Монастырь Эчмиадзин. Кучерявый гид Армения г эчмиадзин

Вагаршапат (Վաղարշապատ) - город в центральной Армении с населением около 57 000 человек, резиденция католикоса, один из пригородов Еревана. Здесь находится много известных храмов, поэтому город часто посещается туристами. Вагаршапат в Армении по своей исторической значимости чем-то напоминает Мцхету в Грузии. Приезжающие в Армению на пару дней помимо Еревана посещают как минимум Вагаршапат. В советское время город назывался "Эчмиадзин" и это название по сей день не выветрилось, что порождает некоторую путаницу.

Вагаршапат: собор Эчмиадзин, восточные ворота и сверху слева - заросли. в которых прячется храм Святой Гаянэ.

История

Если настоящее у Вагаршапата скучноватое, то прошлое - славно и величественно. Люди жили тут еще в эпоху неолита, а при урартийцах тут уже было построено что-то серьезное. В первом веке до нашей эры тут был город, о названии которого пока спорят, а царь Тигран Великий поселил тут евреев. Сам город Вагаршапат появился в 120 году при царе Ваграше Первом (117 - 144), который сделал его столицей Аршакидской Армении. Отсюда пошло и название города: Ваграш-Абад. Именно в Вагаршапате развернулись все события, связанные с крещением Армении: именно здесь жит царь Трдат, здесь он убивал дев-репсимиянок, здесь ему являлся Григорий Просветитель и здесь Трдат крестился. Соответственно, Святая Нина уходила в Грузию тоже из Вагаршапата. К сожалению, от того города не осталось даже нескольких камней.

В 336 году столица переехала в Двин . В 428 году Аршакидское царство пало и город понемногу захирел. В 452 году католикос переехал из Вагаршапата в Двин. В VII веке это была уже глухая провинция, но именно в это время были построены собор Эчмиадзин , храм Гаяне, Звартноц и храм Рипсиме . В 658 году пришли арабы и город стал частью Армянского Эмирата.

Золотая эпоха Закаридов не отразилась на Вагаршапате никак.

В 1441 году резиденция католикоса вернулась в Вагаршапат. Тем самым он снова стал как бы столицей армянского народа. В то время город как таковой почти отсутствовал и монастырь Эчмиадзин стоял почти в чистом поле. До XIX века здесь почти ничего не происходило. В июне 1804 года российский генерал Цицианов решил отвоевать Армению у Ирана и отправился с армией на Эривань. Под Эчмиадзином он встретил крупные силы иранской армии, не решился их атаковать и, обойдя противника, пошёл дальше на Эривань. После этого персы покинули Эчмиадзин и русский отряд занял его без боя. Но поход закончился неудачей и осенью русская армия отсюда ушла.

В 1827 началась русско-персидская война и в Эчмиадзине разместился русский отряд. В августе 1827 года этот отряд был осаждён персами и на выручку ему выступил отряд Красновского - произошла эпическая Аштаракская битва, когда пятитысячный отряд сумел пробиться к Эчмиадзину и снять осаду, но при этом сам едва не погиб.

На картинках тех лет виден собор Эчмиадзин, обнесенный стеной, и пустые поля вокруг монастыря. Видимо, там действительно не было ничего, кроме четырех храмов, поэтому местные татары прозвали местность Дерткилисе (Четыре церкви).

В советское время Вагаршапат из заброшенной деревни снова стал крупным посёлком, а затем и городом. Монастырь Эчмиадзин и храмы отремонтировали. Откопали из-под земли Звартноц. В 1945 году город переименовали в Эчмиадзин, а в 1995 вернули прежнее название "Вагаршапат". В 2000 году все храмы Вагаршапата включили в списки ЮНЕСКО.

