Неперспективные люди с острова валаам. Почему уфологи считают остров валаам аномальной зоной, а верующие - местом силы Очень серьезный бизнес

Кто упрям - иди на Валаам...


В алаам это не только монастыри.
Тут еще живут валаамцы - простые люди, которые жили тут всегда. Этот пост об их трудной, но счастливой жизни на острове. Стать местным жителем в настоящее время еще сложнее, чем монахом... прописка тут уже закрыта.

Сегодня на архипелаге, кроме монахов, постоянно живет около 80 человек. Есть почта, милиция, медпункт, школа. Монахов тут теперь уже больше, чем просто жителей.

История Валаама это не только история скитов и монастырей. В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда. Повод - на Валааме хороший чистый воздух и природа, но по сути, это была ссылка калек который уже не могли работать, но мозолили глаза другим гражданам СССР напоминая о войне.
В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны... каково им было калекам, собранным вместе, знают только они сами. Но сомневаюсь, что весело.

В результате тяжелейшего ранения этот воин потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан на острове Валаам в 1974 году.

Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам.

Богадельни находились в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях.

По местному поселению острова нас прокатил водитель. Спасибо ему за экскурсию.

Местный "Водоканал")))

Такие "таблетки" УАЗы тут популярны...

Хорошие друзья у фермы)))) раз такие машинки дарят)))

В этом здании он прожил почти всю свою сознательную жизнь. Тут все как у людей - центральное водоснабжение, электричество. На Валааме есть свой детский сад и школа))) тут у него машина, катер. Зимой рыбалка, летом туристы, которым надо показать скиты, рассказать что что никто больше не расскажет... в Сортавала выбирается редко.

Этот сарай старый, дореволюционной постройки. Только крыша новая и пристройка.

Как я понял, это детский сад.

Вид на главный или центральный монастырь Валаама.

Машины приезжих ВИПов и местной братии)))

Тут живут трудники. Для паломников отдельные места и гостиницы.

Еще один способ тут заработать. Цены кусаются. Час 8000 руб.

А вот и наш водитель - экскурсовод))) спасибо за экскурсию)))

Такое впечатление что тут везде играют в футбол)))

Когда развалился СССР, местные жители писали письма Ельцину, просили вернуть монахов, поднять монастыри, возродить туризм. А теперь возродили. На свою голову...

Чувствуется местные обижены на церковь и монастыри. Теперь местные жители монастырям мешают. Монастыри запрещают им причаливать к пристани, мешают перевозить и регистрировать машины, вытесняют всячески. Прописать даже родившегося ребенка можно только через суд - прописка тут закрыта. Пытаются закрыть детский сад и школу. Местные тут не нужны, тут нужны туристы, трудники и паломники...

Монастырь построил два больших дома в Сортавале и предоставил квартиры желающим переехать. Существуют программы по переселению местных жителей на материк, но переезжать хотят не все.

Счастья подвалило...

Сейчас тут прокладывают новые электрические линии, новые трубы для водопровода (с электронными датчиками на улице) и т.п.

Дорога к Никольскому скиту.

Этот дом построили себе энергетики Валаама)) тут живут и рядом работают.

Тропинка...

Отвлек от важных дел кошечку...)))

Котята это святое!

Другие интересные факты:

Общая площадь 50 островов - 36 кв. км.

На южной оконечности острова Валаам находится небольшая, но действующая воинская часть МО РФ.

В Валаамский монастырь ежегодно прибывают около 100 тыс. паломников, из которых около 90 тыс. — туристы.

По неофициальным опубликованным данным, из каждых 20 приезжающих в монастырь трудников впоследствии остаётся в обители и принимает постриг только один, при этом Валаамский монастырь покидают до половины пытающихся начать здесь свою монашескую жизнь.

Здесь растет 480 видов растений (часть из которых привезены монахами), встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, лисы, зайцы, белки.

Возможно скоро просто так на Валаам уже не попадешь. Только как паломник и по благословлению (т.е. с разрешением). За основу регулирования РПЦ хочет взять порядок пребывания в Афонских монастырях: там чётко определено число паломников, каждому из них выдается особое письменное благословение — дьямонитирион. И нет лишних людей типа нас.

