Свято-Успенский Зилантов монастырь. Казань. Успенский Зилантов монастырь Свято успенский монастырь на зилантовой горе

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани уже в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе.

Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. в 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора акционерного комерческого банка "Заречье", восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью, построена занова колокольня, церковь св. равноап. кн. Владимира и Троицкий собор.

(Журавский А.В., Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.)



Зилантов Успенский монастырь, 2 класса, общежительный, близ города Казани, на Зилантовой (с татарского - Змеиной) горе. Основан в 1552 году, по повелению царя Иоанна Васильевича, на месте погребения воинов, убитых при взятии Казани; в 1560 году, после разрушения в половодье, перенесен на нынешнее место. В нем находится древняя Смоленская икона Божией Матери - копия с иконы, бывшей в походах Иоанна Грозного. Ежегодно 2 октября совершается из монастыря крестный ход к храму - памятнику убитых воинов, построенному в 1823 году на месте прежнего монастыря.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

1552 году около могилы русских воинов, павших при взятии Казани, был основан Успенский Зилантов мужской монастырь. Вскоре его перенесли на Зилантову гору.
Название горы и дало название этому монастырю. По преданию, на горе жил Зилант-дракон («змий»). Именно Зилант изображен на современном гербе Казани.
Постепенно Зилантов монастырь рос, на вершине горы прявлялись каменные постройки. В 1681 году здесь был воздвигнут замечательный храм во имя Всех Святых, в 1720-м — храм во имя Алексия Митрополита Московского. В XVII веке монастырь был обведен каменными крепостными стенами и башнями.
В 1625 году был построен главный храм Зилантова монастыря — трехпрестольный храм в духе псковско-новгородского зодчества XVI века. Зилантов монастырь у жителей Казани всегда пользовался особым почитанием. Здесь хранилась икона Смоленской Божьей Матери, якобы привезенная в Казань Иваном IV. Особую заботу настоятелей и монашествующих во все времена составляла организация поминовения вои- нов, павших при взятии Казани. Ежегодные крестные ходы 2 октября от монастыря к памятнику павшим на Казанке собирали тысячи богомольцев. В 1732-1740 годах в Зилантовом монастыре размещалась Казанская духовная семинария. В 1740 году здесь же была открыта Новокрещенская школа, через несколько лет переведенная в собственное здание на озере Кабан.
Своеобразной достопримечательностью монастыря была могила епископа Иосифа (Курцевича), находившаяся внутри собора, около входа с левой стороны. Иосиф был рукоположен в епископы на Украине, в 1625 году перебрался в Россию и возглавил суздальскую кафедру. В 1634 году Иосиф попал в немилость и был сослан, а в 1640 году переведен в Зилантов монастырь, где и умер спустя два года. Иосиф обвинялся в ереси, но его убеждения и действия, в первую очередь, отказ перекрещивать «об- ливанцев», через несколько десятилетий стали общеприняты- ми в церковной практике. С 1829 по 1850 год во главе Зилантова монастыря стоял архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский), выпускник Московской духовной академии. Одновременно он был и профессором Казанского университета. Ему принадлежит авторство первой в России многотомной истории философии. С 1892 по 1901 год настоятелем монастыря был архимандрит Антоний (Андрей Степанович Пет- ров), знаменитый миссионер, более двадцати лет проведший в отдаленных районах Сибири и обративший в православие тысячи бурят, эвенков, орочей.
Революция и Гражданская война нанесли Зилантову монастырю невосполнимый урон. 10 сентября 1918 года настоятель архимандрит Сергий (Иоанн Зайцев) и все одиннадцать монахов и послушников Зилантова монастыря были расстреляны красноармейцами. Спасся лишь иеромонах Иосиф (Тюрин), выбравшийся из-под безжизненных тел товарищей. Монастырь окончательно закрыли в 1929 году. До 1950-х годов в стенах бывшей обители находилась исправительная колония, позже автобаза. В советское время ансамбль некогда почитаемого Зилантова монастыря был почти полностью разрушен, включая храмы и древние стены. Чудом уцелели Успенский собор, который до 1990-х годов находился в крайне запущенном состоянии. Двухэтажный каменный корпус настоятеля, построенный в конце XVIII века, многократно перестраивался и дошел до нашего времени в неузнаваемом виде.

Только сравнительно недавно некогда знаменитая Зилантова обитель начала возвращаться к жизни — начались реставрационные работы на немногих со- хранившихся архитектурных памятниках.