Что есть сейчас

В наше время Вагаршапат выглядит как вполне современный равнинный город, лишённый какой бы то ни было ауры древности. Он напоминает типовой советский новострой вроде Барнаула или Читы. Визуально он скучнее даже легендарно скучного грузинского Рустави. И в то же время здесь мощный исторический бэкграунд и множество важных для армянской истории храмов. Наверное, это самое плотное в Армении скопление старинных памятников.

Это совсем рядом от Еревана: от центра столицы до центра Вагаршапата всего 20 километров по дорогам. Эта близость к столице и плотность достопримечательностей делают Вагаршапат самым популярным туристическим городом в стране после Еревана. Если вы размышляете, куда поехать из столицы, чтобы быстро и с пользой, то можно смело ехать сюда.

Центром города является монастырь Эчмиадзин. С северной стороны к монастырб примыкает площадь Комитаса. От неё на север тянется полоса газонов и фонтанов, тут же муниципалитет. Это парадная часть города.

Сразу к югу от монастыря в деревцах прячется храм Святой Гаянэ.

От площади Комитаса на восток и далее на Ереван тянется улица Месропа Маштоца. Это примерно полтора километра многоэтажек. Именно на этой улице имеет смысл искать маршрутки, кафешки и прочие радости цивилизации. На самом выезде, на пересечении с улицей Матросова, находятся Вагаршапатский консервный завод и храм святой Рипсиме . В некотором роде эта самая ценная с архитектурной точки зрения достопримечательность.

Чуть сложнее найти храм Шогакат. К нему надо свернуть с Маштоца на Петрозаводскую улицу. Между Шогакат и Рипсиме - всего 400 метров по прямой. Всё рядом.

И это всё. Остальное - несколько заводов, больница и культурный центр. До Звартноца надо пройти на восток километра с два.

Кафе и рестораны

Учитывая траффик туристов, Вагаршапат должен был бы быть напичкан ресторанами, но на практике все иначе. Впрочем, тут имеется как минимум один ресторан - прямо на въезде со стороны Еревана, неподалеку от храма Шогакат. Он симпатичный, с красивыми столиками под навесом, очень зеленый и с фонтанчиком. Цены средние по Армении. Есть кофе, разливное пиво, вездесущие кебабы и прочее полезное.

Окрестности

Окрестности Вагаршапата - это плоские колхозные поля. На восток через три километра начинаются окраины Еревана. Если вам захотелось выехать из этого города в интересные места, то следует поехать на север. Там через 10 километров Ошакан а за ним Аштарак. Там находится могила Мсропа Маштоца и множество старых храмов.

В 6-ти километрах на север находится село Айгешат, где находится винный завод. Если кто помнит армянское вино "Айгешат" - это отсюда.

Как добираются

Вагаршапат - легко посещаемый город. Прямо с основного автовокзала Еревана сюда ходят маршрутки за 250 драм. Идут долго, около получаса, зато проходят мимо Звартноца, храма Рипсиме, ресторана, и заезжают куда-то в центр. Обратно их надо ловить на той улице, что идет от Эчмиадзинского монастыря на Ереван, там есть остановки.

October 14th, 2013

Таксист в Эчмиадзин опоздал, сославшись на то, что мы неправильно запомнили время отъезда. В Армении на такую наглость не обижаются. Мы допили утренний кофе, и погрузились в такси. Что-то китайского производства, ядовито синее снаружи и с фальшивой отделкой под древесину внутри. Ремень безопасности был заброшен за сидением водителя сзади. В случае, если милиция окажется поблизости, ремень быстро перебрасывается через плечо, создавая эффект, будто водитель был пристёгнут всю дорогу. Арик, Павел, Серёжа - мы познакомились, теперь можно ехать в армянский Ватикан, монастырь Эчмиадзин с тысячелетней историей.

Французские туристы осматривают церковь святой Гайане в Эчмиадзине, в то время как дети спешат тренировать хоровое пение в церкви святой Гаяне.

