Отчего город Порту называют жемчужиной Португалии? Города-курорты Кашкаиш и Эшторил

Порту — город портвейна и футбола, город высоких арочных мостов и шумных прибрежных баров, город неприглядных и грязных улиц, город давший название Португалии. Про Порту написано так много, что пытаться рассказать что-то новое — неблагодарное занятие. Но всё же попробую и рассказать, и показать.

Город расположен к северу от на правом берегу реки Доуру, протянувшейся почти на 900 километров через весь Пиренейский полуостров.

История города уходит к римлянам, как раз с тех времён Порту начал развиваться сначала как портовый, а потом как промышленный город. Причём за прошедшие два тысячелетия своего портового шарма он ничуть не растерял, но об этом чуть ниже...

Порту является вторым по величине городом Португалии, его нередко называют северной столицей.

Один из самых узнаваемых символов города — мост Понте-де-Дон-Луиш, построенный в конце XIX века Теофилом Сейригом, учеником того самого Гюстава Эйфеля. Мост соединяет два берега реки Доуру. Мост — двухуровневый: на верхнем уровне на высоте 45 метров проходит линия метро, нижний же ярус, расположенный прямо над водой, предназначен для автомобилей.

Но самый известный символ Порту — конечно же, знаменитое креплёное вино — портвейн.

Портвейном может называться только вино, произведённое на берегах реки Доуру. Это положение закреплено законодательными актами Португалии и Евросоюза. Так что советские «Три топора» и прочие аналогичные суррогатные жидкости, конечно же, не только не имеют никакого отношения к благородному сладкому напитку, но и его название позаимствовали абсолютно нелегально.

К слову, вопреки мнению большинства, портвейн производится отнюдь не в Порту — знаменитые на весь мир погреба, в которых выдерживаются дубовые бочки с вином, расположены на противоположном берегу от Порту — в городе Вила-Нова-де-Гайя.

Раньше, чтобы не тревожить вино перевозкой по неровным португальским дорогам, с виноградников до погребов его переправляли в бочках на плоскодонных грузовых лодках с квадратным парусом. В память о тех временах сегодня можно увидеть множество пришвартованных лодок, как раз напротив погребов. Некоторые из лодок переоборудованы в рестораны, за столиками которых можно бесконечно сидеть и наслаждаться свежим ветром с Атлантики под приятные сладкие нотки, сверкающего в бокале креплёного вина.

Пара слов про транспорт. В Порту, так же как и в , ходят старые дребезжащие трамваи.

Есть здесь и более современный транспорт. Например, больше похожее на трамвай городское метро.

Вдоль старой крепостной стены от берега Доуру наверх проложена линия фуникулёра.

Крепостная стена тоже появилась здесь неслучайно — в самом начале реконкисты Порту занимал пограничное положение. Граница между мусульманскими землями и только что получившим автономию португальским графством проходила как раз по реке Доуру.

Фуникулёр ходит довольно редко — оператор ждёт пока кабинка будет набита людьми под завязку, словно банка со шпротами.

Ну и, наверное, самый интересный вид городского транспорта — канатная дорога, соединяющая площадку рядом с мостом Понте-де-Дон-Луиш и набережную реки Доуру рядом с винными погребами.

Хотя, конечно, это уже не Порту, а Вила-Нова-де-Гайя, но всё равно очень интересно.

А интересно потому, что как раз с этой канатной дороги открывается лучший на мой взгляд вид на историческую часть Порту.

Над плотно сгрудившимся жилыми домиками монументально возвышается епископский дворец.

Рядом с ним на склоне холма расположен старинный район Байрру-да-Се — он является беднейшим и в то же время самым живописным кварталом Порту.

На набережной расположено множество маленьких открытых ресторанчиков, в которых, кажется, круглосуточно царит пьяное веселье.

Тем временем пришло время посмотреть на Порту сверху. Лучшее место для этого — обзорная башня церкви Клеригуш.

Её колокольня — высочайшая в Португалии. Долгое время она являлась ориентиром для прибывающих с Атлантики кораблей.

Наверх ведёт узкая лестница из 225 ступеней.

Переведём дух на одной из площадок... Мы пока всего лишь добрались до уровня крыш.

Ну вот мы и наверху.

Смотрим на Порту.

Видим красные крыши, уступами спускающиеся к берегам Доуру. Видим расположенный на дальнем берегу Вила-Нова-де-Гайя. Видим занимающие практически весь противоположный берег реки винные погреба.

Видим аккуратные новенькие крыши.

Видим, что прямо в центре Порту существуют живописные руины.

Видим, что склоны холмов, на которых расположен Порту, довольно крутые, и порой чтобы подняться по множеству ступенек, нужно хорошо попотеть.

Видим возвышающиеся вдалеке современные кварталы.

Видим, что на запад до самой Атлантики уходят огромные покрытые зелеными кронами деревьев парки и скверы.

Всё. Сверху на Порту насмотрелись. Продолжаем гулять по улицам.

Обратим внимание на то, что голубыми изразцами здесь могут быть украшены целые фасады домов.

Прочувтсвуем атмосферу квартала Байрру-да-Се, над которым словно могучий фаллос возвышается колокольня церкви Клеригуш, которую мы посетили чуть раньше.

Дома здесь высокие, а улицы узкие и грязные. Между домами душно, воздух как будто застыл, впитав в себя множество ароматов, начиная от доносящихся неизвестно откуда запахов дешёвой еды и заканчивая откровенной вонью, так знакомой по родным питерским обоссаным лифтам. Ощущение, что из цивилизованной европейской страны неожиданно попадаешь в бедную азиатскую.

На улицах развешено бельё. Периодически навстречу попадаются личности очень сомнительного вида, с которыми очень не хотелось бы встретиться на тёмной улице под покровом ночи.

В общем — настоящий портовый город. Для большего антуража не хватает только пьяных морских волков да дешёвых портовых проституток. Хотя, может я просто плохо смотрел?

Смотрю внимательнее, и начинаю понимать — что город-то восхитителен!

Порту. История города.

Порту, второй по величине город Португалии с 500 тысячью жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Когда-то на левом берегу Дору находилось римское поселение Портус (латинское "гавань"), а на правом - Кале (греческое "калос" - прекрасный). По названиям этих поселков мавры стали называть страну между Дору и Минью - Портукале. После изгнания арабов в XI веке здесь возникло христианское графство Портукалиа, ставшее впоследствии королевством Португалия.

Порту всегда жил торговлей. В 1050 году он стал важнейшим экономическим центром на севере страны, в XIII и XIV веках поддерживал морские торговые связи с Англией, Фландрией и городами Ганзы.

Тесные отношения с Англией, на поддержку которой король рассчитывал в борьбе с враждебной Кастилией, были упрочены Виндзорским договором 1386 года и бракосочетанием короля Жуана I с англичанкой Филипой де Ленкастре, состоявшимся в соборе в Порту. В 1394 году у них родился в Порту сын, ставший позднее Генрихом Мореплавателем.

Английские купцы, промышлявшие торговлей колониальными товарами, такими, как табак и сахар, издавна чувствовали себя в Порту как дома. Еще и сегодня в городе сохраняется британское влияние, корни которого в печально известном кабальном договоре с Англией 1703 года. Этот договор открыл английский рынок для португальских вин и обеспечил английским торговцам монопольное положение в сбыте портвейна. До сих пор некоторые крупные фирмы-производители портвейна носят английские названия.

В противоположность Лиссабону тон в Порту всегда задавала городская торговая элита. С раннего средневековья и вплоть до XVII века действовал закон, запрещавший аристократам строить здесь дворцы и вообще находиться в городе более трех дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции и проживал на правах гостя в Епископском дворце. Городу удалось отвоевать многие гражданские свободы у епископа, но сопротивление лиссабонским властям было, конечно, безуспешным. Так, например, протест против виноторговой компании, основанной маркизом де Помбалом, был подавлен силой, а в Порту прислали генерал-губернатора Жуана де Алмада. Однако он сам и его сын Франсишку сделали для города немало хорошего. Именно им обязан Порту успехом работ по благоустройству и расширению города во второй половине XVIII века.

В XIX веке Порту был оплотом либеральных сил, деятельность которых вела к свержению монархии. Здесь в 1822 году провозглашена первая конституция. В Порту произошло первое, хотя и неудачное, восстание республиканцев. Диктаторский режим Салазара с самого начала не пользовался в этом городе никакой популярностью.

Сейчас Порту - промышленный центр, а его гавань Лейсойш - второй по величине порт Португалии. Горожане отличаются своим трудолюбием и неприхотливостью. Каждому португальцу известна поговорка: "В Лиссабоне кутят, в Порту работают, в Коимбре учатся, а в Браге молятся".

