Путешествуем по Беларуси. Давид-Городок. Давид-Городок - город Столинского района, Брестской области Беларуси. Церковь. Достопримечательности, Путешествие и туризм, Исторические и архитектурные памятники Увидеть деревянный иконостас

Давид-Городок - это маленький город Столинского района, Брестской области Беларуси. Основной архитектурной достопримечательностью Давид-Городка является деревянная церковь Святого Георгия, построенная во второй половине 17-го века и несколько перестроенная в 1724 году. Во внешнем и внутреннем убранстве данного храма нет никаких сложных архитектурных элементов, все выполнено достаточно просто и сдержанно, что весьма характерно для таких старинных деревянных культовых построек. На сегодняшний день данный храм в Давид-Городке находится в отличном состоянии и является очень интересным архитектурным памятником белорусского деревянного зодчества, культурно-исторической ценностью и достопримечательностью Беларуси. На примере данного храма можно попытаться представить как выглядели типичные деревянные церкви в далеком 17-ом веке. Возле церкви Святого Георгия в Давид-Городке имеется также небольшая колокольня, построенная в 19-ом веке.

Другой достопримечательностью Давид-Городка является церковь Казанской иконы Божьей Матери. Данный храм был возведен в Давид-Городке относительно недавно, в 1913 году. Рядом с церковью имеется также небольшая часовня и красивая брама, построенные в том же году. Данный прекрасный храм на текущий момент также находится в отличном состоянии и является архитектурным памятником и культурно-исторической ценностью Беларуси.

Своеобразной визитной карточкой, символом и самым узнаваемым объектом Давид-Городка является памятник князю Давиду - основателю Давид-Городка, в честь которого этот городок и получил свое название. К другим достопримечательностям Давид-Городка можно также отнести: во-первых, здание бывшего костела, первоначального построенное в 1936 году, а на данный момент перестроенное под клуб; и во-вторых, несколько других строений относящихся в основном к началу 20-го века, во главе со зданием бывшего штаба польского пограничного батальона, которые можно отнести к городской исторической застройке.

Давид-Городок - это одно из древнейших поселений на территории современной Беларуси. Здесь имеется древнее городище или, по-другому, замчище относящееся к 12-му веку. Сейчас этот археологический памятник представляет из себя просто небольшой холм характерной формы. Но под небольшим слоем грунта там действительно скрываются остатки древних деревянных строений и оград, глинобитных печей и мощеных деревом улиц.

Давид-Городок (белор. Давыд-Гарадок) город (с 1940) в Столинском районе Брестской области Белоруссии. Расположен на реке Горынь. 6 700 жителей (2009).

Известные уроженцы и жители

  • Мисько, Павел Андреевич (1931-2011) - белорусский писатель, автор книг прозы для детей, писатель-фантаст.

Еврейская община

В 1521 1551 гг. Давид-Городок является владением польской королевы Боны Сфорца. При благоприятствовании с её стороны в Д-Городок и окрестности начали приезжать и селиться евреи из Западной Европы. Они занимались ремёслами и торговлей.

В Литовско-Польском княжестве евреи пользовались значительными льготами в экономической сфере, имели своё самоуправление - жили Кагалом, исповедовали Иудаизм. Так было и в Д-Городке. Здесь был свой раввин, действовали две синагоги, еврейские школы. Правовое положение евреев было узаконено в Конституции от 1588 г.

После Второго Раздела Речи Посполитой в 1793 году Д-Городок вошёл в состав России и стал центром уезда Минской губернии.

Советская Власть в Д-Городке была установлена в ноябре 1917 года. В 1918-1920 Д-Городок оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 годы он находился в составе Польши. Евреи Д-Городка жили по центральной Юрьевской (сейчас Советской) улице в домах с выходом прямо на улицу.

После прихода советской власти евреи принимают активное участие на выборах в местные органы власти.

С января 1940 г. Д-городок - центр района Пинской области, Белорусской республики.

7 июля 1941 года Давид-Городок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Немцы сделали в Давид-Городке гетто для местных евреев. Еврейских женщин и детей, это около 1200 человек, местные жители (мещане) выгнали из города, а их имущество было разграблено местными жителями[источник не указан 122 дня]. Впоследствии, почти все они погибли при уничтожении Столинского гетто в урочище Стасино.

Фашистами было строго запрещено местным жителям прятать у себя евреев, за неподчинение расстреливалась вся семья, спрятавшая у себя в доме еврея. Евреи предлагали жителям деньги и золото, чтобы их спрятали или вывезли к партизанам. Некоторые, рискуя собственной жизнью и жизнью своих родных, соглашались на это и помогали евреям.

