Какой город расположены на берегу пролива босфор. Что такое пролив Босфор в Стамбуле? Пролив Босфор — интересная подробность

Основные моменты

Босфор расположен на территории Турции. Его стратегическое, военное и экономическое значение для черноморских и средиземноморских стран очевидно. Проход торговых и военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы регулируется международным Морским правом и международной конвенцией, принятой в 1936 году. За проход через пролив владельцы судов оплачивают маячный сбор на поддержание работы навигационных знаков, по которым ориентируются капитаны. За год здесь проплывает около 50 тысяч больших и малых кораблей.

Пролив Босфор, Босфорский мост

На южной оконечности Босфора расположен крупнейший мегаполис Турции – Стамбул, где проживает более 13 миллионов человек. Это единственный в мире город, лежащий и в Европе, и в Азии. Хорошо сохранившиеся памятники разных эпох привлекают в Стамбул туристов со всего света. Здесь Босфор пересекают автомобильные мосты, а под проливом проложены транспортные туннели с городскими коммуникациями. Городской порт Стамбула Каракёй является главным отправным центром круизов по Босфору.

История

Уже давно снимки, сделанные с околоземной орбиты, показали, что оба берега Босфорского пролива по очертаниям идентичны, словно края разломанного пряника. Это означает, что некогда здесь случилась великая тектоническая катастрофа. Ученые полагают, что около 10 тысяч лет назад, когда растаяли ледники очередного периода похолодания на планете, воды Атлантического океана хлынули в Средиземное море, затопив множество населенных островов, а затем прорвали узкую брешь в скалах, и обрушились в бассейн Черного моря, уровень которого был на несколько сотен метров ниже. Прорыв скал облегчило и то, что часть нынешнего Босфора некогда была долиной реки, уже «прогрызшей» горные породы. Возможно, этому катаклизму способствовало мощное землетрясение: район Босфора сейсмически нестабилен. Многие исследователи предполагают, что именно эта катастрофа, поднявшая воды Мирового океана по всей планете, описана в Библии как Всемирный потоп.


Свое название пролив получил в столь же незапамятные времена. Миф повествует о том, что громовержец Зевс влюбился в красавицу Ио, а его супруга Гера, прознав об этой связи, поклялась отомстить. Тогда любвеобильный бог превратил девушку в корову, она переплыла узкий пролив и спряталась в горах Малой Азии. Слово Боспор означает «Коровий брод».

Интересно, что в Древней Греции Боспором именовались два пролива – Боспор Фракийский (собственно Босфор) и Боспор Киммерийский (Керченский пролив).

В 658 году до н. э. на южном мысе пролива, неподалеку от Мраморного моря, греки основали город Византий. На противоположном, азиатском берегу была выстроена башня, от которой через пролив тянулась бронзовая цепь. Так правители города стали первыми в длинной череде царей, стремившихся контролировать оживленное босфорское судоходство. Через тысячу лет, после распада Римской империи на Западную и Восточную в IV веке н. э., император Константин перенес сюда свою столицу. В его честь город стали называть Константинополем. После падения Византии под натиском турецкого султана Мехмеда в 1453 году, победители назвали город по-своему – Истанбул.

Климат, рельеф и навигация

Босфор расположен в зоне приморских субтропиков, в этом регионе температура воздуха даже в самые холодные месяцы, январь и февраль, редко опускается ниже +5 °С. Весна приходит сюда в начале апреля. С конца мая по октябрь температура воздуха колеблется в пределах +19...+25 °С, достигая в августе-сентябре отметки +31...+32 °С. Это лучший период для путешествия по Босфору.

Летом вода на поверхности пролива прогревается до +23...+26 °С, но температура глубинного течения всегда на несколько градусов ниже. Зимой температура воды в Босфоре +5...+8 °С. В конце зимы – начале весны погода над Босфором непредсказуемо капризна, вдоль обрывистых берегов проносятся шквальные порывы ледяного ветра. Очень редко с севера приходит экстремальная стужа, и пролив покрывается льдом. Византийские хроники свидетельствуют, что Босфорский пролив замерз зимой 401 года. О последнем замерзании Босфора рассказано в турецкой летописи, это случилось в феврале 1621 г. Весной 1954 года пролив забил лед, принесенный черноморским штормом из устьев Дуная и Днепра.

Уровень воды в Черном и Средиземном морях разнится, неоднородна и соленость воды, поэтому в узком извилистом Босфоре возникают сильные течения. Верхнее течение направлено с севера на юг, оно движет воду со скоростью около 2 м/с из Черного моря в Мраморное, а глубинное течение направлено в обратную сторону, причем у берегов оно выходит на поверхность. Там, где сталкиваются разнонаправленные потоки воды, образуются водовороты. Особенно опасны для навигации неспокойные воды Босфора на крутом изгибе берегов пролива примерно в 10 км от черноморского устья. В этом месте располагается рыбацкий город Сарыер. Глубина фарватера в проливе варьирует от 20 до 110 м, этого достаточно для прохода самых крупных океанских судов.



Берега в большей части пролива скалисты и круты, но встречаются участки с пологим берегом. В проливе есть несколько бухт, наиболее глубоко вклинивается в европейский берег бухта Золотой Рог в городской черте Стамбула. В Босфор впадает несколько небольших рек, две из них, текущие с Балканского нагорья, впадают в Золотой Рог.

Мосты над Босфором

По свидетельству Геродота, первый понтонный мост через Босфор в 514 году до н. э. построил инженер с острова Самос по имени Мандрокл. Переход приказал возвести персидский царь Дарий, направлявшийся с огромной армией на покорение Скифии. Через двадцать пять лет его сын Ксеркс решил покорить Грецию. Два моста, которые построили египетские и финикийские инженеры, были разрушены течением. Тогда разгневанный царь собственноручно высек Босфор плетью. После экзекуции пролив «смирился», и по третьему мосту персидские войска перешли навстречу своей гибели в Европу. Их ожидала битва под Марафоном.

С той поры многие века через Босфор переправлялись лишь на лодках и паромах. Большая глубина и сильные течения не позволяли установить в русле опоры мостов. Только в 1973 году проблема была решена, и берега пролива соединил первый Босфорский мостовой переход. Его опоры установлены на берегу, а дорожное полотно подвешено на тросах. Второй вантовый мост возвели в 1988 году.

На севере Босфора, у выхода в Черное море, в 2016 году был завершен почти полуторакилометровый мост Султана Селима. Здесь открыто железнодорожное и автомобильное движение.



Кроме того, под водой пролива недавно проложены два туннеля – железнодорожный «Мармарай» (2013) и автотранспортный «Евразия» (2016).

Планы правительства Турции на этом не исчерпаны. Весной 2017 года на южной оконечности Босфора у Мраморного моря был заложен символический камень нового вантового моста «Чанаккале», который станет самым протяженным в мире.

Туннель "Евразия"
Поезд в туннеле "Мармарай"

От Черного до Мраморного моря

Вы откроете для себя Босфор, отправившись в морское путешествие на борту теплохода, следующего из черноморских портов в Турцию или далее, в другие страны Средиземноморья. Из России такой круиз можно совершить из порта Сочи. Но это не единственный вариант. Мир открыт, и вам ничто не мешает приобрести морской тур по Босфору на пассажирском лайнере или пароме, например в Болгарии или Румынии.

Проход пассажирских судов по Босфору свободен, пользоваться услугами лоцмана не обязательно, и опытные капитаны ведут круизные лайнеры самостоятельно. Скорость движения здесь ограничена 10-ю узлами (около 18 км/ч), и это дает прекрасную возможность рассмотреть живописные окрестные берега. Когда же в проливе особенно оживлен морской трафик или бушует непогода, корабли, входящие со стороны Черного моря, принимают на борт турецких проводников. Лоцманская база расположена на мысе Филь.

Северный вход в пролив отмечают два старинных маяка, возведенные на европейском и азиатском берегах. У левого берега молчаливо покачивается на волнах несколько серо-голубых боевых кораблей. Здесь – турецкая военно-морская база, охраняющая вход в Босфор из Черного моря.

