Только интересной но. Поездка на ленские столбы оказалась для детей-инвалидов не только интересной, но и полезной. А в чем заключалась идея проведения конференции

Легко запомнить как правильно пишется «интересней» или «интереснее» и «поинтереснее» или «по интереснее», стоит лишь узнать и запомнить несложное правило, давайте разберемся вместе.

Правильно пишется

По правилам правописания оба варианта допустимы в зависимости от стиля речи.

Какое правило

«Интересней» – сравнительная степень прилагательного. Образуется путём прибавление к корню суффикса «ей» или «ее». Форма с суффиксом «ей», как более удобная для произношения, в основном используется в разговорной речи, но допустима и на письме.

«Интереснее» – сравнительная степень прилагательного. Образована с помощью суффикса «ее», который чаще всего встречается в письменной речи.

«Поинтереснее» или «по интереснее» как пишется?

По правилам правописания оба варианта допустимы. Приставка «по» в сочетании со сравнительной степенью прилагательного служит для усиления или смягчения признака, является разговорной. Примеры: помягче, посвободнее, потуже, потяжелее.

Примеры предложений:

  • Найди мне какую-нибудь книжку поинтереснее.
  • Интереснее этой идеи у меня ничего нет.
- Владимир Ефимович, прежде всего, расскажите, пожалуйста, что такое Институт изучения труда, совместно с которым Вышка провела эту конференцию?

Институт изучения труда (IZA) - это небольшой по своему штату негосударственный исследовательский институт в Бонне; сегодня это ведущий центр исследований в области экономики труда. IZA был создан сравнительно недавно, в 1998 году. За это время вокруг него сформировалась огромная международная сеть исследователей - 1200 человек из 45 стран. Среди аффилированных с IZA исследователей такие Нобелевские лауреаты по экономике как Джордж Акерлоф, Гэри Беккер, Дэйл Мортенсен, Кристофер Писсаридес, Эдмунд Фелпс, Джеймс Хекман. За прошедшие годы в рамках этой сети опубликовано около 7000 работ, проведено множество конференций. Ведущие ученые из разных стран считают престижным публиковаться в IZA и сотрудничать с ним. Такая организация не проводит конференции с кем попало. Поэтому уже сам факт, что IZA предложила провести конференцию с ВШЭ на паритетных началах, для нас важен и почетен.

- А в чем заключалась идея проведения конференции?

Основная идея - ознакомиться с новыми исследованиями в области изучения рынка труда, проводящимися в разных странах, но сфокусированными на регион, включающий Россию, другие страны СНГ (включая Центральную Азию), а также Китай. Между этими странами очень много различий, но есть и общее. Мы, в России, в первую очередь сосредоточены на нашей стране и редко внимательно смотрим на другие страны. У нас на это не хватает ни сил, ни данных. Эта конференция позволила выйти за узкострановые рамки. Это важно, так как весь этот регион нам не безразличен. С другой стороны, подобная конференция - это не только смотр результатов, но и обсуждение новых идей и методологических подходов к исследованию.

Есть еще одно соображение, почему данная конференция важна. У IZA уже сложились определенные традиции и высокие критерии отбора работ на подобные мероприятия. Проводя такую конференцию вместе с ними, мы «осваиваем» их систему отбора, учимся говорить на одном языке, что также важно для интеграции в международное научное сообщество. Другими словами, эта конференция была не только престижной и содержательно интересной, но и технологически полезной. Добавлю, что наши молодые сотрудники получили возможность выступить на представительной конференции и услышали полезную критику.

Лучшие доклады по итогам конференции будут опубликованы как на русском, так и на английском языках. Некоторые авторы уже получили предложения подать свои работы в новый журнал «IZA Journal of Labor and Development».

- Не могли бы вы поподробнее рассказать о роли профессора Хартмута Леманна в организации этой конференции?

Профессор Леманн - наш давний коллега и друг. Он является одним из ведущих специалистов в области экономики переходных стран, его перу принадлежат десятки работ, посвященных России,

Китаю, странам Восточной Европы и СНГ. Кстати, профессор Леманн был одним из вдохновителей создания нашего Центра трудовых исследований. Кроме того, он является руководителем исследовательской Программы по изучению рынков труда в странах с переходной и развивающейся экономикой в IZA. Собственно, инициатива по проведению этой конференции исходила от него и он возглавлял программный комитет.

- Какие еще известные ученые, помимо профессора Леманна, приняли участие в конференции?

