давали рядовым советским гражданам.

Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать его серьезно. В былые времена, когда Советский Союз действительно был противником капиталистического Запада, Матиас Руст в лучшем случае получил бы лет десять в далеких северных лагерях, а в худшем был бы просто приговорен к расстрелу. Но в 1987 году ситуация изменилась. Возможно, что либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».

В начале августа 1988 года, менее чем через год после судебного процесса, Матиас Руст был амнистирован и благополучно уехал на родину. В предварительном заключении и в колонии молодой немец провел всего 14 месяцев. Фактически Михаил Горбачев великодушно простил Матиаса Руста за хлесткую пощечину Советскому Союзу и Советской Армии, нанесенную на глазах всего мира. Разумеется, за Матиаса Руста настойчиво просили «западные друзья» (к тому времени Москва уже смотрела на Запад широко открытыми глазами), к Михаилу Горбачеву мог обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль. Михаил Сергеевич, который через несколько лет благополучно отдал в состав ФРГ ГДР, отказать своему западногерманскому коллеге не смог.

Решение об освобождении Матиаса Руста было с восторгом воспринято как на Западе, где оно лишний раз подтвердило ослабление сверхдержавы и ее готовность отныне во всем уступать Западу, так и в самом Советском Союзе, благо антисоветские настроения в это время в обществе были уже весьма сильными, особенно среди «активной» части общества – столичной интеллигенции, молодых представителей номенклатуры. И полет Матиаса Руста, и мягкий приговор, и его скорое освобождение демонстрировали начало перемен в жизни Советского Союза и прекрасно укладывались в горбачевскую перестройку. Сначала простили Руста, затем позволили включить ГДР в состав ФРГ, свергнуть все просоветские режимы в Восточной Европе, а в конце концов – и развалить сам Советский Союз.

Кстати, жизнь Матиаса Руста после возвращения на родину в ФРГ складывалась весьма интересно. Некоторые поступки прекрасно характеризуют подлинный облик «посланца мира». Так, уже в ноябре 1989 года, по прошествии 15 месяцев после освобождения из советской колонии, Матиас Руст, который к тому времени проходил альтернативную службу в больнице в Риссене, стал ухаживать за медицинской сестрой. Он пригласил ее на свидание, а после того, как медсестра отказалась с ним пойти, ударил ее ножом. За это Матиаса Руста арестовали – уже «родные» немецкие власти. В 1991 году его приговорили к четырем годам лишения свободы – как раз такой же срок дали Русту и за приземление на Красной площади. Но уже через 15 месяцев Руст был освобожден из тюрьмы (и опять повторяется – в СССР его освободили через четырнадцать месяцев).

В 1997 году, через десять лет после своего полета, Руст, проживавший к тому времени в далекой Вест-Индии, в государстве Тринидад-и-Тобаго, принял индуизм и женился на местной девушке индийского происхождения. Затем он вернулся с молодой женой на родину, в ФРГ, но в 2001 году вновь попал в поле зрения полиции – на этот раз за кражу свитера в одном из супермаркетов. В середине 2000-х гг., спустя двадцать лет после своего полета, Матиас Руст утверждал, что хотел «навести мосты» между Западом и Востоком. Но о подлинной истории своего полета он до сих пор предпочитает молчать.

Восемнадцатилетний немецкий паренек Матиас Руст прославился на весь мир – и опозорил советских пограничников в их главный профессиональный праздник

Даже сегодня, почти тридцать лет спустя, споры вокруг личности простого немецкого студента Матиаса Руста , нагло приземлившегося на Красной площади, пролетевшего сквозь все пограничные кордоны, не утихают. До сих непонятно, кем он был – обычным авиахулиганом, авантюристом, провокатором или шпионом (и чьим), до сих пор так и не ясно, как ему удалось совершить свой знаменитый перелет, не дают покоя экспертам и многие загадочные обстоятельства, которые выяснились уже после скандального приземления юного немца в самом сердце СССР.

Испорченный День пограничника

28 мая 1987 года с Большого Каменного моста в сторону Красной площади вырулил маленький, словно игрушечный, самолет. Ведущие концерта, проходившего рядом, удивились, но в стране, в которой все происходило с размахом, можно было ожидать чего угодно, даже посадки самолета в самом ее сердце.

