Как устроен аэропорт с точки зрения пассажира. Как устроен аэропорт Как устроен аэропорт: терминалы

С расширением географии пассажирских перевозок каждая страна обзавелась несколькими десятками аэродромов — большими и маленькими, для международных и региональных рейсов. Одним из первых аэропортов стал Девау. Это немецкий аэровокзальный комплекс, располагавшийся в Кёнигсберге.

Строительство аэропорта в России или в любой другой стране обходится в многие миллионы долларов. Это связано с тем, что необходимо учесть многие факторы — удобство путешественников, повышение оборотов пассажиропотока, обеспечение безопасности, соответствие международным нормам. Но что такое аэропорт в общем значении этого слова? Об этом подробнее ниже.

Само слово пришло в русский язык из французского. Там оно в свою очередь образовалось от слияния двух греческих слов — “воздушный” и “гавань”. Отсюда можно сделать вывод, что аэропорт — это воздушная гавань или “воздушные ворота” той или иной страны/города/региона.

В словаре дается определение этого термина, как несколько зданий, которые предназначаются для приема, отправки и обслуживания воздушных судов. Он состоит из аэродрома или аэровокзала. Крупные комплексы могут включать несколько аэровокзалов.

Что такое airport? Это слово на английском языке, которое обозначает . Именно его помещают на здании аэровокзала в любой стране мира. Некоторым из них присваивают названия. Обычно, по наименованиям близлежащих поселков или маленьких городков.

Сегодня аэропорты — это целые комплексы из зданий и служб, обеспечивающих безопасность и комфорт для пассажиров.

Первые из них начали появляться в Европе и в начале прошлого века. В 20-30х годах были построены первые терминальные комплексы. До этого времени существовали только аэропланы, а они не требовали разгона для взлета. С появлением многомоторных воздушных судов появилась необходимость в проектировании аэродромов и взлетно-посадочных полос.

Классификации аэропортов

По своей классификации они делятся на внутренние и международные. В России у них есть особые статусы — федерального, регионального и местного значений.

Первыми являются те, которые представляют собой узловые элементы национальной авиасистемы . Это аэропорты с общим уровнем пассажиропотока не менее 500 тыс. в год.

Региональные аэровоздушные комплексы занимаются межрегиональными перевозками и находятся в собственности у местных властей.

Аэропорты местного значения принимают и отправляют внутрирегиональные, авиатранспортные рейсы.

Аэропорт в Абу-Даби.

По назначению они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Есть отдельная классификация и по уровню пассажироперевозок. Они подразделяются от 1 до 5. Если уровень превышает 10 млн. человек в год, то его называют внеклассовым. В случае, если он составляет менее 0,1 млн. в год, то ему присваивают статус “неквалифицированного”.

Существуют запасные и базовые аэродромы. Первые используются постоянно, для системы воздушных трасс, а вторые — эпизодически, в случае плохих погодных условий и т.д.

Значение термина “терминал”

Любой аэровокзальный комплекс включает в себя несколько терминалов. Но что такое терминал в аэропорту? Само слово пришло в русский из английского языка. Дословно оно значит “предел” или “конец”. То есть конечная часть какой-то системы, которая обеспечивает связь с внешней средой.

Терминалы нужны были для того, чтобы увеличить пассажиропоток аэровокзального комплекса и помочь путешественникам быстро и легко найти свой выход к посадке на самолеты. Другое его назначение — организовать четкую и бесперебойную работу всего комплекса.

В терминале находятся таможенный контроль, кафе, рестораны, магазины, представительства и т.д.

Терминал в аэропорту — это здание, в котором пассажиры проходят паспортный и таможенный контроли, ожидают свой рейс. Классический терминальный комплекс включает их два — для международных и внутренних перевозок.

Площадь аэропорта Король Фахд в Саудовской Аравии – 780 км². Это в 7 раз больше площади Парижа – 80 кварталов французской столицы умещаются на 105 км². И на 25 км² больше площади Гамбурга (755 км²).

