Священная гора кайлас. Самые интересные факты и тайны горы кайлас. Особенности подъема и путешествия вокруг горы

Кайлас – это священная гора и «место силы» в Тибете. Вершина со снежной шапкой известна и под другими именами: Кайлаша, Кангринбоче, Гангдисе. «Снежная драгоценность» окутана тысячами тайн и легенд и до сих пор никем не покорена. как магнит притягивает не только верующих, но и исследователей.

Местоположение

Кайлас входит в систему Гималайских гор и располагается на юге Цинхай-Тибетского нагорья. Территория находится на юго-западе Китая, в Тибете.

В регионе текут 4 великие реки: Инд, Гхагхара, Брахмапутра и Сатледж. Последователи индуизма верят, что все эти источники берут начало с Кайласа. Спутниковые снимки показывают, что воды с горных ледников попадают в озеро, из которого вытекает лишь 1 река – Сатледж. Так, ученые доказали, что верования ошибаются.

6666 м

Гора Кайлас самая высокая в своем регионе. Однако из-за различных методик измерения точная протяженность неизвестна.

Ориентировочно этот параметр равняется 6638–6890 м. Распространена точка зрения, что Кайлас имеет высоту 6666 м.

Однако утверждение ошибочно. Ведь Гималаи являются молодыми горами и «растут», в среднем, на полсантиметра в год.

Мистические свойства приписывают и расположению Кайласа. Ведь расстояние от горы до и Северного полюса – ровно 6666 км, до Южного полюса – дважды по 6666 км.

Математические связи

Крупнейшие мегалитические сооружения планеты и Кайлас связаны между собой математически:


Гора Кайлас математически точно объединяет все пирамиды мира. Кем и для чего была разработана эта система, остается только гадать.

Гора или пирамида?

Полагают, что и самагора Кайлас является огромной пирамидой, а не природным образованием. На эту мысль наталкивает целый ряд факторов:


Что внутри?

Некоторые ученые уверены, что внутри горы Кайлас расположена система помещений. В одной из комнат скрыт мифический черный кристалл Чинтамани, способный исполнять желания. Предмет передает вибрации Космоса, которые облагораживают людей и способствуют их духовно-нравственному развитию.


Мистики уверены, что внутри прячутся предки в состоянии самадхи. Мудрецы хранят генофонд человечества еще со времен . По другой версии, в бессознательном состоянии пребывают Христос, Будда, Кришна и другие великие мира. Они живут в усыпальнице, связанной с горой тоннелем. Пророки придут в себя в тяжелейшее для планеты время и помогут людям.

108 пирамид и «Город Богов»

На фото из космоса видно, что Кайлас расположена в самом центре каменной спирали. Ученые полагают, что вокруг горы состредоточен комплекс из 108, по другим данным из 110–115, малых пирамид и монументов.

Сооружения имеют различную форму и высоту от 100 до 1800 м. Система по своим размерам превышает все известные комплексы, в том числе в Египте, Китае, у острова Йонагуни.

Существует несколько теорий строительства пирамидальной системы Кайласа:

  1. По легенде, у священной горы располагался «Город Богов», построенный атлантами и лемурийцами. Народы были вынуждены переселиться после перемены полюсов и гибели Атландиды. В последствии население древнего Тибета стали называть «сыновьями Богов», а саму Кайлас «горой Богов».
  2. Систему соорудили для возобновления жизни на планете после Всемирного потопа. Биологи отмечают, что схемы комплекса идентичны объемной структуре ДНК.
  3. Среди других предположений – вмешательство земной или внеземной сверх цивилизации. Ведь передвигать и поднимать на высоту гигантские плиты без антигравитационных технологий крайне сложно. А для выполнения винтовых отверстий в горах нужен аппарат со скоростью в 500 раз большей, чем у современных приборов.

«Машина времени» и энергетический кокон

Пирамиды в Тибете связаны между собой посредством гигантских плоско-вогнутых конструкций – «каменных зеркал». Самое крупное из этих устройств имеет высоту 800 м и называется «Домом счастливого камня».

А в «Зеркале царя смерти» протяженностью 3 км расположилась «Долина смерти», куда отправляются умирать йоги-практики.


«Главное зеркало времени» направлено на огромные ливанские и сирийские сооружения-мегалиты.


На западе «зеркало» горы Кайлас наклонено под углом 108°, на севере – под углами 30° и 78°, что в сумме равняется 108°. Это неслучайно, ведь число 108 сакральное. Ровно столько раз нужно обойти вокруг горы, чтобы исцелиться духовно и физически. Ровно 108 бусин на буддистских четках.

Ряд исследователей полагает, что «зеркала» Кайласа создают особое энергопространство, способное ускорять или замедлять ход времени. Так, у паломников, обходящих гору, за сутки отрастает борода и ногти. Согласно теории, в древности «машина времени» использовалась:

  • для путешествий в будущее и прошлое;
  • для перехода в параллельные миры;
  • для связи с «зеркалами» других пирамид мира;
  • для обмена мыслями на расстоянии.

Другие ученые считают, что Кайлас является крупнейшим на Земле накопителем космической энергии. Этой функции способствует в том числе симметричная форма горы. «Зеркала» собирают энергию Космоса и передают ее живым организмам, в том числе и людям.

Мистики уверены, что гора Кайлас – один из входов в мифическую страну Шамбала в Тибете. Недавние исследования показали, что регион, упомянутый в Махабхарате, вполне мог существовать.


Религиозное значение

В современных религиях Кайлас считают священной горой и «сердцем мира». К месту совершают паломничества для парикрамы, или коры. Считается, что один обход вокруг горы снимает с человека все грехи. А 108 кор даруют исцеление и нирвану. На путников воздействуют божественные энергопотоки из камней. По преданиям, в камнях живут полубоги и высшие духи.


Гора Кайлас в Тибете сакральна для последователей 4 религий:

  1. Индуизм. Индуисты уверены, что на вершине располагается обитель Шивы. А сама гора–земное отражение космической сверх горы, которая расположена в центральной точке Вселенной. Поговаривают, что иногда наверху виднеется многорукое существо.
  2. Буддизм. Буддисты верят, что Кайлас – обитель Будды в воплощении Самвары. Поэтому у горы отмечают праздник Дончод-хурал, посвящённый Будде.
  3. Джайманизм. Джайныверят, что на Кайласе достиг прозрения их первый пророк – Махавира.
  4. Религия Бон. Бонцы полагают, что Кайлас – центр жизненной силы, сердце и душа древней империи Шангшунг, где возник Бон.

Именно на священную гору с неба снизошел Тонпа Шенраб Мивоче – основатель традиции.


Представители религий по-разному смотрят на обход горы Богов. Большинство из них совершают кору по часовой стрелке, будто вместе с солнцем. Последователи традиции Бон – против часовой стрелки, встречая солнце.

Гора Кайлас: восхождение

Предания и тексты гласят, что каждый рискнувший покорить Кайлас, умрет. Ведь на горе Богов нет места смертным. Так, четверка альпинистов, пытавшаяся покорить вершину, состарилась и умерла за 2 года. Не зря тибетские ламы не советуют сворачивать со священной тропы.

Туристы говорят, что при попытке взобраться на гору Богов возникает невидимая стена, которую невозможно преодолеть. Кайлас позволяет лишь совершать коры, или парикрамы.

По сей день вершина остается не покоренной. В 1985 году разрешения на восхождение добился немецкий альпинист Райнхольд Месснер. Однако внезапно мужчина передумал. Поговаривают, что у спортсмена было видение.

