Свято одигитриевский собор. Одигитриевский кафедральный собор. Деревянный Владимирский храм

Свято-Одигитриевский собор -первое каменное здание в городе Улан-Удэ. В 1700 году на месте собора был построен деревянный Богородице-Владимирский храм - небольшая кладбищенская одноэтажная церковь с отдельно стоящей колокольней. На месте, где находилась старая церковь, было установлено два креста - южнее Одигитриевского собора.
Строительство собора началось в 1741 году, и продолжалось 44 года. Как многие сибирские соборы строился в два этапа. 27 мая 1770 года святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский, освятил тёплый нижний придел во имя Богоявления Господня. Верхний летний придел во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии был освящен 3 мая 1785 года епископом Михаилом.
Строителями и первыми настоятелями собора были иеромонах Иоанн и иерей Максим Федоров.

Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт.
В середине 1860-х годов большой колокол собора имел вес 105 пудов 7 фунтов. Самой старой книгой библиотеки был церковный устав 1700 года, напечатанный в Москве. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы.
В 1818 году в фундаменте собора и его своде появились трещины. Трещин стало больше после землетрясений 1862 и 1885 годов. В 1863 году был проведён капитальный ремонт собора. В 1860-е годы при приходе собора открываются благотворительные организации.
6 сентября 1929 года Президиум Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР издал постановление о закрытии собора по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма». Все церковное имущество было изъято, иконы уничтожены, здание передано под склад. Последний настоятель собора - Гавриил Макушев, архиепископ Прибайкальский был казнен в 1930 году.
В 1930 году с собора сняли колокола. В соборе размещались курсы стройкадров, с 1934 года Антирелигиозный, а после Великой отечественной войны Краеведческий музей. До 1999 года в соборе хранились фонды Музея истории Бурятии.
В 1960 году собор получил статус памятника архитектуры. В 1959 - 1961 годах в соборе производились реставрационные работы.
31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход. 23 мая 1996 года были установлены шесть колоколов. 23 июля 1999 года на колокольне собора установлен крест.
20 декабря 1999 года епархии был передан нижний придел, а 30 мая 2000 года - верхний.
К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ, исследованы все трещины и укреплены фундаменты.

9 июня 2004 года на территории прихода был заложен храм в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сейчас строительство находится в стадии завершения.
На приходе осуществляется молодежная работа силами Православного молодежного клуба «Одигитрия». Организовано дежурство штатного катехизатора в храме для проведения катехизаторской работы. На базе прихода действует воскресная школа для детей, где трудами педагогов-добровольцев проводятся занятия по Закону Божиему, прикладным предметам. Также регулярно проводятся занятия в воскресной школе для взрослых. Кроме того, на приходе четко выстроена социальная работа. Постоянно принимаются и отправляются в районы, в благотворительные фонды пожертвованные вещи и обувь. Работниками храма оказывается помощь продуктами, медикаментами и денежными средствами особо нуждающимся прихожанам. Помимо этого, функционирует приходская библиотека. Духовенство собора окормляет Дом инвалидов-колясочников, военные части; продолжается сотрудничество с органами МВД, организовано дежурство в Республиканском реабилитационном центре в п. Светлый.

Свято-Одигитриевский собор
Свято-Одигитриевский кафедральный собор – одно из первых каменных зданий Улан – Удэ. Он расположен в самом центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.
Начатое в 1741 году, строительство собора длилось более чем 40 лет. В 1770 году святитель Софроний, епископ Иркутский, освятил нижний, теплый придел во имя Богоявления Господня. Верхний придел, летний, во имя иконы Божией Матери Одигитрии был освящен в 1785 году.
Поскольку части собора оседали неравномерно, в 1818 году в его фундаменте и своде появились трещины. Их стало еще больше после землетрясений 1862 и 1885 годов.
В двадцатых годах XX века храм оказался в руках обновленцев, которые устроили здесь свою «кафедру». Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 года собор был закрыт по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма».
В 1930 году сняли колокола. Первое время в соборе размещались курсы стройкадров, с 1934 года – антирелигиозный, а потом и краеведческий музей. Впоследствии, до 1999 года, в храме находились фонды музея истории Бурятии.
31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход, а 23 мая 1996 года в праздник Вознесения Господня установлены шесть колоколов. В праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, 23 июля 1999 года на колокольне собора был установлен крест.
Начиная с 1997 года, 10 августа в день иконы Божией Матери Смоленская (Одигитрия), по центральной части города проходит крестный ход.
В день памяти святителя Амвросия Медиоланского, 20 декабря 1999 года, Русской Православной Церкви был передан нижний придел, а 30 мая 2000-го – верхний.
К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ Одигитриевского собора, исследованы все трещины и укреплены фундаменты.
В нижнем храме проводятся богослужения (первая литургия совершена 26 марта 2000 года), работают библиотека, воскресная школа. С 2009 года является собором, в котором совершает богослужения архиепископ Улан-Удэнский и Бурятский

Улан-Удэнский кафедральный собор в честь Улан-Удэнской епархии

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.