Некоторые фото (С) интернет.

Коренных островитян не хотя видеть на малой родине: они мешают туризму?

Россия всегда мечтала то о Светлом Будущем, то о Царстве Божием. Только, видно, с народом носителям светлых идей «не везло». Вечно он путается под ногами. Остров Валаам посреди Ладожского озера словно создан для «лишних людей». Суровый климат. Скалистые берега, поросшие жесткой еловой бородой. И самое главное - отъединенность от прочего мира. Этот «русский Афон» славился суровым монашеством. Строителям светлого будущего монахи, эти поставщики «опиума для народа», явно мешали. Поэтому в 1939 году монастырь на Валааме был закрыт.

И, как рассказывают, монахи, прихватив иконостас, бежали по льду в Финляндию. Казалось бы, теперь путь к претворению великих идей открыт. Но советской власти постоянно кто-то мешал.

После войны советские города были наводнены людьми, которым посчастливилось выжить на фронте, но потерявшим в боях за Родину руки и ноги. Самодельные тележки, на которых юркали между ногами прохожих человеческие обрубки, костыли и протезы героев войны портили благообразие светлого социалистического сегодня. И вот однажды советские граждане проснулись и не услышали привычного грохота тележек и скрипа протезов. Инвалиды в одночасье были удалены из городов. Одним из мест их ссылки и стал остров Валаам.

Собственно говоря, события эти известны, записаны в анналы истории, а значит, «что было - то прошло». Между тем, изгнанные инвалиды на острове прижились, занялись хозяйством, создавали семьи, рожали детей, которые уже сами выросли и сами родили детей - настоящих коренных островитян. Но прямо какой-то рок преследует эти семьи, словно от родителей к детям передается ген «лишнего человека». Сегодня, когда мы наконец строим светлое демократическое будущее, потомки изгнанных инвалидов снова мешают Большому Духовному. Простым своим физическим присутствием на родном острове.


Валаам - это красота, равную которой надо поискать...

Островитяне жизнь ведут своеобразную. «Да, там свой менталитет что ли, у населения. Сезонный характер жизни», - заметил в разговоре со мной Александр Себин, первый замглавы местного самоуправления Сортовальского района Республики Карелия, того самого района, к которому принадлежит остров Валаам. Летом жизнь кипит: огороды, рыбалка, строительные работы в монастыре, паломники. Вспоминают, что раньше у жителей было более трех десятков коров. Но сенокосов не хватало, ездили за травой на соседние острова. И коса-то здесь особенная - «горбуша». Эдакий серп, но раз в шесть-семь больше. И косят слева направо, справа налево, чтобы между деревьев траву доставать. Но сейчас не то экология не позволяет, не то пообленились, но ни одной коровы я на острове не увидел.

Зимой валаамский житель впадает в спячку. «Летом здесь благодать, - говорит островитянин Валерий Федорович Колтырин. - А зимой тут, это самое, Соловки вторые. Самые настоящие». Суровая зима окончательно отрезает остров от материка. Пошла было машина с продуктами по льду через Ладогу - провалилась. Хорошо, люди повыскакивали. Так на дне и лежит. Зимой летал на Валаам вертолет. Раз в месяц.

Веяние времени - на острове два частных магазинчика. Зимой торгуют в основном консервами, они же - закусон, ну и, понятное дело, с тем, что закусывают, никаких проблем. Если летом на огороде не «потопал», то свеженького несколько месяцев «лопать» не будешь. А оттого зима у очень многих островитян превращается в многомесячный запой. Говорят, время в таком состоянии летит - не успеешь моргнуть, да и мороз нипочем.



Местные жители привыкли жить по-своему...


Пьяницы на острове тоже особенные - смиренные и трудолюбивые. А оттого криминогенная обстановка здесь никакая. Ну там, картошку кто у соседа выкопает. А так тишь да благодать. «С молодыми здесь тоже сложно, - вздыхает Валерий Федорович. - Некоторые поступают на учебу, это самое. Но возвращаются. Потому что они как бы привыкли жить вдали от шума городского. Островная система. Свой уклад жизни. А там - свои условия, им не нравится...».

