"Казань" на воде: Чем удивит противника модернизированный подводный "Ясень". Тихий охотник: подлодка "Ясень-М" обезвредит авианосец одной торпедой Ясень м подводная лодка характеристики

«Создание большой серии подлодок «Ясень» неподъемно с экономической и инженерной точек зрения и вряд ли необходимо с военной » — категоричный и, прямо скажем, мало приятный для создателей таких подводных лодок вывод содержится в докладе, который подготовлен Экспертным советом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и распространен на всероссийском форуме «Судостроение и судоходство России: новые решения и экономическая эффективность».

Форум проходит в Москве, а головная упомянутой в докладе серии «Ясень» завершила сложную программу испытаний (провела в море более 220 суток — это 3-4 полноценных боевых службы), сейчас предъявлена государственной комиссии и ждет решения своей судьбы. Ранее называвшиеся сроки передачи корабля в состав ВМФ прошли, очередной срок — конец нынешнего года.

Многоцелевая АПЛ «Северодвинск» проекта 855 «Ясень» на переходе в район испытаний .

Сложная архитектура этого корабля, заданная проектантом, наложилась на безвременье 90-х и оказалась невероятно трудной для воплощения, когда почти прекратилось финансирование ВПК и распалась производственная кооперация. Достроечные работы на этом заказе активизировались только в начале нового века, и в июне 2010 года «Ясень» запоздалый был-таки спущен на воду. За год до этого, в канун очередного дня ВМФ, на стапеле «Севмаша» заложили второй корпус. И сразу дали имя собственное будущему кораблю – «Казань». Тогда же вполне официально озвучивались планы строительства большой серии субмарин такого типа — десять и более.

Однако и в канун закладки второго «Ясеня», и после раздавались голоса, что корабли этой серии не только очень сложны в постройке, но и чрезмерно дороги. Точную стоимость официальные лица из ОСК и Минобороны не разглашали, но давали понять, что сумма затрат на одну многоцелевую лодку превышает затраты на создание стратегического ракетоносца.

Неожиданное развитие эта тема получила, как уже сказано, на открывшемся 28 ноября в Москве всероссийском форуме «Судостроение и судоходство России: новые решения и экономическая эффективность». Так совпало, что буквально накануне вечером президент России Владимир Путин повел в Сочи специальное совещания по вопросам развития ядерных подводных сил. Оттуда — подробности минимальные. А вот из доклада, который подготовлен Экспертным советом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и был распространен на форуме в Москве, следует, что в ближайшие полтора десятилетия ВМФ России должен получить не менее 16-18 многоцелевых атомных подводных лодок.

Но! «Реализовать эту цель за счет АПЛ проекта 885 «Ясень» вряд ли целесообразно », — утверждают авторы доклада и предлагают ограничить строительство таких кораблей четырьмя, максимум — шестью корпусами. А с рубежа 2015-2016 годов, по их мнению, следует строить многоцелевые АПЛ по новому проекту — унифицированному с «Ясенем» по основным системам, но с упрощенным составом вооружения.

«Строительство крупной серии «Ясеней» в ближайшие десятилетия неподъемно с экономической и инженерной точек зрения и вряд ли необходимо с военной », — говорится в докладе. Свою позицию эксперты обосновали тем, что ВМФ России располагает ныне 27 многоцелевыми , 971, 945, 672РТМ, и в течение 10-12 лет большая часть этих кораблей выйдет из боевого состава по причине износа основных систем.

Чтобы не допустить резкого сокращения числа боеготовых АПЛ (а их уже сейчас недостаточно для решения насущных задач на удаленных друг от друга Северо-Атлантическом и Тихоокеанском театрах военных действий, утверждают эксперты), флот должен получить в течение ближайших пятнадцати лет не менее 16-18 многоцелевых .

4,5 триллиона рублей — такую сумму в рамках действующей Государственной программы вооружений (ГПВ-2020) планируется израсходовать на Военно-морской флот.

Пять-шесть недостающих единиц может быть восполнено за счет ремонта, модернизации и, соответственно, продления срока службы ныне действующих субмарин, сохранивших для этого ресурсный потенциал. У северодвинской судоремонтной верфи «Звездочка» опыт подобных работ большой, и с поставленной задачей там, безусловно, справятся.

