Крымский мост - гигантская бессмысленная стройка. Крымский мост: история, критика и опасности российской авантюры Какой мост строится в крыму

Крымский или Керченский мост – проект, осуществление которого планировалось чуть более 100 лет. Крым всегда являлся одним из важнейших элементов самосознания россиян. Конструирование самого масштабного и протяженного сооружения в Российской Федерации считается символом патриотизма, движения к новому миру. Строительство Крымского моста стало одним из наиболее значимых событий в истории современной России. Его открытие ознаменовало новую эру в социально-экономическом сегменте жизни полуострова и всей страны.

Вид сверху на Крымский мост через Керченский пролив

Длина моста 19 километров
Высота моста 80 метров
Высота свода над водой 35 метров
Ширина моста (авточасть) 19.5 метров
Количество полос 6 (4 авто, 2 ЖД)
Пропускная способность авто/сутки 40 000
Дата начала строительства Февраль 2016 года
Дата открытия моста 16 мая 2018 года
Разрешённая скорость 90 км/час
Стоимость 227,92 млрд рублей

Идея постройки Крымского моста

Самое масштабное и трудоемкое возведение на территории Российской Федерации почти завершилось. Но проект не является новым веянием. Соорудить Крымский мост планировали в далекие времена правления царя Николая II. В 1910 году В Российской Империи уже существовал план, согласно которому планировалось соединить полуостров с основным континентом. Но проекту не суждено было состояться из-за начала Первой мировой войны.

По окончанию боевых действий и послевоенного восстановления страны идея построить Керченский мост не исчезла. В 1930-х годах Иосиф Виссарионович Сталин вновь задумался о необходимости проложить дорогу через пролив. В планах была прокладка железнодорожных путей. Но и в этот раз реализации масштабного строительства помешало нестабильное положение в мире.

В 1944 году железнодорожный мост в Крым все же удалось возвести. Строительство длилось 150 дней, а его протяженность достигала 4,5 километров. Работы выполнялись по приказу Гитлера немецкими специалистами. Во время осады Крыма этот путь был необходим для переправы грузов на Кубань. После вытеснения немецкой армии сооружение было сильно повреждено, но советские инженеры смогли восстановить и улучшить пути через Керченский пролив.

Крымский мост на карте

Но зима 1945 года оказалась слишком суровой для постройки, у власти не было возможности уделять время обслуживанию и своевременному укреплению переправы. К февралю больший объем опор был разрушен льдом, что спровоцировало серьезную аварию. Идеи по восстановлению постройки возникали и в 1946 году, но проект посчитали слишком затратным. Мост через Керченский пролив так и не был построен.

Завершающим этапом планирования сообщения между полуостровом и РФ стали переговоры с Украиной в 2010–2013 годах. Было заключено соглашение на создание пути через воду. Но окончательное и успешное строительство началось уже после становления Крыма частью Российской Федерации.

Хронология строительства Крымского моста

После присоединения полуострова к составу России перед министрами был поставлен вопрос о транспортном сообщении с полуостровом. Официальное строительство Керченского моста началось в феврале 2016 года, когда строители произвели погружение первых свай. После этого работа развернулась по нескольким направленностям – морскому и сухопутному пути.

Изначально существовало 4 варианта соединения земли с учетом различных факторов. Три идеи брали начало от косы под названием Чушка, но они оказались менее удачными, поэтому было решено выбрать менее опасный проект. Выбор, откуда начинается и где заканчивается Крымский мост, пал на промежуток от Таманского полуострова, идущий через Тузлинскую косу и непосредственно остров Тузла.

Решение было обусловлено тем, что в других частях был велик риск возведения постройки из-за тектонических разломов. Кроме того, в пределах нужно было разместить сооружения для обслуживания объекта, строительные площадки.

Начало строительства Крымского моста было запущено в начале 2016 года под предводительством компании «Стройгазмонтаж». К весне были сооружены опорные конструкции. В начале лета строительная компания установила первые пролётные возведения. Работы проводились сразу с восьми точек будущего моста.

Уже 26 апреля 2018 года были проведены оценочные тестирования автомобильной части моста. Готовый проект был сдан подрядчиком досрочно – 16 мая 2018 года. Окончания работ над созданием железнодорожной части продлятся до 2019 года.

Видео: Специальный репортаж о строительстве Крымского моста

Основные характеристики Крымского моста

Протяженность Крымского моста считается самой большой среди других надземных транспортных путей страны. При этом он имеет две части, располагающиеся над водой, а также участок, предусматривающий опоры на острове Тузла.

Команда, работающая над проектированием сооружения, уделила особенное внимание особенностям постройки. Было крайне важно не создавать преграды для судоходного транспорта, а также обеспечить надежную переправу, которая будет противостоять природным условиям.

Длина Крымского моста через Керченский пролив от полуострова до острова Тузла равна 5,5 километров. На этом отрезке располагается судоходный коридор, который позволяет осуществлять морское сообщение. Волнообразное расположение узлов сооружения обусловлено необходимостью обходить сейсмически активные и вулканические участки. Потому длина Керченского моста считается колоссальной в сравнении с современными постройками страны.

