Открытие ассирии. Как придуманный народ украл у ассирийцев символику Церковь в Эль-Джубайль. Саудовская Аравия


Около 3000 лет назад народ, который сегодня мало кто помнит, прошел сокрушительной поступью через Ближний Восток. Эта армия сравнивала города с землей, пытала выживших и сеяла страх во всем мире. Речь идет об Ассирии - первой стране, которая сделала военную мощь основой своей политики и первой стране, которая терроризировала своих врагов посредством психологической войны.

1. Вечная война


Каждый ассирийский мужчина - от самых бедных до самых богатых, был обязан служить в армии. Это была первая страна, где военную службу сделали обязательной для каждого гражданина мужского пола, независимо от того, кем он был. Все мужчины жили по принципу «3 лет». В первый год они строили дороги, мосты и здания, чтобы наращивать мощь империи. Во второй год они отправлялись на войну. И только в третий год им позволялось жить со своими семьями. В результате, Ассирия имела одну из самых сильных армий в мире. Причем, это были прекрасно обученные и в постоянных боях воины... и их было много.

2. Психологический террор


Ассирийцы создавали таблички, на которых рисовали и описывали процесс пыток своих врагов, чтобы следующий город знал, что случится с его защитниками. На этих табличках был показан процесс снятия кожи с живых людей, выкалывание им глаз и сажание на колья. После одного из ассирийских царей Ашшурнацирапала II остался целый ряд подобных табличек, на которых были описаны его зверства при захватах городов: «я содрал кожу из всех защитников города и развесил ее на стенах... я сжег всех детей... из голов жителей перед городом была сложена башня». К тому времени, как ассирийская армия подходила к стенам очередного города, его жители уже знали, что их ждет.

3. Шанс сдаться


Перед началом битвы людям часто давали шанс сдаться. К городской стене отправлялся парламентер, который обещал защитникам города (которые уже тряслись в страхе, поскольку знали, что их ждет), что если они сдадутся и будут платить дань Ассирии, им будет позволено жить: «Смиритесь и выйдите ко мне! Тогда каждый из вас будет есть собственные виноград и плоды смоковницы и пить воду из своего водоема. А тем, кто не выйдет, придется съесть свои собственные экскременты и пить собственную мочу». Многие страны сдавались и платили дань Ассирии, чьи войска шли дальше.

4. Осадные орудия


В то время практически не существовало осадных орудий. В лучшем случае армия могла надеяться прорваться через ворота города, пытаясь выбить их бревном, часто в то время как по ним со стен стреляли лучники. Ассирийцы, однако, изобрели некоторые из первых осадных орудий в мире. К примеру, они изобрели таран - устройство, которое казалось невозможно остановить в то время. Это была сложная конструкция на колесах, внутри которой было огромное бревно с железным наконечником в виде головы барана, которое раскачивалось на цепях, позволяя пробивать вражеские стены. Люди внутри конструкции, которые раскачивали бревно, были защищены деревянными досками, обтянутыми сырыми шкурами животных, в которых вязли и тухли зажженые стрелы защитников города.

5. Полное уничтожение городов


Иногда, ассирийская армия не останавливалась на убийстве своих врагов. Когда ассирийский царь Синаххериб вторгся в Вавилон, он стер его с лица земли. Все, что осталось позади него, это было хвастливое заявление: «город и его дома, от основания до крыш я разграбил, уничтожил и сжег огнем... посреди города я вырыл каналы и затопил его водой. На месте Вавилона осталось только болото».

6. Пытки выживших


Согласно сохранившихся записей, один ассирийский царь пощадил некоторых из людей захваченных городов: «знать и старейшины города вышли ко мне, чтобы спасти свои жизни... они пали мне в ноги и попросили пощады, попросив делать с ними что угодно, только не убивать». Чаще всего, этих выживших людей использовали, чтобы устрашить других, причем довольно жестоким способом - им отрубали носы и уши. А один из царей, Асархаддон заставил знать захваченного им города носить «ожерелья» с отрубленными головами их правителей.

