Самый крупный порт в мире по грузообороту. Крупнейшие морские порты. Пусан, Южная Корея

Мировая торговля развивается стремительно. Колоссальные объёмы товаров перемещаются ежедневно из одной точки мира в другую на самолетах и поездах, в маленьких грузовиках и больших фурах. Сложно поспорить с тем, что логистическая отрасль имеет огромное влияние на мировую экономику. Самым выгодным логистическим каналом для большинства товаров, перемещающихся с континента на континент, является морской путь.

Неудивительно, что современные самые большие порты океанов напоминают даже не город в городе, а государство в государстве. Самый большой порт в мире - порт Шанхая - превышает по площади такие страны, как Мальта и Мальдивы. Морской порт Шанхая занимает уверенную лидирующую позицию в этом списке не только по площади, но и по главному показателю, характеризующему любой порт, - контейнерному грузообороту. В 2015 году он достиг величины 646.5 млн т. Подробнее - читайте в статье.

  • Страна: КНР
  • Город: Шанхай
  • Грузооборот, млн т: 646.5 млн
  • Мера: МТ
  • Грузооборот TEU: 36.5 млн.
  • Тип: Морской глубоководный

Было бы странно, если бы Китай, этот крупнейший экспортёр-производитель, не лидировал бы по объёму и мощности своих портов. А Шанхай - это один из наиболее выгодно расположенных городов этой страны. Можно сказать, что этому городу исторически было предначертано стать самой крупной перевалочной базой для большинства товаров, которые производят гигантские промышленные мощности Китая.


Расположен шанхайский порт в слиянии рек Хуанпу и Янцзы. Портовые сооружения простираются вдоль реки на 60 километров. Более 100 причалов составляют причальный фронт длиной 40 км. Каждый причал может принимать по 7 судов, есть стояночные места и для плавучих гигантов водоизмещением до 10 тыс. т. Шанхай связан с 600 другими портами в 200 различных регионах и странах.

Порт состоит из 14 рабочих зон, каждая из которых специализируется на определенных видах грузов. Самой главной из них является запущенный в эксплуатацию в 2005 году терминал Яншаньган. В его акватории находится рукотворная гавань на острове Яншань, соединяющаяся с материком трансморским мостом, длина которого составляет почти 33 км, что делает его самым длинным из подобных сооружений в мире.


Яншаньган, помимо погрузочно-разгрузочных работ, также осуществляет доковое обслуживание, буксировку судов. С запуском этого терминала порт Шанхая поднялся на лидерскую позицию по грузообороту и с тех пор не сдавал позиции.

До постройки терминала Яншаньган основной зоной порта являлся международный контейнерный терминал Пудун. Он находится в Вайгаоцяо - шанхайской зоне свободной торговли. Длина причального фронта - 900 м, совокупная площадь 500 тыс. кв.м. Может одновременно хранить около 10 тысяч контейнеров.


Кроме этих двух крупных терминалов порт Шанхая располагает отдельными, более скромными грузовыми терминалами, некоторые из них сообщаются с железнодорожной сетью, часть специализируется на насыпных грузах, обработке зерна, масла, навалочных грузов, ископаемых и сырья.

Практически весь внешнеторговый товарооборот Шанхая переваливается через этот огромный порт. Каждая 2-ая тонна груза всего оборота Шанхая обрабатывается именно тут. Доля этого порта в совокупном морском грузообороте Китая превышает 20%.

  • Страна: Сингапур
  • Грузооборот, млн т: 560.9
  • Мера: FT
  • Грузооборот, млн TEU: 32.6
  • Тип: Морской глубоководный

Порт Сингапура долгое время лидировал в рейтинге мировых морских портов, пока его не обошёл Шанхай, в 2010 году поднявшись на первое место. Выгодное географическое положение, а также особый экономический режим государства Сингапур позволяли ему долгие годы удерживать пальму первенства, и на его долю приходилось более половины мирового грузооборота. Каждый год в этот порт входит более 140 тысяч судов.


Сингапурский порт имеет налаженные торговые взаимоотношения с 600 портами в 120 странах мира. Этот порт, в отличие от порта Шанхая, является перевалочным, то есть более 85% грузов, прибывающих сюда морем, тут же перегружаются на другие суда. Сингапурский порт располагает 50 причалами. Большая часть порта принадлежит PSA Corporation Ltd - бывшему Управлению порта. Теперь этот холдинг контролирует всю деятельность: управление, функционирование и финансы порта.


Особняком стоит порт Джуронг - он не принадлежит PSA Group и управляется Jurong Town Corporation. Этот порт построен для обслуживания промышленной зоны Джуронг. На его территории расположена свободная экономическая зона. Также в состав Сингапурского порта входит Марина, а также круизный центр Марина-Бэй. Некоторые нефтеперерабатывающие заводы Сингапура также имеют свои причалы и терминалы.

  • Страна: КНР
  • Город: Тяньцзинь
  • Грузооборот, млн т: 477.3
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 13.0

Северный порт Китая. Расположен в городе Тяньцзинь, недалеко от столицы - Пекина, западнее Бохайского залива, в устье Хайхэ. Этот порт не такой глубокий, как шанхайский, он может принимать суда водоизмещением, не превышающим 300 тыс. т. Площадь крытых складских помещений - 188 тыс. кв.м, контейнерной площадки - 840 тыс. кв.м.