Порту - один из старейших европейских городов, сохранивший в своем облике черты различных эпох. Местные жители говорят, что Порту работает за всю страну, и они правы. В городе огромное количество туристических мест, промышленных предприятий, мест торговли и развлечений. Северная столица Португалии, от которой государство и получило свое название, привлекает своим многоликим образом, глубокой стариной и современностью, колоритом древности и модерна. И наконец, это столица знаменитейшего в мире портвейна, поставляемого во все страны, привлекательный и незабываемый город, откуда начинался путь многих знаменитых людей прошлого и современности.


География

Северная столица Португалии расположена в месте впадения реки Дору (или Дуэро) в Атлантический океан. До Лиссабона расстояние составляет всего 270 километров. Сам Порту размещен на правом берегу реки, тогда как его пригороды на левом. Развитие происходит также преимущественно на север и восток, так как на западе, всего в нескольких километрах, начинаются океанские просторы. Рельеф местности, где расположен город, довольно холмистый, со значительными перепадами высоты - от набережной Доры до наивысших точек, высотой более 100 метров над уровнем моря. Это сказалось на архитектуре и общем расположении улиц, извилистых, с множеством ступенек. Население самого города составляет чуть менее 250 тысяч человек, а вот всю агломерацию Большой Порту населяет более 2-х миллионов человек. При своем огромном значении и влиянии на экономику, культуру и туризм в Португалии, город имеет площадь всего в 42 квадратных километра, а плотность застройки достаточно высокая. В административном плане, разделение на районы сохранилось историческое, со своим древним центром и более новыми частями города. Всего в городе 15 районов, и расположены они достаточно компактно. Порту находится на нулевом меридиане, а потому время не отличается от гринвичского.


Климат

Всего несколько километров по прямой улице Avenida da Boavista отделяют город от Атлантического океана, а потому климат здесь полностью морской с усиленным влиянием теплого течения Гольфстрима. В Порту часто бывают осадки и небольшие штормы, чей сезон, традиционно, припадает на зимние месяцы. При этом жара в Порту практически не чувствуется, из-за довольно высокой влажности и приятного ветра с океана. Влияния континентального климата практически не чувствуется. Зима считается самой дождливой, но довольно теплой, особенно для российских туристов. Средняя температура с декабря по февраль не опускается ни +5°С, но случаются ветры. Заморозков в Порту не бывает, а минусовые температуры наблюдаются крайне редко. Весна и осень отличаются переменной дождливостью и изменением температуры, которая происходит практически незаметно, так как за два месяца падает (или поднимается) со стабильными показателями. Наиболее популярным временем посещения Порту является летний период, который, номинально, длится с мая по сентябрь со стабильными показаниями термометра от +17°С утром, до +28°С днем. При этом перепады температуры в течение суток могут практически отсутствовать, а осадков практически не бывает.


История

Первые поселения на месте современного Порту историки относят к периоду кельтских народов, обосновавшихся здесь в 300 году до нашей эры. До римского завоевания в 136 году до н.э. это была обычная деревня, которую преобразовали в форт с различными постройками военного и торгового значения - имя дали Portus Cale. Со временем, при изменении языков и произношений это название превратилось в Португалию, как именуется вся страна. После завоевания вестготами в 540-м году, здесь была возведена крепость и основано епископство, а город стал центром небольшой области. До 1096 года, когда город и все окружающее герцогство было унаследовано Генрихом Бургундским, Порту находился попеременно, то под властью мавров, то Королевства Леон. Каждый период наложил свой отпечаток на архитектуру, культуру и искусство. По историческим данным последние рыцари тамплиеры бежали именно в Португалию от Римского Папы и французского короля. В 1387 году в Порту состоялась свадьба короля Жуана Первого и британской принцессы - что стало основой самого длительного договора о мире и партнерстве за всю европейскую историю - между Англией и Португалией. Этот документ открыл невиданные возможности в торговле с Британскими островами, а впоследствии, и с Британской империей.

В процессе своего развития Порту, даже утратив звание столицы королевства, постоянно развивался. В 1763 году началось возведение знаменитой башни Клеригуш, которая была ориентиром для кораблей, заходящих в порт. В 1762 году основана мореходная академия, преобразованная в университет, второй по величине, после Лиссабонского. В 1876-1877 в Порту работал Густав Эйфель и его ученик, спроектировавшие два знаменитых металлических моста через реку Дору. В 1872 открылось постоянное трамвайное сообщение между районами города. Единственная война, которая непосредственно затронула территорию города - наполеоновское вторжение в 1809 году, но оно не продлилось долго, так как англичане быстро освободили Порту и он вернулся к мирной жизни. Вторая мировая война обошла стороной всю страну, которая была нейтральной и помогала беженцам.
Значительное влияние на развитие Порту оказала промышленная революция - здесь организовалось большое количество мануфактур и предприятий, которые и составили основу сегодняшнего промышленного потенциала агломерации. Порту всегда был в авангарде новаторства, оставаясь аутентичным историческим городом, чей центр полностью занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Достопримечательности Порту

  • Первое, что заметит посетитель города Порту - это постоянное использование декоративных изразцов в украшении фасадов домов. Еще чаще стали использовать изразцы бразильские иммигранты в 19 веке, что ознаменовало золотой век украшений португальских фасадов. Сначала изразцы расписывались вручную, позже, в связи с индустриализацией, ручные работы были заменены на механическую печать изображений. Самым ярким примером использования изразцов азулежу можно назвать часовню "Капелла душ" (Capela das Almas). Часовня была построена в 18 веке и не отличалась ничем особенным. Но в 1929-м году стены часовни были украшены 16 тысячами изразцами азулежу, после чего эта достопримечательность Порту стала самой "голубой" среди всех церквей города.

  • Главной достопримечательностью города Порту и его символом является титанический мост короля Луиша I, построенный по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля - Тиофила Сейрига в 1886-м году. Мост, построенный за 7 лет до Эйфелевой башни, достигает в длину на 80 метров больше чем сама башня - 385 метров и весит при этом более 3-х тысяч тонн, высота моста - 44,5 метра. Это грандиозное творение имеет два уровня - нижний предназначен для автомобилей, а по верхнему курсируют поезда метрополитена. На обоих уровнях имеются дорожки для пешеходов.
  • Визитной карточкой города Порту так же является колокольня церкви братства Клириков. Строительство архитектурного комплекса состоящего из церкви и колокольни было начато в 1732 году церковным братством, и закончено в 1750 году. Над строительством ансамбля трудились разные люди, но особенно следует отметить Никколо Назони и каменщика Антонио Перейра. Колокольня, которая венчает постройку с западной стороны, считается одним из шедевров Никколо Назони и признается одной из главных достопримечательностей города Порту. Благодаря тому, что колокольня достигает в высоту 76 метров, она является самой высокой церковной башней Португалии. Стоит отметить, что именно в церкви братства Клириков и похоронен знаменитый архитектор Никколо Назони.
  • Церковь Санто-Ильдефонсо была построена неизвестным архитектором между 1730-м и 1737-м годами. Несмотря на сдержанный фасад, ретабло алтаря демонстрирует изысканность и элегантность постройки. Работы по гравировке были выполнены мастером Никколо Назони. В 1932-м году церковь Санто-Ильдефонсо была украшена изразцами работы Хорхе Каласо. Изразцы изображают жизнь церковного заступника - святого Ильдефонсо, в честь которого и была названа церковь.
  • Еще одной достопримечательностью Порту являются церковь Карму и церковь Кармелиток (Igrejas do Carmo и das Carmelitas). Их особенность состоит в том, что эти две церкви расположены так близко друг к другу, что их можно принять за единое сооружение. Мужская церковь Карму (расположенная справа) была построена во второй половине 18 века по проекту архитектора Хосе Фгейредо Сейкаса. Облицованный камнем фасад венчает франтон, внутри которого находятся фигуры евангелистов. Боковые фасады церкви были облицованы изразцами азулежу в 1912-м году. Слева находится женская церковь Кармелиток. Примечательно, что церкви разделены домом, ширина которого всего один метр (один из самых узких домов в мире). Появление этого дома обязано закону, согласно которому две церкви не могут иметь общую стену.
  • Вокзал Сан-Бенту в Порту был построен в начале 20 века на месте Бенедиктинского монастыря Святой Марии. Весттибюль Вокзала покрыт 20-ю тысячами изразцов азулежу (эти изразцы - одно из высших художественных достижений в Португалии 20 века). Композиции из изразцов показывают сцены, связанные с железной дорогой и историей транспорта, а так же с известными событиями из истории Португалии.