Первую достопримечательность Босфора вы увидите издалека. Это колоссальный мост Султана Селима, среди мостов вантовой конструкции он самый широкий на планете. Ширина мостового полотна – 59 м. Здесь восьмиполосное движение автомобилей и две железнодорожных колеи. Пока не превзойдена и высота его 322-метровых пилонов. С палубы корабля тросы, удерживающие мост над водой, выглядят словно паутинки, трудно поверить, что вес стальных канатов превышает 28 000 тонн.

В начале пролива зеленые берега высокие, но довольно пологие для спуска к воде. Вскоре они сменяются суровыми неприступными скалами с редкими деревьями, растущими из расщелин на обрывах. Выше поверхность берегов поросла густыми лесами. Эти места почти не тронуты цивилизацией. Такими их видели еще легендарные греческие аргонавты, плывшие в черноморскую Колхиду за волшебным Золотым руном.

Ближе к Стамбулу на обоих берегах появляются виллы и дворцы в окружении парков и садов. В августе их фруктовый аромат чувствуется даже на палубе проходящего корабля. Многие из этих усадьб выстроили для отдыха еще аристократы Османской империи в XVIII-XIX веках. Около 300 резиденций получили статус памятников архитектуры. Вскоре вилл уже так много, что они начинают тесниться, взбираясь по террасам высоких берегов все выше. Балконы прибрежных зданий нависают над водой. Из открытых окон слышны музыка и смех, а за широкими панорамными окнами хозяева ведут привычную жизнь – обедают, играют в нарды, смотрят телевизор, не обращая внимания на тысячи любопытных взоров с палуб совсем близко проплывающих теплоходов. На обращенных к воде террасах загорают дачники, они приветливо помашут рукой вам в ответ. Яхты и катера владельцев загородных дач пришвартованы прямо к дверям в дом, эта часть Босфора немного напоминает Венецию.

Как только круизный теплоход входит в пределы Стамбула, панорама становится совершенно другой. Здесь берега густо усеяны тысячами зданий, амфитеатром поднимающихся на крутом левом берегу, и плотно закрывающих более пологий правый. Над городом высятся приземистые купола мечетей и сотни минаретов, вырастающих из зелени парков.

Справа проплывают могучие стены и башни, окружавшие средневековый византийский Константинополь. Из построек павшей империи сохранились немногие. Уцелела жемчужина византийского зодчества и святыня христианской Церкви – собор Святой Софии, возвышающийся на правом берегу Босфора. Чуть далее к югу с собором соперничает огромная Голубая мечеть, выстроенная по приказу султана Сулеймана. Ближе к срезу воды виден комплекс дворцов Топкапы, где жили несколько поколений турецких султанов. Сейчас здесь расположены всемирно известные музеи. В крепостные сооружения встроена древняя церковь Святой Ирины (IV в.), возведенная императором Константином на холме, где был заложен город Византий. В этом храме хранилась километровая бронзовая цепь, запирающая Босфор перед неприятельскими кораблями. Далее на берегу хорошо виден утопающий в садах дворец Долмабахче, выстроенный позже в стиле барокко. Неподалеку стоит крепость Румелихисар, а напротив, через пролив – ее близнец, крепость Анадолухисар. Здесь Босфор сужается, и пушки крепостей не давали шансов проплыть кораблям без дозволения.

Множеством исторических памятников окружена бухта Золотой Рог, напоминающая своими очертаниями изогнутый турецкий кинжал, глубоко вонзившийся в скалистое европейское побережье Босфора. Длина бухты – 12 км. С древнейших времен она служила военной и торговой гаванью. Здесь всегда был оживленный центр города, как бы он ни назывался – античный Византий, средневековый Константинополь, султанский Истанбул. В бухте Золотой Рог сотни причалов, и у каждого продается только что выловленная рыба.

Берега бухты соединены четырьмя мостами, самый знаменитый из них – Галатский. На этом колоритном мосту кипит жизнь: по верхнему уровню в вечных заторах идут автомобили, вдоль ограждений стоят с удочками рыбаки, тут же разложены самые неожиданные товары «блошиного рынка». На втором ярусе, над водой, расположились десятки маленьких ресторанчиков и кафе, предлагающих вкусные блюда из рыбы, креветок и прочих морепродуктов. Все свежайшее, выловленное в Босфоре и Мраморном море утром. Рыбу посетители могут выбрать сами на витрине со льдом, и ее тут же приготовят. А дораду, салаку, морского окуня ловят на спиннинги здесь же ресторанные рыболовы. Хороший выбор таких деликатесов в ресторане "Balik Noktasi". К нему часто подплывают яхты, чтобы взять заказанные по телефону обеды для пассажиров. Набережная усеяна подобными заведениями. Часто недорогие кафе устраиваются прямо на пришвартованных рыбацких фелюгах.


Плавучие рестораны в бухте Золотой Рог

К юго-западу над бухтой, в старинном квартале Фенер, расположена резиденция Вселенского патриарха Константинопольского. Это большой комплекс зданий и храмов. В церкви во имя великомученика Георгия стоит потемневшая от времени патриаршая кафедра. Ее перенесли сюда из собора Святой Софии, бывшим до турецкого завоевания главным храмом православного мира. У иконостаса стоит мраморная колонна со святыней, привезенной императрицей Еленой из Иерусалима в 326 году. Это железное кольцо, к которому был прикован Иисус Христос перед распятием. В раках хранятся останки отцов Церкви Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других святых.


Напротив Золотого Рога на маленьком скалистом островке вас удивит небольшой форт. Сегодня это один из символов города Стамбула, по-турецки он называется Kız Kulesi (Девичья Башня), что связано с легендой о печальной судьбе дочери одного из турецких султанов. Но возведено укрепление задолго до турецкого завоевания, и даже ранее образования Византийской империи. В его стенах лежат камни крепости, возведенной афинским полководцем Алкивиадом в IV веке до н. э. Потому есть у этой твердыни и второе, более древнее название – башня Леандра. Греческая легенда рассказывает о трагической истории любви. Влюбленный Леандр по ночам переплывал Босфор, чтобы насладиться объятиями Геро, юной жрицы храма Афродиты. Она зажигала на башне факел для ориентира, но однажды ветер задул огонь, и Леандр утонул. Геро в отчаянии бросилась с вершины башни в Босфор.

В память об этой легенде Олимпийский комитет Турецкой Республики ежегодно проводит акцию под девизом «Переплыви Босфор!». На заплыв приезжают спортсмены со всего мира. Движение кораблей в этот день останавливается на два часа.

Башню неоднократно перестраивали, она служила штабом адмиралов, складом боеприпасов, тюрьмой, таможенной конторой для проверки грузов иностранных кораблей, диспетчерской военно-морского флота и даже санитарным изолятором, куда помещали заболевших холерой.

Сегодня к Девичьей Башне туристов доставляют катера от причалов в районе Юксюдар (азиатский берег), с противоположного берега – от причалов Кабаташ. В башне расположен ресторан с отличной турецкой кухней, кафе и бар. Отобедать или просто выпить чашечку кофе по-турецки предлагается в сводчатых залах или на смотровой площадке.

Ресторан в Девичьей башне

Далее вы минуете Босфорский мост, рассматривая колоритные панорамы восточного города. Через пару километров пролив внезапно расширяется, и вашему взору предстает лазурное Мраморное море, усеянное силуэтами кораблей, ожидающих своей очереди прохода через Босфор.

Завершаются круизы по Босфору у причала поселка Анадолу Каваджи, на берегу Малой Азии. Здесь множество рыбных ресторанов, в которых туристы с удовольствием ужинают после морского путешествия.

Мини-круизы


В короткий полуторачасовой круиз по Босфору в пределах Стамбула можно отправиться на одном из небольших двухпалубных теплоходов, регулярно отходящих прямо от Галатского моста. Стоимость поездки – 15 ₺. На борту разносят чай, соки и печенье, но это – весь рацион. Запаситесь бургерами с рыбой-гриль, завернутой в хрустящие листья свежего салата, бутербродами с сыром и беконом, они продаются у причала за 5-10 ₺. Попробуйте погрызть вкусные печеные каштаны – 7 ₺/100 г. Корабль делает несколько остановок. На любой из них можно выйти и отправиться на прогулку по улочкам города, а затем продолжить путешествие по Босфору на другом теплоходе. Нужно только сохранить билет и предъявить его матросу при входе на трап.

