Кто такие сирены в мифологии. Что собой представляли сирены. Мифология Древней Греции. Социальное значение мифа

По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.

Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Сирены - мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. Сирены живи на одном из неуютных безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии. Они были порождением одного из морских богов - то ли Форкиса, то ли Ахелоя (что вероятнее) - и одной из муз, которая, вероятно, скрывала свое материнство из-за характера дочерей.

Вначале все они были красивыми женщинами. По одному из преданий, сирены были превращены в птиц Афродитой, разгневанной их гордыней и высокомерием. Согласно другому мифу, птичьим туловищем их наградили музы за то, что, возгордившись своими прекрасными голосами, сирены вызвали муз на состязание в пении. По еще одной версии, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Когда же их госпожу похитил себе в жены властелин загробного мира Аид, ее разгневанная мать, богиня плодородия Деметра, придала прекрасным девам птичий вид. Наконец, еще в одном варианте они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону, а когда люди не стали им помогать, они в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосым пением сирены завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их. Голос их был так прекрасен, что ни один человек не мог устоять; все скалы острова были усыпаны костями их жертв.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. В Средневековье сирены пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами, но и с рыбьим хвостом и даже с телом четвероногого животного.

Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и аргонавты в "Аргонавтике", написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире. Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких-либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две.

Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин-колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в "Одиссее". Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц.

В "Библиотеке" Аполлодора (I - II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена - Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая - на флейте, третья поет.

Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана ("De natura animalium"), Овидия ("Метаморфозы"), Хигинуса ("Фабулы"), Евстафия ("По поводу "Одиссеи" Гомера") и Павсания ("Описание Эллады"). В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать - Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя.

Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в "Описании Эллады" Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, "так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен... и сделали себе короны из них". Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: "девушек-колдуний" в наказание за их "высокомерие" в состязании с музами наделили рыбьими хвостами.

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге "Предание о гомеровской "Одиссее" высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив легенды о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин.

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом "сирена" и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.

В итальянской легенде "Жена сирены" сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в "Лигее" Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе "Профессор и русалка") имеет классическое имя; у "маленькой сирены" Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа "Каникулы Зефира" также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию.

В шестом веке в Северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен. Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела ткать, и не была женщиной, ибо могла жить в воде.

В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона.

В десятой книге «Республики» Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер.

Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной.

Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами - нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать».

Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?

Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства Конвей Динна

Сирены

Несмотря на то, что в греческой мифологии сирены связывались с океаном и водой, изначально они были птицами с человеческими чертами. Их название произошло от греческого корневого слова, означающего «связывать или привязывать». В латынь это слово пришло как sirena, а во французском было преобразовано в sereine; поэтому этих морских нимф-птиц-женщин иногда называли сейренами. Их храм находился в Сорренто.

Разные источники утверждают, что сирен было две, три, четыре и даже восемь. У этих морских нимф с птичьими чертами было птичье тело размером с человеческое, а также головы, руки и грудь женщин. Своими прекрасными, соблазнительными голосами они влекли моряков к их смерти на огромных прибрежных скалах. Их любимым музыкальным инструментом была лира или двойная флейта. Сидя на утесах, сирены пели любовные песни, и любой, кто слышал их пение, был мгновенно им очарован. Он прыгал за борт и тонул. Сирены, как и Минотавр, любили человеческое мясо.

Существует много противоречивых преданий о происхождении сирен. Согласно одному из них, когда-то они были морскими нимфами, дочерями речного бога Ахелоя и нимфы Каллиопы. Церера превратила их в полуптиц-полуженщин. Кроме того, возможно, они имеют некоторое отношение к Персефоне, правительнице подземного царства.

Чаще всего им давали имена Аглаофона (с блестящим голосом), Фелксепея (чарующая словами), Пейсиноя (убеждающая) и Молпа (песня). Другие авторы добавляют также имена Парфенопа, Лигейя и Левкосия.

