Капитолийская площадь. Капитолийский холм в Риме: от А до Я. Капитолий. Страницы истории

30-ые гг. XVI в. по поручению папы Павла IIIМикеланджело приступает к проектированию площади Капитолия (на вершине капитолийского холма) в Риме.

Проектирование и строительство площади началось с установки в ее центре конной статуи Марка Аврелия.

Площадь как своеобразная «творческая лаборатория» Микеланджело при строительстве собора Св. Петра.

Новшества от Микеланджело:

1. Четкая симметрия городской площади,

2. Не сплошная, а разомкнутая застройка по периметру,

3. Новая трактовка монумента как самостоятельного элемента площади.

4. Монумент как модуль ордерной системы окружающих зданий.

Вход осуществляется по лестнице-пандусу, врезанной в холм. Абрис пространства сформирован одинаковыми корпусами Капитолийского музея и дворца Консерватори, образующих симметричный трапециевидный план. В центре - дворец Сенаторов. Площадь открыта со стороны входа городу, ограниченная парапетом, на котором установлены античные статуи.

При малом масштабе (глубина 80 м. ширина от 40 до 60 м.) площадь выглядит монументально.

С точки зрения истории архитектуры на смену Ренессансу приходит Барокко.

Барочные черты в планировке площади:

– аллегорическое значение скульптур, особое мощение (Капитолий как центр античного Рима и Римской Империи);

– Восприятие площади не осевое, а по мере движения по кругу (эллипсу);

– Оптические эффекты (кажущаяся параллельность корпусов; эллипс мощения, сокращающийся в круг; появление статуи Марка Аврелия при подъеме по лестнице и т.п.).

1 – дворец Сенаторов; 2 – Капитолийский музей; 3 – дворец Консерватори (музей редкостей); в центре площади расположен конный монумент Марка Аврелия.

14. Площадь дель Пополо и ее архитектурно-планировочная композиция.

Площадь примыкала к северным воротам города, т.е. к главному въезду в город со стороны Европы.

До XVвека была слабо застроена, была своеобразным «перевалочным пунктом» при въезде в город.

XVIв. Доменико Фонтана в ходе планировочных работ ставит в центре трапецевидной площади обелиск. С площади начинается прокладка трехлучевой системы магистралей.

Вторая половина XVIIв. на противоположной въезду стороне площади строятся две церкви – Санта Мария ди Монте Санто и Санта Мария деи Мираколи (К. Райнальди и К. Фонтана). Замкнули пространство площади.

В начале XIXв. площадь приобрела Овальное очертание.

Раскрытие улиц небольшое ок. 23 град. (в сумме около 45), что, однако, позволяет видеть все три перспективы в одной картинной плоскости.

(в Версале – раскрытие больше – на пределе восприятия, в Санкт-Петербурге еще больше – невозможно увидеть все три улицы одновременно).

1 – ворота дель Пополо;

2 – обелиск;

3 – церковь Санта Мария ди Монте Санто;

4 – церковь Санта Мария ди Мираколи.

15. Площадь св. Петра в Риме.

Строительство площади началось в XVIIв. под руководством Лоренцо Бернини, длилось ок. 10 лет (1657-1667 гг). (Последняя масштабная постройка периода ренессанса и барокко в Риме).

Размеры осей овала 200 и 130 м. Глубина примыкающей к собору трапеции 125 м.

В начальных эскизах Бернини есть варианты квадратной и круглой (более замкнутой, не барочной) площади.

В свое время место площади было обозначено египетским обелиском (был поставлен Доменико Фонтана за 70 лет до проектирования площади).

Особенности площади (можно отнести к типу «барочной площади»)

1. разомкнутый контур,

2. восприятие не фронтальное, а при движении по кругу,

3. аллегоричность (масштабный овал как символ Колизея)

4. оптические эффекты (изменение пропорций фонтанов, фланкирующих центральный обелиск, иллюзия «обнимающего» пространства галерей).

p.s. (не обязательно)

Некоторые современники Бернини считали площадь не законченной.

