Спасо преображенский собор житомир. Житомирский преображенский собор. Свято-Преображенский Тригорский мужской монастырь

Спасо-Преображенский кафедральный собор – самая выдающаяся культовая достопримечательность . Величественное сооружение, возведенное в древнерусском стиле, могло и не сохраниться до наших дней, ведь в 20 веке его планировали снести. Однако, к счастью, этого не произошло. Поэтому сегодня собор является действующим православным храмом, колокола которого призывают на богослужение и раздаются на расстоянии до 20 километров.

История Спасо-Преображенсьго кафедрального собора

Спасо-Преображенский собор в Житомире возвышается на уже годами намоленном месте, ведь раньше там также стояли храмы – греко-католический Василианский, а затем Спасо-Преображенский. Последний просуществовал недолго и рухнул. По одной из версий, материал, из которого его возвели, оказался некачественным, по другой – нельзя было строить православный храм на месте греко-католического.

Новый Спасо-Преображенский собор на месте разрушенного построили в 1851 году по проекту известных в то время архитекторов Карла Рохау, Эрнеста Жибера и Варлама Шаламова. По окончании работ собор стал главным храмом Волыни.

Собор в 20 веке

В начале 20 века Спасо-Преображенский собор внесли в государственный реестр памятников архитектуры, но это не помешало советской власти в 30-тых годах издать приказ о его сносе и строительстве на этом месте дома Красной армии.

К счастью, планы не удалось реализовать, этому помешала Вторая мировая война. Храм выстоял во время обстрелов и атак и сохранился до наших дней практически в неповрежденном виде.

Архитектура храма

Спасо-Преображенский собор построен в русско-византийском стиле с выразительными акцентами русской архитектуры 11–12 веков. Собор крестообразный по форме, имеет пять куполов и четырехъярусную колокольню, увенчанную острым шпилем. На ней установлен большой колокол весом 500 пудов (около 8 тысяч килограмм), звук которого раздается, как утверждают местные жители, на 20 километров.

Интерьер собора

Особенно поражает интерьер храма, в отделке которого использованы граниты и лабрадориты, добытые на Житомирщине и Волыни. Взгляд сразу привлекают три престола: Преображения Господня и в честь князей Владимира и Александра Невского. Настоящим украшением собора являются иконы, написанные Михаилом Васильевым.

Известно, что в Спасо-Преображенском кафедральном соборе хранился древний образ Святого Василия, который князь Владимир Великий привез из Византии после принятия крещения. Но он исчез без следа в 1936 году.

Как доехать

Спасо-Преображенский собор расположен в центре Житомира. Добраться до него можно троллейбусами №1, 3 и маршрутками №11 и 58 от железнодорожного вокзала или маршрутками № 25 и 108 от автовокзала.

Часы работы : утренние службы в храме начинаются в 8:00, вечерние – в 17:00.

Строительство большого кафедрального собора в Житомире было начато в 1851 году по указу императора Александра II. Но через два года после начала строительства практически полностью достроенный собор неожиданно рухнул. Проведенное следствие выявило две основные причины: просчеты при проектировании и плохое качество местного кирпича.

Вторая попытка строительства была предпринята в 1866 году. Только на этот раз к разработке проекта был привлечен известный в то время архитектор, академик Карл Рахау. Строительные работы вели мастера, специально приглашенные из Петербурга. А сам академик Рахау постоянно вел авторский надзор за ходом строительства. В результате большой трехнефный, пятикупольный собор был построен и 30 августа 1874 года торжественно освящен.

В цокольном этаже Спасо-Преображенского собора в 1876 году была устроена небольшая церковь Святой Анастасии Римляныни, где хранилась глава преподобномученицы Анастасии, привезенная в Житомир из Антиохии. В советские годы эту церковь закрыли, мощи вывезли в неизвестном направлении, а в освободившемся помещении устроили продовольственный склад.

В 1938 году местными коммунистами было принято решение снести Спасо-Преображенский собор и на его месте построить Дом Красной армии. Но осуществлению этого плана помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война.

С послевоенных лет и по сей день Спасо-Преображенский кафедральный собор остается действующим. Кроме того ему присвоен статус памятника архитектуры государственного значения.