Не торопитесь с выбором, посмотрите расписание у причала Галатского моста. Если пожелаете, выбирайте вечерний круиз на более комфортабельном теплоходе. Он отходит в 19:00. Вы увидите сияющий огнями вечерний Стамбул, фантастически подсвеченные мосты и прибрежные дворцы. На теплоходе есть пассажирский салон, гриль-бар, где для вас поджарят кебаб или свежую рыбу. Продолжительность плавания – 2 ч. 30 мин., стоимость – 60 ₺.

Босфор с высоты птичьего полета

Осмотреть знаменитый пролив и достопримечательности, расположенные на его берегах можно и с воздуха. В Стамбуле предлагаются экскурсионные полеты над Босфором на вертолете. Продолжительность полета – от 15 до 60 минут. Стоимость 15-минутного обзора пролива Босфор в районе Стамбула с высоты 500-600 метров начинается от 169 $ с человека. Маршрут 60-минутной экскурсии пролегает вдоль всего пролива от Черного до Мраморного моря, с облетом исторического центра Стамбула и Принцевых островов. Стоимость – 3499 $. На борт принимается до 6 человек, количество пассажиров на стоимость часовой воздушной экскурсии не влияет. О такой экскурсии следует договариваться заранее. Учтите, что разрешение на вылет дается только при благоприятных погодных условиях.

Полет над Босфором на вертолете

Пляжи

Оживленное движение судов в Босфоре вызывает сомнения – а можно ли купаться в проливе? Горожане утверждают, что окунуться в жару ничуть не повредит, ведь вода здесь проточная. Неизбежные загрязнения от сотен кораблей течение быстро уносит. Сложность в том, что практически вся набережная застроена или дорогами, или домами. Неплохое место для купания под названием Арнавуткёй есть на европейском берегу, примерно посередине между мостами через Босфор. Добраться туда можно на пароме от причала Кабаташ или на любом автобусе, идущем по набережной. В пределах Стамбула на Босфоре есть плохо обустроенный небольшой пляж Кючюксу. Вход на него бесплатный.

Чтобы насладиться пляжным отдыхом, следует отправиться на автобусе или на метро к Мраморному морю. Здесь по обе стороны Босфора обустроены неплохие городские пляжи, но им далеко до курортных береговых линий Анталии или Мармариса.

Отели с видом на Босфор

Панорамным видом на Босфор могут похвастаться несколько десятков отелей в Стамбуле. Среди лучших – «The Ritz-Carlton Istanbul at the Bosphorus » (от € 150/сутки, в ресторане предлагается детское меню Ritz-Kids), «Swissotel The Bosphorus Istanbul » (от € 183/сутки).

Есть отели с видом на Босфорский пролив, предлагающие более демократичную стоимость проживания. Неподалеку от Галатской башни на берегу залива Золотой Рог в старинном здании расположился отель «Nordstern Galata ». Гости обедают на веранде с видом на залив. Стоимость проживания – от € 85 в сутки.


Отель "Nordstern Galata"
Отель "Nordstern Galata"

В районе Бейоглу, на холме над Босфором, расположен «Hilton Garden Inn ». Совсем рядом – знаменитая пешеходная улица Истикляль с ее древними памятниками и популярными ночными клубами. Стоимость проживания в стандартном двухместном номере – от € 40 до € 85.

На противоположном берегу Босфора, в районе Кадыкей, расположен еще один отель этой международной сети – «Double Tree by Hilton Istanbul – Moda ». Стоимость проживания в стандартном двухместном номере – от € 40 до € 83 в сутки.

Из окон отеля «Kalyon Hotel Istanbul », расположенного на набережной в районе Фатих, открываются виды и на Босфор, и на Мраморное море. На территории отеля есть чудесный сад. Прогулка к собору Святой Софии и другим памятникам в центре займет не более 10 минут. Стоимость двухместного номера от € 80 в сутки.

Пролив Босфор ведет из Черного моря в Мраморное. Длина пролива около 15 миль, а с подходами около 25 миль; наибольшая ширина его 4 мили; наименьшая 4 кбт.; глубины 20-106 м. Пролив Босфор напоминает извилистую реку с высокими и обрывистыми берегами, образованными крутыми склонами прибрежных гор. Пролив Босфор глубоководен и преимущественно чист от опасностей. Вследствие извилистости берегов пролива, небольшой его ширины, трудности опознания входа в пролив со стороны Черного моря и сильных течений условия плавания в проливе Босфор сложны. В проливе имеется много удобных, хорошо защищенных якорных мест­.

Обрывистые берега пролива Босфор, а также множество выступающих мысов и глубоко вдающихся бухт дают характерные изображения на экране радиолокатора.

При плавании проливом Босфор ввиду сильных течений в нем необходимо постоянно контролировать место судна.

Пролив Дарданеллы.

Пролив Дарданеллы ведет из Мраморного моря в Эгейское. Длина пролива около 65 миль; наибольшая ширина его 10 миль, наименьшая 7 кбт.; глубины 29-106 м.

Европейский берег пролива утесистый; высота его достигает 275 м. Азиатский берег низкий и окаймлен отмелями. Вид берегов однообразный.

В проливе Дарданеллы находятся два сравнительно крупных порта - Гелиболу и Чанаккале.

При следовании проливом Дарданеллы на экране радиолокатора появляется достаточно четкое изображение обоих берегов, особенно в наиболее узких его местах. Поэтому с использованием блока совмеще­ния радиолокационного изображения с картой плавание в проливе труд­ностей не представляет.

Эгейское море.

Берега:

Восточный берег Эгейского моря горист; горные хребты направлены

перпендикулярно береговой черте. Северный, лесистый берег Эгейского моря образован отрогами гор.

Западный берег Эгейского моря сильно расчленен горными хреб­тами. Горные отроги образуют несколько далеко выступающих в море полуостровов, вытянутых в юго-восточном направлении и заканчивающихся характерными мысами.

Берега Эгейского моря, кроме его северной и северо-восточной частей, очень сильно изрезаны. Они приглубы, опасностей вблизи них мало.

Глубины, рельеф дна и грунт:

Дно Эгейского моря отличается боль­шой неровностью.

В северной части Эгейского моря вблизи берегов грунт - песок, ил. и камень, в заливе Стримоникос - ил, в заливе Термаикос - ил, песок и камень, у острова Лемнос - ил и песок, между полуостровом Халкидики и островами Лемнос и Имроз - глина и ил.

Земной магнетизм:

Магнитная изученность описываемого района удовлетворительная. Магнитное склонение в пределах района восточное и изменяется от 2,2° на северо-востоке до 0,7° на юго-западе (эпоха 2006 г.). Среднее годовое изменение магнитного склонения +0,03°. Максимальное значение магнитного склонения летом наблюдается около 8 ч по местному времени. Минимальное значение магнитного склонения бывает летом около 13ч.

Магнитное наклонение изменяется в пределах района от 57° N на севере до 50° N на юге.

Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля изменяется от 246 мЭ на севере до 280 мЭ на юге.

Средства навигационного оборудования:

Средства навигационного оборудования обеспечивают плавание по Эгейскому морю и подходы к портам и важнейшим бухтам. На боль­шинстве мысов, далеко выступающих в море, и на островах установ­лены светящие знаки и маяки с дальностью видимости 10-20 и даже 27 миль. В портах и в большинстве гаваней на молах и волноломах зажигаются огни. Однако мореплаватель должен помнить, что положение вех и буев, а также характеристика огней могут изменяться, поэтому полностью полагаться на них не следует.

Порты и якорные места:

В Эгейском море наиболее крупными и важными являются порты: Измир, Пирей, Салоники, Халкис, Нафплион и Кушадасы и гавани: Саламис, Волос, Сирое, Ираклион, Кавала и Александруполис. Суда могут найти укрытие от ветров и волнения в многочисленных бухтах и на якорных местах, как у берега материка, так и у островов. К таким местам относятся бухта Айдынджик (остров Гёкчеада), бухта Айос-Николаос (остров Китира), бухта Милос (остров Милос), бухта Айос-Николаос (остров Кеос), бухта Науса (остров Парос), бухта Айос-Прокопиос (остров Наксос), бухта Тюрк (залив Гюллюк), бухта Калони (остров Лесбос), якорное место в Саросском заливе (40°36" N. 26°44" Е). Хорошие якорные места есть также в многочисленных зали­вах и проливах между островами.