Так, в конце 17 в. Карло Фонтана (не путать с Доменико) критиковал проект Бернини, предлагая добавить к площади трапецевидную галерею, завершающуюся колокольней. За колокольней добавлялась аванплощадь в сторону Тибра, с углом раскрытия, соответствующая углу зрения под которым виден собор.

В этом случае, по мнению Фонтана, к площади добавлялась глубина необходимая для целостного восприятия собора.

Если бы проект был осуществлен в Риме бы появилась мощная осевая композиция.

На итальянском Капитолий звучит как Monte Capitolino - капитолийская гора. Это самый пологий из , на которых был построен Рим. Высота холма — 46 м.

На его вершине находится Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio), посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия. По периметру пощади находятся Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio), Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), Палаццо Нуово или Новый Дворец (Palazzo Nuovo) и базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Araceli).

В на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива - Табулария.

В V веке до н.э тут был построен Капитолийский храм в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, и Минервы . Некоторые из этих сооружений были сожжены и разграблены, другие - перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело, реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.


Архитектура

Если посмотреть с высоты птичьего полета, площадь имеет форму трапеции. Таким образом, Микеланджело сделал ее визуально открытой городу и посетителям.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

В главе находится Дворец Сенаторов, по бокам - Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек и Нила. Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания. Возможно, одно из них получится разгадать и вам, побывав в Риме.

Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio)


Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.

Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori)


Возведенное в XV веке здание Дворца Консерваторов служило залом заседаний сенаторов и судей, называемых консерватори, что и дало ему такое название. Сейчас в нём находится музей мраморных бюстов эпохи Древнего Рима, фрески и Пинакотека, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо .

Отдельный зал посвящен знаменитой , ставшей символом Рима.

В зале Кастеллани выставлены этрусские и греческие артефакты, а в Капитолийском музее монет - коллекции монет и ювелирных украшений.

Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)


Как можно понять по названию Палаццо Нуово – это самое новое сооружение во всем архитектурном ансамбле. Возведенный в XVII веке, он стал копией Дворца Консерваторов и изначально должен был стать музеем. В длинных галереях и атриуме можно посмотреть античные греческие и римские скульптуры.

Три вышеперечисленных дворца входят в состав Капитолийского музея. Экспозиции имеют одинаковое часы работы и доступны для посещения по единому билету.

  • Время работы : со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00.
  • Цена билета : комплексный билет - 15 евро, льготный - 13 евро.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli)


Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте языческого храма Юноны Монеты. Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам - бенедиктийцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок, икону Богоматери XIII века на алтаре базилика, и скульптуру младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами.

  • Время работы : ежедневно с 9:00 до 17:30.
  • Цена билета : бесплатно.

Статую Марка Аврелия чудом удалось спасти во время христианской борьбы с язычеством, да и то только потому, что лицо Марка Аврелия оказалось похожим на лицо Константина . Сам постамент статуи сделан из колонны храма Кастора и Поллукса. Венеру Капитолийскую в Новом Дворце тоже чуть не постигла печальная участь, если бы ее не укрыли от расправы жители Рима. Увидела освобожденная статуя свет только в XVII веке.

На территории храма Юноны Монеты когда-то чеканили серебро . Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».


По легенде, статуя Капитолийской волчицы была отлита еще этрусками в V веке до н.э., но, начав ее реставрировать в 2010 году, специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья.

Как добраться?

  • Адрес : Piazza del Campidoglio
  • Капитолийский холм находится в двадцати минутах ходьбы от , недалеко от (Roman Forum) и Венецианской площади (Piazza Venezia).
  • Добраться на : линия В, станция Colosseo.
  • На автобусе: № 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia.
  • На трамвае: №8 до остановки Venezia (конечная).


