Как получить лицензию гида. Экскурсии по госту. Кому подходит эта работа

Ирина Давыдова


Время на чтение: 9 минут

А А

Профессии, известной сегодня как «гид-экскурсовод», до конца шестидесятых, можно сказать, практически не было. Обычно за эту работу брались добровольцы — причем, чаще всего, абсолютно бесплатно. Заботы по проведению экскурсий возлагались на сотрудников музеев и ВУЗов. Что касается штатных экскурсоводов — их были единицы.

Развитие экскурсионного направления в туризме в СССР стартовало лишь после 1969-го года. И сегодня данная профессия считается модной, прибыльной и престижной.

Особенности работы гида-экскурсовода – где и как работает экскурсовод?

Так все-таки гид или экскурсовод? Как правильно? И есть ли разница?

Разница однозначно есть.

Первый, помимо прямых обязанностей, сопровождает гостей в турах, а также в походах или даже круизах, обеспечивает их безопасность и решает их бытовые проблемы. А второй только лишь водит экскурсии (как правило, одни и те же) по конкретному маршруту или же выбранному туристами (программой) объекту, рассказывая гостям об истории объекта или местности.

Где работают гиды-экскурсоводы?

Чаще всего, местом работы экскурсовода становится туристическая компания (а также музеи и проч.). Но, при достижении определенного уровня опыта и мастерства, нередко экскурсоводы уходят «в свободное плавание», предпочитая работать на себя.

Чем занимается экскурсовод?

Среди обязанностей экскурсовода можно отметить следующие:

  • Сопровождение туристов и их информирование об истории тех или иных достопримечательностей.
  • Поиск и тщательное изучение истории.
  • Разработка уникальных (и не очень – у кого как получится) экскурсионных программ.
  • Координация действий туристов при ЧС.
  • Проведение инструктажа по технике безопасности.
  • Оказание первой помощи при необходимости.
  • Выполнение функций переводчика.
  • Заполнение экскурсионных документов.
  • Проверка документов у участников, организация их отъезда и контроль над ними до конца экскурсии.


Необходимые навыки, личные и деловые качества для работы гидом-экскурсоводом

Среди основных требований, которые выдвигаются к соискателю данной профессии:

  1. Высшее гуманитарное образование.
  2. Знание одного (минимум английского), а лучше 2-3 иностранных языков.
  3. Грамотная речь.
  4. Внутреннее обаяние и артистизм.
  5. Коммуникабельность, умение ладить с людьми и быстро находить контакт.
  6. Способность грамотно, четко и интересно рассказывать людям о тех или иных фактах истории.
  7. В большинстве случаев (в солидных компаниях) – наличие аккредитации.
  8. Знание музейного/экскурсионного дела и краеведения, русского языка и литературы, истории и этнографии, культурологии.
  9. Знание конкретного экскурсионного направления, в соответствии с выбранным (история, оружие, краеведение и проч.).

Личные качества и таланты, без которых невозможно успешно овладеть профессией:

  • Актерские способности.
  • Хорошая память.
  • Любовь к истории, краеведению.
  • Талант быстро находить нужные слова и мгновенно находить решение в самых щекотливых ситуациях.
  • Способность концентрировать внимание людей, увлекать их интересной информацией и полностью захватывать внимание.
  • Желание самосовершенствоваться.
  • Любовь к своей работе.
  • Речевая выносливость.
  • Толерантность, способность общаться с самыми разными туристами и группами туристов, включая тех, которых в обычной жизни вы обходите за километр.
  • Высокая языковая грамотность и культурологическая эрудиция.
  • Талант психолога и педагога.
  • Способность обходиться без переводчика (высокий уровень иностранного разговорного языка).
  • Высокая работоспособность и физическая выносливость.
  • Чувство юмора (без него в работе не обойтись).

Кому подходит эта работа?

Наиболее данная профессия подойдет молодым, выносливым и привлекательным юношам и девушкам с высоким уровнем интеллекта и идеальным знанием английского языка, с лидерскими качествами, собранным и ответственным, чрезвычайно энергичным и активным по жизни, влюбленным в край, где они водят экскурсии.

