Ил 80 новый. "самолеты судного дня" на вооружении россии и сша. О возможностях комплекса

Он сможет находиться в воздухе без посадки до 3-х суток, и управлять ядерной триадой страны практически из любой точки планеты. Что представляет из себя «Самолет Судного дня»? - именно так называют воздушные командные пункты управления войсками. Сама по себе идея создания мобильного командного пункта на случай войны не нова. Вопрос создания так называемого МКП, или мобильного командного пункта, начали отрабатывать практически сразу после завершения Второй мировой. Однако первые эксперименты по созданию МКП серьезных результатов не принесли. В основном в качестве рабочего варианта рассматривалась тема наземного комплекса обеспечения управления и связи, состоящего из нескольких грузовых автомобилей.

Позднее идею отвергли: перемещение колонны автомобилей вероятный противник мог обнаружить с помощью средств разведки и авиации. Провальная идея с желанием создать передвижные сухопутные пункты управления была подхвачена и развернута в нужное русло практически сразу, и в начале 60-х годов стали появляться первые образцы самолетов, переоборудованных для связи с войсками на земле.

Прелесть решения заключалась в том, что постоянное дежурство таких самолётов в небе исключало любое неожиданное нападение со стороны противника и даже самый плохой сценарий развития событий в этом случае не выглядел безнадежным. Если по той или иной причине все наземные коммуникации и линии связи могли выйти из строя, то несколько самолётов, переоборудованных в воздушный командный пункт, могли обеспечить передачу приказа и гарантировать ответный удар. Согласно замыслу, ВКП должны были обеспечить минимум два важных условия. Во-первых, наладить устойчивый канал связи первых лиц государства с войсками и важнейшими государственными структурами, во-вторых, гарантировать неотвратимость удара даже в случае полномасштабной ядерной войны.

Первые советские ВКП - турбовинтовые Ил-22, построенные на базе гражданских Ил-18 - получились универсальными. Самолет был сконструирован и оснащен так, что с его помощью можно было не только приводить в действие «ядерный маховик», но и осуществлять управление войсками на отдельных направлениях. Новое поколение самолетов - Ил-86ВКП - так же создавалось с учетом длительных перелетов и дорабатывалось с целью работы в условиях полномасштабной войны. Для размещения оборудования, средств связи и личного состава был выбран вместительный пассажирский самолет Ил-86. Четыре двигателя, длина в две трети футбольного поля и грузоподъёмность 42 тонны гарантировали размещение нужного оборудования и комфортную работу спецпассажирам.

Несмотря на мирную базу, от своего гражданского собрата переоборудованный Ил-86ВКП значительно отличался. Отличить спецборт на стоянке от гражданских лайнеров не составит большого труда даже в том случае, если самолет плохо освещен или подойти к нему на близкое расстояние не представляется возможным. Массивный отсек для средств связи, своеобразный «горб» чуть позади над кабиной пилотов и есть визитная карточка отечественного «самолета Судного дня».

Похожих контейнеров для радиоэлектронного оборудования, не предусмотренных для установки в гражданские, несколько, однако все главные секреты летающего Генштаба все же находятся внутри. Несмотря на то что доступ к таким бортам для всех посторонних закрыт, судя по уровню реализации идеи, можно утверждать, что Ил-86ВКП помимо мощных приемно-передающих устройств оснащен полным комплексом обработки, шифровки/дешифровки сигналов, спецканалом связи (включая спутниковый) и средствами радиоэлектронной борьбы для защиты борта от поражения авиационными ракетами.

Сведения о составе оборудования Ил-80 засекречены до сих пор - беспрецедентный случай в истории авиастроения. И хотя конструкция, частоты связи, количество дежурных на постах и средства бортовой обороны все еще закрыты, о некоторых устройствах воздушного командного пункта стоит рассказать отдельно. Наряду с управлением Сухопутными, Воздушно-космическими войсками и другими родами войск, особую ценность в составе Вооруженных сил России составляет ядерная триада - ядерные заряды, размещенные на сухопутных, авиационных и морских носителях.

