Расположение мест в сидячем вагоне. Как выглядит вагон типа «плацкарт» в поезде: полный обзор с фото. Плацкартные общие вагоны

Тысячу лет не ездил на сидячих поездах. Мне всегда казалось, что пользуются таким транспортом совсем околомаргинальные личности, поэтому и предоставляемое качество в таких поездах соответствующее. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что сидячий может быть уж очень комфортным.

Вот такой вот чистый и новый попался вагон:

Вместе с блогерами denisanikin , djhooligantk , nadi_gourmet , ronny_caramel и igor_n_solovev мы оказались в этом дивном вагоне, планируя свои суперзапутанные перемещения. Возвращаясь в минувшую субботу из Самары, мы очень захотели заехать в Сызрань чтобы посмотреть местный Кремль, поэтому немного перепланировали свой маршрут и вместо спокойного потрясывания в купе до Саратова сели на "Дневной экспресс", направлявшийся в Пензу.

Встретили нас, собственно, вот такие кресла:

Мягкое такое, с подголовником, и, конечно, опускающееся. Одним словом - с автобусным не сравнить. Тут даже есть одноразовые (чистые, я проверил) накидки для головы, ибо все цивильно и эстетично. На левом подлокотнике - блок управления звуком. Если у вас есть наушники, вы можете воткнуть их в стандартное 3.5 мм гнездо и слушать один из 6 каналов звука на выбор. Один из каналов транслировал звук сериала, который показывался на экранах в вагоне. По остальным шла музыка. Необычная опция, особенно когда привык ездить на дореволюционных вагонах.

А вот и экраны в вагоне:

Тут и столики откидываются, и ноги есть куда вытянуть. Повторюсь, был весьма удивлен тому, что сидячий поезд может быть таким комфортным.

Решив по-полной воскользоваться комфортом, откинулся и задремал. А Денис читал колыбельную карту Сызрани, которую он ухватил бесплатно на туристическом стенде вокзала Казани:

Самое крутое в этом поезде - это розетки. Спасибо, РЖД, что в 21 веке вы их начали делать:

Ну и самое важное - туалеты. Тут стоят современные биокабины, которыми можно пользоваться в любое время, да и выглядят они очень и очень цивильно.

Такие туалеты я только в двухэтажных вагонах видел:

Для сравнения, туалет в обычном купэ поезда, на котором мы ехали в Самару, выглядел вот так:

Дорога от Самары до Сызрани продлилась 1:40. Билеты в такой сидячий вагон стоят от 400 с чем-то рублей. Мы сидели и сравнивали этот поезд с Ласточкой, и поняли, что это небо и земля. Скажу вам, как человек, пользовавшийся Ласточкой почти каждый день во время Олимпийских Игр в Сочи. Этот поезд - вне конкуренции по комфорту. Хотя и не такой скоростной.

Спустя 1:40 мы были уже в Syzran-city:

В поездах АО «ФПК» предусмотрены различные типы пассажирских вагонов. Они различаются по уровню комфорта и классу обслуживания. В зависимости от длительности поездки и бюджета, вы можете выбрать купе, плацкарт со спальным местом или лавочку в общем вагоне. Кроме того, существуют вагоны с местами для сидения. Что они из себя представляют и как выглядят сидячие места в поезде РЖД?

Схема сидячего вагона РЖД

Пассажирский вагон с местами для сиденья - это вагон, который оборудован комфортабельными креслами для сидения. Он отличается от других типов вагонов и внешне похож на салон международного автобуса или самолета. В сидячем вагоне есть два туалета с умывальниками, два тамбура и служебное купе для проводников. В них установлены удобные кресла с подлокотниками и достаточно места для ног. Можно откинуть спинку кресла или воспользоваться откидным столиком, чтобы пообедать в пути. Над креслом вверху располагается полка для багажа.

Число мест зависит от класса сидячего вагона. Они подразделяются на три типа:

  1. со стандартной компоновкой мест - от 50 до 70 человек;
  2. с улучшенной компоновкой мест (салонного типа) - до 50 человек;
  3. на базе купейного вагона.

