Когда и почему люди начали путешествовать. Преимущества и недостатки путешествия на самолёте Туристы покупают разговорники; путешественники пьют в барах с местными жителями

В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына доктор филологических наук, профессор, руководитель Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Елена Пенская прочитала лекцию о зарождении туризма. Она рассказала о загадочных рыбках, ради которых путешественники отправлялись в чужие края, а также объяснила, как римляне боролись с «усталостью от съеденного».

В какой момент турист становится путешественником? Какие бы разные имена ни назывались - Афанасий Никитин, Бартоломе де лас Касас или Редьярд Киплинг, - их всех объединяет одно: путешественникам приходилось искать и создавать новый язык для тех вещей и реалий, с которыми они сталкивались. Тот, кто описывает свои путешествия, всегда первопроходец и первооткрыватель. То же самое происходит и с современным путешественником, который, казалось бы, обречен из-за виртуальной обжитости культурного, географического и исторического пространств. Неизменным остается вопрос - зачем? Зачем видеть Париж или Рим? Какая разница между Москвой, Балтимором или Греноблем? Это рассуждения о «чужом» и «своем», о важном умении увидеть чужой мир заново, открыть его для себя.

После смерти англоязычного писателя и журналиста Шивы Найпола журнал The Spectator, для которого он писал, учредил премию его имени за лучший травелог (литературу о путешествиях). Найпол дал очень точное определение путешествия: «Путешествие - одна из предельных форм самоотрицания. Попытка уйти от того, что ты есть, усомниться в прописанных в тебе знании, понимании, образах, - в неизвестное. В неизвестное самообновление. Да, мы создаем свое путешествие, но в более прозаическом смысле мы потребители - цивилизаций, символов, смыслов и, перво-наперво, мириада свобод, без которых истинного путешествия быть не может».

Откуда и как появился туризм

Туризм, как мы понимаем его сегодня, впервые возник в Древнем Риме. Фундамент его был заложен за несколько столетий до того, в эпоху завоеваний Александра Македонского.

Для возникновения туризма были нужны некоторые обязательные предпосылки. Во-первых, это хотя бы один общий язык, на котором могут изъясняться люди из разных земель. Во-вторых - универсальная форма оплаты, то есть взаимно конвертируемые материальные ценности. В эпоху эллинизма впервые формируется lingua franca - общегреческий язык (koine), а серебряные греческие монеты превращаются в валюту, имеющую хождение во всех портах и большинстве городов от восточных границ Афганистана до западных ливийских оазисов.

Римская империя за два века экспансии (условно II-I века до нашей эры) расширила и углубила сферу универсализма. Завоевывая земли на западе и севере европейского континента, Рим делал латинский язык общеупотребительным во всем, что касалось государственного делопроизводства, торговли и искусств. Покорив эллинистические империи на востоке, Рим добавил латинский и koine как второй общий язык. Оба языка существовали на равных правах. Римские монеты находились в обращении одновременно с греческими. И те, и другие имели хождение на всех землях современной Западной и Центральной Европы, вплоть до Британских островов на западе и тевтонских городищ на севере.

Статуя Меркурия, римского бога путешественников. Фото: Christopher Furlong

Был необходим и третий универсальный фактор - единое для всех римское право, защищавшее чужестранца от произвола местных властей и капризов традиции. Судя по сохранившимся сведениям, римские легионы, префекты на местах, а также флот, патрулировавший главные водные пути, обеспечивали чрезвычайно высокий уровень безопасности.

Наконец, чтобы путешествовать, были необходимы дороги. Везде, где ступала нога римского легионера, строились дороги, и со временем сетью дорог была охвачена большая часть гигантской империи. С дорогами пришли новые транспортные средства.

Из других важнейших вех римского периода следует отметить возникновение историко-культурного туризма. Хотя титул «отца истории» принадлежит Геродоту, исторического сознания ни у древних греков, ни у египтян, ни у иудеев не было. Их восприятие прошлого было насквозь мифологическим, а в случае иудеев, видимо, теологическим. Что до римлян, ни мощь легионов, ни имперский покой и благоденствие, ни расцвет технологий, ни замечательная драматургия и театр не могли избавить дочернюю цивилизацию от комплекса культурной неполноценности по отношению к материнской греческой, - идеал всегда пребывал в прошлом, в Золотом Веке Афин.

Как французский язык для русских дворян, греческий язык считался в Риме подобающим философии, литературе, театру, диспутам и разговорам «об умном», поэтому только совершив паломничество в Грецию, образованный римлянин мог прильнуть к корням ушедшего величия своей культуры; только признание греческими философами римского любомудра обеспечивало его статусом в отечестве. Так сформировалось понятие «прошлого», которому суждено было сыграть критическую роль в развитии всех последующих западных цивилизаций и мирового туризма.

Поправить здоровье

Во все времена к туризму людей побуждали потребности не столько культурные или духовные, сколько физиологические: поправить здоровье, попробовать чего-нибудь необычного. Эти физиологические реалии наша культура держит в темном чулане, куда сваливаются все «непристойные» особенности современной цивилизации.

Меж тем, судя по сохранившимся историческим сведениям, именно лечебные путешествия следует считать древнейшей формой мирового туризма. Греки с незапамятных времен путешествовали к храмам бога Асклепия для избавления от хворей. Но римляне, введя Асклепия в свой пантеон и построив много новых храмов богу-целителю на Апеннинском полуострове, сделали лечебный туризм массовым.

Теперь за помощью к Асклепию шли не только из греческих городов, но и из далеких апеннинских, иберийских краев, из Египта и Дакии, из Марселя и Антиохии. Особой популярностью пользовались три храма: на острове Кос (по преданию, здесь практиковал Гиппократ), древнейший храм бога-целителя в Эпидарусе и Пергамский храм (на малоазийском берегу Эгейского моря), где в середине II века нашей эры лечил великий медик Гален.

Римские туристы

В наши дни древний Рим считался бы передовым городом: все виды транспорта были в нем вынесены за городскую черту. Там же находился «вокзал», где будущий турист выбирал удобный вид транспорта. Богатые нанимали паланкины; среднему классу доставалась простая колесница (birota); большие семьи и группы людей в складчину брали телегу (raeda). Путь по Via Domitiana до Неаполитанского залива занимал четыре дня, и хотя во многих местах планеты такая дорога и сейчас почиталась бы за инженерное чудо, отсутствие рессор болезненно отражалось на некоторых частях тела.

К вечеру бригадир носильщиков паланкина высматривал дорожный знак квадрата в квадрате - эквивалент сегодняшней роскошной гостиницы. Пассажиры birota и raeda прикидывали, найдутся ли свободные места под вывеской двух треугольников - так обозначалось каменное строение без удобств, но с очагом и обслугой, которая вносила багаж, готовила ужин, уводила лошадей на водопой. Наконец, треугольник над квадратом - это придорожная хибара с туалетом во дворе. Даже самый дешевый вариант четырехдневного пути влетал в приличную сумму - люди говорили, что уж лучше податься в гладиаторы, чем платить такие бешеные деньги. Впрочем, бедные могли утешаться мыслью, что клопы не признают имущественного ценза.

Ближе к Байе ветер начинал дурманить запахом моря. Путники забывали о расходах и с вожделением всматривались в мраморные виллы на склонах вдоль побережья. В городе останавливались все: курорт славился особыми устрицами.

После вилл и ресторанов на почетном третьем месте по популярности в Байе находились заведения, совмещавшие гостиничные услуги с игорными и - в весьма определенном смысле - публичными. В эти места устремлялась золотая молодежь. Люди постарше ехали к озеру, где с восходом луны открывались плавучие бордели, или на стадион - на гладиаторское побоище. Со времен Нерона в моду вошли поединки с участием девушек из хороших семей, и весь Рим съезжался болеть за своих.

Трудно сказать, почему желание отдохнуть разжигает в людях зверский аппетит, но факт остается фактом: шведский стол был непременным атрибутом всех древнеримских курортов. Пили немного, поскольку светская жизнь начиналась очень рано. Тогда же, во II веке нашей эры, сложился курьезный ритуал : отдыхающие ходили от виллы к вилле любоваться домашними рыбками.

Паломничество в Грецию даже очень богатым римлянам обходилось примерно в сумму годового дохода. Откуда пошли курорты? Неизвестно. Древнейшие тексты, как в римском случае, описывают уже устоявшуюся развитую структуру.

Генеалогия путешественников

Генеалогически современные туристы восходят к средневековым паломникам. В замкнутом мире деревни, где все на виду, у средневекового человека, по точному выражению английского историка, «не было, кроме паломничества, законных причин покидать дом», а основания для странствия должны были быть серьезными, вескими для семьи, общины.