Но строительство новых кораблей при любом раскладе надо активизировать . И — оптимизировать с экономической и военно-стратегической точек зрения. В США что-то подобное уже сделали, заменив дорогостоящий проект АПЛ «Сивулф» на проект , отмечают авторы экспертного доклада.

Наша справка

Атомная подлодка «Северодвинск» проекта 855 «Ясень» несет мощный комплекс вооружения, включая:
— противокорабельный оперативно-тактический комплекс П-800 «Оникс» с ракетой 3М-55;
— крылатые ракеты для поражения наземных целей;
— противокорабельные крылатые ракеты Х-35;
— стратегические крылатые ракеты Х-101.

Тем самым он совмещает качества быстроходной и малошумной торпедной АПЛ типа «Гепард» с возможностями ракетного крейсера, каким был, к примеру, погибший «Курск». По оценкам западных и российских экспертов, уровень гидроакустической заметности АПЛ «Северодвинск» соизмерим с уровнем американской ПЛА SeeWolf. В то же время проект 885 обладает более высоким уровнем универсальности, чем американский аналог.

Еще одна отличительная особенность подлодок серии «Ясень» в том, что торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста . Это позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Кроме того, корабль получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен усовершенствованной ядерно-энергетической установкой.

Водоизмещение подлодки типа «Ясень» — 9,5 тысяч тонн, длина –120 м, предельная глубина погружения -600 метров. Полная скорость подводного хода — 31 узел (около 57 км/час), экипаж — 85 человек.

Головная многоцелевая атомная подводная лодка (ПЛАРК) 4-го поколения «Северодвинск» пр. 885 типа «Ясень», вооруженная крылатыми ракетами, в ноябре 2012 года приступит к программе государственных испытаний в море. По итогам данных испытаний комиссия должна будет в декабре подписать акт о приеме подводной лодки в состав ВМФ России. В настоящее время ПЛАРК «Северодвинск» проходит заводские ходовые испытания, одновременно с этим на заводе «Севмаш» прошла плановая прострелка торпедных аппаратов лодки. Для вооружения новой ПЛА уже изготовлены 3 крылатых ракеты «Калибр» в варианте с дальностью стрельбы 2 500 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты с обычной или ядерной боевой частью на траектории полёта к наземной или надводной цели меняет профиль полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения еще больше возрастает и приближается к гиперзвуковой, что делает ее очень страшным .

Крылатые ракеты «Калибр» – это высокоточное оружие, которое предназначено, по большей части, для борьбы с авианосцами противника. В соответствии с подписанными ОСК и Минобороны России контрактом в рамках Госпрограммы вооружений до 2020 года российский флот должен получить 7 ПЛАРК типа «Ясень», при этом 6 из подводных лодок будут строиться по усовершенствованному проекту 885М. Головной модернизированной лодкой серии является «Казань». При этом данная лодка станет первой ПЛА 4-го поколения, которая получит совершенно новое техническое оснащение, которое не имеет аналогов в отечественном кораблестроении.


В отличие от готовящихся к приему в состав российского флота стратегических ракетоносцев 4-го поколения проекта «Борей» – РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», у которых впервые примененная на них техническая начинка составляет порядка 40%, у многоцелевой ПЛА «Казань» проекта 885М все узлы, системы и механизмы будут совершенно новыми, никогда прежде не применявшимися. По словам представителей ОПК, это совершенно новое, высокотехнологичное оборудование, которое не имеет аналогов в советском и современном российском кораблестроении. По своим ТТХ ПЛА «Казань» должна быть сравнима с самой высокотехнологичной и в то же время дорогой подводной лодкой в мире – американской многоцелевой ПЛА типа «Сивульф», при этом по уровню шумности и по ряду других критериев она даже обойдет конкурента.

Общая стоимость 7 подводных лодок проекта 885 «Ясень» превышает 200 млрд. рублей. По информации источников ИТАР-ТАСС, одна ПЛА проекта 885М стоит в 1,5-2 раза дороже подводных лодок проекта 955 «Борей».

