Составляющие нагрузки судна. Водоизмещение В чем измеряется дедвейт судна

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова дедвейт

дедвейт в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

дедвейт

м. Основная характеристика судна - полная его грузоподъемность, включающая вес грузов, людей на борту, а также всех необходимых для плавания запасов топлива, воды и т.п.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дедвейт

ДЕДВЕЙТ (англ. deadweight) (полная грузоподъемность судна) масса груза (полезный груз, судовые запасы, экипаж), принимаемая судном. Дедвейт при осадке по грузовую марку - основная эксплуатационная характеристика морского судна.

Дедвейт

(англ. deadweight), общий вес грузов, которые принимает судно. Д. при осадке по летнюю грузовую марку в морской воде является показателем размеров грузового судна и его основной эксплуатационной характеристикой. Численно Д. равен разности между водоизмещением и собственным весом судна с готовыми к действию механизмами (с заполненными топливными трубопроводами, с водой в котлах, охлаждающих трубопроводах и др.). Основная часть Д. грузового судна ≈ вес груза; на пассажирском судне вес груза (пассажиров и багажа) составляет меньшую часть Д., а большая его часть ≈ расходуемые судовые запасы (топливо, вода).

Википедия

Дедвейт

Дедвейт - величина, равная сумме масс переменных грузов судна, измеряемая в тоннах, то есть сумма массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды, массы пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия.

Дедвейт представляет собой разность между полным водоизмещением и водоизмещением порожним.

В коммерческом судоходстве различают чистую грузоподъёмность (, сокращённо - DWCC) и полный или валовый дедвейт судна.

Первая представляет собой максимальную массу груза, которую может принять судно до максимальной осадки по грузовую марку. Эта величина может варьироваться в зависимости от фактической загрузки судна топливом и припасами.

Полный же или валовый дедвейт является константой и включает в себя, кроме полной массы груза, также суммарную массу членов судокоманды, съёмного оборудования и судовых запасов

Термин «дедвейт» применяется только для торговых судов, причём для чисто грузовых судов. Дедвейт при осадке по грузовую марку является показателем грузовместимости грузового судна и его основной эксплуатационной характеристикой.

Водоизмещение -- одна их основных характеристик судна, которая косвенно характеризует его размер.

Различают следующие значения водоизмещения:

  • · массовое или весовое и объёмное,
  • · надводное и подводное (для подводных лодок и подводных судов),
  • · водоизмещение порожнем, стандартное, нормальное, полное и наибольшее.

Полное водоизмещение равно сумме водоизмещения порожнем и дедвейта.

Водоизмещение судна - количество воды, вытесненной подводной частью корпуса судна. Масса этого количества воды равна весу всего судна,независимо от его размера, материала и формы. (Согласно закону Архимеда)

Ш Массовое (весовое) водоизмещение - это масса судна, находящегося на плаву, измеряемая в тоннах, равная массе вытесненной судном воды.

Поскольку в процессе эксплуатации масса судна может меняться в широких пределах, в практике используют два понятия:

Водоизмещение в полном грузу D, равное суммарной массе корпуса судна, всех механизмов, устройств, груза, пассажиров экипажа и судовых запасов при наибольшей допустимой осадке;

Водоизмещение порожнем D0, равное массе судна с оборудованием, постоянными запасными частями и снабжением, с водой в котлах, механизмах и трубопроводах, но без груза, пассажиров, экипажа и без топлива и других запасов.

Ш Объемное водоизмещение - объем подводной части судна ниже ватерлинии. При постоянном весовом водоизмещении объемное водоизмещение меняется в зависимости от плотности воды.

То есть, объем вытесненной телом жидкости называется объемным водоизмещением.

Центр тяжести объемного водоизмещения W называется центром водоизмещения.

Стандартное водоизмещение (standard displacement) - водоизмещение полностью укомплектованного корабля (судна) с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питьевой воды в танках.

Нормальное водоизмещение (normal displacement) - водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс половинный запас топлива, смазочных материалов и питьевой воды в танках.

Полное водоизмещение (loaded displacement, full load displacement, designated displacement) - водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс полные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в танках, груза.

Запас водоизмещения - принимаемая при проектировании,избыточная добавка к массе судна для компенсации возможного превышения массы его конструкции в ходе постройки.

Наибольшее водоизмещение - водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс максимальные запасы топлива, смазочных материалов, питьевой воды в цистернах, грузов.