В первую очередь следует сказать про профессора Джона Эрла из Университета Джорджа Мейсона в Вашингтоне. Профессор Эрл - очень сильный исследователь, автор многочисленных работ. Многие молодые ученые в Центральной и Восточной Европе были его учениками и обязаны ему своими профессиональными успехами. Он также являлся одним из инициаторов создания нашего центра. Кстати, Джон не только замечательный исследователь-экономист, но и профессиональный пианист. В первый день нашей конференции после заседаний Джон Эрл играл Шуберта в Профессорском зале ВШЭ, это было захватывающе.

Были и другие очень интересные исследователи. Например, Жонг Жао - один из ведущих экономистов в сфере труда из Китая. Анжелика Зайцева, которая работает в университете Модены в Италии и в IZA, является признанным специалистом в области экономики миграции. Мы рады, что она заинтересовалась российским рынком труда и надеемся на сотрудничество с ней. Нельзя обойти вниманием и профессора Джона Беннета из Великобритании, специалиста по микроэкономике неформального сектора. Кроме того, была большая группа молодых людей из разных стран, в том числе и из России, которые также представили очень интересные доклады. Сотрудники ВШЭ на этой конференции тоже не были статистами, представили ряд очень добротных работ.

- Как проходил отбор докладов на конференцию?

Конференции предшествовал международный конкурс на участие в конференции. Об этом было объявлено на сайте IZA. В итоге мы получили около 40 заявок, из которых программный комитет выбрал 18.

- А какие из представленных работ показались вам наиболее интересными?

В целом уровень докладов был достаточно высокий, а тематика - разнообразной. Выделю блестящий и по содержанию, и по форме доклад Джона Эрла. Он был посвящен влиянию специальных государственных программ финансовой помощи малому бизнесу на создание рабочих мест в США, однако содержал выводы, которые могли бы быть применены и к переходной экономике. Очень интересным был совместный доклад Хартмута Лемана, Анжелики Зайцевой и Джона Беннета «Отношение к риску и неформальность на рынке труда». Эта работа сделана на стыке экономики труда и поведенческой экономики, в ней были использованы уникальные данные из специального обследования по России. Два доклада были посвящены проблемам рождаемости, но выполнены на стыке экономики труда и демографии (Фабиан Слонимчик и Анна Юрко из ВШЭ, а также Мария Джулия Сильвани из Университета Болоньи). Отметим еще две работы, касающееся минимальной заработной платы. О ее влиянии на результаты функционирования региональных рынков труда рассказывали Александр Муравьев (ВШМ СПбГУ и IZA) и Алексей Ощепков (ВШЭ), а о ее влиянии на неравенство - Анна Лукьянова (ВШЭ). Все, что связано с минимальной зарплатой, крайне слабо изучено в России, несмотря на большую политическую важность этих вопросов. Я отметил лишь несколько докладов - к сожалению, здесь нет места говорить о всех достойных внимания.

Отдельно хотелось бы сказать о специальной лекции «Новые вызовы в области социальной политики», с которой очень энергично выступил Михал Рутковски, директор российского представительства Всемирного банка. Это было блестящее и очень серьезное выступление, вызвавшее горячее обсуждение.

- Как вы оцениваете итоги конференции?

Как очень успешные. Все участники остались довольны как качеством докладов, так и уровнем организации. Надеюсь, это не последняя такая конференция.

- Значит, в ближайшее время стоит ожидать других совместных проектов?

С некоторыми участниками конференции у нас идут совместные проекты. Ряд проектов уже реализован. Сейчас, например, заканчивается совместный проект с IZA на тему «Политическая экономия реформирования рынков труда». Одна из участниц конференции - Мария Джулия Сильвани в свое время проходила стажировку в нашем центре. Александр Муравьев из ВШМ СПбГУ постоянно принимает участие в летних школах по экономике труда ВШЭ, которые ежегодно проводит Сергей Рощин. Обсуждаем более плотное участие в наших проектах Анжелики Зайцевой. Словом, планы есть, и они разные.

Петр Радзиховский, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

В рамках лаборатории географического образования Краснодарского регионального отделения Русского географического общества совместно с Краснодарским научно-методическим центром в гимназии №72 состоялся научно-популярный лекторий «Возобновляемые источники энергии в Краснодарском крае»

«География – это интересно!» - такими словами начал своё выступление Алексей Александрович Оробец, член Совета, руководитель комиссии географического и экологического образования КРОРГО. Он рассказал о деятельности Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, в которую входят профильные смены, летний университет, интеллектуальные соревнования, экологический марафон, лектории КРОРГО.