Крылатая ракета "Калибр"


Описание подводных лодок проекта 885 «Ясень»

Работы по созданию подводных лодок, относящихся к 4-му поколению, СССР начал одновременно с США еще в 1977 году. Первоначально планировалось создание лодок нескольких типов: многоцелевой, противоавианосной, противолодочной. Но позднее решено было ограничиться только многоцелевой подводной лодкой, которая была бы способна решать максимально возможный круг задач. Проектированием субмарины занималось КБ «Малахит», которое имело богатый опыт по созданию удачных многоцелевых подводных лодок. Новая ПЛА проекта 885 получила шифр «Ясень», по кодификации НАТО – «Granay». Закладка головного корабля серии «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на «Севмаше» в городе Северодвинск. Постройка лодки по причине очень плохого финансирования была очень медленной. 12 сентября 2011 года головная лодка К-329 «Северодвинск» впервые вышла в море для проведения ходовых испытаний.

Основные характеристики ПЛА проекта 885: наибольшая длина – 120 метров, ширина – 15 метров, осадка – 10 метров. Полное водоизмещение – 11 800 тонн. Наибольшая подводная скорость – 31 узел. Экипаж лодки – 90 человек (32 офицера). Лодка оснащена всплывающей спасательной камерой, которая способна вместить весь экипаж.

Подводные лодки проекта 885 строятся по одновальной схеме. Прочный корпус лодок – стальной. Ядерная энергетическая установка данных субмарин относится к реакторам 4-го поколения. Мощность реактора составляет 200 МВт. Реактор построен по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такого решения является локализация теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также отсутствие трубопроводов и патрубков большого диаметра. Данная схема предполагает применение оборудования, которое обладает очень высокой надежностью. По мнению некоторых специалистов, новые реакторы способны служить достаточно долгое время без перезарядки. Срок службы новых реакторов оценивается в 25-30 лет, то есть сопоставим со сроком жизни самой подводной лодки.


ПЛАРК типа «Ясень» обладают полуторакорпусной конструкцией с легким корпусом только в носовой части лодки, а также с надстройкой в районе ракетных шахт. Прочный стальной корпус субмарины разделен на 9 отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост с выходом в прочную рубку – всплывающую спасательную камеру, аппаратное оборудование гидроакустического комплекса и боевые посты. Вокруг первого отсека лодки и в нос от него расположена носовая группа цистерн главного балласта (ЦГБ, всего 5 цистерн). Во втором отсеке расположены казенные части торпедных аппаратов, а также стеллажи с боеприпасами. Здесь же находятся приводы выдвижных устройств и частично другое вспомогательное оборудование лодки. В третьем отсеке лодки на 4-х палубах расположено общекорабельное и различное приборное оборудование, такое как дизель-генераторы, насосы и преобразователи, холодильные машины. Четвертый отсек выделен под жилые и медицинские помещения, а также некоторые вспомогательные системы. Отсеки со 2-го по 4-й включительно составляют около 40% от всей длины прочного корпуса субмарины и не имеют легкого корпуса, а лишь легкую надстройку. За этими отсеками прочный корпус получает существенное сужение и двухкорпусное исполнение. Пятый отсек ПЛА – ракетный. В районе этого отсека находится цистерна быстрого погружения и средняя группа ЦГБ (4 цистерны). Шестой отсек лодки – реакторный, вокруг него находится специальная уравнительная цистерна, которая необходима для удержания лодки по глубине во время проведения ракетных стрельб. В седьмом (турбинном) отсеке расположено оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы, а также другое энергооборудование. Вокруг этого отсека расположена кормовая группа ЦГБ (всего 5 цистерн). Восьмой отсек субмарины используется для размещения механического, общекорабельного оборудования, также в нем расположен кормовой люк, за которым находится румпельное отделение с гидравлическими приводами кормового оперения лодки.

Вся носовая часть ПЛА типа «Ясень» выделена под размещение крупногабаритной сферической антенны гидроакустического комплекса. За обтекателем данной антенны выше конструкционной ватерлинии находятся носовые горизонтальные рули лодки. Хвостовое оперение субмарины выполнено по классической крестообразной схеме. Подлодка получила достаточно длинное ограждение выдвижных устройств «лимузинной» формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой.