7. Жизнь рабов


На ассирийских настенных росписях сохранились изображения рабов, прикованных к крупным камнями, которые они были вынуждены тащить как мулы. Эти камни использовали для создания дворцов и прочих чудес архитектуры для царей, а рабы, которые таскали их на стройку, не могли даже передохнуть (сзади шли надсмотрщики, которые избивали любого, кто «сачковал»). С женщинами же, которых увели в рабство, зачастую поступали еще хуже. Нередко их раздевали донага, чтобы унизить и заставить чувствовать себя беззащитными.

8. Переселенческая политика


В Ассирии была политика постоянного переселения людей - целые семьи выгоняли из своих домов и переселяли их по всей стране. Это была одна из причин, которые сделали Ассирию настолько могущественной. Мастеров из завоеванных стран переселяли в сердце империи, где их отправляли на стройку дворцов, храмов и чудес. Часто им разрешали привозить с собой семьи. Опасным врагам, которые боролись против Ассирии, иногда давали шанс искупить свою вину. Если царь был милостив, то он отправлял их на восстановление разрушенной завоеванной страны.

9. Кодекс законов


Многие преступления в Ассирии наказывались членовредительством или смертью. Если кто-то поцеловал жену другого человека, ему отрубали нижнюю губу с помощью топора. Если мужчину «застукивали» с другим мужчиной, то его превращали в евнуха. Прелюбодеяние каралось смертью. Мужчины имели право убивать жен, которых ловили на прелюбодеянии. Убийц передавали семье жертвы, которая была вольна делать с ними, что пожелает.

10. Пост-травматический стресс


Жизнь в Ассирии была ужасающей не только для потенциальных жертв ассирийцев, но и для них самих. У воинов ассирийской армии наблюдались симптомы того, что современные психологи называют посттравматическим стрессом. Они слышали и видели призраков людей, погибших в бою, а также разговаривали с ними. Ученые считают, что воины испытывали ужас и чувство вины за убийства и пытки невинных людей.

И в продолжение темы мы решили вспомнить .

Ассирийский народ (не путать с сирийцами), вопреки распространённому мнению существует до сих пор.

Церковь Востока, предшественница нынешней Святой Апостольской Католической (Соборной) Ассирийской Церкви Востока (не путать с Римо-Католической Церковью), пастырски окормляла около 80 миллионов членов во времена своего расцвета.

Члены церкви были не только этнические ассирийцы. Среди них были китайцы, индийцы, арабы и представители других народов.

Ниже приводится небольшая (ас)сирийских по всего мира, которые были (отчасти) построены ассирийцами.

1. Церковь святой Марии (Мат-Мариам) в Москве.

Много ассирийцев, избежавших геноцида в Османской империи ("Сейфо" - в переводе с ассирийского "меч " ) в начале XX века нашли убежище в России. Согласно российской переписи 2002 года число ассирийцев в стране - 14000 человек. По другим данным сегодня в России проживает около 70000 ассирийцев.

2. Церковь в Эль-Джубайль. Саудовская Аравия.

"Несторианская" церковь построена в 300-е годы. В Саудовской Аравии открытое исповедание запрещено и церкви не строятся.

3. Монголия.

Хотя это не фотография церкви, это эпитафия, написанная на (ас)сирийском языке из Монголии наглядно демонстрирует, что монголы принадлежали Церкви Востока. Считается, что (старо) монгольский алфавит возник под влиянием арамейского алфавита.

4. Пагода Дацинь.

Построена предположительно в 600-е годы. Некоторые исследователи полагают, что изначально являлась буддистским храмом (переданным в пользование ассирийцам ). Возможно на стене храма есть изображение пророка Ионы.

5. Монастырь Мор Габриэль. Тур Абдин. Турция.

Построен в 300-е годы на месте древнего ассирийского языческого храма. В настоящее время принадлежит Сиро-Православной (Яковитской ) Церкви .

6. Монастырь Раббана Хормизда в Алькоше. Ирак.

Высеченный в скалах, он был завершён в 640 году. Изначально принадлежавший Церкви Востока, сейчас он в юрисдикции Халдейской Католической Церкви.

7. Церковь Март Мариям в Триссуре, Индия.