Основание Зилантова монастыря относится к 1552, когда царь Иван IV повелел заложить монастырь на месте царской стоянки. После весеннего разлива реки Казанки в 1559 монастырь был перенесен на «Зилантову гору», вошедшего позднее в его название. Крылатый змей «Зилант», якобы обитавший на вершине горы, изображен на официальном гербе города Казани.В 60-е годы 16 в. в монастыре существовали две деревянные церкви: во имя Успения Пресвятой Богородицы, во имя Всех Святых. В 30–40-е годы 16 в. были заново отстроены каменные стены монастыря, вместо деревянных. В 1835 в Успенском соборе был проведен крупный ремонт, расширено помещение приделов. Крупный трехпрестольный храм, представляющий собой оригинальный памятник архитектуры, выстроенный в духе псковско-новгородского зодчества 16 в. При входе в собор располагалась гробница с телом архиепископа Иосифа Суздальского (Курцевича). Епископ был обвинен в ереси и переведен в Зилантов монастырь в 1640, где и умер 15 июня 1642. В 1618 построена церковь Всех Святых, значительно обновленная в 1829 и 1858.До настоящего времени сохранился двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 1808. Многократно перестроенный он, практически, утратил архитектурную ценность. Братский корпус с кельями сохранился в полуразрушенном состоянии.В сентябре 1918 монахи и послушники монастыря были расстреляны красноармейцами. Успенский - Зилантов монастырь официально закрыт в 1929. В 1932 были снесены часть зданий и стен, а так же бывший летний собор Казанского митрополита – лучший образец классицистического стиля, выстроенный по проекту архитектора Старова.Территория Зилантова монастыря долгие годы находилась в ведении МВД республики. До 1950-х здесь располагалась исправительная колония, позже автобаза.

С сайта "Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан.

Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек.

Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. Самой почитаемой реликвией монастыря была икона Смоленской Божьей Матери, принесенная в Казань Иваном IV.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.

Расцвет Зилантового монастыря в Казани

В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска.

Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью. Расположен по адресу: г. Казань, Зилантова гора.

Казанский Успенский Зилантов женский монастырь Казанской епархии

Мужской Успенский монастырь основан в Казани в году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау ) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани.

Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (), храм во имя Алексия Митрополита Московского (), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в году.

В - годах в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (+ 1642). Его могила, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В - годах в монастыре находилась Казанская духовная семинария , а с года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания.

В начале веке Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев) , при котором численность братии возросла до 34 человек.

В августе года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) против воли монашествующих были установлены орудия. 10 сентября того же года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять насельников Зилантова монастыря во главе с архимандритом Сергием были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Ныне все они причислены к лику новомучеников Российских.

Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 1920-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 1930-е годы.

В году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии . Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время восстановлен Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм св. равноап. кн. Владимира, завершена роспись храмов.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно.

Храмы

  • Адриана и Наталии, домовой храм
  • Алексия, митрополита Московского (утрачен)
  • Архангела Михаила, надвратный храм в колокольне
  • Владимира Равноапостольного, крестильный храм
  • Троицы Живоначальной, собор
  • Успения Пресвятой Богородицы, собор

Настоятели

  • Сергия (Лакатош) (упомин. 2011)

Использованные материалы

  • Журавский А. В., Липаков Е. В. Православные храмы Татарстана , Казань, 2000 г.:
  • Страница монастыря в "Народном каталоге православной архитектуры"

Об истории обители рассказывает Анатолий Елдашев, председатель городского общества историков-краеведов, лауреат Макариевской премии.

На змеиной горе

Осенью 1552 г. состоялся последний казанский поход Ивана Грозного. 15 октября он вошел в город. В тот же день на берегу Казанки, на могиле воинов, павших при взятии города, названной Новым Русским кладбищем, он основал мужской поминальный монастырь, посвящённый Успению Божией Матери и Всем святым, дав завещание «на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим». Эта обитель была одной из древнейших в Казани и Среднем Поволжье.

Из-за частых и бурных разливов Казанки, разрушавших деревянную церковь и кельи, около 1560 г. её перенесли на возвышенное место - Зилантову гору. Название горы происходит от имени легендарного дракона («змия»), якобы жившего в древности на этом месте. С тех пор за монастырём и утвердилось название - Зилантов.

В XVII веке обитель обнесли каменными стенами. В 1625 году возвели Успенскую церковь, в 1681 году - церковь во имя Всех Святых, дошедшую до нас с изменениями, храм святителя Алексия. В середине XVIII в.

монастырь имел уже четыре каменные церкви, дворовые постройки и ухоженный сад. Ему принадлежала роща, остаток древнего Ягодного леса, а сам холм с трёх сторон живопис-но огибала Казанка.