Профессия гид-экскурсовод – плюсы и минусы работы

Из преимуществ профессии, которых немало, можно особо выделить…

  1. Отсутствие рутинности в своей работе. Если у экскурсовода экскурсии из года в год остаются одними и теми же, то гид волен самостоятельно планировать маршруты и сами экскурсии, а также вносить изменения.
  2. Постоянное общение и знакомство с новыми людьми.
  3. Постоянная языковая практика при общении с иностранными гостями.
  4. Достойная зарплата.
  5. Нескучная работа, на которую действительно можно ходить с удовольствием.
  6. Возможность путешествовать и работать на свежем воздухе.
  7. Перспективы для развития своего дела в туризме.
  8. Свободный график (если, конечно, вы не штатный работник при музее, например).
  9. Стабильность заработка при работе в городах, привлекательных для туристов.

Недостатки профессии:

  • Постоянная работа на ногах.
  • Необходимость работать при любой погоде.
  • Приемы пищи «на лету» (часто вместо обеда приходится решать различные вопросы организационного характера или даже искать своих заплутавших гостей).
  • . Экскурсовод отвечает за своих туристов.
  • Необходимость улыбаться даже тем, кому бы вы ни за что в обычной жизни не улыбнулись.
  • Снижение прибыли в осенний и зимний сезоны (не везде).
  • Крайне серьезная конкуренция.

Обучение профессии экскурсовод – курсы, учебные заведения, самостоятельное обучение

Конечно, можно попытаться стать гидом-экскурсоводом самостоятельно при обычном среднем образовании, окончив какие-нибудь курсы — или просто прослушав несколько лекций в местном музее. Но это возможно лишь в небольших городках или селах, где поток туристов низкий, и над качеством работы экскурсовода никто особо не задумывается.

Если же вы настроены на данную профессию серьезно, и собираетесь на ней хорошо и стабильно зарабатывать, то к делу следует подойти со всей ответственностью.

  1. ВУЗ. Без высшего гуманитарного образования не обойтись (прим. – история, филология, культуроведение и проч.). Специализированных факультетов в современных ВУЗах сегодня достаточно. Естественно, параллельно следует изучать иностранные языки. Английским вы обязаны владеть в совершенстве на самом высоком культурном уровне. Не будет лишним также немецкий, французский и китайский.
  2. Курсы. Лекции и тренинги проходят при ВУЗах и музеях. После окончания курсов участники получают соответствующие документы. Курсы подойдут тем, у кого уже есть соответствующий диплом.
  3. Повышение квалификации (без этого не обойтись, если вы хотите двигаться вперед, а не стоять на месте до самой старости).
  4. Экзамен на профпригодность и получение лицензии.

Куда пойти учиться?

  • Университет управления и экономики в СПБ.
  • Международная академия туризма в Москве.
  • РГГУ.
  • Институт международного туризма в Иркутске.
  • Университет туризма и курортного дела в Сочи.
  • Центр обучения гидов и экскурсоводов.
  • Ассоциация гидов-переводчиков и экскурсоводов.

Особенности карьеры и зарплаты экскурсовода – много ли получает гид-экскурсовод

Только лишь Петербург за 2016-й год посетило более 7 млн гостей. Поэтому вопрос о востребованности профессии в крупных городах даже не стоит: гиды-экскурсоводы нужны везде, где есть туристы.

Средний заработок будет зависеть от региона и места работы. Средняя зарплата по стране – около 35000 р. В Москве и Петербурге в сезон можно заработать до 80000 р и больше.

Самыми прибыльными регионами для экскурсоводов являются:

  • Московская область и Москва.
  • Петербург и Ленинградская область.
  • Краснодарский край.

Что касается уровня зарплаты, наиболее высокой на сегодняшний день она остается в Москве, после которой идет Кемеровская область, потом республика Татарстан и Петербург.

Стоит отметить, что при работе на турфирму зарплата экскурсовода составляет, в среднем, около 2000 рублей в день в сезон, плюс чаевые. При работе на себя такой сотрудник, естественно, получает всю прибыль себе.

Возможен ли карьерный рост?

Безусловно, да — как и в любой профессии.