Причальный фронт состоит из 26 причалов с оборудованием для разгрузки-погрузки генеральных, насыпных, контейнерных грузов, металлопроката, а также нефти и жидких грузов. На его территории расположена свободная экономическая зона. В 2015 году этот порт приобрел печальную известность в связи с серьезной катастрофой, в которой погибло более 100 человек и ещё 700 получили ранения, когда на территории порта произошёл взрыв.

  • Страна: КНР
  • Город: Гуанчжоу
  • Грузооборот, млн т: 472.8
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 15.3
  • Тип: Морской глубоководный

Ещё один китайский порт в списке. Тяньцзинь - порт севера, Шанхай - Центрального Китая, Гуанчжоу - южный порт. Он расположился в устье реки Чжуцзян. Этот город также был одним из первых открыт китайцами для иностранцев, и закономерно, что именно тут вырос один из крупнейших портов Китая.


Только очень небольшая доля экспорта Южного Китая минует порт Гуанчжоу. Он является пятым самым востребованным портом мира. Этот порт связан с 300 портами в 80 различных регионах мира. Общая складская площадь - 168 тыс. кв.м. Состоит из 4 производственных зон, обслуживающих генеральные, насыпные и контейнерные грузы.

  • Страна: КНР
  • Город: Циндао
  • Грузооборот, млн т: 450.1
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 15.5
  • Тип: Морской глубоководный порт

Этот порт расположен на Шаньдунском полуострове в Жёлтом море. Сотрудничает с 400 портами в 130 различных регионах и странах мира.


Порт специализируется на сырье - пиломатериалах, нефти и нефтепродуктах, металлопрокате, а также на зерновых и других сыпучих грузах. Также принимает генеральные и контейнерные грузы. Порт оснащён крупными зерно- и нефтехранилищами. Кроме этого, тут имеется крупный пассажирский терминал, откуда уходят как круизные суда, так и пассажирские паромы в Южную Корею.


Площадь крытых складов порта Циндао составляет 57 тыс. кв.м., контейнерной площадки - 340 тыс. кв.м. В Циндао также находится северная база Военно-морского флота Китая, значительная часть порта контролируется и используется китайскими ВМС для базирования подводных лодок и эсминцев.

  • Страна: Нидерланды
  • Город: Роттердам
  • Грузооборот, млн т: 444.5
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 11.7
  • Тип: Морской глубоководный

Роттердам - поистине мировое «окно в Европу». Он расположен в Северном море, в дельте рек Рейн и Маас. Посредством этих рек происходит сообщение порта с другими странами Европы: Бельгией, Францией, Германией. Роттердам был самым загруженным портом мира вплоть до 1982 года, когда на первый план вышли азиатские порты. Сегодня это самый крупный и мощный порт в Европе, после него по величине идут порт Антверпена в Бельгии, порт Гамбурга в Германии.


Роттердам специализируется на нетарных грузах - наливных и сыпучих, также принимает контейнеры и генеральные грузы. Его общая площадь превышает 100 тыс. кв.м, протяжённость причального фронта - около 40 км. Пропускная способность - около 30 тыс. судов в год. Одним собственником порта является государство, другим - город. Частных собственников у порта нет. Оперативной деятельностью заведует Port of Rotterdam - управляющая компания. Порт включает в себя историческую зону - старый порт, по которому проводятся экскурсии.

  • Страна: Россия
  • Город: Новороссийск
  • Грузооборот, млн т: 73.6
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 0.610
  • Тип: Морской глубоководный

Этот порт не входит в 20-ку крупнейших портов мира, но он является самым большим морским портом России. Расположен в Чёрном море. Через него проходят около 20% экспорта и импорта России. Также он является пятым по величине грузооборота в Европе.

Площадь Новороссийского порта составляет около 240 тыс. кв.м. Протяжённость причального фронта - 15 км. Порт работает с насыпными, наливными, а также генеральными грузами. Порт тесно связан с железнодорожной сетью. Около 300 тысяч вагонов проходят в год через станцию Новороссийск.

Порты с древних времен являлись центрами торговли. Сегодня через крупные города на берегу моря или океана проходят миллионы тонн грузов, и объемы ежегодно растут. Размер порта также позволяет заходить на стоянку крупным судам.

Рассмотрим самые большие порты по грузообороту в мире и расскажем, почему европейские страны теряют свои позиции в пользу азиатских.

ТОП-10 самых больших портов в мире

Статистикой портовых грузооборотов занимается Американская ассоциация портовых властей. Они собирают данные и выпускают ежегодный отчет как по объему грузоперевозок, так и по трафику контейнеров. Данный отчет, выпущенный в конце 2018 года наглядно показывает, что центром морских грузоперевозок стала Азия. Ведущие места в ТОП-10 занимают гавани восточных городов. Это показательный пример роста экономик Китая и Сингапура.

1. Шанхай (Китай)

Речной и морской порт недалеко от мегаполиса Шанхая. В 80-е годы прошлого столетия считлся небольшим. Спустя 20 лет грузооборот здесь увеличился с 100 млн. тонн до 445 млн. Рекордные показатели сделали шанхайские морские ворота крупнейшими в мире. Сегодня цифра достигла 700 миллионов, что является абсолютным мировым рекордом.

Вид на порт Шанхая

Имея выгодное географическое положение на берегу Тихого океана, сегодня имеет действующие контракты с 500 другими морскими гаванями мира. Делится на несколько частей:

  • контейнерный терминал Пудун;
  • Яншаньган (глубоководная гавань);
  • Баошань;
  • Чжанхуабан и другие терминалы (всего 14).