Зилантов монастырь никогда не имел всероссийской известности, и в нём не было святынь, привлекавших многочисленных паломников. Самой почитаемой реликвией монастыря была Смоленская икона Божией Матери, якобы привезённая ещё Иваном Грозным.

Строгую жизнь проводили иноки на горе, выполняя завещание о поминовении воинов, молясь о всех от века почивших православных. Здесь читалась Неусыпаемая молитва. В Национальном архиве РТ хранится уникальный Синодик для поминовения всех усопших и убиенных с каплями воска на страницах, начатый ещё в 1560 году. В нём тысячи имен - от царей до князей, бояр и простолюдинов с их родами.

О некоторых настоятелях святой обители хочется сказать особо. Архиепископ Амвросий (Сретенский) (1765 - 1828) организовал в 1812 г. общероссийскую подписку по сбору средств и построил Храм-памятник на братской могиле русских витязей. Ему монастырь обязан сооружением могучих зубчатых стен зилантовского кремля и ныне стоящего настоятельского корпуса.

Архимандрит Пётр был настоятелем всего год, впоследствии был утверждён наместником Киево-Печерской лавры. Это ему во сне явился патриарх Никон, которого он особо почитал, предупредил об опасности, грозившей его жизни и прикоснувшись жезлом, исцелил от тяжёлой болезни. В 1829 - 1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Воскресенский) - ученый, монах, аскет, воспитанник Троице-Сергиевой лавры. Архимандрит присутствовал при коронации и миропомазании императора Николая I, получив из рук государя медаль. Вторая их встреча произошла уже в Казани во время посещения императором Зилантова монастыря и могилы воинов на Казанке летом 1836 года.

Святитель Филарет (Амфитеатров) - один из двух «Великих Филаретов» XIX столетия. Поднял монастырь из нищеты, а храм-памятник определил под попечение именитых казанских купцов. Ему город также обязан организацией торжественных крестных ходов от кремля до храма-памятника на могиле воинов, так называемых «казанских именин». Частичка его мощей находится в мощевике Зилантова монастыря.

«Красный террор» и новое время

Своими мучениками прославилась обитель и в XX веке. Штурм Казани красными войсками в сентябре 1918 года начался именно с Зилантовой горы. Надвигавшийся «красный террор» заставил тысячи горожан, в том числе архиепископа Казанского и Свияжского Иакова и священство, покинуть город. Но не ушли монахи обители. Иноки монастыря, отслужив последнюю в своей жизни литургию, трапезничали. Красноармейцы ворвались в трапезную и зверски расстреляли всех находившихся там во главе с архимандритом Сергием (Зайцевым), которого называли миротворцем. Чудом выжил лишь духовник обители престарелый иеромонах Иосиф, который и поведал братии Иоанно-Предтеченского монастыря о страшной трагедии.

В годы советской власти монастырь разграбили, осквернили и почти стёрли с лица земли. Здесь поочередно располагались тюрьма, склады МВД, детская колония, коммунальные квартиры. Когда в конце 1980-х годов оттуда из-за невыносимых бытовых условий переселили всех жителей, то почти вся гора представляла собой сплошную свалку отходов и мусора.

В 1998 г. Зилантову обитель вернули Казанской епархии. Монастырь возрожден как единственный женский в Казани и её окрестностях. Настоятельница монастыря сегодня - игуменья Сергия (Лакатош). В июле 2004 г. освятили Владимирскую церковь, а в 2006 г. при стечении прихожан - Троицкий храм. Действует Успенский собор (бывший Всехсвятский). Зилантова гора после долгих десятилетий запустения и забвения оглашается благовестом.

Самый старый некрополь

Зилантовское кладбище занимало всю северо-восточную половину древней горы. По северной, обращенной к Казанке её части, живописными группами росли вековые вязы, дубы, свидетели исторических событий 1552 года.

Некрополь составлял часть многовековой истории и славного прошлого монастыря. Это самое древнее в Казани «русское кладбище», где ещё 24 января 1529 г. было погребено тело святого мученика Иоанна - нижегородца, находившегося в казанском плену. «И положено бысть честное его и многострадальное тело на старом русском кладбище», - как писал о нём святой Ермоген в 1592 г.

Крест-надгробие Фото: Из личного архива Анатолия Елдашева

А в 1774 году на ней принял смерть от повстанцев Пугачева настоятель монастыря игумен Асинкрит. Название «старого русского кладбища» довольно долго именовалось даже в официальных документах.