Миф повествует о том, что тщеславие и гордость сирен из-за своих голосов и музыкальных талантов были столь велики, что однажды они вызвали Муз на состязание в музыке.

Музы выиграли и наказали сирен, выщипав из их крыльев все перья. Устыдившись своего вида, эти полуптицы-полуженщины покинули источники и долины, где они жили, и спрятались среди крутых прибрежных скал южной Италии. Они поселились на мысе Пелорус, Капри, острове Антемуза и Сиренузских островах.

Когда Улиссу предстояло плыть мимо островов, где жили сирены, он залепил воском уши членов своей команды, а затем велел им привязать его к мачте. Так греческий герой мог слышать песню сирен, но не мог прыгнуть за борт и поплыть к ним.

Греческие мифы повествуют лишь еще об одном герое, которому удалось избежать чар сирен - это аргонавт Язон. На корабле Язона и аргонавтов был Орфей, искусный музыкант, игравший на арфе. Когда корабль аргонавтов достиг острова сирен, Орфей начал играть на своей арфе и петь, и все аргонавты кроме одного смогли противостоять соблазну этих морских нимф. Только Буто прыгнул за борт, но Афродита спасла его.

Согласно древнему пророчеству, когда сирены не смогут заманить моряков на смерть, они превратятся в огромные утесы. Когда им не удалось привлечь моряков Арго, сирены прыгнули в океан и превратились в опасные подводные камни. Предание гласит, что тело одной из них, Парфенопы, было выброшено на берег в том месте, где позже был построен Неаполь.

Много информации о сиренах содержится в трудах Аристотеля, Плиния, Овидия и Гигина, а также в «Физиологусе» (примерно II век о. э.) и средневековых бестиариях.

Возможно, сирены жили не только в Греции. Колумб во время одного из своих путешествий сделал запись о том, что он и его люди видели сирен.

Психологические характеристики : соблазн проводить слишком много времени, углубившись в паранормальные и духовные вопросы, что приводит к дисбалансу в личной жизни человека.

Магические свойства : пение; любовные чары.

Сирены

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Сирены Сирены (SeirhneV, Sirenes) – в греческой мифологии морские музы, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которою скрываются острые утесы или мели. Первые упоминания о С. имеются в Одиссее. Они живут на западе, на острове между землей

Из книги Экзотическая зоология автора Непомнящий Николай Николаевич

СИРЕНЫ Сирены – мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их.Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Катастрофы тела [Влияние звезд, деформация черепа, великаны, карлики, толстяки, волосатики, уродцы...] автора Кудряшов Виктор Евгеньевич

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Когда и почему покончили с собой сладкоголосые сирены? Сирены – полуптицы – полуженщины – обладали божественным голосом. Они обитали на скалистом острове и своим пением заманивали путников, которых съедали. Ответственность за самоубийство сирен одни возлагают на

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Из книги автора

Сирены Сирены персонифицируют одновременно и опасность и непреодолимое очарование. Легенды рассказывают, что по ночам эти прекрасные создания призывают моряков вернуться в море.К сожалению, термин «сирена» мало применим к несчастным созданиям, которых медицина

Из книги автора

Из книги автора

Сирены Несмотря на то, что в греческой мифологии сирены связывались с океаном и водой, изначально они были птицами с человеческими чертами. Их название произошло от греческого корневого слова, означающего «связывать или привязывать». В латынь это слово пришло как sirena,

В древние времена все опасное и непонятное воспринималось как нечто волшебное и божественное. Так, морская поверхность привлекала своей красотой моряков. Она же пугала их острыми утесами и мелями, которые скрывались под ней. Так появились мифы, главными персонажами которых стали сирены . В мифологии Греции эти морские существа получили от матери божественный голос, а от отца - дикий нрав.

