Мцхета кафедральный собор. Кафедральный собор светицховели. Место отправления маршруток из Тбилиси в Мцхету

У каждого народа есть святыни, особо значимые для его исторических судеб и потому особо почитаемые. И приходят они по Промыслу Божию и Его милости.

– святая Иберия – за свою историю часто находилась в окружении языческого мира; мусульманские полчища нередко опустошали страну – но удивительным образом она воскресала вновь и вновь. Потому что много было у нее царей, монахов и простого люда, которые готовы были умереть и действительно умирали от пыток и казней, жертвуя собой во имя Господа и народа. А иногда они становились заложниками за народ, проводя многие годы в плену, терпя унижения, скорби и муки… Но они не отрекались от главного – от Христа Спасителя. И стали особенными молитвенниками за свой народ и за все человечество. В этом они мистически схожи со святой Сидонией (память 1/14 октября), своей духовной сестрой, первой святой Грузии, которая, получив от брата своего Элиоза заветный хитон Господень и прижав Его к груди, от великой скорби и благоговения тут же и скончалась. Эта святая – особенная. Есть предание, что перед Страшным судом она воскреснет и выйдет навстречу Господу, держа в руках Его хитон как знак вечной любви к Нему.

Святая Сидония происходила из благочестивого рода грузинских евреев, которые с великой верой и надеждой ожидали Мессию. Каждое известие о Нем воспринималось ими как откровение и исполнение пророчеств. Первосвященник Анна имел переписку с Элиозом, братом святой Сидонии, – он был главным учителем евреев в Грузии. Поэтому когда Анна написал Элиозу о суде, то тот немедля собрался в дорогу, повинуясь приказу первоверховного лица. Мать Элиоза и святой Сидонии Сарра, происходила из рода первосвященника Илии. В совершенстве знала она и была чрезвычайно благоговейной и благочестивой женщиной. Просвещаемая Духом Святым, она, провожая сына своего Элиоза на неправедный суд, уговаривала его не быть причастным к пролитию крови Праведника и говорила ему: «Иди, чадо мое, для исполнения законного порядка. Но только, умоляю тебя, не присоединяйся к замыслу врагов Того, Которого вознамерились убить, ибо Он есть Исполнение пророчеств, Притча премудрых, Таинство, сокрытое от начала веков, Свет язычников и Жизнь вечная». Ее слова были выражением общих чувств той еврейской общины, что жила в Грузии. Благочестивая дева Сидония, любимая сестра Элиоза, просила брата, объятая горячим желанием быть хоть как-то причастной великой тайне, привезти ей что-нибудь из того, что принадлежит Тому, над Кем будет вершиться суд. Элиоз очень любил сестру и дал слово исполнить ее просьбу. Он сам и люди, сопровождавшие его, были свидетелями многих чудес, а также последующей проповеди апостолов после воскресения Искупителя. B то время, когда исполнители казни прибивали гвоздями Спасителя ко Кресту, мать Элиоза, Сарра, таинственным образом услышала этот зловещий стук и, вскричав от сильной душевной боли, обреченно сказала: «Прощай, царство Израилево, ибо предали смерти Спасителя и Избавителя людей твоих. Отныне народ твой будет повинен в крови Создателя и Господа своего. Горе мне, что я не умерла прежде этого времени: смерть избавила бы меня от этого страшного известия. Итак, я не увижу на земле Свет язычников и Славу Израиля». От невыносимых душевных страданий она тут же скончалась.

В Писании о хитоне Господнем сказано: «Когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19: 23–24).

Этот хитон по жребию достался мцхетским евреям. О нем с любовью пишет : «Хитон Господень был соткан руками Девы Марии; для него Она пряла по ночам пряжу. Ее сердце предчувствовало будущие страдания Сына, тогда еще малого ребенка, и Ее слезы окропляли багряную ткань хитона, как листья алой розы – капли утренней росы. Этот хитон, по преданию, Господь носил с детства до Своего Распятия, и он, как живой, рос вместе с Ним. Во время Преображения на Фаворе хитон Господень засверкал, как пламя огня, и стал белым, как снег. По пути из Гефсимании на Голгофу хитон был напоен кровью Спасителя, сочившейся из Его ран».