Для осуществления связи и обмена информацией с подводными лодками, скрытно действующими во всех районах Мирового океана, Ил-80 оснащен не только специальным каналом связи, но и уникальной антенной, смонтированной в хвостовой части. Длина развёрнутой в рабочее положение антенны составляет восемь километров и позволяет связаться с подводными лодками на больших дальностях, причем субмаринам для сеанса радиосвязи не нужно «переходить» в надводное положение.

Как и любое воздушное судно стратегического значения, воздушные командные пункты Ил-86ВКП неоднократно модернизировались - программы доработки и переоснащения борта современным радиоэлектронным оборудованием позволят продержать воздушный командный пункт в строю до 2025 года. Забегая вперед, стоит отметить, что Ил-86ВКП не был единственным самолетом для обеспечения связи в час икс.

Еще в СССР был спроектирован и построен самолет Ил-76ВКП - машина связи и управления войсками на базе транспортника Ил-76. И хотя 76-й имеет куда меньшие размеры относительно своих старших собратьев, по количеству передовых технических решений Ил-76ВКП находится в одном строю с другими самолетами. Большая часть узлов, агрегатов, систем связи и переработанный фюзеляж перекочевали на Ил-76ВКП с другого борта особого назначения - самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50. Как и в случае со «старшими товарищами», Ил-76ВКП из состава 3-й авиационной эскадрильи отличаются от пассажирских и транспортных бортов блоками аппаратуры для спецсвязи, а также изменённым и доработанным фюзеляжем.

Третье поколение «самолетов Судного дня» от своих предшественников будет отличаться чуть более, чем полностью. По данным источника Лайфа, за основу воздушного командного пункта следующего поколения взят самолет Ил-96-400Т - грузовая модификация Ил-96-300. На таком же самолете, Ил-96-300ПУ, летает президент и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Владимир Путин.

Характеристики Ил-96-400Т уже сейчас позволяют разработчикам и производителям радиоэлектронного оборудования на сто процентов использовать собственные наработки в области связи и защищенных каналов для передачи данных. В отличие от модернизированных Ил-86ВКП «самолет Судного дня», построенный на базе Ил-96-400Т, сможет принимать до 92 тонн полезной нагрузки. И хотя дальнемагистральный самолет разрабатывался для коммерческого использования, 92 тонны радиоэлектронного оборудования позволят обеспечивать устойчивую связь со всеми штабами и военными округами.

Запас топлива и конструкция производительных авиадвигателей позволят новой «воздушной крепости» летать на расстояние до 11 тысяч километров. Третье поколение ВзПУ с учетом уже внедренных в промышленное производство решений окажется на голову эффективнее Ил-86ВКП. Во-первых, такое понятие, как «ограниченная дальность полета», практически исчезнет: новый спецборт без особых проблем сможет махнуть через всю страну.

Во-вторых, по сравнению с предыдущим ВзПУ новый самолет на базе Ил-96-400Т длиннее почти на десять метров, что позволяет разместить на свободном участке фюзеляжа дополнительное оборудование или предметы для быта членов экипажа. В-третьих, современная элементная база, выпуск которой предприятиями российского ВПК уже налажен, позволит на несколько порядков снизить габариты и массу специального оборудования для связи и передачи данных. Эксперты утверждают, что в связи с этим новый самолет могут оснастить дополнительными топливными баками, с использованием которых дальность беспосадочного перелета воздушного командного пункта значительно возрастет и составит 13 тысяч километров вместо 11. Сообщается также, что, вобрав в себя весь опыт отечественной науки и современную электронику, новый самолет на базе Ил-96-400Т в ближайшем будущем сможет заменить все эксплуатируемые самолеты подобного типа, пишет Сергей Андреев для портала Life . ru .

В международном аэропорту «Казань» собрался более чем странный пасьянс из самолетов. Среди привычных Боингов и Эйрбасов можно увидеть и более редкие машины. Вот Ил-62, на котором зимой прошлого года прилетал в Москву в атмосфере секретности президент Сирии Башар Асад. Рядом – гигантский Ан-124 «Руслан» на длительной стоянке. Неподалеку – два военно-транспортных Ил-76М. Но самым неожиданным бортом является Ил-80 –«самолет Судного дня»! Таких выпущено всего четыре штуки, и, по данным «Казанского репортера», ни один из них раньше не был в Казани, тем более в гражданском аэропорту. Все эти самолеты стоят рядом. «Казанский репортер» попытался выяснить, что свело все эти воздушные суда в гражданский аэропорт столицы Татарстана. Пикантности ситуации добавляет то, что секретные самолеты на этот раз как бы невзначай продемонстрировали прессе. Правда, заметили «наживку», похоже, немногие.