Деревянный Владимирский храм

Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери , был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.

Каменный собор в синодальный период

Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая года Иркутским святителем Софронием , верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии - 3 мая года епископом Иркутским Михаилом .

Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы : в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря . В году соборный приход был четко разграничен со Спасским - границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).

9 июня года на соборном участке был заложен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя , под окормление собора была также помещена городская часовня Царственных страстотерпцев . При соборе открылись воскресная школа для детей, с года - библиотека православной литературы. Велась просветительская деятельность направленная на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и другими душевными и телесными болезнями.

С учреждением Улан-Удэнской епархии в году храм стал её кафедральным собором.

Статистика

Архитектура

Кирпичный двухэтажный собор является видным образцом сибирского барокко енисейской школы с богатым декором. Основной объём - двусвет ный четверик с полуглавиями, перекрытый высоким сводом с люкарнами и главкой . С востока к нему примыкает пятигранный алтарь , с запада небольшая трапезная и массивная колокольня под шпилем. Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами, опирающимися на стены с применением железных связей. Собственно храм увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. Круглые фронтоны с четырехлепестковым оформлением, фигурные кокошники органично соединены с куполом.

Настоятели

  • Иоанн (упом. 1741 - 1755)
  • Максим Федоров (1760-е - 1780-е) прот.
  • Иоанн Загоскин (1780-е) прот.
  • Лаврентий Мордовский (8 февраля 1793 - 28 октября 1800)
  • Афанасий Кузнецов (упом. 1816) прот.
  • Иоанн Кириллов (упом. 1822 - 1823)
  • 1824 - протоиерейское место свободно

  • Иоанн Евтюгин (30 августа 1825 - 1834) прот.
  • Харалампий Попов (? - 17 июня 1867) прот.
  • Михаил Касаткин (28 мая 1868 - ?) прот.
  • Амфилохий Кузнецов (1877 - ?) прот.
  • Стефан Попов (1890-е - 1900-е) прот.
  • Сергий Старков (? - 17 сентября 1906)
  • Иоанн Корелин (1908 - 3/4 февраля 1914) прот.
  • Гавриил Асташевский (3/4 февраля 1914 - ?) прот.
  • Афанасий Стуков (ноябрь 1916 - ?) прот.
  • 1929 - 1992 - закрыт

  • Олег Матвеев (1 марта 2000 - ?) прот.
  • Евгений Старцев (июль 2003 - упом. 27 сентября 2004) свящ.
  • Михаил Елагин (с 6 февраля 2006) прот.

Святыни

  • список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII -начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября года в течении двенадцати суток мироточил

Документы, литература

  • НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74.
  • НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 2, 15, 20, 23-24, 26, 32, 71-72.
  • Минерт Л. К., Архитектура Улан-Удэ , 1983, 24.
  • Демин Э. В., "260 лет Одигитриевскому собору," Знаменательные и памятные даты Бурятии 2001 год. Библиографический указатель краеведческой литературы , Улан-Удэ, 2001, 99-110.
  • Демин Э. В., Панов А. Б., Инженерно-сейсмическое обследование Свято-Одигитрисвского собора г. Улан-Удэ , Улан-Удэ, 2003.
  • Семина Г. И., "Судьба и история Одигитриевского собора," Правда Бурятии , 1994, 16 июля.

Использованные материалы

  • Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни :

Свято-Одигитриевский собор - кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви, первое каменное здание в городе Улан-Удэ. Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха Иоанна и длилось более чем 40 лет. Уникальность собора состоит в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. Первоначально церковь была деревянная и одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.

Здание собора уникально и признано памятником архитектуры барокко в Сибири. Оригинальная архитектура и всевозможные декоративные украшения сочетают в себе наиболее интересные элементы древнерусского деревянного зодчества с его традиционными формами и стиль барокко. Кроме того, в здание прекрасно вписались детали, относящиеся к узорчатой кирпичной архитектуре XVII века. Собор состоит из трёх частей, которые расположены симметрично. Все части здания растянулись по оси, и расположены с запада на восток. Составляющие храма, включая колокольню и трапезную, нераздельны и составляют монолит. Центральное место постройки занимает двухэтажный четверик. Он перекрыт сводом и заканчивается высоким куполом. На его вершине расположен световой фонарик.

Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы: в главном храме иконостас был четырехъярусным. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. В 1930 года было положено временно использовать здание собора как склад, были сняты колокола. Первое время здесь в соборе находились курсы стройкадров, а затем с 1934 года - Антирелигиозный музей. Позже в храме разместилось фондохранилище Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

В 1992 году при соборе был вновь зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. Началась поэтапная передача собора Церкви. Собор восстанавливался всем миром. Был произведен капитальный ремонт внутри и снаружи храма, на колокольню подняты новые колокола, среди них - 100−пудовый «Цесаревич». Ежегодно с 1997 года в день празднования иконы Божией Матери Одигитрии проводится крестный ход по центру города от Троицкого храма к собору. В 2000 году храм вновь получил настоятеля, был полностью освобожден от музейного имущества и передан епархии.

