Сколько украинцев живет в. Национальный состав Украины. История Украины. Население центральных областей

02:15 pm : " в России проживает 30 миллионов этнических украинцев, и им ничего не угрожает"
М.ШЕВЧЕНКО: В России этой проблемы нет, потому что в России любой народ, который тем более связан с какой-то территорией, имеет право на свой язык. В Конституции республики Дагестан 14 государственных языков региональных, поддерживающихся из государственного бюджета. Если вы заявляете, что вы аварец или, допустим, тат, еврей, или азербайджанец, вы имеете право... Там есть театры татские, азербайджанские, финансируемые государством, аварские, кумыкские, даргинские, лезгинские и так далее. Якутский язык запрещен что ли? Татарский язык запрещен?
Мне кажется, что Россия должна сегодня вступить в прямые контакты с представителями националистических украинских партий в том числе.
М.КОРОЛЕВА: Россия?
М.ШЕВЧЕНКО: Да.
М.КОРОЛЕВА: С украинскими националистическими партиями?
М.ШЕВЧЕНКО: Да. Мы должны поддержать украинский народ в этой ситуации. Мы должны им объяснить, что русский язык не является угрозой для них. Мы должны пойти им навстречу и вести какие-то в Москве программы по развитию украинского языка здесь, в России. Между прочим, в России проживает 30 миллионов этнических украинцев.
М.КОРОЛЕВА: Да это я знаю, Максим.
http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/905746-echo/#element-text

Результаты Всероссийской переписи населения 2010 года свидетельствуют, что в России проживает 1,93 млн. человек, которые назвали себя украинцами (в 2002 году - 2,94 млн.), что составляет 1,41% от общего количества жителей РФ, которые указали свою национальность. В России отсутствует украинская пресса, полноформатные школы или классы с преподаванием на украинском языке – о чем говорилось много раз. Это тоже причины того, почему этнических украинцев в России «становится» все меньше.
http://censor.net.ua/news/191678/ukraintsev_v_rossii_stalo_millionom_menshe_rezultaty_perepisi

Comments

характер заселення імперії дає підстави вважати, що більше третини населення Росії має українське етнічне коріння і таких людей в Росії є більше ніж в Україні.
але від того нам ні тепло? ні зимно.
росіянин українського походження не менший українофоб ніж росіянин жидівського, татарського чи фінського походження.
Росія єдина держава в якій нема і не може бути ніяких справжніх українських діаспор, окрім бутафорських якихось підхохлaцьких гуртків, з "несе Галя воду" та "чий там кінь стоїть" і Сердючкою в гостях.

М.Шевченко считает при этом себя русским. (А дед его с Западной Белоруссии.) В этом с я Шевченко согласен. Но по украинскому вопросу у него какая-то мешанина. Пусть будут школы и вузы с изучением малорусского наречия. Но настоящего, без галицкой мовы. Правда, у нас не найдётся столько подготовленных кадров преподавателей. Большевики ведь взяли галицкий выверт. С какой стати при таком положении вещей продвигать антирусскую идеологию в РФ?

Но я зашёл, собственно, не за этим. Знал ли Пушкин словосочетание «русский язык»? Один из Пушкиных нашёл «Слово о полку Игореве». Что для Александра Сергеевича не было тайной. Можно скачать книгу и посмотреть на титульный лист издания этого сочинения, что найти ответ на заданный вопрос.
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=166

"Пусть будут школы и вузы с изучением малорусского наречия."
Это шо вы имеете в виду?

"Но настоящего, без галицкой мовы. "
То есть?

"Большевики ведь взяли галицкий выверт."
Откуда взяли? Почему взяли?
Откройте российскую энциклопедию на статье "украинский язык", протрите глаза и прочтите на каких именно диалектах нормирован современный украинский язык. "На приднепровских". Днепр через Галичину не протекает.

"С какой стати при таком положении вещей продвигать антирусскую идеологию в РФ?"
"Русская идеология" это всегда на 100% евреи.

Если есть у кого-то из граждан РФ есть желание получать образование на малорусском наречии, которое использовали до начала украинизации и сочинения украинской мовы, то нужно согласие граждан РФ. Я согласен. А с получением образования на мове (и вообще распространения) выдумок-ребусов товарищей грушевских я не согласен.

Большевики взяли мову от львовских и не только львовских писателей. Взяли потому что исходили из мысли, что это и есть культура угнетённого украинского народа, его язык. А угнетённым большевики обещали помогать. Я не беру масонские связи Грушевского, чтоб не впутываться в мало обнародованные истории. Была цель раскола русских. И большевики с украинствующими это осуществили.