Еще одна особенность характера потомков, выброшенных из общества на отрезанный от мира остров, - свою ненужность и одиночество они компенсируют привычкой жить не сами по себе, а «при ком-то». Раньше они были при доме-интернате: кто-то в роли инвалида, кто-то обслуживающим персоналом. При интернате велось подсобное хозяйство: большой свинарник, курятник на десять тысяч кур, овцы и козы. Существование обретало смысл. Но в 1984 году интернат перевели на материк. И жизнь на острове сразу стала хиреть.

Однако случилось то, что должно было случиться. Однажды поздней осенью на Валаам высадились человек семь монахов. Островитяне встретили их настороженно: хозяева возвращаются. Монахи поселились в дальних скитах. Потом пришли другие монахи и стали восстанавливать монастырь.


Жизнь острова сейчас: есть все - от торговли до строительства...


Обществу предстояло отдавать исторические долги. Только разменная монета оказалась все та же - человеческие судьбы. «Я не понимаю вот этого вопроса вообще! - кипятится Валерий Колтырин. - Как это можно было передать вместе с людьми!». Ну нет, крепостное право уже давно отменили. Проблема как раз в том, что церкви передавалась просто территория бывшего монастыря, «каре внутреннее», «каре внешнее» и прочие строения. А между тем эти строения кому-то были родным домом. Стоит ли обращать внимание на такие мелочи, когда делается большое хорошее дело: восстановление исторической справедливости?

Еще слава Богу, что живем мы не во времена валаамских предков-инвалидов. Солнце гуманизма уже бросило первый луч на наш суровый северный край. Инвалидов депортировали. Их детей и внуков переселяют. «Чисто добровольно».

И сколько сразу нашлось хороших, умных доводов! «Эти люди живут не «при», а за счет монастыря», - сказал мне молодой интеллигентный паломник-москвич, доказывая необходимость избавления от «этой обузы». Признаться, логики в этом я увидел мало. Действительно, правду скрывать нет смысла: из оставшихся пятисот коренных жителей Валаама очень высок процент людей пьющих. Пропившийся островитянин грабить не идет. У него один свет в окошке - монастырь. Причешется он пятерней - и в монастырские ворота: «Батюшка, надо мне поработать, на хлеб заработать».

Конечно, на Валаам приезжают восстанавливать монастырь многие, работают во славу Господа, за похлебку. Но рабочих рук не хватает. Батюшка благословит грешника: «Ради бога, иди работай». Копейку-другую человек и заработает. «Основная масса, особенно на этой стороне каре, вообще не приспособлена жить в городе. Вообще! - уверен Колтырин. - В городе им не прожить! Они пойдут по помойкам!».



Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам - главная достопримечательность


Стоит ли ради опустошения острова брать на душу грех: доламывать человеческие судьбы? Или пьющего человека уже можно вычеркивать из нашей жизни? Так мы полстраны одним махом вычеркнем. «Где-то везде сквозит, что прежде всего надо отселить людей ненужных - такое слово, может быть, и не хорошее, - говорит сортовальский зам Александр Себин. - Они и здесь, на материке, конечно, не очень нужны: работу они, скорее всего, не найдут, они привыкли жить своеобразной валаамской жизнью».

Еще один веский довод привел мне отец Мефодий. Этот чернокудрый благообразный македонец заведует в монастыре приемом паломников, читай - туристов. С осторожностью подбирая русские слова, отец Мефодий пожаловался на большую «текучку кадров» в монастыре: «Потому что невозможно монаху уединиться и даже закрыться».

Искренне сочувствуя глубоко верующим людям, я предложил тогда уж прекратить и туризм на святой остров. Но сочувствия не нашел. Ведь именно с туризмом связывают развитие острова и светские, и церковные власти. Здесь каждый тянет одеяло на себя. Монастырь согласен даже на присутствие и молоденьких туристок, и туристов, многие из которых приезжают в весьма «богопротивном» виде и ведут себя далеко не всегда соответственно святому месту. Так к чему же тогда весь сыр-бор? Закрадывается уж очень навязчивая мысль: не для туристов ли надо срочно освободить валаамскую жилплощадь?