Простому человеку стоимость подобного предприятия была непосильна, и подготовка к странствию начиналась с поисков спонсора. Для ремесленника им могла стать гильдия; благочестивому прихожанину, болезни и несчастья которого требовали вмешательства Бога, помогала местная церковь. Нередко спонсором выступал деревенский богатей, нанимавший ходока, чтобы заручиться благословением святого или для приобретения особо ценной индульгенции, реликвии.

Шансов вернуться домой у паломника было, пожалуй, меньше, чем сгореть в пути от лихорадки, холеры и прочих несчетных болезней, пасть от стрелы или кистеня, утонуть в кораблекрушении, попасть в плен к пиратам, стать жертвой массы кормившихся с паломнических магистралей мошенников, воров и проституток. Короче, риск был слишком велик, чтобы человек мог поддаться импульсу просто увидеть мир. Кто вливался в паломнический поток, можно узнать по прекрасным рассказам Джеффри Чосера и балладам Франсуа Вийона. Самым безопасным и потому самым популярным у паломников был городок на северо-западной оконечности Испании Сантьяго де Компостелла, где по преданию покоятся останки Святого Иакова.

Существовали путеводители для паломников, один из них я держала в руках. Это уникальный пятитомный трактат XII века Liber Sancti Jacobi. Он обеспечивал паломника необходимыми сведениями - от списка постоялых дворов до рекомендуемых молитв и практических советов на каждый день.

В каждой стране имелись всем известные сборные пункты, откуда паломники направлялись к главному общеевропейскому центру - парижской церкви Святого Иакова (St. Jacques). Из Парижа выходили большими группами: чем многочисленней, тем безопасней. А в Испании, где хранилась самая главная святыня христианского мира, паломника ожидала царская встреча. От южных отрогов Пиренеев до Компостеллы дорога El Camino de Santiago обслуживалась специально построенными при монастырях постоялыми дворами, кухнями, прачками. Ограбить и даже просто обидеть паломника тут считалось преступлением.

«Крестный отец» путешественников

Лингвистическим крестным отцом, подарившим нам целый ряд терминов, связанных с путешествиями, был Стендаль. Почти два века назад он наблюдал иностранцев в Италии, и именно он придумал это словцо - «туристы». Когда Стендаль подобрал его, он предполагал пародию на знатока, эстета, посвятившего жизнь служению прекрасному. Турист предпочитал «представление» о картине созерцанию ее, он сорил налево и направо невежественными мнениями и торопился увидеть все подряд без разбора.

Понятие пришлось как нельзя кстати. Через 50 лет, благодаря двум революциям в транспорте (пароходы, железные дорога), путешествовали уже не тысячи беспокойных или заскучавших отпрысков лучших семей, но десятки тысяч членов нового властного сословия, буржуазии. Осмеянные Марком Твеном и Уайльдом, английские, американские, французские пошехонцы сначала во всем подражали традициям аристократического Grand Tour (так с легкой руки англичан именовался обязательный для джентльмена набор заграничных впечатлений).

Следующий шлюз открывает прогрессивное социальное законодательство. Введение оплаченных отпусков и праздников сделало путешествие доступным для сотен тысяч людей. Так туризм превратился в индустрию.

Турист или путешественник?

Любая поездка может стать экскурсией или путешествием, с той же почвой под ногами, теми же звездами над головой. Ставки резко растут, когда речь заходит о туристическом бизнесе, и взлетают в стратосферу, если принять во внимание, что странствующий субъект (он же турист в одной ипостаси и путешественник в другой) сегодня представляет собой единственный гарант сохранности прошлого, будь то ацтекские храмы или «всечеловеческие холмы Тосканы». Обе ипостаси взаимосвязаны: путешественник совершает в новое место долгосрочный экономический и культурный вклад под процент, величина которого обеспечивается оборотом туристской наличности.

Записал Владимир Парамонов

Зачем люди путешествуют? Неужели только для того, чтобы 2 недели отдохнуть от работы, потратить накопленные за полгода деньги и создать иллюзию того, что “могут себе это позволить”?

Вы давно собираетесь . Но работа-дом-семья-обязанности-кредиты и другие отговорки не позволяют вам даже выдохнуть, чтобы понять, какие перемены вам нужны. Вы продолжаете бежать в привычном сумасшедшем темпе жизни, так ничего и не предпринимая.

Остановитесь!

Подумайте, посмотрите на свою жизнь под другим углом, определитесь, чего вам не хватает сейчас и что мешает жить в гармонии с собой. Не получается? Тогда вот вам работающий совет: выйдите из дома и отправьтесь чуть дальше привычного маршрута дом-работа-магазин-дом.

Уезжая из привычной обстановки даже на короткий срок, превратите свою жизнь в путешествие, полное неопределенности, и сможете познать себя с самых неожиданных сторон.

Зачем путешествовать, если и дома хорошо

Вас пугает неизвестность? Это нормально. Страх нового – рядовое явление в жизни каждого человека. Но взвесьте все преимущества путешествий и ваш страх – на одной ли они чаше весов? Давайте разберемся, чему нас учат путешествия и стоит ли так активно искать отговорки, защищая свои страхи.

Чему могут научить путешествия

1. Вы оторветесь от дивана.

Размышляя о предстоящем вояже, мы начинаем беспокоиться о трудностях, подстерегающих туристов. Мы переживаем, что не найдем место для ночлега, не сможем объясниться с жителями другой страны на своем ломаном английском. Чему учат путешествия? Тому, что все перечисленные выше страхи напрасны. Соберитесь с духом, сосредоточьтесь на своей цели и отправляйтесь в путь. Ошибочно думать, что для путешествие – это либо “кругосветка”, когда вы сжигаете все мосты, либо пакетный отпуск, который ограничивает вас системой “все включено”. Много ли вы знаете об окрестностях вашего города? О быте жителей соседних деревень? Наверняка, рядом с вами есть много интересного. Начните открывать мир с малого.

2. Путешествия меняют мировоззрение.

Первое, что он узнает, побывав в разных государствах – то, что экзотические места не так опасны, как кажется. В любом городе можно чувствовать себя комфортно. Это правило касается и дикой природы: соблюдая элементарные правила безопасности, вы гарантированно избежите неприятностей. Более того, в мегаполисе у человека больше шансов погибнуть (например, попав под машину), чем в пустыне или лесу.

3. Вы будете постоянно расширять кругозор.

Для чего нужны путешествия? Чтобы узнать мир и познакомиться с культурой других народов. Не переживайте по поводу дружелюбия людей: коренные жители всегда к путешественникам относятся вежливо и стараются им помочь. Если вы не из разряда поклонников “Тагила”, не портите их наследия и не усмехаетесь над культурой страны, в которой вы – гость, то путешествия обязательно принесут вам новые знакомства и веру в людей. Многие люди с радостью предоставят вам ночлег, покажут дорогу, расскажут об интересных достопримечательностях своей страны.

4. Чтобы повидать мир, необязательно быть миллионером.

Путешествуйте больше и вы поймете, что для этого не нужно тратить миллионы. Большие деньги необходимы только тем, кто мечтает о морском круизе по экзотическим островам. Хотя, если подружиться с местными жителями, и этих трат можно с легкостью избежать. Организовывая путешествия самостоятельно, требуется лишь располагать небольшой суммой наличных для покупки пищи, оплаты транспорта и гостиничных номеров или мест в хостелах. Проживание в последних, кстати, несмотря на свою дешевизну, может дать вам огромный багаж опыта и впечатлений.


Какие мне путешествия, если у меня скромный бюджет?

Отдых с размахом, которого требует русская душа, на деле оказывается совершенно лишним: не соря деньгами, вы проведете время куда интереснее, чем покупая и заказывая все, что захочется. А главным трофеем станут эмоции и открытия, которые вы для себя сделаете. Двухдневный поход с рюкзаками в лес принесет больше пользы, чем не получите, две недели отдыхая в пятизвездочном отеле с “олинклюзивом”.

5. Вещи – всего лишь вещи.

Туристы-новички считают своим долгом брать в дорогу по 10 чемоданов с нарядами на все случаи жизни и полной экипировкой на случай конца света. Но со временем путешествия учат, что обилие багажа только мешает. Человеку в пути (как и в жизни) нужно минимум одежды, две пары обуви, гигиенические средства, деньги и документы.

Вы не может решить, какую футболку из двух имеющихся лучше взять с собой, а в итоге кладете в рюкзак обе. А зачем добровольно усложняете себе жизнь? Учитесь делать выбор, начиная с таких мелочей.