Российская энциклопедия в данном случае не годится в качестве источника. Откройте книжечку Нечуя-Левицкого про кривое зеркало мовы. Он всю дорогу доказывает галицкое происхождение мовы Грушевского. Я не филолог. Но достаточно сравнить примеры Нечуя и тексты современных газет, чтобы понять о какой мове мы говорим.

Даже если русская идеология полностью еврейская, то и антирусская нам не нужна. Украинизацию проводили евреи тоже. Не будем забывать кто были тов. Каганович Л.М. и тов. Кулик Израиль Юделевич.

Снизошли таки до гугл-бук.
А это "старый русский язык".
Еще раз.
"Словенски переводимъ: Удержи языкъ свой от зла и устнъ своъ же не глати лсти.
Руски истолковуемъ: Гамуй языкъ свой от злого и уста твои нехай не мовятъ здрады"?

"Словенски" - староболгарский
"Руски" - украинский.

Так шо мимо.

Вы утверждали, что словосочетание «русский язык» Пушкину до 30 (26) лет было неизвестно. Я Вам привёл это словосочетание раньше указанное Вами срока. Дата и наличие слов перед Вами. Что Вас не устраивает?
Раз есть старый, то есть и современный, новый. Хотя это уже лишняя подробность.

Обошёлся без гугл-бук. Там нужен другой компьютер и другую скорость.

1755. "Российская грамматика" Михайла Ломоносова (содержательную часть которой он передрал у Смотрицкого)

"Если «Российская грамматика» украинская, то, во-первых, где это сказано."

Н. КОСТОМАРОВ
ОБЗОР СОЧИНЕНИЙ, ПИСАННЫХ НА МАЛОРОССИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
В Малой, как и в Великой Руси, была своя литература, свой книжный язык, на котором почти все писали, но едва ли кто говорил; много сочинений, и политических, и деловых, и, наконец, ученых было писано на этом языке, много переводилось на него из других языков, иное издано, большая часть покоится непробудным сном в библиотеках.

Этот язык, известный под именем руського, много имел влияния на образование нашего языка высшего общества и литературы: известно, что Ломоносов учился по грамматике Мелетия Смотрицкого и выучил наизусть «Псалтырь», переложенный в стихи, Симеона Полоцкого. Руський язык был гораздо обработаннее, нежели письменный язык Великой России; на нем было писано много книг, в которых нуждались и в Москве; притом же, лучшие проповедники нашей первой половины XVIII века были малороссияне, и хотя старались писать по-русски или по-словенски, но не могли не вносить в свои сочинения элементов родного слова.
http://litopys.org.ua/kostomar/kos12.htm

"что украиньська мова - разновидность еврейской речи согласно Вашей теории происхождения русского языка."

Смотрите - вы лепите мягкий знак наобум, хотя проверить правильность 3 секунды. Как только доходит до Украины, так у вас там У ВСЕХ сразу что-то в голове клинит. Расклинивайтесь.

Русский язык является еврейским не по лексике, а по методу создания.

Лексика хаотично заимстовано из украинского, болгарского, хазарского и немецкого языков. Все это сдобрено чухонской феней и блатным идишем. Грамматика - спримитизированный вариант украинского, из которого выкинули все ценное, оставили мусор, на который опять таки хаотично понатягивали пустые болгарские и немецкие.
Фразеология и пунктуация - из французского.
Все это перекручено через до колик смешную фонетику: аканье от голяди, шепелявость от хазар, неразличимость глухих и звонких - от чухонцев, напряженное "ы" от тюрков, после всего безударные слоги ваще отбрасываются на хвиг, речь стремится к односложности, отмирает средний род, да чего там - мрут падежи (!), на все это навалено тонны матюков и т.д.
По методу создания - типично еврейская шизофрения.

"Какие же разные стили, если совершенно разный состав слов. Эдак и спорить невозможно… Перед нами разные тексты из разных слов, а Вы говорите стили…"

Специально для вас:

Ларин Б.А. История русского языка М., 1977.

Те, кому бы следовало ставить проблему разговорного языка во всю ширь, предпочитают рассуждать о тысяче и одном стиле литературного языка, как своего рода сублимации социальных диалектов, чтобы не поколебать догмата об одинстве и общенародности национальных языков.

Вот два-три примера:
1) I редакция: "Чему, сынько, имени своего нам не скажешь?" (с. 91).
II редакция: "Сыное, о чем нам имени своего не кажешь, колико с нами во обители живуще?" (с. 118).
Переработка Тучкова: "По что, чадо, имени своего не повеси?" (с. 147).