Характеристика персонажей

Наиболее популярными персонажами древнегреческих сказаний считаются сирены. Мифология, дошедшая до нас, описывает их в виде птиц, которые имеют подобие женщин. Иногда их представляют в виде смеси рыб и женщин.

Считается, что они были гетерами. Между собой они отличались тем, что играли на разных музыкальных инструментах. Все они обладали сладостными голосами. Персонажей часто сравнивали с гарпиями. Иногда их воспринимали в качестве муз из потустороннего мира. Поэтому их изображения встречались на надгробных памятниках.

По одному из сказаний, они были спутницами Персефоны, которая считалась богиней плодородия. К тому же она управляла царством мертвых, после того как ее похитил Аид. Боги превратили дев в полуптиц, чтобы те разыскали Персефону. По другой версии, девушки сами превратились в птиц, оплакивая Персефону, которую увезли в царство мертвых.

Кто же создал этих полуженщин?

Родословная поющих существ

Древнегреческие авторы по-разному относились к тому, кого считать отцом сирены. Мифология Софокла, который жил в пятом веке до нашей эры, называет отцом морского божества Форкиса. Существовали и другие версии на этот счет.

Возможные родители сирен:

  • отец - речной бог Ахелой, мать - муза Мельпомена или Терпсихора;
  • мать - Стеропа;
  • мать - Гея, отец - Понт;
  • Кето.

Представления о персонажах

Сирены в древнегреческой мифологии появились давно. До нас первые упоминания о них дошли из «Одиссеи» Гомера. По временным рамкам это восьмое столетие до нашей эры. В произведении описываются две сирены, которые при помощи своих чарующих песен заманивали путников к себе. Их слушатели подплывали к острову и гибли там вместе с кораблями. Никто не видел этих существ.

Современные исследователи считают, что морякам все эти чарующие звуки слышались из пещер, которых в греческих морях предостаточно. Может, поэтому поющих существ никто не видел. Но вернемся к мифологии.

Как же выглядели сирены?

Мифология послегомеровской эпохи представляет их в виде дев с птичьими крыльями, телом и когтистыми лапами. Существует вариант в виде дев с рыбьим хвостом.

По произведениям Аполлодора можно судить о сиренах как о невероятно красивых девах, обладающих очаровательным голосом, который достался им от матери-музы. Одна из трех сестер играла на кифаре, другая - на флейте, а третья пела. Усыпленные музыкой путники разрывались сиренами на части и съедались. Такой дикий нрав был у них от отца Форкиса.

В произведении же Аполлония Родосского идет речь о множестве сирен. Сколько же всего сирен описано в мифологии?

Список мифических существ

За всю историю развития древнегреческой культуры было описано несколько вариантов мифических дев.

Сирены в греческой мифологии:

  • Аглаопа - ее имя означает та, у которой «искрящийся голос». Считается дочерью Ахелоя с Мельпоменой.
  • Писиноя - творение Ахелоя и Мельпомены.
  • Левкосия - был остров, названый ее именем, он расположен у мыса Сиренусс. По легенде, ее тело было выброшено на берег около Посейдонии.
  • Молпа - имеет прозвище «Пляска». Считается дочерь Ахелоя с Мельпоменой.
  • Лигейя - тело девы выбросило у берега около Терины.
  • Парфенопа - могилу этой сирены показывали в Неаполе.
  • Фелксиопа - имя означает «услаждающая взор». Также является творением Ахелоя и Мельпомены.

Места обитания

Существует легенда, по которой сирены (мифология Аттики) решили посоревноваться с музами в пении. Провести соревнования посоветовала Гера. В результате победу одержали музы, которые ощипали сирен, а из их перьев сделали венки. С этих пор подобное украшение стало головным убором муз.

Соревновались персонажи возле города Аптер, который располагался на острове Крит. Главный олимпийский бог выделил для мифических дев остров Анфемоэссу.

