Исследовательская работа: "Ефремкинские пещеры". Исследовательская работа пещеры чудо природы «Что для чего»

Научно-практическая конференция исследовательских работ школьников

МБОУ «Жанаталапская ООШ»

Тайны пещеры «Подарок»

Выполнила Куктеубаева Элина

ученица 6 класса

Научный руководитель:

Барсукова Лариса Станиславовна

1. Введение. Происхождение и основные характеристики пещеры «Подарок».

2. Возникновение сталактитов.

3. Экспериментальное исследование

4. Заключение

5. Список используемых источников

Введение

В октябре 2017 года я побывала в очень интересном месте - пещере "Подарок». Это - одна из самых спелеологических достопримечательностей Оренбургской области. Она расположена в полутора километрах к западу от небольшого поселка Дубенской Оренбургской области на конезаводском карстовом поле (Беляевский район ). Пещера является самой глубокой из всех пещер Оренбургской области. Ее общая протяженность составляет 660 метров . Пещера "Подарок" является группой нескольких карстовых галерей и залов, соединенных между собой меандрами и узкими лазами.

Описание пещеры

Вход в пещеру находится в карстовом провале глубиной около трех метров, до недавнего времени спуск туда был возможен только с помощью веревки. Несколько лет назад добрые люди установили железную лестницу, благодаря чему посещение пещеры "Подарок" стало более легким. При посещении пещеры рекомендуются иметь с собой одежду, которую не жалко будет испачкать, а также взять с собой защиту головы (каску). При посещении пещеры необходимо проявлять осторожность, так как гипсовые породы, из которых в основном и состоит пещера "Подарок", подвержены обвалам.

Первый зал пещеры переходит в небольшую галерею, в которую ведут два пути: первый по небольшому коридору с водой, второй же - через узкий меандр, находящийся на небольшой высоте, после которого будет крутой сыпучий склон. Из первой галереи идут два пересекающихся коридора, один из которых переходит в зал с коридором, имеющим круговой проход (тут можно заплутать). Температура в пещере не поднимается выше 12 градусов, на потолке гнездятся летучие мыши. В пещере "Подарок" есть небольшие натечные образования, в некоторых местах образованы небольшие сталактиты и сталагмиты.

Этот совершенно другой необычайно красивый мир, в котором сотни лет царит абсолютная тишина, темнота, подземные воды, пропасти поразил меня. Я узнала, что сталактиты образующиеся в карстовых пещерах, растут очень медленно, со скоростью несколько миллиметров в год. А нельзя ли ускорить процесс образования и роста сталактитов в домашних условиях? На этот вопрос мы решили найти ответ в своей работе.

Цель работы: установить, что скорость роста сталактита в домашних условиях будет больше, чем в естественных условиях пещер.

Объект исследования : кристаллизация минералов.

Предмет исследования : условия, при которых вырастает сталактит.

Гипотеза: предположим, чтосталактит, выращенный в домашних условиях, будет иметь внешнее сходство с природным сталактитом.

Задачи исследования:

Изучить процесс образования сталактитов;

Экспериментально проверить влияние домашних условий для роста сталактита.

Методы:

Поиск информации в литературе и интернет-источниках;

Проведение экспериментов и наблюдений;

Обобщение полученных знаний.

2. Возникновение сталактитов.

Как же образуются украшения пещер? Вода, попадающая в пещеру, испаряясь, оставляет известь. Там, где она постоянно капала с одних и тех же мест, появились тонкие полые трубочки длиной в несколько метров. Эта «соломка» из соды может засориться и превратиться в похожие на сосульки сталактиты, которые свешиваются в виде сосулек, трубок, бахромы с потолков и верхних частей стен карстовых пещер. «Соломка» также образует волнообразную драпировку, ниспадающую со сводчатых потолков.

Если вода капает в маленькие углубления, то песчинки постепенно покрываются мягкой известью и получается блестящий пещерный жемчуг. А в некоторых пещерах образовались еще более изысканные украшения. Это хрупкие пучки игольчатых кристаллов, а также скрученные, похожие на червячков трубочки (геликтиты), которые растут в разных направлениях.

Мельчайшие частички солей различных минералов, растворённые в воде, раскрашивают сталактиты в разные цвета: розовые, желтые, синие, красные, черные и даже радужные.

Сталактиты возникают в результате процесса, который называют – карст (карстовый процесс). Суть процесса заключается в следующем: кальцит, основной компонент известняка, растворяется дождевой водой. Когда известняк обнажается на земной поверхности, вода просачивается по мелким трещинам породы и растворяет её. Со временем эти трещины расширяются, формируя характерный карстовый ландшафт с системой подземных пещер, созданной грунтовыми водами.

Вода, насыщенная известняком, по мельчайшим трещинкам добирается до потолка уже созданной пещеры и повисает на нём. Постепенно, очень медленно, капля испаряется, а известняк оседает на потолке. Через некоторое время в это место приходит следующая капелька и опять откладывает известняк. Постепенно известняк накапливается на этом участке потолка, и образуются большие «сосульки» - сталактиты.

Но не весь известняк оседает на потолке и даёт рост сталактиту. Под собственной тяжестью часть капель падает на пол, и снизу навстречу сталактиту растет сталагмит (от греческого слова stalagma – капля). Когда сталактит и сталагмит соединяются и срастаются между собой, образуется колонна сталагнат .

И сталактиты, и сталагмиты, и колонны бывают очень больших размеров - десятки метров в высоту и несколько метров в диаметре. Скорость их роста зависит от температуры и степени сырости в пещере, от толщины слоя известняка над пещерой и от количества воды, попадающей в пещеру. А самым длинным свободно свисающим сталактитом считается огромная каменная сосулька в Груга-до-Жанелао (Бразилия), длиной 12 м. А самым высоким сталагмитом в мире сейчас считается 63-метровый гигант в пещере Лас Вильяс (Куба). Когда вода перестаёт попадать в пещеры, сталактиты перестают расти, а пещера считается «мёртвой».

Возраст сталактитов и сталактитовых колонн нельзя определять по их размерам и толщине. В разных пещерах, даже в разных залах одной и той же пещеры условия образования и роста сталактитов могут быть совершенно разные. В разрезе можно увидеть, что внутри сталактит состоит из колец, по которым можно узнать, какой климат был на Земле в период их образования. Толстые кольца означают влажный климат, а тонкие кольца говорят о сухом климате. Для сравнения, ширина кольца сибирского сталактита составляет 15 мм – а это в 50 раз больше, чем самое широкое кольцо из Карлсбадских пещер. Так происходит потому, что Карлсбадские пещеры находятся в пустыне штата Нью-Мексико, где выпадает очень мало осадков, даже в более влажные года.

3.Экспериментальное исследование.

Узнав, что сталактиты и сталагмиты бывают ледяные, глиняные, гипсовые, соляные, лавовые, мы поняли, что в домашних условиях можем вырастить только соляные, потому что остальные сложны для работы или просто недоступны. Поэтому мы решили вырастить соляной сталактит из порошка аммония фосфорнокислого из набора "Алхимик".

Этапы проведения эксперимента:

20 ноября 2017 года мы начали проведение эксперимента по выращиванию сталактита. Для эксперимента нам потребовалось: 1 стеклянная банка, порошок аммония фосфорнокислого (далее - реактив), кусочек гранита, нитка, карандаш, кастрюля.

2.Привязали камень к нитке, второй конец нитки привязали к карандашу. Опустили камешек на нитке в банку с раствором, положив карандаш на горлышко банки, при этом камень опустился ниже середины уровня раствора. Накрыли банку салфеткой и оставили на 2 часа.

3. Через 2 часа осторожно вынули камешек. На дне банки образовался осадок. Поставили банку в кастрюлю с кипящей водой и осторожно перемешали осадок. Вновь опустили камешек в банку и оставили до утра.

4.На следующий день вынули из банки камешек, обросший соляными кристалликами.

5. Приготовили новый раствор реактива и вновь опустили камешек.