По своем возвращении Элиоз, как и обещал, отдал окровавленный хитон своей сестре Сидонии, а она сообщила ему о смерти их матери Сарры, которая случилась сразу после бывшего ей таинственного откровения. Пораженная вестью о смерти Спасителя, прижимая к груди хитон с глубокой любовью к Господу, Сидония сказала брату: «Любезный брат, довольно с меня и с целой страны этого сокровища. Бог благоволил избавить народ этот от рук диавола (знамением чего служит этот хитон) и дарует ему вечное спасение». Затем, выслушав весть о смерти Искупителя, в невыразимой скорби о Его страданиях Сидония, так же как и мать ее, скончалась. Вестью об этом был удивлен даже царь Адеркий, правивший страной в то время. Он пожелал увидеть деву и захотел взять хитон себе, но никаким образом никто не смог отделить хитон от тела Сидонии, потому что он чудесным образом прирос к телу умершей.

Удивительное чудо произошло и при погребении святой Сидонии. Элиоз вместе с благочестивыми старцами совершал усердное моление о сестре, и в это время случилось землетрясение, под телом девицы раскрылась земля и приняла его в свои недра. Чтобы защитить это место от осквернения, его обнесли оградой. По воле Божией над ним вырос ливанский кедр. Современник святой Нины, иудейский первосвященник Авиафар, милостью Божией и под влиянием святой Нины принявший крещение, писал о хитоне и о милоти пророка Илии, который спрятан недалеко от хитона Господня: «“Мы положили ее своими руками, – говорил отец мой, – под камнями, в тайном месте, где она и должна оставаться до времени, определенного Самим Богом”. Часто просила меня святая Нина, чтобы я подробно узнал от отца моего о месте, где хранится божественный хитон Господень. На мои расспросы об этом он отвечал то же, что говорили и другие, именно: что хитон хранится под кедром, где народ так часто воссылает свои хвалы Господу. Место то воистину подножие виденной Иаковом лестницы, достигающей до небес». Таково свидетельство первосвященника Авиафара о Хитоне Господнем.

Ствол освященного кедра был использован при постройке главного храма Грузии – , что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Он возведен как раз над могилой святой Сидонии. В нем сокрыта и милоть пророка Илии. В храме, которому уже тысяча лет, находится множество величайших святынь. Это духовное сердце Грузии, а благодать, исходящая от него, дает народу духовную силу и защиту.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню. Они прибывают отовсюду, с великой радостью и надеждой, многие идут пешком… Народ объединяется в то время Христовой любовью. И воспоминания о ней греют душу. Много у каждого своих прошений в его сердце; тогда каждый становится похож на ту евангельскую женщину, которая в тайне своей души мечтала об исцелении, только бы прикоснуться к одежде Спасителя… И они получают его. Потому что Господь наш «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13: 8). Только веруй в эту помощь всем сердцем и надейся. Даже если тебе для этого понадобятся долгие годы. Аминь.

Адрес: Г. Мцхета

Svetitskhoveli Cathedral, Mtskheta, Mtskheta-Mtianeti, Georgia

Каждый народ имеет свою главную святыню – самый знаменитый храм. Для Грузии – это Светицховели. С этим культовым строением связано множество легенд и историй. Светицховели, Мцхета – это основные и значительные достопримечательности Грузии. Поездка в Мцхет у всегда стоит под №1 в турагентствах Грузии.

Легенды и история Светицховели

Самая первая легенда, которую можно связать с собором Светицховели датируется 33 годом нашей эры. Такая точность даты, безусловно, связана с распятием Христа.

Житель Грузии раввин Элиоз, узнав о суде над Христом, был отправлен своей матерью в Иерусалим. Его сестра Сидония попросила принести ей какую-нибудь память о Мессии. Элиозу удалось стать владельцем хитона, в который был одет Иисус. Этот хитон и принес своей сестре Элиос. Сидония прижала к груди святой артефакт, а после рассказа о распятии она скончалась.

Все попытки отделить хитон от Сидонии были безуспешны. Так ее и захоронили вместе с Ризой Христовой. На месте погребения Хитона вырос кедр.

Со временем жители Мцхеты забыли о хитоне и Сидонии, но заметили, что больные (раненые) животные и птицы подходили к кедру и уходили оттуда здоровыми. Язычники стали почитать дерево, способное лечить. Святая Нино, оказавшись в Мцхете, попросила царя Мириана построить на месте захоронения Хитона христианский храм. Из кедра было вырублено семь столпов, которые послужили основанием деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и с него стало истекать миро. Его и назвали животворящий столп «Светицховели». Столп был сдвинут со своего места ангелом, и установлен над местом захоронения хитона. Вокруг него и был возведен первый храм, который позже несколько раз перестраивался. В центре храма Светицховели и сейчас стоит столп только вокруг него установлен каменный шатер украшенный фресками.

