По диким ущельям алтая. По диким ущельям алтая Землетрясения на Алтае

Прежде чем рассказать об этих удивительных сказочных местах и начать наше путешествие сделаем уточнение.

Данный маршрут можно организовать как отдельные маршруты в три места, на каждый уйдет по четыре дня путешествий. А можно за девять дней посетить сразу Талдуринский, Софийский ледники и Карагемский перевал... Решать Вам!

Нам предстоит увидеть необыкновенные красоты фундаментальных ледников, соприкоснуться с природой Алтая. Убедиться, насколько величественны горы, которые могут покорить ваше сердце и оставить бурю эмоций.... Нас ждут преодоления строптивых бродов, смена природных явлений, восторг от купания в горных омолаживающих реках. А еще предстит ночлег в местах, уединенных от цивилизации и также оздоровительная походная баня с традиционными русскими вениками. От нас требуется позитивный настрой, сила и бодрость, организованность, наличие теплых вещей, спального мешка, а остальное - питание, походная баня - берет на себя Команда ДрайвДжип.

Традиционно наш маршрут начинается от стартовой точки - с.Усть-Сема. Ранее в наших маршруттах мы подробно рассказывали, чем знаменательно это место. Именно через него проходит Чуйский тракт и развязка на известные туристические маршруты. В течение первого дня путешествия мы проходим большую часть Чуйского тракта, известного своей протяженностью, и проезжаем два крупных перевала: Семинский и Чике-Таман. Проехав перевалы, останавливаемся на ночлег перед с.Курай. В первый день путешествия наблюдаем завораживающие красоты сменяющих друг друга перевалов, любуемся живописностью данных мест. Далее ждут нас таинственность и необъятность новых мест.

Второй день проходим на джипах путь к Софийскому леднику. Ледник расположен на Южно-Чуйском хребте Алтайских гор, в Кош-Агачинском районе. Имеет площадь около 17,6 кв. км, длину до 8 км, толщину льда до 150 м. На сегодняшний день Софийский ледник представляет собой разветвленную систему ледовых потоков, каждый из которых имеет свою область питания, постепенно разделяется на сомостоятельные ледники. Ледник окружают достаточно значительные вершины: Брат (3885)м), Ксения (около 3500м), Сестра (3750 м). От крупнейшего ледника на Алтае Большого Талдуринского, Софийский ледник отделен лишь небольшим горным хребтом - Талдуринской оградой. В настоящее время ледник отступает, оставляя после себя ярко выраженные формы рельефа - морены, кары и т.д., и это особенный экстремальный поход!

Из подножья Софийского ледника берет начало река Аккол.

По Чуйскому тракту, не доезжая Кош-Агача, поворачивам в д. Ортолык. Сразу вправо за деревней указана дорога на известное село Бельтир - до него от тракта 29 км по асфальту, переходящему в гравий.

Дело в том, что известное Чуйское землятресение 2003 года оставило в 4-х километрах от Бельтира 9-бальные разрушения. На склоне произошел впечатляющий оползень, затронувший часть лиственичного леса и весь неолесненный склон горы...

Наша дорога до ледника проходит вдоль озер: Каракуль (т.е. черное озеро) и Аккуль (т.е. белое озеро) через потрясающий каньон, пробитый р.Аккол, и заканчивается стоянкой на берегу р.Аккол перед ледником.

Третий день ознаменован радиальным пешим выходом до Софийского ледника. У нас есть возможность воочию увидеть "откуда берутся реки" , ощутить многовековой лед. Путь проложен через равнинную местность, курумники, предстоят спуски и подъемы. Сила и бодрость духа важны, чтобы достичь цели, и увиденное поразит своей красотой. Язык ледника спускается на высоту 2500 м над уровнем моря. Долина ледника в солнечную погоду прекрасна. Сверху - синее небо, под ногами сиреневый иван-чай и бело-желтые ромашки между камнями, а перед глазами огромный язык ледника. Над ледником возвышаются три вершины,слева направо - Сестра, Ксения, Брат. По дороге мы восстанавливаем силы, окунувшись в озеро. По возврату в лагерь нас ждет отдых в тишине природы Алтая.

Четвертый день полностью занимает дорога до Талдуринскогог ледника, где нас ждут серьезные преодоления бродов, но это того стоит, чтобы испытать свои силы, характер, настойчивость, сноровку, самоорганизованность и дисциплину. С Командой ДрайвДжип все получится!

Талдуринский ледник - самый большой по площади ледник Южно-Чуйского хребта на Алтае в районе вершины Иикту. Его площадь составляет 28,2 кв.км при длине 7,5 км. Высота ледника над уровнем моря-2450 м. Неподалеку от Большого Талдуринского находится еще один крупный ледник - Малый Талдуринский. Его длина 2,5 км, а площадь чуть меньше 2 кв.км.

Его панорама феерична, дорога до него фантастична и весьма непроста. Именно с подножья ледника, пик Иикту раскрывается во всей красе. И еще это ледник, которому можно ближе всего подъехать на автомобиле.