Я провёл в Армении в общей сложности пять дней, из них четыре дня я стационировался в Ереване. Армения - маленькая страна. Многие знаковые достопримечательности можно посетить в формате однодневных поездок с возвращением в Ереван. По площади Армения составляет меньше половины Баварии. Так я посетил древний языческий храм Гарни с коринфскими колоннами как в добротном учебники по эллинистической архитектуре, и монастырь Гехард, спрятанный в горном ущелье и видный издалека лишь за счёт ярких палаток, под которыми продавцы суджука и кураги скрываются от дождя перед входом в монастырь. Я также посетил монастырь Хор Вирап, где сфотографировал самую главную достопримечательность Армении - гору Арарат по турецкую сторону границы, а также провёл несколько часов в монастыре Эчмиадзин, святом городе и патриаршем престоле Армянской апостольской церкви.Алтарь под открытым небом является одновременно воротами у входа в Эчмиадзинский монастырь.
Монастырь Эчмиадзин в 20 километрах к западу от Еревана - один из свидетелей самых древних событий истории Армении. Монастырь был основан в 303 году, главный собор был построен в 7 веке, внутреннее оформление храма относится к 17-18 векам. Как один из древнейших монастырей мира, Эчмиадзин входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство. По легенде, это произошло в 301 году нашей эры. В 325 году к христианству примкнули картлы, предки современных грузин. С тех пор христианство играет в жизни армян особую роль. Принятие христианства позволило немногочисленному горному народу обрести независимую идентичность в свете постоянной войны с Персией на востоке и Римской империей на западе. Армяне настолько крепко прониклись своей новой идентичностью, что спустя лишь 20 лет после принятия новой религии гордый народ стоял на смерть против превосходящих сил персидской армии на защите новой веры.

В армянских церквях, несмотря на их принадлежность к восточному христианству, внутри храмов разрешено фотографировать. Делают это не только туристы, но и мамаши, которые хотят запомнить момент, когда они привели своих мальчика и девочку в церковь. При этом без лишней скромности фиксируется любой момент: от установки свечи до поцелуя чудотворной иконы. Благодаря любви армян к фотографированию в церкви никто не мешает любопытным иностранцам снимать на «никоны » церковнослужителей, мальчиков из церковного хора, да и тех же целующих чудотворные иконы армянских детей.

Армянское "православие" отличается от русского или болгарского, отличаются традиции, архитектура и даже календарь праздников. Армянская апостольская церковь относится к древнеправославным церквям, что отделяет её от Русской православной церкви. Внутри храмы такие же мрачные, какими мы их знаем из детства, стены обильно украшены фресками, в оформлении часто присутствует золото. Армянские церкви часто даже оказываются мрачнее мрачного, как, к примеру, монастырь Гехард, вырезанный в скале, освещённый лишь парой узких отверстий в куполах и морем свечей, света от которых, однако, не хватает даже на 3200 ISO.

В отличие от католической церкви, армянская апостольская церковь не имеет единого лидера. Лидер армянской церкви - католикос - является духовным, а не иерархическим лидером церкви, поэтому разными армянскими епархиями одновременно могут управлять несколько католикосов. История знает примеры одновременного правления пяти католикосов в эмиграции. Сейчас в Армянской церкви есть два лидера: Католикос Всех Армян со столицей в Эчмиадзине и Киликийский Католикос с центром где-то в Ливане. Если я правильно понимаю всю иерархию мирского православия, часть православных церквей подчиняются патриарху константинопольскому, в то время как более древние церкви относятся напрямую к иерусалимского патриархату. Во избежание недоразумений и для поддержания светской беседы на следующей дискотеке, этот вопрос мне предстоит ещё раз внимательно изучить.