Современный кафедральный собор Светицховели был возведен в начале XI века (1010-1029 гг.). Основой храма послужила базилика, построенная в V веке царем Вахтангом Горгасалом. Идея перестроить базилику в купольный храм принадлежала католикосу Мелхиседеку в начале Золотой эпохи Грузии. Строительство было поручено архитектору Арсакидзе. Он увеличил по длине базилику и пристроил к ней остальные стены, создав поэму в камне, именуемую Светицховели. На храме имеется оттиск руки мастера, и надпись, благодаря которой известна фамилия зодчего. Следующая легенда, точнее, две версии сказа относительно десницы.

По одной из версий, мастеру отрубили руку, чтоб он больше никогда не построил ничего подобного. Другая версия легенды гласит о том, что молодому мастеру отрезали десницу по приказу царя, так как юношу взаимно полюбила девушка, на которую «положил глаз» сам царь.

О строительстве храма Светицховели имеется великолепный исторический роман Константина Гамсахурдии «Десница великого мастера».

Описание храма

Собор Светицховели в Мцхете является уникальным храмом. В нем невозможно определить симметрию. Строился он на месте предыдущих церквей, стены которых не были разрушены полностью и сохранились как элементы архитектуры. Удивляет также отсутствие симметрии и порядка внутри храма: опорные колонны не только разной формы, но и установлены не в линию.

Внимания заслуживают двери центрального входа в храм. На них выгравирована сцена установки ангелами животворящего столпа.

В храме имеются религиозные и исторические артефакты. Среди них:

  • купель для крещения, есть предположение, что в ней крестился царь Мириан – первый христианский царь Грузии;
  • опорные столбы – храма, их сейчас 8, один из столбов (Животворящий) окружен каменным шатром, он перестал мироточить после нашествия шаха Аббаса I;
  • фрески Светицховели – их в храме огромное множество, сюжеты многих рассказывают историю столпа, также имеются загадочные фрески, которые представляют странную визуализацию некоторых библейских фраз;
  • захоронения – храм Светицховели в Мцхете был некрополем, где захоронены грузинские цари, некоторые из них не сохранилось;
  • накидка пророка Ильи – считается, что она хранится за алтарем;
  • Частица «Истинного креста», того, на котором был распят Христос.

Некоторые историки и теологи считают, что расположение монастырского комплекса Светицховели скрывает зашифрованное послание от предков.

В Светицховели с компанией Viva-Georgia

Компания Viva-Georgia организует экскурсии в Мцхету и Светицховели. Во время поездки обязательно посещение храма Джвари, построенный на месте поклонного креста, некогда установленного Просветительницей Ниной.

Светицховели является монастырем, описанным Лермонтовым в поэме «Мцыри», он обязателен к посещению, так как лишь в этом древнем городе можно почувствовать христианский дух народа.

Как добраться?

Светицховели расположен в Мцхете, найти его несложно – он виден из любой точки городка.

Если вы добираетесь из Тбилиси , садитесь на маршрутку на станции метро Дидубе, предварительно приобретя билет в кассе. Ходят маршрутки с 7.30 до 20.30 раз в 15-25 минут (обратно из Мцхеты последний рейс в 20.00).

Также можно добраться до Мцхеты электричкой, которая отправляется с вокзала Тбилиси и стоит 1 лари. Ехать до станции «Мцхета». В этом случае готовьтесь к полуторакилометровому пешеходному путешествию вдоль берега в сторону центра Мцхеты.

Такси из Тбилиси в Мцхету будет стоить 30-50 лари. Это стоимость дороги туда и обратно, при этом таксист подождет, пока вы осмотрите Светицховели и другие достопримечательности городка, прежде чем вернуть вас в Тбилиси.

Особенности посещения

Можно посетить Светицховели самостоятельно, но лучше, конечно, сделать это в составе экскурсионной группы – гид расскажет вам много подробностей, тайн и легенд храма, от чего посещение запомнится вам более ярко.

Время работы храма: c 08:00 до 19:00 без выходных. Вход бесплатный. Требования к внешнему виду тут очень жесткие. Для мужчин недопустимы шорты, для женщин — брюки и открытые плечи.