Работы 2017 года оказались наиболее сложными, когда строителям необходимо было прокладывать морские пролеты постройки. Скрупулезные и грамотно спланированные действия позволили проложить значительный путь в краткий срок. В учёт были взяты возможные сложности с неустойчивым грунтом, природными условиями. Крымский мост протяженность км – 19.

Строение считается не только самыми длинным, но и достаточно высоким, так как общее вертикальное расстояние достигает 80 метров. Высота Крымского моста по верхней опоре (своду) равна 35 метрам.

Крымский мост — инфографика

Географическое расположение Крымского моста

Сооружение берёт свое начало с материковой части России на полуострове Тамань. Именно из этого участка нужно начать путь, если планируется поездка в Крым по новой конструкции. Окончание переправы находится в районе памятников исторического культурного наследия земли. О том, Крымский мост где начинается и где заканчивается, можно узнать, заглянув в современный атлас.

Аналогичный путь можно проделать из полуострова Керчь до материка. По окончании дороги водитель окажется в Тамани. Крымский мост на карте уже изображен с необходимыми ориентирами, поэтому у путешественников не возникнет труда в поиске пути. Во время поездки пересекается Тузлинская коса.

На момент проектирования шли споры о том, какие точки будет соединять Крымский мост. Но после тщательного анализа было решено, что именно переправа со стороны Тузлы, а не Чушки будет оптимальным вариантом. Это обусловлено большим количеством трудностей, связанных с постройкой конструкции через полуостров Чушка.

Крымский мост на карте Чёрного моря проходит через Керченский пролив, огибая опасные вулканические территории. Со стороны Тузлинской косы расстояние до острова Тузла достигает 7 км. Расстояние по наземной части составляет 6,5 км, а длина морского участка вблизи Керченского полуострова равна 5,5 км.

Перед открытием были установлены дорожные знаки на Крымский мост, указывающие откуда и до куда ехать. Поэтому путь до моста найдут и те, кто не живёт на ближней территории. Также вдоль трассы проведено освещение, что позволяет комфортно передвигаться по грандиозному сооружению.

Там, где начинается Крымский мост со стороны основной части России, на карте существует отметка – Тамань. Этот полуостров официально считается местом, откуда идёт переправа к Керчи. Во время строительства в станице был выстроен городок для вахтовых работников, возводящих конструкцию.

Открытие Крымского моста

Пока что Крымский мост открыли только в автомобильной части. Железнодорожный проезд еще дорабатывается, проводятся завершающие мероприятия. Кроме того, пока существует ограничение для грузового транспорта. Запуск движения по ЖД-линии планируется на зиму 2019 года.

Официально дата открытия Крымского автомобильного моста – в 5.30 утра 16 мая. На грандиозное событие приехал Президент РФ Владимир Путин.

Одним из первых прошедших по готовому и открытому к езде сооружению прошел неофициальный талисман стройки – кот по кличке Мостик, сопровождавший процесс возведения колоссального проекта.

Талисман Крымского моста — кот по кличке Мостик

Торжественное открытие Крымского моста сопровождалось ездой по обе стороны Керченского пролива без остановки транспорта. Это стало важным требованием к эксплуатации постройки. Переправа должна производиться в соответствии со схемой проезда, предоставленной властями. Для грузовых автомобилей более 3,5 тонн проезд пока не предусмотрен.

Так с мая 2018 года официально открыто движение по Крымскому мосту для автомобилистов и мотоциклистов. Грузовые автомобили смогут переправляться через конструкцию к осени 2018, а железнодорожные пути будут полностью готовы к эксплуатации к декабрю 2019 года.

Будет ли Крымский мост платным

Схема движения по Крымскому мосту стандартна, но при этом важно учитывать, что делать остановки по пути через переправу нельзя. О взыскании финансов за проезд по новой конструкции представители власти не заявили. Движение является открытым и бесплатным за исключением определенных ограничений. Пропускная способность автомобилей в сутки составляет 40 000. Общее количество полос, по которым осуществляется езда – 4 (по 2 в обе стороны пути).

Схема подъезда к Крымскому мосту размещена на ресурсе Министерства дорожного хозяйства Крыма. Со стороны материка подъезжать к конструкции необходимо со стороны Тамани на соответствующем полуострове. По экологическим соображениям ближайшее соединение отходящей от переправы трассы с Керчью находится в 5 км от города.

Разрешенная скорость на Крымском мосту для автомобилей составляет не более 90 км/ч. Расчетная скорость для грузовых поездов равна 80 км/ч, а пассажирских – 120 км/час.

Возведение Крымского моста по праву считается Стройкой века для РФ. Это сооружение является самым протяженным в стране, но и приравнивается к наиболее длинным постройкам в Европе. Соединение полуострова с материком позволит вывести экономическую политику на новый уровень, а также урегулировать ценообразование в Крыму. Это отличное событие для туризма и других сегментов жизни страны.

Положительные изменения после постройки Крымского моста — инфографика

Прежде чем выбрать конкретный вариант и определиться со сметой, эксперты рассмотрели 74 варианта транспортного перехода, вспоминает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Среди них был и двухъярусный мост, и подводный тоннель по дну Керченского пролива на глубине 100 м, но выбор пал на мостовой переход в Тузлинском створе. Мост мог бы быть намного короче, если бы его строили в районе косы Чушка, там, где сейчас расположена паромная переправа. Но этот вариант не подошел из-за находящегося там тектонического разлома и грязевых вулканов. К тому же строительство полностью остановило бы работу паромной переправы, говорит Старовойт.

