Тропа троллей норвегия на карте. Дорога троллей (Норвегия): фото и отзывы. Дорога троллей на карте Норвегии

Верите ли вы в троллей, этих безобразных существ из скандинавской мифологии? В поисках подтверждения реальности их существования отправимся в заснеженные горы Норвегии. А точнее, на протянувшуюся среди них Лестницу троллей.

Небольшое углубление в норвежскую мифологию позволит лучше раскрыть образ этих загадочных существ и сделать вывод о том, стоит ли вообще игра свеч или же лучше избегать любой возможной встречи с ними. Тролли – важные персоны не только в Норвегии, но и во всей скандинавской мифологии вообще. Упоминание о них отмечено в Швеции и Исландии, но в последнем случае их принято называть третлями.

В вопросе о происхождении троллей мы неизбежно наталкиваемся на суровые исторические факты: после того, как сохранявший девственность территории ледник начал свое движение на восток, освобождая место для первых поселений людей, высокие горы, тяжелые условия и зловеще пенящееся море сыграли с человеческим воображением злую шутку, и люди придумали себе вечно досаждающих иллюзорных врагов – троллей.

Фото: bubblegothinspired.blogspot.com

Придумали? Иллюзорных? Вы правильно подметили: отраженная выше точка зрения есть ни что иное, как взгляд умудренного прогрессом рационалиста, далекого от веры в сверхъестественные силы в целом и живущих среди гор безобразных великанов в частности. Однако присутствует и другая позиция, намного более романтичная и привлекательная. Согласно ей, тролли были единственными живыми существами среди покрытых многолетними льдами гор. Появление на их территории людей вызвало определенное движение в рядах троллей, и они стали активно вторгаться в частную жизнь первых человеческих поселений.

Фото: use-it.unginfo.oslo.no

Это и есть типичный норвежский тролль: отдаленно напоминающая пень голова с растущей на ней травой, усеянный отвратительным бородавками большой мясистый нос, хитрые и прищуренные глаза – всем своим видом, тролль выражает если и не саму опасность, то как минимум скорое ее приближение.

Тролли всегда волновали умы творчески мыслящих людей. Выдающийся норвежский писатель и драматург Генрих Ибсен сделал тролля частью галереи персонажей в одном из самых известных своих произведений – «Пер Гюнт». В образе милых и дорогих сердцу каждого ребенка мумий-троллей легко читаются внешние черты типичных норвежских троллей, но у Туве Янссон они значительно уменьшились в размерах и окончательно встали на сторону добра.

Волнуют умы людей искусства эти необычные существа и поныне. Так, современный финский писатель Олаф Куртен сделал троллей частью своей фантастической вселенной, отводя им чрезвычайно важное место еще в эпоху первобытных людей. Многие голливудские и не только кинематографисты, уставшие от потока однообразных злодеев в растиражированных ужастиках, пытаются напугать зрителя новыми зловещими образами, и тролли как нельзя лучше годятся на эту роль. Фильм норвежского режиссера Андре Овредала «Охотники на троллей (Trolljegeren)» в доступной каждому занимательной форме рассказывает о вполне возможном существовании великанов на самом севере Норвегии, где нога человека если и касается земли, то принадлежит, очевидно, какому-нибудь неисправимому энтузиасту-исследователю.

Если все вышеперечисленное вас не отпугнуло, и вы все еще полны желания ступить на Лестницу троллей, то вот вам точные пространственно-временные координаты: теплое время года, а именно – с мая по октябрь; губерния Мёре-ог-Ромсдал региона Вестланн; внушительный участок национальной дороги RV63 (более 106 километров, 11 действительно опасных поворотов). Именно в это время скромное местечко на юго-западе Норвегии пробуждается от зимней спячки и любезно открывает свои условные двери перед каждым туристом, решившим удовлетворить свое любопытство по поводу присутствия/отсутствия тут настоящих троллей.

