Дольмены рассказ. История дольменов. Вопросы, не разрешенные до сих пор

Дольмены являются неотъемлемой частью исторического ландшафта как Европы, так и других частей света. До недавнего времени происхождение дольменов не слишком волновало человечество: достаточно было древних сказаний и легенд о неких волшебных существах, великанах или карликах, создавших эти мегалитические памятники. Однако с началом научного изучения дольменов и других объектов первобытной культуры вопрос о том, кто и как возвёл дольмены, стал актуальным.

Европейское изобретение?..

Систематическое изучение дольменов началось в Европе всего лишь сто лет назад, в начале XX века. До этого дольмены, как и прочие мегалиты, либо классифицировались как естественные образования горных пород, либо объяснялись всевозможными легендами, полуфантастическими и фантастическими. Но после возникновения научного интереса к этим древним памятникам и на основании материалов первых археологических исследований дольмены стали рассматриваться как одно из свидетельств древности европейской цивилизации.

Первоначально дольмены связывались с северными народами Европы, кельтами и германцами, так как большинство сооружений обнаруживали в соответствующих регионах (Британия, Северная Франция, Германия, Скандинавия). Однако затем стали широко известны дольмены Южной и Восточной Европы, Северного Кавказа. Это позволило сделать вывод, что дольмены были общей характерной чертой племён, проживавших на территории всей Европы за несколько тысяч лет до нашей эры. Таким образом, возникла идея о том, что дольмены в частности и мегалитические сооружения в целом являются специфическим культурным и религиозным признаком «европейцев». То есть вопрос о происхождении дольменов решался в пользу европейского варианта.

Общемировой феномен?..

Но вскоре стал очевиден факт, что европейская теория происхождения дольменов слишком самонадеянна. Выяснилось, что дольмены присутствуют не только в Европе, но и в Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже на Корейском полуострове. Приблизительное время сооружения этих памятников существенно разнится - от пяти-шести тысяч лет в случае с дольменами Ближнего Востока до двух-трёх тысяч лет относительно мегалитов Кореи.

Сторонники европейской теории происхождения дольменов пытаются использовать этот факт для предположения, что данный тип древних строений распространился по такой большой площади именно из Старого Света. Однако в настоящее время наиболее перспективной считается теории индийской родины дольменной культуры. В ходе раскопок были обнаружены древние дольмены на полуострове Индостан. По некоторым признакам специалисты выдвигают осторожные предположения, что тип этих дольменов более архаический даже по сравнению с древнейшими дольменами Европы.

Появилась гипотеза, что дольмены, возникнув как тип ритуального памятника в Индии, впоследствии распространялся на Запад двумя «потоками». Южное направление затронуло Ближний Восток, Северную Африку, острова Средиземного моря и Южную Европу. Северное направление распространения дольменов включило в себя среднюю Азию, Кавказ, Восточную и Северную Европу. Естественно, родились и теории о прямой связи дольменов с индоевропейцами, но широкое географическое распространение дольменов вплоть до Кореи не позволяет пока подтвердить данные версии.

В строительстве дольменов нет ничего волшебного

Другой проблемой, которую активно муссируют прежде всего непрофессиональные любители истории, является «человеческая составляющая» вопроса о происхождения дольменов. Кто и как построил дольмены - вот о чём чаще всего спрашивают сторонники неакадемических версий истории. И сами, не принимая во внимание доводы историков, отвечают, что рационального объяснения нет. Якобы, одетые в шкуры, вооружённые лишь дубинами и камнями и не имевшие ни письменности, ни научных знаний, ни технических приспособлений первобытные люди не могли построить дольмены. Так как для этого нужно было переместить многотонные камни на значительные расстояния, часто приходилось их дополнительно обрабатывать, а потом ещё и поднимать на высоту нескольких метров. И это было решительно невозможно, заявляют энтузиасты, если только в ход не шли какие-нибудь сверхъестественные силы или помощь таинственных могущественных цивилизаций (земных или внеземных).

На самом деле науке уже известно несколько правдоподобных, а зачастую и доказанных, вариантов возведения дольменов в условиях 5-6-тысячелетней давности. Наиболее распространённым способом строительства дольменов, вероятно, был следующий. Предварительно создавался насыпной холм, внутрь которого вкапывались вертикальные камни (один или несколько). Затем по склону этой насыпи затаскивался камень, служивший вертикальной перегородкой, и укладывался на камни-столбы. После этого курган постепенно разбирался и оставалось готовое сооружение, дольмен.

Александр Бабицкий


Брунов Виктор Викторович , Вологда.

В 2009 и 2010 г. проводились научные исследования этих двух мегалитов приборами ИГА-1 и методом биолокации.

2009-Брунов В.В. Об энергоинформационном воздействии на людей святилищ, расположенных близ г. Сочи. Конф. Торсионные поля. М. 2009. с.652-667.+

2010-Брунов В.В. Кравченко Ю.П., Брунова Н.П. Новые открытия сочинских дольменов / // Вузовская наука - региону: 8-я всероссийская научно-практическая конференция. Т.1. Вологда: ВоГТУ, 2010. с.378-381.

Зеленцов Сергей Николаевич . к.м.н., Вологда.

Большинство сейдов на рамки никак не воздействовали, но сейды, вокруг которых не растет мох и кустарник дали сильное вращение рамки против часовой стрелки(?!), кроме того такое же вращение фиксировалось на фотографиях трещин в скалах.

Нередко можно встретить глубокие трещины в скалах, заложенные камнями. Работа исследователей с биолокационными рамками показывает, что камни, закрывающие трещины в этом случае блокируют сильнейший энергетический поток, исходящий из них. Также заслуживает внимание реакция рамок на белые камни, которые часто ставились на видных местах. Рамки показывали, что белые камни «нейтрализовывали» своей постановкой некие природные силы, вызывающие сильное отрицательное вращение рамок.