2. Сингапур (Сингапур)

Конкуренцию Шанхаю может составить только Сингапур, занимающий вторую строчку как в общемировом рейтинге, так и в доле контейнерных перевозок. История портовой части города-страны началась в 1863 году.

На небольшом острове разместился город, страна и один из самых больших и удобных портов в мире

С ростом экономики Сингапура в страну начали прибывать не только пассажирские, но и торговые суда. Резкий скачок развития произошел в 1982 году, когда оборот контейнеров превысил 1 миллион TEU (двадцатифутовый эквивалент). Сравним современные портовые показатели: через Сингапур ежегодно проходит не 1, а 30 миллионов TEU. Работает с 123 странами мира, считается ультрасовременным, имеет собственную операционную систему.

3. Гуанчжоу (Китай)

В Гуанчжоу автоматизирована работа 4600 причалов, рост показателей показывает, что скоро он догонит сингапурскую гавань по объему грузов. Китай осуществил проект по углублению для того, чтобы расширить портовые возможности юга страны.

Погрузка контейнеров в Гуанчжоу

Осуществляет прием любых грузов, оснащен современным оборудованием.

4. Порт-Хедленд (Австралия)

Из Китая переместимся в Австралию, где с 2013 года резко увеличились принимаемые и отправляемые объемы товаров морским путем через город Порт-Хедленд. Расположен на западе континента в углубленной гавани. Основным историческим предназначением Порт-Хедленда являлась переправка руды.

Западная Австралия, Порт-Хедленд

С тех пор ничего не изменилось, контейнера проходят через Мельбурн и Сидней.

5. Нинбо-Чжоушань (Китай)

Портовый комплекс Нинбо состоит из пяти отдельных гаваней, различающихся по назначению. В мировом топ по объемам контейнерных перевозок он занимает 4 место. Развитие получил за счет выгодного географического положения и роста экономики Китая. Сегодня товарооборот приближается к 500000 метрических тонн.

Нинбо-Чжоушань быстро развивается

6. Роттердам (Нидерланды)

Крупнейшая в Европе морская гавань в рейтинге грузооборота контейнеров занимает 12 строчку, по этому показателю он уверенно теряет позиции. Здесь эффективно используют автоматизированную систему разгрузки и погрузки на борт, развита система безопасности.

7. Циндао (Китай)

Омываемый водами Желтого моря, Циндао занимает ведущее место в портовой системе материкового Китая. Располагается на юге полуострова Шаньдун по двум берегам залива Цзяочжоу и разделен на три комплекса:

  • Хуандао (нефтяной терминал);
  • Даган (исторический порт);
  • Цяньвань (новый порт).

Циндао город с ошеломительно быстрым развитием

Соединен с железнодорожной и автомобильной веткой. Для работы имеются современные возможности, включая плавучий кран и наземные козловые краны.

8. Тяньцзинь (Китай)

В устье реки Хайхэ находится пятый по величине порт материкового Китая. Для увеличения пропускной способности произведены работы по углублению. Порт расположен в 170 километрах от столицы КНР, что определило судьбу одноименного города как перевалочной базы на пути к Пекину.

Круизный порт Тяньцзинь – одна из его многочисленных частей

Автоматизированный и современный комплекс, контейнерный грузооборот превышает 14300 TEU.

9. Пусан (Республика Корея)

Самый большой порт в Корее расположился на берегу корейского пролива и является морской столицей государства. Удачное положение на карте позволило ему быстро нарастить оборот грузов на рубеже XX и XXI веков.

Вид на порт Пусан и город

Имеет открытую структуру, принимает суда водоизмещением до 50000 тонн в 7 районах в зависимости от типа товара. Защищен от ветров. Примечательно, что заходящие в гавань корабли должны помнить о наличии на дне неразорвавшихся во время Корейской войны минах.

10. Далянь (Китай)

Глубины в южном районе Ляодунского полуострова не велики и достигают 17 метров. Суда водоизмещением выше 30 тысяч тонн не могут использовать Далянь для перегрузки. В современном комплексе работают 314 подвижных кранов, верфи для строительства новых кораблей.

Вид на порт с палубы круизного лайнера

Интересно, что заложен он был русскими и ранее именовался Дальним. Советская сторона также арендовала порт у Китая во времена Второй мировой войны.

Рейтинг по Европе

С конца XIX столетия при развитии промышленности в Европе возросла нагрузка на порты, объем перемещаемых товаров резко увеличился. Вплоть до конца XX века портовые города росли и богатели. Сегодня с резким развитием азиатских стран путь многих товаров сместился из Атлантики в тихоокеанский регион.

Поговорим о европейских портах и об их современном состоянии.

Роттердам, Нидерланды

Крупнейшая водная гавань Европы, входит в десятку мирового рейтинга. Расположен в западной части общей дельты Мааса и Рейна. Начал активно развиваться в конце 19 века вместе с голландской промышленностью.

Порт Роттердама. 2018 год

Согласно последним исследованиям, через Роттердамскую гавань ежегодно проходит свыше 462000 тонн грузов. Включает в себя несколько частей:

  • исторический порт в центральной части города;
  • Европорт для приема танкеров и крупнотоннажных контейнеров;
  • Делфсхавен для остановки небольших судов;
  • Ваалхавен для больших судов и другие.

Площадь территории – 105 км 2 .