Начав путешествовать, вы поймете, что большинство имеющихся вещей вам абсолютно не нужны, и вы безболезненно можете избавиться от них, освободив место в шкафу. Это же касается и ненужных эмоций, лишних забот, неинтересных людей и привычных обязательств – избавляясь от такого “хлама”, вы освободите место для нового.

6. Узнаете, чем турист отличается от путешественника.

Путешественники и туристы – не одно и то же. Первые общаются с местными жителями, знакомятся с традициями, заводят новые знакомства, меняют мировоззрение и улучшают свою жизнь. Вторые боязливо поглядывают на все происходящее из окон автобуса. Туристов местные «разводят» на деньги, а с путешественниками делятся пищей и кровом. Путешествия меняют людей и учат их тому, что нужно быть проще и не бояться узнавать новое, учат быть открытыми с окружающими и ценить каждого человека, появившегося в жизни.

7. Путешествие – не отдых.

Вы наверняка не раз слышали, как путешествия меняют многих людей, сделав их сильнее и выносливей. А сами активно ездите на Кипр и в Турцию, но изменений не замечаете… И это не потому, что походы в горы или тундру с тяжелым рюкзаком – это тренировка организма. Не потому, что в самом безобидном городе-курорте вы можете остаться без денег или попасть в сложную ситуацию. Просто, путешествуя, вы не ставите цель “отлежаться” под пальмой, снимая стресс от работы или семьи. Вы меняете сам образ жизни с привычного на улучшенную его версию. Путешествия бывают физически тяжелыми, но разгружающими разум. Поэтому в них не ищут физического облегчения, они дают гораздо больше, чем расслабленные мышцы.

8. Вы – свой лучший друг и попутчик.

Не получается найти попутчиков, чтобы отправиться в дорогу с веселой компанией? Это вам только на руку. Нет лучшего способа понять себя, мир, и воспитать силу духа, чем одиночные путешествия. Путешествие в одиночку – ни с чем не сравнимый опыт. Полагаясь только на свои силы, вы станете больше верить в себя и научитесь самостоятельно принимать ответственные решения. Это поможет вам легче сходиться с новыми людьми, пробовать непривычные вещи и примерять на себя незнакомые роли, поскольку вам ни на кого не придется оглядываться и не бояться ничьего осуждения.

В подобное путешествие отправилась героиня Риз Уизерспун в фильме “Дикая” после потрясений в жизни: преодолев сложности маршрута в одиночном путешествии, она смогла избавить себя от душевных страданий. Если вы не можете разобраться с , быть может, одиночное путешествие – то, что сейчас вам поможет?

9. Мир тесен.

Долгие путешествия изменили мнение миллионов людей о том, что наша планета необъятна. Она кажется такой, только если смотреть о других странах по телевизору. В действительности же не исключено, что вы повстречаете своих знакомых, уехав в Камбоджу, Индию или на Камчатку. Или в тихом отдаленном уголке мира познакомитесь с человеком из вашего родного города.

Путешествуйте больше и не бойтесь общаться с людьми, искать . Возможно, один из миллиардов человек, который изменит вашу жизнь, встретится вам там, где вы не подозревали.

10. Радость возвращения.

Как бы ни было хорошо в пути, возвращение домой – радостный для каждого человека момент. Приехав в родной город, вы будете рады встрече с близкими, коллегами по работе. А те изменения, которые произойдут с вами в путешествии, непременно отразятся на вашей жизни. И если вы сейчас хотите изменить жизнь, попробуйте начать хотя бы с коротенькой поездки в незнакомое место.

Русские первопроходцы Сибири 17-го века

О самых первых землепроходцах XVII столетия сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Но уже с середины этого «золотого века» русской колонизации Сибири «руководители экспедиций» составляли подробные «скаски» (то есть описания), своего рода отчеты о проделанных маршрутах, открытых землях и населяющих их народах. Благодаря этим «скаскам» страна знает своих героев и основные географические открытия, которые они совершили.

Хронологический перечень русских землепроходцев и их географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке

Федор Курбский

В нашем историческом сознании первым «покорителем» Сибири является, конечно, Ермак. Он стал символом прорыва русских на восточные просторы. Но, оказывается, Ермак был вовсе не первым. За 100 (!) лет до Ермака в эти же земли с войсками проникли московские воеводы Федор Курбский и Иван Салтыков-Травин. Они прошли путем, который был прекрасно известен Новгородским «гостям» и промышленникам.

Вообще, весь русский север, Приполярный Урал и низовья Оби считались новгородской вотчиной, откуда предприимчивые новгородцы веками «качали» драгоценную рухлядь. А местные народы формально считались новгородскими вассалами. Контроль за несметными богатствами Северных территорий был экономической подоплекой военного захвата Новгорода Москвой. После покорения Новгорода Иваном III в 1477 году к московскому княжеству отошел не только весь Север, но и так называемая Югорская земля.

Точками показан северный путь, по которому русские ходили до Ермака

Весной 1483 году рать князя Федора Курбского поднялась по Вишере, перешла Уральские горы, спустилась вниз по Тавде, где разбила войска Пелымского княжества - одного из крупнейших мансийских племенных объединений в бассейне реки Тавды. Пройдя дальше к Тоболу, Курбский оказался в «Сибирской земле» - так называлась тогда небольшая территория в низовьях Тобола, где издавна обитало угорское племя «сыпыр». Отсюда русское войско по Иртышу прошло на среднюю Обь, где успешно «воевало» угорских князей. Собрав большой ясак, московский отряд повернул назад, и 1 октября 1483 года дружина Курбского вернулась на родину, преодолев за время похода около 4,5 тысячи километров.

Результатами похода стало признание в 1484 году «князьями» Западной Сибири зависимости от Великого княжества Московского и ежегодная уплата дани. Поэтому начиная с Ивана III титулы великих князей Московских (позже перешедшие и в царский титул) включали в себя слова «великий князь Югорский, князь Удорский, Обдорский и Кондинский .

Василий Сук ин

Основал город Тюмень в 1586. По его инициативе был заложен и город Тобольск (1587). Иван Суки н не был первопроходцем. Он был высокопоставленный московский чин, воевода, посланный с военным отрядом на подмогу Ермакову войску для «добивания» хана Кучума. Положил начало капитальному обустройству русских в Сибири.

Казак Пенда

Первооткрыватель реки Лена. Мангазейский и Туруханский казак, легендарная личность. Выступил с отрядом в 40 человек из Мангазеи (укрепленный острог и важнейшая торговая точка русских в Северо-Западной Сибири (1600-1619) на реке Таз). Этот человек совершил небывалый по своей решительности поход за тысячи верст по совершенно диким местам. Легенды о Пенде передавались из уст в уста у Мангазейских и Туруханских казаков и промысловиков, и дошли до историков в почти первозданном виде.

Пенда с единомышленниками поднялся по Енисею от Туруханска до Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев. Добрался до Чечуйского волока, где Лена почти вплотную подходит к Нижней Тунгуске. А дальше, перешед волок, плыл он рекою Леною вниз до того места, где после построен город Якутск: откуда продолжал он свой путь сею же рекою до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где, вступив на суда, чрез Енисейск прибыл паки в Туруханск ».

Петр Бекетов

Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В Сибирь приехал добровольно, (попросился в Енисейский острог, куда и был назначен стрелецким сотником в 1627). Уже в 1628-1629 участвовал в походах енисейских служилых людей вверх по Ангаре. Много ходил по притокам Лены, собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное население. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.

Иван Москвитин

Первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Первым побывал на Сахалине. Москвитин начал службу в 1626 рядовым казаком Томского острога. Вероятно, участвовал в походах атамана Дмитрия Копылова на юг Сибири. Весной 1639 отправился из Якутска к Охотскому морю с отрядом из 39 служилых людей. Цель была обычной – «прииск новых землиц» и новых неясачных (то есть еще не обложенных данью) людей. Отряд Москвитина спустился по Алдану до реки Маи и по Мае вверх шли семь недель, от Маи до волока малой речкой шли шесть дней, волоком шли один день и вышли на реку Улью, по Улье шли вниз стругом восемь суток, затем сделав ладью до моря плыли пять суток .

Результаты похода: Было открыто и обследовано побережье Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую добычу в виде пушного ясака.

Иван Стадухин

Первооткрыватель реки Колыма. Основал Нижнеколымский острог. Исследовал Чукотский полуостров и первым заходил на север Камчатки. Прошел на кочах вдоль побережья и описал полторы тысячи километров северной части Охотского моря. Вел записи своего «кругового» путешествия описал и составил чертеж-карту мест Якутии и Чукотки, где побывал.

Семён Дежнёв

Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску. (Примечательно, что самому В. Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться только южной его частью!

Василий Поярков

русский землепроходец, казак, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 46 руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья

1649-1653

Ерофей Хабаров

Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.