Также по российским железным дорогам курсируют поезда с двухэтажными купейными вагонами с местами для сидения (1 и 2 класса). Например, в поезде № 50 Москва -Казань в эконом-классе используются вагоны на 63 или 68 пассажиров. Сидячий вагон бизнес-класса имеет 43 места, а вагон первого класса всего 10 мест.

Нумерация в сидячем вагоне простая: четные места находятся у прохода, нечетные - у окна. Расположение мест в сидячем вагоне РЖД представлено на схеме:

Сидячие места в плацкартном вагоне

Наиболее популярный тип вагона из-за демократичной цены на билеты. Вместимость вагона - 54 места. В нем расположено 9 купе по 6 спальных мест: два верхних, два нижних и два боковых. Дверей нет, все купе соединены общим коридором. Нижние места отмечены нечетными номерами, а верхние - четными.

Места с 37 по 54 - это «боковушки». По сути, это два места для сидения и столик, который можно разложить и превратить в спальное место. Если ехать недалеко и хотите сэкономить, можно купить боковое место для сидения.

Схема расположения мест в плацкартном вагоне РЖД:


Сидячие места в общем вагоне

Как правило, общий вагон - это плацкарт с тремя сидячими местами на каждой нижней полке, включая нижние боковые. Путешествовать в таком вагоне можно лишь на небольшие расстояния, поскольку места не предназначены для долгого сидения: нет подлокотников, мягкой спинки, подголовника. Билеты в общий вагон продаются без места, поэтому если не успели занять лучшее место, вас ждет не очень приятная поездка.

Общий вагон - наименее комфортный для поездки, но билет на него самый дешевый.

Класс комфортности РЖД: схема вагона с местами для сидения

Насколько удобно вы проведете время в пути - зависит от конкретного состава и класса вагона. Сидячие вагоны у перевозчика АО «ФПК» делятся на три класса по :

  1. Первый класс - «1С»

Комфортабельный сидячий вагон с откидными столиками, кондиционером и, как правило, ЖК-телевизором. Кресла раскладываются до полулежачего положения. В стоимость билета включено питание. Вместимость вагона - до 48 человек.

  1. Второй класс - «2С»

Кресла располагаются в 4 ряда, имеются откидные столики. Кондиционер есть не всегда. Вместимость вагона - до 68 человек.

  1. Третий класс - «3С»

Путешествие пройдет без особого комфорта: места для ног мало, нет кондиционера и биотуалета. Зато за жд билет заплатите по минимуму. Вместимость вагона - более 68 мест.

В поездах с нумерацией от 801 до 898 также используется классификация сидячих вагонов, но они менее удобны. В двухэтажных поездах в вагонах с местами для сидения, напротив, уровень комфорта выше: есть кондиционер, биотуалет, розетки у каждого кресла. На цене билета это не отражается - она остается невысокой.

В скоростных сидячих поездах, как правило, есть 1-й и 2-й класс. Они намного комфортабельнее, чем вагоны с местами для сидения в обычных поездах. У каждого поезда свой набор дополнительных услуг: wi-fi, подставки под ноги, кожаные кресла и т.д. Например, в поезде «Аллегро», курсирующим между Санкт-Петербургом и Хельсинки, есть детская игровая комната.

Когда стоит покупать билет в сидячий вагон?

Билет в вагон с местами для сидения лучше не покупать, если вы планируете дальнюю поездку - вы быстро устанете и будете испытывать дискомфорт. Путешествовать в сидячем вагоне стоит на небольшие расстояния, например, на дневном экспрессе от Москвы до Санкт-Петербурга.

Главный плюс сидячего вагона - демократичная цена на жд билеты, кроме скоростных поездов. Проездные документы на «Сапсан» или «Стриж» стоят дороже. Однако эти составы развивают большую скорость, что существенно сокращает время поездки - из Москвы в Санкт-Петербург можно добраться за 4 часа. На обычном поезде дорога займет 8 часов.

Билеты на скоростные поезда дороже, но они быстрее доставят вас до места назначения.

Ни в каком Аэрофлоте в иностранном самолете нет комфорта проще и родней (с)

За последний год не раз лично опробовав Сапсан и электронную регистрацию, я уж начала думать, что в российском РЖД дела налаживаются, сервис улучшается, и скоро у нас будет все прямо как в каком-нибудь Евростаре.