Какой теперь будет новая жизнь в этих старых казематах?


Существуют доводы и с точки зрения высокого человеколюбия: ну что, мол, этим островитянам в своих кельях с удобствами на улице мучаться, когда им дают прекрасные квартиры, вода-газ-унитаз, в новейшей сортовальской панельке. Ведь на материке жить несравненно лучше! Видно, мы столько лет бубним о любви к Родине, что окончательно забыли смысл этих слов, и когда столкнулись с этим загадочным явлением, то совершенно растерялись. Когда-то в мою маленькую деревушку пришли умные люди. Они нам рассказали, что моя родина - совершенно неперспективна, что у нас нет света, газа и воды, что живем мы тяжело, а оттого должны уехать с насиженных мест. А потом нас выгоняли из своих домов, как тараканов, и гнали, словно глупую скотину большой дубиной в светлое будущее...

Одна Великая Идея пошла на закат, другие идеи встают над страной, а маленькие трагедии маленьких людей продолжаются...

Продолжение темы следует.

Николай НИКОНОРОВ, «Российская газета»


Паломничество на остров Валаам длится вот уже более 1000 лет. А началось оно с тех пор, как православные иноки Герман и Сергий основали здесь монашескую обитель. Историки до сих пор спорят относительно даты основания монастыря: предположительно она находится где-то между XI и XII веками. На сегодняшний день число посетителей острова в летние месяцы составляет около 100 тыс человек. Почему это место так притягивает туристов и какие чудеса здесь происходят, попробуем разобраться.

Как феникс из пепла


Земли острова находится на территории, которая неоднократно переходила из «рук в руки». Начиная с XI и вплоть до XVI века здесь жили монахи, которые под натиском постоянных нападений шведов вынуждены были покинуть обитель. Остров, как и монастырь, пришел в запустение. Через почти 200 лет в 1715 году Петр I отвоевывает остров и издает указ о восстановлении Валаамского монастыря.

C этого момента начинается становление обители, а на XIX век припадает ее расцвет. Если во времена Елизаветы Петровны (дочери Петра I) на острове жило всего лишь 11 монахов, то к началу Первой Мировой войны численность его населения уже насчитывала порядка 1000 человек. Но впереди монашескую обитель ожидала печальная участь: после революции Финляндия становится независимой, и к ней переходят земли Валаама.


С этого момента начинается ущемление Православной церкви как наиболее малочисленной среди населения. Хотя сам монастырь как храмовый комплекс сохранился, все же он уже не относился в полной мере к РПЦ: службы велись на финском языке; состоялся переход с юлианского на григорианский календарь; была принята западная Пасхалия.


Больше половины иноков не смирилось с нововведениями и покинуло Валаам. Те же, кто остались, приняли финское подданство и всячески старались поддерживать жизнедеятельность обители. При этом они питались растительной пищей и рыбой, которую самостоятельно вылавливали в водах Ладожского озера. Хлеб получали только на праздники.


При столь скудных средствах они еще ухитрялись как-то кормить бедных богомольцев и совершать частные пожертвования. Возможно, так бы скромно и дальше протекала жизнь на острове, если бы не советско-финская война. Территориально остров попал в зону боевых действий.


С февраля 1940 года оставшиеся монахи стали покидать Валаам, увозя с собой ценные реликвии. А 18 марта жизнь обители окончательно прекратились, о чем известил звон колокола Спасо-Преображенской церкви. В советский период чего только в стенах храма только не происходило: тут были и школа боцманов и юнг, и дом инвалидов, и подсобное хозяйство целлюлозного завода. Только в 1989 году началась деятельность по возвращению строений храмового комплекса в пользование Ленинградской епархии, которая растянулась на несколько лет.