Собор возводился на месте разрушенной в 1771 году Василианской церкви в период с 1866 по 1874 год архитекторами К.К.Рохау, Э.Жибером и В.Г. Шаламовым. В связи со сложностью возведения в строительстве принимали участие специалисты, работавшие в 1818-1858 годах в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Настенное художественное оформление и иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева.

Собор выдержан в русско-византийском стиле с характерными чертами древнерусской архитектуры XI-XII веков. Постройка сделана из кирпича. Храм крестовой формы, трёхнефный, пятикупольный с шатрообразными завершениями. Четырёхъярусная колокольня, примыкающая к западному фасаду. Высота собора составляет 53 метра. На колокольне установлен главный колокол весом в 500 пудов. В оформлении внутренних помещений храма использовались граниты и лабрадориты Волыни и Житомирщины.

Житомирский Свято-Преображенский кафедральный собор является памятником архитектуры и охраняется государством.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев: Будивельник, 1983—1986. Том 2, с. 145.



Волынский кафедральный собор во имя Преображения Господня построен в 1874 г. на средства государственной казны. Каменный, с такою же колокольнею. Здание имеет форму креста, с двойными внутри храма рядами гранитных колонн, обложенных у основания лабрадорными шлифованными плитами и такими же поясками и карнизом. Наружный вид храма представляет пропорциональные, постепенно к середине возвышающиеся массы средних и угловых выступов с пилястрами, колоннами и порталами, увенчанные пятью куполами. Архитектурный стиль собора - русско-византийский.

Длина собора с наружными стенами и колокольнею, без главного крыльца, 25 саж., высота от основания до главного купола с крестом - 23 саж., а внутри от пола до купола - 15 саж. Высота колокольни с крестом 28 саж. На площади пола в 251 саж. может помещаться более 3000 человек. Под полом устроены три обогревательные печи Крелевской системы. Иконостас дубовый. Главный колокол весом 515 пуд. 8 фунт. Престолов три: правый придельный - во имя вел. кн. Александра Невского и левый придельный - во имя св. равноап. вел. князя Владимира.

Постройка собора продолжалась 7 лет, с 1867 до 1874 гг. 30 августа 1874 г. совершено архиепископом Волынским Агафангелом освящение главного престола в честь Преображения Господня в присутствии местного генерал-губернатора князя Дондукова-Корсакова, губернатора Грессера, профессора архитектора Жибера, архитектора Шаламова. На другой день ими же освящен правый придел. Освящение левого придела совершил 1 сентября того же года епископ Острожский, викарий Волынский Иустин.

Ризница полна превосходной утвари и одежд церковных, иконы новые, византийского стиля, писаны академиком Васильевым. Из древних икон замечательны: иконы св. Василия великого, доставшаяся с древнейшей в г. Овруче Васильевской церкви, и копия Ченстоховской иконы Богоматери. Земли при соборе усадебной было до 8 десятин, но большая часть ее занята под шоссе, Соборную площадь и улицы, остальная же часть ее, за исключением состоящей под новым собором и деревянной церковью, бывшей временным собором с находящимися при ней домами, отдается в аренду. При самом соборе: каменный домик для собственной прислуги и три деревянных - для двух священников, диакона и церковнослужителей, а кафедральный протоиерей и прочие священно- церковнослужители получают квартирное пособие от собора.

Причт: 1 протоиерей, ключарь, 2 священника, 2 диакона, 1 протодиакон, 2 иподиакона, 2 псаломщика, пономари и проч. церковная прислуга. Копии метрических книг хранятся с 1798 г., а исповедные ведомости с 1801 г. Опись церковного имущества имеется с 1845 г. Дворов 389, прихожан 3 295 душ обоего пола.

Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», том 1, Почаев, типография Почаевской лавры, 1888 г.



Волынский кафедральный собор построен по Высочайшему повелению на счет государственного казначейства в 1877 г. Храм каменный, в стиле Византийско-русской архитектуры, вмещает более 3000 молящихся.

Престолов четыре: главный - во имя Преображения Господня, правый - св. Александра Невского, левый - св. равноапостольного князя Владимира, а четвертый - во имя преп. муч. Анастасии Римской находится в нижней пещерной Анастасьевской церкви, где в особой раке почивает нетленная глава св. преп. мученицы. В честь св. преп. муч. Анастасии два раза в году: 13 июня и 29 октября совершаются торжественные службы, при огромном стечении народа.

