Кирилло афанасьевский мужской. «Афанасьевский монастырь, что подворье Кириллова монастыря. Фото и описание

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Челюскинцев, д. 17
Дата основания: 1616 год
Основные достопримечательности: церковь Кирилла и Афанасия, церковь Спаса Нерукотворного образа
Координаты: 57°37"30.9"N 39°53"43.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Четыре века стоит на Ярославской земле православная обитель, посвященная почитаемым христианами святителям Афанасию и Кириллу Александрийским. Усилиями нескольких поколений талантливых российских зодчих обитель превратилась в один из богатых и выразительных архитектурных ансамблей центральной части города. Теперь в ее стенах размещается Ярославская Духовная Семинария.

История основания Кирилло-Афанасьевского монастыря

Исследователи до сих пор не сошлись в едином мнении – когда была основана Кирилло-Афанасьевская обитель. Есть документы, согласно которым она существовала еще в XVI веке. Но большинство историков настаивает, что рождение монастыря относится к 1615 году.

Вид монастыря с улицы Челюскинцев

Обитель упоминается в старом тексте, где было записано церковное предание об обретении спасшей Ярославль иконы. В 1612 году ярославцы страдали от страшной эпидемии моровой язвы. Вначале жители города хотели пройти по нему с иконой Толгской Божией Матери. Она, как считали верующие, не раз спасала древний город от бед. Но протопоп Илья, настоятель городского Успенского собора , принял решение провести крестный ход со старой иконой Спаса Вседержителя, которую хранили в небольшой деревянной часовне. Она располагалась, как говорится в этом тексте, возле «монастыря Афанасия и Кирилла».

После крестного хода эпидемия прекратилась, и город был спасен. А живописный образ признали чудотворным. Специально для него всего за один день построили новую деревянную церковь. Такие храмы в те времена называли «обыденными». То есть, в старом тексте однозначно упоминается уже действующий монастырь.

Но существует и другой документ, датированный 1615 годом. Он содержит просьбу старосты местного земства Гавриила Мякушкина в Ростов , адресованную митрополиту Кириллу. Жители хотели получить благословение на строительство обители в том месте, где произошло обретения знаменитой иконы. Поэтому однозначно можно утверждать лишь одно - ко времени челобитной Кирилло-Афанасьевский монастырь в Ярославле уже существовал.

Его посвящение двум православным святителям не было случайным. Эти религиозные подвижники почитались церковью как борцы с ересью и ревнители православной веры. Начало XVII века совпало в России с вторжением польско-литовского войска. И в Смутные времена служители русских храмов особенно активно ратовали против возможной католической экспансии.

История Кирилло-Афанасьевского монастыря в XVII-XX веках

Поначалу все монастырские здания были сделаны из дерева. Каменное строительство началось в нем, как и в большинстве ярославских обителей, при митрополите Ионе Сысоевиче, во второй половине XVII века. Кроме храмов, в конце XVII – начале XVIII века возвели каменный корпус для братии и мощные стены. Двумя древними церквями, пусть и перестроенными, мы можем любоваться и сейчас.

Жалованными грамотами, выданными царем Михаилом Федоровичем, обители были дарованы земельные угодья и место для собственной мельницы. Кроме них, монахи освобождались от части податей. Например, от пошлин на вывоз леса и дров для собственных нужд. Это дало обители возможности для дальнейшего роста и развития.

Надвратная башня

За свою историю монастырь пережил несколько больших пожаров. Первый случился в 1658 году. И от огня тогда не удалось спасти ни одну монастырскую постройку. Второе бедствие произошло в 1670 году. А спустя почти век, в июне 1768 года, разыгрался новый опустошительный пожар, охвативший все центральные улицы города. Однако каждый раз обитель находила средства на восстановление. Так, в 1768 году подновили фрески в соборном храме, а старый каменный иконостас в нем заменили на деревянный.

В XVIII веке на каменной монастырской стене возвели две невысокие башни. Одну из них стали использовать как Святые ворота. А в другой - уcтроили памятную часовню в честь почитаемой иконы с образом Спаса Нерукотворного. Новые каменные башни венчались изящными шпилями, на которых возвышались ангелы с трубами.

Много строительных работ было проведено и в 20-30-е годы XIX века. Построили настоятельный корпус в два этажа с большой трапезной палатой. Обветшавший иконостас заменили на новый, а теплый храм украсили настенной живописью. В эти годы в наследство от упраздненного Борисоглебского прихода монастырь получил огромный колокол, вес которого равнялся 115 пудам. Он стал седьмым в колокольном монастырском ансамбле.