Сегодня Валаамский монастырь – это благоустроенная территория, в которой течет обособленная жизнь, в которую тем не менее открыт вход для туристов. Но люди едут сюда не только экскурсии ради – они сами хотят стать свидетелями тех чудес, которые происходят на острове.

Чудеса Валаама


Первым из чудес, пожалуй, стоит считать неоднократное возрождение обители из руин. Разрушенный монастырь мог бы стать культурным наследием и памятником былых времен, но Богом или судьбой ему была предначертана иная участь – спасать души и жизни людей. Не иначе как чудом можно назвать и Господню кару, спустившуюся с небес на шведских колонистов, которые в 1685 году захотели откопать мощи преподобных Сергия и Германа, и надругаться над ними. Всех их «поразил недуг и расслабление членов».


Шведы, испугавшись такого совпадения, не только не надругались над мощами, но еще и построили новую часовню на их месте. Живущие здесь монахи в разные времена наделялись даром предсказания. Так монах Авель в 1787 году предсказал точную дату смерти Екатерины II, а затем – и нападение Наполеона на Россию. Было предсказано и наводнение в Ленинграде, случившееся осенью 1924 года. Тут уже проявился дар монаха Ивана.


Также на территории монастыря можно узреть чудо мироточения икон святых Германа и Сергия Валаамских, а также – иконы Божьей матери «Всецарица». На Валааме исцеляются больные, хромые и умирающие, вопреки прогнозам врачей и закономерному течению жизни. Вот почему остров по праву именуют святым. Но и на этом чудеса не заканчиваются. Сама природа подливает масла в огонь, наделяя это место какой-то особенной силой, являя нам уникальные и необъяснимые явления. Так, в 1984 году впервые в небе над островом был зафиксирован светящийся шар.


Одним разом не обошлось – очевидцы видят и сейчас то шары, то «дирижабли», которые каждый раз ведут себя по-разному: то сливаются в один, то «зависают» на какое-то время в воздухе, а потом резко улетают, то проносятся параллельно земле с удивительной скоростью.


Также зафиксированы случаи миражей: людям видятся белые существа непонятной формы, а порой – даже пейзажи, не характерные для этих мест. Несмотря на небольшую площадь острова, в одно и то же время на одной его стороне может идти снег, на другой - дождь, а в третьем – светить солнце.


Уже много лет посетители храма и сами монахи слышат приглушенные стуки, раздающиеся в воде вблизи острова, похожие на выстрел пушки. До сих пор научно обосновать происходящее чудеса на Валааме нет возможности. Но быть может, люди в этом и не нуждаются? Ведь в наших сердцах всегда должно оставаться место чуду...

БОНУС



В свободное время бывают и костры, и песни под гитару, и чаепития. Скучать некогда. И знаете, здесь хочется писать настоящие письма родным, знакомым. И сказать не банальное, а что-то от души, от сердца. Не электронные письма, не эсэмэски, а настоящие, на бумаге.

26.08.2016 Трудами братии монастыря 11 915

Вы знаете, что такое «валаамка»? Это такое состояние, когда человек не может не поехать на Валаам. Потому что тянет. Те, кто ощущает эту силу притяжения, приезжают сюда по многу раз – трудниками, паломниками, волонтерами, просто туристами.

КАК ПРОЙТИ В БИБЛИОТЕКУ

Мне тоже тяжело не поехать на Валаам. И в этот раз поехала, захватив с собой в дар монастырю старинную подшивку журнала «Русский паломник», чудом сохранившуюся в моей семье, не ушедшую в огонь печурки в дни блокады, когда, чтобы выжить, топили мебелью и книгами.

Поэтому краткий экскурс по монастырю начался именно с посещения библиотеки. Она делится на собственно библиотеку и переплетную мастерскую, в которой трудами братии реставрируются дореволюционные издания. Их мало, потому что большинство уникальных старинных фолиантов были вывезены в Финляндию, в Новый Валаам, после окончания советско-финской войны.