И высшей точкой карьеры является не просто работа на себя, а открытие собственного экскурсионного бюро или иного бизнеса в данной сфере рынка.


гидом-экскурсоводом с нуля?

Путь к успеху для будущего гида-экскурсовода выглядит следующим образом:

  1. Получение соответствующего образования и изучение иностранного языка (языков).
  2. Прохождение курсов (средняя стоимость качественных программ обучения – около 50000 р.) – 2-4 месяца.
  3. Стажировка и сдача экзамена в музее.
  4. Получение аккредитации, без которой вы не сможете устроиться на действительно хорошую работу и проводить экскурсии (штраф – до 25000 для частных лиц).
  5. Устройство в туристическую компанию, в музей, отель и проч.

Аккредитация – как получить, и что это такое?

Аккредитацией называют специальное разрешение государственного образца, которое дает право на проведение экскурсий для иностранных гостей.

Данные разрешения введены для повышения качества обслуживания прибывающих к нам туристов.

Всего известно 3 уровня аккредитации:

  • 3-категория – стажер (срок разрешения – 1 год). Требования: диплом из ВУЗа, свидетельство об оконченных курсах (или факультета) на гида или экскурсовода, документ о прослушивании лекций о проведении экскурсий в музее и (необязательно, но будет плюсом) опыт ведения экскурсий в трудовой книжке.
  • 2-я категория – для специалистов с опытом от 2-х лет. Срок разрешения – на 3 года.
  • 1-я категория – для специалистов с опытом от 7-ми лет. Аккредитация бессрочная и не требующая продления.

Получить лицензию можно только после обучения, и какое место для этого выбрать — каждый будущий гид решает сам.

Аккредитации для работы в Москве и Петербурге (например) – различные, и единой аттестации гидов в стране нет.

Например, в СПб такую аккредитацию вы сможете получить в городском туристско-информационном бюро, а в столице – в Ассоциации гидов-переводчиков и экскурсоводов.

Важно:

Найти работу при наличии аккредитации несложно, если у вас есть собственные интересные маршруты. Достаточно приехать лично или отправить туда, куда вам хотелось бы устроиться.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

А еще в этом месяце случилось событие, которого я ждала гораздо дольше, чем нормальные люди. Я наконец-то получила карточку-аккредитацию экскурсовода.
Теперь до 2016 года я могу водить экскурсии на московских улицах совершенно официально.



Я удивлялась и не верила, когда старшие, более опытные товарищи говорили, что курсы и аккредитация мне совершенно не нужны - пустая трата времени и денег. Но оказалось, что на то они и старшие и более опытные.
К тому же, нормальные люди учатся положенное количество часов (несколько месяцев) на курсах, сдают экзамен, подают документы в Экспертный совет при Правительстве Москвы, проходят там собеседование - и заветная карточка на сердце (гордо пришпилена к груди). Но мой путь к ней был гораздо более извилист и тернист.