Фото: thebkspecial.blogspot.com

Все, как известно, с чего-то да начинается – и проложенная между городами Ондалснес и Валлдал дорога являет собой пример сложнейшего технического решения, воплощенного в жизнь для осуществления оптимальной торговой коммуникации и реализации всего туристического потенциала уникального в плане рельефа региона. Идея пришла в голову чиновникам еще более ста лет назад, но конкретно за строительство взялись лишь в 1928 году, после того, как был решен вопрос с выделением немалых средств и приведена в порядок документация по объекту. Формально дорога проходила через крутой перевал с внушительным плато, что серьезно усложняло работу строителям, а тяжелые погодные условия, в которых им приходилось возводить объект, вкупе с постоянным риском для жизни из-за угрозы камнепада отпугивали даже видавших виды мастеров. Тем не менее, Лестница троллей была построена за восемь с небольшим лет – в 1936 году состоялось торжественное открытие дороги.

Название объект получил от самого короля Норвегии Хокона VII, подписавшего акт о сдаче участка и присвоившего тому говорящее название – Лестница троллей (Троллстиген). Эта дорога являет собой настоящий инженерный шедевр, плод работы нетривиальной дизайнерской мысли и создана, казалось бы, на века. Но это ничуть не мешает инженерам в последнее время расширять дорогу и устанавливать на ней дополнительные элементы защиты. Так, несмотря на то, что технически по дороге может проехать машина длиной более 13 метров, фактически проезд разрешен только для транспорта не более 12,4 метра длиной.

Как уже было отмечено выше, если вы желаете насладиться всеми красотами Тролльстиген, следует спланировать свой визит таким образом, чтобы он попал во временной промежуток с конца мая по начало октября. В другой период дорога представляет реальную угрозу для жизни и потому засыпается снегом для исключения различного рода эксцессов.

Настоящим украшением Тролльстиген является водопад Стигфоссен. С высоты более 180 метров обрушиваются массивные потоки воды, создавая неповторимое ощущение вечного движения. Венчает эту красоту элегантный мост, раскинувшийся посреди дороги.

С высоты птичьего полета эта дорога напоминает невероятно крутой и опасный серпантин, по которому хочется от всей души прокатиться, нажав педаль газа до упора. Но на деле всех любителей покуражиться на дороге ждет жестокое разочарование: высокий автотрафик в разгар сезона (до 2500 автомобилей в день) и ограничение по скорости до 80 километров в час выбросу адреналина в кровь никак не способствуют. Да и какой смысл гнать, если перед тобой открываются виды такой магической красоты, что впору поднимать упавшую куда-то в салон автомобиля нижнюю челюсть.

Тем не менее, находятся такие смельчаки, для которых Дорога троллей представляет собой реальный вызов: речь идет о мотоциклистах. Местные байкеры регулярно устраивают многодневные заезды по объекту, бросая вызов природе, Богу и, очевидно, троллям.

Однако чаще всего наблюдается следующая картина: машина аккуратно припаркована на специальной площадке, а приехавшие на ней люди любуются открывающимся природным великолепием и сражаются от души со светящим во все четыре стороны солнцем. Особый шик – момент, когда его огненный диск медленно скрывается за перевалом. Невероятная красота с острым привкусом романтики!

Помимо своих естественных красот Тролльстиген может предложить туристам отлично налаженную инфраструктуру: на плато в изобилии представлены различные автокемпинги, кафешки, небольшие сувенирные магазинчики, трейлы для катания на велосипедах и прочие развлечения, помогающие скрасить досуг гостей Лестницы троллей и сделать их путешествие действительно запоминающимся и увлекательным.

Фото: nonsprecareiltuotempo.blogspot.com

Одна из примечательностей Лестницы – смотровая площадка Aurland Look: с высоты в 600 метров открывается шикарный вид на один из красивейших фьордов Норвегии. Сама площадка являет собой настоящее дизайнерское откровение: исполнение в виде деревянной горки, круто уходящей вниз, вкупе с практически незаметным стеклом рождает иллюзию уходящей из-под ног реальности.

Глядя на эти венчающие горный серпантин вершины, носящие имена Король, Дроннинген (Королева) и Бископ (Епископ), невольно проникаешься характерным нордическим спокойствием и ощущаешь пронесенное сквозь время величие монархической традиции. Высшая точка перевала Тролльстиген называется Стигрёре. Высота 858 метров над уровнем моря вызывает если и не шок, то, по крайней мере, серьезное уважение.

Некоторые пейзажи настолько совершенны, что любое вмешательство человека кажется грубым и ненужным варварским актом. В такие минуты и приходишь к мысли о том, что реальные хозяева здесь не люди, а как раз те самые тролли, прячущиеся где-то за перевалом либо на заснеженных горных вершинах.