Итак, решила я съездить на выходные к тёте в г.Орел. Между Орлом и Москвой около 400 км. В конце 90-х годов между Москвой и Орлом начал ходить ежедневный электропоезд-экспресс, время в пути всего 4 с половиной часа. Все места в поезде сидячие. Аналогичные экспрессы в последнее десятилетие запустили между Москвой и Владимиром, между Москвой и Тулой и еще по ряду ближних направлений. Вот так он выглядит:

Этот поезд я давно знаю, езжу им примерно раз в полгода. Обычно там 2 категории билетов: 1-ый класс - вагоны с неоткидывающимися большими креслам, и 2-ой - откидывающиеся кресла как в самолете или, скорее, в автобусе. Я купила билеты во второй класс через Интернет и, не ожидая подвоха, приехала на вокзал.

Веселье началось с того, что у поезда была крайне странная нумерация вагонов: я шла по платформе, и по ходу моего движения сначала был вагон №5, затем №6, затем почему-то №7, затем №8, а потом 1 и 2. Мой 9-ый вагон оказался в противоположном конце состава.

А затем я вошла внутрь и увидела совсем не то, что ожидала увидеть: это был не второй класс, к которому я привыкла, а натуральный - "общий" вагон, похожий на электричку, с жесткими сиденьями - лавками. Однако, в отличие от электрички, здесь было невероятно маленькое расстояние между сидениями. Видимо, проектировщики рассчитывали на перевозку лилипутов. Зато такая экономия позволила впихнуть в вагон максимум пассажиров: по номерам над креслами в этом вагоне мест было более 100! И в пятницу вечером этом вагон был забит до отказа. Когда я осознала, что случайно купила билеты не во второй, а в новый, 3-ий класс, и мне предстоит провести в этом пространстве 4,5 часа, мне слегка поплохело:(

Я забилась на свое место к окну и достала книжку. Плотно сидящий рядом сосед предупредил меня, что из окна во время движения может сильно дуть, и куртку лучше не снимать. Но он ошибся. Из окна, конечно, слегка поддувало, но это было фигней по сравнению с тем, как нагревались лавки. Да, это были лавки с подогревом. И таким не слабым подогревом - лавка была прямо над радиатором, который шпарил в полную мощность. Вроде как для женщин это не особо вредно - сидеть на горячем, а у мужчин же все начало "закипать". Поэтому бедные мужчины периодически вскакивали и пытались освежиться в тамбуре. По контрасту с "салоном" там было реально холодно и лежал снежок. Где-то через час поездки мой сосед попытался просить проводницу отключить отопление, на что проводница сказала, что они здесь этим не занимаются. Сосед в итоге высказал свое негодование, нажав кнопку "Связь с машинистом", после чего обогрев ненадолго отключили.

Вот еще пара фото 3-его класса. Зацените расстояние между лавками. Мне показалось, что оно меньше метра.

Для сравнения - вот это 2-ой класс.

Мест для ног вполне хватает.

А это первый. На мой взгляд, не сильно удобнее второго. Но обратите внимание на коврик в проходе:) Диzайн! Помимо коврика, первый класс отличается наличием столиков, отдельных багажных полок и экранов для демонстрации ДВД, которые не работали ни в поездку туда, ни в поездку обратно.

К слову, раз уж я про поезд рассказываю. Раньше в одном из вагонов 1-ого класса работал буфет. Теперь буфет закрыт, в нем тусят сотрудники поезда. Вместо буфета по вагоном ходит тетенька с тележкой и предлагает бутерброды, чай за 25 рублей и пиво за 95.

Туалеты есть не в каждом вагоне, и сделаны они по принципу "дырка в полу". Однако при этом в туалете чисто и имеется туалетная бумага

Приехав в Орел, я сразу же побежала к кассам менять обратный билет. В кассе с меня взяли штраф за сдачу электронного билета, но зато обтано я ехала как белый человек.

По словам проводницы, 3-ий класс у них появился в последний год.
И это, пожалуй, самое ужасное в данной истории. Ведь это все действительно новое, типа современное. Это значит, что РЖД считает, что вот это тот уровень комфорта, которого достойны пассажиры.