  • Пешим туристам : подняться можно по лестнице Лоренцио ди Симоне Андреоцци, но будьте готовы к крутому подъему. Главная лестница комплекса Кордоната (Cordonata) гораздо удобней, так как сделана в виде ступенчатого пандуса. Чтобы избежать толп туристов - надо пройти немного правее и отыскать неприметную пологую лестницу с перголой, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени.
  • Официальный сайт : www.comune.roma.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Когда-то давно именно с этого места Ромул узрел свою дюжину коршунов, здешние гуси предупредили горожан о нашествии галлов, а Августу было видение о рождении Спасителя. Но то, что римляне сегодня гордо называют «Капитолий», появилось гораздо позже. И благодарить им за это следует одного «человека эпохи Возрождения».

Редкий путешественник не знает о том, что «вечный» Рим стоит на семи холмах. А вот, что основан он был на самом маленьком из «пригорков», известно не каждому. Так уж решила судьба: спор Рэма и Ромула о месте основания цитадели решился в пользу последнего. И всё только потому, что птиц, им увиденных, оказалось вдвое больше, чем братом. Капитолий – самый низкий из семи холмов. Он возвышается северо-западнее Палатинского холма рядом с южным берегом Тибра прямо над и достигает 46 метров в высоту.

Капитолий. Страницы истории

Хотя люди облюбовали Капитолий задолго до основания Рима, центром политической, общественной и религиозной жизни он стал именно после этого. Защищать поселение на возвышенности было намного проще, чем в низменности. Тем более, по довольно крутым склонам холма взобраться можно было только с одной стороны. Но город разрастался, и вскоре люди населили не только склоны, а и близлежащие равнины. Во времена античности здесь располагался древнейший Капитолийский храм , посвящённый Капитолийской триаде: Минерве, Юпитеру и Юноне Монете. Причём возведён он был на месте, так называемого, старого Капитолия, святилища сабин, перенесённого сюда с холма Квиринале. Освящение нового храма состоялось в 509 году до н. э., а роль религиозного центра республиканского и имперского Рима исполнял он до VI века. Правда, не в том виде, в котором был изначально построен. В 60-е годы до н. э. Квинт Лутаций Катул заново отстроил сгоревшее два десятилетия назад святилище.

Разделялся Капитолийский храм на три целы: центральная посвящалась Юпитеру, правая Минерве, а левая Юноне. Каждое божество имело здесь собственный алтарь, а крышу здания украшал терракотовый Юпитер на квадриге. Переоценить значение Капитолийского храма, а вместе с ним и всего Капитолия для древних римлян сложно. Здесь приносили свои жертвы магистраты, чеканились монеты, собирался сенат и даже хранился архив. Для многих поколений римлян этот храм символизировал власть, силу и бессмертие основанного Ромулом города.

Распад империи привёл к запустению и разрушению античного храма. Но место на вершине холма, всё же, не пустовало никогда. При первой же возможности греческие монахи построили здесь монастырь, но уже в IX их сменили францисканцы, соорудившие из античных обломков новую католическую церковь. Это была базилика Санта-Мария-ин-Арачели . В силу своего центрального местоположения довольно быстро церковь стала одним из самых популярных мест в Риме. В эпоху Средневековья в ней проходили народные собрания. И именно с её площадки на восстание против баронов поднимал по легенде народ Кола ди Риенца. Правда, имеет предание и «нестыковки»: лестница со 122-мя ступенями с верхней площадки которой он якобы произносил свою пламенную речь была построена где-то через год.

Связано с лестницей и ещё одно поверье. Желающие сорвать куш в лотерею в полночь должны подняться по ней на коленях, вознося молитвы к Богородице и считая все увиденные предметы. Насколько трудна эта задача понять просто, достаточно подняться по ступенькам днём традиционным способом. Но сделать это стоит, хотя бы ради хранящегося в первой правой капелле полотна Пинтуриккьо «Житие святого Бернардина Сиенского», фресок Помаранчо, золочёного резного потолка, мозаики с Мадонной XIII века и деревянной фигурки младенца Иисуса, исцеляющего от всех болезней.