Кудин Михаил Иванович (1965-), краевед, в.н.с. АРГИ, Сочи.

Регистрировали движения маятника в областях портальных выступов дольменов, в районе отверстия или фиктивной пробки, в задней части памятников в местах выступов боковых плит. По большей части выходило, что в местах портальных выступов, а также в областях выступов боковых плит в задней части дольмена, маятник совершает круговые движения (как право-, так и левосторонние). В районе отверстия или фиктивной пробки маятник делает колебательные движения по главной оси сооружения.

2010-Кондряков Н.В. Тайны сочинских дольменов. Майкоп, 2010.

Кузнецов Николай , геофизик, Абакан.

Геопатогенные зоны - это участки земной поверхности, излучающие неизвестный до сих пор науке поток энергии. Как правило, ширина этих зон незначительна и варьируется в пределах 10-50 метров, а длина составляет многие сотни метров, а в некоторых случаях - километры. По форме и силе воздействия этих полей на биолокатора мы разделили геопатогенные зоны на два типа:

1-высокочастотные (отрицательные), когда вектор измеряемого поля направлен “веерообразно” (в этих местах происходит “разбалансировка” биополя человека, что в конечном итоге приводит к патологии),

2-низкочастотные (положительные), где проявляется синусоидальная форма кривых биолокационного эффекта, при этом направление вектора измеряемого поля в одной части аномалии фиксируется строго вертикально вниз, в другой - вверх. В этих местах происходит выравнивание биополя человека, что способствует его оздоровлению.

2010-Кузнецов Н. Тайна менгиров Хакассии.

Сочеванов Валерий Николаевич , Санкт-Петербург.

Исследовали Большой Заяцкий (Соловецкий архипелаг). Методы исследования:

Биолокационная съемка объектов (В.Н.Сочеванов),

Биолокационная диагностика людей (В.Н.Сочеванов),

Определение изменений функциональной активности сердено-сосудистой системы,

Изменение циркуляции энергии по энергетическим каналам (скэнирование).

При биолокационной диагностике людей выявлено положительное воздействие лабиринта на психологическое, эмоциональное и физическое состояние организма. Регистрировалась гармонизация работы чакр. Наблюдается активизация в 2-3 раза верхних чакр у мужчин, и нижних чакр у женщин.

2003-Кодола Олег Евгеньевич. Сочеванов Валерий Николаевич. Путь лабиринта. СПб. 2003. 174с.++ В книге приведены результаты исследований 2002-2003 годов на острове

Инетерсные сооружения на Кавказе - дольмены. Они находятся почти на всех континентах, за исключением Австралии. Так во Франции их насчитывается около 4500. А на Мадагаскаре, например, дольмены очень похожие на кавказские, строили еще в XIX веке, но и в голову никому сейчас не придет серьезно говорить о какой-либо исторической связи между ними.

Плиты из которых сооружены дольмены содержат кварц, который и несет энрегию дольмена. Каждый дольмен имеет круглое отверстие диаметром около 40 см которое, почти всегда, выходит в сторону воды (ручья, реки, моря).

Сочинский учёный В. Кондряков наложил схему расположения дольменов на геологическую карту местности, и оказалось, что все дольмены расположены на линии разлома земной коры. Такие зоны ещё иногда называют "места силы".
Чтобы решить проблему происхождения дольменов на Кавказе, археологам предстоит ответить на более важный вопрос: как возникла и почему, спустя почти 1500 лет, исчезла эта грандиозная культура, оставившая нам в наследие тысячи дольменов на огромной территории Западного Кавказа?

ВИДЫ ДОЛЬМЕНОВ

По Черноморскому побережью и в горах Западного Кавказа встречаются уникальные древние сооружения - дольмены. Внешне они похожи на каменные домики или скворечники, где каждая стена может весить десятки тонн.
Во времена глобального потепления климата на Земле (11 - 8 тысячелетий назад) создались благоприятные условия для жизни и развития человека.

В конце неолита и начале эпохи бронзы во многих частях света появляются мегалитические сооружения (с греческого "мега" - огромный, "литос" - камень). Это пирамиды Египта, Стоунхендж в Англии, ряды каменных столбов-менгиров на западе Франции. Все они построены из огромных камней почти в одно время (4-2 тысячелетие до н.э.). В эту же эпоху на Западном Кавказе появляются дольмены и, не смотря на сильные разрушения, они являются лучшими из сооружений данного типа, не только в России, но и во всем мире. Предположительно в районе Геленджика, Новороссийска, Шапсугской было более 1500 дольменов, сейчас же количество целых и не сильно разрушенных более 150. А разрушены, в основном, самые крупные дольмены. Всего же на Западном Кавказе их было больше 7 тысяч.


а) Обычно плиточный дольмен состоит из 4-х стен, крышки и пола, состоящего из одной большой или нескольких более мелких (пяточных) плит. Камера прямоугольная или трапециидальная. В боковых плитах имеются пазы, в которые входят абсолютно точно подогнанные задняя и передняя плиты. Передняя плита, обрамленная выступами боковых плит и нависающим козырьком, образует портал. Поскольку дольмены обычно находилисьпод курганными насыпями, эти же выступы ограждали сползание насыпи на переднюю плиту дольмена. Иногда к дольмену пристраивали дополнительный портал или коридоры-дромосы.
б) Составные дольмены являются довольно редкими постройками и имеют большое разнообразие вариантов. Такие дольмены строились из отдельных блоков. Форма камеры в плане: прямоугольная, трапециевидная, подковообразная, круглая и многогранная.
в) Корытообразные дольмены встречаются часто. В скале или огромной глыбе камня высекалось углубление, похожее на глубокое корыто, затем прикрывалось плитой сверху или опрокидывалось вверх ногами. Делалось отверстие и портальные выступы.
г) Дольмены-монолиты целиком вытесаны из одной глыбы камня или в скале. Встречаются очень редко.
Отверстия дольменов закрывались каменными пробками - втулками фаллической формы весом до 150 кг .