События и фестивали

  • В Порту часто проводятся разнообразные мероприятия и торжества, которые приурочены тем или иным праздникам. Как бывшая столица Португалии, город довольно помпезно отмечает национальные даты - например, День Независимости (1 декабря) и День Республики (5 октября). Вместе с тем, в городе часто проходят другие фестивали, приуроченные, по большей части, к религиозным праздникам.
  • Самым популярным и колоритным мероприятием в Порту является День святого Хуана - покровителя города. Ежегодно 23-24 июня весь Порту украшают в праздничные цвета, повсюду устраивают ярмарки, шествия, театрализованные представления и угощения под открытым небом.
  • Рождество (Натал) и Пасха традиционно самые любимые праздники в Португалии, и Порту не является исключением. Повсеместные празднования, парады, представления и ярмарки - это лишь малая толика того, что происходит в городе на протяжение нескольких дней (или целый декабрь, в случае с новогодними праздниками).
  • Не менее популярна в Португалии и коррида, имеющая свои особенности и отличительные черты, более гуманная и, в некотором смысле, зрелищная. Даты открытия и закрытия сезона всегда являются общегородскими праздниками со своими ритуалами и четко регламентированными действиями.
  • Начало осени также характеризуется повсеместными винными фестивалями, которые для города, где родился портвейн, являются очень важными. Во время ярмарок представлены молодые и выдержанные вина, лучшие сорта и марки портвейна, бренди.
  • Кроме главных праздников, в Порту постоянно проходят разные мероприятия, посвященные музеям (День открытых дверей), кино (фестиваль научной фантастики Фантаспорту), музыке, архитектуре, книгам и прочим направлениям в искусстве.
  • В феврале, как и во всей Европе, в Порту проводится семидневный Карнавал, с шествиями, парадами, представлениями и прочими увеселительными мероприятиями. Еще один заметный праздник проходит в сентябре - Международный фестиваль кукольных театров - занимательное действо для взрослых и детей, когда со всего мира съезжаются лучшие труппы для представления своего мастерства.


Рестораны и кафе

Как и во всей Португалии, в Порту можно встретить самые разные заведения общественного питания - как обычные кафе с минимальными ценами, так и дорогие рестораны с Мишленовскими звездами. Местная кухня довольно простая и сытная, так как, в большинстве своем, сложилась исторически и основана на морепродуктах. Однако есть одно блюдо, которое отличает город от всех остальных. Неофициально, жителей Порту называют Tripeiros, дословно - «поедатели требухи» - чем многие гордятся. Действительно, местным фирменным блюдом является «Трипаш» - приготовленное из говяжьей требухи с разнообразными овощами. Также нельзя обойти стороной «фейжоаду» - мясо, приготовленное с рисом и фасолью; «франсезинью» - аналог сэндвича с ветчиной, жареной говядиной и колбасой с томатно-пивным соусом. Основная масса меню любого заведения состоит из морепродуктов, так как ежедневно в город поставляется свежий улов, где можно встретить не только традиционные типы рыбы, но и вполне экзотические - например, морского черта, подаваемого в некоторых ресторанах. На улицах, набережной и во многих районах есть небольшие кафе и бары, где можно сытно и недорого поесть, и попробовать какой-нибудь из сортов знаменитого портвейна.


Шоппинг

История и развитие города Порту тесно связаны с торговлей, а потому не удивительно, что здесь есть масса мест, где можно купить разнообразные товары. Туристам рекомендуется обязательно посетить старый и колоритный рынок «Боляу», расположенный на Ria de Sa da Bandeira, где постоянно продают свежие морепродукты, овощи, фрукты и разнообразные товары. В Порту большое количество торговых центров, брендовых бутиков, магазинов и аутлетов, которые представляют, как именитые торговые марки, так и местных производителей. Часто встречаются семейные магазинчики, где можно купить различные изделия народного промысла. Из северной столицы Португалии обязательно нужно привезти на память или в подарок:

  • портвейн - город является столицей этого напитка, в окрестностях которого производят десятки видов и сортов. Настоящий портвейн лучше покупать в специализированных магазинах, или в погребах производителей - куда устраиваются экскурсии с дегустациями;
  • азулежу - знаменитая керамика, традиционная только для Португалии. В Порту ею украшают практически все - от фасадов зданий, до небольших шкатулок, брелоков, сундуков и прочей утвари;
  • изделия из пробкового дерева - еще один символ Португалии и Порту в частности. Страна занимает одно из ведущих мест по выпуску такого вида древесины, а местные мастера предложат разнообразные поделки из пробки, включая обувь, сумки, аксессуары;
  • ювелирные украшения - наследие мавров, римлян и прочих народов, населявших местность, оказало влияние на ремесла. Серебряные и золотые изделия из местных мастерских привлекательны, самобытны, необычны и великолепны. Разновидностей ювелирной бижутерии очень много, и выбрать можно товары по любой цене;
  • оливки, сыр, хамон, яичный крем, вино - традиционные гастрономические сувениры из Португалии;
  • фигурки и товары с изображениями исторических достопримечательностей - таких товаров во всех сувенирных лавках очень много, и она отличается оригинальностью, разнообразием;
  • футбольная символика - город является домом знаменитых клубов «Порту» и «Боавишта» - их атрибутику можно купить во многих сувенирных лавках и фирменных магазинах.


Как добраться до Порту?

Из России в далекую Португалию добраться быстро можно только на самолете - прямые рейсы в Лиссабон летают практически из всех крупных городов. Стыковочные маршруты также есть и они могут занимать довольно продолжительное время, так как требуют пересадки в Германии, Франции и Испании. В самом Порту есть большой международный аэропорт Франсишку ди Са Карнейру, расположенный в 11 километрах от центра, принимающий самолеты со всей Европы, в том числе и лоукосты, но отдаленность страны накладывает свой отпечаток на поездку. Из Лиссабона можно добраться на поезде и автобусе. Также этими видами транспорта можно доехать и из России, но с многими пересадками в больших транспортных хабах, вроде Цюриха, Мадрида, Барселоны и прочих. Время в пути занимает очень много времени и иногда требуется транзитная виза для пересечения некоторых стран. На собственном автомобиле доехать до Порту можно, но сложновато, хоть город и находится на одной из важнейших магистралей на Пиренейском полуострове. Придется пересечь минимум пять стран, чтобы добраться до Португалии. Все-таки самым быстрым средством является авиация, будь то прямые перелеты до Лиссабона, или стыковочные рейсы в других городах мира. Как правило, при использовании недорогих авиакомпаний, долететь до Порту можно максимум за 30 часов.


Транспорт

Город Порту славится тем, что стал одним из первых в Европе, где был проложен трамвай, несмотря на довольно холмистую местность. По сей день в исторической столице Португалии действует разветвленная сеть общественного транспорта:

  • метрополитен - пять веток, проложенных под городом, объединяют все его районы и позволяют добраться не только до главных достопримечательностей, но и к основным транспортным узлам. Например, в аэропорту, на вокзале - сразу есть остановка метро, позволяющая быстро доехать до любой точки города;
  • трамвай - исторический вид транспорта, сам по себе являющийся достопримечательностью. Маршруты, а их всего три, проложены достаточно мудрено, но опоясывают весь Порту, а большинство проходит по историческому центру, что позволит насладиться видами города во время поездки из одного конца города в другой;
  • автобус - популярный и очень распространенный вид транспорта, который охватывает Порту, автобусы объединены с пересадочными узлами метрополитена и трамвая. Даже в аэропорт ходит три регулярных маршрута, что намного облегчает передвижение по городу. В ночное время также курсирует несколько автобусов, и проблем добраться до отеля не будет;
  • велосипед - набирающий популярность вид транспорта, который можно арендовать в десятках прокатных пунктов. Для Порту есть одна оговорка - из-за холмистости рельефа, на байке будет достаточно сложно передвигаться, особенно неподготовленному человеку;
  • такси - черно-зеленые и кремовые машины есть везде, и стоимость их вполне демократическая. Можно вызвать автомобиль по телефону или поймать на улице - цена не будет отличаться. Таксисты, пожалуй, самые вежливые и случаев накрутки тарифа очень мало;
  • авто в аренду - несмотря на размеры Порту, в нем случаются пробки и затрудненный траффик, но очень много бесплатных парковок по всему городу, а на платных стоимость не сильно «кусается». В городе работают, как международные, так и национальные компании по прокату автомобиля. Машину стоит взять, если вы планируете посетить живописные пригороды, что нужно сделать обязательно при посещении Северной Португалии.