) I редакция: Говорит князь Дмитрий Юрьевич Шемяка: "Михайлушко! Бегаю своей отчине, збили меня с великого княжения" (с. 96).
У Тучкова: "Отче, моли бога о мне, яко да паки восприиму царствия скыфьтры: согнан бо есмь от своея отчины, великого княжения Московьского!" (с. 156).

Если мы попробуем извлечь некоторые данные о московской разговорной речи из памятника другого важного жанра - из московского летописного свода конца XV в., то окажется, что на 400 (без малого) страницах его текста мы найдем не более 10 реплик, ясно отражающих разговорную формулу. преобладают риторические диалоги и писанные речи, не бросающие никакого света на состав разговорного языка той эпохи.
http://www.philology.ru/linguistics2/larin-77b.htm

"Это имеет отношение к преемственной связи языка используемого в ВКЛ и современной мовой. Связь слабая. Поэтому утверждение, что нынешняя мова - новшество имеет основание быть."

Это тоже самое, если от вашего деда не вещественных доказательств, то его никогда не было. Ваш отец вообще от соседа родился.

"У Вас нет разговорной речи в виде текста времён ВКЛ. "
Есть песни, из которых, как известно, слов не выкинешь. Это совершенно современный украинский язык.

"Можно делать заключения только по тому, что написано, напечатано."
Не только. Объектом рассмотрения есть сам язык. Невозможно чтобы носители мутировавшего языка создали язык более высокого уровня, а потом впарили его десяткам миллионам неграмотных селян.

С 1863 до 1905 украинский язык вообще был запрещен к печати в любом виде, и что теперь? Принять, что они "кваарилъ паарускъ"? Были немыми? Так ЧТО ИМЕННО тогда запрещали?

" Звательный падеж в русском был и есть."
Зин, Вань, Петь? Это редуцированные обмылки.
Звательный это "Ой не світи місяченьку.." "Повій, вітре..", "Доле, моя, доле.." "Ой, дівчино шумить гай", "Києве, мій".

"Даже насчитывают до 9, а некоторые до 12 падежей."
Дайте волю Дитмару Розенталю, он вам и 100 падежей нарисует. Абсолютая масса русских не связанная с литературой и телевизором едва употребляет 2-3 - научные исследования я вам привел.

"Расхождение устной и письменной речи свойственно многим языкам."
А нам не нужны "многие". Нас интересует конкретно украинский и русский. В украинском расхождения нет, а в русском она катастрофическая. Украинский можно хоть сто раз запретить, как это делала ваша дуремарская Московия. Можно расстрелять почти всех писателей, а словари сжечь, как это было в 1930-ые. И что же? Украинский снова возродится, как ни в чем не бывало. Бо в нем жива устная традиция, с которой можно сколько угодно сделать письменный копий. В русском случае, если евреи вдруг свалят из России, то даже и без запрещений с расстрелами русский язык выродится в нечленораздельное матерщинное бормотание.
Украинским писателям есть куда обратится - к народу. Русские писатели - это сугубо еврейская тусовка, которая варится в своем соку.

Я так понял, что Вы и есть один из рассуждающих о стилях. Но поскольку перед нами не математика, то тут нет чётких границ. И можно спорить, где проходит раздел между разными языками и разными стилями одного языка. По сути, Ваше слово против моего - вот к чему пришёл разбор текста от Марка. Разные слова, разное написание не говорит для Вас, что перед нами разные языки. Но язык «Энеиды» Котляревского 1809 года издания отличается от языка Пушкина меньше, чем язык приведённых мною примеров от Марка между собой.

Вы утверждаете, что украинская мова древняя. Перед нами сильное отличие одного и того же текста от Марка. Какая между ними связь вообще кроме происхождения на одном земном пространстве? Вы просто берёте пример из прошлого ВКЛ и предлагаете его в качестве ни то чтоб истока, а некоего промежуточного звена древней мовы. На каком основании предложение? Только на Вашем удовольствии. Вам приятно говорить о древних корнях мовы. Было бы неприятно, Вы бы не говорили.

Вот видите, какая история: Вы утверждаете, что песни со временем не изменились. А до этого рассказывали, что язык меняется. Как же получилось, что в новое время потребовалось переводить на разговорную мову уже переведённую на «просто мову» и на «руску мову» Библию? Нет таких сильных отличий в стилях разговорного языка, чтоб снова делать уже раз сделанную работу переводчика. По вопросу текста песен: надо ещё выяснить кто, где и когда записал эти тексты. Вполне допускаю, что под современную мову их подделали. Я мало знаю текстов песен на мове. Но те, которые мне попадались, мало отличаются от современного общерусского языка, который в свою очередь сильно отличается от мовы украинских газет.