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОЛЬМЕНОВ

В переводе с нижне-бретонского языка (во французской Британии) дольмен означает "каменный стол". Их подразделяют на четыре типа: плиточные, составные, корытообразные и монолиты.
Вопрос о происхождении дольменов на Кавказе достаточно не простой. Еще не найдены нигде в мире такие памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали кавказским.
Ранние дольмены на Западном Кавказе появляются на большой территории, имеют совершенную форму и определенные пропорциональные математические соотношения внутренней камеры дольмена.
Плиты весом от 3 до 30 т соединены пазами с точностью до миллиметров. Для постройки дольменов выбираются определенные породы песчаника и перемещаются порою за десятки километров. Причем, следов дорог, по которым могли транспортировать камни, не находят.

На ранних дольменах встречаются однотипные тематические рисунки, возможно имеющие техническое или философское значение. На некоторых дольменах изображен орнамент из вертикальных и горизонтальных зигзагообразных линий, а также треугольников.
Также слабо прослеживаются следы пребывания первобытного человека, производившего ранние одиночные захоронения внутри дольменов. Выходит, оставив после себя самые загадочные, прошедшие через тысячелетия памятники - эти люди не оставили после себя ни домов, ничего еще более значимого... Некоторые ученые считают, что дольмены строили дикие, неграмотные люди, боявшиеся сил природы. Но возможно ли сейчас повторить подвиг древних строителей?
Необычным кажется и то, что на ранних стадиях появления дольменов на Западном Кавказе не прослеживается эволюция развития - от более примитивных форм и технологии к усложненным, а появляются сразу же совершенные сложные сооружения.
В поздний период строительства плиточные дольмены теряют четкость пропорций, появляются ложнопортальные, корытообразные дольмены, строятся составные - с ложными сводами и в скалах высекаются дольмены-монолиты, что более напоминает памятник, поставленный в честь плиточного дольмена.
В последствии строительство дольменов прекращается, и многие из них используются уже для вторичных захоронений и в качестве своеобразных костехранилищ.{mospagebreak}

РИСУНКИ НА СТЕНАХ ДОЛЬМЕНОВ

До нас дошли рисунки на стенах дольменов, оставленные их строителями. Часто на передней плите плиточных дольменов видны горизонтальные ряды насечек "ёлочкой".
Встречается на дольменах рисунок, выполненный в виде зигзагов в несколько рядов. Некоторые археологи видят в этих рисунках изображение воды. Марковин пишет "...зигзагами могли символически изображать воду. Таким графически лаконичным способом с древних времен по всему Востоку изображали влагу, и даже змей, как "олицетворение подземного мира". Естественно, что зигзаги, украшающие дольмены и символизирующие воду, могли осмысляться как своеобразные благопожелания возвращения душ мертвых. Вода, будучи неизменным подателем жизни, плодородия, являлась и всеочищающим средством".
Другие археологи видят в дольменных узорах "топографическую карту местности", где волнами обозначены долины рек.
На передней плите некоторых дольменов изображен портал, похожий на стол. Как бы на дольмене рисовался дольмен - "каменный стол", на котором иногда изображались четыре выпуклые полусферы. Встречается также выпуклое обрамление отверстия дольмена.

ГДЕ НАХОДЯТСЯ ДОЛЬМЕНЫ?

Дольмены Кавказа располагаются от Таманского полуострова до Колхидской низменности на расстоянии 480 км - в длину и от 30 до 75 км - в ширину. Дольмены стоят обычно группами и занимают удобные и довольно ровные площадки по водораздельным возвышенностям, на плоских вершинах отрогов гор. Стоят они по бассейнам рек, обращённые порталом в открытое пространство - в основном, на юг, восток, или в промежуточном направлении - между югом и востоком.

КОГДА ПОСТРОИЛИ ДОЛЬМЕНЫ?

Датировку археологического памятника можно производить несколькими способами. Один из них заключается в анализе эволюционного развития техники изготовления, форм древних изделий и множества других особенностей. Например: исследование "культурного слоя" в земле. Когда люди долгое время живут на одном месте, образуется слой земли, смешанный с обломками керамики, выброшенными или потерянными орудиями труда, оружием, остатками жилищ, костями животных и т.д. Одни народы сменяли другие и наслоения увеличивались, иногда достигая нескольких метров. Вполне естественно, что находится глубже - то древнее.
Другой способ состоит в радиоуглеродном анализе. Извлекая органические остатки того времени, к примеру - угольки, кости, в них измеряется содержание изотопа радиоактивного углерода С14. Тем самым археологи пришли к выводу, что Западно-Кавказские дольмены строились с 3500 года до н.э. по 1400 год до н.э., т.е. дольменам от 5500 до 3400 лет.{mospagebreak}

ЗАХОРОНЕНИЯ ВНУТРИ ДОЛЬМЕНОВ

При проведении раскопок внутри дольменов археологи находят уже известные им по грунтовым могильникам захоронения древних людей эпохи бронзы. Скелет находится в так называемой археологами "скорченной позе", когда все косточки человека неестественно близко прижаты друг к другу. Еще эту позу называют позой эмбриона или зародыша. Это могло иметь важный смысл для древних людей, вероятно считавших - из какой позы человек рождается, в такой же должен и покинуть этот мир.
Рядом с умершим находят его вещи, каменные и первые бронзовые орудия труда, посуду из серой глины.
С тех пор и до нашего времени на Западном Кавказе проживало множество народов. Многие из них, не строя дольменов, производили захоронения своих предков, вплоть до позднего средневековья. Это были разные племена Кавказа, кочевники, а также скифы и греки.
В окрестностях Хосты, в поселке Кудепста, кроме пещерных стоянок, также были обнаружены дольмены и жертвенные места.
Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение.
Особое место занимает кудепстинский "жертвенный" камень, известный у местного населения как "черкесский" камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 м. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая, таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI - XVII вв., как считалось до сих пор, а к дольменному времени (3-4 тыс. лет до нашей эры), когда эти камни играли, несомненно, роль святилища.