В 2000 пермит получила экспедиции из Испании, но тысячи паломников преградили команде путь. Против восхождения также выступили Далай-лама и ООН.

В 2004 без разрешения гору Кайлас пытался покорить русский ученый с сыном. По заверениям путешественников, с каждым метром ухудшалась погода: ветер и снег усиливались и сбивали семью с ног.

Среди тех, кто покорил вершину горы лишь полумифические персонажи:

  • небожитель-основатель традиции Бон Мивоче;
  • йог и учитель Миларепа, ухватившийся за солнце.


Свастика и световые явления

На горе Кайлас в Тибете периодически наблюдаются туманы и необычные вспышки света. Ежесекундно в небе образуются сферы, размером с баскетбольный мяч. Тибетцы издревле называют их тигле и изображают на рисунках. А ночью небо покрывают сотни ярких полос, образующих огромную сетку из свастик.

На южной стороне Кайласа вертикальная трещина пересекается горизонтальной в форме свастики. На закате, при игре теней, символ становится заметным и виднеется на километры вперед. Поэтому Кайлас называют «Горой Свастики».


В древности знак солнцеворота обозначал огромную духовную силу, движение и жизнь. Однако трещина-свастика имеет вполне земное происхождение. Разлом возник после мощного землетрясения.

Живая и мертвая вода

У горы Кайлас расположилось 2 водоема, разъединенных узким перешейком:



С позиций науки, такая разница между близлежащими водоемами необъяснима.

Величайшие умы планеты пытаются понять, что скрывает гора Богов. Неоспоримо лишь то, что Кайлас – место духовной силы.

Ритуальный обход действительно очищает разум и сознание, приносит душевный покой и гармонию. Убедиться в этом может каждый.

А вы что думаете, уважаемый Читатель? В чем сила и тайна горы? Кто живет на вершине? И что не дает альпинистам покорить эту гору? Пишите свои мысли в комментариях к статье. Нам очень интересно ваше мнение.

Впереди вас ждет еще много увлекательных загадок нашей непознанной планеты

Гора Кайлас или, как ее еще называют Кайлаш – поразительный неподвижный пик в отдаленном юго-западном угл у Тибета в Гималаях, на территории Китая. Высота ее составляет 6638 м (21778 футов) она является одной из самых высоких частей Гималаев и служит источником некоторых длинных рек в Азии.

Этот священный симметричный пик состоит из черной скалы Кайлас и имеет прекрасную алмазоподобную форму горы, которая находится в окружении красивых ландшафтов. Четыре ребра Кайласа почти точно соответствуют сторонам света, а трещины на его южной стороне своей формой напоминают свастику – буддийский символ духовной силы.

Гора Кайлаш известна как одна из самых священных гор и важное место паломничества сразу для четырех конфессий: буддистов, джайнов, индуистов и для последователей тибетской религии Бон. Каждый год множество людей со всего мира совершают паломничество к священной горе Кайлас и обходят ее пешком. Так происходит уже тысячи лет.

Считается, что посещение Кайласа принесет удачу и смоет все грехи жизни . Однако совершить путешествие в 52 км. пешком за один день не так просто, и нужно быть сильным как физически, так и духовно. Обычно люди совершают обход священной горы за 3 дня. Индусы, для обозначения своего паломничества используют термин парикрама и называют гору Меру. Тибетцы совершают кору. Но оба слова означают одно – паломничество.

Индуисты и Буддисты ходят по часовой стрелке, но Джайны и последователи Бон идут против часовой стрелки


Паломничество – это попытка очистить душу и открыть ум. Стать более чуткими к дыханию Жизни и сделать хоть один шаг на пути к освобождению от оков нашего мира. Единожды совершив кору вокруг горы Кайлас, человек очищается от грехов на всю жизнь.

Согласно индуистской легенде, Шива – бог разрушения и возрождения, находится на вершине Кайласа . Кайлаш, во многих течениях индуизма, это небо – конечный пункт назначения души и святой центр мира. Как повествуют Пураны, гора Кайлаш – это четыре грани из хрусталя, рубина, золота и лазурита. Реферируемые как столп мира, который поднимается 84000 лиг.

Кайлас – источник четырех главных рек: Инд, Brahamputra, Карнали и Сатледжа, которые тянутся к четырем сторонам света и делят мир на четыре региона. Тибетские буддисты верят, что Кайлаш является родиной Будды Демчок, который символизирует высшую гармонию.

Последователи тибетской религии «Бон» считают, что гора Кайлас – это обитель богини Неба Сипаймен (Sipaimen). Джайны же называют гору Аштапада (Ashtapada) и верят, что это место, где создателем их веры, Ришабхадевой (Rishabhadeva), была достигнута свобода от перерождений.

Некоторые паломники считают, что кора вокруг Кайласа должна быть совершена в течение одного дня. Это нелегко. Человек в хорошей форме и при быстрой ходьбе займет около 15 часов.

Некоторым из набожных совершить этот подвиг не дает страх перед неровной местностью, а также горная болезнь и тяжелые условия в процессе совершения паломничества. Кайлас расположен в особенно отдаленных и негостеприимных районах тибетских Гималаев.

Немногие современные удобства, такие как скамейки, места для отдыха и восстановления сил, киоски, существуют, чтобы помочь паломникам в их преданности.

По мнению последователей всех религий, которые почитают горы, ступить на его склон – большой грех. Легенда утверждает, что многие люди, которые осмелились бросить вызов табу умерли в этом процессе. Может ли это быть еще одна причина почему гора не поднялась?

После вступления китайской армии в Тибет в 1950 году, и изменения политических границ паломничества к “Обители Богов” были остановлены с 1959 по 1980 год. После этого ограниченному количеству индийских паломников было разрешено посетить место, под руководством китайского и индийского правительств либо длительный и опасный поход на гималайской местности.

В 18 милях к юго-востоку от Кайласа находится круглое бирюзовое озеро Мансаровар (Mansarovar) или Цо Ринпоче (драгоценное озеро ). Купание в озере или обливание головы святой водой, как говорят, приносит огромную духовную пользу тем, кто может выдержать ледяную воду, которая обладает чудодейственной силой. Индусы говорят, что полное погружение в озеро гарантирует, что человек возродится как бог.

Гора Кайлас в Тибете – это необычный природный памятник, который является одной из загадок современности. Исследователи много лет пытаются понять, что скрывается за монолитными скалами. Наиболее распространена версия, согласно которой возвышенность является рукотворной пирамидой, предназначенной для аккумулирования энергии из космоса.

Гора Кайлас на Тибете, что от нас скрывают?

Эта вершина входит в состав горной системы на юге Тибетского нагорья. В окрестностях нет более высокого холма. Он возвышается над равниной на 6666 м. Это число будто преследует священную гору. Расстояние в 6666 км отделяет ее от таинственного Стоунхенджа, а также от Северного и Южного полюса. Она располагается на одной линии с египетскими пирамидами и сооружениями инков.

Горы скрывают многочисленные тайны, которые десятки лет пытаются разгадать ученые. До сих пор никто не понял, почему у других склонов планеты нет такой необычной ступенчатой формы. Каждая из четырех сторон Кайласа устремлена на определенную часть света.


На фото с высоты скала выглядит так, будто находится в центре огромной каменной спирали. Все это дало исследователям повод предположить, что она является крупнейшим накопителем энергии, поступающей из космоса. В пользу этого приводят довод, согласно которому горный хребет является системой «зеркал». Об этом свидетельствует необычное расположение тибетских возвышенностей.

Ученые считают, что в гряде существуют несколько зеркал:

  • западное;
  • северное;
  • дополнительное.