Монастырь Эчмиадзин - главный строительный объект Армении, а Армянская апостольская церковь - главный подрядчик страны. Изредка в Армении можно увидеть строящееся светское здание, школу или больницу (в 95% случаев - в столице), зато во многих неожиданных местах в полной, казалось бы, глуши попадаются строящаяся церковь или реставрируемая монастырская ограда. Нигде в Армении не найти более ухоженного газона и более чистых скамеек, чем в монастыре Эчмиадзин. На этой древней святыне сконцентрированы финансовые усилия всей бедной, но гордой страны.


На территории Эчмиадзинского монастыря расставлено несколько чрезвычайно вычурных образцов хачкаров - средневековых могильных камней.



Особенно сильно в Армении действует взаимосвязь армии и церкви. По территории Эчмиадзина разгуливало несколько парней в камуфляжной форме и фуражках. Позже солдаты зашли в собор и хором поклонились иконе. Потом схватили фотоаппарат и стали фотографировать друг друга на фоне цветных ковров, которыми в Армении принято украшать алтарь.


Часть монастыря закрыта от прихожан высоким забором. Здесь проживает сам патриарх армянской церкви. Как любой другой человек, он не хочет, чтобы ему мешали всякие верующие, поэтому приближаться к двухэтажной постройке в стиле классицизма запрещено, а чтобы ни у кого не возникало подобного желания, на солидном отдалении от здания по периметру установлен фигурный чугунный забор с колючками. На входе стоит охранник/вахтёр, который, если с ним договориться, пропускает прогуляться по территории патриарха. К тому же, в самом доме патриарха есть закрытый музей. Закрытый, значит, доступ не для всех, но если попросить, то можно пройти.

Весь Эчмиадзинский монастырь охраняется ЮНЕСКО по причине своей древности и сохранности. Тем не менее, Эчмиадзин не ограничивается одним лишь древним зодчеством. Кроме тысячелетнего собора, в Эчмиадзине есть и образцы современной архитектуры. Например, церковь Святого Вартана, построенная, судя по кладке, совсем недавно, или ворота у входа в монастырский комплекс, законченные в 2001 году.
Вход в современную церковь святого Вартана.
Вокруг древнего монастыря со временем развился небольшой одноимённый город. В отличие от церкви, городу достаётся гораздо меньше внимания со стороны властей и частных инвесторов. В панораме города доминируют забитые досками магазины сети «госкоопторг », ямы на дорогах и перегоревшие вывески с отвалившимися армянскими буквами. Откровенно говоря, Эчмиадзин выглядит нищим, но так я думал лишь, пока не увидел другие провинциальные армянские города, в особенности, город Севан, но об этом - в другом репортаже.



Уличные сцены города Эчмиадзина.
В городе Эчмиадзине, помимо монастыря, можно посмотреть ещё две древние церкви. Церковь Святой Рипсиме невозможно не заметить, если ехать по дороге из Еревана. Церковь святой Гайаны спрятана в стороне от туристического пути. Если пройти через Эчмиадзинский монастырь вдоль разрушенного стадиона, где дети гоняют мяч и пыль, из-за деревьев на фоне горы Арарат покажется скромная церковь 7 века. В крипте этой церкви спрятаны мощи Святой Гайаны. Вместе с Эчмиадзинским монастырём, обе древние церкви, чей облик практически не изменился с 7 века, находятся под защитой ЮНЕСКО.

Пожилые армяне встретились на территории Эчмиадзинского монастыря.

После осмотра Эчмиадзина распогодилось: тучи разошлись, стало жарко. Воздух всё ещё был недостаточно прозрачным, чтобы увидеть из Эчмиадзина легенду Армении, гору Арарат. В надежде, что после обеда воздух станет чище (какая глупость!), мы уселись в наше голубое такси и во главе с хмурым Ариком, от которого мы за весь день в дороге не дождались ни единого армянского анекдота, кроме грубых русских ругательств, мы поспешили в монастырь Хор Вирап, расположенный у подножья недоступной горы Арарат.