В большом храме собора, у правого клироса находится рака с частицами св. мощей: преп. Федора, князя Острожского, св. прав. Иулиании, княжны Ольшанской, и свящ. муч. Макария Овручского, в честь которых установлено празднество 8 октября. В соборном парке находится фонтан, в котором 1 августа и 6 января в день преполовения Пятидесятницы и каждого первого числа летнего месяца бывает освящение воды.

Причтовые помещения имеются для всех членов причта, за исключением кафедрального протоиерея и ключаря. Помещения устроены в 1911 - 12 гг. на счет соборного капитала, удобны и вместительны, расположены постройки в соборном парке. Кроме жилых помещений для каждого члена причта имеется холодная постройка и погреб в подвале дома.

Вокруг собора расположен парк, имеется огород. Усадебной земли 3 десятины 1250 кв. саж., сенокосной 82 дес. 98 кв. саж. всей земли 103 дес. 1348 кв. саж. Состав причта: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 2 псаломщика и церковная прислуга. Число душ в приходе 1200, благочиние городское.

«Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г.

Спасо-Преображенский кафедральный собор Житомирской епархии УПЦ является архитектурной доминантой Житомира. Над главным входом в храм возвышается 60-метровая колокольня, юго-западный угол которой служит «нулевой» точкой координат для точных карт города. В 1770-х гг. вблизи этого места начали строить каменный униатский Преображенский храм. В 1793 г. Волынь, включая Житомир, перешла от католической Польши к православной Российской империи и стала Изяславским наместничеством. В 1795 г. наместничество переименовали в Волынское. Его администрацию разместили на время в Житомире. По этой причине новосооруженный Преображенский храм был освящен в 1796 г. как православный и получил статус городского собора. Тогда же Волынское наместничество упразднили, а в 1797 г. вместо него учредили Волынскую губернию. В 1804 г. Житомир, как место временного пребывания губернской администрации, обрел статус постоянного центра губернии. Преображенский храм, вмещая лишь около 200 прихожан, был тесен для высокого звания собора. Необходимость расширения стала еще очевиднее, когда в 1841 г. в Житомир перевели резиденцию архиепископов Волынских. В 1844 г. в Санкт-Петербурге составили проект реконструкции храма, предполагавший включение в новую постройку старых стен. В 1851 г. начались строительные работы. Из-за ошибки архитекторов, не принявших в расчет слабость местного кирпича, в 1853 г. почти готовый собор развалился при падении на него собственной колокольни. Возводить новый храм решили на другом месте. В 1858 г. возле руин состоялось освящение деревянного Преображенского храма, который временно выполнял роль собора. В 1865 г. руины разобрали, в 1866 г. был заложен новый собор. Он строился впритык к фундаментам старого храма по проекту барона фон Миквица . Дорабатывали проект архитекторы Карл Маевский , Эрнест Жибер , Карл Рохау . К делу привлекали зодчих, трудившихся на строительстве Храма Христа Спасителя в Москве. По проекту Владимира Шаламова иконостасы собора изготовил Николай Мурашко , а расписал Михаил Васильев . В отделке храма использовали богатства Волыни - местные гранит и лабрадор. Освящение собора состоялось в 1874 г.

■ В крипте под храмом удостоились погребения Волынские архиепископы Агафангел (Соловьёв , † 1876 ), Тихон (Покровский , † 1885 ), Модест (Стрельбицкий , † 1902 ). Исполняя волю почившего владыки Модеста, его преемник архиепископ Антоний (Храповицкий) устроил в крипте в 1902–1903 гг. придел прмц. Анастасии Римляныни и перенес сюда честную главу подвижницы: в 1860-х гг. ее передал в Россию патриарх Антиохийский Иерофей, а позже хранителем этой святыни стал архиепископ Модест (в советское время святыня исчезла из храма).

■ После революции собор стал свидетелем гонений на Церковь. В это время епархию поочередно окормляли три иерарха, пострадавшие за веру: сщмч. Фаддей (Успенский) (с 1908 г. - викарий Волынской епархии в сане епископа Владимир-Волынского, в 1919–1921 гг. управлял делами всей епархии, с 1922 г. - архиепископ Астраханский, в 1937 г. - арестован как правящий владыка Костромской епархии, в 1938 г. - расстрелян), владыка Аверкий (Кедров) (с 1915 г. - викарий Волынской епархии в сане епископа Острожского, с 1922 г. - епископ Волынский и Житомирский, не раз арестовывался, после освобождения возвращался к управлению епархией, с 1926 г. - архиепископ, в 1930 г. - вновь арестован и в 1931 г. сослан на север России, в 1937 г. - приговорен к расстрелу), владыка Максим (Руберовский) (с 1923 г. - викарий Волынской епархии в сане епископа Полонского, с 1930 г. - епископ Волынский, в 1937 г. - расстрелян).