Фотосессия в аэропорту, официальной заявленной целью которой было «привлечение студенческой молодежи Республики Татарстан в сферу авиационной фотожурналистики», оставила целую россыпь интригующих вопросов. Похоже, самое время сопоставлять незначительные детали бытия и с головой окунуться в рассуждения на тему «Теории заговора».

Мероприятия на таких режимных объектах, как аэропорты, в наше непростое время редкость. Особенно если они не связаны с приездом каких бы то ни было VIP-персон, спортивных команд, заполучивших кубки, или звезд эстрады всемирной величины. Впрочем международный аэропорт «Казань» такие праздники для любителей авиации и фотографии иногда устраивает.



Зазывая на «праздник авиации», работники аэропорта изначально указывали на наличие в программе неких изюминок. День для парней с дорогими камерами сложился удачно, светило солнце, пели птички, в том числе и железные. Бросающимся в глаза рефреном встречи фотографов с техникой стали фототочки около гиганта АН-124 «Руслан», вставшего в аэропорту на длительную стоянку. Самый крупный в мире серийный грузовой самолет действительно производит на публику неизгладимое впечатление.

Впрочем, для большинства фотокоров контакт с «изюминками» случился уже в уютной редакции, на этапе обработки фотографий и изучения бортовых номеров отснятой техники. К примеру, на картинках из казанского аэропорта журналисты «Казанского репортера» обнаружили Ил-62М. О том, что самолет особенный говорит характерный «горб» правительственной спецсвязи. Судя по бортовому номеру (RA-86539) , участвовавший в спецоперации по доставке «несломимого» президента Сирии Башара Асада из охваченного огнем Дамаска в Москву прошлой зимой. этого перелета отследили энтузиасты, специализирующиеся на авиации.

Рядом идентифицировались два неординарных военно-транспортных воздушных судна Ил-76. Историки авиации вспомнят, что такой же в ночь с 18 на 19 августа 1996 года приземлился в Казани. Тогда Владимир Шарпатов и Газинур Хайруллин смогли организовать побег из талибского плена и привести машину в родную гавань.

Однако жемчужиной фотоколлекции в полной мере можно считать по каким-то причинам оказавшийся на картинках так называемый «самолет Судного дня». Ил-80 – секретный воздушный пункт стратегического управления, построенный на базе Ил-86. Именно поэтому на борту самолета и красуется имя базовой модели. Всего таких выпущено 4 экземпляра, однако этот, судя по всему, самый-самый. Это первый и, вероятно, единственный борт второго поколения, прошедший модернизацию и оснащенный комплексом технических средств второго поколения «Звено 2». В декабре прошлого года АО «Объединенная приборостроительная корпорация» передала Ил-80 RF-93645 Министерству обороны России. Именно этот борт сейчас и находится в казанском аэропорту. Однако что делает один из самых секретных самолетов мира в гражданской гавани – непонятно.

Воздушные суда данной специализации находятся в распоряжении только двух стран мира: России и США. Летательный комплекс Ил-80 в первую очередь предназначен для поддержания связи между различными регионами страны, управления ударным вооружением в максимально экстремальных условиях и перемещения высшего руководства государства, то есть самолет станет штабом на самый крайний случай, если наземные пункты связи уничтожены. Помимо огромного «горба», особенно бросается в глаза отсутствие иллюминаторов. Сделано это для того, чтобы снизить воздействие поражающих факторов ядерного взрыва. В час X самолет готов принять президента страны и высшее военное командование. Еще одна яркая деталь экстерьера – топливная штанга. Благодаря автономной системе дозаправки в воздухе машина может находиться в полете трое суток.