Упаковка важнее любой наклейки: как упаковать хрупкие вещи в багаж

22 июля 2019

Поясним за новости: «Победа» продаёт собственные туры по всем направлениям

19 июля 2019

Европейские авиаперевозчики будут платить за задержку рейсов

19 июля 2019

Как путешествовать с друзьями - полезная памятка

18 июля 2019

Поясним за новости: над Пакистаном снова можно лететь спокойно

18 июля 2019

Самые весёлые ЛГБТ-заведения мира

Аэропорты можно сравнить с городами не только по площади. Во многих отношениях современный воздушный порт организован как город. Там тоже есть администрация, бюджет, службы, которые следят за безопасностью и порядком. Рассмотрим устройство аэропорта чуть подробнее.

От чего зависит устройство аэропорта

От его размера. Большинство из нас под аэропортом подразумевают огромный комплекс с ангарами, терминалами, командно-диспетчерскими пунктами и взлетно-посадочными полосами с рабочим режимом 24/7. Но не все аэропорты отвечают этим стандартам.

Маленькие аэропорты

Аэропортом называют и куцую полоску асфальта среди травы и грязи, которую используют не больше двух-трех часов в день. Эти взлетно-посадочные полосы часто служат только одному или двум пилотам. Такие аэропорты могут не иметь никаких других структур, кроме взлетно-посадочной полосы (ВПП).

Региональные аэропорты

Организуют перелеты по одной стране, без международных рейсов. Часто региональные аэропорты обслуживают не только гражданскую авиацию, но и военную.
В региональных аэропортах инфраструктура более развитая. Она включает ангары, радиовышки, средства для обучения пилотов, системы наблюдения за погодой. Такие объекты иногда располагают комнатами отдыха для пилотов, торговыми площадками, конференц-залами, топливохранилищем.
Полный перечень объектов зависит от трафика и назначения аэропорта.
В ангарах региональных аэропортов обычно размещаются самолеты с вместимостью до 200 человек.

Международные аэропорты

Организуют региональные и международные рейсы. Инфраструктура международных аэропортов дополняется магазинами беспошлинной торговли, станциями техобслуживания, транспортной системой внутри терминалов, зонами таможенного контроля.
Взлетно-посадочные полосы и ангары таких аэропортов обслуживают самолеты разной вместимости. От частных - менее 50 человек на борту, до Airbus A380 - 853 пассажиров.

Взлетно-посадочная полоса

В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса. В международных - от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.

Полосы могут быть:

  • Одиночными. Инженеры планируют расположение ВПП с учетом преимущественного направления ветра.
  • Параллельными. Расстояние между двумя ВПП зависит от размера и количества самолетов, использующих аэродром: в среднем от 762 м до 1 310 м.
  • V-образными. Две взлетно-посадочные полосы сходятся, но не пересекаются. Такое расположение дает диспетчерам воздушного движения гибкость при маневрировании самолетов на ВПП. Например, при слабом ветре диспетчер будет использовать обе взлетно-посадочные полосы. Но если ветер усилится в одном направлении, диспетчеры будут использовать ту ВПП, которая позволяет самолетам взлетать против ветра.
  • Пересеченными. Пересекающиеся ВПП распространены в аэропортах, где преобладающие ветры меняются в течение года. Точка пересечения может находиться посередине каждой взлетно-посадочной полосы, в зоне порога, где приземляются самолеты, или в конце ВПП.

Рулежные дорожки

Помимо взлетно-посадочных полос аэропорт оборудован рулежными дорожками. Они связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.

Светосигнальная система

Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы от шоссе ночью или в условиях низкой видимости. Маячковые огни, которые мигают зеленым и белым цветом, указывают на гражданский аэропорт. Зеленые огни отмечают порог или начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.

Как устроен аэропорт: терминалы

В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.
Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта.

Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в американской Атланте занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 ворот к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания, где пассажиры получают необходимые услуги - от полировки ботинок до подключения к интернету.

Обычно авиакомпании арендуют в аэропорту гейты. Но иногда они строят отдельные терминалы. Как, например, авиакомпания Emirates в Международном аэропорту Дубай. Помимо залов ожидания и выходов к самолетам, терминал Emirates предлагает 11 000 м2 торговых площадей, три спа-центра, два сада Дзен.

Бортовое питание

Еду для пассажиров самолетов готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Ежедневно в один крупный аэропорт кейтеры поставляют тысячи обедов. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.

Система топливного обеспечения

Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур Джамбо Джет расходует около 127 000 литров топлива. Поэтому оживленные международные аэропорты продают миллионы топлива каждый день. В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам.