В настоящее время ледник отступает, оставляя после себя морены и кары. За полвека в верхней части Большой Талдуринский ледник опустился на 150 - 200 м, при этом общая толщина льда по некоторым расчетам равна 175 м.

С ледника берет свое начало река Талдура. Талдура - "белая" река. Вода в таких реках, как правило, белесого цвета. Пойма реки широка, в своем течении она разбивается на множество рукавов и проток. Движение к леднику - это всегда сафари с преодолением множества препятствий. На следующий день предстоит поход до самого ледника, а сейчас ночлег.

Пятый день- эторадиальный выход до сказочного ледника. Путешествие того стоит. За каждым поворотом новый пейзаж. Дорога идет то вверх, то вниз, то вброд, то прямо по галечному руслу реки.

Из зоны высокогорной тайги постепенно попадаем в зону альпийских лугов,выше - в тундру, и в конце уже начинаются откровенно инопланетные ландшафты. К самому леднику, от коренной морены, можно подняться всего за час. Но не стоит забывть, что это возможно лишь осенью, когда уровень грунтовых вод уже достаточно низок и к леднику можно достаточно близко подъехать на автомобиле. Наше путешествие происходит в июле- августе, поэтому утром мы идем по руслу реки, а обратно - по верхней тропе, т.к. за день река полностью наполняется. В окрестностях можно встретить таких редких животных как черный гриф, снежный барс и антилопу дзерена.

По возвращению обратно нас ждет долгожданная походная банька с вениками и отдых у костра.

На шестой день , после походов к ледникам, держим путь через Карагемский перевал. Вообще, если речь идет о горных перевалах, которые можно преодолеть на машине, то безусловно, Карагемский перевал - один из самых красивых и труднодоступных. Очень высокий и очень крутой. Причем крутой во всех отношениях - и по сложности пут, и по количеству острых ощущений, и по красоте пейзажа.

Вверх по склону и дальше... К облакам! Острые ощущения гарантируем. По первому разу - подъем нескончаем. Но он того стоит. Вы не просто поднимаетесь, а поднимаетесь выше гор! Абсолютная высота - 2837 метров над уровнем моря. Забравшись на перевальную седловину, вы оказываетесь посреди огромной горной системы. Слева-вершины Южно-Чуйского хребта, а впереди раскинулся горный массив Катунского хребта с возвышающейся над ним трехглавой красавицей Белухой.

Уже почти на самом верху, под перевалом, дорога проходит меж двух озер. Сам перевал, как и положено, обозначен пирамидками из камней-туриков. Ветра здесь дуют постоянно. Всегда. Зеленка, т.е. граница леса, осталось далеко позади., и даже карликовые березы здесь уже не растут.Только ветер, бесконечные горы и пространство... Это и есть перевал Карагем. Спуск к Карагемской поляне-это нечто незабываемое! Он проходит через преодоление нескольких серьезных бродов, кренов, в этом "подвиге" задействованы все! Именно здесь можно проверить себя, свою сущность и силу духа. Равнодушным никто не останется!

Седьмой день проходит под девизом "Дневка" и радиальные выходы. Отдых проходит на Карагемской поляне. Очень красивое место! Чистый воздух, сумашедшая панорама природных красок гор, активные прогулки, купание - все это проходит именно в этот день. Перед возвращением домой это просто подарок, когда увиденное, прочувствованное телом, и вся человеческая сущность сливаются в единое с природой, чтобы навсегда оставить впечатления в душе!

На восьмой день держим путь обратно от Карагема до р.Айгулаг. Путешествие не перестает радовать своими красками, дорога длинная и занимает весь день. На ночной привал располагаемся на р.Айгулак.

Весь девятый день от р.Айгулак держим путь в финишную точку с.Усть-Сема. Любуемся живописными картинами, слушаем рассказы о достопримечательных местах и в наполненном состоянии возвращаемся! Все получилось!

Путешествие завершено! Впечатления, эмоции, приятная усталость, улыбки, радость... все в нас! Команда ДрайвДжип рада для Вас и всегда с Вами! до новых высот!!!

Талду – алт. имеющий тальник, с тальником, например талду-кол, озеро с тальником.

Урочище с тальником

Талдуринский ледник , урочище Талдура, река Талдура - тут все Талдура. Талдуринский ледник один из самых больших на Алтае. Его панорама феерична, дорога до него фантастична и весьма непроста. Именно с подножия ледника пик Иикту раскрывается во всей красе. И еще это ледник, к которому можно ближе всего подъехать на автомобиле.

Талдура — “белая” река. Т.е. своё начало она берет из ледника. Вода в таких реках, как правило, белёсого цвета, от большого количества взвеси. Пойма реки широка, в своем течении она разбивается на множество рукавов и проток. Движение к леднику — это всегда сафари с преодолением множества препятствий.

Но оно того стоит. За каждым поворотом дороги — новый пейзаж. Дорога идет то вверх, то вниз, то вброд, то через болото, то прямо по галечному руслу реки.