Светицховели – грузинская святыня, просто обязательная к посещению, если вы хотите узнать о Грузии хотя бы самую малость. Здесь – ее древняя история, высокая духовность и многовековые традиции.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

В наши дни Мцхета — это уютный тщательно отреставрированный город, фактически ближний пригород Тбилиси . Однако когда-то это был главный город Грузии с названием Мцхет (позже оно видоизменилось до современного). По легенде, город у слияния рек Арагви и Кура в середине 1-го тысячелетия до нашей эры основал потомок Ноя по линии его сына Иафета Мцхетос, будучи еще и старшим сыном Картлоса, прародителя картвелов, от которых пошло название всей страны: Грузия по-грузински называется «Сакартвело», то есть «место, где живут картвелы». Кстати, братом Картлоса был некий Хайк — прародитель всех армян.

После переноса столицы из Мцхеты в Тбилиси царем Вахтангом Горгасали, первая почти опустела, а после очередного арабского набега (в 736 году) как город Мцхета практически умерла. Когда в начале XIX века сюда пришли русские, они увидели лишь огромный гранитный храм с полуразрушенной каменной стеной – и больше ничего. Однако в последние десятилетия принятая в Грузии правительственная программа по возрождению древней столицы привела к тому, что город Мцхета снова появился и как географическая единица, и как одна из главных достопримечательностей Грузии.


В наши дни Мцхета выглядит аккуратным и даже слишком «туристическим» городом, чьи немногочисленные тщательно отреставрированные улочки выводят к сердцу древней столицы: огромному храму Светицховели (координаты для GPS навигатора: 41°50.537; 44°43.233).

Мцхета, cобор Светицховели



Если с монастыря Джвари (о нем расскажу ниже) началось распространение христианства в Грузии, то собор Светицховели во Мцхете был и поныне остается центром религиозной жизни и главной достопримечательностью Мцхеты. Первый деревянный храм на этом месте был возведен по настоянию святой Нино, до наших дней он не сохранился. С возникновением собора Светицховели связано такое предание: солдаты, бывшие свидетелями распятия Христа, бросили жребий, кому достанется его хитон. А в древнем городе Мцхета жила глубоко верующая девушка Сидония, которая попросила местного священника брата Элоиза привезти ей со Святой земли что-нибудь, к чему прикасался Спаситель. Элоиз выкупил у солдата хитон и привез его Сидонии. Та взяла его в руки и тотчас умерла от радости – после смерти ее пальцы так и не смогли разжать, чтобы забрать ткань, ее так и похоронили вместе с хитоном. А над ее могилой затем вырос кедр, который стал мироточить и исцелять. Спустя три века после этих событий Грузия стала христианской страной, в ней начали строить первую церковь, срубили для этого дерево с могилы Сидонии, сделали из него колонну (столп), но она не опускалась на землю, пари ла в воздухе. И лишь после молитв святой Нино «Животворящий Столп» (так назвали необычную колонну) опустился и церковь была-таки заложена.

Кстати, название Светицховели как раз и означает «Животворящий столп». Даже будучи срубленным, дерево продолжалось мироточить — однако это прекратились после нашествия персидского шаха Аббаса в XVI веке. Сейчас чудесное кедровое бревно можно увидеть внутри храма, в окружении фресок и икон.

Еще одна история, связанная с собором Светицховели, имеет явное сходство с легендой о возведении московского собора Василия Блаженного. Правда, если зодчим Барме и Постнику русский царь повелел выколоть глаза, то некоему Арсукидзе зачем-то по итогам строительства отрубили руку — и теперь над аркой у входа в собор можно увидеть барельеф с изображением руки. История возведения собора подвигла Константина Гамсахурдиа (отца первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа) на написание романа «Десница великого мастера».

Помимо кедра и захороненного вместе с Сидонией хитона, на территории церкви Светицховели есть еще одна христианская святыня: плащаница пророка Илии. В древности между грузинами и иудеями были тесные связи и плащаница была вывезена в Грузию как в безопасное место. Теперь она замурована справа от алтаря под иконой пророка Илии. Что касается священного животворящего кедра, то в Светицховели он также стал частью иконы: слева от входа можно увидеть икону царя Мириана и его супруги Наны, при которых строительство началось, внизу иконы изображена покоящаяся в могиле Сидония.

Достопримечательности Мцхеты — монастырь Самтавро

Древний монастырь Самтавро (координаты для GPS навигатора: N41°50.782; E44°43.119 ) известен тем, что, по преданию,на его месте под кустом ежевики жила святая Нино. Сначала она обитала у садовника, а затем, чтобы его не стеснять, перебралась в шалаш, образованный большим ежевичным кустом («макловани»). В некотором роде, это грузинский аналог библейской неопалимой купины.