Система безопасности

Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.

Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга- компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела.
Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.

Как устроен наземный транспорт в аэропорту

Система наземного транспорта обеспечивает прибытие пассажиров в аэропорт и транспортировку из воздушного порта в город.

Обычно система наземного транспорта включает:

  • Дороги в аэропорт и из аэропорта.
  • Парковки для автомобилей.
  • Службы аренды транспорта.
  • Рейсы транспортировки пассажиров в местные отели и к автостоянкам.
  • Общественный транспорт - муниципальные автобусы и метро.

Большие аэропорты оборудованы внутренней трансферной системой. Она включает в себя траволаторы, мини-автомобили, автоматические поезда или автобусы.

Внутренняя трансферная система помогает пассажирам быстрее попадать из одного терминала в другой или к воротам терминала.

Бюджет

Аэропорты - это огромные предприятия. Аэропорт Денвера в США стоит около 5 миллиардов долларов. Расходы на его обслуживание составляют 160 миллионов долларов в год. В то же время ежегодный доход государства от аэропорта - 22,3 миллиарда долларов.
Аэропорты, как правило, владеют всеми объектами на своей территории. Они сдают их в аренду авиакомпаниям, розничным магазинам, поставщикам услуг. Еще несколько статей доходов воздушных портов занимают сборы и налоги на авиабилеты и услуги - топливо, паркинг. Большинство аэропортов являются самообеспечивающимися предприятиями.

Персонал

Около 90 процентов сотрудников аэропортов работают на частные компании: авиакомпании, подрядчики, арендаторы. Остальные 10 процентов работают на аэропорт: администраторы, обслуживающий персонал, служба безопасности.

Аэродром – специально подготовленный участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования для обеспечения взлета, посадки, руления и обслуживания воздушных судов.

Аэропорт - предприятие, осуществляющее регулярные прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов воздушных судов и имеющее для этой цели аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое для управления и руководства полетами оборудование. Аэродром является элементом аэропорта. Каждый аэродром состоит из летного поля и служебно-технической застройки.

Летное поле - часть аэродрома, на которой расположены летные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок и площадки специального назначения.

Летная полоса – участок летного поля аэродрома, состоящий из взлетно-посадочной полосы (ВПП), концевых и боковых полос безопасности. Летная полоса выбирается с учетом направления господствующых ветров, рельефа местности и расположения препятствий на территории, примыкающей к аэродрому. Крупные аэропорты могут иметь несколько летных полос, расположенных параллельно и используемые только для взлета и только для посадки. Это увеличивает пропускную способность аэропорта. Каждая летная полоса имеет полосы подходов, примыкающие к её концам. Над ними производится набор высоты при взлете и снижение при посадке.

Взлетно-посадочная полоса – часть летной полосы, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки самолетов. Может быть грунтовой (ГВПП) и с искусствнным покрытием (ИВПП).

Боковая (БПБ) и концевая (КПБ) полосы безопасности – специально подготовленные боковые и концевые участки летной полосы, непосредственно примыкающие к ВПП и предназначенные для обеспечения безопасности при выкатывании самолета за пределы ВПП при взлете или посадке. На полосах безопасности не должно быть никаких препятствий и неровностей.

Рулежные дорожки (РД) - специально подготовленные пути, соединяющие между собой различные элементы аэродрома, предназначенные для руления, буксировки самолетов и движения спецавтотранспорта (при отсутствии рулящих самолетов). Они подразделяются на магистральные, расположенные параллельно ВПП, соединительные и вспомогательные. Магистральные рулежные дорожки строят с таким расчетом, чтобы можно было их использовать при необходимости для вынужденной посадки самолетов или в качестве резервной ВПП.

Место стоянки (МС) – специально подготовленная и оборудованная площадка для стоянки и обслуживания воздушных судов. МС могут быть групповыми и индивидуальными.

Площадка специального назначения – площадки на летном поле, предназначенные для выполнения специальных видов обслуживания самолетов. К ним относятся:

1) площадки перед ангаром, которые используются для временной стоянки, руления и буксировки самолетов;

2) площадки для определения и устранения девиации магнитных, гиромагнитных и радиокомпасов и проверки антенных устройств локаторов;

3) площадки для запуска и опробования двигателей;

4) площадки для стоянки спецмашин и средств механизации располагаются вблизи мест стоянок и перрона.