Ребята узнали о географическом обществе учащихся, которое основано на принципах добровольного участия, взаимодействии с Краснодарским региональным отделением Общества и научной основе деятельности. Цели и задачи вовлечения в Общество направлены на развитие творческих способностей учащихся, их участие в исследовательских проектах, путешествиях и экспедициях, акциях, волонтёрских проектах, на пропаганду историко-географических и краеведческих знаний, профессиональную ориентацию молодёжи в изучении природы и общества. Отвечая на вопросы гимназистов, Алексей Александрович сказал, что география – это не только интересно, но и необходимо!

Материалы лекции «Возобновляемые источники энергии в Краснодарском крае» представила Любовь Алексеевна Морева, кандидат географических наук, член Совета, руководитель комиссии экономической, социальной и политической географии КРОРГО. Любовь Алексеевна познакомила учащихся с понятием «Возобновляемые источники энергии», отметив, что характерной особенностью ВИЭ является их неистощаемость, способность восстанавливать свой потенциал за короткое время – в пределах срока жизни одного поколения людей. В процессе показа презентации лектор напомнила гимназистам классификацию различных источников энергии.

Любовь Морева уделила большое внимание и проблемам – недостаткам в количестве производимой электроэнергии, связанным с энергодефицитом, что обусловлено экономическим развитием региона, сопровождающимся бурным строительством, развитием и реконструкцией крупных городов.

В презентации были представлены территории Краснодарского края, нуждающиеся в скорейшем наращивании энергетических мощностей.

Л.А. Морева, кроме интересной лекции, провела профориентационную работу среди гимназистов, рассказывая о направлениях подготовки на географическом факультете Кубанского государственного университета. Пожелала всем ребятам определиться в выборе будущей профессии, а также дальнейших творческих успехов, новых и интересных открытий на благо развития страны!

Заместитель директора гимназии Евгений Леонидович Зинкевич выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Краснодарским региональным отделением Русского географического общества. В заключение лектория учителю географии гимназии № 72 Людмиле Евгеньевне Вилковой был подарен сборник научных трудов преподавателей Кубанского государственного университета.

Наталья Маратовна Овсянникова,

секретарь-референт комиссии географического и экологического образования

Эта книга — не жизнеописания рязанских юродивых. Однако написана она по реальным фактам их жизни и деяний. Автор надеется, что книга будет не только интересной, но и душеполезной для читателей, ведь «нет ничего более таинственного, непостижимого и вместе с тем прекрасного, чем святая человеческая душа», как пишет о книге протоиерей Артемий Владимиров. Богата была наша земля праведниками, высок подвиг юродства Христа ради и чисты души юродивых.

Вступительное слово

Как солнечный свет являет себя в семицветье радуги, так и Божественная благодать, опочив в сердцах избранников Христовых, обнаруживает свое присутствие в просвещенной мудрости юродивых праведников. Предвидение будущего, вещее и меткое слово, умение не унывать в самых сложных обстоятельствах, сохранять бодрость духа и живость сердца среди всеобщей апатии и ободрять унывающих, сострадать ближнему, смиряться перед Богом вплоть до желания оскорблений, гонений и даже побоев Христа ради — вот далеко не полный перечень духовных достоинств, которыми блистают души героев книги Игоря Евсина «По кому палка плачет?».

Юродство Христа ради имеет свои степени, градации, полутона, и в разных людях оно проявляется по-разному. Но есть что-то общее в подвиге юродства. Что же объединяет этих необычных подвижников, обретших нравственное совершенство после упорной, изнурительной борьбы со своими страстями? Борьбы, в которой иногда бывали и поражения, но которая в конечном счете заканчивалась победой христианского духа над бренным телом и страстными помыслами.

Прежде всего юродивых объединяет то, что они подобны благородным рыцарям. Юродство — лишь доспехи, оберегающие их сердца от раскаленных стрел лукавого, от дурных влияний мира сего, во зле лежащего. А кроме того, юродство — это ладонь, бережно прикрывающая свечу сердечной молитвы, дабы ее огонек не погас от вмешательства страстного мира, как от порыва буйного ветра.

