Тунис термы развалины название. Из Хаммамета в Карфаген (Термы Антония Пия). Прототип: Религия и Карфаген

Термы (общественные бани) Антония Пия предназначались для элиты римской провинции. Когда-то давно с их террас открывался живописный вид на море. Сегодня здесь лежат руины некогда могучего римского города Карфаген. Для того, чтобы вода в термах всегда оставалась горячая, несчастные рабы были вынуждены проводить по двадцать часов в сутки на жаре у раскалённой печи. Само здание терм являлось весьма масштабным сооружением - оно держалось на мощных колоннах, а купол возвышался на тридцать метров над фригидарием.

Все аристократы и сливки общества стремились построить свои виллы поближе к термам Антония Пия. Это место считалось некими подобием неофициального форума - здесь обсуждали важнейшие политические вопросы, заключали крупнейшие торговый сделки и просто обменивались разного рода информацией.

Древнехристианское захоронение

Часовня Астерия сооружена в 7 веке над христианским захоронением. В часовне сохранилась мозаика с христианскими символами. Орнамент напоминает мозаику в Храме Рождества Христова в Вифлееме. На стенах часовни есть плитка с изображением животных.

А какие достопримечательности Карфагена вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Вилла богатого римлянина

Вилла расположена на высоком холме. Это был богатый дом на несколько семей с парадными залами, террасами, бассейном и частными термами.

В постройке дома использовались колонны из финикийского Карфагена разной формы.

Площадь внутреннего двора виллы богато украшена тематической мозаикой, возраст которой насчитывает около трех веков.

Национальный музей Карфагена является одним из старейших в Тунисе, он расположен на улице Коллине Де Бурса в восточной части города. Здесь представлены макеты Карфагена в различные периоды его существования, а сам музей стоит на том месте, где в первом веке до нашей эры начиналось строительство города. Само здание не очень большое, но из него открывается великолепный вид на современный Тунис. В его экспозиции есть старинные саркофаги и скульптуры, которые датируются римским и пуническим периодами. В залах музея хранятся доказательства того, что финикийцы первыми попали на берега Австралии и Америки более двадцати веков назад, еще задолго до Тасмана и Колумба.

Около самого музея находятся руины старого города, здесь стоят статуи богини Танит и бога Ваала. Также возле него находится место, где ранее приносили жертвы. В наше время здесь были найдены урны с остатками праха животных. На стелах под урнами высечены молитвы, которые сопровождали каждую церемонию жертвоприношения. Около стел археологи нашли церемониальные глиняные маски и остатки посуды, которые вскоре включили в экспозицию музея. Большинство находок имеет огромную историческую ценность.

Собор святого Луи в Карфагене

Собор святого Луи был построен не так давно - в 1890-ом году. Архитектура собора содержит в себе такие стили, как мавританский, готический, византийский. Строительство собора велось с разрешения Хуссейна II Бея. Это стало возможным благодаря кардиналу Лавижери, который и руководил строительством.

Собор был построен в честь Людовика IX Святого, который погиб на этой земле в 12-ом веке, при осаде Туниса. Его статуя располагается в небольшом саду на территории собора, недалеко от музея археологии.

До 1965-го года собор считался резиденцией Архиепископа Карфагенского. Сегодня собор святого Луи не является действующим. Здесь проводятся музыкальные фестивали традиционной тунисской и классической музыки.

Раскопки на холме Бирса

Когда-то давно в центре древнего Карфагена возвышалась крепость Бирса. По преданию, именно на этой земле лежали лоскуты бычьей шкуры, на которых Боги позволили простым смертным построить один из самых величественных городов древности. Само название "Бирса" переводится как "снятая шкура".

Крепость Бирса была окружена двумя стенами. Благодаря раскопкам стало известно, что внутри крепости находился храм Эшмуна, а на окраинах располагались финикийские дома, некоторые из которых могли достигать пяти этажей в высоту. Удивительно, но сохранить эти постройки помогли сами древние римляне. Дело в том, что когда римляне отстраивали новый Карфаген, они срыли верхушку холма, дабы впоследствии её расширить. А землю и булыжники они высыпали на древние постройки, которые не имели для римлян никакой ценности. Тем самым римляне помогли "уберечь" фрагмент крепости Бирса от дальнейшего разграбления арабами. Эти постройки можно увидеть и сегодня.