Редкий путник замечает развалины у подножья Арачели. Это всё, что осталось от античной инсулы , – прообраза современного отеля. Такими многоэтажными домами массово застроили Рим в I веке, хотя первые здания появились ещё в III веке до н. э. Квартиры в инсулах сдавались внаём, причём верхние этажи обычно занимали бедняки, а в более комфортных нижних комнатах селились зажиточные граждане. Конечно, античная комфортабельность – понятие относительное, но канализация и водоснабжение на первых этажах, всё же, были. Большинство комнат имели плохое освещение и не отапливались, из-за нарушения строительных норм инсулы часто рушились на головы постояльцам, а из-за деревянных перекрытий и малых расстояний между домами пожары иногда уничтожали целые кварталы. При всём при этом столичные хозяева инсул не стеснялись брать немалую плату за свои «апартаменты», тогда как в провинции же условия проживания были лучше, а запросы владельцев – скромнее.

С другой стороны холма начинается подъём на Капитолийскую площадь. Именно её современные римляне гордо именуют Капитолием. В Средние века вершину Капитолийского холма занимали дворцы, в которых заседали правители. В 1536 году посетить Рим собирался последний официально коронованный римский император Карл V Габсбург, и Папа Римский Павел III поручил Микеланджело отреставрировать площадь на вершине холма.

Микеланджело и Капитолий

По большому счёту в конце 30-х годов XVI века Микеланджело только тем и занимался, что проектировал различные здания, среди которых был даже в Риме. К сожалению, заложенный в 1536 году грандиозный светский и духовный центр Вечного города, который должен был связать новый Рим с античными руинами Римского форума, при жизни великого мастера так и не был закончен. По большому счёту, все запланированные Микеланджело работы велись с 1540 по 1580 год, и происходило это уже под руководством Джакомо делла Порта.

В полном соответствии с архитектурным проектом Буонарроти, площадь на вершине Капитолийского холма приобрела форму трапеции, с трёх сторон которой её обрамляют здания. Главенствует на Капитолийской площади, являясь её вертикальной осью, дворец Сенаторов . Этот палаццо был практически завершён ещё при жизни мастера. Он имеет вытянувшиеся на два яруса колонны, пилястры на цокольном этаже и расходящиеся в разные стороны лестничные пролёты. Неподалёку находится копия памятника легендарной волчице. В этом дворце и сегодня заседает мэрия.

По бокам площади расположились ещё два дворца – дворец Консерваторов и Новый дворец . Их одинаковые фасады – это тоже замысел Микеланджело. Отличить их один от другого можно по останкам колоссальной статуи императора Константина, хранящейся во дворе палаццо Консерваторов. Палаццо Нуово с самого начала сооружался как музей для коллекции предметов искусства, открытой для широкой публики. Правда со временем коллекция «поглотила» и все близлежащие здания: под живопись отдан дворец Консерваторов, стоящий «лицом» к городу дворец Кафарелли принимает временные выставки, а бывший Табулярий служит подземным коридором между Новым дворцом и дворцом Консерваторов. Разместив под косыми углами дворцы, в прямоугольник площади Микеланджело вписал овал, в центре которого установил конную статую 161 –180 годов, изображающую Марка Аврелия.

Последним творением великого художника стала спускающаяся к жилым кварталам широкая лестница Кордоната , у основания которой установлены два древнеегипетских льва из мрамора. В 1583 году на вершине Кордонаты появились статуи Диоскуров, найденные во время раскопок театра Помпеи. А вдоль балюстрады разместились статуи Константина, Константина II и, так называемые, Трофеи Марио (два горельефных изображения в мраморе).

В наши дни Капитолийская площадь Микеланджело – одна из самых целостных и гармоничных столичных площадей. Художник не только продемонстрировал превосходное понимание закона оптического восприятия, но и как считают современные исследователи, попытался сотворить аллегорию бескрайней Римской империи, центром которой стал бы Капитолийский холм.