Подводное водоизмещение - водоизмещение подводной лодки (батискафа) и иных подводных судов в подводном положении. Превышает надводное водоизмещение на массу воды, принимаемой при погружении в цистерны главного балласта.

Надводное водоизмещение - водоизмещение подводной лодки (батискафа) и иных подводных судов в положении на поверхности воды до погружения либо после всплытия.

Грузоподъёмность

Грузоподъёмность -- одна из важнейших эксплуатационных характеристик -- масса груза на перевозку которого рассчитано судно - вес различного рода грузов, которые может перевезти судно при условии сохранения проектной посадки. Измеряется в тоннах. Существует чистая грузоподъемность и дедвейт.

Чистая грузоподъемность (Полезная грузоподъёмность) - это полная масса перевозимого судном полезного груза, т.е. масса груза в трюмах и масса пассажиров с багажом и предназначенных для них пресной водой и провизией, масса выловленной рыбы и т. п., при загрузке судна по расчетную осадку.

Дедвейт (полная грузоподъемность) - DWT - deadweight tonnes. Представляет собой общую массу перевозимого судном полезного груза, составляющего чистую грузоподъемность, а также массу запасов топлива, воды, масла, экипажа с багажом, запасов провизии и пресной воды для экипажа при загрузке судна по расчетную осадку. Если судно с грузом принимает жидкий балласт, то масса этого балласта включается в дедвейт судна. Дедвейт при осадке по летнюю грузовую марку в морской воде является показателем размеров грузового судна и его основной эксплуатационной характеристикой.

Грузоподъёмность нельзя путать с грузовместимостью, а тем более с регистровой вместимостью (регистровой грузовместимостью) судна -- это разные параметры, измеряемые в разных величинах и имеющие разную размерность.

Сегодня транспортная система во всем мире существенно распределена между разными видами транспорта. Любая вещь, которая попадает к нам из-за рубежа, доставляется при помощи автомобильного, железнодорожного, воздушного или Роль последнего особенно велика в соединении материков и континентов, поскольку вода покрывает большую часть земной поверхности, из-за чего перевозки грузовыми автомобилями и поездами становятся невозможными. Сообщение самолетами слишком дорого обходится. Тем более, воздушное судно способно переносить не такой уж и большой вес. Остается один тип транспорта, который пользуется спросом уже сотни лет, - морской.

В виду того, насколько на сегодняшний день развились отношения торговли, на практике начали применяться много видов судов. Например, существуют сухогрузы (включают в себя универсальные корабли, балкеры, лихтеровозы), рефрижераторы (судна с для перевозки продуктов), контейнеровозы (для транспортировки классических морских 8-футовых контейнеров) и другие. У этих приспособлен для транспортировки определенного типа продукции; все они оснащены специальным оборудованием. Таким образом, практически любой товар может быть перевезен морем куда угодно в достаточном объеме!

Как применяются суда?

Большинство товаров, идущих в больших объемах, доставляются морем. Судно способно вместить тысячи тонн груза, - столько не поднимет ни один самолет в мире. Что также важно, так это относительно низкая стоимость перевозки крупных партий грузов морем. Для сравнения - если крупнейший самолет Ан-225 («Мрия») способен перевезти 120 тонн, то дедвейт судна (это валовая вместимость) даже небольшого корабля равняется 3-5 тысячам тонн. Что уже говорить о крупных плавучих платформах для перевозки. Теперь очевидно, что применение водного транспорта гораздо более рационально, если речь идет о перевозке товаров. Недостатком же кораблей можно назвать разве что большую длительность их плавания. Однако и это не страшно, ведь можно планировать поставки товаров, рассчитывая время на доставку их морем.

Сколько может вместить судно?

Как уже было отмечено, вместимость корабля характеризует такой показатель, как дедвейт судна. Обозначение это произошло от английского deadweight, что значит «мертвый вес». Имеется в виду, что именно такую максимальную массу способно транспортировать судно, идущее при этом нормальным ходом. Превышать этот показатель нельзя. Знать его важно для того, чтобы эффективно зафрахтовать корабль, не заставляя его плыть со свободными местами и не перегружать до У судов дедвейт высчитывается путем отнимания массы пустого корабля, готового к отплытию, от той массы, при которой судно полностью погружается в воду до грузовой отметки (полного водоизмещения).

Что значит эта характеристика?