Юродивым свойственно искусство употребить вовремя шутку, прибаутку и даже острое словцо с целью уйти от ненужного, от неполезного и даже душевредного разговора. И этим искусством пользуются мудрые христиане. Слово или действие, подчас неожиданное, непредсказуемое, выходящее за рамки светских условностей, цель которого — ободрить огорченного, поставить на место дерзкого, воодушевить малодушного. Эти элементы юродства присутствуют и в современном христианском сообществе. Граничит с юродством и продиктованное Евангелием поведение: молчание в ответ на озлобленные выпады недругов, встречный вопрос на вопрос, заданный с лукавым умыслом, язык притчи, иносказания, аллегории, к которым обращаются в сложных ситуациях.

Мудрые духовники поучают о жизни среди мирян: «Будешь хорошим (наивным, доверчивым, бесхитростным) — съедят. Будешь плохим (самонадеянным, замкнутым, грубым) — заплюют». Христианин должен держаться золотой середины. Иметь мудрость змеи и кротость голубя. То есть одновременно быть невозмутимым и приветливым, мужественным и добрым, скромным и назидательным, но не навязчивым…

Высокодуховные старцы дают иногда такое необычное наставление: «С лукавым — по-лукавому». О том же говорится и в Псалтири: С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь (Пс. 17, 26-28). То есть с человеком злонамеренным, желающим тебе вреда, не грех быть хитрым, чтобы разрушить его козни.

Современный мир становится все более агрессивным. Алчность, желание иметь как можно больше земных благ, пребывание в плотских страстях — вот свойства сегодняшнего общества. И чтобы жить в этом мире достойно, современные христиане должны изыскивать особые формы поведения, уметь говорить особым языком, для того чтобы отстоять свой духовный суверенитет. И в этом им могут поспособствовать элементы юродства, которые, не нанося другим оскорблений, помогут опровергать голословные обвинения, разоблачать лесть, а если кто-то стяжал евангельскую любовь к ближним, то назидать и обличать. Но, повторюсь, если он стяжал истинную, евангельскую любовь, о которой апостол Павел пишет так: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. (1 Кор. 13, 2).

Однако далеко не всем дано понять значение подвига юродства. По большому счету мир ненавидит юродивых, гонит их и преследует, потому что считает безумными за отказ от земных удовольствий. Мир унижает и оскорбляет юродивых, потому что они мешают миру спокойно предаваться плотским страстям и утехам. Еще апостолов, проповедовавших превосходство духовного над плотским, считали за ненормальных людей. Апостол Павел так писал про учеников Христовых: Мы сделались позорищем для мира… — Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся... — мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1 Кор. 4, 9, 11, 13).

Но почему же в последующих веках, когда уже было утверждено христианство, юродивые своими речами и поступками сами добивались того, чтобы люди считали их за умалишенных? Чтобы презирали и даже избивали? Потому что они всегда помнили, что Сам Христос подвергался надругательствам и избиениям. Оттого и не могут юродивые предаваться земным радостям и утехам, что перед их глазами всегда стоит распятый Христос.

Но нам, современным христианам, все-таки надо знать, что подражать поведению юродивых не следует. Господь благословляет как возвышенную скорбь и страдания, так и невинную радость, и благочестивые земные утешения. Потому христианин должен держаться золотой середины и, как уже говорилось, иметь мудрость змеи и кротость голубя. А особенно следует избегать лжестарцев и лжеюродивых. Настоящие Христа ради юродивые, в прямом смысле этого слова, сегодня вряд ли где-то существуют, ибо оскудела земля Русская праведниками, удостоившимися такой необыкновенной святости, которую необходимо скрывать под личиной греховности. Мне приходилось встречать уловленных тщеславием людей, выдающих себя за юродивых, ведущих себя эксцентрично, изрекающих туманные пророчества и дающих туманные ответы на духовные вопросы. Это лжеюродивые, произносящие речи от лукавого, помраченного ума своего. Они похожи на античных пифий или оракулов.

И ведь находятся такие доверчивые простачки, что принимают их за юродивых Христа ради. Но нам следует помнить слова Самого Христа: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят (Мф. 24, 4-5).

Но по Божией милости на Руси, как гласит русская пословица, не стоит село без праведника. Прочитав книгу Игоря Евсина «По кому палка плачет?», читатель сможет увидеть, насколько богата была наша земля праведниками, насколько высок подвиг юродства Христа ради и насколько чисты души юродивых.

Читая эту книгу, мы еще раз убеждаемся, что нет ничего более таинственного, непостижимого и вместе с тем прекрасного, чем святая человеческая душа!