В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедиции приамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовал силой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения. Хабаров составил “Чертеж по реке Амуру”. Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост Хабаровка, (с 1893 - город Хабаровск) и железнодорожная станция Ерофей Павлович (1909).

Владимир Атласов

Казачий пятидесятник, приказчик Анадырского острога, «опытный полярник», как сказали бы сейчас. Камчатка была, можно сказать, его целью и мечтой. О существовании этого полуострова русские уже знали, но на территорию Камчатки еще никто из них не проникал. Атласов, на заемные деньги, на свой риск организовал в начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Взяв в отряд опытного казака Луку Морозко, который уже бывал на севере полуострова, выступил из Анадырского острога на юг. Цель похода была традиционная – пушнина и присоединение новых «неясачных» земель к русскому государству.

Атласов не был первооткрывателем Камчатки, но он был первым русским, который прошел практически весь полуостров с севера на юг и с запада на восток. Он составил подробную «скаску» и карту своего путешествия. В его отчете были подробные сведения о климате, животном и растительном мире, а также удивительных источниках полуострова. Ему удалось уговорить значительную часть местного населения перейти под власть московского царя.

За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, по решению правительства, был назначен туда приказчиком. Походы В. Атласова и Л. Морозко (1696-1699 гг.) имели большое практическое значение. Эти люди открыли и присоединили Камчатку к Русскому государству, положили начало ее освоению. Правительство страны в лице государя Петр Алексеевича уже тогда понимало стратегическую важность Камчатки для страны и принимало меры по ее освоению и закреплению на этих землях.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Систематическое изучение Сибири началось при Петре I путём организации экспедиций. В составе этих экспедиций на ряду с русскими были и немецкие учёные, приглашенные на службу Российским правительством и внесшие большой вклад в исследования истории Сибири, её природы и естественных богатств. Оставленные ими описания маршрутов путешествий и встречавшихся на их пути населенных пунктов в отдельных случаях являются единственным источником, содержащим сведения о существовании некоторых населённых пунктов и их месте расположения.

Первым иностранным учёным, приглашённым царём-реформатором Петром I в Россию для исследования её естественных богатств был Даниил Готлиб Мессершмидт, немецкий медик и ботаник, уроженец г. Данцига (16.09.1685–25.03.1735 гг.), доктор медицины, врач и натуралист, хороший рисовальщик, филолог, знавший восточные языки. В Россию Мессершмидт прибыл в апреле 1718 г. В ноябре 1718 г. он был назначен руководителем первой научной экспедиции, направлявшейся в Сибирь для изучения и описания её естественных богатств, истории, географии, лекарственных растений, минералов, памятников древности, обрядов, обычаев и языков коренных народов и вообще всех сибирских достопримечательностей. Путешествие экспедиции, возглавляемой Мессершмидтом из Петербурга в Сибирь и обратно продолжалось восемь лет, с 01.03.1719 г. по 27.03.1727 г. В состав экспедиции, выехавшей из Петербурга в Тобольск, кроме его самого входили: слуга и переводчик Петер Кратц, повар Андрей Геслер и два русских солдата-денщика. Мессершмидт не знал русского языка, ему требовались образованные помощники и по его просьбе в Тобольске в состав экспедиции были включены пленные шведские офицеры, знавшие русский язык: капитан Филипп Иоган Табберт (фон Страленберг), ставший главным помошником Мессершмидта, унтер-офицер Даниил Капелль и рисовальщик Карл Густав Шульман, племянник Страленберга. В состав экспедиции также был включён 14-летний русский мальчик Иван Путинцев, купленный Мессершмидтом в Ялуторовске за 12 рублей для сбора лекарственных трав, ловли насекомых и лазания по деревьям для сбора коллекций птичьих яиц.

Из Тобольска экспедиция выехала 01.03.1721 г. и через барабинскую лесостепь направилась на восток в глубь Сибири и в конце марта 1721 г. прибыла в Чаусский острог. После короткого пребывания в нём экспедиция продолжила свой путь в Томск. Маршрут её передвижения от Чаусского острога до Томска пролегал по левой стороне р. Оби, где к началу 18 века уже существовал ряд русских деревень и заимок : Базой, Чилино, Еловка, Екимово, Вороново, Уртамский острог, с. Кожевниково и появились дороги пригодные для передвижения гужевого транспорта. По правой стороне Оби от Чаусского острога в направлении к Томску на протяжении около 150 км. до деревни Зудово в 1721 г. не было населённых пунктов кроме Умревинского острога, естественно, в лесистой, необжитой местности не было и сухопутных дорог, пригодных для беспрепятственного проезда гужевого транспорта. Первые документальные сведения о появлении населённых пунктов Ояш и Ташара на упомянутом выше отрезке пути относятся к 1734 году в описании Томского уезда Г.Ф. Миллера. Деревни Дубровиной в 1734 г. ещё не было, естественно не было в этом месте и переправы через Обь. Первое упоминание о «зимовской избе Дубровской» содержится на «Ландкарте Томского уезда», составленной геодезистом Василием Шишковым в 1737 г. Регулярное движение между Томском и Чаусским острогом на рассматриваемом участке пути, началось, видимо, в 30-х годах 18 в., а переправа через Обь в Дубровино – в 40-х годах 18 в. Акадамик И.Г Гмелин, возвращавшийся из экспедиции по Сибири летом 1741 г. переправлялся через Обь в Ташаре, а не в Дубровино .

Экспедиция Мессершмидта переправилась через Обь по льду 29 марта 1721 г. в селе Кожевниково (ныне районный центр Томской области) . Далее, переправившись через р. Таган, правый приток Оби, экспедиция проследовала в Томск, куда прибыла 30 марта 1721 г. На правом берегу р. Таган недалеко от его устья в путевом дневнике экспедиции отмечена татарская деревня «Чатская» и русская д. Евтюшина и в 5-и км. от неё татарские юрты, в которых проживали переселившиеся с р. Чулыма татары, обращённые в христианскую веру в 1719 году.

Во время пребывания в Томске с 30.03.1721 г. по 05.07.1721 г. Мессершмидт собирал сведения по истории уезда, знакомился с бытом, языком и обрядами томских татар и остяков, исследовал и собирал различные старинные вещи и монеты, выезжал в окрестности города для сбора лекарственных трав, собирал сведения о наличии полезных минералов. В дневнике Мессершмидта 28 апреля 1721 г.появилась запись об угле «между Комарова и деревней Красной». Бывшие деревни Комарова (Кемерова) и Красная (Щеглова, Красноярская) в настоящее время входят в состав г. Кемерово.

Маршрут передвижения экспедиции Мессершмидта от Томска до Кузнецка подробно описал в своей научной работе историк Игорь Вячеславович Ковтун. Основательно проанализировав дневник экспедиции и научные сведения, опубликованные ранее по данному вопросу, ему достаточно убедительно удалось доказать, что Томскую писаницу («Письмагору», как назвал её Мессершмидт), впервые открыл и описал не Страленберг, как считалось ранее, а Д.Г. Мессершмидт.

Утром 5-го июля экспедиция на лодках выехала из Томска вверх по р. Томи. Д. Капелль, исполнявший обязанности квартирмейстера и снабженца, выехал в Кузнецк на лошадях 2-го июля, для приготовления квартиры и всего необходимого для дальнейшего путешествия. К 6-ти часам вечера 7-го июля экспедиция прибыла в д. Томилово. С момента основания в 1670 г. и примерно до 1816 г. деревня Томилово располагалась на коротком возвышенном участке поймы левого берега Томи рядом с её руслом и из-за сильных весенних паводков периодически случавшихся на Томи в начале 19 в. была переселена с поймы на коренной берег, примерно на 1-н км. от русла реки. По пути следования от Томска до д. Томилово в дневнике Мессершмидта, который в 1721 г. вёл Страленберг, отмечены населённые пункты встречавшиеся экспедиции по берегам Томи. По левому берегу –Тахтамышпур (современное Тахтамышево), Могилёва (современное Кафтанчиково), юрта Барабинская, село Зеледеево. По правому берегу Томи в дневнике отмечены: село Спасское, юрты Казанские, летние юрты Тутальских татар (переселились с реки Чулым, спасаясь от полного истребления их енисейскими киргизами), село Ярское и Сосновский острог. По неизвестной причине в дневнике не отмечены населённые пункты уже существовавшие в 1721 г. по берегам Томи от Томска до д. Томилово: Калтай, Алаево, Варюхино – по левому берегу Томи, Батурино, Вершинино, Усть-Сосновка, Константинова, Юрты-Константиновы, Веснина – по правому берегу Томи. Возможно, это произошло потому, что эти населённые пункты расположены в некотором отдалении от основного русла р. Томи и не попали в поле зрения участников экспедиции.