Больше репортажей об

Перемещаемся на Араратскую равнину, в Эчмиадзин, высший духовный центр Армении, чтобы осмотреть древние храмы, увидеть торжественный выход к народу главы армянской церкви Католикоса Вазгена Первого и понаблюдать за тем, как совершается обряд освещения соли - матах.
О том, как выглядел Эчмиадзин в 1979 году, расскажут слайды, сделанные моим отцом Анатолием Сиротой ( turnepsik ).


Ныне этому городу, основанному во 2 веке до н.э., расположенному в 20 километрах от Еревана, снова возвращено его исконное название Вагаршапат. В 1945-1995 годах город назывался по имени находящегося в нем монастыря Эчмиадзин. Такая смена названия в атеистические советские времена казалась странной: Эчмиадзин по-армянски означает "Сошествие Единородного" и напоминает о принятии христианства в Армении. Вот как рассказывает об этом предание.


В конце 3 - начале 4 века н.э. в Вагаршапате, в ту пору столице Армении, правил царь Трдат III, преследовавший христиан. Он приказал забросать камнями 40 девушек-христианок, которые пришли в Армению из Рима, спасаясь от гонений императора Диоклетиана. После мученической смерти христианских дев царь лишился рассудка. Вещий сон указал ему путь к спасению: он должен был освободить томившегося 17 лет в яме христианского проповедника Григория и выслушать его проповедь. Освобожденный из заточения Святой Григорий Просветитель (Сурб Григор Лусаворич) вернул царю разум и обратил его в христианство. Примеру Трдата III последовали все его подданные, и в 301 году Армения стала первой в мире страной, провозгласившей христианство государственной религией.


Эчмиадзин. Кафедральный собор. 4-19 вв.

Место для главного храма Армянской апостольской церкви, нынешнего кафедрального собора Эчмиадзина, по преданию, указал Григорию Просветителю сошедший на землю Иисус. Отсюда и название, о котором говорилось выше: "Сошествие Единородного" - Эчмиадзин. На местах мученической кончины христианских дев, канонизированных как святые, были в 6-7 веках построены церкви Сурб Гаяне, Сурб Рипсиме и Сурб Шогакат. И поныне эти храмы остаются величайшими святынями армян.


Эчмиадзинский собор, один из древнейших христианских храмов, первоначально был деревянным и лишь в VII веке его заново перестроили в камне. В XVII веке над ним возвели новый современный купол и трёхъярусную колокольню, а в XVIII веке с трех сторон пристроили шестиколонные ротонды. В ХХ веке перестройки и украшение соборного интерьера продолжались.


Фрагмент оформления входа в собор


Фрагмент оформления входа в собор

Недалеко от собора, на территории Эчмиадзинского монастыря находится резиденция Католикоса всех армян - преемника Григория Просветителя, Верховного патриарха Армянской апостольской церкви и духовного лидера армянского народа во всем мире. Возглавляемая им церковь - одна из старейших христианских церквей. Вместе с коптской, эфиопской и некоторыми другими церквями она относится к так называемой Древневосточной ветви христианства, отличающейся в догматике и обрядах от католицизма, православия и протестантизма.


Торжественный выход из резиденции Католикоса всех армян Вазгена Первого (в центре)

Католикоса пожизненно избирает в Эчмиадзине тайным голосованием Национально-церковное собрание, которое состоит из духовенства и мирян, представляющих все епархии и общины Армянской апостольской церкви в мире (около 300—400 человек).
Роль Католикоса как духовного главы всего армянского народа со временем возрастала, поскольку Армения несколько раз за свою историю лишалась государственности и сейчас более двух третей армян живет за пределами страны.



Католикоса сопровождают шатиры - почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках.



Сопровождающие Католикоса священники


Сопровождающие Католикоса священники

Католикос - первый среди равных, поэтому он одет так же, как и сопровождающие его священники, за исключением нескольких знаков отличия, таких как бриллиантовый крест на клобуке (виден на следующем фото).