Объект рассмотрения, кроме как в письменном виде, откуда возьмётся? Я не называл мову мутировавшим языком. Не понимаю к чему это сказано Вами. Но напомню, что Вы утверждали, что язык - явление переменчивое.

С 1863 по 1905 год существовала печать на малороссийском наречии или языке. Да, она была ограничена. Но была. Я не говорил, что при отсутствии текста нет языка. Я говорил, что мы можем рассматривать только печатное слово того времени.

Как я говорил, оценочные точку зрения я не обсуждаю. Обмылки там или нет - неважно. Звательный падеж в общерусском языке был и остался. Это факт. Похоже на то, что Вас радует, или нет - неважно.

Использование языка и сам язык - разные вещи.

Если бы разговорная традиция ХЛЕБОРОБОВ была неизменна, то у нас не было бы причин различать старые и новые тексты на мове. А эти отличия есть и они значительны. Поэтому либо надо признать, что устная традиция меняется и тогда в чём состоит её традиционность, либо надо признать, что письменная мова не всегда существовала по правилу «что слышится, то и пишется».
Чтоб было, что сжигать в 1930-х годах надо что-то напечатать. А напечатали словари большевицкие украинизаторы.
Я не читаю современных еврейских писателей. И их не читают большинство читающих русских людей. Поэтому Ваши опасения о месте еврейских писателей преувеличены.

Результаты Всероссийской переписи населения 2010 года свидетельствуют, что в России проживает 1,93 млн. человек, которые назвали себя украинцами (в 2002 году - 2,94 млн.), что составляет 1,41% от общего количества жителей РФ, которые указали свою национальность. В России отсутствует украинская пресса, полноформатные школы или классы с преподаванием на украинском языке – о чем говорилось много раз. Это тоже причины того, почему этнических украинцев в России «становится» все меньше.

Наверно что то не устраивает людей раз количество проживающих уменьшается.Не надо не кого тянуть силой в какие там союзы.Создайте для своих граждан такие условия жизни чтобы вам завидовали и стояли в очередь.

Периодически смотрю выступления украинских политологов и экспертов, которые говорят о 42-х миллионном украинском населении.

Сразу возникает подозрение, что эти люди находятся под воздействием сильных психотропных или наркотических препаратов.

Какие 42 миллиона?!

Сколько осталось украинцев?

Еще в 2014 году Украина потеряла Крым и часть Донбасса – это 2,0 и 4,5 миллиона человек соответственно.

Это примерно минус 6 миллионов по отношению к 2014 году, когда население Украины равнялось 45 миллионов человек.

Итого остается 39 миллионов украинцев. Идем дальше.

Только по официальной статистике гастарбайтерами в Европе работают около 2 миллионов украинцев. Еще 3 миллиона работают в России.

Конечно, формально эти люди считаются украинскими гражданами, но они уже не живут на Украине, не платят налоги и никак не участвуют в общественной жизни. Более того – многие из них уехали с твердым желанием найти в Европе/России постоянную работу и никогда больше в Незалежную не возвращаться.

Остается 34 миллиона.

Точное количество людей, которые навсегда покинуло Украину, не поддается учету, – но давно понятно, что счет пошел на миллионы. Бегут от нищеты, безработицы, репрессий. От националистического безумия и притеснения русской идентичности.

Впрочем, есть статистические данные, из которых опосредованно можно оценить население любой страны. Это количество пассажироперевозок, социальная активность, динамика уплаты коммунальных платежей и так далее.

Так вот по этим косвенным данным специалисты по демографии вычислили, что нынешнее население Украины составляет примерно 27-28 миллионов человек. Некоторые зарубежные эксперты называют даже цифру в 25 миллионов жителей!

Выходит, что потери Украины за последние 3 года составили минимум 15(!) миллионов граждан. А то и все 20-ть! Теперь понятно, почему киевская власть так боится проводить перепись населения.

Это ведь просто катастрофа!

Самый ценный капитал любого государства – люди. Если из страны массово уезжает молодежь – такое государство обречено. Пример Прибалтики, за 12 лет пребывания в ЕС успевшей стать «домом престарелых Европы», – ярчайшее тому подтверждение.