Антверпен, Бельгия

Находится на берегу реки Шельды и входит в двадцатку крупнейших мировых портов. Примечательно, что он в 4 раза превосходит размеры самого бельгийского города. Удивительный факт: Антверпен расположен на реке и не имеет выхода к морю (до береговой линии 80 километров), при этом он успешно снабжает не только Бельгию, но и всю Западную Европу.

Вид на Антверпен с высоты птичьего полета

Грузооборот составляет около 215000 метрических тонн ежегодно. На территории находятся 5 терминалов для приема сухих грузов, отдельные терминалы для жидких и газообразных продуктов.

Гамбург, Германия

Немцы называют Гамбургские морские терминалы «воротами в мир». Они расположены на реке Эльбе, общая площадь порта занимает 74 км 2 .

Вид на краны со стороны морского вокзала Гамбурга

История портовой части города началась практически с его основания, в 1189 году. Король Германии и Император Римской Империи Фридрих I Барбаросса велел открыть здесь порт, понимая стратегическое местоположение Гамбурга по отношению к центру Европы. Сегодня на территории располагаются 17 терминалов по приему и отправке всех видов грузов.

Рейтинг по России

Российская Федерация владеет крупными портами, верфями и военно-морскими базами. Ее огромная территория позволяет иметь стратегические морские терминалы. Наиболее крупные из них расположены в западной части страны.

В Усть-Луге, что находится под Санкт-Петербургом, действует 11 товарных терминалов и 19 причалов. Ежегодные показатели грузооборота растут, что позволило ему опередить морскую гавань Новороссийска по этому показателю. Согласно данным на 2019 год Усть-Луга приняла и отправила 98730 метрических тонн грузов, пропускная способность при необходимости может вырасти вдвое.

Порт Усть-Луга продолжает строиться и расширяться

В мировом рейтинге самый большой порт России занимает 45 место по объему перевозок. Площадь территории составляет 1057 гектар. Удобное расположение в устье Лужской Губы в 70 километрах от Санкт-Петербурга – одна из причин стремительного развития. Функционирует с 2000 года.

Крупнейшие южные морские ворота России находятся в Новороссийске. Форт Новороссийск был заложен после окончания Русско-Турецкой войны в 1829 году. Для слаженной работы здесь имеются:

  • терминалы перевалки зерна;
  • нефтяная инфраструктура;
  • судоремонтное производство для всех типов судов;
  • лесной порт;
  • береговые радиостанции.

Закат в порту Новороссийска

Действует военно-морская база. Ежегодный объем проходящих через Новороссийск грузов составляет 78000 метрических тонн.

Третий крупнейший порт России – Приморск. Он расположен на Балтике и считается самым большим среди нефтеналивных в стране. Примечательно, что в советское время через эту территорию проходила четверть грузооборота всего СССР. Приморские морские ворота заложены в 1993 году для того, чтобы уйти от иностранной зависимости после распада государства.

Причалы порта Приморск

Основные этапы строительства начались в 2000 году, сегодня Приморск принимает товары в объеме 64000 метрические тонны и продолжает развиваться. Общая площадь составляет 34,8 км 2 .

Рейтинг по Индийскому океану

В ТОП-10 не вошли комплексы Индийского океана, где также хорошо развит товарооборот. Поговорим о том, какие порты имеют самый большой объем перевозок грузов в данном бассейне.

Джабаль-Али (ОАЭ)

В мировом списке крупнейших морских гаваней Джабаль-Али, расположенный в эмирате Дубай, занимает 23 строчку. Он состоит из нескольких терминалов, включая грузовые и пассажирские. Обслуживает военные суда США по отдельному договору. Грузооборот составляет 175000 метрических тонн.

Контейнера в порту Джебель-Али

Ричардс-бэй (ЮАР)

Находится в 160 километрах от Дурбана и соединяет морскую базу с провинциями ЮАР посредством железной дороги. Был выделен в отдельный комплекс для отгрузки южноафриканского угля, но постепенно расширился.

Ричардс-бэй – один из крупнейших угольных портов в мире

Общая площадь территории -2200 гектара, существует потенциал для расширения.

Коломбо (Шри-Ланка)

Остров Шри-Ланка лежит на пути из Азии в Европу, и это положение определила развитие Коломбо как океанического перевалочного пункта. Входит в ТОП-50 крупнейших портовых комплексов мира.

Вид на морской порт со стороны города

Самый большой речной порт

Речные порты никогда не смогут конкурировать с морскими, тем не менее, они имеют важное значение.

Дуйсбург (Германия)

Самый большой порт в мире, расположенный на реке, – Дуйсбург. Находится в месте слияния Рейна с Руром. С древних времен в этом месте находился форт. Сегодня через него проходят пассажирские и грузовые суда, осуществляется ремонт, есть контейнерный и нефтяной терминалы. Инфраструктура развита, процесс полностью автоматизирован.

Внутренняя гавань Дуйсбурга

Выводы

  1. Крупнейшая морская гавань Европы расположена вблизи Роттердама в дельте Мааса и Рейна.
  2. В России первое место досталось Усть-Луге, комплекс продолжает расширяться.
  3. Наибольшим грузооборотом в мире может похвастаться портовый комплекс китайского Шанхая, он удерживает ведущие позиции 10 лет подряд.
  4. В акватории Индийского океана ведущим по товарообороту является порт Дубай «Джабаль-Али».
  5. Исключительно речная гавань с громадным товарооборотом – Дуйсбург (Германия).