Из зоны высокогорной тайги постепенно въезжаете в зону альпийских лугов, потом в тундру, а в конце уже начинаются откровенно инопланетные ландшафты.

К самому леднику, от коренной морены, можно подняться всего за час. Но не стоит забывать, что это возможно лишь осенью, когда уровень грунтовых вод уже достаточно низок и к леднику можно достаточно близко подъехать на автомобиле.

Вот такая Талдура…

Вид на Иикту

Каменная Юрта, правда похоже?

Талдуринский ледник
И не тает ведь..
Они дошли до ледника

Язык
Все ближе и ближе
К леднику

Экстримальное цветовое сочетание
Сафари началось
Иикту и собратья

Часто дорога идет по руслу
Гипер позитивное место
Шиповник созрел

Иикту и Талдура
а теперь наверх
Шиповник созрел

Ортолык – Бельтир – Долина Талдуры — Талдуринский ледник – Долина Аккола – Софийский ледник

Два хребта – Северо-Чуйский и Южно-Чуйский – часто упоминаются как Чуйские белки. Красивая река Чуя дала название и им, и проследовавшей вдоль нее дороге, и межгорной котловине (Чуйской). Вместе с Катунским хребтом эта наиболее высокая часть алтайских гор относится к Центральному Алтаю. Если Северо-Чуйский хребет предстает взору путешественника с Чуйского тракта во всей красе: склоны поросли тайгой, выше гольцы и снег. В противоположность ему Южно-Чуйский кажется невзрачным, пустынным. Но в глубоких ущельях скрыты своеобразные оазисы с редкой растительностью, озерами, бурными истоками рек. Над этой красотой встали горные пики, поднимающиеся почти до 4 тыс. м. С них спускаются крупнейшие ледники Алтая: Талдуринский и Софийский.

Южно-Чуйский хребет

Южно-Чуйский хребет отделен от Северо-Чуйского хребта долинами рек Чаган-Узун (приток Чуи) и Карагем (приток Аргута). Являясь как бы восточным продолжением Катунского хребта, имеет почти широтное направление и отделен от его восточной части хребта теснинами Аргута. Длина — 120 км, средняя высота свыше 3200 м.

Наиболее высокие вершины хребта в двух горных узлах: на западе в районе пика Иикту (3942 м) и в средний части — пики Ирбисту (3960 м — высшая точка). Здесь же вершины: Тымоин (3823 м), Крылья Советов (3951 м) и др. Кроме хребта-перемычки, соединяющего Южно-Чуйский хребет с Северо-Чуйским хребтом, на севере отходят Талдуринский отрог (36 км) и отрог — водораздел рек Кара-Оюк и Елангаш (27 км).

Общая площадь оледенения около 222 км2, свыше 210 ледников. Самые крупные – Большой Талдуринский и Софийский. Высота снеговой линии 2950-3180 м. Склоны до высоты 2200-2400 м покрыты лиственничной тайгой, выше — альпийские луга и нивальные ландшафты. Для всего хребта характерны следующие особенности. Во-первых, южные склоны круче северных и имеют более короткие отроги. Во-вторых, оледенение южного склона значительно меньше северного. В-третьих, хребет очень беден древесной растительностью, которая сосредоточена лишь по долинам рек Джазатор и притоков Карагема, Талдуры и Чаган-Узуна. В-четвертых, климат района значительно суше и контрастнее, чем в Катунском и Северо-Чуйском хребтах.

В путь!

К началу основного маршрута мы добираемся по Чуйскому тракту. Дорога Новосибрск-Бийск-Ташанта (М-52) ведет через Новосибирскую область, Алтайский край, Республику Алтай в Монголию. Это главная дорожная артерия Алтая. Без путешествия по этой дороге не добраться ни на один из маршрутов по Алтаю. На протяжении более 600 км от Бийска до границы с Монголией эта дорога удивляет разнообразием природы и наличием множества достопримечательностей. Мы преодолеем два перевала – Семинский и Чике-Таман, множество бомов, мостов через реки.

В Ортолыке (871 км тракта) съезжаем с Чуйского тракта на трассу Ортолык-Бельтир. Трасса частично асфальтированная, протяженностью 29 км. Пересекаем холмы отрогов Южно-Чуйского хребта, деградирующих в Чуйской степи. Здесь можно увидеть мохнатых яков.

Немного стоит сказать о Чуйской степи. Ее длина — 70 км, ширина — от 10 до 40 км. Представляет собой слабоволнистую равнину, приподнятую по краям. Расположилась на высотах 1700-2000 м и окружена горами с вечными снегами. Чуйская степь является одной из самых засушливых территорий Российской Федерации. Среднегодовая норма осадков здесь не превышает 150 мм. Вечномерзлые грунты достигают до 90 м. Среднегодовая температура минус 6 градусов.