Из Украины же ныне уезжает не только молодежь. Уезжают все, кто может, и куда только могут – в страны ЕС, в Россию, в Белоруссию.

Уезжают рабочие и инженеры. Уезжают преподаватели и врачи. Уезжают ученые. Уезжают управленцы.
Все, кто был в той или иной мере причастен к промышленности, которой на Украине почти не осталось.

Зато остаются «патриоты» – которые умеют петь гимн, скидывать памятники и устраивать факельные шествия. Но какой прок экономике от этих скакунов? – они подобны раковой опухоли, которая разрушает то, что еще осталось в государственном организме Украины.

Нищета, безработица, высокая преступность. Паралич власти и стагнация экономики. Репрессивный «шароварный национализм» и открытый языковой геноцид. Причин, для того, чтобы уехать из современной Украины куда больше, чем остаться.

Вот и уезжают – миллионами! И многие уже никогда не вернутся назад. Это главная трагедия постмайданной Украины, – это потери, которые уже невозможно восполнить.

Украина в том виде, в каком мы ее знали, умирает. А вот превращение страны в Руину идет полным ходом!

На территории Украины в её фактических границах без Донбасса и Крыма реально осталось не более 24,5 млн жителей.

Таковы расчеты экономиста Ларисы Шеслер, полученные с помощью анализа потребляемого в стране хлеба и муки.

Экономист начинает материал с напоминания, что в советское время информация о количестве хлеба, поставляемого в воинскую часть, была секретной: по потреблению хлеба легко устанавливалась численность личного состава.

Вряд ли сегодня это правило изменилось, но в том, что касается производства по стране, то сегодня эту информацию скрыть трудно.

Лариса Шеслер проанализировала данные, опубликованные 2 апреля по результатам заседания экспертов украинского Экономического дискуссионного клуба, и пришла к выводу, что на Украине проживают не 42 миллиона человек и даже не 38 миллионов, учитывая потерянный Донбасс, а намного меньше.

Украинские экономисты зафиксировали, что производство хлеба на Украине с 2000 года сократилось в 2.2 раза, то есть сегодня средний украинец потребляет всего 26 кг хлеба в год на человека (если верить официальной статистике населения страны).

Из этого украинские эксперты сделали выводы о том, что потребление упало то ли от того, что упали доходы, то ли от того, что украинцы, наоборот, стали питаться, как европейцы.

«При падении уровня жизни потребление хлеба вообще-то растет, хлеб остается самым дешевым источником калорий, и он составляет значительную часть рациона у бедных пенсионеров, у неимущих и безработных», — напоминает Шеслер коллегам азы экономики.

В более зажиточной России в 2015 году потребление хлеба на душу населения составляло 46 кг, т. е. в 1,8 раза больше, чем на Украине (если верить всё той же статистике о численности населения Украины). Причем больше всего хлеба потребляет близкий к Украине по климату и традициям питания Южный федеральный округ — 50 кг на человека в год.

Автор оговаривает, что статистику советских лет нельзя считать репрезентативной, поскольку тогда дешевым хлебом кормили домашнюю скотину и птицу. Кроме того, была установка на обязательный остаток хлеба на конец торгового дня (до 15%, которые возвращались на хлебозаводы).

С 1995 года кормить хлебом коров уже стало невыгодно. Тогда в тяжелые годы в России и на Украине потребляли хлеба примерно одинаково, 70 и 75 кг соответственно, то есть на Украине даже больше.

Потом разнообразие питания вытеснило часть хлеба из рациона. В России падение было постепенным, например: с 50 кг в 2010-м до 46 в 2016 году. А на Украине вдруг произошел просто обвал с 45 кг в 2010-м якобы до 26 кг в 2016 году.

«И эта простая производственная статистика наглядно вскрывает сомнительность [ложь] статистики демографической. Не потребление хлеба упало на Украине, а резко сократилось население», — делает вывод эксперт.

«Разделите произведенные на Украине 1 млн 123 тыс. тонн хлеба даже на российскую норму потребления — 46 кг, и вы выясните, что по этим расчетам сегодня на территории Украины живет 24,5 млн человек. И эта цифра, видимо, близка к истине», — делает Шеслер промежуточный вывод.

Чтобы пресечь спекуляции насчет того, что «Україна — це Європа» и украинцы «едят по-европейски», автор для начала приводит статистику потребления хлеба в европейских странах.

Болгары потребляют 96 кг/год, греки и греки-киприоты соответственно 65 кг/год и 74 кг/год, французы и немцы по 54 кг/год, бельгийцы 60 кг/год, голландцы 58 кг/год, поляки 56,7 кг/год, итальянцы 52 кг/год.