В феврале 2016 г. проект Крымского моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы. После этого и началось строительство.

Как назначали подрядчика

Стоимость моста – 227,9 млрд руб., подрядчик проекта получил контракт на 222,4 млрд руб. Генподрядчик – ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга было выбрано без конкурса из-за отсутствия конкурентов.

Проектом интересовались и структуры Геннадия Тимченко, но в итоге претендовать на него не стали. «Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся, – цитировал слова Тимченко ТАСС. – Не хочется брать на себя репутационные риски». Ротенберг в интервью «Коммерсанту» называл Крымский мост своим «вкладом в развитие страны».

Основным субподрядчиком «Стройгазмонтажа» стал «Мостотрест» – он получил контракт на 96,9 млрд руб. На момент получения контракта эта компания тоже принадлежала Ротенбергу. Незадолго до начала строительства моста он продал долю. Но в апреле 2018 г. бизнесмен купил ее обратно. Представитель бизнесмена объяснил это ростом компетенций «Мостотреста» за время строительства моста. Например, кульминационным моментом стало строительство, а затем установка в течение 72 часов железнодорожной и автомобильной арок обоих мостов. Протяженность пролетов составляет 227 м, а сами арки весят 7000 т для ж/д части и 6000 т для автодорожной. Для пропуска судов, проходящих Керченским проливом, предусмотрен широкий коридор: арочные пролеты возвышаются над водой на 35 м.

Крымский мост почти достроили. Как он выглядит прямо сейчас

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Как строили

Основные строительно-монтажные работы начались в 2016 г., они развернулись одновременно по всей длине моста – на восьми морских и сухопутных участках, – а не с берега на берег, как при традиционном мостовом строительстве. Основные проблемы были связаны с погодными условиями: в Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика (до 9 баллов) и непростые метеорологические условия. «Крымский мост возводится в сейсмически опасной зоне и в условии слабых грунтов – вместо твердых пород на дне Керченского пролива многометровые слои ила и песка. Поэтому конструкция моста должна обладать повышенной прочностью. Для этого сваи погрузили в грунт на глубину до 105 м», – комментирует главный специалист по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Владимир Цой. Кроме того, для обеспечения сейсмоустойчивости сваи вбивают как вертикально, так и под углом; наклонные гораздо лучше выдержат нагрузку плавучих льдов в период ледохода, продолжает Цой. В основе Крымского моста более 6500 свай, над ними 595 опор, а вес одного надвигаемого над водой пролета достигает 580 т.

Как тратили деньги

По проекту 170 млрд руб. предусмотрено на создание основных конструкций автодорожного и железнодорожного мостов и примыкающих участков, 9 млрд руб. – на проектные и изыскательские работы, еще 4,8 млрд руб. идут на выкуп земли и непредвиденные расходы, остальные затраты (около 44 млрд руб.) – подготовка территории, временные здания и сооружения, объекты энергетики, говорит Старовойт. Пытались и сэкономить, к примеру подбирая оптимальное по стоимости и технологичности решение длины пролетов – в среднем по 55 и 63 м, передал через представителя гендиректор института «Гипростроймост – Санкт-Петербург» Илья Рутман.

Несмотря на это, нагрузка для бюджета оказалась более чем значительной. Из-за строительства Крымского моста было решено отказаться от финансирования строительства другого важного геополитического транспортного объекта – моста через реку Лену в Якутии, рассказывали «Ведомостям» региональные и федеральные чиновники. От проекта не отказались, строительство моста начнется после 2020 г., говорит представитель Минтранса России.

Мост к отпуску

Благодаря мосту попасть в Крым будет намного проще. Власти полуострова ожидают притока туристов. В прошлом году в Крым приехало 5,39 млн человек. Туристический поток после ввода моста может увеличиться в 1,5–2 раза – до 8–10 млн отдыхающих в год, писал на своей странице в Facebook глава региона Сергей Аксенов.

Но удобство пользования мостом напрямую будет зависеть от того, когда будут достроены прилегающие дороги, в частности федеральная трасса «Таврида», говорит Чистяков. «Таврида» соединит Керчь с Симферополем и Севастополем. Стоимость проекта составит 163 млрд руб., подрядчик – ВАД. Первый этап строительства (две полосы) планируется завершить к концу 2018 г., второй (еще две полосы) – к концу 2020 г. Если мост откроется раньше, чем «Таврида», то пробок в Крыму не избежать, предупреждал весной министр транспорта Максим Соколов. Затруднений движения по территории полуострова ожидает и председатель Госкомитета дорожного хозяйства Крыма Сергей Карпов.