СПРАВКА ПО Ил-80 Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.
Второе поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.
«Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск», - приводит слова заместителя генерального директора Объединенной приборостроительной корпорации Сергея Скокова официальный сайт корпорации. – Помимо России, авиационную технику такого уровня выпускают только в США – у американских военных аналогичный комплекс получил название самолета Судного дня».

Что «самолет Судного дня» делает в Казани и по каким причинам был продемонстрирован СМИ – вот главные вопросы, которые задал себе корреспондент «Казанского репортера» в ходе подготовки данного материала.

Первый звонок – в Аэропорт «Казань», руководителю пресс-службы Аделю Гатауллину . Такой набор самолетов на территории аэропорта Гаталуллин назвал «совпадением, ради которого ничего не подгадывалось»; кроме того, официальный аэропорт «не знает владельца и предназначение Ил-80» и не дает по этому вопросу каких-либо развернутых комментариев. А вот реакция на Ил-62 (самолет Башара Асада) была более открытой: «По поводу Башара Асада вы своим звонком открыли мне глаза, ничего об этом не знал, самому сейчас стало интересно».

Второй логичный звонок – в строгую до сухости или в сухую до строгости пресс-службу Казанского авиационного производственного объединения имени С.П.Горбунова. Ответ короткий: «Завод этими самолетами не занимается». Работники предприятия, управляющие контактами со СМИ, даже предостерегли нас от отправки письменного запроса, упорно настаивая, что вся история не по их душу.


Ряд звонков в пустоту. Авиационные специалисты, должностные лица и историки авиации разводят руками. Причем так разводят, что не поймешь, чего в этом больше – страха, правды или преданности делу.

Наиболее терпеливым и открытым собеседником из собранного микро-пула авиационных интересантов оказался Антон Бортяков , председатель первичной профсоюзной организации «КАПО-Авиа».

По словам авиационного специалиста, некоторые пойманные в фотообъективы самолеты как минимум проходят в Казани процедуру технического обслуживания. «Ничего экстраординарного в присутствии в гражданском аэропорту Казани указанных вами самолетов нет. «Руслан» прилетает раз в месяц и забирает вертолеты Ми-8 для заказчиков. По другим самолетам ведутся регламентные работы. Компания «КАПО-Авиа» имеет в аэропорту свою лабораторию, арендует бетонные площадки, у компании имеется авиационно-техничиская база. К обслуживаемым самолетам могут попадать, в том числе, и приглашенные профильные специалисты из других регионов России. Проводится тестирование систем. Такое случается… В прилет В.В.Путина в аэропорту вообще выстроилась вся история гражданской авиации».

Впрочем, несмотря на открытость к прессе, даже Бортяков по отдельным вопросам ссылался на закрытость информации. Так, к примеру, авиатор отреагировал на тему модернизации Ил-80, по слухам проводившуюся с участием казанских авиастроителей.

Сама модернизация, к слову, не секретна. Пресс-релиз о ее прохождении самолетом Ил-80 размещен на официальном сайте Объединенной приборостроительной корпорации. В нем, в частности, говорится о том, что работы по первому бортовому комплексу технических средств (БКТС) ведет нижегородское НПП «Полет». Бортовые номера машины с сайта Ростеха и казанского аэропорта совпадают.

Еще один источник в авиаотрасли на условиях анонимности сообщил, что самолет в Казань прибыл на техобслуживание, которая проходит под контролем Министерства обороны России. Казанские специалисты на эти работы будут допущены только после соответствующей проверки спецслужб, так что пока Ил-80 ждет своего часа. Эта версия выглядит весьма правдоподобной, однако существуют и другие. В условиях ограниченной информированности можно строить самые смелые гипотезы:

– Казань участвовала в проекте и хочет продемонстрировать это;

– Казань каким-либо образом претендует на участие в проекте разработки воздушного пункта стратегического управления третьего поколения. О том, что он будет, уже официально заявлено;

– Казань (специалисты и технический комплекс) доводит машину, исходя из нареканий, появившихся после прохождения модернизации.

Следует понимать, что с развалом СССР авиационный комплекс, имевший в свое время четкое деление на фирмы по именам легендарных конструкторов, фактически прекратил свое существование. Стареют оборудование и кадры, смена на заводы и в КБ идет по остаточному принципу. В стране скоро уйдут на пенсию первые авиационные специалисты, ни разу в своей жизни не поучаствовавшие в создании новых типов самолетов.