Места обитания персонажей:

  • сицилийский мыс Пелор;
  • Сиренузские острова;
  • мыс Пелориады;
  • Капрея;
  • Сиренусс.

Использование образа

Про сирен писали с древнейших времен. Существуют отдельные произведения про мифических дев, например комедия Никофона «Сирены». Также персонажи упоминаются в произведениях Гомера и Аполлония Родосского.

Во все времена морских дев изображали в произведениях живописи. Можно отметить таких художников, как Армитидж, Уотерхауз, Дрейпер, Крупиньский, Корольков и другие.

В средневековой геральдике эти персонажи используются в качестве щитодержателей.

В начале двадцатого века был открыт астероид, который назвали (1009) Сирена.

СИРЕНА

СИРЕНА

1. преим. мн. У древних греков - мифическое морское существо, изображавшееся в виде женщины (иногда с птичьими ногами) или птицы с женской головой, пением завлекавшее моряков в опасные, гибельные для них места.

3. Хвостатое земноводное без задних ног, с глазами под кожей и наружными жабрами (зоол.).

4. Прибор для получения звуков различной высоты и измерения звуковых колебаний (физ.).

5. Сигнальный гудок, дающий сильные и резкие, далеко слышные звуки. Пароходная сирена. Фабричная сирена. Автомобиль с сиреной.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СИРЕНА" в других словарях:

    сирена - ы, ж. sirène f. <лат. Siren <гр. Seiren. 1. В греческой мифологии обитающее в море существо в виде женщины с птичьими ногами или птицы с женской головой, пением завлекавшей моряков в опасные гибельные места. БАС 1. Августа 15 <1749 >… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    1) прибор для измерения числа воздушных колебаний, производящих тон известной высоты; чем чаще колебания, тем он выше; 2) с. или ревун прибор, устанавливаемый на судах или опасных для судоходства местах и предупреждающий моряков резким звуком во… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (иноск.) соблазнительная красавица. Ср. «Голосъ, пѣнье сирены». Ср. «Штучку» я тебѣ тамъ одну покажу пальчики оближешь! «Штучка» это не то ли самое, что папенька сиренами называетъ?... Салтыковъ. Круглый годъ. 1 ое сентября. Ср. Если бъ вы только … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Толковый словарь Даля

    Жен. лукавая соблазнительница, из греческой боговщины. | Сирена и сирен муж., амер. болотная, двулапая ящерица. II. СИРЕНА или сирен, см. серен. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Акустич. излучатель, действие к рого основано на периодич. прерывании потока газа (или жидкости). По принципу работы С. делятся на динамические (вращающиеся) и пульсирующие. В пульсирующих С. перекрытие потока производится заслонкой, совершающей… … Физическая энциклопедия

    Демон, гудок, ревун, хаханы, млекопитающее, ламантин, искусительница, дюгонь, нимфа, соблазнительница, обольстительница, цирцея, излучатель Словарь русских синонимов. сирена 1. см. гудок 2. см … Словарь синонимов

    Паровая, воздушная, электрическая (Siren, hooter) сигнальный звуковой прибор, могущий давать звуки очень большой силы и любого тона при помощи пара или сжатого воздуха. Современные судовые С. слышны на расстоянии 3 5 км при любых атмосферных… … Морской словарь

    - (франц. sirene от греч. seiren), излучатель звуковых волн большой интенсивности, в котором струя воздуха или пара прерывается диском с отверстиями или другим способом. Применяется на маяках, судах и др … Большой Энциклопедический словарь

    В древнегреческой мифологии: существо с женской головой и птичьим туловищем, живущее на скалистых морских островах. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

Книги

  • Сирена , М. Волконский. Сирена. Интригующий роман…

Страшные мифические существа, завораживающие своим пением, сирены наверняка знакомы каждому любителю древних мифов и легенд. Сегодня существует множество хорошо известных литературных произведений, фильмов, сказок, компьютерных игр, посвященных сказочным морским обитателям. Что же скрывают эти персонажи мифов, почему они получили такую популярность?