По сути, дедвейт судна - это разница массы, которой не хватает до того, чтобы полностью загрузить корабль, за вычетом базового снаряжения корабля. При погрузке эту характеристику учитывают таким образом, как крайнюю величину, максимум, который способно перевезти судно. Транспортные компании, фрахтующие морские корабли и занимающиеся перевозками на регулярной основе, зная, что дедвейт судна -это его важнейшая характеристика, способны максимально эффективно распределять грузы по свободным суднам. Эту величину также можно назвать грузоподъемностью отдельно взятого плавучего средства.

Зачем нужно высчитывать дедвейт?

Помимо того, чтобы знать, какой вес максимально может быть перевезен на том или ином корабле, с помощью дедвейта также можно эффективно рассчитывать массу «полезного груза» и груза, который необходим для плавания. К первому можно отнести те товары и вещи, которые, согласно контракту, должен перевезти корабль из пункта А в пункт Б. Что касается второго, - груза для плавания, - то к нему следует отнести запасы топлива и прочих горючих материалов, резервы провианта, а также вес всех людей на борту судна.

Как отмечают специалисты морского дела, дедвейт судна - это обычно две части, распределенные в соотношении 90% к 10% в пользу так называемого полезного груза.

Примеры дедвейта различных судов

Для того чтобы более наглядно представлять размер данной величины, рассмотрим некоторые примеры. Итак, есть сухогруз «Омский», который относится к классу R2/R3 RSN. Это теплоход, имеющий кузов длиной 108 и шириной 15 метров. В движение это судно приводят два винта. Согласно данным из Морского Регистра судоходства, дедвейт судна «Омский» равен 3070 тоннам как при движении по реке, так и по морю. Получается, что около 200 тонн составят резервные запасы и почти 2800 тонн может быть помещено на этот корабль в виде груза. Следует отметить, что у сухогруза соотношение будет скорее на 90% к 10%, а где-то 95% к 5% - больше в пользу вмещения грузов, чем на пассажирских суднах.

Другие характеристики судна

Очевидно, что такая характеристика, как дедвейт судна - это важный параметр, крайне необходимый при экспедиции судна и ее окончательной стоимости. Однако очевидно, что это не единственный столь важный показатель. Например, фрахтуя плавучее средство, следует также обращать внимание на общую вместимость трюмов, их размеры. Кроме этого, важную роль играет тип грузового судна, его целевое предназначение (для перевозки каких грузов его используют прежде всего).

В целом же такой показатель, как грузоподъемность, играет огромную роль. С ним приходится сталкиваться организаторам перевозок каждый раз, когда загружается судно.

Дедвейт или полная грузоподъемность – это максимальное количество груза, принимаемое судном при его погружении по грузовую марку. Слагается из всего груза, топлива, запасов воды и веса снабжения.

180. Что такое грузовместимость судна?

    Это объем всех грузовых помещений. Различают грузовместимость зерновую и киповую. Разница между ними 6 – 10%.

181. Что такое полная регистровая вместимость?

    Это объем судовых помещений под верхней палубой и в постоянно крытых надстройках в регистровых тоннах, получаемых в результате обмера судна. В нее входит вместимость рулевой рубки, камбуза, санузлов, двойного дна, водяных цистерн.

    Что такое чистая регистровая вместимость?

    Это объем, определяемый путем вычета из полной регистровой вместимости объема всех жилых, бытовых помещений, помещений вспомогательных механизмов вне машинного отделения. Измеряется регистровой тонной, равной 2,63куб.м.

    Допускается ли запрессовка водяных цистерн при низких температурах?

    При низких температурах не допускается запрессовка водяных цистерн, в том числе и балластных, т.к. в случае образования ледяных пробок в воздушно-вентиляционных и измерительных трубах станет невозможным опорожнение и заполнение цистерн без оттаивания пробок. Заполнение цистерн допускается не более чем на 95% ее вместимости.

    Основные положения гидродинамической теории смазки.

    Суть этой теории заключается в следующем. В состоянии покоя шейка вала соприкасается с нижней частью подшипника (между ними образуется клиновидный зазор) через тонкий слой прилипших частиц масла. При вращении вала из-за разницы диаметров шейки и подшипника между ними образуется клиновидный зазор, в который затягивается масло, прилипшее к вращающейся шейке вала. В узкой части зазора создается давление, приподнимающее вал. Максимальное значение давления соответствует дуге, составляющей до 120 градусов окружности подшипника.