Ассирийская Церковь Востока в Индии также известна как Халдейская Сирийская Церковь. Эту Церковь не стоит путать с Сиро-Малабарской (униатско-католической), Маланкарской (яковитской) и Сиро-Маланкарской (униатско-католической западно-сирийского обряда) Церквями. Изначально они были единой Индийской Церковью, основанной апостолом Фомой и состоявшей в каноническом единстве с Церковью Востока. Но после падения Персидской империи и упадка Церкви Востока вследствие мусульманских нашествий (особенно Тамерлана) все связи с "несторианами" были прерваны. В 15 веке индийских христиан стали склонять к унии с Римом португальские колонизаторы. Отчасти это им удалось. Противники унии установили связи с Яковитской Церковью и приняли западно-сирийский обряд и миафизитскую христологию. Малая часть "христиан святого Фомы" каким-то образом восстановила утерянные связи с Ассирийской Церковью Востока. Сейчас "несториан" в Индии очень мало (по сравнению с униатами и яковитами) - всего 15000 человек. Руководит ими ныне митрополит Индии Мар Афрем Мукен

8 . Халдейская Церковь святого Томаса (Фомы) в Сарселле. Франция.

10. Несторианская церковь в Фамагусте. Кипр.

Двое богатых ассирийцев, родных братьев, из Сирии построили церковь во имя св. Георгия в 1300-х годах. Церковь теперь функционирует как культурный центр Восточно - Средиземноморского университета Церковные службы иногда проводятся.

На Кипре, в эпоху де Лузиньянов, жило много несториан. Самым богатым было семейство Лакхас. Глава семьи, Френсис Лакхас, был кредитором короля Питера I и получил дворянский титул. Когда король Питер приходил обедать к "сэру Френсису", миллионер рассыпал на пол, перед камином, россыпи рубинов и сапфиров, а пол в доме покрывался золотыми дукатами, чтобы король ступал только по золоту. После обеда король играл со своим банкиром в шахматы, расположившись, по-восточному, на коврах и подушках, у камина. Королю нарвилось смотреть на разноцветные блики рассыпанных у огня рубинах и сапфирах, отражавшихся на стенах и потолке зала.

У Френсиса Лакхаса был огромный алмаз, который он выгодно продал одному из арабских калифов. Однако потом Лакхас пожалел, что расстался с такой редкостью, восхищавшей его любимого короля, и выкупил алмаз обратно, заплатив вдвое дороже.

В приданное своей дочери, которую он выдал замуж за лейтенанта королевских мушкетеров во Франции, Лакхас дал бриллиантовую диадему, затмившую драгоценности французской королевы.

Огромное богатство семьи Лакхас пошло прахом. Во время столкновений в Фамагусте, на коронации короля Питера II, сгорели склады сэра Френсиса, а его дом был полностью разграблен. От этих потрясений Френсиса хватил удар. Его сыновья влачили потом жалкое сущестование в Никосии. Один стал привратником в монастырском приюте для бедных, а другой торговал на улице сладостями с лотка.

В 1359г., когда Френсис Лакхас только начинал создавать свое огромное состояние, он выстроил церковь, которую вы можете посетить. О ней существует страшная легенда. Говорят, что тот, кто хочет смерти своего врага, должен собрать пыль на полу церкви Лакхаса, подняться на крепостную стену Фамагусты и сбросить пакетик с пылью в приметное место, а потом, пройдя ворота, надо было поднять его и тайно отнести в дом своего врага и спрятать его там. Через год в этот дом прийдет смерть. Однако если мститель случайно рассыпал пыль на себя или вынес пакетик с пылью через ворота города Фамагусты, то через год он умрет сам. Внутри церкви сейчас ничего не напоминает об этой ужасной легенде.

К сожалению, великолепная фресковая живопись в итальянском стиле 14 в., заказанная Лакхасом, была замазана позже невежественными греческими монахами, а существующая сейчас не представляют интереса. Службы в церкви проводятся каждое воскресенье.

Кипрские "несториане" присоединились к Католической Церкви на

Ассирийское государство считается первой империей в истории человечества. Держава, где процветал культ жестокости, просуществовала до 605 года до н.э. пока ее не уничтожили объединенные силы Вавилона и Мидии.

Во II тысячелетии до н.э. климат на Аравийском полуострове ухудшился. Это заставило аборигенов покинуть исконную территорию и отправиться на поиски «лучшей жизни». Среди них были и ассирийцы. В качестве новой родины они выбрали долину реки Тигр и основали на ее берегу город Ашшур.