Геральдика

22 января 1796 года (закон № 17435) утвержден герб местечка Давыдогородка (вместе с другими гербами Минского наместничества).

«В верхней части щита герб Минский. В нижней - в черном поле река Припять, на берегу коей серебряная пристань с двумя воротами и с пристающим золотым судном, нагруженная товаром, в трех тюках связанным»

Герб Давид-городка утверждён 28 июня 1997 года Решением № 17 Давид-Городокского горисполкома. Герб внесён в Гербовый матрикул Республики Беларусь 1 декабря 1997 года под № 10:

«в чёрном поле „русского“, или „французского“, щита река Горынь, на берегу которой серебряная пристань с двумя воротами, к ней пристаёт золотое судно с тюками товаров».

История

Возник в конце XI или нач. XII веков. Основателем города считается Владимир-волынский князь Давид Игоревич, именно в честь него город и получил имя. Согласно местному преданию, Д.-Г. был построен каким-то туровским князем, принявшим в православии имя Давыд. Сначала местность вокруг Д.-Г. принадлежала Киевской Руси, затем Волынскому княжеству. В XII-XIII вв.- центр удельного княжества, потом город оказался в составе Великого княжества Литовского. В 1509 он входил в состав Пинского кн-ва.

Беларусь, Давид-Городок, история возникновения, городище Давид-Городка, Давид-Городецкий замок, цветы, Давид-Городок с высоты птичьего полёта.

История возникновения

Точной даты возникновения города никто назвать не может. Если верить археологии - это конец XI или же начало XII века. Ученые придерживаются мнения, что город основан в 1100 году, хотя это весьма условно. Город древний, хотя сейчас он и невелик, да и не сможет гордо похвастаться массой достопримечательностей, но разве мало того, что есть?..
Об основании того или иного города обычно ходят легенды. Мол, например, основала сама княгиня Ольга. А вот Давид-Городок основан был внуком Ярослава Мудрого князем Давидом. Не всегда город назывался именно так. Сперва он назывался просто - "Городок" (может от того жители до сих пор кличут себя городчуками, а еще точнее горочуками?), позже уже в XV веке - Городок Давыдов , ну а с XVII века и вовсе получил современное название - Давид-Городо к.

Входил Городок за свою немаленькую историю в разные княжества, принадлежал разным странам: в конце XIV века входил в состав ВКЛ, в 1509 году принадлежал Пинскому княжеству, в 1523 году его хозяйкой стала королева Бона Сфорца, с 1551 года Городком владели Радзивилы. В 1655 году воевода князь Ф. Ф. Волконский разбил здесь поляков, причем захватил Д.-Г. и сжёг местечко. После 2-го раздела Речи Посполитой, в 1793 году отошёл к России. 22 января 1796 года город получил свой собственный герб. C 1921 по 1939 год входил в состав Польши.

Городище

Что посмотреть приезжающим в Давид-Городо к туристам? Наверное, центральную площадь, вокруг которой сконцентрированы и краеведческий музей, и памятник князю - основателю города да саму Замковую гору. Вот поднимаешься на неё, понимаешь, что давным-давно тут кипела жизнь. Аж в XI столетии, здесь, на этом небольшом холме, жили люди, занимались ремёслами, выращивали животных, ловили рыбу. Как это часто и бывает, с удивлением понимаешь, что на такой небольшой площади были и свои улицы, и храм, и жилые дома, на этом месте мысль обрывается, и я невольно оборачиваюсь на протяжное мычание коровы, пасущейся посреди городища. Впрочем, обо всё по порядку. Вот через былой детинец прошёл человек, придерживая свой велосипед за руль, хмурится небо над горой, не давая ни одному солнечному лучу прогреть это древнее поселение.