Семь портов Китая входят в десятку крупнейших портов мира

Пекин, 15 августа /Синьхуа/ -- В настоящее время в списке десяти крупнейших мировых портов числится семь портов Китая. Об этом сообщает во вторник китайская газета "Цзинцзи цанькаобао".

Напомним, что среди данных китайских портов фигурируют Шанхай, Шэньчжэнь, Чжоушань, Сянган, Гуанчжоу, Циндао и Тяньцзинь .

В настоящее время в Китае насчитывается 34 порта, грузооборот каждого из которых превышает 100 млн тонн в год . К концу 2016 года число причалов в китайских портах, способных принимать суда водоизмещением в 10 тыс. тонн и больше, достигло 2317 , что на 30 проц. больше показателя пятилетней давности.

В последние годы Китаю удалось добиться впечатляющих успехов в развитии портовой инфраструктуры. В порту Циндао был сдан в эксплуатацию рудный терминал, способный принимать суда водоизмещением до 400 тыс. тонн, а в порту Нинбо введен в строй нефтяной терминал для танкеров водоизмещением до 450 тыс. тонн.

В конце 2017 года ожидается ввод в пробную эксплуатацию 4-й очереди шанхайского глубоководного порта Яншань, что позволит укрепить статус Шанхая как крупнейшего мирового порта. Будучи важным портом Морского Шелкового пути 21-го века, Шанхай принимает контейнерные грузы из 214 стран и регионов мира. В будущем его пропускная способность будет увеличиваться.

*************************

Прочитал это сообщение и душа попросила подробностей.

А вот и подробности, хотя и немного устаревшие.

*************************

Пишет Перископ из глубин Тихого океана (periskop )

Крупнейшие порты мира (2014)

Недавно я делал обзор крупнейших портов России по итогам 2015-го.

И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.

Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям - грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.

Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны - "мастерской мира" начала XXI века - занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие - наиболее быстрый, если не сказать взрывной.

(здесь приведены первые 25)


Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% - с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла - если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в "высшую лигу" - 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.

А в структуре изменений самое существенное - бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).

Если в 2003-м в десятке лидеров - 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м - 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.

Продолжается падение роли Японии , которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 - 4 порта в Топ-25, 2014 - 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).

Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 - Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине "десятых" их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге - скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее - крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест - 71-ю. Лондон - когда-то ворота "мастерской мира" - и вовсе на 96-м месте.

Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м - 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м - только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.

Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные . Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов - обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).

(первые 25)


Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).

Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 - 113% прироста против 66%).

Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло - в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале "нулевых" безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил "основной" (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов - Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая "мастерская мира"!

Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС - 4 порта в Топ-25, США - 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).

В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты "похудели" в табели о рангах - так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.

Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени - континентальный, а не морской. Крупнейший порт России - Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга , приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России - Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере - возможно, различается методика учёта.

2) Показатели грузооборота: MT - метрическая тонна, FT - фрахтовая тонна, RT - таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи "груз тяжелый, но компактный" и "легкий груз с большим объёмом" и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.

3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.

Крупнейшие порты мира по контейнерообороту ныне располагаются в Китае - главной «мастерской мира», именно отсюда и генерируется поток грузов, распределяемый на весь мир.

Шанхай

По итогам 2015 года порт Шанхай окончательно обогнал Сингапур и утвердился на первом месте по грузообороту (646,5 млн тонн) и контейнерообороту (36,5 млн TEU). Располагается в непосредственной близости от главного китайского мегаполиса. Помочь занять первое место в мире по обороту порту Шанхая помог введенный в начале XXI века порт Яншань - глубоководная часть шанхайской гавани.

Сингапур

Порт Сингапура уступил первенство Шанхаю, однако занимает второе место по обороту в мире. В отличие от остальных гаваней первой десятки мировых портов Сингапур не генерирует грузы, а является перевалочной базой на пути грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии в другие страны.

Сингапур связан с 600-ми портами в 120 странах мира. Добиться этого удалось благодаря тому, что порт обладает выгоднейшим географическим положением, располагаясь на стыке Тихого и Индийского океанов. По итогам 2015 года порт обработал 30,9 млн TEU.

Шэньчжэнь

Несмотря на свою молодость (город был основан лишь в 1979 году) порт Шэньчжэня ныне занимает третье место в мире по грузообороту (24,1 млн TEU). Достичь таких результатов Шэньчжэнь смог из-за того, что он главный порт дельты Жемчужной реки - самого динамично развивающегося региона мира с населением около 80 млн человек.

Кроме Шэньчжэня в этот регион входят крупнейшие китайские мегаполисы: Гуанчжоу, Гонконг, Дунгуань, Фошань, а также Макао.

Весь этот сверхрегион обслуживается множеством портов, некоторые из которых также входят в десятку важнейших в мире, однако Шэньчжэнь - самый крупный из них.

Нинбо-Чжоушань

Порт Нинбо-Чжоушань также расположен на тихоокеанском побережье Китая и обслуживает центральную часть страны. Это один из самых загрязненных портов мира, состоит из 191 причала, нефтяного терминала, а также причала по перегрузке железной руды. Контейнерооборот составляет около 20,6 млн TEU.

В 2015 году порт Гонконга обработал грузов на 20,1 млн TEU, падение грузооборота за год составило 9,5%. Причиной этого стало то, что основной поток грузов Южного Китая и дельты Жемчужной реки перенаправляется на Шэньчжэнь и Гуанчжоу.