Храм (позже ставший и монастырем) Самтавро был построен царем Мирианом для себя: возможно, царь, в прошлом язычник, полагал себя недостойным молиться в главной христианской святыне Мцхеты соборе Светицховели. В Самтавро расположены захоронения царя Мириана и царицы Наны, а также в нем также находится частица Животворящего Столпа и части мощей двух из тринадцати сирийских святых отцов — Або Некресского (основателя в Кахетии) и Шио Мгвимского — принесших в Грузию православие и монашество. Есть в церкви еще одно почитаемое верующими захоронение: могила монаха Гавриила Ургебадзе, умершего не так давно, в 1995 году. При жизни он стал известен тем, что четыре раза строил в Тбилиси домовую церковь — каждый раз городские власти ее разрушали, а также своим «дессидентством»: на первомайской демонстрации он демонстративно поджигал портрет Ленина. В последние годы жизни Гавриил исцелял страждущих и этим оставил о себе добрую память у прихожан.

Мцхета, крепость Бебрисхице

Координаты для GPS навигатора: N 41°51.307; E44°43.323



К сожалению, за внушительными стенами крепости Бебрисцихе практически ничего нет, лишь поросшее травой пространство. Да, здесь есть высокие стены, однако большая часть их разрушена. И разрушены они были совсем недавно: весной 2010 г. в результате сильного оползня. Вроде бы крепость собирались восстанавливать — но пока, к сожалению, этого не произошло.

Мцхета, монастырь Джвари

«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагви и Куры
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…»

Таким некогда описал Лермонтов древний монастырь Джвари, расположенный на Крестовой горе напротив Мцхеты («джвари» с грузинского переводится как «крест»).

По значимости для истории и религии Грузии, монастырь Джвари следовало бы поставить на первое место в списке достопримечательностей Мцхеты, но, так как он расположен не в самом городе Мцхета, а на горе над ним, в рассказе он оказался на последнем месте.

Согласно историкам, именно с этого места началась христианизация Грузии: будущей Святой Нино явилось видение и она установила на горе первый в Грузии крест. Так впервые христианство в Грузии возвысилось над язычеством: внизу под Крестовой горой располагался языческий храм. Нынешнее здание монастыря Джвари расположено предположительно на месте того первого креста Нино.


Монастырь Джвари считается шедевром грузинского церковного зодчества, ибо был одним из первых, построенных с подобной планировкой: «тетраконх» — в плане крест с закругленными концами; позднее она стала типичной для Грузии. Сквозь узкие окошки-бойницы свет падает прямо на кресты – и, кроме этого света и крестов, внутри почти ничего нет (и, скорее всего, и не было): во времена христианизации страны особо не беспокоились о внешних атрибутах вроде фресок и росписей.

От храма открывается отличный вид на город Мцхета , собор Светицховели , реки Арагви и Кура – тут с Лермонтовым нельзя не согласиться:


Как доехать до монастыря Джвари

Маршрутки из Тбилиси туда не ходят, так что или пешком из Мцхеты, или на машине (5 км по основной дороге а затем полчаса пешком по тропе); можно также добраться на такси из и Тбилиси . От автовокзала у метро Дидубе раз в полчаса отправляется автобус в Кутаиси через Гори – можно попробовать договориться с водителем, чтобы высадил на шоссе у подножия Крестовой горы, оттуда вверх придется идти пешком.

Координаты монастыря Джвари : N41°50.280; E44°44.006


Если своей машины нет, то наиболее удобный способ осмотреть Джвари и множество других интересных достопримечательностей, расположенных в окрестностях Тбилиси и на Военно-грузинской дороге — это заказать авторскую экскурсию по региону из Тбилиси. Вашими экскурсоводами будут местные жители – фотографы, журналисты, историки – влюбленные в свой родной край и знающие о нем практически все. Список всех доступных авторских экскурсий по Тбилиси, его окрестностям и вообще Грузии вы можете найти в таблице ниже. По умолчанию, в окне отображаются первые 3 экскурсии, отсортированные по отзывам и популярности. Чтобы увидеть все доступные варианты, кликните «Посмотреть все».

На этапе бронирования вам нужно будет заплатить 20% от общей стоимости, остальное отдается гиду на руки перед началом экскурсии.