Сейчас на горе установлен лишь памятный камень, гласящий о том, что здесь было первое поселение - отсюда брал своё начало город на реке Горыни. В 1937-1938 годах польские археологи под началом Р. Якимовича, а в 1967 году под руководством П. Ф. Лысенко вскрыли остатки срубов жилых домов, деревянной церкви, мостовыми, хозяйственных построек — Зарубинецкое селище. С северо-запада на юго восток, а так же с северо-востока на юго-запад тянулись две перекрещивающиеся деревянные мостовые. Церковь стояла среди жилой застройки, состоящая из прямоугольного в плане основного сруба и сруба меньшего размера - алтарного. Возле церкви обнаружено 25 захоронений первых хозяев древнего города и их военачальников. Детинец был укреплен валом и рвом. Так же при раскопках на детинце было обнаружено множество фрагментов глиняных сосудов (некоторые имели клеймо мастера). Найдены деревянные поделки (напр., орнаментированные спиральными узорами навершия булав из кленового дерева, гребни с циркульным орнаментом и др.), костяные шилья, спицы для плетения сетей, а также многочисленные поделки из железа и бронзы. Находки стеклянных браслетов и шиферных пряслиц подтверждают городской характер поселения Давид-Городка в XI—XII вв.

Деревянный Давид-Городецкий замок

В 1655 году во время русско-польской войны город был разрушен и сожжён. Замковая гора возвышалась всего на 3-5 метров над уровнем воды в Горыни. В XVII-XVIII столетиях на месте древнего городища возвели деревянный замок, в составе которого был Верхний и Нижний замок. Верхний замок был обнесён высоким валом и окружен водой. Нижний замок имел парканную ограду. Общая длина линии укреплений обоих замков составляла 980 метров, из которых на Верхний замок приходилось 466м, на нижний - 534м. Перед ним находился сад и деревянный костёл (год постройки 1649), который сгорел в 1839 году. Нижний замок соединялся мостом с торговой площадью. Вход на мост закрывался воротами. Из Нижнего замка в Верхний вёл мост через дубовую браму. От замка и площади в радиальных направлениях проложены основные улицы.
Постепенно замки ветшали и превращались из укреплений в резиденцию Радзивилов.

Цветы? Цветы! :)

"Дороги завели меня в маленькое местечко Давид-Городок , что над рекой Горынью, на Полесье. Чудесное, кстати, местечко. Занятие жителей - цветы. Земли немного, потому что летние паводки часто заливают округу. потому каждый сухой клочок - под розы, левкои, маттиолу, душистый горошек, георгины, граммафончики, астры, махровый шиповник и тысячи-тысячи других сортов. Семенами, клубнями, цветами торгуют аж до Сибири, и потому на каждом доме знак солнца, а сами дома шалеют, задыхаются в океане цветов."
Так писал в своей книге "Зямля пад белымi крыламi" В. С. Короткевич. Трудно поверить, что семена из этого небольшого городка расходились в своё время по всему Союзу и пользовались таким большим спросом. Если проехать к центральной площади к памятнику князю Давиду - ничего необычного или того, что говорило бы о столь важном занятии городчуков не бросается в глаза, хотя... Может быть это просто начало октября? :) Хотя и в начале октября освещённое солнцем подножие Замковой горы радует поздним разнотравьем.

Давид-Городок с высоты птичьего полёта.

Жители города не просто любят свой город, они очень сильно его любят. По приезду в Давид-Городок мне досталось в наследство от начала октября пасмурное небо, ни разу так и не улыбнувшееся ни единым солнечным лучиком... Не показалась очень красивой Горынь и Замковая гора - всё-таки синее небо и бережно обнимаемые солнцем деревья значат для моего настроения многое... Приезжая в разные города, сама по себе завелась да также быстро позабылась традиция кататься в парках культуры и отдыха на "Чёртовом колесе", если оно есть, а зря! Необыкновенная красота города и реки открывается в фотографиях Александра Кузьмича , посудите сами...

Давид-Городок, Горынь, с высоты птичьего полёта.

Подробности Категория: Идеи для путешествий Автор: Катерина Гусева

Сегодня смотрим достопримечательности белорусского Полесья. Микашевичи, Житковичи и Туров с его «растущими» крестами и древним храмом, уничтоженным землетрясением – все это в первой части статьи .

Давид-Городок. Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь

Ольшаны. Молельный дом

Впереди – достопримечательности Ольшан и Давид-Городка .

Ольшаны. Огуречный рай

Ольшаны можно смело называть белорусским экономическим чудом. Здесь практически каждая семья занимается выращиванием огурцов. И, что характерно, отлично на этом зарабатывает. Говорят, 10 – 12 тыс. долларов за сезон. Теплицы – просто везде. Огромные, тянущиеся на десятки и сотни метров (у меня даже возникало ощущение, что чуть ли не на километры). И поскромнее – чтобы умещалась во дворе.

Ольшаны. Возле теплиц высажены огромные яблоневые сады

Ольшаны. Теплицы

Довольно неожиданная отличительная особенность Ольшан – более половины населения здесь протестанты. Этому есть объяснение. Еще в 1927 году, «за польским часам» в Ольшанах появились первые проповедники-евангелисты. И очень скоро многие местные жители подались в протестантизм.