В д. Томилово экспедиция задержалась до 11-го июля 1721 г. Здесь Мессершмидт занимался измерением высоты солнца, готовил письма для отправки в Тобольск, ездил на правый берег Томи в район Сосновского острога для сбора лекарственных трав. От Томилово 11-го июля 1721 г. пути Мессершмидта и Страленберга разошлись до их встречи в Абакане 22-го декабря 1721 г. Страленберг на 2-х лошадях, предоставленных ему приказчиком Сосновского острога, отправился в Томск для продолжения сбора сведений по истории, географии и т.п. Томского уезда. С 6-го по 11-е августа 1721 г. Страленберг с пастором Вестадиусом и корнетом Бухманом выезжал на лошадях в д. Тайменку с остановками и ночёвками в Казанских юртах, д. Усть-Сосновке и д. Мугалово. В д. Тайменку, расположенную на правом берегу Томи, на современной территории Яшкинского района, Страленберг со своими спутниками прибыл 8-го августа 1721 г., где они остановились на ночёвку. 9-го августа они выехали обратно в Томск, т.к. корнет Бухман захворал и 11-го августа к 6-ти часам вечера прибыли в Томск. Таким образом, как следует из дневника экспедиции, выше д. Тайменки по р. Томи Страленберг не поднимался и лично с наскальными рисунками Томской писаницы не знакомился. Возвратившись из д. Тайменки в Томск Страленберг продолжил исследование уезда. Водным путём по Томи и Оби он совершил поездку до Нарыма и обратно в Томск. 29-го ноября 1721 г. Страленберг выехал из Томска в село Зырянское (ныне районный центр Томской области на р. Чулым недалеко от устья р. Кии) и далее вверх по р. Кие до р. Серть, далее через о. Барсык-Куль до р. Урюп, затем через Божье озеро и степи к с. Беллык на р. Енисее и далее в Абакан, где и встретился с Мессершмидтом.

Мессершмидт после отьезда Страленберга из д. Томилово в Томск с оставшимися при нём членами экспедиции продолжил свой путь вверх по Томи. Миновав населённые пункты уже существовавшие в 1721 г. по берегам Томи, но неотмеченные в дневнике экспедиции по причине того, что дневник в 1721 г. вёл Страленберг, возвратившийся в Томск, Мессершмидт увидел Томскую писаницу, по расчётам И.В. Ковтуна произошло это примерно 15 июля 1721 г. По сведениям историков Д.Н. Беликова и Н. Ф. Емельянова в 1721 г. по берегам Томи уже существовали населённые пункты: по левому берегу (Юргинский район) – д. Асанова, Анкудинова, Куженкина, Усть-Искитим, по правому берегу (Яшкинский район) – д. Скороходова, Иткара, Саламатова, Корчуганова, с. Кулаково, д. Гутова, Мохова, Паламошнова, Тайменка Малая, Тайменка Большая, с. Пача. Исследовав наскальные рисунки Томской писаницы, Мессершмидт продолжил свой путь вверх по Томи. Миновав Верхотомский острог, д. Комарова (Кемерово), Красную (Щеглову) и другие населённые пункты Среднего Притомья, экспедиция 30-го июля прибыла в Кузнецк. Из Кузнецка экспедиция отправилась вверх по Томи к её истокам и далее на лошадях по тропе через Абаканский хребет и Уйбатскую степь двинулась к Абакану. Выше Кузнецка по Томи в устье р. Абашевой 9 или 10 августа Мессершмидт осмотрел горящий пласт угля («огнедышащую гору») и взял образцы грунта из этого пласта, которые в 1745 г. исследовал М.В. Ломоносов и подтвердил, что это каменный уголь. Страленберг сам лично не бывший в Кузнецке и не видевший горящий пласт угля, узнавши о нём от Мессершмидта или от членов экспедии, в своей работе, опубликованной в 1730 г., сообщил, что Мессершмидт принял горящий пласт угля за вулкан. Но у историков это сообщение Страленберга вызывает сомнение, маловероятно, что такой крупный специалист, позднее открывший Тунгусский угольный бассейн, не распознал в собранных им в устье р. Абашевой образцах каменный уголь.

Мессершмидт отличался огромной работоспособностью и прилежанием в работе. В путешествии по Сибири он собрал большой материал по истории, географии, археологии, этнографии и минеральным ресурсам Сибири. Он также собрал большие коллекции растений, минералов, животных, насекомых, птиц и обеспечил их доставку в Петербург. К сожалению, большая часть материалов и коллекций погибла в кораблекрушении при перевозке их из Петербурга в Данциг и при пожаре в Петербурге в 1747 г. Остались в основном только путевые дневники Мессершмидта, которые разрознено хранятся в архивах и ещё не полностью изучены историками, его труд во благо России ещё по достоинству не оценён.

Большой вклад в создание истории Сибири внёс её выдающийся исследователь, немецкий учёный, академик Герард Фридрих Миллер. Во время путешествия по Сибири в составе Академического отряда Второй Камчатской экспедиции 1733-1743 годов он составил подробные историко-географические описания практически всех уездов Сибири, в том числе: «Описание Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении в сентябре 1734 г.» и «Описание Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении в октябре 1734 г.»

По окончании обследования Кузнецкого уезда Миллер 27 сентября 1734 г. (по старому стилю) выехал в Томск сухопутным путём по Томской дороге, в основном своём направлении совпадавшей с позднейшим обустроенным Томско-Кузнецким земским трактом . Маршрут следования отряда Миллера пролегал по территориям семи районов Кемеровской области, через существовавшие уже в 1734 г. населённые пункты, либо в их окрестностях: Кузнецк–Бунгурская–Калачёва–Лучева (современное Лучшево) – Монастырская (современный г Прокопьевск) – Усова (Усяты) – Бачатская – Соснова (современное Усть-Сосново) – Поперечный Искитим (с Поперечное) – Усть-Искитим-Тутальская (современная Талая) – Елгино-Мальцево-Зеледеево-Варюхино – и далее, после переправы на правый берег р. Томи по современной территории Томской области через населенные пункты: с. Ярское – д. Вершинина – д. Батурина – с. Спасское (современное Коларово) – Томск.

Примерно через сто лет после путешествия Г.Ф. Миллера дорога, по которой он путешествовал из Кузнецка в Томск, была окончательно обустроена и получила статус Томско-Кузнецкого земского тракта. На территории Юргинского района этот тракт в некоторых местах изменил своё направление по сравнению с бывшей дорогой. От Поперечного Искитима тракт пошёл на Зимник, появившийся как оседлое татарское поселение в первой половине XIX века. При этом д. Усть-Искитим осталась в стороне от тракта. От д. Зимник тракт пошёл на д. Тутальскую (Талую) и далее на д. Безменово и с. Проскоково, где соединился с проложенным здесь в первой четверти XIX века Большим Сибирским (Московским) трактом.

В заключение о путешествии Г.Ф. Миллера необходимо отметить, что от Кузнецка до Томска длилось оно менее 6 суток, с 27.09.1734 г. по 2.10.1734 г. по старому стилю, по новому стилю это середина октября, период осенней распутицы в наших краях. По дневниковой записи С.П. Крашенинникова в день отбытия экспедиции из Кузнецка 27 сентября 1734 г., шёл снег. Расстояние от Кузнецка до Томска около 400 км, экспедиционный отряд Г.Ф. Миллера, состоящий кроме его самого из нескольких солдат и переводчика, преодолел менее чем за 6 суток. Надо сказать, что скорость передвижения отряда на лошадях для XVIII века по ухабистым дорогам, да ещё в осеннюю распутицу, была достаточно высокой.

Одновременно с Г.Ф. Миллером 27 сентября 1734 г., из Кузнецка в Томск вторая часть академического отряда отправилась по р. Томи на трёх лодках. В составе этого отряда был академик И.Г. Гмелин и студент Степан Петрович Крашенинников, будущий автор книги «Описание Земли Камчатки». По поручению Г.Ф. Миллера Крашенинников описывал встречавшиеся на пути академического отряда географические объекты и населённые пункты Томского уезда по берегам Томи .