Иконостас, а также многие храмовые иконы были написаны мастерской под руководством Максима Красикова. При соборе открылись воскресная школа для детей и библиотека православной литературы. Ведется просветительская работа, направленная на борьбу с алкоголизмом и наркоманией.

Адрес: г. Улан-Удэ, ул. Банзарова

Вконтакте

Памятник архитектуры сибирского барокко. Уникальность собора состоит ещё и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности.

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в .

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Это здание с уникальными архитектурно-художественными достоинствами по праву можно считать одним из замечательных памятников русского барокко второй половины XVIII века в Забайкалье.

Исторический очерк

В 1700 году на месте собора был построен деревянный Богородице-Владимирский храм - небольшая кладбищенская одноэтажная церковь с отдельно стоящей колокольней. На месте, где находилась старая церковь, было установлено два креста - южнее Одигитриевского собора.

Строительство собора началось в 1741 году, и продолжалось 44 года. Как многие сибирские соборы строился в два этапа. 27 мая 1770 года святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский, освятил тёплый нижний придел во имя Богоявления Господня. Верхний летний придел во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии был освящен 3 мая 1785 года епископом Михаилом. Собор строился на деньги верхнеудинских и кяхтинских купцов.

Petr Adam Dohnálek , CC BY-SA 3.0

Строителями и первыми настоятелями собора были иеромонах Иоанн и иерей Максим Федоров.

Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. С середины XIX века имена жертвователей записывали в Клировую ведомость.

В середине 1860-х годов большой колокол собора имел вес 105 пудов 7 фунтов. Самой старой книгой библиотеки был церковный устав 1700 года, напечатанный в Москве. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы.

В 1818 году в фундаменте собора и его своде появились трещины. Трещин стало больше после землетрясений 1862 и 1885 годов. В 1863 году был проведён капитальный ремонт собора. В 1860-е годы при приходе собора открываются благотворительные организации.

В конце XIX, начале XX века в 20 сёлах, приписанных к приходу собора, открываются церковно-приходские школы.

Petr Adam Dohnálek , CC BY-SA 3.0

В годы Первой мировой войны приход ухаживал за ранеными и собирал средства. Собор в то время владел 4364 квадратных саженей подворья в городе Верхнеудинске и 50 десятин пашни и угодий в его пригородах.

В 1914 году в приходе числилось 1833 жителей мужского пола и 1815 жителей женского пола.

Закрытие собора

6 сентября 1929 года Президиум Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР издал постановление о закрытии собора по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма». Все церковное имущество было изъято, иконы уничтожены, здание передано под склад. Последний настоятель собора - Гавриил Макушев, архиепископ Прибайкальский был казнен в 1930 году.

В 1930 году с собора сняли колокола. В соборе размещались курсы стройкадров.

С конца 1935 года в соборе размещался Антирелигиозный (Краеведческий после Великой отечественной войны) музей. Для посетителей музей открылся в ноябре 1937 года. До 1999 года в соборе хранились фонды Музея истории Бурятии.

В 1960 году собор получил статус памятника архитектуры. В 1959 - 1961 годах в соборе производились реставрационные работы.

Возвращение собора верующим

31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход. 25 мая 1992 года председателем совета прихода Свято-Одигитриевского собора был избран иерей Игорь Арзуманов. 23 мая 1996 года были установлены шесть колоколов. 23 июля 1999 года на колокольне собора установлен крест.

К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ, исследованы все трещины и укреплены фундаменты.

Фотогалерея







Полезная информация

Одиги́триевский собо́р

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 2

Статус

Объект культурного наследия РФ № 0410003000

Престолы

  • Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (главный)
  • Богоявления (придельный)

Святыни

Список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко;с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток морочил.

Архитектура храма

Общая объемно-пространственная композиция собора трёхчастная, симметричная, решённая так называемым «кораблём», с расположением составных частей здания строго по продольной оси с запада на восток. Все объекты храма, трапезной и колокольни слиты воедино, образуя плотный монолит.

Среди них центральное место занимает двухэтажный бесстолпный массивный объём четверика с пятигранной апсидой. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. «Круглые» фронтоны с четырёхлепестковыми люкарнами по осям четверика, фигурные кокошники на углах образуют завершение стен, создавая эффект округленности углов и органично соединяясь с куполом.

С запада к трапезной примыкает колокольня типа «восьмерик на четверике». Над двумя квадратными ярусами поставлен двухъярусный восьмерик. Каждая грань верхнего яруса прорезана арочными проёмами, придающими ем выразительность. Колокольня завершена шлемовидным куполом со шпилем.

В архитектуре фасадов и декоративных деталях элементов отмечается сильное воздействие барочных форм. Декор наличников интересен сочетанием традиционных древнерусских форм предшествовавшего деревянного культового зодчества с элементами барокко. Богатая пластическая обработка фасадов с хорошо прорисованными кирпичными деталями наличников окон и других элементов относится к традициям узорчатой кирпичной архитектуры XVII века, что подтверждает влияние архитектурного творчества выходцев с русского Севера.