Проживание

Столь исторический город, где проживали короли и аристократия, предлагает большой выбор гостиниц различного класса, многие из которых расположены в древних особняках и резиденциях. В Порту представлены все направления отелей - от эксклюзивных пятизвездочных, вроде Torel Avantgarde, до хостелов за 10 Евро в сутки. При этом поселиться можно в любой части города, так как он небольшой, а развитая сеть общественного транспорта позволит быстро добраться до места проживания. В Порту представлены отели всех знаменитых мировых сетей - Hilton, Sheraton, Radisson, а также огромное количество больших и малых гостиниц с различным уровнем сервиса и обслуживанием. В самом историческом центре, традиционно расположены самые дорогие места проживания, и чем дальше к окраинам, тем стоимость ниже. В пригородах также есть большой выбор приличных гостиниц, а доехать от них до центра не составит особого труда. Среди четырехзвездочных стоит обратить внимание на гостиницу Porto A.S. 1829 Hotel, как один из самых старых в городе, а выбор трех-и двухзвездочных поражает своим разнообразием, как по расположению, так и по ценам. Стоит помнить, что в сезон нанять номер довольно сложно, а потому лучше бронировать его заранее, чтобы не переплачивать.


Связь

В Порту довольно распространена обычная телефонная связь, не только в отелях, ресторанах, но и просто на улицах - звонки в Россию стоят достаточно недорого, а ночью действуют дополнительные скидки. Мобильные операторы местного и международного масштаба широко представлены в городе, а покрытие обеспечивает нормальное соединение в любой точке Порту. Беспроводной доступ к интернету Wi-Fi есть практически везде, и он, как правило, бесплатный - в отелях, ресторанах и барах, торговых центрах, в общественном транспорте, возле большинства достопримечательностей. Трафик позволяет без проблем отслеживать изменения в социальных сетях, общаться через Скайп, смотреть потоковое видео.

1. Обязательно прокатиться на раритетных трамваях по центру города, посмотреть на все достопримечательности.
2. Посетите знаменитый книжный магазин Livraria Lello, ставший прообразом многих мест из знаменитого романа про Гарри Поттера. Здесь же можно приобрести разнообразные книги, любой тематики и направления.
3. Еще одно место для обязательного посещения - маленькое аристократичное Café Majestic, бывшее некогда местом сбора аристократии и богемы, а сейчас радующее приемлемыми ценами, оригинальными интерьерами и вкусными блюдами.
4. Пользуйтесь общественным транспортом с карточкой Анданте - аналог проездного с ограниченным сроком действия, но дает возможность здорово экономить во время передвижения по городу, особенно при желании осмотреть как можно больше интересных мест.
5. Зимой и осенью стоит постоянно носить с собой зонт, так как ветры и дожди могут возникать довольно внезапно.
6. Пользуясь такси, лучше выбирать водителя, знающего английский, и с которым легче договорится. В машинах всех служб стоят счетчики, но иногда водитель может намотать больше кругов, чтобы увеличить стоимость поездки.
7. Поднимитесь на башню Клеригуш, высотой в 75 метров, которую видно из любой точки Порту, и она является символом города. Вход на смотровую площадку стоит около 2 евро.
8. Прогуляйтесь по Понте де Дона Мария Пиа и Понте ди Дон Луиш Первый - мостами, спроектированными и построенными Эйфелем и его учеником Сейригом еще до того, как началось строительство знаменитой башни в Париже.
9. Для тех, у кого не так много времени на подробный осмотр всех достопримечательностей Порту отлично подойдет экскурсионная прогулка на катере по реке Доуру, которая поможет ознакомиться с основными достопримечательностями города и, при этом, сэкономит время.

Порту на карте, панорама

Порту — город похожий на этнографический музей. Он дал название не только всей стране, но и знаменитому крепленому вину Портвейн.

Порту, фото Benjamin Gillet

Порту (Porto) – город на севере Португалии, в устье реки Дору, недалеко от Атлантического океана. По величине и значению он числится вторым после Лиссабона. Старый город Порту находится на правом берегу реки. С 1996 года он носит статус объекта ЮНЕСКО. Архитектура старого центра формировалась несколько веков и полностью сохранилась. Город по количеству достопримечательностей и красоте может соперничать со столицей.

Современный Порту – развитый промышленный центр. В городе с населением около 240 000 жителей с 2002 года действует метрополитен. Через Дору построено шесть уникальных мостов. Гавань Лейшоеш (Leixoes) – важный грузовой порт страны. В Порту работает крупнейший университет Португалии.

Как все начиналось

История города начиналась с римского поселения, в V веке. На левом берегу реки Доуру жило племя Портус, на правом – Кале, поэтому территорию назвали – Портукале (Portucale). В VIII столетии поселение было захвачено маврами. В X веке мусульман изгнали, возникло новое христианское графство – владение Генриха Бургундского (отца Афонсу Энрикеша).

В эпоху Великих открытий Порту пережил расцвет. XIII-XIV века – это время сотрудничества Португалии, Англии и других стран ганзейского союза. Порту был торговым, буржуазным и промышленным городом. Он всегда стремился к автономии от центральной власти и противостоял Лиссабону. В XV веке стал центром судостроения. Местные жители всегда отличались бунтарским характером. Здесь не раз вспыхивали восстания.

Именно в Порту была принята первая португальская Конституция.

Достопримечательности Порту

Мост Луиша I

Кафедральный собор Порту

Церковь св. Ильдефонсо

Музей современного искусства

Художественный музей

Музей электрического транспорта

Музей транспорта и связи

Музей портвейна

Кафе Мажестик

Квартал Рибейра, фото Mariana Daher

Старинный квартал Рибейра (Ribeira) на берегу реки – сердце Старого Порту. Его узкие улицы с пестрыми фасадами домов перепутаны, словно лабиринт, некоторые дома до сих пор стоят на римском фундаменте. Многие здания красиво украшены «азулежу», традиционной керамической плиткой в бело-голубых тонах. Здесь всегда шумно — многочисленные рестораны и кафе, колоритные таверны открыты до позднего вечера.

Набережная Рибейра, фото AN07

Каиш-да-Рибейра (Cais da Ribeira) – пестрая набережная вдоль реки Дору. Здесь можно увидеть фрагменты древней крепостной стены и старинные грузовые суда, которые раньше перевозили портвейн, а сейчас «служат» прогулочными кораблями. На набережной вы сделаете отличные фотографии и купите сувениры.

Мост Луиша I ученика Эйфеля

Мост Луиша Первого, фото Małgorzata Kaczor

Мост Луиша I (Ponte de D. Luís) (1886 г.) — одна из визитных карточек Порту. Это двухуровневый мост, построенный на месте старого каменного. Архитектор — ученик и компаньон Гюстава Эйфеля, Теофил Сайриг. Нижний уровень — для автомобилей, он соединяет район Рибейра с погребами и винными складами города-спутника Вила-Нова-ди-Гая (Vila Nova de Gaia). Верхний - для метро, он связывает район железнодорожного вокзала Сан-Бенту, с верхней частью Вила-Нова-ди-Гая. Пешеходы могут ходить по обоим уровням. Мост Луиша I — одна из лучших смотровых площадок в Порту. Недалеко от моста находятся фуникулер и остатки крепостной стены Фернандины (XIV в.)

Кафедральный Собор Порту

Кафедральный Собор Се, фото E Assad (Massad)

Кафедральный Собор Порту (Sé Catedral do Porto) – храм, перестроенный из романской крепости в XII веке. Массивные зубчатые стены и две внушительные башни и сегодня придают собору черты оборонительной цитадели. В одной из часовен храма находится уникальный алтарь, изготовленный из 800 кг серебра. В 1809 году защитники города уберегли его от наполеоновских солдат.

Епископальный дворец

Епископский дворец, фото rangaku1976

Епископский дворец (Paço Episcopal) находится рядом с Собором Се. Это двухэтажное романское здание XII столетия, реконструированное в духе барокко и рококо.

Церковь Святого Ильдефонсо, фото ChihPing

Церковь Санто-Ильдефонсо (Igreja de Santo Ildefonso), XIII век. Перестроена в начале XVIII в., оформлена азулежу, на покрытие стен ушло более 11 тыс. плиток. В убранстве храма сохранились восемь оригинальных витражей и орган 1811 года.

Церковь Клеригуш, фото Dan

Игрежу-душ-Клеригуш (Igreja dos Clérigos) – барочная церковь Братства Клириков, построена в 1750 году. Главный фасад и тимпан оформлены статуями и рельефами, неф здания в плане имеет овал. К церкви пристроена 76-метровая кампанила Торре-душ-Клеригуш (Torre dos Clérigos), возведенная в период 1754–63 гг. Это самая высокая колокольня страны, много лет она служила ориентиром для моряков. На шестом ярусе Торре-душ-Клеригуш оборудована превосходная смотровая площадка.