На монастырском некрополе хоронили не только священнослужителей, но и имелись семейные усыпальницы именитых горожан Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, Еремеевых, Нееловых, Растовских, маркизов де Траверсе. В фамильном склепе был похоронен почётный потомственный гражданин Казани, купец 1-й гильдии Иван Иванович Алафузов.

В монастыре похоронена известная казанская благотворительница, подарившая городу здание Пассажа - Ольга Александрова-Гейнс († 29 октября 1927 г.). Здесь нашли свой последний приют князь Василий Болховский († 1801 г.), генерал-майор Ермолай Великопольский († 1802 г.), бывший губернатор Казанской губернии Александр Гейнс († 1892 г.), командир порохового завода Василий Глухов († 1835 г.), архитектор Василий Кафтырев († 1807 г.), генерал-майор Алексей Лецкой († 1800 г.), благодетель монастыря, купец Николай Мясников, подполковник, троюродный брат А. С. Пушкина Александр Неелов († 1844 г.), гвардии капитан, дядя Л. Н. Толстого Николай Юшков († 1828 г.). Не менее трёх тысяч наших земляков упокоилось на монастырском погосте.

Как отмечает известный казанский исследователь Пётр Дульский, некрополь Зилантова монастыря имел немало деревянных резных памятников редкой красоты, что «свидетельствовало о большом чутье форм мастеров, которые с увлечением воплотили в своей работе частицу художественных заветов народного творчества». Кресты-надгробия подчас были настоящими произведениями старинной русской деревянной резьбы, не уступающей по изыс-канности резьбе иконостасов. Когда в советское время кладбище разорили и полностью сровняли с землёй, один крест XVIII века не был уничтожен именно потому, что его причислили к «произведениям искусства» и поместили в качестве экспоната в Национальный музей.

Там он находится и поныне (см. фото). Почти два с половиной столетия не разрушили деревянную резьбу. Четыре изящных столбика в форме миниатюрной башенки-часовенки держат на себе многоярусный витой столбик, увенчанный восьмиконечным православным крестом. Фото-графии этого надгробия есть как в дореволюционных книжках, так и в советских путеводителях по Казани.

В октябре 2006 г. в обители установили поклонный крест. Пришло время покаяния.

Святыня на Зилантовой горе основана Иваном Грозным в Казани в 1552 году. Ее появление ознаменовало взятие города русскими войсками. Изначально она расположилась недалеко от братской могилы русских воинов, погибших во время захвата города, но из-за того, что ежегодно место заливалось водой во время половодья, спустя семь лет святыня была перенесена на свою нынешнюю территорию. Существует версия, что храм начали отстраивать там, где погиб святой Иоанн Казанский, пострадавший от татар за отказ принять ислам.

Зилантова гора, или по-татарски Жилантау, названа в честь дракона, по преданиям обитавшего на ней. Сейчас его изображение нанесено на герб города.

Старинная легенда гласит, что когда-то в этих местах жило чудовище татарского эпоса с крыльями с именем Зилант. Сначала изображением с этим мифологическим существом была снабжена печать Казанского хана, а уже потом она появилась на гербе Казанской губернии. Позже коронованный дракон черного цвета с алыми крыльями был перенесен на герб Казани.

Ансамбль монастыря складывался на протяжении XVII — XVIII века. В него входили Успенский собор, храм Митрополита Алексия, храм Спаса Нерукотворного над могилой павших воинов, жилые и хозяйственные постройки. Некоторое время на территории обители располагалась Казанская духовная семинария.

После революции монахи и настоятель были расстреляны, а сама святыня пришла в запустение, все строения был практически полностью уничтожены. Сохранились только Собор Всех Святых (Успения Пресвятой Богородицы) и Настоятельский корпус (XIX век). Большинство построек возведены уже после возрождения обители, на рубеже ХХ — ХХI веков. Это Собор Троицы Живоначальной (около 2000 года), церковь святого равноапостольного князя Владимира (примерно 2004 год) и несколько других строений. До революции Зилантов храм был мужским, сейчас он женский.

История

Будучи древнейшей святыней не только Татарстана, но и всего Поволжья, Зилантова обитель привлекает огромное количество приезжающих. Место уникально и самобытно, также оно имеет многогранную вековую историю.

Осенью 1552 года Иван Грозный находился в очередном походе на главный город Казанского ханства с целью увеличения границ Русского государства и открытия Волжского торгового пути, который впоследствии помог бы ему расширить торговлю с разными странами.

Благодаря тщательному планированию похода и хорошей подготовке дело завершилось окончательной победой русских войск и полным завоеванием города Казань. В память об огромном количестве погибших Иван Грозный основал мужской Свято-Успенский монастырь на месте размещения царской походной палатки и небольшой церкви.