Они представляют собой полукруглые каменные долины, способные перераспределять действие энергетических потоков. В результате зеркала искажают ход времени.

Знаете ли вы, что советские ученые проводили похожий эксперимент. Система зеркал, придуманная Николаем Козаревым, оказалась способна искажать пространство и время. Она располагалась по спирали и напоминала горную гряду Кайласа, только в уменьшенном варианте. Участники эксперимента рассказывали о том, что смогли заглянуть в прошлое, и обменивались мыслями с другими подопытными.

Гора или пирамида?

Исследователи считают, что тибетские горы скрывают многочисленные тайны, которые сейчас невозможно разгадать. Одной из таких загадок является то, что на самом деле представляет собой природный объект. Некоторые ученые пришли к мнению, что скалы – это рукотворный памятник, являющийся пирамидой.

К такому выводу их подтолкнула необычная ступенчатая форма и то, что все грани направлены на разные стороны света. Если внимательно изучить фото, скала напоминает пирамиду. Вокруг Кайласа расположены более мелкие холмы, которые считают небольшими пирамидами.

Не все исследователи согласны с этим утверждением. Геологи опровергают доказательство, поскольку пирамидальная форма присуща и некоторым другим возвышенностям планеты. Однако сам склон ступенчатый и слоистый, что более характерно для рукотворных сооружений, чем для естественно образовавшихся объектов.

Знаете ли вы, что еще одной загадкой, которую нельзя разгадать, является изображение свастики, появляющееся на горе в определенные часы. Оно образуется в руслах рек и лучше видно на закате благодаря игре теней.

Что внутри?

Ученые много лет пытаются понять, что находится на вершине Кайласа, какие тайны скрываются внутри горной гряды. Распространено мнение о том, что за монолитными скалами спрятана целая сеть внутренних помещений, созданных некой развитой цивилизацией. В одной из комнат находится мифический черный камень Чинтамани, отслеживающий космические вибрации и управляющий энергетическими потоками.

Догадка интересная, но многие исследователи считают, что нельзя создать подобное сооружение, обладая даже современными технологиями. В древности же построить огромный объект было немыслимо. Последователи теории приводят довод, согласно которому помощь в возведении Кайласа оказала инопланетная цивилизация.

Люди, которые верят в существование непостижимого вселенского разума, считают, что священная гора скрывает внутри кого-то из религиозных лидеров:

  • Будду;
  • Иисуса Христа;
  • Кришну и проч.

Согласно этой точке зрения, духовные наставники пребывают в медитации и однажды спустятся на землю, чтобы помочь восстановить планету.

Этимология

Сакральная гора имеет множество названий. Европейцы называют ее также Кайлаш. Для китайского языка характерно звучание Гандисышань или Ганжэньбоци. В Тибете распространено название Канг Ринпоче, которое переводится как «драгоценная снежная гора».

История восхождений

Священная гора манит тысячи туристов и верующих, но до сих пор никто не покорил ее вершину. Подняться на высшую точку и сделать незабываемый снимок мечтают многие. Ее неприступность еще больше усиливает это желание.

Знаете ли вы, что история покорения таинственного Кайласа насчитывает не так много лет. Разрешение от китайских властей на восхождение в 1985 г. получил итальянский альпинист Райнхольд Месснер. Незадолго до начала подъема он сам отказался от него.

В следующий раз восхождение планировала начать группа испанских альпинистов. В 2000 году чиновники одобрили экспедицию, но она тоже не состоялась. Тысячи верующих живой цепью выстроились у подножия склона и потребовали запретить подъем. Испанцы не смогли подняться, и вершину так никто и не покорил.

Спустя четыре года новую попытку предприняли двое россиян. Им помешала погода. Поднялся ураганный ветер и снегопад, сбивающий с ног. Верующие считают, что скала сама защищает себя от присутствия людей, создавая невидимый барьер при помощи зеркал, который не могут преодолеть смертные. Здесь время течет иначе, поэтому за пару дней человек проживает несколько недель.

Тысячи паломников ежегодно отправляются в обход вокруг горы – так называемую ритуальную кору. Предусмотрены 2 варианта маршрута:

  • Внешняя кора;
  • Внутренняя.

Самый простой путь – Внешний – протяженностью 50 км. Его можно пройти за 2 – 3 дня. По дороге человек преодолевает энергетические каналы. Верующие считают, что камни, встречающиеся на маршруте – это застывшие высшие существа, которые и теперь наделены большой силой.

Знаете ли вы, что во время совершения коры паломники испытывают душевный подъем, многие входят в настоящий религиозный транс. При прохождении маршрута человека испытывают на прочность высшие силы. Ему будут встречаться преграды, которые нужно преодолеть для духовного очищения.

В разных частях Кайласа происходит перерождение, очищение кармы. Все негативные события и поступки остаются в прошлом. С тропы верующий возвращается совершенно другим человеком. После паломничества приходит понимание того, насколько незначительны материальные ценности, и какую важную роль играют духовные.

Религиозное значение

С Кайласом связаны многие религиозные учения Востока. В большинстве вероучений присутствует образ великой горы, считающейся центром Вселенной. У ее подножья берут начало священные реки, дарующие жизнь. С вершиной связаны многочисленные ритуалы, легенды и сказания. Сегодня в ее высшее предназначение верят последователи следующих религиозных учений:

  • буддизм. Верующие считают, что на склоне обитает Самвара – гневное воплощение Будды. Согласно их мнению, духовный лидер медитирует, чтобы однажды явиться миру. У склона ежегодно собираются тысячи буддистов, чтобы отпраздновать Сага Дава – день, посвященный Будде;
  • иудаизм. Последователи этого восточного учения придерживаются мнения, что Кайлас является местом обитания верховного бога Шивы. В их представлении гора является космополитическим центром Вселенной, а на соседнем озере Манасаровар обитает Брахма;
  • в тибетской традиции Бон скала и озеро, расположившееся у ее склона, представляют собой центр древнейшей страны Шангшунг, которая стала местом зарождения религиозного течения. По мнению верующих, именно здесь впервые ступил на землю бог Тонгпа Шенраб;
  • в джайнизме гора воспринимается, как место, где первый святой смог достичь духовного просветления. Последователи вероучения совершают ритуальную кору с медитацией, чтобы достичь Нирваны.

Знаете ли вы, что Внутренняя кора проходит через вершину Саркофаг Нанду. Согласно преданию, внутри скалы размещается генофонд человечества, а сама она связана подземным ходом с Кайласом.

Кайлас в паранауке

С точки зрения мистиков, нужно расценивать курган, как место обитания высших сил. В религиозных текстах многочисленных вероучений говорится о том, что достигнуть вершины не имеет права ни один из смертных. По преданию, любой, кто осмелится ступить на высшую точку, немедленно умрет либо покроется многочисленными незаживающими язвами.

Последователи разных религий уверены в том, что внутри обитает высший разум. Многие утверждают, что неоднократно видели вспышки света, очертания которых напоминали человеческое существо.

К мистической составляющей относят изображение свастики, возникающее благодаря трещинам и скальным теням. Также почитается не только сама гора, но и водоемы, которые располагаются в ее окрестностях. Это озеро жизни Манасаровар и смерти Ланга-Цо.

Заключение

Кайлас вызывает у исследователей множество вопросов, но практически не дает на них ответов. Горной вершине приписывают необычные свойства, считают, что она искажает пространство и время, открывает порталы в другие миры и управляет космической энергией. Приверженцы этой теории уверены, что объект воздвигла древняя развитая цивилизация или инопланетяне.