Безусловно, Капитолий не ограничивается площадью Микеланджело. Практически отовсюду открываются великолепные виды на современный Рим и античный форум. Одна из лучших смотровых площадок столицы находится рядом с волчицей у дворца Сенаторов. Если же одними видами с холма удовлетвориться так и не получилось, можно спускаться вниз и рассматривать античные руины с более близкого расстояния.

Капито́лий (Капитоли́йский холм) - один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания.

Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины.

Именно здесь древние римляне построили самые важные из своих храмов - богинь Юноны и Виртус и царя всех богов Юпитера Оптимуса Максимуса (этот храм был почти таким же огромным, как Парфенон в Афинах) и назвали Капитолийский холм главным символом Рима, как столицы мира.

Рим. Капитолийский холм.

Сегодня Капитолий - центр Рима. И хоть здесь уже давно нет ни храма Юпитера, ни храма Минервы, поток туристов не иссякает ни на один день. Практически всё, что видит современник, создал величайший художник и архитектор Микеланджело Буонарроти. Следуя своему гениальному замыслу, мастер создал Капитолийскую площадь, перестроил фасад Дворца сенаторов, спроектировал знаменитую лестницу Кордоната (Cordonata) из белого мрамора, подняться по которой мечтают все путешественники, оказавшиеся в Риме. Мы не были исключением, и тоже по ней поднялись.

Лестница Кордоната. Ее величие подчеркивают гранитные египетские львы у подножья и две большие статуи сыновей Зевса на вершине – Кастора и Поллукса.

В 1583 году во время раскопок театра Помпея были найдены и помещены на лестницу скульптуры египетских львов и конные статуи Диоскуров - легендарных близнецов Кастора и Поллукса, рожденных прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецы считались покровителями лошадей, и всегда изображаются вместе с ними.

В центре Капитолийского холма возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.


Эта статуя, созданная 176 г. неизвестным скульптором, сохранилась во времена уничтожения языческих идолов благодаря тому, что ее приняли за изображение Константина. Неизвестно, где стояла статуя в древние времена, а в 1538 г. ее перенесли на Капитолий по указу папы Павла III.

С 2005 года статуя заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее.

Одна из цитат Марка Аврелия:

«Вот путь к совершенству - проживать каждый новый день, как последний, не впадая ни в горячку, ни в спячку и не пытаясь играть роль».

Украшением Капитолийской площади являются три дворца. Один - дворец Сенаторов, выстроенный в XVI веке на месте более древнего здания. До 1870 г. в этом дворце заседал Сенат. Рядом с ним находится копия статуи волчицы, которая вскормила Ромула и Рема.

Дворец сенаторов - здесь до конца XIX века заседали «отцы города», которых сменили городские чиновники. Сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Красивая архитектура - это не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне - скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

А в палаццо Сенатори, как и прежде, заседает мэрия и муниципалитет города.

Две лестницы, украшенные скульптурами, поднимаются с боков к центральному входу в палаццо Сенаторов. Две статуи по бокам олицетворяют реки Тибр и Нил. В нише под лестницей находится статуя "Ликующий Рим" с шаром в руке (символом господства Рима).

Аллегория Тибра у дворца Сенаторов

Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.

По легенде статуя Капитолийской волчицы была отлита еще в V веке до н.э., но после реставрации в 2010 году специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья. Примем к сведению это уточнение.

S .P .Q .R . - аббревиатура латинской фразы «S enatus P opulus q ue R omanus » («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи.

Барельефы на стене капитолийского сената с неизменной надписью "Сенат и Народ Рима"

Сбоку от Капитолийской лестницы находится статуя Кола ди Риенца, ее поставили сюда в XIX в. на то месте, где он был убит.


Кола ди Риенцо возглавил восстание в Риме в 1347, приведшее к установлению Римской республики.