Прочный корпус подлодки выполнен из маломагнитной стали (толщиной до 48 мм). Сборка корпуса лодки осуществляется блочным методом с применением металлических тросовых демпферов, которые используются взамен традиционных резинокордовых пневматических. Оборудование корабля монтируется зональными блоками на специальных массивных рамах. Новый вариант компоновки блоков энергетической установки, а также систем охлаждения, электроснабжения, вспомогательного оборудования позволил уменьшить уровень шумности лодки на 10-15 Дб.

В конструкции лодки применяются вибропоглощающие слоистые балки, элементы воздуховодов и трубопроводов, пиллерсы, которые сокращают шумы на 10-30 Дб. Все оборудование крепится на вибропоглощающих сотовых каркасах, выполненных из композитных материалов. При этом каждый конструкционный блок дополнительно покрыт звукоизолирующими панелями. Сам корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием, которое снижает шумность лодки, а также уменьшает отражение сигналов гидролокаторов. Также на «Ясене» используется система активного гашения шумов в пределе дискретных составляющих частотой 50-500 Гц. Для снижения шумности лодки на малых скоростях движения применяется лишь гребной электродвигатель, в то же время главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту лишь на высокоскоростных режимах работы.


Подводная лодка проекта 885 построена по одновальной схеме и оснащена 7-лопастным малошумным винтом, имеющим саблевидные лопасти (с композитным демпфированием). Винт обладает фиксированным шагом. Также лодка имеет 4 откидывающихся подруливающих устройства и носовые горизонтальные рули с закрылками, вероятнее всего, выдвижные.

Основным вооружением ПЛА являются крылатые ракеты вертикального пуска. На подводной лодке расположено 8 пусковых установок СМ-346 (по 4 на борт) для 24 ПКР П-800 «Оникс». Также возможно применение ракет 3М14 «Калибр» и 3М54 «Бирюза». Для сопряжения на борту подводной лодки различных ракетных комплексов была создана универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, которая обеспечивает боеготовность ракетного комплекса лодки к пуску из холодного состояния аппаратуры в течение 4 минут. Наряду с этим был унифицирован и наземный комплекс оборудования, который предназначен для регламентного обслуживания ракет.

Помимо крылатых ракет на вооружении лодки находятся различные торпеды. «Ясень» имеет 10 торпедных аппаратов (по 5 на борт) калибра 533 мм. Боезапас торпед – 30 штук: УСЭТ-80, «Физик-1» (УГСТ) и др., а также КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза» или ПЛРК «Водопад», а также мины. Торпедные аппараты лодки находятся в центральной части корпуса за центральным постом. На подлодке возможна установка 533-мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ средств гидроакустического противодействия типа РЭПС-324 «Шлагбаум» для применения самоходных приборов гидроакустического противодействия (имитаторов подводных лодок) МГ-114 «Берилл» и МГ-104 «Бросок».

ПЛА проекта 885 оснащаются боевой информационно-управляющей системой «Округ», которая объединяет в режиме реального времени контроль информации о состоянии корабля, всех боевых систем, информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается при помощи нескольких БЦВМ. «Округ» можете передавать и получать информацию с других кораблей при помощи защищенной звукоподводной системы передачи данных.

Источники информации:
-http://army.lv/ru/proekt-885/709/759
-http://www.submarinaa.narod.ru/885.html
-http://vpk-news.ru/articles/9273
-http://ru.wikipedia.org/wiki

До 2020 года планируется сдать 6 "Ясеней-М", а седьмую - до 2023 года. Они также получат названия в честь российских городов: "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск", "Пермь", "Ульяновск".

Согласно планам модернизации Российского подводного флота подводные лодки проекта 885 «Ясень» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Многоцелевая субмарина должна заменить сразу несколько классов подводных лодок советского ВМФ и одинаково эффективно противодействовать и подводным и надводным силам противника, а также иметь возможность удара по сухопутным целям. Перед ними стоит важнейшая задача - прикрытие своих атомных стратеических ракетоносцев от подводных охотников потенциального противника, а также поиск и уничтожение отдельных кораблей и авианосных соединений.