■ В 1931 г. органы советской власти решили закрыть собор и создать в нём музей, но в итоге устроили склад. При этом могилы архиепископов были вскрыты и разорены. Рискуя жизнью, верующие тайно проникли в храм и спрятали останки владык в укромном месте. В 1932 г. уничтожены иконостасы. С 1933 г. собор использовался под архив, в 1941 г. был вновь открыт для богослужений. В 1988 г. около храма воздвигнут памятник в честь 1000-летия Крещения Руси . В 1993 г. в соборе обнаружены и благоговейно перезахоронены останки архиепископов.

Первоначальный проект собора был составлен в Петербурге в 1844 г. с включением в его стены остатков старой Василианской церкви, сооруженной в 1771 г. Строительство собора и колокольни, начавшееся в 1851 г., было почти закончено в 1853 г. Однако, вследствие ошибок в расчетах и недостаточной прочности местного нестандартного кирпича, в 1853 г. колокольня упала и разрушила собор. В 1864 г. руины были разобраны и составлен проект нового кафедрального собора акад. архитектуры К. К. Рохау, дополнен и закончен проф. архитектуры Е. Жибером и архит. В. Г. Шаламовым. Памятник сооружен на новом месте без учета старого сооружения.

Высота собора 53 метров. На колокольне был установлен главный колокол весом 500 пудов.

В связи со сложностью работ в строительстве собора принимали участие рабочие, строившие в 1818-1858 годах Исаакиевский собор в Петербурге.

Кирпичный, в русско-византийском стиле, крестовый в плане, трехнефный, пятиглавый (с шатровым завершением), с четырехъярусной колокольней, примыкающей к западному фасаду.

В художественном оформлении интерьеров собора была заложена идея показа минеральных богатств Волыни, использованы граниты и лабрадориты Житомирщины. В интерьере памятника - настенный масляная живопись XIX в.

Иконы собора написано русским академиком Михаилом Васильевым.

Собор построен в 1856 году на средства житомирского купца Михаила Хаботина (1861).

По замыслу Хаботина, новый собор не должен был подчиняться как местной духовной, так и светской власти. Меценат 16 лет добивался своего, пока городские власти не разрешили купить ему участок на перекрестке улиц Киевской и Пилипоновськои.

Собственно строительство сооружения довершила финансовые неурядицы основателя. Ведь общие затраты на храм составили огромную сумму - около 37 000 рублей. Это почти вдвое превышало годовой бюджет Житомира. Но, несмотря ни на что, благодетель осуществил свой замысел, и у1856 году Свято-Михайловский собор был освящен.

После смерти благодетеля, его похоронили под алтарной частью церкви. В советские годы его останки по-варварски выкопали, после чего их судьба неизвестна.

Именно в Свято-Михайловском соборе был крещен Святослав Рихтер.

После Октябрьской революции и до 1927 года церковь действовала как храм украинской автокефальной православной общины. Под предлогом ремонта храм закрыли, после этого здание церкви долгое время использовалась не по назначению. Здесь располагался склад, а обещанный ремонт так и не начался. В годы Второй мировой войны храм вернули верующим, он оставался действующим до 1960 года. Тогда были снесены малые купола храма и разрушена колокольня. Собор был частично переделан под служебные помещения. Долгое время здесь находился областное общество «Знание», а впоследствии - театр кукол. В подвале располагался склад.

21 ноября 1991 помещение храма было возвращено религиозной общине Украинской православной церкви Киевского Патриархата, начались службы. Настоятелем был назначен протоиерей Богдан Бойко. После варварских разрушений храм пришлось возрождать снова. Реконструкция продолжается до сих пор.

С периода основания храма на стенах собора уцелели два фрагмента иконописи, сделанной еще в XIX веке.

Первоначально построен в 1724 г. Из дерева на месте более раннего, а в 1737 году епископ С. Ожига инициировал строительство на Замковой площади величественной культового сооружения - кафедрального католического собора Святой Софии. Через двадцать лет строительные работы завершились, и жители города смогли любоваться прекрасным собором, который стал удачным дуэтом позднего ренессанса и барокко.