Кстати, о троллях. О них здесь напоминают вот такие симпатичные таблички «Осторожно, тролли!» на манер привычных нам дорожных знаков. На вопрос местным жителям о том, видели ли они когда-нибудь хоть отдаленно напоминающего известного персонажа норвежской мифологии, следуют чаще всего скупые и толком ничего не проясняющие ответы, за которыми стоит некоторое подобие пиетета к этим обитателям горных вершин. И хотя присутствие троллей на Лестнице зафиксировано не было, никто из гостей этого уникального туристического объекта не остался разочарованным. Глядя на такую захватывающую дух красоту, как-то забываешь о безобразных мифологических хулиганах напрочь. И кто знает, быть может, это и к лучшему?

Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

3. Лестница троллей и Дорога орлов

На следующее утро мы встали в семь утра и обнаружили, что ночью по соседству с нами расположилась шведская семья. Они очень интересно решили вопрос с проживанием, разместив палатку на крыше автомобиля. Как выяснилось позже, такие комплекты продаются для самых разных машин.

Сережа сварил манную кашу с изюмом и курагой на завтрак - на природе даже каша кажется вкусной, хотя дома я ем ее пару раз в год - и, собрав вещи, мы двинулись к первой крупной достопримечательности Норвегии - Лестнице троллей.

По дороге нам то и дело встречались знаки Зимней Олимпиады 1994 года и Юношеской Олимпиады 2016 года в Лиллехаммере. Приятно, что по прошествии двадцати с лишним лет страна все еще гордится проведенными Играми. Сам Лиллехаммер - совсем маленький городок с населением 27 тысяч человек. Практически весь он уместился на фото - справа через реку.

Дорога постепенно становилась все более интересной - начали появляться горы, озера и небольшие водопады.

По дороге мы увидели коричневый указатель на ставкирку Ringebu и, так как не были сильно ограничены во времени, решили заехать. Ставкирка, или каркасная церковь, - самый распространенный в Скандинавии тип храмов. С 11 по 16 век в Норвегии было построено около 1700 таких церквей, которые начали сносить после чумы, когда население уменьшилось практически вдвое, и такое большое количество храмов стало излишним. До нашего времени дошло лишь 28 ставкирок, из которых мы, если не ошибаюсь, за поездку видели три.

Ставкирка в Рингебу относится к первой четверти 13 века - это было установлено по монетам, найденным в ходе археологических раскопок 1980-х годов. Всего в ходе раскопок было найдено 892 монеты, большинство из которых норвежские, принадлежат периоду 1217-1263 годов, когда правил Хокон Старый, при котором средневековая Норвегия достигла высшей точки своего процветания. Интересно, что среди найденных монет были также немецкие, шведские и датские. А самая старая датируется 1020 годом, когда Англией, Данией и Норвегией правил Кнуд Великий.

В 1630 году церковь была перестроена в форму креста, а в 1631 году к ней пристроили красный шпиль, что для ставкирок является необычным.

Вход во все ставкирки платный. Конкретно в Рингебу - около 6,5 евро с человека. Мы заходить не стали, так как планировали посетить другие ставкирки, в Хопперстаде (Hopperstad) и в Сейме (Seim). Возле церкви расположилось ухоженное кладбище - если бы не деревянный храм, то, можно сказать, как из американских фильмов. Такие же мы видели и рядом с другими ставкирками.

Продвигаясь вглубь Норвегии, мы не могли не заметить, как посуровела природа, обрела мощь. Тоненькие струйки водопадов превратились в огромные, шумящие потоки. Это очень впечатляет! Постепенно, ближе к концу отпуска, мы уже к ним привыкли, но первые мощные водопады восхитили нас до глубины души.


На дорогах Норвегии много съездов-карманов. В одном из них мы и остановились, чтобы немного побродить по окрестностям. Прямо рядом с дорогой протекала горная речка. Вода в ней (как и во многих других норвежских речках) такая прозрачная и изумрудно-зеленая, что хочется в ней искупаться. Но на самом деле, она очень холодная.