Хоть место для города было выбрано благодатное, однако наличие более могущественных соседей (шумеров, аккадцев и других) не могло не отразиться на жизни ассирийцев. Им приходилось быть лучшими во всем, чтобы выжить. Ключевую роль в молодом государстве стали играть купцы.

Но политическая независимость пришла позже. Сначала Ашшур побывал под контролем Аккада, затем Ура, захватывал его и вавилонский царь Хаммурапи, а после – город оказался в зависимости от Митании.

Под властью Митании Ашшур находил около ста лет. Но при царе Салманасаре I произошло укрепление государства. Результат — уничтожение Митании. А ее территория, соответственно, отошла к Ассирии.

Тиглатпаласар I (1115 – 1076 гг. до н.э.) сумел вывести государство на новый уровень. С ним стали считаться все соседи. Казалось, что «звездный час» близок. Но в 1076 году до н.э. царь умер. И среди претендентов на трон не нашлось достойного сменщика. Этим воспользовались кочевники-арамеи, которые нанесли несколько сокрушительных поражений ассирийским войскам. Территория государства резко сократилась – из-под власти выходили захваченные города. В конечном итоге у Ассирии остались лишь исконные земли, а сама страна оказалась в глубочайшем кризисе.

Новоассирийская держава

Больше двухсот лет потребовалось Ассирии, чтобы оправиться от удара. Лишь при царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 годы до н.э. началось возвышение государства. Первым делом правитель разобрался с Урартским царством, сумев покорить большинство городов и крепостей противника. Затем были удачные походы в Финикию, Сирию, Палестину. Венцом деятельности Тиглапаласара III стало восхождение на вавилонский престол.

Военный успех царя напрямую связан с проводимыми им реформами. Так, он реорганизовал армию, которая раньше состояла из землевладельцев. Теперь же в нее набирали солдат, у которых не было своего участка, а все расходы по материальному обеспечению взяло на себя государство. По сути, Тиглапаласар III стал первым царем, в распоряжении которого находилась регулярная армия. Кроме этого, большую роль в успехах сыграло применение металлического оружия.

Следующему правителю Саргону II (721 -705 г. до н.э.) была уготована роль великого завоевателя. Почти все время своего правления он провел в походах, присоединяя новые земли, а также подавляя восстания. Но самая значимая победа Саргона – это окончательный разгром Урартского царства.

Вообще, это государство долгое время считалось главным противником Ассирии. Но воевать напрямую урартские цари опасались. Поэтому они всячески подталкивали к восстанию те или иные народы, зависимые от страны Ашшур. Неожиданную помощь ассирийцам оказали киммерийцы, пусть они и сами того не хотели. Урартский царь Руса I потерпел сокрушительное поражение от кочевников и таким подарком Саргон не мог не воспользоваться.

Падение бога Халди

В 714 году до н.э. он решил покончить с врагом и двинулся вглубь страны, но переходы по горам давались нелегко. К тому же, Руса, думая, что враг направляется к Тушпе (столица Урарту) стал собирать новое войско. И Саргон решил не рисковать. Вместо столицы он атаковал религиозный центр Урарту – город Мусасир. Такого Руса не ожидал, поскольку был уверен в том, что ассирийцы не посмеют осквернить святилище бога Халди. Ведь его чтили в северной части Ассирии. Руса был так уверен в этом, что даже спрятал в Мусасире государственную казну.

Итог печален. Саргон захватил город и его сокровища, а статую Халди велел отправить в свою столицу. Такого удара Руса не смог пережить и покончил с собой. Культ Халди в стране сильно пошатнулся, а само государство оказалось на краю гибели и больше не представляло для Ассирии угрозы.

Гибель империи

Ассирийская империя росла. Но политика, которую проводили ее цари в отношении захваченных народов, приводила к постоянным бунтам. Разрушение городов, истребление населения, жестокие казни царей поверженных народов – все это вызывало ненависть к ассирийцам. Например, сын Саргона Синаххерриб (705–681 до н.э.), после подавления восстания в Вавилоне, часть населения казнил, а оставшуюся – депортировал. Сам город он разрушил и залил водами Евфрата. И это было неоправданно жестоким поступком, ведь вавилоняне и ассирийцы – родственные народы. Более того, первые всегда считали вторых своими младшими братьями. Это, возможно, и сыграло определенную роль. Синаххерриб решил избавиться от надменной «родни».