«Кто-то поверит, что поляки едят хлеба в 2 раза больше, чем украинцы?» — иронизирует автор.

Шеслер специально поясняет для тех, кто думает, что на Украине стали печь хлеб в хлебопечках, в деревенских печах или производство выведено на нелегальные пекарни.

«При нынешних ценах на газ и электроэнергию булка, выпеченная в духовке, становится золотой», — пишет экономист.

Но для надежности анализирует производство контрольного продукта — муки.

Оказывается, потребление муки на Украине с 2008-го по 2016 год также сократилось почти в 2 раза с 2.8 млн тонн до 1.43 млн тонн (при производстве соответственно 3,03 млн и 1,8 млн минус экспорт).

Даже если верить официальной демографической статистике, согласно которой в 2008 году в стране жило 46,5 млн человек, что сомнительно, получается, что обвал произошел катастрофический.

«И опять по пропорции потребленной муки мы видим, что сегодня население Украины составляет половину от количества проживающих в 2008-м, т. е. менее 24 миллионов», — пишет Шестлер.

Таким образом, данные по потреблению муки показывают даже меньшую численность населения — 24 млн человек — чем данные по потреблению готового хлеба — 24,5 млн.

Украина - государство, занимающее пятое место в Европе по количеству населения. Численность людей, проживающих на территории этой страны, по результатам переписи 2001 года, составила 42,8 миллиона. На рисунке, который размещен ниже, приведен национальный состав Украины в процентах.

Немного истории

Предками украинцев были трипольцы, населявшие территории междуречья Днестра, Днепра и Южного Буга еще 3,5-2 тыс. лет до нашей эры, а также ранние славяне, которые пришли сюда и в Прикарпатье чуть позже. Они были заняты земледелием и вели оседлую жизнь. Именно эти народы и составили основу будущей украинской нации.

Несколько веков подряд совершались многочисленные нашествия различных кочевых племен на славянские земли. Но, несмотря на заимствование некоторых особенностей их культуры, украинцы смогли сохранить свою национальную самобытность. Она проявляется не только в языке, но и в духовной культуре.

Сейчас украинцы являются одним из великих народов мира, компактно расселенным в самом центре Европы и частично рассеянным по всему миру.

Общая информация

Густонаселенными местами считаются северная, восточная и центральная части. Меньше людей проживает в западных и южных регионах. Большая часть жителей - украинцы (приблизительно 78 %), которые являются одним из самых древних этносов на планете. В национальный состав Украины также входят крымские татары, русские, белорусы, поляки, евреи, румыны, молдаване и другие.

Современное государство

В украинских документах, подтверждающих личность (кроме свидетельства о рождении), национальная принадлежность человека не указывается. Поэтому люди, рожденные на территории Украины, автоматически становятся ее гражданами. Кроме того, они являются неотъемлемой частью коренного народа, несмотря на их религию, национальность, язык и политические взгляды.

Этнические меньшинства, к которым относятся люди, не являющиеся изначально украинцами, но сознательно следующие правилам и нормам действующего законодательства, в совокупности представляют национальный состав Украины и находятся под защитой государства, так же как и исконные жители.

Киевский международный институт социологии провел исследования в области определения этнической принадлежности граждан страны методом их свободной самоидентификации. Их анализ показал, что национальный состав Украины крайне разнообразен. Согласно полученным данным, на территории государства проживает 62 % моноэтнического украинского народа, 23 % составляют биэтнические русско-украинцы, 10 % - моноэтнические россияне, а также 5 % людей, принадлежащих к иным группам.

Население центральных областей

Рассмотрим национальный состав Украины по областям, и начнем с Киевской. Ее города, ПГТ и села населяют представители нетитульных этносов.

Здесь в основном живут украинцы (примерно 90%). Остальные 10 % - это белорусы и другие народности. По состоянию на 2001 год, в столице проживали 2607,4 тысячи человек. Стоит отметить, что фактически эта цифра намного больше, так как здесь работает и учится огромное количество иностранцев и людей, приезжающих из других городов.

Данные в 2001 году говорят о том, что территория Черновицкой области заселена представителями 80 народностей. Здесь практически все население состоит из украинцев (75 %). Они преобладают в северо-восточной и западной частях региона. Следует сказать, что среди коренного населения выделяют такие субэтнические группы, как бессарабцы, гуцулы и русины. Первые живут преимущественно в северо-восточной части, вторые - в западном районе, а третьи - между реками Прут и Днестр.