В этих условиях под крупные проекты по стране, как по сусекам, собираются остатки былой гвардии. На этом фоне визиты в Казань неожиданных видов авиационной техники, нуждающейся в обслуживании и модернизации, не выглядят чем-то странным и неуместным.

Антон Глухов, Антон Райхштат.

"Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК, входит в госкорпорацию "Ростех") создала для Министерства обороны России воздушный командный пункт стратегического управления (ВКПСУ) второго поколения на базе самолета Ил-80, он будет поставлен заказчику до конца года. Об этом во вторник сообщили ТАСС в корпорации.

"Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел государственные испытания и до конца 2015 года будет передан заказчику", - говорится в сообщении.

Воздушный пункт стратегического управления предназначен для оперативного развертывания войск, он также необходим в условиях отсутствия наземной инфраструктуры или в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.

"Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск. В составе корпорации работы над БКТС ведет нижегородское НПП "Полет". Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США - у американских военных аналогичный комплекс получил название "самолета Судного дня", - заявил заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков, слова которого привели в корпорации.

Он отметил, что новое поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.

Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно- морским флотом, воздушно-космическими силами, а также ракетными войсками стратегического назначения.

Ранее в корпорации ТАСС рассказали, что в настоящее время уже ведется разработка воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.

Техническая справка

Ил-80(87)

Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе транспортного самолета Ил-86 в 1992 году создан воздушно командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП , в некоторых источниках самолет обозначается как Ил-87 ) (аналог американского ВКП Боинг E-4B).


Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86, достаточными для размещения специальной аппаратуры.

Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. Приняты меры по защите самолета от поражающих факторов ядерного взрыва. .

Среди других конструктивных особенностей: отсутствие окон (кроме фонаря кабины экипажа), а также уменьшенное количество входных люков в фюзеляже Ил-86.

В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.

Всего построено четыре самолета (их бортовые номера СССР-86146,-86147,-86148 и -86149). По некоторым данным, все борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.


Тактико-технические показатели

Модификация

Ил-80

Размах крыла, м

48.06

Длина самолета, м

59.54

Высота самолета, м

15.81

Площадь крыла,м²

320.0

Масса, кг:

пустого самолета

нормальная взлетная

208000

Тип двигателя

4 ТВД Кузнецов НК-86

Тяга, кгс

4 х 13000

Максимальная крейсерская скорость, км/ч

850

Практическая дальность, км

3600

Практический потолок, м

Экипаж, чел

5

Фотографии помещены на сайте авиационной энциклопедии "Уголок неба"


1 декабря "Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК, входит в госкорпорацию "Ростех") объявила о создании воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения на базе самолета Ил-80. Самолет будет поставлен Минобороны РФ до конца 2015 года.

Воздушный командный пункт на базе Ил-80 входит в систему воздушных пунктов управления Вооруженных сил РФ. Он предназначен для работы в условиях выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи, быстро меняющейся оперативной обстановки, а также в случае применения противником ядерного оружия. Именно по этой причине самолеты подобного типа принято называть "самолетами Судного дня". Только две страны в мире обладают таким вооружением - Россия и США. Аналог российского Ил-80 - американский Boeing E-4B.

О возможностях комплекса

Заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков отметил, что новое поколение российских воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.

Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, а также ракетными войсками стратегического назначения.

Третье поколение "апокалиптических машин"

Ранее гендиректор НПП "Полет" (входит в ОПК) Александр Комяков рассказал, что в настоящее время уже ведется разработка воздушного пункта стратегического управления третьего поколения , но о сроках и характеристиках самолета говорить рано.

Его основное преимущество - это живучесть. Если известные объекты с наземными координатами противник может уничтожить, то воздушный КП уничтожить сложнее, так как он постоянно меняет место дислокации. У американцев подобные самолеты получили название "самолета Судного дня". Их задача - организация сетей связи в абсолютно неприспособленных условиях, когда наземная инфраструктура для этого отсутствует, либо полностью разрушена

Александр Комяков

генеральный директор НПП "Полет"

Подробнее о стоящем на вооружении Воздушно-космических сил РФ "самолете Судного дня" и его американском аналоге – в материале ТАСС.