Ратуша

Городская ратуша, фото Diego Delso

Строительство городской ратуши Порту (Câmara Municipal do Porto) началось в 1920 г., но использоваться для муниципальных целей она стала лишь с 1957 г. Шестиэтажное монументальное гранитное здание имеет подвал, два внутренних дворика, башню с часами-курантами высотой 70 м, на которую можно взобраться, преодолев 180 ступеней. Внутри находятся торжественно украшенные залы. Интерьер здания выполнен из мрамора и гранита.

Площадь Свободы, фото Diego Delso

Площадь Свободы (Praça da Liberdade) – архитектурный комплекс XIX–XX вв. в южной части Порту. Здесь установлен монумент королю Педро IV, даровавшему Португалии конституцию; стоит дворец Cardosas. К площади примыкает Центральный вокзал (Estação São Bento). А саму площадь окружают банки, гостиницы, рестораны и многочисленные офисы.

Вокзал Сау-Бенту

Вокзал Сан-Бенту, фото Concierge.2C

Центральный железнодорожный вокзал Сан-Бенту (Estação São Bento) (1916 г.) – гимн красоте португальского азулежу. Из бело-голубых изразцов выложены великолепные панно на стенах здания на сюжеты из самых ярких эпизодов истории Португалии.

Национальный музей

Суариш-душ-Рейш, фото Alegna13

Суариш-душ-Рейш (Museu Nacional de Soares dos Reis) – Национальный музей, открыт в 1833 году, он занимает неоклассическое здание дворца Карранкаш (Palácio das Carrancas). Основа собрания – коллекция работ скульптора Соариша дуж Рейша. Кроме скульптур здесь представлена богатая коллекция португальской живописи XIX–XX вв., собрание живописи XVII–XVIII вв., серебро, керамика, предметы интерьера, текстиль, стекло из Португалии и стран Востока.

Для ценителей искусства и истории в Порту открыто множество самых разнообразных музеев. Наиболее интересные:
музей современного искусства (Museu de Arte Contemporânea de Serralves),
художественный музей — дом-мастерская Антонио Карнейро (Casa-oficina António Carneiro),
музей электрического транспорта (Museu do Carro Eléctrico),
музей транспорта и связи (Museu dos Transportes e Comunicações),
музей портвейна (Museu do Vinho do Porto).

Кафе Мажестик

Кафе «Мажестик», фото Lilly Darma

Кафе «Мажестик» (Majestic Café) – самое знаменитое заведение города, работает с 1921 года. Здесь помпезные интерьеры в стиле ар-деко, богатое меню, огромный ассортимент кофе и десертов. Говорят, что именно в кафе Мажестик британская писательница Джоан Роулинг начала писать о Гарри Поттере.

Португальский портвейн

Португалия – родина портвейна (Vinho do Porto), это известно всем. Именно Порту был главным центром производства и транспортировки «национального достояния» с XII века. Название вина защищено по происхождению: только ликерные вина из винограда, взращенного в долине Дору, проданные в Порту, могут именоваться «порто». Подлинность и качество португальских портвейнов охраняются государством. Происхождение напитка подтверждает гарантийная марка, выданная Португальским институтом виноделия. В городе работает множество винодельческих компаний – крупных и маленьких. Самый известный бренд портвейна выпускает семейная винодельня Calem. Фирма основала даже собственный музей – «Porto Calem».

Развлечения и праздники

В Порту любят веселье и развлечения. Карнавалы, шествия, костюмированные балы здесь проходят постоянно по любому поводу. Сопровождаются они фейерверками, обилием угощений, музыкальными представлениями.

В феврале в Порту проходит карнавал.

В июне празднуют дня Святого Антония, центром событий в эти дни становится Кафедральный собор.

В ночь на 24 июня местные жители прыгают через костер и устраивают фейерверк – так проходит католический праздник рождения Святого Иоанна (São João do Porto).

В сентябре в городе проводится Международный фестиваль театров кукол – публика приезжает со всей Европы.

Дом музыки, фото Marinhopaiva

В городе построен масштабный Дом музыки; в двух его залах возведены прозрачные стены.

Ночная жизни в Порту также насыщенная. В городе множество ночных клубов, в которых можно хорошо повеселиться и отдохнуть. Большая часть таких заведений находится на набережной Рибейра и в пригороде Матозиньюш (Matosinhos).

Любители природы и неспешных прогулок по достоинству оценят Ботанический сад, самый старый в Португалии.

Что с погодой?

Зима в Порту теплая и мягкая, температура около +14°. Лето довольно жаркое и влажное, воздух прогревается до +25°. Наибольшее количество осадков выпадает зимой. Комфортным и теплым месяцем считается август. Средняя температура воды летом — +17°.

Что типичного поесть?

Португальская кухня проста и сытна, ее еще называют «крестьянской». В ней используются рыба, морепродукты и мясо, а гарниром обычно выступает рис с овощами. Обязательно попробуйте: говяжьи потроха; фейжоаду (блюдо из мяса, риса и красной фасоли); картофельный суп-пюре с капустой; тушеную треску с горошком; запеченую форель; икру из оливок. Из экзотики: морской черт, волчий окунь, козий сыр с толстой коркой.

Сладкие блюда почти все готовятся с добавлением миндаля и корицы. Среди десертов разнообразные торты и пирожные, муссы и пудинги, хрустящее печенье и фруктовые салаты.

Сувениры

Подарки и сувениры для родных и друзей лучше покупать в магазинах на улице Santa-Katarine. Именно там находится множество сувенирных лавок, уличных базаров и антикварных магазинов.

Самый популярный подарок из Порту — бутылка португальского портвейна. Стоит обратить внимание на керамику, изделия из коры пробкового дуба, фигурки петушков, обувь и текстиль.

Транспорт в Порту

Старинный трамвай в Порту, фото Andreas Nagel

До любой городской достопримечательности, которая находится в пределах города, довезет метро, состоящее из трех линий. Это оптимальный транспорт для туристов в Пору.

По городу можно передвигаться так же на автобусах и трамваях. Работает ночной транспорт. Альтернатива общественному транспорту — такси.

Но что надо обязательно сделать в Порту, так это проехаться в старинном трамвае 1930 г. и увидеть Атлантический океан из его окна. Салон трамвая обшит деревом, водитель управляет вагоном стоя, т. к. сидений нет.

«Что самое главное в путешествии?

Увидеть, понять, насладится, полюбить!

Краски, формы, ароматы, вкусы складываются

в яркие картинки в памяти, чтобы потом мы

могли разглядывать их всю жизнь»

О стране, её истории и народе

Португалия — одна из старейших стран Европы с богатой историей. Португалия – это очаровательная страна, которую можно назвать тихой европейской провинцией, где девственная природа безмятежно соседствуют с развитой туристической инфраструктурой, а почтение к национальным обычаям мирно уживается с общеевропейскими традициями.

Страна великих мореплавателей Португалия расположена в западной части Пиренейского полуострова. На юге и западе она омывается водами Атлантического океана, на суше граничит с Испанией. В состав Португалии входят Азорские острова, расположенные в Атлантическом океане примерно в 1450 км к западу от Лиссабона, и остров Мадейра – в 970 км к юго-западу от Лиссабона, которые являются автономными регионами Португалии. Площадь страны вместе с островами 92,39 тыс. кв. км.

Название страны происходит от наименования римского поселения Портус Кале (Portus Cale) в устье реки Дору. В 1139 году Португалия стала независимым от Испании королевством. В то время она занимала только северную треть своей современной территории. В 1249 году был изгнан последний мусульманский правитель на юге страны, и с тех пор её границы мало изменились. Эпоха завоеваний началась еще в XV веке, когда португальские морские исследователи, такие как Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Фернан Магеллан, путешествовали по всему миру, совершая великие географические открытия. К XVI веку открытые ими территории образовали огромную империю, которая простиралась от берегов Бразилии до Африки и Азии. Именно в эту эпоху экономика Португалии достигла наибольшего расцвета.

В 1910 году в Португалии была свергнута монархия, а в 1974 году демократически настроенная военная хунта положила конец диктаторскому режиму, существовавшему с 1926 года. Португалия одна из немногих стран Европы, которые не были оккупированы немецко-фашиcтскими войсками во время Второй мировой войны.

Принятая в 1976 году конституция провозгласила Португалию Парламентской республикой с прямыми выборами и всеобщим избирательным правом для взрослого населения.

Передав в 1999 году последнюю из своих заморских территорий, Аомынь (Макао), которой владела с 1680 года, под управление Китая, Португалия положила конец долгой и подчас неспокойной, колониальной эпохе в своей истории.