Реальность такова, что до сих пор не найдено подтверждения ни одной из догадок. Ученые сходятся во мнении, что гора не может быть рукотворной или полой внутри, а является обычным природным памятником. Однако поиск таинственной Шамбалы многих приводит именно сюда, и кто-то утверждает, что только здесь обрел подлинную гармонию с миром.

В Азии распространен миф о священной горе, центре мира, на склонах которой берут начало четыре великих реки, дающих жизнь землям, по которым они протекают. Источник этого мифа находится в индийском эпосе, рассказывающем о Горе Меру, обители богов. Её высота неизмерима, вершина упирается в небеса, склоны искрятся золотом, рубинами, хрусталём и лазуритом. Согласно индийским источникам эта гора расположена где-то в Гималаях, но, со временем, сказание о мифической Горе Меру всё более ассоциировалось с горой Кайлас.


На закрытой для иностранцев до середины прошлого века территории когда-то, согласно легендам, жили святые, обладавшие способностью летать и находиться в нескольких местах одновременно, не говоря уже о ясновидении, невосприимчивости к холоду и умении материализовать предметы буквально из воздуха.

Где-то в горах Тибета незримые силы охраняют вход в Шамбалу - таинственную страну, где хранится Истинное Знание и где сосредоточены святые Силы Земли.

Гору Кайлас в Западном Тибете называют «пупом Земли». Для последователей четырех религий (буддизма, индуизма, бонпо и джайнизма, а это - около половины населения планеты) она является центром Земли и Вселенной.

На западе Тибетского нагорья в 200км от границы с Непалом расположена гора Кайлас (Kailash) . Ни географически, ни геологически она не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, она поднялась вместе с плато со дна океана, а затем вода и ветер отточили ее грани, придав ей пирамидальную форму.

Гора Кайлас, высота которого составляет 6714 метров над уровнем моря, не является самой высокой в регионе, однако, благодаря её выдающейся форме и расположению, множеству легенд, связанных с ней, она имеет огромное значение в мировоззрении тибетцев. Четыре ребра горы Кайлас почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику, буддистский символ духовной силы. На тибетском языке Кайлас известен как Канг Ринпоче, то есть «Драгоценный Камень Снегов».

Согласно тибетскому тантрическому буддизму, на Кайласе живет Демчок - гневная составляющая Будды Шакьямуни. Индусы верят, что Кайлас - это проявление духовного центра Вселенной, вокруг которого вращается мир, и что это место обитания Шивы-разрушителя (об этом писалось в древнеиндийских Ведах еще несколько тысячелетий назад). Кроме того, считается, что Кайлас - одно из 32 главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению телепатической связи с высшими существами. Этот энергетический центр нашей планеты, несмотря на труднодоступность, тысячелетиями притягивал искателей истины.

Никто из людей никогда не поднимался на заповедную гору - обитель богов. Паломники обходят ее по кругу. 4 дороги с разных сторон света ведут к самой священной горе на Земле. Древнейший и кратчайший путь к удивительным по красоте и духовной силе местам вновь открыт для пилигримов лишь несколько лет назад.

Удалённость горы Кайлас от населённой центральной части Тибета, большая высота и плохие дороги, оставляют Кайлас по прежнему труднодоступным для туристов.

Рядом с Кайласем расположено священное озеро Маносаровар - источник 4 величайших рек Азии (Ганга, Инда, Брахмапутры и Сутледжа). Тибетцы считают, что его освятил сам Будда, поэтому обход вокруг него способен не только напитать позитивной энергией, но и снять с человека грехи буквально на несколько жизней вперед. Индуисты уверены, что озеро - это душа бога Брахмы, а также место, где купались бог Шива и его жена Парвати. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах. Озеро глубиной более 70 метров по форме напоминает восьмилепестковый лотос и лежит в долине на высоте 4600м над уровнем моря.

Кoра (ударение на первый слог) – тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе по часовой стрелке какого-либо святого места, будь то монастырь, ступа, храм или гора.

В отличие от западных путешественников, тибетцы, как правило, проходят кору за один день. Говорят, что в результате одной коры вокруг Кайласа стираются грехи, накопленные в течение настоящей жизни, в то время как 108 кругов обеспечивают полное просветление.

Что касается посещения святых мест во время прохождения коры, то, пожалуй, каждый сантиметр пути, каждый элемент окружающего ландшафта, является священным и полон философского и религиозного смысла. Вообще, сам маршрут обхода горы является глубоко философским выражением буддистского мировоззрения и олицетворяет собой круг рождения, жизни, смерти и нового перерождения, при этом каждая из вышеперечисленных стадий человеческого существования соотносится с определёнными этапами прохождения коры.

Специальный обряд почитания – нендра – призван особо глубоко очистить карму молящегося. В этот обряд входит начитывание мантр (один круг – 108 раз) и простирание – земной поклон, в конце которого человек во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом обмеряет путь поклонения. Некоторые ламы совершают простирание от самой Лхасы. По утверждению тибетцев такое паломничество длится 800 дней.

Кора, протяженностью 53 км, обычно продолжается 3 дня. Тибетцы, чаще всего спят под открытым небом, накрывшись одеялом или ячьей шкурой. Паломники из других стран и туристы останавливаются в приютах (гэст хаусах), где матрасы кладутся прямо на каменный пол или в палатках, которые вместе с другим грузом перевозят яки. Некоторые тибетцы проходят весь путь за один день, а те, кто совершает простирание – за 15-20 дней. Приверженцы добуддистской религии Бон обходят гору против часовой стрелки. Как утверждают ламы Бон, это отличие не принципиально, все зависит откуда смотреть на процесс: изнутри или снаружи.

Утром, совершив поклонение белоснежной вершине в Дарчене, паломники начинают Кору. Все точки маршрута, с которых открывается вид на Кайлас, отмечены молитвенными флагами и чортенами – кладки из камней и черепов яка с выбитыми на них священными мантрами.

Для туристов обход самой священной на Земле горы занимает 5 дней. Трек проходит на высоте от 4500м до 5100м. Для прохождения маршрута не требуется специальной подготовки и альпинистского снаряжения. Нужны лишь хорошая физическая форма и, главное, решимость. Вам встретятся индийские и тибетские пилигримы, прошедшие многие сотни километров пешком, чтобы достичь здесь заветной цели.

Карта горы Кайлас

Для просмотра карты в большем размере, нажмите на нее.


Для Тибета характерна большая разница в климате различных районов, уникальные явления природы, связанные с действием ветра, облаков, дождя, инея и тумана, а также необыкновенно примечательные восходы и закаты солнца.

Особый климат Тибета обусловлен особенностями его рельефа и атмосферной циркуляции. Общей тенденцией является сухой, холодный климат в северо-западной части края и влажный, теплый в юго-восточной его части. Кроме того, явно дает о себе знать закономерность в смене климатических поясов по высоте рельефа.

Как добраться

Общая длина пути до горы 53 км (2-4 дня). Трек к Кайласу требует подготовки и снаряжения. Добраться до горы Кайлас можно из Лхасы на джипе с опытными сопровождающими в течение недели, посещая по дороге монастыри и живописные места. Поездка на Кайлас носит паломнический характер, поэтому просто для любопытства не подходит, так как это место очень сильное по энергетике.