Ил-80 (Ил-86ВКП)

Воздушный командный пункт предназначен для управления подразделениями российской армии в ходе военных конфликтов с использованием ядерного оружия.

Разработан в КБ им. С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86, отсюда и варианты в наименовании самолета - Ил-80, Ил-86ВКП и Ил-87.

По данным из открытых источников, первый полет совершил 29 мая 1985 года, а с полностью укомплектованный оборудованием - 5 марта 1987 года.

10 июля 1991 года НПП "Полет" и Минобороны СССР заключили договор о разработке унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета.

В 1992 году самолет принят на вооружение. Однако, по неподтвержденным данным, его испытаниябыли завершены лишь в 1995 или в 1997 годах.

Также в 1992 году появились первые снимки самолета, сделанные западными фотографами.

Было выпущено 4 самолета этого типа - регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149.

Они находились в эксплуатации Отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. С 1997 года переданы в 3-ю Авиационную эскадрилью, дислоцированную на аэродроме Чкаловский в Подмосковье.

  • длина самолета 59,54 м
  • размах крыла 48,06 м
  • нормальная взлетная масса 208 т
  • крейсерская скорость 850 км/ч
  • дальность полета 3 600 км
  • практический потолок 11 000 м
  • оснащен 4 двигателями НК-86 тягой по 13 000 кгс каждый
  • бортовой комплекс технических средств включает до 300 единиц аппаратуры.

15 апреля 1997 года Минобороны России заключило договор с АК им. Ильюшина на разработку эскизно-технического проекта по модернизации Ил-80 и Ил-82. Однако о реализации этого договора ничего неизвестно.

Boeing E-4B

По данным из открытых источников, воздушные командные пункты предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

"Апокалиптические машины" могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента "самолет Судного дня" сопровождает его, как и адъютант с "ядерным чемоданчиком". Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

В США E-4B также называют "doomsday planes" (самолеты "конца света"). Четыре самолета состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, штат Небраска. Экипажи и наземное обслуживание E-4B входят в Боевое авиационное командование (Air Combat Command) ВВС США, которое взаимодействует со Стратегическим Командованием США USSTRATCOM.

Летно-технические характеристики E-4B являются секретной информацией.

Ил-80 является воздушным командным пунктом, созданным на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-86 . Разработан в 1980-х годах для осуществления управления формированиями Вооружённых сил и Сил специального назначения. Другое название самолёта: Ил-86ВКП.

История создания и эксплуатации

В конце 70-х — начале 80-х годов XX века между СССР и США начался новый виток напряжённости. В связи с вводом советских войск в Афганистан соперничество между сверхдержавами достигло своего максимального пика со времён Карибского кризиса. Следствием сложной политической и дипломатической обстановки стал новый этап гонки вооружений, а также возросшая опасность перерастания Холодной войны в свою «горячую» стадию.

Именно поэтому в Генеральном Штабе Вооружённых Сил СССР было принято решение о создании самолёта — воздушного командного пункта, который смог бы обеспечить управление войсками и вооружениями (в том числе и ядерным оружием) даже в условиях ядерной войны. Иными словами, Вооружённые Силы Советского Союза нуждались в самолёте «Судного Дня».

Однако не следует делать поспешных выводов и обвинять в «кровожадности» или «агрессивных намерениях» наш Генеральный Штаб. Аналогичный самолёт (который и стал прототипом для разработки Ил-80) в США был разработан уже в начале 70-х и принят на вооружение в 1974 году под названием Boeing E-4. Так что создание Ил-80 стало также и естественной реакцией руководства СССР на своё отставание в данной области.

Разработка самолёта велась опытно-конструкторским бюро Ильюшина. При этом основой для создания нового самолёта был выбран лайнер Ил-86. Это объясняется тем, что Ил-86 имел широкий фюзеляж, размеров которого было достаточно для размещения в нём необходимой радиоаппаратуры и бортовой электроники. Уже в начале 80-х новый самолёт был разработан, а весной 1985 года был совершён его первый полёт. Первые впечатления о машине сложились весьма благоприятные — она уверенно и устойчиво вела себя в воздухе, а также при взлёте и посадке. После первого полёта началось оснащение его необходимым оборудованием, а также этап наземных испытаний. В итоге первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80 осуществил весной 1987-го, два года спустя. В 1997 году начались работы по усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного оборудования.