Также в десятку крупнейших портов Азии вошли:

Пусан, Южная Корея (19,5 млн TEU);Гуанчжоу, Китай (17,6 млн TEU);Циндао, Китай (17,3 млн TEU);Дубай, ОАЭ (15,6 млн TEU);Тяньцзинь, Китай (14 млн TEU).

Крупнейшие порты Европы давно уже уступили пальму первенства азиатским и частично американским портам. Однако и сейчас на Европейском континенте располагается один из крупнейших портов мира, а развитая континентальная речная сеть позволяет иметь крупные речные порты.

Грузовые ворота в море

Главными морскими портами Европейского континента являются:

Роттердам, Нидерланды - некогда крупнейший порт мира, сейчас занимает 11-е место в мире (12,2 млн TEU). Порт стал развиваться во второй половине XIX века после разработки Рурского угольного бассейна, таким образом Роттердам стал перевалочной базой по перевозке угля из Германии в страны континента.

Несмотря на то, что в мировом масштабе он выпал из десятки крупнейших, порт Роттердама остается самым крупным в Европе.

Общая площадь роттердамского порта составляет 105 км², а вдоль побережья Северного моря он вытянут на 40 км.

Антверпен, Бельгия, занимает второе место по грузообороту в Европе (9,6 млн TEU). Порт Антверпена, по своей площади превышающий сам город в 4 раза, несколько веков был крупнейшим портом Европы, принимающим грузы со всего мира и, в первую очередь, из Америки. Ныне порт, прозванный «супермаркетом Европы», занимает второе место на континенте.

Несмотря на то, что Антверпен носит звание морского порта, он расположен на реке и прямого выхода к Северному морю не имеет.

Гамбург - главный немецкий порт и третий на всем континенте (8,8 млн TEU). Гамбургский порт именуется «Воротами Германии к миру» и является одной из главных городских достопримечательностей.

Сам порт расположен в устье реки Эльбы примерно в 100 км от морского побережья, но издавна считается именно морским портом. Еще в средневековье он входил в Ганзейский союз, а нынешнее официальное название города - Вольный и ганзейский город Гамбург, и все эти титулы связаны с городским портом.

Порт Бремерхафен, что означает буквально «Бременская гавань» - это порт на побережье Северного моря в Германии. Четвертый по размеру порт Европы (5,5 млн TEU).

В Германии можно провести незабываемый отпуск. Читайте тут обо всех важных аспектах отдыха в этой стране.

Валенсия, Испания, занимает пятое место среди крупнейших портов Европы. Расположенный на западном побережье Испании порт обработал в 2015 грузов на 4,6 млн TEU.

Крупнейшими портами севера Европы являются Роттердам, Антверпен, Гамбург и Бремерхафен. На средиземноморском побережье юга Европы выделяются: Валенсия, Альхесирас, Барселона (Испания), Триест и Джоя-Тауро (Италия), Марсель (Франция) и Пирей (Греция).

Главными гаванями Балтийского моря являются: Гданьск (Польша), Вентспилс и Рига (Латвия), Клайпеда (Литва), Стокгольм (Швеция) и Киль (Германия). На побережье Атлантического океана выделяются Гавр (Франция), Кардифф (Великобритания), Дублин (Ирландия), Порту (Португалия), Виго (Испания).

Речные гавани

С практической точки зрения и Роттердам, и Антверпен, и Гамбург - именно речные порты, но из-за того, что они расположены в устье рек поблизости от морского побережья их принято считать морскими портами. Главной рекой с точки зрения грузооборота является вовсе не Волга и не Дунай, а Рейн, поэтому крупнейшим речным портом является Дуйсбург, Германия, обслуживающий Рурский бассейн.

К другими важнейшим речным гаваням относятся Льеж (Бельгия), Страсбург и Руан (Франция), Бремен (Германия) и многие другие.

Из-за того, что Россия практически не обладает глубоководными незамерзающими гаванями и из-за континентального характера страны, перевозки морским транспортом в нашей стране не так развиты, как в главных экономических центрах мира. Но все же и в России морское судоходство играет определяющую роль в торговле со многими регионами мира, а некоторые российские порты входят в топ крупнейших гаваней континента.

Северный район

Северный район принадлежит к акваториям Атлантического и Северного ледовитого океанов. Крупнейшие порты этого района находятся на Балтийском море. Крупнейшими морскими портами Северного района являются:

Усть-Луга (87,9 млн тонн);Приморск в Ленинградской области (59,6 млн тонн);Большой порт Санкт-Петербурга (51,1 млн тонн);Высоцк (17,5 млн тонн).

Если вас интересуют туристические направления Российской Федерации, то вам сюда.

Главными портами Баренцева моря являются Мурманск (22 млн тонн в 2015 году) и Нарьян-Мар.

Архангельск - крупнейший российский морской порт Белого моря, расположен в 50 км от побережья в устье Северной Двины.

Важнейшими гаванями Карского моря являются Диксон, Игарка и Дудинка. Однако планируется, что важнейшим портом этого моря станет строящийся порт Сабетта, который станет перевалочным пунктом для перевозки углеводородного сырья, добытого на Ямальском полуострове.

Единственными гаванями моря Лаптевых являются Тикси и Хатанга, обеспечивающие северный завоз по северному морскому пути.