6.Через несколько часов вынули из банки кристалл и высушили его на салфетке.

7. Сделали макет пещеры и поместили туда выращенный кристалл.

Заключение.

По результатам проведённого эксперимента можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась: соляной сталактит, выращенный в домашних условиях, по форме похож на природный сталактит. Вырос он гораздо быстрее, чем в естественных условиях пещер (всего за сутки он вырос на ___ мм).

Во время выполнения исследовательской работы я узнала много нового и очень интересного о таинственном мире пещер. Мы научились выращивать сталактиты.

Я благодарна своим родителям, что побывала в таком уникальном месте, где капли могут капать десятки тысяч лет в одну и ту же точку, из чего и вырастают подземные каменные цветы, и попыталась воспроизвести эту волшебную красоту в домашних условиях.

Конечно, передать творение природы сложно. Это нужно смотреть, чувствовать. Никакая сказка не может повторить ту красоту, которую я видела.

Список используемых источников:

    Энциклопедия для детей. // Геология. [Текст]:/ Энциклопедия – М: АВАНТА+, 1995.

    Энциклопедия природы России. // Минералы и горные породы. [Текст]:/ Энциклопедия - М:ABF, 1998.

    Хочу всё знать. / Камни и минералы –М, Ридерз Дайджест, 2010-стр. 22

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Подземное царство – правда или сказка?»


Шашенко Елена Александровна, воспитатель МБДОУ "ЦРР-д/с «Чайка»
Описание материала: Предлагаю Вам конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Подземное царство – правда или сказка?».
Данные материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Конспект познавательного занятия, направленный на воспитание интереса к истории «подземного царства», любознательности у дошкольников подготовительной группы.
Цель: Продолжать формирование представлений о пещерах.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о пещерах; Что такое пещеры?; Как они образовались?
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связанную речь, обогащать словарь детей: пещеры, спелеология, дождевая капля, каменная сосулька, колонна, сталагнаты, сталагмиты, сталактиты, памятники природы, атмосфера.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории, любознательность. Бережное отношение к природе.
Демонстративный материал: Иллюстрации, слайды, фотографии пещер, образование сталактитов, сталагмитов и сталагнатов, горы.
Раздаточный материал: Открытки, фотографии, энциклопедия.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним. Продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов. Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу Вам о пещерах. Наука, которая изучает пещеры называется спелеология.
- Как Вы думаете, что такое пещеры?
Пещеры – это уникальный естественный объект, созданный природой, это пустоты в скалах над землей или под землей.
Для первобытного человека пещера служила домом, где он укрывался от непогоды и хищных зверей, готовил пищу, рисовал на стенах события своей жизни.


По пещерным наскальным рисункам и предметам, найденным в пещерах, ученые узнали о жизни предков. За последние 10 лет открыто 1500 пещер. Даже целые подземные поселения с множеством комнат, залов.
Самая глубокая пещера на Земле расположена в Абхазии и называется она Воронья пещера – ее глубина составляет чуть больше 2 километров.


Самая длинная пещера – это Мамонтова пещера, которая находится в Северной Америке. Ее протяженность составляет почти 600 километров – это в 1,5 раза больше, чем расстояние от Абакана до Красноярска.


Пещеры существуют в основном в горах и гористой местности. А также пещеры почти всегда создает вода, которая размывает мягкие горные породы и уносит их прочь.
Пещеры также могут появляться и в результате активных процессов в земной коре – землетрясений и извержений вулканов.
Дождевая капля, которая просачивается сквозь трещину в скале, растворяет частичку камня и повисает на потолке пещеры. Через некоторое время она срывается вниз, а принесенная ею частичка камня тончайшей пленкой остается на потолке. Следующая капля делает пленку толще. И через сто лет на этом месте появится каменная сосулька - сталактит длиной четыре сантиметра. И каждые сто лет он будет подрастать на столько же. А внизу, куда упала капля, будет расти каменная башенка - сталагмит. Через миллионы лет сталактит и сталагмит соединятся и превратятся в сверкающую колонну, которая называется сталагнат.


Мне кажется, что пещеры – это царство темноты и тишины. Температура в пещере летом ниже, а зимой выше, чем снаружи. В пещерах Хакасии средняя температура от +4 до +6 градусов. Поэтому в пещеры лучше ходить зимой – там теплее, чем на улице.
Главные хозяйки пещер – летучие мыши, которые спят вниз головой. Также в пещерах живут и безобидные хвостатые земноводные протеи, пауки, многоножки, черви. Все они бесцветные и прозрачные. Глаза у них либо слабо развиты, либо совсем отсутствуют.


В интернете я прочитала, что наша республика очень богата пещерами – здесь открыто и исследовано примерно 200 пещер.


На севере Хакасии находится Кашкулакская пещера, которая признана одним из самых страшных мест планеты. Местные жители называют её пещерой «чёрного дьявола». Это место у древних хакасов считалось священным. Чтобы задобрить злого духа предки приносили в пещеру звериные и человеческие жертвы.


В районе деревни Толчея расположен грот Двуглазка с самыми древними в Хакасии следами пребывания человека.


Рядом с деревней Сыя есть пещера «Археологическая» - называется она так, потому что в ней также была обнаружена стоянка древнего человека.


Самая доступная, самая большая и одна из самых красивых пещер в Хакасии – это Бородинская пещера. Длина пещеры составляет 1500 метров глубина 60 метров. Здесь находится самый большой в Сибири сталагмит - «Пагода», его высота составляет 5 метров.


Самая протяженная пещера в Хакасии – это Ящик Пандоры, длина ее составляет 18 км. Глубина 185 метров. В этой пещере есть пещерные озера.


А еще в пещерах есть молочные реки (почти как в сказке), которые образовались в результате большого содержания минералов в стекающей воде. Такие молочные реки есть в пещере имени Королёва.
Хоть пещеры и называют «памятниками природы», все равно находятся люди, которые мусорят, и стремятся оставить свой автограф, что нарушает экобаланс пещеры и почти стерильную ее атмосферу.

Вывод: Оказывается подземное царство на самом деле существует, а называется оно пещерами.
Закончу свое исследование стихотворением про пещеру.
Трудно верится, поди ты,
Что в пещерах там и тут
Как сосиски сталактиты
Сверху донизу растут.
Но еще, промежду прочим,
Точно так же знаменит,
Сталактита чуть короче
Лезет кверху сталагмит.
И поэтому в пещере
Ничего рукой не трожь.
Та пещера, камни щеря,
Напугает кого хошь.
Благодарю за внимание.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Проект «Молоко и молочные продукты»
Максутова Ю. И. воспитатель высшей квалификационной категории, 2012 г.
Краткая аннотация проекта.
Данный проект ­ это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и
пользой молока и молочных продуктов, пониманию значимости молока в питании
растущего детского организма.
Эта работа осуществлялась через поисково­исследовательскую, интеграционную
деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение
потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством
активации детской жизнедеятельности.
Проект исследовательско­творческий, рассчитан сроком на 1­1, 5 месяца для
детей старшей группы, педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.
Актуальность.
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно
по своему химическому составу и биологическим свойствам имеет
исключительное место среди продуктов животного происхождения,
используемое в питании детей всех возрастных групп.
К сожалению, не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда,
приготовленные на основе молока. Дети не понимают
значимости молока и молочных продуктов в развитии организма человека.
Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценные качества молока,
его значимость для развития детского организма.
Мы с детьми решили посмотреть, где ещё содержится молоко? Зачем человеку
нужно молоко?
Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для
роста детского организма.
Задачи: Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.
Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в
различных источниках) .

познать новое.

Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией,

Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
Привлечь родителей в работу проекта.
Гипотеза.
Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктах через
собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко –
ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание
употреблять его в пищу.
В основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе
которого дети учатся проводить самостоятельные исследования, учатся
собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её,
расширяют свой кругозор. У детей развиваются творческие способности и
умение высказывать свои определения, развиваются мышление и речь.
Главная особенность исследовательского обучения – активация
образовательной деятельности детей, придав ей исследовательский, творческий
характер, и таким образом передать ребёнку инициативу в организации своей
познавательной деятельности. (А. И. Савенков «Детское исследование как
метод обучения старших дошкольников» Москва, «Пед. университет «Первое
сентября», 2007г.)
Методы исследования:
­ наблюдение;
­ поисковая работа (из различных источников информации) ;
­ экспериментирование.
Перед началом проекта для определения степени знаний у детей о молоке и
молочных продуктах, я воспользовалась методом «Трёх вопросов». Цель его –
выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить
знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по
данной теме, зафиксировала ответы в таблице. Далее поинтересовалась, что бы
они хотели узнать? Ответы также зафиксировала. Предложила детям подумать,
как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых,
прочитать в книгах, узнать из телепередач, провести опыты, сходить на
экскурсию в магазин. Третий вопрос «Что узнали? » задавался по окончании
проекта, что помогло мне сделать правильные выводы и понять, чему научились
дети.
Что мы знаем о молоке Что мы хотим узнать Что мы узнали

­ Молоко дает корова
­ Корова живёт в сарае
­ Корова пасётся на лугу и ест травку
­ Молоко белое, продаётся в магазине
­ Из молока варят кашу
­ В магазин молоко привозит машина
­ Из молока делают творог ­ Как корова даёт молоко
­ Как молоко попадает в магазин
­ Какие ещё продукты делают из молока
­ Что в молоке полезного
­ Что можно приготовить из молока ­ Коровы живут на фермах, за ними
ухаживают люди (скотники, дояры)
­ В магазин молоко привозят с молокозавода, где его перерабатывают и
изготавливают молочную продукцию
­ В молоке содержатся витамины и минеральные вещества, жиры, углеводы,
белки
­ Из молока можно приготовить разные блюда: блины, омлет, пироги, хлеб, кашу,
добавляют в картофельное пюре
­ Молоко полезно для роста детского организма
Проект проводился в несколько этапов.
Подготовительный этап (2 недели) .
Задачи:
­ создание развивающей среды;
­ подбор методической и художественной литературы по теме;
­ разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.
На подготовительном этапе донесла до сведения родителей важность и
значимость данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в
группе. Дети принесли из дома упаковки из­под молока и молочных продуктов
для оформления развивающего стенда «Весёлая коровка», игровой материал.
Подобрали методическую и художественную литературу по теме, изготовили
наглядный иллюстрированный материал (картинки, вырезки из журналов с
изображением молочных продуктов и блюд на основе молока, игровой материал.

Составили план мероприятий по реализации проекта. Разработала цикл занятий,
посвящённых изучению свойств молока.
II. Практический этап (3 недели)
Задачи:
­ расширить знания детей о молоке и молочных продуктах;
­ развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;
­ способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.
Совместно с детьми проводила опыты и эксперименты с молоком и молочными
продуктами, выявляли свойства молока, дегустировали молочные продукты,
смешивали молочные коктейли, делали простоквашу, пекли пироги. Был проведён
цикл занятий, посвящённый молоку и молочным продуктам, проблеме здорового
питания. Ходили с детьми на экскурсию в магазин в отдел молочной продукции.
В продуктивной деятельности дети рисовали на тему «Далеко на лугу пасутся
ко… », «Домик в деревне», конструировали коров из бумаги, изготавливали
мобиль «Молочные продукты», рисовали плакаты, создавали альбомы с
рисунками. Вместе с детьми был выполнен макет стакана с трубочками,
обозначающими состав молока: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества.
Играли в сюжетно­ролевые игры «Ферма», «Магазин молочной продукции»,
дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай на вкус», «Лабиринты».
В речевом направлении была проделана работа по составлению рассказов о
молочной продукции, коровах. Вместе с детьми читали рассказы, сказки,
потешки, в которых рассказывается о молоке и коровах, разучивали стихи и
инсценировки.
Проводились беседы, досуги и развлечения по формированию у детей ценности
здорового образа жизни.
Детям было дано домашнее задание: исследовать дома холодильник и найти в
нём молочные продукты, посетить с родителями в магазине молочный отдел и
посмотреть разнообразие молочной продукции. В группе дети обменялись
своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие молочные продукты
предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также родителям
предложили поучаствовать в выставке «Молоко – здоровье всей семьи», на
которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и
родителей.
III. Заключительный этап (1 неделя)
Задачи:
­ обобщить знания детей по данной теме;

­воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни и
положительных эмоциях.
Презентация проекта проходила в виде праздника молока, на котором
присутствовали родители и дети другой возрастной группы. Информационный
материал был представлен в виде стихов, которые читали дети, игр, песен и
танцев, а также сюрпризного момента (в гости к детям пришла корова с
шоколадками «Милки вей») .
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о молоке и
молочных продуктах, узнали, что молоко – не только вкусный, но и ценный
продукт для детского питания. Дети приобрели умения и навыки
исследовательской деятельности: искать и собирать информацию,
анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки
взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками.
Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало
саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости
и самоуважения.
Новизна проекта заключается в необычности тематики, актуальности темы и в
использовании поисково­исследовательского метода в ходе реализации проекта.
Практическая значимость проекта заключается в его разработке и внедрении в
образовательный процесс в ДОУ, в использовании практических наработок
педагогами города и района.
Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в
образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из
основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и
современным задачам его развития.
Отдавая предпочтение проектному методу обучения, я, таким образом, создаю
условия для самореализации детей.
Для меня проектная деятельность – это своего рода специфическая форма
творчества, эффективное средство профессионально­личностного развития и
моих творческих проявлений.
Прикреплённые файлы:
prezentacija_lpm8a.ppt | 5262,5 Кб | Скачан:
975
www.maam.ru
«Почему глаза не мерзнут зимой?»
Презентация конкурса «Я-
исследователь»

В этом году ребенок из нашей группы принял участие в городском конкурсе № я
исследователь". К сожалению, не хватило одного балла, чтобы стать призером,
но "лауреат" ­ тоже неплохо. Представляю Вашему вниманию нашу презентацию.
1 слайд. Тема моего исследования: ПОЧЕМУ ГЛАЗА НЕ МЕРЗНУТ ЗИМОЙ?
3 слайд. Однажды, я и мама гуляли в зимнем парке. Через некоторое время у
меня замерзли нос и щеки. Было холодно даже рукам, хотя на них были одеты
варежки. А вот глаза, которые все время находились на холоде, не замерзли.
4 слайд. Только выступили слезы. Я спросил у мамы, почему мои влажные глаза
не превратились в ледышку?
5 слайд. Ведь вода замерзает на морозе.
6 слайд. А глаза не превращаются в лед. Мама ответила, что с этим вопросом
надо разобраться.
7 слайд. Я решил спросить у ребят в детском саду, может они знают, почему
глаза не замерзают на морозе. Но ребята даже не задумывались об этом.
8 слайд. Тогда я решил проверить свою гипотезу, что глаза не замерзают,
потому, что их защищают слезы. А слезы соленые. Утром я развел в воде соль и
поставил в морозилку стакан с соленой водой и стакан с простой водой. Простая
вода к вечеру превратилась в лед, а вот соленая – не замерзла. Значит, мое
предположение оказалось верным.
9 слайд. Для получения более точной информации я посмотрел по телевизору
передачу «Галилео», где как раз освещался этот вопрос. Нашел информацию в
интернете и в журналах «Собери и познай человеческое тело»
10 слайд. И вот что выяснилось: глаза никогда не мерзнут, потому что в них
отсутствую нервные окончания, чувствительные к холоду (терморецепторы).
Ну а почему глаза не замерзают на морозе? В самом деле, стекловидное тело
глазного яблока состоит из воды на 99%, а роговица (внешняя поверхность
глаза) всегда увлажнена. Казалось бы, при сильном морозе глаз должен
превратиться в ледышку.
Но глаза очень хорошо защищены от замерзания. Факторов, не позволяющих
глазам замерзнуть, несколько.
Во­первых, жидкость, которая увлажняет глаз ­ это не чистая вода, она
содержит соли. А у соленой воды точка замерзания ниже, чем у чистой воды.
Высокая концентрация солей в слезе позволяет ей не замерзать даже при ­32°C.
Во­вторых, в нашем организме действует мощная система терморегуляции,
которая начинает работать каждый раз, когда температура окружающей среды
отличается от оптимальной. Глаза обильно снабжены кровеносными