, член Союза писателей России

Мудрость змеи и кротость голубя. Вступительное слово

Глава 1

Надо ли птичкой становиться?

Рассказы о юродивых XIX века

  • Позорище человеков
  • Не царствуй, лежа на боку
  • Надо ли птичкой становиться?
  • Оборванец-офицер

Глава 2

По кому палка плачет?

Рассказы о юродивых XX века

  • Весь монастырь — гостиница
  • Так видится, так слышится, так сбудется
  • По кому палка плачет?
  • Все люди беременны
  • Настолько рано, что уже поздно
  • Не тот Федот
  • Иголку без нитки не выкинешь
  • Дрова надо мочалить
  • Кши, кши, кши

Попробуйте разнообразить ежедневную прогулку с малышом развивающими играми и знакомством с окружающим миром.

Разумеется, желательно взять с собой игрушки - песочный набор, мяч, мыльные пузыри, мелки, лупу и так далее. Еще я рекомендую брать на прогулку бутылку с водой. Она пригодится для игр, и для того, чтобы помыть после них руки.

Вот несколько развивающих игр, которые вы можете взять за основу, чтобы придумать новые игры, которые, по вашему мнению, понравятся вашему малышу. Они не требуют какого-то особого инвентаря, и подобраны так, чтобы развивать у ребенка наблюдательность, внимание, мышление, глазомер, ловкость и так далее.

Исследуем окрестности

Выходить за пределы детской площадки очень полезно. Сколько новых впечатлений и эмоций ждет малыша!

Пусть он сам выбирает дорогу, куда идти. А вы, как верный Санчо Панса, следуете за ним, несете игрушки, предупреждаете об опасностях и обращаете внимание ребенка на интересные природные явления (распустились первые листочки, на небе облако в виде кораблика, воробьи купаются в луже, муравьи тащат соломинку). Не забывайте называть предметы, описывать их свойства и пояснять, что с ними можно делать.

Можете внести в наблюдение элементы обучения.

Например, выберите какой-нибудь объект (дом, дерево, припаркованный автомобиль), и сосчитайте, сколько до него шагов. Затем выберите что-нибудь другое. Сравните, насколько отличайся расстояние до обоих объектов. Попробуйте вместе с ребенком прикинуть на глаз, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то объекту (например, к своему дому).

Рисунки на земле

Рисовать можно мелками на асфальте или палочкой на земле.

Можно написать буквы, цифры, короткие слова, нарисовать геометрические фигуры.

Нарисуйте вместе с малышом веселые и грустные рожицы. Пусть он скажет, какие эмоции они изображают.

Начертите на асфальте две параллельные линии (дорожку), по которой малыш должен пройти, не заступив за край, или провезти машинку. Дорожка может быть прямой или извилистой.

Не бойтесь, что малыш испачкается, ползая по земле. Это мелочь по сравнению с тем удовольствием, которое он получит от игры.

А теперь скажите ребенку, что дорожка превратилась в ручеек, через который надо перепрыгнуть туда и обратно.

Возможно, вашему малышу понравится рисовать водой? Возьмите с собой на прогулку бутылку с водой, ведерко и малярную кисть. Вы увидите, с каким удовольствием он будет выводить на асфальте незатейливые рисунки, и удивляться, как они исчезают на солнце.

А зимой можно рисовать на снегу. Для этого возьмите несколько пластиковых бутылочек, в крышке сделайте маленькое отверстие, налейте в бутылки подкрашенную воду (например, желтую, красную и синюю). Теперь из этих бутылок можно поливать снег, получатся разноцветные пятна, которые, смешиваясь друг с другом, дадут новые цвета. Лучше рисовать на утоптанном снегу, а не на рыхлом.

Кстати, из этого разноцветного снега можно лепить разноцветных снеговиков.

Снежные скульптуры

Если вы решили в зимний день вылепить снеговика, не забудьте взять с собой бутылку воды. Это отличный «клей», с помощью которого вы можете соединять между собой фрагменты будущей «скульптуры».

Покажите ребенку, как с помощью обычных формочек можно делать из снега такие же куличики, как из песка. А потом скрепите их с помощью «клея» (воды).

Снежные мишени

Сделайте из снега мишени (хотя бы те же куличики). Покажите малышу, как лепить снежки и бросать их по мишеням.