Таким образом, при определенной скорости вращения между поверхностями шейки и подшипника образуется масляная прослойка, и вал не касается стенок подшипника. Внешняя нагрузка на шейку уравновешивается внутренним давлением масляного клина, величина которого возрастает с увеличением частоты вращения вала. Это можно объяснить тем, что с повышением скорости вращения толщина клиновидного зазора растет за счет увеличения количества масла, нагнетаемого шейкой вала.

Трение между слоями масла зависит только от вязкости масла и не зависит от материала подшипника и степени шероховатости его поверхностей. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с законами гидродинамического трения вязкость масла прямо пропорциональна нагрузке и величине зазора между валом и подшипником.

В правильно спроектированном подшипнике при работе двигателя устанавливаются гидродинамический режим, который характеризуется саморегулированием между вязкостью масла и силой трения. Действительно, с увеличением угловой скорости повышается сила трения между слоями масла, что приводит к сильному тепловыделению. С возрастанием температуры вязкость масла понижается, и процесс между силой трения и температурой стабилизируется.

    Какой допустимый диаметр отверстий приемной сетки на осушительной системе?

    Приемные осушительные отростки должны снабжаться приемными коробками или сетками с отверстиями диаметром 8 – 10 мм.

    На какое давление срабатывания настраивается предохранительный клапан гидравлических систем?

    Гидравлические механизмы должны быть защищены предохранительными клапанами, давление срабатывания которых должно быть не более 1,1 максимального расчетного.

    При каком снижении производительности испарительной установки следует принимать меры для очистки нагревательных элементов?

    При снижении производительности более чем на 20% от номинальной.

    На какое давление должно быть отрегулировано предохранительное устройство воздушных компрессоров с механическим приводом?

    На каждой ступени компрессора должен быть установлен предохранительный клапан, не допускающий повышения давления в ступени более 1,1 расчетного при закрытом клапане на нагнетательном трубопроводе.

Конструкция клапана должна исключать возможность его регулирования или отключения после установки на компрессор.

    Каким требованиям должны отвечать устройства для подогрева топлива в танках?

    Подогрев жидкого топлива может осуществляться только при помощи паровых или водяных змеевиков.

    Змеевики подогрева топлива должны располагаться в наиболее низких частях цистерн.

    Концы приемных топливных труб в расходных и отстойных цистернах должны располагаться над змеевиками подогрева таким образом, чтобы по возможности змеевики не оголялись.

    Максимальная температура подогретого топлива в цистернах должна быть, по крайней мере, на 10 градусов Цельсия ниже температуры вспышки паров топлива.

    Конденсат греющего пара должен направляться в контрольный бак со смотровым стеклом.

    Давление пара, применяемого для подогрева топлива, не должно превышать 7кг\кв. см (0,7Мпа).

    Для контроля за температурой подогреваемого топлива в необходимых местах должны быть установлены термометры.

    Какова должна быть вместимость переливной цистерны?

Вместимость топливной переливной цистерны должна быть не менее 10-ти минутной производительности топливоперекачивающего насоса.

Переливная цистерна должна быть оборудована световой и звуковой сигнализацией, срабатывающей при заполнении ее свыше 75%.

    При каких условиях должны сохранять длительную работоспособность аварийные источники питания?

    Аварийные источники питания должны сохранять работоспособность при следующих условиях: - длительный крен 15 градусов;

    Длительный дифферент 5 градусов;

    Бортовая качка +\- 22,5 градусов с периодом 7-9сек;

    Килевая качка +\- 7,5 градусов;

    Одновременное действие крена 22,5 градусов и дифферента 10 градусов.

    Какова необходимая величина контакта зубьев передач главных механизмов?

Контакт у зубчатых передач главных механизмов должен быть не менее 90% на передний ход, а на задний 70% по длине и 60% по высоте зубьев.

    Что такое кратность циркуляции в конденсаторе?

    Это отношение количества охлаждающей воды проходящее через конденсатор к количеству образующегося конденсата:

M = ----- ; Обычно М=100 – 110

Dk

    При каких колебаниях питающего воздуха должны надежно работать пневматические устройства и элементы?

    Пневматические устройства и элементы должны надежно работать при колебаниях питающего воздуха +\- 20%.

    Какова минимальная высота напорных масляных цистерн в гравитационных системах смазки дейдвудных подшипников?

Днища цистерн должны находиться выше самой высокой грузовой ватерлинии не менее чем на 3 метра.