капиллярами, и при снижении температуры кровоток в них усиливается, принося
к глазам дополнительное тепло и не позволяя им замерзнуть.
В­третьих, глазное яблоко хорошо защищено от повреждений со стороны
окружающей среды: большая его часть расположена в углублении черепа ­
глазнице, а снаружи его прикрывает веко.
11 слайд. Я много узнал, но все же, как и наметил, отправился на прием к врачу­
офтальмологу, Ладыгиной Евгении Петровне. И она подтвердила мне все, о чем
я узнал из передачи, журналов и интернета.
12 слайд. А еще офтальмолог показала мне макет глаза в увеличенном размере –
впечатляющее зрелище!
13 слайд. Так же Евгения Петровна дала совет: бережно относиться к своим
глазам: меньше смотреть телевизор,
14 слайд. Читать только при правильном освещении
15 слайд. А так же правильно питаться, то есть кушать овощи и фрукты, в
частности, морковь и чернику.
16 слайд. Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, а кроме
этого я так же узнал, что глаза – один из важных органов, который надо беречь.
17 слайд. Будьте здоровы, берегите глаза!
18 слайд. Спасибо за внимание.
Прикреплённые файлы:
pochemu­glaza­ne­merznut­2_kdsv2.pptx | 5816,03 Кб | Скачан:
298
www.maam.ru
Победитель конкурса «Я-
исследователь». Проект «Волшебное
превращение глины».
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
Здравствуйте! Меня зовут Дончаков Георгий! Мне 6 лет! Я хожу в
подготовительную группу детского сада № 24. Тема нашего проекта «Волшебное
превращение глины». Мой научный руководитель Бирюкова Татьяна
Владимировна.
Однажды, когда я был с папой на берегу реки «Кубань», я там нашел что­то
похожее на пластилин. Я спросил у папы: «Что это такое? ». Папа сказал: «Это
полезное ископаемое – глина! Её используют при строительстве домов, а также
при изготовлении кирпичей». (фото на реке с папой)

Когда мы вернулись домой, я показал этот комочек глины маме. Мама рассказала
мне, что глина бывает ещё и лечебная. Из неё делают косметические маски для
лица. (фото виды лечебной глины, этапы нанесения маски маме на лицо)
Тогда я взял комочек глины и принёс в детский сад, показать своим друзьям и
Татьяне Владимировне. Моя воспитательница, Татьяна Владимировна
рассказала всем, что глину можно использовать не только в строительстве, но и
при изготовлении посуды и игрушек. (фото посуды и игрушек)
Мне стало интересно! И тогда, я попросил Татьяну Владимировну научить меня
лепить из глины. Сначала мы хорошо размяли глину, чтобы она стала эластичной
и легко поддавалась лепке. Затем мы слепили блюдо, высушили его и только
потом разрисовали. (фото этапы изготовления и декорирования блюда)
Я понял, что своими руками можно вылепить всё, что хочется. Но мне хотелось
узнать, как же из такой мягкой глины получаются кирпичи? И тогда Татьяна
Владимировна повезла меня на экскурсию на наш кирпичный завод. (фото
кирпичного завода) Там мне показали производство кирпича, а также
рассказали, что существует очень много видов глины. (фото цветной глины)
И всё­таки, что же такое глина?
Глина – это пластичный природный материал для лепки и моделирования,
застывающий на воздухе или при нагревании.
Спасибо за внимание!
www.maam.ru
Положение Я­ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
№ 164 от 19 августа 2010г.
ПОЛОЖЕНИЕоб областном конкурсе
исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников"Я ­
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"
1. Общие положения
Областной детский экологический центр приглашает Вас принять участие в
областном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (далее конкурс) .
2. Цель конкурса
Цель конкурса – развитие интеллектуально­творческого потенциала личности
ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования
навыков исследовательского поведения и развития исследовательских
способностей.

Задачи конкурса:
 формирование у учащихся и педагогов представления об
исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности;




содействие развитию и распространению образовательных программ и
педагогических технологий проведения учебных исследований с
дошкольниками и младшими школьниками;
содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к
фундаментальным и прикладным наукам;
содействие формированию у детей научной картины мира;
 пропаганда лучших методических разработок по учебно­
исследовательской работе дошкольников и младших школьников.
3. Участники конкурса
Участниками конкурса могут стать юные исследователи в возрасте до 10 лет
(нижняя граница возраста отсутствует) .
К участию в конкурсе допускаются как индивидуальные участники, так и
творческие коллективы (до 3­х человек) .
4. Сроки проведения
Конкурс «Я – исследователь» ежегодный.
Конкурсные работы необходимо представить с 20.12.2010г. до 20.01.2011 г. по
адресу: 410054 г. Саратов, ул. Новоузенская, д.156 Областной детский
экологический центр.
Контактный телефон: 8(845­2) 56­11­60.
Подведение итогов конкурса – 21.02.2011 г.
5. Порядок проведения конкурса
Один автор может представлять только одну работу, при условии, что ранее она
не участвовала в конкурсе.
Для участия в конкурсе принимаются исследовательские работы и творческие
проекты, выполненные детьми по эколого­биологической направленности.
По эколого­биологической направленности исследовательские работы и
творческие проекты могут быть практического, экспериментального и
фантастического плана.
На конкурс принимаются работы, выполненные как с применением средств
информационных компьютерных технологий на электронных носителях, так и на
бумажных.

Ссылка на источник obuchonok.ru
V районный конкурс исследовательских
работ и творческих проектов дошкольников
и младших школьников «Я ­
исследователь». Тема «Как краски на
палитре появились» | Социальная сеть
Pandia.ru
Родителей, воспитателей, детей в группе.
Наблюдения (за кем вы наблюдали)
Наблюдение за тем, что трава и сок осталяют красящие следы.
Наблюдение за окрашиванием яиц.
Получение красящих веществ из овощей. Рисование углем, мелом. Окрашивание
ткани, яиц, сметаны природными красителями.
Другие методы (укажите, какие именно)
Изготовление картин используя природные красящие средства.
Как вы обобщали полученные данные
Путем установления причинно ­ следственных связей, наблюдений.
К каким выводам вы пришли:
Краски можно получать самостоятельно из природных веществ
Для оформления результата исследования вы использовали
Слайд – презентацию, рисунки, фотографии, дидактические игры
Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде
Рассказ, сопровождающийся слайдами и проведением опытов.
18января 2011г. Гайбатова Анастасия Феретулаевна
СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ ­ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА
«КАК КРАСКИ НА ПАЛИТРЕ ПОЯВИЛИСЬ»
­Здравствуйте, меня зовут Настя Гайбатова. Мне 6 лет. Я хожу в
подготовительную к школе группу детского сада №2.
­Мой руководитель Корень Валентина Николаевна.