Краткий видео обзор

Доклад на II Международной научно-практической конференции «САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ. АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО и ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА», 9-12 апреля 2016, Санкт-Петербург

С.Ю. Балалаев
Исследовательская группа Феномена Кайласа, Воронеж, Россия

Аннотация
На основе анализа древних индуистских, буддийских и бонских текстов, а также результатов регулярных экспедиций исследовательской группы «Феномен Кайласа», проводимых последние десять лет, приводятся данные о сакральной географии региона самой священной горы Азии Кайлас, расположенной в юго-западной части Тибета. Гора Кайлас миллионами людей считается центром Вселенной. В индуизме она идентифицируется как физическое проявление мифологической вершины Вселенной, горы Меру – оси, связывающей небо и землю. В совокупности, священная гора, озера и берущие около нее начало четыре реки формируют обширную географическую мандалу, которая оказала глубокое влияние на мироощущение проживающих в Гималаях людей. Мандала Кайласа может оказывать особое влияние на паломников. Делается вывод о необходимости комплексного изучения феномена Кайласа.

Ключевые слова: Кайлас, Меру, сакральная география

В Тибете три области считаются наиболее важными для паломников: Кайлас, Тсари и Лапчи. Труднодоступность и ограничения тибетского правительства в первой половине 20 века, а затем запрет на посещение этой территории со стороны КНР вплоть до 80-х годов не позволили иностранным путешественникам подробно исследовать этот уникальный регион. Впрочем, и по настоящее время Тибет является наиболее закрытой для посещений территорией на нашей планете. Доступны только вполне определенные области, для посещения которых необходимо специальное разрешение (пермит).
За последние десять лет нашей группой было организовано и проведено 16 экспедиций в регион горы Кайлас (Тибет), одной из целей которых являлось исследование феномена горы Кайлас.
Кайлас является священным местом паломничества для около миллиарда (!) приверженцев четырех мировых религий (индуизм, буддизм, джайнизм и бон). Паломничество у Кайласа является самым высокогорным в мире и проходит на высотах от 4600 до 5830 м. Конфигурация окружающих Кайлас долин позволяет совершить кору (обход) Кайласа за один день (около 50 км). На нашей планете нет другой такой горы, являющейся священной для такого огромного количества людей, принадлежащих разным религиозным конфессиям.


Фото 1: Спутниковое изображение маршрутов внешней и внутренней кор.

Сразу на юг от горы лежит довольно крупное озеро Манасаровар (в бонской традиции Мапанг). Вместе гора и озеро образуют самое знаменитое естественное паломническое святилище высокогорной Азии. На протяжении нескольких тысячелетий эта область имела большое культурное значение не только среди тибетских буддистов и бонпо, она также описывалась в искусстве, литературе и ритуалах основных индийских религиозных традиций (брахманизм, буддизм и джайнизм).

Фото 2: Озеро Манасаровар

В последнее время эта область стала привлекать западных ученых, исследователей, искателей духовных истин и интересующихся Азией туристов. На наш взгляд большое значение имеет изучение сакральной географии Мандалы Кайласа как с использованием анализа древних текстов, так и с помощью непосредственного энерго-информационного восприятия во время путешествий в эти места. Чтобы получить более целостную картину мы попробуем сложить мозаику из представлений различных религиозных конфессий, которые считают эту гору священной: индуизма, буддизма и бона. Особое внимание мы уделим древним тестам, описывающим этот регион.
Кора вокруг Кайласа для паломников — это нечто большее, нежели прохождение по географическим местам; это — прохождение через бессмертный мир человеческой души, где миф, материальный мир и осознанность сливаются в нераздельную сущность.
Регион горы Кайлас является одной из восьми сильнейших геоактивных зон нашей планеты, находящихся в вершинах планетарной Меркабы. Высокая активность таких зон, являющихся ее «акупунктурными» или «чакровыми» точками, обусловлена более высокой проявленностью в этих областях энергоинформационного взаимодействия континуумов разной размерности пространства и времени с нашим физическим трехмерным миром.

Местоположение горы Кайлас и некоторые геометрические особенности этого региона.
Обнаружена интересная закономерность расположения Кайласа, связанная с его координатами. Координаты точки на перевале Сердунг Чуксум 31.058926°, 81.313320°, отношение долготы к широте дает 2,618… Это число связано с золотым сечением, точнее является квадратом Ф=1,618….


Фото 3. На поверхности планеты можно провести линии, точки которой будут иметь координаты, отношения долготы к широте которых равны 0,618; 1,618; 2,618.


Фото 4. У Кайласа эта линия проходит через перевал Сердунг Чуксум, соединяющий горы Кайлас и Нанди, через гору Пакна, перевал Кхандро Санглам, озеро Ченме.

Особые энергетические потоки присутствуют здесь в день летнего солнцестояния, во время восхода солнца. Несмотря на большое расстояние от Кайласа (около 40 км), в хорошую погоду с круглой площадки можно наблюдать священную вершину, которая начинает светиться в первых лучах восходящего Солнца над пока еще темной поверхностью озера, похожего на реку, несущую свои воды к Кайласу. За спиной человека, находящегося на берегу озера и созерцающего Кайлас, встает Солнце. Постепенно озеро начинает светлеть, словно загорается от Кайласа. Вместе с первыми солнечными лучами возникает мощнейший энергетический вихрь, направленный к Кайласу, который буквально переносит на вершину Священной Горы.

Расстояние от перевала Сердунг Чуксум до середины священного озера Гаури Кунд равно 6,666 м, азимут 55,5 град. Расстояние 6,666 м с точностью до множителя 1000 соответствует одному из характерных размеров нашей планеты – одной шестой длины земной окружности (40,000/6=6,666.67 км). Делением длины земной окружности на целые числа получаются и другие характерные расстояния. Необычна точность соответствия числу 6,666 расстояния между точкой у Кайласа и маленьким горным озером!


Фото 5. Кайлас и озеро Гаури Кунд


Фото 6. Расстояние от перевала Сердунг Чуксум до вершины горы Пакна равно 3,333 м, азимут 64,3 град.


Фото 7. «Особые» расстояния, связанные с озерами в регионе Кайласа

Древние источники выделяют Четыре Великие Несотворенные Горы Существования. Самая важная – это, конечно, гора Кайлас (Тисе).
Вторая гора описанных в древних текстах это – гора Благоуханного Воскурения (Пори Нгеден, на современных картах Понри). Вот, что о ней говорится: «Слева от горы Тисе, в области, простирающейся на столько йоджан, сколько можно преодолеть за один день, находится Шанг-Шунгская гора Благоуханного Воскурения, гора божеств. По форме и очертаниям она напоминает рогатого оленя, перемахивающего через скалы и луга. Вершина — покрытый снегом валун, похожий на сверкающую огненную гору Мери. Посредине снежных скал и лугов — роща целебных и благовонных растений, наполняющая воздух приятными запахами и благоуханием; целебные растения, сами собой произрастающие на этой горе, могут излечить все болезни живых существ».


Фото 8. Гора Благоуханного Воскурения.

«То, что на северо-востоке, - это большой валун огонь-камня, который лежит на горе Благоуханного Воскурения и называется Скала, Направляющая Живых Существ. Говорят, что, когда на этой скале зажигают огонь, всё съеденное и выпитое и всё то, чего коснулись огонь и дым, порождает просветление».
У подножия горы Понри находятся руины монастыря с таким же названием. Он был разрушен во время «культурной революции» и не восстановлен до сих пор. Этот монастырь является одним из восьми монастырей, которые раньше посещали тибетцы во время коры вокруг Манасаровара. Сейчас он посещается паломниками очень редко…

Фото 9. Руины монастыря Понри.