В горной части Норвегии, особенно если вы приехали в первый раз, хочется останавливаться буквально через каждые 500 метров: то из-за поворота выглянет водопад, но вдали покажутся скалы причудливой формы, то изумрудно-зеленая вода фьорда не даст отвести взгляд. Конечно, через пару дней к этому всему начинаешь потихоньку привыкать, но даже теперь, во время второго своего визита в страну троллей я большими глотками внимал великолепие суровой природы.

К Лестнице троллей мы подъехали к обеду. Trollstigen, так ее называют норвежцы, - одно из наиболее посещаемых туристических мест в Норвегии. Тролли встречают вас еще до того, как вы приблизитесь к первому витку серпантина.

Пообедать нам удалось с комфортом у подножия горы - здесь расположен кемпинг Trollstigen Camping , на территории которого много деревянных столов. Никто не запрещает ненадолго занять один из них, что мы и сделали. Честно говоря, мы все ощутили себя немного странно, поглощая Роллтон на фоне молчаливых суровых гор.

На Лестницу есть и пешие маршруты, но у нас в планах стояло доехать до вершины на машине по крутым серпантинам, населенным троллями. На парковке перед стартом в гору висит единственный “официальный” дорожный знак - “Внимание! Тролли!”

Если остановиться на обочине метров за 200 до начала серпантина и пройтись по одной из тропинок, уходящих в горы, можно обнаружить бурлящую горную речку и лес, идеально подходящий для обитания троллей и прочих сказочных существ.

Честно говоря, я не знаю, почему дорога имеет такое название. Но глядя на горы, окружающие долину, несложно представить, как в ущельях притаились страшные тролли, выжидающие, когда сгустятся сумерки и можно будет выйти на охоту. Согласно норвежским легендам, солнечный свет превращает их в камень, а потому днем ехать можно, в общем-то, безбоязненно. Кстати, с собой в путешествие мы брали книгу “Волшебные сказки Норвегии” для полного погружения в атмосферу. Сказки эти холодные, временами жестокие и кровожадные, населенные необычными для славянских народов существами: ниссе, хюльдры, драуги… Так и ждешь, что пока будешь спать себе спокойно в палатке, нападет на тебя кто-нибудь из них и утащит в лес.

Дорогу троллей построили в тридцатых годах прошлого столетия, а в 2005 году ее включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Маршрут, состоящий из 11 “шпилек”, поднимается на высоту 858 метров над уровнем моря. При этом уклон составляет 9%. Временами ширина дороги составляет не более 3,3 м, поэтому по пути встречаются специальные карманы, чтобы разъехаться со встречным транспортом - ну и для того, чтобы сделать пару фотографий. Из-за опасности трассы на зимний период ее закрывают, так что сюда надо приезжать с середины мая по ноябрь.

Примечательно, что некоторые навигаторы ни в какую не хотят прокладывать маршрут по дороге 63, на которой расположен серпантин Лестницы троллей. Возможно, это связано с неверными данными по сезонности этой дороги в электронных картах.

На Тролльстигене есть несколько мощных водопадов, до одного из которых (Stigfossen) можно практически дотронуться, делая вираж на одной из шпилек. Мы потрогали воду (не по дороге, а уже будучи наверху) - она ледяная!

Наверху путешественников ждет большая обзорная площадка, парковка, ресторан, туалет и множество магазинов с сувенирами. Надо сказать, что сувениры очень дорогие. Мы даже магниты покупать не стали, хотя обычно привозим из каждой поездки. К примеру, пара носков с надписью “Норвегия” стоила 1000 рублей.

На смотровой площадке и вокруг нее очень много туристов - большинство из них шведы, немцы и сами норвежцы. Не обходится, конечно, и без китайцев, но все-таки в Норвегии их существенно меньше, чем в любой другой посещенной нами стране - можно даже сказать, что не в городах их вообще почти нет. От обзорной площадки можно пройти по пешему маршруту длиной в 5,2 км - однако это в наши планы не входило. На такой высоте кое-где лежит снег, а температура - около 12 градусов. Но Сереже хоть бы хны - он все равно ходил в шортах и футболке. Другие туристы странно на него косились.

Надо сказать, что второй раз - после посещения - горы воспринимаются несколько спокойнее, хоть и вызывают безусловный восторг. Но, справедливости ради, из того, что мы видели до этого, только Вердонское ущелье и может сравниться с Лестницей троллей по красоте и природной мощи.