На рубеже XIX и XX веков обитель охватила новая волна строительных работ, затронувшая уже второстепенные здания. В это время из камня возвели новые погреба, конюшню для лошадей, монастырскую баню, хозяйственный сарай и каретную. А в 1912 году вновь подновили настенные росписи. Для этого был приглашен известный живописец и реставратор Михаил Иванович Дикарев.

На протяжении всей своей истории обитель никогда не считалась особенно богатой и не была многолюдной. По документам XVII века известно, что в монастыре жили всего 7 иноков. Спустя 100 лет их количество осталось прежним. И к началу XX века обитель по численности монахов оставалась самой маленькой в епархии. Здесь молились Богу и вели хозяйство всего 10 насельников. На территории стояли три храма – два пятиглавых и один одноглавый, а также две высокие колокольни. Но несмотря на размеры, монастырь всегда очень почитали в народе, и сюда приходило много паломников.

В 1918 году во время белогвардейского восстания против советской власти монастырь, как и многие постройки города, пострадал от обстрелов. Были повреждены две церкви, и сгорел один из жилых корпусов. Община прихожан существовала в обители вплоть до ее закрытия в 1925 году. Когда это произошло, часть церковного имущества раздали в других храмы Ярославля.

Церковь Спаса Нерукотворного образа

В 30-е годы прошлого века разорения продолжились. Разобрали две колокольни и снесли красивый пятиглавую Воскресенскую церковь, построенную в XVII веке. Помещения оставшихся церквей стали использовать под различные производства и городские конторы. Здесь, например, размещалась администрация мебельной фабрики. А в корпусе, где раньше жили монахи, поселили горожан.

Церкви здания и монастырская территория были возвращены верующим только в 2007 году. Храмы и ограда к тому времени без должного ухода почти развалились, окна во многих местах были выбиты, а территорию наполняли груды мусора. Спустя год, в обители поселились слушатели Ярославской Духовной Семинарии. Усилиями семинаристов, монахов, профессиональных реставраторов и добровольных помощников за несколько лет удалось провести большие восстановительные работы, которые до конца еще не завершены.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Первый каменный храм Кирилла и Афанасия был возведен на монастырской территории в 1664 году. Расписывали его московские мастера. Спустя 12 лет, с севера к этой церкви пристроили теплый храм, освященный в честь митрополита Московского Алексия.

Соборная монастырская церковь в архитектурном плане – не типичное для Ярославских земель культовое здание. Это бесстолпный храм, перекрытый так называемым коробовым сводом, и имеющий одну главу и глухой барабан. За долгую историю его неоднократно перестаивали и видоизменяли. Так в XVIII веке к церкви пристроили несколько приделов и галерей, а в 30-е годы XIX века – изменили форму ее окон.

Второй старинный храм на монастырской территории – церковь Спаса Нерукотворного, которую чаще называют Спасо-Пробоинской. Двухэтажное здание с трапезной возвели на рубеже XVII и XVIII веков.

Современное состояние и режим посещения Кирилло-Афанасьевского монастыря

Сегодня монастырь имеет статус действующей православной мужской обители. Попасть на его территорию может любой желающий. Богослужения здесь проводятся по монастырскому уставу ежедневно в 7.00 и 18.00, а по воскресным и праздничным дням – в 8.00 и 16.00. Особо почитаемыми святынями обители считаются список с образа Спаса Нерукотворного и частица мощей святителя Афанасия Александрийского.

В монастыре работает своя трапезная, которую с 10.00 до 19.00 могут посетить все желающие. Здесь можно попробовать вкусные блюда традиционной русской кухни.

Ярославский Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была примерно в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Видимо именно по этой причине монастырь и получил свое название в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители было обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

Настоятельство монастыря. Первый настоятель.

Настоятельство в монастыре пережило четыре, неодинаковых по времени и форме периода:

а) с самого основания монастыря до учреждения Духовных штатов, т.е. до 1764 г. настоятели обители были игумены;

б) с учреждения духовных штатов до конца 1857-го года монастырь числится заштатным, и настоятели его именовались строителями;

в) по указу Священного Синода от 10-го декабря 1857-го г., монастырь был возведен в степень третьего класса, и настоятели стали носить сан Архимандритов;

г) с 1895-го года настоятелями обители состоят Преосвященные викарии.

Первый настоятель – игумен Симон, он упоминается в 1623 году.

Дальнейшее развитие монастыря

Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма.

Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX - начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 годах - на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви.

В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 года монастырь закрыли.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Были разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи были закрашены краской.

Архитектура

Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь.

Собор Афанасия и Кирилла .

Каменный собор во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

Собор во имя патриархов Афанасия и Кирилла - бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом.

Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был "распространен и по местам украшен живописью" росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

В 1903 и 1907 годах на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы; в 1912 году на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

На начало XXI века сохранились фрагменты фресок XVII века, по большей части закрытые слоями штукатурки.

Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки.

Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1612-1705)

Церковь Спаса Нерукотворного (Спасо-Пробоинская) была основана в 1612 году, в 1614 году Спасо-Пробоинский храм сгорел, сгорел и следующий в 1658 году, сгорел и третий в 1670 году. Каменный храм Спаса Нерукотворного был построен старанием земского старосты Ивана Мякушкина в 1696-1705 годах.

Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам: в 1831–1832 годах у его западного фасада соорудили теплую трапезу, а в ней устроили церковь, сохранившую посвящение придела - Павла Фивейского и Иоанна Кущника; шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П. Я. Панькова.

В 1873 году теплый и холодный храмы были соединены в одну теплую церковь, а придел, бывший в трапезе, перенесли в алтарь настоящего храма, на левую его сторону.

В 1909–1911 церковь вновь подверглась значительным изменениям: к трапезной части с южной стороны пристроили по проекту архитектора А. А. Никифорова еще один придел, освященный во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского.

В обоих приделах иконостасы сооружены в древнерусском стиле. Пол во всей церкви и приделах положен новый из метлахских плит. Десять глав, заново вызолочены червонным золотом.

Святыни

Частица мощей святителя Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце.

В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году.

Среди святынь, которые хранились в храме в честь образа Спаса Нерукотворного, можно назвать антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием, митрополитом Ростовским в 1705 году.

28 января 2012 года, накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители.

Возрождение

В 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, храм святителей Афанасия и Кирилла стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Под руководством администрации семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митр. Московского, стал пригоден для богослужения.

В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный).

31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён. В 2010 году были отремонтированы кровля и укреплён фасад собора, было закончено строительство ограды с башнями. Летом того года, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

О правилах монастыря.

Распорядок дня обители:

5.00 – Подъем;

6.00 – Утреннее правило. Полунощница.

7.00 – Часы.

9.00 – Послушание.

13.00 – Обед.

14.00-16.00 – Послушания.

16.00 -17.00 – Отдых.

17.00 – Вечернее богослужение.

19.00 – Ужин.

19.30 – Повечерье. Вечернее правило.

20.30 – Отдых.

События современной истории

28.01. 2012 года в Кирилло-Афанасиевский монастырь прибыл ковчег с мощами свт. Афанасия Великого.

06.06.2012 года 400 - летие обретения иконы Спаса Нерукотворного Образа и основания Спасо-Пробоинского храма в городе Ярославле.

Фото: Кирилло-Афанасьевский монастырь

Фото и описание

Согласно трудам ярославских историков Афанасьевский монастырь был основан после 1612 г., в то время когда рядом с церковью Афанасия и Кирилла в часовне произошло обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Но существуют документальные свидетельства того, что этот монастырь существовал уже в 16 в. В 1615 г. Гавриил Мякушкин, земский староста, обратился к митрополиту ростовскому Кириллу с просьбой благословить основание обители на священном месте.

Существуют документальные сведения о том, что Афанасьевский монастырь управлялся игуменами. В первые годы своего существования он уже получил владения и привилегии по грамотам Михаила Федоровича. В первой грамоте, датируемой 1619 г., говорилось о том, что Афанасьевский монастырь освобождается от руги денежной и хлебной, на свечи, на вино, на ладан. Также монастырю выделялась место под мельницу на Романовской и Ярославской стороне. С леса и дров, которые монастырь вез по Волге, Мологе и Шексне для монастырского обихода пошлина не взималась. Монастырь также освобождался от постоя воевод, бояр, князей и ратных людей.

Первые постройки монастыря были деревянные, в 17 в. обитель неоднократно сгорала во время пожаров. Так, в 1658 г. монастырь полностью сгорел. Первая каменная церковь монастыря в честь Афанасия и Кирилла была построена в 1664 г. по благословению митрополита ростовского Ионы Сысоевича. По завершении строительства церковь была украшена росписями, выполненными московскими мастерами. При пожаре 1670 г. монастырь снова пострадал. В 1676 г. к соборной церкви с севера был пристроен зимний храм с колокольней, который был освящен в честь митрополиту Московского Алексия. В 1736 г. по просьбе игумена монастыря Ионы и по указу архиепископа Иоакима к Афанасьевскому монастырю приписали часовню, пристроенную к Знаменской или Власьевской башне, которая являлась въездными воротами в Земляной город. Сегодня она известна под именем Знаменской церкви.