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей

Капитолийский холм – один из семи священных холмов, где был заложен Древний Рим и откуда началась его история. Здесь молились античным богам, принимали законы, строили замки патриции и творили мастера Возрождения. Увидеть Капитолий и прикоснуться к тысячелетней истории ежегодно съезжаются в Рим сотни тысяч туристов со всего мира. Не мог обойти его вниманием и BlogoItaliano.

…История римского Капитолия началась с того самого момента, когда близнецов Ромула и Рема нашла волчица, и, пожалев младенцев, выкормила их своим молоком.

История и древние храмы Капитолия

То ли в память о своем спасении, то ли была другая причина, но именно это место выбрал Ромул для строительства нового города, назвав его Римом.

В начале V веке до н.э. на этом месте был возведен Капитолийский храм в честь древнеримских богов – Юпитера, Минервы и Юноны. Здесь собирался сенат, приносились жертвы и писались законы. Храм был для римлян не просто центром религии, но воплощением силы и власти, символом мощи Римской Республики, а позже – Империи.

Чтобы увидеть Капитолий в Рим ежегодно съезжаются сотни тысяч туристов

Падение империи привело к упадку и разорению Капитолийского храма. На античных руинах возводились другие строения, а было время, когда на холме и вовсе паслись козы.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Вернуть Капитолию былое величие решил Папа Римский Павел III (1534 – 1549) – большой почитатель искусства и науки. При нем Микеланджело начал возведение в Ватикане, писал «Страшный суд» в , а в 1537 году, по поручению понтифика, занялся реконструкцией зданий и переустройством Капитолийской Площади.

И хотя смерть мастера (1564г.) не позволила довести задуманное до конца (реставрацию закончили ученики), ансамбль Капитолийской площади, созданный Микеланджело, – самый целостный и гармоничный из всех .

Переустройством Капитолийской площади Микеланджело занялся в 1537 году

В центре трапециевидной площади - конная статуя императора Марка Аврелия, чудом сохранившаяся с античных времен. А по трем ее сторонам разместились: Дворец Сенаторов (сегодня здесь городская мэрия), Дворец Консерваторов и его брат-близнец Палаццо Нуово, возведенный в XVII веке. В обоих зданиях располагаются Капитолийские музеи, где можно увидеть знаменитые полотна художников, античные скульптуры, фарфор, монеты, старинные одежды, и др.

С четвертой – открытой стороны площади – можно спуститься к жилым кварталам по знаменитой лестнице Кордоната. Внизу, у основания, ее «охраняют» мраморные скульптуры египетских львов, а вверху установлены статуи братьев-близнецов Кастора и Поллукса, найденные при раскопках в Помпеях в 1583 году. За Диоскурами вдоль балюстрады расположены еще несколько статуй: императора Константина, его сына Константина II, верстовые столбы с Аппиевой дороги и скульптуры с античного фонтана «Трофеи Марио».

Инсула и Мамертинская тюрьма

При том, что от античных строений на Капитолии мало что осталось, по своей исторической ценности эти два сооружения способны дать фору десятку других. И одно из них – древнеримская инсула – многоэтажка, квартиры в которой сдавались в наем.

Руины древнеримской инсулы можно увидеть у подножия Капитолийского холма

Руины такой инсулы (II в. н.э.) можно увидеть у подножия Капитолийского холма, слева от лестницы, ведущей к базилике Санта Мария ин Арачели. Из предполагаемых пяти этажей хорошо сохранились четыре, но и по ним можно представить себе, как выглядело здание в прошлом. Как утверждают источники, первые этажи обычно занимали лавки ремесленников и мастерские. Квартиры на втором этаже с туалетом и, очень редко, водопроводом, могли позволить себе только состоятельные граждане. Ну а на верхних этажах, не имевших удобств, размещались бедняки. На каждый этаж вела своя лестница, каменная или деревянная.

Мамертинская тюрьма – самая древняя достопримечательность Капитолия, возведенная по разным источникам то ли в VI то ли в IV вв. до н.э. В двухэтажном подземном сооружении ждали казни и государственные деятели и обычные преступники.