Переехав Лестницу троллей, мы двинулись дальше по направлению к фьорду Norddalsfjorden. По пути увидели таблички, указывающие на водопады Gudbrandsjuvet и решили остановиться посмотреть. Водопады оказались небольшими, но очень бурлящими, шумными - мне такие нравятся больше высоких, но стекающих тонкими струйками.

Правду говорят, что на то, как течет вода, можно смотреть вечно!

Рядом с этими водопадами, также как и рядом с Лестницей троллей, есть сувенирный магазинчик примерно с тем же ассортиментом. Отличие в том, что цены здесь пониже, а посетителей - на порядок меньше. Кроме того, здесь же есть одноименный с водопадами кемпинг.

А еще здесь нам впервые встретились “звери”, сопровождавшие почти все наше путешествие по Норвегии - огромные черные слизни. Они противные, но мы от них ни разу не пострадали - они не заползали к нам в палатку, не ползали по нашим вещам, но в кемпингах приходилось постоянно смотреть под ноги, чтобы не наступить на такого. Как мы выяснили позже, такие слизни бывают разных цветов, но черные преобладают.

Когда дорога проходит через маленькие деревеньки и хутора, интересно наблюдать не только за природой, но и за тем, как живут местные жители. Многие из них занимаются сельским хозяйством - в основном животноводством. Но немало и тех, кто занят земледелием. Нас поразило количество полей, сплошь засаженных клубникой!

Возле каждого такого поля стоит палатка, в которой в пластиковых контейнерах лежит клубника, а рядом - банка для денег и указана цена. За клубникой никто не следит, как и за банкой с деньгами. Ты просто кладешь нужную сумму и берешь контейнер. Возможно ли такое в России?..

Мы заплатили 4 евро за контейнер - по ощущениям в нем было грамм 700-800 - и поразились сладким и идеально ровным, как на подбор, ягодам. На улице 14 градусов - как они это делают?! Палатку с красным зонтиком можно разглядеть на фото ниже.

В зависимости от сезона на таких прилавках "самообслуживания" можно также купить яблоки, груши и даже черешню! Последняя - очень сладкая и крупная, созревает в этих широтах к сентябрю. Черешневые сады располагаются, в основном, южнее, в окрестностях города Odda.

Наевшись клубники, мы без приключений добрались до парома Eidsdal-Linge, идущего через фьорд Norddalsfjorden. Паром ходит каждые двадцать минут и помогает существенно сэкономить время - в объезд пришлось бы ехать более 300 километров. Корабль совсем маленький, буквально на 15-20 машин.

Когда мы подъехали, только-только закончилась погрузка, и нам пришлось ждать следующего парома, зато за это время мы успели погулять и пофотографировать.

В это время к нам подошел какой-то турист, чтобы порасспрашивать о том, как заселяться в кемпинги. Выслушав, он зачем-то спросил: “Вы местные?” - вопрос немного странный, так как он прекрасно видел наши российские номера.

В 19:20 мы, наконец, загрузились на паром. Вся поездка занимает всего 10-15 минут и стоит около 16 евро (цена за машину с водителем + 3 пассажира). С учетом того, что этот же маршрут по суше потребует около 24 литров бензина и около 6 часов непрерывной езды, выгода от использования парома в данном случае очевидна. Маршрут "по воде" пользуется спросом - за нами за двадцать минут ожидания собралась целая очередь, поэтому мы были рады, что приехали первыми.

Пересечение фьорда на пароме в Норвегии - такое же обычное дело, как проезд на другой берег крупной реки в нашей местности по мосту. Нередко бывает так, что паром позволяет несколько часов времени в пути. Тем не менее, при использовании этого вида транспорта надо знать некоторые особенности. Самая главная из них - это расписание движения. Оно может зависеть от времени суток, а также времени года. К примеру, большинство маршрутов не обслуживаются после полуночи и до раннего утра, а некоторые паромы значительно увеличивают интервал или вовсе не ходят в холодное время года (то есть ходят только в летние месяцы). Расписание паромов можно найти на сайте компании Fjord1, которая обслуживает большинство маршрутов в том регионе, где пролегал наш маршрут.

Во время поездки можно выйти на палубу полюбоваться окрестностями, правда, там очень сильный ветер. А можно посидеть в салоне со столиками и креслами.