Дальний Восток

На Дальнем Востоке располагаются одни из крупнейших портов России, связывающие этот регион России со странами Восточной Азии и с другими государствами мира. Долгое время первенство принадлежало порту Владивостока, но в наше время его обогнали другие гавани российского побережья Японского моря. Среди крупнейших гаваней Дальнего Востока России выделяются:

порт Восточный в заливе Находка Приморского края (65 млн тонн в 2015 году);Ванино, Хабаровский край (26,8 млн тонн);Находка, Приморский край (21,3 млн тонн);порт Пригородное, Сахалинская область (16 млн тонн).

Именно на Северном Кавказе на побережье Черного моря располагается крупнейший по грузообороту порт России - Новороссийск.

Грузооборот - 127 млн тонн. Такие цифры делают Новороссийск не только важнейшей гаванью Северного Кавказа, но и одним из крупнейших портов Европы.

Также на Черноморском побережье выделяется Туапсе (25,2 млн тонн) и порт Тамань, мощность которого по плану должна достигнуть объемов в 70 млн тонн ежегодно.

Азовское море располагает одной из крупнейших гаваней России - это Порт Кавказ (30,5 млн тонн). Также важное значение имеют Азов, Таганрог и Темрюк.

Портовые реки

Главные речные порты России располагаются на крупных реках:

река Дон (Ростов-на-Дону);Волга (Астрахань);Северная Двина (Архангельск);Иртыш (Омск);Енисей (Красноярск и Норильск);Лена (Якутск);Амур (Благовещенск и Хабаровск).

Речные порты России, как правило, обслуживают крупные предприятия, по ним осуществляется сплав леса, а также происходит снабжение северных районов Сибири и Дальнего Востока.

Также важной речной гаванью является Москва, ведь недаром ее называют «портом пяти морей». Здесь расположено три речных порта (Северный, Южный и Западный).

Из-за географического положения морские гавани Америки принадлежат акваториям двух океанов: Тихого и Атлантического. Атлантические порты Америки связывают страны в основном с Европой, а Тихоокеанские обслуживают морские маршруты в Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, а также Австралию.

Крупнейшими портами Атлантического побережья США по контейнерообороту являются:

Нью-Йорк (6,3 млн TEU);Саванна, Джорджия (3,7 млн TEU).

По грузообороту среди атлантических портов выделяются главный нефтяной порт Техаса Хьюстон (212 млн тонн), а также порт Южной Луизианы в Лаплас, который обслуживает импорт и экспорт продукции сельского хозяйства. Именно этому порту принадлежит первенство в общем тоннаже в США - 242 млн тонн.

На Тихоокеанском побережье главные гавани располагаются в Калифорнии:

порт Лос-Анджелеса (8,1 млн TEU);порт Лонг-Бич (7,2 млн TEU).

Также важное значение имеет столица штата Вашингтон - Сиэтл - 3,5 млн TEU. Тихоокеанские порты в основном обслуживают торговлю промышленной продукцией со странами Восточной Азии, поэтому измерение их грузооборота идет в основном в условных контейнерах.

Латиноамериканские

Главные порты Латинской Америки расположены в Панаме в акватории знаменитого Панамского канала, обеспечивающего связь между Тихим и Атлантическим океанами. Именно здесь происходит перевалка грузов на другие судна, поэтому главные порты страны Бальбоа (3 млн TEU) и Колон (2,7 млн TEU) являются важнейшими точками на мировой торговой карте.

К другим важным портам Латинской Америки принадлежат:

Сантус, Витория, Сан-Луис и Сальвадор (Бразилия);Картахена (Колумбия);Веракрус и Тампико (Мексика);Буэнос-Айрес (Аргентина);Каракас (Венесуэла);Вальпараисо и Сан-Антонио (Чили);Гуаякиль (Эквадор).

Крупнейшие порты Латинской Америки в первую очередь ориентированы на торговлю с США и странами Восточной Азии, товарообмен со странами Европы значительно ниже.

Главные порты Африканского континента, входящие в мировой топ гаваней, находятся на самом севере (Танжер) и юге (Дурбан) континента.

Порт Танжер (Марокко) расположен на побережье Гибралтарского залива, соединяющего Средиземное море и Атлантический океан.

Крупнейшие порты расположены в экономическом лидере Африканского континента - ЮАР, среди них Дурбан, Кейптаун и Порт Элизабет.

Среди стран Черной Африки важнейшими портами являются Абиджан (Кот-д"Ивуар), Дакар (Сенегал) и Лагос (Нигерия).

На побережье Средиземного моря важнейшими гаванями считаются Думьят, Порт-Саид и Александрия (Египет).

Москва, 10 октября - "Вести.Экономика". "Транснефть" выкупила долю "Суммы" в СП, контролирующем Новороссийский морской торговый порт. Как , компания увеличила свою долю в группе НМТП до 60,62%.

Новороссийский морской торговый порт является одним из крупнейших морских портов России.

"Совет директоров был проинформирован об исполнении ранее принятого им решения по увеличению принадлежащего ПАО "Транснефть" пакета акций группы НМТП до 60,62%. Закрытие сделки было осуществлено путем приобретения 100% акций в совместном предприятии Novoport Holding, принадлежавшем на паритетных условиях ПАО "Транснефть" и группе "Сумма" и контролировавшем 50,1% НМТП", - говорится в сообщении на сайте ПАО "Транснефть", опубликованном по итогам заседания совета директоров.

Ниже мы расскажем о 10 крупнейших морских портах России.