События португальской истории оказали огромное влияние на культуру страны и привнесли черты мавританского и восточного стилей в архитектуру и искусство. Традиционные народные танцы и напевы, в особенности лирические фадо, не теряют значимости и по сей день, которые можно увидеть и услышать прямо на улицах. По одной из версий название фадо – восходит к латинскому слову fatum, что означает судьба. В мелодиях песен гармонично сочетаются мавританские, африканские и бразильские напевы, через все песни проходит тема одиночества, тоски и предчувствия печальной судьбы, однако это не значит, что музыка такого типа подходит лишь для меланхоликов. Умение воспевать грусть, превращать её в предмет восхищения – одна из национальных черт португальцев, недаром же несколько столетий практически каждая семья этой страны ждала сынов и мужей, отправившихся покорять морские просторы, а путешествие могло закончиться самым непредсказуемым образом.

Население страны мононациональное, 99% из 10,8 млн. населения составляют португальцы. На Пиренейском полуострове издавна оседало много народов. Самые древние обитатели — иберы — были низкорослыми и смуглыми. На протяжении столетий облик португальцев формировался под влиянием кельтов, финикийцев, греков, римлян, арабов, а также германских племён (вестготов и алеманнов).

Португалия – моноязычная страна. Официальный язык – португальский. На нём говорят более 200 млн человек во всём мире на трёх континентах: в Евразии, Африке и Южной Америке. Этот язык имеет сходство с испанским, так как оба принадлежат к иберийско-романской подгруппе романской группы языков, однако при сходном грамматическом строе между ними имеются значительные различия в произношении. Огромное влияние на формирование языка оказали германские племена и арабы (мавры), у которых португальский язык позаимствовал многие слова, а также контакты путешественников, первооткрывателей и купцов с азиатскими народами.

Национальные особенности: не стоит ставить под сомнение историческое величие страны — португальцы гордятся своим прошлым, особенно на фоне того скромного места, которое страна занимает сегодня. Португальцы весьма болезненно воспринимают сравнения их с испанцами, несмотря на схожесть языков, характеров и национальных культур. Здесь также популярен бой быков, но, в отличие от испанской корриды, где быка убивают, в португальской животное усмиряет команда безоружных бойцов (форкадуш).

В этой стране процент сельского населения — один из самых высоких в Западной Европе, много иностранцев работают на её заводах, стройках и полях, в т. ч. из Украины. Среднегодовой доход на душу населения:22 500 USD (данные Всемирного Банка, 2011 г.). Средняя продолжительность жизни приближается к 80 годам. Как и в других странах, в Португалии женщины живут дольше, почти 82 года, а вот мужчины пока не дотягивают и до 76. Пенсионный возраст составляет 65 лет, а фактический возраст выхода на пенсию 61-62 года.

Португалия – страна великих морских путешествий, грандиозных географических открытий и терпкого портвейна. Мягкий климат, свежие лесные и луговые ароматы, лёгкий океанский бриз и бескрайние просторы Атлантики, уникальная архитектура в стиле «мануэлино» и крепкий кофе… Всё это заслуживает того, чтобы поближе познакомиться с этой интересной страной.

З накомство с Порту

О городах Португалии говорят: в Браге молятся, в Порту работают, в Лиссабоне кутят. С Порту началось моё знакомство с Португалией. Порту, второй по населению город Португалии с населением 240 тыс. жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.

Порту хорошо известен своим предпринимательским духом, характерной культурой и местной кухней. Город часто называют северной столицей Португалии. В Порту находится самый крупнейший университет в Португалии (около 29 тыс. студентов).

Одной из самых ярких достопримечательностей Порто является башня Клеригуш — самая высокая в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Церковь в стиле барокко была построена для братства клириков («Клеригуш») архитектором Никола Насони по римской схеме. Её строительство было начато в 1732 году и окончено в 1750 году строительством монументальной лестницы. 28 июля 1748, несмотря на то, что здание ещё не было полностью закончено, церковь была открыта для богослужения. Торре-душ-Клеригуш стала символом города Порту. Она является Национальным памятником с 1910 года.

Город славится производством разных марок портвейна. Посещаем один из старинных «домов портвейна» — Galem, знакомимся с историей и особенностями производства этого популярного напитка. И, конечно же, дегустируем некоторые сорта, а кто желает — приобретает пришедшиеся по вкусу вина. Разогрев дегустируемыми винами аппетит, начинаем своё знакомство с португальской кухней в одном из ресторанов, где с удовольствием поглощаем национальное рыбное блюдо под названием «бакалау».

Подкрепившись «бакалау» и надегустировавшись портвейнами, с удовольствием прогулялись по набережной реки Дору, на которой плавают вот такие симпатичные лодки.

Через реку Дору переброшены четыре моста, соединяющие историческую часть города с Вила-Нова-ди-Гая — небольшим городком-соседом, где находится хранилище известного на весь мир портвейна. Один из мостов (Луиша Первого) построен по проекту Густава Эйфеля: двухъярусное сооружение впечатляющих размеров кажется ажурным и лёгким.

На самой высокой точке старого города построен кафедральный собор Се. Возведенный в XII веке на гранитной скале, он первоначально выполнял роль крепости. Позже он перестраивался, однако свой суровый облик сохранил по сей день. Внутри собора не очень интересно. Впечатлить любителей декора могут роскошный серебряный алтарь, на строительство которого ушло 800 кг серебра, и внутренний дворик, выложенный знаменитой португальской плиткой азулежу.

С Соборной площади открывается прекрасный вид на город.

От кафедрального собора к реке спуск идёт через беднейший район Порту. Район фешенебельных вилл расположен у океана. Сюда можно добраться на действующем трамвае-музее, который не изменился с 1930 года. Он называется Музей электрических машин. Впрочем, каждый из трамваев Порту может служить экспонатом: внутри транспортное средство обито деревом, вагоновожатый правит им стоя, по той простой причине, что сиденье для него отсутствует. Когда трамвай достигает конечного пункта маршрута, то водитель переходит из головной части в хвостовую, где тоже есть кабина, и ведёт свою машину «обратным курсом»: рельсы в Порту заканчиваются тупиком. Самый живописный маршрут пролегает вдоль берега океана. Из окон шумных и старых трамваев видны фешенебельные виллы, облюбованные состоятельными людьми со всей Европы.

Порту, как и другие португальские города, отличается не только своеобразной архитектурой, но и тем, что многие дома облицованы разноцветной плиткой.

С раннего средневековья и до XVII века действовал закон, запрещавший аристократии не только строиться, но и находиться в городе более трёх дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции. Он гостил в Епископском дворце, построенном Николо Наззони. Это шедевр португальской барочной архитектуры XVIII века. Город-порт расположен весь на холмах, в нём множество забавных домов и улочек.

Интересным оказалось и посещение магазина и своего рода книжного музея Livraria Lell – старейшего в Португалии и одного из самых невероятно красивых книжных магазинов во всём мире. Необыкновенный, просто сказочный интерьер, который размещается на двух этажах магазина. Эффектный и массивный декор стен, потолка, всё изготовлено из благородной древесины с использованием оригинальной и необычной резьбы в сочетании с удивительно изогнутых линий красной лестницы, которая ведёт на второй этаж. Не менее впечатляюще выглядит и великолепный потолок, выполненный из дорогого витражного стекла. Книжный магазин расположен в пяти минутах ходьбы от центра города.

Наше внимание привлёк и этот симпатичный фонтан.

Нельзя не упомянуть о посещении железнодорожного вокзала Сан-Бенту. Помимо прямого назначения, вокзал Сан-Бенту интересен своими стенами-картинами, выложенными плитками азулежуш в бело-голубых тонах. Самая большая из них выполнена из 20 тысяч изразцов и украшает зал ожидания. Это панно полностью занимает одну из его стен. На картине изображены эпизоды из истории железных дорог, а также важные моменты истории Португалии.

При выезде из Порту за крепостными стенами состоялась моя первая встреча с Атлантическим океаном. По колени захожу в океан, водичка довольно прохладная, но окунуться всё же можно.

Два дня в Лиссабоне

Лиссабон — столица Португалии и крупнейший город страны. В нём проживает 570 тыс. чел. Он расположен на правом берегу реки Тежу, впадающей в Атлантический океан. Его история насчитывает около 20 веков. Построен Лиссабон на семи холмах, как Рим и Москва. Также, как и Москве, Лиссабону покровительствует Георгий Победоносец. Город стал столицей государства в 1147 году после освобождения от арабской колонизации. Обязан этим Лиссабон первому королю Португалии Альфонсо Энрикесу. Основан главный город страны был финикийцами как остановка на пересечении морских путей и назван Alis Ubbo — благословенная бухта. Город побывал под управлением Римской империи, мавров, испанцев.