Кто такие морские сирены, как они произошли

Сирена – это мифическое существо, соединяющее в своем образе красоту и коварность морских просторов. Они такие же непредсказуемые, как и водная гладь, которая, на первый взгляд, может казаться мелью, а на самом деле, полна подводных рифов или, наоборот, черная глубина, которая может оказаться заросшей водорослями мелью.

В мифах рассказывается о двух внешних обликах этих морских красавиц. Одни легенды о сиренах говорят, что это полу-девушки, полуптицы, а другие настаивают на том, что сирены – родственницы русалок, которые обладают такой же завораживающей девичьей красой и длинным рыбьим хвостом.

Всеми известная «Одиссея» рассказывает о существовании двух сказочных монстров, однако автор (Гомер) не называет их имена. В более поздних источниках уже упоминается и третья красавица. Эти волшебные создания, как и все смертные, носили имена. Их звали Персинойя, Аглаоа и Тескепия, соответственно старшая, средняя и младшая сестры. Каждая из них имела свой особенный дар: одна завораживала путников, играя на кефаре, средняя приманивала добычу прекрасным голосом, а младшая обладала талантом игры на флейте. Сирен в мифологии можно встретить и под другими именами. Так старшую называли Парфенопой, среднюю – Лигейей, а младшую – Левкосией.

Нет достоверных сведений, кто мог быть родителем этих страшных созданий. Если верить одним сказаниям, то их родительницей была одна из трех главных муз, по другим версиям – Богиня хаоса Кета, третьи же называли их матерью Стеропу. По поводу отца также нет конкретного ответа: одни считали, что это был Ахелой, другие же – Форкий.

Каждый из возможных родителей, которых можно встретить в мифах о сиренах, также имеет свою интересную историю и предпосылки к порождению этих водных чудовищ.

К примеру, Форкий, морской подземный царь, который правил океанскими просторами до появления Посейдона, был очень жестоким и недолюбливал людей. Ради забавы он, вместе со своей властной женой Кетой, могли поиздеваться над смертными с помощью водяных монстров. Эти ужасные божества являются создателями таких чудовищ, как Ехидна, Ладон (100-главый дракон), горгон, гесперид. Поэтому, вполне вероятно, что создание смертельных певиц – их рук дело.

Если говорить об Ахелойе (властелине рек), он был менее жестоким, чем два предыдущих «кандидата в родители». Он стал одним из героев мифа про Геркулеса. Там бог предстал в образе быка, которого поверг герой ради спасения прекрасной девушки. Если верить одним источникам, то благодаря союзу Мельпомены с речным божеством и появились поющие русалки.

Форкий, так же, как и Ахелой, умел менять внешность. Возможно, именно поэтому так разняться описания морских сирен в различных источниках, ведь оба из предполагаемых отцов были оборотнями. Легенды, появившиеся после «Одиссеи», описывают океанских чудищ, как сладкоголосых девушек, обладающих крыльями, как русалок с волшебными голосами, как существа с птичьим телом, но головой женщины. Один из отцов дал существам свой ужасный, злобный, жестокий, кровожадный характер, а мать одарила их талантом.

Можно встретить версию, что сирен прокляли и поэтому они остались наполовину в человеческом обличии, а на половину в животном. Согласно одному сказанию, морские певицы не смогли защитить Персефону от Аида, а после ее исчезновения, не предпринимали попыток найти свою покровительницу. За такую безответственность мать Персефоны Деметра «наградила» нерадивую свиту своей дочери проклятьем.

Согласно другой версии, девушки все же пытались найти свою госпожу, что было не по нраву Зевсу, который был не против кражи Персефоны. Чтобы избавиться от сирен, боги осуществили превращение красавиц в птиц.

Еще по одной версии, морские красавицы сами возжелали принять такой облик.