Концерт, посвященный Дню пограничника, продолжился, но события, развивающиеся на площади, становились все более странными. Самолет окружили милиционеры, потом появились военные, оттеснили образовавшуюся толпу. Молодой парень, пилотировавший спортивную «Сессну», улыбался и доброжелательно рассказывал о том, что он «голубь мира», что прилетел «пожать руку Горбачеву », «навести мосты», «миру мир» и так далее.

Было еще много красивых и высокопарных фраз. Но так ли безоблачно, безобидно и наивно все происходило на самом деле?

Глядя на цепочку событий, к которой привел визит якобы мирно настроенного симпатичного немецкого хиппи, сложно не задуматься о том, что этот полет готовился заранее и что к его подготовке приложили руку гораздо более умные и опытные люди, нежели 18-летний «наивный парень».

Предположим, что все было именно так, как преподносит публике свой поступок сам Руст: наивный идеалист, несущий на крылах «Сессны» мир во весь мир, несправедливо обиженный судебной системой «империи зла». Появившись в одной из телевизионных передач, Матиас Руст говорил о том, что он никому не хотел навредить, и считал, что риск минимален для всех. Что он знал: никто не пострадает, даже если в месте его посадки будут люди. Откуда такая уверенность? Неужели можно предположить, что в почти 19 лет (Руст родился 1 июня) человек не просчитывает хотя бы самые элементарные последствия своих поступков? Разве Руст не понимал, что, если ему удастся обойти системы ПВО, кому-то придется за это отвечать и меры к провинившемуся будут приняты самые серьезные?

Неужели он думал, что его встретят с цветами и препроводят к Горбачеву как героя? Неужели он не знал, что над территорией чужой страны он стал мишенью, и только чудо смогло спасти его от того, чтобы не превратиться в головешку еще за несколько сотен километров от Москвы?

Вместо того чтобы задать себе такие простые вопросы, Матиас преспокойно приготовил самолет и без сомнений направил его к Москве. Действовал умело, вписываясь в воздушные коридоры для гражданских судов, используя метеоусловия для того, чтобы оторваться от наблюдения.

Военные говорят о том, что во время вхождения Руста в советское воздушное пространство вдоль границы барражировал финский истребитель, и были подняты в воздух несколько металлизированных воздушных шаров с целью отвлечь на себя системы ПВО, расположенные в этом районе.

Сама же «Сессна» тоже была выбрана не случайно: на радарах она отображается неясно и в целом выглядит как стая птиц. Ее легко можно потерять при передаче из одной зоны, покрытой радарами, в другую, что и происходило несколько раз.


Странные детали в «деле Матиаса Руста»

Матиас Руст прилетел в Москву в оранжевом комбинезоне вместо зеленой куртки, в которой он вылетал из точки отправления, во время его перелета на фюзеляже самолета появились наклейки с атомной бомбой. Это изображение он в интервью назвал «контрбомбой, призванной бороться за мир во всем мире».

Мало того. Если учитывать крейсерскую скорость «Сессны», то самолет Руста должен был долететь до Москвы на 2 часа раньше. Где он был все это время? Почему осмотр самолета показал, что его топливные баки почти полны, хоть он и пролетел 880 километров? К слову, в начале 2000-х была озвучена версия, что самолет Руста дозаправляли под Старой Руссой.

Как так получилось, что несколько дней подряд до пролета Руста военные не меняли радиолокационное поле, которое по регламенту меняется каждые 24 часа? Будто ждали. Впоследствии также появилась информация, что дежурные ПВО в тот день самолет засекли – но в отчетах было записана «стая птиц».

Почему истребителю, пошедшему на перехват нарушителя и дважды его облетевшему, не была отдана команда на уничтожение или на принуждение к посадке? Почему, если Руст не скрывался от советских радаров, его маршрут не пролегал по прямой, как в других его полетах? Зачем срезали троллейбусные провода на мосту, на который должен был приземлиться Руст? И наконец: откуда на площади «случайно» взялись три профессиональные камеры с операторами, сумевшие качественно, с трех точек заснять сюжет с самолетом? Напомним: тогда телевизионные камеры, способные дать такую качественную картинку, ну уж никак не помещались в карман пиджака.

Подобных вопросов много. И с годами ответы на них не появляются. А догадок становится все больше. Слишком уж велика череда «случайностей», которыми пытается оправдать свое немыслимое везение Матиас.