ЛЕГЕНДЫ О ДОЛЬМЕНАХ

Жившие на Западном Кавказе горские народы адыги, или как их еще называли раньше - черкесы, считали дольмены священными сооружениями, почитали их и охраняли. Прибывшие сюда в прошлом веке казаки называли дольмены "богатырская хатка", "дидова" или "чертова хата". Горцы называли их домами карликов ("испун").
Прибывшие на Западный Кавказ европейцы записали немало легенд, в которых рассказали, как великаны построили дома карликам.
"Давным-давно, во времена, о которых знает и помнит один всемогущий Аллах, в этом богатом крае, тогда покрытом непроходимыми лесами, жило только два племени людей. Племя больших, как дуб, страшных на вид великанов и племя маленьких карликов. Великаны жили в долинах рек и промышляли охотой, а карлики жили высоко в горах, у снегов - в темных, холодных пещерах и занимались колдовством. Разъезжали карлики на запряженных зайцах. Великаны, хотя и обладали страшной силой, но все же были глупы, как стадо баранов, когда карлики, силы совсем не имея, были очень хитры. Долго жили два племени, не видя, и не зная друг друга. Но вот однажды карлики спустились в долину и увидели великанов, когда те занимались играми, бросая друг в друга скалами, и для потехи вырывали деревья с корнями. Крошки-карлики хитростью и колдовством скоро сумели покорить глупых великанов и заставили служить себе. Приказали карлики великанам построить им удобные маленькие жилища. Великаны живо взялись за дело и везде по горам и долинам понастроили карликам каменных хат с маленькими круглыми отверстиями, через которые только одни карлики могли пробраться вовнутрь. Много лет прошло с того времени, нет и карликов, а их прочные каменные хаты стоят и сейчас ещё".

Дольмен - (кельтск.) «tol» - стол, «men» - камень. т.е. «Каменный стол». Относятся к культуре «мегалитов» - (от греч.) «огромные камни». Носители этой удивительной культуры точно не определены, но памятники оставленные ими поистине грандиозны. Название европейское не спроста, распространены дольмены довольно широко. Можно проследить интересную последовательность их распространения. Ранние дольмены встречаются на западном побережье Чёрного моря, затем полоса их распространения простирается к Малой Азии, далее Ближний Восток.

Палестина - Северная Африка - Испания - Португалия - Франция - Голландия - север Германии - по Дунаю к Балканам - Западный берег Чёрного моря. Таким образом прослеживается замкнутая петля. Видимо носители «Дольменной» культуры мигрировали по этому маршруту. Правда, существуют отдельные дольмены и в Центральной Африке, и Индии, и даже в Японии. Но все-таки самыми интересными для исследователей стали дольмены Северо-западного Кавказа. Название Каменный стол дано не спроста - наличие массивной крышки, которая венчает практически каждый дольмен, делает похожим на стол. Кавказские дольмены практически все индивидуальны, хотя на протяжении десятилетий археологи не оставляли попытки найти некую математическую закономерность их структуры. Но по выражению известного советского археолога Марковина, исследователя дольменов посвятившего им несколько десятилетий своей жизни, - эта затея с систематизацией этих каменных монументов «искусство - ради искусства», наподобие средневековой схоластики. Вряд ли древние строители подозревали о некоторых математических закономерностях, под которые пытались подвести дольмены их исследователи. Скорее важно понять, что пытались показать постройкой дольменов их создатели.

Научные исследования кавказских дольменов начинаются в конце XVII в., когда известный русский естествоиспытатель и географ Паллас впервые сделал подробные описания этих построек, найденных им на Таманском Полуострове. Правда, он несколько приуменьшил их возраст. Палласом были обнаружены в одном из дольменов несколько предметов более позднего времени, чем сами погребальные сооружения. Поэтому он датировал их временем греческой колонизации. Позднее исследованием дольменов занимались такие ученые как Тебу де Мариньи, Фредерик Дюбуа де Монпере, Фелицын, Веселовский и др. С середины ХХ века этой проблемой занимались археологи Тешев, Кондряков, Аутлев, Марковин. Благодаря их работе сейчас раскрыты многие вопросы касающиеся дольменов.
Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, и близ перевалов. Карта распространения дольменов при совмещении с картой простирания основных горных пород показала, что эти постройки располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего по данным археологов на Кубани около 2500 дольменов. У местных построек несмотря на их определённое сходство с европейскими дольменами есть и свои особенности, например практически у всех кавказских дольменов с фронтальной стороны сделано отверстие, как правило, круглой формы диаметр которого колеблется от 37 до 43 см. Видимо кавказские дольмены более поздние, чем Европейские и это прослеживается по их более правильной форме. По Иессену они датируются примерно 2500 г. до. н.э. период постройки дольменов продолжался около 900 лет, после чего следы их строителей исчезают.
Характер находок сделанный в дольменах позволяет сделать два вывода - это были погребальные сооружения т.к. в нетронутых дольменах найдены останки человеческих погребений (как правило кости присыпанные красной охрой) и предметы погребального инвентаря. - второй вывод - это несомненно культовые постройки, о чем свидетельствует их монументальность, астрономическая ориентация (некоторые исследователи делают вывод, что отверстия дольменов направлены на место захода солнца в определенные дни).
Несмотря на то, что Владимир Иванович Марковин, отверг попытки математической систематизации, он сам и его соратник Пшемаф Улагаевич Аутлев систематизировали дольмены на пять основных групп.