Католикос всех армян Вазген Первый

В 1979 году, когда мы побывали в Эчмиадзине, Католикосом всех армян был выходец из Румынской епархии Вазген Первый (1908 — 1994), избранный в 1955 году. В списке Патриархов-Католикосов Эчмиадзинского католикосата, который ведется со времен Григория Просветителя, он 132-й.




Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Посмотреть, как Католикос шествует из своей резиденции в собор, съехались в тот жаркий августовский день тысячи людей. Удивляюсь, как нам удалось пробраться в первые ряды и сделать несколько фотографий.


Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Храмы Эчмиадзина не складываются в общий ансамбль, они стоят довольно далеко друг от друга, каждый по отдельности, на фоне полей и далеких гор.
Церковь Сурб Рипсиме построена в 618 году, по преданию, на месте мученической смерти прекрасной девушки-христианки, которая не желала уступить царю-язычнику Трдату. Рипсиме сумела бежать из его дворца, но царские слуги догнали ее и и убили.



Церковь Сурб Рипсиме, 618 год

Церковь хорошо сохранилась до наших дней без серьезных переделок, ее называют лучшим образцом крестово-купольного храма в средневековой Армении, шедевром раннехристианского зодчества. Авторы путеводителя по Армении А. Григорян и Н. Степанян (Москва, "Искусство", 1985) так пишут о церкви Сурб Рипсиме: "Высокие архитектурные и конструктивные достоинства этого храма отмечаются во всех трудах по раннехристианской архитектуре Кавказа. Декоративное убранство здесь предельно скромно, но в этом памятнике "чистой" архитектуры проявляются свойства пластического мышления, основополагающего для всего армянского средневекового искусства. Его объем отличается редкой мощью и простотой.


Церковь Сурб Рипсиме

Рипсиме - произведение глубок новаторское Фасады мощные, гладкие, приобретают особую выразительность от двух высоких ниш, идущих через всю стену к основанию. Глубокие тени, которые ложатся в ниши, придают храму характер скульптуры. Так он и высится на холме, полностью соответствуя понятию "памятник" . Медлительная, но непреложная логика развития каменных масс, их смена, чередование углов и ниш составляют то совершенство, которое и сделало этот храм в Армении образцом для бесконечного варьирования, создав обширный ряд построек "типа Рипсиме"." (текст приводится в сокращении)


Церковь Сурб Рипсиме


Церковь Сурб Рипсиме


В 1776 г. церквь Сурб Рипсиме была ограждена стенами с башнями из необожженного кирпича.

Гаяне была наставницей красавицы Рипсиме и разделила ее судьбу. Храм Сурб Гаяне построен в 630 году, так же, как и церковь Сурб Рипсиме, на месте гибели мученицы (сохранился склеп с мощами). К сожалению, храм не дошел до нас в своем первоначальном виде - он был частично переделан в конце 17 века, тогда же с запада к нему был пристроен арочный притвор - место погребения иерархов армянской церкви.



Церковь Сурб Гаяне, 630 год. Восточный фасад.


Церковь Сурб Гаяне, западный фасад с арочным притвором 17 века.


Церковь Сурб Гаяне, арочный притвор.



Церковь Сурб Гаяне, свод арочного притвора



Церковь Сурб Гаяне, надгробные плиты в арочном притворе.

Во дворе перед храмом Сурб Гаяне священники совершают старинный обряд Армянской апостольской церкви матах (буквально «поднести соль»): освящение соли для приготовления благотворительной трапезы по случаю важного события в жизни семьи. Когда мы осматривали пустующие уединенные храмы в ДИЛИЖАНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ , то видели остатки жертвоприношений - петушиные головы и лапки. Тогда, в 1979 году, матах часто искажался. Главный смысл обряда не в жертвоприношении, а в оказании милости неимущим. Однако вместо того чтобы принести соль для освящения в церковь и затем использовать ее для благотворительной трапезы, жители приносили в жертву петухов, устраивая жертвенники близ заброшенных храмов. В Эчмиадзине мы впервые наблюдали, как проводится обряд матах в изначальном виде, как освящается соль в самой прозаической магазинной упаковке и ждут своей участи коричневые петухи, которым вскоре суждено отправиться в кастрюлю.