Будьте аккуратны, не купите случайно билет в третий класс. Если доехать полтора часа до Калуги в нем еще, наверное, терпимо, то 4,5 часа до Орла - это жесть.
На билете он обозначается как 3С.

Вскользь была затронута тема вагонов модели 61-4492 – как продолжение линейки отечественного двухэтажного подвижного состава, предназначенного для скоростей до 160 км/ч.
И вот, встречайте!

А ещё недавно его испытывали на сети РЖД -

Как мы видим, габарит второго этажа в сидячках несколько меньше, чем в двухэтажных спальных вагонах. Из-за отпавшей необходимости разместить вторые полки в купе верхних этажей, появилась возможность сделать борта более пологими, более скошенными к крыше. Что придало вагонам некоторую элегантность. Бронепоездом уже их назвать трудно.

Сайт РЖД сообщает: Время в пути составит 6 ч. 35 мин.
Отправление из Москвы в 15:20, прибытие в Воронеж в 21:55.
Отправление из Воронежа в 7:35, прибытие в Москву в 14:10.
Поезд следует с остановками: Рязань, Мичуринск, Грязи Воронежские.

Насколько расписание является удобным сказать не могу, так как не знаю мнения жителей Воронежа и Москвы, осуществляющих частые поездки по данному маршруту. Конечно, на 100% всем не угодишь, но то, что пассажиропоток на него будет, это ясно.

В составе поезда от 7 до 11 вагонов с местами для сидения:
вагоны 1-го класса (60 мест), включая двухместное VIP-купе;
вагоны 2-го класса (102 места).

Окрас вагонов несколько отличается от стандартной корпоративной схемы РЖД -

Те же бордовые и серые цвета, но несколько в иных геометрических рамках.

Компоновка салонов этажей тоже выглядит убедительно-рационально -

Из-за наличия на территории нашей страны и сопредельных государств СНГ большого количества высоких платформ (перронов), в конструктивном решении российских двухэтажных вагонов отметка пола рабочего тамбура сохранена на стандартной для нас высоте -

В некоторых моделях зарубежных двухэтажек рабочий тамбур располагается по центру вагона. Вход пассажиров осуществляется сразу на уровень пола первого этажа. Откуда им предстоит карабкаться на второй этаж по лестнице с большим количеством ступеней, чем если бы, входя в вагон, они попадали сразу на уровень междуэтажного пространства.
Поскольку высоких платформ, на маршрутах следования двухэтажных составов, у нас пруд пруди, то российские вагоны, в этом плане, более удобны. Кому на первый этаж - спустись себе немного вниз, кому на второй - поднимись немного наверх.

Стоимость проезда:
1 класс – от 1685 руб . (с питанием) за место;
2 класс – от 1135 руб . за место.

Также, как и время в пути, довольно приемлема и цена поездки.

Посмотрел на завтра, на 06 июля, поезда по маршруту "Москва - Воронеж". Это может сделать каждый на том же сайте РЖД -

Изучайте сами, решайте сами, насколько новый поезд будет востребован и полезен. Стоимость и время проезда на других поездах там отчётливо видно.
Это не все варианты, только верхушка. Но, этого достаточно -

Кстати, обратите внимание, герой нашего повествования значится в расписании уже на завтра. Или какой-то тестовый рейс. Или заранее завели.

-доступ в Интернет по технологии Wi-Fi;
-система кондиционирования и отопления;
-экологически чистые туалетные комплексы;
-полки для хранения багажа;
-удобные лестницы с поручнями;
-энергосберегающие светодиодные светильники;
-герметичные межвагонные переходы;
-светодиодные информационные табло;
-кулеры с питьевой водой.

За отдельную плату предоставляется: кофе, чайная и кондитерская продукция, печатные издания, сувениры и прочие товары.

Безопасность
Обеспечивают сотрудники охранных организаций или транспортной полиции. Работа оборудования вагона контролируется с помощью спутниковой системы контроля безопасности и связи. Все вагоны оснащены пожарной сигнализацией и устройствами видеонаблюдения.