Трансфер во Мцхету от онлайн-сервиса GoTrip

Еще один хороший способ добраться до Мцхеты монастыря Джвари — это заказать комфортабельный трансфер на грузинском сайте GoTrip . Цены там сопоставимы с расценками уличных таксистов, а на этапе бронирования у вас есть возможность выбрать конкретного водителя и марку автомобиля в зависимости от отзывов прежних пассажиров. Учитывая джигитскую манеру езды грузинских уличных таксистов и их далеко не всегда исправные автомобили – очень полезная опция. Цена на сайте указана окончательная, торговаться уже ни с кем не придется.

Подробнее остановлюсь на главной ее достопримечательности — Кафедральный собор Светицховели. В переводе с грузинского означает — столп животворящий. Существуют 2 интересные версии о возникновении этого столпа и в обеих сказано, что при строительстве собора столп сыграл ключевую роль. Сейчас Столп находится практически в центре собора, а над ним построена каменная сень, украшенная фресками.

Главный вход на территорию собора

Башенка над могилой Св. Сидонии, Хитона Господня и Столпа Животворящего

Иконостас центрального предела собора

Часовня гроба Господня

Что больше всего меня поразило, так это то, что в соборе похоронены несколько грузинских царей, почти весь род князей Багратиони. Причем могилы с надгробиями вмурованы в пол собора, т.е. когда идешь по собору, нужно смотреть вниз, иначе можешь наступить на чье-нибудь надгробие. Для меня это было шоком, первый раз такое видела! По сути получается такое небольшое кладбище в стенах церкви, куда люди приходят молиться, ведь собор Светицховели действующий. Плюс постоянно приезжающие туристы, которые там топчутся, причем я своими глазами видела, как люди шли прямо по надгробиям. Эмм, для меня это как то слишком, почему их хоронили внутри собора, я так и не поняла.

Иконостас

Собор Светицховели был построен на месте первой грузинской христианской церкви. Та церковь была еще деревянной, затем на ее месте была построена каменная базилика, фрагменты тех церквей сохранились по сей день. На протяжении долгого существования собор перестраивался несколько раз, так как пережил нашествие монголов, землетрясения. Это отразилось и во внутреннем облике собора. Роспись в соборе относится к XVII веку.

Икона Пророка Илии, за иконостасом в этом месте хранится его плащ(милоть)

Фреска «Страшный суд». Если посмотреть поближе, то в в центре по кругу расположены знаки зодиака

Придел Св. Николая

Не менее интересно смотрится крепостная стена собора, которая датируется второй половиной 18 века.

Во внутреннем дворе собора многие туристы и прихожане отдыхают на скамейках, мы тоже не остались в стороне. И знаете, там так спокойно и умиротворенно себя чувствуешь, одним словом — благодать.

В верхней части фото, 12 лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

На заднем фоне виден монастырь Джвари

После посещения собора Светицховели, мы побродили немного по улицам Мцхеты и отправились искать остановку, чтобы вернуться в Тбилиси.

Центральная парковка, позади собор Светицховели

Въезд на парковку

Здание полиции, сверху, со смотровой площадки у монастыря Джвари, здание выглядит как подкова

Монастырь Джвари виден почти с любой точки

Симпатичные дома местных жителей

Спускались к реке полюбоваться видом на монастырь Джвари

Инжирное дерево

Вот такая насыщенная поездка в Мцхету у нас получилась. Рекомендую обязательно посетить эти места и проникнуться атмосферой.

Сервисы которыми мы пользуемся в своих самостоятельных путешествиях:

Поиск и покупка авиабилетов
Aviasales - для нас это №1 из всех поисковиков, пользуемся только им, потому что удобный и надежный, без "подводных камней".
One Two Trip! - удивительно удобный поисковик, в котором можно найти и приобрести не только авиабилеты, но и железнодорожные. Кроме того, там также легко забронировать гостиницу или отель. Перейдя по нашей ссылке вы дополнительно получите 500 рублей скидки на покупку авиабилета!

Поиск и бронирование жилья

  1. - всемирно известный поисковик, где можно найти и забронировать жилье от гестхаузов до шикарных вилл. Многократно пользовались и очень рекомендуем.
  2. Hotellook - сервис по поиску и бронированию жилья от создателей Aviasales.
  3. Airbnb - бронирование и аренда квартир, комнат, домов у местных жителей. Проверено на себе, все честно, рекомендуем. Бронируя по нашей ссылке получите бонус в размере 2100 р., который сможете использовать при оплате жилья. Для этого вам нужно будет создать свой аккаунт на AirBnB.
Прокат автомобилей
- отличная альтернатива поездкам в междугородних автобусах и поездах по территории России. Цены чаще всего ниже общественного транспорта, а комфорт существенно выше.