Проблемы могут возникнуть и по другую сторону моста: дороги Краснодарского края на подходах к мосту пока не готовы к нагрузке, говорит Чистяков. Построена дорога длиной 40 км от трассы М25 Новороссийск – Керченский пролив до моста. Но часть развязок еще строится, рассказывает человек, близкий к Росавтодору. Почти по всей ее протяженности предстоит расширение с 2–3 полос движения до четырех, сказал представитель Минтранса. Добраться до моста можно и по трассе Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (Р251) или через Крымск (А146), говорит Чистяков, но обе дороги не автомагистрали и проходят через населенные пункты. У Росавтодора есть проект реконструкции дороги через город Славянск-на-Кубани. Она считается дальними подходами к мосту и недавно была передана в федеральную собственность, ее реконструкция оценивается примерно в 70 млрд руб., завершить ее планируется к 2023 г., сообщил человек, близкий к Росавтодору. Единственная отремонтированная дорога – через Крымск – приведена в нормативное состояние, но ее активно использует грузовой транспорт, говорит собеседник «Ведомостей». Планы по развитию дорожной сети вокруг Крымского моста на территории Краснодарского края будут реализованы в полном объеме почти одновременно с завершением строительства трассы «Таврида» в Крым, обещает представитель Минтранса.

Мосты рекордсмены

Luo Chunxiao / Imagine China / AP

Самый длинный мост
Даньян-Куньшанский виадук (железнодорожный мост, часть Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги)
Страна: Китай
Длина: 164,8 км
Открытие - июнь 2011
Стоимость: $8,5 млрд
Строительство моста началось в 2008 г. Виадук находится в Восточном Китае, между городами Нанкин и Шанхай. Около 9 км моста проложено над водой. Самый крупный водоем, который пересекает мост – озеро Янчэн в Сучжоу.

ERIC CABANIS / AFP

Самый высокий мост
Виадук Мийо (автомобильный мост)
Длина: 2,5 км
Страна: Франция
Открытие: декабрь 2004
Стоимость: 394 млн евро (по данным Thomson Reuters – $523 млн)
Строительство моста началось в 2001 г. Является последним звеном трассы, обеспечивающей высокоскоростное движение из Парижа в город Безье. Максимальная высота (опоры) составляет 343 м, что на 19 метров выше, чем Эйфелева башня.

Самая длинная совмещённая дорога и железнодорожный мост в Европе
Эресуннский мост (мост-тоннель)
Страна: Швеция, Дания
Длина: 7,8 км
Открытие: июль 2000
Стоимость: $3,8 млрд
Совмещённый мост-тоннель, включающий двухпутную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. Это самая длинная совмещённая дорога и железнодорожный мост в Европе, соединяющие столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё. Мост соединяется с тоннелем «Дрогден» на насыпном острове Пеберхольм. 4-километровый тоннель представляет собой соединение 5 труб: две – для поездов, две – для автомобилей и одна – для аварийных ситуаций.

Самый дорогой мост в пересчете на 1 км
Третий мост через пролив Босфор
Страна: Турция
Длина: 2,2 км
Открытие: август 2016
Стоимость: $3 млрд
Мост стал частью строящейся Северной Мармарийской окружной дороги общей протяженностью 257 км. Особенность моста – комбинированная конструкция: часть полотна поддерживается вантами, часть - вантами и тросами, середина главного пролёта подвешена на тросах. Мост считается самым широким висячим мостом в мире. Полос движения автомобилей – по 4 в каждую сторону (всего 8); кроме того, имеются две железнодорожных колеи.

Alex Brandon / AP

Старейший и самый длинный мост через озеро
Мост-дамба через озеро Пончартрейн (автомобильный мост)
Страна: США
Длина: 38,4 км
Открытие: август 1956, май 1969
Стоимость: $76 млн
Считается одним из старейших мостов в мире – идея его постройки возникла ещё в XIX веке, но строительство началось в 1948 г. и завершено в 1956. До строительства моста Гонконг-Чжухай-Макао считался самым длинным мостом над водой в мире. Соединяет между собой города Мандевилл и Метайри в штате Луизиана. Сооружение состоит из двух параллельных мостов, первый из которых был открыт в 1956 г., второй открыт в 1969 г. Проезд по мосту платный, с 1956 г. его цена составляет $2. Ежегодный трафик увеличился с 50 000 машин в 1956 г. до 12 млн на сегодняшний день.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Короткова

Фото. Виталий Тимкив / РИА Новости

Сегодня, 15 мая, состоится торжественное открытие Крымского моста через Керченский пролив. На открытии будет присутствовать президент РФ Владимир Путин, который в 2014 году лично поставил задачу по строительству моста. Стоимость сооружения несколько раз менялась, росла, после чего остановилась на отметке чуть выше 300 млрд рублей. И эта сумма могла быть еще выше, если бы столь важный проект не уберегли от масштабной коррупции, как не раз случалось с другими мостами в России.

Спустя почти четыре года с начала активной фазы строительства Россия достроила Крымский мост, который свяжет Керченский и Таманский полуострова, то есть, Крым - с остальной территорией РФ. Торжественное открытие состоится уже сегодня, в связи с чем ПАСМИ предлагает вспомнить как строился мост, а также какие коррупционные схемы используются по всей России для хищения денег при мостостроительстве.

Стройка века - украли или нет?

Строительством Крымского моста и железнодорожного подхода к нему занималась компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», которая за прокладку четырех автомобильных полос и двух железнодорожных линий по 19-километровому мосту с подъездами получила почти 300 млрд рублей .