После присоединения Западной Беларуси к Восточной в Ольшанах начались тяжелые времена. Верующим не давали поступать в вузы и, соответственно, получать работу в городе. Кормились буквально тем, что сами и выращивали. Поэтому уже с конца 70-х местные жители умудрялись растить на продажу огурцы, которые и возили по всему СССР. С распадом Советского Союза Ольшаны окончательно превратились в «огуречную столицу». Но протестантизм при этом не бросили. Вот такой роскошный молельный дом есть сейчас в Ольшанах.

Дом молитвы в Ольшанах

Есть и церковь – св. Параскевы Пятницы. Современная, но построенная на месте более древнего деревянного храма, который сгорел. Напротив, на большом валуне – мемориальная табличка с историей церкви.

Церковь св. Параскевы Пятницы в Ольшанах

История церкви св. Параскевы Пятницы в Ольшанах

А еще в Ольшанах очень симпатичная рядовая застройка. Деревянные домики почти все украшены резьбой, а на крыше у большинства их них – «солнышко». Как защита от злых духов.

Ольшаны. Застройка

Рядовая застройка в Ольшанах

Давид Городок. Город Давида

Начнем с того, что Давид-Городок был основан еще на рубеже XII – XIII веков. Князем, естественно, Давидом. Но не тем знаменитым Давидом Городенским, который под Новогрудком навалял крестоносцам и отобрал у них лошадей и доспехи. Нет, тут отметился другой Давид. Волынский князь Давид Игоревич. Он получил здесь княжение и стал основателем местной династии.

На гербе Давид-Городка имеется пристань и золотой корабль, который к ней причаливает. И это не случайно сам город расположен на реке Горынь. А значит, местные князья могли контролировать движение судов, как по этой реке, так и по Припяти.

Сейчас в центре города есть памятник князю Давиду.

Памятник князю Давиду в Давид-Городке

Сохранилась и Замковая гора. Правда, без малейших следов укреплений – замок-то был деревянным. Зато есть памятный камень, который отмечает собой место, где начинался город.

Замковая гора в Давид-Городке

Замковая гора в Давид-Городке

Замковая гора в Давид-Городке

Кстати, в 1551 году Давыд-Городок перешел во владения Николая Раздивилла Черного, который основал здесь Давид-Городокскую ординацию. Но от тех времен никаких достопримечательностей не осталось.

Самая старая постройка здесь – деревянная Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь. Ее относят к XVIII веку. Храм считается праобразом многих культовых сооружений белорусского Полесья.

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке

Возле Георгиевской церкви есть старинное кладбище. Некоторые надгробия сами по себе – достопримечательность. Например, вот это «дерево с обрубленными ветками». Такие кресты ставили последним представителям рода.

Свято-Георгиевская (Юрьевская) церковь в Давид-Городке. Надгробие на старинном кладбище

Церковь Казанской иконы Богоматери построена в псевдо-русском стиле. Собственно, о ней много не расскажешь. Нарядная, розовая…

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке. Могила священника

Церковь Казанской иконы Богоматери в Давид-Городке. Брама

Чем еще интересен Давид-Городок – так это деревянной застройкой. Многие домики украшены искусной резьбой.

К сожалению, местные власти недавно уничтожили одну из ценнейших достопримечательностей Давид-Городка. Деревянный двухэтажный дом в начале прошлого века построил для своей семьи колбасник Семен Кулага. Позже его и одного из старших сыновей советы сослали в ГУЛаг, а дом отобрали. Все это время здание использовалось под различные учреждения, а в последние годы стало ненужным.

Дом Кулаг в Давид-Городке

Дом Кулаг в Давид-Городке. Элемент декора окна

Недавно старинный дом Кулаг снесли, несмотря на протесты правнучки Степана Кулаги, которая намеревалась выкупить «прадедову хату» за любые деньги. Здание также было признано столичными архитекторами уникальным. Тем не менее, местные власти предпочли уничтожить старинный дом. Сейчас на его месте планируется сделать парковку – специально к областным Дожинкам, которые пройдут в этом году. Подробнее об этой истории читайте .

Еще один (и последний) двухэтажный деревянный дом Давид-Городка пока еще жив. Надеемся, он все же уцелеет и благополучно переживет Дожинки.

Деревянный двухэтажный дом в Давид-Городке