Лоцманская служба:

Турция. Лоцманская проводка судов обяза­тельна только при заходе во внутреннюю часть порта Измир и в порт Кушадасы.

Греция. При заходе в порты и гавани Греции лоцманская проводка обязательна для всех судов и иностранных военных кораблей, кроме малых.

Суда должны вызывать лоцмана по Международному своду сигна­лов. Лоцманская станция есть в каждом порту. Но, даже если судно не пользуется услугами лоцмана, оно обязано платить лоцманский сбор, который взимается через лоцманскую контору в морском агент­стве.

Навигационная информация:

На берегах Эгейского моря имеются радиостанции, регулярно передающие гидрометеорологиче­ские сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ). Кроме того, в некоторых портах имеется служба портовой инфор­мации, радиостанции которой передают по запросу мореплавателей навигационную информацию на район порта и подходов к нему (ограждение, глубины, движение судов и т. п.).

Всё о Босфоре

Босфор (bɒsfərəs; древнегреческий: Βόσπορος - Боспорос; турецкий: Boğaziçi) - это узкий природный пролив и важная международная водная артерия, расположенная на северо-западе Турции. Он является частью границы между двумя частями света - Европой и Азией - и разделяет Азиатскую и Европейскую части Турции. Самый узкий пролив в мире используется в целях судоходства; Босфор соединяет Черное море с Мраморным, а через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями.

Большая часть берегов пролива густо населена: по обе стороны вглубь от берегов простирается территория Стамбула с его 17-миллионным населением.

Вместе с проливом Дарданеллы Босфор образует так называемые Турецкие проливы - в некоторых европейских странах так называют проливы Босфор и Дарданеллы.

Откуда произошло название Босфор

Название водного канала происходит от англизации древнегреческого слова "Βόσπορος" (Боспорос), которое образовалось от народного словосочетания "βοὸς πόρος" - т.е. "пролив крупного рогатого скота" (или "переправа быков"), происходящее от "боус" - "βοῦς" - "бык, крупный рогатый скот" + "порос" - "путь, переправа", а вместе - "путь скота" или "переправа коров". Это название является отсылкой к мифологическому сюжету об Ио, дочери царя Аргоса Инаха, любимой Зевса, которая превратилась в корову и впоследствии была вынуждена скитаться по земле, пока не пересекла Босфор и не встретила Титана Прометея, который обнадёжил её, что Зевс снова превратит её в человека, и она станет прародительницей величайшего из героев Геракла.

Эта народная этимология была канонизирована древнегреческим поэтом-драматургом Эсхилом в трагедии "Прикованный Прометей" (ст. 734), в которой Прометей предсказывает Ио, что в её честь будет назван пролив. Место, в котором Ио предположительно вышла на берег, находилось неподалеку от города Хризополис (ныне Ускюдар) и было названо Bous "Корова". Это же место было известно под названием Дамалиа, именно там афинский полководец Харес возвел памятник своей жене Дамалии, который включал в себя огромную статую коровы (Дамалиа переводится как "теленок").

Написание -ph- "ф" в слове Босфор не встречается в древнегреческом названии, но такой вариант написания появляется в средневековой латыни (встречаются варианты написания: "Bosphorus" и даже иногда "Bosforus, Bosferus") и в средневековом греческом языке иногда пишется "Βόσφορος", отсюда образованы слова во французском - "Bosphore", в испанском - "Bosphore" и в русском - "Босфор". Греческий ученый-филолог 12-го века Иоанн Цец называет его проливом Damaliten Bosporon (в честь Дамалии), но также сообщает, что более известное в его время название пролива было Prosphorion, название самой древней северной гавани Константинополя.

Исторически сложилось, что Босфор был также известен как "Пролив Константинополя", или Фракийский Босфор, чтобы не перепутать с Киммерийским Босфором в Крыму. В Истории Геродота, 4.83, встречаются названия "Bosporus Thracius", "Bosporus Thraciae" , и "Βόσπορος Θρᾴκιος" соответственно. Другие названия пролива, которые встречаются у Геродота включают Халкидонский Боспор ("Bosporus Chalcedoniae", "Bosporos tes Khalkedonies", Геродот 4.87) и Мизийский Боспор ("Bosporus Mysius").

Слово "βόσπορος" в конце концов стало нарицательным и стало означать "пролив", также Эсхил и Софокл употребляли его в классическом греческом языке вместе с названием Геллеспонт.

В наше время водную артерию официально называют "Босфор" (турецкий: "Boğaziçi"), "Пролив Стамбула" или "Стамбульский пролив" (турецкий: İstanbul Boğazı).

Географическое положение Босфора

Будучи судоходной водной артерией, Босфор соединяет многие моря вдоль Восточного Средиземноморья, Балканского полуострова, Ближнего Востока и западной Евразии; если точнее, он соединяет Черное море с Мраморным. Мраморное море далее через Дарданеллы соединяется с Эгейским и Средиземным морями. Таким образом, Босфор прокладывает судоходные пути из самого Черного моря в Средиземное, через Гибралтар в Атлантический океан, и в Индийский океан через Суэцкий канал, являясь при том важнейшей международной водной артерией, в том числе и для перевоза товаров из России.

Те, кому эта местность не знакома, часто допускают ошибку, предполагая, что Босфор - это река, хотя, на самом деле, это узкий морской канал.

Формирование пролива Босфор

Точная научная причина и точная дата образования Босфора до сих пор остается предметом споров среди геологов. Одна из недавних теорий, получившая название теории затопления Черного моря, появившаяся во время изучения того явления, которое описывается в названии, в 1977 году двумя учеными из Колумбийского университета, предполагает, что Босфор образовался приблизительно в 5600 году до нашей эры, когда поднявшийся уровень воды в Средиземном и Мраморном морях потоком пробил канал в Черное море, которое в то время, согласно теории, было низменным пресным водоемом.

Однако, многие геологи утверждают, что пролив намного старше, хотя и является относительно молодым с точки зрения геологического изучения.

В древнегреческой мифологии говорилось о том, что когда-то гигантские плавучие скалы Симплегады, или Блуждающие скалы, встали по оба берега Босфора и уничтожали любой корабль, пытавшийся пройти через канал, скатывая с берегов в пролив свои горные породы и жестоко уничтожая судна, пытавшиеся пройти между ними. Симплегады были повержены, когда лирическому герою Ясону удалось целым пройти этот путь, после чего скалы замерли, а греки получили доступ к Черному морю.

Характеристика пролива Босфор

На севере границу Босфора можно определить, если провести линию между маяками Румели и Анадолу, а на юге граница Босфора проходит между маяками Ахыркапы и Кадыкёй Инчибурну. Протяженность пролива между северной и южной границами составляет 31 км (17 морских миль), а ширина пролива составляет 3,329 м (1,792 морских миль) - у северных ворот и 2,826 м (1,526 морских миль) - у южных. Максимальная ширина пролива составляет 3,420 м (1,85 морских миль) и находится между районом Умурьери и деревенькой Буюкдере, а минимальная ширина - 700 м (0,38 морских миль) - между мысом Кандилли и мысом Ашиян.

Глубина Босфора варьируется от 13 до 110 м (от 43 до 361 футов) в середине пролива - в среднем 65 м (213 футов). Самое глубокое место находится между мысом Кандилли и районом Бебек и составляет 110 м (360 футов). Наиболее мелкие места находятся к северу от маяка Кадыкей Инчибурну, их глубина составляет 18 м (59 футов) и к югу от мыса Ашиян, глубина - 13 м (43 футов).

Золотой Рог является устьем главного пролива, исторически выступал в качестве рва, заполненного водой, для защиты Старого Стамбула от нападений, а так же вплоть до 19 века использовался для швартования государственных флотов различных империй; после стал историческим районом в самом сердце города, популярным как среди туристов, так и среди местных жителей.