Третья гора, описанная в древних Тибетских текстах — это гора Гурла Мандхата (7,694 м). Она является высочайшей вершиной на плато Тибета и находится в 69,6 км от Кайласа в южном направлении. Эта гора смещена в сторону от главной оси Великого Гималайского Хребта. Название Гурла Мандхата используют обитатели индийского субконтинента. Тибетцы обычно называют ее Нгемо На Ньи, а для последователей религии бон она известна под именем Такри Трабо.


Фото 10. Гора Гурла Мандхата.

«В местности, простирающейся на столько йоджан, сколько можно преодолеть за два дня, и называемой Страной Старшей Сестры, Дарующей Молитву с Улыбкой, к этой великой горе обращена Целебная Гора Такри Трабо. Она называется так потому, что по форме и очертаниям напоминает индийского полосатого тигра. Ее вершина - покрытый снегом валун, белый, как клыки молодого тигра, бросающегося на свою жертву. Верхняя часть - из черного сланца с белыми полосками, напоми¬нает кабана с белой щетиной на груди. Средняя часть - из синего сланца, ясного, как небо, отражающееся в озере. У подножия горы раскинулись луга, желтизна которых на¬поминает Золотой остров. Внутри тело горы похоже на свастику долгой жизни, из середины которой непрерывно струится приятная на вкус вода долгой жизни. Если пить эту воду или использовать ее для омовений, это дает долголетие и телесную силу. Кроме того, в пещере Ke-ru-ri j обитают люди, которые живут бесчисленные кальпы не претерпевая рождения и смерти». Мы нашли несколько упоминаний о пещере у подножия этой горы и особой целебной воде, стекающей с ее склонов. Это предмет для исследований в наших будущих экспедициях…
В Вечном Боне эта гора, также как и озеро Ла Нга Тсо, лежащее у ее подножия, — это владения богини невероятной силы Драблай Гьялмо. Считается, что эта одетая в доспехи и несущая смертоносное оружие королева божеств-воителей происходит из эпохи Шангшунга. Супруга Гекхо — Драблай Гьялмо, которая, подобно своему супругу, также является божеством с небес. Ей до сих пор почтительно поклоняются бонские практики, как бы далеко от Верхнего Тибета они не жили. Говорят, что эта богиня обладает огненным сиянием солнца и имеет солнечные и лунные украшения на своей голове. Ее брови — зигзагообразные молнии, а ее волосы — вихревой поток золотого света и громовых стрел. Четки Драблай Гьялмо сделаны из восьми великих планет (включая два лунных узла), а ее кружево — это двадцать созвездий. В своей мирной форме она представляет белую богиню, восседающую на львице и держащую украшенную тканями стрелу жизни. В своей гневной форме она — черная колдунья, облаченная в шкуру козы, выпускающая бело-красную сову смерти. В ужасающем аспекте у Драблай Гьялмо в беспрекословном повиновении находятся все боги-воины Шангшунга.
Чисто географически в южном направлении от горы Кайлас находится озеро Ракшас Тал, а от горы Понри – озеро Манасаровар. Соответственно водные потоки с Кайласа текут только в озеро Ракшас Тал, а с горы Понри – в озеро Манасаровар. Отметим, что часть водных потоков с горы Понри течет сначала в озеро Кургьял Чунго, озеро, возникшее в процессе Первотворения, и только потом они попадают в озеро Манасаровар.

Фото 11. Спутниковое изображение озер Ракшас Тал и Манасаровар.

4-я гора, упоминаемая в древних текстах, это гора Рива Тсепгье, которая находится западнее озера Ракшас Тал

Горные образования особой формы в регионе Кайласа
Каменные Омы
По обоим сторонам тропы, по которой идут паломники через перевал Дролма Ла, находятся два горных образования, форма которых похожа, при взгляде сверху на священный ведический символ – ОМ. Размеры ОМов около 2,8 км. Особенно хорошо это видно на спутниковых изображениях, на которых синим фоном отмечен уровень 5700 м. По-видимому, это самые большие каменные ОМы на нашей планете. Весьма необычным представляется тот факт, что оба Ома имеют центр симметрии, находящийся в священном озере Гаури Кунд. Конечно, это нерукотворные каменные образования, но поражает то, что они находятся рядом друг с другом и основные их элементы симметричны!


Фото 12. Спутниковое изображение 2-х каменных ОМов и озера Гаури Кунд.

Значение ОМ в ведической традиции
Мантра ОМ считается сакральным звуком, появляющимся при творении, возникновении вселенной и при ее разрушении. Она одна из древнейших в ведической культуре. Символ ОМ — символ бесконечности духа, Божественного в мире и человеке. Слог Ом — первоначальный звук, творящий Вселенную – первое проявление неявленного еще Брахмана, давший начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной звуком ОМ.
Центральная точка этого «устройства» — озеро Гаури Кунд. Кроме медитаций на перевале Дролма Ла представляется весьма важным спуститься немного ниже тропы коры к озеру Гаури Кунд. Здесь можно выпить несколько глотков воды, смочить голову и умыться. И слиться с двумя ОМами, ощутить божественный звук внутри себя…

Фото 13. Озеро Гаури Кунд.

Восточнее Серлунга, монастыря, расположенного вначале тропы внутренней коры находится ответвляющаяся долина Гьянгдрак. Над одноименным буддийским монастырем проходит большая долина в форме амфитеатра, содержащая остатки более 30 докхангов. Высокий уровень поселения в этом районе отражает его статус в качестве вероятной столицы Шангшунга. Амфитеатр Гьянгдрак — идеальное место для устройства древнего поселения. Он хорошо защищен от суровых северных ветров и имеет южное расположение. В Гьянгдраке также имеются постоянные источники воды, то, что играет немаловажную роль в засушливых условиях западного Тибета. Кроме того, в этом районе имеются достаточные запасы камней для постройки древних жилых помещений. Монастырь Гьяндрак расположен в месте огромной геомантической силы. Фокусные оси двух долин, образующих каменный ОМ пересекаются именно в месте нахождения этого монастыря! Два огромных каменных зеркала концентрируют энергии именно в этом месте!

Фото 14. Спутниковое изображение каменного Ома и монастыря Гьяндрак

Крупный естественный амфитеатр в Гьянгдраке имеет очень глубокую историю. Согласно бонским источникам, этот амфитеатр был ничем иным как местом первой столицы Шангшунга. Говорят, здесь был основан замок, известный как Гьянгри Юлоджон, в котором правили три разных царя.

Пирамидоподобные горные образования около Кайласа
Под пирамидой в комплексе Кайласа понимается не только ее классический вариант с плоскими гранями, а, более общий случай, когда грани могут быть вогнутыми или выгнутыми с различной степенью кривизны и состоят из нескольких слоев.


Фото 15. Восточная грань Кайласа с примыкающим к ней вогнутым Каменным Зеркалом Дхарма Кинг Норсанг.

Хорошо видна правильная пирамидоподобная форма Кайласа и правильная вогнутая форма Каменного Зеркала, похожего на полумеся. Наклонное ребро, ведущее к площадке на вершине, ориентировано точно восток-запад.
Около Кайласа встречаются и трехгранные и четырехгранные пирамиды. Верхняя часть пирамид часто состоит из нескольких слоев-террас, обладающих своими резонансными свойствами. Некоторые пирамиды имеют усеченную вершину, некоторые остроконечную. Пирамиды перетекают друг в друга, образуя своими вогнутыми гранями своеобразные конструкции с долинами правильной эллипсоидной формы.


Фото 16. Пирамидоподобное горное образование, расположенное в западном направлении от Кайласа.


Фото 17. «Мексиканская» пирамида. Вид с перевала внутренней коры Сердунг Чуксум.