1. Новороссийск

Грузооборот в 2017 г. : 147,4 млн тонн

Новороссийский морской порт - один из крупнейших портов Черного моря и крупнейший порт Краснодарского края.

Рекордсмен портов России по протяженности причальной линии, достигающей в длину 8,3 км.

Морской порт расположен на его северо-восточном побережье в незамерзающей и удобной для судоходства Новороссийской или Цемесской бухте.

Навигация в порту длится круглый год, хотя и может прерываться в зимний период.

2. Усть-Луга

Грузооборот в 2017 г.: 10,3,3 млн тонн

Усть-Луга - морской торговый порт на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи поселка Усть-Луга.

Начал работу с открытия в декабре 2001 г. угольного терминала, существующий лесной терминал в устье реки Луга был включен в состав порта.

Условия навигации в этой части Финского залива позволяют осуществлять практически круглогодичную эксплуатацию порта с коротким периодом ледовой проводки (продолжительность навигации без использования ледоколов в Лужской губе доходит до 326 дней в году).

3. Порт Восточный

Грузооборот в 2017 г. : 69,2 млн тонн

Порт Восточный - российский морской порт федерального значения в бухте Врангеля залива Находка Японского моря.

В 1968 г. на месте будущего морского порта были начаты проектно-изыскательские работы. Строительство началось 16 декабря 1970 г., в апреле 1971 г. было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, находилось под контролем ЦК КПСС.

Планировалось возвести 64 причала протяженностью 15 км, для рабочих нового порта планировалось построить город-спутник на 50 тыс. жителей, грузооборот порта должен был составить 40 млн тонн.

Государственный контроль обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту осуществляет федеральное государственное учреждение "Администрация морского порта Восточный", возглавляемое капитаном порта Восточный.

4. Приморск

Грузооборот в 2017 г. : 57,6 млн тонн

Порт Приморск - крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы. Порт расположен на материковой части пролива Бьёркезунд Финского залива Балтийского моря, в 5 км юго-восточнее города Приморск.

Порт предназначен для обслуживания танкеров дедвейтом до 150 тыс. тонн, длиной до 307 м, шириной 55 м и осадкой 15,5 м, то есть судов с близкой к максимальной осадке кораблей, способных заходить из океана в Балтийское море.

На территории порта находятся 18 резервуаров для хранения нефти емкостью по 50 тыс. тонн, емкости для хранения светлых нефтепродуктов и несколько резервуаров аварийного сброса.

5. "Большой порт Санкт-Петербург"

Грузооборот в 2017 г. : 53,6 млн тонн

"Большой порт Санкт-Петербург" - крупный морской порт на Северо-Западе России. Площадь акватории порта составляет 164,6 кв. км, протяженность причальной линии - 31 км.

Порт "Санкт-Петербург" расположен на островах дельты реки Нева, в Невской губе в восточной части Финского залива Балтийского моря.

"Большой порт Санкт-Петербург" включает причалы морского торгового, лесного, рыбного и речного портов, нефтяного терминала, судостроительных, судоремонтных и других заводов, морского пассажирского вокзала, речного пассажирского порта, а также причалы Кронштадта, Ломоносова, портовых пунктов Горская, Бронка.

6. Мурманск

Грузооборот в 2017 г. : 51,7 млн тонн

Мурманский морской торговый порт - морской порт, расположенный на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря, крупнейшее транспортное предприятие города Мурманска.

Мурманский порт состоит из трех частей: "Рыбный порт", "Торговый порт" и "Пассажирский".

В последние годы наблюдается тенденция вытеснения "Торговым портом" всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приема и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру.

Значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку ее стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны. В сентябре 2015 г. в ходе празднования 100-летия предприятия открыт музей порта.

7. "Порт-Кавказ"

Грузооборот в 2017 г : 35,3 млн тонн

Порт является одним из крупнейших пассажирских портов России за счет паромной переправы в Крым с пропускной способностью около 400 тыс. пассажиров в год.

Порт позволяет принимать железнодорожные паромы, которые, кроме Керчи, курсируют между портом и Варной в Болгарии.

Порт расположен на косе Чушка в Керченском проливе, в Темрюкском районе Краснодарского края России.

8. Ванино

Грузооборот в 2017 г : 29,2 млн тонн

Порт Ванино - российский морской порт федерального значения в глубоководной бухте Ванина, крупнейший в Хабаровском крае.

Он расположен на северо-западном берегу бухты Ванина в Татарском проливе и на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Навигация в порту открыта круглый год. В зимний период, когда акватория бухты покрыта льдом (с января по март), проводка судов осуществляется с помощью ледоколов. Порт работает круглосуточно.

В торговом порту имеется 22 грузовых причала и пирса общей протяженностью более 3 км. Они входят в состав четырёх перегрузочных комплексов и нефтеналивного терминала

9. Туапсе

Грузооборот в 2017 г. : 26,6 млн тонн

Морской порт Туапсе расположен на Кавказском побережье Черного моря в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от мыса Кодош и включает в себя участки водной поверхности в устьях рек Паук и Туапсе.

В настоящее время морской порт Туапсе - это многоцелевой, открытый для навигации круглый год, осуществляющий работу круглосуточно, обеспечивающий грузовые операции с грузами, включая опасные грузы 3–5, 9 классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угля, руды и др.), генеральных грузов, зерна, минеральных удобрений и сельскохозяйственной продукции.