Исследования пролива Босфор

Еще до начала 20-го века было известно, что Черное и Мраморное моря, как пример из географии, сливаются друг с другом в единый "плотный поток", а в августе 2010 года был открыт протяженный подвесной "подводный канал", текущий вдоль дна Босфора, который смог бы стать шестой по величине рекой на Земле, если бы протекал на материке. Изучение водной и ветровой эрозии проливов помогает исследовать их формирование. Участки берега укреплялись бетоном или щебнем, а участки пролива, склонные к отложению осадков пород, периодически вычерпывались.

В 2010 году команда ученых под руководством Лидского университета с помощью роботизированной "желтой подводной лодки" впервые в мельчайших деталях исследовала потоки "подводной реки", которые с научной точки зрения были отнесены к подводному каналу. Подводные каналы схожи с материковыми реками, но они образованы плотными течениями - подводными потоками из песка, грязи и воды, плотность которых выше плотности морской воды, поэтому они оседают и текут вдоль дна. Такие залежи в конечном итоге содержат в себе не только неиспользованные природные ресурсы газа и нефти, но также хранят в себе важные секреты: от подсказок к прошлым климатическим изменениям к разгадкам, каким образом образовались горы.

Команда тщательно изучила поток в этих каналах, и вот какие выводы были сделаны:

Русловый комплекс и плотность потока представляют собой идеальную природную лабораторию для исследования и детального изучения структуры поля потока в канале. Наши первые выводы показали, что поток в таких руслах сильно отличается от потока воды в материковых речных руслах. Особенно в сравнении с материковыми речными руслами, поток в подземых руслах в излучинах закручивается в спираль в обратном направлении. Это важно для понимания седиментологии - учении об осадочных породах и осадочных слоях, которые образуют залежи в этих водных системах.

Основное положение в гипотезе потопа Черного моря заключается в том, что уровень воды в океане поднялся на 72,5 метра (238 футов) в конце последнего этапа ледникового периода, когда огромные пласты льда начали таять, в изолированный Босфор живописно хлынул поток воды, который увеличил уровень пресной воды в Черном море-озере на 50% и вытеснил людей с берегов на многие месяцы. Эта гипотеза была доказана подводным исследователем Робертом Баллардом, который обнаружил поселения вдоль старой береговой линии; ученые датируют наводнение 7500 или 5500 г.г. до н.э. с момента образования микрофлоры в пресно-соленой воде. Народы были вытеснены непрерывно повышающимся уровнем воды, что, должно быть, было ужасающим и не поддающимся объяснению, расселились по всем уголкам западного мира, передавая историю Великого Потопа, который, вероятно, именно таким образом вошел во множество религий. Когда воды хлынули, они вычистили сеть морских подводных каналов, менее устойчивых к более плотным твердым частицам в жидкости, которая остается на сегодняшний день очень активным слоем моря.

Первые изображения этих подводных каналов были получены в 1999 году, они внесли огромный вклад в Подводный исследовательский проект верховного главнокомандования объединенными вооруженными силами НАТО в Атлантике совместно с Альянсом исследовательских судов НАТО и турецким морским исследовательским кораблем Чубуклу. В 2002 году на борту исследовательского судна Ифремер Ле Сюруа было проведено исследование для проекта БлаСОН (Лёриколе и др, 2003 год), которое завершило многолучевую топографическую съемку веерообразной дельты того канала. Завершенная карта, опубликованная в 2009 году, основывалась на предыдущих результатах высококачественного отображения, полученного в 2006 году (исследователями в Мемориальном институте, Ньюфаундленд, Канада, которые также выступали партнерами по проекту в данном исследовании).

Полученные данные команда будет использовать для создания инновационного компьютерного моделирования, которое может использоваться для создания модели образования осадков в потоках в этих подводных руслах. Модели, создаваемые этой командой, будут иметь широкое применение, в том числе будут использоваться в разработке техники исследования морского дна нефтяными и газовыми компаниями.

Проект был запущен по руководством доктора Джеффа Пикалла и доктора Даниэла Парсонса в Лидском университете в сотрудничестве с Саутгемптонским университетом, Мемориальным университетом (Ньюфаундленд, Канада) и Институт морских наук (Измир, Турция). Исследование проводилось и координировалось с исследовательского корабля Института морских наук - Исследовательского судна Коджа Пири Реис.

Исследователи считают, что река, известная как подводный канал, стала бы шестой в мире по величине, если бы протекала на материке и имела бы такой же поток воды, как и сейчас.

Роль пролива Босфор в истории

Будучи единственным проходом из Черного моря в Средиземное, Босфор всегда имел большое значение с точки зрения торговли и военного дела, он и по сей день имеет важное стратегическое значение. Он является главным морским путем для целого ряда стран, включая Россию и Украину. Контроль над проливом становился целью многочисленных конфликтов в современной истории, особенно в Русско-Турецкой войне (1877-1878 гг.), так же как и при нападении союзных держав на Дарданеллах во время Галлипольского сражения в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческий, персидский, римский и византийский период (до 1453)

Стратегическое значение Босфора становится очевидным еще тысячелетия назад. Еще в 5-м веке до нашей эры греческий город-государство Афины, зависивший от импорта зерна из Скифии, поддерживал важные союзы с городами, контролировавшими проливы, например, с Мегарской колонией Византией.

Персидский царь Дарий I Великий, в попытке подчинить себе скифских всадников, которые проходили от севера от Черного моря, пересекали Босфор, а затем шли к реке Дунай. Его армия пересекла Босфор по огромному мосту сооруженному путем скрепления лодок Ахеменидов. Этот мост по существу соединил дальнюю географическую точку Азии и Европу, пересекая по крайней мере, около 1000 метров открытой воды, если не больше. Несколько лет спустя, подобный мост из лодок был построен Ксерксом I на проливе Дарданеллы (Геллеспонт), во время своего вторжения в Грецию.

Византийцы называли Босфор "Стенон" и наиболее важные топонимы, образованные от него в нашу эру - это Боспорус Акра, Аргируполи, Сейнт Мамант, Сейнт Фока, Гестия или Михалион, Фонеус, Анаплус или Состенион в европейской части, а Башня Иерон, Эиренаион, Антемио, Софианаи, Вифинский Крисполис в азиатской части.

Стратегическое значение пролива стало одним из факторов в решении римского императора Константина Великого основать там в 330 г. н.э. новую столицу, Константинополь, которая стала известна как столица Восточной Римской империи. Фраза "переплыть Босфор" или "пересечь Босфор" была, и до сих пор используется для обозначения религиозного обращения в веру Восточной Православной Церкви.

Османский период (1453-1922)

29 мая 1453 года возникшая в ту пору Османская империя завоевала город Константинополь в результате продолжительной кампании, где османы поставили крепостные укрепления по обе стороны пролива, крепость Анадолухисар (1393 г.) и крепость Румелихисар (1451 г.), не только для подготовки к основной битве, но и для установления долгосрочного контроля над Босфором и другими прилегающими водными путями. Последняя 53-х дневная кампания, в которой османы одержали победу, стала важным поворотным моментом в мировой истории. Наряду с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году, завоевание Константинополя в 1453 году часто называют одним из событий, положивших конец средневековью и ознаменовавшим переход к Ренессансу и эпохе Великих географических открытий.

Это событие также положило конец Византии - всему, что осталось от Римской империи - и ознаменовало переход контроля над Босфором в руки Османов, сделавших Константинополь своей новой столицей, и откуда они увеличили свою империю сквозь века.

Во время своего подъема в 16-18 века Османская империя использовала стратегическое значение Босфора амбициозно - для расширения своих владений и господства на всем Черном море, которое они считали"Османским озером" и на котором Российским военным кораблям не было места.

Позднее ряд международных договоров урегулировал, какие суда могут находиться в этих водах. Согласно Ункяр-Искелесийскому договору от 8 июля 1833 года, проливы Босфор и Дарданеллы по запросу Российской империи были закрыты для военно-морских судов других держав. Согласно Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Великими Европейскими Державами - Россией, Великобританией, Францией, Австрией и Пруссией - "древние правила" Османской империи были восстановлены, а проливы Босфор и Дарданеллы были закрыты для всех военных кораблей кроме кораблей союзников Султана в военное время. Соглашение принесло выгоду британским военно-морским силам в ущерб российских, т.к. последние не имели прямого доступа к своему военно-морскому флоту в Средиземном море.

После Первой мировой войны Севрский мирный договор 1920 года демилитаризировал пролив и сделал его международной территорией, находящейся под контролем Лиги Наций.