Афанасьевский монастырь значительным никогда не был ни по богатству своих владений, ни по числу иноков: в 1717 г. здесь жило всего лишь семеро монахов да один белец; штат не увеличился и по данным 1802 г. Территория обители была совершенно небольшой, она ограничивалась каменной невысокой стеной лишь с востока и северо-востока. По другим сторонам в качестве ограды выступали монастырские надворные постройки обывательских домов, а также Спасо-Пробоинская церковь.

По восточному, парадному фасаду монастыря, который выходил на Пробойную улицу, в 18 в. возвели две каменные башни небольших размеров, одна из них выполняла роль Святых ворот, в другой располагалась часовня в честь важного события − обретении здесь чудотворной иконы. Башни заканчивались шпилями с фигурами трубящих ангелов.

25 июня 1768 г. в центр Ярославля в очередной раз произошел пожар. В перечне причиненного ущерба содержится, по сути, первое описание строений Афанасьевского монастыря. При проведении восстановительных работ была обновлена живопись храма Афанасия и Кирилла, первоначальный каменный иконостас заменили на деревянный.

В 1820–1830 гг. в обители были проведены крупномасштабные работы по его благоустройству: были возведены двухэтажные каменные настоятельские покои с трапезной палатой; были устроены две братские кельи; для церкви Афанасия и Кирилла в 1825 г. мещанин Константин Требников изготовил на свои средства новый иконостас, Александр Чарышников из Ярославля позолотил его; в 1831 г. теплый храм украсили живописью, росписи выполнил Тимофей Медведев. В то же время была перестроена одноярусная колокольня над папертью теплой церкви, монастырю из упраздненного Борисоглебского прихода был передан 115-пудовый колокол. Ансамбль колокольни монастыря составляли семь колоколов.

Очередным перестройкам Афанасьевский монастырь подвергся на рубеже 19-20 вв.: в 1897 г. были устроены каменные погреба, каретная, сарай, баня, конюшня; в 1903 и 1907 гг. проводились ремонтные работы в соборной церкви на средства, выделенные Ф.Е. Вахрамеевым; в 1912 г. была поновлена настенная живопись художником и реставратором М.И. Дикаревым на пожертвования А.И Вахромеева.

В 1764 г. по указу императрицы Екатерины II Афанасьевскую обитель причислили к заштатным. 12 декабря 1857 г. Афанасьевская обитель была возведена в степень третьеклассной, настоятели ее имели с этого времени сан архимандритов. С 1895 г. Афанасьевский монастырь получил статус резиденции викарного епископа ярославской епархии.

После революции при Афанасьевском монастыре была создана приходская община. В феврале 1925 г. монастырь был закрыт, часть его имущества была передана в храм Спаса на Городу и другие храмы. В 1930-х гг. по решению городских властей колокольня была разобрана, а в церкви Афанасия и Кирилла и других монастырских постройках разместились организации, производственные мастерские, братский корпус использовался под жилье.

В ноябре 2007 г. храм с оградой и башнями Святых ворот передали Русской Православной церкви. Когда Ярославская духовная семинария переехала в здания усадьбы Вахромеева по распоряжению владыки Кирилла монастырский храм стал семинарским. 31 января 2008 г. в приделе Алексия было совершено первое богослужение.

Монастырь получил свое наименование в честь святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле.

Основана обитель была примерно в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Видимо, именно по этой причине монастырь и получил свое название в честь святителей Кирилла и Афанасия, архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители было обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

Существует« Сказание о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских», которое повествует о том, что« еще до воцарения Михаила Федоровича без мала за год» в часовне рядом с деревянной церковью Афанасия и Кирилла была обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного, «и вот сия-то часовня, как киот прославленной святыни и чудотворений, послужила впоследствии к устроению монастыря».

В конце марта 1612 года для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с князем Димитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие люди умерли. И тогда обратились жители к «бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье» с просьбой учинить крестный ход с иконой Толгской богоматери. Но во сне протопопу Илье явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ монастыря святителей Афанасия и Кирилла. Но когда Илья проснулся и нашел в часовне икону, не увидел он на ней ни пылинки. Засомневался протопоп Илья, но когда он уснул, опять явился Господь и повелел ему« без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади.

Во время Крестного хода произошло первое чудо — исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда Крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы церковь, срубив и освятив ее в один день, — «обыденную». После этого события моровое поветрие в городе прекратилось.

В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке« других усердных ревнителей святого дела» обратился к ростовскому митрополиту Кириллу(Завидову) за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона.