При этом первоначальная стоимость моста заявлялась в размере 50 млрд рублей , а в первых контрактах со «Стройгазмонтажом» фигурировала цифра в 224 млрд рублей . При этом непосредственно на возведение конструкций ушло около 170 млрд рублей . Сумма несколько раз менялась на разных этапах строительства, а после прохождения проекта Главгосэкспертизы даже снизилась на 380 млн рублей . Все контракты компания Ротенберга получила без конкуренции.

Крымский мост стал самым дорогим подобным сооружением в мире. Например, мост на остров Русский во Владивостоке, где похожие природные условия, стоил бюджету «всего» 34 млрд рублей . По мнению политика Павла Грудинина , озвученному им во время предвыборной кампании, стоимость моста складывается из фактических затрат и коррупционной накрутки.

«Крымский мост обошелся в 5 млрд долларов на 19 километров, а в Китае мост больше в два раза обошелся в 1,6 млрд. Самой главной проблемой у нас является коррупция - откаты, заносы. Группа чиновников присосалась к этой кормушке и не может никак оторваться» , - заявил Грудинин.

Не исключено, что политик был прав в своем заявлении, тем более что замгенпрокурора Александр Буксман сообщил в декабре 2012 года, что правоохранители пресекли одну попытку хищения средств при строительстве моста.

«Расследуется уголовное дело в отношении одного из руководителей коммерческой организации, который пытался получить незаконное вознаграждение в виде подкупа за подписание актов выполненных работ по договору на поставку оборудования, заключенного в рамках подготовки к строительству транспортного перехода через Керченский пролив» , - сказал тогда Буксман.

Но каких-то громких коррупционных дел «стройка века» благополучно избежала - либо мздоимцы и мошенники постеснялись наживаться на столь важном объекте, либо нажились, но по-тихому.

Золотой и Русский - памятники коррупции


Фото Виталий Аньков / РИА Новости

В преддверии саммита АТЭС-2012 во Владивостоке построили множество объектов инфраструктуры, самыми заметными и символичными из которых стали два вантовых моста - Золотой и Русский. Золотой мост длиной 1388 метров проходит через бухту Золотой Рог, конечная стоимость его строительства составила 19,9 млрд рублей . Русский мост протянули через пролив Босфор Восточный - он соединил полуостров Назимова и остров Русский. Мост признан вторым в мире по высоте - 324 метра при протяженности 3,1 км. Стоимость составила почти $1 млрд - 34 млрд рублей .

В январе 2013 года стало известно, что при строительстве Русского были похищены металлоконструкции на сумму свыше 96 млн рублей . Организатором хищения стал бывший сотрудник подрядной организации «НПО Мостовик». Уже летом 2013 года на мосту провисли ванты. Впрочем, основной претензией к мосту стало то, что он нисколько не окупает вложенных в него средств. Еще один неприятный момент создала компания УСК «Мост», которая выступала генподрядчиком и не выплатила около миллиарда рублей по договору «НПО Мостовик». Часть акций «Моста» принадлежала миллиардеру Геннадию Тимченко, которого в СМИ называют «другом Путина».

В 2014 году контрольно-счетная палата Приморского края выявила факт завышения начальной максимальной цены Золотого моста на 889 млн рублей . В 2016 году руководители генподрядчика - «Тихоокеанской мостростроительной компании» - признали факт хищения 100 млн рублей . К слову, ТМК также построила дорогу Седанка-Патрокл за 29 млрд рублей , под которой позже обрушился грунт. Засветилась ТМК и при строительстве космодрома Восточный.

Мосты ведут в СИЗО


Фото Максим Блинов / РИА Новости

В прошлом году главу Удмуртии Александра Соловьева в наручниках и с мешком на голове доставили в Москву, где сразу же определили в СИЗО. Чиновнику вменили получение многомиллионных взяток от компаний, строящих в республике мостовые переходы через реки Кама и Буй - почти на 140 млн рублей . Мосты должны были сдать в июле 2017 года, на их строительство потратили около 14 млрд рублей , однако к отчетному сроку ничего сделано не было.

«О том, что Соловьёв может лишиться должности, заговорили, когда Владимир Путин приехал в Удмуртию на открытие моста, а мост не был сдан. Началось расследование. ­Выяснилось, что в проектную документацию были внесены изменения: опоры моста должны быть бетонными, а их заменили на металлические, и поставщик металлоконструкций аффилирован с Соловьёвым. Число компаний, аффилированных с главой региона, подсчитать сложно. Часть из них напрямую связана с ним, часть принадлежит его дочери, часть зарегистрирована на родственников и знакомых» , - прокомментировал арест председатель отделения партии «Яблоко» в Удмуртии Тимофей Клабуков.

Мост в никуда и креатив на горшках

В марте 2016 года в красноярском городе Минусинске во время ремонта обрушился пролет моста - с 20-метровой высоты на лед рухнули КамАЗ и кран. При выяснении причин обрушения выяснилось, что в деле замешана коррупция - в 2014 году на ремонт объекта из краевого бюджета выделили более 70 млн рублей , однако часть денег куда-то пропала, а проектные работы были выполнены некачественно. По этому делу на допрос вызывали мэра Красноярска Сергея Ерёмина.