Перрон – площадка на летном поле предназначенная для стоянки воздушных судов с целью посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки грузов и почты.

Служебно-техническая застройка – часть аэродрома, на которой располагаются административные, производственные, ангарные, складские и другие служебные здания и сооружения (аэровокзал, грузовой склад, ангары, мастерские, цеха АТБ, служба движения, склад ГСМ, гараж и т.п.).

Аэровокзал – здание, где пассажир включается в процесс подготовки к началу или окончанию воздушного путешествия. Здесь производятся приобретение билетов, регистрация их и оформление багажа, досмотр пассажиров и их ручной клади (багажа) в целях обеспечения безопасности полетов и пограничный контроль в международных аэровокзалах.

Аэровокзал оборудован стойками касс и регистрации билетов, пограничного контроля, транспортерами для приема и выдачи багажа, информационными табло для объявления расписания полетов и другой информации, направляющей движение пассажиров и посетителей внутри аэровокзала. Аэровокзал обеспечивает пассажиров и дополнительными видами обслуживания: бытовое и медицинское, общественное питание и т.д.

Основные процессы на перроне – сбор пассажиров, доставка их к самолету, посадка и высдка из него.

В зоне перрона предусмотрены площади для сбора и накапливания пассажиров у стоянок самолетов, средства доставки пассажиров к самолету (автобусы, движущиеся тротуары и т.д.), средства посадки в самолеты (трапы телескопические и обычные самоходные).

Аэровокзальный комплекс может включать также гостиницу, цех бортового питания и магазин торговли на борту самолета, представительства авиакомпаний в международных аэропортах и т.д.

Для указания мест стоянки самолетов, направления движения при взлете, посадке, рулении и буксировке самолетов все элементы летного поля маркируют. Маркировка МС самолетов и перрона состоит из Т-образных знаков и цифр, указывающих место и номер стоянки, а также прямолинейные и криволинейные оси руления. Маркировку наносят на бетон или асфальт краской белого цвета. Оси руления маркируют штрихами белого цвета шириной 15 см с шагом от 5 м (для аэропортов класса Г, Д, Е), до 15 м (для аэропортов класса А,Б,В) на прямых участках и от 1 до 5 м на криволинейных участках. Стоянки самолетов маркируют восьмиугольниками красного цвета, ограничивающими зону обслуживания. Все стороны восьмиугольника должны находиться на расстоянии 2 м от крайних габаритных точек самолета. Сплошными и штриховыми полосами желтого цвета на перроне обозначают пути движения спецавтотранспорта, а для пассажиров белой краской обозначают места переходов типа «зебра».

Аэропорт не так просто устроен, как может показаться на первый взгляд. Это комплекс сооружений, который построен по специальной схеме.

Что, кроме взлетной полосы и аэровокзала, имеется в аэропорту

Прежде всего, главной составляющей аэропорта является аэродром, откуда отправляются и куда прилетают воздушные судна. В свою очередь аэродром состоит из летного поля. Чтобы было понятнее, это взлетные и посадочные полосы, рулежные дорожки и перрон. На территории аэродрома также находятся службы, которые управляют движением воздушного транспорта.

Вторая составляющая комплекса сооружений – это пассажирский терминал. В крупных городах он может быть очень большой с более чем одним аэровокзалом, где и осуществляется обслуживание пассажиров. На аэровокзале находится большая часть сооружений. Именно в пассажирском терминале располагаются:

Представительные пункты различных авиакомпаний;

Служба, которая занимается организацией пассажирских перевозок;

Всевозможные службы безопасности;

Места для хранения багажа;

Иммиграционная, таможенная и пограничная служба;

Места для отдыха и приятного времяпровождения пассажиров (магазины, кафе, книжные лавки, развлекательные комнаты для детей, комнаты матери и ребенка и так далее).

Третья составляющая аэропорта – это грузовой комплекс, где осуществляется погрузка на борт воздушного транспорта различного груза и почты. На территории грузового комплекса имеются крытые складские помещения, а также средства, с помощью которых производится доставка, погрузка и разгрузка товаров, вещей, почты.