1. Плиточный - самый распространенный тип дольменов, порядка 90% от общего количества известных. Название происходит от формы, и принципа строительства. Сооружался из пяти массивных каменных плит (отсюда и название), Четыре плиты составляли стенки, пятая - перекрытие. Имеет форму усеченной пирамиды толщина стен от 30 до 60 см. С большой осторожностью В. И. Марковин, проведя тщательные измерения, вывел пропорцию соотношения фронтальной, тыловой и равных боковых плит. Оказалось, что у строителей дольменов существовал определенный архитектурный модуль, т.е. единица измерения, которой, починялась вся конструкция. Модуль этот равен 1\10 фронтальной плиты. Общая пропорция большей части плиточных дольменов составляла 10 х 12 х 8 (соотношение фронтальной, боковой, и тыловой стороны соответственно, внутренней камеры дольмена).

Плиты массивны, отесаны и по толщине не уступают современным искусственным панелям. Надо не забывать что, никаких кранов и тягачей в эпоху возведения древних сооружений не было.
Дольмены в полном смысле этого слова творением рук человеческих. Историки единодушно рассматривают их как древнейшие памятники архитектуры. Именно с описания мегалитов начинаются почти все учебные курсы истории зодчества, ведь в произведениях архитектуры неразрывно сочетаются решения практически необходимых утилитарных задач, с чисто художественным творчеством. Каждой эпохе соответствует свои архитектуры, образы которой активно воздействуют сознание чувства человека. Следует добавить, что архитектура - это не только строительное дело или чисто художественное творчество; это синтез того и другого.
Известный искусствовед Михаил Владимирович. Алпатов, изучая древние мегалитические памятники как архитектурные сооружения, писал: «Можно себе представить с каким чувством собственного достоинства и творческого удовлетворения взирали на эти памятники люди, которые своими усилиями побеждали физическое сопротивление камня». Строя дольмен, человек по его словам «путем нагромождения материала ограничивает пространство; впервые здесь ясно противопоставлены несущие и покоящиеся части; противопоставление это стало основой архитектуры» Из внутреннего пространства дольмена «должен был развиться внутренний интерьер» - «В дольменах проявляется начало порядка, в первую очередь ритма, начало которое в тех или иных формах стало основой художественного языка архитектуры». К этим качествам можно добавить пропорциональность и масштабность, ибо они создают ощущение прочности и грандиозности. Как правило, материалом для строительства дольменов были песчаники и кварциты. И чем мягче был камень, тем более правильную форму имели сами дольмены и плиты их составлявшие. Археологи с большой достоверностью восстановили технологию постройки этих гробниц. Сначала откалывалась от пласта массивная глыба приблизительно подходящая по толщине. По контуру будущей плиты выбивался тонкий желоб глубиной около 1 см. Через 20-30 см., по периметру будущей плиты (по желобу), просверливались сквозные отверстия в которые плотно вбивались деревянные клинья. После этого желоб поливался водой, и через некоторое время дерево разбухало, и камень трескался. Получалась заготовка для будущей дольменной плиты.

археологи нашли и неиспользованные заготовки будущих плит, и инструменты с помощью которых эти плиты обрабатывались. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. После тщательной огранки и подгонки плиты транспортировались к месту сборки (порой за несколько километров, учитывая горно-лесистую местность). Транспортировка происходила по-видимому с помощью как человеческой тяги, так и тяги волов. Транспортировали плиты на брёвнах-катках, поочередно подкладывая их под передвигаемую плиту (похожим способом транспортировался знаменитый Гром-Камень, для памятника Петру в Петербурге). Место для сооружения выбиралось не случайно, не далеко от воды (как правило по берегам рек), и на возвышенности, или на склонах гор (обычно, это места откуда хорошо виден закат). Выкладывалось мощное каменное основание из двух-трех крупных камней, реже из одного. Для плиточных дольменов, выбивались пазы в местах стыков плит и начинался их монтаж. Сначала устанавливались фронтальная и тыловая плиты с помощью подпорок, а затем к ним с боковых сторон пристыковывали боковые плиты. Стыки так плотно подгонялись, что у сохранившихся дольменов в них не просунешь и лист бумаги. Иногда сооружалось капище вокруг дольмена, предназначенное скорее всего для ритуальных жертвоприношений. После этого делалась земляная насыпь с одной из сторон постройки, и по ней накатывалась верхняя крышка-плита. Отверстие закрывалась грибовидной каменной пробкой. Исходя из того, что дольмен весит как правило несколько тонн, то по расчетам археологов в его постройке участвовало примерно 50 - 70 человек. Не сразу дольмен становился гробницей. Есть дольмены в которых никогда не было погребений, этот факт говорит о том, что скорее всего дольмен не строился для конкретной личности, а захоронение в нем производилось, через определенный период, после его возведения. Все плиточные дольмены имеют «портал» т.е. выступают на 30-40 см. за место стыка фронтальная и боковые плиты. Наличие портала некоторые ученые связывают, с тем, что дольмен олицетворял переход в потусторонний мир. И портал таким образом мог изображать ворота. Так это или нет, но у некоторых дольменов такой массивный портал, что приходилось делать для него дополнительные подпорки. Все плиты дольмена имели в плане форму трапеции, а в общем плиточный дольмен имеет форму усеченной пирамиды, что обеспечивает общую прочность конструкции.

Таким образом, постройка расширяется к основанию и к «порталу».

2. Следующий тип дольменов - систематизированный Марковиным - составной дольмен, который построен не из пяти огромных плит, а из большего количества меньшего размера камней. Анализ исследования этих построек показал, что сначала это было вынужденной мерой, т.к. могло не хватать крупных камней и их заменяли более мелкими деталями.
Найдены дольмены, у которых в основании три монолита и одна из стен сложена из нескольких каменных блоков. Позднее составной дольмен становится самоцелью его строителей и благодаря большей пластичности архитектуры этих построек, начинают появляться дольмены самой необычной формы.
Даже круглые в плане, хотя надо отметить, что составные дольмены сравнительно редко встречаются. Этому есть несколько обоснований. Во - первых они в силу конструкционных особенностей менее прочны, и менее устойчивы к стихиям и варварству человека. Во-вторых, в силу большей сложности технологии их соорудили меньше.