В ноябре прошлого года завершилось строительство трассы между краснодарской станицей Тенгинская и адыгейским аулом Уляп. Важнейшей частью дороги стал мост через реку Лаба, строительство которого несколькими годами ранее вызвало скандал. Длина сооружения 4,4 км, оно должно было соединить станицу с аулом, однако в итоге мост проложили таким образом, что он уперся в глухой лес. Местные жители так и не поняли, для кого был построен этот мост-призрак.

«Как выяснилось, строительство велось бандитским способом - без согласования с Адыгеей и Краснодарским краем. Необходимо было, чтобы со стороны Краснодара был подъездной путь, но оказалось, что руководство Краснодарского края ничего не знало о строительстве. Таким образом, деньги ушли в пустоту, хотя их можно было бы направить на ремонт и реконструкцию всех существующих дорог в Майкопе» , - прокомментировал ситуацию один из экспертов.

В начале апреля в соцсети попало видео, на котором изображен Высокий мост в Калининграде после дорогостоящей реставрации. Внимательный прохожий обнаружил, что строители схитрили и накрыли столбы освещения не металлическими коваными корпусами, а пластиковыми горшками, покрашенными в черный цвет. В строительном комитете Калининграда тогда заявили, что украшения фонарей - инициатива подрядчика, который таким образом решил скрыть грубые крепежные болты.

Вопреки самым разным санкциям, в России строят мост через Керченский пролив. Официального названия у него пока нет. Но скоро появится. , так и будут писать на картах и дорожных указателях. Всего пять вариантов: Крымский, Керченский, Тузлинский, Мост Дружбы или Мост Воссоединения. Онлайн-голосование началось на этой неделе и продлится месяц. Репортаж корреспондента телеканала «МИР 24» Анастасии Глебовой.

Гул и рев строительной техники не стихает ни на минуту. На Крымском мосту работают при любой погоде. Одну из самых протяженных переправ в стране – ее длина 19 километров – одновременно возводят 7 тысяч строителей. Лучшие из лучших. Как известно – кадры решают все!

«Чтобы сармировать арматурный каркас плиты, уходит порядка 9 суток, это 18 смен. Процесс происходит непрерывно, одна смена меняет другую даже ночью», – говорит прораб Денис Пчелкин.

Пересменка каждые 12 часов – в 7 утра и в 7 вечера. Чтобы избежать простоев, строители живут рядом с мостом в специальном городке. Бригада Дениса Пчелкина только что вернулась из родной Чувашии после отпуска. Впереди – вахта длиной в месяц. Рабочим предстоит установить два автомобильных пролета по 200 тонн каждый – над Тузлинской косой и одноименным островом. Параллельно они будут укреплять арматурой и бетонировать полотно проезжей части.

«Это крючок, это арматура. Мы ее вяжем проволокой. Это птички. Этой птичкой мы связываем непосредственно нижнюю арматуру с верхней, чтобы не было люфта. Инструментом под названием обезьяна мы вяжем птички», – поясняет арматурщик Эдуард Белов.

Эдуард Белов пришел на стройку разнорабочим. Сейчас работает арматурщиком. Такой профессиональный скачок – здесь норма. Заканчиваются одни работы – отряд перебрасывают на другие. Команда осваивает новые специальности. Погода тоже диктует свои правила.

«При ветре нельзя работать с кранами. Можно вести другие работы: сварочные, такелажные. Так как основные работы крановые, по подаче бетона, по установке трубосвай, то тяжеловато было. Тем не менее, справились», – говорит начальник ФКУ Упрдор Тамань Роман Новиков.

С высоты птичьего полета видно – будущая автотрасса почти сомкнулась над Керченским проливом. Все сваи – а их здесь более 3 тысяч – забиты. Где-то первый слой асфальтобетонного покрытия уже частично лег на готовое полотно проезжей части.

Команда Александра Беспалова здесь с начала строительства. Его мостоотряд – старейший в России, в этом году отметил 75-летие. У всех специалистов – внушительный послужной список. Александр, например, строил Четвертое транспортное кольцо в Москве и Берлинский мост в Калининграде.

«Наш отряд приехал одним из первых на эту стройку. Наш отряд сделал первые направляющие под забивку труб, мы погрузили первую трубу, сформировали первую опору, залили первую плиту проезжей части. Везде наш отряд в первых рядах», – отмечает прораб Александр Беспалов.

Стройотряды – многонациональные. Монтажник Тахир Курманбеков – казах. Его дальние родственники живут в Актау, а он родился и вырос в Астрахани.

«Я строил железобетонный мост, металлический, через Россию в Казахстан, два года строил. В Астрахань приехали и там три года строили мост через реку. Потом на Олимпиаду в Сочи бросили», – рассказывает монтажник Тахир Курманбаев.

На площадке сейчас около сотни земляков Тахира. Часто строители обедают здесь же, под сводами Крымского моста, в небольшой столовой. На обед – на первое борщ, на второе – по выбору рис, макароны, гуляш, котлета, окорочок жаренный, отварной, сардельки, колбаска гриль. Перерыв на час, и снова за работу.