Рабочая резиденция Президента Туниса

На территории Карфагена немало современных построек. Среди таких построек рядом с термами Антония Пия располагается рабочая резиденция Президента Туниса.

Римский театр в Карфагене

На склоне горы у моря располагался грандиозный римский театр. До сегодняшних дней сохранились руины нескольких каменных ярусов – зрительские ряды. Театр вмещал около 5 000 человек. Сохранились и массивные колонны - около полутора метров в диаметре. Выполнены они из розового гранита. Здесь можно увидеть обломки мраморных плит, статуи. Сцена же практически не сохранилась. Римский театр сегодня используется как площадка для выставок и различных представлений.

Тофет Саламбо

В 1921 году недалеко от поселения Саламбо в Карфагене археологами было найдено место, напоминавшее кладбище. Взорам научных работников предстали вкопанные в несколько рядов урны с обуглившимися останками как животных, так и маленьких детей. Это кладбище назвали Тофет: считалось, что именно здесь были погребены принесенные в жертву дети и животные.

Библейское слово «Тофет» обозначает алтарь под открытым небом. Так называлось ритуальное место в Иерусалиме, где верховному божеству Молоху язычники приносили в жертву своих детей. Существует легенда и о приношении детей в жертву Ваалу карфагенянами. Для того, чтобы божество было благосклонно к жителям, семья должна была пожертвовать ему первенца.

Дальнейшие исследования, однако, показали, что легенды о жертвоприношениях были сильно преувеличены. Возможно, такой ритуал действительно существовал – однако на алтарь приносили уже умершего ребенка. Божество просили о новом, здоровом потомстве. И Тофет является кладбищем умерших от болезней детей.

Дорога от Карфагена к термам Антония Пия

По этой мощеной дороге древние простые жители Карфагена шли к термам пешком, а зажиточные граждане путешествовали в носилках. Современные путешественники, пройдя этот путь, ощущают масштаб древнего города-государства.

Бразильское посольство

На улочке, ведущей к раскопкам древнего Карфагена, расположилось здание посольства Бразилии. Небольшое здание современной постройки утопает в зелени и цветах.

Самые популярные достопримечательности в Карфагене с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Карфагена на нашем сайте.

Карфаген

Было бы странно, если бы Карфаген не был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Было бы не менее странно, если бы мы проигнорировали такую достопримечательность. Разумеется, мы направились туда cразу после музея Бардо.

Карфаген по-французски называется Carthage (Картаж). Он находится в 20 км на северо-восток от столицы, и к нему ведут многочисленные указатели. Заблудиться почти невозможно! Въезжаем в знаменитый пригород Туниса.

Сегодняшний Карфаген демонстрирует обычному туристу три культурных слоя: весьма скромные останки финикийского города на холме Бирса, многочисленные руины древнеримских построек и современное аристократическое предместье Туниса с президентским дворцом.

Со школьной скамьи мы знаем, что Карфаген должен быть разрушен – во всяком случае, так считали римляне. И ведь разрушили! Чтобы вспомнить остальные вехи его истории, приведу краткую историческую справку:

Карфаген был основан в 814 году до н.э. колонистами из финикийского города Тира. За счет выгодного географического положения город превращается в столицу крупнейшего государства Западного Средиземноморья. К III веку до н. э. Карфагену подчиняется Северная Африка, Южная Испания, западная Сицилия, Сардиния и Корсика.

После победы Рима в Третьей Пунической войне Карфаген потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н.э. Столетие спустя на этом месте была основана римская колония, ставшая столицей провинции Африка.

После завоевания Северной Африки в 670 году арабы основали город Кайруан, который стал новым центром региона Ифрикия, а Карфаген довольно быстро угас.

Помните, как миледи-Терехова в «Трех мушкетерах» взвывает к фанатику Фельтону?

Именно богу Ваалу приносили карфагеняне страшную жертву – первенца в семье...

Впрочем, пересказывая такие ужасные подробности, всегда надо держать в уме источник этих сведений. А историю, как известно, пишет победитель, которому всегда выгоднее выставить побежденного в цвете более черном, нежели тот был на самом деле. Пусть думают потомки: поделом ему! Узнав о человеческих жертвоприношениях карфагенян, так и хочется воскликнуть: какое счастье, что благородные римляне одержали победу над столь мерзким соперником, где не гнушались убить беззащитного младенца во имя грозного божества!

А вволю накричавшись, задумаемся. Карфаген был самым могущественным государством в Средиземноморье. Его армия и флот были столь сильны, что Рим всерьез опасался за свое будущее. Финикийские мореплаватели первыми обогнули Африку. Финикийские ученые придумали то письмо, на основании которого было создан алфавит всех современных европейских народов.

Мог ли достичь таких высот народ, в котором убивали бы первого ребенка мужского пола? Смею предположить, что при таком раскладе не потребовалась бы ни Первая, ни Вторая, ни, тем более, Третья Пуническая война – карфагеняне истребили бы себя сами.

Теперь, стоя на карфагенской земле, обращусь я к тем, кто дает жизнь человеку. Долго ли простоял бы идол тому божеству, которое захотело бы поглотить каждого рожденного вами первенца? Страшно представить, что сделали бы вы с тем несчастным жрецом, который пытался бы донести до вас волю столь кровожадного бога. Такая жертва противоречит всем заложенным в нас природой инстинктам, помогающим нам выжить самим и сохранить свой род. И даже суровый ветхозаветный бог был вынужден вмешаться и остановить руку Авраама, занесенную над его сыном... Ибо кому нужен такой бог, который приказывает нам убивать детей наших?

Наверное, не случайно ученые приходят к выводу, что эта страшная легенда о детских жертвоприношениях в Карфагене не соответствует действительности, а массовые детские захоронения говорят лишь о высокой детской смертности в те времена.

Впрочем, вернемся к действительности...

ФОТО БИЛЕТОВ!!!

Археологический музей-заповедник включает:
- Термы Антонина Пия;
- Музей на холме Бирса;
- Квартал римских вилл;
- Театр и Одеон;
- Амфитеатр и цирк...

Билет – единый на все достопримечательности. Также нужно отдельно оплачивать фотосъемку.

В Карфаген мы, как всегда, приехали уже к вечеру, и необходимо было четко понимать, куда бежать, чтобы не истратить драгоценное время впустую. Начинаем с терм Антонина Пия, одного из самых эффектных объектов Карфагена.

Термы Антонина Пия

Термы были построены прямо на берегу моря между 147 и 162 гг. н.э. и уступали по размерам только термам Траяна в Риме.

Вокруг терм создан целый археологический парк. Входная аллея делит парк на две части. Слева расположены древние финикийские захоронения, фундаменты домов, бассейны. Справа – руины огромных терм, построенных при римском императоре Антонине.

Римские аристократы посещали термы не столько ради гигиенических процедур, сколько для отдыха, общения, деловых переговоров. Именно к тому времени восходит древнеримская поговорка: "пошел патриций в баню, заодно и помылся".

От огромного сооружения сохранились только развалины нижнего, хозяйственного этажа, где нагревалась вода и откуда подавался пар и подогретый воздух.

Установленные археологами отдельные сохранившиеся колонны возвышаются над развалинами и дают представление о том, какую высоту имел главный этаж терм.

Квартал римских вилл

Археологический парк римских вилл (Parc archeologique des Villаs romaines) находится на месте бывший жилого квартала, который, в свою очередь, занимает территорию пунического некрополя III–II вв. до н.э.

Идем по улице, которой уже две тысячи лет!

Один из римских домов III века был частично восстановлен в 1960 г.

По найденной здесь мозаике, изображающей птиц, эту виллу назвали домом Птичника (maison de la Voliere).

В подвалах дома полно других мозаик.

Кстати, после посещения музея в Бардо в голову приходят всякие мысли насчет того, где их все же уместнее созерцать. И надо признать, что в музее искусство мертвеет...

Колонна в атриуме римской виллы.

Время поджимало. Ограничившись осмотром виллы Птичника, мы устремились к следующей достопримечательности Карфагена. Охранник, не совсем в тему попавшийся нам на встречу, посоветовал срезать путь через поле.

Мы зачем-то воспользовались его советом и долго-долго шли через выжженный солнцем пустырь, мимо новодельной мечети к Одеону.

Мечеть Эль-Абидин (2003 г.)

Предположительно, Одеон строился при императоре Септимии Севере для поэтических состязаний. Разрушен вандалами, и впоследствии его руины служили материалом для византийских построек. То, что мы увидели через ограждение, нас как-то не вдохновило, и мы поспешили обратно к машине, оставленной перед входом в квартал римских вилл. Что мы срезали "через поле", так и осталось для нас загадкой...

Дорогу к холму Бирса пришлось пару раз выспрашивать у прохожих.

Холм Бирса

Cathedrale St. Louis (1890)

На холме возвышается величественный собор в византийско-мавританском стиле. Он освящен в честь короля Франции Людовика IX, умершего в этих местах во время крестового похода, предпринятого им на север Африки в 1270 году. В храме до 1964 года покоилось тело архиепископа католической миссии в Северной Африке кардинала Лавижери, которое после провозглашения независимости Туниса перезахоронили в Риме.

Рядом находится вход в Национальный музей Карфагена (Musee National de Carthage), расположенный в здании бывшего монастыря Белого Священства, монахи которого и положили начало коллекции.

На стенах снаружи – огромные панно с римскими мозаиками.

На первом этаже музея находится коллекция керамики, пунические надгробия, погребальные вазы, масляные лампы. На втором этаже выставлена скульптура и множество мелких экспонатов: монеты, украшения, посуда и т.д.

Копия гигантской головы принцессы Антонины (оригинал находится в Лувре).

Строительство римского Карфагена на руинах финикийского города.

Фрагменты древнеримской мозаики.

Раскопки холма Бирса – один из редких объектов Карфагена с уцелевшими сооружениями времен финикийцев. Предположительно, это жилой квартал первой четверти II века до н.э.

Вдалеке виден остров в гавани – бывший финикийский порт.

На смотровой площадке рядом с музеем выставлена древнеримская скульптура.

На выезде из Карфагена нас остановил полицейский – заметив в руках штурмана фотоаппарат, он попросил убрать его и не доставать до самого Сиди-Бу-Саида.

Сиди-бу-Саид

Сиди-бу-Саид находится в нескольких километрах на север от Карфагена. Въезд на холм, где расположен центр, перекрыт шлагбаумом, но за небольшую плату его поднимают. Не без труда припарковавшись на крутых улочках, мы идем на прогулку.

Основной туристический аттракцион здесь – игра сочных контрастов: белоснежные стены зданий в компании пронзительно синих оконных наличников, ставней и фигурных решеток.

Вообще, Сиди-бу-Саид – лубочный городок, где все заточено под туриста. Даже цвета домиков. Возможно, такое сочетание характерно для Андалузии (откуда и перебрались сюда арабы), но совсем не для Туниса – в этом мы уже успели убедиться.

Говорят, Сиди-бу-Саид прославился после того, как известный немецкий экспрессионист Август Маке написал здесь картину «Вид на мечеть», в которой он смог передать все краски этого города. И вообще, здесь слишком многое наводит на лирический лад. По счастью, никто не хватает за рукав, не просит "только посмотреть"... Быть может, торговцы уже устали после жаркого дня...

Без сомнения, устали и мы – шутка ли, целый день наслаждаться тунисскими достопримечательностями? Медина Туниса, музей Бардо, Карфаген... Пора и честь знать!

Скажу по секрету, Сиди-бу-Саид был лучшим завершением долгого туристического дня, который я когда-либо видел. Наверное, тому причина – бодрящий мятный чай с кедровыми орешками.

Такой чай подается здесь повсеместно, но считается, что самый правильный – именно в Cafe de Nattes, куда мы совершенно случайно забрели.

Это самое кинематографическое кафе Туниса – его интерьеры со спиральными зелено-красными колоннами и покрытыми циновками лавками мелькнули в десятке фильмов, включая французскую сагу о неугомонной Анжелике.

Интерьеры Cafe de Nattes.

Мы расположились на открытой террасе и медленно потягивали местный чай-с-орешками, лениво наблюдая за действом внизу... Увлекательнейшее времяпровождение!

Мне кажется, что этим занятием грешили те великие, чьи портреты висят ныне на стенах знаменитого кафе: Альбер Камю, Симона де Бовуар, Андре Жид...

Смеркается, пора возвращаться в Махдию. Перед долгой дорогой надо бы подкрепиться. Внизу торгуют аутентичным арабским блюдом – мясом в лаваше, обильно разбавляя блюдо совсем не арабской картошкой-фри. Молодой араб на раздаче спрашивает, какие соусы добавить. Я неосторожно прошу добавить в мою лепешку хариссу – уж больно аппетитно она смотрится на тарелке. Кебабщик оказался нехорошим человеком: хитро посмотрев на меня, он добавил мне соуса от души. До конца съесть свою шаверму я не смог при всей своей любви к острым специям – она оказалась нереально жгучей! Так и поехали обратно в отель, успокаивая пожар во рту обильными порциями воды. Да-да, знаю-знаю, вода не поможет. А что делать-то?!

Путь домой лежал по тунисскому авторуту №1. Чем может развлекаться водитель на пустой прямой дороге? Только музыкой. По мере удаления от столицы европейской музыки становилось все меньше, а арабской – все больше. Пробовали ли вы слушать ее в течение нескольких часов подряд? Вот и я не пробовал. Для неподготовленного уха это оказалось сущей пыткой – мелодии, казалось, не отличались одна от другой ни на ноту, а тексты сплошь состояли из завываний. В общем, оставшуюся часть пути мы проехали уже в тишине, а в отель вернулись уже далеко за полночь.

Продолжение следует...


Наши блуждания в поисках античного Карфагена были хаотичными. Посмотрели карту, наметили для посещения ряд интересных мест, оставили машину на парковке рядом с термами и отправились куда глаза глядят. Кружили, возвращались. Дважды заблудились и лезли через какие-то колючие кусты. На пути самозабвенных поисков необъяснимо возникали заборы. Час искали амфитеатр (никто не знает, включая регулировщика, стоящего в 50 метрах от него), были намочены дождем и высушены солнцем.

Итоги блужданий под катом.



Как я уже писала, большинство дошедших до нас построек — римские. Карфаген действительно был разрушен, однако через 100 лет после того, как пунический город сравняли с землей, Юлий Цезарь выдвинул план восстановления города. После его смерти были начаты масштабные строительные работы в пределах границ старого города, срыта часть холма Бирса, возведены здания общественной инфраструктуры, жилые кварталы.


Термы Антонина Пия.

Самый раскрученный туристический сайт Карфагена — находящиеся на берегу моря термы Антонина Пия и прилегающий к ним небольшой раскопанный участок римского города, доступный для осмотра. Именно сюда везут организованные экскурсии, здесь людно, на территории есть скромное кафе с красивым видом на руины, в котором можно отдохнуть после осмотра и выпить кофе (кофе вкусный!). Путеводители грозно предупреждают, что за термами на холме находится резиденция президента — там, действительно, видныбелые виллы в зелени садов и развевается государственный флаг, - и фотографировать в том направлении строго-настрого запрещено, но никто на эту тему не бдит.

Термы — внушительное сооружение, занимающее площадь в 1,8 га. Постройка их датируется 146-162 годами, в 389 году термы пережили капремонт, имевший, как и все ремонты, разрушительные последствия — из-за допущенных ошибок началось обрушение несущих конструкций, здание законсервировали и впоследствии разобрали для иных строительных нужд.


Огромный зал. Интересно, что здесь было?

То, что мы видим сейчас — остатки подвальных помещений, системы водоснабжения, отопления и хранилищ. Две чудом сохранившиеся колонны дают представление о высоте залов первого этажа - потолок зала фригидариума площадью 1042 кв.м. поддерживали 8 мощных гранитных колонн высотой 20,6 м. (в некоторых источниках почему-то указана высота 15 м.)


Часть системы водоснабжения терм

Термы возведены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к общественным баням в Римской империи. Они были разделены на два отделения — мужское и женское, в каждом отделении были оборудованы парильные залы, залы с теплой и холодной водой. При термах имелись бассейны, гимнасий, солярий, а также общественные туалеты-латрины вместимостью до 100 посадочных мест. Не сохранившаяся мраморная лестница вела на берег моря. Помещения были щедро украшены скульптурами и мозаикой.


Огромные помещения подвалов - какой-то зал с колоннадой. За белым забором - президетнтская вилла.

Термы Антонина Пия ощутимо меньше своих сестер - терм Каракаллы или огромного комплекса терм Диоклетиана в Риме,- но для провинциального города они были поистине грандиозны. Стадиона (круглого или овального) при термах не было.


Реконструкция терм. Наглядно, но пластик крышки макета очень мутный(((

Рядом с точками, откуда открывается наиболее выигрышный вид раскопок, установлена информационная доска с реконструкцией и макет терм.


Гротик на перекрестке улиц

Поблуждав по подвалам терм, можно осмотреть находившийся рядом жилой квартал, там много мелких, но интересных объектов римской эпохи. Можно увидеть подземные римские цистерны, остатки многоколонной базилики, христианскую молельню, множество мелких фонтанов и нимфеев, развалины жилых домов.


Квартал у терм. Остатки базилики.


Остатки чего-то с бассейном .

К северо-западу от терм, на холме Одеон, расположен квартал богатых римских вилл . В пуническую эпоху здесь находился некрополь. Вероятно, римляне не страдали излишней щепетильностью, либо не допускали возможности, что их покой могут потревожить чужие мертвые. Виллы, окруженные высокими стенами, удобно расположились на склоне холма так, что из них открывался (и до сих пор открывается) красивый вид на море, гавани и туманную полосу гор вдали. Улицы вымощены камнем, имеют канавки для стока воды, подъемы оформлены ступенями. Некоторые дома имели открытые помещения, в которых располагались лавки.


Одна из улиц холма Одеон. Здесь вполне могли разъехаться две повозки.


Круглая ротонда, отмеченная на плане как "Храм нимф"

Самой известной виллой холма Одеон является Вилла Вольера (2 в. н.э.), получившая свое название из-за мозаик с изображением птиц. В центре главного двора располагался восьмиугольный бассейн, сейчас превращенный в клумбу.


Вилла Вольера. Вид на перистиль с террасы второго этажа.


Вилла Вольера. Мозаика "Павлин"

Вилла имела обширную террасу, украшенную статуями, а также приличных размеров купальню с цементным полом, правда, некоторые источники называют ее аквриумом. Перистиль был обрамлен колоннами из розового мрамора, не только традиционно круглыми, но и квадратными в плане столбами с винтообразно расположенными каннелюрами.


Вилла Вольера. Большая терраса.


Вилла Вольера. Бассейн. Видны полукруглые ниши для скульптур


Вилла Вольера. Круглые и квадратные колонны.

На вершине холма находится загадочное поле, поросшее мелким кустарником — не открытые в результате раскопок жилые кварталы. Ходить там нужно с осторожностью, поскольку под ногами постоянно возникают загадочные провалы, сводчатые ходы куда-то под землю, видны засыпанные землей остатки каких-то построек. Вся территория обнесена забором и осмотреть ее можно лишь пройдя квартал вилл.


Вершина холма Одеон. Нераскопанные кварталы.

У подножия холма расположен амфитеатр с прекрасной акустикой, ровесник Виллы Вольера, нещадно восстановленный и активно использующийся для проведения различных музыкальных мероприятий.


Амфитеатр.

Другим интересным общественным сооружением был Одеон , давший название всему холму — помещение для риторических диспутов, выступлений декламаторов и поэтов. В нем устраивались литературные состязания.


Остатки Одеона.

Напротив выхода из театра во дворах современных жилых домов видны раскопки еще одной римской виллы с трехколонным портиком и террасой. Мимо этой виллы нужно подняться на холм Бирса.


Вилла у подножия холма Бирса

В 600м от карфагенского театра в сторону моря, находится археологический парк, самым значительным сооружением которого являются остатки терм Антония.
Термы эти, носят имя императора Антония Пия (138-161 гг. Р. Х.) и были воздвигнуты в память усмирения этим римским императором, местных кочевых племён в 145-149 гг.Р. Х. Эти термы были самыми большими в Римской империи за пределами самого Рима.
1.

По дороге до терм, в парке встречается много и других остатков сооружений, к примеру христианская базилика первых веков, но от них мало что осталось, и интересны они больше специалистам.
2.

3.

На горизонте появились термы. Слева, за белым забором находится дворец президента Туниса.
4.

Но до наших дней сохранился лишь их фундамент представлявший собой не простое нагромождение камней, но сложные постройки и коммуникации расположенные ниже «уровня пола».
5.

6.

Карфагенские термы Пия Антония были украшены садами, здесь были палестры для гимнастических упражнений и залы для отдыха и бесед. Ниже первого этажа, как раз там, где хоть как-то сохранилось, располагались тёмные прохладные залы, имеющие подсобный характер. Здесь хранилось масло, древесина и предметы сервиса.
7.

8.

9.

10.

Вторжение в 439 году на северо-африканский берег вандалов, привело к тому, что в настоящий момент остатки терм имеют такое печальное зрелище. В течении длительного времени термы использовались в качестве источников строительного материала. Отсюда тоннами вывозили знаменитый нумидийский драгоценный мрамор, колонны, статуи, бюсты императоров и членов их семей.
11.

12.

13.

14.

Массивная 15-метровая колонна (найденная во время раскопок) – одна из многих, что поддерживала крышу терм. По этой колонне можно получить представление о масштабе всего сооружения.
15.

Термы включали в свою территорию огромную террасу для приёма солнечных ванн и открытый плавательный бассейн. Карфагенские термы Антония уступают только величию терм Каракаллы (7га) и терм Диоклетиана (12,5 га), возведённых позже.
16.

17.

Место это сильно туристическое, и обычно тут полно народу.
18.

19.

20.

21.

22. Кладка

23.

24. Реконструкция терм

25.

Пойдемте на выход
26.

27.

28. Местная флора

29. Пальмовая аллея

30. Плоды шелковицы

Очень интересной частью древнего города Карфагена, расположенного в пригороде Туниса, являются руины Римских терм императора Антонина Пия, находящиеся на территории Археологического парка. Карфагенские руины Римских терм считаются вторыми по величине в Римской империи, и уступают по своим размерам только термам Траяна, в столице Италии - Риме.

Римские термы Карфагена в древние века были самым популярным местом отдыха и встреч среди представителей местной аристократии, которые тут не просто разговаривали о личных проблемах, купаясь, но и вели деловые беседы, решали очень важные для города вопросы. Римские бани Антония Пия в Карфагене по площади занимали около двух гектаров земли. Эти развалины – остатки только римского периода Карфагена, а от пунического периода тут не осталось ничего, так как все постройки римляне возводили поверх более древних пунических домов.

Как нам известно из уроков истории, Карфаген был важнейшей финикийской колонией, а его власть со временем распространилась далеко за пределы холма Бирса, где он первоначально был заложен принцессой Элиззой. Когда Карфаген захватили римляне, одним из императоров, им управлявшим, был Антоний Пий – человек, по сути своей, добрый и внимательный к окружающим: он смог заметно улучшить положение рабов, строил дороги, чтобы прочнее связать разрозненные части огромной Римской империи, возводил общественные здания. Именно благодаря ему мы видим сегодня и руины Римских терм в Карфагене, которые находятся на окраине . Эти бани были общественными, их возвели в период с 146 по 162 годы. Они находились на живописном морском берегу Тунисского залива. Правда, в ходе строительства были допущены некоторые просчеты, последствия которых выразились в обрушении этого величественного древнего строения. В 389 году была проведена реставрация, но это помогло ненадолго: все снова рухнуло и с тех пор термы никто не пытался восстановить. Наоборот, их камни растаскивали местные жители для возведения своих домов.

До наших дней от величественных Римских Терм города Карфагена сохранились некоторые фрагменты стен подвальных помещений, фундамент. В подвалах этих общественных бань находилась система водопровода и осуществлялся нагрев воды, кроме того, тут размещались помещения для работников при термах. Сами же помещения терм располагались на верхних этажах, от них посетители имели возможность спуститься к морскому берегу по великолепной мраморной лестнице, к сожалению, не сохранившейся до сей поры. Строительство бань вели согласно симметрично составленного плана: одно крыло было для мужчин, другое - для женщин. Свод основного помещения поддерживали восемь мощных гранитных колонн, которые сверху венчали коринфские бело-мраморные капители. Кстати, одна из этих восьми колонн, совсем недавно была водружена на свое законное место, а части других колонн и капителей можно увидеть разбросанными на территории терм.

В те давние времена, посещение бань было самым настоящим сложным ритуалом. Церемония начиналась с переодевания посетителя в специально отведенном для этого помещении - аподитериуме, где были разнообразные полки и ниши для одежды. Потом он должен был определиться, куда хочет пойти сначала: в горячий расслабляющий бассейн или в гимназию – место, где аристократы общались на интеллектуальные темы или тренировались. Затем посетитель отправлялся в тепидариум, где он хорошо прогревался мог и заняться помывкой. То есть, как вы уже поняли, Римские бани в далекие века были не только местом, где люди следили за личной гигиеной, но и местом общения, отдыха, развлечений. И это были не просто бани в нашем современном понимании, а роскошные залы, с богатым убранством, множеством слуг, отдыхать где, было одним удовольствием. Не зря богатые римские аристократы часто проводили на территории терм целые дни.

На сегодняшний день руины Римских терм Карфагена Антония Пия находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, наравне с другими руинами древнего Карфагена. Конечно, глядя на остатки былого величия очень сложно представить себе давнее великолепие, сделать это возможно только познакомившись с планом старинного строения, выбитом на плите, расположенной на лестнице, ведущей к баням.

Места вокруг Римских терм на территории Археологического парка не менее интересные, тут находится старинное кладбище. Если окунуться в античную историю, то раньше здесь располагалось место поклонения богу Ваал-Хаммону и богине Танит – которые считались городскими покровителями Карфагена, и чтобы эти боги были благосклонны к местным жителям, им было принято приносить в жертву мертворожденных мальчиков, хотя по другим версиям приносились в жертву живые мальчики –первенцы. Эта традиция восходит к пятому веку до нашей эры. Подробности этого шокирующего ритуала можно прочитать в романе Гюстава Флобера «Саламбо». Археологи в ходе своих поисковых работ на территории древних пунийских захоронений обнаружили пятьдесят тысяч маленьких урн-саркофагов, скрывающих останки младенцев. Когда они восстановили надгробные плиты этих могил, то увидели высеченные на них символы богов- покровителей , детские силуэты, лунный серп, женскую фигуру с поднятыми руками, олицетворяющую богиню Танит, солнечный диск – олицетворение бога Ваал-Хаммона. Увидеть эти маленькие саркофаги можно здесь же, их расставили вдоль дорожки, ведущей к Римским баням. Это немного шокирует и кажется непочтением к усопшим, но мы видим лишь то, что видим. Причем некоторые саркофаги открыты, естественно останков там уже нет, другие закрыты, и наличие содержимого в них неизвестно, но скорее всего они тоже уже пусты. Все это чуть-чуть коробит. А далее, тропа ведет вас к наполовину разрытому склепу захоронения представителей древней аристократии, таинственная дверца ведет куда-то под землю. Рядом находятся несколько раскопанных ям, теперь пустых, но раньше служивших могилой для бедных людей, так как тех было принято просто зарывать в ямы, а не хоронить в склепах.

Над территорией Археологического парка возвышается холм, огороженный высокой стеной по его контуру, там находится резиденция президента Туниса, которая серьезно охраняется военными с автоматами. Фотографировать правительственные объекты, военных, полицию и военную технику в Тунисе запрещено, так как если специально следящие за этим люди, могут заставить вас стереть сделанные кадры.

Руины Римских бань Карфагена – очень интересный исторический объект, дающий реальное представление о роскоши в которой жили в давние времена древние римляне, правившие тогда этим великим городом.