Тогда Валаам лишился 20 тысяч томов. Еще 10 тысяч томов за годы запустения при советской власти разошлись неведомо куда. Конечно, обитель покупает много книг, но это новые издания. Поэтому если у кого дома лежат ненужные старинные книги церковно-богословского содержания, то монастырь с радостью их примет. И совсем не обязательно ехать на Валаам, проще оставить на подворье в Петербурге (можно написать по адресу ).

Еще монастырь просит передавать в дар старые фотографии монастыря. Ведь в середине девятнадцатого века на Валааме уже была создана своя фотомастерская, и число послушников, которым в обязанность вменялось запечатление на пленку жизни обители, доходило до 20 (!).

– У нас немало читателей. Среди братии много тех, кто учится в семинарии, им необходима литература по богословию. Миряне интересуются книгами для тех, кто только приходит к вере, –поясняет отец Амвросий (Лагутаев), библиотекарь.

К слову: современное монашество пользуется и электронными книгами, интернетом – но только в часы работы библиотеки, а в монастырском интернете установлены программы, ставящие запреты на все сомнительные сайты.

МОНАСТИКО ИЗ ВЕНСКОГО ПОГРЕБА

Известно, что до революции здесь жила тысяча монахов. И все необходимое для жизни на острове делалось здесь: сапоги и свечи, смоляное производство и кирпич…

Монахи старательно восстановили старую ферму. Условия содержания животных – идеальные, кругом чистота и порядок. На ферме сейчас содержится более 80 коров, ради них на северном острове начали высаживать зерновые культуры – чтоб разнообразить «коровье меню». А один из пастухов – монах Авель – даже играет коровам на дудочке.

Два года назад здесь создали сыроварню, монахи даже ездили обучаться в Италию. Оттуда же привезена часть оборудования. Итальянские сыроделы поныне здесь желанные гости. Созревает сыр в так называемом венском погребе. Это исторический ледник фермы с давних времен.

– Нужно время от времени переворачивать головки сыра, чтоб сыр «дышал», смотреть, чтоб его поверхность была ровная, – уточняет работающий на ферме инок Илья (Туркин).

Ферма полностью обеспечивает братию молоком, кефиром, творогом, сыром. Немного сыра остается на продажу: его можно встретить в местном поселковом магазине. Названия звучат завораживающе: монастико (твердый), качотта (полутвердый), рикотта (мягкий).

Неподалеку от фермы расположены садки для разведения форели – американской. Как мне пояснили, американская форель лучше развивается в неволе, лучше «ходит кругами»: привычка. В монастыре выращивают до 200 тонн форели. Мечтают о строительстве цеха по переработке рыбы, проще говоря, о своем рыбозаводе. Но нужны помощники – инвесторы.

А БОМБА НЕ ВЗОРВАЛАСЬ…

– Восстановить за 25 лет построенное веками физически невозможно. Даже если были бы средства, – говорит епископ Троицкий Панкратий, игумен монастыря. – Ведь главное – это богослужение, жизнь обители. Поэтому мы не стремимся к максимальным темпам, все делаем постепенно и надолго.

– Сейчас мы воссоздаем утраченные скиты – и прежде всего исторический Авраамиевский и строения на Порфирьевском острове, – добавляет монах Ефрем (Мухин), эконом обители. – Потому что главная проблема – не хватает места для заселения людей, которые хотят ближе познакомиться с жизнью монастыря, поучаствовать в богослужениях, а не довольствоваться однодневной экскурсией.

В этом году проблема обострилась из-за катастрофы: на Пасху выгорело историческое белокаменное здание Зимней гостиницы , где располагались школа для 12 воспитанников, две гостиницы для паломников и больше двадцати квартир. Во время пожара пришлось эвакуировать около 100 человек. К счастью, никто не пострадал.

Вам даже расскажут, что от огня не взорвалась авиабомба, которую нашли буквально несколько дней назад. Она застряла в перекрытиях с военных времен, причем о таком опасном соседстве до пожара никто и не подозревал.

Монастырю срочно пришлось арендовать теплоход, который ныне стоит в бухте возле центральной усадьбы и выполняет роль гостиницы, ведь потрудиться в обитель приезжают в год 700 человек, остальным отказывают – негде селить. Зато в новом здании планируют помимо гостиницы разместить духовно-просветительский центр «Валаам», курсы иконописцев и валаамского песнопения, музей обители.