Существуют научные теории, говорящие о том, что в последний ледниковый период (45-15 тыс. лет назад) мощная ледниковая плотина ниже Курайской котловины, перегородила водоток, образуя довольно большое Чуйско-Курайское озеро (2600 кв.км. — в десять раз больше площади Телецкого озера). Высота уреза воды достигала 2100 м, что может означать, что глубина озера в нижней части могла достигать до 400 м. По завершении этого периода прорыв ледниковой плотины имел катастрофический характер. Волна высотой в 200-300 метров хлынула по долине Чуи и Катуни. Этим, по всей вероятности, и объясняются террасы хорошо наблюдаемые в районе Ини. Следы существования озера выражены в виде донных отложений и свидетельств волноприбойной деятельности. Многочисленные глыбы, словно разбросанные по Чуйской степи, были принесены туда с мест коренного залегания плавучими льдинами-айсбергами, что является еще одним свидетельством существования озера. О том, что озеро было холодным, говорят и данные споро-пыльцевых анализов донных отложений.

Но еще раньше (от 25 до 3 миллионов лет тому назад) Чуйская котловина была занята теплым, пресным озером. За столь длительное время существования водоема, в его донной части накопилась мощная толща отложений (до 1200 м). Эти отложения в виде глин, ракушечника, бурого угля встречаются небольшими пятнами в этом районе. Осадки говорят о том, что когда-то здесь шумели теплые, широколиственные леса, которые постепенно после значительного похолодания климата, заменились таежной и степной растительностью.

Добираемся в Бельтир. Название села переводится «устье, соединение двух и более рек». Небольшой населенный пункт, стоящий на слиянии рек Чаган и Талтура, которые образуют р. Чаган-Узун. Находится на высоте 1936 м. Другое название Кызыл-Маны (Красное Знамя).

Бельтир стал печально известным после знаменитого Чуйского землетрясения 2003 г., находясь в его эпицентре. Поселок получил значительные разрушения. К счастью, обошлось без жертв. Большая часть его жителей была переселена в другие населенные пункты, в том числе, построенный посреди Чуйской степи Новый Бельтир (Белтир).

В окрестностях поселка находится так называемый Талдуринский оползень – грандиозное свидетельство Чуйского землетрясения. Арка-Узук – «Сорванный вниз лес» — так называют это место местные жители. Его размеры: 1 на 0,9 км. До оползня легко доехать на любом автомобиле. Для этого нужно проехать Бельтир по главной улице до стадиона, который после землетрясения, на некоторое время превратился в небольшое термокарстовое озеро. Прямо от стадиона, вдоль реки уходит дорога в долины Аккол и Караоюк, а по мосту через реку Чаган — в долину реки Талтура. Проехав несколько километров, слева, на склоне Вы увидите подковообразный оползень.

Землетрясения на Алтае

Землетрясения на Алтае известны с давних времен. Их следы есть по всему Алтаю, как степному, так и Горному. Так, довольно сильным было Монгольское землетрясение с эпицентром на восточных склонах Монгольского Алтая (1761 г.) Современная сейсмичность характеризуется большим количеством слабых и умеренных толчков с интенсивностью 3-6 баллов. Потенциал региона находится в пределах 8-ми бальных землетрясений. Горная территория Алтая поднимается со скоростью 5-10 мм в год, что равноценно росту на 1 км за 100 тыс. лет. Чуйское землетрясение произошло 27 сентября 2003 г. Его эпицентр находился недалеко от поселка Бельтир в Кош-Агачском районе Республики Алтай на глубине 33 км. Характеризовалось оно магнитудой 7,3 балла, что соответствует интенсивности 9 баллов в эпицентре. К счастью обошлось без жертв, хотя Бельтир получил значительные разрушения. Так что было принято решение строить Новый Бельтир (Белтир) недалеко от Кош-Агача.

К горе Иикту и Талдуринскому леднику

От Бельтира до Талдуринского ледника около 34 км. Проезжие из них для транспорта повышенной проходимости от 20 до 30 км в зависимости от ряда условий (время года, погода, возможности транспорта). Дорога от моста через Чаган идет по правому берегу около 10 км, а затем снова через мост на левый берег. По пути несколько бродов на притоках Талтуры. В зависимости от погоды и времени года трудность их прохождения различны.

Через некоторое время влево уходит ответвление дороги в долину реки Джело и далее на перевал Карагем. Дорога поднимается на сам перевал, высотою 2880 м. и даже спускается вниз на некоторое расстояние. Перевал некатегорийный и лишь зимой его сложность повышается до 1А.

С перевала тропа спускается в долину р. Иолдоайры, которая является притоком р. Карагем. Далее вверх по Карагему, Правому Карагему (Абыл-Оюк) на перевал Абыл-Оюк высотою 3220 м.(1Б). Через него туристы попадают в долину р.Шавла и, в частности, на Шавлинские озера. До седловины перевала Карагем другая тропа уходит вверх по р. Джело на перевал Актру-Джело (3200, 1Б). По этому пути можно попасть в долину р.Актру. Это популярные и относительно несложные маршруты.