Вторая по численности национальность Черновицкой области - румыны (10 %). За ними следуют молдаване (приблизительно 9 %), и только 7% жителей имеют русские корни.

Закарпатский регион пополняет национальности Украины различными народностями, проживающими в нем. Это, например, венгры (12,5 %) и словаки (0,6 %). Коренные жители - конечно, украинцы. И из общего количества населения их насчитывается больше 80 %. Помимо них здесь обитают русские (4 %), румыны, цыгане, немцы, белорусы, итальянцы и представители других народов.

Население регионов

Украина состоит из внушительного количества этнографических земель. Каждая из них характеризуется индивидуальной культурой, традициями и этносом. У многих из них одни земли входят в другие (например, Покутье размещено в Галичине). Все это разделило современный национальный состав Украины по регионам, что до сих пор влияет на их структуру и динамику. Следует отметить, что основных национальных меньшинств в государстве насчитывается восемь:

Русские (8 334,1 тыс.);
- белорусы (275,8 тыс.);
- молдаване (258,6 тыс.);
- крымские татары (248,2 тыс.);
- болгары (204,6 тыс.);
- венгры (156,6 тыс.);
- румыны (151,0 тыс.);
- поляки (144,1 тыс.).

Вышеперечисленные нацменьшинства проживают по большей части на приграничных территориях страны, а вот в центральных регионах преобладают украинцы.

Сегодня на брифинге в Москве по текущим вопросам внешней политики России официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко подробно ответил на вопрос СМИ относительно гуманитарных прав украинцев, проживающих в России.

УНИАН в полном объеме публикует ответ А.Нестеренко, размещенный на официальном сайте российского МИДа, т.к. он содержит много интересной информации, которая прямо и косвенно дает представление о положении украинцев в России.

Вопрос: На Украине нередко сетуют на «бесправное положение» российских украинцев и отсутствие в Российской Федерации системы государственного образования на украинском языке. Как бы Вы могли прокомментировать подобного рода упреки?

Ответ: Российская сторона уже излагала свою позицию по данному вопросу. Однако наши украинские партнеры на фоне важных политических событий или визитов, как правило, вновь к нему возвращаются. Ситуация на самом деле выглядит следующим образом.

В Российской Федерации, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, общее количество украинцев составляет 2 942 963 человек (из них 76,5% - городское население, 23,5% - сельское).

Наибольшее число украинцев проживает в г. Москве (253600 чел.), Тюменской области (211400 чел.), Московской области (147800 чел.), Краснодарском крае (131800 чел.), Ростовской области (118500 чел.), Приморском крае (94100 чел.), г.Санкт-Петербурге (87100 чел.), Воронежской области (73700 чел.), в Ханты-Мансийском автономном округе (123238 чел.), Ямало-Ненецком автономном округе (66080 чел.), Республике Коми (62115 чел.), Республике Башкортостан (55249 чел.), Республике Саха (Якутия) (34633 чел.), Республике Татарстан (24016 чел.), Республике Карелия (19248 чел.), Удмуртской Республике (11527 чел.).

В Российской Федерации действует свыше 90 украинских общественно-культурных объединений, среди которых: Общество украинской культуры Карелии, Общество им. Т.Шевченко (г.Санкт-Петербург), «Перевесло» (г.Воронеж), Новороссийское культурно-просветительское общество «ГУК», Общество украинской культуры Кубани (г.Краснодар), Центр украинской культуры г.Сочи, «Проминь» (г.Самара), «Криница», «Кобзарь» (г.Уфа), Украинское культурно-просветительское общество им. Т. Шевченко (г.Оренбург), «Серый клин», «Просвета» (г.Омск), «Едына родына» (г.Сургут), многочисленные общества украинской культуры в гг. Тюмени, Тобольске, Ялуторовске, Ишиме, Нижневартовске, Нефтеюганске, Когалыме, Лангепасе, Радужном, Надыме, Новом Уренгое, Ноябрьске, Муравленко, Владивостоке, Спасске, Уссурийске, Воркуте, Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Усинске и других городах. Только в Москве зарегистрированы 4 таких общества, включая Объединение украинцев России и Объединение украинцев Москвы.

Несмотря на большую численность украинцев, проживающих на территории Российской Федерации, запросов на учреждение полноформатных школ со стороны родителей и общественных организаций в федеральные и региональные органы управления образованием практически не поступает. Это, очевидно, объясняется близостью восточнославянских языков и культур, общей историей (Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, СССР) и единой православной христианской верой.