Чем же могут удивить модернизированные "Ясени"?

Усовершествованные "Ясени" стали гораздо менее шумными и, соответственно, менее заметными для сонаров противника. Благодаря корпусу из высокопрочной стали маломагнитной стали, подлодки способны погружаться на 600 и более метров.

Также на "Техмаше" было разработано и запущено в производство новое специальное звукопоглощающее покрытие. Резиноподобные пластины рассеивают гидроакустический сигнал и таким образом обеспечивает защиту от противолодочных сил противника. Кроме "Ясеней" такой "кожей" планируется покрывать и стратегические "Бореи" и неатомные "Лады".

Российский подводный флот переживает ренессанс. Впервые в современной российской истории на стапелях Северодвинского машиностроительного предприятия строятся сразу четыре современные атомные подводные лодки. 19 марта - в День моряка-подводника будет заложена 5-я. Самая современная субмарина проекта 885 типа «Ясень» с индексом «М» и именем «Архангельск». Корабли 885 проекта последнее слово в российском подводном кораблестроении. Самые тихие и самые мощные по составу вооружения. Их часто сравнивают по боевым возможностям с американскими подводными «одноклассниками» типа SeaWolf, от строительства которых США отказались по финансовым причинам и Virginia. Эксперты британской The Sunday Times в свое время оценивали возможности подводных лодок 885 проекта: «Новый российский подводный флот будет иметь восемь подлодок серии «Ясень», каждая из которых имеет 24 крылатые ракеты большой дальности «Гранат» с боеголовкой в 200 килотонн.Технические показатели новой подводной лодки таковы, что ее почти невозможно обнаружить в Мировом океане, что делает «Северодвинск» практически неуязвимой перед лицом новейших систем противолодочных вооружений. Россия вырвалась вперед в подводных технологиях». «В первую очередь появлением новой российской подлодки обеспокоены США, - цитирует издание слова источника из разведслужб. - Мы не знаем и половины того, что находится на борту этой субмарины». Хорошо, что таких кораблей, пока, не много», - констатирует эксперт. Фото: navy.mil Ниже травы, тише воды В составе ВМФ России всего одна лодка проекта «Ясень» - «Северодвинск». Еще три: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» стоят в цехе Северодвинского машиностроительного предприятия в разной степени готовности. А всего до 2020 года планируется заложить 7 подлодок данного проекта. Все они будут построены по обновленному проекту с литерой «М». «Ясень-М» отличаются от классического проекта «Ясень» более совершенным радиоэлектронным вооружением», - сообщил в интервью РИА заместитель гендиректора конструкторского бюро «Малахит» Николай Новоселов. Других деталей конструктор не раскрывает - 885 проект самый засекреченный проект нашего флота. Как говорят специалисты, лодки проекта 885 прямые наследницы крайне удачной серии наших субмарин 3-го поколения проекта 971 типа «Акула». Эти корабли сегодня составляют основу наших многоцелевых ударных подводных кораблей, предназначенных для рейдерских действий на морских коммуникациях. Практически бесшумные в океанских глубинах, они одинаково эффективно действуют против транспортов, боевых кораблей, так наносить удары крылатыми ракетами по береговой инфраструктуре противника. Фото: Минобороны России Совсем недавно они отметились в 200-мильной зоне возле берегов США и Канады, чем вызвали нешуточный переполох у американских и канадских военных. И те и другие не смогли отследить перемещение русских субмарин. Опасения понятны. На борту «Акулы» имеются аналогичные американским «Томагавкам» крылатые ракеты Х-55 «Гранат» (28 штук), способные преодолевать по 3 тысячи километров и доставлять в нужное место 200-килотонные ядерные заряды.«М» значит модернизированная Фото: Подводные лодки России/ВКонтакте Впрочем, телеканалу ЗВЕЗДА удалось узнать кое-какие детали о нашей новейшей субмарине 885 проекта. Например, в отличие новейших стратегических подводных ракетоносцев 4-го поколения 955 проекта типа «Борей»: и «Александр Невский» у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40% у АПЛ «Казань» все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшееся. Это абсолютно новое высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов в советском и российском военном кораблестроении. По некоторым данным, для сравнения, один корабль 955 проекта обходится Минобороны в 23 млрд. - «Ясень» в сумму, превышающую 200 млрд. рублей.Если провести параллели с американцами, то стоимость «Ясеня» вполне терпимая. Так, «Морской волк» обходиться бюджету США $ 4,4 млрд. (общая стоимость строительства 3 АПЛ оценивается не менее чем в $ 13,2 млрд.). Для сравнения - последние атомные авианосцы типа «Нимитц» вместе с авиагруппой обошелся американскому бюджету чуть более $ 5 млрд., а одна АПЛ предыдущего проекта типа «Лос-Анджелес» всего в $ 741 млн.Золотая рыбка подплава Фото: Минобороны России Проекта 885 - квинтисенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. В проекте применена компромиссная смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Поэтому он может погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает его практически недосягаемым для всех видом современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода более 30 узлов (60 км/ч). На лодке один реактор (на всех проектах по 2). Фото: Подводные лодки России/ВКонтакте В центральной части корпуса размещен ракетный отсек с 8-ю универсальными ракетными шахтами. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс» (24 ракеты, по 3 в каждой шахте). Это аналог . На базе этой машины сейчас создается гиперзвуковой ударный комплекс «Циркон». Корабль так же способен применять противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб». которые могут достать любой береговой объект с дистанции в 5000 км. Так же на лодке установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппарата через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.По своим характеристикам «Северодвинск» способен решать любые задачи: бороться с авианосными соединениями, охотиться за стратегическими АПЛ противника или наносить массированные ракетные удары по береговым целям. Все это делает его более универсальной системой оружия, чем американский SeaWolf. Госпрограмма вооружений до 2020 года ставит развитие флота и его подводной составляющей в один ряд со стратегическими ядерными силами, как один из главных приоритетов государства. Из 22 трлн. на флот приходится почти 5 трлн. рублей. Суммы астрономические, но необходимые. Эксперты говорят, что даже 8 российских подлодок на боевом дежурстве обеспечивают паритет с США. А с началом ввода в строй субмарин новых поколений 955 и 885 серий мы сделаем существенный шаг вперед. Подводники убеждены: несмотря на то, что Москва и Вашингтон декларируют партнерские взаимоотношения, в морских глубинах идет настоящая война. Война технологий, в которой наш подводный флот не только достоянный противник, но и серьезный конкурент.