Период Турецкой Республики (1923-настоящее время)

Поправки были внесены в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года, который вновь отнес проливы к территории Турции, однако всем иностранным военным кораблям и торговым судам было разрешено свободно передвигаться по проливам. Турция в конце концов отказалась от условий этого договора, а позднее заново применила статус военного-значимых географических объектов к территориям проливов. Возврат к прежнему статусу проливов регламентировала Конвенция Монтрё о статусе проливов, изданная 20 июля 1936 года. Согласно этой конвенции, которая до сих пор в действии, проливы являются международными торговыми путями, однако за Турцией сохраняется право ограничивать поток военно-морских судов нечерноморских государств.

До февраля 1945 года Турция сохраняла нейтралитет во Второй мировой войне, а проливы на протяжении этого времени были закрыты для военно-морских судов воюющих государств, хотя у некоторых немецких вспомогательных судов оставалась возможность пересекать проливы. Во время дипломатических конференций, представители Советского Союза объявили, что заинтересованы в том, чтобы Турция допустила Советские военно-морские базы в проливы. Этот факт, наряду с требованиями Сталина вернуть турецкие провинции Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (которые Турция потеряла в русско-турецкой войне в 1877-1878 годах, а затем восстановила согласно Карсскому договору в 1921 году) заставили Турцию отказаться от нейтралитета во внешней политике. В феврале 1945 года Турция объявила войну Германии, однако в наступательных действиях не участвовала.

Турция вступила в НАТО в 1952 году, тем самым, придавая проливам еще большее стратегическое значение в качестве торговогои военного водных путей.

В начале 21-го века, турецкие проливы стали особенно важны для нефтяной промышленности. Российская нефть, из таких портов, как Новороссийск, экспортируется танкерами сначала в Западную Европу, а затем в США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция планировала построить 50-километровый канал через район Силиври в качестве второго водного пути, тем самым сокращая риски, связанные с Босфором.

Стратегическое значение Босфора

Переправа через Босфор по морю

По водам Босфора ежедневно проходит большое количество пассажирских и автомобильных паромов, а также прогулочные и рыболовные суда, начиная от маленьких лодочек до яхт, принадлежащих как организациям, так и частным лицам.

Пролив имеет дело с интенсивным трафиком международных торговых судов, таких как грузовые корабли и танкеры. Между его северной границей у маяков Румели Фенери и Анадолу Фенери и южной границей у маяков Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджебурун Фенери проходит по-истине огромное количество морских судов, которые делают крутые повороты и тщательно контролируют видимые препятствия. Известно, для того чтобы пройти водный отрезок между мысом Кандилли и мысом Ашиян необходимо изменить курс на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (от 3,6 до 4,1 метров в секунду). К югу, в районе Еникёй, необходимо обязательно изменить курс на 80 градусов. Дабы еще больше усложнить траекторию прохода судов, дальний и ближний виды Кандилли и Еникёй полностью исчезают из вида перед началом и во время изменения курса, что не позволяет кораблям, движущимся в противоположном направлении, рассмотреть крутые повороты. Далее опасности, связанные с природой увеличиваются за счет плотного грузового трафика по проливу, который соединял европейскую и азиатскую части города. По сути, все опасности и преграды и по сей день встречаются в узких местах пролива и остаются острой проблемой на этом опасном морском пути.

В 2011 году правительство Турции обсуждало создание проекта - строительство крупномасштабного канала примерно 80 километров (50 миль) в длину, который проходил бы с севера на юг через западные границы провинции Стамбул, в качестве второго водного пути между Черным и Мраморным морями, предназначенный для уменьшения опасных моментов при переходе через Босфор. В настоящее время вокруг проекта до сих пор ведутся споры.

Босфор пересекают два подвесных и один вантовый мост. Первый из них, Мост Мучеников 15 июля, длиной 1074 м (3524 фута), был построен в 1973 году. Второй, Мост Султана Мехмеда Фатиха (Второй Босфорский мост), длиной 1090 м (3576 футов), был построен в 1988 году приблизительно на 5 км (3 мили) севернее первого моста. Третий, Мост Султана Селима Грозного, длиной 2164 метра (7100 футов), построили в 2016 году. Он расположен у северного края Босфора между поселком Гарипче на европейском берегу и поселком Пойразкёй на азиатском берегу, является частью скоростной догоги "Northern Marmara", продолжающей существующее причерноморского шоссе, и позволяет транзитному транспорту объезжать город.

Мармарай - тоннель под Босфором

Проект Мармарай, представляющий собой подводный железнодорожный тоннель, длиной 13,7 км (8,5 миль), был открыт 29 октября 2013 года. Примерно 1400 м (4,593 футов) туннеля проходит под проливом на глубине около 55 м (180 футов).

Подводный туннель для водоснабжения, длиной 5551м (18212 футов), называющийся Босфорский водоснабжающий тоннель, построен в 2012 году для того, чтобы доставлять воду из реки Мелен, провинция Дюздже (к востоку от Босфора, в северо-западной Анатолии) в европейскую часть Стамбула, расстояние между которыми составляет 185 км (115 миль).

Тоннель Евразия - это подводный автомобильный тоннель, пересекающий Босфор для передвижения автотранспорта между Казлычешме и Гёзтепе; строительство началось в феврале 2011, а открылся тоннель 20 декабря 2016 года.

Достопримечательности Босфора

На набережной Босфора расположено 620 домов (ялы), построенных в период Османской империи по оба берега от пролива - с европейской и азиатской сторон. Османские дворцы, такие как дворец Топкапы, дворец Долмабахче, дворец Йылдыз, дворец Чыраган, дворцовый комплекс Ферие, дворец Бейлербей, дворец Кючюксу, дворец Ыхламур, дворец Хатидже-султан, дворец Адиле Султан и дворец Хедиве также расположены с видом на Босфор. К известным зданиям и достопримечательностям, не имеющим выхода к Босфору, относятся Собор Святой Софии, Церковь Святой Ирины, Мечеть Султанахмет, Новая мечеть, Мечеть Кылыч Али-паши, Мечеть Нусретие, Мечеть Долмабахче, Мечеть Ортакёй, Мечеть Михримах-султан в Ускюдаре, Мечеть Йени Валиде, Девичья башня, Галатская башня, Румелихисар, Анадолухисар, Крепость Йорос, бараки Селимие, музей Сакыпа Сабанджы, Музей Садберк Ханым, Стамбульский музей современного искусства, Боруский музей современного искусства, Музей Топхане-и-Амире, Университет искусств имени Мимара Синана, Галатасарайский университет, Босфорский университет, Роберт-колледж, Средняя школа Кабаташ, Военная школа Кулели.

Между двумя мысами в Стамбуле курсирует наибольшее количество общественных паромов: из Эминёню (паромы отчаливают от причала Богаз Искелеси) на историческом полуострове Стамбула в Анадолукавагы возле Черного моря, курсируя туда-сюда и делая кратковременные остановки на Румелийском и Анатолийском берегах города. На центральных причалах общественные паромы отходят в отходят быстрее и на регулярной основе.

Частные паромы курсируют между Ускюдаром и городскими районами Бешикташ или Кабаташ. Несколько известных природных опасных факторов усиливаются при движении паромов по заливу, соединяя европейский и азиатский берега города, особенно то характерно для больших судов.

Морские трамвайчики предлагают высокоскоростные переправы между европейским и азиатским берегами Босфора, но по сравнению с общественными паромами остановок в портах и на причалах они делают мало. Общественные паромы, так же как и морские трамвайчики предлагают услуги перевозок между Босфором и Принцевыми островами в Мрамарном море.

Также предлагаются туристические поездки в различные места вдоль берегов Босфора. Цены варьируются в зависимости от типа поездки, а некоторые перевозчики на время поездки даже включают громкую популярную музыку.

В свете текущих событий все чаще возникают вопросы по проливу Босфор. А так ли он стратегически важен? Давайте вместе попробуем разобраться.

Ещё в школе мы проходили по географии, что Босфор — это пролив, соединяющий Европу с Азией и Чёрное море с Эгейским.