3. Не меньший интерес вызвали т.н. «корытообразные» дольмены - это третий вид дольменов выделенный В.И. Марковиным. В самом названии их разгадка их особенности.
В большой каменной глыбе выдалбливалась камера дольмена, огранивалась наружная часть камня. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. Затем на получившееся «корыто» монтировалась крышка. Эти дольмены в силу более сложной технологии постройки также редки.

4. Еще реже «корытообразных» и «составных» встречаются монолитные дольмены, которые значительно меньше всех остальных. Само название говорит об их структуре - они выдолблены в крупной глыбе. При этом обязательно имитируется «портал», что говорит об их, более позднем происхождении, чем плиточных дольменов. Встречаются крайне редко.

5. И наконец в пятую группу можно выделить «ложнопортальные» дольмены. Название их происходит от странной особенности конструкции. Если у всех дольменов с порталом, отверстие расположено на вертикальной оси симметрии, то у «ложнопортальных» дольменов отверстие либо вообще отсутствует, либо находится в тыловой или боковой плитах. Чем объясняется такая особенность их постройки ученые пока не берутся ответить достоверно. Этих дольменов тоже очень мало, можно сказать единицы. Самый из них близкий к Анапе находится в долине р. Жане.

Находки первичных предметов, положенных в дольмены их строителями, помогают археологам ответить на некоторые исторические вопросы относительно носителей этой материальной культуры. Например то, что, несмотря на более поздний период существования дольменной культуры. Гончарное и металлургическое производство было на уровень ниже, чем у носителей «Майкопской» культуры. Так же археологи так и не смогли найти остатков поселений строителей дольменов, что пока непонятно. Видимо все свои достижения эта ушедшая цивилизация воплощала в этих грандиозных сооружениях, обращая меньшее внимание на бытовую сторону жизни. И по сей день дольмены, их история несмотря на огромный к ним интерес и со стороны науки, и со стороны обывателей, остаются величайшей загадкой человечества.


Многие ученые-кавказоведы пытались выяснить вопрос о происхождении местных дольменов. Однако среди древностей бассейна реки Кубани и Причерноморья, включая Абхазию, еще не найдены такие памятники, которые были бы им конструктивно близки и в то же время предшествовали. Речь может идти о крупных сооружениях типа каменных ящиков. Так археологи называют обкладки могильной ямы, когда все стороны ее замкнуты поставленным на ребро плитняком. Однако на очерченной территории подобные захоронения неизвестны для первой половины III тысячелетия до нашей эры, а ведь только из них могли бы путем трансформации - усложнения конструкций «ящика» - появиться дольмен-ные постройки. Не сразу, но возникла мысль, что дольмены привнесены на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор, так как уже давно замечено, что дольмены не только Кавказа, но и всего мира приурочены к приморским частям. Имеются, правда, частные мнения, что высказывал Жак де Морган: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнуть крупные камни и накрыть их крышей». Увы, он не прав, ему не захотелось видеть пазов, пяточных камней и всего того, что делает дольмены Западного Кавказа и некоторых других стран предтечей высокой архитектуры.

Мыслили и так, что дольмены Кавказа возникли из гротов, пещер, как подражания им. И это отпадает, хотя поддерживалась такими кавказоведами, как Д. Н. Анучин и М. М. Иващенко. Тогда зачем же у корытообразных построек, действительно близких по форме гротам, имеется портал (фасад) и на нем, выбитые из целого камня, имитируются выступающие боковые плиты, подпяточник или просто ниша перед лазом? Ведь это полнейшее подражание дольменам, сложенным из плит, когда вполне естественно длинные боковые стены и выступающие перекрытия образуют перед лазом портал. Нет, «пещерная теория» для западно-кавказских дольменов явно не годна, она ничего не объясняет.

Значит, снова море. «Идея» такого сооружения, как дольмен, могла прийти только со стороны моря. Так думали Б. А. Куфтин, Л. И. Лавров. Последний вообще думал, что «идеи» дольмена были широко распространены, могло даже существовать между их строителями «этническое (кровное) родство». Ставя в неразрывную линию все дольмены мира, включая Дальний Восток, он считал, что подобные постройки появляются «с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда кавказцы могли видеть дольмены в других странах и начать их строить у себя.

Л. Н. Соловьев, тот самый археолог, с которым я советовался, как же копать древние постройки, представлял себе, что дольмены на Кавказе вначале появились в Абхазии («южно-дольменная культура»), затем распространились более широко, и все это произошло под воздействием «кашков» - малоазийского, довольно подвижного населения, известного по клинописным источникам. Но здесь неувязка - «кашки» дольмены не строили, и в Малой Азии они не найдены.

Почти каждая теория имеет своих сторонников, есть гаи и у Л. Н. Соловьева.

Итак, положение с происхождением очень сложное. С началом наших экспедиционных работ и с появлением первых публикаций дело еще более осложнилось. Относительное сходство сосудов позднего этапа майкопской культуры, найденных в дольменах станицы Новосвободной, с керамикой западно-европейской культуры «шаровидных амфор» привело к еще одному мнению: дольмены Западного Кавказа - это результат нашествия на Восток носителей данной культуры. Это мнение более других поддерживают В. А. Сафронов и Н. А. Николаева. Не будем углубляться в его обоснование и критику. Во-первых, территория культуры с «амфорами» так глубоко - до Кавказа - не заходила. Во-вторых, материалы, найденные в гробницах Новосвободной, не характерны для дольменов, они привнесены в них, и почему они в них все же оказались - пока неизвестно, в этом еще надо разобраться. И уж если идет речь о сопоставлении древностей, то оно должно идти по линии культа «шаровидных амфор» - майкопская культура, а дольмены лишь бочком зашли на эту трассу.