Головная многоцелевая атомная подводная лодка (МПЛАТРК) 4-го поколения «Северодвинск» пр. 885 типа «Ясень», вооруженная крылатыми ракетами, в ноябре 2012 года приступит к программе государственных испытаний в море. По итогам данных испытаний комиссия должна будет в декабре подписать акт о приеме подводной лодки в состав ВМФ России.

В настоящее время МПЛАТРК «Северодвинск» проходит заводские ходовые испытания, одновременно с этим на заводе «Севмаш» прошла плановая прострелка торпедных аппаратов лодки. Для вооружения новой АПЛ уже изготовлены 3 крылатых ракеты «Калибр» в варианте с дальностью стрельбы в 2 500 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты с обычной или ядерной боеголовкой на пути к береговой или надводной цели меняет траекторию полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения еще больше возрастает и приближается к гиперзвуковой, что делает ее очень страшным оружием.

Крылатые ракеты «Калибр» – это высокоточное сверхскоростное оружие, которое предназначено, по большей части, для борьбы с авианосцами противника. В соответствии с подписанными ОСК и Минобороны России контрактом в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года российский флот должен получить 7 МПЛАТРК типа «Ясень», при этом 6 из подводных лодок будут строиться по усовершенствованному проекту 885М. Головной модернизированной лодкой серии является «Казань». При этом данная лодка станет первой АПЛ 4-го поколения, которая получит совершенно новое техническое оснащение, которое не имеет аналогов в отечественном кораблестроении.