Нумерация мест
В двухэтажных вагонах с местами для сидения применяется следующая нумерация мест.
Вагон 1 класса:
на первом этаже 29 мест (с 1 по 43), VIP-купе (№133,134);
на втором этаже 29 мест (с 81 по 121).
Вагон 2 класса:
на первом этаже 50 мест (с 1 по 50);
на втором этаже 52 места (с 81 по 132).

Характеристика VIP-купе в вагонах 1 класса
Купе имеет раздвижные двери и оборудовано следующими удобствами:
два места для сидения повышенной комфортности (диван);
багажная полка;
индивидуальные выдвижные трансформируемые столики;
светильник основного и местного освещения;
телевизор с видео-контентом;
кнопка вызова проводника.

Вот оно, гнездо для извращенца -

Путешествовать поездом сегодня можно по-разному. В том числе гостям предлагаются сидячие места. Специальные вагоны напоминают салон междугороднего автобуса или какого-нибудь самолета. Есть, конечно, отличительные особенности, но принцип тот же.

От автобуса сидячий вагон отличается пространством. Здесь колени гостей не упираются в спинки впереди стоящих кресел. В целом, в таких вагонах довольно комфортно. Например, наклонив спинку кресла, можно вздремнуть часок-другой, чтобы скоротать время в дороге. По сидячему вагону без проблем можно ходить. В автобусе же это делать довольно проблематично, да и незачем.

Схема сидячих вагонов

Выбор места в сидячем вагоне будет сильно зависеть от конкретного поезда. Уж слишком отличается расположение кресел, их количество, да и класс комфортности.

Что касается четных-нечетных мест, здесь все более или менее схематично. Как правило, четные места располагаются ближе к проходу. Взяв же билет на нечетное, вы сможете любоваться прекрасными видами из окна, если, конечно, поездка проходит в дневное время.

Когда актуально ехать сидя?

Сидячие вагоны есть сегодня во многих поездах. Чаще всего билеты в них предлагаются на направлениях, где время в пути не превышает 10–12 часов. Оптимальным вариантом сидячий билет будет, если вам ехать всего часов 5–10. Дневной экспресс «Питер-Москва» тому подтверждение. Здесь практически всегда заняты все сидячие места.

В поездах дальнего следования рациональнее выбирать или вагоны. Согласитесь, ехать, например, из столицы в двое суток не слишком удобно в сидячем положении. Но иногда такая поездка имеет смысл. Например, если крайне важна максимальная экономия средств. Хотя о ее размере можно спорить довольно долго. Экономия обычно не превышает 30%. А вот уровень комфорта во время поездки в том же плацкарте значительно выше. Впрочем, выбор остается за пассажиром.

Следует отметить, что об экономии средств речь не идет, если вы выбираете скоростной сидячий поезд, «Сапсан» например. Здесь принцип другой. Вы едете в два раза быстрее, чем в обычном поезде в купе либо плацкарте. Но и цена билетов соответствующая.

Классы комфортности сидячих вагонов

Как уже говорилось выше, единой схемы для сидячих вагонов нет. То есть условия по классам комфортности в разных поездах могут существенно различаться. Чаще всего гостям предлагается два (реже – три) класса комфортности. Первый традиционно самый лучший. Вагон первого класса отличается большим количеством свободного пространства. Мест здесь обычно не больше 48. Вагоны первого класса имеют кондиционеры, оборудованы ТВ-мониторами. Все сиденья в них раскладываются (откидываются). Гостям предоставляется питание, дорожные наборы.

Вагоны второго класса менее просторны. Количество мест здесь доходит до 68. Дополнительные опции вроде кондиционера не гарантированы. Хотя чаще всего охлаждение воздуха в вагоне имеет место.

Третий класс комфортности, или так называемый эконом, наименее удобен. Здесь тесновато, душновато и на ультрасовременный сервис можно не рассчитывать. Единственный плюс путешествия в таком вагоне – стоимость. Если ехать недалеко и недолго, то условия вполне сносные. Но вот 6–12 часов в тесноте и духоте – не лучший выбор.

Покупая билет в сидячий вагон, тщательно выбирайте класс комфортности, место. Не поленитесь ознакомиться со схемой расположения мест, если таковая представлена на сайте перевозчика. Легкой вам дороги и рациональной экономии, господа путешественники!