Карагем. Каpа-кем — обильная, pодниковая, питающаяся подземными водами pека. Красивая горная река, текущая по ущелью между Северо-Чуйским и Южно-Чуйским хребтами. Имеет истоки с южных склонов одноименной горы Карагем и массива Маашей-Баш (Северо-Чуйский хребет). Река впадает в Аргут. Длина — 65 км, средний уклон 13 м/км, среднегодовой расход в устье 70 м3/с. Питание реки ледниковое, поэтому вода мутная, с большим содержанием ила. Уровень воды в солнечные дни заметно повышается во второй половине дня. Долина реки покрыта густым лесом. По правому берегу высоко над рекой идет тропа.

На Карагеме можно выделить четыре технически сложных участка, разделенных быстротоком, всего 33 препятствия. В устье р. Иолдоайры отличное место для стоянки, Карагемская поляна, откуда начинается сплав. Первый порог на маршруте «Стартовый», за ним «Олимпийский» и далее порог за порогом. Порог «Винт» — самый сложный порог II ущелья и один из сложнейших на р. Карагем. На плавном левом повороте река входит в каньон на входе цепочка мощных сливов, далее на правом повороте расположены два основных слива до 2 м высотой, расстояние между которыми 20-30 м. Порог «Разбойники» — самый сложный порог III ущелья. Длина 400м. Порог начинается узкими около 5 м воротами, образованными завалами на каменных грядах. Затем струя с валами, бочками и камнями выходит к правому коренному берегу и идет вдоль него, в конце порога она бьет в завал, в котором есть только узкий проход 2.5 м.

Возвращаемся в долину Талдуры. Далее, на возвышении справа два зимовья. Вскоре долина окажется перегорожена огромными, обработанными ледником каменными холмами, но дорога ловко петляет среди них и уходит далее. Впереди брод через приток с водопадом, а затем и через саму Талдуру на правый берег. Брод коварный, местами приходится ехать вверх по руслу. Но его не обойти. Талдура распадается здесь на множество рукавов и приходится то ехать по ним, то выбираться на сухие участки. Далее вверх до моста: еще один брод, болотина и петляние среди «бараньих лбов». От моста до ледника остается 10 км по левому берегу. Впереди 4 последних зимника, 3 зимника на левом берегу, а 4-й на правом. Проезжая (по сезону) дорога до предпоследнего зимника, но чаще автопутешествие приходится прекращать раньше. Например, не переезжая Талдуру снова вброд на правый берег к последнему зимнику, да это и не нужно, так как далее пешком лучше двигаться по левому берегу. На пути несколько несложных бродов. Конечный путь через несколько моренных валов. И вот он – Талдуринский ледник.

Хотелось бы так же отметить, что долина Талдуры используется как зимнее пастбище. И переводится Талдура как «ивовое стойбище» (Тал-Туру). По пути встречается много зимников, придающих свой колорит пейзажу. Завораживают и их названия Текетуру, Кокярык, Кып, Оймок, Айраш.

Есть и другая малоизвестная особенность этих мест. Здесь, в верховьях Талдуры, в 1936 г. даже был организован и существовал некоторое время альплагерь. Проводилась подготовка альпинистов. Возглавлял альплагерь один из его организаторов сибиряк Лев Кузьмин. Первовосхождение на Иикту было совершено в 1933 г. группой во главе с прославленным советским альпинистом В.М. Абалаковым.

Талдуринский ледник (Большой Талдуринский) лежит на слонах Южно-Чуйского хребта. Длина 7,5 км, площадь 28,2 км2. Высота конца ледника 2450 м. Толщина льда достигает 175 м. Является самым крупным ледником на территории Русского Алтая. Берет начало 7 истоками в цирке, в обрамлении которого поднимаются вершины высотой около 4000 м (Иикту и др.). Имеет узкий выход на северо-восток, в долину реки Талтуры.

Перевал Талтуринский 3400 1Б лед. Талдуринский — П. исток р.Ошту-Айры

Расположен в северо-восточной камере ледника Б. Талдуринского, в восточном гребне г. Иикту, правая седловина гребня.

Подъем со стороны лед Б. Талдуринского. Склон до 40 град. 180-200 м. плотный фирн. Движение в кошках с одновременной страховкой. Седловина параболической формы, очень широкая. Туров два. Один над ледовой частью, зимой засыпан; и второй, где-то на границе ледовой и скальной частей. Возможен спуск по контрофорсам или по широкому снежному склону. В первом случае спуск можно начать от тура, спускаясь вдоль гребней, во-втором- пройти по седловине порядка 200 м в сторону Иикту, оттуда начать спуск.

Склон 230-250 м, крутизной до 45-50 град. — первые 50м, следующие 100м- 40-45град.. Затем около 80-100 м — до 35 град. Далее выход на ледник 10-15 град. Лед идет волнами, движение по гребню волны. Ледник около 2 км. Пройдя середину, необходимо уйти на правостороннюю морену- ледник сходит дальше крутыми ледовыми лбами до 60-65 град.