С 2006 года я вожу экскурсии по Булгакову. Начинала в музее "Булгаковский дом" - по самому музею, потом постепенно стала захватывать улицу. Подготовить уличные экскурсии просило и руководство, и сами экскурсанты, которые не хотели расставаться у дверей музея.
Несколько лет я и водила только "булгаковские" экскурсии, но потом появилась внутренняя необходимость развиваться дальше.
Просто копировать чьи-то другие экскурсии мне казалось нечестным, хотелось написать свою, авторскую. Но не было идей - какую экскурсию? И вообще - а как пишут экскурсии? Я все думала, что вдруг существует какой-то рецепт, методика.
На самом деле, именно за этим знанием я и шла на курсы. И еще мне хотелось подтянуть историю - и еще побольше узнать об истории Москвы.
В итоге, каких-то новых тайн по правилам ведения экскурсий я для себя не открыла. Мне и раньше было интересно, как правильно вести экскурсию, я сама читала учебники и методические рекомендации - и поэтому все это знала и давно использовала.
По истории России и Москвы лекции читались достаточно обрывочно, бессистемно.
Были прекрасные лекции по истории религии, преподавательница тщательно готовилась к ним, приносила видео, отвечала на все вопросы. Замечательная была лекция с батюшкой в храме - так получилось, что прямо в день моего рождения, как подарок.
Неплохие лекции по архитектуре, которые дали общее представление - но, конечно, это такая тема, по которой нужно очень много читать самому. С другой стороны, это не всегда то, что требуется в рассказе для простых смертных экскурсантов.
Еще в рамках обучения мне было интересно узнать, как правильно строится автобусная экскурсия. У нас должен был быть учебный объезд маршрута, а потом уже экзамен - как раз обзорная экскурсия на автобусе. В итоге, все учебные объезды нам отменили, а экскурсию по городу поставили в один день с загородной.
День я готовилась к экзамену, ездила на троллейбусе по своему маршруту туда-сюда и проговаривала текст. Была ранняя весна, суббота перед Вербным Воскресеньем. Я была так счастлива, что наконец-то занимаюсь любимым делом и нахожусь на своем месте в жизни, что не могла сдерживать улыбку. Люди оборачивались на меня, со мной попытался познакомиться какой-то интеллигентного и скромного вида мужчина и сказал, что это от того, что улыбка у меня - светлая.
Ночь я переживала и не спала, потом в шесть утра встала и поехала на площадь Трех вокзалов на экзамен - оттуда начинался маршрут.
Мы сделали объезд по Москве, а потом сразу же поехали в Троице-Сергиеву лавру - дорога до нее была сдачей экзамена по загородной экскурсии. Многие (в том числе и я) на этой дороге ни разу не бывали, поэтому удивительно, что мы хоть как-то попали в свои куски текста на маршруте.
После этих двух напряженных дней без сна, без еды, на нервах я серьезно заболела, лечилась антибиотиками и болела потом с маленькими промежутками несколько раз, никак не могла восстановить иммунитет. Кстати, и во время обучения мы иногда по нескольку часов ходили по улице при -10 - 15, а то и холоднее, преподавательницу врачи грозились положить в больницу с воспалением легких, но она не сдавалась, но тогда мой организм еще как-то справился.
Из-за болезни преподавательницы продолжительность нашего курса немного растянулась, но под конец обучения с руководителем курсов случился сердечный приступ, и организация осталась без руководства, а потом ее начали перерегистрировать.
Поэтому я получила карточку аккредитации не через несколько месяцев, как полагалось, а через полтора года (!) после сдачи экзамена.
Несколько моих однокурсниц на курсах предложили мне объединиться и создать свое экскурсионное дело. Мне хотелось водить авторские экскурсии, которые не всегда интересны крупным бюро, которым рентабельна массовость, поэтому я согласилась. Так появился наш "Синий зонтик". Однако в течение года мои сокурсницы поняли, что экскурсии и такая форма работы им не подходят. Одной мне целое экскурсионное бюро не нужно, я у себя одна, поэтому вернулась к индивидуальной работе. Хотя вложенных сил, безусловно, жаль, и что делать с социальными сетями и всеми наработками я еще думаю.
За время учебы на курсах и последующего ожидания "легализации" я успела еще дополнительно поучиться в Московском музее Сергея Есенина и Культурно-паломническом центре имени протопопа Аввакума . По разного рода жизненным причинам и обстоятельствам обучения ни там, ни там не закончила, аккредитации не имею и водить там экскурсии не могу. (Наверное, на самом деле потому, что не сама выбирала эти места, а меня приглашали. Если бы я сама этого захотела, то прорвалась бы сквозь все обстоятельства). Но полученные знания при этом никуда не делись (одно время мне даже снились сны о старообрядчестве и религиозно-философских трактатах), поэтому, если не сделаю пешеходные экскурсии, то рано или поздно хотя бы напишу в блоге. Например, с тех пор я хорошо знаю Преображенское кладбище.
В итоге, экскурсии я все-таки научилась писать самостоятельно, когда мои знания дошли до определенного уровня. Мне просто появилось из чего их составлять.
А карточку-аккредитацию за всю мою жизнь у меня так ни разу нигде и никогда и не спросили. И все ваши любимые экскурсоводы скорей всего ее не имеют. Зато я могу взять ее в руки и улыбнуться вам с фотографии.