ВСТРЕТИТЬСЯ С САМИМ СОБОЙ

Трудники, паломники и богомольцы, волонтеры – особая категория. Они приезжают на остров и работают на послушаниях. От трудников ожидается соблюдение монастырского устава, под паломниками подразумеваются все-таки люди православные. Богомольцы – слово говорит само за себя. От волонтеров посещение служб не требуется, они могут быть только на пути к вере.

Это те люди, которым довелось увидеть Валаам как бы изнутри. Не просто «сделать селфи» на фоне достопримечательности, а самому принять участие в потаенной жизни монастыря.

Фронт работ обширен – например, монастырские сады. Я оказалась в одном из них – Аптекарском.

– Сейчас собираем яблоки, крыжовник, смородину. Яблони у нас есть плодоносящие, которым уже 150 лет. Соки делаем, варенье варим, – рассказывает трудница Фотиния из Минска. – Ферментированные чаи делаем – с малиной, грецким орехом. Из трав – лекарственные сборы, потому что сами сеем иссоп, шалфей лекарственный и мускатный, лофант анисовый, календулу и другие травы.

Дмитрий из Петербурга вообще работает в детском музыкальном театре.

– Я здесь первый раз. Что касается условий, то они хорошие, кормят вкусно. Здесь такие изменения в душе происходят – словами не передашь. У меня пока в голове все словно в разобранном виде. Как машина разобранная. И я смотрю на детали, анализирую, – делится ощущениями Дмитрий.

Волонтеров я застала возле работного дома, где они живут. Шло послеобеденное распределение «по работам».

– Сейчас пойду на колку дров. А еще я две ночи через две дежурю на полях. Там нужно пугать лосей, чтоб на поле не зашли. Шумим, гремим, – уточняет Алексей из Ижевска. – Сейчас у меня пора перемен: нужно многое переосмыслить.

Марина из Череповца, собирающаяся на прополку свеклы, призналась, что на Валаам каждый год, как на смену, – на три недели.

– У нас здесь есть как очень верующие, так и еще не определившиеся.

Иностранцы тоже волонтерами приезжают. В свободное время бывают и костры, и песни под гитару, и чаепития. Скучать некогда. И знаете, здесь хочется писать настоящие письма родным, знакомым. И сказать не банальное, а что-то от души, от сердца. Не электронные письма, не эсэмэски, а настоящие, на бумаге. Настрой такой.

Сами монахи не видят в этом ничего удивительного, ведь известно, что на Валаам приезжало множество паломников из всех слоев русского общества. Через исповедь у старцев, через общение с монахами, через молитву, особый духовный строй монастырского богослужения люди хотят соприкоснуться с миром иным, горним (то есть небесным), очистить и исправить свою жизнь. Это было раньше, и это возрождается сейчас.

…У каждого, кого приворожил остров, появляется свой «маленький Валаам». Это может быть извилистая бухта, вид со скалы, сумерки в пихтовой аллее, сияние куполов в лунные ночи. Это то, что будет еще долго сниться. Для тех, кто, уехав, будет скучать, могу сообщить – здесь установили пять веб-камер с видом монастыря.

Камеры ведут прямую трансляцию на сайте монастыря.

«Это не забава, веб-камеры очень помогают вертолетчикам и отчасти морякам знать реальные метеоусловия на Валааме в режиме онлайн», – объяснили монахи. Но главное – есть даже отдельная камера с видом на Никольскую бухту, откуда каждый вечер уходят большие белые теплоходы. Красота небесная…

Татьяна Тюменева

"Вечерний Санкт-Петербург"


Валаамский монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара

В этой части я расскажу о том, почему патриарх Кирилл не стал сниматься в фильме «Валаам»

«Халва России» или почему патриарх Кирилл не стал сниматься в фильме «Валаам»

Многие обратили внимание, что в фильме не появился (!) глава Валаамского ставропигиального монастыря, патриарх Кирилл. Лишь однажды на пару секунд он показался из-за спины президента. Задаются вопросом: почему Кирилла нет в фильме?