О Турции из истории

Образовался он сравнительно недавно, около 7500 лет назад, во время последнего ледникового периода. В результате таяния льда, уровень воды в Черном и Средиземном морях значительно повысился. Поток воды за короткое время пробил себе дорогу из одного моря в другое.

По протяженности Босфор примерно 30км. Самое широкое место 3800м, а самое узкое примерно 700м. Глубина пролива тоже колеблется от 32м до 80м. Проход через пролив очень опасен из-за высокой скорости течения и резких поворотов. В связи с этим помощь судам в проходе Босфора оказывают турецкие лоцманы.

Стратегически важная транспортная развязка

Так произошло, что пролив стал одним из важнейших транспортных узлов в мире. Он получил статус международного, так как по этому проливу ежедневно проходит примерно 120-160 судов.

  • Огромные межконтинентальные лайнеры.
  • Танкеры с товарами, нефтью и другими грузами.
  • Подводные лодки и различные военные корабли.
  • А так же небольшие туристические судна.

Мосты через пролив Босфор

Одним из первых мостов является мост Ататюрка, но в связи с небольшой пропускной способностью до 200 тыс., властям пришлось возводить новый мост им. Султана Фатиха. По этому мосту ежедневно проходит до 160 тыс. автомобилей. Но и этого оказалось недостаточно и поэтому строиться новый третий мост в северной части Стамбула.

Как мы видим пролив Босфор имеет международное значение. Он приносит в казну Турции миллиарды долларов за проход судов со всего света.

Пролив Босфор главное достояние Турции

Пролив Босфор разделяет Европу и Малую Азию. Прогулка по проливу на экскурсионном лайнере или пароме оставляет незабываемое впечатление.

Мы можем увидеть весь величественный Стамбул. Почти у самой воды стоят роскошные виллы, дворцы, современные отели и рыбацкие деревеньки. Смесь истории и современности. Роскоши и бедности…

Предлагаю посмотреть небольшое видео о том, какие суда пересекают пролив Босфор.

Особенно впечатляет прогулка по проливу в вечернее время, на закате дня, когда Стамбул сияет разноцветными огнями и с минаретов слышаться призывы к вечерней молитве…

Без прогулки по проливу Босфор будет не полным. Как Вы уже поняли Босфор — это очень важно, как экономически так и политически.

Это тоже интересно:

9 интересных фактов о Турции и Стамбуле Какие экскурсии в Турции могут Вас заинтересовать Необычный мост в Магдебурге — водяной Обычный необычный мост в Японии — не верь глазам своим! Топ-10 самые удивительные озера мира

Пролив Босфор издавна привлекает внимание путешественников и исследователей. Объединив Азию и Европу, он наполняет восточным и европейским колоритом турецкий мегаполис Стамбул. Босфор – символ древнего города и страны, одна из главных достопримечательностей, его сине-голубые воды, мосты и тоннели впечатляют как туристов, так и местных жителей.

Три великие империи: Римская, Византийская и Османская оставили на его берегах неизгладимые исторические следы. Великие цивилизации, их культура, обычаи и нравы зарождались на берегах бурного Босфора. Свидетель великих битв, смены властителей, любовных историй, он до настоящего времени хранит множество тайн, которые только лишь предстоит открыть.

Пролив Босфор соединяет Черное и Мраморное море

Босфор переводится с тюркского языка как «коровий брод». Красивая легенда гласит, что великий Зевс без памяти влюбился в дочь царя Инаха по имени Ио. Влюбленным не суждено было быть вместе, разгневанная жена Зевса Гера превратила девушку в белую корову. И той ничего не оставалось, кроме поиска спасения в пучинах сказочного Босфора.

Сейчас пролив: основная мировая водная артерия. Он соединяет Черное и Мраморное моря, и далее переходит в известный пролив Дарданеллы, сливаясь с Эгейским и Средиземным морями. Это огромный транспортный и туристический центр, объединяющий страны и континенты. Длина водной артерии 30 км, ширина в некоторых местах доходит до 4 км, а глубина до 80 м.

Вид на пролив с самолета завораживает

Пролив Босфор знаменит своим интенсивным движением судов, катеров, паромов и других водных транспортных средств. Движение происходит на фоне изменений погоды, особенно зимой и осенью. Этим и интересен Босфор: необычными природными явлениями, массовым судоходством, необыкновенной красотой европейской и азиатской частей великого города. Стамбул и Босфор лучше посмотреть с воды, а для этого стоит совершить запоминающуюся поездку на пароме — . К услугам туристов как длительные, так и короткие туры, подробнее о длительности и организации таких туров можно прочитать .

Можно также совместить обзорную экскурсию по проливу Босфор с путешествием на .

Мосты через пролив Босфор

Невозможно вообразить волшебный Босфор без соединяющих его величественных мостов. Это визитные карточки Стамбула и всей Турции. Еще в 6 веке н.э. персидские войны переправлялись через морскую преграду по настилу, положенному поверх лодок, которые были скреплены между собой.

Новые технологии ХХ века позволили создать поистине монументальные конструкции. Всего через Босфор перекинуты три моста, и каждый отличается техническими особенностями, дизайнерскими решениями и разными временными периодами их возведения.

Босфорский мост — мост Мучеников 15 июля (Boğaziçi Köprüsü — 15 Temmuz Şehitler Köprüsü)

Босфорский мост (Boğaziçi Köprüsü)

Современные переправы Стамбулу требовались как воздух, однако, политические неурядицы и нехватка денежных средств не позволяли начать их строить. Первый подвесной мост задумывался, будучи в проектах на бумаге, еще в середине ХХ века, но его возведение началось только лишь в начале 1970 года. Осенью 1973 года мост торжественно открыли, дата была выбрана неслучайно, 29 октября исполнилось 50 лет со дня провозглашения М.К. Ататюрком образования Турецкой Республики.

Проектирование и возведение монументального сооружения поручили немецкой компании Hochtief и английскому предприятию Cleveland Bridge & Engineering Company. За образец выбрали сооружение, расположенное в Северной Англии. Работа закипела: над его возведением трудились тысячи человек, потрачено было 23 млн долларов — для сегодняшнего времени мизерная сумма.

Вид с Босфорского моста на пролив

Что же представляет собой мост Мучеников 15 июля? Конструкция установлена всего лишь на две опоры, каждая высотой 165 м, поэтому создается впечатление, что мост парит над Босфором. Такая высота была выбрана неслучайно, суда имеют максимальную отметку 60 м по высоте и свободно проходят под мостом. Его длина: 1,5 км, ширина: 33 м, основной пролет: 1 км 75 м, от проезжей части до поверхности воды 64 м. Подсчитано, что ежедневный транспортный поток моста более 200 тыс. автомобилей, а пассажирский около 600 тыс. человек. За проезд нужно заплатить.

Первоначально он именовался первым Босфорским мостом, так как позже появился новый мост через эту огромную водную артерию: имени султана Мехмеда Фатиха, ставший вторым Босфорским.

Мост неоднократно менял названия, сейчас официальное название моста — мост Мучеников 15-го июля. Новое имя присвоено турецким Президентом Реджеп Тайипом Эрдоганом после событий, названных государственным переворотом в 2016 году, в честь погибших героев за свободу и независимость Турции.

Мост султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet köprüsü)

Мост Султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet köprüsü)

Стамбул, город, где перемешаны все религии мира и уважаемы их яркие представители. Второй Босфорский мост назван в честь султана Мехмеда Фатиха: известного османского завоевателя, командовавшего войсками своей империи. При нем под натиском турецких полчищ пал великий Константинополь.

Переправу начали строить в 1985 году, чтобы успеть к знаменательной дате: 535 лет завоевания города османскими войсками. И 29 мая 1988 года мост был торжественно открыт.

На этот раз выбор пал на японских проектировщиков и строителей, которые за рекордный срок в три года возвели еще одно украшение Босфора: мост Мехмеда Фатиха. На этот раз он обошелся налогоплательщикам дороже: 130 млн долларов. Сооружение возвели в самом узком месте пролива. Здесь когда-то Дарий построил свою первую понтонную переправу для своей армии. Таким образом был проложен еще один путь, соединяющий европейский район мегаполиса Румели Хисары (Rumeli Hisarı) с азиатской его частью Анадолу Хисары (Anadolu Hisarı).