Начинаем своё знакомство с центра Лиссабона — одной из главных достопримечательностей. В XVIII веке здесь проходили бои быков и публичные казни. Осматриваем парк Эдуарда VII и монумент маркизу де Помбала. Это большая зелёная поляна с аккуратно подстриженными кустиками правильной геометрической формы.

Лиссабон – современный европейский город, расположен на 15 холмах. Гуляя по нему приходится постоянно то подниматься, то опускаться с холмов. Поднимаемся на один из холмов, где с помощью экскурсовода знакомимся с мавританской крепостью Сан Жоржи. Когда-то здесь жили португальские короли, а теперь от замка осталась одна скорлупа с сосновыми рощами внутри. Зато это самая высокая точка Лиссабона и виды отсюда соответствующие. С крепостных стен видно странное сооружение — ажурные каркасы утыкающихся в небо арок. Чтобы охватить взором виды на реку Тежу и древний район Лиссабона Альфама, мы прошлись по эспланаде и поднялись на вал старой крепости. Крепость Сан Жоржи (святого Георгия) уже с древних времён была укреплением, охватывающем устье реки Тежу. В 1147 году король Альфонс Энрикиш переделал крепость в королевскую резиденцию. В 1511 году король Мануэль I построил себе дворец вне крепости, а здесь разместил склад оружия и тюрьму. При землетрясении 1755 года крепость очень сильно пострадала и лишь в 1938 году при Салазаре руины были отреставрированы, причём сохранилось лишь несколько деталей, напоминающих о первоначально мавританской Алкасаве, позднее – королевской резиденции, где Васко да Гама с помпой отпраздновал успех своего путешествия в Индию. Крепостные стены были восстановлены и теперь можно прогуляться по ним вокруг старинного квартала Санта-Круш. В крепостных башнях устроены разнообразные выставки, рассказывающие об истории крепости и всего города. С обзорных площадок открывается великолепный вид на Лиссабон.

От крепости в разные стороны разбегаются картинные улочки с домами, покрытыми расписной плиткой. Посреди каждого подъёма заботливо установлены скамейки. Большая часть улочек ведёт в Альфаму — самый старый квартал Лиссабона, который, будучи построенным на скальном грунте, пережил землетрясение без особых разрушений. Здесь когда-то находился центр римского города, а позднее — центр мавританского города. В Альфаме жили также евреи до их изгнания в XVI веке. О столичном городе там ничего не напоминает: Альфама скорее похожа на рыбацкую деревушку, где хозяйки прямо на улице чистят рыбу и строчат на допотопных швейных машинках, а верёвки с бельём привязаны к растущим прямо на ступеньках апельсиновым деревьям. Отправляясь на прогулку в Альфаму, настраивайтесь на то, что, скорее всего, заблудитесь — логике это хитросплетение улиц практически не поддаётся.

Вниз от замка спускаемся на ретро-трамвайчике, курсирующему по маршруту № 28, который напоминает транспорт начала прошлого века, и отправляемся на экскурсию по центру города. Отдаём должное тому, как наш трамвай лихо взбирается на возвышенности и с пугающим дребезгом несётся по узким извилистым улочкам. В один из моментов поездки легко достаём руками стену соседнего дома.

Выходим на остановке и перед нами открывается изумительный вид на столицу. В Лиссабоне такие обзорные террасы называются мирадору. Мы очутились на лучшей из них — Miradouro de Santa Luzia. Подходим к ограждению и замираем в восхищении. Недаром Лиссабон называют «Белый город»: перед нами целый квартал будто игрушечных, залитых солнцем белоснежных домиков с оранжевыми черепичными крышами.

В городе много интересных зданий необычной архитектуры.

Спускаемся на площадь Коммерции, которая считается одной из красивейших площадей Португалии. Здесь до землетрясения находился построенный в 1511 году Мануэлем I королевский дворец. В центре её на высоком цоколе возвышается конная статуя короля-реформатора Жозе I, министром которого был маркиз де Помбал. Величественная Триумфальная арка, украшенная барельефами и статуями известных людей и соединяющая площадь с улицей Августа, была завершена в XIX столетии. Тогда площадь и получила свое теперешнее название «Площадь Коммерции» вследствие близости к порту, являющимся главным источником торговли города. Отсюда открывается великолепный вид на реку Тежу, к которой можно спуститься по лестнице. С южной стороны площади возвышаются две квадратные башни, а с трех сторон площадь обрамляют здания министерств и банков.

Следующий пункт нашего путешествия — район Белем. Там, где Тежу впадает в океан, стоит Белемская (то есть, Вифлеемская) сторожевая башня, а чуть ближе к суше вздымается монастырь Жеронимуш — прекрасный образчик главного национального стиля — мануэлино, то есть готики, смешанной с арабской вязью, морскими узлами и астролябиями. Здесь же похоронены два всемирноизвестных португальца — Васко да Гама (который отчаливал от Белемской башни, отправляясь на поиски альтернативного пути в Индию) и Луиш Камоэнс. От Камоэнса, правда, осталась одна только гробница, сам поэт умер от чумы и похоронен в какой-то затерянной общей могиле.

Рядом находится кофейня Casa dos Pastéis de Belém, где делают лучшие в городе, а, возможно, и в стране, сладости.

Рядом с монастырем находится Вифлеемская башня (Торре де Белен), построенная в XVI веке, – символ Лиссабона. Это один из лучших образцов стиля мануэлино, башня находится под охраной ЮНЕСКО. Её украшают фонари, ажурные венецианские балконы, каменная резьба, статуя Мадонны Мореплавателей под огромным балдахином и скульптура носорога. Изнутри же башня выглядит достаточно мрачно, — раньше здесь была тюрьма. Четырехугольная Башня Белен известна как памятник португальской Эпохе Великих Географических Открытий. Башня, сооруженная в 1515-1520 г. г. и выдержанная в стиле мануэлино, является классическим символом всей Португалии. Эта башня воздвигнута в честь славного военного и морского прошлого Португалии и возвышается на том месте, где когда-то каравеллы отправлялись в далёкие страны.

Невдалеке от Башни на набережной реки Тежу по направлению к Мосту имени 25 апреля находится Памятник Мореплавателям.

Чем же запомнился Лиссабон, помимо его исторических достопримечательностей? Прежде всего, самобытной архитектурой, соединившей в себе различные стили. Полюбились нам его площади и улицы, выложенные плиткой разнообразной конфигурации и цветовой гаммы. Не оставили равнодушными и его многочисленные сувенирные магазинчики с всевозможной цветной кафельной плиткой и изделиями из неё. Ещё в городе находится один из самых больших океанариев. С удовольствием проехались по известному трамвайному маршруту № 28 по его крутым улочкам и с не меньшим удовольствием — под землей на метро в современных уютных вагонах, полюбовались своеобразным интерьером его станций.

Пришло время прощаться с гостеприимным Лиссабоном. Переезжаем через один из самых длинных мостов Европы. Через 45 месяцев после начала работ (на полгода раньше срока), 6 августа 1966 г., состоялась торжественная церемония открытия в присутствии высших лиц государства. Сооружение было названо «Мост Салазара» в честь тогдашнего диктатора Португалии. Вскоре, после Революции гвоздик, мост был переименован в честь дня, когда свершилось это событие, – Мост имени 25 апреля.

Королевская Синтра

Утром покидаем Лиссабон и направляемся в Синтру. В 27 км от Лиссабона у подножия невысоких прибрежных гор Сьерра да Синтра расположен небольшой городок Синтра, который с 1995 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сами португальцы считают его главной достопримечательностью страны, жемчужиной Португалии. Ещё в VIII веке мавры по достоинству оценили оборонительное значение этого места и построили здесь крепость. В 1147 году Афонсу I Энрикеш прогнал арабов и следующие 600 лет город был летней резиденцией португальских королей.

Среди роскошных парков, многовековых лесов, завораживающих ландшафтов, на холмах возвышаются поражающие воображение дворцы, замки, монастыри.

В самом городе расположен Национальный дворец Синтры, а в прилегающей горно-лесопарковой зоне на холме — Дворец Паласио-да-Пена и полуразрушенный Замок мавров.

Возле вокзала расположена красивейшая городская ратуша.

Перед поднятием на гору к Дворцу Паласио-да-Пена с удовольствием гуляем в городской части Синтры, застроенной старинными особнячками. Улочки прихотливо извиваются и частенько заканчиваются крутыми лестницами, ступеньки выводят на обзорные террасы, с которых открывается потрясающий вид на горы и океан. Городской пейзаж изобилует зелёными лесами, экзотическими цветами и изысканными дворцами.