­Вы любите рисовать?
­Я тоже очень люблю!
­Моя мама мечтает, чтобы я стала настоящей художницей и поэтому покупает
мне для рисования карандаши, краски, фломастеры.
­Но однажды во сне я увидела белый город. Он был заколдован злым колдуном.
Колдун спрятал все­все, что мне нужно для рисования.
Что же делать?
Когда я проснулась, у меня возникло много вопросов:
­Где можно взять краски, если их нет в магазине?
­Чем раньше люди рисовали?
­Как узнать тайну рождения красок?
­Эти вопросы я задала нашему воспитателю Валентине Николаевне и она
рассказала, что желание рисовать появилось у человека 30тысяч лет тому назад.
Человек тогда жил в пещере. Не умел ни читать, ни писать.
Его жизнь зависела от удачной охоты на животных. Поэтому в глубине своей
пещеры он подбирал уголь от погасшего костра и рисовал бизонов, медведей,
оленей с ветвистыми рогами.
­Вот это да! Эту краску люди уже тогда умели находить в природе. Под
Екатеринбургом есть Каповая пещера. Её назвали «Наскальный Эрмитаж» из­за
большого количества рисунков на стенах, нарисованных углем. (Слайд с
изображением рисунков первобытных людей)
­ Интересно и даже очень! Поэтому мне захотелось тоже порисовать углем,
посмотрите, что получилось. (Рисунок ребенка углем) . Когда я показала этот
рисунок бабушке, она сказала, что раньше угольком девушки подкрашивали себе
брови (Фото где девочка себе угольком подкрашивает брови) .
­ Так я узнала, как на палитре появилась черная краска.
­ Однажды весною я увидела, как моя бабушка подбеливает стволы деревьев.
Оказывается для побелки она использует тоже природную краску (известь) . Я
хотела помочь бабушке, но она сказала, что пользоваться этой краской опасно,
так как она разъедает кожу.
И посоветовала мне использовать для своих рисунков другую краску белого
цвета ­ мел. Я люблю рисовать мелом на асфальте. Но очень жалко, что эти
рисунки исчезают после первого же дождя.
­ Так на палитре появилась и белая краска.

Весною, когда все люди готовились к празднику Пасхи мы с мамой решили
испечь куличи и покрасить яйца. Мама сказала: «Хочешь мы покрасим яйца по
старинному рецепту ­луковой шелухой и молодыми листьями тополя.
Как я удивилась, когда увидела, что после кипячения в луковичном отваре яйца
стали коричневыми. Чем дольше яйцо варилось, тем ярче становился его цвет. А
яйца, которые мы варили в листьях и веточках тополя стали желто­лимонного
цвета.(показывает окрашенные яйца) (Фото)
­ Мама приготовила для куличей тесто. Оно было почему­то желтого цвета.
Оказывается тесто окрасили яичные желтки. (Фото)
Так на нашей палитре появились желтая и коричневая краски.
­На мой День рождения мы с мамой пекли торт и украшали его кремом. Чтобы
крем был разного цвета мы добавили в него свекольный и морковный сок.
Посмотрите что получилось! (в стаканчики с наполненными наполовину белым
кремом добавляем сок свеклы и моркови и размешиваем ложкой)
­Как же люди догадались красить крем соками? Они много раз наблюдали, как
при варке овощи и фрукты окрашивают воду. Компот становится малинового или
вишневого цвета, борщ ­красного, а винегрет ­ бордового цвета.
Вот и решили попробовать красить крем соками.
­На День рождения мы играли в игры, веселились. Лера нечаянно разлила
гранатовый сок на белую скатерть. Саша упал на траву. И мы увидели, что сок
окрасил ткань.
Оказывается соком можно красить и ткани.
Так на нашей палитре появились и яркие краски. В ходе нашего исследования мы
убедились, что все краски подарила нам природа.
Краски любят все ребята,
Весь мир наш красками богатый.
Цвет нужен людям и траве
Огню и туче, и горе.
Ежу, цветку и рыбке
Ссылка на источник pandia.ru
Категория Новости, События | Записей нет
11 декабря в нашем детском саду прошёл I этап конкурса исследовательских и
творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Цель данного конкурса – развитие интеллектуального и творческого потенциала

детей, привлечение их к научно – исследовательской деятельности, создание
условий для творческой самореализации.
К защите было представлено 4 проекта:
1. «В погоне за временем», Ткаченко Алиса, старшая группа № 2,
гуманитарное направление (руководитель Ткаченко Е. А., воспитатель) .
2. «Настоящий мужчина – миф или реальность?», Литвин Марк,
подготовительная к школе группа № 1, гуманитарное направление
(руководитель Сычёва Е. И., воспитатель) .
3. «Что мы знаем об автобусах и почему двухэтажный автобус является
символом Англии?», Истомина Таисия, Сотников Иван, подготовительная к
школе группа № 2, гуманитарное направление (руководитель Тимкина А.
В., воспитатель, Топорова Е. А., педагог дополнительного образования
(учитель английского языка)).
4. «Могут ли автомобили летать?», Московченко Глеб, старшая группа № 1,
направление «Физика и техника» (руководитель Муравецкая Т. Н.,
воспитатель) .
Перед членами жюри стояла непростая задача: определить победителя среди
всех выступивших юных исследователей. При оценке работ жюри
руководствовалось такими критериями, как выбор темы, исследовательское
мастерство, представление и оформление работы.
В итоге было принято решение направить на муниципальный этап конкурса для
защиты своих исследовательских проектов
Литвин Марка (1 место внутреннего этапа конкурса) ,
Ткаченко Алису (2 место внутреннего этапа конкурса) ,
Московченко Глеба (2 место внутреннего этапа конкурса) .
Проект Истоминой Таисии и Сотникова Ивана занял 3 место внутреннего этапа
конкурса. Все участники конкурса награждены грамотами и памятными
подарками.
Свиридрва Е. В.,
старший воспитатель
МАДОУ ЦРР­д/с №74 «Забава»
Отправить
Подробней zabavasad.ru

Из опыта работы воспитателя детского
сада «Проект «Я – исследователь» на тему
«Молоко и молочные продукты»
871 (0 голоса, среднее 0 из 5)
Воспитатель: Трутнева О. В.
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 1
город Апшеронск Краснодарский край
Одна из наиболее эффективных форм воспитательно ­образовательной работы
с детьми в ДОУ ­проектная деятельность. Мы разработали познавательно­
исследовательский проект вместе с детьми, что позволило узнать им много
нового, интересного.
Провели разные опыты, эксперименты. Этот проект: во - первых, позволил
ребятам почувствовать себя исследователями, во - вторых, проектный метод
позволил объединить детей, родителей и воспитателей в совместной
деятельности.
Формирование настоящего общества детей, родителей и воспитателей­ самый
важный результат обучения на проектной основе.
Наш проект называется: « Молоко и молочные продукты»
Цель проекта: развивать и активизировать мыслительно - поисковую
деятельность детей, формировать экологическую воспитанность дошкольников.
Только совместными усилиями можно достичь этой цели, на основе принципов
последовательности и систематичности, принципа учёта индивидуальных и
возрастных особенностей детей, принципа наглядности.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители.
Мы закончили работу над проектом «Что мы знаем о молоке?», и сейчас
расскажем о нём.
Вид проекта: познавательно­исследовательский
Проблема: что дети должны знать о молоке.
Материал: молоко коровье, стаканчики, детская энциклопедия, микроскоп,
пипетки, пищевой краситель, моющее средство, кисти.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений:
Е. Чеповецкий «Про славную коровну Настурцию Петровну», М. Петровская «
Молочная река­ кисельные берега», Сказка о принцессе Каше и принце Молоко,

А. Нагорный «Сказка о доброй Фее и разлитом молоке»,заучивание поговорок и
пословиц о молоке, разгадывание загадок. Беседы о том, почему молоко белое,
чем оно полезно. Сочинение рассказов и сказок. Проведение экологической
акции «Пейте дети молоко, будете здоровы!»
Цель: Расширять знания детей о том, чем полезно молоко, активизировать
инициативу детей, память и внимание, обогащение словарного запаса ребят,
привлечь к работе проекта детей, воспитателей, родителей.
Задачи:
Расширять знания о молоке и молочных продуктах.
Дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского
организма, выявить роль молока в жизни человека.
Формировать у дошкольников осознанное отношение к здоровому питанию.
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание
познавать новое.
Формировать исследовательские навыки(поиск информации в энциклопедиях и
других литературных источниках)
Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией,
участвовать в совместной опытно­экспериментальной деятельности.
1 этап­ подготовительный.
Белая водица всем нам пригодится,
Из водицы белой всё, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванечка, дружок!
Проект возник по инициативе самих детей группы. Выяснилось, что все знают,
что молоко и молочные продукты полезны, а в чём его польза и каков его состав
практически никто не знал. В групповой комнате детского сада мы создали
лабораторию. Провели предварительную работу: вместе с детьми и родителями
организовали Праздник Молока, выучили стихи, загадки, пословицы и поговорки
о молоке, поговорили на тему: «Почему молоко белое?» Познакомились с
информацией из детской энциклопедии «Что такое молочные продукты?»
Узнали, что существует много видов молока (пастеризованное коровье молоко,
козье молоко, ароматизированное молоко, рисовое молоко, соевое молоко,
стерилизованное молоко, парное молоко, цельное, восстановленное, оленье,
овечье и т.д.)