Длина сооружения 1,5 км, из которых чуть больше 1 км занимает подвесная конструкция, ширина 39 м. Это один из самых больших мостов в мире. Его, как и мост Мучеников 15 июля, держат две громадные опоры, высота которых по 65 м. За проезд по нему нужно заплатить, он закрыт для пешеходов, транспортный поток составляет 150 тыс. машин в день.

Стоимость проезда по мосту для легковых автомобилей составляет 7 турецких лир.

Мост султана Селима Явуза (Yavuz Sultan Selim köprüsü)

Мост султана Селима Явуза (Yavuz Sultan Selim köprüsü)

Современные строительные технологии позволили разгрузить транспортные потоки Стамбула. Для 15 млн жителей мегаполиса двух переправ через пролив явно не хватало, и в 2013 году в присутствии официальных лиц Турции заложили первый камень монументального строения. В 2016 году 26 августа мост открыли, дав ему имя султана Селима Явуза. Исторические источники говорят о девятом правителе Османского государства, как о грозном и беспощадном властителе, замечательном стратеге и завоевателе.

Третий мост в Стамбуле был открыт в 2016 году

Турецкие власти не изменили себе, принимая решение о выборе подрядчиков в пользу известных компаний. И на этот раз возведение переправы поручили крупной итальянской компании Astaldi. Однако сумма, в которую обошлось строительство, значительно возросла: потратили 3 млрд долларов.

Чтобы не нарушать общую картину, мост султана Селима Явуза сделали также подвесным. Длина его 2 км 164 м, подвесной части 1 км 400 м, ширина 59 м, высота каждой опоры 322 м. Он соединил северные районы Пашакёй и Одайери, являясь частью глобального проекта «The northern Marmara highway project», определяющего транспортное развитие Стамбула и страны в целом.

Стоимость проезда по мосту для легковых автомобилей составляет 11,95 турецких лир.

Транспортные тоннели под проливом Босфор

Стремительное развитие Стамбула и его окрестностей, рост населения, увеличение туристического потока и превращение пролива Босфор в одну их главных мировых водных артерий, заставило искать новые пути транспортных переправ. Тоннели стали отличным дополнением, частично разгружающим активное транспортное движение Стамбула и снижающим загазованность воздуха в мегаполисе.

Подводный железнодорожный тоннель Мармарай (Marmaray tüneli)

Железнодорожный тунель Мармарай (Marmaray tüneli)

Развитие новых технологий позволило воплотить в жизнь смелый проект. Строительство тоннеля началось в 2004 году, и затянулось, так как проектировщики и строители продумывали каждую мелочь, заботясь о безопасности пассажиров, главное, о сейсмической приспособленности. К тому же, в процессе работ были обнаружены исторические ценности, скрывавшиеся под толщей земли. Проект пришлось оперативно изменять, на это ушло много времени. Открыли участок пути только в 2013 году вместо планируемого 2009, в 2015 году начал работу второй участок, таким образом, тоннель полностью вступил в строй. Мармарай – первая железная дорога Стамбула, связывающая европейский и азиатский районы города.

Мармарай получил наименование совмещением двух понятий (Marmara – Мраморное море) и (rail – рельс). Протяженность тоннеля составляет 13,6 км, из них часть глубокого бурения равна 9,8 км, под водой пролегает часть пути в 1,4 км, самый глубокий участок тоннеля заложен на 60 метров от поверхности Босфора.

Автодорожный тоннель «Евразия»(Avrasya Tüneli)

Тунель Евразия (Avrasya Tüneli)

Стоимость размещения начинается от 500 лир/сутки.

Conrad Istanbul

Вид из номера Bosphorus suite в отеле Conrad

Великолепный вид на Босфор открывается из бара на 14-ом этаже, а также из номеров Bosphorus suite, execitive king room и executive room.

В 15 минутах пешей прогулки находится парк Йылдыз, а в 14 минутах пешком — пристань Бешикташ, откуда на пароме можно отправиться на и прогуляться по и улице Бахарие, либо совершить путешествие на .

Стоимость проживания от 500 лир/сутки.

Renaissance Istanbul Polat Bosphorus Hotel

В отеле Renaissance из нескольких видов номеров открывается вид на Босфор

Завораживающий вид на Босфор открывается не только с террасы бара на верхнем этаже, но и из номеров отеля. Во всей красе из окна номера можно наблюдать рассветы и закаты.

Это достаточно современный и комфортабельный отель с неплохим расположением.

Рядом с отелем находится остановка Darphane (Дарфане), отсюда на автобусах 29С, 29D, 41E, 62 или 63 можно проехать 7 остановок до Fındıklı (Фындыклы), затем пройти минуту до остановки трамвая Т1 Nut Mimar Sinan University и доехать прямиком до Султанахмет.

Стоимость проживания от 220/сутки.

Deep Hotel

Завтрак на балконе отеля Deep Hotel

Гостиница находится в районе Бешикташ, в , на склоне холма Portakal Yokuşu, именно поэтому с некоторых номеров отеля открывается не только красивая городская панорама, но и виден Босфор.

Гостиница небольшая, вариантов размещения несколько: маленький номер, стандартный, делюкс и сьют.

Стоимость размещения от 200 лир/сутки.

На что стоит обратить внимание при бронировании отеля

Подавляющее большинство туристов, при выборе отеля, читает отзывы перед поездкой и просматривает фотографии номеров. Сейчас, когда многие делятся впечатлениями и отзывами, выбрать место проживания на время поездки стало легче. Хотелось бы напомнить о некоторых нюансах, которые можно упустить из виду при выборе отеля.

Вид из номера отеля Shangri-La Bosphorus

  • Говоря о просмотре фотографий номеров отеля, стоит в первую очередь обращать внимание на те, что выкладывают сами туристы, ведь такие фото, как правило, без преукрас. Также обращайте внимание на площадь номера, ведь на фото он может казаться больше, чем в реальности.
  • Стоит посмотреть по карте, где находится интересующий вас отель и есть ли рядом с ним остановки общественного транспорта, метро или трамвая, легко ли добираться до исторического центра Султанахмет. Ведь если вы хотите сэкономить, а у отеля неудачное расположение — вам придется тратить деньги на такси. В Стамбуле очень хорошо развит общественный транспорт и он достаточно комфортен (насколько может быть комфортен общественный транспорт в принципе), поэтому где возможно — смело пользуйтесь трамваями, метро, паромами и автобусами.
  • Если вы едете в путешествие по Стамбулу в «не сезон», тогда, при наличии сомнений в выборе отеля, можно предварительно забронировать его на 1-2 дня. Очень удобно бронировать только на сутки, а не на весь период путешествия, так как в случае, если отель вас разочаровал или категорически не понравился, без проблем можно переехать в другое место на следующий день или через день. Последнее время я делаю именно так, ведь в зимний период, поздней осенью или ранней весной очень большой выбор отелей и свободных номеров.
  • Цены на отели могут различаться на разных сайтах — на сайтах отеля, как правило, дороже. В системах онлайн-букинга бывают различные скидки и специальные предложения, поэтому даже в дорогой отель можно забронировать номер по хорошей цене.
  • Не забывайте, что в Стамбуле, в маленьких отелях и гостиницах, предлагают только , а выбор разных видов завтрака обычно в больших отелях. Поэтому, если вы бронируете отель сразу на весь срок путешествия, обратите внимание, чтобы рядом с ним были оживленные улочки с различными кафе — это выручит вас в случае неудовлетворительного питания в отеле.
  • Так как мы говорим об отелях с видом на Босфор, нужно понимать, что далеко не все номера имеют вид на пролив: где-то это вид издалека или частично виднеется море. В отелях, находящихся далеко от береговой линии, стоит выбирать этажи повыше.

Когда вы точно определились, что хотите остановиться именно в отеле с видом на пролив Босфор, тогда стоит приступать к поиску и брони. Одним из самых популярных и удобных онлайн-сервисов по выбору и бронированию отелей является Booking.com. При бронировании отеля внимательно читайте все условия и правила, для того, чтобы ваше путешествие не было не было омрачено вопросами размещения.

Можно воспользоваться формой поиска и заняться выбором вариантов — для этого вводим желаемые даты, город или конкретный отель и начинаем выбирать.

Желаем вам новых впечатлений и приятных путешествий!