В отличие от готовящихся к приему в состав российского флота стратегических ракетоносцев 4-го поколения проекта «Борей» – АПЛ «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», у которых впервые примененная на них техническая начинка составляет порядка 40%, у многоцелевой АПЛ «Казань» проекта 885М все узлы, системы и механизмы будут совершенно новыми, никогда прежде не применявшимися. По словам представителей ОПК, это совершенно новое, высокотехнологичное оборудование, которое не имеет аналогов в советском и современном российском кораблестроении. По своим ТТХ АПЛ «Казань» должна быть сравнима с самой высокотехнологичной и в то же время дорогой подводной лодкой в мире – американской многоцелевой АПЛ типа «Сивульф», при этом по уровню шумности и по ряду других критериев она даже обойдет конкурента.

Общая стоимость 7 подводных лодок проекта 885 «Ясень» превышает 200 млрд. рублей. По информации источников ИТАР-ТАСС, одна АПЛ проекта 885М стоит в 1,5-2 раза дороже подводных лодок проекта 955 «Борей».

Описание подводных лодок проекта 885 «Ясень»

Работы по созданию подводных лодок, относящихся к 4-му поколению, СССР начала одновременно с США еще в 1977 году. Первоначально планировалось создание лодок нескольких типов: многоцелевой, противоавианосной, противолодочной. Но позднее решено было ограничиться только многоцелевой подводной лодкой, которая была бы способна решать максимально возможный круг задач. Проектированием субмарины занималось КБ «Малахит», которое имело богатый опыт по созданию удачных многоцелевых подводных лодок. Новая АПЛ проекта 885 получила шифр «Ясень», по кодификации НАТО – «Granay». Закладка головного корабля серии «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на «Севмаше» в городе Северодвинск. Скорость постройки лодки по причине очень плохого финансирования была очень медленной. 12 сентября 2011 года головная лодка К-329 «Северодвинск» впервые вышла в море для проведения ходовых испытаний.

Основные характеристики АПЛ проекта 885: наибольшая длина – 120 метров, ширина – 15 метров, осадка – 10 метров. Полное водоизмещение – 11 800 тонн. Наибольшая подводная скорость – 31 узел. Экипаж лодки – 90 человек (32 офицера). Лодка оснащена всплывающей спасательной камерой, которая способна вместить весь экипаж.

Подводные лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус лодок – стальной. Ядерная энергетическая установка данных субмарин относится к реакторам 4-го поколения. Мощность реактора составляет 200 МВт. Реактор выполнен по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такого решения является локализация теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также отсутствие трубопроводов и патрубков большого диаметра. Данная схема предполагает применение оборудования, которое обладает очень высокой надежностью. По мнению некоторых специалистов, новые реакторы способны служить достаточно долгое время без перезарядки. Срок службы новых реакторов оценивается в 25-30 лет, то есть сопоставим со сроком жизни самой подводной лодки.


МПЛАТРК типа «Ясень» обладают полуторакорпусной конструкцией с легким корпусом только в носовой части лодки, а также с надстройкой в районе ракетных шахт. Прочный стальной корпус субмарины разделен на 9 отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост с выходом в прочную рубку – всплывающую спасательную камеру, аппаратное оборудование гидроакустического комплекса и боевые посты. Вокруг первого отсека лодки и в нос от него расположена носовая группа цистерн главного балласта (ЦГБ, всего 5 штук). Во втором отсеке расположены казенные части торпедных аппаратов, а также стеллажи с боеприпасами. Здесь же находятся приводы выдвижных устройств и частично другое вспомогательное оборудование лодки. В третьем отсеке лодки на 4-х палубах расположено общекорабельное и различное приборное оборудование, такое как дизель-генераторы, насосы и преобразователи, холодильные машины. Четвертый отсек выделен под жилые и медицинские помещения, а также некоторые вспомогательные системы.

Отсеки со 2-го по 4-й включительно составляют около 40% от всей длины прочного корпуса субмарины и не имеют легкого корпуса, а лишь легкую надстройку. За этими отсеками прочный корпус получает существенное сужение и двухкорпусное исполнение.

Пятый отсек АПЛ – ракетный. В районе этого отсека находится цистерна быстрого погружения и средняя группа ЦГБ (4 цистерны).