В Мандале Кайласа есть множество горных образований, формировавшихся в особых тонкоэнергетических полях, присущих этому месту, и, вследствие этого, обладающих особыми формами. Одно из таких необычных своими правильными формами и размерами пирамидоподобное образование находится в 18 км от Кайласа, азимут 108 градусов. У подножия пирамиды на высоте 5512 м есть два небольших озера, одно с бирюзовой водой, второе с темной, почти черной.

Фото 18. Пирамидоподобное образование, расположенное в юго-восточном направлении от Кайласа. Синий фон – уровень 5800 м

Каменные свастики


Фото 19. Трехлучевая свастика из вогнутых горных граней рядом с озерами Капала Тсо и Кавала Тсо.

Каменные «зеркала»
Под каменными зеркалами мы понимаем вогнутые каменные образования, являющиеся склонами горных хребтов. Как правило, они образуют характерные полукруглые долины. Такие зеркала могут отражать и усиливать различные энергетические и информационные потоки. Многие каменные зеркала, соприкасаясь друг с другом, образуют каменные пирамиды с вогнутыми гранями.


Фото 20. В хребте Канг Тисэ существует довольно много вогнутых каменных образований. Одно из самых больших – вогнутое каменное зеркало Долины Жизни и Смерти.

Каменное зеркало Долины Жизни и Смерти состоит из 3-х частей, как бы из трех параболических антенн. Соединения этих зеркал образуют небольшие выступы, создающие, если смотреть из долины, боковые стороны правильной трапеции. Их угол наклона примерно 55 градусов от горизонта. Поэтому настоящий фокус – не на земной поверхности. Он находится на высоте около 1500 м над поверхностью, т.е. на высоте вершины Кайласа! А в начале ледника, на расстоянии около 2 км от каменной антенны, находится проекция фокуса центрального зеркала, ориентированного на земную поверхность. Эту удивительную точку истинного фокуса можно в полной мере ощутить во время медитации в этом месте…

Фото 21. Кайлас и каменное зеркало.

Фото 22.

Если взять горизонтальный срез на высоте 5780 м, то окажется, что длина дуги, образованной каменным вогнутым зеркалом, составляет 1,97 км и равна радиусу образующей ее окружности.
Напомним, что длина дуги окружности, вдоль которой умещается ее радиус, составляет естественную дуговую и угловую единицу радиан. Как мы знаем, вдоль любой полной окружности ее радиус укладывается приблизительно 6,28 раза. Точнее, длина полной дуги окружности составляет 2 радиан, причем в любых системах счисления и единицах длины. Таким образом размеры и форма каменного зеркала Долины Жизни и Смерти связана с мировой константой «Пи».


Фото 23.Каменные зеркала юго-восточного плеча Кайласа, образующие долину Жизни и Смерти и Симметричную долину, имеют общую ось симметрии на расстоянии около 6 км.

Восприятие Мандалы Кайласа в различных традициях в соответствии с уровнем сознания человека.
Существуют различные типы восприятия Мандалы Кайласа. Во-первых, восприятие со стороны тех людей, которые не следуют религиозному пути: для них это сверкающая и величественная покрытая снегом гора, возвышающаяся в небо подобно восседающему на своем троне царю. И гора обладает таким великолепием, потому что ее малые вершины расположены на манер кланяющихся перед царем министров.

Фото 24. Вид Кайласа с вертолета.

Во-вторых, с точки зрения индуистов, внешне эта снежная гора похожа на кристальное святилище-реликварий (ступу). И она обладает таким великолепием, потому что внутри заключает дворец, в котором пребывают великий бог Махадева и богиня Ума в единении по типу «мать-отец».
Даже сегодня ежегодно сотни тысяч индусов отправляются к местам паломничества в Гималаях (тиртха). Наиболее посещаемое место паломничества, которое чаще всего упоминается в религиозных текстах и эпических произведениях- район горы Кайласа и озера Манасаровар. Для многих он является земным олицетворением Меру — великой горы, упоминаемой в Махабхарате. Эта гора также воспринимается как физическое воплощение лингама Шивы. Она воплощает в себе древнюю идею «пупа земли», «ось мира», «первая из гор», «неподвижная точка вращающегося мира», «имеющая корни в седьмом аду и поднимающаяся к высочайшему раю».
Мифические сказания в Шива Пуране говорят о том, что Гималаи — это обитель Шивы. Это страна, где Бог Шива живет со своей супругой Парвати.
Популярное индуистское восприятие ассоциирует Гималаи с Богом Шивой — Разрушителем и Созидателем индуистской Триады. Здесь также обитают и другие два бога Триады: Брахма — Создатель, и Вишну — Защитник. По утверждениям древних индуистских религиозных текстов, обитель создателя Брахмы называется Брахмалока, обитель Бога Вишну называется «Вайкунтха», а обитель Бога Шивы называется Кайлас. Из всех трех только к Кайласу можно прийти в физическом теле и вернуться, прикоснувшись к божественности. Согласно индуистской мифологии, Кайлас — это божественный центр в сердце всего создания, и с его почитанием приходит видение божественности всех вещей.
Северная грань горы Кайлас и хребет примыкающих гор — первичный лингам (фаллос) Шивы. В течение продолжительного времени он воспроизводился в тысячах архитектурных форм и стал фетишем в Индии. Лингам символизирует порождающий импульс к просветлению, присутствующий во всей Вселенной.

Фото 25. Шивалингам и гора Кайлас

Лингам Шивы, или гора Кайлас, имеет природное совершенство, и вместе с йони, или утробой, представляет собой общность, или единение противоположностей. Утроба и фаллос символизируют противоположные природные силы и их союз — трансцендентальные качества божественности. Предания, легенды, мифы и религиозная значимость Канг Ринпоче (гора Кайлас) составляют богатейший аспект человеческой культуры. Это перекликается с почитанием природных особенностей во всем мире, однако, нигде больше нет такого долго существующего и сложно организованного моста между природой и религией.
В-третьих, по мнению тех, кто придерживается учения «Малой колесницы» и самостоятельных вставших на путь практиков, внешний вид представляется как снежная гора, но внутри нее находится величественный буддийский святой Ангаджа, пребывающий в великой радости медитации со своей свитой из 500 достойных буддистов (архатов).
В-четвертых, согласно восприятию тех, кто обрел высшее благо — святых, которые достигли свершения пути Ваджраяны из скрытых ритуальных формул (мантра), то для них гора Тисе (Кайлас) обладает формой Самвары — совершенной способности, заключенной в объятия Варахи — совершенной мудрости в форме снежной горы Малой Тисе. Все ее малые вершины имеют форму шестнадцати богинь знания, совершающих ей подношения.

Священные долины Кайласа

Фото 26, 26а. Главные долины — Долина Флага, божественная Долина и Долина Крепости имеют форму трех каналов передачи жизненной энергии тонкого йогического тела, соответственно, центрального, левого и правого

Итак, древние индуистские, буддийские и бонские тексты говорят о Мандале Кайласа как об уникальном многомерном, многоуровневом образовании, Центре Мира, содержащем все аспекты Бытия. Центральная часть Мандалы Кайласа представляет собой огромный каменный восьмилепестковый лотос, образованный восемью долинами, разделенными восемью горными грядами, примыкающими к Кайласу. В центре этого каменного лотоса расположен Кайлас. Все это соответствует древним описаниям легендарной горы Меру.
В основе понимания сакральной географии региона Кайласа лежит так называемая лотосовая модель Мандалы Кайласа. С точки зрения буддийских представлений эта модель подробно описана немецким исследователем Вольфгангом Волмером.