В августе этого года бригадам, которые отвечали за транспортировку железнодорожной арки с Керченского полуострова к фарватеру, пришлось не спать двое суток. Конструкцию весом более шести тысяч тонн собирали на крымском берегу под открытым небом почти год. Когда она была готова, пришлось две недели ждать штиля. Уникальную операцию проводили ночью при поддержке моряков.

«Море, погода, ветер, волна. Все это затрудняет доставку по воде и сдерживает темпы работы, поэтому приходилось все время выкручиваться, находить какие-то технические решения, как ускорить процесс, приходилось проявлять смекалку. Сложно было бороться именно с погодными условиями», – вспоминает старший прораб Сергей Чепурнов.

Эту сложнейшую работу пришлось повторить осенью. В октябре на фарватер доставили автомобильную арку весом пять тысяч тонн.

«Подъем двух арок, сначала железнодорожной, а потом и автомобильной – это пик всей стройки. Сплоченная команда, которая сформировалась в период строительства объекта, показала свой профессионализм, навыки и новейшие технологии мостостроения, которые в отечественном мостостроении раньше не использовались – они были применены впервые и в такие сжатые сроки», – отметил заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин.

Автомобильная и железнодорожная арки находятся на высоте 35 метров над уровнем моря. Они соединяют две части Крымского моста и формируют судоходный канал. Его габариты позволяют беспрепятственно проходить всем судам из Черного моря в Азовское и обратно.

Крымский мост очень ждут по обе стороны Керченского пролива. Пока из Тамани в Керчь и обратно быстро добраться можно только на пароме, но переправа сильно зависит от погоды. Местные жители и туристы рассчитывают уже в следующем году поехать в Крым на машине по мосту. Спешат и строители, для которых стал делом чести. Еще они мечтают, в числе первых промчаться с ветерком по новой трассе вместе со своими семьями.

Событием недели стало открытие Крымского моста. Какова цена вопроса и кто наварился, а кого на этой стройке «кинули»?

15 мая во главе колонны грузовиков президент Владимир Путин открыл автомобильную часть моста через Керченский пролив. Ради этого краткого триумфа на глазах у всего мира десятки тысяч рабочих на протяжении двух лет соединяли материк с полуостровом, а из бюджета были выделены сотни миллиардов рублей.

цифра
16 минут заняло у президента пересечение моста за рулем КАМАЗа.

Пионерами по части нарушений ПДД на Крымском мосту стали члены мотоклуба «Ночные волки». Для эффектных фото они парковались на обочине, игнорируя знаки о запрете остановки.

Однако еще раньше байкеров и Путина мост «открыла» простая девушка из Орла Екатерина Кобзарь. Она стала победителем конкурса стихов о стройке и в награду получила экскурсию по объекту.

Я первая прошла по одному из готовых участков моста. Его строили по особой технологии на наклонных опорах, чтобы сохранить надежность в условиях илистого дна и сейсмической активности. Но Крымский мост - это не только дорога. Это параграф в будущих учебниках по истории. Увидеть его вживую, ощутить мощь, труд всех людей, которые его строят, - вот что было самым удивительным, - поделилась Екатерина впечатлениями.

Главным же строителем моста стал Аркадий Ротенберг. За время проекта он удвоил свое состояние: с 1,4 млрд $ в 2015 г. до 3 млрд $ в 2018-м (по оценке Forbes).

Самый крупный в истории госконтракт давний друг Путина получил без конкурса. Ротенберг является единственным учредителем ООО «Стройгазмонтаж», ставшего генподрядчиком проекта. На контракте с ФКУ «Тамань» фирма олигарха заработала более 222 млрд руб.

Но со сдачей объекта работа Ротенберга не заканчивается. Контролируемое им ПАО «Мостотрест» будет оказывать услуги по содержанию дороги. Согласно сайту госзакупок, цена вопроса - полмиллиарда рублей в год. Ради такого дела Ротенберг недавно даже обратно выкупил себе долю в «Мостотресте», от которой избавился несколько лет назад.

Не это ли «свершившееся чудо», о котором говорил президент на церемонии открытия моста?

цитата
«Еще при царе-батюшке люди мечтали о том, чтобы построить этот мост».
Владимир Путин

На церемонии открытия Крымского моста: Владимир Путин, гендиректор «СГМ-Моста» Александр Островский, Аркадий Ротенберг

Лучшее - питерским

Как показал анализ источника, связанные с Крымским мостом заказы в основном достались фирмам из Северной столицы.

Проектировщиком за 436 млн руб. выступила компания «Гипростроймост - Санкт-Петербург». Контроль за строительством осуществляло ЗАО «Ленстрой» (1,5 млрд руб.). Причем поставщиком организация стала на безальтернативной основе. И даже возведение стационарного поста ДПС доверили питерскому ЗАО «Институт «Трансэкопроект».

Сопутствующие дороги к мосту также строила фирма родом оттуда же, откуда и Владимир Путин. АО «Вад» было назначено «единственным поставщиком» услуги по строительству автомобильного подхода к Керченскому мосту, а также дороги Керчь - Феодосия - Симферополь - Севастополь («Таврида»). Впоследствии сменившая питерскую прописку на Вологду компания в обход конкурсных процедур получила 141 млрд руб. Ей вообще постоянно везет: ранее она провела ремонт Невского проспекта, Дворцовой набережной, Выборгского шоссе, строительство vip-дороги в Пулково...