Уже с начала лета все российские экскурсоводы и гиды-переводчики обязаны будут соблюдать специальный государственный стандарт. Таким образом планируется оградить рынок от неквалифицированных участников. Однако введение в действие ГОСТа может привести к запрету деятельности даже официально признанных специалистов и музейных работников.

28.04.2018. АПИ — Национальный стандарт «Туристические услуги. Требования к экскурсоводам (гидам)» (ГОСТ Р 57807-2017) был утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии еще в октябре прошлого года. Однако большинство опрошенных АПИ участников рынка, профессиональные организации и даже в Министерстве культуры РФ, о стандарте не знают.

Профессиональная несостоятельность

Требования нового документа уже с 1 июня распространяются на экскурсоводов (гидов) и оказывающих экскурсионные услуги гидов-переводчиков. Причем самостоятельная деятельность таких специалистов де-факто исключается: «Услуги экскурсоводов (гидов) оказывают туроператоры, турагенты, туристско-экскурсионные и экскурсионные организации (фирмы, компании, бюро путешествий), в отдельных случаях - соответствующие подразделения санаторно-курортных организаций, средств размещения и транспортных организаций», - отмечается в ГОСТе.

Обязательное условие допуска специалиста - наличие аттестата, выданного уполномоченными региональными органами. Для его получения экскурсовод должен иметь среднее профессиональное или высшее образование, пятилетний стаж работы по специальности или пройти специальную подготовку. Раз в пять лет экскурсоводы будут обязаны проходить переаттестацию. Также на уполномоченные ведомства субъектов Федерации возлагается контроль за деятельностью специалистов. Причем чиновники будут оценивать не реальное качество предоставляемых услуг (знание темы, заинтересованность туристов, отзывы клиентов и так далее), а соответствие формальным критериям - наличие образования, прохождение курсов повышения квалификации и соблюдение трудового законодательства.

Опрошенные экскурсоводы и чиновники признают, что системы аттестации экскурсоводов в России не существует. Таким образом, с юридической точки зрения с введением нового ГОСТа деятельность всех экскурсоводов, в том числе официальных музейных сотрудников, окажется вне закона.

Эксперты также напоминают, что принятый в 2014 году профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)» предусматривал особые условия допуска к работе - российское гражданство и наличие аттестата, выданного экспертным советом субъекта Федерации. Однако применение профессионального стандарта является добровольным (АПИ писало об этом - Труд по стандарту ). А в марте 2016 года Минтруда без публичных обсуждений и иного «шума» спорную норму упразднило.

Безальтернативная история

Профильные ведомства уже не первый раз пытаются ограничить доступ к экскурсионной деятельности. Внесение соответствующих поправок в федеральный закон предусмотрено Государственной программой «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы».

Полтора года назад Министерство культуры РФ подготовило масштабный законопроект, вводящий обязательную аттестацию всех экскурсоводов и запрет на допуск к профессии иностранцев. Причем выдача разрешений на работу делегировалась уполномоченным частным организациям: «В мировой практике существуют строгие правила по работе экскурсоводов и гидов-переводчиков, не позволяющие иностранцам и людям без образования вести за собой туристов. В большинстве европейских стран получить разрешение на работу можно только при условии прохождения аттестации. Система выдачи документов контролируется государственными органами и профессиональными ассоциациями», - констатировали в ведомстве. В отсутствие такого контроля «иностранные туристы получают искаженное представление об истории России, так как изложение иностранными специалистами превращается в «альтернативную историю России», не имеющую ничего общего с реальной».

Однако против ограничительных мер выступили эксперты Министерства экономического развития РФ. В частности, избыточной и необоснованной они признали обязанность уже получивших разрешение экскурсоводов каждые пять лет проходить курсы повышения квалификации и переаттестацию. Тогда как необходимые финансовые затраты участников рынка на соблюдение таких требований разработчики оценить не смогли. Кроме того, «учитывая значительный масштаб вводимого проектом акта регулирования, реализация новых полномочий в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований органов государственной власти субъектов Федерации может быть затруднена», - заключили эксперты.