Фасад костела делится на два яруса, а изящные башни, обработанные рустами, венчают его крышу. С северо-восточной стороны располагается двадцати шестиметровая колокольня. Толщина соборных стен из кирпича достигает двух метров. На одном из пилонов здания находится барельеф, созданный композитором и пианистом Ю. Заребским. Совершенство вида собора придают тосканские и ионические ордера.

В XIX веке костел реконструировали, приблизив его архитектурный стиль к классицизму. Но внутренняя отделка была оставлена без изменений, поскольку настенная роспись и лепнина являются уникальными. Сегодня житомирский костел - памятник архитектуры, притягивающий взгляды прохожих. Но он, в то же время, есть действующим. Здесь проводят торжественные службы в дни религиозных католических праздников.

Костел – кирпичная, трехнефная, шестистолпная базилика с двумя башнями на фасаде. В оформлении сооружения применены тосканский и ионический ордера, а также обработка второго яруса главного фасада и башен рустом. Главный неф перекрыт полуциркульными сводами, боковые – крестовыми. В интерьере памятника сохранились настенная живопись, лепнина.

Колокольня расположена на северо-восток от костела. Кирпичная, квадратная в плане трехъярусная, завершена фонарем, увенчанным шпилем.

г Житомир, ул. Кафедральная, 12.

Церковь Рождества богородицы и колокольня

Построена в 1841 году, в 1865 году рядом с церковью построена колокольня.

Выполнена из красного кирпича, крестовая в плане, однокупольная, в стиле позднего классицизма. Северный фасад акцентирован мощным четырехколонным портиком тосканского ордера. Стены фасадов расчленены пилястрами. В интерьере памятника – настенная живопись XX в.

Колокольня кирпичная, трехъярусная, увенчанная куполом. Расположена на запад от памятника. Построена в стиле позднего классицизма.

с. Кодня

Троицкий костел и колокольня

Построены в 1805 г.

Костел в стиле позднего барокко представляет собой кирпичную, трехнефную базилику с низкими боковыми нефами. Главный фасад, расчерченный горизонтальным рустом, решен в дорическом ордере. Фасад фланкирован спаренными пилястрами, опирающимися на цоколь и несущими дорический антаблемент, и завершен треугольным фронтоном с декоративными вазами по углам. Симметричная композиция главного фасада усилена мощными приземистыми обелисками, закрепленными на углах боковых нефов. Центральный неф освещен большими прямоугольными окнами, боковые нефы – полуциркульными. Перекрытия главного нефа – полуциркульные своды с распалубками, боковых нефов – крестовые своды. Интерьер выполнен в ионическом ордере.

Памятник является последним, построенным в стиле барочной архитектуры на Украине. Колокольня расположена на северо-запад от памятника. Кирпичная, квадратная в плане, двухъярусная с шатровым завершением.

с. Лещин

Преображенская церковь и кельи Троицкого монастыря

Расположены на краю обрывистого скального мыса излучины р. Тетерев.

Монастырь основан в XV в. житомирским князем Владимиром. В 1613 г. отстроен в дереве. Занимал по значимости второе место после Почаевского монастыря. С 1839 г. в монастыре начинается строительство кирпичных церквей (вместо прежних деревянных), в том числе Преображенской.

Памятник построен в упрощенных русско-византийских архитектурных формах «тоновского» направления.

Сооружение кирпичное, крестовое в плане, с полуциркульной апсидой, пятикупольное (боковые главы поставлены по углам центрального объема), с колокольней над притвором, завершенной шатром.

Корпус келий построен (а по другим сведениям – капитально перестроен) И. Шнейдером. Корпус кирпичный, расположен на косогоре (с юга – двухэтажный, с севера – одноэтажный), Г-обраэный в плане, с коридорной (с двусторонним размещением комнат) планировкой. Перекрытия – полуциркульные своды с распалубками и плоские.

В 1883 при обители открылась церковно-приходская школа. В 1930-х годах монастырь закрыли. Церковь использовали как склад, а братский корпус - как школу. При немецкой оккупации монастырь действовал как приход. По окончании войны в корпусе снова разместили школу. В 1990 корпус вернули церкви. 1993 приход был преобразован в монастырь.