Сойдя на берег, мы поехали к не менее известной, чем Лестница троллей, достопримечательности Норвегии - фьорду Гейрангер (Geiranger Fjord), о котором я подробно расскажу в следующей главе. В этот день, перед заселением в кемпинг, была запланирована только смотровая площадка на Дороге орлов (Ørnesvingen), с которой в хорошую погоду открывается панорама на фьорд.

Дорога орлов - это серпантин, состоящий, как и Лестница троллей, из 11 крутых поворотов, и поднимающийся от городка Гейрангер на высоту 620 метров над уровнем моря. Интересно, что эту дорогу иногда используют транспортные компании для тестирования транспортных средств.

Дорога была открыта в 1955 году и сразу стала популярным туристическим объектом. На одном из поворотов совсем недавно, в 2006 году, в рамках программы “Национальные туристические маршруты” устроили смотровую площадку, на которой мы и побывали.

На ночевку мы устроились в кемпинге Vinje Camping , неподалеку от Гейрангера. Этот кемпинг попроще, чем предыдущий. Он гораздо меньше, здесь почти нет трейлеров, но наоборот много палаток. Поскольку место популярное, кемпинг более интернациональный: помимо шведов, немцев и самих норвежцев, мы встретили чехов, голландцев, англичан и датчан.

Неподалеку от этого кемпинга есть еще один проверенный и недорогой вариант размещения в домиках со всеми удобствами - Fossen Camping . Но вот места для палаток там нет. Если вы собираетесь искать кемпинги стихийно, по месту, то вам может помочь база данных европейских кемпингов, которую можно импортировать практически в любой навигатор.

Практически на территории кемпинга есть достаточно большой, мощный и шумный водопад Kleivafossen, что можно было бы перевести как “Водопад Изгиб”. Мы переживали, что под его шум не сможем заснуть, но спалось просто отлично. Кстати, одна из туристок поставила свою палатку прямо в непосредственной близости от него - наверно, ей нравится спать под шум падающей воды.

Сам кемпинг находится в ущелье, поэтому вечером и ночью здесь все-таки темнело, хотя небо по-прежнему оставалось светлым, как днем. Например, фотографии водопада мы делали уже в десять вечера - как видите, практически не отличить от более ранних.

Благодаря близости природных достопримечательностей, народу в кемпинге довольно много, и мы не смогли найти ровное место для палаток - слишком близко к другим туристам ставить тоже не хотелось, поэтому пришлось выбрать место под небольшим уклоном. Главное ставить так, чтобы голова была выше, чем ноги, и чтобы не скатываться в боковой край палатки.

В кемпинге созданы все условия для долгосрочного проживания. Прямо на ресепшн можно купить консервы, лапшу быстрого приготовления, томатную пасту, зубные щетки, чистящие средства. Проживание здесь обошлось нам чуть больше, чем в 30 евро за ночь (легковая машина + 2 палатки + 4 человека), душ стоит 1 евро за пять минут.

На территории кемпинга много столов со скамейками, где можно расположиться для ужина. Однако мы все равно использовали свой складной стол. Это удобно - достал сухой стол из машины и поставил, куда тебе надо, а не ищешь свободный, мокрый от дождя. Ужинали мы рисом и рыбными консервами. Для удобства рис (и гречку) покупали в пакетиках. Дома я с трудом могу съесть пакетик риса, а здесь снова заметила, что порции мне показалось даже мало.

В следующей главе мы расскажем о нашем первом пешем походе - вдоль фьорда Гейрангер.


В дословном переводе с норвежского название этой дороги переводится как «лестница» и если посмотреть на нее свысока, то можно понять, почему именно так ее называют норвежцы.

"Лестница троллей" (Trollstigen, в русских источниках также распространено название "Дорога троллей") - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии. Дорога расположена в 15 км южнее городка Ондалснес (Åndalsnes) в провинции Мёре-о-Румсдал (Møre og Romsdal). Строительство дороги началось в нач. XX в. Дорогу открыли 31 июля 1936 г. На открытии присутствовал король Норвегии Хокон VII, который и дал название новой дороге - "Лестница троллей". Эта популярная туристическая дорога, соединяющая долины Валльдал (Valldal) и Румсдал (Romsdal), поднимается на высоту 858 метров над уравнем моря и считается примером инженерного искусства.