Дополнительные сооружения в аэропорту

Неотъемлемой составляющей аэропорта является диспетчерская вышка, откуда осуществляется контроль над всеми действиями воздушных суден. Если аэропорт отличается внушительными размерами, в дополнение к вышке устанавливаются диспетчерские пункты, за каждым из которых закреплена своя зона ответственности. Также важнейшей составляющей является служба электрорадиотехнического обеспечения полётов, откуда диспетчера связываются с пилотами и контролируют каждый самолет, который вылетел из их аэропорта и который должен приземлиться на их территории.

Итак, перечислены все составляющие комплексы аэропорта. Но каждый аэропорт является уникальным сооружением, поэтому, помимо вышеперечисленных сооружений, на территории аэропорта могут находиться и другие объекты, которые предназначены для приятного времяпровождения пассажиров во время ожидания своего рейса.

Устройство аэропорта: вся техника

28/02/2015

Пассажир, прибывая в аэропорт, видит, как правило, стойки регистрации, зал ожидания да магазин Duty-Free. Все, конечно, догадываются, что это сложнейший с инженерно-технической точки зрения организм, но редко когда обращают внимание на различные хитроумные машины. А некоторые из них и просто остаются невидимыми для простого пассажира. А их там очень и очень много, и сегодня мы вам их покажем на примере аэропорта (г. Калининград).

Все фотографии можно кликнуть для увеличения. Под каждой фотографией имеется описание. Ну что ж, полетели!

Перед нами аэропортовый тягач с прицепленным к нему водилом. Не водилой, а водилом: именно так называется предмет, похожий на длинную желтую трубу. Тягач нужен для буксировки самолетов, причем чаще всего самолет не тянут, а толкают: ведь вперед он может двигаться своим ходом за счет тяги двигателей, а вот назад – нет. Режим реверса используется для торможения после приземления.

Перронные автобусы используются для доставки пассажиров к самолетам, установленным на так называемых “дальних стоянках”. И обратно. Сколько бы ни было телетрапов, одновременно находящихся в аэропорту самолетов, как правило, больше. А многие типы ВС вообще невозможно обслуживать у телетрапов – например, небольшие самолеты, у которых трап встроен прямо в дверь.

Однако сам телескопический трап регулируется в широких пределах и по высоте, и по вылету, а также перемещается влево и вправо по перрону. Свобода в трех измерениях позволяет обслуживать большинство типов самолетов, при этом мягкая “гармошка” (гофра) в самом конце плотно облегает фюзеляж, чтобы защитить пассажиров от ветра, дождя и холода.

Управлять трапом не сложнее, чем трактором (и регистрируется он в ГИБДД как трактор). Есть даже “понижающая передача”, которая используется во время стыковки с самолетом, чтобы аккуратненько подъехать вплотную, до касания.

Эти грузовики-фургоны тоже подъезжают к самолету до касания. Они используются для загрузки тележек с бортовым питанием и выгрузки их обратно. Грузовик подъезжает к самолету, кузов поднимается на нужную высоту, тележки катятся через “мостик”.

Тележка используется для перевозки багажа. Сейчас мы видим, как в бомболюк грузят мешки с песком: их сбрасывают по мере набора высоты для снижения веса самолета. (На самом деле это, конечно, просто принятый к перевозке груз помимо багажа пассажиров. Да-да, груз летает не только на грузовых самолетах).
За самолетом виднеется топливозаправщик.

Трактор в аэропорту предусмотрен на случай отмены международных рейсов 😉

А в остальное время он как раз и перевозит тележки и прочие приспособления.

В качестве приманки для ди-джеев по всему аэродрому развешиваются зеркальные диско-шары. В этом случае мировые звезды танцевальной сцены более охотно прилетают на гастроли. У некоторых даже в райдере указано необходимое количество диско-шаров в аэропорту прибытия.
Выяснилось также, что диско-шар заодно является неплохим фумигатором для отпугивания птиц. Для усиления эффекта из расположенных рядом с ВПП репродукторов играет дабстеп. Считается, что он имитирует крики хищных птиц, выстрелы и т.п. Поэтому огородные пугала в аэропортах не устанавливают. Нет также и трещоток для отпугивания кротов. Поэтому все пространство между рулежными дорожками испещрено уютными норками ^_^

Илья Шатилин