Мифические существа сирены в легендах

Одно из сказаний повествует о песенном турнире между морскими певицами и музами, устроенном богиней Герой в городе Аптер. Неизвестно, зачем Гере понадобился этот турнир. Ходили слухи, что Зевс влюбился в одну из океанских красавиц, и, чтобы устранить конкурентку, богиня брака придумала такой конкурс. Музы победили и оборвали перья у океанских певиц, сделав из них себе украшения на голову. Сжалившись над униженными существами, Зевс даровал им Анфемоэссу (остров в океане).

Древние сказания, которые появились после Гомеровского произведения, рассказывают о морских чудовищах, которые поют на острове, окруженном острым рифом. Эти монстры завораживают моряков звуками своих голосов, корабли разбиваются о скалы, а добычу девушки вытаскивают на берег и съедают. Счастливчику Орфею со своими спутниками удалось спастись от этих чудищ. Благодаря тому, что Орфей сам обладал чарующим голосом и волшебной игрой на лире, все время, пока корабль проплывал мимо опасного места, молодой человек играл и пел. Однако один из моряков чудесным образом все же был заворожен. Он спрыгнул с корабля в море и поплыл навстречу смерти. Ему удалось выжить только благодаря богине любви.

Первым источником, где упоминались морские чудища, была «Одиссея». Там Гомер детально описал, где находился остров, на котором обитали океанские певицы. На острове творилось ужасное: он был «застелен» остатками высохшей кожи и костьми. Одиссей, благодаря своей изобретательности, смог спасти себя и свою команду. Он придумал засунуть в уши пчелиный воск, который смог защитить моряков от чарующих звуков. Сам же, в силу любопытства, попросил приковать себя к мачте, чтобы понять, почему эти песни такие чарующие. Команда смогла удержать капитана и не отправить его на верную гибель.

Для сирен было губительно пропустить хотя бы один корабль без жертв. Им напророчили скорую гибель после такого случая. Пропустив корабль Одиссея, водные монстры сошли с ума. Одни из них бросились в воду. Сирены в море превратились в большие скалы. А другие, начали ощипывать себя и остальных, после чего утопились. Чаще всего можно встретить версию, что смерть сирена принес не Одиссей, а Ясон с Аргонавтами.

Если верить Софоклу, ему удалось не только повстречаться с живыми сиренами, но и пообщаться с ними. Согласно его повествованию, эти воздушные девы обитают в Аиде и создают истинную гармонию с помощью своих песен.

Встречается в источниках и связь водных красавиц с существом под название Дельфийский Оракул.

Картинки с изображением таинственных созданий размещали на могилах во времена Древней Греции. Создавались множество повествований и легенд об этих существах, в их честь был возведен храм и гробница.

Морские Чудовища в период Средневековья

С приходом периода Средневековья все древние мифы стали трактоваться со стороны, выгодной католичеству.

«Физиолог», средневековый труд, вещает о сиренах следующее:

Этот текст был переписан иными словами из творения Гомера. Под образом сирен средневековый автор имел в виду всех двуличных людей, в том числе, пришедших к власти.

В трактатах этих времен встречается сравнение Одиссея с Христом, которого приковали не к мачте, а к кресту. Церковь сравнили с кораблем, а сирен – с пороками. Сладким пением пороки пытались соблазнить человека, но лишь вера (представленная в образе веревок) смогла его спасти. В средневековом переводе сирены как раз и обрели рыбьи хвосты.

Сирены в современной культуре

Сегодня эти мифические существа фигурируют как одни из главных героев множества сказок, произведений и фильмов. Фото океанских красавиц встречаются на множестве сайтов в интернете. Про них даже снимают многосерийные сериалы и создают компьютерные игры.

Мистические существа сирены действительно завораживают человека и по сегодняшний день своей таинственностью и красотой. Ведь до сих пор не удалось разгадать, в чем же такое волшебное свойство их голоса.