Молоко называют « соком жизни» и ещё врачи в древности рекомендовали его от
всех бед и болезней. Целительные свойства молока объясняются наличием в его
составе углеводов, жиров и белков, минеральных солей, витаминов,
микроэлементов, ферментов и других необходимых для человека соединений.
Сейчас из молока готовят более 70 различных наименований: сливки,
простоквашу, пахту, сметану, творог, вкусные напитки. Во время проекта
проводилась работа с родителями:
­ Поиск информации о молоке
­ Конкурс рисунков и поделок
Свойства молока
Молоко - источник кальция, 97 % которого усваивается человеческим
организмом. Эта особенность молока, которой не имеет никакой другой продукт,
делает его незаменимым для людей, больных остеопорозом болезни, при
которой из костей вымывается кальций, провоцируя их хрупкость и ломкость.
Полезно молоко и при простудных заболеваниях. Всё дело в том, что белок
молока усваивается легче другой белковой пищи­ а ведь именно из него
образуются необходимые для борьбы с вирусной инфекцией­иммуноглобулины.
Молоко - отличное средство в борьбе с бессонницей.
Хорошо помогает при мигренях, сильных головных болях. Это также отличное
косметологическое средство. Молочные умывания и компрессы помогут при сухой
и раздражённой коже.
Самым полезным считается парное молоко, помимо питательных веществ в нём
присутствуют иммунные тела, уничтожающие вредные бактерии. Пейте молоко,
употребляйте в пищу другие молочные продукты, сочетайте молоко с другой
пищей - и БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
2 этап - исследовательский.
Ребят интересовал вопрос «Почему молоко белого цвета?» А ведь
действительно, все мы знаем,что корова ест зелёную траву летом и жёлтое сено
зимой. А молоко, которое она даёт, всегда получается белым. Мы решили узнать
почему так происходит?
Мы посмотрели на каплю молока под микроскопом, и увидели белые шарики.
Им, например, можно писать секретные послания, или что ни будь нарисовать.
Так мы и сделали.
Когда рисунок высохнет, то он станет практически не виден, чтобы он проявился
нужно его прогладить утюгом.

А какие же микробы живут в молоке? Этот вопрос очень интересовал детей. И
мы провели опыт «Скисание молока».
Для этого мы поставили молоко в тёплое место на сутки.
За это время, молочно­кислые бактерии размножились так, что продукты их
жизнедеятельности создали кислотную среду, белок в молоке свернулся и
получилась простокваша. Её можно пить!
Дети проводили эксперименты с удовольствием. Результаты экспериментов
фиксировали в дневнике наблюдений. Играли в дидактические игры: «Найди
сметану по вкусу», «Назови молочные продукты», «Перенеси витамины».
Выучили песни: «Кто пасётся на лугу», «Тридцать три коровы». В процессе
исследования дети познакомились с художественной литературой о молоке.
Провели увлекательный праздник молока, организовали выставку молочных
продуктов.
Вкусное и полезное молоко
В молоке есть всё, что нужно малышу: в нём есть вода, жир, сахар, белок, соли и
витамины. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100%.
Коровье молоко содержит более 20витаминов и много микроэлементов. А без них
человек просто не может жить.
Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, кости, зубы,
мускулы. В молоке содержится фосфор, кальций, железо, медь, марганец,
магний, хлор, йод и другие элементы. Издавна молоко считалось прекрасным
средством для успокоения нервной системы и психики.
3 этап­ заключительный.
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе
исследовательской деятельности детей.
В ходе нашего эксперимента вместе с детьми выяснили, что молоко­ основа
пищевого рациона ребёнка. С молоком наш организм получает все необходимые
питательные вещества, для нормального роста и развития организма.
Расширили знания детей о молоке и молочных продуктах. Узнали, молоко каких
животных человек употребляет в пищу. Оформили выставку рисунков о пользе
молока.
Стакан молока в день­ это проверенный веками рецепт долголетия. Таким
образом, можно сделать вывод: кто с детства пьёт молоко, тот не будет
отказываться от этого ценнейшего продукта и в преклонном возрасте!
Фото детей, работавших над проектом
Материал с сайта apruo.ru

Конкурс Я­исследователь

занимают ­ участвовал кто?


 #63671573
 Серафима **K**
"Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и
младших школьников «Я исследователь»"Может кто знает где тезисы этого
конкурса почитать? Или хотя бы посмотреть темы работ которые первые места
занимают ­ участвовал кто?
В этом году хотим опять принять участие ­ в прошлом году сын занял на
республике 2 место ­ на Россию не попал ­ в этом году с новым энтузиазмом
рвется в бой. Хочу почитать ­ что там выигрывает,...
Ссылка на источник eva.ru
МАДОУ «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»
Шокас Полина ­ лауреат регионального этапа конкурса
Добрый день, уважаемые жюри. Меня зовут Шокас Полина, мне 6,5 лет. Я и мои
друзья в подготовительной группе очень любим новогодние праздники. Мы
решили узнать, какие главные символы Нового года и зимы. Мальчики назвали
Деда Мороза, елку, снеговика, а девочки ­ карнавал, праздничные костюмы,
фейерверк.
А мне захотелось провести исследование символа зимы, Нового года ­
Снеговика. Каждый из вас лепил в жизни хоть одного снежного человека с
морковкой вместо носа. Однако, почему он круглый, почему состоит именно из 3
шаров, как ни странно, но даже историки и исследователи народного творчества
не могут однозначно ответить на этот вопрос.
Я решила узнать, когда и где он появился, что он означает. Какая зима – без
снеговика?! Большие и маленькие, добрые и смешные,
с морковками вместо носа и старым ведром на голове, рождаются они в
городских и деревенских дворах, любовно слепленные, скатанные ладошками
детей и взрослых.

Сколько снеговиков появляется вокруг нас за зиму? Сотни! Смотришь, и каждый
раз удивляешься фантазии «скульпторов»!
Но далеко не многим известно, какой смысл был у снеговика в прошлом…
Поэтому, перед собой я поставила цель: Показать, что знание истории
создания снеговика является частью общечеловеческой культуры.
Наметила следующие задачи:
1. Познакомиться с историей возникновения первого снеговика.
2. Изучить литературные произведения.
3. Провести экспериментальную работу со снегом.
4. Собрать коллекции старых открыток с изображением снеговика, игрушек.
5. Изготовить поделки снеговиков.
6. Сделать выводы.
7. Определить новые исследования.
Гипотеза: Я предположила, что первый снеговик появился давно, его слепили из
снега, как обереги для дома.
Мое исследование проходила в 3 этапа.
По итогам 1 этапа, выяснила, что если верить старинному преданию, в конце XV
века, итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти
впервые слепил снежную фигуру.
Первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными монстрами
впечатляющих размеров. Только в XIX веке снежные создания «подобрели» и
стали атрибутом Рождества и Нового года.
В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами
и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В
деталях их «одеяния» угадывается мистический характер.
Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов,
посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове
символизировало достаток в доме. В Румынии издавна известен обычай
украшать снеговика «бусами» из головок чеснока.
Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ
темной силы.