Фото 27. Спутниковое изображение Мандалы Кайласа. Оранжевая линия – кольцо внешней коры. Синие линии – русла рек, начинающихся у Кайласа. Голубой фон – горизонтальный срез на высоте 5600 м.

1. Гангджам Чу (север)
2. Полунг Чу (север-восток)
3. Кхандро Чу (северо-восток)
4. Восточные врата
5. Шингджонг Чу
6. Гедхун Чу
7. Гьянгдраг Чу/Селунг Чу
8. Западные врата
Рассматривая эти долины в качестве разделительных линий между лепестками, и обособленные горы между долинами в качестве самих лепестков лотоса, массив Кайласа можно рассматривать как цветок лотоса с восемью лепестками — Круг Великого Блаженства.
Отметим, что долины внешней коры, конечно, не образуют правильной круговой формы. Но в ее размерах есть удивительная закономерность. Если построить ориентированный по четырем сторонам света крест, центр которого находится на вершине Кайласа, то его перекладины в пределах тропы внешней коры будут иметь размеры 15,400м и 9,510м в направлении север-юг и запад-восток, соответственно. Отношение этих чисел дает 1,619, т.е. размеры коры, которую проходят паломники практически соответствуют золотому сечению!

Фото 28. Гора Трон Будды. Место, где раньше Учитель Будда проповедовал буддийскую доктрину Ма-дрос-па, царю змеиных божеств (клу).

Шелдра (Кристальное Подобие) — одно из самых известных мест паломничества у Канг Ринпоче. Оно расположено выше по долине от монастыря Серлунг на высоте 5300 м. На протяжении столетий Шелдра использовалась буддистами для медитаций и была частично восстановлена после последствий китайской культурной революции. Однако постоянно в ней сейчас никто не обитает. Не было никакой предварительной информации об истории места. Учитывая изобилие древних мест, построенных в таком же стиле и занимающих подобное географическое положение в регионе, кажется, что корни Шелдры уходят в древний культурный пласт.

Фото 29. На скалистой горе за долиной Серлунг находится знаменитое Кристальное подобие (Шелдра).


Фото 30. На вершине Шелдра имеется скалистая гора известная как Дворец Шивы, а сбоку — выступающая скала, которая называется помощник Шивы обезьяна Хануман.

Внутри ограждения из ритуальных скипетров (дордже ра-ба) окружающего величественную мандалу Тисе находится так называемая Внутренняя Кора (нанг-скор) Шел- дра, и здесь расположены золотые погребальные святилища иерархов (гдан-рабс) секты Бри-гунг. В настоящее время «Тринадцать золотых гробниц» являются полностью буддийским местом-святилищем. До XI века нашей эры, вероятно, это место принадлежало бонпо. Вероятно, эти памятники в своей оригинальной форме были тринадцатью гробницами-чортенами, упоминаемыми в традиции священной географии бон. Однако пока не было обнаружено никаких археологических свидетельств в поддержку этой идеи.


Фото 31. Тринадцать чортенов в нише Сапториши.

«Тринадцать золотых гробниц» расположены прямо над древними храмами и отшельническими убежищами региона, таким образом, невозможно установить прямую связь с древними моделями поселений. Климат на высоте 5800 м исключительно суровый, характеризующийся снегопадами и отрицательными температурами в течение всех месяцев года. Также, давление воздуха на этой высоте очень низкое для того, чтобы быть пригодным для постоянного проживания людей. Как и сейчас, в древние времена использование этого места, вероятно, ограничивалось ритуальными и церемониальными функциями непродолжительного характера.
Несмотря на современный архитектурный характер, места возле «Тринадцати золотых гробниц» изобилуют мифологией бон. В бонских текстах говорится, что передняя (южная) сторона великого кристального чортена, которым является Кайлас, была украшена основателем религии бон (Тонпа Шенраб) и первым королем Шангшунга (Какки Чарусен, Кагс Куи бья-ру кан), а также другими религиозными деятелями. Предполагают, что недалеко от «Тринадцати Кристальных Чортенов» также спрятаны древние священные тексты, написанные на языке королевства Шангшунг.
Нижняя Долина лХа-лунг. Главный обход по кругу
Затем, если пройти от низовья долины Дар-лунг далее [на северо-запад] вокруг буддийского пути кругового обхода (чос-скор), то можно выйти на так называемый Хребет Простирания в низовьях долины лХа-лунг. Гора на востоке — Дворец Желтой Дзамбхалы. Выше по пути на запад, на Террасе Мандалы, находится «незыблемый ноготь» — отпечаток ноги Будды Учителя, который окружен отпечатками ног 500 достойных буддистов.
Еще чуть выше на пологих склонах горы расположена пещера, где в прошлом останавливался Наро Бон-чунг, а внутри имеется отпечаток ноги мастера Ми-ла [Рас-па]. Сбоку от этой пещеры есть источник, который называют Излечивающая Болезни Лечебная Вода. Также наверху имеется святилище-гробница, известная под именем Самопроявляющиеся Шестнадцать Буддийских Святых. Отсюда, по пути на запад от Золотого Бассейна, можно перейти через реку лХа-чу и продолжить путь до горы под названием Дворец Черной Дзамбхалы.

Фото 32. Спутниковое изображение

Долина Дзонг-лунг, монастырь Зутрул Пхук


Фото 33. Гора, на юге, на нижнем конце Кхандро Санглам — Дворец Благодатной Матери Долгой Жизни. Отсюда, на восточном берегу реки Дзонг-чу расположены отпечатки ног защитника живых существ гТсанг-па рГья-рас.


Фото 34. Палаточный лагерь у подножия горы Будда Медицины

Ниже в стороне стоит холм, похожий на золотой двухэтажный дом, который называется Дворец Будды Медицины. На склонах этого холма растут все виды лекарственных трав, здесь бесчисленное множество келий для медитации отшельников Бри-гунг.

Доказательство и вера
Что касается утверждений об элементах ландшафта типа «Это — божество, а это — его дворец», то не следует придерживаться взглядов, считающих эти высказывания преувеличениями лишь по причине того, что они невидимы для обычного восприятия. Это — исключительно видения многих бодхисатв, которые обитали в этом месте. В этом отношении каждый может открыть в своем сердце веру и почитание без какого-либо двусмысленного восприятия.
Мандала Кайласа несет особые «эталонные» вибрации при со-настройке с которыми человек может активизировать работу собственной энергетической системы, выровнять тонкие тела и выстроить канал связи со своими высшими аспектами.
Кайлас оказывает трансформирующее влияние на людей, совершивших к нему паломничество. Это выражается, например, в изменении картины мира, в которой человек начинает себя воспринимать не только и не столько как физическое тело, но как духовное существо, дух которого лишь временно пребывает в плотном теле. Полученный вектор развития приводит к выравниванию баланса духовной и материальной сторон.
Мандала Кайласа является одним из важнейших энергоинформационных узлов нашей планеты, гигантским природным преобразователем энергий, идущих из Космоса, для нашей планеты и населяющих ее людей, а также местом, где осуществляется обратный энергетический обмен планеты с Космосом. Таким образом, осуществляется один из вариантов энерго-информационного обмена Земли и окружающего пространства. Кайлас оказывает влияние на эволюционные процессы Земли и человека.

Фото 35. Энергоинформационный обмен планеты и Космоса через Кайлас.

Представляется весьма важным продолжение изучения сакральной географии региона Кайласа с точки зрения индуизма, джайнизма, буддизма и бона, а также с помощью современных научных исследований и непосредственного духовного восприятия.