Классики

Можно нарисовать обычные классики (в виде таблицы), или в виде окружностей, хаотически расположенных на расстоянии друг от друга (но не очень далеко). В каждой окружности впишите цифры от 0 до 9. Пусть ребенок прыгает из кружка в кружок, выбранный вами. Или по порядку возрастания цифр или убывания.

Можно задавать простые арифметические примеры. Например, «Сколько будет 1+1?», малыш должен прыгнуть в кружок с цифрой «2».

Зимой вместо классиков, вы можете оставить на чистом снегу следы, а малыш пусть пройдет по ним, шагая след в след.

Веселая физкультура

Делать физические упражнения на свежем воздухе полезно, но очень скучно. Разнообразьте их игрой.

Например: «Тянемся вверх до самого солнышка (потягивания), собираем лучики и кладем на травку (наклоны). Берем лучик справа и кладем у левой ножки, берем лучик слева и кладем у правой ножки (наклоны со скручиванием). Садимся на травку и собираем лучики вокруг себя (повороты туловища вправо и влево). Лучики собрали, остались облака! Прыгаем верх высоко-высоко и хватаем их (прыжки с приседаниями)». И так далее.

Пусть ребенок представит себя каким-нибудь животным. Например, попрыгает, как зайчик, быстро побегает, как олень, медленно походит, как черепаха.

Лужа

Предложите малышу не только ходить по лужам, но и бросать в лужу камушки, палочки, листья и другие предметы, какие вы сможете найти вокруг. Какие предметы поднимают фонтан из брызг, какие тонут, а какие остаются плавать на поверхности? Обратите внимание ребенка на волны, кольцами расходящиеся от упавшего предмета.

Меткий бросок

Выройте в земле ямку, и на некотором расстоянии от нее начертите черту, от которой вы будете бросать в яму камушки. У кого из вас будет больше попаданий? Постепенно отодвигайте черту подальше от ямы.

А можно поиграть в настоящий гольф. Сделайте на пути к ямке канавки и валы из песка. Попробуйте закатывать в ямки небольшой мячик (руками или с помощью палки).

Игры с мячом

Конечно, можно поиграть в футбол, или просто бросать друг другу мяч. Но еще лучше вспомнить свое детство. Так, во что мы играли?

  • Игра со стеной. Нужно бросить мяч о стену и поймать его. Далее постепенно усложнять упражнение. Бросить мяч о стену, хлопнуть в ладоши, поймать. Бросить, подождать, когда он ударится о землю, хлопнуть в ладоши 2 раза, поймать.
  • То же самое, но подбрасывать мяч вверх.
  • Катить мяч друг другу, так чтобы он прокатился слева или справа, или между ног, или перепрыгнуть через мяч.

Наверняка, вы вспомните еще с десяток игр.

Игры в песочнице

Сооружение куличиков из песка можно разнообразить созданием «клумб» (втыкать в куличики травинки и цветочки).

Если песок не лепится, поливайте его водой из бутылки.

Можно сделать «секретики» - выложить из цветов и фантиков красивый узор, накрыть его стеклышком и присыпать по краям песком.

Букеты

Летом - из цветов и трав, а осенью - из опавших листьев можно собирать букеты. Ваша задача рассказать малышу о растениях, которые попали в букет.

Покажите ему, как красиво оформить композицию, как подобрать растения по размеру, форме и цвету.

Соберите коллекцию природных материалов (веточки, каштаны, шишки, камушки), они пригодятся для домашних поделок.

Кроме того, вы можете их зарыть, как клад, а на следующей прогулке попробовать найти.

Клад

Скажите малышу, что сегодня на прогулке вы будете искать клад.

Давайте ему команды «Прямо, вправо, влево, повернись, наклонись», чтобы направить его к тому месту, где вы предусмотрительно спрятали для него сюрприз (какой, придумайте сами). Дети обожают эту игру.

Для детей постарше можно начертить на земле простой план местности и обозначить крестиком место, где спрятаны сокровища (или дать заранее нарисованную на бумаге карту сокровищ).

Животные

Возьмите с собой на прогулку корм для животных (голубей, кошек, собачек).

Понаблюдайте вместе с малышом за животными. Расскажите ему о том, что они кушают, где живут, почему бездомные кошки и собаки оказались на улице.

По дороге домой

По дороге домой попытайтесь вместе с ребенком вспомнить, что вы делали на прогулке, спланируйте следующую прогулку. Так дорога покажется короче.

И еще. Поощряйте совместные игры с другими детьми. Не вмешивайтесь в детские игры, если в этом нет необходимости.