Отвечаю: все просто, никакой политики. Кирилл, конечно, любит говорить о свои заслугах перед Валаамской обителью: то деньги на реставрацию попросит у Путина, то распорядится причал очистить от старых строений, и памятник откроет, и скиты, вот, велел строить везде на островах, и с жителями поселка указал Панкратию вести «точечную работу». Но в этом фильме он участвовать не захотел , лишь прислал Кондрашову несколько «вопросов президенту» из своего традиционного риторического компендиума, в т.ч. о Ленине, о вере и о Финляндии.

Я думаю, что Кирилл не захотел участвовать в фильме, чтобы не подумал кто, будто он причастен к деятельности Панкратия, к поджогам и разрушениям, гонениям на людей и глумлением над ветеранами и народной памятью о Великой отечественной войне. Кирилл - архиерей «западный»: Питер, Смоленск, Калиниград-Кенигсберг. Тамошнее духовенство, потомки советских ветеранов, воспитано на святости защитников родины, и Кирилл тоже.

А для Панкратия Великая Отечественная война - чужая война. И «советское духовенство», судя по его интервью, он сильно не любит. Он человек восточный, из Душанбе, там и образование получил архитектурное, по-восточному. Деспотия среднеазиатского типа, это культурное его окружение, наложило свой отпечаток на личность Панкратия. Для европейского северного Валаама он человек случайный.

Но уже гуляет в СМИ слух, что он духовник Путина ! И его славословие в адрес президента в этом фильме бьет все рекорды лизоблюдства. Халва! «Халва России»! Может стать новым брендом валаамского монастырского импортозамещения, не то, что убыточный монастырский сыр, и не дармовая красная рыба с икрой. Ими в монастыре, говорят, уже объелись.

Мы обратим еще внимание на то, что по Кондрашову, «советской властью было принято решение о закрытии Валаамского монастыря ». Зачем и кто выдумал очередную чушь? Уж не Панкратий ли? Видно, авторы фильма уже и не знают, кого, как и за какое место еще бы укусить.

Монастырь советская власть, конечно, не закрывала. Он был организацией Финляндской православной церкви, имущество монастыря - собственностью этой церкви. Монахи, после 1918 г. в большинстве принявшие финляндское гражданство, после Зимней советско-финской войны в 1940 г. по условиям мирного договора вместе со всеми перемещенными финнами переселились вглубь Финляндии за новую границу.

«В феврале 1919 года в монастыре было объявлено о начале кампании по предоставлению финляндского гражданства. Весной прошение подала первая группа монахов во главе с настоятелем и членами монастырского правления. Тем, кто не желал становиться финляндскими подданными власти выдали вид на жительство. Согласно данным о волеизъявлении, число насельников в июне 1920 г. всего: 426 чел., в т.ч. 112 подали заявления о предоставлении Финляндского гражданства, 206 пожелали остаться гражданами России, 106 отказалась делать выбор.

В 1930-х годах в составе братии числились:

(Из кн.: И.А.Смирнова, О.А.Яровой Валаам: под флагом Финляндии. Петрозаводск, 2001. С. 45)

Здание многоквартирного жилого дома «Зимняя гостиница», где располагалась Школа боцманов, а потом Дом инвалидов, многоквартирный жилой дом и поселковая школа был подожжен в трех местах 1 мая 2016 года во время пасхальной службы. В этом «сошествии благодатного пасхального огня », атрибуте праздника , здание-памятник было разрушено, школа сгорела дотла, люди депортированы.

Вместо жилого дома и поселковой школы Панкратий строит монастырский «Духовно-просветительский центр» Валаамского монастыря. Монахи нервничают. Очень нервничают.

Но о таком проявлении духовности по-валаамски авторы фильма не распространяются.

«Лица Зимки», коллективный портрет жителей сожженного многоквартирного дома «Зимняя гостиница»,
поселковая группа ВКонтакте «Валаам: люди, события, истории»