Участники рынка не исключают, что единые правила и требования к знаниям будут обременительны, а аттестаты недоступны для работающих в своей сфере музейных и иных профильных экскурсоводов. Ведь многие специалисты очень хорошо знают только свою узкую тему и могут плохо ориентироваться в общей истории. Маловероятно, что для, скажем, экскурсоводов по железнодорожному музею или прикладному искусству Средневековья будет проходить отдельная программа аттестации и проводиться курсы повышения квалификации.

Столичные особенности

Вместе с тем в ряде регионов существует собственная система аккредитации. Так, в Москве с 1998 года легально могут работать только имеющие специальную карточку гиды-переводчики. На платной основе их выдает негосударственная организация - Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. Профессионализм кандидатов оценивает экспертный совет, большинство членов которого составляют представители специализирующихся на переподготовке специалистов частных учебных заведений. Наличия обоснованных жалоб со стороны турфирмы, музея, туриста или «несоблюдение правил ношения аккредитационной карты во время выполнения экскурсионной работы» является основанием для аннулирования права водить экскурсии по «белокаменной».

Схожие правила десять лет назад были введены в Санкт-Петербурге. Для получения аккредитации претендент должен или иметь высшее образование по специальности «музееведение», или закончить специальные курсы. Однако для продления аккредитации экскурсоводу или гиду-переводчику необходимо представить документ, подтверждающий «прохождение повышения квалификации в соответствии с локальными актами музеев». Разрешение может быть аннулировано при получении не менее двух подтвержденных жалоб туристов или музеев. В то же время сама аккредитация проводится бесплатно.

Несколько горожан пытались оспорить эти правила. Санкт-Петербургский городской суд пришел к выводу, что федеральное законодательство не предусматривает каких-либо особых требований для осуществления деятельности экскурсоводов, а потому спорное постановление Правительства Санкт-Петербурга было признано принятым с превышением полномочий и приводящим к ограничению конкуренции. Однако Верховный суд России отменил это решение: «Органы государственной власти субъекта Федерации в целях упорядочения экскурсионной деятельности и определения единой методики информационно-экскурсионной работы в целях развития Санкт-Петербурга как международного туристского центра с высоким уровнем, не лишены были возможности, в опережающем порядке, предусмотреть аккредитацию экскурсоводов и гидов-переводчиков. Иное означало бы самоустранение государственных органов власти Санкт-Петербурга от содействия и создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в городе», - отмечается в решении высшей инстанции (АПИ писало о таком споре - Экскурсионная цензура ).

Кроме того, уже шесть лет действует ГОСТ, определяющий требования к самим экскурсионным услугам. Он также обязывает исполнителей (то есть экскурсоводов) «проходить аттестацию с целью подтверждения профессионального уровня в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, а также требованиями, установленными руководителем экскурсионной организации». Также на экскурсоводов возлагается многочисленная «бумажная» работа - подготовка контрольного (общего) и индивидуальных текстов, их утверждение, формирование «портфеля экскурсовода» и так далее.

В то же время контроль качества исполнения экскурсионных услуг возлагается на руководителей компаний-работодателей (туристических фирм) и общественные организации. Для оценки они вправе использовать социологический метод (анкетирование экскурсантов, опрос, записи в книге отзывов экскурсантов, интернет-отзывы) или собирать мнения экспертов и иных специалистов рынка. Санкции за «альтернативную историю» национальный стандарт не предусматривает.

Справка

В Москве аккредитацию имеют 92 экскурсовода и почти 1,2 тысячи гидов-переводчиков (суммарно по всем языкам).

По данным ГКУ «Городское туристско-информационное бюро», легально заниматься деятельностью в Санкт-Петербурге вправе более тысячи экскурсоводов и почти 2,6 тысячи гидов-переводчиков. Аккредитация еще полутора тысяч специалистов признана просроченной.

Мнения

Светлана Иванова, председатель правления Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга

С одной стороны, ГОСТ и стандартизация - это хорошо. Они призваны повышать качество обслуживания, профессиональный рост и так далее. Но на деле в любой творческой профессии стандартизация чаще всего не работает. Не знаю, существуют ли ГОСТы для актеров, певцов или художников. В любом случае среди профессионального сообщества любой разговор о «критериях качества» наталкивается на скупой ответ: оценивает клиент, если понравилось - хорошо, не понравилось - плохо.