В городе можно найти много замков и дворцов, сохранившихся в своей первозданности. Эти замки содержат важную историческую и художественную коллекции, что привлекает в город португальских и иностранных художников. Интересны и самобытны не только замки и дворцы, но и дома в этом сказочном городе.

Близость океана и горные хребты обеспечивают влажную, прохладную и слегка ветреную погоду, которая отлично подходит для отдыха даже в очень жаркое лето. Именно поэтому уже в XV веке летней резиденцией королевской семьи Португалии стал сказочный замок Паласио-да-Пена, который вместе со своим роскошным парком венчает один из самых высоких холмов Синтры. Расположенный на уровне 450 м над городом Синтра, относится к самым значительным образцам португальской архитектуры романтического периода. Возвышаясь на скалистом холме, он удивительным образом гармонирует с окрестными ландшафтами, сочетающими буйную растительность и скалистые утёсы.

Дворец был основан в 1839 году, когда муж португальской королевы Марии II Фердинандо II Саксен-Кобург-Гота (1816 — 1885 г. г.) приобрёл руины Иеронимского монастыря и начал перестраивать их по своему романтическому вкусу, чтобы создать здесь летнюю резиденцию. Чтобы осуществить свои фантазии, Фердинандо II обратился за помощью к знакомому немцу, барону Эшвеге, и назначил его руководителем строительства. И так как в XIX веке романтически настроенные архитекторы уже не стеснялись смешивать разные стили, то замок, как трехмерный пазл, собрали из немецких и португальских башен, мавританских арок и двориков и индийских куполов. И в довершение раскрасили все это в яркие цвета, что восхищает не только взрослых, но и детей. Причудливо-эксцентричная архитектура дворца сочетает в себе мавританские, готические и мануэлинские мотивы и дух замков Центральной Европы. Дворец стоит на вершине горы, его можно обойти по периметру по специальной дорожке. Фердинандо II также построил здесь один из самых захватывающих парков Португалии, который проектировали и засаживали растениями более 4 лет, начиная с 1846 года.

Этот самый красивый и романтический замок Португалии в шутку называют «Дворцом Белоснежки» и часто сравнивают с баварским Нойшванштайном. К Дворцу Пена можно подъехать на автобусе № 434 с центра города за 4,5 евро, но можно добраться и по тропинке пешком.

Поднимаемся на скалу, где расположена крепость, построенная маврами между IX и X веками. Во время захвата христианами крепость сдалась без боя. После XV века крепость потеряла своё стратегическое значение. Сверху открывается чудесный пейзаж: среди моря зелени видно и голубой океан и бело-красные крыши населённых пунктов и столицы.

Вниз спускаемся пешком, чтобы сильнее ощутить всю прелесть окружающей природы. Весь склон горы усеян огромными валунами, как после обвала или камнепада. Непонятно, как на этих камнях могут расти высокие деревья.

Прохожу мимо развалин старой мавританской крепости – когда-то здесь бурно протекала жизнь, а теперь лишь полуразрушенные каменные стены напоминают о её былом величии.

Королевская Синтра навсегда сохранится в памяти как одно из самих гармоничных мест мира, сочетающих в себе и прекрасные пейзажи, созданные матушкой-природой, и рукотворные дворцы и замки, созданные талантливыми архитекторами. Лорд Джордж Гордон Байрон, восхитившись красотой Синтры, назвал её райским местом, а после навсегда увековечил городок в известной поэме “Великий рай”.

Города-курорты Кашкаиш и Эшторил

После обеда направляемся к самой западной точке Европы – мысу Рока. Путь к нему пролегает по «Португальской Ривьере», с посещением городов-курортов Кашкаиш и Эшторил. Хотя Лиссабон стоит на побережье океана, в городе нет пляжей и желающие окунуться в морскую пучину или просто отдохнуть на побережье лиссабонцы выезжают в эти расположенные рядом города-курорты. Эти города очень милые и уютные.

В 15 км к западу от Лиссабона раскинулся великолепный курорт — Эшторил. Здесь уникальный микроклимат: тёплое и солнечное лето, умеренная температура в остальное время года. Именно с курорта Эшторил берёт начало туристическая индустрия Португалии. Немногим более века назад изумительной красоты природа и мягкий атлантический климат привлекли в Эшторил мировую элиту и представителей знаменитых аристократических семей. Великолепные песчаные пляжи, чистейшая вода и недоступные простому смертному отели традиционно пользуются спросом у людей немалого достатка. Любителей активного отдыха порадует невероятное разнообразие водно-спортивных развлечений, в т. ч. 8 новейших аквапарков, и прекрасные поля для гольфа.

В Эшториле часто отдыхает Её Величество Королева Англии, а небезызвестная Линда Евангелиста облюбовала себе виллу. Мы проезжаем мимо отеля, в котором отдыхал наш первый и единственный президент СССР Михаил Горбачёв.

Расположенный всего лишь в нескольких километрах от Эшторила и в 20 км от Лиссабона, Кашкаиш — типичный образец португальской архитектуры с яркими черепичными крышами и белыми стенами, отделанными красочными керамическими плитками.

Название Кашкаиша происходит от слова cascale — «маленький камень». Город располагает богатым историко-архитектурным ансамблем: музей истории, морской музей, церкви и часовни 15 века. На Центральной площади стоит памятник дону Педро.

В небольшом городе есть и другие памятники. Нам приглянулся этот скульптурный воин.

Очень понравился этот необычный симпатичный букет.

Весьма привлекательна прогулка по верхнему городу с прекрасно ухоженным городским парком и романтическим замком Аристократа.

Если двигаться дальше от города вдоль скалистого побережья, то попадаешь в Гиншу — царство широких дюн с нередкими штормовыми ветрами. Этот уголок нетронутой природы — настоящий рай для любителей виндсерфинга. Здесь находится живописный утёс Бока де Инфьерно («уста преисподней»): море вымыло отверстие в скале, и в этих каменных челюстях теперь постоянно кипит «адская похлебка».

Мыс Кабо де Рока

Горная дорога выводит на обрыв, с которого открывается головокружительная панорама океана и прибрежных скал. Это самая западная точка Европы, мыс Кабо де Рока, который стал достопримечательностью лишь в 1979 году. До этого «краем света» на Пиренейском полуострове считался испанский мыс Финистерре (лат. «конец земли»). Скала высотой в 140 метров, словно нос корабля, выдаётся в океан. Пренебрегая оградительным баръером, подхожу к её краю. Стоя у самого обрыва, слушаю торжественную музыку океана и наполняюсь его энергией. Наверное, великие португальские мореплаватели, стоя у западных берегов родного континента и всматриваясь в безбрежные океанские дали, задавались вопросом: «А что находится за этими далями?» и чтобы найти ответ на этот вопрос отправлялись в дальние морские путешествия.

Мы преодолели сюда нелёгкий путь на автобусе через много стран Европы от самой западной точки родной Украины закарпатского города Чоп (48º05′ с. ш., 22º08′ в. д.). Фотографируемся на память с нашим желто-голубым национальным флагом рядом с каменной стеллой, на котором высечены координаты (38º47′ с. ш., 9º30′ з. д.) и надпись «Onde a terra acaba e o mar comeca ….». Окутанное туманами или освещённое ярким солнцем, это место единственное и неповторимое, где, как сказал поэт Камоэнс: «К ончается земля и начинается океан » , — именно так звучат в переводе слова, высеченные на каменной стелле.

А это памятный камень.

В качестве свидетельства своего присутствия в таком харизматическом месте приобретаю в сервисном центре мыса именной сертификат о том, что действительно была здесь. На обратной стороне на разных языках, в том числе на русском, написаны следующие слова: «Удостоверяю, что был на мысе Рока в Синтре, в Португалии, в самой западной точке европейского континента, на самом краю света, «где кончается земля и начинается океан», где Дух Веры, Любви и жажда приключений, побудили португальские каравеллы отправится в путь в поисках нового мира » .

В сувенирном магазине много различной продукции о пребывании в самой западной точке Европы, особенно много сувениров с рисунками на разнообразных керамических изделиях. Выбираю магнитик на холодильник в виде маленькой керамической плитки с изображением мыса на память о посещении этого уникального места.

Но главное, что увозим из этого места, – воспоминания о том, как выглядит самая западная точка родного европейского континента. Бирюза глади Атлантики ласкает взор, а грозные скалы вызывают в воспоминаниях легенды о трагической, безответной любви.

Мы достигли самой крайней точки нашего родного континента и на этом я заканчиваю моё повествование о путешествии по Пиренейскому полуострову, мой «Пиренейский роман».