Фирмам из других регионов перепадает на крымских проектах чуть меньше. ОАО «Центродорстрой» во главе с депутатом Брянской облдумы от ЕР Игорем Куровым досталось 8 млрд руб. на строительство ответвления «Тавриды». «Кубаньэнерго» - 363 млн за свет.

Немалая статья расходов Крымского моста (9 млрд руб.) - на охрану и безопасность. Этими вопросами занимается специальное ФГУП Минтранса. При этом руководство ведомственной охраны не чуждо роскоши: арендует изысканные квартиры за 250 тыс. руб. в месяц и автомобиль Merсedes-Benz.

Безопасность - потом

С безопасностью на Крымском мосту как раз проблемы. Сроки проведения инженерных изысканий, проектирования и оснащения моста инженерно-техническими системами оказались сорваны. Правительство распорядилось сдвинуть окончание работ с 30 апреля этого года на 1 декабря будущего. Из-за этого, в частности, отложен запуск движения грузовиков: пока он открыт только для легкового и общественного транспорта. До конца года должен состояться ввод параллельного железнодорожного моста.

Не всегда при строительстве соблюдались и технические требования. В частности, нарушения выявлялись Ростехнадзором (результаты проверок есть у источника).

Специально созданная дочерняя компания «Стройгазмонтажа» - «СГМ-Мост» - выполняла уплотнение бетонной смеси с нарушением технологии. После снятия опалубки на поверхности железобетонных опор оказались участки непровибрированного бетона, раковины и пустоты. Обнаружили ревизоры и обширные участки с щебенистостью и раковинами. На опорах не была обеспечена нормативная толщина защитного слоя бетона, пришли к выводу в Ростехнадзоре.

Гендиректор «СГМ-Моста» Александр Островский был тем самым мужчиной, который сидел в кабине КАМАЗа рядом с президентом во время проезда по мосту. За ним, кстати, числится и еще одно финансовое нарушение: пени в 83 рубля по транспортному налогу.

Не озаботились Островский с Путиным и ремнями безопасности. Но в ФСО это объяснили просто: мол, на тот момент мост имел статус строительной площадки, движение по которой не регулируется нормами ПДД. Нашлось у Кремля и объяснение нахождению президента за рулем: якобы права категории C он получил 20 лет назад. Зачем директору ФСБ потребовалось водить большегрузы - загадка.

Презилент был за рулем - и, как отметили многие, не был пристегнут

Кого кинули?

Работали на Крымском мосту вахтовым методом. Можно найти и примерные суммы зарплат: от 20 тыс. руб. за низко-квалифицированный труд до 80 тыс. для специалистов. Самый часто встречающийся оклад на сайтах вакансий - около 40 тыс.

Однако не все отправившиеся подкалымить остались довольны. В белорусских СМИ можно найти жалобы на обман со стороны работодателей. Издание «Гомельская правда» утверждает, что несколько десятков «белорусских гастарбайтеров» трудились на мосту 2 месяца без выходных, жили в вагончиках, а платить им в итоге отказались.

Указана и нанимавшая белорусов организация - «Трубопроводстроймонтаж». Как выяснил источник, данное ООО было создано только в 2016 году (с началом строительства) и выступило подрядчиком у ПАО «Мостотрест», которое в свою очередь получило подряд у «дочки» Ротенберга «СГМ-Мост».

Учредителями «Трубопроводстроймонтажа», согласно ЕГРЮЛ, выступают два человека: бывший менеджер «Газпрома» Вячеслав Колесник и бизнесмен Алексей Степанов. Связаться с ними не удалось: указанный на официальном сайте номер телефона больше не обслуживается. Отзывы в интернете о компании противоречивы: одни пишут об отличном жилье и достойной оплате, другие - о невыносимых условиях и задержках денег.

Вошли во вкус

После Крымского моста россиян ожидает новая мегастройка - мост на Сахалин. Им также должен заняться Аркадий Ротенберг. Проект оценивается в сумму более 700 млрд руб. Но может и подорожать: мост через Керченский пролив тоже постепенно рос в цене.

Вести контроль реализации крымского проекта должен специально созданный общественный совет. Но финансами он не занимался, рассказала член совета певица Алёна Свиридова:

Почему подорожал в несколько раз, ответить не могу. Я не бухгалтер. Пишут много всяких гадостей болтливые рты. Но строительство - это реальный подвиг людей. Я наблюдала из своего дома, как возводят арки. Слышала, как забивают сваи. Техника была вся новая, красивая, не старье какое-то. Открытие моста - грандиозное событие, оно вызывает только чувство гордости.

Оценить же экономическую эффективность бюджетных инвестиций в инфраструктуру сложно, экономисты расходятся в оценках. Вероятно, станет удобнее добираться на полуостров. Возможно, мост собьет цены, даст импульс малому бизнесу. Но с символической задачей власти справились совершенно точно: пока юридически Крым российским в мире не признают, у Кремля появился железобетонный аргумент.