По другой христианской легенде, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар
неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать
Богу просьбы людей.
Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько
шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает,
желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик». Для нашего народа
снеговик ­ тоже один из любимых новогодних персонажей
На Руси снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы.
Снеговики почитались как духи зимы и к ним возносили просьбы о помощи,
милосердии и уменьшении длительных морозов.
Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки
верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями)
повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение,
лепили снежных баб.
Вы знаете, сколько много мульфильмов о снеговике? («Снеговик­почтовик»,
«Когда зажигаются елки» и др.)
Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная ­ сказка
Г. Х. Андерсена «Снеговик».
А еще очень много стихотворений, загадок.
На 2 этапе моего исследования мы с ребятами моей группы часто на прогулке,
когда позволяла погода, и был снег, лепили снеговиков больших и маленьких. С
ребятами мы проводили эксперименты со снегом. В ходе экспериментов
выяснили, что не всегда, даже если есть снег можно слепить снеговика.
Снеговик в морозную погоду не лепиться, а лепиться когда на улице оттепель,
светит солнышко, тогда снег рыхлый и хорошо скатывается в шары.
Сегодня в нашем мире не только дети любят лепить снеговиков но и взрослые.
По всему миру ставят рекорды по лепке самых высоких снеговиков. Самый
высокий в Европе снеговик красуется в Австрии, в городе Гальтюр: его высота
достигла 16 метров 70 сантиметров. А рекорд по созданию самого высокого
снеговика в мире был установлен в Соединенных Штатах Америки в 1999 году,
его высота – 37 метров 20 сантиметров, а вес – 6 тысяч тонн снега.
А знаете ли вы, что 18 января Международный день снеговика. Такая идея
пришла в голову коллекционеру из Германии. Он со своей коллекцией
изображений снеговика занесен в книгу рекордов Гиннеса!

У него более трех тысяч экспонатов! И все это ­ Снеговики! И вот этот
коллекционер предложил отмечать День Снеговика. Я с ним согласно, что он
предложил именно этот день.
Ведь число 18 похоже на снеговика с метлой, в это время года во многих странах
зима и есть снег.
А в России День снеговика празднуется 28 февраля. Этот день – хороший повод,
чтобы собраться всей семьей, весело провести время.
3 этап:
Подводя итоги моего исследования, можно сказать, что гипотеза о том, что
снеговик появился давно как оберег для дома, и он из снега подтвердилась, но я
выяснила, что снеговики могут быть игрушки, свечи, сувениры, открытки, их
можно мастерить из ниток, ваты, бумаги. В ходе моей исследовательской
работы, убедилась, что снеговик является частью общечеловеческой культуры
многих стран, и в каждой стране он символ Нового года, Рождества и зимы.
В результате исследования я собрала коллекция снеговиков, у меня более 30
экспонатов.
Собрала старые открытки с изображением снеговиков.
Выпустила буклет «История возникновения снеговика».
Все намеченные задачи выполнила, но на этом исследования в данном
направлении не закончено. В процессе изучения данной темы меня
заинтересовал другой вопрос: можно ли слепить снеговиков на других планетах,
на каких планетах есть снег.
В заключении вам подарю памятки «История возникновения снеговика».
Материал nsportal.ru

Название:
Номинация: Детский сад, конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, подготовительная группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ № 84
Месторасположение: город Киров, Кировская область

Познавательный проект «Мир камней»

План реализации

Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями
1 этап. Предварительная работа
  1. Совместные (дети, родители и воспитатель) по сбору камней.
  1. Обогащение предметной среды группы активизирующими игровыми и дидактическими материалами.
  2. Накопление информационной базы по теме «Камни»
  3. Подборка детской художественной и научной литературы по теме.
  1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о камнях»
  2. Совместные (дети и родители) прогулки по сбору камней.
2 этап. Практическая часть.
1.Познавательно — речевая деятельность:

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

Разгадывание загадок;

Заучивание стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»;

Составление рассказов, где используются камни;

Знакомство с драгоценными камнями;

Беседа с детьми о профессии геолог;

Беседа по книгам:

  1. Краковщикого В. В. «Как подобрать для себя камни – самоцветы» изд. «Адыгея» 1997год;
  2. Совина Л. «Целебная сила камня» изд. «Советская Кубань» г. Краснодар 1995год;
  3. Сребродольский Б. «Мир янтаря» г. Киев 1985 год.

2)Продуктивная деятельность:

Выполнение рисунков по теме;

Выполнение опытов;

Выращивание кристаллов соли;

Изготовление построек из камней.

3)Игровая деятельность:

Дидактические игры «Полезные ископаемые»;

Сюжетно – ролевые игры;

— Игра на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко» и т.д.

1)Изготовление коллекции камней: «Какие разные камни»;

2)Оформление информационного блока по теме «Камни в нашей жизни».

1)Беседа с родителями «Камни в нашей жизни».

2)Встреча с папой Кирилла и Ксюши Топорковых. Рассказ Топоркова Ю. И. об использовании камней в его работе.

3 этап. Результат проектной деятельности.
1)Книга творческих работ «Мир камней» (работа детей и воспитателя подготовительной группы «Фантазеры» 1)Занятие для родителей по теме «Мир камней».

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению камней.

Занятие по поисково – исследовательской деятельности
«Мир камней»

Задачи:

Познавательный аспект:

— обобщить и систематизировать знания о камнях; физических и химических свойствах;

— познакомить с перенасыщенностью соли и сахара;

— развивать умение при проведении самостоятельных учебных исследований выделять главные и второстепенные идеи;

— учить отражать информацию, полученную посредствам различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус и т.д.) пиктографическим путем (рисунок);

Развивающий аспект:

— развивать логическое мышление; умение делать выводы по результатам исследований;

— развивать умение излагать свое сообщение (доклад) кратко, точно;

— активизировать в речи детей слова и выражения: лупа, кристалл, лимонная кислота, размножение, испарение, лаборатория, опыты, растворение в воде, научные сотрудники;

— развивать мелкую моторику;

— развивать творческие способности детей;

Воспитательный аспект:

— формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;

— воспитывать аккуратность;

— культуру общения;

Методы:

— игровые – игра «научная конференция»

— словесные – вопросы и ответы, рассказ, пояснения, объяснения, рассуждения.

— практические – проведение опытов, оформление книги, зарисовка.

— наглядные – рассматривание пиктограмм, наблюдение за опытами.

Предварительная работа :

Проведение и зарисовка опытов.

Чтение художественной литературы «Серебряное копытце», « Три поросенка»,

« О чем шепчутся камешки» и т.д.

Игры на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко», «Так бывает или нет», д/и «Полезные ископаемые».

Беседа с детьми о профессии геолог.

Беседа о происхождении камней.

— чтение книги А. Членова «Геология в картинках».

Ход занятия:

Воспитатель:

— Доброе утро! Я рада всех приветствовать в исследовательской лаборатории подготовительной группе «Фантазеры». Я старший научный сотрудник, а это мой младшие научные сотрудники:

Представление ребят.

Сегодня каждый из них сделает сообщение по теме «Мир камней».

Дети занимают свои места.

Чтение стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара…

Но не уйду я от реки,

Наверно до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один как мамины глаза,

Прозрачно – голубой;

Как виноградная лоза,

Зелененький – другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей

Он в группе есть у нас.

Также интересный конспект по опытно-экспериментальной деятельности:

*Ребята, сколько различных камешков мы с вами находили во время прогулок, когда вы путешествовали вместе с родителями, и у нас с вами получилась целая коллекция камней. Сейчас мы расскажем, друг другу и нашим гостям все, что знаем о камнях, а все наши зарисовки опытов соберем и выпустим групповую книгу «Мир камней».

*По первому вопросу сделает сообщение Кирилл: «Откуда берутся камни?» (сообщение).

Молодей. Первая страница книги готова.

*Все камни разные. Наш сотрудник Мария рассмотрела очень много камней и сейчас с результатами своей работы нас познакомит.

Я рассмотрела много камней, вот какие выводы можно сделать о проделанной работе (выступление).