Пер. Троих (2А, 3290) Ледово-осыпной перевал через основной Южно-Чуйский хребет. Ведёт с Талдуринского ледника в долину р.Узургу. По сути, это простейший путь из долины р.Талдура на южную сторону хребта. Как и большинство других перевалов через основной хребет, находящихся к востоку от пика Иикту, обладает ярко выраженной асимметрией. Если с севера путь на его седловину ведёт по ровной заснеженной поверхности ледника, то спускаться на южную сторону приходится по довольно крутому осыпному кулуару.

В долину Аккол и к Софийскому леднику

От Бельтира до Софийского ледника около 24 км, 18 км из которых проезжие для транспорта высокой проходимости. Дорога, попрыгав по буграм вдоль берега р. Чаган, выводит в широкую долину. Ровная дорога идёт примерно 6 километра, а затем, упираясь в скальный барьер, разветвляется. Нужно выбрать правую, которая забирается вверх среди скал оригинальной формы и цвета. Река при этом остается слева в узкой и глубокой долине. Через 4 километра дорога снова выводит к берегу реки и, не доходя до зимовья, начинает круто подниматься вдоль лога направо. У слияния рек Аккол и Караоюк дорога раздваивается. Нам вправо, на верхние террасы, где разбросаны домики зимовий. Отсюда уже начинает открываться верхняя часть долины. Через некоторое время подъезжаем к заливному лугу. Здесь, на озере Каракуль, расположены зимовья. Мы проезжаем мимо, в сторону озера Акколь. Здесь, на песчаном берегу озера часто можно увидеть верблюдов.

Озера Акколь и Каракуль

Озеро находится Акколь на высоте 2279 м. Его длина 2,9 км, ширина 400 м. Озеро имеет удлиненную форму. Берега песчаные. Вода мутновато-белого цвета, вследствие ледникового питания. В верхнем конце озера отмечаются ясные следы постепенного заиливания. Течение почти не заметно, однако ледниковая муть отстаивается медленно и р. Аккол выходит из озера такой же мутно-грязной, какой и входит. Озерная котловина заполнена древними озерными песками, которые сформировались в более древнем озере, уровень которого устанавливается на 30-40 м выше сегодняшнего. В 1,5 км на северо-запад от Аккольского озера расположено озеро Каракуль. Оно лежит на абсолютной высоте около 2300 м. Имеет длину около 1,2 км, ширину 300 м. Питается снегами, а не ледниковыми водами, поэтому вода в нем прозрачная. Возникло в результате подпруживания боковой мореной ледника.

После озера Акколь дорога есть еще около 5 км. Справа, у горы виднеется последний зимник в долине Аккола. Рядом с ним небольшой водопад на р. Нижний Тураоюк. Следующий, относительно крупный приток р. Аккол – р. Верхний Тураоюк. На ней находятся несколько каскадов водопада. Именно здесь, на правом берегу Тураоюка обычно разбивают базовый лагерь.

В верховьях р. Тураоюк есть два живописных бирюзовых озера. По крайней мере, до первого из них, находящегося в 5-ти км от стоянки несложно добраться за пару часов. Вначале крутая тропа вдоль водопадов серпантином набирает высоту, затем выполаживается и пересекает несколько моренных валов.

От базового лагеря до Софийского ледника около 7 км. Выше долина резко сужается. Несложная конная тропа идет по левому берегу Аккола, вначале через небольшую болотину, затем осыпь, брод через приток. Вскоре долина поворачивает направо, и отсюда уже становится виден Софийский ледник. На юг открывается вид на ущелье правого притока, где находится ещё один крупный ледник — Удачный, расположенный фактически на водоразделе рек Аккол и Караоюк. Начинаются моренные валы, среди которых находятся несколько маленьких озер-блюдец разного цвета. Более крупное озеро, находящееся непосредственно перед ледником сегодня разделилось косой на два, нижнее из которых бирюзового, а верхнее молочного цвета. Впереди виднеются красивейшие пики отражающиеся в воде. С их белоснежных склонов спускается один из красивейших ледников Алтая – Софийский.

Софийский ледник

Софийский ледник один из крупнейших ледников Алтая. Его площадь составляет 17,6 км2, длина 7,9 км. Высота конца ледника – 2620 м. Как известно ледники Алтая отступают. У Софийского ледника величина отступления имеет наибольшие показатели для Алтая. Она составила 2710 м, с 1898 года (когда он был открыт и нанесен на карты), со средней скоростью 18,7 м/год при ее вариантах 5-27 м/год. На сегодняшний день Софийский ледник, представляющий собой разветвленную систему ледовых потоков, каждый из которых имеет свою область питания, постепенно разделяется на самостоятельные ледники.