Обряд матах


Обряд матах



Обряд матах


Обряд матах


Обряд матах

Трапеза, приготовленная с освященной солью, устраивается по разным поводам: в благодарность Богу за милость (например, за выздоровление), с молитвой о помощи, во исполнение данного обета, по случаю церковного праздника.



Праздничная трапеза после обряд матах

Для приготовления благотворительной трапезы закалывают быка, барана, чаще всего - домашнюю птицу мужского пола. Мясо, которое варится в воде с добавлением освящённой соли, не должно оставаться на следующий день. Совершившие обряд устраивают застолье у себя дома и раздают мясо неимущим: мясо быка - в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома.


Этот барашек явно ждет совершения обряда матах(

Церковь Сурб Шогакат была построена в 6 веке. Название Шогакат связано с видением Григория Просветителя и означает «ниспадение луча». Считается, что на этом месте были убиты девы-рипсимянки - спутницы Рипсиме и Гаяне. Первоначальный храм не сохранился. Новая церковь была возведена в 1694 году в традиционных для армянской архитектуры формах.



Церковь Сурб Шогакат


Фрагмент старинной резьбы

В монастырском дворе выставлены древние хачкары - крест-камни, покрытые сложным орнаментом. Они устанавливались в честь знаменательных событий.


Хачкар 9 века


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар

Эчмиадзин с его храмами, постренными на месте мученической кончины дев-рипсимянок, - прекрасное и печальное место. Здесь несколько старинных кладбищ. В конце 1970-х годов они были в некотором запустении, придававшем Эчмиадзину грустную поэтичность.


Надгробия близ церкви Сурб Гаяне

Все слайды сделаны Анатолием Сиротой (

1. В 301 году Армения стала первым христианским государством. Крестом и мечом. Григорий Просветитель и царь Традат III.


2. В честь этого события возвели церковь и назвали Эчмиадзин, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного». Сам Христос указал место, где Григорий Просветитель должен построить церковь.


3. Главный вход в Эчмиадзин, словно алтарь под открытым небом.


4. С 1441 года Эчмиадзин становится резиденцией армянских Католикосов.


5. "Каталикос" - значит "вселенский".


6. Распространению христианства Армения обязана Григорию Просветителю, который в местах крещения народа устанавливал деревянные кресты – давая знать, что сей народ, есть Христова паства.


7. Но дерево быстро разрушалось, так появились – хачкары.


8. Хачкар – дословно крест-камень.


9. За свою долгую историю армяне в совершенстве освоили обработку камня.


10. Кафедральный собор. На этом месте стояла первая церковь построенная Григорием Просветителем.


11. Кафедральный собор. Здесь находятся могилы двенадцати армянских Католикосов, которые возглавляли Армянскую Церковь в течение последних 200 лет.


12. Кафедральный собор.


13. Кафедральный собор.


14. Кафедральный собор.


15. Ворота Трдата III. Ворота многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Здесь находился дворец армянских царей. Сейчас за воротами Трдата III - резиденция Католикоса всех армян.


16. Сегодня Эчмиадзин - духовный центр Армянской апостольской церкви.


17. Хачкар в память о жертвах геноцида армян 1915 г.



19. Хачкар XVI в.


20. Хачкар 996 года из мыса Норатус.


21. Стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины.


22. Службу в армянских храмах сопровождает орган.


23. Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные.


24. Обряд крещения длится около часа. У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет.


25. Книгохранилище в Эчмиадзине.