Помимо этого, культурные мероприятия, которые проводятся в Российской Федерации различными общественными организациями, в значительной степени учитывают потребности этнических украинцев.

По указанным причинам в Российской Федерации нет школ, где вся учебная программа преподается на украинском языке. Существуют лишь школы с этнонациональной (этнокультурной) составляющей. К ней отнесены: родной язык и литература, региональная (национальная) история, курсы истории родной культуры и т.п.

Такой компонент дает возможность, в случае необходимости, вводить в учебный процесс элементы, учитывающие локальную социокультурную специфику (например, обучение народным традициям, обычаям, танцам).

При этом в некоторых субъектах Российской Федерации, где есть спрос на удовлетворение этнообразовательных потребностей, для украинцев без каких-либо проблем создаются соответствующие условия.

Так, в Республике Башкортостан полноценно работают три воскресные школы: две в г.Уфе (школа № 9 им.Т.Шевченко, школа № 60 «Злагода согласия») и одна в г.Салават Юлаев. Для этих школ были закуплены учебники на Украине. В двух общеобразовательных учреждениях г.Уфы и в школах сел Золотоношка и Степановка по желанию родителей дети изучают предметы «украинский язык», «украинская литература», «украинская культура».

Украинский язык как предмет преподается с 1 по 11 классы в г.Санкт-Петербурге в общеобразовательном учреждении № 479, в двух школах г.Воркуты, в одной школе г.Краснодара, в славянских гимназиях городов Мурманска и Пензы, в лицее г.Томска.

В 1997 году открыто украинское отделение в Уфимском педагогическом колледже № 1. Украинский язык изучается в четырех общеобразовательных учреждениях Самарской области, в лицее г.Нового Уренгоя и средней школе г.Нижневартовска. Воскресные школы функционируют в городах Сургуте, Ноябрьске и Омске. В Республике Коми насчитывается шесть образовательных учреждений, где факультативно изучают украинский язык и литературу, и четыре воскресные школы. В настоящее время практически во всех городах, где имеются этнические украинцы, организуются учреждения дополнительного образования, в которых детей приобщают к украинской культуре, истории, языку. Например, в Республике Татарстан на базе общеобразовательного учреждения работает кружок «Лелеки».

Кроме того, в местах компактного проживания украиноязычного населения существуют школы с преподаванием украинского языка как предмета, а также школы, реализующие украинский этнонациональный компонент (города Москва, Воркута); как дополнительный предмет (факультативы, воскресные школы) украинский язык изучают в городах Ханты-Мансийске, Уфе, Нижнекамске, Казани, Омске, Оренбурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Сыктывкаре, Сочи, Сургуте, Нижневартовске, Тобольске, а также в Белгородской, Воронежской и Самарской областях.

Согласно пункту 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретном учебном учреждении определяется им самостоятельно в соответствии с разрабатываемой, принимаемой и реализуемой программой. Это относится и к программам по языкам.

На основании пункта 4 статьи 55 указанного Закона при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов согласно утвержденной образовательной программе.

В рамках федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)» в общеобразовательных школах разрабатывается и внедряется методика обучения русскому языку как неродному. Кроме того, проведены Дни русского языка на Украине и украинского языка в России, организована выставка книг российских издательств, популяризирующих русский и украинский языки, литературу, культуру, науку и образование.

Государственный открытый педагогический университет и его филиал в Уфе осуществляет подготовку (на договорной основе) учителей украинского языка. В рамках национально-регионального и вузовского компонента изучение украинского языка и культуры ведется в Воронежском, Волгоградском, Новосибирском государственных педагогических университетах. В 2008 году в Московском государственном лингвистическом университете (базовый вуз для стран СНГ в сфере языков и культур) открыт Центр украинского языка и культуры.

В девяти вузах России преподается украинский язык и литература - в МГУ им. М.В.Ломоносова, Московском государственном лингвистическом университете, Московском государственном институте международных отношений (университете), в Дипломатической академии МИД России, в Воронежском, Красноярском, Тюменском государственных университетах и Башкирском государственном педагогическом университете.

В Новосибирском государственном пединституте введена специализация на филологическом факультете «украинский язык и литература». В Тюменский государственный университет произведен набор студентов на специальность «украинский язык и литература», планируется открытие украинского отделения на филологическом факультете Томского государственного пединститута.

Следует отметить, что граждане Российской Федерации украинской национальности и русские из числа граждан Украины находятся в разной этнокультурной ситуации. Попытки сравнивать их положение, подсчитывая, например, только количество русских школ на Украине и украинских в России, являются неправомерными.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter