Путешествие по Баден-Вюртембергу: рассказ о поездке в Гейдельберг. Гейдельберг

Самостоятельное путешествие по Баден-Вюртембергу позволило мне осмотреть достопримечательности Гейдельберга, посетить руины старинного замка, побывать в музее аптечного дела, увидеть красивые здания; хотите знать больше - читайте рассказ про самостоятельное путешествие в Германию

Прибыв на главный вокзал Гейдельберга, я сперва опешил: с того момента, как мы прокатились по этим местам, тут кое-что изменилось. Например, автоматические ячейки камеры хранения «перебрались» из соединяющей платформы навесной галереи непосредственно в здание терминала, где и устроились слева от главного входа; оставить вещи в камере хранения на вокзале Гейдельберга нынче стоит 2 евро, более крупные отсеки обойдутся дороже. На вокзале вроде как прибавилось коммерческих помещений, и ещё кафе я как-то не приметил в прошлый визит – теперь есть возможность недорого перекусить перед посадкой на поезд. Понравилась мне и местная логистика: с перронов можно подняться наверх эскалаторами и лифтами, не надо, значится, тащиться пешком и тащить на себе вещи.

Ещё хочу отметить такое важное достоинство вокзала, как наличие турофиса. Ну то есть туристический офис Гейдельберга расположен не в самом вокзале, но рядом с ним, на прилегающей площади Willy -Brandt -Platz . Как следствие, путешественник, заявившийся осматривать город, сразу получает возможность взять бесплатную карту, получить совет, как добраться до центра, купить путеводитель по Гейдельбергу и прицениться к местным сувенирам; их покупать лучше потом, на площади возле ратуши, а пока просто изучить примерный ассортимент.

Основные достопримечательности Гейдельберга находятся довольно далеко от станции Heidelberg Hbf, и давешний визит мы начали с поездки на автобусе. Теперь решено было прогуляться по городу пешком, так как по дороге мы рассчитывали увидеть кое-какие интересные объекты. А для тех, кто всё же предпочитает транспорт, скажу, что сложностей с использованием местных линий нет никаких. Стоимость билета равна 2.10 евро, купленный проездной годится и на автобусы Гейдельберга, и на трамваи, имеется в продаже также 24-часовая карточка стоимостью 5 евро. Спланировать маршрут можно в интернете, где есть вся нужная информация о гейдельбергском транспорте.

Мы же, держа курс на исторический центр, почти сразу наткнулись сразу на две крупные церкви. Первой нам попался стоящий на Blumenstrasse храм святого Бонифация. Он выстроен в неороманском стиле, обретшем большую популярность на рубеже XIX и XX веков, как раз тогда, когда власти Гейдельберга планировали выстроить новую церковь. Постройка получилась довольно удачной, напоминающей лучшие образцы немецкой архитектуры, и лично мне она напомнила собор Шпайера. Тем не менее, храму чего-то не хватает, возможно, более пышного декора – архитектор Людвиг Майер, похоже, упустил этот нюанс из вида, и шедевра у него всё же не вышло…

Примерно в том же районе, только чуть южнее, на Zahringerstrasse стоит Кристусирхе, выглядящая средневековой, но таковой не являющаяся. Здание сколько угодно может прикидываться старинным, только строили его почти одновременно с описанной выше церковью – это был ответ протестантской общины на попытки католиков возвести колоссальный храм. Состязание в скорости, надо заметить, лютеране проиграли, зато их детище выиграло во внешнем виде, и хотя в облике церкви смешались неоготика и ренессанс, эта эклектика пошла Christuskirche только на пользу, и теперь здание многие считают одним из наиболее привлекательных во всём Гейдельберге.

Обе эти достопримечательности находятся в сравнительно новом районе, притулившемся под склонами увенчанного замком холма; чтобы не упереться в эту возвышенность, надо сдвинуться в сторону набережной Неккара, и даже пожалуй, ещё дальше, выйдя на оживлённую улицу Hauptstrasse. Эта рассекающая центр артерия целиком отдана пешеходам, но движение там как на шоссе в час пик: народу уйма целая, плюс постоянно с обеих сторон поток «сдавливают» столики многочисленных кафе. Тут вполне реально поесть недорого, Гейдельберг ведь считается городом студентов и потому точки общепита во многом ориентируются на малоимущую публику. Мы, к примеру, отведали в кафешке «Eiscafe Palast » отличное мороженое всего по 0.80 евро за шарик, что процентов на 25 меньше, чем обычно стоит лакомство в Германии.

Присмотритесь также к сувенирным лавкам: порой встречаются очень выгодные предложения. Красочные открытки вот нашлись по 0.30 евро, а ещё в доме 159 обнаружился магазин спиртного, где туристы со страшной скоростью расхватывали гейдельбергские ликёры. Я так и не смог понять, чем хороши местные настойки, но раз ягодный ликёр при цене в 10 евро за пол-литра шёл «на ура», значит, люди имеют представление о том, что берут…

Прогулка по Hauptstrasse не обошлась и без осмотра достопримечательностей: Провиденцкирхе числится за параллельной улицей, однако её фасад выглядывает из-за домов и привлекает внимание. Построили эту церковь в 1660 году, и тогда это была, судя по отзывам современников, довольно заурядная постройка, выстроенная по необходимости: курфюрст воспылал желанием укрепить подданных в протестантской вере и затеял масштабное строительство. Выглядеть стильно храм начал только с первой четверти XVIII века, когда его перестроили, расширили и украсили громадной колокольней; башня, кстати, очень даже идёт церкви, и мне было трудно представить, как здание стояло без этой важнейшей детали…

Своим западным концом главная улица Гейдельберга упирается в Markplatz, рыночную площадь, как легко догадаться по названию. Там и сейчас полным ходом идёт торговля, так что желающие купить в Гейдельберге сувениры могут предаться шоппингу. В наличии на лотках имеются тарелочки с идиллическими видами немецкой природы (гоните за каждую семь с полтиной), магнитики (4 монеты), открытки, буклеты, игрушечные рыцари, копии городских зданий и много чего ещё. Стоит прогуляться вдоль этой торговой шеренги, и неминуемо уйдёшь с пустым кошельком и полной авоськой сувениров.

Вся эта сувенирная вакханалия творится аккурат под стенами самого большого храма в Гейдельберге, церкви святого духа. На строительство поистине колоссального сооружения ушло больше столетия, под это дело утёк в прошлое весь XVI век, но окончательный облик Heiligg eistkirche обрела только спустя двести лет, когда на неё нахлобучили крышу, выдержанную в стиле барокко. Непременно зайдите внутрь здания, чтобы оценить размеры и заодно увидеть надгробье принца Рупрехта, вдохновителя строительства.

Давайте теперь перенесём наше внимание на городскую ратушу, построенную в начале XVIII века. Заменив разрушенную во время войны предшественницу, она удачно вписалась в ансамбль Marktplatz со своими барочными формами. Сейчас внутри ратуши помимо местной администрации расположился офис туристической службы, и если карта Гейдельберга по какой-то причине не была взята вами в павильоне у вокзала, сейчас самое время разжиться ею.

Неподалёку от главной площади Гейдельберга начинается подъём в городской замок, однако нам надо сначала закончить осмотр округи, и для этого придётся пройти чуть-чуть назад. Тогда мы выйдем к самой старой из городских церквей, Петерскирхе. Храм святого Петра наверняка «ревнует» Хейлиггесткирхе, считая ту выскочкой: она на двести лет моложе, и популярность её зиждется на центральном расположении. А Peterskirche стоит несколько в стороне от основных туристических троп, так что к ней выходят немногие. Между тем, данную постройку относят к рубежу XII и XIII столетий, и на всём протяжении своего существования она была не больше не меньше как «придворной» церковью университета. Как следствие, под её сводами похоронены многие выдающиеся преподаватели, и, без преувеличения, здание слилось с ВУЗом в единое целое: когда мы зашли осмотреть интерьеры храма, внутри как раз шла лекция по астрономии…

Историки установили, что университет Гейдельберга – самое старое такого рода заведение во всей Германии; основан он был в 1386 году, и трудно, пожалуй, подсчитать число студентов, выпущенных из дверей этого не слишком приметного здания. Зато уж в отличие от Старого университета корпуса Нового хорошо приметны и даже, можно сказать, бросаются в глаза своим неуместным для старого района видом. Исторические здания выглядят неброско и оттого симпатично, тогда как новостройки, выдержанные в утилитарном духе, симпатий не вызывают. Не вызывают симпатий и обитающие внутри студиозусы, многим из которых очень не помешало бы, на мой взгляд, оказаться внутри легендарной кутузки университета – эта достопримечательность Гейдельберга неизменно популярна у туристов. К сожалению, со времён средневековья нравы по части воспитания юношей сильно смягчились, и наиболее действенные меры нынче преподавателям недоступны…

Лицезреть немецких студентов в их естественной среде обитания нам довелось и внутри университетских зданий, куда мы заглянули из любопытства, и на улице Grabengasse , где компании учащихся имеют привычку столоваться. Там по округе расположено сразу несколько закусочных, где, к примеру, легко заполучить сытный сэндвич ценой всего 2.20 евро; такого рода лавочка под названием «Der kleine Gundel » запомнилась мне тем, что возле неё клубились сразу несколько компаний, пославших гонцов внутрь тесноватого зала и теперь приплясывающих в ожидании снеди – видать оголодали ребята на лекциях…

Поблизости, к слову, приплясывали другие компании, числом поменьше: с площади перед университетом периодически отправляется экскурсионный автобус по Гейдельбергу, и ожидающие его скапливаются возле места посадки заранее. Видать, эту штуку местные власти запустили недавно, потому что в прошлый визит на берега Неккара даблдеккеров не заметил. Ну что сказать, очень даже правильное начинание, и нынче желающие осмотреть город могут заплатить 12 евро за билет и спокойно рассматривать достопримечательности Гейдельберга с высоты второй палубы. Рейсы отправляются по выходным в 10:30 и 14 часов, в будние дни есть только дневной рейс. Билеты продаются в туристических офисах, экскурсия длится два часа.

Одним из тех объектов, которые никак нельзя пропустить во время экскурсии по Гейдельбергу, является Иезуитенкирхе. Она, во-первых, самая большая во всё городе, во-вторых, самая важная, и все остальные по своему статусу ей никак не ровня. Зато уже осмотренные нами храмы способны похвалиться достаточно древней родословной, тогда как церковь иезуитов выстроили лишь в первой половине XVIII века. Видимо, иезуитский орден выбил для своей «подопечной» высокий статус благодаря тому влиянию, которым его представители пользовались в этих местах после Контрреформации, и уж совершенно точно они приложили все усилия, чтобы церковь выглядела стильно; все барочные черты в облике Jesuitenkirche отражены самым недвусмысленным образом.

Пришло время посетить самую наиглавнейшую достопримечательность Гейдельберга, руины некогда красивого замка. Стоящее на горе сооружение отлично смотрится снизу, но куда интереснее забраться наверх и со смотровых площадок взглянуть на открывающуюся панораму. Мы в своё время проделали переход по возвышенности без затруднений (80 метров вверх, в общем, ерунда), но поскольку не все читатели склонны к восхождениям, обращу внимание таковых на фуникулёр, исправно доставляющий пассажиров на верхотуру. Билет в общем случае стоит 6 евро, однако нам на глаза попалось спецпредложение, позволявшее за 5 евро получить и право на проезд, и возможность посетить замок. Соответственно, мы крепко ухватились за этот вариант и вскоре уже гордо проходили через главные ворота комплекса.

Лично мне непонятно, почему один из самых привлекательных дворцов Германии уже столько лет пребывает в развалинах, словно никому нет до него дела – как разрушили его в конце XVIII века, так, кажется, особо и не восстанавливали. Пожалуй, тут играет свою роль историческая правда, как и в случае с афинским Парфеноном: оставить как есть вроде бы не комильфо, а если начать реставрацию современными средствами, получится новодел. Вот и стоит замок-дворец Гейдельберга неприкаянным, радуя глаз наружным фасадом и не радуя пустыми проёмами окон…

Впрочем, дворец отчасти функционирует, и в его подземельях устроен, к примеру, музей аптечного дела. Его уникальная коллекция экспонатов однозначно заслуживает внимания, ибо где же ещё удастся проследить всю эволюцию методов лечения от алхимических колб и знахарских трав к нынешним шприцам-таблеткам; переходя из зала в зал не перестаёшь радовать прогрессу медицины: лечиться по тем рецептам, чьи ингридиенты фигурируют за стёклами шкафов, как то не хочется – мне больше всего запомнился сушёный крокодил…

Обязательно стоит упомянуть и гигантскую бочку, скрытую в недрах комплекса: это самая большая бочка в мире, достигающая размера нескольких человеческих ростов. А ещё стоит заглянуть на смотровые площадки, чтобы полюбоваться панорамой Гейдельберга. Внизу простираются крыши домов, чуть поодаль величаво несёт свои воды Неккар, по водной глади скользят кораблики – красота, да и только!

Кстати. о корабликах: мысли про круиз по Неккару имелись у меня ещё в прошлый визит, но тогда я не располагал необходимой информацией. Теперь дело не выгорело из-за недостатка времени, и всё же я поделюсь накопленными знаниями, вдруг да пригодятся они кому-нибудь. Короче говоря, регулярные поездки по реке организует компания «RNF ».В ассортименте фирмы имеются и короткие, на 40 минут, круизы по Неккару, и многочасовые поездки в соседние города, такие как Мангейм. Билетик на короткий маршрут обойдётся в 6 евро, 10 евро стоят двухчасовые вояжи, и так далее.

И раз уж зашла речь про реку, давайте выйдем, как это сделали мы, к Alte Brucke , старинному мосту через Неккар. Эта конструкция удерживает место второй достопримечательности Гейдельбега по фотографируемости, уступая лишь дворцу. Собственно говоря, мост-то не так уж и стар, однако вместе с округой живописен необычайно, и потому забываешь, что построили его в 1786 году, заменив деревянную переправу – её предки соединяли берега с XIII столетия, только дерево есть дерево, и недолговечные мосты приходилось раз за разом обновлять. Нынешний, каменный вариант тоже пришлось обновлять после военных действий Второй Мировой, в которых он сильно пострадал, и сейчас всё смотрится вполне презентабельно.

Рядом с мостом на южном берегу стоит странноватый памятник непонятному зверю, которого многие считают забавной обезьянкой; лично я не вижу в этом монстре ничего забавного, вот жутковатым его назвать вполне уместно. И пусть с тех пор, как в XV веке это чудище угнездилось на парапете, инцидентов с откушенными руками, допустим, не было, но по-моему, нападение зверюги как-нибудь непременно случится…

От Alte Brucke главный вокзал Гейдельберга отделяет приличное расстояние, и даже местный транспорт в тех местах не выручит. Поэтому мы, не желая топать пешком до электрички, сделали хитрый финт, пройдя бережком Неккара и добравшись к другой станции, Heidelberg Altstadt. О ней мало кто знает, хотя важнейшие достопримечательности Гейдельберга находятся рядышком с её платформами. А всё потому, что железнодорожная ветка «ныряет» в глубину занимаемого дворцом холма, и обнаруженный нами вокзальчик незаметненько так приткнулся между входом в тоннель и скалой. Думаю, экскурсии по Гейдельбергу надо начинать по уму именно отсюда, ибо и самые интересные объекты близко, и турофис есть, и поезда ходят довольно часто – однозначно выигрышный вариант начать знакомство с городом.

Нам же предстояло вскорости начать знакомство с другим городом земли Баден-Вюртемберг, известнейшим курортом двойного имени - анекдот про Баден-Баден должен быть у всех на слуху...

МОСКВА, 22 апр — РИА Новости, Алексей Михеев. "Всеженские именины" и "международный женский день для христиан" — спустя две недели после Пасхи православная Церковь вспоминает женщин, первыми пришедших к гробнице казненного Христа и узнавших, что там его нет. С каждым годом в России этот праздник все популярнее. Существует ли сегодня идеал православной женщины — в материале РИА Новости.

Ящик Пандоры и подвиг на кухне

Второе воскресенье после Пасхи посвящено не апостолам и не каким-то известным святым, а самым обычным женщинам, чьи судьбы укладываются всего в несколько евангельских строк. Они постоянно следовали за любимым Учителем и выполняли обычную рутинную женскую работу, знакомую любой хозяйке: стирали, прибирали и готовили еду. А когда Христос был распят и похоронен и все ученики в страхе разбежались, именно они пришли к его гробнице, чтобы по иудейском обычаю помазать его тело ароматным маслом — миром. И именно им первым сидевший у пустого гроба ангел рассказал о главном чуде христианства — Воскресении Бога.

Античный мир был крайне патриархален. Хотя в Ветхом Завете Ева названа помощницей мужчины и матерью всех живущих, а многие библейские тексты женщин даже прославляют, благочестивые иудеи каждый день молились словами: "Благодарю тебя, Боже, за то, что не сотворил меня женщиной". У греков первой женщиной была Пандора. Из-за нее во все языки вошло выражение "ящик Пандоры", из которого разлетелись по миру беды, несчастья и бедствия. Греки даже жаловались, что не могут завести сыновей без помощи женщин, дескать, куда проще было бы: что-то пожертвовал в храм, а наутро забрал готового ребенка.

Но первыми воскресшего Христа видят именно женщины. Поэтому язычники не упускали случая поиздеваться, как писал один из первых антихристианских полемистов Цельс: "А что он, хотя не сумел постоять за себя при жизни, став трупом, восстал, показал следы казни, пробитые руки, — то кто это видел? Полубезумная женщина или кто-нибудь еще из той же шарлатанской компании". Женщины, как свидетели Воскресения, были настолько чудовищно проигрышным "пиар-ходом", что объяснить его можно только одним — они действительно первыми увидели Христа.

Любовь и карьера — две вещи несовместимые?

Христиане верят, что в святых женах, пришедших к гробнице Христа, воплотились все главные качества, которые должны быть присущи женщине, — любовь, самопожертвование, стремление стать матерью. Поэтому в День святых жен-мироносиц поздравляют всех близких и знакомых женщин, а некоторые священники после утренней службы дарят каждой прихожанке цветы. Но если таков христианский идеал, как тогда быть с карьерой и стремлением к успеху?

"Даже верующая женщина, живущая в Церкви и соизмеряющая себя с теми женами, которые две тысячи лет назад первыми принесли радость Воскресения Христова, находится сегодня в пространстве размытых ценностей. Должна ли она просто состояться как мать? Вроде бы этого мало, есть другие критерии, по которым женщина "оценивается". Она должна быть хорошей дочерью, прекрасной сестрой, обязательно — успешной. Такой женский KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности, один из базовых элементов бизнес-стратегий. — Прим. ред.). Но на самом деле этот KPI сегодня — все та же миссия жен-мироносиц", — уверена координатор пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Мария Коровина.

"Сто лет назад главным было то, что ты — жена, что у тебя несколько детей, ты любишь мужа и следуешь за ним, как за Христом. А сегодня? Требуются машина и квартира, ты обязана быть успешной, сделать карьеру. Что с мужем — здесь уже не совсем понятно, дети — в общем, необязательно, еще успеешь, в храм ходить не очень как бы и надо, но как же не показать, что, как успешная женщина, ты и о душе успеваешь подумать? И получается, что галочки нужные поставлены, но ничего цельного, если задуматься не только о сегодняшнем дне, нет", — рассуждает она.

И что же делать? Хранить мир в душе, не дать себя растерзать на потребу дня, не стать женским "хайпом" в этом мире, попытаться привлечь к себе все благое и доброе, что женщины достойно, уверена собеседница. Для нее идеал православной женщины — это в первую очередь порядочный и умный человек, а не отказавшийся от мира фанатик в черном платке и длинной юбке.

"Я знаю много достаточно "продвинутых" жен священников, которые куда современнее бизнес-леди с Тверской или из Нью-Йорка. Я за гармонию. Если женщина гармонична, у нее всегда все хорошо. И с душой все в порядке, и с карьерой неплохо. А вера должна быть как стержень. Бог в середине, все остальное — вокруг. Но без фанатизма", — улыбается она.

Всегда "в тренде"

В том, что жены-мироносицы были самыми современными женщинами своего времени, убежден и наместник столичного Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев). Современность, по его словам, заключается в первую очередь в способности видеть перед собой перспективу. А перспектива веры — это всегда и прежде всего перспектива вечной жизни.

"Женщины совершенно разных взглядов и социального происхождения смогли через встречу с Христом подняться над всеми взглядами своей эпохи — и социальными, и религиозными, и политическими — и через личное чудо веры посмотреть на мир сквозь призму вечности. Ведь если бы Христос пришел сегодня, Он точно так же, как и тогда, не оправдал бы сиюминутных надежд. Даже и апостолы не до конца понимали смысл Его прихода в мир", — говорит священнослужитель.

А когда вера нечто большее, чем украсить стол на Пасху и раз в месяц зайти в храм, размышляет он, когда она в полной мере — смысл жизни, человек полностью меняется, и "кондовые рамки" любых условностей для него уже не существуют. И любые усилия и труды воспринимаются как вклад не в текущий момент, а в бесконечное будущее.

"Поэтому жены-мироносицы опережали восприятие мира своими соплеменниками. И подражать им сегодня — значит понимать, как наша ежедневная жизнь отразится в вечности", — заключает он.

Церковь Святого духа стоит на главной Рыночной площади Гейдельберга, напротив Ратуши. Готическая зальная базилика с барочными кровлями и куполами – крупнейший храм и самая высокая каменная постройка старого Гейдельберга, доминирующая в его панораме.

Существующему зданию предшествовал одноименный позднероманский храм, известный по документу монастыря Шёнау за 1229 год, остатки апсиды которого были обнаружены археологами (1936); в последней четверти 13 века он был перестроен после пожара в трехнефную базилику.

Базилика была заложена как парадная церковь и усыпальница курфюрстов Пфальца Рупрехтом III в 1398 году. Возведенная при нем восточная часть базилики (к 1410), была органично дополнена нефами при Людвиге III (к 1441), а возведение западной башни продолжалось с перерывами до 1508 года. В начале 18 столетия появилось ее барочное завершение (1807), вскоре после мансардной барочной кровли всего здания (1698–1700).

Церковь выстроена из местного красного песчаника. Снаружи все ее части (кроме башни) составляют единый объем, стены которого прорезаны высокими стрельчатыми окнами, чередующимися с контрфорсами. Внутри все компартименты здания перекрыты системой крестовых готических сводов. Светлое зальное пространство хора с рядом круглых колонн контрастно выступает против затемненного трехнефного пространства западной части, где над боковыми нефами на разных уровнях тянутся эмпоры, а нефы связаны между собой двумя ярусами стрельчатых аркад. Именно в широких боковых нефах (редкое явление - они шире центрального нефа!) располагалась Палатинская библиотека Людвига III.

В 1978–1985 годах была проведена реставрация здания, в ходе которой восстановлены исходные цвета.

Главные достопримечательности церкви – могила Рупрехта III, памятная доска с именами Гейдельбергского христианского братства и деревянная резная кафедра на одном из столбов хора.

Храм имеет сложную конфессиональную историю, в которой стоит отметить несколько моментов. При создании Гейдельбергского университета за ним, ради финансовой помощи учебному заведению, были закреплены пребендарии (источники доходов) других церквей. Он одновременно был и университетским, и приходским храмом Старого города. С 1705 по 1936 годы церковь была буквально разделена поперечной стеной между евангелической и католической (а потом и старой католической) общинами. С 1936 года церковь причислена к союзу общин евангелической церкви Бадена. Сейчас здесь часто проходят концерты органной музыки.

Wiki: ru:Церковь Святого Духа (Хайдельберг) en:Church of the Holy Spirit, Heidelberg de:Heiliggeistkirche (Heidelberg)

Это описание достопримечательности Церковь Святого духа в Гейдельберге, Баден-вюртемберге (Германия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Создано 5 лет назад fitonia из Подольска

Евангелическая церковь Штадткирхе располагается на Аугустплатц. Строительство началось в 1855 году по планам Фридриха Эйзенлора. В 1864 году церковь была освещена, но из-за отсутствия денег башни были недостроены. Здание церкви было завершено только в 1874 году после получения крупных пожертвований, в том числе от казино, на завершение строительства башен по проекту Людвига Ланга.

Монастырская церковь Штифтскирхе в Баден-Бадене

Монастырская церковь, расположенная в Баден-Бадене на Торговой площади, представляет собой усыпальницу маркграфов Баденскийх. Базилика была построена в 13 столетии, нынешний облик приобрела в 1867 году.

Также интересны: каменное распятие, выполнение в 1467 году Николаем Герхардом, скульптуры таинства причастия, Мадонны и Святого Кристофера, созданные из песчаника.

Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа, расположенная на старинной Рыночной площади, неподалеку от Гейдельбергского замка, является крупнейшим храмом этого города, его символом и одной из центральных достопримечательностей. Возведенный из красного песчаника, добываемого на берегах реки Неккар, пышный готический храм с крышей и куполами в стиле барокко достоин звания настоящего архитектурного шедевра.

Строительство собора длилось больше ста лет - с 1398 по 1515 годы, и согласно первоначальному замыслу он строился в качестве усыпальницы Пфальцких курфюрстов и парадного храма княжеской резиденции. Во время войны за Пфальцское наследство, разгоревшейся в 1688-1697 годах, собор Святого Духа был серьезно поврежден, а большая часть погребений курфюрстов - разорены. Кроме того, в историю собор Святого Духа вошел как одно из мест хранения знаменитой Палатинской библиотеки.

Церковь Провидения

Церковь Провидения расположена практически в самом сердце исторической части Гейдельберга. Наряду с церковью Святого Духа она входит в число главных храмов Евангелической Церкви не только в Гейдельберге, но и в федеральной земле Баден-Вюртемберг.

Приходская церковь Провидения была построена в 1691 году на месте более раннего протестантского храма. Она сильно пострадала в результате разрушения города французскими войсками в 1693 году, и восстановлена в 1700 году. В 1717 архитектурный облик церкви дополнила северная башня, а в конце 1800-х годов интерьер был полностью переделан в стиле нео-ренессанс. Помимо живописного интерьера в церкви Провидения особого внимания заслуживает старинный орган мастера Маттиаса Беркарда, являющийся старейшим в Гейдельберге.

Коллегиатская церковь

Коллегиатская церковь в Штутгарте - главный приход Евангелическо-Лютеранской Церкви в Вюртемберге.

В X или XI веке на этом месте была построена деревенская церковь в романском стиле. С тех пор отдельные части церкви то разрушались, то увеличивались в размерах, добавлялись новые пристройки.

Во времена Второй мировой войны Коллегиатская церковь была почти полностью разрушена. Только башни на северной стене остались невредимы. Они являются одной из наиболее известных достопримечательностей Штутгарта. В 50-е годы XX века церковь восстановили, а с 1999 по 2003 прошел последний капитальный ремонт.

Отдельной достопримечательностью Коллегиатской церкви стал новый орган, состоящий из 5366 труб в 81 регистре, торжественно открытый в августе 2004 года.

Монастырская церковь

Монастырская церковь является одним из символов старой части Штутгарта. Это единственное в городе здание, сохранившееся с эпохи Гогенштауфенов.

Церковь была заложена на рубеже 10-11 веков у подножья Флорентийской горы и за время своего существования не раз подвергалась кардинальным изменениям.

Изначально задумывалось построить церковь в романском стиле. Однако в восемнадцатом веке было решено перестроить церковь в стиле готики, а затем в барокко. Отголоском перестройки служат две совершенно разные башни, которые расположены на территории церкви у западного и южного входа.

Лишь недавно церковь обрела свой современный «романский» стиль и открыла двери после долгой реконструкции.

Сегодня на территории церкви покоятся четырнадцать правителей Баден-Бадена.

Особенно привлекает внимание эпитафия на гробнице Людвига Вильгельма Баденского. Она украшена маленькими скульптурами, которые символизируют мужество, отвагу, мудрость и справедливость.

Церковь Святого Петра

Церковь Святого Петра является старейшим храмом Гейдельберга. В наши дни это лютеранская церковь, а в первые годы существования она принадлежала католическому приходу. Строительство Петерскирхе относится к рубежу XII-XIII столетий, более точная дата в дошедших до наших дней исторических документах не указывается.

Несмотря на свою древность, Петерскирхе не всегда оказывается включенной в туристические маршруты, - ее главным конкурентом является расположенная на главной площади церковь Святого Духа. Но истинные ценители древней архитектуры знают, что церковь Святого Петра старше как минимум на двести лет.

На протяжении многих столетий церковь Святого Петра выполняла роль "придворной" церковью гейдельбергского университета. Под ее сводами покоится прах многих видных ученых, преподававших в университете. Иногда здесь проводят различные образовательные мероприятия и публичные лекции.


Достопримечательности Баден-Вюртемберга

На возвышенностях Шварцвальда берет начало река Неккар. Ее протяженность 360 км, и течет она по самым живописным районам юго-западной Германии. Восточнее Мангейма красавица Неккар покидает узкое ложе и разливается на просторах долины Рейна. Вот там-то, на самой границе Оденвальдских гор, раскинулся по обеим сторонам лежащего вдоль реки Неккар неглубокого ущелья город Гейдельберг (Хайдельберг), обитель немецкого романтизма. В этом старом городе находится знаменитый Гейдельбергский университет, Церковь Святого Духа и другие знаковые достопримечательности.

Замок над городом

В Гейдельберге находится старейший университет Германии, основанный более 600 лет назад и это один из немногих городов страны, не знавший бомбежек во время второй мировой войны. Над живописными улочками и лабиринтом крыш величественно возвышаются развалины Гейдельбергского замка. Внизу блестит лента реки, рассеченной шестиарочным Старым мостом (Alte Brücke), который вносит дополнительную прелесть в безупречную гармонию долины. Сооруженные в XIII веке ворота моста венчают шпили в стиле барокко. Отсюда начинается Философенвег (Philosophenweg – дорога философов) – горная дорога, предназначенная для прогулок вдоль Гейдельберга.

С противоположного берега Неккара открывается впечатляющая панорама старого Гейдельберга, мерцающего в водах реки. В лучах предзакатного солнца сложенные из красного песчаника непреступные стены замка отливают золотом, а с наступлением темноты омываемые сиянием уличных фонарей руины будто плывут в ночи. Дважды в год, в первую субботу июня и сентября, замок озаряется огнями грандиозных фейерверков.

Воспетый романтиками

Под воздействием очарования Гейдельберга создаются новые песни и романы. Его красотой восхищались художники и поэты немецкого романтизма.

Марк Твен писал: «Если вы гуляете по Гейдельбергу и его окрестностям днем, вам кажется, что большей красоты вы не встречали, но когда вы смотрите на ночной Гейдельберг, на стелющийся по земле Млечный путь, то в скором времени начинаете понимать, что поспешили с выводами».


Сегодня Гейдельберг ежегодно принимает у себя около 3,5 млн туристов, более 1,5 млн из них – зарубежные гости. Пальма первенства в этом отношении принадлежит американцам, за ними следуют японцы и англичане. И первым делом все направляются в замок. Междугородние туристические автобусы обычно с центральной автомагистрали съезжают в Гайзбергский туннель и затем двигаются к замку по извилистой Шлоссбергштрассе (Schlossberg Strasse). Из центра города до замка можно добраться по дороге Бергбан (Bergbahn), берущей начало от рынка Корнмаркт (Kornmarkt).

Гейдельбергский замок

Замок стоит на северном склоне горы Кенигсштуль (Künigsstuhl), на 100 м возвышаясь над городом. В конце XIV века на этом месте правители княжества Пфальц возвели крепость. За годы Реформации и Крестьянской войны крепость значительно расширялась. О боевом прошлом замка свидетельствуют крепостной вал и пустые глазницы внушительных башен. В период с 1544 по 1620 гг. к крепости был пристроен замок в стиле ренессанс и разбит большой чудесный сад.

Внутренний двор ныне окружают фортификационные сооружения, хозяйственные постройки и дворцы разных архитектурных стилей. Со двора через арку можно пройти на террасу. Некоторые здания в настоящее время представляют собой развалины; в их пустых оконных проемах зияет небо. Но есть и отреставрированные помещения, в которых, как и в былую пору устраивают банкеты, концерты и театральные представления.

В часовне замка по-прежнему совершают обряды бракосочетания. Особенно любят водить своих невест к алтарю замка американские солдаты, расквартированные в Гейдельберге.

В замке размещаются также Государственный фармацевтический музей и несколько выставок, в которых представлены вещи и предметы быта пфальцской знати, жившей несколько веков назад. В Доме большой бочки, например, вы, увидите емкость для хранения вина, огромнее которой нет в целом свете, она вмещает 221276 литров напитка богов. Эту бочку охранял дворцовый шут Перкео, забавный карлик, прославившийся тем, что способен был влить в себя вина в объемах, многократно превышающих его собственные габариты.

Сожжен дотла

Правители княжества Пфальц были высокопоставленными политическими деятелями и пользовались уважением в Священной Римской империи, начиная со средних веков они входили в элиту могущественных курфюрстов (князей-избирателей), которые избирали короля Германии, а позже императора. История Гейдельберга помнит пфальцских князей как покровителей искусств и наук, так один из них по имени Рупрехт I в 1386 г. основал в городе университет.

Хейлиггайсткирхе (церковь Святого Духа) в момент создания являлась самым грандиозным культовым сооружением готики в Пфальце. В ней размещалась одна из ценнейших в мире коллекций книг.

В эпоху Реформации Гейдельберг перешел на сторону протестантов и в 1623 г., во время Тридцатилетней войны, подвергся штурму со стороны армии католиков, возглавляемой Тилли. Пфальцскую библиотеку в качестве военного трофея погрузили на телеги и отправили через Альпы в Ватикан. Впоследствии небольшая часть книг была возвращена Гейдельбергу. Бракосочетание Лизелотты Пфальцской с графом Орлеанским положило начало цепи катастрофических событий. После смерти младшего брата Лизелотты Бурбоны предъявили права на пфальцский трон и развязали войну. В 1689 г. долину Рейна наводнили французские войска. Они разорили множество городов, в том числе и Гейдельберг.

В 1693 г. город вновь был захвачен французами. На этот раз они сожгли Гейдельберг дотла, а фортификационные сооружения замка взорвали. Людовик XIV, получив известие об уничтожении Гейдельберга, приказал исполнить «Te Deum» в соборе Парижской богоматери.

Королевский монетный двор по этому случаю выпустил медаль с надписью на латыни, которая по-русски звучит следующим образом: «Гейдельберг разрушен. Так сказал король, и его приказ исполнен».>


Большинство исторических зданий Гейдельберга были сооружены в XVII веке, когда город перестраивался в стиле барокко. В 1764 г. некоторые здания повредила молния. Князь Карл Теодор истолковал это как знамение Божие и навсегда покинул свою резиденцию.

В конце концов, резиденцию курфюрста спасла от увядания одна французская семья. В начале XIX века замок приобрел граф Шарль де Грэмбер. Поселившись в нем, он принялся восстанавливать разрушающиеся помещения.

Два Гейдельберга

Альтштадт (старый город) ныне является пешеходной зоной, центральная улица этого района – Гауптштрассе (Hauptstrasse). Из архитектурных памятников особенно примечателен Отель-зум-Риттер (Hotel zum Ritter), построенный в 1592 г., это великолепное здание эпохи Возрождения расположено напротив церкви Святого Духа. Ему удалось выстоять в пожаре 1693 г. устроенном в городе французами, и сейчас, отреставрированное, оно по праву считается одной из жемчужин старого Гейдельберга.

В бывшем дворце Морасс (Morass) содержится богатейшая информация об истории города. С 1905 г. в этом здании размещается Пфальцский музей (Kurpfälzisches), в котором в числе прочих исторических ценностей экспонируется нижняя челюсть гейдельбергского человека, найденная чуть южнее Гейдельберга, в долине реки Неккар. Этот ископаемый человек жил на территории Европы, возможно, 500 тыс. лет назад.

Гейдельбергский университет

С Гауптштрассе пересекаются несколько узких улочек. Свернув на Грабенгассе (Grabengasse), вы попадаете на Университетскую площадь. В старом здании университета, построенном в 1712 г., посетителям в качестве исторической диковинки показывают бывший студенческий карцер. Судя по юмористическим граффити на стенах камер обитатели карцера не очень страдали в заключении.

Университет Гейдельбега и деловой район

Гейдельбергский университет, расположенный в дальнем конце площади, был возведен в 1931 г. на средства, полученные от США. Здание Шурманна, названное в честь посла США, – памятник бесчисленному множеству молодых американцев, проведших счастливые годы учебы в Гейдельберге.

Гейдельберг вернул себе репутацию «ученого города» в XIX веке, его университет, Ruperto Carola, названный так в честь своего основателя Рупрехта и великого герцога Карла Фридриха, способствовавшего его восстановлению, очень скоро получил известность «резиденции королей науки». В университете преподавали и занимались исследовательской работой многие замечательные ученые, сегодня Гейдельбергский университет – международный центр по изучению раковых болезней.

Современный деловой район Гейдельберга простирается вдоль Курфюрстенанлаге (Kurfürstenanlage) от площади Бисмарка (Bismarckplatz) до Центрального вокзала (Hauptbahnhof). Он застроен такими же строгими сооружениями из стекла и бетона, какие есть во всех городах Германии послевоенного периода. На правом берегу Неккара, на Нейенхеймерских равнинах, раскинулся современный университетский городок с клиниками, институтами и студенческими кампусами.


Гейдельберг не имеет ничего общего с военным гарнизоном, хотя в городе и его окрестностях живет много американских солдат и гражданских служащих с семьями. После войны Гейдельберг, счастливо избежавший разрухи, стал штаб-квартирой армии США, а позже здесь разместились некоторые из управлений НАТО. Район Патрик-Генри-Виллэдж (Patrick Henry Village), где живет основная масса граждан США, развился почти в отдельный город со своими церквами, школами, кинотеатрами, магазинами и парками отдыха.

Князья-студенты

В Гейдельберге живет около 134 тыс. человек, каждый пятый – студент либо университета, либо Педагогического колледжа, либо Музыкальной академии. Гейдельберг можно охарактеризовать как старый город с молодым лицом или как юный город с лицом старика. Толпы молодых людей, с утра до ночи заполняющие улицы Гейдельберга, свидетельствуют о том, что этот город не стареет душой, притягивая к себе свежую струю, при этом оставаясь самобытным.

С особняков старого города свешиваются разноцветные флаги, символизирующие различные студенческие братства, некоторые из них пропагандируют традиции пьянства, бытовавшие среди студентов в XIX веке, и даже устраивают поединки на шпагах при приеме новых членов.

Старый город оживает ночью, когда в студенческие кабачки стекаются и молодежь, и люди почтенного возраста. Самые знаменитые бары:

  • «Ротер Оксе» (Roter Ochse);
  • «Зеппл» (Seppl) – расположены на Гауптштрассе.
  • Кабачок «Три золотых яблока» существует только в оперетте под названием «Князь-студент», поставленной по мотивам немецкой пьесы «Старый Гейдельберг», в которой рассказывается о волшебной любви князя Карла Генриха и его пассии — служанки Кати. Эта пьеса приобрела всемирную известность после того, как на основе ее сюжета была поставлена оперетта, музыку к которой написал бродвейский композитор венгерского происхождения Зигмунд Ромберг.

Легенда о старом Гейдельберге после войны возродилась в одном из голливудских фильмов, в котором роль князя-студента исполнил известный тенор Марио Ланца.

Фестиваль под сводами замка

Во время ежегодного фестиваля, проводимого в августе, этот музыкальный спектакль семь вечеров играют в замке. В обстановке старины разыгрываемый сюжет в глазах зрителей приобретает подлинную историчность: ночь наполняет глухой стук копыт, потом вдруг из темноты выезжает, переливаясь в лунном свете, золоченая карета князя. Поскольку в августе в Гейдельберге обычно стоит хорошая погода, представление показывают во дворе замка.

На открытых трибунах могут разместится примерно 1200 зрителей; местечко отыщется даже для того, кто пришел непосредственно перед началом спектакля. В дождливые вечера мюзикл играют в Королевском зале замка, это помещение небольшое, поэтому билеты следует заказывать заранее в Гейдельбергском муниципальном театре, в туристических бюро или в театральных кассах.

Окрестности долины Неккар

Знакомство с окрестностями Гейдельберга тоже доставит вам огромное удовольствие. В долине реки Неккар тут и там разбросаны чудные необычные городки, которые и по сей день не расстаются со своими традициями.

В 10 км от Гейдельберга, вверх по течению реки, находится Неккаргемюнд (Neckargemünd), мекка студентов на протяжении многих веков. Наиболее знаменитый из местных традиционных кабачков – «Отель-зум-Риттер», здесь регулярно ужинали после охоты в окрестных лесах князья-избиратели.
Хорошо сохранился с древних времен Эбербах (Eberbach), старинный город с аркадами, булыжными мостовыми и деревянно-кирпичными домами, здесь жили Штауфены из давно угасшей династии германских императоров и королей Священной Римской империи. До вышеназванных городов можно добраться по дороге, пролегающей вдоль реки.

Посмотрите фантастическое видео про этот старинный городок. Не правда ли, это что-то волшебное?