    При каком условии баллер рулевого устройства может быть допущен к работе при скручивании на 5 град и более?

    Баллер может быть допущен к работе при условии отжига и пересадки сектора или румпеля на новую шпонку.

    При какой температуре должна осуществляться сепарация циркуляционных масел?

    Сепарация масел, содержащих присадки должна осуществляться без промывки водой и при температуре подогрева не более 90 град Цельсия (верхний предел предпочтителен для масел с высокими моющими свойствами). Сепарацию масел без присадок рекомендуется осуществлять промывкой водой при температуре подогрева не более 75С.

    Какова периодичность ручной очистки барабана сепаратора, допускаемая загруженность поверхности рабочих тарелок?

Периодичность ручной очистки барабана сепаратора следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от характера выделяющейся взвеси, производительности и шламового объема барабана; нельзя допускать, чтобы отложения шлама на стенках барабана доходили до края пакета тарелок. Допускаемая загрязненность поверхности рабочих тарелок не должна превышать 30%.

    Какую скорость выбирания якорной цепи должен обеспечивать привод при подходе якоря к шлюзу?

    Из какого числа звеньев должна состоять смычка якорной цепи?

    При подъеме и отдаче якоря все соединительные скобы якорной цепи должны ложиться на звездочку цепного барабана брашпиля (шпиля) плашмя. Для этого каждая смычка якорной цепи должна состоять из нечетного количества звеньев (не считая соединительных скоб).

    При каком уменьшении диаметра подлежат замене звенья якорной цепи?

Подлежат замене звенья при уменьшении среднего диаметра в наиболее изношенной части на 1\10 и более первоначального номинального диаметра.

    Когда швартовый трос подлежит замене?

    Стальной швартовый трос подлежит замене, если у него обнаружены лопнувшие проволоки более 10% их общего числа на длине троса, равной восьми его диаметрам.

    Какое время перекладки лопастей ВРШ с полного переднего на полный задний?

Время не должно превышать 20 сек – для винтов диаметром до 2-х метров и 30сек для винтов диаметром свыше двух метров.

    При каких разворотах лопастей подруливающего устройства должен производиться его пуск?

Пуск производится только при нулевом шаге лопастей винта регулируемого шага, которые, как правило, устанавливаются на подруливающих устройствах.

    Что такое кавитация?

Это возникновение переменного давления на лопасти винта или в трубопроводе, при котором на отдельных участках возникает разряжение, приводящее к холодному вскипанию жидкости (образование пузырьков воздуха), а затем при резком повышении давления происходит схлопывание пузырьков. Кавитация приводит к быстрому разрушению поверхности детали или узла судового тех. средства.

    Основные единицы измерения в СИ.

Это килограмм, метр, секунда. От них идут произвольные величины. Например: Джоуль – выражает энергию и работу, которую совершает сила равная 1Н на пути в один метр, совпадающая по направлению силы.

    Что такое температура?

    Это количественная мера степени нагретости тела. Ее существование – свойство реального мира, лежащее в основе нулевого начала термодинамики; если степени нагретости двух тел не изменяются при проведении их в контакт с третьим телом, то степени нагретости этих двух тел не изменяются и при приведении их в контакт друг с другом.

    Что такое плотность?

Плотность тела – отношение массы тела «М» к ее объему «V». Размерность кг\куб. метр.

    Что такое вязкость?

Это свойство жидкости сопротивляться относительному движению (сдвигу) ее частиц, обуславливающему появлению силы внутреннего трения между слоями жидкости, если последние имеют различные скорости движения.

Динамический коэффициент вязкости  является количественной мерой вязкости, зависит от рода жидкости, ее температуры и давления.

Кинематический коэффициент вязкости  = \, где  - плотность жидкости.

    Что такое энтальпия тела?

Энтальпия (теплосодержание) – функция величин, определяющий состояние тела. Это сумма внутренней энергии и внешней работы. Размерность кДж\кг.

Водоизмещение судна - это масса объема воды в тоннах, вытесненная корпусом до допустимой грузовой ватерлинии, которая по закону Архимеда равна массе судна. Масса судна складывается из собственной массы судна и его грузоподъемности (массы полезного груза).