Молодец. 2страница нашей книги готова.

*Надежда сделает нам сообщение: «Какие по ценности бывают камни».

Спасибо.

*Когда мы с вами выходим на прогулку, солнце нагревает наши щеки, мы чувствуем тепло, когда солнца нет, и дует ветер, мы ощущаем холод. Интересно, могут камни чувствовать тепло и холод. Об этом нам расскажет Александра (выступление).

*У каждого из вас есть семья, мама, папа, а могут ли быть дети у камней? Поэтому вопросу сделает сообщение Виктория (сообщение).

Спасибо.

*От нашего научного сотрудника, я слышала, что некоторые камни способны шипеть.

Сейчас об этом сделает сообщение Евгения (выступление).

Спасибо.

*Наш научный сотрудник Роман, сделает сообщение, могут ли камни издавать звуки (сообщение).

Спасибо.

Ребята скажите, а могут ли камни растворяться в воде?

Экспериментальная деятельность в лаборатории.

Взять камни, залить водой и размешать. Каков результат опыта? Ответы детей.

У вас на тарелках насыпана соль и сахар. Возьмите лупы, и рассмотрите, из чего состоит соль и сахар.

Ответы детей.

Соль и сахар состоят из кристаллов. Сейчас мы с вами получим эти кристаллы.

Кристаллы соли и сахара залить водой. Они хорошо растворяются, но наступает момент, когда вода уже не может справиться с кристаллами, они в воде больше не растворяются и если оставить их на несколько дней вода испариться и снова образуются кристаллы соли и сахара. Проделав этот опыт, мы может сделать вывод, что некоторые камни в частности соль и сахар растворяются.

*А сейчас подведем итоги нашей работы.

*Мы прослушали много интересных сообщений, рассмотрели зарисовки опытов, в результате у нас получилась книга исследований «Мир камней». Книга будет находиться в нашей группе, и мы с удовольствием поделимся своими знаниями с ребятами из других групп.

*Работа в нашей лаборатории закончилась, я всех благодарю за работу.

Самиздатовская книга .

1 страница

«Откуда берутся камни».


Скалы от солнца нагреваются, а ночью остывают, они то расширяются, то сужаются.

Постепенно в скалах появляются трещины.

В трещины попадает вода, зимой она замерзает.

В результате отдельные куски откалываются и падают на землю.

2 страница

Алгоритм исследования камней


Если мы посмотрим на камни, то мы видим, что они разного цвета:

Красные, белые, коричневые и т.д.

Сравним по величине: камни бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие.

По форме камни отличаются друг от друга, они бывают круглые, овальные и т.д.

Если камень понюхать, то мы не ощутим никакого запаха.

Если камень поднесем к уху, то мы ничего не услышим.

В рот камни брать нельзя, так как они не съедобные.

Если мы камни потрогаем, то они могут быть как твердые, так и мягкие, а если мы их погладим, то можем ощутить, что камни бывают гладкие, шероховатые и т.д.

Какой же вывод можно сделать «Не найти в мире двух абсолютно похожих друг на друга камней».

3 страница


Все камни делятся на несколько групп:

— драгоценные – алмазы, золото, жемчуг и т.д.

— полудрагоценные – горный хрусталь, бирюза, янтарь и т.д.

И пустая порода, так называют их геологи.

Из золота делают женские украшения, детали к сложным приборам и машинам.

Из полудрагоценных камней делают также женские украшения, сувениры и небольшие скульптуры.

Пустая порода используется в повседневной жизни.

Например, гравий используется при ремонте и прокладке новых дорог.

4 страница


Камни не могут чувствовать тепло и холод, они не живые, но солнцем днем камни нагреваются, и если мы потрогаем камень в солнечный день, то ощутим тепло, а ночью камень холодный – он остыл.

Тоже произойдет, если камень опустить в горячую и холодную воду.

В горячей воде камень нагревается, в голодной – остывает.


5 страница


Камни не являются живыми существами. Это существа инертные (безжизненные).

Камни могут превращаться в другие материалы, разбиваться, но размножаться не могут.

6 страница


Если взять кусочек мела и капнуть на него лимонным соком, что же у нас произойдет.

Камень начнет шипеть и злиться, ему не нравиться лимонный сок.

Значит можно сделать вывод, что камни умеют шипеть.

7 страница


Если мы поднесем камень к уху, то ничего не услышим, но если бросим камень и он удариться обо, что – то твердое мы услышим звук.

В горах иногда слышится шум, когда начинаются сыпаться камни, и это явление называется – камнепад.

8 страница

Опыты с водой.


Если взять тазик бросить туда тяжелый камень, от воды полетят брызги, по воде пойдут круги, камень окажется на дне.

Все камни тяжелее воды: большие и маленькие, тяжелые и легкие, все они тонут в воде. А если на камень попадает вода, камень меняет цвет: он темнеет.

Рельеф нашей Родины разнообразен - это холмы, равнины, горы. С этой темой мы познакомились на уроках окружающего мира. Заинтересовавших этой темой в библиотеке я нашёл книгу «Пещеры», в ней рассказывалось много интересных сведений о том, как образуются пещеры, что такое сталактиты и сталагмиты, кто обитает в пещерах, как использовались пещеры людьми, как изучают пещеры. Недавно мы с семьей побывали в Кунгурской ледяной пещере. Эта пещера восхитила своей красотой и размерами. Захотелось узнать больше об этой пещере Уральских гор и рассказать о неё классу. Этот вопрос и стал темой моего проекта.

Цель: создать видеоролик - экскурсию по Кунгурской ледяной пещере и макет грота пещеры.

Задачи:

1) Выяснить, что такое пещера и какие бывают пещеры?

2) Узнать, как образовалась Кунгурская ледяная пещера?

3) Познакомиться со строением Кунгурской ледяной пещеры.

4) Рассмотреть, как образуются сталактиты и сталагмиты?

5) Выяснить, кто является обитателями Кунгурской ледяной пещеры.

Практическая значимость : данная работа может быть использована на уроках окружающего мира.

Работая над проектом я узнал, что:

Пеще́ра — полость в верхней части земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими входными отверстиями, доступными для человека.

Пещеры, исходя из того как они были образованы делятся на следующие виды:

1) Карстовые пещеры.

2) Тектонические пещеры.

3) Эрозионные пещеры.

4) Ледниковые пещеры.

5) Вулканические пещеры.

Кунгурская пещера - одна из крупнейших карстовых пещер России. Пещера находится на берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур в селе Филипповка.

Возраст Кунгурской ледяной пещеры 10-12 тысяч лет. Протяжённость всех ходов пещеры - 5 км 700 м; количество гротов - 48,количество озёр - 70. С каждым гротом и озером связана легенда, поэтому у них необычные названия.

В пещерах очень часто встречаются сталактиты - свешивающиеся с потолка «сосульки» разных размеров, и сталагмиты - образования, тоже похожие на сосульки и растущие из пола пещеры. Как же они образуются? Вода, просачиваясь, вымывает минералы - кальцит. Когда капельки капают, сверху образуются сталактиты, снизу сталагмиты. Сталактиты и сталагмиты часто сращиваются, образуя сталагнаты.

Несмотря на холод и темноту, в пещере есть свои обитатели - это летучие мыши, а в озерах водятся рачки.

В результате работы над проектом собраны интересные сведения о пещере.

Для того, чтобы показать сталактиты и сталагмиты был создан макет грота. В будущем сталактиты, сталагмиты и кристаллы попробую вырастить в домашних условиях с помощью химических элементов.

Собранные сведения, видео и фотоматериалы позволили создать видеоролик - экскурсии по Кунгурской ледяной пещере.

1. В программе Киностудия WindowsLive вставили в проектную работу фотографии.

2. В программе ВидеоМастер сделали монтаж видеозаписей, записали и наложили звук.

4. Сохранили фильм.

Благодаря этой работе я научился работать в программах Киностудия WindowsLive, ВидеоМастер.