Шестой отсек лодки – реакторный, вокруг него находится специальная уравнительная цистерна, которая необходима для удержания лодки по глубине во время проведения ракетных стрельб.

В седьмом (турбинном) отсеке расположено оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы, а также другое энергоооборудование. Вокруг этого отсека расположена кормовая группа ЦГБ (всего 5 штук).

Восьмой отсек субмарины используется для размещения механического, общекорабельного оборудования, также в нем расположен кормовой люк, за которым находится румпельное отделение с гидравлическими приводами кормового оперения лодки.

Вся носовая часть АПЛ типа «Ясень» выделена под размещение крупногабаритной сферической антенны гидроакустического комплекса. За обтекателем данной антенны выше конструкционной ватерлинии находятся носовые горизонтальные рули лодки. Хвостовое оперение субмарины выполнено по классической крестообразной схеме. Подлодка получила достаточно длинное ограждение выдвижных устройств «лимузинной» формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой.

Прочный корпус подлодки выполнен из маломагнитной стали (толщиной до 48 мм). Сборка корпуса лодки осуществляется блочным методом с применением металлических тросовых демпферов, которые используются взамен традиционных резинокордовых пневматических. Оборудование корабля монтируется зональными блоками на специальных массивных рамах. Новый вариант компоновки блоков энергетической установки, а также систем охлаждения, электроснабжения, вспомогательного оборудования позволил уменьшить уровень шумности лодки на 10-15 Дб.

В конструкции лодки применяются вибропоглощающие слоистые балки, элементы воздуховодов и трубопроводов, пиллерсы, которые сокращают шумы на 10-30 Дб. Все оборудование крепиться на вибропоглощающих сотовых каркасах, выполненных из композитных материалов. При этом каждый конструкционный блок дополнительно покрыт звукоизолирующими панелями. Сам корпус АПЛ покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием, которое снижает шумность лодки, а также уменьшает отражение сигналов гидролокаторов. Также на «Ясене» используется система активного гашения шумов в пределе дискретных составляющих частотой 50-500 Гц. Для снижения шумности лодки на малых скоростях движения применяется лишь гребной электродвигатель, в то же время главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту лишь на высокоскоростных режимах работы.

Подводная лодка проекта 885 выполнена по одновальной схеме и оснащена 7-лопастным малошумным винтом, имеющим саблевидные лопасти (с композитным демпфированием). Винт обладает фиксированным шагом. Также лодка имеет 4 откидывающихся подруливающих устройства и носовые горизонтальные рули с закрылками, вероятнее всего, выдвижные.

Основным вооружением АПЛ являются крылатые ракеты вертикального пуска. На подводной лодке расположено 8 пусковых установок СМ-346 (по 4 на борт) для 24 ПКР П-800 «Оникс». Также возможно применение ракет 3М14 «Калибр» и 3М54 «Бирюза». Для сопряжения на борту подводной лодки различных ракетных комплексов была создана универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, которая обеспечивает боеготовность ракетного комплекса лодки к пуску из холодного состояния аппаратуры в течение 4 минут. Наряду с этим был унифицирован и наземный комплекс оборудования, который предназначен для регламентного обслуживания ракет.

Помимо крылатых ракет на вооружении лодки находятся различные торпеды. «Ясень» имеет 10 торпедных аппаратов (по 5 на борт) калибра 533 мм. Боезапас торпед – 30 штук: УСЭТ-80, «Физик-1» (УГСТ) и др., а также КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза» или ПЛРК «Водопад», а также мины. Торпедные аппараты лодки находятся в центральной части корпуса за центральным постом. На подлодке возможна установка 533-мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ средств гидроакустического противодействия типа РЭПС-324 «Шлагбаум» для применения самоходных приборов гидроакустического противодействия МГ-114 «Берилл» и МГ-104 «Бросок».

АПЛ проекта 885 оснащаются боевой информационно-управляющей системой «Округ», которая объединяет в режиме реального времени контроль информации о состоянии корабля, всех боевых систем, информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается при помощи нескольких БЦВМ. «Округ» можете передавать и получать информацию с других кораблей при помощи защищенной звукоподводной системе передачи данных.