Мамертинская тюрьма – самая древняя достопримечательность Капитолия

По преданию, именно здесь провели свои последние дни апостолы Петр и Павел, в честь которых в подземелье был установлен небольшой алтарь с фресками святых. После закрытия тюрьмы (конец IV века) сюда, поклониться святым, потянулись паломники, а в XVI веке над бывшим узилищем была построена церковь св. Иосифа Плотника (San Giuseppe dei Falegnami).

Каждый желающий может прийти сюда и поклониться лику святых, вход в подземелья бывшей тюрьмы, а сегодня музея, абсолютно бесплатный.

Адрес: Via Clivo Argentario 1. Добраться можно на метро, выйти на станции Colosseo.

Время работы: ежедневно с 9.00 до 18.30. Небольшой перерыв с 12.30 до 14.00.

По преданию, именно здесь провели свои последние дни апостолы Петр и Павел

Базилика Девы Марии (Santa Maria in Aracoeli)

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели возведена на месте античного храма Юноны Монеты, что в переводе с латыни означает «советница». Кстати, римские деньги называли по имени богини – монетами – и чеканили на территории храма. Именно отсюда берут свое начало известные всем слова: «монета» и “money”.

Легенда о том, как гуси спасли Рим, также связана с храмом Юноны. Эта птица, считавшаяся в храме священной, среди ночи, почуяв «чужих», гоготом разбудила охрану, а та, в свою очередь, защитила Рим от нападения галлов.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели возведена на месте античного храма Юноны Монеты

Капитолийская Базилика Девы Марии также имеет свою легенду, заключенную в ее названии. По преданию, императору Октавиану Августу было пророческое видение – святая дева с сыном Бога на руках. Видение настолько потрясло императора, что он решил на вершине холма устроить жертвенник, назвав его «Aracoeli» (Алтарь небес). Найденные артефакты и надписи своим присутствием фактически подтверждают эту легенду. А алтарь, заложенный в честь Иисуса еще до его рождения, из всех христианских алтарей считается самым древним.

Сегодня в базилике хранятся мощи св. Елены и чудотворная икона Мадонны Арачели (X век), усыпальницы известных римских семей с надгробиями, выполненными знаменитыми мастерами Эпохи Возрождения.

Где находится и как добраться до Капитолия и музеев:

Адрес: Piazza del Campidoglio

Добраться до Капитолийской площади можно на метро: от станции «Colosseo»(линия В) до Капитолия – 10-15 минут ходьбы. Идти нужно по Виа Деи Фори Империали в направлении Площади Венеции вдоль , который будет от Вас по левую руку.

Автобусами: №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Выйти на остановке Ara Coeli-Piazza Venezia.

Наконец, Капитолийский Холм входит в ТОП-лист нашего маршрута .

Экскурсионный автобус на площади Венеции

Часы работы и выходные

Капитолийская площадь и античные памятники на ней открыты для публики круглосуточно.

  • Часы работы Базилики Девы Марии: с 8.00 до 19.00, ежедневная служба проходит с 8:00 до 12:00. Вход свободный.
  • Время работы Капитолийских музеев: ежедневно с 9:30 до 19:30, за час до закрытия музеев доступ публики прекращается.
  • 24 декабря и 31 декабря музеи работают: с 9:30 до 14:00.
  • Выходные: 25 декабря, 1 января, 1 мая

Билеты

Билеты в музеи Капитолия комбинированные, в них объединены сразу несколько экспозиций. Стоимость одного билета – 15 евро, но за один день основательно осмотреть сразу все нереально.

Тем, кто готов посвятить осмотру музеев несколько дней, выгоднее сразу приобрести «Карту Капитолия» стоимостью 16 евро. Она дает право на посещение всех экспозиций в Капитолийских музеях в течение недели.

Photos by: Dominique BARRIER, Daryl Chan, Blog Espaço Aberto, Armel Gaulme, Juan Salmoral, David McKelvey, Eric Nelson.