Летом 1991 года началась разработка унифицированного бортового комплекса для Ил-80 для обеспечения возможности его использования по назначению. Уже в 1992 году самолёт был принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации. Всего по состоянию на 2019 год было построено 4 самолёта Ил-80. Изначально все эти самолёты находились в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения. Однако уже в 1997 году Ил-80-е были переведены в состав 3-й авиационной эскадрильи ВВС России. По состоянию на сегодняшний день самолёты продолжают эксплуатироваться. Также один из Ил-80 принимал участие в параде в честь Дня Победы в 2010 году в Москве.

Краткий обзор Ил-80 и его характеристики

Аэродинамически Ил-80 представляет собой низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и нормальной схемой. Шасси представлено 4 стойками: одной носовой и тремя основными. При этом для более равномерного давления на взлётно-посадочную-полосу основные стойки шасси оборудованы четырёхколёсными тележками.

Ил-80 имеет достаточно крупных размеров накладной отсек, находящийся в его носовой части. Данный отсек служит для размещения в нём необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Также одним из крупных визуальных отличий от Ил-86 стало отсутствие иллюминаторов. На крыле самолёта «Судного Дня» установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования самолёта.

Ещё одной интересной особенностью Ил-80 является возможность его дозаправки в воздухе, что позволяет существенно увеличить его максимальную дальность полёта, а также время непрерывного нахождения в воздухе. Самолёт отличает также усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва.

Лётно-технические характеристики Ил-80:

  • Двигатели:
    • 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
    • 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями — обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
    • Тактико-технические характеристики:
      • Экипаж — 5 чел. (летный состав)
      • Длина — 59,5 м
      • Размах крыла — 48,1 м
      • Высота — 15,8 м
      • Площадь крыла — 320 кв.м
    • Масса взлетная нормальная — 208000 кг
    • Скорость максимальная — 970 км/ч
    • Скорость крейсерская — 850 км/ч
    • Скорость посадочная — 275 км/ч
    • Дальность полета — 3600 км
    • Практический потолок — 11000 м
    • Оборудование – комплекс технических средств 83Т120.
    • На фюзеляже расположены следующие антенны:
      • КВ-приёмная антенна.
      • КВ-передающие антенны.
      • СДВ-передающие выпускные антенна.
      • СДВ-приёмная антенна.
      • Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН.

    Достоинства и недостатки Ил-80

    Главным достоинством Ил-80 является то, что данный самолёт полностью подходит благодаря своим характеристикам к роли самолёта «Судного Дня». Имея усиленную защиту против возможного воздействия со стороны ядерного взрыва, а также возможность дозаправки в воздухе, он способен выполнять свои прямые функции практически в любых условиях. Также большим плюсом является надёжность самолёта Ил-80 и его устойчивость в воздухе.

    Однако, взяв от Ил-86 плюсы, Ил-80, к сожалению, обладает и рядом недостатков, «позаимствованных» у своего «старшего брата». Так, одним из основных минусов самолёта является его большая масса, в связи с чем неподготовленному пилоту поднять самолёт в воздух будет очень непросто. Также именно поэтому Ил-80 требует более протяжённой взлётной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования на ряде аэродромов. Ещё одним недостатком самолёта является его моральное устаревание, так как Ил-86 был разработан и пошёл в серийное производство ещё в середине 70-х годов XX века.

    Тем не менее, Ил-80 является машиной, которая способна составить серьёзную конкуренцию своему американскому сопернику — самолёту Boeing E-4. Однако будем надеяться, что использования этих самолётов по своему прямому назначению никогда не понадобится.

    Заключение

    Ил-80 является первым (и единственным) самолётом «Судного Дня», находящимся в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Его радиоэлектронное оборудование позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного конфликта, а салон обладает большой вместимостью. А начатые в 1997 году работы по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему блестящие перспективы в дальнейшем.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них