Ассархаддон, пришедший к власти после Синаххерриба, Вавилон отстроил заново, но ситуация накалялась с каждым годом. И даже новый всплеск величия Ассирии при Ашшурбанипале (668–631 до н.э.) не мог остановить неизбежного краха. После его смерти страна погрузилась в бесконечные распри, чем вовремя воспользовались Вавилон и Мидия, заручившись поддержкой скифов, а также арабских князьков.

В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур – сердце Ассирии. Вавилоняне в захвате города не участвовали, по официальной версии – опоздали. На самом деле им просто не хотелось участвовать в уничтожении святынь родственного народа.

Спустя два года пала и столица — Ниневия. А в 605 году до н.э. в битве при Каркемише царевич Навуходоносор (который потом прославится своими висячими садами) добил ассирийцев. Империя погибла, но не погиб ее народ, который сохранил свою самоидентичность и по сей день.

Теперь об их символике. Ну куда же новиопам без украденных символов.

Как это всё знакомо на более известных примерах!

Ещё раз напомню касательно встречающегося в тексте слова "сирийский", "сирийцы". Имеются ввиду именно ассирийцы, а не сирийские арабы .

Итак, мой перевод статьи Ханна Хайяр (Hajjar) с ассирийского ресурса .

Сегодня я читал пост об арамейском флаге, в котором утверждается, что пламя на флаг было добавлено в 80 - е годы и обозначает «Святой Дух».

Если вы сопоставите изображение "Арамейского" флага с резным рисунком на камне из Тель Халафа (Tell Halaf), изображающим Гильгамеша и Энкиду, несущего крылатый солнечный диск, то отметите, что там нет никакого пламени. Равно как и на раннем "Арамейском" флаге, разработанном в 70 - е годы, который, однако, был усовершенствован путём добавления «пламени». Но в сирийской культуре Святой Дух никогда не представлялся в виде пламени, а только в виде голубя. Вы можете увидеть голубя на сирийских религиозных картинах, одеждах священнослужителей, алтарных украшениях, резных изображениях в церквях.

Так откуда же появилось «пламя»?

Забавно, но «пламя» на арамейском флаге - заимствованный ассирийский символ «Нади Санхариб аль - Рийяди» (Атлетический клуб имени царя Саннахериба), спортивного общества в Бейруте (Ливан), основанного в 1936 (или, по другим данным, 50 - ю годами ранее).
Этот ассирийский символ с изображением диска Ашура и с «пламенем» (в центре) был очень популярен среди асирийцев-суройо * в Ливане и позже, в 80 - е годы, «арамейцы» захотели нажиться на его популярности и добавили на свой флаг.

Смотрите ниже фото с пояснениями.

Другое «арамейское» недоразумение - четыре пятиконечные звезды в прямоугольнике у основания хвоста крылатого диска. Однако прямоугольник - не часть крылатого диска, а вершина «табурета», на котором крылатый диск «сидит» или которым «поддерживается». Взгляните на резное изображение на фото ниже. Изначально там присутствовали две ножки "табурета", которые держат двое рогатых существ. Кроме того, изначально в прямоугольнике были не пятиконечные звёзды, а четыре ассирийских цветка.

Кстати, история Гильгамеша была популярна среди многих народов, включая Шумеров, Ассирийцев, Хеттов, но не среди древних арамеев**. На месте Тель Халафа (древняя Гузана) находился хеттский город, куда сразу после падения Хеттской империи мигрировали древние арамеи, а позже он вошёл в состав Ассирийской империи. Монументы, найденные в Тель Халафе, выполнены в нео - хеттском стиле и некоторые из них испытали влияние ассирийского искусства.

Примечания:
* ассирийцы-суройо , иначе западные сирийцы - ассирийцы, принадлежащие преимущественно к Сиро-православной (яковитской, нехалкидонитской) Церкви . Среди них и получило распространение так называемое "арамейство", появившееся не без участия некоторых яковитских церковных иерархов.
** как вы понимаете, пламя в данном случае чисто спортивная символика, которой новиопы-"арамеи" дали своё привратное толкование.
** * арамеи - в древности кочевые семитские племена, обитавшие на территории Сирии и Ирака. Это наименование взяли себе новиопы, появившиеся в XX веке среди ассирийцев.