Спустя семь лет вышедшая из берегов Волга стала представлять угрозу для деревянных стен монастыря, тогда для спасения религиозной святыни было принято решение переместить ее на возвышенное место и соорудить вокруг каменную стену. Так монастырь начал свою вторую жизнь на Зилантовой горе.

В 1732 году в святыне начала функционировать духовная семинария, позднее заработала школа. В то время в архитектурный ансамбль входили уже четыре церкви из камня, а на территории рядом был разбит прекрасный сад.

По прошествии века на месте воздвигли еще одно памятное строение с обителью во имя иконы Спаса Нерукотворного. Новое строение выросло над захоронениями павших под Казанью воинов.

В годы советской власти место, как и множество других святынь, было закрыто. Настоятель и 10 монахов были признаны виновными в открытии стрельбы по красногвардейцам без каких-либо на то оснований, их расстреляли во время штурма города, начавшегося с Зилантовой горы.

После этих печальных событий длительное время на месте святыни находились коммунальные квартиры, затем здесь расположились тюрьма и склады, под конец место стало пристанищем колонии. Спустя некоторое количество времени там была организована православная община, просуществовавшая до 1928 года, затем ее ликвидировали.

Место стало пустовать. Долгие годы заброшенная святыня служила мусорной свалкой, стены храма же были практически уничтожены.

Сейчас

В 1998 году обитель была возвращена церкви, в этот момент началось ее возрождение в качестве Успенского Зилантова женского монастыря города. На сегодняшний день строение является единственной женской обителью на территории Казанской епархии.

Сейчас место очень красиво: возведено несколько новых храмов и зданий для насельниц, территория рядом со строениями благоустроена и ухожена.

Чтобы оказаться в монастыре, туристы должны подняться на маленькую горку, на которой стоит колокольня святыни. По обеим сторонам центральных ворот гостей встречают иконы Небесных Архангелов: Михаила и Гавриила, колокольня же является домом для Михайловской надвратной церкви.

Оказавшись на территории Зилантьевской обители, в первую очередь сталкиваешься с красивыми колоколами, размещенными на постаменте. Территория женского монастыря насчитывает несколько храмов, на данный момент действующей является Владимирская святыня, которая была освящена в 2004 году. Постройка имеет купол небесно-голубого цвета и расположена слева от входа в монастырь. Здесь христиане молятся и ставят свечи. За церковью можно обнаружить памятный крест, посвященный воинам, отдавшим жизнь за православие и Родину.

По центру высится Троицкий храм ослепительно белого цвета, его освятили в 2006 году. Место в точности повторило одноименный собор, отстроенный в Троице-Сергиевой Лавре . Перед собором раскинулась внушительная площадь, в будние дни она пустует, а в праздники становится многолюдной.

Если стоять на площади, повернувшись к Троицкому собору, по левую руку окажется храм святых мучеников Адриана и Наталии белого цвета, справа же будет невероятной красоты Успенский собор, когда-то носивший название Всехсвятского. Позади него возвышается Малая Колокольня, окружает ее огромное количество цветов.

Вся монастырская территория отличается чистотой и аккуратностью. Храмы и сестринские корпуса окружены цветочными клумбами, что в сочетании с небесно-золотыми святынями выглядит просто великолепно.

Богослужения

Верующие чтят Зилантову обитель, и почти каждый христианин хочет оказаться в этом умиротворенном и красивом месте. Помимо проводимых здесь богослужений на территории храма можно увидеть мощевик, содержащий частицы мощей большого количества святых. Здесь же функционирует церковная лавка и воскресная школа, также туристы могут заглянуть в библиотеку и трапезную.

По субботам проводят Панихиду, усопших поминают и по древнему заупокойному синодику. По средам во время молебна читается Акафист перед иконой Успения Божьей Матери. Каждый месяц часовня становится местом проведения молебна 14 тысячам убитым младенцам в Вифлееме. Богослужения проводятся каждый день.

Как добраться до Свято-Успенского Зилантова монастыря в Казани

Доезжают до места на маршрутках, проходящих по Кировскому району, другим вариантом является электричка, следующая до станции «Адмиралтейская слобода» . До остановок «Льнокомбинат» и «1-ое Мая» курсируют автобусы

По воскресеньям сюда ходит бесплатный автобус, который стартует от остановки «Речной техникум» в утренние часы (08.15, 08.30 — отправление, возвращение назад — 10.50).

Желающим ездить с комфортом следует воспользоваться местными службами такси или вызвать машину через популярное приложение Яндекс. Такси, Максим, Gett или Uber.