Сервис-агрегатор по аренде машин в местных прокатных компаниях. Вы выбираете машину как бы в местном прокате, но через сервис, бронируя по банковской карте, c которой снимается только 15% от стоимости. Гарантом выступает компания MyRentacar. Вы можете выбрать не только класс машины, но и конкретный автомобиль с точностью до цвета кузова и типа магнитолы. Но что самое важное, цены на этом сервисе такие же, как если бы вы сами пришли в местную прокатную фирму!

(სვეტიცხოვლი ), он же Собор во имя Двенадцати Апостолов — первый и главный храм в Грузии, название которого традиционно переводят как «животворящий столб». Это один из самых больших храмов страны и хронологически первый в грузинской храмовой истории — и один из первых в истории христианской архитектуры. В современном виде существует с 1010 года, не считая отдельные перестроек. Кажется, это место, куда туристы отправляются из Тбилиси в первую очередь.

Название

Как почти везде в Грузии, храм имеет официальное название (Имени 12-ти Апостолов) и личное: Светицховели. Свети (სვეტი ) — это столб, а Цховели (ცხოველი ) — живой или чудотворный. Близкий по значению глагол «цховелеба» означает оживлять или давать жизнь . В современном грузинском языке это значение слова цховели почти утратилось, заместившись другим. Сейчас цховели — это нечто обладающее жизнью, то есть, животное. В золотой фонд грузинской туристической фразеологии вошёл перевод «Столбозверь». Так его реально называли некоторые гиды.

Кто-то из осетинских альтернативщиков утверждал, что храм строили осетины и поэтому назывался он «Осетисцховели».

История

История это места следующая. Считается, что в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и впоследствии тут вырос кедр, который стал священным деревом для местных жителей. В IV веке рядом стоял царский дворец, а кедр рос в саду этого дворца. Когда Святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же её посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: "Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков".

Когда царь Мириан принял решение креститься, то возник вопрос о месте постройки первого храма. Видимо, выбирали между местом, где сейчас Светицховели и тем, где сейчас Самтавро :

До приезда священников из Греции, после того как царь и весь народ с усердием встали на путь христианства, царь имел разговор с Нино о постройке церкви. Верующий царь спросил святую Нино: «Где мне построить дом богу»? А блаженная та ответила: «Где угодно будет разуму царей». А царь сказал: «Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листвы и благоухание цветов, в нем построю храм моления для себя, который будет стоять вечно»

Кедр срубили, сделали из него столб, но установить его на место руками не смогли. Чуть позже он установился сам, неким чудесным образом. Этот сюжет иногда отображается в иконографии нашего времени. Изображение грузинских святых и сам столб по центру можно обнаружить почти в каждом храме.

Храм (имени Двенадцати Апостолов), видимо, был совсем небольшой, как это было принято в те времена. В V веке царь Вахтанг Горгосал учредил католикосат, перенёс кафедру мцхетского епископа из Светицховели в Самтавро , а Светицховели стал кафедрой католикоса. По этому случаю Вахтанг построил тут базилику . Если заметите в храме каменные бычьи головы — это остатки той самой базилики V века. Возможно, что таких фрагментов в храме гораздо больше, но по этому вопросу у археологов нет пока единого мнения.

Базилика со временем очень сильно пострадала и в начале XI века католикос Грузии Мелхеседек решил построить новый большой храм. По этому поводу он даже ездил в Константинополь и зачем-то запрашивал разрешения у византийского императора. Долгое время считалось, что Мелхеседек был первым католикосом объединённой Грузии с того самого 1010 года и, таким образом, Светицховели стал символом нового формата грузинской церкви. Но, увы, недавно выяснилось, что он был не первым, а третьим, так что Светицховели утратил свой эпичный симпволизм.

В Светицховели долгое время короновали и хоронили царей, тут же проходила интронизация католикоса.

Тимур Тамерлан примерно в 1400 году основательно повредил храм. Царь Александр Великий, вступив на престол в 1412 году, приложил некие усилия к восстановлению храма. Купол был перестроен полностью. Преложены некоторые своды. Очень многое в соборе сейчас — последствия того ремонта. В 1656 году купол собора опять обрушился. Царь Ростом, хоть и был осознанный мусульманин, принял решение восстановить купол.