На современной территории Юргинского района по левому берегу р. Томи, Крашенинников отметил следующие населённые пункты, уже существовавшие в 1734 г., и речки, впадающие в Томь:

д. Колбиха на устье речки Колбихи;

д. Убиона (Убиенная, современная д. Новороманово) на р. Убиенной;

д. Пашкова (современная д. Митрофаново), Миллер привёл и второе название этой деревни в 1734 г. – «Нарымского»;

д. Брускурова (по архивным документам Проскурова), современная деревня Верх-Тайменка, Миллер привёл второе название этой деревни в 1734 г. – «Чукрева»;

д. Попова (Поповка) на устье р. Сури (современное название этой речки «Поповка»);

д. Искитимская (по архивным документам Усть-Искитим, на устье р. Искитим);

речка Юрга, населённых пунктов на этой речке в то время не было;

д. Тала (современная Талая) на устье речки Талой;

д. Куженкина в 4 верстах ниже по течению Томи от д. Талой, напротив д. Моховой (д. Пятково ещё не было);

д. Анкудинова, напротив д. Иткары;

д. Асанова или Силонова (Филонова) в 3,5 верстах от устья р. Лебяжьей;

между д. Анкудиновой и д. Асановой указаны две татарские юрты, видимо кочевых татар, временно оседавших в этом месте;

д. Томилова и в ней часовня Петра и Павла. Из-за больших мелей у Сосновского острога отряд Крашенинникова пристал у д. Томиловой для смены работных людей, набранных в Верхотомском остроге. В Сосновский острог был послан гонец, который вскоре вернулся со сменой и приказчиком острога, после чего отряд продолжил свой путь к Томску;

с. Селедеево (Зеледеево) в нём церковь деревянная во имя Флора и Лавра;

д. Варюхина, или Бабарыкина, против устья р. Шумихи;

д. Алаево на р. Малой Чёрной.

Далее по левому берегу Томи на современной территории Томского района отмечены деревни и речки. Калтайская русская деревня, Калтайская татарская деревня, Барабинские татарские юрты, д. Кофтанчикова (Могилёва), Муратовы татарские юрты, Тохтамышевы татарские юрты, речка Чёрная, г. Томск.

По правому берегу Томи на современной территории Яшкинского района Крашенинников отметил следующие населённые пункты, уже существовавшие в 1734 г., и речки, впадающие в Томь:

д. Ирофеева, по уточнённым сведения Миллера это д. Ерефьева (современная Колмогорова);

д. Писаная при р. Писаной, немного выше Писаного Камня;

с. Пача на р. Паче, в селе церковь деревянная во имя Иоанна Предтечи;

Тайменька – монастырская деревня (в настоящее время на этом месте находится д. Крылово);

д. Тайменка стоит на устье р. Тайменки, современная д. Нижняя Тайменка, а речка носит новое название «Кучум»;

д. Поломошна на р. Поломошной (Миллер, видимо, ошибочно назвал эту речку Монастырской). В настоящее время эта речка носит название «Тальменка»;

д. Мохова напротив д. Куженкиной;

д. Гутова на левом берегу речки Гутовой, впадающей в Томь;

Кулаков погост (современная д. Кулаково), в нём церковь деревянная во имя Николая Чудотворца, Миллер привел и второе название этого селения, село «Никольское»;

д. Корчуганова в 1.5 верстах от Кулакова погоста;

д. Саламатова в 2 верстах от д. Корчугановой;

Иткара погост, в нём церковь деревянная во имя Петра Митрополита, Миллер уточнил название – село Иткаринское;

д. Скороходова в 5 верстах от Сосновского острога выше по течению реки Томи;

Сосновский острог, в нём церковь деревянная во имя Преображения господня;

д. Висникова, Миллер уточнил название деревни «Веснина» в 3-х верстах от Сосновского острога ниже по течению р. Томи;

д. Константинова и Константиновы Юрты;

д. Сосновка (современная Усть-Сосновка), на берегу р. Сосновки не далеко от её устья.

Далее ниже по р. Томи, на современной территории Томского района, Крашенинниковым указаны населённые пункты: Ярской погост (современный Яр или Ярское), в нём церковь деревянная во имя Введения богородицы. Деревня Вершинина, в ней живут русские и татары-тутальцы, далее д. Батурина, Казанские юрты, село Спасское (современное Коларово), в нём деревянная церковь во имя Спаса Преображения, г. Томск. Указаны так же речки, впадающие в Томь с правой стороны: Шумиха, Тугояковка, Басандайка и в черте г. Томска р. Ушайка.

Летом 1741 г. из экспедиции по Восточной Сибири возвращался известный немецкий учёный, исследователь Сибири, академик Иоганн Георг Гмелин. Маршрут его следования из Томска до Чаусского острога (современный г. Колывань Новосибирской области) и далее на запад пролегал через населенные пункты, расположенные в том числе и на современных территориях Юргинского и Болотнинского районов.

Выехав из г. Томска, Гмелин переправился через р. Томь на верхнем перевозе (в районе современного автомобильного моста через Томь). Далее путь его следования пролегал до границы нынешнего Юргинского района через населенные пункты: Бурлаковы (Чернореченские юрты), д. Кафтанчикову-Калтайские юрты, Калтайский станок (станец).

По территории Юргинского района путь следования Гмелина пролегал через деревни: Алаева, Варюхина, Кожевникова. В то время современная д. Кожевникова состояла из двух деревень: Лоншаковой, основанной в 1686 г. пашенным крестьяном Григорием Печкиным, и д. Забабуриной (Кожевниковой), у Гмелина эта деревня названа Санкина или Панова.

Далее путь Гмелина пролегал по нынешней территории Болотнинского района через деревни: Чёрную, в которой была почтовая станция, д. Елизарову, д. Пашкову (современное Зудово), Елбацкие вершины (речь, видимо, идёт о вершинах речек Елбак и Чебулинский падун), д. Жукову или Ояш.

Далее путь Гмелина пролегал за пределами современной территории Болотнинского района через Умревинский острог, Ташаринский станец (станок) с переправой через р. Обь на её левый берег и далее через Орские юрты, д. Скалинскую (д. Скала) в Чаусский острог.

Зимой 1773 г. из экспедиции по Восточной Сибири возвращался также известный немецкий учёный, доктор медицины, профессор натуральной истории, член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук и Вольного Экономического общества, член Римской Императорской Академии, Королевского Английского собрания и Берлинского естествоиспытательного общества Петер Симон Паллас. Путь его следования от Томска до Чаусского острога, особенно маршрут передвижения от Томска до деревни Зудово, изложенный в научной работе Палласа «Путешествие по разным провинциям Российского государства», переведённой с немецкого на русский язык Василием Зуевым, сопровождавшим Палласа в экспедиции, описан так путано и непонятно, что профессиональные историки до сих пор не в состоянии достоверно установить этот маршрут.

Вот полное описание маршрута следования Палласа из Томска до Чаусского острога в переводе Зуева с немецкого на русский язык: «В Томске промедлил я до 29-го Генваря, с тем чтоб не нагнать предпосланных от меня повозок и тем не иметь в перемене лошадей недостатка. Вечером сего же дня оставил я сей город и продолжил путь мой до Тары по обыкновенной дороге. Почтовая дорога идёт сначала по правой стороне р. Тома до лежащей на левом берегу оныя деревни Варюхиной. Тут должно оставить реку и поворотить на запад к Оби. У деревни Кандинской переехал я Малой, а при Черноречинске большой рукав Чёрным называемой, которой соединяясь с оным впадает в Томъ. В последней деревне находится 18 дворов, в коих живут Томские мещане и крестьяне. Здесь начинается Волок, лежащий между Томом, на коем находится одна только деревнишка Каншура при источнике. Первая в Объ впадающая река, которую проезжать надобно называется Иска, по имени коея при оном лежащая деревня прозвана. Далее ехал я через деревни Елбак, Агаш, Умрева, лежащие при речках того же имени, из коих первая в Иску, а другая в Объ впадают и на конец чрез деревню Ташара при источнике того же имени лежащей. Потом идёт дорога вверх по Оби чрез Дубровину к деревне, называемой Орский бор, лежащей более нежели в сорока верстах на лесистом острову, которой по левую сторону протекающей рукав составляет. 31-го по утру прибыл я в Чеусский острог, лежащий на левом берегу Оби, в которую здесь речка Чеус впадает».

Некоторые историки в своих работах, посвящённых исследованию истории Большого Сибирского (Московского) тракта, например, Н.А. Миненко, в книге «По старому Московскому тракту» Новосибирск 1990 г. описывая маршрут следования Палласа от Томска до д. Зудово, ограничиваются коротким сообщением: «Миновав волок между Объю и Томью, путешественник прибыл в деревню Иксу (современное Зудово), отсюда двинулся к деревне Елбак…» и далее идёт подробное описание маршрута движения Палласа до Тары с указанием всех населённых пунктов, через которые он проезжал. Григорьев А.Д, первый декан историко-филологического факультета Томского университета, в своём научном труде «Устройство и заселение Московского тракта в Сибири с точки зрения изучения русских говоров», опубликованной в 1921 г., наиболее подробно описал маршрут следования Палласа из Томска в Тару. Однако описание маршрута передвижения Палласа от Томска до Тары он начал почему-то с конца, т.е. от Тары и доведя своё описание до д. Иксы (Зудово), Григорьев сам оказался в затруднительном положении в определении дальнейшего направления пути следования Палласа. Вот отрывок из текста его описания: «…- 29 д. Икса (у Палласа Иска на реке того же имени, впадающая в Объ, современная Зудова): – 30 деревнишка Каншура при источнике на волоке между Объю и Томью (трудно сказать, какую именно деревню надо здесь подразумевать, может быть это д. Шелковникова на р. Кандерепе): 31 д. Черная Речка при р. Большой Чёрной, имевшая 18 дворов, в которых жили томские мещане и крестьяне: – 32 д. Кандинская при р. Малой Чёрной (западнее Калтая: – 33 д. Варюхинская на левом берегу р. Томи, откуда почтовая дорога шла уже правым берегом р. Томи, а не левым, как теперь: – 34 Томск)». На этой же странице внизу под сноской (1) Григорьев привёл пояснение: «Тракт от Ояша до Варюхиной во время Палласа проходил через другие деревни, чем теперь. Несколько деревень нельзя точно приурочить к нынешним названиям вследствие ошибок в названиях у Палласа или у переводчика его, а также вследствие изменения названия деревень».

(Числа 29, 30, 31, 32, 33, 34 обозначают порядковые номера населённых пунктов, которые отмечены Григорьевым на пути следования Палласа, начиная от Тары).

Но вернёмся к описанию пути следования Палласа от Томска до Чаусского острога, изложенному в его выше упомянутой книге в переводе Зуева, и отметим в нём ключевые моменты:

– Паллас возвращался из Восточной Сибири зимой, когда передвижение по Сибирским дорогам, по отзывам всех путешественников, было более лёгким, надёжным и менее утомительным. И даже по болотистым местам зимний санный путь не вызывал затруднений.

– Он не спешил догнать свой, отправленный ранее обоз, чтобы не иметь задержки в смене лошадей.

– Из Томска он отправился по обыкновенной дороге, при этом в дорожном дневнике записал, что почтовая дорога от Томска идёт сначала по правой стороне Томи до лежащей на левом берегу д. Варюхиной, от которой дорога поворачивает на запад.

– В своём описании Паллас упомянул также волок между Томью и Обью, который начинается у Чёрной речки.

– Обращает на себя внимание то, что Паллас не упомянул в своём описании населённые пункты: с. Спасское (современное Коларово), д. Батурину, д. Вершинину, с. Ярское, расположенные на почтовой дороге по правой стороне Томи и далее на запад от д. Варюхиной, лежащие на этой дороге до Зудовой деревни: Кожевникову, Чёрную и Елизарову.

– Не упомянуты в описании Палласа и населенные пункты, лежащие по дороге от Томска до Варюхиной по левому берегу Томи деревни: Тахтамышево, Кафтанчикова, Калтай и Алаево.

Все, указанные выше ключевые моменты описания маршрута Палласа от Томска до д. Зудовой свидетельствуют о том, что он выехал из Томска той же дорогой, что и Гмелин в 1741 г. Переправившись по ледовой дороге через Томь на её левый берег у города, он проследовал далее через д. Чёрную речку до д. Кандинки, расположенной на р. Ум. В районе Чёрной речки и р. Ум начинался волок между реками Томью и Обью. В начале это была верховая тропа, проложенная чатскими татарами ещё в XVII веке. На карте Томского города из «Чертежной книги Сибири» С.У. Ремезова показана дорога от Томска на Уртам через тайгу, которая берёт начало от р. Томи между Чёрной речкой и р. Ум. Во времена Палласа здесь проходила давно освоенная дорога до Уртамского острога, от которой в районе озера Кирек отходила на юг к д. Зудовой, наезженная зимняя дорога, Томские ямщики конечно хорошо знали эту дорогу и повезли по ней Палласа до д. Зудовой. Расстояние от Томска до д. Зудовой по этой дороге практически такое же, как и по почтовой дороге через д. Варюхину. Кроме того, в случае бурана, эта таёжная зимняя дорога более надёжна чем дорога по открытым (безлесным) местам вдоль Томи.

По этой дороге от д. Кандинки до д. Зудовой в те времена была только одна деревня, которая в описании Палласа названа «деревнишка Каншура». Однако «Каншура» – это искаженное название реки Кунчурук, которую Паллас переезжал на пути к д. Зудовой, а не название деревни, как ошибочно указано у Палласа или переведено Зуевым. На старейшей карте Томской Губернии 1816 г. р. Кунчурук носит название «Кунчурова», созвучное слову «Каншура» и, видимо, поэтому произошла путаница. А загадочная «деревнишка» – это маленькая деревенька Елизарова, которую никак нельзя было миновать на пути из Томска по любой дороге, как по почтовой со стороны деревень Варюхиной-Чёрной, так и по лесной дороге со стороны д. Кандинки, других дорог в то время просто не было. Деревня Елизарова основана в 1715 г. и всегда она была малодворной, с момента основания и до конца XIX века в ней было не более 5-ти дворов. К путанному описанию маршрута Палласа необходимо также сделать пояснение, что малый и большой рукава р. Чёрной, это две разные речки: р. Ум и р. Чёрная; в д. Кандинке с момента её основания проживали русские, а в д. Чёрная Речка – татары. Необходимо иметь ввиду, что путь от Томска до деревни Зудовой Паллас проделал ночью, а описание этого пути выполнил, видимо, позже по памяти, возможно в Чаусском остроге, со слов перевозивших его ямщиков, поэтому так непонятно и путанно описан этот путь.

В заключение необходимо отметить, что в конце XVIII века на пути следования Палласа от д. Кандинки появилась д. Смокотина, а в XIX веке начале ХХ в. возникли заимки и деревни: Ключи, Баталина, Берёзовая речка Кирек – в Томском районе; Бархановка, Крутая, Красная, Горбуновка, Соловьёвка, Кунчурук в Болотнинском районе. К концу ХХ века большинство из этих деревень исчезло. По этой дороге, через упомянутые деревни в 50–60 годах ХХ века, круглый год летом и зимой, днём и ночью, на грузовиках и тракторах возили из Томской области на ж. д. станцию Болотная сосновый лес и пиломатериалы. Лес вырубили и постепенно большинство деревень исчезло. Автору этих строк в 50-х годах ХХ века доводилось проезжать по этой дороге от г. Болотное, через д. Зудово до деревни Бархановки (до границы Томской области) и обратно по достаточно обустроенной дороге. Дорога эта шла в основном по песчаным холмам, поросшим сосновым лесом, пересекая заболоченные низины, через которые была уложена «лежнёвка» (скреплённые между собой брёвна, уложенные в каждую колею вдоль направления дороги). Деревня Бархановка располагалась на огромном песчаном холме (действительно на бархане) с высоты которого на десяток километров была видна окружающая тайга и в ясные дни дымы из труб пароходов, курсировавших по Оби.

Подводя итог путешествию Палласа, необходимо отметить, что некоторые историки со ссылкой на него в своих научных работах, например, О.М. Катионов в своей монографии «Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII-XIX вв.» сообщают, что от Чаусского острога тракт проходил к Томску в те времена через 11 населённых пунктов. Однако это не так, таких населённых пунктов в 1773 г. по почтовой дороге от Томска до Чаусского острога было намного больше: с. Спасское–д. Батурина–д. Вершинина–с. Ярское–д. Варюхина–Кожевникова–Чёрная–Елизарова–Зудова–Елбак–Ояш–Умрева–Ташара–Дубровино–Орский бор, а также по сведениям И.Г. Гмелина д. Скала итого 16 населённых пунктов.

В июне-июле 1868 г. по Томской губернии совершил путешествие великий князь Владимир Александрович Романов. Своё путешествие по губернии он начал с Алтайского горного округа. Ознакомившись с работой заводов, достопримечательностями Алтая, жизнью и бытом населения, великий князь посетил г. Кузнецк. Из Кузнецка он проследовал в г. Томск по Томско-Кузнецкому тракту. По территории Юргинского района путь его следования пролегал через населённые пункты: Поперечный Искитим–д. Зимник–д. Тутальскую (Талую)–д. Безменово и далее по Большому Сибирскому тракту через с. Проскоково – д. Мальцеву – с. Зеледеево –д. Варюхину – д. Алаево до границы Томского района.