До сих пор никто и никогда не сравнивал дольмены мира между собой, вышагивая между ними с рулеткой, компасом и хотя бы саперной лопатой как шанцевым инструментом, на это ушла бы жизнь любого долголетнего исследователя.

Публикации интересующих нас памятников мира можно найти в журналах, книгах, но все они написаны с разным подходом, с разных научных позиций, а древние строения изображены разным чертежным почерком и рассмотрены под различным критическим взглядом - вот и разбирайся сам, что в этих руинах важно, а что второстепенно. Я попытался проделать такую кабинетную работу, обложив свой рабочий стол книгами и даже сгрудив их на полу. Не стану здесь повторять, что же характерно для дольменов той или иной страны. Это уже сделано. Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону. И везде, кроме Малой Азии, по линии течений имеются дольмены, в той или иной степени схожие с кавказскими. Морские течения сильны, и их токи могли бы помогать движению древних судов. Просматривая литературу по истории кораблестроения, можно найти сведения о морских плаваниях, совершавшихся в III-II тысячелетиях до нашей эры не только на многовесельных судах, но и на кораблях, оснащенных парусами. Известны рисунки таких кораблей на сосудах, каменных рельефах, печатках, найдены даже их модельки (Анатолия, Крит, Кикладские острова, Египет). Итак, корабли в столь глубокую древность, каким является время появления первых дольменных построек на Кавказе, уже строили, и они могли совершать плавания вдоль берегов, пользуясь не только попутным ветром, но и течениями. И конечно же, строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где-то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Говоря о миграции (переселении) на Кавказ, я писал в 1974 году: «Можно только предполагать, что морские походы не были единовременны, велись они с разных территорий, но наиболее древние дольменные памятники Кавказа находят аналогии в западной части Пиренейского полуострова (современная Португалия) и на острове Сардиния». Мне представлялось, что случайное посещение Кавказа сменилось затем повторными заездами.

На мой взгляд, эта гипотеза объясняет появление дольменов на Кавказе, обрастая попутными картинами: продвижение строителей от побережья в глубь гор, появление их связей - боевых и более мирных - с уже жившими на занимаемых землях племенами майкопской культуры и т. д. Во всех деталях миграций трудно было разобраться сразу, но я исходил из сухой и деловой посылки - «идея» дольмена без людей, видевших и строивших их, на Кавказ не могла проникнуть. Ее принесли.

Дальнейшие разработки касались уже самой механики миграции. Как они могли проходить, что являлось их причиной, роль морских путей-дорог в этом процессе, могли ли миграции быть стихийными?

В октябре 1979 года в небольшом болгарском городке Созополе состоялся международный симпозиум под названием «Тракия - Понтика I». Уже глубокая осень коснулась и этой благодатной земли. Бушевало Черное море, и в унисон ему порывами набегали дождевые тучи. Представители четырнадцати стран Европы заседали в уютном зале, сидя за большим столом, украшенном цветами. Чопорная холодность первого дня сменилась затем дружеской обстановкой, и доклады проходили оживленно, сменялись экскурсиями и беседами в парке. Дольменам были посвящены три выступления - П. Делева, И. Ванкова и мое. Первые два докладчика рассказали об исследовании болгарских мегалитов, а я, познакомив слушателей с архитектурой и содержимым наших, кавказских дольменов, остановился более всего на тех сомнениях, которые возникают в связи с гипотезой о миграции их первых строителей на Кавказ из чужеземных стран. Действительно, вкратце пересказанные мысли о происхождении дольменов являются далеко не окончательным мнением. Много неясного. Изучение миграционных процессов недавнего прошлого, обусловленных экономическим фактором (в первую очередь ростом населения при отставании роста экономики), когда люди в поисках хлеба насущного вынуждены искать новые места обитания, где можно было бы приложить свои руки и энергию, показывает всю сложность таких «оттоков» населения. В миграциях в первую очередь принимает участие в основном сильное мужское население средних лет. Появление не всегда желанных пришельцев на новых местах ведет к военным стычкам, борьбе с давно живущим здесь населением. К этому надо добавить необходимость приспособиться к новым для мигрантов климату, пище, переболеть неведомыми для них болезнями и т. д. И только со второй, третьей миграционной волной на новые места обычно прибывали люди более пожилого возраста и женщины. Победителями в таком сложном процессе, как миграции, становились сильнейшие - это могло быть более древнее местное население или пришельцы: ведь единоборство шло не на жизнь, а на смерть. Часто побежденное население «растворялось» в среде победителей. Так было во времена испанской конкисты в Центральной Америке, в период арабских завоеваний или во время крестовых походов. Все это имеет место и в современных миграционных процессах, но в более смягченном, облагороженном виде, если только не переходят они в открытую войну, когда избыточное население в виде наемных войск стремится захватить чужие территории. Примеров тому много.

Доклад в Созополе вызвал шумные прения. Вероятно, не все согласились с его положениями, хотя никто не выступил с отрицанием возможных связей древних построек Кавказа со средиземноморскими мегалитами как их первоосновой. Есть еще одна линия связей Кавказа с Пиренеями, которая подтверждает такое мнение. Я имею в виду басков. Этот народ, живущий ныне в основном в Испании и в примыкающих к ней южных районах Франции, по языку и культуре довольно близок кавказским народам. Еще известный ученый XIX века П. К. Услар, отмечая языковые особенности, ничего не мог сказать о происхождении этого народа, находя его таинственным и теряющимся «во мраке веков». Археологи (П. Бош-Гимпера и др.) приписывают ему особую баскско-каталонскую мегалитическую культуру, среди памятников которой встречаются дольмены трапециевидного плана. Современные языковеды прослеживают цепочку языков, родственных баскскому и кавказским, ведя ее от Испании до самого Кавказа. Академик Н. Я. Марр, например, увлекаясь, намечал пути, по которым баски (яфетиды) могли проникнуть на Кавказ. У него получалось, что при своем движении они могли пользоваться как сухопутными путями, преодолевая небольшие водные пространства, так и морскими. Их маршрут шел по островам и полуостровам Средиземного моря, через Малую Азию и по побережью Черного моря.