Иллюстрации:


Гильгамеш с двумя человекобыками, держащими крылатый диск.


«Фанн Ашури» - надпись на арабском в книге, в которой рассказывается про крылатый диск.


«Ассур» - надпись, описывающая таблички и крылатый диск в книге Андре Парро (Andre Parrot), 1961 год.


Статья в «Гардиан» 2004 года про Гильгамеша, где в качестве иллюстрации помещено резное изображение крылатого диска с двумя человекобыками. В статье названо «Ассирийским».


Другой ассирийский крылатый диск с двумя человекобыками, похожий на диск из Телль Халафа. Музей Анкары. Турция.


Крылатый диск, охраняемый двумя человекоскорпионами. Из Дар Шаррукин (Хорсабад), столицы ассирийского царя Саргона II. Зарисовка Faucher Gudin. Человек - скорпион тоже упоминается в Эпосе о Гильгамеше, крылатый же диск, используемый арамейцами взят с барельефа, посвящённого Гильгамешу и Энкиду. Таким образом оба изображения связаны.


Ассирийский символ «Санхариб аль - Рийади» (атлетический клуб имени царя Санхериба) в Бейруте, 1936 год, с пламенем.


Различные арамейские орлы без пламени. На одном солнечном диске горящий факел был заменен Ливанским кедром. Точно так же, как на логотипе ассирийской ассоциации в Ливане, см. рисунок ниже.


Современный арамейский флаг с пламенем, который они позаимствовали из ассирийской символики.

Я также наткнулся на другое изображение крылатый диск Санхериба, являвшегося эмблемой Нади Аль-Рафидаин Аль-Рийяди (Месопотамского [Бет-Нахрейн] Спортивного клуба), располагавшегося в Камишлии, Сирия, члены которого принадлежали к Сиро - православной церкви. Так же, как и Нади Санхариб аль-Рийяди в Ливане, это тоже был футбольный клуб. Обратите внимание на пламя и факел в центре их эмблемы см. ниже.

Как вы видите изображение пламени использовалось среди ассирийцев, приверженцев Сиро-православной Церкви в Ливане и Сирии задолго до того, так называемые "арамеи" разработали свой флаг.


Ассирийский исмвол Нади аль Рафидайин аль Рийади (Бет - Нахрейн), Месопотамский атлетический клуб в Камишли, Сирия, 1934 год с пламенем и факелом.

Как арамействующие украли красные и жёлтые цвета ассирийского национального движения.

Красный и желтый цвета используются в настоящее время Сирийской* футбольной командой, но они позаимствовали их от ассирийцев, которые использовали эти цвета ранее. Посмотрите на фотографию фестиваля царя Санхериба в 1970 году в Бейруте Ливан, и обратите внимание на ассирийской звезду и символ Ашшур в центре красно-желтого флага. Кроме того, те же цвета были на флаге ассирийского 8 батальона в сирийском городе Джазире во времена французского мандата. Команда Ассирийского футбольного клуба в Швеции также использовала красные и желтые цвета в начале 70, прежде чем Сирийский футбольный клуб был создан.


1. Ассирийский баскетбольный клуб из Сирии во время Ассирийского фестиваля Таммуз в 2004 году. Отметим красно - жёлтые майки с крылатым солнечный диск Ашура в районе живота. 2. Другая версия крылатого солнечного диска Ашура - Ассирийская Молодёжная Ассоциация Америки. Красные и жёлтые цвета отражены в символе. 3. Ассирийский крылатый бык, Ламассу. Эта картина висела в штабе ассирийского восьмой штаба батальона до французских левых над Сирией к арабам. Обратите внимание на красный цвет его теле и желтый цвет крыльев. 4. Аль-Нади Ас-Суриани аль Лубнани, Ассирийская ассоциация в Бейруте. На крылатом солнечном диске Ашура ливанский кедр заменил горящий факел.


Футболисты ассирийского футбольного клуба в Швеции в красно-жёлтых майках. 1974 год.


Футболисты Сирийского "арамейского" футбольного клуба. В майках тех же цветов, только полосы поменяны местами.