В г. Томск великий князь прибыл 10 июля 1868 г. (по старому стилю) в пятом часу вечера. В последующие двое суток он отдыхал и знакомился с достопримечательностями г. Томска. Вот как описал дальнейшее пребывание в Томской губернии великого князя Владимира Александровича в своём сочинении князь Н.А. Костров: «…13-го числа его высочество изволил охотиться на тетеревей в 12 верстах от г. Томска, а 14-го оставил Томск в 4 часа по полудни… В первый день своего выезда из Томска, Великий князь проехал только 75 верст и остановился в селе Проскоковском. Этому совершенно незначительному селению, выпало на долю такое счастье, какого не выпало на долю ни одному из городов Томской губернии. В нём его высочество предположил провести день своего тезоименитства, 15 июля. Чтобы совершить благодарное молебствие по этому торжественному случаю, в с. Проскоковском уже находился Преосвященный Алексий и ректор Томской Семинарии Архимандрит Моисей.

До того времени в храме с. Проскоковского никогда ещё не совершалось архиерейского служения.

Великий князь поместился в дом почтовой станции, свита и другие лица, сопутствовавшие ему, в домах обывателей.

В понедельник 15 июля день был необыкновенно жаркий, с раннего утра село Проскоковское стало наполняться народом, который толпами валил из окрестных деревень. Около помещения его высочества не было почти никакой возможности протолпиться.

В половине девятого часа Великий князь благосклонно принял поздравление, кроме лиц, составлявших его свиту, от Генерал-Губернатора Западной Сибири, Томского Губернатора и некоторых других. В 9 часов после молебна, Он прибыл в церковь и выслушал обедню, которую совершили Преосвященный Алексий и Архимандрит Моисей, прибывший из Томска Протоиерей и местный священник. После обедни Преосвященный поднес его Высочеству образ его предка и патрона святого равноопостольного князя Владимира. Народ торжественно приветствовал Великого князя. Сейчас, после обедни, духовенство, Генерал-Губернатор и Губернатор были приглашены на чай к Великому князю, а в 3 часа у его Высочества был обед.

По недостатку места в помещении на почтовой станции, обеденный стол был приготовлен во дворе соседнего со станцией дома, под навесом, устроенным для складки сена.

Пол навеса был устлан свежескошенною травою, стены обставлены берёзами и черёмухой.

Уже давно не видели Великого князя в таком отличном расположении духа. В этот день его Высочество получил ото всюду кучу адресов с принесением ему поздравлений.

Его со днём тезоименитства от Его Императорского Высочества, Государя Великого Князя, Александра Александровича, и Его супруги.

Перед отъездом из с. Проскоковского, Его высочество подарил свой портрет находящегося в Томске при тюремном замке детского приюта: в последствии времени Он дозволил называться этому приюту «Владимирским».

Около 10 часов Великокняжеский поезд двинулся далее. Ночь была лунная, но довольно холодная… В 7 часов утра 16 июля Великий Князь переправился у деревни Дубровина через Объ, а в 11 часов прибыл в заштатный город Колывань».

От с. Проскоково до д. Дубровиной великокняжеский кортеж проследовал по Большому Сибирскому тракту через современные территории Юргинского, Болотнинского и Мошковского районов, преодолев расстояние 110 км менее чем за 9 часов. В 1868 г. это была территория Ояшинской волости Томского уезда, которая простиралась также на северо-восток от с. Проскокова, примерно на 60 км, включая населённые пункты нынешней Томской области и Яшкинского района.

В заключении необходимо отметить, что участники всех научных экспедиций, организованных Российским правительством в XVIII веке для изучения Сибири, маршруты которых из Европейской части России в Восточную Сибирь пролегали через г. Томск обязательно следовали через нынешние территории Юргинского и Болотнинского районов.

Во второй половине XVIII века через территории упомянутых выше районов проследовали в Восточную Сибирь и обратно экспедиции, в составе которых были известные учёные И.В. Георги, И.П. Фальк и др. путешественники. В XIX веке по этим же территориям пролегали маршруты путешествий учёных путешественников: Г.И. Потанина, Н.М. Ядринцева, П.Н. Небольсина, а также писателей: А.П. Чехова, И.А. Гончарова, Н.Г. Гарина-Михайловского и многих других.

Все научные экспедиции, путешественники, государственные служащие, воинские команды, ссыльные (в том числе и декабристы), вольные переселенцы, почта и грузы, следовавшие с запада России на восток, с юга на север (от Кузнецка и Барнаула) и в обратном направлении с начала XVIII и до конца XIX в., до прокладки железной дороги, обязательно пересекали территорию современного Юргинского района. На территории района есть один населённый пункт (узловая станция), через который практически в течении двухсот лет следовали все перевозки – это д. Варюхино. Датой основания этой деревни считается 1682 год, однако, учитывая то, что на 10 лет раньше, конным казаком Степаном Бабарыкиным была основана д. Бабарыкина, которая ещё в начале XVIII в. соединилась с д. Варюхиной, видимо правильнее считать датой основания д. Варюхино 1672 год.

Литература

1. Емельянов Н.Ф. Заселение русскими Среднего Приобья в феодальную эпоху. – Томск, 1981 г.

2. Беликов Д.Н. Первые русские крестьяне – насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта. – Томск, 1898 г.

3. Барсуков Е.В. «Перевоз» через реку Обь 17 века, географический и историко-культурный аспекты. // Вестник Томского государственного университета. История, выпуск 3, 2012 г.

4. Ковтун И.В. Письмагора. Кемерово:АЗИЯ-ПРИНТ, 20

5. Элерт А.Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. – Новосибирск, 1990 г.

7. Костров Н.А. Путешествие по Томской губернии Его Императорского высочества, государя Великого князя Владимира Александровича в июне-июле месяцах 1868 года. – Томск, 1868 г.

Среди нас есть путешественники, которым недостаточно туристических достопримечательностей и забитых до предела музеев и храмов. Им хочется потеряться в незнакомом городе и заговорить с местными жителями на незнакомом языке, пытаясь выведать дорогу и надеясь, что эти люди откроют что-то новое, неожиданное, расскажут историю, предложат отведать местное блюдо в дешевом кафе.

Таких путешественников не пугает, а привлекает неизвестность; они учатся понимать жесты, улыбки и выражения лиц сотен незнакомцев, они видят, как живет то место, в котором они находятся. В этом удивительном умении и заключаются основные отличия путешественников от туристов - они не ищут достопримечательности по карте, а создают собственную карту со своими достопримечательностями.

Путешественники теряются, чтобы найтись

Не существует неправильного способа путешествовать и получать новые впечатления, но есть способы, которые могут дать намного больше, чем стандартный набор.

Туристы редко отправляются в путешествие, чтобы на себе испытать жизнь в новом, непривычном месте; чаще всего они едут, чтобы сказать, что были там, чтобы отметить галочкой очередной город. Путешественники мечтают потеряться в незнакомом городе. Они едут, чтобы искать неизведанное, а найти себя. Туристы не используют возможности, а путешественники не упускают ни одной.

Туристам снится дом, а путешественники всегда дома

Для настоящего путешественника дом - не материальное «имение», а эмоциональное состояние. У настоящих путешественников стерты границы зоны комфорта. Туристы мечтают о собственной постели, скучают по привычной еде и из-за этого упускают настоящее «путешествие», - когда дом там, где хочется не засыпать, а просыпаться.

Туристам необходим багаж

Туристу тяжело без определенного уровня комфорта, именно поэтому чемодан перекатывается из одного отеля в другой, при этом теряется уникальная возможность увидеть, что же за стенами отелей. Путешественники проводят время на улицах, знакомясь с людьми, рассматривая их жизнь, учатся жить так же и видеть место глазами тех, кто его создает.

Туристам нужны карты

Большинство туристов, собираясь в путешествие, уже распланировали маршрут, выбрали места и достопримечательности и решили, что приготовят на ужин по возвращении домой. Они точно знают куда поедут, что увидят и что будут делать. Путешественники предпочитают нехоженые тропы, тихие улочки, кафе в два столика и концерт местной молодой группы. Путешественников не найти в красных туристических автобусах.

Туристы покупают разговорники; путешественники пьют в барах с местными жителями

Каждый турист считает своим обязательством выучить базовые «спасибо», «пожалуйста» на языке страны, в которую едет. Удивительно, но большинство туристов считает, что этого усилия достаточно. Путешественник знает, что лучший способ пообщаться с местным - угостить его бокалом пива в баре.

Туристы безостановочно фотографируют

Туристы путешествуют по книге; путешественники пишут книгу

Настоящий путешественник всегда сойдет с проторенной дорожки, хоть на шаг. В то время как туристы толпятся в местах, указанных в путеводителях, путешественники ищут новые истории и новые места. Они знают, что настоящая красота места заключается в его пульсе, в том, что делает его живым и изменяющимся.