Внутри

Храм Светицховели станен. Он очень хаотичный, несемметричный и неровный. Его южный фасад не похож на западный. Внутри он тоже беспорядочен: даже его опорные колонны имеют разную форму и стоят не в линию. Здесь криво всё.

Основной вход находится на западной стороне, северная и южная двери часто закрыты. Вы попадаете в собор через большой портик, под сводом которого обычно стоит корзинка с тряпочками для женщин. Дресскод тут строгий. Женщины в штанах и мужчины в шортах не приветствуются. Сами двери сейчас деревяные, с фигурами 12-ти апостолов и изображением ангелов, устанавливающих Столб.

Войдя в храм, вы видите впереди его центральный громадный неф и ряды колонн справа и слева. Если сразу поднять голову вверх, то там чуть слева можно расмотреть дыру — это тайник, куда в сложные моменты истории прятали церковные ценности. Сразу справа видна купель для крещения : предполагается, что это то самое место, где Нина крестила царя Мириана и Нану. Рядом на стене висит икона, где изображены Мириан, Нана, и Нина по центру между ними. Кстати, непонятно, крестила ли Нина царя лично или только подвела его к этой мысли. По тем временам женщины могли и не иметь права крестить людей.

Столбы храма

Сейчас в храме 8 опорных столбов, из них 4 - подкупольные. Храм - продукт перестройки базилики эпохи Горгасала, которая могла быть идентична Болнисскому Сиону . В болнисском храме 10 столбов. Легко заметить, что и в Светицховели когда-то было 10, но два из них отсутствуют: один заменен на каменный саркофаг Животворящего Столба, а симметричный ему убрали, вероятно, для красоты. А вот когда исчезли два эти столба? Было ли их отсутствие заложено в проекте? Похоже, что нет. Складывается ощущение, что столбы исчезли уже после постройки собора, поэтому все своды над ними спроектированы так, как будто столбы стоят на своем месте - например, арка свода от южной стены идёт к этому виртуальному столбу, но реально упирается в другую арку.

Сами опорные столбы достойны отдельного внимания. Они все разной формы и ориентированы кто куда. Первый столб слева наименее интересен. А вот первый столб справа необычен: археологи проделали в нём несколько глубоких дыр, чтобы выяснить, что же там внутри. Второй столб по левой стороне частично разобран снизу, так что виден кусок базы столба V века . То же самое у двух третьих столбов. Древнее основание лучше всего видно у третьего правого столба. Хорошо видно, что оно имело форму креста - кстати, как и в Болнисском Сионе, что намекает на то, что это были однотипные храмы.

К третьему правому столбу пристроен каменный трон патриарха - он появился в XVII веке и в то же время расписан фресками в персидском стиле. Сейчас он как трон не используется.

Животворящий Столб

Главное внутри - это сам Животворящий Столп. Он находится примерно в центре храма, на месте третьей левой колонны. Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. (Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I)

Вокруг столба сейчас выложен невысокий мраморный бортик, покрытый надписями шрифтом асомтаврули .

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Это XVII век, период упадка грузинской живописи. Это намного. намного хуже, чем палеологовские фрески. Кроме того, на них сказались мусульманские нашествия. Во многих местах лица соскоблены или хотя бы расцарапаны. Фрески на столбе - в основном про историю этого самого столба. О них см. ниже в статье про фрески.

Фрески

Помимо фресок на Столбе, есть еще фрески на стенах и столбах. Здесь есть сцены Апокалипсиса, интригующий зодиакальный круг, прославленные "светицховельские медузы" и многое другое. Росписи Светицховели - большая и сложная тема, поэтому мы вынесем её в особый отдел и не будем загромождать ею рассказ.

Захоронения

В прежние эпохи храм был некрополем и тут были захоронены почти все грузинские цари, начиная с XII века, но от царских захорнений сохранилось очень мало. Сейчас тут можно видеть могилы царя Ираклия II (черная плита со щитом и мечем), царя Вахтанга Горгасала (западнее Ираклия), царя Георгия ХII (севернее Ираклия), царевны Текле (рядом с Ираклием II), и Ираклия (внука Ираклия II). Тут же множество могил князей Багратион-Мухранских.

Левее (севернее) надгробия царя Гиоргия XII находится чёрная плита - надгробие его жены, а чуть дальше ещё одна черная плита с надписью «Петр Багратиони Грузинский». Это Пётр Петрович Грузинский, до 1984 года глава грузинского царского рода и автор двух знаменитых песен: «Тбилисо» и «Чито-Гврито».