Пер. Гребешок (2А, 3350) перевал, соединяющий два крупнейших алтайских ледника: Софийский и Талдуринский. Он ведет через Талдуринскую ограду — боковой отрог Южно-Чуйского хребта — в самой северо-восточной ее части. Перевал обвалоопасен и лучше воспользоваться находящимися здесь перевалами: Ключ Северный (3100, 2Б) и Ключ Южный (3150, 2Б). Они ведут параллельно перевалу Гребешок на Талдуринский ледник. Есть и, так называемый, перевал Ключ Отрожный (2980,1Б), находящийся в восточном отроге пика Ключ.

День четвертый 19.07

Софийский ледник-обеденное бдение в Бельтире – стоянка по дороге в Талдуру (после впадения Джело) 56 км

Планы были большие, поэтому долго не валялись, но и не с рассветом встали, в отпуске все-таки. Вообще, где бы ни были, выезжали практически всегда часов в 10 утра, за исключением одного дня.

Туристы ушли часа за два с половиной до нашего старта, ушли бодро, пока солнце еще щадило.

Во время сборов к нам прискакал казах с зимовья, сильно нужен был бензин. Саша отлил 3 литра, тот был страшно рад. Не знаю, как насчет конфет и подарков населению, о чем писали в altairoad , но по моему у них на первом, втором и десятом месте только бензин.

Фото 1

Обратно ехали быстро, подъезжая к зимовью, на озере Каракуль, к нам подъехал, торопясь, местный парень на велосипеде. Ехал он по кочкам, виртуоз. Попросил бензина, но мы, извинившись, отказали, чет не припомнили заправки в Бельтире, и УАЗу просто могло не хватить запасов. В итоге, так и есть, в Бельтире была когда то заправка, сейчас она не работает. Поэтому совет планирующим посетить за один заезд Софийский и Талдуру: запасайтесь канистрами.

По дороге обратно встретили наших соседей-туристов, под палящим солнцем они довольно бодро шли, часа за 4 прошли около 20 км.

Жара нещадная. В УАЗе ехать было невыносимо, поскольку кондиционером не оборудован, форточки маленькие, пыль и взвесь летит. Машина для брутальных путешественников. Прямые солнечные лучи как раз падали на стекло со стороны Или.

К моменту приезда в Бельтир, в районе часа дня спеклись все в УАЗе, включая Каспера, и даже в Коррандо было жарковато и тянуло пылью.

Причалили к пруду около деревни, поставили параллельно машины, натянули тент.

Иля таки нашла в заросшем пруду чистое место, с какими-то прохладными родниками и остывала, не вылазя из воды. Мы коротали время в теньке под тентом. Солнце быстро двигалось, смещая тень тента. Нас окружили большие, голодные, страшно заросшие собаки. Каспера заперли в машине. Собаки были спокойны, но не уходили, надеялись на угощение. Не дождавшись они пошли посмотреть на купание Или. Вскоре мы заслышали ее крик, пока Иля отмачивалась, одна из собак схватила ее тапок, стоявший на берегу и побежала к компании ожидающих ее друзей. Саша с Костей кинулись отбирать тапок.

Псина выплюнула обувь и умчалась. Вот такие развлечения.

Часа два мы отходили от жары. Решили ехать в Corrando втроем, Иля пересела, поближе к кондиционерам, часть вещей из Коррандо перенесли в Уаз. Сашу же оставили наедине с Каспером. Каспер же, как собака с характером и непростая, никого кроме хозяев в свою машину не пускала.

Цель - Талдуринский ледник – была одной из значимых в нашем путешествии и манила.

Ледник Большая Талдура - самый большой по площади на Южно-Чуйском хребте и вообще, во всем Русском Алтае, как традиционно с 19-го столетия называется принадлежащая России часть этой горной страны. Над ним же возвышается и двуглавая гора Иикту - высочайшая вершина хребта, имеющая высоту 3936 м над уровнем моря. Дорога начинается у села Бельтир и идет вдоль реки Чаган-Узун и далее вдоль Талдуры.

Что касается дороги к Талдуринскому леднику, сведения были противоречивы. Кто-то говорил ехать по правому берегу, кто-то по левому Талдуры. Мы, как основу взяли опять таки описание все того же


Талдуринский ледник-самый большой по площади ледник на Южно-Чуйском хребте и вообще во всем Русском Алтае, как традиционно с 19-го столетия называется принадлежащая России часть этой горной страны. Площадь ледника - 28,2 кв.км. при длине 7,5 км. Высота конца ледника над уровнем моря - 2450 м. Свое начало ледник берет с фирновых полей таких вершин, как Ольга, Гребешок, Иикту - высшей точки Южно-Чуйского хребта (3936 м.) и др.

Ледник Талдуринский расположен на Южно-Чуйском хребте, в районе вершины Иикту (3936 м). Толщина льда 175 метров, длина ледника - 8,5 км.