26. Вдали церковь св. Гаяне. Традат III будучи еще язычником приказал казнить трех женщин-христианок. После исцеления Григорием Просветителем Традат III встал на истинный путь и раскаялся в содеянном. Все женщины-христианки были причислены к святым и в честь их были освящены три церкви – церковь св. Рипсиме (618 г.), церковь св. Гаяне (630 г.), церковь св. Шокагат (1694).


27. Современный хачкар.


28. Хачкары повсюду. Говорят их в Армении около 5000.


29. В 2001 г. Папа Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса Григория Просветителя.


30. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе, а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина.


31. В Эчмиадзине хранится множество реликвий: фрагмент Ноева Ковчега; коленная чашечка Иоанна Крестителя; частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, фрагмент тернового венца Спасителя;


32. Главная реликвия Эчмиадзина - копье, которым римский сотник Лонгин пронзил ребро Христа.

Город Эчмиадзин (более 45 тыс. жителей), расположенный в центральной части Араратской равнины, является одним из самых популярных достопримечательных мест Армении, бл

Город находится в 20 км от Еревана и доехать до него можно на маршрутке, автобусе или такси. При въезде можно увидеть памятник десницы Св. Григория Просветителя, который был установлен в этом году.

В Эчмиадзине действуют пять церквей. Первую церковь, которую можно увидеть при въезде - Сурб Рипсиме. Построена она в 618 году и перестроена в 1741.


Могила Рипсиме находится в склепе, под алтарем, а легенду о ее смерти знает каждый местный житель.


Невдалеке от церкви Сурб Рипсиме находится церковь Сурб Шогакат.


Церковь построена лишь в XVII в., она воспроизводит черты древних купольных церквей.

В городе горит Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне. Единственный мною увиденный в Армении, который был действующим. Даже в Ереване не горел, что меня удивило.


Свернем с главной дороги туда, где обычно не бывает туристов. Очень часто встречаются дома, где ведутся строительные работы. А вот с дорожным покрытием здесь ни очень хорошо. Зимой например в городе не чистят дороги, чтобы не повредить асфальт:)


В Эчмиадзине родился знаменитый армянский певец Арам Асатрян. Это его дом, а рядом дом его брата. Певец похоронен на кладбище около Храма Звартноц.


На столбах не редко можно встретить аистов.


Кроме аистов в городе есть и страусы. Этим птенцам еще 4 месяца, но ростом они под 2 метра:)

Так как в городе не сильно развит общественный транспорт, его заменяет многочисленные такси сервисы. Тариф по городу 400 драм, это примерно 33 рубля.


Основная жизнь кипит в окрестностях центрального рынка. Сюда каждый день из соседних сел приезжают торговцы, чтобы хоть что-то продать. Между прочим цены здесь ниже, чем в России:).


Рядом с рынком еще одна церковь - Сурб Аствацацин, которая была построена в 1796 году. Позднее, в 1956г., католикос Вазген I пристроил к ней трехэтажную колокольню. Но она не популярна среди гостей города, даже не знаю почему.


В центральной части масса различных памятников. Вот этот - Месропу Маштоцу, основателю армянского алфавита.


Центр города. Здесь находится мэрия, краеведческий музей, здание АрменТела.


Современное армянское искусство.


Безусловно главным символом Эчмиадзина является Кафедральный Собор, о котором можно почитать у меня в журнале:)


По пути встречаем древнее кладбище. Справа видна белоснежная вершина Арарата.


К югу от Кафедрального Собора находится церковь Сурб Гаяне. Построена в 630 году на месте, где согласно легенде была погребена Гаяне, воспитательница Рипсиме. В 1652 году церковь была капитально перестроена. В 2000 году включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и другие храмы города.


Над входом в церковь сохранилась стенопись XVII века на тему рождения Христа. В южном приделе покоятся мощи св. Гаяне.


Так как город находится вблизи аэропорта, здесь часто пролетают самолеты.


А на этой оптимистичной фотке закончу сей пост.