Как видим, спор о происхождении дольменов Западного Кавказа уводит в мир лингвистики, сложных грамматических и фонетических сопоставлений, сопряженных опять-таки с миграциями. Шум моря во всех чисто теоретических и несколько отвлеченных построениях все равно звучит, круша шквальными ударами зыбкие перегородки между прошлым и шумно пульсирующим настоящим...

Остались за бортом самолета маленький гостеприимный Созопол и сказочно красивый город-остров Несебр, а дольменная проблема все обрастает ракушками домыслов, теорий и мнений.

Археологи почти всегда ставят перед собой задачу связать те или иные древности с каким-либо этносом, то есть стремятся проследить: а нельзя ли сопоставить их с культурой какого-либо конкретного народа. Б. А. Куфтин, например, пользуясь «семантическими пучками», готов был считать дольмены порождением многих живых и мертвых народов. Им упоминаются лигуры, киммеры, пеласги, этруски, а наряду с ними - чаны, адыги, дагестанцы. Другой исследователь дольменов - Л. И. Лавров, прекрасный языковед, этнограф и археолог, связывал культуру дольменов только с предками абхазо-адыгов. Такое же мнение высказывали Л. Н. Соловьев, Ш. Д. Инал-Ипа. В противовес им Я. А. Федоров считал, что дольмены могли оставить только предки абхазов. Мне представляется наиболее верным относить их постройку к древнему абхазо-адыгскому населению, тем более что разделение общего для них праязыка могло произойти, судя по исследованиям лингвистов, в более позднее время, когда дольмены уже не воздвигали. Здесь интересен и еще один факт. Язык басков, если сравнивать его с языками народов Кавказа, наиболее всего близок населению причерноморских районов, а с удалением к Чечено-Ингушетии и Дагестану находит все меньше и меньше параллелей. Таким образом, прабаски, как и праадыги, вполне могли иметь контакты.

Однако профессор Отар Михайлович Джапаридзе считает возможным связывать культуру дольменов с предками грузин (картвельских племен). Не выступая против его мнения, хотел бы заметить, что третья смена обряда погребения, когда наряду с сидячими костяками начинают появляться в них следы вторичных захоронений, то есть кучи костей безо всякого анатомического порядка, могут являться показателем появления на территории дольменов предков картвельского населения. Обычно такие захоронения сопровождаются вещами протоколхидской культуры, которые в этой книжке не описаны, так как скорее всего в это время дольмены уже прекращали строить, а лишь использовали для впускных захоронений. Именно такие находки, мне кажется, могут быть увязаны с древнегрузинской культурой. Но это мнение беглое, оно еще требует более полной аргументации.

Существуют и другие взгляды. Так, отдельные археологи любую постройку, хотя бы отдаленно похожую на дольмен, готовы объявлять мегалитом, не считаясь с характером кладки, манерой обработки камней и т. д. Дольмены они ищут в горах Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана, забывая об их связи с определенным этносом, а уж если не этносом (пусть будет так), то даже отвлекаясь от характерного только для них и описанного здесь инвентаря, что приводит к путанице самого понятия о дольменах и мешает и без того сложному пониманию этих и без того загадочных построек.

Вероятно, ученых еще долгие годы будут интересовать дольмены, порождая все новые мнения о культуре оставившего их населения, их быте и верованиях. Может быть, придет и такое время, когда ученые с чертежами в руках смогут воочию сравнить все мегалиты мира между собой, не считаясь с трудностями далеких путешествий и языковыми барьерами. Мечта... Любая мечта иногда становится явью.

Завершен небольшой рассказ о дольменах. Возможно, он не удовлетворил в полной мере любознательность многих читателей. Ведь в нем более предположений, чем ответов на вопросы. Все так. Наука не стоит на одном месте, развивается и расширяет со дня на день видимые ею горизонты. То, что сейчас вызывает у нас недоумение, через десять лет, глядишь, будет легко расшифровано и познано. Уже есть прогнозы, что скоро будут определять возраст керамики, есть надежда, что степень разрушения горной породы по коре выветривания также будет давать материал для датировок, да и сами экспедиции будут организованы с привлечением разных специалистов, усилия которых будут сведены к решению общей задачи - полновесному осмыслению определенного памятника. Такие экспедиции уже начинают работать.

Дольмены Западного Кавказа еще ждут новую плеяду своих исследователей, только хотелось бы, чтобы они мастерски владели техникой черчения и зарисовок - той глубиной фиксации материала, которая сохраняет разрушающийся памятник на века. А дольмены с каждым днем становятся все большей и большей редкостью. Уже давно нет дольменов кожжохской группы, стали сносить постройки Дегуакской поляны. Дольмены исчезают по разным причинам - из-за собственной древности (исчерпан естественный лимит времени, отведенный на их стойкость), невежества и корысти людей (ломают их на камень), из-за необходимости освободить занимаемые ими площади.

Современное законодательство «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятое в нашей стране 29 октября 1976 года, требует уважительного и бережного отношения к ним.

Вероятно, выполнение статей этого закона обязательно не только специальными лицами, но и всеми людьми, независимо от того, какова их профессия, степень знания отечественной истории и широта кругозора. Все местное население должно включиться в охрану дольменов, помня хотя бы то, что в их конструкции, содержимом и даже расположении на местности таятся ответы на многие важные в международном масштабе исторические вопросы. И если эта книга хотя бы на малую толику возбудила интерес к дольменам, то можно считать, они будут сохранены, и, значит, мой труд также не был бесполезным.