Большой Талдуринский ледник - крупнейший ледник на российской территории Алтайских гор. Расположен на склонах Южно-Чуйского хребта. Интересны эти места еще и тем, что тысячелетия назад в этом районе проходили караваны из Китая, Индии и Персии, происходило великое переселение народов, и неизвестные древние племена оставили после себя наскальные рисунки, надписи, изваяния и курганы. Для археологов эти места до сих пор остаются "белым пятном", и на местах древних стоянок можно найти осколки украшений и домашней утвари тех далеких времен. Благодаря труднодоступности этих мест здесь можно встретить таких редких животных как снежного барса, антилопу дзерена и черного грифа.

Неподалёку от Большого Талдуринского находится ещё один крупный ледник, Малый Талдуринский. Его длина 2,5 км, а площадь чуть меньше 2 кв. км.

Небольшой горный хребет Талдуринская ограда отделяет Талдуринский ледник от Софийского. Длина Софийского ледника - 7,9 км, площадь - 17,6 кв.км. Высота конца ледника над уровнем моря - 2620 м.





Как добраться до ледника?

В Бельтире едем по центральной улице и, проехав стадион, сворачиваем налево. Дорога ведет к мосту через реку Чаган, переезжаем его и продолжаем путь вдоль правого берега реки Талдура. Здесь дорога разветвляется, поэтому, чтобы не пропустить мост, держимся ближе к реке. Он расположен примерно в пяти-шести километрах от села.

От моста идет неплохая дорога, которая приведет вас к броду через реку Джело. (Наше путешествие к Талдуринскому леднику состоялось в середине октября, поэтому мы не можем утверждать, что весной этот брод проходим.) В малую воду Джело - абсолютно безопасная река, которую можно пересечь на автомобиле типа УАЗ. Место, где Джело появляется меж красных скал, очень живописно и называется Кызыл-Таш, т.е. красный камень.

К сожалению, на наших фото настоящего красного цвета не передано, но, увидев это место воочию, сразу поймете, откуда такое название. Вскоре после переправы вправо круто вверх уходит дорога в верхнюю долину реки Джело и перевалу Карагем. Мы же едем прямо, проезжаем мимо 2 зимовий, которые следуют одно за другим. Дорога, врезанная в склон, поднимается на холм, круто спускается в ложбину среди скал и выводит к броду через реку Мохро-Оюк.

Здесь, в тени ущелья, растут довольно крупные лиственницы. Речка не представляет серьёзного препятствия ни для пешеходов, ни для машин. После переправы колея выводит на широкое моховое болото и обрывается у берега Талдуры: здесь переправляются на другой берег вброд, чтобы потом, через несколько километров вернуться обратно, но уже по мосту.






Дорога ведет мимо еще двух зимовий, и вскоре вы оказываетесь у каменистой долины реки Талдуры.

По ней возможно проехать, только когда уровень воды в реке не высок (хотя Газ66 возможно пройдет и здесь). На правом берегу - последнее зимовье. От него до ледника около 5 км. В малую воду возможно подъехать еще ближе, прямо к первому маренному валу, сократив тем самым путь к леднику еще на пару километров.

Большее значение для питания Талдуринского ледника имеет снежная и массивная двуглавая вершина Ольга, поднимающаяся над средней частью ледника. В восточной части выделяется высокая Талдуринская ограда, она играет большую роль в формировании фирнового бассейна ледника. Целый ряд составляющих ледник потоков располагается веерообразно, собирая снега, как с главного хребта, так и с поперечных высоких гребней по сторонам фирнового бассейна. Выходя в долину, ледник разделяется на три языка.

Со времени описания ледника (1897 г.) В.В. Сапожниковым к 1938 году ледник отступил не меньше чем на километр. Определить отступание ледника более точно не удалось, так как не обнаружены метки конца ледника. Появились и другие признаки ослабления всего ледника - центральное поле сильно опустилось и стало неровным, потоки с востока приходят сюда на более высоком уровне, чем с запада. Вся западная часть ледника в большой степени утратила свою активность: морена, отделявшая ее от средней части и оттесняемая к берегу, теперь уже далеко не доходит до конца ледника; меньшие морены даже не вступают в область языка. Налицо все признаки не только сокращения, но и разрушения Талдуринского ледника .

Посещение и обследование Талдуринского ледника в 1949 г. дало интересные результаты. Талдуринский ледник с 1939 г. отступил очень сильно: с правой стороны на 220 м, с левой - на 160 метров. Общая конфигурация и состояние конца существенно изменились: левая сторона опустилась и стала неровной; в средней части под мореной обнаружилось много провалов и обнаженных стенок льда; правая часть с довольно крутым скатом льда изменилась немного, но здесь появилось озеро. Река Талдура, вместо двух равных потоков, начинается одним бурным потоком из небольшого грота в левой части конца ледника.

В настоящее время ледник отступает, оставляя после себя ярко выраженные формы рельефа - морены, кары. За полвека в верхней части Большой Талдуринский ледник опустился на 150-200 м, при этом общая толщина льда по некоторым подсчётам равна 175 м.

С ледника берет свое начало река Талдура . В окрестностях можно встретить таких редких животных как чёрный гриф, снежный барс и антилопу дзерена.

Ледник пользуется популярностью среди альпинистов.