Некоторые источники замечают, что Кирилло-Афанасиевский монастырь существовал уже в XVI веке, поскольку под 1570 годом упоминается его игумен Вассиан. Исследователь полагал, что в 1615 году монастырь не возник, а был возобновлен.

Как бы там ни было, в 1615 году монастырь уже существовал и управлялся игуменами.

Царь Михаил Федорович весьма благосклонно относился к обители, которая была основана вскоре после его восхождения на престол. Монастырь получил во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1619 года, значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено».

Обитель была наделена и другими льготами: с монастырских вотчин« никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела», монастырские крестьяне освобождались также от суда« опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным», право суда оставалось только за государем и за игуменом« с братьею». Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину« придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды».

По второй грамоте, от 7 мая 1623 года, обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и «пустыньку», где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и «пение уставити». В 1627 году царю Михаилу Федоровичу была отправлена челобитная старца Варфоломея — строителя Афанасьевской обители — о том, что из монастырских людей двоих насильно взяли в целовальники« на кабаки». Напомним, служба таможенных целовальников не оплачивалась и по сути являлась обременительной повинностью. В ответ на челобитную пришла царская грамота, по которой впредь монастырских людей« в целовальники имать не велели».

Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. В древней летописи существует запись, что в 1658 году« монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре». Она свидетельствует о несомненной связи обители с обретенным в часовне образом Спасителя.

Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его Алексию, митрополиту Московскому.

Территория монастыря была не большой и обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны, с других сторон ограду монастыря заменяли« надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская». По парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, еще в XVIII веке соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память о важном событии — обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

В 1736 году к монастырю была приписана Знаменская часовня , ранее относившаяся к Власьевской церкви . В 1764 году в Афанасьевский монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой; в 1773 — игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной иконы Югской Богоматери в Углич, Рыбную слободу и Мологу. Указом императрицы Екатерины II от 31 марта 1764 года Афанасьевская обитель была причислена к заштатным: «ни в каком классе не состоит, но имеется… в числе оставленных на свое содержание монастырей».

25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, после которого был составлен перечень причиненного ущерба. От огня пострадали оба храма игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда. «Всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.» сообщается в данном перечне. Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви св. святителей Афанасия и Кирилла, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным.

В 1820—1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» — две братские кельи; около 1825 года для церкви Афанасия и Кирилла выполнили новый иконостас; в 1831 — теплый храм был« распространен и по местам украшен живописью», росписи в нем исполнил живописец Тимофей Медведев. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

12 декабря 1857 года император Александр Николаевич утвердил определение Святейшего Синода о возведении Афанасиевского монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. С 1895 года Афанасиевский монастырь стал резиденцией викарного епископа Ярославской епархии.

Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев , на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт.

Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви; в 1912 — на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

Каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из ярославского кафедрального Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Обитель была широко известна среди православных христиан, поэтому ее храмы были постоянно наполнены молящимися.

Драгоценным сокровищем обители, достойным« благочестивого чествования», являлась частица мощей Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце. В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году.

Среди святынь, которые хранились в храме в честь образа Спаса Нерукотворного, можно назвать антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием , митрополитом Ростовским в 1705 году.

Особо почитался Образ Нерукотворного Спаса, остававшийся невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь. Икону находили на пепелище не тронутую пламенем. А уничтожили икону люди уже в советское время. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли, часть« ветхого культового имущества» передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Многое пришло в неузнаваемый вид, разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи закрашены краской, от былого величия ничего не осталось. С тех пор и до недавнего времени территория этого святого места была практически отхожим местом.

    Афанасьевский монастырь - (Молога) Афанасьевский монастырь (Москва) Афанасьевский монастырь (Ярославль) … Википедия

    Кирилло-Афанасьевский монастырь (Ярославль) - Монастырь Кирилло Афанасьевский монастырь На акварели И. М. Белоногова (1851) … Википедия

    Мологский Афанасьевский монастырь - Затопление монастыря Мологский Афанасьевский монастырь православный монастырь, находившийся около города Мологи, на территории ныне затопленной Рыбинским водохранилищем. Относился к Ярославской и Ростовской епархии … Википедия

    Молога (город) - У этого термина существуют и другие значения, см. Молога. Город Молога Герб … Википедия

    Молога город

    Молога, город - уездн. город Ярославской губ., в 114 1/2 в. от губ. гор., на ровной возвышенности, на правом берегу р. Мологи и левом р. Волги, при слиянии этих рек. Время основания Мологи неизвестно. В 1207 г. М. досталась ростовскому князю Константину… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мологский Покровский женский монастырь - Монастырь Покровский женский монастырь Мологоский Покровский женский монастырь Страна Россия Епархия … Википедия