Захватывающий дух серпантин с 11 крутыми поворотами протянулся на 6 км. Дорога в окружении высоких гор и низвергающихся с огромной высоты водопадов выглядит чарующе.

Величие природы подчеркивают и названия здешних горных пиков: Король (Kongen), Королева (Dronningen), Епископ (Bispen). Поднявшись к высшей точке дороги и выйдя на смотровую площадку, можно полюбоваться прекрасным видом на долину Валльдал, водопад Стигфоссен (Stigfossen), город Ондалснес.

Интересна и старая пешеходная дорога, тропа Клёвстиен (Kløvstien). В течение сотен лет она использовалась местными жителями как единственный способ попасть из долины Румсдал в регион Суннмёре (Sunnmore). После открытия в 1936 г. "Дороги троллей", пригодной для автотранспорта, эта тропа по-прежнему используется. Пешая прогулка начинается в густых лесах долины и заканчивается в скалистой местности у водопада Стигфоссен (высота 180 м).

Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства


Акт приёмки дороги за подписью короля Норвегии Хокона VII

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905—1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.

Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом.

В западной Норвегии на склонах гор расположено одно из популярных туристических мест в стране — Лестница троллей, в русских источниках более известная как Дорога троллей. Многочисленные источники часто причисляют ее к всевозможным спискам самых увлекательных и опасных дорог мира.

Идея организовать сообщение между долиной Валльдален и селением Румсдален появилась еще в шестнадцатом веке вместе с румсдальской ярмаркой. Реальное строительство дороги началось только в конце девятнадцатого века, когда в 1891 году проложили первые восемь километров дороги от Квернбруа до Веблунгснеса в Истердалене.

Настоящим сподвижником проекта дороги стал инженер Нильс Ховденак, когда ему строительное ведомство поручило разработать план дороги через горы. Он провел детальное обследование участка и впервые заявил о возможности постройки даже автомобильной дороги. Ведомство, исходя из бюджета в 4000 крон, вначале решило построить только тропу для людей с лошадьми, и в 1913 году осуществило свой замысел. Инженер Ховденак продолжал работать над проектом, пока не осуществил свою идею. Это он сказал, что дорога между Вальдаленом и Ондалснесом обязательно будет туристическим маршрутом, потому что этот перевал – самый красивый природный ландшафт в Норвегии. И в 1936 году мечта инженера сбылась. На открытие автомобильной дороги приехал даже король Хокон VII.

Лестница троллей стала самым популярным среди туристов участком норвежских дорог. Она и сегодня остается примером инженерного дорожного искусства. Только во время подъема дорога делает 11 очень резких поворотов с крутыми виражами, подъемами и спусками. На середине пути туристов ожидает удивительно красивый водопад Стигфоссен, а на вершине – большая обзорная площадка с парковкой и сувенирными магазинчиками.

Ширина дороги в некоторых местах не достаточно широка для проезда длинномерных грузовиков, а в осенне-зимний период она вообще закрыта для проезда. Лестница троллей – так ее при открытии назвал король Хокон, стала легендой Норвегии, продолжая удивлять и радовать путешественников своими красотами.

Лестница троллей — ФОТО

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes ) в коммуне Рёума (норв. Rauma ) и Валлдал (норв. Valldal ) в коммуне Нордаль (норв. Norddal ) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen ). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak ) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl ) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905-1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.

Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet ) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом. В составленном документе о приёмке дороги написано, что «присутствующие представители коммун попросили короля дать дороге название, после чего тот назвал её Тролльстигвегеном», то есть дорогой «Лестница троллей»..

Как добраться

Лестница троллей

Ондалснес

Ейрангер

Расстояние

  • -Ондалснес 480 км
  • Отта-Ондалснес 140 км
  • Домбос-Ондалснес 105 км
  • Молде-Ондалснес 50 км
  • Олесунн-Ондалснес 120 км
  • Ейрангер-Ондалснес 85 км

от Домбоса (норв. Dombås ) (Осло)

  • по трассе E136 на запад от Домабаса через долину Румсдаль (норв. Romsdal ) в направление к городу Ондалснес (норв. Åndalsnes )

от Олесунн (норв. Ålesund )