В собственную массу судна порожнем входят:

корпус судна, оборудованный инвентарем и запасными частями;

готовая к эксплуатации энергетическая установка с инвентарем и запасными частями;

вода в котлах, трубопроводах, насосах, конденсаторах, охладителях;

топливо во всех эксплуатационных трубопроводах;

углекислота и рассол или другие эксплуатационные материалы в холодильных установках и противопожарных системах;

остаточная вода в льялах и цистернах, которая не может быть удалена насосами, а также сточные воды и влага.

Грузоподъемность в тоннах с объемом трюмов и эксплуатационной скоростью - важнейшая экономическая характеристика судна; она должна гарантироваться верфью, так как занижение ее наказывается договорными штрафами.

Валовая грузоподъемность - дедвейт судна - включает все массы, которые не относятся к водоизмещению судна порожнем, такие как:

полезный груз (включая почту);

экипаж и пассажиры с багажом;

все эксплуатационные материалы (запасы топлива, смазочные материалы, масла, котельная питательная вода) в цистернах для запасов;

судовые запасы, такие как краски, керосин, дерево, смола, канаты;

запасы для экипажа и пассажиров (питьевая вода, вода для мытья и провизия);

оборудование для крепления грузов, такое как деревянные упоры, брезенты и мачты, продольные полупереборки для сыпучих грузов;

специальное оборудование у особых типов судов, например промысловое оборудование (сети, тросы, тралы).

Между важнейшими составляющими нагрузки существуют определенные соотношения, которые влияют также на экономичность судов.

Отношение водоизмещения судна порожнем к водоизмещению в полном грузу зависит главным образом от типа судна, района плавания, скорости судна и от конструкции корпуса.
Так, например, водоизмещение грузового судна порожнем с нормальной эксплуатационной скоростью (14 - 16 уз) без ледовых подкреплений составляет примерно 25% водоизмещения в полном грузу.

У ледокола, который должен иметь мощные двигатели и особо усиленный корпус, водоизмещение порожнем составляет примерно 75% полного водоизмещения.
Если грузовое судно имеет полное водоизмещение 10 тыс. т, то водоизмещение порожнем составляет примерно 2,5 тыс. т, а его дедвейт примерно 7,5 тыс. т, в то время как большой ледокол такого же водоизмещения имеет водоизмещение порожнем примерно 7,5 тыс. т и дедвейт 2,5 тыс. т.

Отношение массы энергетической установки к полному водоизмещению определяется скоростью судна, типом двигателя (дизельная, паротурбинная, дизель-электрическая установка и т. д.), а также типом судна. Повышение скорости судна при одинаковом типе установки всегда ведет к увеличению мощности двигателя и, следовательно, к увеличению названных отношений.

У судов с дизельной установкой масса двигателя больше, чем у судов с установками других типов. Поскольку к энергетической установке относятся также вспомогательные механизмы для производства электрической энергии и силовые установки холодильников, то масса энергетических установок пассажирских, рефрижераторных и промысловых судов больше, чем масса установок обычных грузовых судов такого же водоизмещения.
Так, масса энергетической установки грузовых судов составляет 5 - 10%, пассажирских судов - 10 - 15%, рыболовных судов 15 - 20%, а буксиров и ледоколов, как правило, даже 20 - 30% полного водоизмещения.

Отношение массы корпуса судна к водоизмещению определяется массой голого корпуса судна и массой его оборудования. Все эти массы зависят от типа судна и, следовательно, от его назначения.
На массу корпуса судна влияют не только его главные размерения и их соотношения, но и объем надстроек и ледовых подкреплений. Существенную роль играет также система набора и применение конструкционных сталей высокой прочности, особенно для судов длиной более 160 м.

Масса оборудования зависит от назначения судна; например, у пассажирских судов из-за пассажирских кают, общественных, хозяйственных помещений и др. или у рыболовных судов (промысловых и обрабатывающих) из-за кают для экипажа, машин для переработки рыбы и оборудования холодильников она существенно больше, чем у обычных грузовых судов и танкеров.

Отношение дедвейта к полному водоизмещению (коэффициент использования водоизмещения по дедвейту) лучше всего характеризует экономичность грузовых судов (если не говорить о скорости судна). У буксиров и ледоколов дедвейт определяет в первую очередь дальность плавания (длительность рейса), так как у судов этих типов дедвейт расходуется главным образом на топливные материалы и запасы.

Самый большой коэффициент использования водоизмещения по дедвейту имеют грузовые суда и танкеры (от 60 до 70%), самый маленький - буксиры и ледоколы (от 10 до 30%).