Если вводится ГОСТ, то кто-то должен следить и контролировать его соблюдение. У нас такой системы нет в принципе. Мы были бы не против, если бы система контроля позволила изжить нелегалов, с которыми мы пытаемся бороться. Для гидов-переводчиков музеи проводят экзамены. Это можно в целом назвать контролем, но только в музеях. Для экскурсоводов с русским языком этого нет.

В настоящий момент никаких органов, контролирующих работу гидов и экскурсоводов, в частности в Санкт-Петербурге, не существует. Уверена, что большинство коллег и не слышали о том, что с июня вводят ГОСТы и требования.

В самом документе огромное количество противоречий. Например, в настоящее время не существует никакой аттестации, нет условий, порядков и процедур ее получения. В Санкт-Петербурге экскурсоводы проходят аккредитацию. Аттестат и аккредитация, мне кажется, разные вещи.

Виктория Корнева, руководитель клуба «Народный экскурсовод»

В целом ГОСТ правильный и логичный. Наверное, в крупных городах и работающие с большим туристическим потоком экскурсоводы должны соблюдать устанавливаемые требования. Но во многих других ситуациях единый стандарт неприменим. Например, есть так называемые нетрадиционные маршруты - тематические экскурсии. Такие прогулки очень часто проводят не экскурсоводы по профессии, а культурологи, историки, литераторы, да и просто увлеченные люди. Они вряд ли смогут пройти аттестацию - у них очень узкая тема, нет лишних денег, много разного рода психологических причин.

А что делать в маленьких городах и поселках? Там есть старожилы, которые прекрасно расскажут и покажут все заинтересованным людям. Особенно важно это для развития сельского туризма. ГОСТ де-факто переводит деятельность этих людей в «тень», потому что никакая бабушка из поселка не пойдет проходить аттестацию.

Светлана Юрьева, заместитель генерального директора ГКУ «Городское туристско-информационное бюро» по экскурсионной деятельности»

Деятельность не имеющих аккредитацию гидов-переводчиков и экскурсоводов - проблема туристических фирм, которые их нанимают. Компании, которые отвечают за качество предоставляемых туристов услуг, нередко подчеркивают, что работают только с аккредитованными специалистами. Конечно, существует и «серый» рынок, но мы не уполномочены проводить проверки и выявлять нарушения.

Тогда как для получивших аккредитацию гидов-переводчиков и экскурсоводов организуются круглые столы, курсы повышения квалификации и мастер-классы. Когда мы проводим какие-либо мероприятия, в том числе для пенсионеров и школьников, то привлекаем только аккредитованных специалистов.

В связи с принятием нового ГОСТа грядут изменения законодательства и ожидаются разъяснения. Но пока мы работаем в прежнем режиме.

Отправляясь в столицу России, мы задаемся многими вопросами: выбор гостиницы, покупка билетов на транспорт, выбор мест питания, но вот с таким вопросом, как выбор мест посещения возникают определённые сложности, что посетить? Что посмотреть? - но может быть, стоит немного изменить сам последний вопрос. Выбрать опытного гида вот что поможет решить сразу несколько возникающих перед нами задач. Индивидуальный гид по москве поможет нам ознакомиться с культурными достопримечательностями столицы, расскажет про их особенности и историю.

Но как же сделать правильный выбор? Гид по москве должен непременно обладать большим багажом знаний, ведь в Москве сосредоточено огромное множестово достопримечательностей, иметь широкий кругозор, ведь исторические достопримечательности, как правило, неоднозначны и не стоит иметь на них только одну точку зрения. Чтобы выбрать действительно стоящего гида нужно обратиться в достойное экскурсионное бюро, где на эту должность достаточно высокие требования, с сотрудниками постоянно проводятся тренинги и различные исторические семинары.

Если вы хотите организовать экскурсию иностранному гостю, то нужно обратиться ассоциация гидов переводчиков в москве официальный сайт, на котором вы найдете хорошего гида, понимающего иностранный язык. Гид переводчик поможет иностранному гостю, познакомится с достопримечательностями столицы и лучше узнать историю нашей родины.

С этой информацией смотрят:

Популярные разделы сайта: